Икона святой Галины: история, значение, в чем помогает и как молиться

Озерянская икона Божией Матери 2021: какого числа по церковному календарю?

Чудотворный образ Божией Матери «Озерянский» вспоминают несколько раз в году:

  • 29 июня и 7 июля — в дни престольных праздников Озерянской обители;
  • 12 ноября — в день общецерковного почитания иконы.

История Озерянской иконы Богородицы

Святыню обрели в 16 веке, недалеко от хутора Озерянка, расположенном в окрестностях Харькова. По церковному преданию, во время покоса крестьянин случайно рассек икону Божией Матери на две части.

Стремясь загладить свой неосторожный поступок, земледелец принес образ в дом и поставил его в молитвенном углу. Перед иконой зажгли свечу, а на следующее утро две половины святыни чудесным образом соединились. Остался едва видимый след на месте повреждения.

На месте явления иконы был основан храм Рождества Пресвятой Богородицы и Куряжский монастырь. Паломники часто посещали святую обитель и обращались к Пресвятой Деве с молитвенными прошениями. Многие получали помощь и исцелялись после молитв перед иконой.

Постепенно Озерянский образ стал любимой иконой харьковчан. Его поместили во вновь построенную церковь на территории харьковского Покровского монастыря, и дважды в год совершали крестный ход с чудотворной реликвией.

Так продолжалось до середины 1920-х годов. После 1926 года храм и монастырь закрыли, а церковное убранство и иконы разграбили. Пропал и чудотворный Озерянский образ.Богоборческие власти пытались уничтожить любую память, связанную со святыней.

Церковные постройки разрушали, святой источник, находившийся на территории монастыря, забрасывали мусором и каменными плитами. Но верующие несмотря ни на что возвращались на святое место и обращались за помощью к Божией Матери.

До наших дней сохранились копии (списки) иконы, сделанные для двух харьковских церквей. К ним до сих пор обращаются верующие и получают утешение от Пресвятой Девы. Известны случаи исцеления от расслабления и паралича, обретения зрения после молитв и омовения в источнике, расположенном рядом с храмом-часовней.

О чем просят верующие перед Озерянской иконой Богородицы

Чудотворный образ Божией Матери «Озерянский» почитают святыней Харькова и его окрестностей. Задокументированы случаи избавления от неизлечимых недугов (слепота, душевные расстройства, усыхание руки, расслабленность). В 1833 и 1848 году после крестных ходов с иконой в Харькове прекратились эпидемии холеры.

В наши дни верующие обращаются к Богородице и просят помощи:

  • в сложных жизненных ситуациях;
  • во время семейных неурядиц;
  • в случае тяжких и неизлечимых болезней;
  • при вражеских нападениях.

После молитвы перед Озерянской иконой прекращаются болезни, утихают душевные терзания, укрепляется вера. Пресвятая Дева посылает Свою помощь в воспитании детей и преодолении семейных конфликтов. Страждущие и болящие получают исцеление от недугов, даже безнадежных.

Как правильно молиться перед Озерянским образом

Перед молитвенным обращением к Божией Матери отрешаются от забот и житейской суеты. Необходимо полностью довериться Пресвятой Деве и искренне обратиться к Ней. Слова молитвы не имеют решающего значения: можно читать богородичные молитвословия или произносить слова, идущие от сердца. Главное — чистые помыслы и искреннее упование на помощь Небесной Заступницы.

В день почитания иконы посещают церковь, заказывают молебен. Дома читают молитву, канон и акафист, обращенные к Богородице.

Молитва Пресвятой Богородице перед Ее иконой Озерянской

«О Преблагословенная Владычице наша Богородице! К Тебе, обретшей благодать пред Богом, во еже родити миру Спаса душ наших, с Ним же у Креста Его молитвою за мир сраспинавшаяся, и Материю Света Им пронареченная, припадающе, молимся.

Призри, Всемилостивая, на нас, Предвечным Советом Пресвятыя Троицы, к благодатному наследию жизни вечныя созданных, жалом же греховным уязвленных и смерти телесней и душевней поверженных сущих, и якоже святую икону Твою Озерянскую пречудне срастивши, всем верным источник чудес от нея источила еси, сице же и нас, на Твою, Богомати, икону, благоговейно взирающих, душевне и телесне исцели, и немощное ес¬тество наше, сечением греховным разсекаемое, паки с Богом соедини, и чадами Его Божественныя любве, силою и действием Святаго Духа, нас соделай.

Сердца же наша, Всемилостивая, благодатию Христовою раствори, и волю нашу ко исполнению заповедей Божиих спешну сотвори, ноги же наши на путь мирен — Истину Христову направи. И сице, о Всеблагая, все естество наше любовию к Богу воспламени. Владычице Пресвятая, якоже в тяжком нашествии иноплеменник в пределы наша святою иконою Твоею Озерянскою Православныя люди укрепляла еси, тако и ныне знамением.

Лика сего Пресвятаго паству Харьковскую и всех верных чад страны нашея в единомыслии веры утверди, и от тлетворных расколов и ересей злочестивых и иных бед сохрани, Отечеству же нашему незыблемаго мира от Бога испроси, и от всех враг, мыслящих нам злая, нас избави. Верных же Твоих, пред святою иконою Твоею припадаю¬щих и в скорбех Тебе молящихся, прошения исполни, и вся, яже ко спасению потребная, всем нам даруй.

Убогия же слезы и воздыхания наша благоприятны пред Богом сотвори и прощение грехов наших испроси. И тако, Преблагословенная Мати, воздвигни нас на благодарст¬венное Ти славословие, и в подвизе покаяния нас укрепляющи, неосужденных причастников Пречистаго Тела и Честныя Крове Господа нашего Иисуса Христа по кончине жития нашего быти нас милостивно сподоби.

В час же исхода нашего молитву Матернюю о нас пред Богом сотвори, и бедныя души наша чрез мытарства лютыя, начала и власти тмы, невозбранно в Царствие Небесное, идеже мир и радость безконечная, приведи, — во еже в Церкви Небесней, Тобою, Честнейшею Херувим и Славнейшею без сравнения Серафим, украшенной, непрестанно славословити и воспевати смерти Побе¬дителя — Агнца Божия, вземшаго грехи мира.

Ему же, о Благодатная, Тебе ради, осанна и благодарение, слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и со Пресвятым, Благим и Животворящим Духом — Утешителем Святым, ныне и присно, и во веки веков. Аминь!».

Читайте также:
Икона Божией Матери "Сладкое лобзание": история, значение, в чем помогает и как молиться

Икона святой Галины: история, значение, в чем помогает и как молиться

  • Главная
  • НОВЫЕ ЗАПИСИ НА САЙТЕ
  • Духовные корни нашего края
  • Слово Патриарха
  • Наши Архипастыри
  • О НАШЕМ МОНАСТЫРЕ
  • Наша жизнь
  • Монастырский листок
  • Первые шаги к Богу
  • О насущном для каждого
  • О житейском
  • Фотографии
  • Видеоматериалы
  • Аудиоматериалы
  • Молитвослов
  • Молитвы (видео)
  • Библиотека
  • Новости
  • Вестник
  • Объявления
  • Заказ треб
  • Контакты
  • Расписание праздничных богослужений в обители

Разработка сайта:

Главный редактор – наместник монастыря архиепископ Болградский Сергий (Михайленко)

Администратор сайта Димитренко Татьяна Анатольевна

При использовании материалов сайта просим указывать нашу гиперссылку http://golos-obitely.prihod.ru/

ИСТОРИЯ Измаильского образа Божией Матери «Благоуханный Цвет» и о чем перед ним молятся.

Самыми любимыми и наиболее распространенными в православном мире были и остаются иконы Божией Матери. Исключительное почитание Девы Марии объясняется тем, что из всего человеческого рода она первая достигла обожения, полного преображения всего человеческого существа. Согласно преданию, первое изображение Богоматери создал евангелист Лука. Богоматерь не только одобрила икону, но и сообщила ей свою благодать и силу. Предание подчеркивает, как важно было для христиан донести до потомков «портретность», историческую достоверность изображений Девы Марии.

На Святой Руси насчитывается около 260 икон Богоматери, прославленных различными чудесами.

Символическое сравнение Пресвятой Богородицы с «благоуханным цветом, неувядаемым цветом» встречается в молитвословиях еще издревле, такие именования Богоматери можно найти, например, в канонах Иосифа Песнописца (жившего в 9-ом веке и являющегося автором около 300 канонов, лучшие из которых – покаянные).

Происхождение иконы «Благоуханный Цвет» связано с Грецией. По склонам Святой горы Афон росли цветы — бессмертники, считавшиеся символом чистоты. Появление этой иконы относят к 16—17 векам в древнем Преображенском монастыре Метеора (что с греческого переводится как «поднятый на воздух», «возвышенный») в Греции, который был основан в 1344 году. Монастырь расположен на вершине скалы высотой 619 метров и до недавнего времени единственной «дорогой» туда была сеть на верёвке, которую монахи вращением барабана и колёс поднимали на более чем двухсотметровую высоту. В настоящее время правительство Греции соорудило особые мосты к четырём монастырям, в скалах прорублены ходы и лестницы. В период расцвета монашества обитель славилась многочисленными чудесами, являемыми как через иконы, так и без их участия.

На Руси тоже имеются образы Божией Матери с таким названием. Один из них находится в Покровском кафедральном соборе города Воронежа и известен также под именем Одигитрии «Благоуханный Цвет». Празднование в честь сего образа совершается 28 ноября (15 ноября ст. ст.).

И в Украине есть икона Божией Матери «Благоуханный Цвет», которая находится в Свято-Константино-Еленинском мужском монастыре г. Измаила Одесской области.

Предание повествует, что сия икона – точная копия греческой, была заказана для написания в Греции жителями г. Измаила Георгием и Марией в 19-м столетии (о чем написано на ее лицевой стороне), освящена на оригинале и подарена в монастырский храм в знак благодарности Царице Небесной за исцеление их дочери от тяжкого недуга.

Несмотря на частую смену светской власти в Придунавье и Вторую мировую войну, храм обители не закрывался до 1962 года. Лишь во время хрущевских гонений храм был закрыт, а братия разогнана.

Впоследствии богоборческая власть прекрасную и неповторимую монастырскую церковь в румынском стиле переделала под музей атеизма.

Вся храмовая утварь, в том числе и чтимая икона, были переданы в Преображенский собор города Болграда Одесской области.

Лишь через тридцать лет храм был вновь открыт для верующих, а в 2001 году на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, 27 сентября (14 сентября ст. ст.), снова возродилась мужская обитель.

Летом 2002 года наместником монастыря был назначен архимандрит Сергий Михайленко (с 2015 года – епископ Болградский, викарий Одесской епархии), который и посодействовал тому, что по многочисленным просьбам прихожан, помнивших о чудодейственной силе храмовой иконы, 17 июня 2004 года, в день памяти Царственных мучеников, по благословению Высокопреосвященннейшего митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, образ «Благоуханный Цвет» вернулся на свое прежнее место в монастырь. С того времени возобновилось прежнее почитание этой иконы братией и прихожанами.

Особенно торжественно совершалось в обители празднование в честь сего образа 28 ноября н. ст. (15 ноября ст. ст.).

На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия от 16 сентября 2014 года было установлено в пределах Одесской епархии местное празднование в честь Измаильской иконы Божией Матери «Благоуханный цвет» 14 (ст. ст.) / 27 ноября (н. ст.).

Перед Всенощным бдением с особым благоговением икона украшается множеством цветов, как у подножия ее, так и по периметру киота. При стечении множества духовенства и народа совершаются Всенощное бдение и Божественная Литургия, по окончании которой все молящиеся выходят с образом на крестный ход вокруг обители при пении молитвословий в честь Царицы неба и земли.

Стали уже традиционными паломнические поездки монастырской братии с иконой не только в пределах Одесской области, но и по Украине, во время которых огромное количество верующих в помощь и заступление Владычицы имеют возможность молиться о себе и своих близких. Свидетельством того, сколь сильна есть молитва Божией Матери у престола Вседержителя, являются многочисленные устные и письменные благодарности и дары Царице Небесной людей из разных городов и сёл нашей страны.

Например, р.б. Цыганенко Вера свидетельствует, что в 2005 году её муж перенёс хирургическую операцию без наркоза (из-за противопоказаний) только благодаря помощи Заступницы Небесной, после молитв к Ней перед иконой «Благоуханный Цвет», которая в то время была привезена для поклонения в г. Днепропетровск. Из письма р.б. Веры: «Операция прошла благополучно, боль была терпимой, осложнений после операции не было».

Прихожанка храма Святогорской иконы Божией Матери г. Днепропетровска р.б. Галина рассказывает, что в 2006 году её брат Севастьян попал в реанимацию с прободением язвы желудка. «В то время к нам привезли в храм чудотворную икону Пресвятой Богородицы «Благоуханный Цвет» из мужского монастыря г. Измаила. Три дня возле этой иконы шла усиленная молитва за моего брата. И произошло чудо – дело быстро пошло на поправку, даже сами врачи удивлялись, и говорили, что произошло чудо».

Особо отмечен случай чудесного исцеления одной женщины, проживающей под г. Днепропетровском в с. Краснополье, от тяжелого заболевания — лейкемии (рака крови).

В мае 2011 года получено письмо от Валентины Сазанской (г. Павлоград, Украина) о том, что 22 апреля у неё дома замироточил и начал обновляться бумажный образок нашей иконы «Благоуханный Цвет». Когда у Валентины случилось обострение заболевания почки, а назначенные лекарства не подошли, помогла только молитва к Божией Матери перед этим образком.

Примеров можно привести ещё очень много, не считая тех, кто получил помощь, но не написал об этом.

В нашем храме каждое ВОСКРЕСЕНЬЕ после поздней Божественной литургии совершается молебное пение перед чудотворной иконой Божией Матери “БЛАГОУХАННЫЙ ЦВЕТ”, а на вечернем богослужении совершается акафистное пение перед этим образом.

Читайте также:
Икона Богородицы «Троеручица»: история, значение и в чем помогает

Пред иконой Пресвятой Богородицы «БЛАГОУХАННЫЙ ЦВЕТ» молятся:

  • о чистоте помыслов; о сохранении чистой и праведной жизни; о придании добрых мыслей, побуждающих на чистые и искренние деяния; о даровании духовного благоухания;
  • при трудностях в жизни, когда не видно света в конце пути; при потере цели в жизни, чтобы найти в себе силы двигаться дальше и преодолевать любые препятствия;
  • о даровании искреннего покаяния, приводящего к душевному и телесному исцелению; об очищении помыслов врачующих нас (врачей), укреплении их разума и рук; о смиренном перенесении неисцелимых болезней;
  • о разрешении семейных проблем; о защите семьи от ссор и невзгод, от зла и врагов;
  • о защите вдов и сирот; при невозможности родить ребенка; о том, чтобы выйти замуж и о помощи в выборе супруга; просят счастья в семейной жизни.
  • Перед этим образом склоняют голову юные девушки, желающие сохранить непорочность до свадьбы.
  • Замужним женщинам этот образ помогает справиться со всеми неприятностями, случающимися в их жизни. По молитве перед этой иконой Пресвятая Богородица дарит им женскую мудрость и помогает пережить трудные периоды. Существует поверье, что молитвы перед иконой Божией Матери «Благоуханный цвет» помогают представительницам прекрасного пола сохранить молодость и красоту на много лет.

Есть письменные свидетельства помощи Царицы Небесной после молитвы перед нашим Измаильским образом “Благоуханный Цвет” при заболевании лейкемией (раком крови), о перенесении операции без наркоза (из-за противопоказаний), об ускорении заживления сложных послеоперационных ран.

Этот нечасто встречающийся образ горячо любим верующими людьми. Во всех случаях тем, кто с верой и упованием на помощь и заступничество обращается к нему с благоговейной и умиленной молитвой, Божия Матерь помогает обрести духовные силы для преодоления испытаний, продолжения жизни, исполнения христианского долга.

Икона Преображения Господня на горе Фавор

Икона изображает событие Преображения Господня на горе Фавор (Матфея 17:1-8; Луки 9:28-36). Преображение — праздник Божественной славы Христа. В православной традиции День Преображения Господня (19 августа) входит в число 12 великих праздников, которые имеют такое значение, что полностью заменяют тексты даже для воскресной службы.

История

Восхождение на гору Фавор произошло в самый критический момент служения Господу, когда он отправлялся в свое последнее путешествие в Иерусалим, которое, как он знал, закончится унижением и смертью.

Праздник Преображения — это не просто напоминание о событии, произошедшем в жизни Христа. Оно также содержит в себе «эсхатологическое» измерение, направленное в будущее — во славу Царства Божия, которое ожидают увидеть все христиане.

Все было озарено и тронуто славой небес, пришедшей от Иисуса: трава, горы и их вершины, животные, птицы и насекомые и ученики Христа — Петр, Иаков и Иоанн. То, что апостолы видели на горе, было, по объяснению Отцов Церкви, предзнаменованием будущего мира после воскресения из мертвых, видением преображенного мира, достигшего своего предельного совершенства.

Апостолы, видевшие Преображение Господа, постепенно совершали это преображение на протяжении всей своей жизни. Они преобразили общество. Они преобразили тех, кого встретили, и приложили большие усилия, чтобы объявить им:

Иисус воскрес из мертвых, Иисус превратил смерть в жизнь, Иисус превратил странников в паломников, которые знают, откуда, куда и зачем они идут.

Значение

По воображаемой горизонтальной оси икона делится на две равные части. В верхней половине изображен новый совершенный мир, представленный прославленным Иисусом Христом и пророками Илией и Моисеем. В то время как в нижней части изображена наша временная земная реальность, представленная учениками Иисуса — Петром, Иаковом и Иоанном.

В центре верхней части находится Иисус Христос, стоящий и благословляющий обеими руками, одетый в белую одежду. Его туника белого цвета (нежный светло-голубой тон) и пальто с оттенком красного (тонкий красноватый или скорее розоватый тон). Эти цвета могут символизировать Божественную, а также человеческую природу Христа, потому что даже в своей славе он сохранил человеческое тело.

На правом плече есть полоса на тунике — клавус, символ царского достоинства Иисуса, подчеркивающий силу его благословения. Серьезное благородное лицо Христа, обрамленное длинными, темными, гладкими, зачесанными назад волосами и короткой бородой, обращено как бы ко всему человечеству.

Христос окружен круглым ореолом, наружное кольцо которого окрашено в темно-коричневый цвет, затем, ниже, светло-коричневое кольцо, а внутренняя часть образована глубоким оранжево-красным кругом с Гребешковым краем, который выходит из фигуры Христа.

Равномерно и густо во всех направлениях расходятся тонкие золотые лучи от ореола, представляющего Солнце, источник света, символ Христа (Христа, света мира). Рядом с круглым ореолом справа находятся буквы IC, а слева XC, которые являются начальными и заключительными буквами имени Христа (IHCOC, XPECTOC) (исход 3:14).

Читайте также:
Икона Святой Троицы: история, значение, в чем помогает и как молиться, где вешать и от чего оберегает

Фон иконы имеет оранжевый оттенок. Оранжевый создается путем смешивания красного и коричневого цвета. Красный цвет на фоне иконы означает торжество вечной жизни, а коричневый — цвет земли и всего временного. Таким образом, оранжевый цвет фона может символизировать победу вечного над временным.

Справа от Христа мы видим пророка Илию, босого, одетого в сине-зеленую тунику темного оттенка, с темно-пурпурным гиматионом (накидкой), украшенным позолотой.

Он изображен как пожилой человек, с длинными, с проседью, слегка вьющимися, зачесанными назад волосами и длинной бородой. Его серьезное лицо с красивыми чертами обращено к Господу. В левой руке он держит свиток, а правой указывает на Господа.

Слева от Христа стоит пророк Моисей (Святой пророк Моисей), его лицо обращено к Господу.

Он изображен как мужчина средних лет, с высоким лбом, короткими вьющимися темно-каштановыми волосами и короткой бородой. Он одет в длинный темно-синюю тунику, на которой ярко-красный гиматион, украшенный позолотой. В руках он держит книгу.

Золочение одежд обоих святых означает, что они уже прославлены. Все три персонажа стоят на холмах, которые имеют различные оттенки коричневого цвета.

Массивный луч золотых лучей сияет от фигуры Христа, он тонирован ярко-красным, разветвляясь на три луча, каждый из которых указывает на одного из трех апостолов, изображенных внизу иконы, на Земле, на преимущественно травянистой местности, темно-зеленой, иногда прерываемой различными оттенками коричневого. Это как реальные, так и символические цвета земного мира. Зеленый цвет здесь подразумевает Святого Духа, который повсюду и все освещает.

Справа изображен апостол Петр, стоящий на коленях лицом к Господу. Он протягивает к нему левую руку, удивляясь неожиданному откровению, свидетелем которого он является. У него короткие вьющиеся седые волосы и короткая курчавая борода. Он одет в темно-синюю тунику и орехово-коричневый гиматион, украшенный позолотой.

Двое других учеников Иисуса только что проснулись, они спали из-за усталости. В центре изображен апостол Иоанн, стоящий на коленях с вытянутыми руками и опущенной головой, изображен молодым человеком с нежным лицом, без бороды и с длинными темно-каштановыми вьющимися волосами. Его одежда — темно-зеленый хитон и темно-красный химатион, украшенный позолотой.

Слева лежит апостол Иаков, его лицо обращено вниз, а взгляд устремлен вперед. Он имеет короткие вьющиеся каштановые волосы и короткая борода, красная туника, украшенная позолотой и темно-сине-зеленый гиматий. Позолота апостолов символизирует, что на них падает отражение славы Христовой.

Иконография

Формирование традиционной православной иконографии Преображения Господня завершилось к IX веку. На иконах Христос изображается на вершине скалы, но стоит не на, а над ней — как бы парит в воздухе. По бокам от Него, тоже в воздухе, стоят Моисей и Илия. А под скалой изображены апостолы в очень экспрессивных позах — они закрыли свои лица и лежат на земле, не смея взирать в сторону Учителя, от которого исходит ослепительно яркий неземной свет.

Монастырь Святой Екатерины на Синае

Самый ранний сохранившийся образ преображения — из монастыря Святой Екатерины на Синае, где из-за своего уединения находятся многие ранние иконы. В апсиде храма находится мозаика Преображения Господня, датируемая серединой VI века.

Христос — это центр и фокус образа, его рука в благословении, глаза направлены на нас. Его одежда изображена «белой, как свет», как описывают авторы Евангелий. Слава Бога, омрачающая сцену, показана мандорлой вокруг Иисуса. Из его тела видны лучи света, поражающие каждого из пяти присутствующих: справа от Христа — пророк Илия; слева — Моисей; у его ног — апостолы Иоанн, Петр и Иаков.

Моисей запечатлел драму события: три апостола в смятении на лицах, в то время как Христос спокойно стоит в центре над ними, по бокам Моисей и Илия, которые, кажется, благословляют его. Все последующие иконы Преображения мало отличаются от этого основного состава.

Монастырь Дафни

Гора, на которой произошло Преображение, названа Святым Иеронимом горой Фавор. Гора играет важную роль в Божественном Откровении, как описано в Священных Писаниях, и связывает Моисея и Илию, которые чудесным образом присутствуют рядом с Христом.

Моисей взошел на гору Синай, чтобы принять Десять Заповедей и беседовать с Богом в Великом облаке Божественной славы. Илии было сказано подняться на гору Хореб (вероятно, альтернативное название Синай), где он услышал голос Бога в «нежном ветре».

В библейском повествовании, как и в иконах, эти два собеседника с Богом показаны теперь в беседе с Самим Христом, что является ясным указанием на божественность Иисуса.

В дальнейшем иконы показывают Моисея, держащим книгу — Тору. Илия в шкурах животных, напоминающий Иоанна Крестителя, представляет пророков, в то время как Моисей представляет закон. Иисус Христос есть исполнение обоих.

Икона Феофана Грека

Феофан Грек (ок. 1340-ок. 1410) был одним из величайших иконописцев Московской Руси и был известен как учитель и наставник великого Андрея Рублёва. Он переехал из Константинополя в Новгород в 1370 году, а оттуда в Москву в 1395 году.

Современники Феофана в Москве описывали его как «ученого в философии». Он достиг того, что перенес учение святых отцов о Преображении в свою собственную икону.

Геометрия изображения подчеркивает безмятежность Христа по сравнению с беспорядком апостолов: Петр протягивает руку, как будто в середине предложения: «Господи, хорошо нам быть здесь…» (МФ 17:4)

Смелая икона Феофана разделена надвое: Христос и апостолы на горе Фавор, а Моисей и Илия удаляются на отдельные, но смежные вершины.

Читайте также:
Икона Марии Магдалины: история и описание, значение, в чем помогает и как молиться

Феофан был не первым иконописцем, сделавшим это: горы Фавор и Синай/Хорев различны, и поэтому было принято изображать Моисея и Илию, стоящих на разных вершинах, склоняющихся ко Христу.

Феофан подчеркивает различие между двумя ветхозаветными святыми, с одной стороны, и апостолами Христа — с другой. Через три луча света он привлекает трех апостолов и нас к ослепительному свету, который окружает Иисуса.

Таким образом, Феофан представляет нам уже древнее учение о том, что преображение было не только событием, свидетелем которого мы были, но и процессом, в котором мы сами должны были участвовать.

Молдавская икона

В Евангелиях преображение происходит всего через шесть дней после долгого повествования Христа о Конце света, Страшном Суде и Втором Пришествии Христа. Христос заканчивает свои слова обетованием:

Здесь стоят некоторые, которые не вкусят смерти, пока не увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своём.

Преображение, таким образом, есть осуществление обетования Иисуса, и поэтому то, что переживают апостолы, есть предвкушение будущей жизни — «силы и пришествия Господа нашего Иисуса Христа», согласно апостолу Петру.

В иконе Феофана, пожалуй, впервые показано восхождение и спуск с горы Фабор. Это важная часть события: Христос не внезапно преобразился среди своих учеников, проповедуя в Галилее. Вместо этого Христос избрал трех своих учеников, повел их на гору молиться, и там они увидели будущую славу Божью в настоящем.

Однако после подъема начался спуск. Никто не может испытывать такую божественную славу в течение длительного времени в этой жизни: это обещание будущей жизни. Изображение на иконе — это опыт для всех нас. Геометрия иконы Феофана, втягивающая нас в эту сцену, делает это не для того, чтобы мы могли наблюдать ее, а для того, чтобы мы могли испытать ее.

Мы тоже должны взойти на духовную гору. И на вершине, в молитве, эти лучи Божественного света могут проникнуть и в нас.

Икона в Рыбинске

На более поздних иконах апостолы изображены в том же «упорядоченном беспорядке» первой Синайской мозаики, но выражение их лиц изменилось с испуганного на сонное.

Это следует из рассказа Луки, где он описывает апостолов, пробужденных от тяжелого сна, чтобы стать свидетелями Преображения. Именно эта усталость объясняет их неспособность понять значение события и разговор между Христом и ветхозаветными святыми о его будущем распятии.

Это тоже урок: наряду с духовным согласием и молитвой необходима бдительность. Когда Илия услышал Бога на горе Хорив, это было не в ревущем ветре, землетрясении или огне, а в ошеломляющей тишине.

Что бы он услышал, если бы был невнимателен? Что мы можем получить от Бога, если мы невнимательны?

О чём молятся возле иконы

В праздник Преображения в каждом храме проводится торжественная Литургия, во время которой перед святым образом читаются акафист и молитвы о даровании:

  • очищения от грехов;
  • исцеления;
  • укрепления веры;
  • спасения родных и близких.

Молитва

Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем, Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его!

Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченноек падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти.

Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы, мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема, и смерти предаваема, уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество.

Даруй же и нам всем, пречистыя Плоти Твоея Преображение празднующим, чистым сердцем и нескверными умы взыти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея, идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования, да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего, и со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков.

Всякий, кто стоит перед иконой Преображения Господня с открытым сердцем, получает импульс превратиться из «старого» человека в «нового».

Иконография Преображения Господня

Приблизительное время чтения: 8 мин.

В христианском искусстве существует множество иконографических композиций, однако все они в целом сводятся к двум группам — те, которые за время своего развития претерпели существенные изменения, и те, которые остаются неизменными с момента своего возникновения и по сию пору. День Преображения Господня имеет не только долгую историю, но и очень древнюю икону, которая даже старше самого этого церковного праздника.

История возникновения иконы Преображения

Если бы современный христианин вошел в храм первых веков, то увидел бы интерьер, сильно отличающихся от привычных для нас церковных убранств. И в первую очередь это касается икон — их попросту не было. Вернее, они были, вот только на молящегося со стен чаще всего смотрели не канонические лики святых, а изображения, больше похожие на элементы оформления театров и вилл, чем на традиционные иконы. Но это — еще ничего, есть и другая особенность. В древних храмах наш современник не обнаружил бы портретов Христа — вместо них на стенах там были Его символы — Крест, Агнец, якорь, рыба и другие.

Такое положение дел не было случайным. Христианское искусство зародилось в эпоху страшных гонений на евангельскую веру, когда даже само упоминание имени Иисуса Назарянина могло привести человека к мученической смерти. В этой обстановке и возник обычай шифровать наиболее важные элементы веры под примитивными, на первый взгляд, образами и символами. Например, Крест, который в языческой Римской империи очень долго оставался орудием казни, часто изображался в виде обычного корабельного якоря. Еще более прозаичной была рыба, которая, однако, в глазах христианина превращалась в сакральный символ, связанный лично с Христом. Спасителя также часто изображали и в виде ягненка, и в образе пастуха, под личиной мифического героя Орфея.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Умиление": история, значения, в чем помогает и как молиться

Потом гонения миновали, и о своей вере христиане смогли говорить уже открыто. Но еще очень долго — особенно на Западе империи — Церкви оставался дорог тот символический язык, который она выработала в своем искусстве первых веков. Поэтому вплоть до VIII века Агнцы, Пастыри, Орфеи, Львы, якоря и рыбы соседствовали на стенах соборов с ликами Христа, пока не были вытеснены последними окончательно.

Первая известная композиция Преображения опирается на ту же — традиционную во многом для раннего христианства — символику. Находится в Италии, в городе Равенне, в базилике святого Аполлинария, и датируется VI веком. Она размещена в алтарной нише — апсиде — и представляет собою огромное мозаичное панно. В центре мозаики древними мастерами выложен большой круг, внутри которого на лазоревом фоне, украшенном золотыми звездами, изображен четырехконечный Крест. В месте пересечения его ветвей размещен медальон с ликом Спасителя. Над самим Крестом внимательный зритель увидит слово «ΙΧΘΥΣ», что в переводе с греческого означает «рыба». Это первые буквы слов фразы «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Под Крестом видны слова «SALUS MUNDI», что в переводе с латыни означает «Спаситель мира». Над кругом в небе плывут разноцветные облака, среди которых изображена благословляющая десница Бога Отца. По сторонам от круга растет множество деревьев и кустов, на которых сидят птицы. Среди растительности можно заметить и трех белых ягнят, которые трепетно смотрят на Крест. Прямо под Крестом изображен святитель Аполлинарий (первый епископ Равенны) в окружении двенадцати белоснежных агнцев и пышно цветущих белых лилий. А высоко над всем этим — слева и справа от круга — размещены полуфигуры Моисея и Илии.

Нетрудно понять, что Крест в круге — это образ Христа, три ягненка (вспомним евангельский рассказ о Преображении) — апостолы Петр, Иаков и Иоанн, деревья, трава и кусты — символ самой горы Фавор, на которой преображение и произошло. Мозаика в Равенне — это сплав аллегории и натурализма, когда главные действующие лица еще передаются с помощью символов, но в то же время начинается постепенный переход к натурным изображениям. Происходил такой переход и в Византии.

В середине VI века в Синайском монастыре по заказу императора Юстиниана Великого константинопольские мозаисты создали шедевр, ставший прототипом всех остальных икон Преображения. Панно полностью повторяет сюжет и композицию равеннской мозаики, но вместо аллегорий на нем изображены реальные человеческие фигуры. И Христос, и апостолы представлены здесь как реальные люди, со своими характерами и отличительными особенностями. Самобытными личностями предстают перед нами и пророки — Илия и Моисей. Единственно, чего существенно «не хватает» на мозаике Синая, если сравнивать ее с шедевром Равенны, — это самого Фавора. Гора никак не обозначена на изображении, но это все равно не мешает молящемуся понимать, что перед ним — именно Преображение, а не какой-либо иной евангельский сюжет.

Очень скоро мастера восполнили этот пробел, и примерно к IX веку окончательно формируется привычная всем нам композиция: Христос находится на вершине скалы, но стоит не на, а над ней — как бы парит в воздухе. По бокам от Него — тоже в воздухе — стоят Моисей и Илия. А под скалой изображены апостолы в очень экспрессивных позах — они закрыли свои лица и лежат на земле, не смея взирать в сторону Учителя, от которого исходит ослепительно яркий неземной свет. Именно так видел Преображение художник, украсивший миниатюрой Хлудовскую псалтирь — византийскую рукопись IX века, созданную, предположительно, в Студийском монастыре Константинополя. С тех пор и до наших дней принципиальная композиция иконы не менялась. Отдельные образцы могли содержать некоторые отступления, но это — исключения, а не правило.

Например, Илия мог изображаться сходящим с Неба, а Моисей — выходящим из гроба. Сам Моисей может держать каменные скрижали, может — книгу или свиток, а может и вовсе ничего не держать в руках. Апостолы тоже не всегда изображаются одинаково. А еще на некоторых русских иконах по бокам и снизу от основного сюжета размещены дополнительные вставки — как апостолы с Христом восходят на гору, как Христос поднимает упавших от страха учеников, и как они с Учителем сходят с горы. Но опять нужно повторить, что такие подробности — редкие, и основной иконой Преображения является образ, ярким примером которого служит московская икона XV века из Благовещенского собора Кремля. Ее мы и рассмотрим подробно.

Символика иконы Преображения

Половину пространства занимают скалы. Собственно, в той местности, где совершилось Преображение, скал нет, там пологие склоны. Но на иконе их изображают. Почему? Дело в том, что скалы или камни в иконографии имеют четкое духовное значение — они символизируют собою крепкую веру и то восхождение, которое должен совершить верующий на пути к Вечности. А еще отвесные склоны на иконе служат своеобразным указателем, что изображенное здесь событие имеет очень важное значение, и смотреть на него нужно духовно очищенным взором.

На скалах растут деревья. Это, в принципе, верно — Фавор гора лесистая. Но деревья — это еще и символ того самого Крестного Древа, на котором был распят Христос. Древа нашего спасения. Наличие на иконе растительного элемента напоминает нам о том, что Преображение — это не просто событие, а своеобразная прелюдия к тому искупительному голгофскому подвигу, который совершит Господь в конце своего земного пути.

Читайте также:
Казанская икона Богоматери: история, значения и в чем помогает

На скалах лежат ученики. Ничего символичного в этом, на первый взгляд, нет. Как говорит Евангелие, они попадали от страха, ибо дотоле не видели Учителя в том величии, в каком Он предстал пред ними в момент Преображения. И все же есть в апостольских позах некий аллегорический посыл — они напоминают нам, что нельзя приступать к божественной реальности без подготовки, иначе можно ослепнуть от нестерпимого фаворского света.

Над скалами в окружении многослойного и многоцветного сияния стоит Спаситель. Концентрические окружности называются мандорлой. По сути, это большой нимб, который опоясывает не только голову, но и всю фигуру. Она служит для указания на особую благодать и славу, которыми исполнен изображаемый человек. Чаще всего мандорла изображается вокруг Христа и Богородицы — как самых совершенных людей во Вселенной. На иконе Преображения Спаситель тоже в мандорле, которая символизирует тот самый неземной свет, объявший Господа в минуту славы.

Фигуры Илии и Моисея — целиком историчны и соответствуют тем образам, которые закрепились за этими пророками. Однако есть и в этом элементе сюжета прикровенный смысл. Как известно, Илия был взят Богом из земной жизни живым, а Моисей — умер. То есть в день Преображения как бы встретились два мира — мир живых, и мир мертвых. Это очень важная деталь. Она говорит нам о том, что Христос есть Господь всей вселенной, и что в его глазах нет мертвых, но все живы.

Есть еще одна очень важная идея, которую несет в себе композиция Преображения, особенно — ее ранние мозаичные варианты. На иконе, по сути, изображен рай. Тот самый рай, которым станет весь мир после второго пришествия Христа. О райском «контексте» говорят и деревья (вспомним красивую растительность на стенах равеннской абсиды), и золотистый фон иконы, и то сияние, которое исходит от Христа и заполняет собою все композиционное поле. И действительно — Своим Преображением перед учениками Господь приоткрыл перед ними (а значит — и перед нами) завесу тайны, показав, какой славы удостоится человек и весь мир после всеобщего воскресения, когда Бог будет «всяческая во всем» (1 Кор. 15:28).

  • Преображение Господне. Икона. Россия. XV в. Кирилло-Белозерский музей
  • Преображение Господне. Икона.
    Мастерская Феофана Грека. 1403 г.
    Собрание ГТГ. Ранее Спасо-Преображенский собор г. Переславля.
  • Преображение Господне. Икона.
    XVI в. Владимирская область.
  • Преображение Господне. Фреска.
    Церковь Спаса на Ковалеве под Новгородом. Конец XIV века.
  • Преображение Господне. Византийская икона XII в.
    Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
  • Преображение Господне. Икона из иконостаса церкви Свв. Флора и Лавра с. Мегрега, Олонецкого р-на.
    Россия. Карелия. XVII в.
    Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Петрозаводск
  • Преображение Господне. Икона из Праздничного чина.
    Псков. XVI в.
    Псковский государственный историко-архитектурный музей-заповедник
  • . Преображение Господне. Фреска.
    Мирожский монастырь. Псков. XII в.
  • Преображение Господне. Икона.
    Греция. XVI в.
    Местонахождение – Канада. Монреаль. Частная коллекция
  • Преображение Господне. Икона.
    Россия. XVI в. Находится в частной коллекции
  • Преображение Господне. Икона.
    Россия. Великий Новгород; XVI в.
  • Преображение Господне. Псковская икона.
    XVI век
  • Преображение Господне. Мозаика.
    Храм Спаса на Крови, Санкт-Петербург. XIX в.
  • Преображение Господне. Икона с праздниками в 24 клеймах.
    Первая половина XVI в.

Икона «Преображение Господне»

Икона имеет огромное значение в православном христианстве. В ней отражено великое событие преображения Господа во время молитв Всевышнему на горе Фавор. Верующие почитают святой образ и молятся перед ним для очищения душ от негатива и зла.

Праздник Преображения Господня приходится на Успенский пост. Одноименная икона отражает события, произошедшие с нашим Спасителем, и явление Божественной сути последователям Иисуса. В этот день отмечается и Яблочный Спас, в который каждый православный освящает в церкви плоды нового урожая.

История иконы

Значимое событие, произошедшее перед окончанием земной жизни Иисуса, послужило написанию иконы Преображения Господня. К Иисусу явились пророки Моисей и Илия, которые вели с ним беседу о предстоящих страданиях и о том, что кровь Спасителя искупит все грехи человечества. Это судьбоносное событие говорит о том, что истинная вера, всепрощение и смирение даруют вечную жизнь и бессмертие души каждому, кто встанет на путь православия.

Где хранится икона

Икону Преображения Господня можно встретить повсеместно. События, происходящие на горе Фавор в виде фресок. мозаики и росписи украшают многие храмы России. Один из наиболее древних написанных образов можно найти в Третьяковской галерее города Москва.

В чем помогает икона «Преображение Господне»

Молитвы перед иконой помогают христианам обрести истинную веру и освободить душу от грехов. Во время произнесения молитвенных слов каждый может получить ответы на любые вопросы, попросить у Всевышнего защиты и покровительства. К одной из самых главных икон можно обратиться с любой просьбой, душевной раной, в поиске истины. Она символизирует преображение, которое подвластно каждому, вставшему на путь исправления и искупления своих неблаговидных поступков.

Описание иконы

На иконе отображено событие, произошедшее на священной горе Фавор, куда Иисус отправился со своими учениками. Они еще не знают, что Иисус хочет показать им, что ожидает его и его последователей после физической смерти. Преображение во время вознесения молитв изменяет цвет одежд Спасителя на Белоснежные. Он находится в центре иконы, окутанный сиянием, а внизу располагаются его ученики, как символ неоконченных земных дел. Пораженные последователи молча спускаются с горы, а их Учитель просит не рассказывать о случившемся на горе до тех пор, пока его не станет.

Дни празднования

Дата празднования приходится на 19 (6) августа. Этот день является одним из двунадесятых церковных праздников и его значение в православном мире огромно. В это время идет Успенский пост, поэтому каждая молитва и следование церковным канонам помогут вам в духовном росте и очищении.

Читайте также:
Икона "Семистрельная": история и значение, чем помогает и как молиться

В русской традиции Преображение Господне названо Вторым или Яблочным Спасом. В этот день после освящения в церкви православные христиане пробуют свой урожай, угощают дарами нуждающихся и обязательно посещают могилы предков, чтобы оставить им яблоки.

Молитва перед иконой

«Господи Иисус Христос, к тебе обращаемся с молитвами искренними. Спаси и сохрани души наши в чистоте, избави от корысти и зависти, да не позволь ступить на тропу, с верного пути сбивающей. Молим Тебя, яви свою благодать каждому, кто избрал путь, верой праведной наполненный. Позволь искупить все прегрешения деяниями благочестивыми. Помоги, Господи, укрой от противников наших, зло против наших жизней помышляющих. Аминь».

Празднование Преображения Господня сопровождается торжественной литургией и молитвами Господу о прощении грехов и очищении. В этот великий день каждый может вознести молитвы о помощи и поддержки для себя и своих близких.

Икона «Преображение Господне» — описание святого лика

Преображение Господне, или, по-народному, «Яблочный Спас» — православный праздник, который верующие отмечают 19 августа. В этот день мы вспоминаем евангельское событие, когда апостолы Петр, Иаков и Иоанн увидели Господа Иисуса Христа преображенным — во всей Божественной, вечной славе.

История иконы

В основу иконы положена история, описанная во всех четырех Евангелиях. Иисус пророчествовал Своим ученикам, что вскоре Ему уготована смерть, но через три дня после этого Он воскреснет. Ученики опечалились, но им было трудно уверовать в слова Учителя о воскресении, ведь все считали Его пророком, Мессией, но не ведали Его Божественной природы.

Через несколько дней после этого пророчества Он взошел для молитвы на гору вместе с Иоанном, Петром и Иаковом, которые из всех учеников были Ему наиболее близки. Здесь и произошло событие, которое описывает икона «Преображение Господне»:

Он преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф. 17:2).

Но чудо на этом не кончилось: рядом с Иисусом появились Илия и Моисей, ветхозаветные пророки, говорившие с Ним

об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме (Лк. 9:31).

На учеников Преображение произвело совершенно потрясающее впечатление, особенно когда из облака, осенившего всех, раздался Глас Божий:

Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте (Мф. 17:5).

Когда же облако исчезло, Иисус принял свой прежний образ и остался наедине с учениками. Он запретил им рассказывать о том, что они видели,

доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых (Мк. 9:9).

Появление святых икон с изображением Иисуса появилось намного позже христианской символики, и намного раньше православных праздников, во время которых христиане вспоминают о важных исторических событиях в истории христианства.

В первых церквях не было икон с изображениями ликов святых.

Эпоха гонений на христиан наложила отпечаток на христианское искусство, когда вместо святых образов изображали символы в виде:

  • рыбы;
  • восьмиконечной звезды;
  • ягненка;
  • Креста;
  • якоря и других.

Преображение Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор

К числу редких иконографических особенностей относятся изображения ангелов, несущих на облаках пророков Илью и Моисея (иконография основана на апокрифах)

Тема Божественного света — одна из главных тем «Преображения». Она последовательно прослеживается в богословских толкованиях евангельского сюжета и в праздничных богослужебных текстах: «Ныне Христос, просияв на горе Фавор, открыл ученикам вид сокровенного Божественного света, […] они же, исполнившись светоносного Божественного сияния, в радости воспевали […]» (канон Преображению Господню).

В соответствии с мистическими толкованиями Преображение Христа на Фаворской горе указывало людям путь приобщения к Божественной славе.
Композиция иконы вытянута в высоту, что создаёт ощущение пространственного перепада между верхней и нижней зонами, миром „горним“ и миром „дольним“.

Вместе с тем противоположность земного и Небесного преодолевается с помощью света, пронизывающего всё пространство иконы, широкими сияющими плоскостями ложащегося на горки и одежды апостолов, вспыхивающего яркими бликами на их ликах. Живопись одежд и пейзажного фона в иконе — свободная, прозрачная.

Сквозь основной цвет просвечивает более тёмный, эскизный по своему характеру подготовительный рисунок, которой не всегда совпадает с последующей живописной проработкой (эту особенность можно видеть также в несовпадении рисунка и живописи рук у падающих апостолов).

Преображение (греч. метаморфосис, лат. Transfiguratio) буквально переводится как «превращение в другой вид» или «изменение формы». Полное название праздника — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Это один из так называемых двунадесятых праздников, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Преображение — Господский праздник.

События Преображения описаны в Евангелиях, о них пишут все евангелисты, кроме апостола Иоанна. Во время молитвы на горе Фавор три ученика Иисуса Христа — Петр, Иаков и Иоанн — увидели, как Учитель преобразился: По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф 17:1-2).

На Руси этот праздник получил народное название «Яблочный Спас». Дело в том, что в Израиле и Греции день Преображения приходился на пору созревания винограда. Христиане приносили душистые гроздья в храм — для благословения и в знак благодарности Богу. В странах, где виноград не растет, например, в большей части России, вместо него стали освящать яблоки. Существует специальная молитва «На освящение начаток овощей (плодов)».

Читайте также:
Икона Романа Сладкопевца: история и значение, как молиться и в чем помогает

Описание иконы «Преображение Господне»

В центре мозаики большой круг, внутри которого на голубом с золотыми звездами фоне изображен богато украшенный четырехконечный Крест. В пересечении ветвей Креста — медальон с оплечным изображением Спасителя. Над Крестом по-гречески написано заглавными буквами слово «Ι Χ Θ Υ Σ» — «рыба». Это первые буквы слов фразы «᾿Ιησοῦς Χριστὸς Θεοῦ Υἱὸς Σωτήρ» — «Иисус Христос Бога Сын Спаситель»; у подножия Креста помещена надпись «SALUS MUNDI» на латыни это означает «Спаситель мира».

Над голубым кругом, среди розовых и голубых облаков изображена десница Бога Отца. По сторонам от Креста, на фоне пейзажа (скорее лесного, так как изображено много деревьев, кустов и птиц) изображены три белых агнца, взирающие на Крест.

Прямо под Крестом изображен святой в епископском облачении с воздетыми в молитве руками, или на языке искусствоведения — «в позе оранта». Согласно подписи, это святой Аполлинарий.

Справа и слева от фигуры святого находятся белоснежные агнцы (по шесть с каждой стороны), Между агнцами — пышно цветущие белые лилии.

Три апостола — Петр, Иоанн и Иаков — представлены символически, как три агнца. Так же символически изображены 12 апостолов в нижней части композиции. Священномученик Аполлинарий, стоящий посреди агнцев, — первый епископ города Равенны, согласно преданию жил в апостольский период, был замучен языческими властями; христиане похоронили его тело в Классе, портовой части города.

Пейзажный фон представляет как реальную гору Фавор, так и Царство Небесное, рай. Легкие цветные облака тоже являются своеобразным символом — они призваны подчеркнуть, что перед нами сцена Теофании, Богоявления. В описании видения пророка Иезекииля сияние, исходящее от Божества, описано как подобное «радуге на облаках во время дождя» (Иез. 1:27-28).

В восточной части христианского мира художники более тяготели к прямому, а не символическому изображению. Здесь более ориентировались на принцип, который можно условно назвать «евангельским реализмом».

Почти одновременно с мозаикой апсиды церкви св. Аполлинария, в 565–566 годах, была украшена мозаичной композицией «Преображение» конха храма Синайского монастыря. Выполняли это произведение, скорее всего, константинопольский мастера, так как заказ поступил от императора Юстиниана. Здесь мы видим иконографическую схему, ставшую впоследствии канонической. Пророки Илия и Моисей стоят по сторонам от Спасителя, на коленях перед Ним — апостолы Иоанн и Иаков, Петр пал ниц у ног Учителя.

Фигуру Христа окружает темно-cиняя, многослойная мандорла — сияние миндалевидной формы, передающее здесь свет Божественной славы. Это одно из первых в христианском искусстве изображений славы в форме миндалины. На более ранних произведениях этот ореол по форме было круглым, как, например, на равенской мозаике.

Мотив портрета какой-либо персоны в круге был заимствован из античного искусства. Там такое изображение означало невидимое присутствие изображенного лица. Можно видеть такие портреты римских императоров на табличках (диптихах), привозимых консулами в свои провинции.

У православных особым почитанием пользуется икона «Преображение Господне» Феофана Грека, выдающегося русского иконописца. Безусловным центром иконы является преображенный образ Иисуса. Согласно Евангелиям, Он вел аскетический образ жизни, соответственно, и одежда Его была более чем скромной.

Здесь же Спаситель после Преображения явлен во всем Своем величии и силе, что подчеркивает ослепительно-белый цвет Его одежд и исходящее от Него сияние, пронизывающее все вокруг, а также светло-голубой круг, в который помещена Его фигура.

Резко контрастируют с этим сияющим образом фигуры учеников, в испуге павших ниц, и фигуры ветхозаветных пророков Илии и Моисея, на которые падает отблеск Божественного сияния.

В композиционном плане икона «Преображение» Феофана Грека разделена на две части, что имеет особое значение: верхняя, небесная ее часть решена в светлых тонах, нижняя же – в темных, земных цветах камня и травы, что символизирует контраст между Божественной чистотой Неба и греховностью тварей земных. По бокам, как бы в небольших нишах, показано, как Иисус вместе с учениками вначале поднимается на гору, а затем спускается с нее.

В чем помогает икона «Преображение Господне»

В празднование Преображения Господня проводится торжественная литургия, и перед иконой возносятся молитвы о прощении грехов и очищении.

Она действительно помогает очистить душу от скверных, от греховных помыслов, укрепить веру.

Верующие не только просят Господа о помощи и защите для себя и близких людей, но и возносят ему благодарность и хвалу.

В народной традиции Преображение Господне именуется также Вторым (Яблочным) Спасом, когда в церквях освящают плоды нового урожая. В этот день положено посещать могилы предков и оставлять на них яблоки, а также раздавать их нуждающимся.

Молитва перед иконой

Господи Иисус Христос, к тебе обращаемся с молитвами искренними. Спаси и сохрани души наши в чистоте, избави от корысти и зависти, да не позволь ступить на тропу, с верного пути сбивающей. Молим Тебя, яви свою благодать каждому, кто избрал путь, верой праведной наполненный. Позволь искупить все прегрешения деяниями благочестивыми. Помоги, Господи, укрой от противников наших, зло против наших жизней помышляющих. Аминь.

Дни празднования

Дата празднования приходится на 19 (6) августа. Этот день является одним из двунадесятых церковных праздников и его значение в православном мире огромно. В это время идет Успенский пост, поэтому каждая молитва и следование церковным канонам помогут вам в духовном росте и очищении.

В русской традиции Преображение Господне названо Вторым или Яблочным Спасом. В этот день после освящения в церкви православные христиане пробуют свой урожай, угощают дарами нуждающихся и обязательно посещают могилы предков, чтобы оставить им яблоки.

Зачем на Преображение освящают фрукты в церкви

Со времен апостольских Церковью установлено освящение созревших плодов прежде употребления их в пищу, с произнесением при этом особой молитвы.

Читайте также:
Икона «Распятие Иисуса Христа»: описание и значение, в чем помогает и как молиться

В начале все создания Божии были «добры зело», т.к. на них почивало Божие благословение, сошедшее на них по всемогущему слову Его «Да будет». Тогда всему было заповедано пребывать на земле без особых освящений. Но первозданный человек преступил заповедь Божию и внес нечистоту в весь состав своего существа, а от этого нечистота сошла и на все живущее. Проклятие Божье нависло над делами рук человеческих, по слову Господню к Адаму: «Проклята земля в делах твоих» (Быт. 3, 17).

Тварь неразумная, как свидетельствует апостол, «покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее» (Рим. 8, 20), т.е. все живое осквернилось через человека. Неразумная природа, которая по замыслу Творца должна была доставлять своему владыке–человеку вещественные средства к блаженству, – эта природа сделалась причиной его болезней и смерти.

Все стихии объявили открытую вражду человеку, покорившему их суете, все произведения земные в питании заключили вредные примеси или прямо отраву телу человека. Таковы были неизбежные последствия проклятия Божия, отяготевшего над делами рук человеческих со дня преступления Адама. Такова страшная необходимая связь нашего греха со всем, с чем он входит в соприкосновение.

И что было бы с нами сегодня, и с окружающей нас природой, если бы премилосердным Христом Богом, Иисусом Христом, не была снята ужасная печать отвержения нашего, и не были преподаны средства к возвращению благословения и освящения всему, что идет на потребу нашу?

Поэтому только истинно верующий во Христа Спасителя может победить враждующую против нас природу. Святая Церковь благословляет и освящает начатки плодов земных и, снимая с них древнюю печать проклятия, обращает эти плоды уже не в орудие греховных наших похотений, не в пищу тления и смерти, но в истинное наслаждение возрожденного благодатью человека.

Где хранится икона

Спасо-Преображенский собор является хранителем иконы Преображения Господнего, время написания которой относят к началу XV века. До недавнего времени авторство этого образа приписывали Феофану Греку, но по решению комиссии Третьяковской галере и ее отнесли к произведениям неизвестных мастеров.

Центральной фигурой этого образа является Иисус Христос в обрамлении сияющей восьмиконечной звезды, известной в православии, как Вифлеемская.

Господь стоит на вершине горы Фавор, где, согласно всем четырем Евангелиям, Иисус явился перед апостолами в блестящих белоснежных одеждах. Около него стояли пророки Моисей и Илья, над ними находятся изображения ангелов.

Петр и братья Иаков, Иоанн изображены на образе павшими в поклонах на землю. Состояние апостолов на горе Фавор приравнивается к ощущениям рая, где ученики и предлагали Спасителю оставаться там, построив палатки для Него, Моисея и Илии.

Отблески Божественного света отображены и на павших на землю учениках Христа. По обе стороны иконы изображены апостолы со Спасителем, с одной стороны они восходят на горе, с другой — сходят, после увиденного чуда.

Интересно, что местность, где находится гора Фавор, пологая, а каждой иконе мы видим скалы, как символ веры и духовного очищения, на них растут деревья. Деревянный Крест — символ спасения человечества. Павшие на землю ученики — пример покаяния перед славой и величием Спасителя.

Икону Преображения Господня можно встретить повсеместно. События, происходящие на горе Фавор в виде фресок. Мозаики и росписи украшают многие храмы России. Один из наиболее древних написанных образов можно найти в Третьяковской галерее города Москва.

Заметки по иконографии Преображения Господня

19 августа (6 августа по ст. ст.) Православная Церковь празднует Преображение Господне – событие земной жизни Спасителя, описанное у святых евангелистов (Мф. 17: 1–13, Мк. 9: 1–12; Лк. 9: 28–36). По их свидетельству, приближаясь к вольным страданиям на кресте, Господь, взяв трех ближайших учеников (апостолов Петра, Иоанна и Иакова), поднялся на гору Фавор, где преобразился перед ними, являя им Свою Божественную славу. Там Ему предстали ветхозаветные пророки Моисей и Илия.

Базилика Сан Аполлинаре ин Классе. Рим, Италия. Мозаика апсиды, 549 г.

Несмотря на то, что вспоминаемое событие совершилось за 40 дней до распятия Спасителя, оно отмечается в августе, а не в феврале, так как иначе празднование приходилось бы на время Великого поста. По установленной традиции, временной промежуток в 40 дней отделяет Преображение от празднуемого 27 сентября (14 сентября по ст. ст.) Воздвижения Креста Господня, когда Церковь вновь вспоминает Христовы страсти и Его страдание на кресте.

По всей видимости, праздник Преображения был установлен уже в IV веке – в это время равноапостольная Елена, мать Константина Великого, возвела на горе Фавор храм в честь Преображения Господня.

В основу иконографии праздника было положено евангельское повествование. На иконах, фресках, миниатюрах рукописей Спаситель, стоящий на горе, изображается в центре композиции, по сторонам от него – пророки, у подножия горы – павшие ниц апостолы.

Одним из древнейших образов Преображения является мозаика апсиды церкви св. Аполлинария (Сан Аполлинаре ин Классе) в Риме (середина VI в.). По определению В. Н. Лазарева, Преображение представлено здесь в «абстрактной редакции» [1] – фигура Христа в центре заменена изображением огромного четырехконечного креста в медальоне, над ним – десница Господа. По сторонам на облаках – полуфигуры Моисея и Илии, а ниже, посреди деревьев, изображены три агнца, по всей видимости, символизирующие трех учеников Спасителя. Подобный вариант иконографии характерен для раннехристианского искусства, изобилующего символами, однако, он не находит дальнейшего распространения.

Преображение. Мозаика. Конха апсиды базилики монастыря св. Екатерины на Синае

Другой пример иконографии демонстрирует знаменитый памятник той же эпохи – мозаики монастыря св. Екатерины на Синае. Сцена Преображения выбрана для декорации конхи апсиды монастырской церкви не случайно. Гора Синай – место ветхозаветной теофании, явления Господа Моисею. В мозаике же представлено явление Господа во славе апостолам, то есть событие Нового Завета, при котором также присутствует пророк Моисей. Пророки и апостолы изображены здесь на золотом фоне, в белых одеждах. Стоящий в центре композиции благословляющий Спаситель окружен сиянием славы – из овальной голубой мандорлы исходят лучи света.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Древо Пресвятой Богородицы": история, значения, в чем помогает и как молиться

В дальнейшем иконографическая схема, подобная схеме синайской мозаики, будет лежать в основе всех образов Преображения в византийском и древнерусском искусстве.

Примерно с XII века она будет дополнена изображениями восходящих и нисходящих с горы апостолов во главе с Христом. Подобные детали повсеместно встречаются в памятниках XIII–XIV веков – росписях церкви Благовещения в Грачанице (1321) и церкви Богородицы Перивлепты в Мистре (третья четверть XIV в.).

Преображение. Икона. Мастер круга Феофана Грека. Начало XV в. Государственная Третьяковская галерея, Москва

На храмовой иконе начала XV века из Преображенского собора Переславля-Залесского (ныне в Третьяковской галерее), приписываемой кисти Феофана Грека, в средней части иконы слева и справа изображены группы апостолов, следующих за Христом. В этом памятнике, как и в других произведениях, созданных после окончания богословских споров о природе Фаворского света [2] , ощутимы особый динамизм и движение, пронизывающее всю композицию. Апостолы, ослепленные Божественным светом, изображены в резких ракурсах. Так, Иоанн и Иаков, закрывая лицо руками, представлены падающими. На новгородской иконе XVI века из собрания Государственного Эрмитажа все три апостола изображены в причудливых позах вниз головами. Под влиянием идей исихазма в иконографии Преображения происходит еще одно изменение – значительно усложняются формы мандорлы, окружающей Христа.

В более поздних памятниках появляется еще ряд иконографических деталей, делающих повествование о Преображение более подробным. Так, на некоторых иконах XVI–XVII веков по сторонам от Христа изображаются не только пророки Моисей и Илия, но и восстание Моисея из гроба и перенесение на гору Фавор на облаке Илии. Обоих ветхозаветных праведников сопровождают ангелы. По толкованию отцов Церкви, Илия, который не умер, но был во плоти взят Господом на небеса, представляет собою мир живых, тогда как Моисей представляет собою мир мертвых [3] . Одним из древнейших изображений «воскресающего» Моисея, основанным, вероятно, на недошедшем до наших дней тексте, является образ Моисея в белых погребальных пеленах из армянского рукописного Евангелия 1085 года [4] . В дальнейшем он изображается стоящим в прямоугольном гробе-саркофаге. Подобные примеры встречаются в греческой живописи XV–XVI веков, а также в русских иконах, например «Преображении» 1595 года из собрания Кирилло-Белозерского музея-заповедника, иконе второй половины XVII века из Угличского музея.

Преображение. Конец XVII в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Подробнейший извод Преображения использован в иконе из частного собрания К. В. Воронина [5] середины XVII века. Помимо сцен восхождения и спуска апостолов с горы и воскрешения Моисея, в центральной нижней части композиции расположены две редкие сцены. Под изображением Христа на вершине Фавора представлены стоящие и созерцающие чудо апостолы. Ниже они изображены еще раз, традиционно упавшими ниц, однако Спаситель стоит посреди учеников и поднимает их, согласно евангельскому тексту, говоря: «Встаньте и не бойтесь» (Мф. 17: 7). Аналогичный момент представлен и на иконе конца XVII века из собрания Русского музея (Санкт-Петербург): Христос поднимает апостола Петра за руку и касается спины апостола Иоанна.

Несколько слов необходимо сказать о значении сцены Преображение в составе храмовых росписей и особенностях ее местоположения в пространстве храмов.

Поскольку Преображение понималось как прообраз грядущих Христовых страстей, что нашло отражение и в святоотеческих толкованиях и в богослужебных текстах [6] , этот сюжет в нарушение хронологического повествования являлся элементом страстного цикла. Так, в росписи церкви Спаса на Нередице (1199 г., Новгород Великий) Преображение представлено среди страстей, рядом со сценой «Вход в Иерусалим». В росписи церкви Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1313 г., Псков) Преображение расположено между «Входом в Иерусалим» и «Омовением ног» [7] .

В русских иконостасах XVI–XVII веков Преображение становится обозначением страстного цикла, замещая его в праздничном ряду между «Входом в Иерусалим» и «Распятием».

23 августа 2006 г.

[1] Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986. Т. 1. С. 46.

[2] О спорах о природе Фаворского света середины XIV в. между святителем Григорием Паламой и монахом Варлаамом и его сторонниками см. подробнее: Модест, игумен. Св. Григорий Палама. Киев, 1860; Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1892; Кривошеин В. Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы // Seminarium Kondakovianum. Прага, 1936. Вып. VIII. С. 99–154; то же: Альфа и Омега. 1995. № 3 (6). С. 77–82.

[3] См.: Димитрий Ростовский, святитель. Синаксарь на Преображение Господне // Жития святых. Месяц август. М., 2004. С. 93.

[4] Семоглу А. Воскресающий Моисей: О редкой иконографической особенности сцены «Преображение» в настенной монастырской живописи северо-западной Греции XVI века // Византийский временник. М., 2001. Вып. 60. С. 175.

[5] Опубликована в: Иконы из частных собраний: Каталог выставки. М., 2004. С. 181, кат. № 137.

[6] Так, например, в кондаке 7-го гласа службы на Преображение поется: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное».

[7] Сарабьянов В. Д. Программные основы древнерусской храмовой декорации // Вопросы искусствознания. М., 1994. Вып. 4. С. 276.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: