Икона святого Александра Невского: история, значение, в чем помогает и как молиться

Икона «Преподобный князь Александр Невский» из фондов ГИХМК

Городецкий край в записках краеведов. Выпуск 1‑й

«Возвращение к жизни»

В начале 2013 года выставка икон Городецкого краеведческого музея пополнилась новыми экспонатами. Посетителям были представлены иконы из фондов музея, прошедшие летом 2012 года реставрацию. Провели реставрационные работы студенты Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова под руководством преподавателей Захаровой З.А. и Бережной М.С.

Почти 15 лет длится дружба Городецкого историко-художественного музейного комплекса с преподавателями и студентами академии Глазунова. За эти годы ими отреставрировано более 80 картин и икон. Нередко они буквально «возвращают к жизни» произведения искусства.

Среди вновь отреставрированных икон привлекает внимание особенно дорогой городчанам образ святого благоверного князя Александра Невского.

Уже полвека икона находится в фондах музея, но экспонируется впервые. Об истории бытования памятника ничего не известно. В книге записи поступлений указана лишь дата: 10 сентября 1960 года. Сегодня можно только предполагать, что человек, передавший икону, не хотел афишировать фамилию. Между тем в описании, сделанном студенткой РАЖВиЗ Тарасовой Н.Е. в 2001 году, отмечено, что «икона сильно закопчена» [Карточка научного описания. ГИХМК, составитель Тарасова Н.Е., дата составления 14 июля 2001 года] и сделано предположение, что связано это с бытованием иконы у частного лица, в доме.

Долгое время икону не выставляли из-за её состояния. В первую очередь это было связано с тем, что слой олифы сильно потемнел и искажал восприятие памятника. 22 июля 2012 года икона была передана на реставрацию, которую выполняла студентка II курса Ольга Джанкулиева под руководством преподавателя Захаровой З.А.

Реставрация не просто дала возможность увидеть икону в первоначальном виде. Она открыла такие детали, которые позволяют сегодня говорить, что перед нами одна из святынь Городца.

В «Паспорте реставрации» Ольга Джанкулиева даёт описание «состояния памятника при поступлении в реставрацию». Первой описывается тыльная сторона: «Общее состояние древесины удовлетворительно. Сильные пылевые загрязнения по всей поверхности». Несмотря на загрязнение, Ольга обнаружила «неразборчивую надпись прописью предположительно XIX в.», состоящую из трёх слов. В описании 2001 года наличие этой надписи не было указано (возможно, из-за сильного её загрязнения). К значению этой надписи мы вернёмся ниже. Реставратором сделано ещё одно открытие: «В правом нижнем углу квадратная врезка размером 9,2 х 9,3 см. (Вероятно мощевик)». Далее Ольга описывает многочисленные разной длины сколы по граням врезки, которые «могут быть следами попытки вскрытия мощевика».

На той же странице даётся описание лицевой стороны. В нём отметим следующие особенности: «икона без ковчега», «красочный слой — желтковая темпера с твореным золотом и серебром на одеждах. Фон и нимбы Спасителя и Святого листовое серебро подсвечено лаком под золото (…) на нимбе Александра Невского три гвоздевых отверстия» [Паспорт реставрации памятника истории и культуры. — Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Факультет реставрации. Кафедра реставрации станковой темперной живописи. Исполнители работ: руководитель организации — ректор Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова — Глазунов И.С., руководитель работы — зав. кафедрой реставрации темперной живописи Захарова З.А., реставратор — студентка 2 курса факультета реставрации темперной живописи Джанкулиева О.М. — С. 2]. Фон занимает третью часть площади иконы, наличие золота и серебра в оформлении говорит о материальной ценности небольшой по размеру иконы. Гвоздевые отверстия на нимбе и упомянутые ранее гвоздевые отверстия по тыльной стороне, очевидно — следы крепления оклада, который мог появиться в позднее время. Глядя сегодня на икону, трудно представить, насколько она была затемнена. Из описания: «Покровной слой лежит неравномерно, местами тёмные сгустки, пожелтение и потемнение покровного слоя. Цвет покровной плёнки тёмно-коричневый. Общие пылевые загрязнения покровного слоя» [там же].

В силу названных обстоятельств только в 2013 году впервые стало возможным описание и атрибуция иконы сотрудниками музея. Детальное описание иконы позволило выявить ряд особенностей, которые делают её интересной с исторической и культурной точек зрения.

Особенности иконы

Хранящаяся в музее икона небольшого размера 36,6 х 30,6 см. Её композиция легко воспринимается, поскольку почти отсутствуют второстепенные детали. Всё внимание смотрящего приковано к фигуре стоящего в трёхчетвертном развороте святого князя Александра Невского, лик которого и воздетые руки обращены к Вседержителю, изображённому «во облацех» в левом углу. Такой сюжет известен, но широко распространено изображение «молящегося» Александра в великокняжеских одеждах.

Первое же сравнение иконы с подобными памятниками поставило вопросы, потребовавшие изучения.

В первую очередь, непривычной для иконы XIX века и для современного почитания святого показалась надпись «Преподобный князь Александр Невский».

Во-вторых, цвет одежд святого Александра Невского на «городецкой иконе» отличается от изображения одежд на других иконах.

Наконец, маленькая деталь, различимая только при близком рассмотрении — чётки в левой руке святого Александра Невского ни на каком другом его изображении не встречаются.

Отдельного изучения потребовал мощевик. Расположение мощевика на внутренней стороне иконы оказалось чрезвычайно редким явлением. Найти что-либо о подобных мощевиках долгое время не удавалось. В интернете было обнаружено изображение мерной иконы «Св. Александр Невский». Неизвестно её нахождение и история. Автор иконы представил фотографию лицевой, а также оборотной стороны, на которой отчётливо видна в центре доски длинная вертикальная вставка, выступающая над поверхностью доски, как и в нашем случае. Автор сообщает, что это мощевик. Икону он датирует началом ХХ века.

«в монашеской персоне» и «во одеждах великокняжеских»

Иконография святого князя Александра Невского хорошо известна. Она представлена двумя традициями: в одной Александр Невский изображается схимником, в другой — князем-воином. Та и другая традиция в свою очередь имеют несколько вариантов изображений.

«Городецкая» икона датирована XIX веком. Знакомство с историей иконографии святого князя говорит о том, что в XIX веке изображение князя в схиме считалось отступлением от установленных правил. Святой благоверный князь почти исключительно писался «во одеждах великокняжеских». Традиция была постольку популярна, поскольку три императора носили имя Александр.

Известно, что образ князя Александра Невского в схиме является более ранним иконографическим типом. Документально представлена история ранней иконографии святого князя в работе Бегунова Ю.К. [Бегунов Ю.К. Иконография святого благоверного великого князя Александра Невского // Князь Александр Невский и его эпоха. Исследования и материалы. / под ред. Ю.К. Бегунова и А.Н. Кирпичникова. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. — С. 172]. Изображение святого в княжеских одеждах и доспехах существовало одновременно с более ранним типом, но широкое распространение получило в XVIII веке. При Петре I изображение святого в схиме было и вовсе запрещено. Накануне перенесения мощей из Владимира 15 июня 1724 года был издан Синодальный Указ: «Святейший правительствующий Синод имели рассуждение о изображении на иконах Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского, рассуждено: отныне того святого в монашеской персоне отнюдь не писать, — и о том послать куда надлежит крепкие из Синода указы, а в Сенат для известия сообщить сведение немедленно. А писать тот святого образ во одеждах великокняжеских» [Великий князь Александр Невский. Русь, Орда и Запад в эпоху Александра Невского. Земное и небесное в посмертной биографии Александра Невского. Два подвига Александра Невского. / сост. и авт. текста А.Ю. Карпов. — М.: Русскiй мiръ, 2002. — С. 221].

Читайте также:
Икона Божией Матери "Остробрамская": история, значения, в чем помогает и как молиться

Сравнительный анализ

Пришлось пересмотреть много иконописных изображений князя, чтобы найти иконы, подобные по сюжету и по времени создания. Самыми близкими по сюжету являются две иконы. Одна хранится в Центральной археологической комиссии Московской духовной академии — икона «Св. блгв. вел. кн. Александр Невский». Вторая — «Святой Александр Невский» — хранится в Государственном Историческом музее. Эти иконы с городецкой сближает одинаковая композиция в расположении фигур и, что также кажется отличительным, — отсутствие деталей, отвлекающих от восприятия образа. На иконе из ГИМа пейзаж отсутствует в буквальном смысле: зелёный фон иконы разделяется на небо и землю лишь строгой горизонтальной линией. На второй иконе, помимо линии, разделение неба и земли решено контрастными красками, а к изображению пейзажа относятся два прорастающих куста того же цвета, что и небо. На городецкой иконе сделана попытка изобразить холмы и горки, но их очевидно неумелое изображение лишь подчёркивает старание мастера в изображении главного — фигуры святого и Вседержителя. Однако обе московские иконы датируются XVII веком, в то время как городецкая икона — XIX веком.

Принципиально важным было найти иконы (икону) максимально близкие по сюжету, времени создания, а также по именованию святого «преподобным», поэтому поиски были продолжены.

Единственной, отвечающей этим признакам, оказалась житийная икона начала XIX века «Образ преподобного Александра Невскаго яко во иноцех Алексия». Икона хранится в Государственном музее истории религии в С.-Петербурге. Главный сюжет тот же, что на городецкой иконе, но слева от фигуры Александра изображены сцены Невской битвы (несмотря на небольшие размеры иконы: 31,6 х 26,5 см). Но и на этой иконе цвета одежд святого традиционны. Из истории бытования иконы известно, что она «была найдена Воронцовым К.Ф. в старообрядческом молельном доме в Гатчине» [Бегунов Ю.К. Иконография святого благоверного великого князя Александра Невского // Князь Александр Невский и его эпоха. Исследования и материалы. / под ред. Ю.К. Бегунова и А.Н. Кирпичникова. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. — С. 175].

Нужно отметить, что в исследованиях по иконографии святого авторы не останавливаются на особенностях именования князя и цветах его схимнических одежд. Но именно эти детали могли бы пролить ясность на особенности создания и бытования нашей иконы. Так выяснилось, что именование святого князя «преподобным» было широко распространено до XVIII века, точнее говоря, до Синодального Указа 1724 года, не только на иконах, но и в других памятниках. Например, Бегунов Ю.К. обращается к иконе «Святой Александр Невский с деянием» из храма Василия Блаженного, в многочисленных клеймах которой, по его мнению, «восстанавливается ранний владимирский иконографический тип» (по клеймам № 14–15, 17–31): «Здесь находим повторяющееся изображение надгробной поясной иконы с надписью «Преподобный князь Александр». В литературном источнике этого памятника — редакции Жития Александра Невского Ионы Думина (1591) — ничего о надгробной иконе не говорилось. Очевидно, изограф XVII века воспроизвел её такой, какой она и была над гробом Невского героя во Владимире» [там же].

«Преподобным» Александр Невский называется в Новгородском иконописном подлиннике XVI века: «…преподобный Александр Невский аки Георгий: риза — киноварь, испод — лазорь». И в «Сводном иконописном подлиннике» XVIII века: «. брада аки Козмина, в схиме, кудерцы видеть маленько из-под схимы, риза преподобническая, испод дымчат, в руке свиток сжат, сам телом плечист» [Великий князь Александр Невский. Русь, Орда и Запад в эпоху Александра Невского. Земное и небесное в посмертной биографии Александра Невского. Два подвига Александра Невского. / сост. и авт. текста А.Ю. Карпов. — М.: Русскiй мiръ, 2002. — С. 191].

В музее «Марциальные воды» (филиал Карельского государственного музея) хранится икона «Благоверный князь Александр Невский» [Церковь Святого Апостола Петра в Лахте // Храмы и соборы Ленинградской области. — http://GoPiter.ru] конца XVII – нач. XVIII веков. Эта большая икона (168 x 114 x 3 см) когда-то располагалась в церкви Апостола Петра (Марциальные воды, Карелия). Фигура святого расположена в левой части иконы, лицом святой обращается к Вседержителю, руки сложены на груди. Названная икона интересна тем, что оказалась пока единственной, найденной автором этой статьи, изображающей святого князя в зелёной рясе.

Первые итоги атрибуции

Проведённая попытка объяснительного описания позволяет сделать только предварительные выводы, которые необходимо ещё проверить и уточнить. Но уже сегодня можно говорить об общероссийской значимости памятника.

Городецкая икона представляет значительный научный и культурный интерес как редкий и оригинальный образец иконографических традиций в изображении св. блгв. кн. Александра Невского. Она написана в XIX веке, но её оформление, именование Александра Невского «преподобным князем», цвет рясы, наличие чёток в руке святого не соответствуют канонам, утвердившимся после 1724 года.

Рассмотренные в описании особенности иконографии также позволяют думать, что икона является списком более раннего иконографического образа Александра Невского. Предположительно, образцом могла служить икона XVII века.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Непроходимая Дверь": история, значения, в чем помогает и как молиться, где вешать

Безусловную ценность иконе придаёт наличие мощевика, изучение особенности устройства которого будет продолжено.

Наконец, нужно сказать о надписи на оборотной стороне, обнаруженной Ольгой Джамбулиевой. Даже после реставрации надпись прочитать непросто, но именно городчанам почти сразу становится понятно значение трёх слов, которые едва угадываются. Центральное слово читается лучше двух других. Первая заглавная буква в слове — «фита». Ещё отчетливее читаются подряд буквы: «ровск». Этого достаточно, чтобы угадать оставшиеся буквы. Слово это почти уверенно можно прочитать без окончания как «Федоровск». Третье слово начинается с буквы М, далее только угадываются отдельные буквы: О, Т, надстрочная С и последняя Р. Предположение появилось сразу: «Монастырь(я)».

Стало очевидным, что запись говорит о принадлежности иконы Федоровскому монастырю. Это помогло увидеть менее различимые буквы первого слова. В нём хорошо угадывается заглавная первая буква Г, уверенно угадываются буквы Р и Д. Последняя буква — i. Этого достаточно, чтобы понять, что первое слово должно читаться как «Городецкий».

Надпись из трёх слов «Городецкий Федоровский Монастырь» произвела необыкновенное впечатление на сотрудников музея. Не оставалось сомнений, что эта небольшая икона — одна из главных святынь Городецкого мужского Фёдоровского монастыря. Её упоминание в документах хорошо известно. И упоминается она как икона святого благоверного князя с частицей его святых мощей [История Фёдоровского Городецкого монастыря (Нижегородской губернии) и построение в С.-Петербурге храма в память 300-летнего юбилея царствования Дома Романовых. Репринтное издание 1913 года. — Казань, 2002. — С. 106]. Но более детального описания иконы ни сотрудникам музея, ни краеведам до настоящего времени не встречалось. Предстоит провести поиск в архивах с упоминанием деталей, касающихся иконы, бытовавшей в Фёдоровском монастыре села Городца, чтобы проверить правильность предположения о сенсационной находке. Какими бы ни были результаты этого поиска, с уверенностью можно сказать, что возвращённая к жизни икона с изображением святого благоверного великого князя Александра Невского займёт в музейной экспозиции почётное место рядом с другими уже известными реликвиями.

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы» – в чем помогает?

Краткая история рождения Божией Матери

После многолетнего моления у престарелых родителей родилось долгожданное чадо, о появлении на свет которого будущим отцу и матери возвестил через ангелов Сам Бог.

Древнее предание гласит, что необыкновенный ребенок, посланный с Небес, родился в семье праведников Иоакима и Анны, выходца из царского рода и дочери первосвященника, проживавших в Назарете. У супругов долго не было детей, но достигнув преклонных лет, они безропотно продолжали молить Бога о ниспослании им дитя.

Ранее в еврейской среде считалось, что если в семье не было детей, то супруги отвержены от Бога.

Однажды Иоаким долго молился в пустыне, и ему случилось видение архангела Гавриила. Он возвестил молитвеннику, что его просьба услышана Богом, и скоро у него родится дочь. Она будет благословенна. Через нее будет даровано спасение всему миру. Посланец указал, чтобы родители нарекли новорожденное чадо Марией.

Так и случилось, вскоре в семье родилась девочка. До возраста 3-х лет Мария жила в доме своих родителей и училась молитве. Мать с отцом дали обет посвятить Марию Богу.

Так и случилось! В три года девочка вошла в Иерусалимский храм, где и служила Творцу до своего совершеннолетия. Ее житие было угодно Богу, тем самым вскоре она стала зримым связующим звеном между жизнью земной и миром небесным.


Богородица и ее родители

Значение праздника Рождества Пресвятой Богородицы Приснодевы Марии

Святой Андрей Критский тоже пишет об этом празднике в своём слове, называя его «началом праздников». Причина этому в том, что Матерь Божия открыла Своим рождением новую эру, подкреплённую надеждой на спасение человеческого рода. Человечество после грехопадения прародителей Адама и Евы находилось под гнётом клятвы. Люди не могли уже попасть в рай, что составляло цель появления на земле человека.

Несколько веков люди должны были умирать и идти в ад, что было наказанием за грехи. Но Господь, не хотящий смерти грешников, решил Сам снизойти и искупить человечество Своей смертью на кресте. Но для этого Он должен был появиться на земле как простой человек. Так было задумано, чтобы Он ничем не выделялся среди людей. Поэтому Он должен был родиться от женщины, хотя и без участия мужского пола.

Советуем изучить Икона святой Виктории

Для этой цели была избрана Самая Чистая и Святая Жена на земле. Ей стала девица Мария, Она приходилась родственницей Иосифу, который был из рода Давида. Так сбылось предсказание, что Христос будет из рода Давидова. Иосиф взял Её к себе после того, как Она закончила Своё многолетнее пребывание в храме. Её отдали в храм в возрасте трёх лет согласно обету Её родителей, которые рассматривали Её появление на свет как подарок Свыше. Поэтому они решили посвятить Дочь Богу.

О родителях Приснодевы Марии

Святые Иоаким и Анна были бездетные. Поскольку в Израиле считалось многочадие особым благословением Божиим, то супругов, не имеющих детей, считали грешными, несущими таким образом наказание

Иоаким и Анна терпели постоянно поношение от своих соплеменников. Когда Иоаким пришел в храм с целью принести жертву Богу, то его тельца отвергли священники, сказав, что он слишком грешный, чтобы делать это. Расстроенный муж отправился в пустыню и принес горячую молитву ко Господу.

Бог услышал Своего верного раба и послал ему Ангела, утешившего его и велевшего ему идти домой. В это время его супруга увидела возле своего крыльца гнездо, в котором вылупились птенцы. Родители-птицы радостно ухаживали за ними. Анна всплакнула, позавидовав их счастью. «Все имеют детей, кроме нас» – думала она. Когда ей явился Ангел и сказал, что Бог услышал её молитвы, и у них родится Дочь, Анна не поверила. Ведь они с мужем уже перешагнули порог старости, и детей у них не может быть физиологически. Но Ангел уверил её в верности обетования.

После этого спустя девять месяцев у престарелых супругов родился долгожданный ребёнок, которого назвали Мария, что означает «Госпожа». Она поистине стала Госпожой для всего человеческого рода, Царицей Небесной, потому что сподобилась носить в себе Творца мира, создавшего вся видимая и невидимая.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Отчаянных Единая Надежда": история и описание, значение, в чем помогает и как молиться

Эта почетная участь досталась Ей не просто так: Мария никогда не грешила в жизни, даже мыслями! За это её прозвали «Пречистой». Весь православный и католический мир почитает Пресвятую Богородицу и этот праздник, как день Её рождения, потому что Она стала Матерью Спасителя, искупившего человеческий род.

Особенности богослужения

Тропарь и кондак праздника прославляют Пресвятую Богородицу и Её святых родителей. А также в них говорится о том, что Иоаким и Анна избавились в этот день от поношения бездетности, а Адам и Ева избавились от проклятия древнего.

В этот праздник служится всенощное бдение. Паремии на великой вечерне вспоминают лествицу Иакова, затворённые врата, которые видел пророк Иезекииль, и дом, который построила себе Премудрость. Эти пророчества предрекают появление на свет Богоизбранной Отроковицы.

После полиелея на утрени поется величание праздника, которое прославляет Пресвятую Богородицу и Её святых родителей. Затем поется «От юности моея». Каноны праздника написали: святой Иоанн Дамаскин и святой Андрей Критский.

Катавасия поется празднику Воздвижения Креста Господня: «Крест начертав Моисей». «Честнейшая» не поется, вместо нее запевы праздника.

На литургии святого Иоанна Златоуста поется прокимен Богородицы, апостол и Евангелие праздника.

Песнопения к празднику написали:

  • святой Андрей Критский;
  • святой Иоанн Дамаскин;
  • святой Стефан Святоградец;
  • константинопольские патриархи (Анатолий, Сергий, Герман) и др.

Этот праздник является одним из самых любимых в народе.

Рождество Пресвятой Богородицы – история из Закона Божия

Изображения икон Рождества Пречистой Богоматери

Ранние иконографические изводы открывают христианам Анну, полулежащую или восседающую на высоком ложе. Ее изображение более крупное, нежели образы прочих участников события. Пред ней стоят женщины с дарами, а повивальные бабки и служанки омывают новорожденную Богоотроковицу или уже подносят Ее матери.

На иконах более позднего времени помимо Анны и новорожденной Марии изображается Иоаким, множество принесенных даров и угощений, птицы, водоемы. Встречается изображение девушки, обмахивающей опахалом малышку. Другая же служанка ласково укачивает колыбель.

На иконе присутствует много бытовых деталей, придающих образу богословский смысл:

  • простые христиане, созерцающие икону, становятся причастниками радостнейшего события рождения Царицы Небесной;
  • событие Рождества Богородицы предшествует главному и величайшему свершению — рождению Божественного Сына ради искупления человечества от греха.


Пустынно-Глинская икона Рождества Пресвятой Богородицы

Православные иконы Рождества

В настоящее время наиболее известны образы:

  • Глинская икона. Чудотворный лик особо почитаем и является чудотворным. Мольбы к Богородице Глинской помогли множеству заблудших душ исцелиться и найти покой. Богородица помогает женщинам исцелиться от бесплодия и прочих гинекологических недугов.
  • Исааковская икона. Этот образ был найден православными христианами — жителями одной из деревень, среди ивовых веток, которые были набросаны на берегу речки. Они принесли святой образ в церковь, а вскоре на месте его обретения возвели новый храм, существующий и до ныне. Богородица способствует исцелению болезней у детей и взрослых, спасает от напастей и ограждает от бед.
  • Лукиановская икона. Образ, посвященный празднику Рождества, назван по имени монаха Лукиана. Именно он первым обнаружил святую икону, а немногим позже при содействии монастырской братии на этом месте был построен храм, вокруг которого обустроен монастырь. Образ прославился среди православного люда множественными случаями помощи и исцелениями. И по сей день у чудотворной иконы молитвенники взывают Богородице с просьбами о помощи, поддержке и заступничестве.


Исааковская икона Рождества Пресвятой Богородицы

«Умиление Пресвятой Богородицы»

Существует несколько известных чудотворных икон «Умиление». С них сделано множество списков, которые не теряют своей благодатной силы.

Смоленская икона «Умиление Пресвятой Богородицы» явилась в 1103 году. Польские захватчики осаждали город. Целых 20 месяцев с помощью чудотворного образа смоленские войска удерживали Смоленск, не сдали его врагам.

Псково-Печорская икона славна своими чудесными исцелениями. В летописях Пскова и Великого Новгорода сохранились свидетельства, датированные 1524 годом.

Серафимо-Дивеевская икона «Умиление Пресвятой Богородицы» находилась в келье святого старца Серафима Саровского до самой смерти. После было сделано несколько списков, которые впоследствии тоже оказались чудотворными. Елеем от лампады, горевшей перед иконой, старец Саровский мазал больных, и те излечивались.

Советуем изучить Что такое Таинство Соборования (Елеосвящения)?

Новгородская икона «Умиление» в 1337 году парила в воздухе над церковными дверями. Слезы капали из ее глаз. Позднее в этот же год началось в городе моровое поветрие. Горожане молитвами просили святой образ заступиться за них. Вскоре болезнь отступила.

Молитва перед иконой помогает в бедах и несчастьях. Избавляет от искушений, сохраняет брак. Дарует беременность и легкие роды. Этот образ считается женским и помогает во многих болезнях и печалях. Избавляет от болезней глаз, слепоты. Почти все чудотворные образы Девы способны исцелить телесные и душевные болезни после молитв и Акафистов.

Народные традиции

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы в народе имеет много наименований, среди них: «Госпожинки», «Малая Пречистая», «Аспосов день».

В дни подготовки к празднованию Рождества, планировался размах «пировства», которым был зависим от объема урожая посевных. При хорошем урожае праздник отмечался на протяжении целой недели, а то и до дня Покрова. Сельчане варили пиво, резали барана или овцу, приготовляли вкусности из говядины, готовили студень из головы и ног быка, пекли пироги с рыбой и мясом.

На пир созывались все родственники, но предпочтительней все же были те гости, кто из них имел возможность оплатить угощение. Для зятьев, особенно молодых, делалось исключение. Их всегда приглашали на гуляния к столу, даже осознавая то, что ответного приглашения тесть, теща и другие родственники не получат.

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы»: описание, фото и значение

Изображения Рождества Пресвятой Богородицы, известные в наши дни, датируются X-XI вв. Согласно косвенным данным сюжетные образы этого события существовали и в более ранние века. В качестве примера историки приводят роспись храма VII века в Атени (Грузия). Там сохранились фрески XI века, посвященные Богородице. Ученым удалось доказать, что сохранившаяся стенапись, это обновление более древнего первоисточника. Не исключается, что оригинальный сюжет относится к доиконоборческому периоду.

Читайте также:
Икона Рафаила: в чем помогает и как молиться, история и описание, значение

Что изображено на иконе

Святая Анна расположилась в левой части иконы. На ее лице радость. Справа к Анне идут служанки и несут ей попить и поесть. Прислужницы – персонажи не вымышленные, поэтому изображены крайне жизненно с детальной прорисовкой. В нижнем правом углу расположились повивальные бабки, готовящие воду, чтобы омыть новорожденного младенца. И нельзя сказать, что хоть одна мелочь и деталь лишняя, все эти подробности происходящего превращают его в святое таинство, частью которого является каждый наблюдающий и присутствующий. Рождество Пресвятой Богородицы ознаменовывает начало не только семейного счастья, бытового, но и общечеловеческого, ведь очень скоро состоится встреча людей с Великим Царем.


Несмотря на то что Матерь Божья является главной фигурой иконы, изображена она не в центре, а на руках у повивальной бабки, укутанная в пеленку или ожидающая своего омовения. Этим самым икона «Рождество Пресвятой Богородицы» указывает людям на то, что нужно всегда оставаться смиренными и скромными. И это невзирая на свою важность и значимость.

Начало истории про Рождество Пресвятой Богородицы

Дева Мария родилась во времена морального и нравственного людского упадничества, из которого самостоятельно у них не было сил выбраться. Знающие умы того времени заявляли, что спасти мир может только Господь. Сын Божий возжелал прийти к людям в человеческом обличии и вернуть их на путь праведный. А на роль матери своей он выбрал Марию, единственную достойную среди прочих. Ее родителями стали Анна и Иоаким, жившие в Назарете. Они были из знатного рода, богаты и трудолюбивы, но не этим были известны. Их знали как благочестивую пару, жертвующую 2/3 своих доходов бедным и в храм. На протяжении долгих лет они старались завести ребенка, но тщетно. Анна и Иоаким проводили в молитвах все свое время. Анна обещала Господу, что если он ниспошлет ей ребенка, то она отдаст его ему на служение. В один из дней усердной молитвы к Анне спустился Ангел, чтобы сообщить о том, что Бог услышал ее и дарует ей дочь. Через девять месяцев у супругов родилась Мария. Ее имя означает «госпожа», «царица», и это неслучайно, ведь ей была уготована великая миссия стать Царицей небесной.

Когда девочке исполнилось 3 года, ее привели в храм, отдав на поруки первосвященника Захария. Так она осталась жить там. Про Марию можно сказать только то, что даже среди прочих девушек, живущих с ней, она выделялась наибольшим усердием, трудолюбием и святостью. Трижды в день молилась, в свободное время читала Священные Писания и рукодельничала.

В возрасте девяти лет она потеряла обоих родителей.

Куда вешать

Выбирая образ Богородицы для домашнего иконостаса, основную икону Иисуса Христа уместно дополнить ликом Рождества Божией Матери. Поскольку именно событие, изображенное на ней, положило начало появлению Спасителя Нашего.

Иконостас в доме, как и в храме, лучше поместить на восточной стене. Если такая возможность исключена, то образы вешают (или ставят) в правом углу напротив двери. Когда и это место занято, тогда икону можно определить на другую свободную стену или поставить на полку. Главное, чтобы ее было хорошо видно, и доступ не загроможден посторонними предметами. Ничто не должно отвлекать внимания от молитвы перед иконой Рождества Божией Матери.

Это значит, что вокруг не должны находиться вещи, не имеющие отношения к таинству. Не стоит располагать рядом с иконой ярких картин, сувениров, книг, интерьерного декора.

Лучше украсить образ вышитыми рушниками и предусмотреть место для свечей. Его необходимо подобрать так, чтобы открытый огонь не причинил возгорания. Наиболее удачный вариант – специальная полка для икон с нишей, предусмотренной для свечей.

Не всегда бывает возможность выделить для образа отдельную стену. Тогда икону можно поставить на книжную полку. При этом важно позаботиться, чтобы литература, находящаяся в поле зрения не противоречила молитвенному настрою. Лучше, если это будут книги религиозной тематики.

В случае, когда иконы окружают посторонние предметы, которые убрать проблематично, стоит предусмотреть возможность прикрывать их на время молитвы.

Иногда можно услышать споры о том, в какой комнате должна находиться икона. На самом деле это не имеет значения. Главное, чтобы на время молитвы любой член семьи мог уединиться и сосредоточиться на чистосердечном раскаянии и искренней просьбе.

Значение иконы

Согласно словам митрополита Анатолия Сурожского, событие, которое икона «Рождество Пресвятой Богородицы» ознаменовывает, становится началом устранения разграничения между Богом и человеком. Перед тем как все случилось, было много чудес и знаков свыше, предвещающих великий день. Даже в Ветхом Завете упоминалось о пришествии Мессии. Говоря о том, какое значение имеет Рождество Пресвятой Богородицы, нельзя не заметить, что это событие сопровождалось нескончаемой чередой чудес, начиная с того, что родилась она у старой бесплодной Анны.


Правда, бесплодной она была только для незнающих, на самом же деле она была целомудренной, такой же, как и ее дочь Мария. Миру подарена, благодаря такому событию, как Рождество Пресвятой Богородицы, икона, значение которой кроется в принципах благочестия, противоречащих напутствиям людям о регулярном чадорождении. Но тем самым она говорит, что при благословении Господнем, дарованном во время венчания, возможно и непорочное зачатие.

Люди, празднуя этот светлый день Рождества Богоматери, радуются и благодарят ее за то, что она заступается и молится за весь человеческий род, одаривает всех безграничной материнской любовью.

Открытки и поздравления

В этот сентябрьский день родилась Богородица. Она — наша Берегиня и путеводная звезда. Благословенная среди жен подарила миру любовь и свет, мир и радость. Пусть так и будет в дальнейшем и во веки веков. С праздником!

В этот светлый праздник пусть ангелы принесут мир и счастье, любовь и благополучие. Пусть Дева Мария помогает в любых начинаниях, а сердце наполнится верой.

С чистым и светлым днем! Желаю всем сердцем поверить в чудеса и пустить в свою жизнь радость.

Читайте также:
Икона святой Варвары: история и описание, значение, в чем помогает и как молиться

С рождением Богородицы. С праздником любви и добра, радости и счастья. Рождение Девы Марии пусть наполнит сердце верой и поможет осуществиться сокровенным мечтам.

В этот праздник желаю мира в доме, легкости на душе, семейного счастья, созидания, любви, доверия и милосердия. Пусть в жизни все решения будут правильными.

В этот светлый праздник желаю не забывать о вере и Боге. Быть верным идеалам и нравственным ценностям, ведь они определяют сущность человека и поддерживают его в жизни. Пусть благополучной будет жизнь. И да поможет Господь преобразить наши души!

Исполнению каких просьб способствует икона

Справиться со многими земными бедами помогает икона «Рождество Пресвятой Богородицы». Фото молящихся еще раз показывает, какое огромное количество людей уповают на ее защиту и поддержку.

Ведь с ее приходом в этот грешный мир в него же приходит надежда на спасение, на жизнь в лучшие времена, но уже вместе со спасителем Иисусом Христом. Если прочитать внимательно молитвы, обращенные к Царице небесной, становится ясно, что для нее нет неисполнимых просьб.

Но чаще всего к ней взывают с мольбами о спасении заблудшей души, лишенной силы и веры. Икона «Рождество Пресвятой Богородицы» (фото представлено в статье) помогает бездетым семейным парам, долгое время страдающим от этой беды, а также тем, в чьих семьях конфликты и разлад. Как правило, просящие обращаются не только к Деве Марии, но и к ее родителям Анне и Иоакиму.

История родителей пречистой девы Марии

Икона Рождество Богородицы находится в каждом большом храме и церкви, поэтому каждый может


Икона Богородицы находится в каждом большом храме и церкви.

помолиться и попросить помощи. Но для начала стоит рассказать о том, какова история родителей святой девы. В Евангелие практически ничего не рассказывается о том, кем были родители пресвятой Марии.

Все же священное писание можно дополнить апокрифической литературой, которая позволила выяснить их имена. Протоевангелие Иакова была написана много веков назад, именно это писание считается самым древним, исходящим из истоков происхождения христианства.

Анна была девушкой из вифлеемской священнической семьи. Родители назвали девушку так, потому что имя Анна означает “милость и благодать”. Даже сегодня в Иерусалиме сохранилось место, где стоял Иоакима. На этом месте спустя годы был построен храм, возвели его крестоносцы.

Иоаким же родился в Галилеи, он был выходцем из знатной и очень богатой семьи, которая имела власть. Даже имя этого святого мужчины несло в себе особенный смысл, так как переводилось, как “Приготовления для Господа”. Святой Иоаким скончался, когда дева Мария была еще совсем мала.

Обратите внимание! Святой Иоаким, вместе со своей супругой Анной, сегодня считается покровителем всех супружеских пар.

По писанию известно, что пара была бесплодна, и не могла в течение всей своей супружеской жизни завести ребенка. Супруги много времени проводили в молитвах, чтобы им подарили ребеночка. Когда Иоаким достиг пожилого возраста, он отправился один в пустыню, где прожил сорок дней.

Именно тогда к нему явился ангел и сказал, что его молитвы услышаны, и он получил малыша. Супруга должна родить дитя, которое станет радостью для всего мира. Это предсказание сбылось, и у Иоакима родилась прелестная дочь, которую на пятнадцатый день назвали Марией.

Интересно! Сегодня существует несколько икон с изображением этой супружеской пары, описание бронзовой или медной литой иконы сможет рассказать каждый батюшка. Обычно в церквях можно увидеть меднолитую икону “Рождество Богородицы”, описание которой легко найти в справочниках и писаниях.

Глинская икона Рождества Пресвятой Богородицы

В начале 16 века эта икона предстала перед пчеловодами, занятыми в лесу установкой ульев. В 1648 году на том самом месте появилась Глинская пустынь, получившая свое название в честь боярского рода Глинских, владеющих местными землями. Икона исцелила очень многих людей, вследствие чего стала известной, но, как ни прискорбно, до наших дней она не дожила. На ней изображена арка с тремя пролетами, на фоне которой разместилась на высоком ложе святая Анна, только что родившая младенца, и ее муж.

Справа внизу находится купель, а рядом с ней — повивальная бабка, держащая на руках новорожденную. Икона «Рождество Пресвятой Богородицы», написанная в Глинском стиле, отличается от классического варианта присутствием на ней Бога Саваофа. С 1994 года Глинская пустынь принадлежит церкви и находится на територии Украины.

Астероид Bennu опасный для Земли

Астероид Bennu — потенциально опасный астероид, который очень быстро летит к Земле. Данные OSIRIS-REx собираются с орбиты. Детали состава и структуры космического рока, полученные после анализа возвращенного образца, могут помочь человечеству лучше защищаться от астероидных угроз, сказали представители НАСА.

Bennu представляет собой углеродистый астероид в группе Apollo, обнаруженный LINEAR Project 11 сентября 1999 года. Это потенциально опасный объект, который указан в таблице риска Sentry со вторым по величине кумулятивным рейтинг по шкале технической опасности Палермо. У этого есть кумулятивный шанс на 1-в-2700, влияющий на Землю между 2175-2199.

В июне японский космический аппарат «Хаябуса2» прибыл на орбиту вокруг околоземного астероида Рюгу. Hayabusa2 также возьмет образцы, которые планируется спуститься на Землю в конце 2020 года.

День празднования Рождества Божьей Матери

Примерно в 4-ом веке впервые состоялось празднество в честь Рождества Богородицы, и с тех пор ежегодно 21 сентября (8 сентября по старому стилю) люди, радуясь и ликуя, продолжают восхвалять Деву Марию.

Этот день вдвойне значим для русского народа, ведь именно 8 сентября 1380 года русские войска выиграли битву с ханом Мамаем на Куликовом поле. Это событие стало началом формирования единого русского государства и положило конец междоусобным войнам и распрям между князьями.

Значимой является не только икона, но и сам праздник Рождество Богородицы, он приходится на 21 сентября. В этот день принято посещать церковь и читать молитвы у этой иконы. Но это не значит, что верующие могут просить помощи у Богородицы только в праздничный день.

Также существуют рекомендации по произнесению молитвы. Например, чтобы обратиться к Святой, не обязательно идти в церковь или храм, сделать это можно и дома, главное иметь у себя такую икону. Читать молитву необходимо в любое время дня и ночи, но делать это нужно регулярно, а не только в те времена, когда в жизни начались неудачи. При обращении следует очистить свои мысли и душу, а также просить только хорошее, без злого умысла. В противном случае можно получить не помощь, а наказание.

Читайте также:
Икона Воздвижение Креста Господня: история, значения, в чем помогает и как молиться

Икона Рождества Пресвятой Богородицы

Икона Рождества Пресвятой Богородицы вводит каждого православного христианина в семейный мир святых праведных Иоакима и Анны, родителей Марии. Тем самым каждый верующий человек становится причастником радостного события рождения Пречистой Девы.

Краткая история рождения Божией Матери

После многолетнего моления у престарелых родителей родилось долгожданное чадо, о появлении на свет которого будущим отцу и матери возвестил через ангелов Сам Бог.

Древнее предание гласит, что необыкновенный ребенок, посланный с Небес, родился в семье праведников Иоакима и Анны, выходца из царского рода и дочери первосвященника, проживавших в Назарете. У супругов долго не было детей, но достигнув преклонных лет, они безропотно продолжали молить Бога о ниспослании им дитя.

Ранее в еврейской среде считалось, что если в семье не было детей, то супруги отвержены от Бога.

Однажды Иоаким долго молился в пустыне, и ему случилось видение архангела Гавриила. Он возвестил молитвеннику, что его просьба услышана Богом, и скоро у него родится дочь. Она будет благословенна. Через нее будет даровано спасение всему миру. Посланец указал, чтобы родители нарекли новорожденное чадо Марией.

Так и случилось, вскоре в семье родилась девочка. До возраста 3-х лет Мария жила в доме своих родителей и училась молитве. Мать с отцом дали обет посвятить Марию Богу.

Так и случилось! В три года девочка вошла в Иерусалимский храм, где и служила Творцу до своего совершеннолетия. Ее житие было угодно Богу, тем самым вскоре она стала зримым связующим звеном между жизнью земной и миром небесным.

Изображения икон Рождества Пречистой Богоматери

Ранние иконографические изводы открывают христианам Анну, полулежащую или восседающую на высоком ложе. Ее изображение более крупное, нежели образы прочих участников события. Пред ней стоят женщины с дарами, а повивальные бабки и служанки омывают новорожденную Богоотроковицу или уже подносят Ее матери.

На иконах более позднего времени помимо Анны и новорожденной Марии изображается Иоаким, множество принесенных даров и угощений, птицы, водоемы. Встречается изображение девушки, обмахивающей опахалом малышку. Другая же служанка ласково укачивает колыбель.

На иконе присутствует много бытовых деталей, придающих образу богословский смысл:

  • простые христиане, созерцающие икону, становятся причастниками радостнейшего события рождения Царицы Небесной;
  • событие Рождества Богородицы предшествует главному и величайшему свершению — рождению Божественного Сына ради искупления человечества от греха.

Православные иконы Рождества

В настоящее время наиболее известны образы:

  • Глинская икона. Чудотворный лик особо почитаем и является чудотворным. Мольбы к Богородице Глинской помогли множеству заблудших душ исцелиться и найти покой. Богородица помогает женщинам исцелиться от бесплодия и прочих гинекологических недугов.
  • Исааковская икона. Этот образ был найден православными христианами — жителями одной из деревень, среди ивовых веток, которые были набросаны на берегу речки. Они принесли святой образ в церковь, а вскоре на месте его обретения возвели новый храм, существующий и до ныне. Богородица способствует исцелению болезней у детей и взрослых, спасает от напастей и ограждает от бед.
  • Лукиановская икона. Образ, посвященный празднику Рождества, назван по имени монаха Лукиана. Именно он первым обнаружил святую икону, а немногим позже при содействии монастырской братии на этом месте был построен храм, вокруг которого обустроен монастырь. Образ прославился среди православного люда множественными случаями помощи и исцелениями. И по сей день у чудотворной иконы молитвенники взывают Богородице с просьбами о помощи, поддержке и заступничестве.

Народные традиции

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы в народе имеет много наименований, среди них: «Госпожинки», «Малая Пречистая», «Аспосов день».

В дни подготовки к празднованию Рождества, планировался размах «пировства», которым был зависим от объема урожая посевных. При хорошем урожае праздник отмечался на протяжении целой недели, а то и до дня Покрова. Сельчане варили пиво, резали барана или овцу, приготовляли вкусности из говядины, готовили студень из головы и ног быка, пекли пироги с рыбой и мясом.

На пир созывались все родственники, но предпочтительней все же были те гости, кто из них имел возможность оплатить угощение. Для зятьев, особенно молодых, делалось исключение. Их всегда приглашали на гуляния к столу, даже осознавая то, что ответного приглашения тесть, теща и другие родственники не получат.

Читайте еще о традициях в православии:

В старину особое значение придавалось отношениям между зятем и тестем, свекровью и невесткой. Они должны были сосуществовать в мире и добре. За столом главное место определялось для свата и сватьи, они были главными гостями на празднике. Их усаживали под образа в передний угол.

В тех краях, где были храмы, освященные в честь Рождества Богородицы, деревенское веселье было особенно широким, здесь проходили праздничные ярмарки, местные артисты устраивали зажигательные представления.

Моление пред иконой

Часто чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы по искреннему молению супругов дарует рождение долгожданного чада.

Любое молитвословие в адрес Богородицы способно успокоить исстрадавшуюся душу, избавить от тяжести перенесенных обид и несправедливых решений.

Особенно Царица Небесная беспокоится о заблудших душах, Она наставляет их на путь истинный, незримо ведет к исповеданию грехов и возвращает веру в Своего Сына.

Часто молитвенники воззывают Матерь Божию о предстательстве в воссоединении семьи, о помощи в налаживании любви между супругами, об искоренении обид и ссор.

Еще о молитвах Богородице:

  • Молитва перед иконой «Иверская»
  • Молитва перед Казанской иконой
  • Молитва перед образом «Нечаянная радость»

Важно! Дева Мария учит людей человечности, умению не роптать и проявлять добродетель в любых, даже кажущихся самыми сложными жизненных ситуациях. Пречистая указует со смирением переносить все трудности и испытания, дабы иметь возможность даже во грехе покаяться и вернуть себе Божественную благодать.

Читайте также:
Икона Воскресение Христово: описание и значение, в чем помогает и как молиться

Нельзя читать молитвы Царице Небесной сухим и формальным текстом. Неискренняя просьба не подарит молитвеннику Богородичного благоволения. Только лишь покаянием, добрым сердцем, милосердными делами можно добиться заступничества Преблагословенной Матушки.

Появление на свет Божий Девы Марии явилось бесперекословным исполнением пророчества о том, что вскоре с ангельским пением на землю придет Творец, Спаситель Мира, рожденный от Нее и от Духа Святаго, дабы исполнить Волю Отца: «дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы ежегодно отмечается православной Церковью 21 сентября.

Рождество Пресвятой Богородицы: интересные факты

21 сентября православные празднуют Рождество Пресвятой Богородицы. Все аспекты этого праздника, историю, иконы и молитвы, мы рассмотрим в данной статье.

Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы: история

Об этом событии не сказано в Писании, подробности его известны из апокрифического текста середины II века «Протоевангелие Иакова».

Согласно существующему Преданию, место, где произошло Рождество Богородицы, находится в Иерусалиме. Однако в Русской Православной Церкви получила распространение версия, которой придерживался святитель Димитрий Ростовский: о том, что родители Девы Марии жили в Назарете и там-то она и родилась.

В горной области на север от Иерусалима, на откосе одной из гор около Эздрелонской долины, лежал Назарет. Это был небольшой городок, ничем в истории себя не проявивший, почему евреи даже несколько презрительно отзывались о нем, говоря: «Из Назарета может ли быть что доброе?»

В этом-то городке жила благочестивая чета Иоакима и Анны, которых Господь избрал стать прародителями Спасителя мира. Иоаким происходил из дома царя Давида, а Анна — из священнического рода. Племянница Анны, праведная Елизавета, стала потом матерью Иоанна Крестителя и двоюродной сестрой будущей Девы Марии.

Праведный Иоаким был человеком зажиточным, имея большое количество скота. Вся жизнь этой праведной четы, несмотря на богатство, была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним. За эти качества они пользовались всеобщей любовью и уважением. Удручала их, однако, одна скорбь: они были бездетными, что у евреев считалось признаком наказания Божия. Они непрестанно просили у Бога послать им радость в ребенке, хотя уже в старости им мало оставалось надежды на это. Иоаким был особенно огорчен своим бесчадием и однажды, принося свой дар Богу, он услышал от некого Рувима жесткий укор: «Зачем ты прежде других желаешь принести свои дары Богу? Ведь ты недостоин, как бесплодный!» От великого горя праведный Иоаким удалился в пустыню для поста и молитвы.

Узнав об этом, праведная Анна, признавая себя виновницей их бесчадия, тоже восскорбела и стала еще усерднее молиться Богу, чтобы Он услышал ее и послал ей дитя. В одном из таких молитвенных моментов явился ей Ангел Господень и сказал: «Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Ради Нее благословятся все роды земные. Нареки Ее Мария.»

Услышав эти радостные слова, праведная Анна поклонилась Ангелу и сказала: «Жив Господь Бог мой! Если у меня действительно родится дитя, то я отдам его Господу на служение. Пусть оно служит Ему, восхваляя Его имя во всю жизнь!»

Тот же Ангел Господень явился и праведному Иоакиму, сказав ему: «Бог милостиво принял твои молитвы. Жена твоя Анна зачнет и родит дочь, о которой весь мир будет радоваться. Вот и знамение верности моих слов: иди в Иерусалим, и там у Золотых ворот ты встретишь свою жену.»

Святой Иоаким немедля отправился в Иерусалим, взяв с собой дары как для жертвы Богу, так и для священников.

Придя в Иерусалим, Иоаким встретил свою жену Анну, как предсказал Ангел, и они рассказали друг другу все, возвещенное им, и, проведя еще некоторое время в Иерусалиме возвратились домой, в Назарет. По прошествии положенного срока чревоношения праведная Анна родила дочь, Которую назвала Марией, как повелел ей Ангел.

По прошествии года св. Иоаким устроил пир, на который созвал священников, старейшин и всех своих знакомых. На этом пиру он поднял свою Благословенную Дочь и, показывая всем, просил священников благословить Ее.

Праздник Рождества Богородицы христиане начали отмечать только к V веку. Первые упоминания о нем мы читаем у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы). Также о празднике пишут святители Иоанн Златоуст, Епифан и Августин. А в Палестине существует предание о том, что святая равноапостольная царица Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Иконы Рождества Пресвятой Богородицы

Явление ангела Иоакиму. Мозаика церкви Успения Богоматери в Дафни . Около 1100 Мозаика. Церковь Успения Богоматери, Дафни

Святые Иоаким и Анна

Зачатие Пресвятой Богородицы (г.Усть-Илимск)

Зачатие Пресвятой Богородицы

Рождество Богоматери с избранными святыми. Новгород. Конец XIV — начало XV вв. Третьяковская галерея, Москва

Пьетро Каваллини. Рождество Богородицы. Базилика св. Марии, Рим. 1296-1300

Новгород. Середина XIVв. Третьяковская галерея, Москва

Рождество Богородицы. Фреска Дионисия XV век

Икона РождестваБогородицы в Глинской пустыни (начало XVI в.). Являлась главной святыней Глинской пустыни, принадлежавшей Курской губернии. В исторических записях обители сохранились описания многочисленных случаев исцеления по молитвам перед чудотворной иконой.

Молитвы Рождества Пресвятой Богородицы

Тропарь Рождества Богородицы , глас 4

Кондак Рождества Богородицы, глас 4

Величание Рождества Богородицы

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Молитва первая на Рождество Богородицы

О, Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная! Кто Тебе не ублажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества. Рождество бо Твое бысть началом спасения человеков, и мы, седящии во тме согрешений, зрим Тя, Неприступного Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию. Паче бо серафим возвысилась еси, Пречистая. Обаче приими от недостойных раб Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы нашея. Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь дерзновенно просим: умоли Сына Твоего и Бога нашего даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим полезная. Возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты непостыдная надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, безбедное шествие на страшных мытарствах воздушных и наследие вечных и неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Читайте также:
Икона София, Вера, Надежда, Любовь: история, значение, в чем помогает и как молиться

Молитва вторая на Рождество Богородицы

Преблагословенная Дево Марие, Царице небесе и земли, Твоему чудотворному образу припадающе, умиленно глаголем: призри милостиво на рабы Твоя и Твоим всесильным ходатайством ниспосли коемуждо потребная. Вся верныя чада Святыя Церкви спаси, неверныя обрати, заблуждших на путь правый настави, старость и слабость сил поддержи, юных в вере святой возрасти, мужество ко благу направи, грешников к покаянию приведи и всех христиан мольбы услыши, болящих уврачуй, скорби утоли, путешествующим спутешествуй. Ты веси, Всемилостивая, яко немощны, яко грешнии, яко озлобляеми и недостойни прощения Божия, обаче буди нам в помощь, да ни коим грехом самолюбия, соблазна и диавольского прельщения прогневляем Бога: Тя имамы Предстательницу, Иже не отринет Господь. Аще бо восхощеши, вся даровати нам можеши яко благодатный источник, верно поющим Ти и превозносящим преславное Твое рождество. Избави, Владычице, грехопадений и бед всех, благочестно призывающих святое имя Твое и покланяющихся честному образу Твоему. Ты бо молитвами беззакония наша туне очищаеши, темже Тебе припадаем и паки вопием: отжени от нас всякаго врага и супостата, всякия напасти и губительнаго неверия; молитвами Твоими, подающи дожди благовременны и земле обильное плодоносие, вложи в сердца наша страх Божественный ко исполнению заповедей Господних, да вси тихо и мирно поживем во спасение душ наших, во благо ближних и во славу Господа, Ему бо, яко Творцу, Промыслителю и Спасителю нашему всякая подобает слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья на Рождество Богородицы

О, Пречистая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице, от неплодове по обетованию рождшаяся и чистоты ради души и тела Твоего сподобльшаяся быти Материю Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, с Нимже ныне на небеси пребывавши и имаши велие дерзновение ко Пресвятой Троице, от Неяже, яко Царица, венцем вечнаго царствования увенчана еси. Темже смиренно к Тебе прибегаем и просим: исходатайствуй нам у Всемилостиваго Господа Бога прощение всех прегрешений наших вольных и невольных; страждущему отечеству нашему спасения, мира, тишины и благочестия возстановление, времена мирны и безмятежны, крамол злых непричастны; ко изобилию же плодов земных, воздуха благорастворения, дожди мирны и благовременны. И вся, яже к житию и спасению нашему потребная, испроси нам у Сына Твоего, Христа Бога нашего. Наипаче же благопоспеши нам украситися благими нравы и добрыми делы, да, елико мощно, подражатели будем святому Твоему житию, имже от юности на земли украшалася еси, благоугождающи Господу; сего ради явилася еси честнейшая Херувим и славнейшая Серафим. Ей, Госпоже Пресвятая, буди нам во всем скорая Помощница и премудрая ко спасению Наставница, да Тебе последствующи и Тобою воспомоществуеми, сподобимся наследницы быти Небеснаго Царствия, страданиями Сына Твоего исходатайственнаго, исполнителям же святых заповедей Его обещаннаго. Ты бо еси, Госпоже, едина наша по Бозе надежда и упование, и Тебе весь живот наш предаем, чающе Твоего ради ходатайства и заступления не посрамлены быти в час исхода нашего от жития сего, и на Страшном Суде Сына Твоего, Христа Бога нашего деснаго Его стояния сподобитися, и тамо вечно радоватися со всеми от века Ему благоугодившими и немолчно славити, хвалити, благодарити и благословляти Его со Отцем и Духом во веки веков. Аминь.

Проповеди на Рождество Божией Матери

Рождество Божией Матери. Проповедь митрополита Антония Сурожского

Мы все – род Божией Матери. Слово протоиерея Всеволода Шпиллера в день — Рождества Богородицы.

Рождество Пресвятой Богородицы: Истина, полнота и красота нашей веры. Проповедь протоиерея Валериана Кречетова в праздник — Рождества Богородицы.

Все, что угодно Богу, всегда бывает выстрадано. Проповедь священника Михаила Немнонова в праздник Рождества Богородицы.

Вы прочитали статью Рождество Пресвятой Богородицы | История | Иконы. Читайте также:

Описание и значение иконы Рождества Пресвятой Богородицы

В православной церкви с особенным почитанием относятся к иконе Рождество Богородицы. Сегодня создано несколько вариантов этой иконы, на них изображена сама дева Мария в период младенчества, а также можно найти изображения Анны и Иоакима, которые были родителями Марии.

В христианской церкви верующие празднуют большой праздник под названием Рождество Богородицы. Ведь именно рождение девы Марии, принесло в мир Спасителя для земли

История родителей пречистой девы Марии

Икона Рождество Богородицы находится в каждом большом храме и церкви, поэтому каждый может

помолиться и попросить помощи. Но для начала стоит рассказать о том, какова история родителей святой девы. В Евангелие практически ничего не рассказывается о том, кем были родители пресвятой Марии.

Все же священное писание можно дополнить апокрифической литературой, которая позволила выяснить их имена. Протоевангелие Иакова была написана много веков назад, именно это писание считается самым древним, исходящим из истоков происхождения христианства.

Анна была девушкой из вифлеемской священнической семьи. Родители назвали девушку так, потому что имя Анна означает “милость и благодать”. Даже сегодня в Иерусалиме сохранилось место, где стоял Иоакима. На этом месте спустя годы был построен храм, возвели его крестоносцы.

Иоаким же родился в Галилеи, он был выходцем из знатной и очень богатой семьи, которая имела власть. Даже имя этого святого мужчины несло в себе особенный смысл, так как переводилось, как “Приготовления для Господа”. Святой Иоаким скончался, когда дева Мария была еще совсем мала.

По писанию известно, что пара была бесплодна, и не могла в течение всей своей супружеской жизни завести ребенка. Супруги много времени проводили в молитвах, чтобы им подарили ребеночка. Когда Иоаким достиг пожилого возраста, он отправился один в пустыню, где прожил сорок дней.

Читайте также:
Икона "Прибавление ума": история и значение, чем помогает и молитвы пред иконой

Именно тогда к нему явился ангел и сказал, что его молитвы услышаны, и он получил малыша. Супруга должна родить дитя, которое станет радостью для всего мира. Это предсказание сбылось, и у Иоакима родилась прелестная дочь, которую на пятнадцатый день назвали Марией.

Семья Иоакима и Анны

Икона Рождество Пресвятой Богородицы появилась благодаря супругам Анне и Иоакиму, которыепроизвели на свет Марию. В святых письменах говорят о том, что этот брак был оправдан законом только потому, что пара выполнила долг перед обществом. Как говорили законы, брак будет заключен только после того, как будет принят закон о деторождении.

В те времена у иудеев это правило было очень суровым и строгим. И эта традиция была завершена именно этой знаменитой супружеской парой. Именно Анна и Иоаким стали символом верности и искренней любви.

По древним законам считалось, что пара обязана была иметь хотя бы одного ребенка, это была обязанность семьи. Если женщина в браке не могла зачать младенца, то мужчина мог развестись с ней и найти себе ту жену, которая родит на свет малыша.

Но Анна не могла иметь ребенка, и несмотря на закон и такое расположение судьбы, Иоаким не бросил свою возлюбленную. От мужчины отвернулись все знатные люди, но он продолжал быть верным своей супруге. Именно поэтому и появилась икона Рождества Пресвятой Богородицы, так как муж чтил и любил свою жену.

Эти святые проживали в одном из Галилейских городов под названием Назарет. Супруги были глубоко верующими, по этой причине они оба крайне переживали из-за отсутствия в их семье детей. Этим людям приходилось видеть презрение в глазах родных и друзей. Со временем люди перестали скрывать свое презрение и стали унижать Иоакима и его жену. В один из дней первосвященник не принял жертву от мужчины, что заставило его покинуть храм со стыдом.

По древним законам считалось, что пара обязана была иметь хотя бы одного ребенка, это была обязанность семьи.

И чем больше эта пара переживала за отсутствие малыша, тем больше они молились Богу, чтобы он подарил им младенца. Прошло много лет, но однажды к мужчине снизошел архангел, который рассказал, что очень скоро в доме появится маленький ребенок. Узнав такую новость, супруги стали больше молиться, делать добрые дела и соблюдать строгий пост. Иоаким и Анна готовились к появлению в доме ребенка с большим усердием, и хотели стать лучшими родителями.

Описание иконы

Икона Рождества Пресвятой Богородицы известна каждому верующему, который посещает церковь. К ней могут обратиться люди с самыми разными проблемами. Святая Анна расположена на ней с левой стороны, женщина рада и счастлива. Справа на изображении расположены несколько служанок, которые несут женщине питье и яства. Так как прислужницы не были вымышленными персонажами, их прорисовкой занимались особенно тщательно, чтобы они были сделаны максимально детально и жизненно.

Снизу в правом углу изображены на божьей иконе старые женщины, их звали повивальные бабки, они должны были приготовить воду, чтобы омыть новорожденную девочку. Производя описание Рождества Богородицы, невозможно сказать, что на полотне есть хоть одна лишняя деталь, так как картина описана в деталях, чтобы каждый мог проникнуться той важной минутой.

Икона рождества Пресвятой Богородицы является знамением начала нового счастья в семье, при этом не только бытового, но и общего между двумя людьми. Матерь божья же здесь изображена не в главной роли, она находится на руках у старой женщины, которая должна ее омыть в воде.

Как защищает икона?

Каждый верующий может обратиться к Рождеству Богородицы, чтобы попросить семейного счастья. Икона отводит беду от дома и защищает в сложные времена. Чаще всего к Богородице обращаются, чтобы спасти

Значимой является не только икона, но и сам праздник Рождество Богородицы, он приходится на 21 сентября. В этот день принято посещать церковь и читать молитвы у этой иконы. Но это не значит, что верующие могут просить помощи у Богородицы только в праздничный день.

Также существуют рекомендации по произнесению молитвы. Например, чтобы обратиться к Святой, не обязательно идти в церковь или храм, сделать это можно и дома, главное иметь у себя такую икону. Читать молитву необходимо в любое время дня и ночи, но делать это нужно регулярно, а не только в те времена, когда в жизни начались неудачи. При обращении следует очистить свои мысли и душу, а также просить только хорошее, без злого умысла. В противном случае можно получить не помощь, а наказание.

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы»

Пресвятая Богородица пользуется особым почитанием в православном христианстве. На данный период существует немало вариантов икон рождества Богородицы, где изображается дева Мария во младенчестве и благочестивые Анна и Иоаким. Празднование рождества Богородицы имеет существенное значение, включен в двунадесятые праздники ведь благодаря именно этому событию смог воплотиться и Спаситель на земле.

  1. Житие Пресвятой Богородицы
  2. Как выглядит икона «Рождество пресвятой Богородицы»
  3. Значение иконы Рождества Богородицы
  4. Молитвы перед иконой
  5. Тропарь, глас 4
  6. Кондак, глас 4
  7. Величание
  8. Молитва в день Рождества Пресвятой Богородицы

Житие Пресвятой Богородицы

На протяжении многих лет чета Иоакима и Анны не имела детей. Они проживали в относительно небольшом городе Назарете. Вообще, об этом городе отзывались не особенно почтительно, как считалось, из Назарета не может быть ничего хорошего.

Иоаким и Анна были набожными людьми и достаточно зажиточными, но при этом соблюдали благочестие. Иоаким был из рода царя Давида, а Анна относилась к священническому роду. Они были уважаемы другими людьми, только одного им не хватало – ребенка.

В те далекие времена ребенок считался благословением, а отсутствие такового, соответственно, было чем-то наподобие кары. Поэтому некоторые люди считали чету в чем-то провинившейся перед Всевышним. В итоге Иоаким отправляется в пустыню для того чтобы поститься 40 дней, Анна молится в саду и оба получают знамение от Господа и отправляются в Иерусалим, именно там они и встретились как было сказано в знамении.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Четырехчастная": история, значение, в чем помогает и как молиться

Эти благочестивые люди были избраны для того чтобы помочь спасению человечества. Анна зачала и родила Деву Марию. Согласно принятому сейчас положению в православии, родилась Мария в Назарете, а не в Вифлееме.

Как выглядит икона «Рождество пресвятой Богородицы»

Как правило, на иконе Рождества Пресвятой Богородицы изображается сама дева Мария в виде совсем маленького младенца и Анна, которая возлежит на ложе. Также часто на одной и той же иконе располагается и второй сюжет, где Иоаким и Анна сидят близко друг к другу и держат на руках младенца – только родившуюся Божью Матерь.

Интересным аспектом практически на каждой иконе «Рождество Пресвятой Богородицы» является соотношение размеров фигур. Анна и Иоаким практически всегда пишутся крупными, есть даже такие варианты, где Анна занимает большую часть полотна иконы. Так или иначе, этим фигурам дается больше всего пространства, и величина фигур подчеркивает значимость. Прислуга, которая купает родившуюся Марию и подносит Анне пищу, имеет средний размер.

С другой стороны мы видим миниатюрную фигуру Марии, и такой вариант изображения не просто передает образ младенца. Также на символическом уровне указывается на одну из главных добродетелей Богоматери – смирение. Тут прослеживается и аналогия с иконами рождения Христа, где Спаситель тоже пишется небольшого размера.

Значение иконы Рождества Богородицы

Весьма любопытным является факт того, о чем обращаются к иконе «Рождество Пресвятой Богородицы». Чаще всего молитвы перед ней возносят для того, чтобы вернуть отвратившихся от веры или вразумить заблудшие души.

Казалось бы, какой тут может быть смысл? Однако пример Анны и Иоакима указывают на силу крепкой веры. Они не имели детей, но твердо веровали и в итоге зачали не просто чадо, но великую деву, которая дала надежду всему человечеству.

Благоверные всегда уповали на Господа и были вознаграждены за собственные искренние молитвы.

Именно поэтому этот образ может быть ярким примером того как людям следует придерживаться собственной веры

Кстати говоря, следует отметить интересный факт о зачатии святой Марии, который указывает на различие двух основных христианских ветвей. Сами сведения о рождении Марии не содержатся в Евангелии, но есть в апокрифе от Иакова. При этом никаких сведений о непорочном зачатии девы Марии нигде не указывается.

Тем не менее, в середине 19 века католическая церковь признала зачатие самой Марии непорочным. Православная традиция придерживается изначальных канонов, то есть зачатие Марии считается самым простым, хотя и сама дева является безгрешной, природа ее является тварной. Только сама Мария смогла зачать непорочным образом от Духа Святого.

Подобное расхождение также существует и относительно города рождения, ведь в других традициях часто указывается на рождение в Иерусалиме. В православии все-таки указывается на рождение в Назарете и для этого тоже имеются существенные аргументы.

Молитвы перед иконой

Тропарь, глас 4

Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во,/ ра́дость возвести́ всей вселе́нней:/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды Христо́с Бог наш,/ и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние,// и, упраздни́в сме́рть, дарова́ нам живо́т ве́чный.

Перевод: Рождество Твое, Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш; и, отменив проклятие, Он дал благословение и, упразднив смерть, даровал нам жизнь вечную.

Кондак, глас 4

Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства,/ и Ада́м и Е́ва от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая,/ во святе́м рождестве́ Твое́м./ То пра́зднуют и лю́дие Твои́,/ вины́ прегреше́ний изба́вльшеся,/ внегда́ зва́ти Ти:// непло́ды ражда́ет Богоро́дицу и пита́тельницу Жи́зни на́шея.

Перевод: Иоаким и Анна от поношения за бездетность и Адам и Ева от тления смертного освободились святым Твоим рождеством, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, от осуждения за грехи избавленные, восклицая Тебе: «Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашей!»

Величание

Велича́ем Тя, Пресвята́я Де́во, и чтим святы́х Твои́х роди́телей, и всесла́вное сла́вим Рождество́ Твое́.

Молитва в день Рождества Пресвятой Богородицы

О, Пресвята́я и Богоизбра́нная Де́во, Влады́чице на́ша Богоро́дице, Небеси́ и земли́ Цари́це, на ра́дость и утеше́ние всему́ от безпло́дных и безча́дных роди́телей Бо́гом дарова́нная! Роди́вшися Бо́жиим промышле́нием, Ты разреши́ла еси́ непло́дствие ро́ждшия Тя, и ны́не непло́дное се́рдце мое́ плодоно́стно сотвори́ предста́тельством Твои́м у Престо́ла Вседержи́телева, непло́дствовати же соде́лай мя злы́ми де́лы, гнелы́ми словесы́ и нечи́стыми помышле́ньми. О, Всеблаже́нная, да явлю́ся ча́до Бо́жие, доброде́телей благопло́дие при́сно принося́щее. Ты утоли́ла еси́ Пречи́стым Рождество́м Твои́м плач прама́тери на́шея Е́вы, и пра́ведныя роди́тели Твоя́ изба́вила еси́ поноше́ния безча́дства, и ны́не утоли́ плач и воздыха́ния многоболе́зненныя и грехолюбо́вныя души́ моея́ и изба́ви всех нас поноше́ния злосмра́дных дел на́ших, страсте́й безче́стия и от вся́кого порабоще́ния вра́жескаго. Наипа́че же да́руй нам, Пресвята́я Богоро́дице Де́во, во всесве́тлый день Рождества́ Твоего́ чи́стым се́рдцем разуме́ти и па́мятовати, с коли́кою ра́достию и благодаре́нием непло́дная утро́ба святы́я пра́ведныя А́нны ноша́ше Тя, да и мы не то́чию словесы́, но наипа́че де́лы свои́ми вы́ну бу́дем со умиле́нием серде́чнем прославля́ти Тя, вопию́ще: Сла́ва прише́ствию Твоему́, Чи́стая. Сла́ва Рождеству́ Твоему́. Сла́ва де́вству Твоему́, Ма́ти Безневе́стная. Ку́пно же с Тобо́ю сподо́би нас непреста́нно сла́вити и велича́ти Всесвяты́й Плод Твой, Сло́во воплоще́нно, во чре́ве Твое́м неопа́льно носи́мо, Ему́же сла́ва подоба́ет, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: