Икона святой Александры Римской: история, значение, в чем помогает и как молиться

Святая Александра: икона, храм

Из православных церковных канонов православному верующему человеку известно, что по церковному календарю День святой Александры празднуются практически одновременно с именинами великомученика Георгия. Такое празднование проводится ежегодно 23 апреля. Из исторических сведений также известно, что такая дата была установлена примерно в десятом веке. Первичная запись такого праздника находится в Типиконе Великой церкви.

  1. МОЩИ СВЯТОЙ МАТРОНЫ, ГДЕ НАХОДЯТСЯ, КАК ПРИКЛАДЫВАТЬСЯ, В ЧЕМ ПОМОГАЮТ?
  2. МОЩИ СВЯТОГО ЛУКИ, ГДЕ НАХОДЯТСЯ, КАК ПРИКЛАДЫВАЮТСЯ
  3. СТАРЦЫ ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ

Житие святой мученицы Александры

Впервые имя Святой Великомученицы Александры встречается православным людям в исторических сведениях связанных с великим правителем Георгием Победоносцем. Как известно, именно он принял мученическую казнь за то, что исповедовал православную веру во времена правления Диоклетиана. Супругом Великой Императрицы Александры римской, являлся Диоклетиан. Историки утверждают, что изначально до крещения Александру звали Римским именем Приске, а когда она тайно приняла христианскую Веру, после крещения ее именовали Александрой, именно с таким именем она и стала одной из великих святых великомучеников.

Однако русские ученые утверждают, что, несмотря на то, что в Ватиканском кодексе ни разу не упоминается имя Святой Александры, которая являлась женой Диоклетиана, следовательно, ее имя записано в римской форме. Таким образом, историки Византии и Рима и не хотели противоречить римскому происхождению женщины, поэтому ее записывали в историю под именем Приска. Иные историки предполагают, что Александра Римская являлось вдовой предшественника Диоклетиана. Так или иначе, ее имя было в разных формах записано в исторические сведения, но широко известно стало только лишь после некоторых событий связанных с Георгием Победоносцем.

Многие православные верующие люди связывают жизни Святой Великомученицы с кончиной Георгия, поскольку до такого момента о её свершениях и добродетели было неизвестно. В тот период времени, если Святой мученик Согласно Божьей воле являлся собственным мучителям, тогда в него не веровали и зачастую признавали в нём колдуна. Поэтому Александра находясь в собственном дворце, слышала смятение, которое происходило в народе, на главной площади города во время мучений Победоносца. Именно поэтому женщина приняла решение, что не желает больше таить истинную веру во Всевышнего, поэтому она отправилась на площадь. Она открыто заявила о том, что верует в христианство и в Божью волю, многие свидетели язычества страшились такого заявления.

Когда женщина пришла на площадь она увидела мучительно связанного Георгия, поэтому с невероятной скоростью стала пробираться между людей, то есть озлобленной толпы, всё ближе и ближе к тому месту, где ее супруг Диоклетиан вершил свой Страшный суд. В то же самое время она возносила Всевышнему молебны, чтобы он помог ей в кратчайшее время добраться к необходимому месту. В момент, когда Александра пробралась из толпы к центру, где происходили все действия, то она упала к ногам Георгия и открыто объявила всем присутствующим людям на площади, что исповедуют христианство и отрекается от язычества. Ее муж был шокирован, однако спросил ее, какое деяние с ней свершилось, что она решила, отрекитесь от собственной веры и примкнуть к иным колдунам, которые возносят только Всевышнего и ни в коем мере не уважают языческих богов? Однако Александра, будучи императрицей, не ответила своему супругу Диоклетиану, а просто молча, отвернулась от него.

В тот самый момент терпения правителя лопнуло, поскольку он не мог сломить волю Георгия Победоносца и в то же самое время у него возник союзник в виде его Императрицы Александры. Ее поступок видел каждый житель, который находился на этой площади, поэтому мужчина принял решение не продолжать мучение обои православных верующих, а немедленно обезглавить их.

Георгия Победоносца снова заковали в оковы, а Великую мученицу Александру усадили на повозку и отправились за город, к тому месту, где на тот момент совершалась казнь. Женщина всю дорогу без перестанно молилась, вознося молебны и молитвы к Всевышнему, а также умоляя его помочь ей в последние минуты ее жизни, в этот самый момент она поднимала глаза к небесам, таким образом, ища поддержки и защиты Господа Бога. Во время пути женщина очень устала, поэтому попросила у стражей позволить ей ненадолго присесть на Землю для того, чтобы отдохнуть. Стражи разрешили Святой Александре присесть, она совершила данное деяние, прислонилась собственной головой к стене какого-то здания и испустила последний вдох, таким образом, она отошла к Всевышнему.

Георгий Победоносец же в свою очередь, видя такую тихую и спокойную смерть Святой Александры, поблагодарил Господа Бога и попросил его дать ему такую же самую гибель. Однако в этом случае Всевышний не услышал его мольбы, поэтому прибывши на место казни, Георгий Победоносец в последний раз в собственной жизни вознес молебен к Всевышнему и попросил у него прощения и любви, для всех тех стражей, которые на протяжении долгого времени истязали его и в данный момент совершают казнь. Георгий просил Всевышнего даровать им прощения от различных грехов, которые были содеяны по собственной воле или по приказу, и принять его душу в Небесное царство в скором времени. Закончив вознесение молебна Георгии, преклонил голову перед мечом стража и испустил последний свой вдох. Оставшиеся в памяти практически каждого православного человека в виде Святого, любимого и высокопочитаемого человека, как известно, данное деяние свершилось примерно в 303 году.

Из исторических сведений известно, что у Святой Александры, которая являлась императрицей, была дочь, которую именовали Валерией. Во времена, когда Диоклетиан был правителем, он насильно выдал дочь за собственного соправителя Максимиана Галерея. А далее в 305 году после Рождества Христова, император Диоклетиан отрекся от Императорского престола и передал его собственному зятю Максимилиану. Известно, что Святая Александра воспитывала собственную дочь Валерию согласно христианского вероисповедания, однако такие деяния были совершены в тайне от ее супруга. Из исторических сведений известно, что супруг Валерии отослал ее в Сирию совместно с матерью Александрой, однако после смерти Максимиана, женщины в 313 году вернулись в Никомидию, где правитель того времени приказал схватить и обезглавить их, бросить в морскую пучину.

Читайте также:
Икона «Девпетерувская»: в чем помогает и о чем молятся, где находится, история, описание и значение

Точная дата смерти Святой Великомученицы Александры римской и ее дочери Валерии была открыта примерно в десятом веке. Такое открытие совершил Святитель Василий Великий, проведя Минологию. Он прикладывал немалое количество усилий для того, чтобы выявить точное количество христиан, которые пострадали в период правления Максимилиана и Диоклетиана и других правителей которые карали людей за христианскую веру. Поскольку именно эти люди показали всему миру славу и силу Всевышнего, при этом привлекая новых и новых людей в христианскую Веру. Впоследствии примерно в двенадцатом веке жизнь и иные исторические сведения, связанные с биографией Александры римской, были переведены на различные языки мира, а также изложены в частных рукописях Константина Мокисийского.

Покровительница русских монархов

Особым уважением и почтением пользовалась Святая Римская Александра в семьях российских монархов. В различные времена она являлась покровительницей Александры Федоровны, которая была императрицей и супругой Николая 1. А также она была покровительницей монархов, то есть Александры Федоровны супруги Николая 2. Именно эти две Императрицы во времена собственного правления построили в Московской области большое количество храмов, церквей и монастырей, которые и по сей день носят святое имя Александра.

Храм в честь великомученицы в Петергофе

Из исторических сведений практически каждый православный верующий человек знает, что примерно в 1854 году на бабьем гоне, началось строительство церкви, которая носила имя Святой римской Александры. Важно отметить, что торжественная закладка фундамента произошла 11 августа, и в ней принимал участие сам император Николай I. Следовательно именно он положил камень из святых берегов иордана в фундамент этой церкви. После постройки спустя много количество лет Такая церковь стала самым любимым местом для монархов и императорских семей поскольку именно здесь возносились хвалебные молитвы или молебны направленные к всевышнему. Очевидцы того времени в летописях описывают Что данная церковь была пятиглавый и выстроенной из камень Следовательно имело неповторимый вид и красоту. Архитектура поражала многих специалистов поскольку здесь во время строительства Был использован самый лучший элемент архитектурного искусства под названием кокошник.

Главным украшением храма являлся подарок то есть резной деревянный иконостас именно Николай II даровал церкви данные украшения. Исходя из этого понятно что на строительство храма возведенного в честь Александра было потрачено немалое количество денег А поскольку Храм выстроен на горе Следовательно материалы требовали определенных затрат. Исторические сведения гласят что в момент освящения храма которая носит имя Великомученицы Александры присутствовали не только члены царской семьи но и сам император Николай 1 поскольку именно он после божественной службы поблагодарил каждого человека который участвовал в строительстве храма а также тех кто пришел на открытие.

Исторические сведения гласит о том что в храме хранились не только драгоценные камни серебро золото Но и красное Сибирское яшма. Архитекторы нашего времени удивляются Каким образом случилось так что храм Святой Александры который расположен на бабигонский com gone может вместить в себя более 500 православных верующих людей в настоящее время воплотить такое не всегда по силам.

Разрушение храма

Храм и действовал до 1940 года, а после во времена войны он был разрушен, поскольку зачастую подвигался обстрелам и различным ударам. После окончания войны церковь была передана какой-то Совхозной мастерской и только лишь в 1991 году здание бывшего храма было передано непосредственно в епархию. Реставраторы утверждают, что с момента начала реконструкции церковь, которая носила имя мученицы Александры, представляла собой некое страшное зрелище, поскольку отсутствовал главный купол и пятиглавая колокольня. В то же самое время не было никакого убранства, иконостасов и была разрушена главное винтовая лестница.

Реставрация храма продолжалась на протяжении долгого времени и примерно в 1998 году в данном храме на гоне была совершена первая божественная служба после реставрации. Стоит отметить, что в настоящее время храм не полностью восстановлен, однако богослужения совершаются регулярно. Реставраторы пытаются добиться первозданного вида, который церковь имела до военных действий.

Икона «Благословенно воинство Царя Небесного»

Свое название икона «Церковь воинствующая» получила не от служителей церкви, а от советских искусствоведов. На самом деле называется икона «Благословенно воинство Царя Небесного», по первой строке богослужебного песнопения о мучениках, в котором утверждается, что все мученики, пострадавшие за Спасителя и принявшие смерть в Его имя, становятся членами воинства Царя Небесного.

После своего успешного похода на Казань в 1552 году царь Иоанн Грозный повелел написать икону на этот сюжет. Когда именно был выполнен царский заказ, точно неизвестно. В качестве ее создателя обычно называют протопопа Андрея, царского духовника (впоследствии Афанасий, митрополит московский). С 1919 года икона «Церковь воинствующая» (16 век) находится в Третьяковской галерее.

Сюжет иконы «Церковь воинствующая»

Эта сложнейшая многофигурная композиция поражает своим масштабом, и дело не столько в размерах иконы (144 × 396 см), сколько в ее содержании, опирающемся на Откровение Иоанна Богослова и писания апостолов и пророков.

В центре иконы – шествие воинов, конных и пеших, под предводительством архистратига Михаила Архангела, восседающего на крылатом коне. Они движутся с правой стороны, где изображен охваченный пламенем город, к левой, где в Небесном Иерусалиме восседает Царица Небесная с Младенцем Иисусом на руках. По направлению к воинам летят ангелы, увенчивающие праведников. Обращает на себя внимание, что нимбы есть не у всех воинов. Считается, что воины с нимбами – это те, что пали в бою, а без нимбов – те, что выжили.

Некоторые искусствоведы высказывают мнение, что огонь не разрушает город, а очищает его от скверны. Именно так воспринимал пожар, участвовавший в походе пресвитер Андрей, царский духовник, которому приписывается написание иконы.

В левой стороне иконы «Церковь воинствующая» перед вратами града восседает Царица Небесная с Младенцем Иисусом, он вручает ангелам венцы для увенчания праведников. Но град этот не обычный, а небесный, о котором писал в своем Откровении Иоанн Богослов. Это Небесный Иерусалим, находящийся на горе. Его окружает сияющий красно-зеленый нимб необычной овальной формы. К тому месту, где он разомкнут, подходит дорога, по ней воины войдут в Небесный Град, который трактуется как образ Москвы.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Табынская": история, значения, в чем помогает и как молиться, где находится

По-видимому, исходным постулатом для такой необычной иконографии послужило высказывание апостола Павла о «взыскании» себе града в будущем, а также богослужебные писания, прославляющие мучеников, которые ради своей веры пожертвовали жизнью и получили в качестве награды блаженство в Небесном Иерусалиме, то есть на небесах.

Фигуры воинов

Архангел Михаил изображен на крылатом коне перед средним отрядом, сразу же за ним – молодой воин со стягом в руках, выделяющийся на общем фоне благодаря алому плащу. Предполагают, что это сам царь (к моменту взятия Казани ему было 22 года). Он так же, как и архистратиг Михаил Архангел, обращен лицом к воинской колонне, призывая воинов идти вперед.

В центре колонны возвышается огромная фигура на коне и с крестом. Одни ученые полагают, что это Владимир Мономах, наследником которого считал себя Иван Грозный; по мнению других – император Константин Великий, превративший христианство в господствующую религию в Римской империи. За пехотинцами следуют три всадника: это князь Владимир, креститель Руси, и его сыновья князья Борис и Глеб, первые русские святые.

Во главе верхнего ряда скачет на коне Дмитрий Донской, нижний ряд возглавляют Александр Невский и Георгий Победоносец. Среди воинов этих рядов удалось идентифицировать ряд почитаемых святых, хотя многие исследователи полагают, что икона должна восприниматься аллегорически, без привязки к каким-либо историческим событиям.

История и сюжет иконы Благословенно воинство Царя Небесного, где хранится

По фото сложно представить, но она имеет внушительный размер (144 на 396 см). По версиям исследователей, ее автором являлся Андрей — духовный наставник Ивана Грозного.

Икона «Церковь воинствующая» или «Благословенно воинство Небесного Царя»

Икона «Церковь воинствующая» — истоки названия и загадка авторства

XVI век выделился из полотна исторической канвы ярким правлением царя-реформатора — Ивана IV Грозного. При нем были покорены Казанское и Астраханское ханства.

Именно после взятия Казани государь и заказал написать икону. Точная дата ее создания до сих пор не известна.

Большинство историков склоняются к версии, что автором иконы был протопоп Благовещенского собора Московского Кремля Андрей (в последствии митрополит Афанасий).

В пользу этого говорит и тот факт, что он сам участвовал в казанском походе и благословлял воинов на ратный подвиг.


Вероятный автор иконы протопоп Благовещенского собора Андрей (духовный наставник Ивана Грозного). На иллюстрации из Лицевого летописного свода он изображен с митрополитом Макарием в процессе поновления иконы Николы Великорецкого

Протопоп Андрей был учеником строгановской иконописной школы. Ее отличала особая манера написания. Среди прочего можно отметить сложность композиции, внимание к пейзажу и мелким деталям, чистые яркие краски и прочее.

Все вышеперечисленное можно легко рассмотреть на иконе.

Настоящее название иконы — «Благословенно воинство Небесного Царя». Это первая строка песнопения о мучениках:

«Благословено воинство Небеснаго Царя: аще бо и земнородніи беша Страстотерпцы, но Ангельское достоинство потщашеся достигнути, о телесехъ нерадиша, и страданьми безплотныхъ сподобишася чести. Темже молитвами ихъ Господи, низпосли намъ велію милость».

В ней выражена идея о том, что все, кто пострадал за Спасителя и принял смерть, попадают в Небесное воинство.

Название же — «Церковь воинствующая» — было дано ей гораздо позже. Придумали его искусствоведы, изучавшие реликвию.


Царское место кафедрального Успенского собора Московского Кремля. Возле него находилась икона «Церковь воинствующая». А вместе они составляли единый ансамбль

Готовый шедевр поместили возле царского места кафедрального Успенского собора Московского Кремля. Изображенные на нем рельефы, объединены общим сюжетом «Сказание о князьях Владимирских».

А вместе с иконой они составляли единый ансамбль, который должен донести до зрителя идею преемственности власти царей московских от князей владимирских и киевских.

Сейчас полюбоваться на «Церковь воинствующую» можно в экспозиции Государственной Третьяковской галереи. Здесь она обитает с 1919 г.

«БЛАГОСЛОВЕННО ВОИНСТВО НЕБЕСНОГО ЦАРЯ»

икона из Успенского собора Московского Кремля (в наст. время в ГТГ), в советском искусствознании получила название «Церковь воинствующая». Первоначальное именование установлено В. И. Антоновой по описи Успенского собора XVII в. Икона (144´ 396 см) располагалась в соборе перед царским местом Иоанна IV Грозного. Время написания иконы неизвестно, считается, что ее создание связано со взятием Казани в 1552 г.


“Благословенно воинство Небесного Царя”. Икона. Сер. XVI в. (ГТГ) “Благословенно воинство Небесного Царя”. Икона. Сер. XVI в. (ГТГ)

На иконе представлено шествие воинов к Горнему Иерусалиму, изображенному в левой части иконы в виде града на высокой горе, имеющего стену с 3 выступами и осененного как бы высеченным из камня шатром. Град окружен многоцветным кругом. Пешие и конные полки, предводительствуемые арх. Михаилом, к-рый также изображен в круге, движутся 3 параллельными нескончаемыми процессиями, каждая написана на золотом фоне и имеет полосу позема в виде горок с лещадками. Всадники верхнего и нижнего рядов представлены с нимбами. В центральном ряду — фигура всадника (бо́льшего размера) в царских одеждах, окруженного пешими воинами, в руках у него крест. Мерное движение процессий подчеркнуто позами и жестами воинов, а также горизонтальным форматом иконы. На фоне Небесного Иерусалима изображена Богоматерь с Младенцем Христом, подающим венцы ангелам, к-рые летят с этими венцами навстречу воинам. Горнему Иерусалиму противостоит «град лукаваго» в виде города с высокими стенами, башнями и множеством построек, объятый пламенем, изображенный в темном сине-зеленом круге в правом верхнем углу иконы. Надписи на иконе отсутствуют.

Наст. название иконы — это цитата из мученична стиховных стихир утрени понедельника 5-го гласа: « ». Ведущие духовную брань, мученики, так же как и преподобные, уподобляются воинам. Тексты Октоиха, где тема воина и воинского подвига присутствует во мн. тропарях и стихирах, не только определили сюжет иконы, но и явились источниками иконографических образов (напр., « » — мученичен 9-й песни утреннего канона среды 5-го гласа). Помимо ежедневных песнопений большое значение для осмысления образов этой иконы имеют субботние каноны Октоиха, посвященные всем святым (и в первую очередь мученикам), и заупокойные, где более явно, чем в др. текстах, выражена эсхатологическая тема: мученики повторяют подвиг «подвигоположника Христа» и первыми достигают «небесного пристанища», поэтому одним из повторяющихся мотивов в этих тропарях и стихирах является образ небесного града.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Споручница грешных": история, значения, в чем помогает и как молиться

Атрибуты мученического чина — крест и венец — постоянно встречаются в песнопениях. В текстах Октоиха имеются слова, прямо указывающие на изображение Христа, держащего венцы, и сонма ангелов, с венцами в руках летящих навстречу воинам. Крест прославляется как «оружие непобедимое», сокрушающее врагов. Возможно, на иконе с крестом изображен имп. Константин, к-рому перед битвой с имп. Максенцием, положившей основание христ. империи, был явлен в небе крест с надписью: «Сим побеждай!» Ближайшей аналогией является фреска ц. св. Креста в Пэтрэуци (Румыния), кон. XV в., с изображением имп. Константина и св. воинов на конях, следующих за арх. Михаилом, указывающим на крест в небесном сегменте. Столь же многочисленны и разнообразны в текстах Октоиха варианты темы «источника воды животней», воплощенной на иконе в изображении водоема с изливающимся из него потоком.

В одном из песнопений Октоиха предстает почти вся иконографическая программа иконы: « » (мученичен 6-й песни канона утрени среды 6-го гласа). Такое соотношение текста и изображения позволяет поместить икону в ряд произведений, в основе к-рых лежит литургическая поэзия. В сер. XVI в. были созданы новые иконографии, основанные на стихире Пятидесятницы « », тропаре 1-й песни воскресного канона 4-го гласа « », песнопениях « », « ».

Процессия воинов. Фрагмент иконы “Благословенно воинство Небесного Царя”. Сер. XVI в. (ГТГ)

Процессия воинов. Фрагмент иконы “Благословенно воинство Небесного Царя”. Сер. XVI в. (ГТГ)

Название иконы перекликается с одной из центральных тем в послании в Свияжск митр. Московского и всея Руси Макария, в к-ром подвиг рус. воинов в борьбе с Казанским ханством уподобляется подвигу мучеников и исповедников христианства. В связи с этим основное направление в изучении произведения обусловил исторический контекст. Ряд исследователей рассматривают икону как аллегорическую картину победоносного возвращения рус. войска в Москву, представленную как «Небесный Иерусалим», из покоренной Казани, отождествляемой с изображенным на иконе горящим градом. В соответствии с текстом послания митр. Макария предпринимались также попытки отождествить изображенных на иконе персонажей с различными святыми и деятелями рус. истории. Однако икона является примером духовного осмысления всемирной истории в образе воинствующей Церкви. Символизм, свойственный этому произведению, в целом характерный для сознания эпохи, не сводим к аллегориям или иносказанию, тем более к такому, когда образ высшего, небесного, понимается как аллегория земного.

Присутствие мотива шествия небесного воинства вслед за арх. Михаилом в иконах XVI в. «Страшный Суд» (Нац. музей. Стокгольм; Воскресенский собор в Тутаеве), на воинских знаменах XVI в. (напр., «Великом стяге» Иоанна Грозного) указывает на Апокалипсис как на один из идейных и иконографических источников «Б. в. и.». Тексту Апокалипсиса соответствует изображение на иконе «небесного Иерусалима» (Откр 21. 10-21), истекающей из рая «реки воды животныя» (Откр 22. 1) и града, объятого пламенем,- «Вавилона великого», о гибели к-рого радуются святые (Откр 18. 2-6,18-20). На иконе кон. XVI в. из Чудова мон-ря, уменьшенном списке иконы «Б. в. и.», арх. Михаил в соответствии с текстом Апокалипсиса представлен в виде огненного ангела (Откр 10. 1-2). На этой иконе сохранилось неск. надписей с именами святых и трудноразличимая строка на верхнем поле иконы: «Святии мученицы, на земли подвигшеся» (мученичен стиховных стихир утрени среды 5-го гласа) с ярко выраженным эсхатологическим содержанием. К этим произведениям примыкает греч. икона, созданная ок. 1500 г. (мон-рь Богородицы Платитеры на о-ве Корфу). На ней изображены 2 процессии, выходящие из «Иерусалима земного». Праведники со своими крестами поднимаются в гору к раю, «Иерусалиму небесному», вторая процессия низвергается во ад.

Появление подобных произведений в кон. XV в. было обусловлено эсхатологическими ожиданиями конца света в 1492 г. (по истечении VII тыс. визант. эры). В сер. XVI в., когда была создана икона «Б. в. и.», эсхатологические настроения на Руси приобрели характер осмысления рус. истории в контексте истории мировой, движущейся к своему завершению. Понимание Московского царства как «Второго Иерусалима», идея «Москва — Третий Рим», осознание борьбы с татарами и победы над Казанью как мученического подвига и победы исповедников христианства позволяют говорить не об эсхатологическом, а об экклезиологическом содержании иконы, отразившей важнейшие идеи макариевского времени о Царстве и Церкви.

Лит.: Муратов П. П. Два открытия // София. 1914. Вып. 2. С. 11-17; Каргер М. К. К вопросу об изображении Грозного на иконе «Церковь воинствующая» // СбОРЯС: Сб. ст. в честь А. И. Соболевского. Л., 1928. С. 466-469; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 128-134; Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV. М., 1972. С. 22-29; Морозов В. В. Икона «Благословенно воинство» как памятник публицистики XVI в. // ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1984. Вып. 4: Произв. рус. и зарубежного искусства XVI — нач. XVIII в. С. 17-31; Кочетков И. А. К истолкованию иконы «Церковь воинствующая» («Благословенно воинство Небесного Царя») // ТОДРЛ. 1985. Т. 38. С. 185-209; Квливидзе Н. В. Икона «Благословенно воинство Небесного Царя» и ее лит. параллели // Искусство христ. мира. М., 1998. Вып. 2. С. 49-56; Сорокатый В. М. Икона «Благословенно воинство Небесного Царя»: Нек-рые аспекты содержания // ДРИ: Византия и Др. Русь: К 100-летию А. Н. Грабара (1896-1990). СПб., 1999. С. 399-417.

Фигуры воинов

Архангел Михаил изображен на крылатом коне перед средним отрядом, сразу за ним молодой воин со знаменем в руках, который выделяется на общем фоне благодаря алой мантии. Считается, что это все тот же царь (на момент взятия Казани ему было 22 года). Он, как и архангел Михаил Архангел, стоит перед военной колонной, призывая солдат двигаться вперед.

В центре колонны — огромная фигура верхом на коне и с крестом. Некоторые ученые считают, что это Владимир Мономах, преемником которого считался Иван Грозный; по другим — император Константин Великий, превративший христианство в господствующую религию в Римской империи. За пехотинцами следуют три всадника: это князь Владимир, Креститель Руси, и его сыновья, князья Борис и Глеб, первые русские святые.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Касперовская": история, значение, в чем помогает и как молиться

Дмитрий Донской на коне во главе верхнего ряда, Александр Невский и Георгий Победоносец во главе нижнего ряда. Среди воинов этих рангов удалось выделить ряд почитаемых святых, хотя многие исследователи считают, что икону следует воспринимать аллегорически, без привязки к историческим событиям.

Описание

Икона «Церковь Воинствующая» имеет изображение пылающего города. Он атрибутируется как «обитель лукавого» либо как Казань, которую покорил Иоанн IV Грозный в 1552 году. По мнению искусствоведов, огонь не разрушает город, а очищает его. Этот вывод был сделан на основе «Степной книги», где описывается видение одного из участников похода. Некоторые ученые просматривают на иконе очертание горящей главной Казанской мечети Кул-Шариф, которую разрушил Иоанн IV Грозный.

От горящего града, изображенного на иконе «Церковь Воинствующая» 16 века, движется большое количество фигур пеших и конных воинов, идущих по направлению к Небесному Иерусалиму, находящемуся в левой части. Он расположен на горе, в сенях красного шатра и помещен в мандорлу (особая форма нимба) из зеленых и красных кругов. Она разомкнута в одном месте, к которому и ведет дорога. По ней и шествуют воины в Небесный Иерусалим.

Небесный город исследователи трактуют как метафорический образ Москвы. В граде всех воинов встречает Богоматерь с Младенцем Христом, который сидит у нее на коленях. Иисус раздает ангелам венцы мучеников, предназначающиеся для погибших. У Небесного Иерусалима расположен райский сад, на деревьях которого растут красные плоды.

Райская река и воины

Из города течет райская река. У исследователей она имеет сложный символизм. Одни трактуют ее как «чистую реку воды жизни», а другие как ясли Христовы. Небольшие источники, идущие от основного русла, понимаются как Православная и Католическая церкви. Широкая река, текущая воинам навстречу, трактуется как символ чистой истинной веры, а ревнители ее — правители Руси.

Воины разделены на три ряда и двигаются они справа налево. В иконописи это понимается как путь к Богу. Главы воинов нижнего и верхнего рядов венчают нимбы.

На иконе изображен архистратиг архангел Михаил. Он находится впереди воинов, возглавляя их. Его фигуру венчает сферическая мандорла, а он сам восседает на коне. Изображение архангела Михаила на иконах того времени — достаточно редкое явление. Он находится перед вратами Небесного Иерусалима, обернувшись, он как бы зовет воинов за собой.

Сюжетные источники

Источником сюжета иконы «Церкви Воинствующей» послужило Откровение Иоанна Богослова. В нем рассказывается о Небесном Иерусалиме и вытекающей из его вод реки жизни, также там присутствует горящий город — великий Вавилон. Помимо этого, сюжет имеет аналогии в православных песенных текстах.

Так, например, в песнопениях во имя мучеников особенно акцентируется внимание на том, что они, повторяя подвиг Иисуса, первыми достигнут «небесного пристанища». В тексте Октоиха (православная богослужебная книга) есть описание, где Христос держит венцы, а множество ангелов летит навстречу воинам.

Изображенное на иконе вхождение армии в Небесный Иерусалим в точности соответствует тексту послания, сделанного митрополитом Макарием, которое он произнес перед Казанским походом. В нем он говорит, что воины, которые падут на поле брани, войдут в город. Позже митрополит в другом послании сравнил подвиг русских войск во время покорения Казанского ханства с подвигом мучеников исповедников.

Икона «Церкви Воинствующей» XVI века

19.08.2020 Евфросин Псковский Религия


В одном из залов Третьяковской галереи находится икона «Церкви Воинствующей», которая также носит название «Благословенно воинство Небесного Царя». Она была написана по заказу Иоанна IV Грозного. Об иконе «Церковь Воинствующая», истории ее написания и особенностях читайте в этом очерке.

История

Иоанн IV Грозный повелел создать икону в память об успешном походе на Казань в 1552 году. Точная дата написания неизвестна, а ее автором считается протопоп Кремлевского Благовещенского собора, а также духовник царя Андрей, который в дальнейшем стал митрополитом московским Афанасием.

Икона «Церкви Воинствующей» находилось рядом с южными вратами в кафедральном Успенском соборе в Кремле, у царского места. Она была украшена рельефами на тему «Сказания о Владимирских князьях». Тем самым она вкупе с молебным царским местом должна была показывать преемственность власти от великих владимирских и киевских князей московскими царями.

В начале XX столетия икона располагалась в мироваренной находящейся в Патриарших палатах Кремля. В 1919 году было принято решение поместить ее в Государственную Третьяковскую галерею.

Икона «Церковь воинствующая» — истоки названия и загадка авторства

XVI век выделился из полотна исторической канвы ярким правлением царя-реформатора — Ивана IV Грозного. При нем были покорены Казанское и Астраханское ханства.

Именно после взятия Казани государь и заказал написать икону. Точная дата ее создания до сих пор не известна.

Большинство историков склоняются к версии, что автором иконы был протопоп Благовещенского собора Московского Кремля Андрей (в последствии митрополит Афанасий).

В пользу этого говорит и тот факт, что он сам участвовал в казанском походе и благословлял воинов на ратный подвиг.


Вероятный автор иконы протопоп Благовещенского собора Андрей (духовный наставник Ивана Грозного). На иллюстрации из Лицевого летописного свода он изображен с митрополитом Макарием в процессе поновления иконы Николы Великорецкого

Протопоп Андрей был учеником строгановской иконописной школы. Ее отличала особая манера написания. Среди прочего можно отметить сложность композиции, внимание к пейзажу и мелким деталям, чистые яркие краски и прочее.

Все вышеперечисленное можно легко рассмотреть на иконе.

Настоящее название иконы — «Благословенно воинство Небесного Царя». Это первая строка песнопения о мучениках:

«Благословено воинство Небеснаго Царя: аще бо и земнородніи беша Страстотерпцы, но Ангельское достоинство потщашеся достигнути, о телесехъ нерадиша, и страданьми безплотныхъ сподобишася чести. Темже молитвами ихъ Господи, низпосли намъ велію милость».

В ней выражена идея о том, что все, кто пострадал за Спасителя и принял смерть, попадают в Небесное воинство.

Название же — «Церковь воинствующая» — было дано ей гораздо позже. Придумали его искусствоведы, изучавшие реликвию.


Царское место кафедрального Успенского собора Московского Кремля. Возле него находилась икона «Церковь воинствующая». А вместе они составляли единый ансамбль

Читайте также:
Икона Божией Матери "Помощница в родах": история, значение, в чем помогает и как молиться

Готовый шедевр поместили возле царского места кафедрального Успенского собора Московского Кремля. Изображенные на нем рельефы, объединены общим сюжетом «Сказание о князьях Владимирских».

А вместе с иконой они составляли единый ансамбль, который должен донести до зрителя идею преемственности власти царей московских от князей владимирских и киевских.

Сейчас полюбоваться на «Церковь воинствующую» можно в экспозиции Государственной Третьяковской галереи. Здесь она обитает с 1919 г.

Сюжетные источники

Источником сюжета иконы «Церкви Воинствующей» послужило Откровение Иоанна Богослова. В нем рассказывается о Небесном Иерусалиме и вытекающей из его вод реки жизни, также там присутствует горящий город — великий Вавилон. Помимо этого, сюжет имеет аналогии в православных песенных текстах.

Так, например, в песнопениях во имя мучеников особенно акцентируется внимание на том, что они, повторяя подвиг Иисуса, первыми достигнут «небесного пристанища». В тексте Октоиха (православная богослужебная книга) есть описание, где Христос держит венцы, а множество ангелов летит навстречу воинам.

Изображенное на иконе вхождение армии в Небесный Иерусалим в точности соответствует тексту послания, сделанного митрополитом Макарием, которое он произнес перед Казанским походом. В нем он говорит, что воины, которые падут на поле брани, войдут в город. Позже митрополит в другом послании сравнил подвиг русских войск во время покорения Казанского ханства с подвигом мучеников исповедников.

Иконы-летописи

Заглянуть в историю средневековой Руси не так просто. Помогут нам в этом разве что особенные, необычные иконы.

«Битва новгородцев с суздальцами» (нападение князя Мстислава Андреевича на Новгород, 1170)

«Битва новгородцев с суздальцами» — непривычный для иконы сюжет, ведь он рассказывает о войне – событии, которое должны были запечатлеть анналы истории, а не кисть смиренного иконописца. Мы видим на святом изображении высокие крепостные стены Новгорода и развевающиеся флаги, враждующие войска и летящие стрелы, скачущих коней и острые копья. Кажется, как же этот раздор мог изображаться на иконе? Но древнерусская история переплетена с духовностью: осажденные новгородцы взмолились к образу Пресвятой Богородицы «Знамение», и им было даровано чудо. Рассказ, изображенный на иконе, посвящался не битве, а чуду образа Богоматери, спасшего Новгород от неминуемого поражения.

«Видение пономаря Тарасия» (события новгородского мора, 1506)

Другой новгородский памятник – «Видение пономаря Тарасия» — это икона-карта, «географический чертеж» немыслимой красоты и масштабности. Сегодня он позволяет историкам реконструировать Новгород начала XVI века, ведь на нем изображен весь город в деталях – несохранившиеся и перестроенные церкви, озеро Ильмень и даже иконостас Хутынского монастыря.

Но икона эта – опять же история о чуде, иллюстрация к преданию о пономаре, услышавшем пророчества святого в своем ночном видении. Сон пономаря Тарасия провозвестил ужасные бедствия, ожидающие Новгород, – мор 1506 года, наказание за грехи народа.

Кара Божья – трагический сюжет этой иконы. Расплата за грехи рисовалась в традициях миниатюр Апокалипсиса. Озеро, угрожающее затопить город; множество ангелов со стрелами; туча огненная – вот устрашающие детали иконы. И тут все эти беды показаны на фоне Новгорода, ведь, по преданию, пономарь Тарасий видел «чудеса страшные и ужасом преисполненные» с самого верха церкви.

«Василий и Константин в житии», клеймо (битва ярославцев с татарами на реке Которосль , 1257)

Война, которая правда может считаться святой, – борьба с нашествием свирепых полчищ Батыя, тяготившей Русь властью «нехристей». И тут грани размываются. Воины становятся святыми, а монахи – воинами. Иконы иллюстрируют битвы.

Такие «клейма-битвы» появились на иконах святых с житием в XVII веке, ведь свою жизнь эти праведники положили за то, чтобы спасти родину. Это сделали князья Василий и Константин, погибшие в битве с татарами под Ярославлем.

А любимый всеми и почитаемый на Руси Сергий Радонежский – лучший пример духовной борьбы с безбожниками, на его иконе запечатлено целое «Сказание о Мамаевом побоище».

«Сергий Радонежский с житием и сказанием о Мамаевом побоище» (Куликовская битва, 1380)

Время и пространство в этом изображении совершенно особое, ведь мы видим одновременно такое количество образов, что иначе как летописью клеймо иконы преподобного Сергия не назовешь. Чтобы воспринять её, нам надо разделить картину на фрагменты, а потом уже собирать из этой мозаики целое панно.

Вот из разных городов Руси собираются в Москву ратные силы, вот и сама битва – яростное столкновение Пересвета и Челубея. Вот она ставка Мамая, от которой идут толпы ордынцев и ниже — бегство и гибель темника Золотой орды. Возвращение русских воинов, погребение погибших. Вся история Куликовской битвы как на ладони, стоит только вглядеться.

«Церковь воинствующая» (Казанский поход Ивана Грозного, 1552)

Символ святой Руси — «царская» икона, получившая название «Церковь Воинствующая». Огромный четырехметровый образ, величественный и грандиозный, был написан по велению Ивана Грозного в память о взятии Казани. «Благословенно воинство Царя Небесного» — такое дали ему название, но изображено это небесное царство в единстве с земным.

Сам государь Иоанн Васильевич в центре святого образа – на коне, с сонмом ангелов, венчающим его царственное могущество. Священные идеалы власти, философское понимание Москвы как «Третьего Рима» — такие сложные идеи оживают в красках иконы.

Мы видим на ней святых правителей всей христианской истории мира – так, император Византии Константин Великий шествует рядом с Владимиром Красно Солнышко и его сыновьями-мучениками Борисом и Глебом.

Войска устремлены в Небесный Иерусалим, где встречает защитников церкви Богоматерь Одигитрия – Путеводительница. Этот райский град еще и символ Москвы. Противопоставлен ей пылающий город из откровения Иоанна Богослова — символ покоренной Казани.

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Описание

Икона «Церковь Воинствующая» имеет изображение пылающего города. Он атрибутируется как «обитель лукавого» либо как Казань, которую покорил Иоанн IV Грозный в 1552 году. По мнению искусствоведов, огонь не разрушает город, а очищает его. Этот вывод был сделан на основе «Степной книги», где описывается видение одного из участников похода. Некоторые ученые просматривают на иконе очертание горящей главной Казанской мечети Кул-Шариф, которую разрушил Иоанн IV Грозный.

От горящего града, изображенного на иконе «Церковь Воинствующая» 16 века, движется большое количество фигур пеших и конных воинов, идущих по направлению к Небесному Иерусалиму, находящемуся в левой части. Он расположен на горе, в сенях красного шатра и помещен в мандорлу (особая форма нимба) из зеленых и красных кругов. Она разомкнута в одном месте, к которому и ведет дорога. По ней и шествуют воины в Небесный Иерусалим.

Читайте также:
Икона "Крещение Господне": описание и история, значение, в чем помогает и как молиться

Небесный город исследователи трактуют как метафорический образ Москвы. В граде всех воинов встречает Богоматерь с Младенцем Христом, который сидит у нее на коленях. Иисус раздает ангелам венцы мучеников, предназначающиеся для погибших. У Небесного Иерусалима расположен райский сад, на деревьях которого растут красные плоды.

IconSV.ru

Благословенно воинство Небесного Царя (в советском искусствознании — «Церковь воинствующая») Иикона, написанная в 1550-х годах по заказу Ивана Грозного в память о его Казанском походе 1552 года. Предполагаемым автором иконы считают московского митрополита Афанасия. Икона находилась в Успенском соборе Московского Кремля возле царского места. В начале XX века икона находилась в мироваренной палате Кремля, а в 1919 году поступила в собрание Государственной Третьяковской галереи. Название иконы происходит от первой строки мученичной стихиры на стиховне пятого гласа на утрени понедельника: «Благословено воинство небеснаго Царя: аще бо и земнородніи беша страстотерпцы, но аггельское достоинство потщашеся достигнути, о телесехъ нерадиша, и страданьми безплотныхъ сподобишася чести. Темже молитвами ихъ Господи, низпосли намъ велію милость.» Стихира выражает идею, что мученики, пострадав за Иисуса Христа и приняв за него смерть, становятся воинами небесного Царя, то есть приравниваются к ангельскому чину. Происхождение названия иконы от данной стихиры было установлено В. И. Антоновой. Перед началом Казанского похода митрополит Макарий обратился к его участникам с посланием, в котором воинам, павшим на поле брани, он обещает: «по реченному Господню словеси второе мученическое крещение восприимет пролитием своея крови… и восприимет от Господа Бога в тленных место нетленна и небесная и в труда место вхождение вышняго града Иерусалима наследие». Изображение на иконе вхождения войска в Небесный Иерусалим точно соответствует тексту послания Макария. Позднее митрополит в своём послании в Свияжск сравнивает подвиг русского войска при покорении Казани с подвигом христианских мучеников и исповедников. Название «Благословенно воинство…» икона имеет в описи Успенского собора начала XVII века, затем её названия в описях начинают меняться: «Образ пречистые Богородицы и Грозного Воеводы» (1627 год), «Образ пресвятыя Богородицы да Архангела Михаила с лики святых» (1701 год). В правой части иконы изображён горящий город, отождествляемый с Казанью, покорённой Иваном IV во время его похода 1552 года. Некоторые исследователи видят в очертаниях горящего города главную мечеть Казанского ханства — Кул Шариф, разрушенную Иваном Грозным. От него движется многофигурная процессия конных воинов, направляющихся к Небесному Иерусалиму, изображённому в левой части иконы, в образе которого представлена Москва. В нём их встречает Богородица с Младенцем Иисусом, который раздаёт ангелам мученические венцы для воинов. Из Небесного Иерусалима вытекает райская река. Процессия воинов разделена на три ряда, каждый из которых написан на золотом фоне с поземом в виде горок. Головы воинов верхнего и нижнего рядов окружены нимбами. Во главе всех рядов воинов изображён архангел Михаил верхом на крылатом огненном коне. Фигура архангела заключена в сферическую мандорлу. Такая иконография архангела Михаила является довольно редкой для XVI века. Архангел находится у врат Небесного Иерусалима и, обернувшись назад, призывает всех остальных следовать за ним. Помещение его фигуры на иконе связано с тем, что архангел Михаил почитался как патрон рода московских государей, а Архангельский собор Кремля служил их усыпальницей. За фигурой архангела изображён воин в алом плаще со стягом в руках. По мнению большинства исследователей, это изображение царя Ивана Грозного. Над его головой изображены три ангела, держащих в руках один венец. Они понимаются как ангелы трёх царств, над которыми властвует Иван IV — Московское, Казанское и Астраханское, а венец в их руках является шапкой Мономаха. За Иваном Грозным в толпе пеших воинов изображена крупная фигура всадника в царских одеждах с крестом в руках. Её идентифицируют как Владимира Мономаха или императора Константина Великого. Основным аргументом в пользу идентификации фигуры с крестом как Владимира Мономаха выступает то, что Иван Грозный «называл его первым русским царем, а себя считал его преемником и наследником его царских регалий» (идентификация этой фигуры собственно с Иваном Грозным — ошибочна). Следом за ним на конях едут князь Владимир со своими сыновьями Борисом и Глебом. Верхний ряд воинов возглавляет князь Дмитрий Донской и его небесный покровитель великомученик Димитрий Солунский. Предводителями нижнего ряда выступают Александр Невский и Георгий Победоносец. Кроме них в воинах верхнего и нижнего рядов идентифицированы: Феодор Стратилат, Андрей Стратилат, Михаил Черниговский, Михаил Тверской, Всеволод-Гавриил Псковский, Довмонт-Тимофей Псковский, Феодор, Давид и Константин Ярославские. Идентификация связана с перечнем святых, почитающихся покровителями русских воинов, которые были указаны в послании митрополита Макария в Казань. Однако существует мнение, что такие идентификации являются необоснованными и икону следует понимать как духовную аллегорию без символических указаний на исторические события. Изображение триумфального шествия небесного воинства, возглавляемого архангелом Михаилом, известно по другим иконам XVI века (например, иконы «Страшный Суд» из Национального музея Швеции и Тутаевского Воскресенского собора) и воинским знамёнам (например, «Великий стяг» Ивана Грозного). Одной из ближайших аналогией иконе «Благословенно воинство…» является фреска из церкви Святого Креста в Пэтрэуци (Румыния), написанная в конце XV века[5]. На ней изображён император Константин (надпись с его именем сохранилась) в окружении пятнадцати святых воинов, чьи имена на фреске не сохранились. Они следуют за архангелом Михаилом, который указывает им на изображение креста на небе. В конце XVI века был создан уменьшенный список иконы «Благословенно воинство…» для Чудова монастыря. Источником такой иконографии является Откровение Иоанна Богослова. В нём описывается Небесный Иерусалим (Откр.21:10-21), вытекающая из него река воды жизни (Откр.22:1), а также горящий город — Вавилон великий (Откр.18:18-20).

Райская река и воины

Из города течет райская река. У исследователей она имеет сложный символизм. Одни трактуют ее как «чистую реку воды жизни», а другие как ясли Христовы. Небольшие источники, идущие от основного русла, понимаются как Православная и Католическая церкви. Широкая река, текущая воинам навстречу, трактуется как символ чистой истинной веры, а ревнители ее — правители Руси.

Читайте также:
Песчанская икона Божией Матери: история, значение, в чем помогает и как молиться

Воины разделены на три ряда и двигаются они справа налево. В иконописи это понимается как путь к Богу. Главы воинов нижнего и верхнего рядов венчают нимбы.

На иконе изображен архистратиг архангел Михаил. Он находится впереди воинов, возглавляя их. Его фигуру венчает сферическая мандорла, а он сам восседает на коне. Изображение архангела Михаила на иконах того времени — достаточно редкое явление. Он находится перед вратами Небесного Иерусалима, обернувшись, он как бы зовет воинов за собой.

«БЛАГОСЛОВЕННО ВОИНСТВО НЕБЕСНОГО ЦАРЯ»

икона из Успенского собора Московского Кремля (в наст. время в ГТГ), в советском искусствознании получила название «Церковь воинствующая». Первоначальное именование установлено В. И. Антоновой по описи Успенского собора XVII в. Икона (144 ´ 396 см) располагалась в соборе перед царским местом Иоанна IV Грозного. Время написания иконы неизвестно, считается, что ее создание связано со взятием Казани в 1552 г.

На иконе представлено шествие воинов к Горнему Иерусалиму, изображенному в левой части иконы в виде града на высокой горе, имеющего стену с 3 выступами и осененного как бы высеченным из камня шатром. Град окружен многоцветным кругом. Пешие и конные полки, предводительствуемые арх. Михаилом, к-рый также изображен в круге, движутся 3 параллельными нескончаемыми процессиями, каждая написана на золотом фоне и имеет полосу позема в виде горок с лещадками. Всадники верхнего и нижнего рядов представлены с нимбами. В центральном ряду – фигура всадника (бо́льшего размера) в царских одеждах, окруженного пешими воинами, в руках у него крест. Мерное движение процессий подчеркнуто позами и жестами воинов, а также горизонтальным форматом иконы. На фоне Небесного Иерусалима изображена Богоматерь с Младенцем Христом, подающим венцы ангелам, к-рые летят с этими венцами навстречу воинам. Горнему Иерусалиму противостоит «град лукаваго» в виде города с высокими стенами, башнями и множеством построек, объятый пламенем, изображенный в темном сине-зеленом круге в правом верхнем углу иконы. Надписи на иконе отсутствуют.

Наст. название иконы – это цитата из мученична стиховных стихир утрени понедельника 5-го гласа: « ». Ведущие духовную брань, мученики, так же как и преподобные, уподобляются воинам. Тексты Октоиха, где тема воина и воинского подвига присутствует во мн. тропарях и стихирах, не только определили сюжет иконы, но и явились источниками иконографических образов (напр., « » – мученичен 9-й песни утреннего канона среды 5-го гласа). Помимо ежедневных песнопений большое значение для осмысления образов этой иконы имеют субботние каноны Октоиха, посвященные всем святым (и в первую очередь мученикам), и заупокойные, где более явно, чем в др. текстах, выражена эсхатологическая тема: мученики повторяют подвиг «подвигоположника Христа» и первыми достигают «небесного пристанища», поэтому одним из повторяющихся мотивов в этих тропарях и стихирах является образ небесного града.

Атрибуты мученического чина – крест и венец – постоянно встречаются в песнопениях. В текстах Октоиха имеются слова, прямо указывающие на изображение Христа, держащего венцы, и сонма ангелов, с венцами в руках летящих навстречу воинам. Крест прославляется как «оружие непобедимое», сокрушающее врагов. Возможно, на иконе с крестом изображен имп. Константин, к-рому перед битвой с имп. Максенцием, положившей основание христ. империи, был явлен в небе крест с надписью: «Сим побеждай!» Ближайшей аналогией является фреска ц. св. Креста в Пэтрэуци (Румыния), кон. XV в., с изображением имп. Константина и св. воинов на конях, следующих за арх. Михаилом, указывающим на крест в небесном сегменте. Столь же многочисленны и разнообразны в текстах Октоиха варианты темы «источника воды животней», воплощенной на иконе в изображении водоема с изливающимся из него потоком.

В одном из песнопений Октоиха предстает почти вся иконографическая программа иконы: « » (мученичен 6-й песни канона утрени среды 6-го гласа). Такое соотношение текста и изображения позволяет поместить икону в ряд произведений, в основе к-рых лежит литургическая поэзия. В сер. XVI в. были созданы новые иконографии, основанные на стихире Пятидесятницы « », тропаре 1-й песни воскресного канона 4-го гласа « », песнопениях « », « ».

Название иконы перекликается с одной из центральных тем в послании в Свияжск митр. Московского и всея Руси Макария, в к-ром подвиг рус. воинов в борьбе с Казанским ханством уподобляется подвигу мучеников и исповедников христианства. В связи с этим основное направление в изучении произведения обусловил исторический контекст. Ряд исследователей рассматривают икону как аллегорическую картину победоносного возвращения рус. войска в Москву, представленную как «Небесный Иерусалим», из покоренной Казани, отождествляемой с изображенным на иконе горящим градом. В соответствии с текстом послания митр. Макария предпринимались также попытки отождествить изображенных на иконе персонажей с различными святыми и деятелями рус. истории. Однако икона является примером духовного осмысления всемирной истории в образе воинствующей Церкви. Символизм, свойственный этому произведению, в целом характерный для сознания эпохи, не сводим к аллегориям или иносказанию, тем более к такому, когда образ высшего, небесного, понимается как аллегория земного.

Присутствие мотива шествия небесного воинства вслед за арх. Михаилом в иконах XVI в. «Страшный Суд» (Нац. музей. Стокгольм; Воскресенский собор в Тутаеве), на воинских знаменах XVI в. (напр., «Великом стяге» Иоанна Грозного) указывает на Апокалипсис как на один из идейных и иконографических источников «Б. в. и.». Тексту Апокалипсиса соответствует изображение на иконе «небесного Иерусалима» (Откр 21. 10-21), истекающей из рая «реки воды животныя» (Откр 22. 1) и града, объятого пламенем,- «Вавилона великого», о гибели к-рого радуются святые (Откр 18. 2-6,18-20). На иконе кон. XVI в. из Чудова мон-ря, уменьшенном списке иконы «Б. в. и.», арх. Михаил в соответствии с текстом Апокалипсиса представлен в виде огненного ангела (Откр 10. 1-2). На этой иконе сохранилось неск. надписей с именами святых и трудноразличимая строка на верхнем поле иконы: «Святии мученицы, на земли подвигшеся» (мученичен стиховных стихир утрени среды 5-го гласа) с ярко выраженным эсхатологическим содержанием. К этим произведениям примыкает греч. икона, созданная ок. 1500 г. (мон-рь Богородицы Платитеры на о-ве Корфу). На ней изображены 2 процессии, выходящие из «Иерусалима земного». Праведники со своими крестами поднимаются в гору к раю, «Иерусалиму небесному», вторая процессия низвергается во ад.

Читайте также:
Икона Спас Всемилостивый: история и значение, как молиться и в чем помогает

Появление подобных произведений в кон. XV в. было обусловлено эсхатологическими ожиданиями конца света в 1492 г. (по истечении VII тыс. визант. эры). В сер. XVI в., когда была создана икона «Б. в. и.», эсхатологические настроения на Руси приобрели характер осмысления рус. истории в контексте истории мировой, движущейся к своему завершению. Понимание Московского царства как «Второго Иерусалима», идея «Москва – Третий Рим», осознание борьбы с татарами и победы над Казанью как мученического подвига и победы исповедников христианства позволяют говорить не об эсхатологическом, а об экклезиологическом содержании иконы, отразившей важнейшие идеи макариевского времени о Царстве и Церкви.

Куда идет воинствующая Церковь и почему молчит Богослов

Первая часть выставки в Третьяковке – своего рода пролог: здесь представлены экспонаты, связанные с историей похода молодого Ивана IV на Казань.

“Церковь воинствующая” — кто и куда ведет войско

Благословено воинство небесного царя… (Церковь воинствующая) Дерево, паволока, левкас, яичная темпера. 143,5х395,5. Третьяковская галерея.

В советское время искусствоведы убеждали, что икона — чуть ли не изображение самого казанского похода. Но это совсем не так, на иконе — шествие мучеников, святых воинов, к Небесному Иерусалиму, который на представлен в многоцветном круге. Внутри круга символически изображена гора Сион, на которой утверждены стены Небесного Иерусалима. И там, на престоле – Богоматерь с Младенцем. Они протягивают золотые венцы ангелам, а те летят увенчать этими венцами святости воинов-мучеников, подвижников.

В противоположном конце иконы горящий земной град, от него воины шествуют после окончания земной жизни к Небесному Иерусалиму. В центре — святой равноапостольный Константин.

Непосредственно за группой воинов, окружающих императора Константина — одна группа всадников, возглавляемая тремя персонажами, в которых безошибочно узнаются святой равноапостольный князь Владимир, и его сыновья Борис и Глеб — русские князья. Это символично и говорит о том, что русские в то время ощущали встроенность своей истории в поток общей христианской истории.

Откуда крылья у Иоанна Крестителя

Иоанн Предтеча в пустыне. XVI в. Дерево, левкас, яичная темпера, серебро. 223х135. Третьяковская галерея.

В Свияжске, который изначально назывался Иван-город Свияжский, в храмах находились иконы Иоанна Крестителя, святого покровителя Ивана IV — это известно из описей. К сожалению, они не сохранились и потому на выставке — икона из Ярославля.

Здесь мы видим иконографию Иоанна Крестителя «Ангел пустыни», где святой изображается с крыльями за спиной. Этот иконографический тип получает распространение именно в царствование Ивана Грозного. Конкретная икона поражает своей мощью, величественностью образа.

Интересно, что недавно исследователем удалось выяснить, что эта икона происходит из Спасо-Преображенского собора Ярославля, где она стояла на западной грани одного из западных столпов. Икона встречала входящего в храм.

Такой мощный, величественный образ святого покровителя царствующего государя правителя появился в соборе далеко не случайно — это было воплощение идеи присутствия царской власти.

Святые, которых почитал Иван Грозный

Князь Петр и княгиня Феврония Муромские — парные иконы. Привезены из Муромского музея

На выставке представлены самые древние из известных изображений святых. Это святые, которых почитал Иван Грозный, к которым он обращал свои молитвы, когда шел походом на Казань. После того, как он уже взял Казань, на обратном пути царь останавливался в Муроме и в благодарность сделал большое пожертвование городу.

Есть версия, что сказочный остров князя Гвидона, о котором идет речь в пушкинской «Сказке о царе Салтане» — и есть Свияжск. Действительно, и сегодня впечатляют виднеющиеся на крутых берегах Свияжска «маковки церквей и святых монастырей». Со второй половины XVI века до 1926 года Свияжск был уездным монастырским городом. Всего за несколько десятилетий со времени возникновения в Свияжске были построены монастыри и храмы, расписаны и украшены иконами.

Еще в советское время в Свияжск возили школьников смотреть фрески Успенского собора – 1080 м 2 росписей XVI века. Особенно детские умы будоражило изображение святого Христофора Псеглавца… Изображать мученика Христофора «с песьею главою» были официально запрещено распоряжением Святейшего Синода от 21 мая (1 июня) 1722 года как «противное естеству, истории и самой истине».

Фрески в Москву доставить невозможно, зато в впервые в Третьяковской галерее демонстрируются два уникальных по полноте и составу древних иконостаса Из Троицкой церкви и каменного Успенского собора.

Узор итальянской ткани в русской иконе

Успение Богоматери. Около 1560 г. Государственный музей изящных искусств Республики Татарстан.

Икона написана в традиционной для московского искусства иконографии. Но иконописец ввел сюда новые детали, свое видение сюжета. Например, Христос, изображенный в сиянии, традиционно держит облаченную в белые пелены душу Богоматери. А выше мы видим сцену вознесения Богоматери.

Как правило, на московских иконах Она изображается в своих традиционных одеждах, восседающей на престоле или поддерживаемой ангелами. А здесь — повторена фигура души Богоматери в белых одеждах, которая склоняет голову и смотрит на саму себя в руках Христа. Получился диалог двух масштабно небольших, но по смыслу очень значимых элементов композиции.

В этой иконе мастер наслаждался красотой живописи: здесь много деталей, к которым иконописец проявил внимание. Например, то, как написано кадило в руках апостола, оно колеблется, в нем видны даже тлеющие угольки. Подушка, на которой покоится голова Богоматери, испещрена очень красивым золотым узором. Возможно, мастер воспроизвел узор какой-то дорогой итальянской ткани.

Гора, растущая на глазах

Очень распространенная и любимая в XVI веке иконография. На иконе – и небесные силы, и род людской славят Богородицу. Но, в отличии от многих других икон, здесь престол Богородицы расположен на необыкновенно высокой горе — Сион.

Гора словно вырастает на наших глазах, благодаря лещадкам и разнообразным завиткам, словно находящимся в движении. Храм тоже изукрашен декоративными мотивами. Чувствуется, что мастер сам был в восторге от живописи, от творческого процесса.

Читайте также:
Урюпинская икона Божией Матери: история, значение, в чем помогает и как молиться

Там, где изображен род людской, в самом нижнем углу написана молодая женщина, держащая за руку ребенка. Художник передает и пластику ее фигуры, и то, как трогательно тянет к ней руку Малыш – деталь, явно навеянная жизненными наблюдениями.

Почему молчит Иоанн Богослов

Иоанн Богослов в молчании. Из местного ряда Троицкой церкви Свияжска

Почему в молчании? Апостол внимает тайне Божественного слова, поэтому замыкает свои уста. Потому и пальцы поднесены к губам. А за спиной у него склонился ангел и прямо в ухо нашептывает то, что апостол должен записать, и что потом дойдет до нас.

В руках Иоанн держит книгу с красным обрезом, в золотом или серебряном окладе. Она пока закрыта, все еще предстоит записать, а потому в пазухе у Иоанна Богослова уже приготовлена чернильница.

(Об иконах рассказала куратор выставки Татьяна Самойлова)

«Издали казалось, что подгребаешь ко граду Китежу. Многочисленные маковки церквей и колокольные башни создавали устремленный вверх средневековый силуэт. Высадившись, однако, мы увидели, что купола сквозят прорехами, колокольни полуразрушены, кресты погнуты и поломаны, а город вымер: остатки булыжной мостовой заросли высоченным чертополохом, безмолвны покосившиеся дома с выбитыми стеклами и пустые дворы, ни кошек, ни собак, ни домашней птицы. Как будто тут чума прошла…», — таким остался остров в памяти героя произведения Василия Аксенова «Свияжск».

Свияжск был основан за четыре столетия до описываемых писателем реалий, в 1550 году недалеко от Казани, на острове посреди Волги как форпост войск Ивана IV Грозного. До сих пор на острове стоит деревянная Троицкая церковь, построенная «без единого гвоздя» в 1551 году, в те времена, когда, стремясь завоевать Казань, Иван Грозный решил построить на Свияжской горе крепость. Предполагается, что Троицкая церковь, как и другие сооружения «первого» Свияжска была срублена почти за 1000 километров, в углических лесах и доставлена по воде.

Иконы, представленные в экспозиции, в храмах могли видеть многочисленные жители Свияжска еще в конце 1890 –х там проживало живет 3,5 тыс. человек; активно шло строительство, появился, в том числе, красивый собор в псевдовизантийском стиле в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» (архитектор Федор Малиновский) в Иоанно – Предтеченском монастыре.

А потом был 1917 год, когда все разрушалось «до основания». Уничтожение Свяижска начали с людей. В 1918 году, когда в Свияжске оказался Троцкий (в это время шли ожесточенные бои за Казань между белыми и красными).

Только, читая рассказы о прошлом, создается впечатление, что пришли откуда-то злые вороги и победили Россию. Однако сограждане вполне справлялись и собственными силами, убивая, грабя, подписывая расстрельные приговоры.

Маленький пример: на архиепископа Амвросия (Гудко), настоятеля Свияжского Успенского Богородицкого монастыря, покушался монах Феодосий, поступивший на службу в милицию, пьяница и хулиган… Тогда его попытка оказалась безрезультатной. Но владыка Амвросий не миновал мученической гибели. (Канонизирован Русской Православной Церковью).

Монахов и монахинь расстреливали без суда и следствия… Это уже позднее, в 1930-е когда в Свияжске появится «филиал» ГУЛАГа, будут вестись дела и тех же монахинь станут расстреливать за «что-то». За то, что в их комнатах находили фотографии царской семьи, например. С 1936 по 1948, пока в Свияжске — тюрьма НКВД — там погибло 5 000 человек.

Что касается архитектуры: за год, с 1929 по 1930 год разрушены шесть храмов (из двенадцати): надвратная церковь Вознесения Успенского монастыря; Германовская церковь Успенского монастыря; приходская Никольская церковь; кафедральный Рождественский собор; приходская Благовещенская церковь; приходская Софийская (Тихвинская) церковь.

Да, придя к власти, большевики разрушали с вдохновением. Но нельзя сказать, что они совсем ничего не создавали. Так, в 1918 году в Свияжске (как раз, когда там был Троцкий) был открыт памятник… Иуде Искариоту. Как «первому революционеру». Правда, долго памятник не простоял…

А Свияжск из города превратился в село, а потом лишился и этого статуса.

Не так давно, еще в восьмидесятые, Свияжск производил странное впечатление. Волжские просторы, рифмующиеся с ними величественные храмы (которые тогда уже начали реставрироваться). И – невероятная убогость жизни вокруг. Серые трепещущие на ветру тряпки у древних стен: постельное белье психиатрической лечебницы. А неподалеку – на лавочках и сами пациенты в потрепанных халатах. В общем, символичная картина получалась, которая очень многое говорила о тогдашней жизни в целом. Еще впечатляла дорога, оставшаяся со времен до затопления, уходящая в воду, в никуда.

Сегодня Свияжск соединен с «большой землей», построена дамба, и на чудо-остров можно добраться на машине. Храмы и монастыри возвращены Церкви. В 2017 году Успенский собор и монастырь острова-града Свияжска были внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Завершающий раздел выставки — «Просиявшая святость земли Казанской». Он, по мнению создателей выставки, показывает «что уже в конце XVI столетия засеянная новыми семенами нива дала достойный плод: в 1579 году в Казани была обретена чудотворная икона Богоматери. Вскоре, в Смутное время, Богоматерь Казанская стала знаменем народного ополчения Минина и Пожарского, освободившего в 1611 году Москву от иноземцев».

Представленная на выставке пелена с изображением Богоматери Казанской — самое древнее дошедшее до нашего времени изображение знаменитого чудотворного образа.

…В современном граде-острове те же величественные, прекрасно отреставрированные храмы, в которых служится литургия, а в Третьяковской галерее – интересная и содержательная выставка. Круг замкнулся.

Выставка продлится до 17 июня. По средам – вход бесплатный.

История и сюжет иконы Благословенно воинство Царя Небесного, где хранится

Икона является уникальным памятником русской иконографии. Подобного творения в Русской Православной церкви больше не имеется. В иконе «Благословенно воинство Царя Небесного» сочетается святой образ и историческая картина. Ее содержание связано с радостью одержанной победы, встрече победителей, поминовения павших в бою. Действие происходит и на земле, и на Небе.

История появления иконы

Икона была написана по заказу Ивана Грозного в память и для прославления его Казанского похода в 1552 году. Это был последний (пятый по счету, начиная с 1460 года) казанский поход, завершивший эпопею укрепления восточных границ Московского княжества.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Благодатное небо": история, значения, в чем помогает и как молиться

В результате успешной осады Казань пала, Казанское ханство перестало существовать и вошло в состав русских земель. Укрепление русского княжества на Средней Волге открывало торговые пути на всем протяжении реки, и дало возможность победить и присоединить Астраханское ханство (1556 год).

Автором иконы считают царского духовника, протопопа Благовещенского кремлевского собора, Андрея. Смысл иконы, понятный для верующих в период ее создания, со временем был забыт, что видно по ее переименованию. В начале XVII века она еще имеет первоначальное название «Благословенно воинство Небесного Царя». Но уже через 20 лет она фигурирует в описи, как «Образ Пречистой Богородицы и Грозного Воеводы».

Спустя 7 десятилетий появилось другое название: «Образ Пресвятой Богородицы да Архангела Михаила с ликом святых». В наши дни икона известна под названием «Церковь воинствующая». Такие модификации названия свидетельствуют о том, что идея образа была слишком своеобразна по замыслу и конкретизирована с событиями исторической эпохи, и потому стала получать различную трактовку изображения.

Сюжет и значение

Идею сюжета предложил митрополит Макарий. Он считал (и выразил это в послании к русскому воинству), что война с татарами есть борьба за православие и что павшие в битве воины уподобятся христианским мученикам.

В изображении несколько акцентов, взаимосвязь между которыми дает целостную сюжетную линию. В правом углу картины виден пылающий город, в левом – Небесный город с фигурами сидящей Богородицы с Младенцем Иисусом на руках. В центральной части – три конно-пеших колонны, движущихся в направлении к Небесным Покровителям.

Сюжетная линия объединила в себе несколько источников:

  • Откровение Иоанна Богослова, где описывается Небесный Иерусалим, истекающая из него река жизни и горящий Вавилон.
  • Тексты Октоиха, в которых Царь Небесный держит венцы, а ангелы летят с ними навстречу воинам.
  • Послание апостола Павла к евреям: «ибо не имеем мы здесь пребывающего града, но вгрядущем града себе взыскуем» (Евр. XIII, 14).

Икона отображает победное возвращение русского войска после взятия Казани в 1552 году. Горящий город – это Казань. Небесный Иерусалим отождествлен с Москвой.

Небесный Иерусалим изображен на горе, под сенью красного шатра и окружен красными и зелеными кругами, разомкнутыми в одном месте. Это место входа в Небесный Иерусалим для конно-пешей процессии. Богомладенец раздает ангелам мученические венцы для воинов. Вокруг шатра, как символ райского сада, изображены деревья с плодами. За пределами Небесного града на деревьях нет плодов, что означает их произрастание на земле.

Тема раскрывается не только в противопоставлении двух градов (сатанинского и небесного), но и в изображении источников у подножия райской горы: «…источник воды живой оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер. II, 13).

На иконе изображена река, исток которой находится в Небесном Иерусалиме.

Ее аллегорический смысл трактуется по-разному:

  • река жизни;
  • символ истинной православной веры;
  • источник – ясли Христовы;
  • пересохший источник – католическая вера.

Впереди войск скачет на крылатом коне архангел Михаил. Навстречу ему летит ангел с венцом в руках, полученным от Божьей Матери и Иисуса Христа. Архангел Михаил, приблизившийся к вратам в Царство Небесное, обернувшись назад, призывает войско следовать за ним. Архангел Михаил почитался покровителем московских правителей. Архангельский собор служил усыпальницей московских царей.

За архангелом изображена фигура молодого воина в алом плаще и с флагом в руке. Он, так же, как и архангел Михаил, смотрит назад и зовет воинов за собой. Над его головой 3 ангела держат один венец. Исследователи предполагают, что венец есть шапка Мономаха, а ангелы – это 3 царства, которые объединил Иван Грозный: Московское, Казанское, Астраханское.

Изображение каждой колонны имеет свой смысл. Большинство воинов нижней и верхней колонн имеют нимбы, то есть это воины, причисленные к лику святых. В центральном ряду нимбы имеются только у лиц в царской и княжеской одежде.

Вхождение войска в Небесный Иерусалим соответствует словам обращения митрополита Макария перед началом Казанского похода. В нем он обещает, что воины, павшие на поле битвы, примут мученическое крещение и получат от Господа бессмертное вхождение в Небесный Иерусалим (Царство Небесное).

Митрополит Макарий в своем послании к русскому войску приравнял сражавшихся и погибших воинов к раннехристианским мученикам, а оставшимся в живых обещал отпущение грехов. Исследователи иконописного изображения пришли к мнению, что изображение воина на вороном коне в царской одежде с крестом в руке олицетворяет Ивана Грозного.

В XVI веке Москву нередко отождествляли с Иерусалимом, так как русский народ объявлялся богоизбранным народом, в Русь – «новым Израилем». Таким образом, вырисовывается аналогия: фигуры Богородицы и Младенца Иисуса находятся в Небесном Иерусалиме, и новоявленные мученики через проем войдут в Царствие Небесное.

Название иконы «Благословенно воинство Небесного Царя», судя по всему, произошло от смыслового содержания источников сюжета. В тропарях воскресных канонов, посвященных мученикам, все они именуются «воинами Христа», увенчанными за свои страдания и подвиги Христом и Богородицей.

Исходя из содержания текстов, становится понятна идейная программа иконы: прославление мужества воинов, погибших за веру, убежденность, что подвиг не останется без Небесного вознаграждения.

На иконе изображены объекты моления:

  • Иисус Христос;
  • Богоматерь;
  • святые воины.

Таким образом, событиям, случившимся в XVI веке, был придан статус вечности. Икона прославляет победу русского оружия, особенно подчеркивая заслуги тех, кто пал на поле битвы.

Где хранится сегодня

Икона была размещена в Успенском соборе, в специальном киоте, рядом с молебным царским местом. В начале XX века ее переместили в мироваренную палату. В 1919 году она была изъята и передана в Государственную Третьяковскую галерею, где находится в настоящее время.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: