Икона Симеона Верхотурского: история и значение, в чем помогает и как молиться

Симеон Верхотурский образ святого в иконописи и тексте жития

Иконографию святого праведного Симеона, Верхотурского чудотворца, в целом можно назвать единой. Такова она и в материалах из собрания Новосибирского государственного художественного музея, где хранится восемь икон с изображением этого святого.

Традиционно Симеона писали стоящим на берегу реки с удочкой и ведерком воды у ног. Иногда на плоскости одной иконной доски фигура святого повторяется в разных масштабах и разных положениях. На заднем плане располагается часовня или комплекс монастырских строений. Чаще всего изображение строится на принципах прямой перспективы.

В других музейных и частных собраниях встречаются иконы Симеона, выполненные из бисера на картоне или же в виде овальных медальонов, созданных в технике финифти. Можно встретить цветную литографию под окладом из фольги, а также редкую для православной традиции деревянную скульптуру.

В Новосибирском художественном музее есть икона XIX века, где традиционное изображение святого выполнено на золотом цированном (гравированном по левкасу) орнаментированном фоне. Другая икона имеет оригинальную, вероятнее всего, владельческую особенность: к небольшому изображению Симеона прибиты мелкими гвоздиками прямоугольные металлические штампованные образки Господа Вседержителя и Николая Чудотворца. Более того, в эту же икону слева посередине врезан овальный элемент из фарфора и слюды, прикрывающий отверстие для хранения мощей.

Обилие материалов и техник исполнения свидетельствует о народном, в значительной степени кустарном, характере изготовления таких икон. Кроме того, это безусловное свидетельство широкой популярности образа святого в Сибири и за ее пределами.

Иногда Симеона Верхотурского изображали вместе с другими святыми. Нам известно несколько типов: Симеон и Николай Чудотворец, Симеон с мученицей Натальей. Однако подробнее остановиться хотелось бы на иконе, написанной, по всей видимости, в XVIII столетии. Имя мастера остается неизвестным. Этот образ привлекает интересным композиционным решением, а также тщательно продуманной богословской символикой цвета и формы. Образ святого праведного Симеона является, на наш взгляд, гармонической частью смыслового и композиционного построения этой иконы и может быть рассмотрен только в контексте изображения в целом.

Нижнюю часть композиции составляют четыре фигуры святых, выстроившиеся полукругом слева направо. Имена святых определяются по надписям, сделанным мастером-иконописцем белой темперой над фигурой каждого из изображенных. Здесь трое святителей — Николаи удотворец, архиепископ Мирликийский, митрополит Московский Петр, Димитрий, митрополит Ростовский, — и святой праведный Симеон, Верхотурский чудотворец. Николай, Петр и Димитрий одеты в богатые архиерейские облачения, украшенные изображениями растительного орнамента, жемчуга, драгоценных камней.

Облачение Ростовского митрополита Димитрия венчает не менее роскошно украшенный головной убор — митра, являющаяся, с одной стороны, символом духовной власти и высокого положения архипастыря, а с другой — напоминанием о терновом венце, сопровождавшем крестные страдания Царя царей. В апокалиптическом предвестии апостола и евангелиста Иоанна Богослова, например, Христос описывается с фантастическим венцом на голове.

Непременным атрибутом богослужебного архиерейского облачения на иконе является так называемый саккос — длинная верхняя одежда, которую в древности делали из грубых тканей, самого непритязательного покроя как напоминание о скорби и необходимости покаяния и строгого поста. Несмотря на то, что саккосы святителей, как уже было отмечено, дополнены многочисленными украшениями, они являются постоянным напоминанием о необходимости смирения и самоуничижения, подобного жертве Христа за грехи всего человеческого рода. В чине архиерейского богослужения есть удивительные слова, которые сопровождают облачение в саккос: «Архиерее Твои, Господи, облекутся в правду». Интересно, что саккосы святителей на нашей иконе выполнены в цветовой гамме, где превалируют красный и золотой цвета. Традиционно в христианской Церкви красный – цвет жертвы, мученичества, страдания за веру. Неслучайно поэтому облачения фиолетового, темно-красного и красного цветов священнослужители надевают в дни памяти мучеников и в церковные праздники, посвященные Кресту Господню, а значит, воспоминанию страстей Христовых. Желтые и золотые одежды имеют прямо противоположную символику. Это цвета радости, ликования. Облачения, выполненные в этой цветовой гамме, употребляются в богослужениях, посвященных Иисусу Христу, пророкам, апостолам и, конечно же, святителям, трое из которых представлены на иконе.

Еще одна важная, можно сказать, центральная деталь архипастырских одеяний — омофор, представляющий собой длинную ленту, огибающую плечи святителем и спускающуюся до самого подола саккоса. У всех троих святителей на омофорах изображен крест как образ земных страданий и воскресения Спасителя. Тот факт, что омофор огибает шею архиерея, свидетельствует о бремени, которое он берет на себя, вступая на святительскую кафедру. Омофор, таким образом, объединяет в себе два основных символических значения: уподобление епископа Христу в попечении о спасении людей и особую полно ту божественной благодати и силы, даваемых для этого архипастырю.

Возвращаясь к фигурам четырех святых, представленных в нижней части композиции, отметим, что на груди каждого из архиереев находится панагия (в переводе с греческого – «всесвятая») – медальон, на котором традиционно помещается изображение Богоматери. Слово «панагия» в христианской церковно-богослужебной практике имеет несколько смыслов. Помимо детали архиерейской одежды, так обозначается иконографический тип Богоматери, а также просфора в честь Богородицы — специально выпеченный и освященный хлеб, используемый для приготовления Честных Даров. Наконец, слово «панагия» особенно часто используется как эпитет Богоматери в текстах и обрядах христианских церквей. Мы полагаем, что всеми этими сведениями обладал иконописец, не случайно расположивший в верхней часта композиции Коронование Богоматери — популярный в XVIII веке иконографический сюжет, пришедший в восточнославянские страны из Западной Европы. Особое распространение этот сюжет получил в украинской церковной живописи.

В нашей иконе Коронование Богоматери представляет трехфигурную композицию: в центре находится Дева Мария, справа – Господь Вседержитель, слева – Христос с крестом в руках. Над ними парит белый голубь — символ Духа Святого. Трое святителей и Симеон находятся в молитвенном предстоянии Богоматери и Троице. Фигура праведника Симеона явно выделяется рядом с облаченными в одежды из дорогих тканей святителями Николаем Петром и Димитрием. Верхотурский чудотворец на иконе одет только в скромный темно-зеленый подрясник. Рясы того же цвета лишь отчасти видны под роскошными облачениями святителей. Интересно, что именно на темнозеленом фоне золотые высветления одежды Симеона, обозначающие избранность и сияние божественной благодати святого, особенно выразительны и четко видны.

Читайте также:
Икона София, Вера, Надежда, Любовь: история, значение, в чем помогает и как молиться

В окружении прославленных архиереев фигура праведного Симеона со сложенными в молитвенном обращении руками приобретает особый смысл. Иконописец в созданном им образе реализовал два пути святости. Первый путь указан самим Христом — пастырем своего стада, пострадавшим за грехи мира. Это путь архиерейского служения, постоянно сопровождаемый вниманием паствы и всех окружающих. Второй путь — менее приметный. Это путь самоотречения и тайного служения на благо людям и во славу Бога. Это путь, избранный Симеоном.

Темно-зеленый цвет подрясника, в который одет Симеон, тоже имеет символическое разъяснение. Облачения такого цвета, как правило, употребляются в богослужебной практике в дни памяти преподобных, то есть уподобившихся своей жизнью Христу, подвижников и юродивых. Именно среди юродивых Симеон прославлен Русской равославной Церковью за свое отречение от земных благ и жизнь вопреки общепринятым нормам поведения человека в обществе.

Старинное Житие святого, сохранившееся в списках XVII—XIX веков, рассказывает главным образом о посмертных чудесах, совершенных у честных мощей Верхотурского праведника. Собственно биографическая составляющая Жития изложена достаточно кратко. Из текста мы узнаем, что «житие же его бяше доброе. Человек той бяше в Сибирскую страну с Руси пришлец, дворянского чина рождением и жительствовааше у нас в странничестве, рукоделие же его бяше еже шить нашивки на одеяние кож овчих. на теплых одеждах, сиречь шубах. Бяше же к Богу прилежен и в церковь на молитву непрестанно входен». Будучи сыном состоятельных родителей, Симеон оставляет богатство, дворянские привилегии и отправляется в далекий сибирский край. Сообщается также в тексте Жития и о строгом телесном воздержании Симеона. На некоторых иконах из собрания Новосибирского художественного музея это отражается в лике святого, истонченном, строгом, сосредоточенном.

Возвращаясь к подробно рассмотренной иконе предстоящих Коронованию Богоматери святых, отметим еще одну символическую деталь. Композиция Коронования достаточно четко вписывается в круг — общераспространенный, в том числе и в христианстве, символ вечности и гармонической завершенности, а из фигур предстоящих святых складывается форма чаши, история которой в русской иконописи отсылает нас еще к Троице Андрея Рублева, где, по предположению некоторых исследователей, именно этот образ страданий и искупления организует смысловую и композиционную структуру изображения.

Единая в общих композиционных решениях, иконография Симеона Верхотурского приобретает смысловое разнообразие за счет внимания к деталям, оригинальным техническим аспектам исполнения. Особое место в иконографии занимают совместные изображения с другими святыми. И здесь внимание к детали вновь оказывается решающим в понимании единого смыслового целого и каждой его составляющей в отдельности.

Фотосъемка Игоря ШАДРИНА

Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 84 (март 2011), стр.20

Праведный Симеон, Верхотурский чудотворец

Память: 12 / 25 мая (второе перенесение мощей), 12 / 25 сентябрь (перенесение мощей), 18 / 31 декабря (прославление)

Многое неведомо нам о причинах ухода высокообразованного, воспитанного и прежде состоятельного человека из привычной дворянской среды, из столичных окрестностей. Обычно исчезновение подобной знатной личности не остается бесследным. Но где сейчас найти документы почти 400-летней давности (записка, завещание, письмо, церковная запись)? Чрезвычайно скудны сведения о жизни святого Симеона и в селе Меркушино, где он поселился, пройдя долгий путь из центральных мест Руси до северного Урала. Если говорить коротко, то вся жизнь его сводится к двум внешним действиям: шил полушубки да ловил рыбу. Само же чудотворство начинается после смерти святого Симеона, когда его гроб взошел над могилой.

И все же представляется возможным, опираясь на уже известные источники – “Книга глаголемая. Описание о русских святых”, 1888 год, “Рассказы из истории русской церкви”, “Материалы по истории раскола”, “Сказание о праведном Симеоне” митрополита Сибирского Игнатия, исследования В.О. Ключевского, “Иконописный подлинник”, на рассказы монахов и простолюдинов, на собственные наблюдения, – дать более полную и цельную картину подвига Праведного Симеона. Дадим эти примеры, эпизоды и размышления тезисно, в надежде, что они послужат основой высокохудожественно оформленной книги о Симеоне Верхотурском, столь почитаемом святом не только на Урале, но и во всей России.

Праведный Симеон Верхотурский

С детства обученный воспитателем-дядькой портняжничеству, чеботарству и рыбной ловле, святой Симеон этими ремеслами и навыками “поддерживал свое существование” в глухих местах Урала. Но это дело стало не просто ремеслом и промыслом. Симеон, портняжничая, имея отличный инструмент, часто вел рассказы. Зная наизусть многие места Ветхого и Нового Заветов, многочисленные притчи из жизни древних святых, он превращал свое пребывание в доме какого-либо меркушинца в настоящую неназойливую проповедь, поучения, благой совет. И нередко в таком доме, где пребывал “грамотный портной”, кроме хозяев, собиралась немалая группа соседей. Стали наведываться и из соседних сел. Будучи эрудированным во многих областях знаний, Симеон давал жителям советы в лечении от различных болезней, в воздержании от вредных привычек. Он и сам черпал опыт от местных знахарей, собирал травы, сушил их в своей избушке (небольшой кров у него все же был), безвозмездно давал советы болящим, успокаивал молитвой и благословением, направлял на исповедь в церковь к меркушинскому старенькому настоятелю. И нередко, по существу, исцелял больного.

Читайте также:
Икона Алексия, человека Божия: история, значение, в чем помогает и как молиться

Особенно важна роль Симеона как проповедника христианства среди инородцев, лишь недавно вошедших в состав Руси, частью обращенных в христианство, частью пребывавших в дикости, да и среди местных православных, исповедующих Христа, но еще не сумевших превозмочь некоторых языческих обычаев и понятий. Однажды, отправляясь по лесной тропе на свое постоянное место ужения рыбы, Симеон услышал рык, вой и как бы плач. Он тут же обнаружил глубокую яму-ловушку, в которую угодил молодой медведь. Симеон нашел в 10 саженях длинную лесину – срубленную сосну – и, с усилием потащив ее, опустил в яму. И тем самым спас зверя. Но почувствовал надсаду внутри. С тех пор прибаливал. Меркушинцы же дивились, что в хижину Симеона наведывается временами дикий зверь, “лесной хозяин”, дружит с ним, охраняет от хищников.

Меркушинский святой прославился среди заказчиков и местных жителей тремя особенно запомнившимися свойствами. Во-первых, он шил не простые полушубки, борчатки и меховые душегрейки, а нарядные праздничные одежды, украшенные также мягкими, дубленой кожи, накладками с чудными узорами, фантастическими орнаментами. Они надевались обычно по большим праздникам, на Рождество, Крещение, Сретение, Пасху. Во-вторых, повторимся, многие уже тянулись к его рассказам и поучениям из жизни Иисуса Христа и подвижников веры Христовой. В третьих – и это очень поражало и служило примером людям, – Симеон одинаково относился и к бедным, и к зажиточным крестьянам-заказчикам, почти не беря платы, а довольствуясь ночлегом или достаточным, как он считал, узелком с пропитанием на ближайшее время.

Богатый меркушинский купец заказал нарядные шубы для себя и для своей супруги. Сделав работу, Симеон рано поутру, пока еще в доме спали, собрался уходить. Хозяйка, заслышав его сборы, встала, поднялся и хозяин. Она дала ему фунт изюму, рису и полдюжины яиц, которые можно было покрасить на Пасху (дело было в апреле, в период Великого Поста). Сам купец протянул ему несколько больших монет. Симеон поклонился заказчикам, но от денег отказался. Купец хотел схватить его, силой дать деньги. Но огонь вдруг погас. Симеон исчез. Днем, выйдя на улицу, купец вновь встретил Симеона среди сельчан. Подошел и начал грубо оскорблять его за то, что тот не взял его денег: “Ты побрезговал моими деньгами! Думаешь, ты чище меня? Гордыня тебя обуяла?!” – “Что ты, что ты, добрый человек, вы и так достаточно меня отблагодарили. ” – “Ты бы мог стать дивно богатым, почему не берешь денег?” – “Бедностью своей я богат”, – говорил Николай Чудотворец, – ответствовал Симеон. – И разве деньгами и накоплениями мы кормимся? Не хлебом единым жив человек, сказано”. Огромный купчина поднял Симеона, бросил его оземь, пнул сапожищем. Местные бросились было защищать Симеона. Но он сам поднялся на ноги и просил не наказывать купца. Тогда заказчик вынул из кармана горсть денег и пытался засунуть их в рот Симеона. Выдохнул Симеон медную монету вместе с кровью. И все увидели – куда упала монета, вмиг растаял снег и поднялись голубые подснежники. Дальше рассказывают по-разному. Одни говорят, что вскоре по дороге на Верхотурье напали на сего купца волки. Другие утверждают, что его нашли истекающим кровью от рук ушкуйников. Едва живого привезли его в Меркушино. Симеон долго ухаживал за ним, смазывал раны, поил отварами, кормил медом. Подолгу молился за здравие болезного. Встал тот на ноги.

Николай Чудотворец и праведный Симеон Верхотурский

Стояла осень. И это был последний год блаженного странника. Физические надсады, полученные еще во время пути на север, а также, как говорит Афанасий, “телом же своим скорбяще чрево, явно яко от воздержания” – все это свалило его, обратило в немочь, хотя еще и не стар был. Жители Меркушина не оставляли его и по-прежнему слушали его притчи.

О дальнейших событиях – о выходе на поверхность гроба праведника, о чудотворности его мощей, о перенесении мощей в Верхотурье, о канонизации святого – обо всем этом написано достаточно много.

Расскажу два случая из своих наблюдений. У родителей моей матушки, живших в Вятской губернии, все время рождались мертвые дети или умирали во младенчестве. Пошли Ермолай и Наталья в церковь, поставили свечу и помолились: “Святой Симеон Верхотурский, помоги нам родить здоровых деток”. И родилась у них Ксения (моя матушка, прожившая 87 лет) и еще две девочки, прожившие одна 67 лет, другая 90 лет. После рождения Ксении завещали совершить ей паломничество в Верхотурье и помолиться мощам Святого.

Но совершилась революция, разрушались храмы, исчезали мощи праведников. И только сейчас мы можем вновь возблагодарить тех, кто дал моим родителям и мне жизнь и наслаждение миром Божьим. Я все же поехал в Верхотурье в 60-е годы. И хотя в то время мощи еще не были возвращены, нашел единственную действующую церковь при кладбище, поставил свечу нашему уральскому, всероссийскому чудотворцу.

И случился в мой приезд пожар неподалеку от гостиницы. Много народу сбежалось, кто с ведрами, кто с баграми. Но спасти уже, казалось, ничего не удастся.

Бедные старик со старушкой сидели невдалеке на узлах и сундуках. И все мечтали: хоть бы огонь до малухи, величиной с баньку, не добрался. А огонь уже пожирал забор, вот-вот дойдет до малухи и другим избам начнет угрожать. Я увидел, как одна немолодая женщина подошла к пожарищу, расстегнула телогрейку: на груди ее была икона Божьей Матери. Женщина встала на колени и воскликнула: “Матерь Божья, спаси нас! Николай Чудотворец, Симеон Верхотурский, не оставьте нас без крова!” Забор в одно мгновение рухнул на мерзлую землю, только искры столбом взлетели. Тут же мужики растащили его баграми, закидали землей, залили водой. И маленький стариковский домик, и вся улица были спасены.

Читайте также:
Икона Преображения Господня: история и значение, как молиться и в чем помогает

И небо становится ближе… Святой праведный Симеон Верхотурский

25 сентября – память Святого праведного Симеона Верхотурского.

Большинство людей любят путешествовать, бывать в интересных местах, видеть нечто необычное, знакомиться с новыми людьми. Ради свежих впечатлений некоторые преодолевают огромные расстояния, забираются в такие уголки планеты, куда редко ступает нога человека.

Но сколько бы человек не гонялся за впечатлениями, все рано или поздно приедается, радости с каждым разом становится все меньше и меньше и, в конце концов, наступает момент, когда этот удивительный и разнообразный мир кажется скучным, серым и неинтересным.

Однако совсем иначе смотрят на окружающую действительность те, кто, полюбив дорогу, выбрали целью своих поездок места, где можно отдохнуть душой, – святые места. Эти мудрые путешественники никогда не пресыщаются, потому что невозможно пресытиться благодатью.

Я решила последовать их разумному примеру и дать своей душе единственную потребную ей пищу, напоить ее из чистого источника отеческой веры: поехать в место дивное, святое. Помолившись, я отправилась в гости к праведному Симеону Верхотурскому.

«Сенькой звали его»

Это было очень давно – в XVI веке. В сибирском селе Меркушино в Верхотурском уезде поселился странный человек. Его манеры выдавали в нем благородное происхождение, однако жил он, как крестьянин: ел простую пищу, спал, как и все деревенские жители, на полу, своим трудом добывал себе пропитание. Собственного угла не имел, но зато знал ремесло – шубы шил. По тогдашней традиции, кого обшивал, у того в избе и жил, и питался тем, что дадут. Для сибирской стороны портняжничество – дело прибыльное, но этот чудак зачастую, немного не закончив работу у одних хозяев, переходил на постой к другим.

Сибирь тогда была дикая, полуязыческая, нравы у людей простые. Ох, и доставалось Симеону от разгневанных хозяев! И били его, и ругали, и денег за работу вовсе не давали. Ведь большинство людей думали, что им двигало корыстолюбие: в другом доме пообещали больше – вот он и ушел. Кому могло прийти в голову, что портной поступает так именно для того, чтобы избежать земного вознаграждения за свой труд и еще больше смириться? Симеон молча переносил оскорбления и побои, без ропота, без обид.

На местных девчат он не заглядывался: хоть и молод был годами, а семьи не заводил. Однако часто беседовал с детьми, рассказывал им о Христе, наставлял в истинной вере, и чистые души с детской простотой впитывали в себя слова праведника.

Когда в селе построили деревянный Михаило-Архангельский храм, многие часы Симеон стал проводить там, в доме Божием. Нередко видели Симеона на берегу реки Туры, где он подолгу просиживал с удочкой. И никто не мог даже помыслить, глядя на одинокую фигуру Симеона, что сердце его непрестанно беседует с возлюбленным Господом…

Он умер молодым, прожив чуть больше тридцати лет. Местные жители похоронили его и забыли, что был такой. А через пятьдесят лет земля сама вдруг вынесла из своих недр на поверхность гроб. Сквозь щели дощатой крышки сельчане увидели нетленные мощи праведника…

Кинулись вспоминать, кто такой, как звали – никто не знает. Слишком потаенную жизнь вел этот человек. Стали всем миром молиться, чтобы Господь, явивший Своим людям нового святого, открыл и его имя. Через некоторое время митрополиту Тобольскому Игнатию, проводившему освидетельствование новоявленных мощей, был голос во сне: «Сенькой звали его». Прославленного на Небе, Симеона, наконец, прославили и на земле.

Чудеса и исцеления от мощей святого праведного Симеона происходили бесчисленные, и в те далекие времена, и в наши дни. Глухое сибирское село наводнилось богомольцами, с той поры и до наших дней не прекращается в эти места паломничество: едут и едут верующие к святому – кто за помощью в житейских нуждах, кто за исцелением, кто за утешением в скорбях, а кто, как я, желая прикоснуться душой к святыне и обрести покой.

Благословенное Меркушино

Дорога вдоль реки Туры величественно-прекрасна: зеленые луга, холмы, ширь долин и темная зелень непроходимых лесов… Но вот, после очередного изгиба голубой ленты, взору предстает зрелище, от которого захватывает дух: ярче солнца горят на фоне лазурного осеннего неба золоченые кресты на куполах меркушинских храмов. На том месте, где были обретены нетленные мощи, возвышается Свято-Симеоновский храм, а рядом, соединенный с ним светлой галереей, храм в честь Архистратига Михаила. В середине прошлого столетия этот исторический храмовый комплекс был разрушен, но в 90-х годах его восстановили во всем его былом величии.

Самый большой храм – в честь Архистратига Михаила – столь просторный, и своды его так высоки, что кажется, будто он соткан из света. Купол уходит далеко ввысь, так что, когда смотришь вверх, даже кружится голова. Но самое удивительное впечатление производят бывающие в этих стенах Богослужения: необычайная акустика храма придает голосам певчих особое звучание. Сложно понять, где рождается звук, потому что он заполняет все пространство, долетает до самого купола и льется откуда-то с небес.

Читайте также:
Путивльская икона Божией Матери: история, значение, в чем помогает и как молиться

В цокольном этаже храма Архангела Михаила находится храм-баптистерий – необычайной красоты! Дневной свет туда не проникает, поэтому там всегда царит полумрак. В отблеске лампад таинственно мерцает позолоченный иконостас. Внушительных размеров купель для крещения выложена мозаичным орнаментом в византийском стиле.

Престол этого храма освящен в честь священномученика Константина, расстрелянного в Меркушино во времена богоборческой власти. Удивительно, что мощи этого новомученика пролежали все в той же топкой сибирской земле даже дольше, чем мощи праведного Симеона – восемьдесят лет, – но при обретении их также оказались нетленны. Нетронутой временем была даже одежда убитого священника, тело его не закоченело и сгибалось. Поистине благословенна меркушинская земля, во все времена являющая миру святых угодников Божиих!

мощи священномученика Константина Богоявленского

Сколько бываю здесь, никогда не могу налюбоваться на эти места, глаза желают, но никогда не могут удержать в первозданной красоте величие храмового комплекса, сердце щемит при взгляде на трогательно-прекрасную природу здешних мест.

Первым делом иду поклониться гробнице святого праведного Симеона, испить воды из целебного источника, бьющего в том месте, где явился на поверхность земли его гроб. Симеоновский храм построен прямо над источником. Есть места, из которых не хочется уходить, одно из них – гробница святого праведного Симеона Верхотурского: под ласковым взглядом святого, взирающего на тебя с иконы, чувствуешь себя хорошо и уютно, как дома. Сейчас гробница праведного Симеона – это выложенная мраморными плитами маленькая комнатка с источником посередине, расположена она прямо под алтарем Симеоновского храма. Время здесь движется совсем незаметно, а иногда кажется, будто оно вовсе останавливается, замирает и превращается в вечность.

Самих мощей в гробнице нет. Они в Верхотурье, в Свято-Николаевском мужском монастыре, куда их торжественно перенесли почти сразу же после обретения – в 1704 году. Налюбовавшись милыми сердцу местами, я попрощалась с Меркушино и отправилась в дальнейший путь, поклониться мощам праведника. Ведь если не увидел хозяина, то как можно считать, что побывал в гостях.

По дороге мне предстояло сделать несколько остановок. Первая – в месте уединенных молитв праведного Симеона, это совсем близко, километров десять от Меркушино. Здесь сохранился камень, сидя на котором святой молился и удил рыбу. В XIX веке на этом пустынном берегу стояла часовня в честь святого, которую в советские годы разобрали, теперь на ее месте поклонный крест, а рядом – деревянный храм в честь Всех Сибирских Святых, в котором регулярно совершаются Богослужения. Когда бываю в этом месте, то всегда почему-то кажется, будто святой и теперь пребывает незримо здесь. Хочется, как он, сесть на камень близ реки и долго-долго сидеть неподвижно, размышляя о вечности и благодаря Творца за непостижимую Его милость к нам, людям. В душе возникает живая вера, что по молитвам Своего угодника Бог слышит тебя и все тебе прощает.

Следующая моя остановка связана с именем другого святого – блаженного Косьмы Верхотурского.

Путь блаженного Косьмы

Вскоре после того, как мощи святого праведного Симеона Верхотурского были обретены, их решили перенести в Верхотурье, в мужской монастырь, дабы облегчить доступ к ним многочисленных паломников. В резном гробе, выложенном лебяжьим пухом, мощи праведника с торжественными песнопениями и молитвословиями понесли из Меркушино в Свято-Николаевский верхотурский монастырь.

Перенесение мощей св. Симеона в 1704 г.

Вслед за Крестным ходом на коленях полз юродивый Косьма, он был увечный и не мог передвигаться иначе. Когда Косьма выбивался из сил, то обращался к святому Симеону, как к живому, с простыми словами: «Брате, Симеоне, давай отдохнем!» После этого гроб с мощами никто не мог сдвинуть с места, процессия останавливалась, а блаженный Косьма (также прославленный ныне в лике святых) отдыхал, славя Бога и благодаря своего брата во Христе – Симеона. Позже на местах этих остановок верующие воздвигли храмы и часовни.

Дорога петляет то влево, то вправо, оставляя позади леса и холмы. Но вот, за очередным поворотом на небе вновь засияли два солнца – так ярко сверкает, отражая солнечный свет, Крест Христов на луковичной головке белокаменной церкви. Это показалась во всей своей красе Свято-Косьминская мужская пустынь. В XIX веке в память об очередной остановке крестного хода, переносившего мощи праведного Симеона Верхотурского, здесь была построена церковь.

Теперь на этом месте – целый монастырь. Братия в нем живет по строгому афонскому уставу, согласно которому проход на территорию пустыни мирским лицам запрещен. Иногда братья выносят в архондарик (комнатку для гостей) ковчежец с частицей мощей самого блаженного Косьмы. Еще только переступая порог архондарика, чувствуешь необычайную духовную радость, которая усиливается при соприкосновении с самой святыней – мощами святого Косьмы. Кто знает, может, блаженный утешает таким образом тех, кто следует его дорогой и благословляет их в дальнейший путь? Хочется верить, что это так. Тем более что радость эта долго еще потом не покидает окрыленную душу.

К сожалению, другие святыни на пути блаженного Косьмы не сохранились: были разрушены в прошлом столетии, их восстановление идет медленно.

Хранитель уральской земли

«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Иоан. 14:12).

Эти евангельские слова первыми приходят на ум, когда думаешь о тех многочисленных чудесах и исцелениях, которые происходили и продолжают происходить у раки с мощами святого праведного Симеона Верхотурского. Скольким слепым, хромым, увечным помог Господь во время Своей земной жизни! Чудеса не прекращаются и по сей день. Теперь их творят именем Иисуса Христа и Его святые угодники.

Читайте также:
Икона "Прибавление ума": история и значение, чем помогает и молитвы пред иконой

Симеоновы дни. Фото: Сестры.ру

Верующие едут в Верхотурье отовсюду: кто для того, чтобы попросить исцеления, кто с благодарностью за полученную помощь. Известно много случаев, когда исцеление происходило на расстоянии: человек с верой помазывал больное место масличком от мощей святого Симеона и получал полное выздоровление. Некоторые отправляются после этого в Верхотурье, чтобы поблагодарить сибирского чудотворца за его милость.

Но немало и таких, которые едут к любимому святому просто для того, чтобы еще раз увидеться с ним, помолиться, постоять в благоговейной тишине под громадными сводами величественного Крестовоздвиженского собора, в котором покоятся мощи. Обычно верующие стоят подолгу – уходить никому не хочется…

Святой праведный Симеон преставился ко Господу более трехсот лет назад, но он не покинул уральской земли, она вверена ему на хранение, как верному рабу Христову, до тех времен, пока не придет Владыка дома.

Вместо заключения

Люди долго могут скитаться по свету, заниматься разными важными делами, к чему-то стремиться, чего-то искать… Но стоит лишь попасть в святое место, как душу посещает ощущение, что все вокруг «суета сует». Душа замирает и, прильнув к святыне, кротко, но твердо возвещает: «Я нашла то, что искала, больше ничего не надо». И она долго не будет отпускать вас отсюда и потом станет всегда проситься назад, в то место, где коснулась ее Божия благодать. Моя душа полюбила Верхотурье и все те места, которые связаны с именем великого святого земли сибирской – праведного Симеона. Приезжайте и вы сюда, и кто знает, быть может, именно здесь Небо для вас станет ближе…

Текст подготовлен сестрами Ново-Тихвинскогомонастыря и интернет-издания Сестры.ру специально для портала «Православие и мир»

Читайте также:

Молитва Святому праведному Симеону Верхотурскому

  • По молитвам к Святому Симеону Верхотурскому совершаются чудеса исцеления.
  • В Сибири Святому Симеону Верхотурскому молятся об избавлении от паралича, глазных болезней, но это не значит, что Святого можно просить только об этом.
  • Молиться Святому Симеону Верхотурскому можно о любых скорбях, главное — чтобы молитва была искренней и шла от сердца.

Икона Божией Матери “Страстная”: история, значение, в чем помогает и как молиться

Икона Богоматери именуемая “Страстная”

Сначала немного информации из книжки, написанной к 300-летию храма села Маврино. Воспользоваться информацией из этой книжки мне посоветовал настоятель храма иерей Дионисий Иванов. А затем перейдём непосредственно к местночтимой резной чудотворной иконе мавринского храма.

Явление в России иконы «Страстной» тоже связано с легендой.

Современница царя Михаила Фёдоровича, жительница нижегородского села Палец (или Палицы), вотчины князя Лыкова, была одержима беснованием после вступления в замужество, и в течение семи лет дошла до такого отчаяния, что не раз покушалась на самоубийство. Как-то, придя в чувство, она стала просить Богоматерь избавить её от тяжкой болезни и дала обет, если выздоровеет, поступить в монастырь. Она была исцелена, но вопреки данному слову продолжала супружескую жизнь, имела детей и воспитывала их. Когда она вспомнила о нарушении обета, то снова заболела и слегла в постель. В это время кто-то приблизился к двери и сотворил обычную молитву. Затем дверь открылась и в комнату вошла Богоматерь. На Ней было багряное одеяние с золотыми крестами. Какая-то дева сопровождала Владычицу.

– Екатерина , – раздался голос Царицы Небесной, – Почему ты не исполнила данного обета в иночестве послужить Моему Сыну и Богу? Иди теперь и возвести всем о Моем явлении и скажи, чтобы миряне воздерживались от злобы, зависти, пьянства и всякой нечистоты и жили бы в целомудрии и нелицемерной любви друг к другу, почитая воскресные и праздничные дни.

Больная не решалась исполнить приказание. Тогда Богоматерь явилась ей ещё два раза. И в последний Екатерина была наказана: её голова обратилась на сторону, рот был искривлен, а тело расслаблено. После этого наказания Богоматерь приказала ей идти в Нижний Новгород и отыскать там иконописца Григория, у которого находится образ под именем «Одигитрии». Екатерина должна была рассказать Григорию о явлениях Богоматери и, собрав Её именем семь серебряных монет, отдать их иконописцу на украшение образа. За это Богоматерь обещала ей исцеление. Екатерина нашла иконописца и образ и была исцелена.

После этого совершались от иконы и другие чудеса. Она была перенесена в село Палец, к князю Лыкову, а оттуда, по желанию царя Михаила Фёдоровича, в 1641 г. икону перенесли в Москву и торжественно встретили у Тверских ворот. На месте встречи её вскоре поставили церковь, а затем и Страстной монастырь.

До разрушения в монастыре в шестое воскресение после Пасхи совершалось празднество в честь Страстной иконы Божией Матери.

Икона «Страстная» имела много списков. И все иконы призывали мирян воздерживаться от злобы, зависти, пьянства и прочей нечистоты, напоминали людям о неминуемой каре за подобные грехи, как и о милости после покаяния.

Вот как описывается московская икона: «На Тверской улице в Москве возвышаются прекрасные здания, собор, высокие стены и л ё гкая колокольня со звучными колоколами Страстного монастыря. Здесь пребывает Страстная чудотворная икона. Называется она так потому, что около лика Богоматери расположены два ангела с орудиями страстей Господних – крестом, губкой и копиём» .

Читайте также:
Икона Божией Матери "Взыскание погибших": история, значения, в чем помогает и как молиться

Она из чудотворных икон «Страстная» хранится в селе Маврино Щёлковского благочиния.

Очень интересно рассказал мне про местночтимую «Страстную» икону Божией Матери настоятель мавринского храма иерей Дионисий Иванов. И вот о чём.

Ранние сведения о Страстной иконе Божией Матери, находящейся сейчас во Владимирском храме села Маврино, относятся к началу XVIII века.

Существует предание, что образ Страстной Владычицы был обретён в ветвях огромного дерева, стоявшего в лесу у источника, неподалеку от деревни Костыши.

В то время свирепствовала холера. Вымирали целые деревни. Благочестивый зажиточный крестьянин из Головино (история не сохранила его имени) усердно молился в лесу у огромного дерева перед образом Пресвятой Богородицы «Страстной» о спасении его рода и, как говорится в предании, был спасён.

Трижды являлась икона в лесу возле огромного дерева и открывшегося на этом месте источника, но каждый раз исчезала к несказанному огорчению местных крестьян. Только после того, как благочестивые крестьяне специально построили для сего чудотворного образа часовню и отслужили молебен Пресвятому образу Владычицы Небесной, икона на долгие годы осталась осенять своей благодатью чудесный источник.

В пору лихолетий минувшего века часовня была разрушена. Пресвятая Богородица выбрала новый удел для Своей Страстной иконы – храм Владимирской Божией Матери на реке Дубенка в Маврино. Неустанно во все времена и до сего дня сей чудотворный образ в изобилии посылает людям чудеса и исцеления, видимо предупреждает их о бедствиях и испытаниях.

Понятие «Страстная» икона произошло от понятия страстей Христовых. На «Страстной» иконе изображаются орудия страданий, страстей Христовых. «Страсть» (церковнославянское слово) в данном случае имеет значение «страдание». Орудия страстей держат ангелы. Например, орудиями страстей Христовых могут быть: чаша, крест, копие, трость. Богомладенец, сидя у Богородицы на руках, смотрит на эти орудия страсти, показываемые ангелами.

Эта икона местночтимая (местнозначимая). Она имеет огромное значение для местных жителей.

Но эту икону знают и в Москве, и в других областях. Помолиться образу этой иконы приезжают люди не только из Московской, но и из Владимирской, из Ивановской, из других отдалённых областей.

Многие люди слышали именно об этой «Страстной» иконе Божией Матери. Но эта икона почитается не как историческая, а как икона, помогающая людям делать конкретные дела. От этой иконы происходит множество исцелений.

В настоящее время настоятель храма собирает сведения от частных людей по их воспоминаниям, связанным с фактами исцелений или каких-либо ещё чудесных действий от чудотворной резной «Страстной» иконы, находящейся в храме Владимирской иконы Божией Матери.

Батюшка рассказал мне о некоторых исцелениях и чудесах от этой иконы. Например, несколько лет назад молодая пара молилась о том, чтобы у них было чадо. Одно время они были бесплодными. Они приезжали в храм молиться. И через некоторое время свершилось чудо, и у этой пары родился ребёнок. К сожалению, сейчас контакт с ними утерян.

Было ещё множество различных исцелений от этой иконы. Например, приходила в храм женщина, у которой сильно болело око. Рентген показал, что никаких ушибов нет. Причём око болело всё сильнее. Женщина две недели регулярно мазалась маслицем от иконы, и, после того, как она помолилась перед иконой, око прошло.

Рассказал мне настоятель и о некоторых исторических фактах, связанных с этой иконой.

А теперь подробнее о том, как Пресвятая Богородица выбрала новый удел для Своей Страстной иконы.

В 20-х гг. XX века, в период «богоборчества» (боролись с религией, с иконами, закрывали храмы), часовня в Костышах стала разрушаться. Было решено перенести крестным ходом «Страстную» икону в мавринский храм. На окнах храма решётки, двери храма заперты. На утро иконы в храме не оказалось. Её нашли в часовне в Костышах. Причём так происходило не один, не два, а множество раз. Об этом явлении многие узнали, люди стали удивляться таким явлениям. Власти, узнав об этом, вместо того, чтобы подремонтировать, потребовали разобрать часовню. На полах была устроена танцплощадка. И только тогда икона осталась в храме села Маврино. Есть люди, которые об этом помнят. Иерей Дионисий Иванов говорил: «Я так предполагаю, что если восстановим часовню, икона уйд ё т туда опять. Хотелось бы часовню восстановить, но сейчас такого в планах нет. Сначала надо храм полностью отреставрировать. Сейчас, к сожалению, практически не осталось пожилых людей, которые были этому свидетелями и помнили это, но те из них, которых я застал при жизни, когда стал настоятелем этого храма, мне об этом вот так и рассказали. Только одни говорили, что икона три раза уходила, другие говорили, что два дня уходила, а на третий осталась. Некоторые говорили, что икону просто приносили в Маврино, и она оттуда уходила, а когда крестным ходом понесли, то только тогда икона здесь осталась. Но настоятель этого храма, служивший тут до меня, сказал, что икона уходила не три дня, а много раз, и каждый раз икону приносили в Маврино крестным ходом. И прич ё м приносили перед большими праздниками. Уходя в Костыши, «Страстная» икона Божией Матери там почти вс ё время и пребывала» .

В мавринском храме «Страстная» икона Божией Матери особо почитается 26 августа (общее церковное почитание образа Страстной Божией Матери) и в одиннадцатую пятницу после Пасх (чествуется только в храме в Маврино).

Почему «Страстная» икона Божией Матери в храме села Маврино чествуется в одиннадцатую пятницу после Пасхи?

Читайте также:
Иконы в спальне: можно ли ставить или нет, как вешать и куда расположить, ответ и мнение священника

В начале XX века к мавринскому храму было приписано десять деревень. Был обычай ходить в крестный ход по этим деревням. Но икону носили не в честь того, что она уходила, а потому, что это была многолетняя традиция.

Почему эта традиция не возобновляется сейчас? Ну, во-первых, я думаю, что сознание у людей, к сожалению, всё-таки ещё не до конца проснулось. И, во-вторых, возможно, сейчас просто нет крепких и сильных мужиков, таких, какие были в те времена, которые были бы способны держать эту икону и носить в такой крестный ход, даже несмотря на то, что сейчас к храму приписано не десять деревень, а меньше. Хотя и возможно, что стоит попробовать в ближайшем будущем возобновить эту традицию .

Страстная икона Божией Матери – история и почитание

Икона Богородицы «Страстная»

Дева Мария почитается Церковью как величайшая из святых, поскольку через Неё стало возможным Спасительное Боговоплощение. Неудивительно, что в честь Богоматери написаны сотни различных икон, каждая из которых является для нас «окном» в духовный мир. Некоторые священные изображения прославились как чудотворные – через них Небесная Владычица являет нам Свою благодать и щедроты. К таковым богородичным образам относится Страстная икона Божией Матери.

Страстной образ Богородицы: описание

Дева Мария представлена с Младенцем Иисусом на руках, Её голова слегка наклонена к Сыну. Такая композиция характерна для распространённого иконографического типа «Одигитрия». Особенность же иконы заключается в изображении рядом Орудий Страстей Христовых (использовавшихся при Его крестной казни). Они находятся в руках двух ангелов, парящих над Матерью и Сыном.

Чаще всего на святом образе присутствуют несколько Орудий Страстей. Это крест, на котором был распят Господь. Губка, которую смочили в уксусе и протянули распятому Христу для утоления жажды. Копьё, которым один из римских солдат пронзил подреберье Иисуса. Богомладенец с изумлением взирает на образ предстоящих страданий и тянется к Матери, обхватывая Её правую ладонь. Дева Мария со скорбью прижимает Сына к Себе.

Существуют и другие варианты Страстной иконы. Например, Господь может изображаться на коленях у Матери. Орудия Страстей в таком случае представлены в виде острых мечей, направленных в грудь Марии. Иногда Богородица изображается без Иисуса, а атрибуты Его казни – внизу иконы и на заднем плане.

Страстная икона Божией Матери: происхождение и прославление

Неизвестно, когда и кем был написан первый Страстной богородичный образ. Согласно книге «Смысл икон», традиция изображать Богоматерь с Орудиями Страстей Христовых восходит к балканским православным фрескам 14 века. Иконы подобного типа начали создавать не позднее 15 века.

Сохранилось предание о прославлении одного из списков (копий) Страстной иконы на Руси в начале 17 века. В селе Палицы близ Нижнего Новгорода жила крестьянка Екатерина, одержимая бесом. В те моменты, когда злой дух не мучил женщину, она слезно молила Бога об исцелении. Однажды страдалица дала обет стать монахиней в случае освобождения от беса. Вскоре после этого он покинул Екатерину, но она позабыла о своём обещании Господу. Когда же вспомнила, то от волнения ослабела и слегла в постель.

Ночью женщине явилась Богоматерь. Она укорила нарушительницу обета и призвала рассказать всем о Своём чудесном явлении, чтобы грешные люди одумались и покаялись. Екатерина не исполнила это повеление, поскольку боялась, что окружающие не воспримут всерьёз её рассказ. Дева Мария ещё дважды являлась женщине, но та каждый раз проявляла непослушание, за что была наказана усугублением болезни. Крестьянка вновь начала горячо молиться, и Божья Матерь помиловала её. Протоиерей Иоанн Бухарев рассказывает:

«Однажды в тонком сне Екатерина услышала таинственный голос, повелевавший идти немедленно в Нижний Новгород к иконописцу Григорию, у которого находился написанный им образ Богоматери, именуемый Одигитрией, возвестить ему о чудесных явлениях и, собрав именем Пресвятой Богородицы семь серебряных монет, отдать их иконописцу на украшение сего образа».

Пречистая добавила, что женщина получит исцеление, если с верой помолится перед этой иконой. Болящая в точности исполнила повеление и была исцелена. Написанный Григорием святой образ явил множество других чудотворений и широко прославился как икона Богородицы «Страстная».

История почитания Страстной иконы Богоматери

О чудотворном святом образе узнал князь Борис Лыков, владевший селом Палицы, откуда была родом Екатерина. Его стараниями перед новоявленной святыней отслужили молебен и её поместили в сельской церкви.

В середине 17 века по приказу царя Михаила Фёдоровича святой образ был перенесён в Москву. В столице его торжественно встретили у Тверских ворот. На этом месте построили храм, а в 1654 году по велению царя Алексея Михайловича там основали Страстной монастырь. Эта женская обитель на несколько столетий стала местом хранения чудотворной иконы. С приходом советской власти монастырь закрыли, а в 1937 году полностью разрушили. Страстной богородичный образ был сохранён, ныне он пребывает в Воскресенской церкви в Сокольниках.

Ещё в 16 веке в Москве находилась другая чудотворная икона «Страстная». В 1547 году этот список удивительным образом выжил в пожаре, охватившем Китай-город. По приказу Ивана Грозного святыню поместили в его дворец, а затем в храм, построенный на месте пожара.

Чудотворениями прославились и иные копии Страстной иконы. Так, Липецкий святой образ в 19 веке спас город от эпидемии холеры. Множество людей исцелилось от иконы подобного типа, обретённой в реке села Енкаево (Тамбовская губерния). Почитаемые списки хранятся также в Спасо-Прилуцкой монашеской обители под Вологдой, в Коломне, Орле и подмосковной деревне Артёмово.

Читайте также:
Икона Марии Магдалины: история и описание, значение, в чем помогает и как молиться

Когда молятся перед Страстной иконой Девы Марии?

Тем, кого интересует Страстная икона Божией Матери, ее значение, в чем она помогает, следует знать следующее. Через этот святой образ у Пречистой чаще всего испрашивают исцеление от душевных и плотских недугов, помощь в благих делах, прощение грехов. Существуют молитвы, канон и акафист, посвящённые Страстной иконе.

Вместе с тем православным христианам следует помнить, что не так важно, перед какой иконой мы обращаемся к Богородице. Главное, молиться с верой и покаянным настроем. Небесная Заступница непременно услышит искреннюю мольбу.

Праздник в честь Страстного богородичного образа отмечаются Церковью 26 августа – в день перенесения святыни в Москву. Есть также отдельная праздничная дата в память о чудесных исцелениях от иконы – 6-е воскресение после Пасхи (неделя о слепом, который был исцелён Христом).

Страстная икона Божией Матери и молитвы Богородице перед ней

Тропарь, глас 4

Дне́сь возсия́ неизрече́нно ца́рствующему гра́ду на́шему Москве́/ ико́на Богома́тере,/ и, я́ко светоза́рным со́лнцем, прише́ствием тоя́ озари́ся ве́сь ми́р,/ Небе́сныя си́лы и души́ пра́ведных мы́сленно торжеству́ют, ра́дующеся,/ мы́ же, на ню́ взира́юще, к Богоро́дице со слеза́ми вопие́м:/ о Всеми́лостивая Госпоже́, Влады́чице Богоро́дице,/ моли́ся из Тебе́ воплоще́нному Христу́, Бо́гу на́шему,/ да пода́ст ми́р и здра́вие все́м христиа́ном// по вели́цей и неизрече́нней Свое́й ми́лости.

Перевод: Сегодня воссияла неизреченно царствующему городу нашему Москве икона Богоматери, и, как светозарным солнцем, пришествием ее озарился весь мир. Небесные силы (ангелы) и души праведных духовно торжествуют, радуясь, мы же, на нее взирая, к Богородице со слезами взываем: «О Всемилостивая Госпожа, Владычица Богородица, молись из Тебя воплощенному Христу, Богу нашему, да подаст мир и здоровье всем христианам по великой и неизреченной Своей милости».

Кондак, глас 3

Благода́ть прия́хом нетле́ния,/ е́же дарова́ла еси́ на́м, спаси́тельнаго Твоего́ целе́ния/ чудотво́рным Твои́м о́бразом честны́м, Богоро́дице Де́во,/ те́мже вопие́м Ти́ и с ра́достию зове́м, Госпоже́ Цари́це,/ мо́лимтися уми́льно, гре́шнии, со слеза́ми глаго́люще:/ о Пресвята́я Влады́чице,/ ско́рое на́м яви́ заступле́ние и по́мощь,/ спаси́ ны́ от супоста́т на́ших/ и от вся́кия ско́рби соблюди́,/ зе́млю на́шу ми́ром огради́,/ и вся́ лю́ди Твоя́ покры́й,/ и соблюди́ на Тя́ упова́ющия,/ потщи́ся изба́вити,/ да не поги́бнем зле́, раби́ Твои́,/ но да зове́м Ти́:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Перевод: Мы приняли нетленную благодать, которую Ты даровала нам спасительным Твоим исцелением через чудотворный образ Твой почитаемый, Богородица Дева, потому взываем к Тебе и с радостью обращаемся: «Госпожа Царица, молимся Тебе смиренно, грешные, со слезами говоря: о Пресвятая Владычица, яви нам Свою быструю защиту и помощь, спаси нас от врагов наших и от всякой скорби убереги, землю нашу огради миром и всех людей Твоих укрой и сохрани на Тебя надеющихся, поспеши освободить нас, да не погибнем жестоко, но взываем к Тебе: радуйся Невеста, брака не познавшая».

Молитва

О, Пресвята́я Госпоже́, Влады́чице Богоро́дице, вы́шши еси́ все́х А́нгел и Арха́нгел и всея́ тва́ри честне́йши, Помо́щница еси́ оби́димых, ненаде́ющихся наде́яние, убо́гих Засту́пница, печа́льных утеше́ние, а́лчущих Корми́тельница, наги́х одея́ние, больны́х исцеле́ние, гре́шных спасе́ние, христиа́н все́х поможе́ние и заступле́ние.

О Всеми́лостивая Госпоже́, Де́во Богоро́дице, Влады́чице, ми́лостию Твое́ю спаси́ и поми́луй ра́б Твои́х, Вели́каго Господи́на и отца́ на́шего Святе́йшаго Патриа́рха (и́мя ре́к), и преосвяще́нныя митрополи́ты, архиепи́скопы и епи́скопы, и ве́сь свяще́ннический и и́ноческий чи́н, Богохрани́мую страну́ на́шу, военача́льники, градонача́льники и христолюби́вое во́инство и доброхо́ты, и вся́ правосла́вныя христиа́ны ри́зою Твое́ю честно́ю защити́, и умоли́, Госпоже́, из Тебе́ без се́мене воплоти́вшагося Христа́ Бо́га на́шего, да препоя́шет на́с си́лою Свое́ю свы́ше на неви́димыя и ви́димыя враги́ на́ша.

О Всеми́лостивая Госпоже́, Влады́чице Богоро́дице, воздви́гни на́с из глубины́ грехо́вныя и изба́ви на́с от гла́да, губи́тельства, от тру́са и пото́па, от огня́ и меча́, от нахожде́ния иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни, и от напра́сныя сме́рти, и от нападе́ния вра́жия, и от тлетво́рных ве́тр, и от смертоно́сныя я́звы, и от вся́каго зла́.

Пода́ждь, Госпоже́, ми́р и здра́вие рабо́м Твои́м, все́м правосла́вным христиа́ном, и просвети́ и́м у́м и о́чи серде́чныя, е́же ко спасе́нию, и сподо́би ны́, гре́шныя рабы́ Твоя́, Ца́рствия Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, я́ко держа́ва Его́ благослове́на и препросла́влена, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Страстная икона Божией Матери

26 августа по новому стилю Церковь чтит Страстную икону Божией Матери.

Страстная икона Божией Матери: история

Иконография

В чем помогает Страстная икона Божией матери

  • избавлении от недугов телесных и душевных;
  • освобождения от мыслей о самоубийстве;
  • о помощи во всяких делах;
  • о прощении грехов.

Молитва

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Страстной

Днесь возсия неизреченно царствующему граду нашему Москве/ икона Богоматере,/ и, яко светозарным солнцем, пришествием тоя озарися весь мир,/ Небесныя силы и души праведных мысленно торжествуют, радующеся,/ мы же, на ню взирающе, к Богородице со слезами вопием:/ о Всемилостивая Госпоже, Владычице Богородице,/ молися из Тебе воплощенному Христу, Богу нашему,/ да подаст мир и здравие всем Христианом/ по велицей и неизреченней Своей милости.

Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее Страстная

Животворящей Премудрости источник чудес/ честный образ Твой, Богородице Дево,/ молящеся, к нему любовию усердно притекающе, светло празднуем/ и из глубины души вопием Ти:/ спаси, Владычице, верою покланяющихея цельбоносному Твоему святому образу,/ тем, благодаряще, Тя величаем, яко Матерь Божию,/ спаси архиереи православный,/ и сохрани землю Русскую,/ и вся люди, иже Тебе чтущия, соблюди,/ да хвалебныя Ти дары, грешнии, приносим, Благодатная:/ радуйся, Дево, христиан похвало.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Древо Пресвятой Богородицы": история, значения, в чем помогает и как молиться

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Страстная

Благодать прияхом нетления,/ еже даровала еси нам, спасительнаго Твоего целения/ чудотворным Твоим образом честным, Богородице Дево,/ темже вопием Ти и с радоствдо зовем, Госпоже Царице,/ молимтися умильно, грешнии, со слезами глаголюще:/ о Пресвятая Владычице,/ скорое нам яви заступление и помощь,/ спаси ны от супостат наших/ и от всякия скорби соблюди,/ землю нашу миром огради,/ и вся люди Твоя покрый,/ и соблюди на Тя уповающия,/ потщися избавити,/ да не погибнем зле, раби Твои,/ но да зовем Ти:/ радуйся, Невесто Неневестная.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Страстной

О Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице, вышши еси всех Ангел и Архангел и всея твари честнейши, Помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих Заступница, печальных утешение, алчущих Кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление. О Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице, Владычице, милостию Твоею спаси и помилуй раб Твоих, Великаго Господина и отца нашего Святейшаго Патриарха (имя рек), и преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы, и весь священнический и иноческий чин, Богохранимую страну нашу, военачальники, градоначальники и христолюбивое воинство и доброхоты, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити, и умоли, Госпоже, из Тебе без семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше на невидимыя и видимыя враги наша. О Всемилостивая Госпоже, Владычице Богородице, воздвигни нас из глубины греховныя и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от напрасныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечныя, еже ко спасению, и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего, яко держава Его благословена и препрославлена, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Значение Страстной иконы Божией Матери и в чем помогает образ, куда вешать и текст молитвы

Человек живет страстями, которые приводят к эмоциональным срывам, затяжным стрессам, как следствие – расстройству физического и психического здоровья. Молитвенное обращение к Страстной иконе Божией Матери дает душевное умиротворение, излечение телесных недугов, укрепление веры. Чудотворная особенность образа и его списков известна более 5 веков.

История появления

Когда впервые появился образ Страстной Богородицы в том виде, как он почитается, точно неизвестно. В России чудотворные возможности Страстной иконы Божией Матери проявились в XVI и в XVII веках. Во времена Ивана IV (Грозного) в Москве случился пожар в Китай-городе. Огонь уничтожил все деревянные строения, кроме одного, где находилась Страстная икона Божьей Матери. Царь приказал перенести чудотворный образ в Кремль, а затем передать в иконостас церкви Зачатия Анны. (Храм назван в честь Анны, матери Девы Марии).

Спустя 2 столетия широкий резонанс получила история с крестьянкой Екатериной, которая излечилась после молитвы перед Страстной иконой. В молодости женщина в течение 7 лет страдала от приступов безумия. Екатерина молилась перед образом Богоматери, умоляя ее в помощи от бесовской болезни и обещая совершить постриг в монахини. Святая Дева услышала ее просьбу. Екатерина стала здоровою, но не выполнила обет о принятии монашества. Богородица явилась ей во сне и напомнила об обещании, повелев рассказать прилюдно правду о причине своего выздоровления и передать наказ о соблюдении Божьих заповедей. Женщина устрашилась сделать так, как сказала Божья Матерь, опасаясь, что ей не поверят и почтут за сумасшедшую.

В наказание за ослушание ее постигла Божья кара: паралич лицевых и шейных мышц и общее расслабление. Голова Екатерины склонилась к плечу, рот перекосило, слабость в руках и ногах не давала ходить и выполнять крестьянскую работу. В глубоком раскаянии больная снова обратилась к Пресвятой Деве.

Однажды, находясь в полусне, она услышала голос, который приказывал ей идти в Нижний Новгород, найти иконописца Григория, купить икону, которую он нарисовал, и молиться перед образом Святой Пречистой Девы. Три раза парализованной женщине было внушение свыше, как следует поступить, чтобы излечиться. Собравшись с силами, Екатерина добралась до Нижнего Новгорода, выкупила икону и стала усердно молиться. Вскоре она излечилась, и весть о чуде разнеслась по Нижегородской губернии. Местный помещик поместил образ в своей церкви, куда стали приходить немощные и просить об исцелении.

Царь, Михаил Федорович (основатель династии Романовых), приказал перенести икону из сельской церкви в Палицах, в Москву. Чудотворный образ был торжественно встречен при въезде в столицу. У Тверской заставы для Страстной иконы была построена церковь (1645 год). Позднее (1654 год) рядом основали Страстной девичий монастырь, где икона находилась до 1925 года. Монастырь в это время был закрыт, впоследствии разрушен. Святой образ был передан Воскресенскому храму в Сокольниках, где находится до настоящего времени.

Описание и значение

Икона по типу изображения Богоматери и Христа относится к Одигитрии, что в переводе с греческого означает Указующей путь. Основоположником иконографии в таком виде считается Святой Лука. Первую Одигитрию, написанную евангелистом, привезла в Константинополь жена императора Феодосия (V век). Святой образ находился в монастыре Одигон, откуда пошло название иконы. В XV веке икона была уничтожена турками-османами, разбившими ее ради богатого оклада.

Читайте также:
Икона святой Юлии: история, значение, в чем помогает и как молиться

В подобном стиле выполнены иконы:

  • Казанская икона Божьей Матери;
  • Смоленская;
  • Тихвинская;
  • «Троеручица»;
  • другие.

На Страстной иконе поясное изображение Богородицы, на коленях которой сидит юный Иисус Христос. Богоматерь склонилась к сыну, который взирает на двух ангелов, парящих над головой матери. В руке одного – крест, другого – копье и губка. В аллегорической форме религиозная картина повествует об испытаниях, которые предстоят Спасителю. По изображению орудий страстей и креста (будущих страданий Христа) икона получила название Страстная Божией Матери.

Отличие Одигитрии от иконы-Елеуса заключается в том, что центром композиции является не Богоматерь, а Христос. Богородица правой рукой придерживает Христа, а жестом левой показывает на него, усиливая тем самым акцент в изображении. С образа сделано много списков, почитаемых за чудотворные свойства. В селе Палице князь Урусов в 1680 году построил церковь для списка со Страстной иконы, перенесенной в Москву. Помолиться заступнице, кроме Воскресенского храма, Зачатия Анны в Москве, можно:

  • в Орле;
  • Липецке;
  • Коломне;
  • селе Репнинском;
  • Енкаево, Тамбовской области;
  • деревне Артемово, Московской области.

Список Страстной иконы Божией Матери в Липецке почитается, как главная святыня кафедрального Христово-Рождественского собора. Для чудотворного образа, спасшего горожан от холеры в 1831 году, был сделан дополнительный алтарь с престолом для богослужения (придел). Больные, возносившие молитвы перед иконой, чудесным образом выздоравливали.

Липецкая Страстная икона имеет отличие от традиционного изображения: на ней отсутствуют ангелы, Христос. За спиной Божьей Матери виден крест, а в нижней части образа – увеличенные в размерах копье и губка. Всепомогающий образ почитается православными христианами 26 августа и в 6 воскресенье после Пасхи. В августе поминается день, когда икона была перенесена в Москву из Палицы. Воскресенье после Пасхи служит напоминаем о чудесных исцелениях, полученных после молитвенного обращения к образу.

О чем просят перед образом

Икона Страстной Богородицы прославлена среди верующих чудотворным действием. Искренняя молитва перед образом помогает обрести душевное равновесие, необходимое в дни болезни, эмоционального перенапряжения и стрессовой ситуации. Молиться перед образом можно за себя и своих близких. Матери, скорбевшие о попавших в беду детях, получали помощь и утешение.

Длительное и регулярное обращение к Богородице возрождает надежду на лучшие времена, лечит тело и душу, не дает совершить смертный грех (самоубийство).

Как правильно расположить в доме

В мирской суете сложно сконцентрироваться, чтобы молитва шла от сердца, и посторонние мысли не нарушали обращение к Богородице. Икона в доме помогает всецело отдаться молитвенному обращению. Прежде чем искать место для Страстной иконы Пресвятой Богородицы, необходимо снять с нее негативную ауру. Религиозные картины очень чувствительны к энергетике в любом виде: от человека, денежных купюр. Отрицательная энергия может быть воспринята ею от иконописца, который писал ее, находясь не в богоугодном состоянии духа; от прежнего владельца, например, продавца-завистника.

Внеся образ в дом, над ним читают молитву об освящении (принятия даров), после чего он становится «чистым» от злых помыслов. Без обряда очищения образ может стать проводником негативной энергии, что приведет к болезни, семейным неурядицам. Вешать икону желательно в углу, ориентированном на восток/северо-восток/ юго-восток, чтобы получить божницу, как того требует православная вера. Место должно быть обособленным. Не следует размещать образ над телевизором, на полке рядом с фотографиями, книгами, сувенирами. В таком случае религиозный объект становится частью интерьера.

Если в доме несколько икон, то существует правило их расположения в божнице: справа – образ Спасителя, слева – Богородицы. Образа святых размещают ниже. Выше – образ Троицы.

Текст молитвы

О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, высшие си всех Ангел и Архангел, и всея твари честнейши, Помощница еси обидимых, ненадеющихся на деяние, убогих Заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больгых исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и застпление. Спаси, Госпоже, и помилуй раб Твоих, и преосвященные митрополиты, архиепископы и епископы, и весь священнический и иноческий чин, и благоверный правительствующий синклит, и военачальники, и градоначальники, и христолюбивое воинство и доброхоты, и вся православные христианы ризою Твоею честною защити, и умоли, Госпоже, из Тебе без семене Воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше, на невидимые и видимые враги наша. О, Всемилостливая Госпожа Владычице Богородице, воздвигни нас из глубины греховныя и избавь нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от напрасныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякого зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабам Твоим, всем православным христианам, и просвети им ум и очи сердечныя, еже ко спасению; и сподоби ны грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего: яко держава Его благославенна и препрославленна, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: