Икона Спас Всемилостивый: история и значение, как молиться и в чем помогает

Икона Спас Всемилостивый — описываем досконально

Изображение Христа Спасителя на Руси почиталось с особым уважением. Его иконы не раз являли чудеса исцеления. А появление первого образа в таком стиле датируется еще XII веком.

Образ Всемилостивого Спаса Вседержителя

Главной святыней Воскресенского собора Тутаева и одной из самых почитаемых икон всей Ярославской митрополии является знаменитый образ Всемилостивого Спаса, помещенный на огромной иконе: 2,98 м (по другим данным — 3,20 м) высотой и 2,78 м шириной. Согласно преданию, она была написана в конце XIV — первой трети XV веков преподобным Дионисием, прославленным подвижником Сергиевской иноческой традиции, основателем Глушицкой обители в вологодских пределах, и первоначально находилась в куполе древней деревянной церкви во имя князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, на месте которой впоследствии возник Воскресенский собор. Однако легендарные известия расходятся с мнением специалистов. В частности, историк искусства Л. В. Нерсесян, обстоятельно изучавший икону, утверждает, что по всем признакам образ следует относить к XVII столетию.

На потемневшей от времени иконе размещено погрудное изображение Иисуса Христа; Его правая рука сложена в благословляющем жесте; в левой руке — раскрытое Евангелие. Такой образ в иконографии Христа относится к типу «Пантократор» или, в переводе с греческого, «Вседержитель». Лик Спасителя занимает основную часть пространства иконы, благословляющая рука и Евангелие непропорциональны лику, что, возможно, свидетельствует об изменении первоначального замысла иконописца, предполагавшего создать образ типа «Спас Оплечный».

По периметру иконы изображены витиеватые облачка. Образ признан чудотворным, с него неоднократно делались списки меньшего размера для многих храмов в разных уголках России. В 1749 году митрополит Ростовский и Ярославский Арсений (Мацеевич) распорядился вывезти икону в Ростов Великий, в архиерейский дом. Там она пребывала без малого полвека, пока в 1793 году не была возвращена в Воскресенский собор. До революции икону украшали богатая серебряная с позолотой риза весом более 35 кг, а также венец над головой Христа. Ныне существующий венец — копия оригинального, утраченного во время кампании 1922 года по изъятию церковных ценностей. Риза исчезла бесследно.

В летний период образ Спаса Вседержителя находится в верхнем, холодном, храме Воскресенского собора, зимой — «переезжает» в нижний, отапливаемый. Дважды в год совершаются крестные ходы с чудотворной иконой: в последнее воскресенье перед Ильиным днем по Романовской (левобережной) стороне Тутаева и в десятое воскресенье после Пасхи по Борисоглебской (правобережной) стороне. Существует также традиция, возникшая в незапамятные времена, пролезать под образом. Причем богомольцы могут сделать это как во время крестных ходов, так и в период пребывания иконы в храме: икона размещена в специальном киоте, основание которого, полое снизу, имеет особое отверстие.

Описание святого лика

Образ Спаса Всемилостивого относится к иконографическому типу «Пантократор». Встречаются изображения в полный рост, поясные и погрудные. Автор оригинала являлся последователем знаменитого русского иконописца Андрея Рублёва.

В пропорциях рук Спасителя по отношению к остальному телу наблюдается некоторое несоответствие. Исследователи объясняют это тем, что художник изначально планировал писать икону другого типа.

Икона Всемилостивого Спаса в соборе Воскресения Христова (Тутаев, Ярославская область)

Икона имеет очень внушительные размеры. Её ширина составляет 2,78 м, а высота — 3,20 м.

На ней изображён лик Христа, увенчанный венцом тонкой работы. С течением времени образ сильно потемнел. Это связано с традицией, которая существовала много веков назад — покрывать картины подсолнечным маслом для закрепления красок. Икону не стали очищать от масляного слоя в наше время и оставили в первозданном виде.

Считается, что человек, не верящий в Бога, не способен увидеть его лица на иконе. Господь открывает себя только духовному зрению.

Интересно! Среди мирян бытует мнение, что жена, изменившая хоть раз своему супругу, не сможет разглядеть на образе лик Всевышнего.

История иконы

Появление новой иконы относится к 60-м годам XII века — в период создания сильной военно-политической державы на северо-востоке Руси. Это — икона вновь вводимого праздника, о причинах которого свидетельствует рукопись «Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 года и празднике 1 августа». Документ этот в рукописи озаглавлен «Месяца августа в 1 день празднуем всемилостивому спасу и пречистей его матере». Текст его гласит:

Ведети нам есть, братие, о сем възлюбленая еже пантократы день милости божиа празднуемь, благочестивому и благоверному нашему царю князю Андрею уставлеши се праздновати

Упоминая день милости Божией Вседержителя («пантократы день милости божиа»), документ этот как бы задаёт и тип иконы — Пантократор, или Вседержитель. Повод введения нового церковного праздника с тем же названием — победа князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 году — событие державного значения, которому в наибольшей степени соответствует именно указанный иконографический тип. В дальнейшем история тех или иных икон «Спас Всемилостивый» иногда переплетается с боевыми действиями, в которых соответствующий список с неё играет роль защитника Руси от того или иного неприятеля или содействует победе над ним.

Тутаевская

Находится в городе Тутаеве (бывшем Романове-Борисоглебске) Ярославской области. Изображение огрудное; правая рука Иисуса Христа поднята для благословения, в левой — раскрытое Евангелие. От времени икона сильно потемнела. По преданию, икона написана в первой трети XV века святым преподобным Дионисием Глушицким для деревянной церкви князей Бориса и Глеба. Первоначально она располагалась в куполе, была как бы «небом» храма. Позднее её переместили в придел святых Бориса и Глеба над Царскими вратами, а в XVIII веке, после поновления, разместили в основном помещении храма.

Читайте также:
Икона Пресвятой Богородицы «Премудрость Божия София»: история, значение, в чем помогает и как молиться

Икона «Спас Всемилостивый» была очень значима для кижан. С ней связано предание о нашествии на рубеже XVI—XVII веков «панов» — польско-литовских отрядов. В легенде о Белом Спасе, записанной во второй половине XIX века, упоминается след, оставшийся на иконе от иноземной пули.

Образ Всемилостивого Спаса имели обе Кижские церкви. Их исследования провела Г. И. Фролова, опубликовавшая в 2003 году следующие сведения. Древний, чудотворный образ в серебряной ризе стоял, как свидетельствуют описи 1826 и 1830 годов, у клироса в Никольском приделе Покровской церкви, а копия с него в богатом украшении — у правого клироса в Преображенском храме.

«Спас, находившийся в Преображенской церкви, был облачён в тринадцатифунтовую серебряную под червонным золотом ризу и венец. Он был установлен в резной золочёный киот, который обрамлялся колоннами и завершался сенью с двумя коленопреклоненными ангелами. Это была единственная в храме икона с привесом — она имела крест, подвешенный на кавалерской ленте». Перед образом находился «для топления деревянного масла лампадик серебряной» чеканной работы с серебряной кистью. Там же стоял большой жестяной подсвечник.

«Спас Всемилостивый» — самая древняя (датировка: не ранее конца XVI века) икона в иконостасе Покровской церкви. Она располагается справа от царских врат, и происходит ещё из церкви-предшественницы нынешней Покровской церкви. По оценкам искусствоведов, «икона написана очень профессионально. Манера мастера отличается тонкой графичностью и колористическим вкусом. Об этом можно судить по изящным хрупким фигурам святых, по причудливым очертаниям растений на заднем плане, по мягкости и нежности колорита иконы».

Литература

  • Кондаков Н. П.. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Лицевой иконописный подлинник. — СПб.: Комитет попечительства о русской иконописи. Т. I. 1905. //Репринт М.: Паломник. 2001.
  • Припачкин И. А. Иконография Господа Иисуса Христа. — М.: Паломник, 2001. — 224 с. — ISBN 5-87468-110-8.
  • Бобров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи / Малая история культуры. — СПб.: Аксиома, Мифрил, 1996. — 256 с. — ISBN 5-86457-024-9.
  • Энциклопедия православной иконы. Основа богословия иконы / По благ. архиеп. Могилёвского и Мстиславского Максима. — СПб.: Сатисъ, 2002. — С. 105. — 336 с. — ISBN -3.
  • Фролова Г. И. История внутреннего убранства Преображенской церкви на острове Кижи (обзор архивных источников). В кн.: Кижский вестник. № 8. Петрозаводск, 2003.

Значение иконы

Образ Спаса Всемилостивого очень почитаем во всём православном мире. С него на протяжении нескольких веков делали многочисленные списки, которые расходились по монастырям и храмам.

Икона «Всемилостивый Спас»

С этой иконой совершаются крестные ходы, а количество паломников, приходящих просить помощи, из года в год становится только больше. Всё это говорит о том, что древнее изображение Христа Спасителя по-прежнему помогает верующим людям, и Господь отвечает на их молитвы, совершаемые перед образом.

Икона, под которой пролезают

«Пролезать» – это слово может показаться кому-то совсем неуместным и даже грубым, когда речь идет о святынях. Но используется оно неспроста, его можно заменить словом «проползать», но тогда от взгляда ускользнет тот факт, что действие «проползать» осуществляется верующим на коленях и с молитвой на устах. Именно поэтому одна из церквей Воскресенского собора прославилась как церковь в Тутаеве, где пролезают под иконой.

В киоте под иконой сделан небольшой лаз – специальное окошко, в которое и нужно проползать верующим.

Верующие пролезают под иконой Спасителя, делать это нужно на коленях, читая молитву

Обычай существует уже не первое столетие и за это время на полу сквозь лаз пролегли отметины от колен прихожан.

Молитва, читаемая перед образом Спаса:

Благий Человеколюбче, Премилосердый Господи, недуги наша понесый и ранами Твоими нас исцеливый. Пред Твоим Величеством припадающе смиренно молим Тя: призри, Благосерде, на рабы Твоя; и якоже древле исцелил еси разслабленнаго, тако и ныне, Целителю Благий, милостию и щедротами Твоими рабы Твоя посети, и уврачуй нашу болезнь греховную. Недуги наша душевныя и телесныя во здравие претвори, немощи в силу преложи, печали в радость и скорбь во утешение премени. Отыми же от нас всякое уныние и забвение, ум наш укрепи и утверди во еже всегда в заповедех Твоих поучатися; вся уды наша исправи во еже волю Твою благую и совершенную творити, Ты бо еси целитель душ и телес наших и Тебе славу возсылаем во веки веков. Аминь.

В чем помогает

К иконе Спаса приходят с разными просьбами. Бог помогает справляться как с духовными проблемами, так и с телесными.

Данный образ считается чудотворным. После молитвы перед ним необъяснимым образом отступают серьёзные заболевания костной системы, суставов. Человек ощущает прилив сил. Его вера крепнет, появляется чувство искреннего покаяния и смирения перед лицом Всевышнего.

Икона “Спас Всемилостивый”: Значение и молитва

Икона «Спас Всемилостивый» — это образ, относящийся к иконографическому типу «Господь Вседержитель», хотя и написан в стиле византийской иконописи, но имеет исконно русское происхождение. Первая икона такого типа была написана в память о победе войска святого князя Андрея Боголюбского над отрядом волжских балгар. Образ этот был создан для прославления великого милосердия Господа к людям, проявленный в спасении от неприятеля. В последствии он стал символом победы над врагами Земли Русской.

Иконы «Спаса Всемилостивого» сейчас можно увидеть во многих православных храмах, а некоторые из них являются чудотворными и Господь через них по сей день изливает свою милость на всех искренне молящихся.

Читайте также:
Икона святой Екатерины: история и описание, в чем помогает и о чем молиться, значение

В этой статье мы расскажем об истории и значении данной иконы Спасителя, о чудотворные иконах, к которым и сейчас приезжают тысячи молящихся в надежде на милость Божию. Также расскажем, в чем помогает данная икона, как правильно перед ней молиться и где лучше её повесить в своём доме.

Описание и значение иконы

Икона Спаса Всемилостивого относится к иконографическому типу «Пантократор» или «Господь Вседержитель», представляющего Христа в образе Царя или Судьи. Характерной особенностью данного вида икон является благословляющими жест Спасителя правой рукой и Евангелие в левой. Господь здесь предстаёт пред нами милостивым и добрым Отцом, и, в отличие от других икон Вседержи́теля, на Лике Спаса Всемилостивого совсем нет строгости и грозности, есть только безграничная любовь и милосердие, изливающееся на весь народ Божий.

На таких иконах Спаситель может быть изображён как в полный рост, так и погрудно или по пояс.

История образа

Самый первый образ Спаса Всемилостивого был написан в XII веке по повелению Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукова, который впоследствии был прославлен в лике святых. История этого образа тесно переплетается с историей другой иконы — Пресвятой Богородицы с Богомладенцем Христом, об этом нам повествует древний документ:

Ведети нам есть, братие, о сем възлюбленая еже пантократы день милости божиа празднуемь, благочестивому и благоверному нашему царю князю Андрею уставлеши се праздновать.

«Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 года

История повествует нам о том, что во время сражения войска князя Андрея с полчищами волжских балгар, вместе с его воинами шли священнослужители с чудотворной иконой. Возвратившись с уверенной победой, в свой лагерь, князь увидел чудесное сияние, осходившее от иконы Богородицы. В то же время, византийский император, который был в дружественных отношениях с князм Андреем, одержал победу над хазарами. В своих письмах князю, он написал, что также молился перед чудотворной иконой и видел её чудесное сияние. В память об этом чуде, князь заказал написать образ Спаса Всемилостивого. Впоследствии, от этого образа было ещё много чудес, с него стали делать списки, некоторые из которых также прославились своими чудотворными свойствами. Самые известные из них это икона Спаса Всемилостивого в Тутаеве и Кижах.

Образ Спаса Всемилостивого в Тутаеве

Одним из самых почитаемых образов на Руси считается Тутаевский образ Спаса Всемилостивого. Икона была написана в XV веке преподобным Дионисием Глушицким для купола деревянной церкви в честь Бориса и Глеба в городе Романове-Боисоглебске ( сейчас это город Тутаев). Позже образ разместили над Царскими Вратами в предел Бориса и Глеба. А ещё позже, в XVIII веке перенесли в главном храме.

На образе Господь изображён по грудь, правая рука приподнята в благословляющей жесте, в левой – раскрытое Евангелие. От времени образ очень потемнел.

Под иконой сооружён специальный лаз, через который, по установившейся традиции, проползают с молитвой верующие. Сейчас к святыне организуются паломнические поездки, каждый день у чудотворной иконы молятся сотни православных. Зафиксировано огромное количество чудес, произошедших благодаря молитве перед этой иконой.

Образ Спаса Всемилостивого в Кижах

Большое значение имеет икона Спаса Всемилостивого для жителей Кижей. Образ спас народ Кижей от Польско-Литовского нашествия в 16-17 веке. И, согласно легенде «о белом Спасе» в 19 веке спас народ от вражеской пули, закрыв его собой.

В Кижах было два образа Всемилостивого Спаса: чудотворный образ XVI века, украшенный серебряной ризой находился в пределе Николая Чудотворца в храме Покрова Пресвятой Богородицы. Копия его также украшенная богатыми украшениями в храме Преобразования Господня. Чудотворная икона отличается своей индивидуальностью и тонким вкусом, это видно по манере письма, по фигурам святых и узображению растений сзади. Икона отличается мягкими и нежными красками.

В чем помогает

Перед иконой Всемилостивого Спаса молятся люди при разных жизненных ситуациях и проблемах со здоровьем. Особенно чудотворный образ помогает в следующем:

  • Заболевания опорно-двигательного аппарата и суставов;
  • Помогает в укреплении веры и придаёт силы;
  • Помогает в покаянии и даёт смирение.

Совет#1 Не стоит считать образ оберегом от каких-либо болезней или неприятностей. Сама по себе икона не может давать благодать, её даёт на Господь при условии искреннего покаяния, смирения и молитвы к Нему.

Как правильно молиться перед иконой

Молиться перед иконой Всемилостивого Спаса можно храме или дома, главное, чтобы ничто не отвлекало вас от молитвы. Необходимо настроиться на молитву, прийти в чувство смирения и покаяния. Можно зажечь свечу или лампаду, осенить себя крестным знамением.

Важно! Молимся мы не иконе, а тому, кто на ней изображён, то есть самому Спасителю Господу Иисусу Христу. Господь услышит наше моление, если мы будем изливать ему все глубины своей души, с чистым сердцем обратимся к нему, открыв свое сердце.

Сначала можно прочесть текст молитвы данной иконы.

Молитва пред иконой Всемилостивого Спаса

Благий Человеколюбче, Премилосердый Господи, недуги наша понесый и ранами Твоими нас исцеливый. Пред Твоим Величеством припадающе смиренно молим Тя: призри, Благосерде, на рабы Твоя; и якоже древле исцелил еси разслабленнаго, тако и ныне, Целителю Благий, милостию и щедротами Твоими рабы Твоя посети, и уврачуй нашу болезнь греховную. Недуги наша душевныя и телесныя во здравие претвори, немощи в силу преложи, печали в радость и скорбь во утешение премени. Отыми же от нас всякое уныние и забвение, ум наш укрепи и утверди во еже всегда в заповедех Твоих поучатися; вся уды наша исправи во еже волю Твою благую и совершенную творити, Ты бо еси целитель душ и телес наших и Тебе славу возсылаем во веки веков. Аминь.

Затем можно обратиться к Господу своими словами, упомянув в прошении все свои нужды.

Читайте также:
Икона Александра Свирского: история, значения, в чем помогает и как молиться

Где повесить икону в доме

Лучшим местом для иконы Спасителя в доме является «красный угол» или любое светлое и чистое место на стене. Лучше, если стена выходит на Восток.

Главное, чтобы в месте, где вы размещаете иконы небыло посторонних предметов, картин, плакатов, фотографий и т.п.

В молитвенном углу иконы размещаются в порядке духовной иерархии: икона Спасителя ставится в центре, Богородицы — слева, особопочитаемого святого — слева.

К иконам следует относиться с особым благогвением и почтением, не допуская образования слоя пыли на них и беспорядочного расположения. Тогда иконы станут незаменимыми помощниками в деле спасения и будут настраивать нас на сердечную молитву.

Оцените пожалуйста статью ☺

Нажмите по звездочке ↓

Средний рейтинг: 0 / 5. Количество голосов: 0

Проголосуйте первым!

Икона «Спас Всемилостивый»

Икона «Спас Всемилостивый»

Россия, Ярославская обл., г. Тутаев (Романово-Борисоглебск), Воскресенский собор

На потемневшей от времени огромной иконе изображен Господь Иисус Христос: правая рука Его поднята для благословения, в левой – раскрытое Еваленгие.

По преданию, образ этот был написан в первой трети XV века святым преподобным Дионисием Глушицким и первоначально располагался в куполе (был «небом») древней деревянной церкви святых князей Бориса и Глеба. Позднее его перенесли в собор и поставили в придел святых Бориса и Глеба над Царскими вратами. А в XVIII веке живопись подновили и вынесли образ в основное помещение храма.

Незабываемое впечатление оставляет древний намоленный образ в душе верующего человека. Нужно внимательно вглядываться в потемневший лик Христа, чтобы различить его черты. Человек неверующий может удивиться, почему на иконе ничего не видно. Но Господь открывает Себя духовным очам веры.

Образ Всемилостивого Спаса прославился многочисленными чудесами. Неоднократно с него делали списки меньшего размера и увозили в разные уголки России.

В 1749 году Ростовский митрополит Арсений распорядился забрать чудотворную икону в архиерейский дом, где она пребывала 49 лет. Почти на полвека потерял собор свою главную святыню. В 1798 году чудотворная икона Христа Спасителя была возвращена в Воскресенский собор. От Ростова до Борисоглебска образ несли на руках. Не доходя трех верст до города, на берегу реки Ковать сделали остановку, чтобы омыть образ от дорожной пыли. На этом месте забил ключ, который доныне почитается святым и целебным. Около него совершаются молебны.

Кроме того, в память об этом событии установлен обычай совершать крестный ход с образом Спасителя по городу. В десятое воскресенье по Пасхе крестным ходом идут по Борисоглебской стороне. В конце XIX века в память 900-летия крещения Руси было установлено совершать крестный ход и по левому берегу в последний воскрестный день перед праздником Пророка Илии.

Ныне этот благочестивый обычай возрожден. Множество горожан, туристов, паломников собирается теперь на крестный ход.

Молитва Господу Иисусу Христу

Многомилостиве и Всемилостиве Боже мой, Господи Иисусе Христе, многия ради любве сшел и воплотился еси, яко да спасеши всех. И паки, Спасе, спаси мя по благодати, молю Тя; аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать, и дар, но долг паче. Ей, многий в щедротах и неизреченный в милости! Веруяй бо в Мя, рекл еси, о Христе мой, жив будет и не узрит смерти во веки. Аще убо вера, яже в Тя, спасает отчаянныя, се верую, спаси мя, яко Бог мой еси Ты и Создатель. Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя. Но та вера моя да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя. Да не убо похитит мя сатана, и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоей руки и ограды; но или хощу, спаси мя, или не хощу, Христе Спасе мой, предвари скоро, скоро погибох: Ты бо еси Бог мой от чрева матере моея. Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех; и паки поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому. Наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу, во вся дни живота моего, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

38. Господи Всемилостивый, не оставь мир без твоей милости

38. Господи Всемилостивый, не оставь мир без твоей милости Через вещи являешь Ты чудеса, когда люди теряют дар чудотворения.Воду и огонь берешь в слуги Себе, когда люди отрекаются от служения.Дереву и металлу передаешь силу Свою, которая, людьми презренная, к Тебе

95. Господи Всемилостивый, изведи мя из тени небытия

95. Господи Всемилостивый, изведи мя из тени небытия Дети и святые держатся Тебя, Господи, остальные на Тебя восстают.Дети и святые — граница между царством бытия и тенью небытия.Попечители назвались родителями и сталкивают детей Твоих со скалы в пропасть

Читайте также:
Икона Божией Матери "Остробрамская": история, значения, в чем помогает и как молиться

Что означает слово «Спас» в названии праздника Медовый Спас?

Что означает слово «Спас» в названии праздника Медовый Спас? иеромонах Иов (Гумеров)Спас — сокращенная форма от слова Спаситель — Иисус Христос. Словом Спас народ называет три летних праздника, посвящённых Иисусу Христу (Спасителю): Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий

Икона святого покровителя вообще и мерная икона в частности

Икона святого покровителя вообще и мерная икона в частности Очень хорошо повесить в красном углу или над детской кроваткой икону его святого покровителя. И часто обращаться к ней с молитвой к этому угоднику Божию. Просто, своими словами, мимоходом, по поводу и без

Икона святого покровителя вообще и мерная икона в частности

Икона святого покровителя вообще и мерная икона в частности Очень хорошо повесить в красном углу или над детской кроваткой икону его святого покровителя. И часто обращаться к ней с молитвой к этому угоднику Божию. Просто, своими словами, мимоходом, по поводу и без

Первый спас

Первый спас Многие ли православные христиане знают, что их религиозный праздник первый спас (1 августа по старому стилю) существовал еще в глубокой древности?Например, в древней Греции, когда о христианстве не было еще и помину, справляли двухнедельный праздник

19. Медовый Спас

19. Медовый Спас В сегодняшний праздник в храме всегда бывает народ — люди приносят освящать мед нового сбора. Отсюда происходит и название праздника — Медовый Спас. В этот день Церковь вспоминает сразу несколько событий. Во-первых, сегодня один из трех праздников в году,

Икона «Спас Нерукотворный» в Свято-Преображенском соборе (Санкт-Петербург)

Икона «Спас Нерукотворный» в Свято-Преображенском соборе (Санкт-Петербург) Россия, г. Санкт-Петербург, Свято-Преображенский соборСвято-Преображенский собор был построен в 1828 году по проекту архитектора В. П. Стасова и являлся собором лейб-гвардии Преображенского полка и

Икона «Спас Нерукотворный» в Спасо-Андониковом монастыре (Москва)

Икона «Спас Нерукотворный» в Спасо-Андониковом монастыре (Москва) Россия, г. Москва, Спасо-Андроников монастырь, собор в честь Спаса Нерукотворного ОбразаНерукотворный образ Христа был запечатлен для эдесского царя Авгаря после того, как посланный им художник не сумел

Икона «Спас Нерукотворный» из Новоспасского монастыря (Москва)

Икона «Спас Нерукотворный» из Новоспасского монастыря (Москва) Россия, г. Москва, Новоспасский монастырь, Спасо-Преображенский соборШироко известен Нерукотворный Образ Христа Спасителя, поставленный неизвестно кем и неизвестно когда, в городе Вятке на паперти

Икона «Спас Нерукотворный» в Спасо-Бородинском монастыре (Подмосковье)

Икона «Спас Нерукотворный» в Спасо-Бородинском монастыре (Подмосковье) Россия, Подмосковье, Спасо-Бородинский монастырь на Бородинском поле, близ д. Семеновское, храм Спаса НерукотворногоИкона принадлежала Ревельскому полку. Перед походом 1812 года этой иконой генерал

Икона «Спас Елеазаровский»

Икона «Спас Елеазаровский» Россия, г. Псков, Псковский музейПримерно в 30 километрах к северу от Пскова, по дороге на Гдов, недалеко от Псковского озера стоит Спасо-Елеазаров монастырь, основанный в 1447 году преподобным Елеазаром (Евфросином), Псковским чудотворцем.

Пантелеймон – всемилостивый

Пантелеймон – всемилостивый – Мама, откуда берутся

[Он не обвинил мир. Oн спас мир ]

[Он не обвинил мир. Oн спас мир] Вот, бедное мое дитя, что надо видеть. Вот что надо признавать. Вот что следует вычитать, что единственное следует вычитать из книги событий. Вот чего священники не увидят, что они откажутся видеть; вот чего священники не скажут; вот что они

Яблочный спас

Яблочный спас — Раньше-то я и до Яблочного Спаса яблоки кушала, — сказал Мария Егоровна, поглаживая лежащий на ее коленях кулек с яблоками. — А сейчас нет… Уже пять лет до Яблочного Спаса к яблокам не притрагиваюсь…— Вам, наверное, батюшка сказал, что нельзя до

Икона Божией Матери Оранта. В чем помогает. Значение. Куда вешать. Как молиться и от чего оберегает

В православии есть множество икон Божией Матери почитаемых с древних времен. Одна из них «Оранта». Образ представляет собой Пресвятую Деву, поднявшую и раскинувшую руки вверх. Это жест заступнической молитвы, известный с давних времен. Богородица возносит молитву за весь род человеческий.

История происхождения

На сегодняшний день самое древнее изображение Божией Матери Оранта находится в Софийском соборе в Киеве. Это одна из известнейших в мире мозаик, созданных при строительстве храма в

XI в. византийскими мастерами.

В летописных документах сохранилось упоминание о том, что князь Ярослав Мудрый получил наставление преподобного святого Агапита – духовного мудреца и врачевателя Киево-Печерской Лавры, возвести в Киеве – столице Киевской Руси, храм величественный. Собор должен стать одним из самых выдающихся и красивых во всем православном мире. Так и произошло. Софийский Собор стал мировой жемчужиной православия, а также выдающимся памятником исторической архитектуры и живописи.

На сегодняшний день внесен в реестр мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Главная достопримечательность и ценность храма – мозаичное изображение Богоматери Оранта.

  1. Мозаика Оранта в Софийском Соборе г. Киева.

Мозаика расположена в апсиде храма. Имеет еще одно название «Нерушимая стена».

Этот эпитет принадлежит к акафисту Богоматери («Радуйся, царствия нерушимая стено» — икос XII).

Историки связывают это название с тем, что на протяжении нескольких веков, когда Софийский Собор подвергался многочисленным вражеским нашествиям и ограблениям, затем восстанавливался и достраивался, но никогда мозаика Богоматери не была разрушена или повреждена.

Многострадальная история такова:

  • Первыми вторглись на территорию храма монголо-татары. В 13-м веке орды Батыя разрушили почти все тринадцати купольное здание и вывезли всю утварь, которую смогли сдвинуть с места. Оранта устояла и осталась невредима.
  • Через более, чем 200 лет, собор разоряли и грабили уже крымские татары.
Читайте также:
Ярославская икона Божией Матери: история, значение, в чем помогает и как молиться

Оранта устояла!

  • В 14-м веке на православную святыню напали униаты. Они буквально добили храм и оставили одни ветхие стены. Оранта устояла!
  • Богослужения в Софийском Соборе были прекращены до ее восстановления в 1633 году. По распоряжению митрополита Петра были начаты масштабные работы по реконструкции храма. К работам привлекли Октавиано Манчини – знаменитого итальянского архитектора. В конце 17-го века Софийский Собор был возрожден, иконы фрески на стенах восстановлены, мозаика Оранта обновлена.
  • До Октябрськой революции 1917 года храм был кафедральным собором митрополитов Киевских Галицких. С наступлением большевистского режима храм закрыли для богослужений и сделали музеем.
  • В 30-е годы прошлого века, когда советская власть повально разрушала и грабила все церкви, Софийский Собор устоял, а с ним и Оранта! Хотя, был момент, когда ушлые большевистские чиновники готовили план уничтожения святыни. Она была следующей на очереди после разрушения Михайловского Собора, который был признан насажденной властью «не имеющим исторической и архитектурной ценности».

Когда реальная угроза потери Софийского Собора нависла над православным миром, киевская интеллигенция приняла решительные меры. Истинные патриоты понимали, что не смогут противостоять большевистским вандалам, и пошли на хитрость. Они сумели связаться с иностранными коллегами, чтобы создать международный резонанс. В итоге Ромен Роллан обратился с личной просьбой к Сталину о сохранении Софийского Собора. Так, храм избежал уничтожения.

А, верующие люди считают, что Софийский Собор защитила Божия Матерь Оранта!

Образ Пресвятой Богородицы считается православными киевлянами защитницей столицы. Вместе с Архангелом Гавриилом Дева Мария с давних времен являются истинными покровителями Киева.

Празднование чудотворного образа совершается 31 мая (по юлианскому календарю).

Иконография и значение

Мозаичное изображение Оранта в апсиде собора составляет 5 м и 45 см в высоту. В создании образа задействовано свыше 170-ти цветовых оттенка.

Фигура Богоматери создана в полный рост, стоящей на золотом четырехугольном камне.

Верхний контур мозаики – скруглен полусводом. Вдоль дуги идет надпись по-гречески:

: «ὁ Θεὸς ἐν μέσῳ αὐτῆς καὶ οὐ σαλευθήσεται· βοηθήσει αὐτῇ ὁ Θεὸς τὸ πρὸς πρωΐ πρωΐ. —

Бог посреди ея и не подвижется: поможет ей Бог утро заутра.» (Пс. 45:6).

Руки Богородицы подняты к верху и раскинуты, ладони, повернутые наружу, обозначают традиционный жест молитвы заступничества. Подобное положение при молитве известно верующим еще с древних ветхозаветных времен.

Наиболее ранние исторические изображения Пресвятой Девы (без Младенца) были найдены в документах из римских катакомб. Они датированы 2-3 вв. нашей эры.

Наиболее широко данная манера иконописи была распространена в послеиконоборческий период. Наиболее известное изображение Оранты было в Константинопольской церкви Неа, при Василии I с 867 г. года по 886 г. (до наших дней не сохранилось).

С тех пор и в дальнейшем, иконы, выполненные в этой манере, отличались величием и монументальностью.

С давних времен православный мир считает образ Оранты – «Живописным Источником Мудрости», Защитницей, Заступницей, Градоустроительнецей. Ее женское начало олицетворяет собой порядок, спокойствие, покой и мир. Символ Оранты воплощает в себе благочестие, любовь ко всем людям, защиту от врагов и невзгод.

Оранта привлекает к себе всех православных верующих и считается покровительницей не только Киева, но и многих других населенных пунктов.

В буквальном переводе с латыни «Оrans» означает «молящаяся». Неслучайно в это слово вкладывается глубокий смысл. В древнеарамейском языке, на котором говорил Иисус, слово «говорить», также совпадало с понятием «молиться». Ведь изначально у ранних христиан считалось, что «Слово, данное Господом», это путь к пониманию происхождения людей от Божественной природы.

Наиболее почитаемые иконы Божией Матери Оранта и свидетельства чудодейственной помощи

Ярославская Оранта

Самым древним образом считается Ярославская Оранта. По преданию она написана иконописцем преподобным Алипием, который монашествовал в Киево-Печерской Лавре.

Также, икону называют «Великая Панагия» или «Знамение Божьей матери».

  1. Икона Божией Матери – Ярославская Оранта.

Как и на мозаике Софийского Собора, Пресвятая Богородица написана в полный рост с поднятыми руками. На ее груди в Священном круге изображен Младенец Христос Эммануил , что обозначает – «с нами Бог», на древнееврейском. Это одно из пророческих имен Бога-Сына. Оно было популярно в древнерусской иконописи.

Такой тип написания получил название «Знамение». Смысл, вложенный в него, трактуется, как перемещение от заступнической молитвы к воплощению Бога-Христа. Это предзнаменование Рождества Христова и дальнейших событий до Второго Пришествия.

В наши дни «Ярославская Оранта» находится в Третьяковской галереи.

Мирожская Оранта

По преданию образ явился миру в 1198 году в Мирожском монастыре на реке Мирожи. (Ныне –

  1. Мирожская Оранта (г. Псков) список 17-го века.

Икона написана по типу Оранты. На ней Пресвятая Богородица изображена стоя, во весь рост, с возведенными вверх руками. Впереди нее Младенец Христос также поднял руки в молитве.

В более поздние времена образ был дополнен святым ликом князя Довмонта и его супруги, преподобной Марфы.

Во времена, когда царствовал Иоан Грозный, в Пскове началась эпидемия морового поветрия. Тогда, 24 сентября 1567 года икону перенесли из Мирожского монастыря в Троицский собор Пскова. И стали проводить беспрерывные молебны и Богослужения. Люди неистово молились и прикладывались к иконе. После чего мор отступил.

Читайте также:
Пименовская икона Божией Матери: история, значение, в чем помогает и как молиться

Когда Иоан Грозный узнал о чудесном исцелении, повелел перевести икону в Москву, в г. Пскове остался список «Великая Панагия». Д

Помимо списка, был установлен день празднования – 24 сентября. Также, создана особая служба, которую благословил архиепископ Новгородский и Псковский – Пимен. Службу напечатали в 1666 году, в Минее.

Новгородская икона Божией матери «Знамение»

Икона находится в Софийском Соборе г. Новгорода. Ее прославление произошло в XII веке, когда Андрей Боголюбский, сговорившись с другими князьями решил завоевать Великий Новгород. Было это зимой 1170 года.

  1. Новгородская икона Божией Матери «Знамение» (Оранта).

Прославление иконы произошло в XII веке, и было связано с такими событиями:

  • Зимой 1170 года Андрей Боголюбский, сговорившись с другими князьями, решил завоевать Великий Новгород. Силы захватчиков намного превосходили новгородских защитников. Изнемогая в неравном бою, они неистово молились Господу и пресвятой богородице.
  • Архиепископ Новгородский – святитель Иоан, по велению голоса, услышанного им в Алтаре, взял икону Пресвятой Богородицы из Спасо-Преображенской церкви и вынес ее к оборонительным стенам города. Увидев образ, враги обстреляли Его множеством стрел. Одна из них попала в Светлый Лик Богородицы. Из глаз Ее полились слезы. Икона повернулась к новгородцам, в знак того, что молится за город перед Сыном Своим.
  • В том же миг на врагов одолел необъяснимый ужас. Они стали избивать друг друга. Этим воспользовались защитники Великого Новгорода, смело ринулись в бой и уничтожили противника.

В честь знаменательной победы установлен день празднования Нижегородской иконы Божией Матери «Знамение» (Оранты).

В чем помогает и от чего оберегает

Современные православные верующие, как и древние предки, продолжают почитать икону Божией Матери Оранта. К ней обращаются за покровительством заступничеством, обращаются за спасением души, об исцелении душевных и физических недугов, в период тяжелых жизненных испытаний.

Верующие считают, что образ «Нерушимая Стена» защищает дом от нападений, воровства, грабежей и лихих людей.

Также, обводит болезни и создает душевный покой.

Иконы «Оранта» отличаются мощной силой, защищая от злых сил не только отдельных людей, но целые населенные пункты и даже страны от вражеского нападения.

Куда вешать

В домашних условиях икону Божией Матери Оранта располагают в основном иконостасе или держат отдельно.

Образ можно повесить в любой жилой комнате.

Как молиться

Молитва к иконе Божией Матери «Оранта»

О, прославленная заступница наша, Богородица Пресвятая!

К Тебе молитвы свои возносим!

На Тебя лишь надежда наша!

Приди на помощь нам, грешникам, помоги справиться с горестью и печалями!

Убереги от зла, защити родину от врагов и не дай нам пасть духом, о Святая Дева!

Наставь на путь праведный, наполни души наши светом!

Изгони тьму из сердец наших, и демонов, что поселились в наших телах!

Ты одна защитница наша!

В Тебе наше спасение!

Помолись перед Господом за грехи наши, подари нам покаяние и прощение Свое!

Будь рядом и не покидай нас, ибо восславим мы имя Твое, Царица Небесная!

Да будет на все воля Божия.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Оцените пожалуйста статью ☺

Нажмите по звездочке ↓

Средний рейтинг: 4 / 5. Количество голосов: 1

Проголосуйте первым!

Описание и значение иконы Богоматери Оранта, о чем просят и текст молитвы

Оранта – один из видов изображения Богородицы, также называемый «Великая Панагия». Это один из самых интересных и почитаемых образов, в котором Богоматерь выступает заступницей, покровительницей. К Богоматери Оранта взывают с мольбой о спасении души, духовном и телесном исцелении, помощи в тяжелые периоды жизни. Оранта наделяет силами для духовной борьбы и противостояния невзгодам, подводит заблудшую душу к истинному пути.

Описание и значение иконы в православии

«Оранта» – икона Богоматери. Слово «Оранта» латинского происхождения, переводится как «молящаяся». А латинское слово «Панагия» из другого названия иконы означает «пресвятая».

На иконе Богоматерь предстает в покровительствующей позе. Руки раскинуты в стороны и приподняты. Ладони открытые, повернуты вверх, к Небесному Престолу. Изображение Божией Матери может выполняться и в полный рост, и поясно.

На иконе присутствует второе лицо – Христос Эммануил. Древнееврейское слово «Эммануил» означает «с нами Бог». Таким именем величают Христа, написанного в юношеском возрасте.

Фактически «Оранта» – вариация Богородицы с младенцем, но нестандартная. Обычно Богоматерь и Христос на иконах изображены полубоком, младенец делает благословляющий жест одной рукой. На иконе же «Оранта» юный Христос написан в круге на груди Матери, он тоже раскинул обе руки в жесте благословения и покровительства. Взгляд Христа по-взрослому серьезный, мудрый, а Богородица смотрит кротко, покорно перед Божьей волей.

Аналогичный тип написания святых образов применяется для икон «Знамение», «Неупиваемая чаша», «Живоносный источник».

В иконописи каждый прорисованный элемент имеет значение. Касаемо иконы «Оранта»:

  • простертые вверх руки с открытыми ладонями означают, что Богородица готова заступиться за каждого просящего, попросить у Господа за каждого человека, даже грешника;
  • руки Богоматери в запястьях закрывают поручи – нарукавники в виде широких полос со стягивающими шнурами – это часть священнического облачения для проведения служб, символизирующая покровительствующую роль Церкви, служение православной вере;
  • юный Христос – символ Евхаристии (Святого Причастия) – таинства Тела и Крови, позволяющего верующему соединиться с Богом во Христе.

История появления

Изображения с молитвенной позой Богоматери известны еще с ветхозаветных времен. Первые образы с покровительственным жестом рук археологи обнаружили в подземных христианских обителях периода Римской империи, среди мозаик в византийских церквях. В период Древнего Рима икона описываемого типа была необычайно популярной у первых христиан.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Млекопитательница": история, значения, в чем помогает и как молиться

В Византии икона «Оранта» получила распространение после периода иконоборства (8-9 века). Вскорости изображение стало распространенным и традиционным в православной и католической иконописи.

Примечательно, что первые иконы Богоматери Панагия не включали образ юного Христа. Богородица в единоличном образе изображалась многие столетия. Однако русские иконописцы практически не создавали единоличные изображения Пречистой Девы, что обусловлено догматами Православной Церкви и традициями иконописи. Поэтому в православных церквях повсеместно чаще всего можно увидеть Богородицу, грудь которой закрывает ее сын Христос Эммануил.

В церквях покровительствующая Богоматерь обычно находится на алтарных преградах, среди верхнеярусных росписей или на половинчатом куполе апсиды.

Самое древнее в мире из известных ныне образов Богоматери Оранта – достопримечательность киевского Софийского собора. Мозаика, находящаяся в куполе центральной апсиды, существует столько, сколько существует сам древний храм, возведенный византийскими зодчими (первая половина 11 века). Богоматерь словно встречает входящих в собор, привлекает к алтарю.

Второе название киевского лика – «Нерушимая стена». Религиоведы полагают, что такое название мозаика получила за свою «живучесть». Софийский собор пережил много бед и разрушений, его грабили, уничтожали, затем восстанавливали, достраивали. Но многие века бедствий не сказались на состоянии и целостности мозаики, она осталась невредимой.

Примечателен внешний вид киевской Богоматери. Она создана в типичном раннехристианском стиле, для которого характерны простота и незамысловатость образа, открытость и безмятежность лика. При этом Святая Дева стоит уверенно, выглядит сильной и несгибаемой.

  • синий хитон – принятый византийскими иконописцами символ девственности, небесной безгрешности, чистоты;
  • золотистые нарукавники – знак служения Христу;
  • лентион – кусок полотна за красным поясом – служит Богородице платком, которым она утирает слезы страждущих;
  • золотистый покров на голове и плечах – символ Небесной чистоты, светлой славы, Высшего покровительства, милосердия;
  • по 3 звезды на лбу и плечах – классические элементы написания Богородицы – три ипостаси Девы (до рождения Христа, во время его появления на свет, после рождения);
  • золотистые и красные вставки в одежде и ярко-красная обувь – символ царственного предназначения Девы (также у восточных христиан красная краска на иконах символизировала человеческое начало).

Помимо киевского Софийского собора, новые и старинные иконы Богородицы Оранта находятся в храмах многих стран мира.

О чем просят перед образом

Икона «Оранта» считается невероятно сильной, чудотворной. К святому лику обращаются люди, нуждающиеся в духовной поддержке в тяжелые периоды жизни. Богоматерь Оранта исцеляет душу и тело, помогает справиться с самыми разными болезнями. Она подталкивает заплутавшего человека к истинному пути, помогает просветлиться, обрести стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, наполняет душу безграничной любовью к Всевышнему.

Человек, постоянно общающийся с Богоматерью Оранта, исцеляется духовно, избавляется от тревог и сомнений, обретает душевный покой.

Также икона Богоматери Оранта выполняет защитную функцию. В жилище, где она находится, не поселяются злые силы, недоброжелатели не могут причинить вред членам семьи. Святой образ настолько силен, что может даже защитить целый народ он вражеских атак. Многие верующие держат в доме молящуюся Богородицу, чтобы она защищала дом от грабителей, завистников, бандитов, злых людей.

Почитаемые образы

В России наиболее старыми и почитаемыми признаны два образа Богоматери Оранта – Ярославская и Новгородская.

Ярославская

Самый древний из существующих в стране образов молящейся Богородицы – Оранта Ярославская. Считается, что ее создал монах-иконописец Алипий, служивший в Киево-Печерской лавре. Второе название древнего лика – «Знамение Божьей Матери».

Изображение похоже на мозаику из Софии в Киеве. Богоматерь написана во весь рост, руки приподняты. Грудь закрывает круг, а в нем – Иисус Христос. Образ расшифровывается как переход от молитвенного заступничества к воплощению Бога в Христе. В иконе раскрывается предсказание Рождества Бога и последующих событий до ожидаемого второго пришествия.

Ныне Оранта Ярославская – часть иконописной коллекции Третьяковской галереи.

Новгородская

Нынешнее место древней иконы – новгородский Софийский собор. Прославление образа случилось в 12 веке. Тогда князь Андрей Боголюбский, поддерживаемый другими князьями, направился на завоевание Новгородской земли.

Была зима 1170 года. Захватнические силы существенно превосходили численность защитников Великого Новгорода. Горожане, видя, что им предстоит неравный бой, в котором вряд ли удастся выстоять, начали исступленно молиться Господу и Матери Его.

Новгородский архиепископ Иоанн, молясь в алтаре, услышал голос, который велел ему взять икону Богоматери из Спасо-Преображенской церкви, отнести ее к городским воротам, где начался яростный бой. Увидев выставленную икону, вражеские лучники всадили в нее множество стрел. Одна стрела впилась в лицо Богоматери. И тут из глаз Девы потекли слезы.

Увидев невероятное зрелище, враги отступили в ужасе, побежали прочь, толкая, избивая друг друга. Защитники бросились в погоню за убегающими неприятелями, атаковали их, сумели отстоять славный город. В честь победы определен день почитания Божьей Матери Нижегородской – 10 декабря.

Как правильно расположить в доме

В жилище Богоматерь Оранта либо ставят на главный иконостас, либо прикрепляют к стене в любой жилой комнате отдельно от других образов.

Текст молитвы

Молитва, обращаемая к Божьей Матери Оранта:

«О, прославленная заступница наша, Богородица Пресвятая! К Тебе молитвы свои возносим! На Тебя лишь надежда наша! Приди на помощь нам, грешникам, помоги справиться с горестью и печалями! Убереги от зла, защити родину от врагов и не дай нам пасть духом, о Святая Дева! Наставь на путь праведный, наполни души наши светом! Изгони тьму из сердец наших, и демонов, что поселились в наших телах! Ты одна защитница наша! В Тебе наше спасение! Помолись перед Господом за грехи наши, подари нам покаяние и прощение Свое! Будь рядом и не покидай нас, ибо восславим мы имя Твое, Царица Небесная! Да будет на все воля Божия. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Икона Божией Матери «Оранта»

Оранта — один из трех типов иконографии Богородицы. В нем заключено два естества Иисуса Христа: образ человека и божества. Сама же Богоматерь изображена в традиционном жесте заступнической молитвы, символизирующем ее покровительство.

Читайте также:
Икона Петра и Февронии Муромских: история, значение, в чем помогает и как молиться

Как известно, «Оранта» — одна из разновидностей изображений Богоматери. Ярославская икона Пресвятой Девы — самый известный и почитаемый образ Богородицы из этой группы. Данная святыня также имеет название «Великая Панагия». К Богородичному лику обращаются в молитвах о спасении души, моля о заступничестве и покровительстве Божией Матери.

История иконы Божией Матери

В переводе с латыни «Оранта» обозначает «Молящаяся». Данный образ Богородицы иконописцы изображали еще в древности. Изображение Богоматери «Оранта» берет начало в Римской Империи. Уже тогда святой лик такого типа обрел огромную популярность.

В настоящее время иконы Богородицы «Оранта» украшают храмы и соборы многих государств по всему миру. Православный народ воздает почести данному образу и молится перед иконами «Оранта», прося помощи и поддержки на жизненном пути.

Подлинный смысл, который таит в себе образ Богоматери «Оранта», заключается в единстве народов всех стран и поколений, несущих в себе жизни и судьбы, соприкоснувшиеся с таинством данного святого образа, с источником света и любви, с духовной силой Богоматери.

Знаменитые иконы Богородицы

К святыням иконографического типа «Оранта» относятся знаменитые образы Богородицы, известные по всему миру:

  • икона Божией Матери «Живописный Источник»;
  • икона Богородицы «Знамение»;
  • икона Богоматери «Неупиваемая Чаша».

Стоит отметить также знаменитую фреску Богородицы типа «Оранта», названную «Нерушимая Стена». Она располагается в Киевском Соборе Святой Софии. Паломники и простые верующие приезжают в собор, чтобы своими глазами увидеть чудо и прикоснуться к образу, наполненному таинством и величием. Фреска заключает в себе сюжет из сцены Благовещенья. На ней изображены Архангел Гавриил и Пресвятая Дева — верные заступники и покровители Киевских земель.

В чем помогают иконы «Оранта»

Иконы группы «Оранта» заключают в себе неимоверную силу и творят настоящие чудеса.
Перед святынями православные люди молятся о поддержке в трудные минуты жизни, об исцелении от болезней различного характера.

Иконы «Оранта» способны наставить на путь истинный, помочь человеку обрести духовное просветление и наполнить сердце любовью к Господу. Также святой образ «Оранта» отгоняет прочь злых духов, недругов и защищает целые страны от нападок врагов.

Описание святого образа

Традиционно на иконах типа «Оранта» изображена Богородица. Её руки подняты вверх и раскинуты по сторонам. Ладони Богоматери раскрыты и обращены к Небесам.
Божия Матерь может быть изображена как в полный рост, так и по пояс. Обычно на святынях группы «Оранта» присутствует Богомладенец. Возведенные вверх руки Божией Матери символизируют молитву перед Господом за каждую душу, а младенец — Таинство Тела и Крови Христовых, названное также Евхарстией. Изображение поручей на руках Богородицы несет в себе символ покровительства Православной Церкви и служения Небесному Отцу.

Молитва перед святым образом

«О, прославленная заступница наша, Богородица Пресвятая! К Тебе молитвы свои возносим! На Тебя лишь надежда наша! Приди на помощь нам, грешникам, помоги справиться с горестью и печалями! Убереги от зла, защити родину от врагов и не дай нам пасть духом, о Святая Дева! Наставь на путь праведный, наполни души наши светом! Изгони тьму из сердец наших, и демонов, что поселились в наших телах! Ты одна защитница наша! В Тебе наше спасение! Помолись перед Господом за грехи наши, подари нам покаяние и прощение Свое! Будь рядом и не покидай нас, ибо восславим мы имя Твое, Царица Небесная! Да будет на все воля Божия. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Молитвы Богородице помогут вам не сбиться с пути, очистить свою душу и обрести истинное счастье. На свете много икон Божией Матери, и каждая из них словно отдельный вид искусства. Но образы святой группы «Оранта» — не просто красивое изображение Богородичного лика. Это таинство, показывающее нам, как сильна любовь и помощь Богоматери для каждого из нас. Мы желаем вам крепкой веры, берегите себя

Икона Божией Матери Оранта. В чем помогает. Значение. Куда вешать. Как молиться и от чего оберегает

Одним из древнейших образов Богоматери считается икона Божией Матери «Оранта» (Молящаяся). Нередко встречается и другое название – икона Божией Матери «Панагия» (Всесвятая). По иконографическому типу икона «Великая Панагия» восходит к знаменитой Влахернской иконе Матери Божьей из Константинополя.

В России наиболее древним таким образом является икона «Ярославская Оранта» («Великая Панагия»), которую написал по преданию первый русский иконописец преподобный Алипий, монах Печерского монастыря в Киеве.

Описание иконы

Традиционно на иконе Божией Матери «Оранта» изображается Богоматерь с воздетыми и раскинутыми в стороны руками, с Христом Эммануилом в круге на груди, также раскинувшем руки в благословляющем жесте, что является редкостью: как правило, на иконах Богоматери Младенец или Отрок Христос благословляют одной рукой.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Ключ Разумения": история, значение, в чем помогает и как молиться

Имя «Эммануил» носит любое изображение Спасителя в отроческом возрасте, в том числе и на иконах Богоматери. Его взгляд исполнен недетской серьезности, а взгляд Богоматери – кротости и смирения перед Волей Божьей.

Впоследствии такой же тип иконографии стал характерен для икон Богородицы «Знамение», «Живоносный источник» и «Неупиваемая чаша».

К несколько иному иконографическому типу относится икона «Панагия Сумела», которая также причисляется к типу «Оранта» («Панагия»). Это поясное изображение Богоматери с Иисусом на коленях.

У этой иконы своя драматическая история. Предание гласит, что этот лик написал сам святой Лука. Чудесным образом икона оказалась на голом уступе скалы, и сама Богоматерь повелела двум греческим монахам возвести здесь православный монастырь, получивший название Сумела. Это произошло в IV веке, и с тех пор он приобрел широкую известность как обитель Богородицы Черной горы.

Почитаемые образы

В России наиболее старыми и почитаемыми признаны два образа Богоматери Оранта – Ярославская и Новгородская.

Ярославская

Самый древний из существующих в стране образов молящейся Богородицы – Оранта Ярославская. Считается, что ее создал монах-иконописец Алипий, служивший в Киево-Печерской лавре. Второе название древнего лика – «Знамение Божьей Матери».

Изображение похоже на мозаику из Софии в Киеве. Богоматерь написана во весь рост, руки приподняты. Грудь закрывает круг, а в нем – Иисус Христос. Образ расшифровывается как переход от молитвенного заступничества к воплощению Бога в Христе. В иконе раскрывается предсказание Рождества Бога и последующих событий до ожидаемого второго пришествия.

Ныне Оранта Ярославская – часть иконописной коллекции Третьяковской галереи.

Новгородская

Нынешнее место древней иконы – новгородский Софийский собор. Прославление образа случилось в 12 веке. Тогда князь Андрей Боголюбский, поддерживаемый другими князьями, направился на завоевание Новгородской земли.

Была зима 1170 года. Захватнические силы существенно превосходили численность защитников Великого Новгорода. Горожане, видя, что им предстоит неравный бой, в котором вряд ли удастся выстоять, начали исступленно молиться Господу и Матери Его.

Новгородский архиепископ Иоанн, молясь в алтаре, услышал голос, который велел ему взять икону Богоматери из Спасо-Преображенской церкви, отнести ее к городским воротам, где начался яростный бой. Увидев выставленную икону, вражеские лучники всадили в нее множество стрел. Одна стрела впилась в лицо Богоматери. И тут из глаз Девы потекли слезы.

Увидев невероятное зрелище, враги отступили в ужасе, побежали прочь, толкая, избивая друг друга. Защитники бросились в погоню за убегающими неприятелями, атаковали их, сумели отстоять славный город. В честь победы определен день почитания Божьей Матери Нижегородской – 10 декабря.

Значение иконы Божией Матери «Оранта»

В иконографии каждый элемент изображения имеет свое значение. Так, на иконе «Богородица Оранта» воздетые вверх руки Богоматери обращены ладонями к Небесам, что символизирует ее заступничество перед Создателем за каждую, даже грешную, душу.

На рукавах у Богоматери поручи в виде широких лент со шнурами, которые стягивают рукава у запястья.

Этот элемент богослужебного облачения священников символизирует покровительство и служение Православной Церкви

В представлении православных икона «Панагия» выражает основные христианские догматы, к которым относятся непорочное зачатие и две сути Иисуса Христа – Божественная и Человеческая. Здесь Христос Эммануил олицетворяет Евхаристию – главное церковное таинство приобщения к Телу и Крови Христовым.

История появления

Изображения с молитвенной позой Богоматери известны еще с ветхозаветных времен. Первые образы с покровительственным жестом рук археологи обнаружили в подземных христианских обителях периода Римской империи, среди мозаик в византийских церквях. В период Древнего Рима икона описываемого типа была необычайно популярной у первых христиан.

В Византии икона «Оранта» получила распространение после периода иконоборства (8-9 века). Вскорости изображение стало распространенным и традиционным в православной и католической иконописи.

Примечательно, что первые иконы Богоматери Панагия не включали образ юного Христа. Богородица в единоличном образе изображалась многие столетия. Однако русские иконописцы практически не создавали единоличные изображения Пречистой Девы, что обусловлено догматами Православной Церкви и традициями иконописи. Поэтому в православных церквях повсеместно чаще всего можно увидеть Богородицу, грудь которой закрывает ее сын Христос Эммануил.

В церквях покровительствующая Богоматерь обычно находится на алтарных преградах, среди верхнеярусных росписей или на половинчатом куполе апсиды.

Самое древнее в мире из известных ныне образов Богоматери Оранта – достопримечательность киевского Софийского собора. Мозаика, находящаяся в куполе центральной апсиды, существует столько, сколько существует сам древний храм, возведенный византийскими зодчими (первая половина 11 века). Богоматерь словно встречает входящих в собор, привлекает к алтарю.

Второе название киевского лика – «Нерушимая стена». Религиоведы полагают, что такое название мозаика получила за свою «живучесть». Софийский собор пережил много бед и разрушений, его грабили, уничтожали, затем восстанавливали, достраивали. Но многие века бедствий не сказались на состоянии и целостности мозаики, она осталась невредимой.

Примечателен внешний вид киевской Богоматери. Она создана в типичном раннехристианском стиле, для которого характерны простота и незамысловатость образа, открытость и безмятежность лика. При этом Святая Дева стоит уверенно, выглядит сильной и несгибаемой.

  • синий хитон – принятый византийскими иконописцами символ девственности, небесной безгрешности, чистоты;
  • золотистые нарукавники – знак служения Христу;
  • лентион – кусок полотна за красным поясом – служит Богородице платком, которым она утирает слезы страждущих;
  • золотистый покров на голове и плечах – символ Небесной чистоты, светлой славы, Высшего покровительства, милосердия;
  • по 3 звезды на лбу и плечах – классические элементы написания Богородицы – три ипостаси Девы (до рождения Христа, во время его появления на свет, после рождения);
  • золотистые и красные вставки в одежде и ярко-красная обувь – символ царственного предназначения Девы (также у восточных христиан красная краска на иконах символизировала человеческое начало).
Читайте также:
Ярославская икона Божией Матери: история, значение, в чем помогает и как молиться

Помимо киевского Софийского собора, новые и старинные иконы Богородицы Оранта находятся в храмах многих стран мира.

В чем помогают иконы «Оранта» («Панагия»)

Богородица всегда была Небесной Заступницей, Покровительницей, за этим к Ней и обращаются, молясь о спасении души, об исцелении физических и душевных недугов, о поддержке в минуты тяжких жизненных испытаний, и она действительно помогает.

Иконы «Оранта»-«Панагия» обладают неимоверной силой воздействия: они помогают обрести ясное понимание пути истинного, даруют духовное просветление, защищают от злых помыслов недругов. Сила иконы «Оранта» настолько велика, что способна защищать целые страны от вражеского нападения, недаром Царица Небесная предстает на ней во всем Своем величии и могуществе.

О чем просят перед образом

Икона «Оранта» считается невероятно сильной, чудотворной. К святому лику обращаются люди, нуждающиеся в духовной поддержке в тяжелые периоды жизни. Богоматерь Оранта исцеляет душу и тело, помогает справиться с самыми разными болезнями. Она подталкивает заплутавшего человека к истинному пути, помогает просветлиться, обрести стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, наполняет душу безграничной любовью к Всевышнему.

Человек, постоянно общающийся с Богоматерью Оранта, исцеляется духовно, избавляется от тревог и сомнений, обретает душевный покой.

Также икона Богоматери Оранта выполняет защитную функцию. В жилище, где она находится, не поселяются злые силы, недоброжелатели не могут причинить вред членам семьи. Святой образ настолько силен, что может даже защитить целый народ он вражеских атак. Многие верующие держат в доме молящуюся Богородицу, чтобы она защищала дом от грабителей, завистников, бандитов, злых людей.

Молитва перед иконой

О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Ма́ти Сладча́йшаго Го́спода на́шего Иису́са Христа́! Припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред свято́ю чудотво́рною ико́ною Твое́ю, воспомина́юще ди́вное зна́мение Твоего́ заступле́ния, вели́кому Нову́гра́ду от нея́ явле́нное во дни ра́тнаго на сей град наше́ствия. Смире́нно мо́лим Тя, Всеси́льная ро́да на́шего Засту́пнице: я́коже дре́вле отце́м на́шим на по́мощь уско́рила еси́, та́ко и ны́не нас, немощны́х и гре́шных, сподо́би Твоего́ Ма́терняго заступле́ния и благопопече́ния. Спаси́ и сохрани́, Влады́чице, под кро́вом ми́лости Твоея́ Це́рковь Святу́ю, град Твой, всю страну́ на́шу правосла́вную и всех нас, припа́дающих к Тебе́ с ве́рою и любо́вию умиле́нно прося́щих со слеза́ми Твоего́ заступле́ния. Ей, Госпоже́ Всеми́лостивая! Умилосе́рдися на ны, обурева́емыя грехи́ мно́гими, простри́ ко Христу́ Го́споду Богоприи́мныя ру́це Твоя́ и предста́тельствуй за нас пред бла́гостию Его́, прося́щи нам проще́ния прегреше́ний на́ших, благоче́стнаго ми́рнаго жития́, благи́я христиа́нския кончи́ны и до́браго отве́та на Стра́шнем Суде́ Его́, да, спаса́еми всеси́льными Твои́ми к Нему́ моли́твами, блаже́нство ра́йское унасле́дуем и со все́ми святы́ми воспое́м Пречестно́е и Великоле́пое и́мя Достопоклоня́емыя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и Твое́ ве́лие к нам милосе́рдие во ве́ки веко́в. Ами́нь.

(4 оценок, среднее: 4,25 из 5)

Иконография и значение

Мозаичное изображение Оранта в апсиде собора составляет 5 м и 45 см в высоту. В создании образа задействовано свыше 170-ти цветовых оттенка.

Фигура Богоматери создана в полный рост, стоящей на золотом четырехугольном камне.

Верхний контур мозаики – скруглен полусводом. Вдоль дуги идет надпись по-гречески:

: «ὁ Θεὸς ἐν μέσῳ αὐτῆς καὶ οὐ σαλευθήσεται· βοηθήσει αὐτῇ ὁ Θεὸς τὸ πρὸς πρωΐ πρωΐ. —

Бог посреди ея и не подвижется: поможет ей Бог утро заутра.» (Пс. 45:6).

Руки Богородицы подняты к верху и раскинуты, ладони, повернутые наружу, обозначают традиционный жест молитвы заступничества. Подобное положение при молитве известно верующим еще с древних ветхозаветных времен.

Наиболее ранние исторические изображения Пресвятой Девы (без Младенца) были найдены в документах из римских катакомб. Они датированы 2-3 вв. нашей эры.

Наиболее широко данная манера иконописи была распространена в послеиконоборческий период. Наиболее известное изображение Оранты было в Константинопольской церкви Неа, при Василии I с 867 г. года по 886 г. (до наших дней не сохранилось).

С тех пор и в дальнейшем, иконы, выполненные в этой манере, отличались величием и монументальностью.

С давних времен православный мир считает образ Оранты – «Живописным Источником Мудрости», Защитницей, Заступницей, Градоустроительнецей. Ее женское начало олицетворяет собой порядок, спокойствие, покой и мир. Символ Оранты воплощает в себе благочестие, любовь ко всем людям, защиту от врагов и невзгод.

Оранта привлекает к себе всех православных верующих и считается покровительницей не только Киева, но и многих других населенных пунктов.

В буквальном переводе с латыни «Оrans» означает «молящаяся». Неслучайно в это слово вкладывается глубокий смысл. В древнеарамейском языке, на котором говорил Иисус, слово «говорить», также совпадало с понятием «молиться». Ведь изначально у ранних христиан считалось, что «Слово, данное Господом», это путь к пониманию происхождения людей от Божественной природы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: