Икона святой Ксении Петербургской: история, значение, в чем помогает и как молиться

Икона святой блаженной Ксении Петербургской

Санкт-Петербург — это место упокоения многих великих людей и святых. Среди них есть любимое место прихожан: Часовня на Смоленском кладбище, где покоятся мощи и находится икона Ксении Петербургской.

Описание

Святая Ксения, похоронив мужа, надела его зелёный кафтан (военный), зелёную юбку, создав образ военной формы, взяла его имя и отчество, раздала имущество и стала бродить по городу, а ночь чаще всего была для молитв. Молилась Ксения за мужа, который не успел перед смертью покаяться.

Со временем одежда сносилась, превратилась в лохмотья. Поэтому она стала носить вместо кафтана мужа кофту, подражая прежним цветам.

Икона святой блаженной Ксении в Санкт-Петербурге

Ксения блаженная похоронена на Смоленском кладбище в память о её участии строительства храма. На месте захоронения стоит Часовня.

Мозаичная икона

Вверху в полукруглой арке мозаичная икона Святой Ксении. Изображение поясное. Вернее, по локти. Руки скрещены: правая рука лежит на левой. Лик Ксении Петербургской слегка повернут влево с небольшим наклоном. На ней кафтан тёмно-бордового цвета, косынка.

На мраморной доске текст, в конце надпись, смысл которой в том, что кто помянёт душу Ксении, тот спасёт свою душу.

Под доской устроена стойка с песком, куда прихожане ставят свечи, и ящик, в который опускают записки с просьбой о помощи.

Как выглядит икона Ксении Петербургской

В часовне находится икона Ксении блаженной Петербургской.

Иконография во весь рост. На иконе в часовне в Санкт-Петербурге на святой верх зелёного цвета, юбка красная. На голове платок светлый с зеленоватым оттенком. В руке посох, правая рука поднята к груди.

Выглядит задумчивой. На ногах чёрные туфли-лодочки. В часовни икона стоит на довольно высокой тумбе, поэтому людям невысокого роста приложиться получается только к ногам.

Икона Ксении Петербургской, в чём помогает, значение

Трудно всё перечислить, поэтому будут приведены несколько примеров:

  • Вылечит ребёнка, взрослого, даже тяжёлые болезни.
  • Поможет с работой: погасить конфликт, вернуть на работу, найти новую.
  • Найти способ поднять материальное состояние.
  • Справиться с бедностью.
  • Наладит семейные отношения, помирит влюблённых.
  • Найти суженного или суженную.
  • При родах.
  • Воспитании трудного ребёнка.
  • Сдать экзамен.
  • Отведёт беду.
  • Утешит в горе.

Икона — прижизненный портрет Ксении блаженной

Кроме иконы в Часовне и многочисленных списков, существует портрет, сделанный при жизни. Он оказался в запасниках Эрмитажа, весь закопчённый (предположительно, перед ним стояла свечка).

Неизвестно кто, когда написал эту чудотворную икону. Через сто лет её обнаружили. С обратной стороны была только надпись, что принёс её собиратель старины из часовни. Больше никаких сведений, почему он унёс её из часовни, возможно, спасая от иконоборцев. Были проделаны всевозможные исследования, показавшие, что икона Ксении блаженной написана в эпоху святой.

Портрет из Эрмитажа

Автор, по всей видимости, сделал зарисовку портрета стихийно, то есть, увидел и захотел запечатлеть, в одночасье набросал образ.

Образ по грудь. Как ни странно, верх светлый, цепочка с крестиком. Ксения Григорьевна в возрасте, но морщин почти нет, только горькая складка над губами. Волосы тёмные, седины не видно.

Где ещё есть икона

Во всех уголках России есть церкви, храмы, посвящённые матушке Ксении. В частности:

  • Чудотворная икона Ксении Петербургской в Москве, на Кузьминском кладбище в часовне. Можно добраться от метро «Кузьминки» на автобусе.
  • В Нижнем Новгороде имеется икона Ксении Петербурской, Приход церкви в честь Животворящей Троицы (п. Высоково).
  • Нижний Новгород, микрорайон Благовещенска, строится Храм Святой Ксении Петербургской.
  • Новгород, п. Тесово-Нетыльский, церковь во имя святой блаженной Ксении Петербургской.
  • Существует ещё икона Ксении Петербургской с грошиком.

Икона с грошиком

Историю иконы с грошиком рассказал Протоиерей Леушинского подворья.

В 2005 году к ним поступила икона Ксении Петербургской. Перед праздником Ксении блаженной пришла женщина, подала медный грошик с царём на коне. Сказала, что, может быть, как старинный, он ценный. Это помощь храму.

Такие грошики подавали Святой блаженной, а она их отдавала нищим, нуждающимся. Но иногда эти грошики помогали в каких-то обстоятельствах.

Так, был случай, когда Блаженная дала знакомой грошик с конём и сказала: «Иди домой, потухнет». Знакомая ничего не поняла, но подходя к дому, увидела, что её дом вспыхнул. Как только она подошла, огонь погас. Святая посредством грошика погасила пожар.

Протоиерей приделал грошик к иконе на руку Святой Ксении Петербургской.

Видео: икона в Троице-Измайловском соборе Санкт-Петербург.

День памяти Ксении Петербургской: интересные факты, в чем помогает, молитва и записки

Во вторник, 6 февраля, отмечается День памяти блаженной Ксении Петербургской, одной из самых любимых русских святых. У ее икон в православных храмах всегда горят свечи, а к ее могиле на Смоленском кладбище в Петербурге съезжается множество паломников. Почему ее так почитают, читайте в материале Федерального агентства новостей.

Необычная история жизни Ксении Петербургской

Точной даты рождения Ксении Григорьевны Петровой никто не знает. Предполагается, что она родилась между 1719 и 1730 годами в дворянской семье, жившей в Петербурге, о ее детстве и юности также ничего не известно. Зато точно известно, что в возрасте 26 лет Ксения овдовела. Ее супруг Андрей Феодорович Петров, военный, певший в придворном хоре, внезапно скончался, не успев принести покаяния перед смертью.

Чтобы Бог помиловал непокаявшегося мужа, Ксения решила отказаться от всех благ и богатств, да и от себя самой. Когда на похоронах супруга она предстала в его камзоле, кафтане, штанах и картузе, а, идя за гробом, говорила, что она — Андрей Феодорович, который хоронит свою Ксюшеньку, родственники решили, что она потеряла рассудок. А на самом деле она взяла на себя самый трудный христианский подвиг юродства и несла его до конца своих дней.

Ксения раздала все свое имущество бедным, оставив себе лишь зелено-красный мужнин костюм, который не снимала, пока он совсем не износился, потом его пришлось заменить лохмотьями тех же цветов.

Каждый день, босая, грязная, она бродила по улицам Петербурга, называя себя Андреем Феодоровичем, говорила нелепицу, укрепляясь в статусе городской сумасшедшей, а по ночам носила кирпичи на Смоленское кладбище, где возводилась новая каменная церковь, тем самым тайно помогая строителям. А еще по ночам Ксения молилась за грешников, уходя в поле — подальше от людских глаз.

Люди стали давать ей милостыню, но она принимала ее не ото всех, а только от добрых и сердечных людей, и брала лишь монеты, на которых изображен Георгий Победоносец, убивающий змея, то есть двухкопеечные. Все деньги Ксения раздавала другим нищим. И с теми, кому она подавала, случалась какая-то радость, а с теми, у кого юродивая, напротив, что-то просила, происходили невзгоды. Вскоре люди заметили, что Ксения обладает даром пророчества и исцеления.

Читайте также:
Икона Пресвятой Богородице "Избавительница от бед": история и значение, чем помогает

Бродяжничала Ксения Петербургская почти 45 лет. Ее похоронили на Смоленском кладбище в начале XIX века. В начале XX века над ее могилой возвели часовню, и сюда началось паломничество верующих. В 1988 году блаженную Ксению причислили к лику святых.

Чудеса и пророчества блаженной Ксении

Многие в Петербурге почитали «Андрея Феодоровича». Считалось, что если она зайдет к кому-то в дом, это хорошая примета, и если погладит или поцелует какого-то ребенка, то это добрый знак. Извозчики предлагали Ксению подвезти, потому что после этого у них увеличивалась выручка. То же самое было и с торговцами, которые пытались угостить блаженную, веря, что если она примет от них продукты, то торговля пойдет в гору.

Ксения Петербургская предсказала кончину императрицы Елизаветы Петровны. Накануне Рождества 1762 года она говорила всем встречным: «Пеките блины, завтра вся Россия будет печь блины», а на другой день царица умерла. Предсказала она и убийство в результате заговора Иоанна IV Антоновича. За несколько дней до этого блаженная ходила по улицам, плакала и повторяла: «Кровь, кровь».

Есть легенда, что однажды Ксения дала прохожей монету, сказав: «Возьми пятак, тут царь на коне (Георгий Победоносец). Потухнет». Женщина ничего не поняла, но монету взяла, а подходя к своему дому, увидела, что он горит. Но пожар удалось потушить очень быстро.

А еще описывают случай, как Ксения пришла к знакомой Параскеве Антоновой, которой она подарила свой дом, и сказала: «Вот ты тут сидишь да чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал! Иди скорее на Смоленское кладбище!». Женщина, опять-таки, мало что поняла, но наказ юродивой выполнила. Оказалось, что у кладбища какой-то извозчик сбил неизвестную беременную женщину. Прямо там женщина родила мальчика, а сама скончалась. Параскева Антонова усыновила и воспитала этого ребенка. Сын содержал свою мать до самой старости и очень ее почитал.

Благодаря обращениям к Ксении Петербургской чудеса случаются и по сей день, говорят верующие. Известно немало случаев, когда после посещения ее могилы и молитвы к ней, люди исцелялись от тяжелых болезней, их бытовые и житейские проблемы чудесным образом разрешались, заветные мечты — исполнялись. Обращаются к Ксении Петербургской по самым разным вопросам, но, конечно, чаще всего ее просят о любви.

Молитва Ксении Петербургской

О святая всеблаженная мати Ксение! Под кровом Всевышнего жившая, ведомая и укрепляемая Богоматерью, голод и жажду, холод и зной, поношения и гонения претерпевшая, дар прозорливости и чудотворения от Бога получила еси и под сенью Всемогущаго по­коишися. Ныне Святая Церковь, яко благоуханный цвет, прославляет тя. Предстояще на месте твоего погребения, пред образом твоим святым, яко живей ти, сущей с нами, молимся ти: приими прошения наша и принеси их ко Престолу Милосерднаго Отца Небеснаго, яко дерзновение к Нему имущая. Испроси притекающим к тебе вечное спасение, на благая дела и начинания наша щедрое благословение, от всяких бед и скорбей избавление. Предстани святыми твоими мо­литвами пред Всемилостивым Спасителем нашим о нас, недостойных и грешных. Помози, святая блаженная мати Ксение, младенцы светом святаго крещения озарити и печатью дара Духа Святаго запечатлети, отроки и отроковицы в вере, честности, богобоязненности воспитати и успехи в учении им даровати; болящия и недугующия исцели, семейным любовь и согласие ниспосли; мона­шествующих подвигом добрым подвизатися удостой и от поношений огради, пастыри в крепости Духа Святаго утверди, народ и страну нашу в мире и безмятежии сохрани, о лишенных в предсмертный час причащения Святых Христовых Таин умоли. Ты наша надежда и упование, скорое услышание и избавление, тебе благодарение воссылаем и с тобою славим Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Записки для святой блаженной Ксении Петербургской

Кроме того, православные верят, что если оставить записку с просьбой о помощи в часовне Ксении Блаженной на Смоленском кладбище в Петербурге, то святая непременно поможет. При этом просить можно о чем угодно. Главное, чтобы это было то, в чем вы действительно нуждаетесь, чего вы очень хотите. И очень важно верить, что Ксения поможет.

Писать записки можно своими словами, то есть простым современным русским языком, но все-таки рекомендуется соблюдать в записке православные нормы и форму.

Обращаться к святой в записке можно по-разному: «Святая блаженная Ксения Петербуржская», «Пресвятая Ксения Петербуржская», «Святая блаженная мати Ксения», «Святая матушка Ксения», «О святая угодница Божия блаженная Ксения» или просто «Дорогая Ксения». Но по православному канону писать в записке надо именно «Петербуржская», а не «Петербургская». В конце записки можно оставить свое имя, но закончить просьбу обязательно надо словом «Аминь».

Первые христианские иконы. Энкаустическая иконопись

Самые ранние моленные иконы, дошедшие до наших дней, относятся к периоду не ранее VI века. Они изготовлялись в технике энкаустики (греч. ἐγκαυστική – выжигание), когда краска замешивалась на разогретом воске. Нужно отметить, что все краски состоят из красочного порошка (пигмента) и связующего материала – масла, яичной эмульсии либо, как в данном случае, воска.

Энкаустика была самой распространенной живописной техникой античного мира. Именно из античной эллинистической культуры эта живопись пришла в христианство.

Для энкаустических икон характерен определенный «реализм» в трактовке образа. Стремление к документальному отражению реальности. Это не просто культовый предмет, это, своего рода, «фотография» – живое свидетельство реального существования Христа, Богородицы, святых и ангелов. Ведь оправданием и смыслом иконы святые отцы считали сам факт истинного вочеловечивания Христа. Невидимый Бог, не имеющий образа, изображен быть не может.

Но если Христос был действительно воплощен, если Его плоть была реальна, значит она была изобразима. Как позднее писал прп. Иоанн Дамаскин: «В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога». Именно этим свидетельством, своего рода «документалистикой», пронизаны первые иконы. Если Евангелие, в буквальном смысле, благая весть – своего рода репортаж о воплотившемся Господе, распятом за наши грехи, то икона – иллюстрация этого репортажа. Здесь нет ничего удивительного, ведь само слово икона – εἰκών – означает «образ, изображение, портрет».

Читайте также:
Икона Параскевы Пятницы: где находится и в чем помогает, история и описание, значение

Но икона передает не только и не столько телесный облик изображаемого. Как пишет тот же прп. Иоанн: «Всякий образ — есть обнаружение и показание скрытого». И на первых иконах, несмотря на «реализм», на иллюзорную передачу света и объема, мы видим также знаки мира невидимого. Прежде всего, это нимб – окружающий голову световой диск, символизирующий благодать и сияние Божества (свт. Симеон Солунский). Точно так же на иконах изображаются и символические образы бестелесных духов – ангелов.

Самой известной энкаустической иконой сейчас, наверное, можно назвать образ Христа Вседержителя, хранящийся в монастыре святой Екатерины на Синае (стоит отметить, что коллекция икон Синайского монастыря совершенно уникальна, там сохранились древнейшие иконы, поскольку монастырь, находясь с VII века вне Византийской империи, не пострадал от иконоборчества).

Синайский Христос написан в свободной живописной манере, присущей эллинистическому портрету. Для эллинизма характерна и определенная асимметрия лика, которая уже в наше время вызвала много споров и подвигла некоторых на поиск скрытых смыслов. Эта икона, скорее всего, была написана в одной из мастерских Константинополя, о чем свидетельствует высокий уровень ее исполнения.

К этому же кругу, скорее всего, относятся также иконы апостола Петра и Богоматери на троне, в сопровождении святых и ангелов.

Богородица изображена как Царица Небесная, восседающая на троне, в сопровождении святых, облаченных в придворные одеяния, и ангелов. Интересно продемонстрированы одновременно царственность и смирение Марии: на первый взгляд она облачена в простой темный хитон и мафорий, но его темно-фиолетовый цвет говорит нам, что это – пурпур, а пурпурные одеяния в византийской традиции могли носить только Император и Императрица.

Подобный образ, но писаный позднее в Риме, представляет Богоматерь – уже без всяких намеков – в полном императорском облачении и венце.

Икона имеет парадный характер. Она следует стилю церемониальных императорских изображений. При этом лики изображенных персонажей наполнены мягкостью и лиричностью.

Изображение святых в придворных одеждах должно было символизировать их славу в Царстве Небесном, а для передачи этой высоты византийские мастера прибегали к привычным, понятным для своего времени формам. В таком же стиле исполнен образ святых Сергия и Вакха, ныне хранящийся в Киеве в музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко.

Но, помимо утонченного искусства культурных центров Империи, ранняя иконопись представлена и более аскетичным стилем, который отличается большей резкостью, нарушением пропорций изображенных персонажей, подчеркнутым размером голов, глаз, рук.

Такие иконы характерны для монашеской среды Востока Империи – Египта, Палестины и Сирии. Суровая, резкая выразительность этих образов объясняется не только уровнем провинциальных мастеров, несомненно отличным от столичного, но и местными этническими традициями и общей аскетической направленностью данного стиля.

Без всякого сомнения, можно убедиться, что еще задолго до иконоборческой эпохи и VII Вселенского Собора, осудившего иконоборчество, существовала богатая и разнообразная традиция иконной живописи. И энкаустическая икона – только часть этой традиции.

Старинные иконы мира и России, история создания и описание, в чем помогают

До наших дней сохранилось немало старинных икон, которые представляют огромную ценность для православных христиан. Среди них Христос Вседержитель, Богоматерь — Царица Небесная, Троица и другие. Многие из них изготовлены по технике энкаустики. Рассмотрим, какие из редких антикварных произведений являются наиболее знаменитыми и чудотворными.

Понятие энкаустики

Энкаустика возникла в Древней Греции. В переводе с древнегреческого языка этот термин означает «искусство выжигания». Это особая техника живописи, для которой применяются краски в горячем, расплавленном состоянии. В качестве связующего вещества для них выступает натуральный воск. Поэтому данное направление искусства часто называют «восковой живописью».

Восковая темпера является разновидностью энкаустики. Ее отличительные особенности — сочность и яркость красок. Именно эта техника повсеместно применялась для написания древних христианских икон. В состав энкаустических красок входят несколько компонентов:

  • воск;
  • смола;
  • красящий пигмент;
  • масло.

В зависимости от количества пигментов и смолы, соединяемых с пчелиным воском, их консистенция может варьироваться от мягкой до твердой и плотной.

Многие старые иконописные произведения выполнены при помощи элеодорского воска, который также известен как карфагенский или пунийский.

Согласно данной технике, куски воска растапливают и смешивают с краской на металлической палитре, которую держат прямо над огнем. Для нанесения такой краски применяются не только кисти, но и металлические палочки, предварительно разогретые.

Самые известные энкаустические иконы

Среди наиболее ценных и известных старинных иконописных произведений, выполненных в энкаустической технике, — Христос Пантократор, Святой Сергий и Вакх, Мученик и Мученица, Апостол Петр и некоторые другие. Ознакомимся подробно с самыми яркими и знаменитыми примерами.

Христос Вседержитель в Синае

Христос Вседержитель, или Христос Пантократор — это самая древняя и известная в мире энкаустическая икона, которая хранится в Синайском монастыре. В середине шестого столетия она была создана в древнем городе Константинополе. Император Юстиниан передал ее в дар монастырю.

Выполнена в теплых оттенках — от цвета охры до коричневого с золотистым. При взгляде на нее сразу заметны приемы античных фаюмской и римской традиций. Одна из характерных черт — выраженная асимметрия между правой и левой сторонами лица Христа. Считается, что это отражение его двойственной богочеловеческой натуры. На голове Иисуса круговой золотой нимб, в котором прежде могли быть инкрустации. В левой руке он держит Евангелие, которое символизирует одновременную власть на Вселенной и служение на Земле.

Богородица с Федором и Георгием в Риме

Полное название это древней иконы — Богородица с Младенцем (на престоле, с предстоящими ангелами) Она была создана в конце седьмого века. До сегодняшних дней хранится в Риме, в Базилике Санта Мария ин Трестевере.

Очень напоминает византийское произведение под названием Богоматерь с младенцем и святыми Феодором и Георгием, которое хранится в монастыре Святой Екатерины на Синайской горе. Однако в этом варианте отсутствуют образы святых воинов. Восседающую на троне Богородицу окружают два ангела — Федор и Георгий. На ней надета роскошная туника, украшенная жемчугом. А на голове красуется царский венец.

Богоматерь — Царица Небесная

Одна из наиболее почитаемых икон Божьей Матери. Это канонический образ, изображающий ее в виде молодой девушки с покрытой головой. На головном уборе и плечах Богородицы изображены три звезды. Они являются символами ее девичества до рождества, при рождестве, а также после рождества Христового.

Свв. Сергий и Вакх в Киеве

Энкаустическая икона Святые Сергий и Вакх написана неизвестным константинопольским мастером в седьмом столетии. Из монастыря Святой Екатерины на горе Синай она была переправлена в киевский Музей искусств имени Богдана и Веры Ханенко в 1940 году, где и хранится до настоящего момента.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Радость всех ангелов": история, значение, в чем помогает и как молиться

Святые воины Сергий и Вакх изображены по пояс. Они облачены в белые хламиды и коричневые хитоны. У каждого не шее надето тяжелое ожерелье из золота, украшенное инкрустацией из драгоценных камней без гранения краев. В верхних углах присутствуют имена святых. Их лица имеют очень бледный тон, однако они обрамлены контрастирующими темными завитками волос, которые спускаются ко лбам. Глаза широко раскрыты, взгляды лишены всяких эмоций. На головах святых надеты круглые ровные нимбы. Между ними в верхней части помещен святой лик Христа, изображенный на медальоне. У Иисуса характерные длинные волосы и борода заостренной формы. В правой руке каждый святой держит крест.

Христос и св. Мина в Лувре

Икона Христос и святой Мина хранится в Париже, в знаменитом музее Лувр. Это самое древнее произведение с изображением Мины Котуанского, также известного, как Фригийский. Это великомученик и один из наиболее почитаемых святых, который считается покровителем купцов. Египтянин, который при жизни служил воином во фригийском городе Котуане. Был обезглавлен судом жестокого правителя Пирра за исповедование своей веры.

Иисус и Мина изображены в полный рост. Это один из самых редких памятников раннего коптского искусства.

Епископ Авраам в Берлине

Это знаменитая коптская икона шестого столетия, которая хранится в Государственном Музее Берлина. Относится к византийской культуре. На ней изображен седобородый епископ Авраам в круглом золотом нимбе. Он был преподобным христианским подвижником, епископом в городе Карра.

Какие иконы самые старинные в России?

В российских храмах и монастырях также сохранились удивительные старинные иконописные шедевры, которые, по мнению верующих христиан, на протяжении многих веков спасали страну от разных бед и несчастий. Рассмотрим подробно каждую из них.

Владимирская Богоматерь

Самая ранняя российская икона — это Владимирская икона Божией Матери, которая по сей день считается одной из наиболее чудотворных в Русской церкви. Согласно преданию, ее автором являлся евангелист Лука. В Россию она попала в начале двенадцатого столетия, в качестве подарка для князя Мстислава. Три раза подряд отводила захватнические войска от Москвы, вследствие чего была признана чудотворной. В настоящее время старинная икона Владимирская Богоматерь пребывает в Храме-музее Николая-Святителя при Третьяковской галерее.

Принадлежит к типу иконографии Елеуса, что означает «умиление». Божия Матерь облачена в черные одежды с золотой окантовкой, у нее покрыта голова. На руках она держит младенца Христа, который с нежностью припадает своей щечкой к ее щеке. Левую ножку младенец согнул так, что видна открытая пяточка. Это и есть основное отличие Владимирской от прочих икон, изображающих Деву с младенцем, написанных в жанре «умиление».

Троица Андрея Рублева

Икона Святой Троицы написана самым известным и почитаемым русским иконописцем московской школы иконописи Андреем Рублевым в пятнадцатом столетии.

Созданная с помощью темперы, она изображает трех сидящих за столом ангелов. В ее основе находится сюжет из Ветхого Завета, который называется «Гостеприимство Авраама». На столе располагается чаша с головой тельца. На фоне видны Авраамовы палаты, гора Мориа, а также Мамврийский дуб. Ангельские фигуры расположились в виде замкнутого круга. Ангелы, сидящие в центре и с левой стороны, своими руками благословляют стоящую на столе чашу. Божественные создания сидят неподвижно, устремляя свои взоры в вечность.

Звенигородский чин

Звенигородский чин представляет собой три иконы, которые изображают Христа Спасителя, архангела Михаила, а также апостола Павла. Написаны Андреем Рублевым в 1410-х годах. Это иконы на больших деревянных досках, выполненные в очень красивых светлых холодных красках. На золотом фоне присутствуют синие, розовые, голубые, бледно-фиолетовые и вишневые оттенки.

Спас Нерукотворный

Данная икона также известна как Нерукотворенный Спас и чудотворный Мандилион, что в переводе с древнегреческого языка означает «шерстяной плащ», «мантия» или «убрус», а также Керамидион (с древнегреческого — «черепица». Это необычный тип изображения Иисуса Христа, где его святой лик изображен на плате или глиняной доске. В византийских храмах Керамидион и Мандилион, как правило, размещались в барабане купола, направленные навстречу друг другу.

Существует несколько преданий, которые рассказывают о происхождении чудесной реликвии, которая послужила источником для написания иконы. Согласно древнему общецерковному восточному преданию, царь Эдессы излечился благодаря образу лика Христа, отпечатавшегося на плате. Средневековое западное предание связано с благочестивой женщиной Вероникой, которая сопровождала Христа во время его пути на Голгофу. Она подала Иисусу платок из льняного полотна, чтобы он смог оттереть кровь со своего лица. Таким образом его лик отпечатался на платке.

Битва новгородцев с суздальцами

Это один из самых популярных на Руси иконописных сюжетов, который основан на историческом событии — а именно, осаде Новгорода под предводительством суздальского княжича Мстислава. Иконописная композиция состоит из трех частей, расположенных друг под другом. Верхняя часть посвящена новгородцам, молящимся образу «Богоматерь Знамение» около церкви. На фрагменте, расположенном посередине, новгородские и суздальские послы ведут переговоры о мире, после чего суздальцы начинают метать стрелы в икону. Заключительная нижняя часть изображает с левой стороны новгородское войско, выходящее из крепостных ворот, а с правой стороны войско суздальцев, потерпевшее поражение.

Ангел Златые Власы

Самая древняя икона, входящая в собрание Санкт-Петербургского Государственного Русского музея, — Ангел Златые Власы. Написана она была во второй половине двенадцатого столетия. Согласно утверждениям специалистов, она принадлежит к новгородской иконописной школе. При создании золотых волос ангела применялась техника под названием «асиста», с видимыми штрихами из сусального золота. Золото на этой иконе символизирует божественное и неземное начало.

Донская икона Божией Матери

Это двусторонняя икона, авторство которой принадлежит Феофану Греку. На лицевой стороне изображена Матерь Божия с младенцем, на обороте — успение Богородицы. Предисловие ко вкладной книге Донского монастыря гласит, что эту чудотворную икону преподнесли донские казаки князю Дмитрию Донскому в 1380 году перед Куликовской битвой.

Богоматерь Одигитрия

В 1482 году икону Богоматерь Одигитрия написал иконописец Дионисий специально для Вознесенского монастыря в Московском Кремле. Она также известна как Богоматерь Путеводительница. На иконе Богородица изображена поясно, с младенцем Христом на руках. Иисус в одной ручке держит свиток, а второй делает жест благословения. Мать приподняла к груди правую руку. В качестве основы для иконы использовалась липовая доска, состоящая из трех частей. В настоящее время она находится в Государственной Третьяковской Галерее.

Читайте также:
Икона Рождество Христово: история и значение, как молиться и в чем помогает

Святой Георгий из Успенского собора Московского Кремля

Эта старинная икона, одна из самых древнейших в России, является памятником станковой живописи. Точная дата ее написания не известна. Эксперты говорят об одиннадцатом и двенадцатом веках. При ее создании использовались дерево, яичная темпера, левкас и паволока.

На лицевой стороне иконы — поясное изображение великомученика Георгия в образе молодого воина. В его левой руке находится меч с крестообразной рукоятью, а в правой копье. Лицо святого правильной овальной формы красиво обрамлено волосами коричневого цвета, глаза большие, устремлены на человека, смотрящего на икону. На оборотной стороне изображена Богородица Одигитрия.

Федоровская икона Божией Матери

Это чудотворная икона, высоко почитаемая у русских православных верующих. Она напоминает знаменитую Владимирскую икону. По преданию, ее автором является иконописец Лука.

Это одна из главнейших святынь дома Романовых. Она принадлежит к иконографическому типу Елеуса. Написана на сухой деревянной доске масляными красками. На обороте присутствует поясное изображение великомученицы Параскевы, именуемой Пятницей.

Умиление

Одна из самых почитаемых на Руси икон, дающих надежду на лучшее, — Умиление. Датирована последней третью двенадцатого века. Точные сведения о ее создании не сохранились. На иконе изображена Божия Матерь и младенец Иисус, прильнувший к ней щекой.

Угрешская

Угрешская икона Божией Матери также известна как Взыграние. Это один из символов Николо-Угрешской обители. На ней изображена Богородица с младенцем, сидящим на ее руках. Христос протягивает к матери руки, а она прижимается к нему щекой. Считается, что данная икона помогает при бесплодии, а также дарит счастье и здоровье матерям и детям.

Спас Елизаровский

Икона Спас Елизаровский, принадлежащая к иконописному типу Пантократор, была написана в 1352 году. Поскольку она имеет небольшие размеры, можно предположить, что изначально она использовалась в качестве келейной иконы. На ней изображен Христос, держащий в левой руке Евангелие, а правой рукой совершающий жест благословения.

Фон иконы красный, с белыми полями. Она находится в Елеазаровом монастыре.

Николай Чудотворец

Великорецкая икона Николая Чудотворца очень почитаема в русской православной церкви. Она была создана в 1383 году. В настоящее время находится в Никольской надвратной церкви Трифонова Успенского монастыря.

Божией Матери Семистрельной в Вологде

Еще одна высоко почитаемая в русской церкви — Семистрельная икона Божией Матери. В отличие от многих других икон здесь Богородица изображена без младенца Христа. В одной руке она держит четыре стрелы, а в другой три.

Точная дата написания иконы неизвестна, однако специалисты утверждают, что это произошло не менее пятисот лет тому назад.

Святой Матроны Московской

Икона, изображающая Матрону Дмитриевну Никонову, — незрячую от рождения целительницу и провидицу, которая жила в конце девятнадцатого и начале двадцатого века. Матрона Московская является одной из самых почитаемых святых. В Покровском храме хранятся ее мощи, которым ежедневно поклоняются тысячи человек.

Блаженной Ксении Петербургской

Настоящее имя святой — Ксения Григорьевна Петрова. Она была канонизирована 6 июня 1988 года. На иконе блаженная Ксения изображена в юбке и с платком, покрывающим плечи. Левой рукой она опирается на клюку. В двадцать шесть лет Ксения выбрала путь юродства, когда внезапно скончался ее муж. Она облачилась в его одежду и носила ее до тех пор, пока она не истлела от времени. Дом покойного мужа она отдала своим знакомым, а сама начала бродить по улицам Петербурга, отказываясь от еды и теплой одежды. По ночам она носила кирпичи для строящегося Смоленского храма. В юродстве она провела долгих сорок пять лет до самой кончины.

Преображение Господне

Знаковая икона написана Феофаном Греком. Хранится в Третьяковской галерее. Для ее создания использовались липовая доска, яичная темпера, левкас и паволока. В сюжете — гора Фавор, на вершине которой находится Иисус в белой одежде, окруженный божественным сиянием. Также здесь изображены апостолы и пророки.

Святителя Спиридона Тримифунтского

Икона с изображением чудотворца Спиридона создана в Греции. День памяти святого отмечают 25 декабря.

Святого Василия Блаженного в молении к Христу

На иконе изображен Василий Блаженный в полный рост, с мольбами к Христу. В верхнем углу иконы нанесено изображение Иисуса.

Спас Нерукотворный Симеона Ушакова

Это произведение искусства, созданное Симеоном Ушаковым, хранится в Государственной Третьяковской Галерее. Для иконы характерен золотисто-дымчатый рельеф, выходящий из белого плата.

Спас в силах Андрей Рублев

Одно из самых загадочных и знаменитых произведений Андрея Рублева, написанное в 1408 году, — Спас в силах. Икона, выполненная в византийском стиле, изображает Христа в окружении небесных ангельских сил.

Серафима Саровского

Эта икона изображает преподобного старца Серафима Саровского во весь рост, стоящего на возвышенности на фоне православного храма. Помогает обрести умиротворенность и избавиться от душевных страданий, а также направляет заблудших на путь истины.

Пёсья голова и космические корабли: иконы, способные поразить

Как создавались иконы на Руси

Процесс написания икон начинался с обработки деревянного полотна. Для росписи использовались доски из дуба, липы и кипариса. Это объяснялось свойствами такой древесины хорошо удерживать свою форму даже во влажных условиях.


Иконотворчество на Руси рассматривалось как дар Божий и духовный подвиг

Сначала полотно высушивалось и выпаривалось. Затем лицевую часть обрабатывали особым образом — делали углубление, а по краю оставляли небольшие выступы. На место, где предполагалось писать лик, наносилась паволока, а на нее — специальная грунтовая смесь, называемая левкас. Далее следовала шлифовка и нанесение самого изображения.

Читайте об иконах:

  • Что такое киот для икон
  • Византийские иконы
  • Иконопочитание в православии

Западное искусство

Ориентироваться на западное искусство с фресками и витражами Шагала на религиозные темы всё‑таки не стоит, это совсем другая традиция, традиция расцерковленного сознания и свободного творчества. А у нас традиция византийская, и её тоже не нужно разрушать. Несколько лет назад мы с мужем участвовали в двух международных конференциях по церковному искусству в сицилийском Монреале. Они проводятся уже двадцать лет, но мы там были первыми художниками из России. В рамках конференции проходят выставки церковного искусства, и, увы, это очень неутешительное зрелище. В западном варианте создание священных образов превратилось в необязательное, наивное и не очень серьёзное занятие. А сами художники и исследователи, в свою очередь, смотрят на русских авторов с вниманием и удивлением, находя здесь цельность образов и необходимый стержень. В церкви совершается величайшее таинство Евхаристии — а это очень серьёзно. Поэтому молиться наивным самонадеянным образам так же странно, как и раскрашенным картинкам. Авангардное искусство, хоть во многих своих проявлениях и прекрасно, часто не соответствует литургии, частью которой должно быть.

Читайте также:
Икона "Нечаянная Радость": в чем помогает и как молится, значение и история


Древнейшие иконы на Руси

Расцвет художественного творчества на Руси, связанного с принятием христианства, приходится на XI-XII века, когда начали возводиться храмы, создаваться иконы, мозаики и книжные миниатюры:

  • в Успенском соборе Московского Кремля хранится икона Богоматери Одигитрия, написанная в середине одиннадцатого века. С обратной стороны этой процессионной иконы изображен святой Георгий с копьем и мечом в руках.
  • в том же соборе пребывает и другая древняя икона — Спас Златая Риза с изображением сидящего на троне Христа. Образ греческого письма в давние времена был покрыт позолоченной ризой, откуда и произошло название святыни.
  • к этой же серии относится икона апостолов Петра и Павла, которую, по некоторым сведениям, привез из Корсуни князь Владимир Мономах. Другие исследователи настаивают на том, что образ изначально писался в Новгороде для украшения Софийского собора.

На заметку! До нашего времени все лики дошли в довольно обветшавшем состоянии. Следует учесть, что для людей той эпохи иконы были посредниками в общении с Господом. Поэтому и отношение к ним было не как к произведениям искусства, а как к предметам религиозного культа.
Развитие русского иконописного искусства пришлось на X век, после крещения Руси. Оно являлось неким ядром древнерусской культуры, но было вытеснено в петровские времена расцветом светского изобразительного искусства.


Феофан Грек. Икона Донской Богоматери

Основоположником иконографии стал Феофан Грек, который приехал в Новгород из Византии. Его авторству принадлежат такие известные работы, как:

  • Донская икона Богородицы;
  • Икона Преображения Иисуса Христа на горе Фавор;
  • Апостол Петр.

В наше время также продолжают создаваться иконы святых современными изографами при оформлении новых храмов, многие из которых по праву можно назвать шедеврами. Но экспонаты древности окружены особой аурой, которая притягивает к себе миллионы паломников и позволяет установить особенно сильную связь с изображенными на них небожителями во время молитвы.

Нам осталось

От Византии нам осталось не мироощущение и не мировосприятие, а просто художественный язык, совокупность приёмов, которые отличают реалистичную живоподобную живопись от иконного образа. Осталось огромное количество прекрасных памятников этого уже давно утраченного мировосприятия, и потому каждый человек, взглянув, определит: вот — икона, а вот — религиозная картина на тот же сюжет. Нам осталась лишь видимая похожесть на то, что мы называем Византией. Однако мне кажется, что, пользуясь иконописными приёмами в меру своих представлений о том, что есть творчество и что есть гармония, можно почувствовать и византийский дух.

Известные в России православные иконы

На русской земле есть очень много христианских православных икон. Некоторые из них зовутся чудотворными, что связано либо с необычайными обстоятельствами их обретения, либо с чудесами, произошедшими по молитвам перед этими образами. Но все же особую славу и любовь снискали несколько древних образов.

Казанская икона Божией Матери

Казанская икона Божией Матери издревле известна своими чудесами исцеления на Руси. Ее обретение случилось в эпоху завоеваний царя Иоанна Грозного. Как раз в XVI веке шла борьба за казанские земли на Волге. Поход государя увенчался успехом — татарский город Казань был взят. Но глубокая пропасть религиозного характера продолжала разделять народы. И вот однажды в городе случился сильнейший пожар. Казань практически сгорела дотла.

В то самое время девочке по имени Матрона явилась во сне сама Богородица и велела найти ее икону на месте одного из сгоревших домов. Когда Матрона рассказала о своем сновидении родителям, ей не поверили. Девочка решила сама найти образ и отправилась на то место, которое ей указала Дева Мария. Икона в самом деле оказалась под слоем пепла — целая и невредимая.


Список Казанской иконы Богородицы в Казанском соборе на Красной площади (Москва)

Когда о находке стало известно широкому кругу жителей города, образ торжественно перенесли в первый православный храм Казани — Благовещенский собор. Когда икону несли в храм, два слепца, встретившиеся на пути процессии — Никита и Иосиф — прозрели.

Интересно! След иконы теряется с 1904 года. Предположительно, она может находиться в частной коллекции. Некоторые предполагают, что образ сгорел в огне.

Верующие люди склоняются к мнению, что икона просто скрыта от людей и вновь будет обретена в положенный час.

Владимирская икона Божией Матери

Второй не менее известной иконой стало изображение Богородицы под названием «Владимирская». Считается, что образ был написан с натуры евангелистом Лукой. В качестве полотна он использовал обрезок доски от стола, за которым обедал с семьей Спаситель.

На Русь икона попала в XII веке. Ее получил в дар киевский князь. Святыню переправили во Владимир, который на то время являлся столицей Руси, а Андрей Боголюбский определил икону на хранение в Успенский собор.


Владимирская икона Богоматери в храме свт. Николая в Толмачах (при Третьяковской Галерее)

Считается, что образ не единожды спасал русскую землю от нашествий иноверцев. Когда хан Тамерлан подошел к Москве со своим войском, икона срочно была привезена из Владимира туда. Москвичи молились у образа день и ночь, прося защиты у Царицы Небесной. В итоге Тамерлан ушел со своими солдатами прочь. По преданию, Богородица явилась ему во сне и велела уходить. Посоветовавшись с толкователями, хан принял решение отменить поход.

Внимание! В настоящее время Владимирская икона Богоматери пребывает в храме-музее Святителя Николая при Третьяковской галерее.

Икона «Знамение»

Икона Девы Марии «Знамение» также имеет древнее происхождение. О ней стало известно в 1170 году, когда Новгород хотели завоевать удельные князья. Архиепископ Илия, понимая всю сложность ситуации, удалился для молитвы. Голос свыше велел святителю вынести на ворота города образ Богоматери, который хранился в одном из новгородских храмов.

Когда икону несли, в нее попала вражеская стрела. На лике Богородицы проступили слезы. Увидев это, захватчики были повержены в панический ужас и обратились в бегство. А горожане сумели отстоять свой город. Сейчас образ находится в кафедральном Софийском соборе.

Интересно! Во время передачи святыни из музея в храм, над зданием собора появилась кольцевая радуга, которая через несколько минут растворилась в чистом небе.

Икона Святой Троицы Андрея Рублева

Следующей реликвией, получившей известность на Руси, стала икона Святой Троицы, написанная святым Андреем Рублевым. Она отражает главный догмат Православия о триединстве Бога.


«Святая Троица» — знаменитая икона Андрея Рублева

Образ не обладает чудотворной силой и с его появлением не связано никаких знаменательных событий. Но живое исполнение и одухотворенность этого произведения по достоинству были оценены.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Отрада и утешение": история, значение, в чем помогает и как молиться

На заметку! Иван Грозный передал икону в дар Троице-Сергиевой лавре. Сегодня она хранится в Третьяковской галерее.

Донская икона Божией Матери

Донская икона Божией Матери была написана Феофаном Греком в XIV веке. Считается чудотворной и не раз помогала русским правителям одержать победу в кровопролитных боях. После Куликовской битвы князь Дмитрий Донской переименовал храм в Коломне с Успенского на Донской, а вместе с ним и образ Богородицы.

Ныне образ хранится в Третьяковской галерее, но на один день раз в году переносится на молебен в храм Донского монастыря в Москве.

Иверская икона Божией Матери

Один из самых древних образов — это Иверская икона Божией Матери. По легенде он был создан, когда Богородица прислонилась лицом к доске, на которой написана икона. Долгое время лик пребывал в домашней церкви одной иерусалимской вдовы. Когда начались гонения на христиан, в дом женщины ворвались иконоборцы и мечом ударили по образу. Из разреза от лезвия начала струиться кровь. Непрошеные гости были настолько напуганы увиденным, что более не задержались у изображения ни на секунду.


Иверская икона Божией Матери в Иверском монастыре на горе Афон

Вдова начала молиться перед ликом Богоматери и просить совета, как поступить с иконой, чтобы уберечь ее. Знамение свыше было получено. Женщина отправилась с образом на берег моря, опустила его в воду и он медленно уплыл вдаль.

Интересно! Спустя много лет икона появилась у берегов Афона. Гавриил Святогорец сумел выловить святыню из воды. С тех пор она хранится в Иверском монастыре на святой горе Афон.

Тихвинская икона Божией Матери

О Тихвинской иконе Божией Матери также слышали многие православные верующие. Ее появление на русских землях весьма загадочно. По преданию, образ несколько раз то появлялся возле Тихвина, то вновь исчезал. В конце концов, икона появилась в самом городе. Повисшая над рекой, она сама сошла в руки местным христианам. Для образа построили храм, там святой лик хранится и поныне.

Известно, что по молитвам перед образом происходило много чудес и ее очень чтили не только в народе, но и в царской семье.

Канон

Живя своим сегодняшним мировоззрением, мы просто не имеем права механически копировать старые иконы. Поиск образца — не лучший способ начинать работу над священным образом. Однако не копировать — не означает отказаться от канона. Я была в храмах, расписанных художниками, не искушёнными в ремесленном смысле. Их нельзя упрекнуть в том, что складочки на одеяниях они рисуют по церковным схемам. Как видят — так и пишут. Где‑то с натуры. Где‑то из головы. Но смотришь на это и думаешь: лучше бы уж шли проторенными тропами. А в иконе должна быть убедительность. Сам образ, силуэт, пластика должны убеждать.

Многие художники, прежде чем писать икону, думают: как бы всех удивить, чтобы зрители ахнули. Однако результат, как правило, беспомощен. Возможно, таким живописцам ещё предстоит дозреть до икон

Канон — это очень свободное пространство. Каждому святому соответствует опредёленный иконографический тип. Всё остальное — содержание, которое приносит иконописец.

Ирина Зарон. Мария Египетская, 2015

Дерево, левкас, яичная темпера, 60 × 80 см

Когда работаешь для церкви, пользоваться каноном обязательно. Я вижу многих художников, которые пытаются заниматься самовыражением в иконописи. Прежде чем писать икону, они думают: как бы всех удивить, чтобы зрители ахнули. Однако результат, как правило, беспомощен. Возможно, таким живописцам ещё предстоит дозреть до икон. У меня есть цикл не икон, а просто живописных работ по библейской Книге Руфи, и на одной из работ Руфь держит на коленях младенца Овида. Хотя само изображение далеко от канона, это тоже практически богородичный образ, поскольку из того же колена произошёл Иисус Христос. Но делай я её для храма, икона была бы совершенно другой.

Чтобы создавались авторские иконы, должно возникнуть архитектурное пространство нового типа, но современных храмов у нас нет. Все ныне существующие — реплики чего‑то бывшего прежде. Сейчас среди молодых архитекторов проводятся конкурсы на храм, соответствующий нынешнему времени. Постоянно устраивают круглые столы о проблемах современного религиозного искусства, нас всё время куда‑нибудь зовут, но конкурсы — конкурсами, а практика — практикой, и процесс идёт: реализуется программа «Двести храмов», церкви открываются, и настоятели решают по‑своему. И часто помещают в церкви не иконы, а литографии.

Древнейшая икона Христа

Самой древней из существующих икон Спасителя, по мнению исследователей, является икона, найденная в Синайском монастыре. Ее появление относят к середине VI века. Вероятно, образ был написан в Константинополе, а затем подарен Синайской обители императором Юстинианом.


Христос Вседержитель. Монастырь св. Екатерины, Синай

Особенностью этого изображения является ассиметричность лица Спасителя. Левая половина — отрешенная, спокойная, созерцающая. Правая — напряженно всматривающаяся, экспрессивная. Автор намеренно пошел на такой прием, показывая тем самым двойственность Богочеловека.

Световоздушное пространство

В иконе мне всегда важна среда — мир, условное пространство и внутреннее наполнение. Поэтому я не люблю писать на золоте. Когда работаешь над фоном, можешь постараться наполнить его воздухом, не облаками, не светотенью, а средой, в которую смогут прийти эти святые образы. Всегда считалось, что икона пишется на свету, поэтому интересно так написать фон, чтобы это действительно был свет, который окутывает всё изображённое. За всю свою жизнь я сделала только один иконостас на золоте.

Ирина Зарон. Вход Господень в Иерусалим, 2015

Дерево, левкас, яичная темпера, 80 × 100 см

Старинные иконы — описания святых образов

Самые ранние моленные иконы, дошедшие до наших дней, относятся к периоду не ранее VI века. Они изготовлялись в технике энкаустики (гр. ἐγκαυστική – выжигание), когда краска замешивалась на разогретом воске. Нужно отметить, что все краски состоят из красочного порошка (пигмента) и связующего материала – масла, яичной эмульсии либо, как в данном случае, воска.

Энкаустика была самой распространенной живописной техникой античного мира. Именно из античной эллинистической культуры эта живопись пришла в христианство. Похожим образом создавались и панагии —небольшые образы Богоматери. Купить панагии можно перейдя по ссылке https://ladanshop.com.ua/g90166264-panagii.

Историческая справка

В настоящее время православные верующие придерживаются двух основных версий сотворения старинных икон. Согласно одной из них, автором первой иконы на дереве относят одного из главных последователей Иисуса Христа, а также создателя Нового Завета, апостола Луку.

Читайте также:
Икона для благословения молодых перед свадьбой: какую икону правильно выбрать и как благословить сына или дочь

По второй версии, первое отражение святого образа появилось тогда, когда лицо Господа Бога коснулось полотенца, после умывания, на котором и сохранился тот самый отпечаток, ставший впоследствии почитаемым изображением.

Периоды создания и развития иконографии прошли самые разные исторически-сложившиеся времена. Они включали эпоху гонения, иконоборчества, расцвета и так далее.

В результате складывания переменчивого отношения к христианской культуре, которое за время человеческого существования не раз сумело поменяться то в положительную, то в отрицательную сторону для самой религии, многие древние иконы так и не удалось сохранить.

Как создавались иконы на Руси

На Руси икона считалась мистическим предметом, частичкой духовной сущности в материальном мире. Изображение является символом посредничества между духовным и земным миром.

В основе старинных икон на дереве использовались полотна, состав которых включал в себя дуб, липу, кипарис, бук. Все, представленные выше породы деревьев высоко ценились, поскольку их уникальные свойства позволяли сохранить своё исходное состояние от влаги.

Интересно, что далеко не каждый, даже высокопрофессиональный художник может писать иконы. Для иконописца важны такие качества как вера, религиозность, благословление на деятельность и обязательное выполнение следующих религиозных таинств:

  • Поста
  • Молитв
  • Исповеди
  • Причащениями к Святым Таинствам

Создание икон на дереве состоит из нескольких этапов:

  1. Выбор доски
  2. Грунтовка доски
  3. Рисунок
  4. Золочение
  5. Эмульсия
  6. Краски
  7. Живопись
  8. Олифа

Перед началом росписи, будущие иконы 12 века высушивали и выпаривали. Далее, на деревянном полотне, прямо на лицевой её части, делали специальное углубление, оставляя по краям тонкие выступы. На уже обработанную деревянную поверхность наклеивали паволоку, поверх которой наносилась особая грунтовка под названием левкас. Она включала в свою основу мел и клей, которые смешивались между собой.

После этого на доску по высохшему левкасу наносится рисунок. Его выполняют кистью или углем. Часто для нанесения рисунка использовалась прорись – рисунок, выполненный через кальку точечным прокалыванием контуров и последующим припорохом.

Дальше мастера золотили рисунок хрупкими листами сусального золота, цветовые оттенки которого отличаются в зависимости от количества примесей других металлов и пробы самого золота.

Далее готовилась эмульсия на основании желтка. Краски, смешанные с желтком водой не смываются. Чтобы вода и масло не отделялись, использовался разбавитель. В качестве него выступали:

  • Хлебный квас
  • Белое сухое вино
  • Разбавленный винный уксус

Самостоятельное изготовление красок мастерами из натуральных пигментов на основе минералов добавлением эмульсии обеспечивает долголетие иконе. После тщательного измельчения и перетирания красок мастера переходили к живописи.

Под основание иконы мастера использовали такие породы дерева, как липа или сосна, ель, в южных регионах – кипарис. Специальные шпонки защищали икону от коробления. Если доска не была цельной, отдельные элементы склеивались качественным натуральным клеем.

Описание древних икон

Иконы не стоит путать с портретами или картинами – фигуры святых расположены здесь не произвольно, по воле автора, а согласно богословскому канону, связывающему все изображения в единый образ Царства Божьего.

Икона (от греческого eikon – изображение, образ), сакральное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых или ангелов, а также событий Священной истории. Православная икона предназначена прежде всего для храма, где она живет в контексте Литургии. С самого начала церковное искусство служило не для украшения храмового интерьера, но для молитвы, научения или напоминания об истинах веры.

Для энкаустических икон характерен определенный «реализм» в трактовке образа. Стремление к документальному отражению реальности. Это не просто культовый предмет, это, своего рода, «фотография» — живое свидетельство реального существования Христа, Богородицы, святых и ангелов. Ведь оправданием и смыслом иконы святые отцы считали сам факт истинного вочеловечивания Христа. Невидимый Бог, не имеющий образа, изображен быть не может.

Но если Христос был действительно воплощен, если Его плоть была реальна, значит она была изобразима. Как позднее писал прп. Иоанн Дамаскин: «В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога».

Именно этим свидетельством, своего рода «документалистикой», пронизаны первые иконы. Если Евангелие, в буквальном смысле, благая весть – своего рода репортаж о воплотившемся Господе, распятом за наши грехи, то икона – иллюстрация этого репортажа. Здесь нет ничего удивительного, ведь само слово икона – εἰκών – означает «образ, изображение, портрет».

Но икона передает не только и не столько телесный облик изображаемого. Как пишет тот же прп. Иоанн: «Всякий образ — есть обнаружение и показание скрытого». И на первых иконах, несмотря на «реализм», на иллюзорную передачу света и объема, мы видим также знаки мира невидимого. Прежде всего, это нимб – окружающий голову световой диск, символизирующий благодать и сияние Божества (свт. Симеон Солунский). Точно так же на иконах изображаются и символические образы бестелесных духов – ангелов.

Самой известной энкаустической иконой сейчас, наверное, можно назвать образ Христа Вседержителя, хранящийся в монастыре святой Екатерины на Синае (стоит отметить, что коллекция икон Синайского монастыря совершенно уникальна, там сохранились древнейшие иконы, поскольку монастырь, находясь с VII века вне Византийской империи, не пострадал от иконоборчества).

Синайский Христос написан в свободной живописной манере, присущей эллинистическому портрету. Для эллинизма характерна и определенная асимметрия лика, которая уже в наше время вызвала много споров и подвигла некоторых на поиск скрытых смыслов. Эта икона, скорее всего, была написана в одной из мастерских Константинополя, о чем свидетельствует высокий уровень ее исполнения.

Виды старинных икон

Еще издавна русская икона является тем единственным, что в абсолютной форме выражает феноменальность русской культуры, реальную русскую историю, герои и важные события которой отражались в иконах.

Это не удивительно, ведь до XVIII века памятников не возводили – ни православным людям, ни знаменательным событиям. Приходила победа над врагом на праздник Покрова – строили Покровский храм, а самых выдающихся людей признавали святыми – канонизировали. Затем писали их идеальный образ, чтобы молиться перед ним. Все это определило высочайшую значимость икон в настоящее время

Иконы с окладом

Специальное накладное украшение на иконе, прикрывающее практически всю иконную доску, называют окладом. На юге и западе России его еще называли шата или цата.

Оклад наносится поверх красочного слоя, исключая некоторые элементы – кисти рук, лики. Для этих элементов в окладе выполнялись прорези. Оклады занимают значительное место в российском декоративно-прикладном искусстве.

По материалу изготовления различают оклады из металла:

  • Обнизь из жемчуга
  • Шитье бисером
  • Эмалью
  • Драгоценными камнями
  • Цветными стеклами
Читайте также:
Икона Божией Матери "Умиление": история, значения, в чем помогает и как молиться

Обратная сторона оклада чаще всего оббивалась бархатом красного или малинового цвета. На Руси оклады представляли собой отдельное направление декоративно-прикладного искусства. Поэтому именно русские оклады отличались роскошью и размахом.

Иконы с серебряным окладом

На территории Руси иконы в серебряных окладах появились еще в XII веке. Тогда они стоили очень дорого. В 1730-м году были открыты уральские серебряные копи. Найденные серебряные залежи удешевили производство серебряных окладов.

Серебряный оклад служит не только для того, чтобы защитить икону от внешних воздействий, хоть это и немаловажный фактор появления кладов. Еще одним предназначением такого своеобразного покрова из драгоценного металла является выражение почтения и благодарности святым, изображенным на иконе.

На сегодняшний день оклад атрибутируют (определяют его ценность как произведения искусств) по клейму. Учитывая то, что практически все серебряные оклады изготавливались из 84-й пробы серебра, основными признаками определения его ценности считаются клеймо и менник. На клейме обозначается город, где была произведена икона, а именник – специальный штамп, указывающий на мастера. Дополнительно указана и дата изготовления иконы.

Складни металлические

Складни, еще именуемые полиптихами известны со времен Древней Руси. Это своеобразные переносные многостворчатые алтари, имеющие способность складываться. В некоторых случаях они изготавливались как реликварии для хранения частичек святых мощей.

Металлические складни имеют не менее двух створок, они украшались разными элементами, расписывались эмалью. В зависимости от количества створок классифицируются следующим образом:

  • Две створки – диптих
  • Три створки – триптих
  • Четыре створки – квадриптих

Складни с более чем четырьмя створками встречаются очень редко и называются полиптихами. Наиболее популярными были у старообрядцев и казаков.

Продажа старинных икон

Встречаются случаи, когда принимается решение продать хранящуюся в доме старинную икону. Однако, прежде чем совершить непосредственно сделку купли-продажи, нужно предварительно произвести оценку иконы.

Проведение экспертизы по оценке икон:

  1. В первую очередь оценщиком определяется происхождение иконы, ее примерный возраст, название иконописной мастерской или мастера – иконописца.
  2. Следующим этапом считается оценка количества повреждений на иконе – сколов и царапин и уровня этих повреждений, если они имеются.
  3. На последнем этапе определяется непосредственно, рыночная стоимость оцениваемой иконы.

Самостоятельно столь сложное действие выполнить невозможно, необходима помощь квалифицированных специалистов. Сотрудники нашей компании выполняют экспертную оценку икон даже в режиме онлайн. При этом обратите внимание, что оценка изделия выполняется совершенно бесплатно для Вас.

Все, что требуется для проведения профессиональной экспертной оценки Вашей иконы, это отправить ее качественное фото на нашу электронную почту или Вотсап. Не забывайте, в случае наличия на иконе штампов, клейма или подписи мастера, следует сделать еще одно, увеличенное фото и отправить его вместе с основным. Фотографируя икону, обратите внимание на отсутствие бликов и посторонних предметов на изображении.

Сложность процесса иконы объясняется многочисленными факторами, от которых и зависит ее стоимость. К ним относятся:

  • Сюжетная линия
  • Период написания
  • Мастер или иконописная школа
  • Сохранность изображения или качество работ реставратора
  • Качество письма
  • Наличие оклада
  • Размер
  • Легенда изделия

На многоэтапную экспертизу при необходимости привлекают антикварщиков, сотрудников музея и прочих специалистов. Учитывая совокупность всех оценочных факторов, наши мастера выполнят качественную оценку Вашей иконы в онлайн режиме совершенно бесплатно для Вас.

Икона

Икона в православии

В православной традиции икона занимает особое место, и это место определяется тем, что икона — это не только украшение храма и предмет почитания, икона имеет вероучительное значение. С древности икону называли «Библией для неграмотных», «живописным Евангелием», «бессловесной проповедью», «богословием в красках».

Христианство зародилось в иудейской среде, где изобразительное искусство было сильно ограничено второй заповедью Декалога, но уже во II в. у христиан появляются символические изображения — на стенах катакомб, на саркофагах, в мелкой пластике и т.д. После Миланского эдикта, даровавшего христианам свободу вероисповедания, начинается строительство храмов, их украшают мозаиками, фресками, иконами. При этом изображениям отводится не только декоративная роль; святые отцы в изображениях ценили, прежде всего, эффективный способ научения вере.

«молчаливая живопись то же что и слово Евангелия для слуха».

«Пусть рука превосходнейшего живописца наполнит храм с обеих сторон изображениями Ветхого и Нового Завета, дабы те, кто не знает грамоты и не может читать Божественных писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренне послуживших Христу Богу и возбуждались к соревнованию достославным и приснопамятным доблестям, по которым землю обменяли на небо, предпочтя невидимое видимому».

Почему для Церкви так важны были иконы, что люди за них отдавали свою жизнь, а порой не щадили и чужую? Это не всегда понятно современному человеку, который привык оценивать изобразительное искусство с эстетической точки зрения, а тут, как говорится, о вкусах не спорят. Но для иконоборцев и иконопочитателей речь шла о чем-то большем, чем художественное творчество, речь шла об исповедании веры.

Икона — образ

Слово икона, греч. εἰκὼν — образ, св. отцы относили, прежде всего, к изображениям Спасителя, а также к Нему Самому. Так называет Христа и апостол Павел:

«Он (Христос) есть образ (εἰκὼν) Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол. 1:15).

И это выражает самую суть веры: Бог Слово, в таинственном акте Боговоплощения соединяется с человеческой плотью, Невидимый и Неприступный становится видимым и доступным для человека. Иоанн Богослов свидетельствует:

«Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14).

Тайна Боговоплощения — сердцевина христианского откровения — и есть основание для изображения Иисуса Христа, как, впрочем, и всего иконописания.

Владимирская икона Богородицы

Не всякое изображение на религиозную тему может считаться иконой, а только то, что соответствует догматам Церкви. В Оросе Седьмого Собора указано, что творцами иконы являются – отцы, художнику же надлежит исполнение. При этом Орос не ограничивает художников ни в материале (был бы прочным), ни в технике исполнения, ни в стиле, ни в месте расположения икон, единственным условием было то, чтобы изображение не противоречило вероучению Церкви. Для этого и был выработан особый язык, который мы называем каноном. В соборных правилах сказано:

«Христа Бога нашего, на иконах представлять по человеческому естеству вместо ветхого агнца, да через то, созерцая Бога Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания и спасительной смерти и сим образом совершившегося искупления мира».

Читайте также:
Икона "Нечаянная Радость": в чем помогает и как молится, значение и история

Икона показывает нам не только образ Бога, но и образ человека. А человек, согласно Св. Писанию, создан по образу Божию (Быт.1:27), а значит, предназначен сиять светом Божьей славы. Каждый из нас — икона, но эта икона нуждается в реставрации, расчистке, укреплении, снятии наносных слоев. И этим мы должны заниматься каждый день своей жизни, пока не будет просвечивать тот образ, что задумал Божественный художник. Глядя на святые иконы, на образы великих подвижников веры, на образы Божьей Матери и Спасителя, мы смотрим на свое будущее, каким оно может стать, если мы действительно облечемся во Христа. Икона — это образ будущего века.

Недостаточно только смотреть на икону, прикладываться к ней, почитать ее, украшать и проч., важно услышать Весть, которую она несет. Икона — это послание к нам, проповедь, призыв. Икону называют окном в невидимый мир, но она и указатель на пути в этот мир. На иконах Богородица Одигитрия указывает на Христа, Которого держит на руках, молитвенные жесты святых устремлены к Господу, Спаситель воздевает благословляющую десницу, — все это для нас знаки на пути в Царство Небесное.

Икона учит нас новому видению, показывает нам иное время, иное пространство, преображенную реальность: свет без тени, день без ночи, жизнь без смерти, любовь без ненависти. Новое небо и новую землю, где Бог все во всем.

«Икона — это воплощенная молитва, — говорит архим. Зинон. — Она создается в молитве и ради молитвы, движущей силой которой является любовь к Богу, стремление к Нему, как к совершенной Красоте».

Иконы в Церкви

В новозаветной церкви иконы также стали присутствовать в храмах с первых веков христианства. Церковное Предание говорит о первой иконе Спасителя – нерукотворенном Его образе. Господь наш Иисус Христос благоволил изобразить чудесным образом Свой лик на плате, и послал этот нерукотворенный образ к Едесскому князю Авгарю. Издревле этот образ почитался Церковью. Также Церковное Предание рассказывает об иконах Богородицы, написанных апостолом и евангелистом Лукой. Есть письменные свидетельства древних об употреблении и почитании святых икон в три первые века. Так, Тертуллиан упоминает об изображениях Спасителя на церковных потирах в виде доброго пастыря. Тот же Тертуллиан, Менуций Феликс и Ориген свидетельствуют, как язычники укоряли христиан за то, что они будто бы боготворили кресты, т.е. почитали священное изображение креста, на котором распят Господь Спаситель. Евсевий рассказывает, что он видал начертанные красками иконы Апостолов — Петра и Павла и Самого Спасителя, сохранившиеся от древних христиан, которые обращались из язычества. В катакомбах, пещерах, усыпальницах мучеников, куда удалялись первые христиане для молитвы, также найдены священные изображения. Изображения эти представляют, большею частью, Спасителя в виде Пастыря, подъявшего на рамена свои заблудшую овцу; Пресвятую Богородицу в венце или осиянии, держащую на руках Предвечного Младенца, также в сияющем венце; двенадцать Апостолов, рождество Спасителя и поклонение Ему волхвов, чудесное насыщение пятью хлебами множество народа, воскресение Лазаря; из ветхозаветной истории — Ноев ковчег с голубицею, жертвоприношение Исаака, Моисея с жезлом и скрижалями, Иону, извергаемого китом, Даниила во рву, трех отроков в пещи.

О наличии икон в первые века христианства говорит свт. Василий Великий: «Приемлю и святых Апостолов, Пророков и мучеников, и призываю их к ходатайству пред Богом, да чрез них, т.е. по их предстательству, милостив будет мне Человеколюбец Бог и да подаст мне оставление прегрешений. Почему чту и начертание их икон и покланяюсь пред ними, особенно же потому, что они преданы от святых Апостолов и не запрещены, но изображаются во всех наших церквах». Почитание святых икон было закреплено догматом об иконопочитании VII Вселенского Собора, отвергшего ересь иконоборчества: «Подобно изображению Честного и Животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Непорочныя Владычицы нашея Святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающии на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению Честного и Животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней. Тако бо утверждается учение Святых Отец наших, сиесть предание Кафолическия Церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие».

Икона в доме

Иконы должны быть помещены в отдельном от других предметов месте. Крайне неуместно смотрятся иконы в книжных шкафах, где хранятся книги светского характера, на полках рядом с косметикой, фотографиями близких, игрушками, статуэтками, или просто являются неким украшением интерьера. Нельзя помещать рядом с иконами плакаты эстрадных исполнителей, политических деятелей, спортсменов и других кумиров нынешнего века. Не должно быть среди икон и художественных картин, пусть и написанных на библейские сюжеты. Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например «Явление Христа народу» Александра Иванова или «Сикстинская мадонна» Рафаэля,– это не каноническая икона. Иногда приходится видеть среди икон фотографии священников, старцев, монахов, людей праведной жизни. Канонически это недопустимо, т.к. фотография – это изображение, запечатлевшее конкретный момент земной жизни человека, пусть впоследствии и прославленного церковью в лике святых. А икона возвещает нам о нем, именно как о святом, в его прославленном, преображенном состоянии. Конечно, такие фотографии могут быть в доме православного христианина, но помещать их надо отдельно от икон.

Существует ошибочное мнение, что супругам нельзя вешать иконы в спальню, а если они есть, то на ночь необходимо закрывать их занавеской. Это заблуждение. Во-первых, никакой занавеской от Бога укрыться нельзя. Во-вторых, супружеская близость в браке грехом не является. Поэтому смело можно помещать иконы и в спальню. Тем более что у многих наших соотечественников не всегда бывает возможность разместить иконы в отдельно предназначенной для этого комнате. Конечно, икона должна быть в столовой или, если семья обедает на кухне, то там, для того, чтобы можно было помолиться перед едой и поблагодарить Господа после трапезы. Иконы могут находиться в каждой комнате, в этом нет ничего дурного и предосудительного. Но наивно полагать, что чем больше икон в доме, тем благочестивее жизнь православного христианина. Довольно часто такое собирательство становится обычным коллекционированием, где нет речи о молитвенном предназначении иконы, и может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека. Главное, чтобы перед иконами возносилась молитва.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Отрада и утешение": история, значение, в чем помогает и как молиться

Также ошибочно полагать, что икона является неким накопителем Божией благодати, которую можно почерпнуть при необходимости. Благодать действует не от иконы, а через икону, и ниспосылается Господом верующим в Него. Можно бесконечно прикладываться к священному изображению, при этом не имея веры в действительную силу животворящей Божией благодати, и не получить от этого ничего. А можно единожды приложиться к чудотворной иконе с глубокой верой и надеждой на помощь Господа, и получить исцеление от телесных и душевных недугов. Также необходимо помнить, что икона не является неким оберегом, гарантирующим отсутствие ссор и проблем в семье, а также некую невидимую защиту от нечисти и плохих людей. Прискорбно бывает видеть в домах православных христиан иконы, висящие напротив входной двери с однозначной мотивацией: «Это чтобы от дурных людей и от сглаза оберегали». Икона не является и не может быть таким оберегом. Вообще, обереги – это атрибутика языческих и магических культов. В жизни православного христианина не должно быть ни язычества, ни магизма. А вот над входом по традиции принято вешать икону Покрова Пресвятой Богородицы. Хотя это может быть любая другая икона или крест.

Иконопись

Иногда люди, имеющие сугубо светское художественное образование, выражают желание писать иконы. Конечно, наличие навыков в живописи и определенный опыт в этом деле будут большим подспорьем для будущего иконописца. Но этим вовсе не ограничиваются требования, предъявляемые к иконописцу. Согласно решению, принятому поместным собором Русской Православной Церкви 1551 года, иконописец должен быть «смиренным, кротким, благоговейным, непразднословным, несмехотворцем, несварливым, независтливым, не пьяницей, не грабителем, не убийцей, особенно же хранить душевную чистоту и телесную со всякими предосторожностями, …, жить в посте, и в молитве, и воздержании со смиренномудрием, и с превеликим старанием писать образ Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Богоматери, и святых пророков, и апостолов, и священномучеников, и святых мучениц, и преподобных жен и святителей, и преподобных отцов по образу и по подобию по существу смотря на образ древних живописцев, и подражать добрым образцам». Как видно из этого определения, требования к иконописцу весьма высоки. Поэтому труд иконописца всегда сугубо чтился в православном мире.

В идеале современный иконописец и желающие стать таковыми должны стремиться к этим требованиям. Но наша жизнь очень далека от идеала и на данный момент к иконописцам не предъявляют столь высоких требований, как это было в 16 веке. Но, тем не менее, иконописец должен быть человеком благочестивой жизни, действительным, а не номинальным членом Церкви, старательно соблюдающим все установления Святой Православной Церкви. Такие же требования могут быть предъявлены человеку, хотящему вышивать иконы. Необходимо помнить, что написание иконы – это не просто написание какого-то пейзажа или портрета, а изображение Самого Господа, Его Пречистой Матери и святых угодников. А это требует огромной отдачи не только телесных, но в первую очередь, духовных сил. Поэтому вопрос написания икон тем или иным человеком обязательно должен быть поставлен на рассмотрение его духовника, т.к. об уровне духовного развития человека может знать только он. Таким образом, получение благословения духовника на написание икон становится обязательным требованием для будущего иконописца.

Подводя итог, хочется вспомнить о тех людях, благодаря которым сегодня им имеем возможность почитать эти священные образа и молиться перед ними. Это святые отцы VII Вселенского Собора, восстановившие иконопочитание и провозгласившие Торжество Православия. Из всех побед над множеством разнообразных ересей одна только победа над иконоборчеством и восстановление иконопочитания была провозглашена Торжеством Православия. Именно его мы празднуем каждый год в первое воскресение Великого поста. И пусть бушуют вокруг нас океаны страстей, пусть восстают в мире лжехристы и лжепророки, призывающие отказаться от святых икон, пусть сотрясают воздух своей ересью сектантские проповедники, безрезультатно ища оправдания себе в Священном Писании. Мы же, прославляя память святых отцов VII Вселенского Собора и торжествуя о Святой Православной Вере, ответим всем восстающим против святых икон словами прп. Иоанна Дамаскина: «Прочь ты, завистливый диавол! Ты завидуешь, что мы видим образ Владыки нашего и чрез него освящаемся; завидуешь, что видим спасительные Его страдания, удивляемся Его совершенствию, созерцаем чудеса Его, познаем и славим силу Его Божества; ты завидуешь чести святых, которой они удостоены от Бога; не хочешь, чтобы мы смотрели на изображения славы их и делались ревнителями их мужества и веры; не терпишь телесной и душевной пользы, происходящей от веры нашей к ним. Но мы не слушаем тебя, человеконенавистный демон! Внемлите, народы, племена, языки, мужи, жены, отроки, старцы, юноши и младенцы, святый род христианский! Если кто возвестит вам не то, что святая Православная Церковь прияла от апостолов, отцов и соборов и что до сего времени сохранила, не слушайте, не принимайте совета от змия».

Об иконе на «Правмире»:

  • Икона — в Церкви и в доме
  • Чему нас учит икона?
  • «Смысл иконы – в соединении миров»
  • Иконография Смоленской иконы Богородицы
  • Где поклониться Казанской иконе в Москве?
  • Иконография Рождества Пресвятой Богородицы: иконы, мозаики, фрески
  • Икона Богородицы «Всех скорбящих радость»: иконография (+Иконы)
  • Святые покровители любви — иконы
  • Как писать икону и кто это делает?
  • Икона, с которой всё и началось
  • Иконография образа святителя Николая
  • «Намоленная икона». Что это такое?
  • Святитель Николай Чудотворец: иконы, фрески и мозаики
  • Царица неба и земли: почему существует так много икон Богородицы?
  • Икона | Ответы священников на вопросы
  • Тайны канонической иконы. Богословие одежды
  • Икона Божией Матери «Знамение»: история, молитвы
  • Иконы в нашем доме

Фильмы об иконе

Митрополит Иларион. Лекция «Православная икона»

Икона. Виды икон

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: