Икона святой Елены: описание и история, значение, в чем помогает и как молиться

Икона Елены Святой

Родительницу правителя Византии Константина, также, как и царя можно считать одними из известнейших людей в период становления христианства всех веков, и которые были причислены к лику святых наравне с апостолами.

Ее и ее сына Константина с древних времен изображали на святых образах как людей, которые помогали становлению и распространению православию. Она известна была тем, что благодаря ее помощи истинным верующим были возвращены все мощи и реликвии, способствовала возведению соборов и монастырей. Однако больше всего она стала известной своими благими деяниями во имя Иисуса, самое важное из которых стало Воздвижение Креста Господнего.

Дорогие Братья и Сестры, будем очень рады, если Вы подпишитесь на нашу группу в контакте , там Вы найдете еще больше молитв, икон и прочей интересной информации, вот адрес ссылка – православная группа ! Также рады напомнить, что на страницах нашего церковного магазина Вы можете найти все возможные православные товары!

Значение иконы Святой Елены

Главное предназначение этой иконы состоит в том, что всякий человек, молящийся перед ней, обретает не только поддержку и спасение, а и укрепление своей веры, именно так и завещала подвижниа. Данная икона является наглядным пособием того, что всякий, кто верит во Всевышнего, обязан искренне продолжать Божье дело и преклоняться перед ним.

На божественном изображении Великомученица Елена запечатлена вместе с сыном Константином, держащей в правой руке Крест. Данный знак символизирует поддержку и помощь в становлении православии и символ того, что православие никогда не исчезнет, ведь пока есть верующие, хранящие своей надеждой и благими деяниями дух православия в сердцах и душах, и проповедуют слово Господне, а Слово вечно на земле. Дорогие Друзья, напоминаем Вам, что купить икону Елены недорого легко у нас на страницах, а также можно купить икону по имени святого !

В чем помогает иконы Святой Елены

Среди многих христианских образов эта икона обладает величайшей чудотворной мощью и имеет одно отличие, заключающее в том, что люди запечатлены на ней, стали святыми и восхваляемые верующими. Именно благодаря своим мыслям и деяниям они стали таковыми, обладающими высочайшей духовностью, которой в то время мало кто обладал. Такой величайший православный образец того, как благое дело во имя Господа, превращается в дорогу ведущей к бессмертию, потому что вера для людей означает всё: их силу, нежность, преданность и исповедования.

К этому образу и в наше время обращаются большое количество верующих, чтобы произнести свои мольбы в просьбах о помощи и найти силы для преодоления преград и развития. Образ может помочь в таких случаях:
• улучшить материальное благополучие;
• положить начало нового и важного дела;
• помочь в успехах по службе, и подъёме по карьерной лестнице;
• достижение цели в политической сфере жизни.

Помимо этого, икона считается небесной защитницей семьи и семейных отношений. Это и является главной причиной частых обращений к иконе святой Елены молитвенных просьб о сбережении семьи, помощи в воспитании детей (в том числе об их появлении – избавления от недуга бесплодия), смягчения “острых углов” в отношениях, развития гармонии, доверительных отношений, и поддержания любви.


Еще этот лик очень почитается работниками сельского хозяйства и обычных православных земледельцев. Люди верят, что Мученица может помочь собрать богатый урожай и даровать почве плодородие, что и одарит всех благополучием, кто трудился во благо.

Также преподобная помогает в избавлении от болезней и в укреплении здоровья человека, а физическое состояние человека тесно связано с душевным, потому как люди, желающие исцелить тело, должны сначала исцелить душу. А в этом деле самое важное это вера, искренняя и твердая. Лишь она является истинным путем ведущем к Всевышней милости. Святой образ Равноапостольной Елены является настоящим шедевром православия, предназначение которой переоценить невозможно.

Молитва к Святой Елене текст звучит так:

“О пречудная и пресвятая царица, святые равноапостольные Константин и Елена! К вам, скорым защитникам, обращаем наши недостойные мольбы, как великая мать, имеющая смелость обратиться к Всевышнему. Попросите у Господа царство храма Господнего и всем людям благословение, руководителям справедливость, священникам заботу о прихожан, верующим терпение, старикам желанный покой, воинам мужество, женщинам красоту, праведникам святость, ребенку повиновение, малышам дух православного учения, немощным избавление, ссорящимся мир, обиженным смирение, обидчикам трепет перед Господом. Посещаемым церковь эту и возносящим в ней молитвы Божье напутствие и всем верующим исполнения их просьб, и восхваляем и воспеваем Благодетеля всего человечества Всевышнего в Троице Живоначальной: Отца, и Сына, и Святого Духа, сейчас и всегда и навеки веков. Аминь.”

Какого числа отмечают день ангела Елены и именины?

Самая первая дата в церковном календаре, относящаяся к памяти святой, является двадцать восьмое января. Этот день почитается преподобная великомученица, она известна тем, что оставалась непоколебимой в своем проследовании в учении Христа, и ее приговорили к мучительной смерти. Если смотреть дальше, то дни памяти ее отмечаются весной. Согласно церковному календарю весной установлены два дня памяти – это третье марта и двадцать первого мая. Эти даты установлены Церковью как дни почитании равноапостольной царицы, либо Елены Константинопольской. Последняя была не только родительницей правителя Рима Константина, и она занималась распространением христианства на территории Византии. Преподобной её назвали еще и за то, что именно она организовала раскопки в Иерусалиме где нашли Крест животворящий, на котором как раз и распяли Иисуса Христа.

Если Вы посмотрите дальше по церковному календарю, то увидите, что и летом есть день одноименного Ангела. Когда ж они отмечаются? Лето богатое время на именины, ведь церковью установлено сразу три даты почитания памяти одноименных святых. И так “летние” девицы отмечать день ангела начинают восьмого июня. В этот день чтят память преподобной великомученицы, которая являлась дочерью преподобного отца Алфея. Ее приговорили к смертной казни камнями, за ее проповедническую христианскую деятельность. Десятого июня. Этот день считается днем памяти Елены Дивеевской (Мантуровой), которая жила в монастыре и занималась просвещением. Она проповедала довольно скромный образ жизни, большую часть своей жизни она проводила в молитвах. Настоятель Серафим Саровский очень уважал и называл ее «фрейлиной Владычицы Небесной» и пообещал, что её святые останки будут в свободном доступе, хранится в Серафимо-Дивеевской обители.

И третья дата выпадает на одиннадцатое июля. В этот день чтят память преподобной праведницы Ольги (ее крестили под именем Елена). Княжна Ольга, сурово наказала убийц своего супруга (князя Игоря), после чего она обратилась в христианскую веру и довольно много усилий приложила для распространения православия на Руси. Именно Ольгу считают «начальницей христианства» на Руси.

Читайте также:
Кипрская икона Божией Матери: история, значение, в чем помогает и как молиться

Однако не все имена могут похвастаться таким изобилием именин. Большинство из имен отмечают свои именины только раз или в крайнем случае дважды в год. Однако ведь не зря ее имя переводится с греческого языка как «факел». Ведь один раз выбрав свой путь, эти величественные девушки доходили его до конца, погибая, однако при этом даря свет другим. Именно поэтому очень часто в церковном календаре упоминается Преподобная.

Тихвинская икона Божьей Матери: в чем помогает святыня, значение, история образа

Образ Божьей Матери – один из самых почитаемых в христианстве. В частности, в православии ее ставят превыше ангелов и святых угодников. Царица Небесная – самая совершенная женщина со времен сотворения мира.

Считается, что Богородица сама выбрала Русь и взяла ее под покровительство. Она всемерно защищает нашу землю и всех живущих на ней. И неудивительно, что на Руси испокон веков было множество храмов, посвященных Приснодеве, а ее иконы зачастую становились чудотворными.

Эта публикация посвящена одному из самых почитаемых образов Царицы Небесной – Тихвинской иконе Божьей матери.

История обретения Тихвинской иконы Богоматери

Предания приписывают создание этой иконы евангелисту Луке. Он, вдохновляемый Господом, написал образ Приснодевы с натуры еще при ее жизни. Царица Небесная залюбовалась этим шедевром, благословила его и наделила властью творить чудеса.

Этот иконописный тип получил название Одигитрия, в переводе с греческого – «Путеводительница». Как гласят предания, самая первая икона этого типа (та самая, от Луки), была перевезена в Константинополь примерно в V веке. По некоторым данным, евангелист-иконописец подарил этот образ Феофилу Антиохийскому, своему ученику и последователю. Таким образом икона несколько столетий радовала прихожан в Иерусалиме и лишь потом попала в Византию.

Икона хранилась то ли во Влахернском храме, то ли в монастыре Одигон – данные противоречивы. Но имеются сведения, что она погибла во время завоевания Константинополя турками – ее просто порубили саблями, чтобы забрать золотой оклад и драгоценные каменья.

Скорее всего, известная нам Тихвинская икона была написана гораздо позднее. Некоторые исследователи относят ее к VIII столетию, то есть, периоду духовного владычества патриарха Генриха, ярого противника иконоборчества, охватившего Византию в этот период. Якобы сам владыка сделал список с Лиддской иконы Богоматери, которая считается нерукотворной, то есть, созданной по воле Божьей без участия человека.

Сторонники движения иконоборчества считали поклонение образам признаком идолопоклонничества, что противно духу истинного христианства. В результате действий фанатиков погибли тысячи бесценных икон, скульптур, фресок, алтарей и других религиозных символов, представляющих собой выдающиеся произведения искусства того времени.

Именно с иконоборчеством, а также гордыней и многочисленными грехами византийцев и связано явление Богоматери в Тихвине. Считается, что чудесный образ разгневался на жителей Константинополя и по воздуху перенесся в русский городок Тихвин, что в новгородских землях. Было это в 1383 году.

Многочисленные свидетели указывали, что икону, которую несли ангелы, видели на Руси ровно семь раз. Божья Матерь сама выбрала место на берегу реки Тихвинки, где впоследствии специально для нее был построен храм, а еще позже – основан монастырь.

Несмотря на все усилия князей и представителей духовенства, Русь оставалась преимущественно языческой. Считается, что икона Тихвинской Богоматери выбрала эти края потому, что здесь еще не слишком верили в истинного Бога.

Тихвин быстро стал центром паломничества и поклонения божественной реликвии. К иконе съезжались как простые богомольцы, исповедующие новую веру, так и вельможи, в том числе и князья.

Первый храм Богородицы в Тихвине был деревянным. Он вскоре сгорел, но чудесная икона не пострадала и получила новое пристанище – роскошный каменный храм – Тихвинский Успенский собор, который стоит и поныне.

К усилению почитания иконы приложил вельможную десницу великий князь Василий III. Он приезжал помолиться Богоматери с супругой, дабы она ниспослала княжеской чете наследника. Через два года у супругов родился сын Иван, впоследствии ставший самодержцем Иоанном Грозным. С тех пор эту икону и величают Тихвинской.

В течение многих столетий икона пребывала в Успенском храме при монастыре. Однако события 1917 года все изменили: в России начались религиозные гонения, священников расстреливали, храмы и монастыри оскверняли и разрушали, иконы уничтожали.

Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь

Тихвинский мужской монастырь был закрыт, но чудесная икона вновь избежала печальной участи: ее передали в краеведческий музей. Из запасников музея ее извлекли во время немецкой оккупации, переправили в Псков, затем в Литву, Германию…

Словом, в середине прошлого столетия образ Тихвинской Богоматери чудесным образом оказался в США, а конкретнее – в православном храме в Чикаго.

Настоятель храма прямо указал в завещании: икона должна вернуться на родину, но только тогда, когда храм и монастырь будут восстановлены и освящены. Это произошло в 1995 году, а спустя девять лет Тихвинская Богоматерь вернулась на намоленное место.

Икону везли в Тихвин через Ригу, Москву и Санкт-Петербург, и по дороге ей воздавали почести сотни тысяч людей. В Тихвин Божью Матерь доставляли спецпоездом, а в храм несли со всеми почестями, по дороге, усыпанной живыми цветами.

Иконография

Как уже говорилось выше, Тихвинская Богоматерь относится к типу Одигитрия, то есть «Указующая путь» или «Путеводительница». Это поясная икона (Приснодева изображена по пояс). Она одета в багряные одежды и мафорий с тремя звездами, символизирующими непорочность.

На коленях царственной матери восседает Иисус, облаченный в златое одеяние. Одной рукой он благословляет молящихся, в другой — сжимает свиток с Евангелием. Видно, что Мать и Сын общаются, но приглашают к разговору и молящихся.

Тип Одигитрия близок к Илеусе («Умилению»), то есть иконографии, присущей, например, Владимирской Божьей Матери – та же пара, подобное облачение и повернутая к зрителю пяточка Спасителя. Однако в Одигитрии центром композиции является Христос, причем в образе отрока, да и лирики в изображениях поменьше – мать и сын изображены дистанцированными, а не прильнувшими друг к другу.

Значение образа в православии

Значение образа Богоматери в православном христианстве неимоверно огромно: как уже было сказано выше, Приснодева является заступницей Руси. В России действует более полутысячи храмов, освященных именем Марии, а число ее чудотворных икон исчисляется сотнями.

В православном церковном календаре насчитывается более десятка Богородичных праздников, причем большинство из них – непереходящие, то есть, с фиксированной датой. Помимо этого, имеется множество праздников, посвященных особо чтимым образам Богоматери.

Праздник Тихвинской иконы

День празднования Тихвинской иконы приходится на 9 июля. Это день памяти явления святого образа рыбакам на Ладожском озере – они узрели светлый лик, несомый ангелами еще до появления иконы в Тихвине.

Читайте также:
Икона "Господь Вседержитель": история, значения, в чем помогает и как молиться

К этому дню приурочили и возвращение чудотворного образа из Чикаго в Тихвин.

Праздничная литургия

В чем помогает Тихвинская икона Божией Матери

Чудотворная икона помогает молящимся во многих сферах жизни. Ее можно просить практически обо всем:

  • Помощь в лечении зависимостей. Описано не одно чудо спасения от зависимостей и душевных болезней. В частности, известен случай, когда искренняя молитва помогла спасти юношу, вставшего на губительный путь наркопотребления. Парень из-за передозировки угодил в реанимацию, убитые горем родители искренне молились Тихвинской Богоматери, сын очнулся и более не возвращался к дурным привычкам.
  • Избавление от недугов. В сотне километров от Чикаго жила семья. Дочь страдала от болезни, считающейся неизлечимой. Однако усердная молитва матери перед иконой (она тогда еще пребывала в США) сотворила чудо: дочь выздоровела!
  • Зачатие и успешное родоразрешение. Тихвинскую икону часто именуют Чадоподательницей. Прихожанка Елена долго не могла забеременеть. Когда икону везли в Тихвин, Елена пошла поклониться чудотворному образу. Вскоре врачи сказали, что женские недуги прошли, желанная беременность наступила, а здоровую новорожденную малышку нарекли Марией.
  • Здоровье и возвращение детей на путь истинный. Тихвинская Богоматерь выступает защитницей детей и семейных отношений. Ей молятся, чтобы груднички были спокойны и нормально развивались, школьники хорошо учились и слушались старших, подростки не связывались с дурными компаниями и находили свое место в жизни.
  • Утешение и принятие верного решения. Искренняя молитва Тихвинской Богоматери помогает не впасть в грех уныния при жизненных неурядицах и потере близких, обрести радость жизни и не поддаться искушениям, выбрать верное решение в самой сложной ситуации. Мария оберегает от происков ненавистников и пороков, свойственных любому человеку.
  • Счастье в личной жизни, лад в семье и улучшение взаимоотношений с родственниками. Замечено: если в семейном алтаре присутствует икона Тихвинской Божьей матери, ссоры между домочадцами возникают значительно реже. Возрождается супружеская любовь и взаимоуважение, дети становятся более усердными и послушными. А одинокие могут помолиться об обретении пары.

Как защитница Святой Руси, Тихвинская Богоматерь часто обороняла наши земли от захватчиков. Считается, что она положила начало перемирию в русско-шведской войне XVII столетия. Шведам явились страшные видения, и они в страхе бежали от монастыря.

Где находится святыня

Как уже упоминалось выше, оригинал иконы сейчас находится в Тихвине (Ленинградская область), в храме Богородичного Успенского монастыря. К святыне ежегодно съезжаются десятки тысяч паломников из России, ближнего и дальнего зарубежья.

Помимо главного образа-прототипа, в России существуют сотни списков, десятки из которых почитаются как чудотворные. Только в Москве имеется не менее десятка образов Тихвинской Богоматери с подтвержденными чудодейственными свойствами.

Источник и часовня Тихвинской Богоматери близ Ильинского

Под Москвой, неподалеку от Ильинского, находится небольшая часовня и святой источник, посвященный Тихвинской Божьей Матери. Несмотря на то, что святое место расположено вдали от людных мест и наезженных дорог, к нему постоянно стекаются паломники. Это поистине сказочное место, где можно поклониться Приснодеве, попросить защиты, утолить печали, отдохнуть телом и духом, укрепиться в вере.

Согласно преданию, на этом месте была обнаружена икона Тихвинской Богоматери. Еще до революции ее нашел местный крестьянин, копавший колодец. Как только он извлек образ из земли, из-под него забил чудесный источник.

Как правильно молиться образу

Домашний иконостас обычно обустраивают на восточной стене жилища, подальше от бытовых приборов, картин и книг мирского содержания.

Образ Богоматери обычно располагают справа от иконы ее божественного отпрыска, однако если других икон нет, можно расположить его обособленно. Главное, чтобы перед образом было достаточно свободного места для коленопреклонения и молитвы.

Тексты молитв

Молиться Богородице нужно предельно сосредоточенно и серьезно. Желательно надеть чистую, аккуратную одежду, женщине – повязать платок в знак смирения и уважения перед ликом. Если таковой возможности не имеется, можно молиться и в обычной одежде, в которой вы ходите дома.

Желательно зажечь церковную свечу или лампаду и предварительно прочесть «Отче наш».

Молитва о заступничестве и утолении печалей (на все случаи жизни)

О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице. Приими хвалебноблагодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благость Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостививши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей: услыши нас молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога Сына Твоего пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя, разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша к зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на Страшнем Суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех притекающих к Тебе с верою. Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва о здоровье и благополучии детей

О Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад (имена), всех отроков, отроковиц и младенцев, крещеных и безымянных и во чреве матери носимых. Укрой их ризою Твоего материнства, соблюди их в страхе Божием и в послушании родителям, умоли Господа моего и Сына Твоего, да дарует им полезное ко спасению их. Вручаю их Материнскому смотрению Твоему, яко Ты еси Божественный Покров рабам Твоим. Матерь Божия, введи меня во образ Твоего небеснаго материнства. Уврачуй душевные и телесные раны чад моих (имена), моими грехами нанесенные. Вручаю дитя мое всецело Господу моему Иисусу Христу и Твоему, Пречистая, небесному покровительству. Аминь.

Читайте также:
Икона святой Галины: история, значение, в чем помогает и как молиться

Молитва о зачатии чада и благополучном родоразрешении

О, Всемилосердная, Благая и Истинная Защитнице наша, Госпоже Богородице, счастье Материнства познавшая, в коем волнения, надежды, тревоги и скорби всех матерей земных приявшая, не остави молитвами Твоими припадающих к святей и чудотворней иконе Твоей раб сих (имена) и испроси у Сына Твоего и всех Бога безплодства разрешение, в родах поможение и благочадие, младенцем же их надежный покров и защишение. Призри, Пречистая Мати, на рабов Твоих сих, союзом супружеским соединенных и умоляющих о Твоей помощи, да будет на них милость Твоя, да будут плодовиты и да увидят они сыны сынов своих до третьего и четвертого рода и до желаемой старости доживут и войдут в Царство Небесное Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа, Которому всякая слава, честь и поклонение подобает со Отцом и Святым Духом во веки. Аминь.

После молитвы не забудьте поклониться и осенить себя крестным знамением. Если ваши слова шли от души и сердца, Царица Небесная наверняка их услышит!

Византийские иконы

Византия, как государство, существовала в период 4-15 столетий, и за это время искусство Византии, в том числе иконописи, распространилось по всему миру. Византийские иконы — вид живописи средневековья, в изображениях которых иллюстрировались библейские персонажи.

История написания

В период появления первых изображений из библейской жизни в Византии, в стране хозяйствовала чума, голод, войны, человеческая жизнь постоянно висела на волоске. Помощь и спасение приходили после молитвенных воззваний к Богу, святые образа даровали исцеляющую силу, благополучие и радость жизни.

Доиконоборческий период

Картины святых, нарисованные на полотнах или досках, стали называть иконами. В это время появляется новая техника написания изображений, названная впоследствии энкаустикой, в основе которой лежит искусство смешивания краски и воск. Благодаря уникальной формуле красок изображения сохраняло свой первоначальный вид долгое время.

Доиконоборческий период в византийской живописи характеризуется поверхностными изображениями главных черт лиц, без написания точных деталей. Византийские изображения этого периода узнаваемы по размытым, грубым чертам лица.

Примером написания византийской иконы доиконоборческого периода является святой образ Иисуса «Христос Пантократор», черты Святого лика Спасителя выглядят естественно и передают всю глубину Его любви и страданий.

В иконоборческое время написание святых образов было приостановлено, когда противники поклонения иконам не только запрещали молиться около них, но и уничтожали святые лики повсеместно. В этот период иконописцы писали свои произведения под страхом смерти, вместо людей изображались живые существа, как символы веры.

Об иконах в православии:

Многие мастера кисти переехали в Италию, византийская икона приобрела другую символику, в ней стало больше религиозного и священного восприятия.

На заметку! Святые образа иконоборческого периода узнаваемы по ликам и золотому нимбу, сияющему вокруг их голов.

При написании святых образов существовало несколько категорий:

  • Иисус;
  • Богородица;
  • мученики;
  • бессребреники;
  • апостолы;
  • благоверные и другие.

В середине девятого века начинается македонский период написания картин в Византии, изображающих лики святых.

Основной характеристикой икон этого времени являются мелкие детали и отсутствие лишних украшений, полное сосредоточение на лице святого. Замерший пристальный взгляд огромных глаз, смотрящего с изображения лика, на лице которого отсутствовали эмоции и чувства, завораживал.

Комниновский период

С приходом 11 столетия произошла настоящая революция в иконописи, аскетизм сменяет гармония, наступает комниновский период священной картины. Святые лики приобретают одухотворенность и поэтичность. В это время была написана чудотворная икона «Владимирская», перевезенная в Русь в начале 12 века.

Прекрасный образ Богоматери и Младенца передает любовь Богородицы к Сыну. Ее глаза наполнены грустью, узкое лицо, немного вытянутый нос — характерные черты библейских картин Византии этого периода.

Афинский Византийский музей хранит изображение 12 века «Воскрешение Лазаря», на нем нет позолоты, дорогостоящее золото заменили красным фоном, что положило начало традициям написания на Руси краснофонных изображений святых.

Появление житийских образов

В начале 13 столетия появились житийские картины, на них изображались картины из жизни святых, которые располагали часто вокруг святого лика. Примером житийского образа может служить святой лик Катерины.

В середине 13 столетия в Византии появляются иконы, выполненные на рельефных досках. Особенно часто иконописцы любили создавать в рельефном изображении Георгия Победоносца.

Святой Георгий изображен в молитвенном состоянии, он стоит перед Спасителем, чей образ мы видим справа вверху. По периметру иконы располагаются сцены жизнеописания святого. В этом изображении можно найти элементы событий от прошлого до будущего.

Палеологовский период

Святые изображения палеологовского периода, приходящегося на середину 13 столетия, кардинальным образом отличаются от картин, написанных в раннем периоде христианства. Святые образа скорее напоминают искусно выполненные портреты.

Представительницей 15 века является прекрасная икона Божьей Матери «Кардиотисса». Уникальность этого святого образа не только в прекрасном написании, сумевшем наполнить святой образ искренними эмоциями, а еще в том, что известно имя ее автора.

Внизу изображения можно прочитать подпись — рука Ангела, принадлежавшая знаменитому византийскому художнику 15 века Ангелосу Акотантосу. Название «Кардиотисса» взято от слова «кардиология» — сердечность. В этом образе передано множество эмоций и сюжетных линий.

Младенец смотрит в Небеса. Он играет, мы проводим параллель с образом Богоматери «Взыграние Младенца», в откинутой назад спинке — знак снятия с креста.

Важно! Византийская иконопись положила начало соединения в одном образе трагедии и торжества, когда в величайшем горе можно увидеть замечательную победу.

Именно в 15 столетии византийцы поставили изготовление образов на поток, когда в течение 1,5 месяц были изготовлены 700 святых ликов Божьей Матери.

Связь древнерусской иконописи с византийской

Древнерусская иконография начала свое развитие на примерах византийских картинах, в основном написанными римскими иконописцами. В 14-15 веке на Руси творили свои шедевры византийские и греческие художники, учителем русского иконописца Андрея Рублева был Феофан Грек из Византии, которым написана икона Богоматери «Донская».

Святые изображения, написанные до 14 столетия в Руси, трудно отличить от шедевров византийской иконописи.

Византийские иконы. Русские и византийские иконы

Вообще иконопись зародилась именно в Византии. Византийским иконописцам удалось создать зримый образ Всевышнего и показать его миру. Не удивительно, что весь православный мир принял этот способ воплощения Бога, и иконописная культура распространилась во всех странах.

Конечно, византийская иконопись сформировалась не в одночасье. Принято выделять шесть периодов в развитии иконописи:

Доиконоборческий период начался в 6 веке нашей эры и продлился около ста лет; Иконоборческий период длился с 730 по 843 год; Македонский период начался в 843 году и закончился только в 12 веке; Комниновский период – занял 2 половину 11 века; 13 век; Палеологовский период – самый короткий он занял лишь первые десятилетия 14 века.

Читайте также:
Икона святого Николая Чудотворца: история, значения, в чем помогает и как молиться

Доиконоборческий период

Иконы этого периода характеризуются следующими особенностями: изображения были грубыми и схематичными, так как иконописцы не прорисовывали мелких деталей; из-за схематичности изображения иконы были похожи друг на друга. Иконописцы этого времени использовали особую технику живописи (так называемую энкаустику), которая позволяла надолго сохранять иконы в их первозданном виде. Благодаря этому и в наше время сохранились иконы, написанные в 6 – 7 веках. Наиболее известные иконы доиконоборческого периода – «Христос Пантократор» и «Апостол Андрей».

Икона Божией Матери Иерусалимская

По благочестивому Преданию Церкви, некоторые из древних чудотворных образов Божией Матери были написаны первым иконописцем, святым апостолом и евангелистом Лукой еще во время земной жизни Приснодевы. К их числу относят Владимирскую, Смоленскую и другие иконы. Считается, что образ Иерусалимской иконы был написан тоже апостолом Лукой, причем произошло это на Святой Земле, в Гефсимании, на пятнадцатый год по вознесении Спасителя на небо.

При византийском императоре Льве Великом (457—474) Иерусалимская икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери, именуемом «Пигий», то есть «Источник». При императоре Ираклии (575—641) город осадили скифы, он не был взят лишь благодаря всенародной молитве перед этой иконой. В память о таком чуде образ перенесли в один из главных храмов Византии — Влахернскую церковь, где он и оставался в течение почти трех столетий.

В начале Х века Иерусалимская икона попала в крымский город Херсонес, откуда князь Владимир Святой взял икону в Киев. Когда же вслед за киевлянами святое крещение и обращение в христианство приняли новгородцы, князь послал сей образ им в напутствие. Ведь «Одигитрия» и означает «Путеводительница».

Более четырехсот лет образ Богородицы пребывал в Софийском соборе Великого Новгорода. Его почитанием здесь обусловлена особая любовь к Иерусалимской иконе во многих градах и весях Русского Севера.

Композиционные особенности иконы таковы. Богоматерь с Младенцем на правой руке изображена по пояс и смотрит на обращенного к Ней Сына. Мафорий, свободно спадая с головы Богородицы, являет собой яркую, чаще красную, изнанку в отворотах. Зеркальное отражение этого иконографического типа именуется Богоматерь Грузинская — эта икона также особо почиталось в древних новгородских землях.

В середине XVI века, в правление царя Иоанна Грозного, Иерусалимская икона была взята в московский Успенский собор и помещена среди других святынь, покровительствовавших прежним удельным княжествам. Окруженная всеобщим почитанием, икона пребывала в Кремле до 1812 года, когда была захвачена французами и увезена во Францию. В Париже, в соборе Парижской Богоматери, икона хранится и по сей день.

На утешение москвичам осталось два точных списка с Иерусалимской иконы Богородицы. Первый был принесен в Кремль из церкви Рождества Богородицы на Сенях, что располагалась в жилых палатах московских царей. В Успенском соборе она помещалась за патриаршим местом. На полях этого списка были изображения святых апостолов Павла, Петра, Луки, Симона, Филиппа, Матфея, Марка, Иакова, Фомы и Варфоломея, а также святых мучеников Прокопия, Димитрия, Георгия и Меркурия.

Второй список Иерусалимского образа пребывает в никогда не закрывавшемся храме Рождества Христова в Измайлове. Его принесли сюда из соседнего Покровского собора царской усадьбы на Серебряно-Виноградском острове. Словно предчуствуя, что столица лишится первого образа чудотворной иконы, московские государи в свое время велели писать с нее списки и ставить в своих домашних храмах.

Иерусалимская икона велика в своих размерах и потому тяжела. Во время крестных ходов ее с трудом могут нести восемь человек. По бокам ее ковчега также изображены апостолы и трое мучеников. В отличие от прочих списков, на измайловском персты благославляющей десницы Спасителя сложены именословно.

Особенной любовью москвичей Иерусалимская икона из Измайлова была окружена с 1866 года, когда крестный ход с ней избавил от холеры жителей сел Нагатино, Новинки и Дьяково близ Коломенского. В прежние годы от Пасхи до 12 октября эту икону носили крестным ходом по всей московской округе. 12 октября совершался праздник Иерусалимской иконе. Ныне в измайловском храме ежевоскресно читается акафист Иерусалимской иконе Богородицы.

Еще один местночтимый список Иерусалимской иконы находился в Иерусалимском приделе московского храма Троицы в Вишняках, однако следы его утеряны. Такова же судьба и чудотворного списка Иерусалимской иконы из Троицкой Кривоозерской пустыни, что располагась прямо напротив города Юрьевца, близ устья реки Унжи (ныне Ивановская область). Эта обитель давно уже скрыта под водами Горьковского водохранилища. Кривоозерский список был написан в 1709 году иноком Корнилием, до пострижения известным под именем царского иконописца Кирилла Уланова. Список этот прославлен многими чудесами. Чудотворные списки Иерусалимской иконы имелись также на Волыни (село Онышковцы близ города Дубно), над царскими вратами Покровского собора русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон, в Гамалеевом Рождественно-Богородском монастыре близ города Шостка, в подмосковных Бронницах.

В центре Бронниц находится храм, построенный в 1840 году и посвященный Иерусалимской иконе Божией Матери. В этом храме до сих пор хранится точный список с московской чудотворной из Успенского собора.

Полагают, что бронницкий список был сделан еще в XVI веке и до 1771 года находился не в храме, а в кладбищенской часовне. В 1771 году икона прославилась исцелением больных моровой язвой и была перенесена в храм. В память чудес жители Бронниц решили ежегодно в 10-е воскресенье по Пасхе совершать крестный ход вокруг города. Множество чудесных исцелений произошло в холерные 1848 и 1864 годы. В 1866 году холера появилась и в Подольске. Тогда объятые страхом жители Подольска обратились к митрополиту Московскому Филарету с просьбой отпустить к ним знаменитую чудотворную московскую Иверскую икону. Однако в то время холера свирепствовала и в Москве, перед Иверской почти непрерывно служили молебны и образ возили по городу. Московский владыка благословил вместо Иверской взять известную своими чудесами Иерусалимскую икону из Бронниц. 12 августа огромная икона в двухпудовом серебряно-вызолоченном окладе была принесена в Подольск. Встречать ее вышли тысячи людей. И чудо произошло! В этот день в городе не только не было умерших, но никто даже не заболел. Холера резко пошла на спад и вскоре прекратилась. В память об этом благодарные подольчане стали ежегодно 12 августа с великим торжеством приносить из Бронниц в Подольск чудотворную икону. С нее сделали точный список и новый образ поместили в Троицкий собор Подольска.

Читайте также:
Песчанская икона Божией Матери: история, значение, в чем помогает и как молиться

Ежегодный сорокаверстный крестный ход с Иерусалимской иконой стал, пожалуй, одним из наиболее замечательных событий в церковной жизни Подольска.

Наиболее прославлен список Иерусалимской иконы Богородицы, дарованный святителем Московским Филаретом через посредство известного Христа ради юродивого Ивана Степановича в 1855 году Крестовоздвиженской женской обители Подольского уезда Московской губернии. В 1873 году там состоялось освящение храма во имя Иерусалимской иконы Божией Матери. Глубоко чтилась в обители и знаменитая икона Иерусалимская (Бронницкая), не раз бывавшая в этом монастыре. В 1892 году жители Бронниц в дар строящемуся в монастыре Воскресенскому собору подарили точную копию чудотворной Иерусалимской Бронницкой. Два монастырских праздника были связаны с Иерусалимской иконой: 8 августа — день перенесения образа из Бронниц и 12 октября — главный праздник чудотворной Иерусалимской.

В 1911 году обитель посетила великая княгиня Елисавета Феодоровна. Монастырь быстро приобрел в Подольском крае славу духовного, благотворительного и образовательного центра. После переворота 1917 года власти запретили крестный ход с Иерусалимской Бронницкой иконой. Недалеко от Крестовоздвиженского монастыря располагалось имение Горки, в котором поселился Ленин. Не удивительно, что обитель вскоре закрыли, а всякое упоминание о ней исчезло из печати. Но промыслительно, что она одной из первых будет вновь открыта в начале 1990-х годов. Ныне это ставропигиальный монастырь, пребывающий под прямым управлением Патриарха Московского и всея Руси. Вновь звучит здесь молитвенное пение, обращенное к Иерусалимской иконе — Наставнице, Путеводительнице всех православных христиан.

Тропарь, глас 4

Богорадованная Владычице, препрославленная Мати щедрот и человеколюбия, всемилостивая о всем мире Ходатаице! Прилежно раби Твои ко Твоему предстательству прибегаем и ко пречудному образу Твоему со умилением, припадающе, молимся: молитву теплую Сыну Твоему и Богу нашему сотвори, о Всепетая Царице Богородице, да от всяких болезней и печалей нас Тебе ради избавит, и от грехов всяких свободив, Царствия Своего Небеснаго наследники ны покажет: велие бо и неизреченное яко Мати к Нему дерзновение имаши и вся от Него испросити можеши, едина во веки Преблагословенная.

Тропарь, глас 3

Твоего предстательства уверение и милосердия Твоего явление икона Иерусалимская нам, Владычице, показася. Пред нею же души наша в молитве изливаем и верою Тебе вопием: воззри, Милосердая, на люди Твоя, вся скорби наша и печали утоли, утешение благое в сердца наша низпосли и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.

Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, упование всех уповающих на Тя, Заступнице печальных, Прибежище отчаянных, вдов и сирот Питательнице! Услыши и помилуй ны, грешныя и недостойныя рабы Твоя, со умилением ко пречистому Твоему образу припадающия: умоли, Милосердая Владычице, Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа, да отвратит от нас праведный гнев Свой, да простит грехи и беззакония наша, яко да сподобимся благостию Его скончати житие наше в покаянии и получити милость Его со всеми избранными Его, яко благословена и препрославлена еси во веки веков. Аминь.

Иконоборческий период

Этот период стал самым сложным в развитии еще не сформированной окончательно византийской иконописи. В тридцатых года восьмого века в Византии начинается активная и жестокая борьба с религиозными противниками. В результате этой борьбы многие иконописцы были объявлены еретиками, а их произведения подверглись уничтожению. Вместо икон художникам предписывалось изображать животных, растения, сюжеты из повседневной жизни и прочее. Но это не смогло остановить развитие иконописи. Многие мастера уехали в отдаленные уголки империи и продолжили свою работу. Центром иконописи стала Италия, куда переехали многие византийскими иконописцами.

Македонский период

В сороковых годах девятого века иконоборческий период закончился, и иконописные традиции получили возможность продолжения и развития. В это же время зарождается новый стиль в иконописи – аскетический стиль. Основой этого стиля стали образцы икон, написанные греческими мастерами. Особенности этого стиля заключаются в следующем: иконописцы старались сосредоточить внимание зрителя на лике святого, поэтому мелкие детали и «лишние» украшения отсутствовали на иконах; лица святых были полностью лишены эмоций и чувств, они практически ничего не выражали; главным объектом всего изображения стали огромные глаза с замершим пристальным взглядом. Типичный пример иконы македонского периода — две иконы Богоматери Одигитрии, которые сохранились до нашего времени.

Образ Богородицы “Умиление” (“Радуйся, Невесто Неневестная”)

Икона “Умиление”, где изображен лик Богородицы без своего младенца, принадлежала Серафиму Саровскому. Она стояла в его келии, перед ней всегда горела лампадка, елеем из которой он помазывал страждущих, и они исцелялись. Точное ее происхождение неизвестно. Считается, что образ был написан приблизительно в XVII веке. Однако некоторые думают, что икона была явлена Серафиму Саровскому, так как у него были особые отношения с Богоматерью. Она не раз его спасала от болезней, часто появлялась в видениях.

После смерти старца икона “Умиление” была завещана Дивеевскому женскому монастырю. С тех пор с нее было написано множество списков, некоторые стали чудотворными.

Образ является поясным изображением. На нем написана Богоматерь без сына, со скрещенными на груди руками и чуть наклоненной головой. Это один из самых нежных образов Богородицы, где она изображена до рождения Христа, но уже после снисхождения на нее Святого Духа. Это женская икона Божьей Матери. Чем помогает она? Особое значение образ имеет для девочек и женщин с десяти до тридцати лет. Считается, что молитвы ему облегчат трудный подростковый период, сохранят девичью чистоту и целомудрие. Также эта икона является помощницей во время зачатия детей и при их рождении.

Палеологовский период

В середине 13 века Константинополь был возвращен греками, что не могло не наложить свой отпечаток на иконописные традиции. В этот период чувствуется влияние античной культуры и искусства. Иконы этого периода довольно сильно отличаются от ранних икон. Очень хорошо прописаны лица святых, складывается такое чувство, что иконописец писал портрет святого. Настоящими шедеврами палеологовского периода являются: икона «Святой Феодор Стратилат», икона «Двенадцать апостолов», икона «Христос Пантократор».

Образ святых Петра и Февронии

История жития Петра и Февронии Муромских показывает, насколько можно быть благочестивым и преданным Господу, даже находясь в семейных узах. Их семейная жизнь началась с того, что Феврония исцелила будущего мужа от струпьев и язвы на его теле. За это она попросила, чтобы он женился на ней после излечения. Конечно, князь не хотел брать в жены дочь древолаза, однако Феврония это предвидела. Болезнь князя возобновилась, и уже тогда он женился на ней. Стали они вместе править и прослыли своим благочестием.

Конечно, правление не было безоблачным. Их изгоняли из города, затем просили вернуться. После этого они правили до старости, а затем приняли монашество. Супруги просили похоронить себя в одном гробу с тонкой перегородкой, однако их повеление не было выполнено. Поэтому их два раза разносили по разным храмам, однако они все равно чудесным образом оказывались вместе.

Читайте также:
Икона святой Анастасии Узорешительнице: история, значение и в чем помогает

Икона Февронии и Петра является покровительницей настоящего христианского брака. Житийный образ святых, который датирован 1618 годом, сейчас находится в Муромске, в историко-художественном музее. Также иконы святых можно встретить и в других храмах. К примеру, в Москве храм Вознесения Господня имеет образ с частицей мощей.

Какие особенности имеют византийские иконы и язык символов православия

У истоков древнерусской церковной живописи лежат традиции византийских художников. Они хорошо прослеживаются в творчестве иконописцев разного времени. Основой для развития византийского творческого подхода стало создание византийских икон, которые обладали характерными чертами и были легко узнаваемы потомками. Иконопись активно развивалась в Византии с момента создания государства до самой гибели империи.

Византийские иконы – история

Развитие византийской иконописи принято разделять на периоды. Каждый из них имеет свои особенности. Изучение основ живописи Византии – одна из самых интересных исследовательских тем для современных культурологов.

Доиконоборческий период

Период, который охватывает VI-VII века, называют доиконоборческим. Для него характерны следующие черты:

  • наличие схематичности при изображении центральных фигур;
  • грубые, резкие мазки;
  • использование нескольких основных сюжетов для изображения без добавления деталей.

Для создания древнейших икон использовалась особая техника живописи под названием энкаустика. Особенностью энкаустики являлось использование воска как связующего звена между красками. Материал быстро застывал на холсте и хранил изображение на протяжении долгого времени. Этим можно объяснить тот факт, что многие иконы, созданные во второй половине VI века, сохранились и дошли до наших дней.

Справка! Самый объемный по площади ансамбль из раннехристианских мозаик, выполненных на стенах монастырей и храмов, расположен на территории города Равенна на западе Италии.

Послеиконоборческий период

Развитие иконописи Византии было прервано началом иконоборчества, которое длилось с начала VIII до начала IX века. Это религиозно-политическое движение было направлено против сторонников почитания иконописных полотен. Лидеры иконоборчества считали, что Господь не нуждается в изображении, что для веры во Всевышнего не нужны молитвословы или иконы, написанные людьми.

После того, как движение стало менее агрессивным, иконопись продолжила активное развитие. Для этого периода характерны следующие черты:

  • использование для обрамления иконы доски из кедра или сосны;
  • создание углубления в основе для помещения внутрь сюжета иконы;
  • использование золота при написании основного сюжета;
  • детализация при создании иконы.

Греческие и византийские мастера распространили прием использования листов сусального золота. Листы накладывались на созданное изображение, затем разглаживались, создавая легкую золотую пыль на иконе.

Справка! В качестве клея для листов сусального золота использовался чесночный сок.

Комниновский период

Этот период длился с XI до XIII века. Он пришелся на период правления аристократического рода Комнинов. Характерные черты периода:

  • изменение стиля;
  • сочетание классической формы и гармоничности;
  • придание ликам святых индивидуальности;
  • наличие мягких плавных черт;
  • продолжение традиций использования сусального золота.

К этому периоду относят легендарную Владимирскую икону Богоматери, которая была выполнена константинопольскими иконописцами.

Для описания ликов мастерами комниновского периода был использован узнаваемый стиль. Лицо святого было узким, вытянутым, нос оставался тонким и длинным. На переносице изображалась характерная треугольная ямка.

Кроме классического стиля, для этой эпохи характерно стилизационное отклонение. Примером комниновского маньеризма служит фреска церкви святого Пантелеймона, относящаяся к 1164 году. Черты стиля:

  • резкие порывистые мазки;
  • витиеватое изображение одежд;
  • искажение черт лица.

Житийские образы

Во второй половине XIII века Константинополь был разрушен рыцарями-крестоносцами. Иконописцы того времени были вынуждены прекратить работу. По мере восстановления Византии восстанавливалась иконопись. Она приобрела новые черты. Центром сюжета полотен стали жития святых. Изображения стали хрестоматийными. По одному полотну можно было «прочитать» весь путь, описанный Библией.

Палеологовский период

Во второй половине 1261 года Константинополь был возвращен Михаилом Палеологом. Период расцвета искусства этой эпохи принято называть «палеологовским ренессансом». На иконопись оказало влияние характерное для времени ориентирование на традиции античной культуры.

  • создание миниатюрных мозаичных икон, предназначенных для экспозиций или для ношения заказчиком;
  • миниатюрность работы;
  • спокойные образы наряду с детальными, характерными для портретной техники;
  • наличие безупречных пропорций;
  • устойчивость поз;
  • выверенность композиций.

Помимо этого, отдельно говорят о появлении новых сюжетов, новом толковании Священного Писания, вариативности икон.

При изображении сцен из жизни Божьей Матери появилась сюжетность, стали появляться различные литературные подробности.

Символы в византийской иконописи

Для византийской иконы характерно наличие языка символов. По отдельным деталям православный человек мог прочитать многое. Значение имеет цвет, форма, жесты святых. Во время развития иконописной живописи большое значение приобрели детали, каждая из них могла быть акцентом на чем-то важном.

Основные символы Описание, особенности
Дуб, дом Символы созидания. Дуб изображали как дерево жизни, любой из силуэтов жилища означал незыблемость, создание чего-то значимого.
Гора Знак духовного восхождения, преодоления многочисленных препятствий на праведном пути.
Анемон Цветок, олицетворяющий скорбь. Чаще всего принадлежал Божией Матери, Деве Марии.
Красный крест Возвещение о мученичестве.
Золотой венец Символ победы духа.
Чаша с водой Знак, возвещающий о крещении.
Чаша с елеем Символ таинства соборования усопшего.

Значение имел цвет, который использовался для окрашивания деталей:

  1. Золотые и желтые оттенки символизировали Божественную силу, духовную энергию, добро.
  2. Багряный или пурпурный оттенок выбирали для обозначения царской принадлежности. Главные святые традиционно писались в багряных одеждах.
  3. Красный был признан цветом любви, тепла, живородящей энергии. Одновременно с этим он мог символизировать кровь и мучения.
  4. Белый цвет – символ простоты, Божественного сияния, святости. С помощью белого тона изображались пеленки безгрешных младенцев и пелены, которыми покрывали тела усопших.
  5. Коричневый цвет напоминал о тленности бытия, символизировал землю, часто с его помощью обозначали прах.
  6. Черным цветом окрашивали могилы, пещеры. С его помощью рисовали ад, напоминали о греховности.

Основными персонажами византийской иконописи принято считать Божью Матерь и Спасителя. Сюжеты многих икон предполагают описание этапов их существования.

Вклад в иконописание

Восточно-христианский мир невозможно представить без иконописи Византии. Константинопольскими мастерами было положено начало создания особой техники написания икон как отдельного вида искусства. Византийская иконопись оказала мощное влияние на развитие древнерусской живописи и архитектуры. Святыни, признанные и почитаемые православными верующими на Руси, были созданы византийскими мастерами или написаны под влиянием от работ византийских мастеров.

Особенности полотен, созданных во время существования Византии, были бережно сохранены потомками и учтены при работе над современными произведениями искусства.

Самые важные иконы из Византии

Среди множества работ выделяют 5 легендарных полотен, по которым судят о чертах византийской иконописи. Каждая из работ представляет собой целый мир, полный аллегорий, метафоричности, пышности образов.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Млекопитательница": история, значения, в чем помогает и как молиться

«Воскрешение Лазаря»

Икона относится ко второй половине XII века. Это не классическое иконописное полотно, а часть тябла, которое использовалось для создания обширного иконостаса. Эта часть изображает сцену воскрешения Лазаря. Создание эпистилия принадлежит афонским мастерам. По исследованиям специалистов, был сделан вывод, что авторы – простые монахи, которые создавали иконы для своих нужд.

На тябле изображен классический сюжет. Иисус, пришедший по воззванию женщин, которые лежат у его ног, обращается к ранее усопшему Лазарю. Лазарь выходит из гробницы-пещеры, на его теле остались следы бинтов. Иисус призывает его «восстать» и явиться воскресшим.

Тябла была сопряжена с досками, изображавшими «Преображение Господне» и «Тайную вечерю». В дальнейшем, при разрушении монастыря, фреска была распилена на несколько частей, каждая из которых перевезена в разные концы страны.

Богоматерь с младенцем

Классический пример искусства этой эпохи – это создание икон Богоматери с младенцем Иисусом на руках. Византийские мастера выбрали для изображения тип Одигитрия. Это образ, который был взят за основу евангелистом Лукой.

На иконе Божья Матерь изображена поколенно. Исследователи датируют икону XIV веком. На головах матери и сына покоятся царские короны. Царскими особами Марию и Иисуса стали изображать византийцы, начиная с начала XIV века.

На левой руке матери сидит младенец Иисус. Одна рука застыла в благословляющем жесте, другой рукой Он с младенческой нежностью держится за мать. Правой рукой дева Мария удерживает скипетр и державу. Исследователи считают, что авторы создали икону под влиянием итальянской живописи. Это прослеживается в технике изображения лиц главных фигур.

Рельефная икона святого Георгия

Редкий византийский памятник – деревянный рельеф, изображающий святого Георгия. Памятник искусства начали изучать только в XIX веке, хотя дата его создания – XII век. Это связано с тем, что рельеф был скрыт серебряным окладом на протяжении нескольких веков. После детального изучения и многочисленных этапов реставрации было принято решение об отнесении предмета искусства к послеиконоборческому периоду.

Рельеф изображает Георгия Победоносца юным воином. Вокруг центральной фигуры сохранились детализированные картины жития святого. Житийные иконы плохо сохранились из-за хрупкости основного материала, на котором они изображались, но рельеф святого Георгия, защищенный серебряным окладом, дошел до современников.

На предмете поместилось 10 эпизодов из жития, которые пошагово повествуют о жизни Георгия. Житийные клеймы рассказывают о чудесах, мученичестве Георгия, его подвигах. Эпизоды расположены по строгой схеме, на них прослеживается сюжет, можно разглядеть фигуры, выполненные с соблюдением классических пропорций.

Рельеф святого Георгия стал одним из предметов, свидетельствующих о зарождении такого явления, как иконостас. Рельеф, наряду с тяблами и арочными фресками, использовался для создания особой атмосферы при оформлении храма.

Икона Богоматери с младенцем с распятием на обороте

Двухсторонняя икона относится к эпохе палеологовского ренессанса. Великое произведение было создано высочайшим мастером константинопольской школы. Несмотря на то, что икона сохранилась плохо, специалисты смогли составить анализ произведения на основе частей.

Первая лицевая сторона показывает сцену распятия. На иконе все внимание сконцентрировано на трех фигурах: Богоматери, распятом Иисусе и Иоанне Богослове. Из сюжета убраны лишние детали, акцент остановлен на самом совершении распятия. Голгофа показана как небольшой холм у подножия креста. Стены Иерусалима, которые часто изображаются внушительными крепостными стенами, можно различить только при близком рассмотрении.

На обратной стороне Богоматерь с Иисусом младенцем на руках представляет собой классическую икону в стиле доиконоборческой эпохи. Об этом можно судить по вытянутости ликов, по тонкости черт и классическом расположении фигур девы Марии и младенца.

Выбор сцен для создания двусторонней иконы очевиден. Это соединение двух начал: зарождения жизни Спасителя и его земное окончание. Мать выступает как двуликая мученица, которая произвела на свет величайшего Богочеловека и вынуждена проститься с ним, принимая жертву, совершенную во имя человечества.

Икона Богоматери «Кардиотисса»

Икона датирована XV веком, принадлежит руке известного иконописца Ангелоса Акотантоса. Художник проживал на острове Крит, им было создано более 40 полотен, получивших всемирную известность. Уникальное полотно, названное иконой Богоматери Кардиотисса, представляет собой традиционный сюжет, на котором мать держит младенца. При этом детали образа, подача сюжета и вариативность изображения говорят о начале новой эпохи и изменении сознания православного верующего человека.

Особенностью иконы стало неклассическое преподнесение поз. Мать держит младенца, ее взгляд устремлен вдаль, задумчив. Младенец откидывает голову назад, одной рукой удерживая плечо матери. Его взор уходит ввысь, Он как бы предвидит свою кончину. Исследователи считают, что откидывание фигуры младенца назад символизирует снятие Иисуса с креста, которое уже в самом начале земной жизни становится Его роком, предопределением будущего.

Эти символы являются признаком византийской драматургии. Мастера палеологовского ренессанса славились склонностью к насыщению живописных образов литературными повествовательными деталями, они стремись сказать больше, определить будущее героев святынь, сделать их изображение житийным, но без использования детализации и житейских клейм.

Информация! «Кардиотисса» означает «сердечная».

Византийский иконостас

Иконостасом традиционно называют перегородку между алтарем и остальным помещением храма. На иконостасе принято размещать самые дорогие и почитаемые иконы. Обычай возводить алтарную перегородку и использовать иконы для ее украшения сформирован византийскими священнослужителями. Византийский иконостас имеет четкую иерархию.

Расположение икон Описание икон Назначение икон Какие иконы использованы
Верхний ряд или эпистилий с Деисусом по центру Сцены из жизни девы Марии и Христа Прошение за род человеческий Богородицы, Иоанна Предтечи
По сторонам от Деисуса Сюжетные иконы Описание жизни и спасения человечества «Рождество Христово», «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень», «Сошествие во ад», «Успение Богородицы»

Царские, святые или райские врата на иконостасе чаще всего увенчивались иконой Благовещения как возвещения о спасении людей. Алтарная преграда всегда была закончена изображением креста как символа распятия и жертвы.

Византийские иконы

За время существования Византийского государства, период которого составил IV-XV век, культурное мировоззрение общества успело значительно преобразиться, благодаря появлению новых творческих взглядов и направлений в искусстве. Их уникальное многообразие художественных произведений, которые по-разному отражали сложившуюся в мире действительность, способствовали непременному развитию высших духовных ценностей, побуждая новые поколения общества к наибольшему просвещению. Среди самых распространенных видов культурного достояния Римской империи, особое внимание следует уделить иконописи.

  1. История византийских икон
  2. Символика и образы византийской иконы
  3. Значение икон
  4. Влияние на древнерусскую иконографию

История византийских икон

Это старинный религиозный жанр средневековой живописи, где авторам предстояло наглядно проиллюстрировать образы мифических персонажей, взятые из библии. Изображения священных лиц, которые римским художникам удавалось полностью отобразить на твердой поверхности, стало называться иконой. В основе создания первых византийских икон, лежит старинная техника написания, получившая широкую популярность в античные времена. Она назвалась энкаустика. В процессе её использования, иконописцам приходилось разбавлять свои краски, смешивая их с воском, который являлся главным действующим веществом. Его уникальная формула, покрывающая внешнюю сторону священного полотна, позволяла иконе долгое время сохранять свой первозданный вид в первоначальной исходной форме. Помимо этого, главные черты лица, отражающие подлинный взгляд религиозных личностей представлялись художественными творцами весьма поверхностно, с отсутствием точной детализации. Именно поэтому в первых работах, Доиконоборческого периода, охватывающий период 6 – 7 века, можно сразу же обратить внимание на грубые и в некоторых местах размытые черты лица. К числу их главных произведений следует отнести синайскую икону Апостола Петра.

Читайте также:
Ярославская икона Божией Матери: история, значение, в чем помогает и как молиться

Далее, с наступлением Иконоборческого периода, традиционное создание религиозных икон оказалось крайне затруднено. В первую очередь, это было связано с новыми общественно-политическими движениями, которые активно предпринимались в Византии на протяжении нескольких сотен лет. Ярые противники религиозной культуры стремились полностью запретить многовековое почитание икон, при помощи их полного уничтожения.

Однако, византийские иконы все-таки продолжили создавать, осуществляя данный процесс в строгой секретности от государственного надзора. На тот момент времени, действующие иконописцы решили полностью поменять ранее сложившееся отношение к пониманию церковной веры.

Символика и образы византийской иконы

Новый художественный замысел способствовал окончательному изменению прежней символики, которая знаменовалась переходом от старого натуралистического восприятия чувственного мира к более религиозному и священному его отражению. Теперь образы византийских икон придерживаются иных рукописных канонов. В них, обычные человеческие лица заменены на лики, вокруг которых в полукруглой форме сиял золотистый нимб. В зависимости от степени святости героев, которые представлены в библейской мифологии, наименование их ликов стало подразделяться на такие категории как Апостолы; Бессребреники; Благоверные; Великомученики; Мученики, и.т.д. Всего их насчитывается 18 видов. Наглядным примером, демонстрирующий применение новых художественных канонов, является икона Иисуса Христа в византийском стиле, которая называется Христос Пантократор.

В основе её создания были задействованы новые цветовые формы, представляющие собой сочетание натуральных и порошковых красок размешанные в жидкости. Основные черты лица, которые художнику удалось придать данной святыне, оказались настолько естественными и правильно переданными, что и в остальных последующих работах, Божий взгляд стал представлялся точно в таком же, виде, который предшествовал ранее созданному оригиналу.

Значение икон

В трудные времена массового голода, эпидемии чумы и народных восстаний, когда жизни и здоровью людей угрожала серьезная опасность, значение Византийских святынь оказывалось крайне велико в оказании помощи и спасении. Их чудотворные свойства позволяли исцелить маленьких детей и взрослых от многих сердечно-сосудистых и головных болезней. Кроме того, люди старались обращаться к ним заблаговременно, с целью формирования жизненного благополучия родным и близким.

Влияние на древнерусскую иконографию

Иконы Византии, во всем своем эстетическом великолепии сумели внести неоценимый вклад в развитие древнерусской иконографии. Поскольку главными основоположниками культурно-религиозного просвещения, в первую очередь следует выделить именно римских художников-иконописцев. Свои накопленные знания по созданию церковного великолепия они успели передать не только своему будущему поколению, но и другим существовавшим на тот промежуток времени государствам, одним из которых являлась Древняя Русь.

Пять византийских икон, ради которых стоит идти в Третьяковку

Почему византийскую икону мы не отличаем от русской?

Выставка «Шедевры Византии» – большое и редкое событие, которое нельзя пропустить. Первый раз в Москву привезли целое собрание византийских икон. Это особенно ценно потому, что получить серьезное представление о византийской иконописи по нескольким произведениям, находящимся в Пушкинском музее, не так просто.

Хорошо известно, что вся древнерусская иконопись вышла из византийской традиции, что на Руси работало очень много византийских художников. О многих домонгольских иконах до сих пор идут споры по поводу того, кем они написаны – греческими художниками-иконописцами, работавшими на Руси, или их талантливыми русскими учениками. Многие знают, что одновременно с Андреем Рублевым, как его старший коллега и, вероятно, учитель, работал византийский иконописец Феофан Грек. И он, судя по всему, был отнюдь не единственный из великих греческих художников, которые творили на Руси на рубеже XIV-XV веков.

И потому для нас византийская икона практически неотличима от русской. К сожалению, точных формальных критериев для определения «русскости», когда мы говорим об искусстве до середины XV века, наука так и не выработала. Но это отличие существует и в этом можно убедиться воочию на выставке в Третьяковке, ведь из афинского «Византийского и христианского музея» и некоторых других собраний к нам приехало несколько настоящих шедевров греческой иконописи.

Хочу еще раз поблагодарить людей, которые организовали эту выставку, и в первую очередь инициатора и куратора проекта, научного сотрудника Третьяковской галереи Елену Михайловну Саенкову, заведующую отделом древнерусского искусства Наталью Николаевну Шаредегу, да и весь отдел древнерусского искусства, который принял активное участие в подготовке этой уникальной выставки.

Воскрешение Лазаря (XII век)

Самая ранняя икона на выставке. Небольшого размера, находится в центре зала в витрине. Икона представляет собой часть тябла (или эпистилия) – деревянной расписанной балки или большой доски, которая в византийской традиции ставилась на перекрытие мраморных алтарных преград. Эти тябла были первоосновой будущего высокого иконостаса, возникшего на рубеже XIV-XV века.

В XII веке на эпистилии обычно были написаны 12 великих праздников (так называемый Додекаортон), а в центре часто размещали Деисус. Икона, которую мы видим на выставке – фрагмент такого эпистилия с одной сценой «Воскрешения Лазаря». Ценно, что мы знаем, откуда происходит этот эпистилий – с Афона. По всей видимости, в XIX веке он был распилен на части, которые оказались в совершенно разных местах. За последние годы исследователям удалось обнаружить несколько его частей.

Воскрешение Лазаря. XII век. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины

«Воскрешение Лазаря» находится в Афинском византийском музее. Другая часть, с изображением «Преображения Господня» оказалась в Государственном Эрмитаже, третья – со сценой «Тайной вечери» – находится в монастыре Ватопед на Афоне.

Икона, будучи не константинопольской, не столичной работой, демонстрирует тот высочайший уровень, которого достигла византийская иконопись в XII веке. Судя по стилю, икона относится к первой половине этого столетия и, с большой вероятностью, была написана на самом Афоне для монастырских нужд. В живописи мы не видим золота, которое всегда было дорогостоящим материалом.

Традиционный для Византии золотой фон здесь заменен красным. В ситуации, когда в распоряжении мастера не было золота, он использовал символический заменитель золота – красный цвет.

Так что перед нами один из ранних примеров краснофонных византийских икон – истоки традиции, получившей развитие на Руси XIII-XIV вв.

Читайте также:
Икона святой Ксении Петербургской: история, значение, в чем помогает и как молиться

Богоматерь с Младенцем (начало XIII века)

Эта икона интересна не только своим стилистическим решением, которое не вполне вписывается в чисто византийскую традицию. Предполагают, что икона написана на Кипре, но, возможно, в ее создании принимал участие итальянский мастер. Стилистически она очень похожа на иконы Южной Италии, в течение столетий находившейся в орбите политического, культурного и религиозного влияния Византии.

Богоматерь с Младенцем. XIII век. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины

Впрочем, кипрское происхождение также исключить нельзя, потому что в начале XIII века на Кипре существовали совершенно разные стилевые манеры, и рядом с греческими работали и западные мастера. Вполне возможно, что особый стиль этой иконы – результат взаимодействия и своеобразного западного влияния, которое выражается, в первую очередь, в нарушении естественной пластики фигуры, которого греки обычно не допускали, и нарочитой экспрессии рисунка, а также декоративности деталей.

Любопытна иконография этой иконы. Младенец на ней показан в бело-голубой длинной рубахе с широкими полосами, которые идут от плеч к краям, при этом ноги Младенца обнажены. Длинную рубаху покрывает странный плащ, больше похожий на драпировку. По замыслу автора иконы, перед нами – некая плащаница, в которую обернуто тело Младенца.

На мой взгляд, эти одеяния имеют символический смысл и связаны с темой священства. Младенец Христос представлен и в образе Первосвященника. С этим замыслом связаны широкие полосы-клавы, идущие от плеча до нижнего края, – важная отличительная особенность архиерейского стихаря. Сочетание бело-голубых и золотоносных одежд, по всей видимости, связано с темой покровов на алтарном Престоле.

Как известно, Престол и в византийском храме, и в русском имеет два главных покрова. Нижнее одеяние – плащаница, льняной покров, который кладется на Престол, а поверх уже выкладывается драгоценная индития, часто сделанная из драгоценной ткани, украшенная золотой вышивкой, символизирующая небесную славу и царское достоинство. В византийских литургических толкованиях, в частности, в знаменитых толкованиях Симеона Солунского начала XV в., встречаем именно такое понимание двух покровов: погребальная Плащаница и одеяния небесного Владыки.

Еще одна очень характерная деталь этой иконографии – ножки Младенца обнажены до колен и Богоматерь зажимает рукой Его правую пятку. Эта акцентация пятки Младенца присутствует в целом ряде Богородичных иконографий и связана с темой Жертвоприношения и Евхаристии. Мы видим здесь перекличку с темой 23-го псалма и так называемого Эдемского обетования о том, что сын жены поразит искусителя в голову, а сам искуситель ужалит этого сына в пятку (см. Быт. 3:15).

Таким образом, обнаженная пятка – это одновременно намек на жертву Христа и грядущее Спасение – воплощение высокой духовной «диалектики» общеизвестного пасхального песнопения «Смертию смерть поправ».

Автор иконы подчеркивает мысль о Христе, который претерпел страдания, но именно через эти страдания поразил искусителя в голову и одержал победу над смертью.

Рельефная икона святого Георгия (середина XIII века)

Рельефные иконы, которые непривычны для нас, в Византии хорошо известны. Кстати, в рельефе довольно часто изображался именно святой Георгий. Византийские иконы делались из золота и серебра, и их было довольно много (об этом мы знаем из дошедших до нас описей византийских монастырей). Несколько таких замечательных икон сохранились, и их можно увидеть в сокровищнице собора Сан-Марко в Венеции, куда они попали в качестве трофеев Четвертого крестового похода.

Деревянные рельефные иконы – попытка заменить драгоценности более экономичными материалами. В дереве привлекала и возможность чувственной осязаемости скульптурного образа. Хотя в Византии скульптура как иконная техника была не очень распространена, надо помнить, что улицы Константинополя до разорения его крестоносцами в XIII веке были уставлены античными статуями. И скульптурные образы были у византийцев, что называется, «в крови».

Великомученик Георгий, со сценами жития. Великомученицы Марина и Ирина (?). Двусторонняя икона. XIII век. Дерево, резьба, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины

На иконе в рост показан молящийся святой Георгий, который обращается к Христу, как бы слетающему с небес в правом верхнем углу средника этой иконы. На полях – подробный житийный цикл. Над образом показаны два архангела, которые фланкируют не сохранившийся образ «Престола Уготованного (Этимасии)». Он вносит в икону очень важное временное измерение, напоминая о грядущем Втором пришествии.

То есть речь идет не о реальном времени, или даже историческом измерении древнехристианской истории, а о так называемом иконном или литургическом времени, в котором в единое целое сплетено прошлое, настоящее и будущее.

В этой иконе, как и на многих других иконах середины XIII века, видны определенные западные черты. В эту эпоху основная часть Византийской империи занята крестоносцами. Можно предположить, что заказчица иконы могла быть связана с этой средой. Об этом говорит очень не византийский, не греческий щит Георгия, который весьма напоминает щиты с гербами западных рыцарей. По краям щит окружает своеобразный орнамент, в котором легко узнать имитацию арабского куфического письма, в эту эпоху оно было особенно популярно и считалось знаком сакрального.

Ангел. Фрагмент иконы «Великомученик Георгий, со сценами жития. Великомученицы Марина и Ирина (?)». Двусторонняя икона. XIII век. Дерево, резьба, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины

В нижней левой части, у ног святого Георгия – женская фигурка в богатом, но очень строгом облачении, которая в молитве припадает к стопам святого. Это и есть неизвестная нам заказчица этой иконы, по всей видимости соименная одной из двух святых жен, изображенных на обороте иконы (одна подписана именем «Марина», вторая мученица в царских одеяниях является изображением святой Екатерины или святой Ирины).

Святой Георгий – покровитель воинов, и, учитывая это, можно предположить, что заказанная неизвестной женой икона – обетный образ с молитвой о муже, который в это очень неспокойное время где-то сражается и нуждается в самом непосредственном покровительстве главного воина из чина мучеников.

Икона Богоматери с Младенцем с Распятием на обороте (XIV век)

Самая замечательная в художественном отношении икона этой выставки – большая икона Богоматери с Младенцем с Распятием на обороте. Это шедевр константинопольской живописи, с огромной вероятностью написанный выдающимся, можно даже сказать, великим художником в первой половине XIV века, время расцвета так называемого «Палеологовского Ренессанса».

В эту эпоху появляются знаменитые мозаики и фрески монастыря Хора в Константинополе, многим известного под турецким именем Кахрие-Джами. К сожалению, икона сильно пострадала, видимо, от целенаправленного разрушения: от образа Богоматери с Младенцем сохранилось буквально несколько фрагментов. К великому сожалению, мы видим в основном поздние дописи. Оборот с распятием сохранился гораздо лучше. Но и тут кто-то целенаправленно уничтожил лики.

Читайте также:
Икона Артемия Веркольского: история и значение, как молиться и в чем помогает

Но даже то, что сохранилось, говорит о руке выдающегося художника. Причем не просто большого мастера, а человека незаурядного таланта, который ставил перед собой особые духовные задачи.

Он убирает из сцены Распятия все лишнее, концентрируя внимание на трех главных фигурах, в которых, с одной стороны, прочитывается античная основа, никогда не исчезавшая в византийском искусстве – потрясающая скульптурная пластика, которая, однако, преображена духовной энергией. К примеру, фигуры Богоматери и Иоанна Богослова – словно бы написаны на грани реального и сверхъестественного, но эта грань оказывается не перейденной.

Фигура Богоматери, укутанная в одеяния, написана лазуритом – очень дорогой краской, ценившейся буквально на вес золота. По краю мафория – золотая кайма с длинными кистями. Византийского толкования этой детали не сохранилось. Однако в одной из своих работ я предположил, что она тоже связана с идеей священства. Потому что такие же кисти по краю одеяния, еще дополненные золотыми колокольчиками, были важной особенностью одеяний ветхозаветного первосвященника в Иерусалимском храме. Художник очень деликатно напоминает об этой внутренней связи Богоматери, которая приносит в жертву Своего Сына, с темой священства.

Распятие. Оборот двусторонней иконы «Богоматерь Одигитрия. Распятие». XIV век. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины

Гора Голгофа показана как небольшой холмик, за ним видна невысокая стена града Иерусалима, которая на других иконах бывает значительно более внушительной. Но здесь художник словно бы показывает сцену Распятия на уровне птичьего полета. И поэтому стена Иерусалима оказывается в глубине, а все внимание за счет выбранного ракурса концентрируется на главной фигуре Христа и обрамляющих Его фигурах Иоанна Богослова и Богоматери, создающих образ возвышенного пространственного действа.

Пространственная составляющая имеет принципиальное значение для понимания замысла всей двусторонней иконы, которая обычно является процессионным образом, воспринимаемым в пространстве и движении. Сочетание двух изображений – Богоматери Одигитрии с одной стороны и Распятия – имеет свой высокий прототип. Эти же два изображения были на двух сторонах палладиума Византии – иконы Одигитрии Константинопольской.

Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол Уготованный (Этимасия). Двусторонняя икона. Вторая половина XIV века. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины

Вероятнее всего, эта икона неизвестного происхождения воспроизводила тему Одигитрии Константинопольской. Не исключено, что она могла быть связана с главным чудесным действом, которое происходило с Одигитрией Константинопольской каждый вторник, когда ее выносили на площадь перед монастырем Одигон, и там происходило еженедельное чудо – икона начинала летать по кругу на площади и вращаться вокруг своей оси. У нас есть свидетельство об этом многих людей – представителей разных народов: и латинян, и испанцев, и русских, которые видели это удивительное действо.

Две стороны иконы на выставке в Москве напоминают нам, что две стороны Константинопольской иконы образовывали нерасторжимое двуединство Воплощения и Искупительной Жертвы.

Икона Богоматери Кардиотисса (XV век)

Икона выбрана создателями выставки как центральная. Здесь тот редкий случай для византийской традиции, когда мы знаем имя художника. Он подписал эту икону, на нижнем поле по-гречески написано – «Рука Ангела». Это знаменитый Ангелос Акотантос – художник первой половины XV века, от которого осталось достаточно большое число икон. О нем мы знаем больше, чем о других византийских мастерах. Сохранился целый ряд документов, и в том числе его завещание, которое он написал в 1436 году. Завещание ему не понадобилось, он умер значительно позже, но документ сохранился.

Греческая надпись на иконе «Матерь Божия Кардиотисса» – не особенность иконографического типа, а скорее эпитет – характеристика образа. Думаю, что даже человек, который не знаком с византийской иконографией, может догадаться, о чем идет речь: все мы знаем слово кардиология. Кардиотисса – сердечная.

Икона Богоматери Кардиотисса (XV век)

Особенно интересной с точки зрения иконографии является поза Младенца, который, с одной стороны, обнимает Богоматерь, а с другой – как бы опрокидывается назад. И если Богоматерь смотрит на нас, то Младенец смотрит в Небеса, как бы вдаль от Нее. Странная поза, которую иногда в русской традиции называли Взыграние. То есть на иконе – вроде бы играющий Младенец, но играет Он довольно странно и очень не по-младенчески. Именно в этой позе опрокидывающегося тела есть указание, прозрачный намек на тему Снятия с Креста, и соответственно страдания Богочеловека в момент Распятия.

Здесь мы встречаемся с великой византийской драматургией, когда трагедия и торжество объединяются в одно, праздник – это и величайшее горе, и одновременно замечательная победа, спасение человечества. Играющий Младенец провидит Свою грядущую жертву. И Богоматерь, страдая, принимает Божественный замысел.

В этой иконе – бесконечная глубина византийской традиции, но, если приглядеться, мы увидим изменения, которые приведут к новому пониманию иконы в очень скором времени. Икона написана на Крите, принадлежавшем в ту эпоху венецианцам. После падения Константинополя он стал главным центром иконописания во всем греческом мире.

В этой иконе выдающегося мастера Ангелоса мы видим, как он балансирует на грани превращения уникального образа в своего рода клише для стандартных воспроизведений. Уже несколько механистическими становятся изображения светов-пробелов, которые выглядят жесткой сеткой, положенной на живую пластическую основу, чего никогда не допускали художники более раннего времени.

Икона Богоматери Кардиотисса (XV век), фрагмент

Перед нами – выдающийся образ, но в определенном смысле уже пограничный, стоящий на рубеже Византии и пост-Византии, когда живые образы постепенно превращаются в холодные и несколько бездушные реплики. Мы знаем, что происходило на том же Крите менее чем через 50 лет после написания этой иконы. До нас дошли контракты венецианцев с ведущими иконописцами острова. По одному такому контракту 1499 года за 40 дней три иконописные мастерские должны были изготовить 700 икон Богоматери. В общем, понятно, что начинается своего рода художественная промышленность, духовное служение через создание святых образов превращается в ремесло на рынок, для которого пишутся тысячи икон.

Прекрасная икона Ангелоса Акотантоса являет собой яркий рубеж в многовековом процессе девальвации византийских ценностей, наследниками которой мы все являемся. Тем драгоценней и важнее становится знание о подлинной Византии, возможность лицезреть ее воочию, которую нам предоставила уникальная «выставка шедевров» в Третьяковской галерее.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: