Икона святой мученице Татьяны: история, значения, в чем помогает и как молиться

Икона Татьяны

Практически все люди на планете знают о том, что день Великомученицы Татьяны празднуется 25 января, следовательно, он не выходит из даты. Из исторических сведений известно, что церковное христианское имя Татиана в переводе означает устроительница. Такое имя девочке дал отец, поскольку надеялся на то, что она обустроить свою жизнь иначе, при помощи Христа. В настоящее время в честь данной святыни построено множество разнообразных храмов, церквей и монастырей. Также этот день широко празднуют студенты и, конечно же, православные христианские верующие. Дорогие Братья и Сестры, будем очень рады, если Вы подпишитесь на нашу группу в контакте , там Вы найдете еще больше молитв, икон и прочей интересной информации, вот адрес ссылка – православная группа ! Также рады напомнить, что на страницах нашего церковного магазина Вы можете найти все возможные православные товары!

Детство и юность святой Татианы

Татьяна была рождена в семье знати, которая проживала в Риме. Из множества свидетельств известно, что родители Пресвятой девочки занимали в городе определенное место, следовательно, считались значимыми в обществе и в то же самое время были посвящены в тайны христианской православной веры. Известно, что святую Татьяну воспитывали с особой тщательностью, поскольку ее родители считали, что дочь в дальнейшей жизни будет играть немаловажное значение для Всевышнего. Именно поэтому с юных лет Татьяна, которая впоследствии станет Великомученицей, усвоила основные азы христианского благочестия.

Некогда она говорила о том, что быть беспрекословной и верной Всевышнему в юности было крайне сложно, поскольку существовали некоторые опасные задачи, которые требовали определенного совершения подвигов. Важно также отметить тот факт, что Святая Татьяна застала времена гонения, и убийства православных верующих людей, то есть ее юность выпала на начало 2 века, период Рождества Христова. Именно поэтому, наблюдая жизненную ситуацию православных верующих христиан, будущая Святая Великомученица Татьяна, будучи младенцем, впитала замысел неотступной веры во Всевышнего. Поэтому с юных лет просила у Всевышнего сил для того, чтобы с годами не сбиться с выбранного пути. Всевышний не отказался и исполнил все ее прошения.

В день собственного совершеннолетия юная девушка отказалась от всех мирских благ, которые ей сулила жизни в обеспеченной семье и направилась в храм для того, чтобы посвятить всю оставшуюся жизнь служению Всевышнему. Именно в этот период своей жизни великомученица отказалась от вступления в брак и тем самым избрала путь некой христовой невесты, следовательно, она на протяжении всей своей жизни оставалась девственной. Именно поэтому считается, что основным подвигом Святой Великомученицы Татьяны является добродетель и целомудрие. Дорогие Друзья, напоминаем Вам, что купить икону Татьяны легко на наших страницах!

Как молиться святой Татьяне и в каких храмах находится икона?

В храме, куда обратилась девушка для того, чтобы избрать путь христовой невесты, служил церковный пастырь. Именно он со временем обратил собственное внимание на веру во Всевышнего и трудолюбие юной будущей мученицы, поэтому спустя некоторое время именно данный Пастырь предложил ей возглавить сан диакониссы. Татьяна с великой радостью приняла на себя почетное звание и возложила на свои плечи огромную ответственность. После посвящения в сан диаконисы мученица участвовала практически во всех богослужениях, которые проходили в храме. С получением нового сана расширился круг обязанностей, и с этого самого момента именно Татьяна отвечала за подготовку православных верующих людей к проведению таинства крещения, а далее она помогала провести священный обряд. Без жалоб и усталости святая мученица Татиана проповедовала слова о Всевышнем, а также миссионерствовала, посещала близлежащие больницы и собственным примером показывала исполнение божественных заповедей, в которых говорится о любви к ближнему своему. Именно с момента принятия сана диакониссы, святая мученица Татиана, стала неким примером для православных верующих христиан того времени.

Значение и в чем помогает икона

Из исторических сведений известно, что примерно в 222 году правителем Римской империи стал Александр, однако практически каждый человек знал, что власть его, как бы сказать была номинальной, а на самом деле руководил государством мучитель и противник христианской православной веры градоначальник Ульпиан. Именно в этот период истории в Риме начались преследования верующих людей и паломников известно, что те, которые были пойманы, ощутили самые жестокие пытки и иные расправы. Естественно, что в 222 году от Рождества Христова последователи Римского градоначальника Ульпиана заметили искреннюю веру во Всевышнего и милостивого, и служение мученицы, поэтому они схватили ее и доставили на место жертвоприношения, то есть к языческому идолу Аполлону. Именно там от мученицы Татианы требовали признать в Аполлоние – Бога и принести ему жертву. Однако юная девушка не приняла такого решение и стала возносить молебен Всевышнему. В этот же самый момент по земле прошлись невероятные толчки, как будто бы началось землетрясение. После таких событий статуя языческого идола Аполлона разлетелась. На тот момент многие служители погибли, поскольку обрушился потолок здания. Таким образом, можно сказать, что Святой Иисус Христос услышал молебны мученицы и помог ей.

Такое деяние вызвало гнев у римских стражников, поэтому они истязали святую Татьяну, а впоследствии лишили её глаза, а также свидетели того времени утверждают, что мученице причиняли большое количество ужасных мучений. Однако римские стражники не смогли сломить веру во Всевышнего, поскольку Татьяна на протяжении всех мучений возносила молитвы, направленные к Иисусу Христу. В то же самое время Пресвятая не просила наказать мучеников, а просила вразумить их таким образом, чтобы им открылась истинная вера во Всевышнего. И в этот раз Иисус Христос услышал молитву мученицы, и ее мученики римские стражники смогли лицезреть ангелов предстоящих святой мученице Татиане. Именно в тот момент мученики святыни, а их было примерно 8 человек, были крайне поражены таким деянием, вследствие, которого бросились к ногам Татьяны, моля ее о прощении их грехов, а также исповедать Христом Всевышним. Именно за такие деяния римские стражники приняли страшную мученическую смерть.

Читайте также:
Икона святой Александры Римской: история, значение, в чем помогает и как молиться

История жизни Святой Татьяны

На следующий день правитель совместно с другими стражниками придумал для мученицы иные терзания. Изначально ее тело обнажили на месте жертвоприношения и избили, а далее стражникам было приказано резать ее тело бритвами. Свидетели того времени утверждают, что римские стражники быстро уставали проводя новые истязания над мученицей, складывалось такое впечатление, как будто какая-то неведомая сила отводила все удары от девушки направляя их на тело стражников. Перед наступлением ночи святую мученицу Татьяну поместили в темницу, девушка же на протяжении всей ночи возносила молебны направленную ко Всевышнему до наступления первой зари.

Ранним утром, когда ее привели на суд, то все присутствующие там увидели, что на Святой Татьяне не было видно ни малейших следов страшных пыток, которым она подверглась ранее. В этот день женщину принуждали принести некую жертву богине Диане и снова Татьяна отказалась и возносила молебны Всевышнему. Всевышний снова услышал молитвы святой Татьяны, и статуя богини Дианы обратилась в пепел от удара молнии направленной с небес.

Стражники, правители и иные мучители были в замешательстве и в то же самое время в гневе, поэтому они заточили женщину в темницу до наступления следующего дня. Далее святую мученицу вывели на арену, где присутствовал дикий лев. Таким образом, мучители хотели, чтобы тело женщины растерзали на глазах не только публики, но и верующих православных людей. Однако животное не смогло никоим образом навредить Татьяне и в некотором роде, стал облизывать святыне ноги и просить, чтобы она его погладила. Когда публика заревела, правители приняли решение, что в клетке, случайно вместо дикого зверя оказался ручной, тогда было принято решение убрать его с манежа, однако стражник, который попытался это сделать погиб на месте, поскольку дикий лев разорвал его на мелкие части.


Противники православной христианской Веры задавались вопросом, какой пытки необходимо подвергнуть Татьяну для того, чтобы лишить ее жизни и веры в Всевышнего? Они перепробовали все свои средства, однако ничего сделать не смогли. Примерно в 206 году от Рождества Христова мучители святыни приняли решение и приговорили святую мученицу Татьяну к смертельной казни, методом усечения головы. Поскольку многие видели, что происходит с его дочерью, отец Татьяны признался в том, что он исповедует христианскую веру, мучили, также приняли решение казнить отца вместе с дочерью по одному и тому же принципу. Следовательно, можно сказать о том, что мученица Татьяна пережила большое количество испытаний, но при этом не отвергла Всевышнего, именно, поэтому она является наиболее популярной и широко используемой иконы в православной христианской церкви.

Татьянин день и 25 января день святой Татьяны

Икона Святой Великомученицы Татьяны имеется практически в каждом храме во всём мире. Однако православные верующие и служители храма в восточной церкви считают, что мученица Татьяна пользуется народным почитанием и близка им по духу.

В России в настоящее время Татьяна является покровительницей образования, просвещения и конечно же студентов, именно поэтому в России День памяти Святыни и день студента празднуется в один день – 25 января. Студенты теперешнего времени считают, что она помогает им в сдаче экзамена и является некой небесной покровительницей для каждого из них. Поэтому они обращаются к ней перед наступлением сессии или экзамена для того, чтобы попросить помощи в освоении тех или иных дисциплин, а также для того, чтобы защититься от злых духов.

Важно отметить, что если заглянуть в исторические сведения можно узнать о том, что различные храмы, церкви и монастыри, которые носят имя Великомученицы Татьяны, были построены с 1990 года по 2000 год.

Что подарить Татьяне на именины?!

Этим вопросом задаются многие православные, которые устали думать, какой придумать оригинальный подарок для христиански с именем Татьяна, тем более если многие устали от стандартных и банальных подарков в виде серебряных ложек, колокольчиков и книг. Отличным вариантов и всегда актуальным будет конечно же купить икону Татьяны Святой, но может быть, что икон уже куплено много, поэтому мы предлагаем Вам очень оригинальный и современный подарок, который понравится абсолютно любой имениннице – это башмачок Спиридона Тримифунтского из серебра 925 пробы с чернением, позолотой или эмалью, купить тапочек Спиридона крайне недорого и легко Вы можете у нас на страницах!

Читайте также:
Икона Божией Матери "Жировицкая": история, значения, в чем помогает и как молиться

Икона Татьяны фото

Икона Святой Татьяны Великомученицы: кем она была и как сможет помочь

Наверняка вам доводилось слыхать про великомученицу Татьяну. Кто же эта женщина и благодаря чему она вошла в историю христианства? Про это рассказывает данная статья, посвящённая святой Татьяне великомученице.

Житие мученицы Татьяны

Татьяна появилась на свет в обеспеченном римском семействе консула. Отец святой в тайне придерживался христианства и привил своей дочке любовь к Всевышнему, церкви. Когда Татьяна стала совершеннолетней, она приняла решение не связывать себя узами брака, а посвятить жизнь служению Господу.

Ей предоставили место диаконисы в одной из римских церквей. Там она и занималась служениями, а также придерживалась христианских постов, ухаживала за пациентами и оказывала свою помощь нищим. Хотя Татьяна и сделала много добра миру, к сожалению, судьба приготовила ей роль мученицы за свою веру.

Мучения Татианы

Как только правителем Рима назначили 16-летнего Александра Севера, по факту власть досталась злейшему врагу христианской веры – Ульпиану. Последний прославился массовыми гонениями последователей Иисуса, поэтому кровь буквально начала литься рекой. Схватили и святую Татьяну.

Её отвели к храму Аполлона (в древних греческих мифах это бог-стреловержец, прорицатель и покровитель искусств) и заставили оставить жертву статуе божества. Татьяна же начала молиться своему Богу, и тут неожиданно разверзлась земля, статуя была разнесена на мелкие кусочки, а храм наполовину обрушился. В результате погибли жрецы и многие язычники.

Также в летописях говорится, что якобы во время этого действа из идола выскочил бес, который издал оглушительный вопль и сбежал. Свидетели утверждали, что они видали, как тёмная тень пронеслась по воздуху.

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение “Православный календарь” для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи.
Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)

После этого Татьяну начали избивать, выкололи её очи, но она с невиданным мужеством стерпела все пытки. При этом не переставая молилась о своих катах, дабы Бог раскрыл их духовное зрение. И её мольбы были услышаны – перед палачами предстали 4 ангельских сущности, ставшие за спиной святой и отводившие от неё удары.

Палачи сразу же поверили в Иисуса, упали на землю, склонились к ногам святой Татьяны и просили об отпущении греха за то, что причинили ей вред. За то, что они приняли христианство, их также начали пытать и впоследствии казнили.

На следующие сутки мучения Татьяны продолжились. С неё стянули одежду, стали бить, резали с помощью лезвий её тело. Но раны на удивление всех истекали не кровью, а молоком, в воздухе же разнёсся очень приятный запах.

У мучителей пропали силы издеваться над святой, они сказали, что какой-то невидимка наносит им самим удары железными палицами. Часть из них умерла после этих слов.

Татьяна же была брошена в темницу, в которой всю ночь провела в усердных молитвах и восхвалении Бога. Наутро палачи вновь пришли за ней. Они были шокированы тем, что столь серьёзные и длительные пытки не сказались на внешнем виде женщины: напротив, она была словно здорова, от неё исходило сияние.

Татьяне предложили выполнить жертву Диане (древнеримское божество охоты и природы). Дева притворилась, будто она соглашается, и была приведена на капище. Там она перекрестилась и начала читать молитвы.

Неожиданно прозвучал ужасающий раскат грома, и вспышка молнии уничтожила статую вместе с жертвой и жрецами. Мученица вновь понесла жестокие наказания, а ночью оказалась в темнице, но к ней вновь пришли ангельские существа, которые вылечили её повреждения.

На последующие сутки Татьяну приводят в цирк и спускают на неё не кормленного несколько дней льва. Но зверь даже не притронулся к святой, а робко облизал её ступни.

Тогда его попытались вернуть в клетку, и здесь он напал на одного из катов, растерзав его. Тогда великомученица была поддана огню, но и он не нанёс ей физического вреда.

Посчитав, что Татьяна является чародейкой, ей постригли волосы (считалось, что именно в них находится волшебная сила) и закрыли её в Зевсовом храме. Однако отобрать силу Божию невозможно. Поэтому, когда жрецы и толпа народа спустя 3 суток пришла к храму с намерением хоронить мученицу, они нашли её живой и читающей молитвы Христу. А вот идол был повержен в прах.

На этом арсенал пыток язычников был исчерпан. Татьяну приговорили к смертной казни и убили с помощью меча. Совместно с ней за отношение к христианской религии казнили и её отца.

Какую помощь оказывает святая Татьяна

Начиная с 18 столетия на территории современной России святая Татьяна – это главная покровительница студентов. А ещё всех тех, кто желает получать знания. В некоторых учебных заведениях даже проводится молебен с использованием акафиста святой.

Читайте также:
Икона святого Иоанна Воина: история, значения, в чем помогает и как молиться

Всем студентам известно про великомученицу Татьяну, ведь они регулярно просят у неё помощи, когда поступают в университет, сдают экзамены или выполняют прочие ответственные задания. Святая добавляет веры в себя, привлекает удачу, что учащимся невероятно важно.

За свою жизнь эта женщина смогла помочь в решении различных проблем, поэтому и после смерти её просят поддержки во многих ситуациях:

  • к Татьяне можно обращаться, если у вас имеются патологии здоровья;
  • при необходимости совершения трудного выбора;
  • если человек утратил веру в свои силы, ему кажется, что жизненные обстоятельства сильнее, чем он.

Дата памяти святой Татьяны

Первоначально данное событие отмечалось лишь в храме святой Татьяны. А статус общего праздника он получает в 19 столетии.

Так, на 25 января назначалось проведение традиционного молебна. После него ректор Московского университета (Татьяну считают покровительницей данного учебного учреждения) говорит речь. Затем организовывали праздничный обед.

Святая Татьяна покровительствовала студентам, поэтому последние устраивали вечерние гуляния на Трубной площади. Многие из них злоупотребляли спиртными напитками, но в этот день им всё прощали.

Революция 1917 года отменила Татьянино торжество, ему дали звание «буйного». Впоследствии обычай вернулся, и практикуют его по настоящее время.

Итоги статьи:

  • Святая великомученица Татьяна была диаконисой, веровала в Иисуса Христа и помогала людям.
  • Пострадала за свою веру, подвергалась жестоким пыткам.
  • Память Татьяны отмечают 25 января – это день студенчества.

А если вы хотите увидеть икону Татьяны великомученицы, тогда я рекомендую вам просмотреть видео под статьёй:

Значение и история иконы Знамение Пресвятой Богородицы, в чем помогает

Икона Пресвятой Богородицы «Знамение» – широко известный и почитаемый верующими России образ. Уже с первых веков христианства на Руси ему посвящались храмы. Многие почитаемые образы Знамения чудесно являлись во времена бедствий, войн. Поэтому считается, что именно через эту Богородичную икону подается особое заступление как всей Русской земле, так и каждому верующему.

История происхождения

Икона Божией Матери, известная на Руси как Знамение, в Византии носила другое название – Оранта, или Молящаяся. Оранта известна с первых веков христианства. Изображения находят в римских катакомбах, древних храмах Византии, они присутствуют даже на печатях Византийских императоров V-VI вв. Богородица Оранта появляется на Руси, очевидно, после принятия христианства, с 988 г. А от XII в. известно первое чудо, с которым связано русское наименование «Знамение».

В 1170 г. Великий Новгород осадили войска Суздальского князя Андрея Боголюбского, желавшего наказать новгородцев за неповиновение. Два дня продолжалась осада города. На третью ночь новгородский архиепископ Иоанн во сне услышал голос свыше. Епископу повелевали взять икону Богородицы из церкви Спаса на Ильиной улице, и с молитвой вынести ее на стены, против врагов.

Начался штурм. Несколько стрел ударили святой образ. У всех на глазах Богородица обратила лик к городу. Из оставленных стрелами порезов на месте изображения глаз Пречистой потекли слезы. Увидев это, суздальцы ужаснулись, а потом вдруг лишились зрения. Запаниковав, нападающие начали бить друг друга, штурм захлебнулся. А после и сам Андрей Боголюбский, ужаснувшись знамению милости Божией к Новгороду и поняв свою неправоту, постарался прекратить конфликт.

Так Оранта получила на Руси наименование Знамения. В 1611 г. новгородская святыня прославилась еще одним чудом. Новгород заняли шведские интервенты. Враги попытались захватить Знаменский собор, где как раз шла служба перед чудотворным образом. Но неприятели даже не смогли приблизиться к храму – всякий раз, когда они пыталсь войти, их отбрасывала невидимая сила. Устрашенные, шведы не решились штурмовать собор, а скоро покинули и город.

Иконография

На иконе Знамение Богородица изображена стоящей, с воздетыми руками и раскрытыми ладонями. На лоне Пречистой Девы изображен отрок Иисус, зачатый Ею.

Поэтому греки образ называли также «Богоматерь Воплощение», считая, на иконе изображается момент Воплощения Сына Божия.

Значение в православии

Воздетые руки Пресвятой Богородицы – древний молитвенный жест. Он означает открытость Богу, принятие Его воли, отдачу себя во власть Господа. Одновременно это жест максимального молитвенного напряжения. Все христиане первых веков молились с воздетыми руками, в наше время чаще всего это делают священники. Священническую молитву с воздетыми руками можно увидеть сейчас во время литургии в ее самые важные моменты, например, во время Евхаристического канона. Поэтому существует представление о том, что Знамение – особая поддержка, защита для верующих когда наступают тяжелые времена, и только Богородица остается единственной Заступницей за согрешивших.

О чем можно просить перед образом

Верующие свидетельствуют, что через Свою святыню Богородица помогает:

  • во время от войн, нападений врагов;
  • при вражде между людьми;
  • при разных экстремальных ситуациях (пожар, наводнение, эпидемия);
  • в исцелении болезней, особенно при потере зрения, вообще при заболеваниях глаз.

Как правильно молиться

Перед молитвой можно зажечь свечу, лампаду. Далее следует совершить земной или поясной поклон, перекреститься. Затем можно обратиться к Богородице своими словами, или/и словами церковных молитв. Из церковных молитв перед образом, по мере возможности и желания, можно читать:

  • отдельные молитвы Богородице перед образом Ее Знамение;
  • канон Богородице перед образом Ее Знамение;
  • акафист Богородице перед иконой Знамение;
  • величание – краткая молитва, прославляющая Матерь Божию и чудотворную святыню.
Читайте также:
Икона Артемия Веркольского: история и значение, как молиться и в чем помогает

Молитвословие завершается крестным знамением и поклоном. Следует также учитывать, что Знамение имеет множество вариантов (Абалацкая, Курская Коренная, Царскосельская и др.), многие из которых почитаются чудотворные. Таким иконам написаны отдельные каноны и акафисты, тексты которых можно приобрести в церковной лавке, либо найти через интернет. Но если под рукой нет канона или акафиста для конкретного варианта чудотворной иконы, можно просто читать общий канон или акафист иконе «Знамение».

Наконец, перед святыней можно читать любой канон или акафист Пресвятой Богородице, который нравится, ближе душе, даже если он написан не для данного образа.

Как расположить в доме

Святыня может находиться:

  • среди других почитаемых икон домашнего иконостаса; как любой другой образ Богородицы, Знаменский помещается рядом с иконой Иисуса Христа, слева от молящегося (и справа от Христа);
  • перед входом или над входной дверью – тогда икона является благословением дому.

При размещении иконы дома нужно обеспечить ее доступность, то есть поставить или повесить на стену таким образом, чтобы перед ней удобно было молиться.

Нежелательно, чтобы рядом с образом находились светские картины, плакаты, постеры, телевизор. Но вполне можно разместить его у компьютера, если он является инструментом для работы. Тогда перед работой и после нее удобно помолиться.

Где расположены списки

Знаменская икона имеет много вариантов, созданных иконописцами, имена которых, как правило, не сохранила история. Многие из этих икон почитаются чудотворными, имеют свою историю чудесного явления или обретения верующими.

Новгородская

Считается, что это первый известный образ «Знамение», прославившийся чудом при осаде Новгорода XII в. Новгородцы глубоко почитали и бережно хранили его. Но шло время. Через несколько столетий святыня стала требовать реставрации. Эту работу сделал, предположительно, новгородский архиепископ Макарий (XVI в.), хорошо известный современникам не только как подвижник, но и как искусный иконописец. К этому времени от красок XII в. уже почти ничего не сохранилось, фактически образ был почти написан заново.

Сейчас место пребывания святыни Софийский собор Великого Новгорода.

Царскосельская

Икона подарена царю Алексею Михайловичу (сер. XVII в.) восточными патриархами. Возможно, она написана на Афоне. Образ стал фамильной святыней дома Романовых. C начала XVIII в. местом пребывания святыни стал Петербург, новая столица России, а позже – императорская резиденция Царское Село. Здесь икона находилась до 1940-х гг., была окружена особым почитанием, как чудотворная. Во время Великой Отечественной войны Царское Село захватили немцы. Отступая, они вывезли святыню. Но ее нашли советские военные. Образ передали верующим – редкий случай тогда, и с тех пор он пребывает в церкви Петербургской Духовной Академии.

Абалакская

Абалакская икона «Знамение» особенно почитается верующими Сибири. Место появления святыни – татарское село Абалак в 30 км от г. Тобольска. Икона написана по просьбе вдовы по имени Мария, которая во сне увидела икону «Знамение», получила повеление заказать написание такой иконы, а также построить для нее церковь. Отличительная черта Абалакской – изображение по сторонам Богородицы свт. Николая Мирликийского и прп. Марии Египетской. Пресвятая Дева указала, что этим святым должны быть посвящены два придела нового храма.

Повеление Богородицы было исполнено. В 1637 г. образ был написан протодиаконом из Тобольска Митрофаном, вскоре появился храм, а с 1783 г. – Абалакский монастырь, до настоящего времени существующий на том же месте.

Оригинал Абалакской утрачен. Но с него сделаны списки, также почитаемые чудотворными.

  • Абалакская Семипалатинская. Место пребывания – г. Семипалатинске. Это наиболее ранний список образа, во всем подобный оригиналу. Икона прославлена чудотворениями. Утрачена с 1919 г.
  • Абалакская Красноярская – список конца XIX в., выполнен в Екатеринбурге. После революции передана краеведческому музею.

Сейчас списки Абалкской иконы есть также в городе Куртамыш (Курганская область), селе Боровинском (рядом с г. Ишим, Новосибирская область). Есть списки в Знаменских храмах Новосибирска, Томска, Дивногорска.

Албазинская

Албазинская именуется также «Слово плоть бысть». Она принесена в Албазинский острог в конце XVII в. иеромонахом Ермогеном, позже местом пребывания святыни стал кафедральный собор Благовещенска. Известно множество случаев заступничества Богородицы по молитвам перед этим образом. Так, в 1900 г. практически беззащитный город подвергся обстрелу со стороны Китая. Китайцы угрожали напасть на Благовещенск. Но не сделали этого, хотя имели все возможности: тогда Амур сильно обмелел. Все дни противостояния Благовещенском собор не закрывался, здесь непрерывно читали акафисты перед образом.

После 1917 г. икону передали краеведческому музею. С 1991 г. она возвращена верующим. Образ часто вывозят на поклонение в Иркутск, Читу, другие города. Побывала Албазинская икона и в Москве.

Серафимо-Понетаевская

Этот образ связан с Серафимо-Понетаевской пустынью близ Серафимо-Дивеевской женской обители. Он написан в 1879 г. одной из сестер монастыря как келейный. С 1885 г. икона прославилась чудесами: от нее заметили свечение, и по свидетельству сестер, лик Богородицы ожил. От образа потекли исцеления. В настоящее время оригинал иконы утрачен. Точный его список находится в скиту Серафимо-Дивеевского женского монастыря и прославлен исцелениями.

Читайте также:
Икона святой Анастасии Узорешительнице: история, значение и в чем помогает

Тексты

Молитва первая

О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Ма́ти Сладча́йшаго Го́спода на́шего Иису́са Христа́! Припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред свято́ю чудотво́рною ико́ною Твое́ю, воспомина́юще ди́вное зна́мение Твоего́ заступле́ния, вели́кому Нову́гра́ду от нея́ явле́нное во дни ра́тнаго на сей град наше́ствия. Смире́нно мо́лим Тя, Всеси́льная ро́да на́шего Засту́пнице: я́коже дре́вле отце́м на́шим на по́мощь уско́рила еси́, та́ко и ны́не нас, немощны́х и гре́шных, сподо́би Твоего́ Ма́терняго заступле́ния и благопопече́ния. Спаси́ и сохрани́, Влады́чице, под кро́вом ми́лости Твоея́ Це́рковь Святу́ю, град Твой, всю страну́ на́шу правосла́вную и всех нас, припа́дающих к Тебе́ с ве́рою и любо́вию умиле́нно прося́щих со слеза́ми Твоего́ заступле́ния. Ей, Госпоже́ Всеми́лостивая! Умилосе́рдися на ны, обурева́емыя грехи́ мно́гими, простри́ ко Христу́ Го́споду Богоприи́мныя ру́це Твоя́ и предста́тельствуй за нас пред бла́гостию Его́, прося́щи нам проще́ния прегреше́ний на́ших, благоче́стнаго ми́рнаго жития́, благи́я христиа́нския кончи́ны и до́браго отве́та на Стра́шнем Суде́ Его́, да, спаса́еми всеси́льными Твои́ми к Нему́ моли́твами, блаже́нство ра́йское унасле́дуем и со все́ми святы́ми воспое́м Пречестно́е и Великоле́пое и́мя Достопоклоня́емыя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и Твое́ ве́лие к нам милосе́рдие во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая

Царица наша преблагая, надеждо наша Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши нашу беду, зриши нашу скорбь; помози нам яко немощным, окорми нас яко странных. Обиду нашу веси, разреши ту, яко волиши, избави отечество наше, страждущую землю Российскую от лютаго безбожников обстояния, спаси и сохрани рабы Твоя (имярек) и всех нас, зде предстоящих и молящихся, и покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором, яко не имамы иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши ны и покрыеши во веки веков. Аминь.

Величание

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим о́браз Твой святы́й,/ и́мже то́чиши исцеле́ния// всем с ве́рою притека́ющим.

Икона Божией Матери «Знамение»

Появление на Руси ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мой «Зна­ме­ние», относится к 11-12 векам, а название свое она получила в честь чуда, явленного при обороне Великого Новгорода от объединенных войск удельных князей под предводительством суздальского князя Андрея Боголюбского в 1170 году.

  1. История иконы
  2. Значение иконы Божией Матери «Знамение»
  3. Описание иконы
  4. В чем помогает икона «Знамение» Пресвятой Богородицы
  5. Молитва перед иконой

История иконы

Вот какова история иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы. Когда превосходящие силы врагов осадили город, новгородцы, уповая лишь на милость Божью, денно и нощно молились о спасении. На третью ночь архиепископу было с небес повеление вынести на крепостную стену образ Богоматери, находившийся в церк­ви Спа­са Пре­об­ра­же­ния. Икону понесли крестным ходом, и в это время противник выпустил тучу стрел, одна из которых вонзилась в лик Богоматери. Из Ее глаз заструились слезы, а на врагов напал такой ужас и смятение, что они вступили в схватку друг с другом. Новгородцы, воодушевленные знамением, явленным Пресвятой Богородицей, бросились в атаку и одержали победу.

В честь этого чудесного избавления архиепископом Новгородским сразу же был установлено празднование в честь Знамения Царицы Небесной, а сама икона получила название икона Пресвятой Богородицы «Знамение». В 1356 году икону перенесли в специально выстроенный для нее в Новгороде храм Зна­ме­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

И поныне православные отмечают церковный праздник иконы Божией Матери, именуемой «Знамение».

История чудесного знамения стала также популярным сюжетом в иконописи.

Еще одно чудо явила икона «Знамение» в Великом Новгороде в 1611 году, когда вошедшие в город шведские войска попытались захватить Знаменский собор, где шло богослужение: раз за разом их отбрасывала невидимая сила, и в конце концов они покинули город.

Значение иконы Божией Матери «Знамение»

Прежде чем говорить о значении иконы Богородицы «Знамение», следует разобраться, что означает само это слово. Слово «знамение» по происхождению тесно связано со знаменем, то есть знаком чего-либо. Крестное знамение, которое мы творим перед иконами, служит видимым знаком (знаменем) верующего.

Явила такое знамение икона Божией Матери, что означает знак милости и заступничества с Ее стороны. Таким образом, знамение можно понимать как некий пророческий знак, а также явленное чудо, как это случилось в Новгороде при истечении слез из иконы.

Говоря об иконе «Знамение», необходимо учитывать, что явленное ею чудо произошло во времена кровавой и, по сути, братоубийственной междоусобной распри между раздробленными русскими княжествами, ослаблявшей Русь и сделавшей ее легкой добычей для монгольского завоевания, причем все князья были православными и молились одному и тому же Богу.

Поэтому Знаменская икона Божией Матери плакала не только о горестной судьбе, ожидавшей Новгород, но и оплакивала судьбу Руси, впавшей в грех братоубийственной войны.

Описание иконы

Рассматривая, как выглядит икона «Знамение», нельзя не вспомнить самые древние иконописные образа Богоматери, получившие название Оранта, то есть Молящаяся. На Знаменской иконе Богоматерь изображается по пояс или в полный рост. Руки Ее подняты в молитвенном жесте; на Ее груди круг в виде щита или сферы, в котором заключен образ Спаса-Эммануила (то есть здесь Иисус представлен не Младенцем, но Отроком). В левой руке Он держит свиток со Священным Писанием, а персты правой сложены в благословении.

Читайте также:
Икона "В скорбях и печалях Утешение": история и описание, значение, в чем помогает и как молиться

В чем помогает икона «Знамение» Пресвятой Богородицы

Со времен чуда, явленного иконой Богоматери «Знамение» в Новгороде, она стала считаться заступницей от вражеских нашествий. Но и помимо того она прославилась многими чудесами в храмах, где были ее списки.

Молитва перед ней помогает в избавлении от междоусобных распрей, стихийных бедствий, эпидемий, пожаров, а также в примирении враждующих. По молитве происходит исцеление недугов, особенно связанных с поражением глаз и слепотой.

Помогает она и в защите от воровства, козней злоумышленников и завистников. Молятся ей также о сохранении мира в семье.

Молитва перед иконой

О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Ма́ти Сладча́йшаго Го́спода на́шего Иису́са Христа́! Припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред свято́ю чудотво́рною ико́ною Твое́ю, воспомина́юще ди́вное зна́мение Твоего́ заступле́ния, вели́кому Нову́гра́ду от нея́ явле́нное во дни ра́тнаго на сей град наше́ствия. Смире́нно мо́лим Тя, Всеси́льная ро́да на́шего Засту́пнице: я́коже дре́вле отце́м на́шим на по́мощь уско́рила еси́, та́ко и ны́не нас, немощны́х и гре́шных, сподо́би Твоего́ Ма́терняго заступле́ния и благопопече́ния. Спаси́ и сохрани́, Влады́чице, под кро́вом ми́лости Твоея́ Це́рковь Святу́ю, град Твой, всю страну́ на́шу правосла́вную и всех нас, припа́дающих к Тебе́ с ве́рою и любо́вию умиле́нно прося́щих со слеза́ми Твоего́ заступле́ния. Ей, Госпоже́ Всеми́лостивая! Умилосе́рдися на ны, обурева́емыя грехи́ мно́гими, простри́ ко Христу́ Го́споду Богоприи́мныя ру́це Твоя́ и предста́тельствуй за нас пред бла́гостию Его́, прося́щи нам проще́ния прегреше́ний на́ших, благоче́стнаго ми́рнаго жития́, благи́я христиа́нския кончи́ны и до́браго отве́та на Стра́шнем Суде́ Его́, да, спаса́еми всеси́льными Твои́ми к Нему́ моли́твами, блаже́нство ра́йское унасле́дуем и со все́ми святы́ми воспое́м Пречестно́е и Великоле́пое и́мя Достопоклоня́емыя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и Твое́ ве́лие к нам милосе́рдие во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Икона Божией Матери «Знамение»: история, молитвы

Икона Божией Матери «Знамение» — почитаемое Русской Православной Церковью 10 декабря изображение Богородицы с Божественным Младенцем. Подробности в статье!

Икона Божией Матери «Знамение»

Эта икона изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) — благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов.

История иконы Божией Матери «Знамение»

Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в XI — XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.

В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцы молились, прося Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену.

Когда икону переносили, — враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.

В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь.

Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес.

Иконография

Тропарь, глас 4

Яко необоримую стену и источник чудес,/ стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем. / Темже молим Тя, / мир отечеству нашему даруй // и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Приидите вернии, светло да празднуем / всечестнаго образа Богоматере чудное явление / и от того благодать почерпающе, / первообразней умильно возопиим: // радуйся, Марие Богородице, Мати Божия, Благословенная.

Молитва

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающее дивное знамение Твоего заступления, великому Новеграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле на помощь отцем нашим ускорила еси, тако и ныне нас, немощных и грешных, сподоби Твоего матерняго заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под покровом милости Твоея Церковь Святую, град Твой (обитель Твою), всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию, умиленно просящих со слезами Твоего заступления. Ей, госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехи многими, простри ко Христу Господу Богоприимныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем Суде его, да, спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое Имя Достопоклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.

Читайте также:
Икона "Благовещение Пресвятой Богородицы": история, значение, в чем помогает и как молиться

Чтимые чудотворные списки с иконы

«Знамение» Абалацкое (1637) – празднование 20 июля/2 августа и 27 ноября/10 декабря

«Знамение» Курская-Коренная (1295)– празднование 8/21 сентября, 27 ноября/10 декабря (1295) и в 9-ю пятницу по Пасхе, 8/21 марта (список 1898 года).

«Знамение» Серафимо-Понетаевское (1879) – празднование 27 ноября/10 декабря.

«Знамение» Царскосельское (XVII в.) — празднование 27 ноября/10 декабря.

Вы прочитали статью Икона Божией Матери «Знамение»: молитвы и чудеса. Читайте также:

Икона Божией Матери «Знамение»

Этимология слова «знамение» напрямую связана с глаголом «знать». Индоевропейское ĝen – «знать» тождественно ĝen – «рождать, рождаться» и происходит из этого последнего [3] . Именно понятия «рождать(ся)» и «знать» составляют смысл слова «знамение».

Рассмотрим символический и богословский смыслы иконографии образа. При этом не будем забывать об условности языка иконы и о разнице между изображением и изображаемым. И.К. Языкова пишет: «В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах Которой Духом Святым зачинается Богочеловек» [4] . Подчеркнем это «как бы». С такой оговоркой одно из значений круга, в котором изображен Эммануил, следует понимать и воспринимать как символ откровения. Но все-таки откровения – Божественного знамения. И хотя нам открывается самое сокровенное, тем не менее это только первая ступень беседы иконы с нами, когда знамение есть «предвещение чего-либо». На второй ступени Богородица, зная Спасителя еще до Рождества, еще во чреве, рождает – на иконе как бы извечно отправляет – Богомладенца в мир для спасения рода человеческого.

Итак, первый смысл иконы «Знамение» – откровение. Вместе с тем в ней кроется и другое значение: христиане со своей стороны узнают Рождение и приход в мир Спасителя, знают Его и свидетельствуем о Нем как об узнанном. То есть рождение (γέννησις), собственно, и происходит во имя творения (γένεσις), чтобы вернуть творение к Божественному плану: дабы человек стал тварным богом по благодати. Иначе говоря, без разделения и смешения возникает двойственное единство «Бога и меня» – единство, о котором писал в свое время С.Л. Франк. Напомним, что слово «Божество» указывает в богословии на свойство, на природу, а слово «Бог» – на Личность. В качестве сверхвременного или вневременного акта происходит исполнение слов пророка Исаии: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: с нами Бог» (Ис. 7: 14; Мф. 1: 23). В XV веке этот текст Исаии приводится не только на иконах пророческого чина иконостаса, как в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря [10] , но и служит основой для вольных литературных переложений, в которых по отношению к пророчеству употребляется слово «знамение» [11] .

Религиозный опыт молитвенного общения с иконой позволяет обнаружить в себе новое состояние, исполненное Божественных энергий. Для его обозначения подходит греческий термин ένθεος [12] – букв. «наполненный божеством». На это состояние указывают слова Христа: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21). Мы облечены во Христа, а Христос пребывает в нас. В этом случае на личном уровне между Первообразом и человеком при посредстве иконы устанавливается реальная взаимосвязь, а на общественном – икона становится общенародной святыней. Так священной охранительницей Великого Новгорода стал образ именно Божией Матери «Знамение». Эта икона считалась в Византии и на Руси также покровительницей Церкви, чем объясняется частое употребление ее иконографии на печатях монастырей, епархий и митрополий [13] , в люнетах над входом в храм [14] , в конхах апсид [15] . Есть основания для установления связи образа Божией Матери «Знамение» с иконой Благовещения. Если в недрах Марии «Духом Святым зачинается Богочеловек», как богословски верно отметила И.К. Языкова, то это и есть начало исполнения пророчества об Эммануиле: благая весть перешла в стадию своего осуществления. Поэтому Э.С. Смирнова совершенно права, считая изображения на обратной стороне иконы образами Иоакима и Анны, а не апостола Петра и мученицы Наталии, как полагал В.Н. Лазарев с последователями. Тема Боговоплощения – центральная для иконы «Знамение» (поэтому данная иконография и канонична для центра пророческого чина иконостаса). Обе стороны знаменитого новгородского образа с нарастанием содержания свидетельствуют именно о Боговоплощении. В противном случае теряется богословская связь между аверсом и реверсом этой иконы, что приходит в противоречие практике церковной жизни. Подобная связь присутствовала в подавляющем большинстве выносных православных образов.

Родословная иконографии «Знамения» восходит к изображению Оранты, которую на Руси называли еще «Нерушимой стеной», потому что «считали заступницей “всех городов, предградий и весей” в борьбе против извечных врагов – степных кочевников» [16] . Правильно ли считать, что Оранту изображали как заступницу, начиная с росписей катакомб? В них можно видеть немало похожих по иконографии изображений: так первоначально изображались, например, души умерших, которые молились за еще живых христиан.

Читайте также:
Икона Григория: в чем помогает и о чем молятся, история, описание и значение

С IX века Пречистую начали писать в конхе апсиды. Как отмечает И.К. Языкова, с тех пор «тема заступничества обретает более широкий аспект: молитва Богоматери связывает воедино Небесное Царство, представленное в верхней части храма, с “миром дольним” – у Нее под ногами. Богоматерь Оранта как бы раскрывается навстречу Христу, Который снисходит чрез Нее на землю, воплощается в человеческом образе и освящает Своим Божественным присутствием человеческую плоть, превращая ее в храм – отсюда Богоматерь Оранта трактуется как олицетворение христианского храма, а также всей новозаветной Церкви» [19] .

Протографы образа Богоматери «Знамение» известны тоже с IV века (катакомбы святой Агнессы в Риме) и, судя по отсутствию нимба у Богомладенца, созданы были до I Вселенского Собора, то есть до 325 года. А в V–VI веках их писали уже на иконах и в настенных росписях храмов, чеканили на монетах, воспроизводили на печатях византийских императоров, что говорит об их константинопольском происхождении. Особенно широкое распространение данная иконография получает с XI–XII веков и становится популярной во всей православной ойкумене. Тем не менее, многие искусствоведы считают временем появления этого извода лишь середину XI столетия, ссылаясь на сохранившиеся изображения монет (номисма императриц Зои и Феодоры, 1042 г.) и на сфрагистику (печати императрицы Евдокии Макремволитиссы, жены Константина Х в 1059–1067 гг. и Романа IV в 1068–1071 гг.). По всей видимости, путаница здесь происходит из-за нечеткой классификации названий иконографических типов, поскольку традиция закрепления устойчивых наименований того или иного типа Богородичных икон складывается лишь ко времени заката Византийской империи, а возможно и позже – уже в поствизантийское время.

По мнению И.К. Языковой, иконография Оранты есть сокращенный и усеченный вариант образа Богоматери «Знамение». Такое мнение не может не вызвать возражения. Поскольку извод Оранты древнее «Знамения», то первый не может быть «сокращенным вариантом» второго: усекать можно лишь то, что уже есть. Здесь мы имеем дело не с сокращением иконографии образа, а его строительством. Поэтому схема «Знамения» и сложней схемы Оранты, причем не только внешне, но и внутренне. «Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип», – убеждена и сама И.К. Языкова [20] .

В искусстве византийского круга для данной иконографии использовалось несколько терминов, которыми часто оперируют и историки искусства: «Платитера» (от «Πλαντυτέρα τόν ουρανόν» – «Ширшая небес», из литургии Василия Великого), «Эпискепсис» («Επίσκεψις» – «Покровительница, Заступница»), «Мегали Панагия» («Μεγάλη Παναγία» – «Великая Всесвятая»)» [24] . Добавим сюда «Пантонассу» («παντο» – «все» + «νάσσα» от «ναίω» – «жить, обитать; находиться; населять»).

В заключение напомним, что слово «чудо» образовано от глагола «чути» – то есть «слышать, ощущать». Бог, учитывая человеческую природу, для спасения Своего народа обращается к нему при помощи знамений. Пока мы будем «чуять» всеприсутствие Божие и всемирный покров Богородицы, можно надеяться на Ее заступничество и помощь в скорбях. А через Ее образ «Знамение» будет и дальше нисходить на нас светоносная благодать Божия.

10 декабря 2007 г.

[1] Цит. по: Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: Некоторые вопросы Богородичной иконографии XII в. // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 289.

[2] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М., 1994. Т. 1. С. 687.

[3] Кстати, отсюда и греческие омонимы γέννησις (рождение) и γένεσις (творение), которые нельзя путать между собой, но которые еще со времен ересиарха Ария, к сожалению, принимают одно за другое.

[4] Языкова И.К. Богословие иконы. М., 1995. С. 93.

[5] Тертуллиан. О молитве // Избранные сочинения. М., 1994. С. 299.

[6] Цит. по: Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение». С. 292.

[7] В древности новгородская икона производила светоносное впечатление более сильное, чем сегодня, ибо по силуэту изображения была обрамлена блестящим металлическим окладом, предохранявшим святыню от механических повреждений.

[8] Известнейший ученый из Петербурга Г.М. Прохоров находит время крестообразным. Этот крест составляют прошлое, настоящее (в средокрестии), будущее и вечность, которая обозначается верхней частью креста. Прохоров трактует Боговоплощение как вхождение вечности во время, ведь Сын Божий, будучи рожден «прежде всех век» и оставаясь пребывающим в вечности, стал Сыном Человеческим, родился во времени. Отсюда вытекает естественный вывод: Христос представлял «вечность-в-настоящем», а его противники — «прошлое-в-настоящем» (см.: Прохоров Г. Крестообразность времени, или Пушкинский дом и около. СПб., 2002; Прохоров Г. Напоминание о Христе – противоядие против либерально-коммунистических фантазий и источник нового христианского творческого воображения в новом тысячелетии // http://www.agnuz.info/book.php?id=193&url=page06.htm; Погосов Артем. Икона и образ // Церковный вестник. М., 2006. № 3.

[9] Валерий Лепахин считает время иконой вечности: «Время, будь то хронологическое или циклическое, не самостоятельно и автономно, но тесно связано с вечностью, оно понимается и изображается как двуединая времевечность. Время не мыслится вне вечности, из которой оно «выпадает» при сотворении мира и которая полагает ему конец (см.: Откр. 10: 6) перед Вторым пришествием и началом Страшного суда» (Лепахин Валерий. Иконичный образ святости // http://www.pravoslavie.ru/jurnal/050617200127). Отметим, что еще Платон связывал время с вечностью. Для него время – несовершенный образ вечности.

Читайте также:
Икона Богородицы «Троеручица»: история, значение и в чем помогает

[10] Лелекова О.В. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, 1497 год: Исследование и реставрация. М., 1988. С. 320.

[11] На иконе пророка Софонии, ныне находящейся в Русском музее, можно видеть надпись: «Аз тя проповеда младу, из нея же страшно знамение» (См.: Смирнова Э.С. Московская икона XIV–XVII веков. Л., 1988. Табл. 104).

[12] Любопытно, что от этого греческого термина произошло некогда очень популярное слово – «энтузиазм».

[13] См. печати Киевских митрополитов Никифора I (1104–1121) и Михаила (1131–1147), Новгородских епископов Нифонта (1131–1156) и Аркадия (1156–1158 годы), Смоленского епископа Мануила (1137–1167), Галичского епископа Космы (1157–1165).

[14] См., например: 1) фреска Богоматерь Влахернитисса, храм Панагии Форбиотиссы в Асину на Кипре (1105–1106); 2) фреска кисти Феофана Грека Богоматерь Знамение над входом Троицкого придела, хоры храма Спаса на Ильине улице, Новгород (1378); 3) фреска Оранта (с Богомладенцем в медальоне) из монастыря Молдовита, Буковина, Румыния (XVI в.).

[15] См. фреску Богоматерь Влахернитисса, храм Панагии в Трикомо на Кипре (начало XII в. – 1130-е гг.) и др.

[16] Логвин Г.Н. София Киевская. Киев, 1971. С. 26.

[17] Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб., 2006. С. 234.

[19] Языкова И.К. Богословие иконы. С. 189.

[21] См. настенные росписи в храме Панагии Форбиотиссы в Асину и в храме Панагии в Трикомо, которые упоминались выше (примеч. 13, 14).

[22] «Название “Влахернитисса” встречается как на композициях с Богоматерью Орантой без медальона с Эммануилом, так и на композициях с Богоматерью Орантой и Эммануилом, то есть как на новгородской иконе. Однако сами византийцы применяли это название не только к этим, но и к другим изображениям, например к Богоматери с Младенцем типа “Умиления”, по иконографии более всего напоминающую нашу Толгскую. Вероятно, все чтимые образы Влахерн, с их разнообразными иконографическими типами, могли называться “Влахернитисса”, в том числе и вариант новгородской чудотворной иконы» (Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение». С. 292).

[23] «Знамение Божией Матери во Влахернской церкви эсхатологично. По пророчествам, Покров является знамением и чудом последних времен. Значение этой тайны откроется тогда, когда зло одержит на земле уже как будто полную и безоговорочную победу. Что это будет за откровение, нам неизвестно теперь», – пишет современный автор (Рогозянский Андрей. Покров: богословская тайна и исторический парадокс // http://www.rusk.ru/st.php?idar=103738).

[24] Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение. С. 290.

[25] См.: Лазарев В.Н. Русская иконопись // Иконы XI–XIII вв. М., 2000. С. 42, 166; а также: Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Пг., 1915. Т. 2. С. 105–123.

Икона Богородицы Знамение

Празднование

История

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая “Зна­ме­ние”. Зна­ме­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, быв­шее в Нов­го­ро­де Ве­ли­ком в 1170 го­ду.

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая “Зна­ме­ние”, изо­бра­жа­ет Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу, си­дя­щую и мо­лит­вен­но подъ­ем­лю­щую ру­ки Свои; на гру­ди ее, на фоне круг­ло­го щи­та (или сфе­ры) – бла­го­слов­ля­ю­щий Бо­же­ствен­ный Мла­де­нец – Спас-Эм­ма­ну­ил. Та­кое изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри от­но­сит­ся к чис­лу са­мых пер­вых Ее ико­но­пис­ных об­ра­зов. В усы­паль­ни­це свя­той Аг­нии в Ри­ме есть изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри с рас­про­стер­ты­ми в мо­лит­ве ру­ка­ми и с Мла­ден­цем, си­дя­щим на Ее ко­ле­нях. Это изо­бра­же­ние от­но­сит­ся к IV ве­ку. Кро­ме то­го, из­ве­стен древ­ний ви­зан­тий­ский об­раз Бо­го­ма­те­ри “Ни­ко­пеи”, VI ве­ка, где Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца изо­бра­же­на си­дя­щею на троне и дер­жа­щею обе­и­ми ру­ка­ми пе­ред со­бой оваль­ный щит с об­ра­зом Спа­са-Эм­ма­ну­и­ла. Ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, из­вест­ные под име­нем “Зна­ме­ние”, по­яви­лись на Ру­си в XI – XII ве­ках, а на­зы­вать­ся так ста­ли по­сле чу­дес­но­го зна­ме­ния от Нов­го­род­ской ико­ны, слу­чив­ше­го­ся в 1170 го­ду.

В этот год со­еди­нен­ные си­лы рус­ских удель­ных кня­зей, воз­глав­ля­е­мые сы­ном Суз­даль­ско­го кня­зя Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го, по­до­шли под сте­ны Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да. Нов­го­род­цам оста­ва­лось упо­вать лишь на Бо­жию по­мощь. Дни и но­чи мо­ли­лись они, умо­ляя Гос­по­да не остав­лять их. На тре­тью ночь услы­шал ар­хи­епи­скоп Нов­го­род­ский Иоанн див­ный го­лос, по­веле­ва­ю­щий ему взять из Церк­ви Спа­са Пре­об­ра­же­ния на Ильи­ной ули­це об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и вы­не­сти его на го­род­скую сте­ну. Ко­гда ико­ну пе­ре­но­си­ли, – вра­ги пу­сти­ли в крест­ный ход ту­чу стрел, и од­на из них вон­зи­лась в ико­но­пис­ный лик Бо­го­ро­ди­цы. Из глаз Ее ис­тек­ли сле­зы, и ико­на по­вер­ну­лась ли­ком к го­ро­ду. По­сле та­ко­го Бо­же­ствен­но­го зна­ме­ния на вра­гов вне­зап­но на­пал неизъ­яс­ни­мый ужас, они ста­ли по­би­вать друг дру­га, а обод­рен­ные Гос­по­дом нов­го­род­цы бес­страш­но устре­ми­лись в бой и по­бе­ди­ли.

В вос­по­ми­на­ние чу­дес­но­го за­ступ­ни­че­ства Ца­ри­цы Небес­ной, ар­хи­епи­скоп Иоанн то­гда же уста­но­вил празд­ник в честь Зна­ме­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри, ко­то­рый и до­ныне празд­ну­ет вся Рус­ская Цер­ковь. Афон­ский иеро­мо­нах Па­хо­мий Ло­го­фет, при­сут­ство­вав­ший на празд­но­ва­нии иконе в Рос­сии, на­пи­сал на этот празд­ник два ка­но­на. На неко­то­рых Нов­го­род­ских ико­нах Зна­ме­ния, кро­ме Бо­го­ма­те­ри с Пред­веч­ным Мла­ден­цем, изо­бра­жа­ют­ся и чу­дес­ные со­бы­тия 1170 го­да. Чу­до­твор­ная ико­на 186 лет по­сле яв­ле­ния зна­ме­ния на­хо­ди­лась в той же церк­ви Спа­са Пре­об­ра­же­ния на Ильи­ной ули­це. В 1356 го­ду для нее был вы­стро­ен в Нов­го­ро­де храм Зна­ме­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, став­ший со­бо­ром Зна­мен­ско­го мо­на­сты­ря.

Читайте также:
Икона Богородицы «Троеручица»: история, значение и в чем помогает

Мно­го­чис­лен­ные спис­ки с ико­ны Зна­ме­ния из­вест­ны по всей Рос­сии. Мно­гие из них про­си­я­ли чу­де­са­ми в мест­ных хра­мах и бы­ли на­име­но­ва­ны по ме­сту яв­ле­ния чу­дес. К та­ким спис­кам ико­ны Зна­ме­ния от­но­сят­ся ико­ны Ди­о­ни­си­е­во-Глу­шиц­кая, Аба­лац­кая, Кур­ская, Се­ра­фи­мо-По­не­та­ев­ская и дру­гие.

Знамение Пресвятой Богородицы и «Знамение» [1] нашей религиозности

Тер­мин «Зна­ме­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы» упо­треб­ля­ет­ся в цер­ков­ном язы­ке в двух зна­че­ни­ях:

как опре­де­лен­ный тип ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри и

как рус­ский пра­во­слав­ный празд­ник этой Ико­ны, от­ме­ча­е­мый 10 де­каб­ря (27 но­яб­ря по ста­ро­му сти­лю). От­сю­да и двой­ное на­зва­ние празд­ни­ка в совре­мен­ном рус­ском пра­во­слав­ном ка­лен­да­ре: «[Че­ство­ва­ние] ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мой “Зна­ме­ние”. Зна­ме­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, быв­шее в Нов­го­ро­де Ве­ли­ком в 1170 го­ду».

Ико­на изо­бра­жа­ет Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу, мо­лит­вен­но под­ни­ма­ю­щую Свои ру­ки: на гру­ди Ее, на фоне круг­ло­го щи­та, – бла­го­слов­ля­ю­щий Бо­же­ствен­ный Мла­де­нец. Бо­го­ма­терь изо­бра­же­на в пол­ный рост (сто­я­щей) или по по­яс. Та­кое изо­бра­же­ние от­но­сит­ся к чис­лу са­мых пер­вых ико­но­пис­ных об­ра­зов Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы – он обо­зна­ча­ет­ся ла­тин­ским тер­ми­ном Оран­та, Мо­ля­ща­я­ся – и оли­це­тво­ря­ет За­ступ­ни­цу ми­ра (в этом пер­вом зна­че­нии тер­мин «Зна­ме­ние», ве­ро­ят­но, свя­зан с из­вест­ным мес­си­ан­ским про­ро­че­ством, Ис.7:14). Ико­ны дан­но­го ти­па по­яви­лись впер­вые на Ру­си в XI–XII вв. У нас эту ико­ну ста­ли счи­тать за­ступ­ни­цей от вра­гов, и это свя­за­но с про­слав­ле­ни­ем чу­до­твор­ной нов­го­род­ской ико­ны в 1170 г. В свя­зи с этим и воз­ник­ло на­зва­ние «Зна­ме­ние» в зна­че­нии «знак ми­ло­сти со сто­ро­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри».

Со­глас­но рас­ска­зам ле­то­пи­сей, в тот год со­еди­нен­ные си­лы удель­ных кня­зей, вла­ди­ми­ро-суз­даль­цев, воз­глав­ля­е­мые сы­ном Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го, оса­ди­ли Ве­ли­кий Нов­го­род. Дни и но­чи мо­ли­лись нов­го­род­цы Гос­по­ду, умо­ляя не оста­вить их в бе­де. На тре­тью ночь ар­хи­епи­ско­пу Иоанну был див­ный го­лос, по­веле­ва­ю­щий взять из церк­ви Пре­об­ра­же­ния об­раз Бо­го­ма­те­ри и вы­не­сти его на го­род­скую сте­ну. Во вре­мя пе­ре­не­се­ния ико­ны од­на из стрел про­тив­ни­ка вон­зи­лась в ико­но­пис­ный лик, и из глаз Бо­го­ро­ди­цы по­тек­ли сле­зы. По­сле та­ко­го Бо­же­ствен­но­го зна­ме­ния на вра­гов на­пал ужас, и они ста­ли по­би­вать друг дру­га. Всту­пив в бой, обод­рен­ные нов­го­род­цы по­бе­ди­ли.

Ес­ли быть ис­то­ри­че­ски точ­ным, то сле­ду­ет от­ме­тить, что са­мо чу­дес­ное из­бав­ле­ние нов­го­род­цев от вра­гов про­изо­шло 25 фев­ра­ля, в сре­ду вто­рой неде­ли Ве­ли­ко­го по­ста. Цер­ков­ная же да­та, 27 но­яб­ря юли­ан­ско­го ка­лен­да­ря, воз­ник­ла, как пред­по­ла­га­ют ис­то­ри­ки, по­то­му, что, во-пер­вых, празд­но­вать та­кое со­бы­тие в дни Ве­ли­ко­го по­ста неудоб­но; а, во-вто­рых, по­то­му, что в этот день, ве­ро­ят­но, празд­но­вал свои име­ни­ны то­гдаш­ний нов­го­род­ский по­сад­ник Якун (в кре­ще­нии Иа­ков). Дей­стви­тель­но, 27 но­яб­ря Цер­ковь чтит па­мять ве­ли­ко­му­че­ни­ка Иа­ко­ва Пер­ся­ни­на (421 г.).

Та­ким об­ра­зом, празд­ник уста­нов­лен в па­мять од­но­го из эпи­зо­дов кро­ва­вой и бра­то­убий­ствен­ной меж­до­усо­би­цы в раз­дроб­лен­ной Ки­ев­ской Ру­си, ко­гда один «пра­во­слав­ный» князь шел на дру­го­го, и каж­дый из них при­зы­вал се­бе в по­мощь Хри­ста и Бо­го­ма­терь! (Ес­ли за­щи­ща­ю­щи­е­ся еще мог­ли быть оправ­да­ны, то на­па­дав­шие по­доб­ны­ми мо­лит­вен­ны­ми при­зы­ва­ми яв­но ко­щун­ство­ва­ли.) Эти по­сто­ян­ные рас­при ослаб­ля­ли стра­ну и бы­ли на ру­ку мон­го­ло-та­та­рам, по­оче­ред­но раз­би­вав­шим вой­ска нера­зум­ных кня­зей-по­лу­языч­ни­ков, не же­лав­ших по­сту­пить­ся мест­ни­че­ски­ми ам­би­ци­я­ми и объ­еди­нить­ся да­же пе­ред ли­цом этой «апо­ка­лип­ти­че­ской» опас­но­сти. Учре­див этот празд­ник (празд­ник для нов­го­род­цев, но не для их про­тив­ни­ков!), во вре­мя ко­то­ро­го мы вспо­ми­на­ем, как не долж­ны ве­сти се­бя хри­сти­ане, Цер­ковь сде­ла­ла его гроз­ным предо­сте­ре­же­ни­ем всем по­сле­ду­ю­щим по­ко­ле­ни­ям. К со­жа­ле­нию, уро­ка это­го зна­ме­ния нам ока­за­лось недо­ста­точ­но, и Бо­го­ма­терь вы­нуж­де­на бы­ла по­пустить для на­ше­го вра­зум­ле­ния в на­ча­ле XVII-го, а осо­бен­но в XX-м сто­ле­тии та­кие ужас­ные «зна­ме­ния», ка­ких еще не зна­ло че­ло­ве­че­ство. Из­вле­чем ли мы из них урок – «вот в чем во­прос»? Но­вые «зна­ме­ния» мо­гут стать по­след­ни­ми в бук­валь­ном смыс­ле это­го сло­ва.

При­ме­ча­ния

[1] На уровне ис­то­ри­че­ской эти­мо­ло­гии, “знак”, евр. `oth, греч. сэм­эй­он (от­сю­да “се­ми­о­ти­ка” – на­у­ка о зна­ко­вых си­сте­мах), лат. signum, – это бо­е­вой зна­чок ар­мии или под­раз­де­ле­ния (в древ­но­сти та­кие знач­ки за­ме­ня­ли во­ин­ские зна­ме­на); в пе­ре­нос­ном зна­че­нии – некий сим­вол, про­ро­че­ский знак (“зна­ме­ние”), чу­до, яв­лен­ное через ка­кое-ли­бо зна­ме­ние. Мы го­во­рим (и тво­рим) “крест­ное зна­ме­ние” – это ви­ди­мый знак (зна­мя!) хри­сти­а­ни­на. Сам Хри­стос – “зна­ме­ние пре­ре­ка­е­мое (сэм­эй­он ан­ти­ле­го­ме­нон”). По­это­му Сво­е­му “недоб­ро­му по­ко­ле­нию” (или “ро­ду лу­ка­во­му”), упря­мо тре­бо­вав­ше­му зна­ме­ния, Хри­стос дал толь­ко од­но зна­ме­ние – “зна­ме­ние Ио­ны про­ро­ка” (Мф.12:38-40; Лк.11:29-30). Для уве­ро­вав­ших, “зна­ме­ние Сы­на Че­ло­ве­че­ско­го” – Жи­во­то­во­ря­щий Гол­гоф­ский Крест. Вос­крес­ший Хри­стос дал Сво­им вер­ным мно­же­ство зна­ме­ний (Мк.16:17). Смот­ри­те от­лич­ный ко­мен­та­рий это­го тер­ми­на в кни­ге: Аве­рин­цев С. С. По­э­ти­ка ран­не­ви­зан­тий­ской ли­те­ра­ту­ры. М., 1977 (и пе­ре­из­да­ния) (гла­ва “Знак, зна­мя, зна­ме­ние”).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: