Икона Святой Троицы: история, значение, в чем помогает и как молиться, где вешать и от чего оберегает

Описание и значение иконы Святой Троицы, в чем помогает и куда вешать образ

Для православных верующих число «три» имеет особое значение: христиане крестятся, повторяют молитвенные тексты, совершают определенные обряды по 3 раза. Это связано с библейскими канонами, прописанными основоположниками религиозного учения. Единство Бога, который обладает тремя лицами, равными по своей силе, символически изображено на самых известных иконах, изображающих Святую Троицу.

История происхождения

Основой для создания иконописного изображения Троицы послужило описание из Книги бытия, известное как «Гостеприимство Авраама». Оно повествует о встрече Авраама с тремя ангелами, троицей, которые сообщили ему о скором рождении сына.

Эта мысль стала краеугольным камнем в основании христианского догматизма. Пресвятая Троица является символом триединства Бога. Существует несколько икон, изображающих Святую Троицу. Каждая из них обладает отличительными чертами.

Значение в православии

Сначала на изображениях присутствовали все участники встречи: троица путников, Авраам, жена Сара. Позднее произошли заметные изменения, иконописцы сделали акцент на троице, потому что именно они стали олицетворением высших небесных сил. Книга Бытия рассказывает о встрече Авраама, описывая подробности. После возвещения о рождении сына, который даст продолжение всему иудейскому народу, два странника отправились в Содом и Гоморру, а один из путников остался с Авраамом.

В Новом Завете имя Авраама часто упоминается при описании земной родословной Иисуса Христа. Его называют «сыном от семени Аврамова», что подразумевает осведомленность Авраама о сошествии Божественного сына на землю. Существует несколько вариантов изображения Пресвятой Троицы, которые обладают особым смыслом:

  • ангелы Троицы изображаются равными по достоинству, что означает полное триединство лиц Бога;
  • среднего ангела из Троицы выделяют с помощью прорисовывания деталей одежды, что говорит об истинном явлении Бога отца.

Иконография

Каждая из икон, посвященных явлению Святой Троицы, обладает особенными характерными чертами. Единственное, что объединяет все изображения – это прообраз, то есть ставшая основой встреча Авраама и Троицы.

Зырянская

Это изображение создано святителем Стефаном. Подпись сделана на языке народов коми, икона имеет отличительные особенности:

  • на доске изображена Святая Троица из Ветхого Завета;
  • три ангела восседают за столом;
  • внизу присутствуют изображения Авраама и Сары;
  • чаша на столе говорит о таинстве причащения;
  • три ветви дуба подчеркивают идею триединства.

Ветхозаветная

Основой послужили изображения на стенах римских катакомб. На них рисовали равноправных спутников Авраама в одинаковых одеждах, а также самого гостеприимного хозяина, который был расположен чуть ниже гостей и представал в виде преклоняющего голову мирянина.

Рублева

Самая известная икона Андрея Рублева, которую считают исказившей канон и положившей начало новому пониманию. Одна из особенностей изображения – использование солнечных и светлых красок. Этот список стал одним из выдающихся достижений русской иконописи.

Смысловым и символическим центром иконы стало изображение чаши на трапезном столе, напоминающей об евхаристии. Это акцент на жертве Иисуса, о принятии грехов на себя и предстоящих мучениях на Голгофе.

Симона Ушакова

Основой для изображения стала «Святая Троица» Андрея Рублева с некоторыми изменениями. Ангельская троица прорисована так, чтобы передать бренность бытия и материальность земного мира. Трапезный стол заполнен тарелками с блюдами, кувшинами.

Упоминание о бытийном характере встречи сделало эту икону светским изображением, принизив христианское значение. «Троица» Симеона Ушакова хранится в Третьяковской галерее.

В бытии

Сцены бытия составлены из изображения гостеприимства Авраама, сотворения Адама и Евы, постройки Ноева ковчега, а также других жизнеописаний. На полотне прорисованы ветви дуба, Авраам, Сара, трапезный стол, собранный хозяином для вестников.

Ветхозаветная с хождением

  • возвещение вести о рождении сына Исаака;
  • предание Содома и Гоморры наказанию.

Хождение схематично подчеркнуто фигурами на заднем плане. Кроме того, нижняя часть посвящена Исааку. Отрок восседает рядом с бараном, который был принесен в жертву позднее, после просьбы Бога к Аврааму.

14 век

Икона Святой Троицы нарисована неизвестным автором. На ней изображен триединый Бог в обличии окрыленных ангелов. Сара и Авраам прислуживают за столом, склоняя головы перед гостями.

В окладе

Это икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублевым, которая покрыта золотом или окладом. Прием сокрытия деталей датирован периодом правления Ивана Грозного, а при Борисе Годунове к золотому полотну было добавлено украшение сапфирами. Осадок был полностью снят в первой половине XX века реставраторами. Под слоем золота обнаружили Рублевскую легендарную икону «Святая Троица».

Тициан

Тициановское изображение Святой Троицы относят к группе светских икон. Отец и Сын со Святым духом восседают на небесах с символами власти в руках, возле их ног расположились ангелы, которые ожидают указаний.

Ренессанс

Святую Троицу также изображают, как приватный разговор между Богом Отцом и Сыном. При этом Бог указывает на присутствие нетленного Святого духа в отдалении. Святую Троицу окружают херувимы, небеса нарисованы светлыми, ясными.

Новозаветная

Новозаветная Троица трактуется одним из двух вариантов:

  1. Сопрестолие. Отец старец беседует с сыном, каким изображают земного Иисуса. Святой дух витает возле плеча старца.
  2. Отечество. Отец сидит на престоле, держит на коленях младенца Иисуса, который руками сжимает сферу с изображением голубя, символа Святого духа.

Информация! После синода, который прошел во второй половине XVI века, изображения Бога были запрещены, поэтому новозаветные иконы Святой Троицы не получили распространения.

Неканоничные образы

Существует множество списков и светских иконописных рисунков, которые раскрывают символизм Святой Троицы вне канонического понимания. Имена многих художников-живописцев стали известны благодаря полотнам на религиозную тему.

Коронование Богоматери

Вопрос причисления девы Марии к лику святых волновал многих христиан. Считают, что она была коронована и после смерти вознеслась к раю. Наиболее известны полотна, на которых:

  • деву Марию коронуют Отец и Сын на небесах;
  • деву Марию коронует Иисус, а ангелы трубят торжественные песнопения.
Поклонение Святой Троице

Первой половиной XVI века датируют создание обширной панорамы, посвященной Святой Троице. Она представляет распятого Христа, Отца, распростершего над Сыном руки, и Святого духа, как парящего голубя. Ниже прорисованы спасенные жертвой Иисуса люди, оставшиеся на земле после судного дня.

Фреска Мазаччо

Шедевр живописного искусства эпохи Возрождения, посвященный Святой Троице, представляет собой фреску, показывающую сцену распятия. Над головой Христа находится Отец, а в ногах покоится гроб с мощами Адама. По сторонам от креста творит молитву мать Иисуса и святой Иоанн.

Иеронима Косидо

Средневековая традиция изображать триединство представляет собой рисунок одного лица с тремя парами глаз, тремя нижними частями лица. Этот стиль изжил себя через несколько десятилетий после появления. Основоположником этого приема с изображением Святой Троицы был Иероним Косидо.

Читайте также:
Икона Ильи Муромца: история и значение, как молиться и в чем помогает

Тайны Троицы Андрея Рублева

Рублевская икона «Живоначальной Троицы» содержит более 10 библейских символов, которые иносказательно зашифрованы рукой мастера:

  • чаша, которая находится на столе, – символ причащения Господа;
  • глава чаши в форме тельца означает божественную жертву;
  • лазурный цвет одежды Святой Троицы говорит о неземной сущности присутствующих за столом;
  • ветви дерева над головами каждого из Святой Троицы напоминают о дубе, под кроной которого отдыхал Авраам, на этой иконе они также являются олицетворением дерева жизни;
  • схематично изображенная гора напоминает о Голгофе, а также является символом искупления.

Справка! Андрей Рублев после смерти был причислен к лику святых.

Как правильно разместить в доме

При создании домашнего иконостаса рекомендуют соблюдать строгую иерархию. Иконописное изображение Святой Троицы можно вешать на стены с восточной стороны. Троица призвана оберегать покой семьи, защищать дом от бед и врагов.

О чем можно просить

Молитвы перед иконой Святой Троицы совершают с просьбой помочь укрепить веру, найти утерянный смысл.

Икона Святой Троицы помогает решить многие проблемы, избежать губительной участи, найти правильное решение.

Как правильно молиться перед образом

Домашнее обращение к Святой Троице связывают с соблюдением основных правил:

  • к молитвам готовятся заранее, для новообращенных православных допустимо использование молитвословов с текстами;
  • для обращений выбирают ранее утро, перед началом дел, или ранний вечер, до ужина;
  • для молитвы обязательно соблюдают уединение, сосредотачиваются на своих мыслях.

Тексты молитв

Традиционные молитвы, обращенные к Святой Троице, взывают к одному из ликов или упоминают всех одновременно. Востребованной является молитва, обращенная через Святую Троицу к Богоматери.

«О премилосердый Боже, Отче, Сыне и Святый Душе, в нераздельной Троице поклоняемый и славимый, призри благоутробно на раба Твоего (имя), болезнею одержимаго; отпусти ему вся согрешения его; подай ему исцеление от болезни; возврати ему здравие, силы телесныя; подай ему долгоденственное, благоденственное житие, мирные Твои примерные блага, чтобы он вместе с нами приносил благодарные мольбы Тебе, Всещедрому Богу, Создателю моему.

Пресвятая Богородица, всесильным заступлением Твоим помоги мне умолить сына Твоего, Бога моего, об исцелении раба Божия (имя). Все святые, ангелы Господни, молите Бога о больном рабе Его (имя). Аминь. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй (Трижды). Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, присно, во веки веков. Аминь».

«Пречисте, нескверне, безначальне, невидиме непостижиме, неизследиме, непременне, непобедиме, неизчетне, незлобиве Господи, един имеяй безсмертие, во свете живый неприступном: сотворивый небо, землю, море, вся созданная на них, прежде еже просити, всем прошения подаваяй, Тебе молимся, Тебе просим, Владыко Человеколюбче, Отца Господа, Бога, Спаса нашего Иисуса Христа, нас ради человеков, нашего ради спасения сшедшаго с небес, воплотившагося от Духа Святаго, Марии Приснодевы, Преславныя Богородицы: Иже первее убо словесы уча, последи же и делы показуя, егда спасительную страсть претерпе, подаде нам подписание смиренным, грешным, недостойным рабом Твоим, мольбы приносити Тебе, в выи колен преклонениих, о своих гресех, о людских неведениих.

Сам Многомилостиве Человеколюбче, услыши ны, воньже аще день призовем Тя, изряднее же в день сей пятдесятный, воньже по Вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небеса, седении одесную Тебе Бога и Отца, низпосла Святаго Духа на святыя Своя ученики, апостолы, Иже седе на едином коегождо их, исполнишася вси неистощимыя благодати Его, глаголаша языки иными величия Твоя, и прорекоша. Ныне убо молящихся Тебе услыши нас, и помяни нас смиренных и осужденных, и возврати пленение душ наших, Твое милование имея о нас молящееся. Приими нас припадающих Тебе, и вопиющих: согрешихом, к Тебе привержени есмы от утробы, от чрева матере нашея, Ты еси Бог наш. Но яко исчезоша в суете дние наши, обнажихомся Твоея помощи, лишихомся всякаго ответа, но дерзающе на щедроты Твоя, зовем: грехи юности нашея неведения не помяни, от тайных наших очисти нас, не отрини нас во время старости, внегда оскудети крепости нашей: не остави нас, прежде даже нам в землю не возвратитися, сподоби к Тебе возвратитися, и вонми нам благоприятием и благодатию.

Возмери беззакония наша щедротами Твоими, сопротив постави бездну щедрот Твоих множеству согрешений наших. Призри с высоты святыя Твоея Господи, на предстоящия люди Твоя, и чающия еже от Тебе богатыя милости. Посети нас благостию Твоею, избави нас от насильства диаволя: утверди живот наш святыми Твоими и священными законы. Ангела, верна хранителя пристави людем Твоим, всех собери в Твое Царствие. Даждь прощение уповающим на Тя: остави им нам грехи. Очисти нас действом Святаго Твоего Духа: разруши яже на нас козни вражия».

«Пресвятая Троице, единосущная Державо, всех благих Вина, что воздадим Тебе за вся, яже воздала еси нам грешным и недостойным прежде, неже на свет произыдохом, за вся, яже воздаеши коемуждо нас по вся дни, яже уготовала еси всем нам в веце грядущем! Подобаше убо, за толикия благодеяния, щедроты, благодарити Тя не словесы точию, но паче делы, храняще и исполняюще заповеди Твоя: мы же, страстем нашим и злым обычаем внемше, в безчисленныя от юности низвергохомся грехи и беззакония. Сего ради, яко нечистым и оскверненным, не точию пред Трисвятое лице Твое безстудно явитися, но ниже имени Твоего Пресвятаго изрещи довлеяше нам, аще бы не Ты Сама благоизволила, во отраду нашу, возвестити, яко чистыя и праведныя любящи, и грешники кающияся милуеши и благоутробне приемлеши. Призри убо, о Пребожественная Троице, с высоты Святыя Славы Твоея на нас, многогрешных, и благое произволение наше, вместо благих дел, прииими; и подаждь нам духа истиннаго покаяния, да возненавидевше всякий грех, в чистоте и правде, до конца дней наших поживем, творяще пресвятую волю Твою, славяще чистыми помыслы, благими деяньми сладчайшее, великолепое имя Твое. Аминь».

«Благословен еси Господи Владыко Вседержителю, просветивый день светом солнечным, нощь уяснивый зарями огненными, долготу дневную преити нам сподобивый, приближитися начатком нощи: услыши моления наша, и всех людей Твоих, и всем нам простив вольныя и невольныя грехи. Приими вечерняя наша моления, низпосли множество милости Твоея, щедроты Твоя на достояние Твое. Остени нас святыми ангелы Твоими, вооружи нас оружием правды Твоея, огради нас истиною Твоею, соблюди нас силою Твоею, избави нас от всякаго обстояния, всякаго навета сопротиволежащаго. Подаждь же нам настоящий вечер, с приходящею нощию, совершен, свят мирен, безгрешен, безсоблазнен, безмечтанен, вся дни живота нашего: молитвами святыя Богородицы, всех святых от века Тебе благоугодивших».

Читайте также:
Икона Господа "Моление о чаше": история, значение, в чем помогает и как молиться

Икона Пресвятой Богородицы «Урюпинская»

Святыня была явлена загадочным образом и долгое время находилась в отшельническом жилище православной подвижницы. Одна из трёхсот чудотворных икон, известная в Православном мире, искренне любимая и почитаемая всеми верующими.

История появления иконы

По разным версиям явление иконы Пресвятой Богородицы «Урюпинская» произошло в разные годы — в 1827, 1829 или в 1830. В исторических документах излагаются детали этого события с некоторыми нюансами. Но общий смысл всё же один.

Известно, что 8 июня 1827 года, две отшельницы, проживавшие в хижине неподалеку от станицы Урюпинской, обнаружили в ветвях дерева образ Богородицы. Благочестивая старица, Ирина Лазарева, сообщила о находке местному церковному причту, но там с недоверием отнеслись к словам женщины. Дело в том, что на место проживания Лазаревой и ещё одной подвижницы, Анны Усачёвой, стала обращать внимание полиция. И священнослужители предположили, что таким образом старушка пытается оградить свою отшельническую обитель от постороннего вмешательства.

Так икона осталась почти на 30 лет в домике подвижниц.

В 1856 году 21 октября местному Высокопреосвященному пришло донесение от Ирины Лазаревой. В письме она рассказывает про обстоятельства, при которых ею была найдена икона. Также старица сообщает о чудесном исцелении своих недугов и болезней второй отшельницы после молитвы перед образом, которые мучили их около 24 лет. Множество людей приходило на паломничество к иконе в хижину женщин, и получили исцеление.

Весть о чудотворной иконе быстро разлетелась в народе. Скоро она была перенесена на станичную площадь перед церковью Покрова Богородицы. А затем священники забрали её уже в храм. В церковном зале икону поставили в киот. Возле неё всегда горела серебряная лампадка, а благодарные верующие приносили к образу в дар драгоценные украшения, получив помощь от Пречистой Девы Марии.

Ежегодно в Урюпинской станице совершались крестные ходы с иконой от дверей Покровского храма и до места обретения святыни, рядом с которым забил источник с целебной водой. На том же месте построили и часовню.

В годы советской власти крестные ходы запретили, а участок с часовней и родником передали в собственность санаторию под абсурдными предлогами.

Интересно! Коммунисты дважды засыпали целебный источник землёй, но он снова начинал бить ключом.

В 1930 году Покровскую церковь закрыли. В помещении храма собирались оборудовать кино. Но техническая комиссия пришла к заключению, что место непригодно для этих целей. Через семь месяцев прихожане добились открытия церкви. Основным аргументом стало обновленческое направление прихода. Однако в 1944 году храм перешёл под управление Московского патриархата. С этого момента накладывается ряд ограничительных мер в отношении богослужений и других церковных мероприятий.

В военные годы паломничество и крестные ходы с иконой на короткий срок возобновлялись. Но потом снова последовал запрет. Традиция возродилась лишь в 1991 году и по сей день ежегодно, 8 июня, верующие идут к тому месту, где впервые была найдена икона.

Описание

На Урюпинской иконе образ Богоматери — светлый и радостный, источающий свет. Лицо Марии изображено женственно округлым. На нём нет печати страданий, как на многих других христианских образах. Сын Божий восседает на руках матери в царственной позе, правой рукой опираясь на ладонь Богородицы. Этот жест символизирует полное доверие и любовь.

Одежда Девы Марии небесно-голубого цвета, а на Иисусе — детская рубашка белого цвета и красное покрывало на коленях, что указывает на мессию Сына Божьего, как Спасителя для рода человеческого.

В чем помогает святой лик

Новоявленный образ Богородицы «Урюпинская» помогает больным получить исцеление. В церковной книге зафиксировано много случаев чудесного выздоровления людей, страдающих от паралича, лихорадки, головных болей и других заболеваний, когда медицина уже не могла ничем помочь.

Читайте о молитвах об исцелении:

  • Молитва святому Пантелиймону Целителю
  • Молитва Луке Крымскому об исцелении
  • Молитва Николаю Чудотворцу об исцелении

Интересно! Даже ещё не находясь в храме, образ Божией Матери уже почитался, как чудотворный, и к нему стекались толпы паломников.

Где находится икона

С 1854 года икона пребывает в храме Покрова Богородицы в городе Урюпинске. Это единственный храм города, который остался невредимым в тяжёлые для Православия годы богоборчества.

Этот уникальный образ длительное время не признавался ни одним церковным причтом, как подлинно чудотворный. Потом за право обладать им боролись несколько церквей. И, в конечном счёте икона заняла своё законное место, где продолжает помогать всем истинно верующим людям в беде и скорбях.

Урюпинская икона Божией Матери

Урюпинская икона Божией Матери явлена была 8 июня 1827 года неподалеку от станицы Урюпинской, по которой и получила свое название. За все время образ Пресвятой Богородицы не раз спасал от эпидемий и других бедствий, исцелял страждующих и продолжает помогать всем истинно верующим людям в беде и скорбях.

История явления иконы: Согласно рассказу местной жительницы Ирины Лазаревой, нашедшей икону, произошло это в урочище, называемом Каменный Баерак. Это место представляло собой крутой склон к реке Хопер.

Местность эта совершенно сказочная, покрытая лесом и изрезанная глубокими оврагами. Ирина Лазарева, которую в народе прозвали «бабушкой Лазаревной», вместе со своей односельчанкой Анной Усачевой избрали это место для своего уединенного проживания.

Две отшельницы, посвятившие себя служению Богу, обнаружили икону в ветвях дерева. Будучи очень благочестивыми, они бережно, с душевным трепетом принесли икону домой и поставили ее в Красный угол. С той поры женщины постоянно и усердно молились обретенной иконе. Обе страдали тяжелыми недугами уже более 20 лет.

Спустя короткое время болящие стали замечать, что их состояние здоровья стало улучшаться, пока они полностью не исцелились. Вскоре к ним в келию для того, чтобы помолиться перед образом, стали приходить верующие, которым святая Урюпинская икона Божией Матери являлась во сне.

Последовало множество исцелений, слух о которых быстро распространился по окрестностям, привлекая еще большее количество желающих поклониться образу. Священнослужители Урюпинской станицы перенесли икону в приходскую Покровскую церковь.

Читайте также:
Икона для благословения молодых перед свадьбой: какую икону правильно выбрать и как благословить сына или дочь

Иконография: Иконографический тип не совсем обычный. Пресвятая Богородица на Урюпинской иконе изображена без печати страданий, как на большинстве образов. Лик ее светел.

Богомладенец сидит на левой руке Богоматери в царственной позе, опираясь правой рукой на ее руку. Этот жест символизирует доверие и любовь. Обе фигуры изображены на фоне исходящего от них свечения.

С 1854 года и по настоящее время чудотворная Урюпинская икона Божией Матери находится в местном Урюпинском храме Покрова Пресвятой Богородицы. Этот храм единственный в городе Урюпинске не пострадал в годы революционного лихолетья.

За это время Урюпинская икона Божией Матери не раз спасала местных жителей от моровых поветрий, помогала страждующим тяжелыми недугами. На месте явления иконы забил целебный источник, который в период богоборчества несколько раз пытались безуспешно закопать.

Паломничество к живоносному источнику и чудотворной иконе очень раздражало местные власти, они предпринимали попытки помешать этому, но народ продолжал стремиться к святыням в надежде на помощь Пресвятой Богородицы.

На Святых горах, как очень скоро стали называть это место, была построена вблизи целебного источника часовня. Сложилась традиция совершать крестные ходы с Урюпинской иконой Божией Матери к месту ее обретения.

Последний крестный ход был совершен в 1927 году, когда праздновался столетний юбилей обретения чудотворной иконы, затем их запретили. Традиция совершения крестных ходов возобновилась с назначением в Волгоградскую епархию митрополита Германа (Тимофеева).

История Урюпинской иконы подробно описана с указанием всех чудотворений на сайте «Волгоград Православный». В 2016 году Урюпинская икона Божией Матери была обследована специалистами. Тогда были выявлены и задокументированы значительные повреждения красочного слоя, его вздутие и осыпание, а также продольная трещина в середине доски.

Архиерейский совет Волгоградской митрополии принял решение о реставрации старинной иконы. После совершения в Покровском кафедральном соборе архиерейским чином молебного пения на начало всякого доброго дела чудотворный образ был доставлен епископом Урюпинским и Новоаннинским Елисеем в Москву.

Молитвенная традиция: Перед иконой молятся об облегчении телесных и душевных страданий.

Празднование: 8 / 21 июня.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Урюпинской»

Яви́лася еси́ на дре́ве в Донско́й земли́,/ благода́тная Твоя́ ико́на, Богоро́дице,/ больны́я исцеля́ти, заблу́ждшия обраща́ти;/ те́мже уми́льно мо́лимся Тебе́:/ изба́ви град наш от вся́каго зла// и спаси́ лю́ди, к Тебе́ притека́ющия.

Перевод: Явилась на дереве в Донской земле благодатная Твоя икона, Богородица, исцеляющая больных и обращающая заблуждших, потому в сердечном сокрушении молимся Тебе: «Избавь город наш от всякого зла и спаси людей, к Тебе приходящих».

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Урюпинской»

Всеблага́я Чи́стая Богоро́дице,/ к Тебе́ прибега́ем, ве́рнии,/ Тобо́ю бо позна́хом ми́лость Бо́жию,/ чу́дную ико́ну Твою́,// от нея́ же вси здра́вие и спасе́ние прие́млем.

Перевод: Всеблагая Пречистая Богородица, к Тебе прибегаем, верующие, ибо в Тебе мы познали милость Божию, чудесную икону Твою, от нее же все получаем здоровье и спасение.

Похожие записи

Икона «Защитница сирых и оставленных»

Икона Богородицы «Милосердия двери»

Стромынская икона Божией Матери

Добавить комментарий Отменить ответ

Поиск

Рубрики

  • Без рубрики
  • Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня
  • Жития святых
  • Крест Господень великий и непобедимый
  • Новинки
  • Описание товара
  • Полезно знать
  • Православные монастыри и храмы
  • Православный календарь
  • Чудотворные иконы Божией Матери

Чудотворные иконы Божией Матери

  1. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. Краткое описание. Иконография. Дни празднования. Тропари и молитвы. Молитвенная традиция. Автор-составитель С. Алексеев. Москва- Санкт-Петербург. 2012 год
  2. Сердец наших утешение. 320 чудотворных икон Пресвятой Богородицы. Молитвы о благодатной помощи в нуждах и немощах. Составил священник Иоанн Бухарев. Москва, 2013 год
  3. Царице моя Преблагая. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. Описание, тропари, молитвы.
  4. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон в двух книгах. Е. Поселянин. 2006 год.
  5. Богословие иконы Православной церкви. Л. А. Успенский. Париж, 1989 год
  6. Мысли об иконе. Г. Круг. Париж, 1985 год
  7. Молитвы к чудотворным иконам Божией Матери. В трех частях. Краматорск, 2011 год
  8. Храм Божий. Небесный островок на грешной земле. Спасо-Преображенский Мгарский монастырь. 2009 г
  9. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон. Сост. С. Снессорева, Террирем, 2011 год
  10. Многодневные посты. История, устав, смысл, традиции. Краматорск, 2011 год
  11. Великие чудотворные. Изд. отд. Московской Патриархии, 1993 г.
  12. Благодения Богоматери роду христианскому чрез Ее святые иконы. С-Пет. 1905 г.
  13. Чудотворные иконы Божией Матери. Сестричество во имя прпмуч. вел. кн. Елизаветы. 1997 г.
  14. Святые, коим Господь даровал особую благодать исцелять болезни и подавать помощь в др. нуждах. М, 1997 г.
  15. Ченстоховская икона Божией Матери. М, 2002 г.
  16. Всемилостивая. Изд-во «Глагол», М, 2002 г.
  17. Отвергнутая победа. Порт-Артурская икона «Торжество Пресвятой Богородицы» в русско-японской войне, С-Пет., Сатис, 2005 г.
  18. Спутник паломника. Путеводитель по святым местам. Чудотворные и мироточивые иконы, святые мощи, целебные источники. Ковчег, М, 2002-2003 гг.
  19. Православная Москва. Справочник монастырей и храмов. Соборы Кремля. Монастыри и подворья. Приходские и домовые храмы. Часовни. М, 2001 г.
  20. Церковный Вестник Московской Патриархии 2003-2004 гг.
  21. Жития всех святых, празднуемых Православною греко-российскою Церковью и сказания о всех праздниках Православной Церкви и чудотворных иконах Пресвятой Богородицы. сост. свящ. Иоанн Бухарев. М, 1900 г, репринт.
  22. Молченская икона Божией Матери. М, Паломник, 2001 г.
  23. О жизни православных святых, иконах и праздниках. изд. Тираж-51, Краматорск. 2011 г.
  24. Жития святых в 12 т. свт. Димитрия Ростовского. изд Почаевской Лавры.
  25. Монастыри и храмы Русской Православной Церкви. Святые места России. Минск, 2005 г.
  26. Молитвы к 145 чудотворным иконам Божией Матери с указанием на особую благодать помощи в различных нуждах. М, Терирем, 2015 г.

Святая Троица

Святая Троица – это богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности Бога. …

Зоино стояние

Знаменитое Зоино стояние произошло в 1956 году в городе Самаре (тогда Куйбышеве). …

День Ангела, именины

День Ангела, именины – это день памяти святого, имя которого носит православный …

Святые Ангелы

Святые Ангелы обитают на Небе, в мире невидимом, духовном. Там вечный Престол …

Миро – это благовонное масло, благовоние. Слово это употребляется в трех разных …

Исцеляющая икона Урюпинска и вековые росписи храма в Филоновской

27 июля 2016 11:06

Читайте также:
Икона святителя Василия Великого: история, значения, в чем помогает и как молиться

В Волгоградской области пищу для ума и души найдет не только поклонник военной истории или традиционного казачьего быта, но и верующий человек. В нашем регионе немало православных святынь и мест, где стоит побывать паломнику. Одни довольно известны, а другие неприметно покоятся в тишине маленьких станиц.

БОЖЬЯ МАТЕРЬ УРЮПИНСКАЯ, ПОТЕРЯННАЯ И ОБРЕТЕННАЯ

Собор Покрова Пресвятой Богородицы в Урюпинске – самый старый храм в городе. Его каменная постройка датируется 1792 годом, и, когда ее возводили, Урюпинск был еще станицей.

Тогда в ней имелось целых семь храмов и Усть-Медведицкий (Серафимовичский) монастырь, но в советские годы религия стала делом неугодным, многие церкви тогда разрушили. Не миновала эта печальная участь и храмы станицы Урюпинской. Все, кроме Покровского. Его превратили в зернохранилище, затем в склад ядохимикатов, благодаря чему он и пережил тяжелые времена.

Главная святыня собора – икона Божьей матери Урюпинской. Ее обретали, утрачивали и находили снова. Последний раз она вернулась в престольный храм в 2004 году, и с тех пор паломники со всей России и даже из-за рубежа регулярно приезжают сюда, чтобы просить Богородицу об исцелении от болезней телесных и душевных. С избавлением от недугов связаны и истории о чудесах, творимых иконой.

В собор мы попали вечером в четверг, когда солнце уже понемногу садилось, служба только что завершилась, и в храме молились в рассеянном полусвете лишь несколько прихожан. Священник Кирилл, клирик собора, говорит, что если простые люди молят Божью Матерь Урюпинскую о здравии, то служители церкви – об избавлении страны от нападок злой человеческой воли. Они верят в силу чудотворного образа, как и тысячи православных.

– В 1827 году в месте, что называют сейчас Святыми горами, икона явилась Ирине Лазаревой и ее сподвижнице Анне. Обе женщины жили там уединенно и, узрев образ, исцелись от болезней, мучавших их долгие годы, – рассказывает отец Кирилл. – В то время наш храм стоял на окраине станицы, а главным был Вознесенский собор. Духовенство решило перенести икону туда, но образ Царицы небесной снова и снова чудесным образом оказывался здесь, в этом храме. В жизни людей и в жизни церкви ничто не происходит просто так. Стало ясно, что Богородица избрала именно наш храм местом пребывания своего образа, и ее оставили тут. Примечательно, что в годы гонений только он и сохранился.

Кроме оригинала, было четыре списка (копии) иконы, но в 40-е годы все они были потеряны. А в 2004 году икона вдруг нашлась. Ее подарила храму перед смертью старая прихожанка – образ бережно хранила ее семья. Теперь в 2017 году в соборе отметят большой праздник – 190-летие иконы Урюпинской Божьей Матери.

Кроме чудотворного образа, здесь хранятся мощи святого великомученика Николая Попова. Это местный святой, священник, убитый за веру в 1919 году.

Интерес представляет и интерьер собора. Несмотря на то, что его реставрировали и роспись была сделана уже в постсоветские годы, вы никогда в это не поверите, глядя на потемневшие от времени изображения библейских сцен.

Как добраться: из Волгограда в Урюпинск регулярно ходят маршрутки с Центрального автовокзала. Билет 700 рублей, время в пути 7 часов. Собор находится на улице Малой Песчаной, 61.

До Святых гор из центра Урюпинска на такси можно доехать в среднем за 150 рублей. Там есть часовня и святой источник. Правда, вода в нем бывает только весной.

ХРАМ С ДВУХСОТЛЕТНИМИ РОСПИСЯМИ

В отличие от урюпинского собора, в храме станицы Филоновской Новоаннинского района рукописные изображения на стенах сохранились со времен каменной постройки – с 1795 года. Именно поэтому храм будет интересен всем, кого особенно влекут не широко известные святыни, но места с историей, с особой атмосферой. Филоновская – как раз такое место, и скромный храм Святой Троицы располагает к беседам со Всевышним даже больше, чем какой-нибудь крупный собор. Здесь тихо, в непраздничные дни почти безлюдно, а со сводов глядят ангелы и святые, которым без малого 221 год.

Нина Кадуцкова, местная миссионерка, водит меня среди образов и лампад, рассказывая об истории храма, его повседневной жизни. Старинные росписи, уже несколько потускневшие, но все еще впечатляющие, время, увы, не щадит – местами краска отслаивается и осыпается. Их бы отреставрировать, но денег на это у станичной церкви пока нет, тем более что в 2015 году на пожертвования ее отремонтировали снаружи, и средств на это ушло немало.

– Никто точно не знает, когда была написана икона Святой Троицы, – Нина Сергеевна показывает мне главный храмовый образ, – но она тут со дня основания церкви. Помолиться ей приходят не только местные жители, но и паломники. Вторая храмовая икона – святой великомученицы Параскевы Пятницы. Во имя нее храм был освящен в 1795 году, а вот деревянную церковь построили еще в 1728-м. Тогда наша станица находилась ниже по течению Бузулука, но из-за частых наводнений казаки ее перенесли.

Еще одна достопримечательность филоновского храма – икона Пресвятой Богородицы Августовская. Таких икон, как в этой церкви, по словам Нины Кадуцковой, всего пять или шесть. Изображена на ней Божья Матерь, явившаяся русским солдатам в 1914 году перед битвой под городом Августовым (сегодня это территория Польши).

Как добраться: на машине от Волгограда до станицы Филоновской примерно 3 часа пути, расстояние – 250 километров. На автобусе – до Новоаннинского, маршрутки и автобусы ходят из Волгограда часто. Билет стоит от 500 до 600 рублей, в зависимости от рейса. На поезде: до станции Филоново. Поезда ходят регулярно, но билет дороже в два раза и времени в пути проведете больше.

От Новоаннинского до Филоновской 14 километров, автобусы из райцентра ходят по вторникам, четвергам и субботам, билет стоит около 20 рублей.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Читайте также:
Урюпинская икона Божией Матери: история, значение, в чем помогает и как молиться

Иверская икона Божьей Матери (Вратарница) — значение, в чем помогает, история образа

Лики Божьей Матери особо почитаемы в православном христианстве, а некоторые из них, помимо духовной, имеют и высочайшую художественную и историческую ценность.

Одной из таких жемчужин духовного и исторического наследия является Иверская икона Божьей Матери, иначе именуемая Вратарницей (Привратницей, Портаитиссой). Этот образ имеет огромное значение для каждого православного христианина. Да и чудес Иверская Богоматерь совершила предостаточно!

История обретения образа

Согласно каноническим источникам, эта икона была написана евангелистом Лукой еще на заре христианства. Однако, скорее всего, речь идет о первичном образе типа Одигитрия («Путеводительница»), с которого впоследствии были сделаны списки.

В любом случае, более-менее достоверная история Иверской иконы начинается с IX столетия.

В VIII – начале IX столетия христианский мир раздирали серьезные внутренние противоречия. В этот период в Византии велась борьба с иконопочитанием: христианские иконы фактически были приравнены к языческим идолам. Множество бесценных образов, скульптур и алтарей было уничтожено иконоборцами.

В славном городе Никее (ныне – турецкий Изник) жила благочестивая вдова, которая трепетно поклонялась иконе Божьей Матери. Однажды к ней в дом явились воины-иконоборцы (по другим источникам – просто разбойники) и потребовали отдать образ или заплатить приличную сумму денег.

Вдова взмолилась: таких денег у нее попросту не было. Тогда разгневанный воин ударил копьем прямо в лик Богородицы, из которого немедля хлынула кровь. Это впечатлило святотатцев, они ушли из дома, но обещали вернуться завтра.

Вдова вынуждена была расстаться с обожаемым образом. В тот же день она пошла к реке, помолилась образу и опустила его в воду. Икона приняла вертикальное положение и медленно поплыла по течению.

Это событие определило духовный путь сына благочестивой вдовы. Он выбрал служение Богу, постригся в монахи и попал в Иверский монастырь, где и рассказал о явленном ему чуде.

Иверский монастырь, Афон.

Иверский монастырь расположен на святой земле Афона. Он был построен на месте бывшего храма Посейдона династией грузинских монархов Багратионов примерно в X веке. Понятно, что изначально он был грузинским, но в XIX столетии стал греческим.

Примерно через пару веков после описанных событий иноки Иверского монастыря узрели чудо: по воде вертикально плыла икона Богоматери, а над ней виднелся столб пламени, уходящий в небеса. Они хотели спасти святыню из воды, но образ чудесным образом удалялся от подплывающей лодки.

Ночью одному из монахов, отшельнику Гавриилу Святогорцу, явилось видение: Царица Небесная повелела пойти и забрать чудесный образ. И что вы думаете? Утром старец прошел по воде, аки по суше, и икона легко далась ему в руки.

Чудесный образ поставили в храме и начали неустанно ему молиться. Но как только иноки удалились, образ странным образом исчез, но ушел недалеко: наутро его обнаружили над вратами обители. Монахи несколько раз пытались вернуть икону на почетное место в алтаре, но она каждый раз перемещалась на врата.

Богородица посетила Гавриила Святогорского во сне еще раз. Приснодева сказала, что ее защищать не нужно: она сама желает стать заступницей монастыря, Иверии (Грузии) и Афона.

С тех пор чудесный образ поселился над вратами, где и пребывал под открытым небом до тех пор, пока на этом месте не построили для него персональную часовню. А икона получила альтернативное название: Портаитисса или Привратница.

Где находится оригинал

Шедевр иконописи и духовная жемчужина всех православных христиан находится на том же месте, куда она изволила явиться почти тысячу лет назад. «Портаитисса» никогда не покидала надвратного храма Иверского монастыря, так что поклониться ей лично вряд ли удастся: вход на святую землю строго ограничен даже для паломников.

Тем не менее с чудотворного образа было сделано множество списков, многие из которых почитаются как чудотворные. Несколько «Привратниц», наделенных божественной силой, есть и в России.

Списки Иверской иконы Божией Матери

Первый список с чудотворного образа появился в России в XVII столетии. Это произошло благодаря инициативе архимандрита Никона — он написал письмо в Иверский монастырь с просьбой прислать список в Москву.

Иконописец трудился над образом целый год. Все это время он выдерживал строгий пост, вкушая пищу только в выходные дни. В результате живописцу удалось создать точную копию священного прообраза с сохранением его чудодейственных свойств.

Образ встречали в Москве с величайшими почестями, молились ему денно и нощно. Впоследствии Иверская икона стала духовным достоянием и защитницей царской семьи, откуда была передана в Новодевичий монастырь, где провела почти три столетия.

В годы советской власти обитель закрыли, а на территории комплекса был организован филиал Государственного исторического музея. Иверская Богородица долгое время была приписана к фонду музея, пока не была передана РПЦ на безвозмездной основе. Теперь она доступна для поклонения и почитания.

Список с этой иконы, сделанный несколькими годами позднее, все в том же XVII веке, украсил Воскресенские ворота Кремля. Всякий путник, въезжающий в город, спешил поклониться чудотворной иконе, причем среди богомольцев были и члены монарших фамилий. Иногда икону выносили для Крестного хода или носили по домам и больницам, где она творила чудеса исцеления и заступничества.

К сожалению, в 30-х годах прошлого столетия Воскресенские ворота были демонтированы, а икона попала в храм в Сокольниках. Впрочем, в 90-х годах Воскресенские ворота и Иверскую часовню отстроили вновь, а из Афона прибыл новый список легендарной иконы. Таким образом Заступница вновь вступила на стражу, защищая Москву и ее жителей от всех напастей.

Еще один список еще при патриархе Никоне был перевезен в Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь, что на Валдае. Икона в драгоценной ризе в смутные годы безбожия была вывезена в неизвестном направлении, а монастырь осквернен и полуразрушен. Сейчас здание восстановлено, и его главным духовным достоянием является новый список со священной иконы.

Слева — Иверский Валдайский монастырь, справа — список Иверской Богородицы, находящийся в этом монастыре

Валдайский монастырь – одно из любимых детищ патриарха Никона. Именно по его инициативе на русской земле появилась обитель, являющаяся практически полной копией афонского Иверского монастыря.

Известна и Моздокская Иверская икона, способная, подобно оригиналу, самостоятельно выбирать место пребывания. Во время переселения осетин она внезапно стала настолько тяжелой, что несколько мужчин не смогли ее поднять. Пришлось отдать ее в ближайший храм в Моздоке. Ныне эта икона является защитницей Северного Кавказа и Донских земель.

Читайте также:
Икона святой Варвары: история и описание, значение, в чем помогает и как молиться

Монреальская Иверская икона Божией Матери была списана с оригинала в 1981 году. Практически сразу же она замироточила и начала являть чудеса. К сожалению, в 1997 году хранитель иконы, возивший ее по миру, погиб, а чудесный образ исчез при невыясненных обстоятельствах.

Почитаемые списки Иверской иконы есть во многих городах мира. Один есть даже в православном приходе на Гавайях. Причем он даже мироточит!

Значение Иверской иконы Божьей Матери

Богородица почитается как защитница всего человечества, но на Руси ее чтят особенно глубоко и трепетно. В лихие времена она спасала русские земли от множества несчастий: вражеских нашествий, пожаров, эпидемий, голода, стихийных бедствий.

Иверская икона Пресвятой Богородицы, пребывающая над городскими вратами, по праву считается защитницей Москвы. Помимо этого, она стоит на страже южных границ России, охраняя их от потенциальных захватчиков.

Образ Богородицы напоминает нам, что для каждого открыта дорога в Царствие Небесное. Даже очень грешный человек может рассчитывать на прощение, особенно если он искренне раскается и искупит вину праведными поступками.

Иконография

Иверская Богородица относится к каноническому типу Одигитрия, то есть, Путеводительница. Однако в ней имеются и характерные черты иконографии Елеуса («Умиление»), что выражается в максимально близком расположении фигур Богоматери и ее Божественного сына, а также их склоненных друг к другу головах.

Мать держит сына на согнутой левой руке, правая прижата к груди в молитвенном жесте. Сын восседает на деснице матери, словно на троне, правой рукой благословляя Богородицу, а в левой держа свиток с Евангелием.

Среди характерных черт, присущих именно этому изводу, можно отметить крупные и выразительные черты ликов, а также «рану» на лице Богородицы, сочащуюся кровью. Это след от того самого копья святотатца.

Еще в XVI столетии грузинские мастера изготовили для Иверской Богоматери роскошный серебряный оклад с позолотой и драгоценными камнями. Он покрывает практически всю площадь иконы, оставляя доступными взору лишь лики Богоматери и Спасителя.

В чем помогает Вратарница

Богородице молятся о самом сокровенном, высказывая все наболевшее на душе.

Чаще всего икону просят об:

  • Утешении. Искренняя молитва помогает вернуть душевное равновесие после самых суровых испытаний и потери близких людей. Можно снять с души тяжкий груз и научиться жить дальше.
  • Исцелении. Божья Матерь помогает в исцелении недугов и серьезных зависимостей (наркотической, алкогольной, игровой и так далее). Документально зафиксированы случаи исцеления от слепоты и заболеваний опорно-двигательного аппарата.
  • Защите. Богоматерь Вратарница встает на стражу дома и домочадцев. Она охраняет жилища прихожан от стихийных бедствий, воров, злонамеренных гостей и прочих несчастий. А еще – от всевозможных колдунов и магов.
  • Взаимной любви. У Богородицы можно просить взаимной любви и счастья в браке. Были случаи, когда после обращения к ней в семью с покаянием возвращались супруги, а дети уходили из дурных компаний и становились куда усерднее в учебе и почтительнее к родителям.
  • Зачатии и рождении детей. Богородица покровительствует детям и дарует счастье родительства. Ее просят об избавлении от бесплодия, легких родах, здоровье младенцев и рожениц.
  • Избавлении от греховных мыслей. Даже в наше время великих соблазнов можно жить в соответствии с христианскими заповедями. Искренняя молитва поможет сохранить духовность, нравственную и телесную чистоту.

Великий Александр Вертинский писал в воспоминаниях о почестях, оказываемых Иверской иконе у Воскресенских ворот. Ни один купец не начинал дела, пока не поклонится Защитнице Москвы. А сам великий артист не забывал отнести к иконе живые цветы, даже будучи нуждающимся студентом.

Чудеса, связанные с Иверской иконой Богородицы

Иверская Божья Матерь почитается как чудотворная икона. Самый длинный список чудес, естественно, у оригинала, находящегося в Афоне, в одноименном монастыре.

Однажды морские врата Иверской обители осаждал персидский флот. Иноки горячо молились Богородице о спасении, и чудо произошло: поднялся шторм и корабли захватчиков пошли ко дну. А чудесным образом спасшийся персидский флотоводец Амир раскаялся в содеянном и сделал щедрое пожертвование на восстановление обители.

Интерес представляет и случай, произошедший с Нектарием Влахом, известным певчим. Он был приглашен на религиозный праздник в Иверскую обитель. Во время трапезы Нектарию внезапно стало плохо: кто-то из монахов попотчевал его ядом (явно из зависти к чудесному голосу). Однако после молитвы Вратарнице и пары капель масла из лампады, стоявшей перед ликом Приснодевы, певчий вернулся к жизни. В этот день псалмы в его исполнении звучали особенно чисто и проникновенно!

Творят чудеса и списки Иверской Богородицы, пребывающие в России. Все случаи чудотворства заносятся в специальные книги. Там есть множество записей об исцелениях, зачатиях после многих лет бесплодного брака, чудесных спасениях и даже обретении высокооплачиваемой работы.

Когда отмечают праздник Иверской иконы Пресвятой Богородицы

У иконы Иверской Божьей матери целых три даты празднования: две постоянные и одна переходящая.

Переходящий праздник, приуроченный к обретению иконы Иверским монастырем, отмечают во вторник Пасхальной недели. Считается, что в этот день плывущий по реке образ дался в руки Гавриилу Святогорскому.

25 февраля празднуется дата перенесения списка в храм Валдайской обители. А 26 октября отмечается день, когда в 1648 году Иверская Богородица с почестями прибыла в Москву по просьбе патриарха Никона.

Служба в Новодевичьем монастыре в день Иверской иконы Пресвятой Богородицы

Не так давно чудотворная икона получила еще одну дату празднования: 6 мая. В этот день, в 2012 году, самый старый и чтимый в России список был безвозмездно передан из Государственного Исторического музея возвращенному в лоно РПЦ Новодевичьему монастырю.

Как правильно молиться образу и где его расположить

Поясные иконы Богородицы в домашних иконостасах по традиции располагают справа от образа Спасителя. Однако в случае с Вратарницей не будет ошибкой повесить образ непосредственно над входом в жилье или непосредственно возле него.

Молитва

О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшнем Суде Сына Твоего явися нам милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Кондак, тропарь, величание

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иверской»

Глас 1. От святы́я ико́ны Твоея́,/ о Влады́чице Богоро́дице,/ исцеле́ния и цельбы́ подаю́тся оби́льно,/ с ве́рою и любо́вию приходя́щим к ней./ Та́ко и мою́ не́мощь посети́,/ и ду́шу мою́ поми́луй, Блага́я,// и те́ло исцели́ благода́тию Твое́ю, Пречи́стая.

Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иверской»

Глас 1. Де́рзость ненави́дящих о́браз Госпо́день,/ и держа́ва нечести́вых безбо́жно в Нике́ю прии́де,/ и по́сланнии безчелове́чно вдови́цу,/ благоче́стно чту́щую ико́ну Богома́тере, истязу́ют,/ но та́я но́щию с сы́ном ико́ну в мо́ре пусти́, вопию́щи:/ сла́ва Тебе́, Чи́стая,/ я́ко непроходи́мое мо́ре плещи́ своя́ подаде́, // сла́ва правоше́ствию Твоему́, Еди́на Нетле́нная.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иверской»

Глас 8. А́ще и в мо́ре вве́ржена бысть свята́я ико́на Твоя́, Богоро́дице,/ от вдови́цы, не могу́щия спасти́ сию́ от враго́в,/ но яви́лася есть Храни́тельница Афо́на/ и Врата́рница оби́тели И́верския, враги́ устраша́ющая/ и в Правосла́вней Росси́йстей стране́// чту́щия Тя от всех бед и напа́стей избавля́ющая.

Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иверской»

Глас 4. Совозсия́ днесь Све́ту Воскресе́ния свет чи́стыя ико́ны Твоея́,/ обоя́ ве́село торжеству́юще вопие́м:// сохрани́ раб Твои́х благода́тию, Влады́чице.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Заступница внемлет всем обращенным к ней молитвам, даже тем, которые произносятся словами, далекими от церковного канона. Главное, чтобы они были искренними и подтверждались благими поступками молящегося!

Читайте также:
Икона Божией Матери "Призри на смирение": история, значение, в чем помогает и как молиться

Урюпинская икона Божией Матери. Значение. В чем помогает. Куда вешать. Как молиться и от чего оберегает

Православные иконы не раз являли миру свою чудодейственную силу. Многие образа по непонятным причинам начинают мироточить, а есть и такие, что исцеляют немощных и недужных. Урюпинская икона Божией Матери – один из самых загадочных образов. Долгое время икона хранилась в жилище православной отшельницы. Сегодня в мире икона является одной из 300 самых известных, наделенных силой исцелять.

Загадочная история обретения иконы «Урюпинская»

Когда и кем написан образ, до сих пор неизвестно. Явление иконы также имеет несколько версий, датированных 1827-1830 годами. Все версии отражены в исторических документах. Интересно, что хроники отражены с приведением мнений и доказательств от самых честных людей того времени. Получается, что правдивыми можно считать все варианты, однако, выбрать какой-то один не представляется возможным.

Сравнивая записи историков, исследователи нашли схожие моменты. Согласно им, 8 июня 1827 года две отшельницы нашли близ своего жилья образ Богоматери. Находка лежала в ветвях дерева недалеко от станции Урюпинская . Как и положено, Ирина Лазарева и Анна Усачева сообщили о находке в церковь. Но священник с недоверием отнесся к словам христианок. Сомнения служителя можно понять, ведь место проживания отшельниц находилось под пристальным вниманием полиции. Женщины помогали недужным, молились за здравие, и люди испытывали облегчение. Поток паломников не иссякал, причем люди к Ирине и Анне шли самые разные – от родителей с детками до каторжан. Именно поэтому полиция взяла место проживания прихожанок под наблюдение. После известия от Анны священник решил, что христианка своей «находкой» хочет не привлечь внимание, а оградить свою обитель от неприятных гостей.

Как бы то ни было, икона существовала на самом деле и более 30 лет находилась в доме христианок. Несмотря на церковнослужителей, не обративших внимание на образ, он сам «дал о себе знать». Икона «Урюпинская» обладала невероятной целительной силой и отзывалась на горячие мольбы паломников. Первой способности образа заметила Анна. Подвижница избавилась от мучительных болей, которые длились более 20 лет. Затем Ирина, «страдавшая сердцем», почувствовала себя намного лучше. Более того, паломники, продолжавшие приходить в жилище подвижниц, тоже избавлялись от болезней.

Явленный чудодейственный образ Богоматери с Дитем

Такое чудо не могло оставаться в тайне, к отшельницам хлынули толпы недужных. Родители привозили детей с самых окраин государства, Ирине и Анне наносили визиты высокопоставленные чиновники (инкогнито). Ирина понимала, что место Урюпинской иконы Божией Матери – не в ее хижине, а в храме, и написала Высокопреосвященству донесение. В письме от 21 октября 1856 года подвижница подробно рассказала об обстоятельствах находки, событиях, вызванных явлением образа.

Пока местные священники раздумывали над положением дела, отшельницы вынесли икону на центральную площадь станицы и поставили перед храмом Покрова Богородицы. Чудодейственный образ моментально собрал вокруг себя толпу народа. Историки пишут, что толпа волновалась, всем людям хотелось подобраться к святому образу Богоматери как можно ближе, но из-за плотного скопления людей это было невозможно. И Урюпинская Богоматерь явила очередное чудо – толпу осветило «лучом, который был теплым, но не обжигал, исцелились больные, вошли в разум умалишенные». Возможно, историк слегка сгустил краски, описывая чудо, но сам факт остается – в 1856 году в станице Урюпинская действительно зафиксировано несколько случаев исцеления больных с неизлечимыми недугами. Среди последних: слепые, горбатые, хромые от рождения, эпилептики.

После такого священникам ничего не оставалось, как забрать икону в храм. Образ поставили в центре, чтобы все верующие могли увидеть и прикоснуться к святому лику Богоматери. Рядом с Урюпинской зажгли серебряную лампадку, а прихожане получили возможность отблагодарить чудотворный лик, неся к нему дары. Немного позднее лик явил очередное чудо – на месте находки иконы забил источник с «живой водой». Ручей оставался полноводным даже в годы великой засухи, а вода из него помогала избавиться от кожных поражений, боли суставов и других недугов. Для паломников возвели часовню, где круглосуточно горели лампады и свечи.

Прихожане ежегодно совершали Крестные ходы с иконой, славили лик Богоматери. Но все изменилось в годы гонений. Партийные работники признали источник не святым, а целебным, срочно нашлись причины для закрытия часовни, и весь участок передали во владение санаторно-курортного министерства. Правда, святыню сохранили и, несмотря на запрет «религиозных верований», к часовне и ручью все так же приезжали паломники и недужные. Истовые коммунисты не могли терпеть такого попрания «дела Ленина» и дважды засыпали ручей землей, заливали бетоном, но источник все же пробивался даже через толщу монолита.

Читайте также:
Икона «Благословение детей»: история и значение, как молиться и в чем помогает

Закрытие Покровской церкви провели под лозунгом: «Нам не нужна религия, нам нужно кино». Технические работы в храме подтвердили непригодность здания для оборудования в нем кинотеатра. Прихожане тоже не молчали, и через полгода церковь снова открыли. Советские партийцы согласились с возобновлением работы храма только под давлением одного высокопоставленного чиновника. Урюпинская икона Божией Матери помогла ребенку этого чиновника избавиться от эпилепсии и врожденного искривления суставов, вот он и похлопотал о восстановлении храма. После 1944 года церковь передали в управление Московскому патриархату и наложили суровые ограничения на проведение религиозных обрядов.

В годы войны станица оставалась свободной от врагов, и паломники продолжили традицию Крестных ходов. Икона Божией матери «Урюпинская» остается чудотворной по сей день. У образа Богоматери есть день празднования – 8 июня . Также икону почитают в каждый святой день и общие праздники Божией Матери.

“Обретение иконы Урюпинской Божией Матери – это награда за подвиг подвижничества. Таких подвигов на Руси совершалось немало и свидетели тому явленные иконы чудотворные. Но Урюпинская стоит особняком – образ возник на «пустом месте» и по милости Божией продолжает исцелять уже много десятилетий. Икона дарована нам свыше и может значить только одно: мы все дети Господа и Он всегда заботится о нас, не забывает в своем великодушии”.

Описание образа и его значение

При взгляде на лик святой возникает ощущение теплоты и благостного света. Богоматерь изображена без печати боли и страданий. Дитя восседает на руках Богоматери, и в его лице тоже нет ни следа от тягостных дум. Значение иконы – полное доверие. Здесь нет надежды, а есть прощение, исцеление. Красное покрывало на коленях и сверкающая белизной рубашка подчеркивают миссию Спасителя.

Прихожане не раз свидетельствовали, что в молитвенных обращениях к иконе Урюпинской на них снисходило благоволение и покой . Люди возвращались к делам с обновленной душой, верой.

Тихая радость и благодать в ликах Матери и Дитя

В доказательство чудодейственной силы иконы Богоматери Урюпинская составлены целые списки исцелений:

  1. Избавился от падучей. Помогли купания в целительном источнике 18 августа 1880 года. А. И. Миронов, казак из станицы Михайловской.
  2. Девочки Зина 5 лет и Прасковья 16 лет исцелились от слабоумия и лихорадки. Младшая по возвращении в хутор Беспалов начала держать голову прямо, говорить связно. Афиногенова Е.П. Подтвердил священник Покровской церкви. Датировано 8 июня 1883 г.
  3. Исцелился от камней в мочевом пузыре после 5 лет лечения в Новохоперской больнице. Врачи признали болезнь неизлечимой и посоветовали не тратить деньги. Мать привезла мещанина И. Дурасова к источнику и образу Богоматери Урюпинской. После чтения молебна и омывания тела рядом с источником урина начала чиститься. Страшные боли мещанина пошатнули веру в Богоматерь, но после возвращения на место жительства камни из урины вышли вовсе, что подтвердили доктора больницы. Подписано 29 июля 1889 г.
  4. Урядник Луковской станицы С. Вуколов с 12 лет страдал от расслабления мышц. Недуг проходил приступообразно и приводил к полной неподвижности и онемению тела. После молебна перед иконой Богоматери Урюпинской урядник почувствовал большое облегчение. Через 15 дней исцелился полностью и 15 июня 1890 года, приехавши здоровым в станицу, отслужил перед Ея иконою молебен. Подтверждено священником и писарем храма.
  5. Ребенок 4 лет Мария исцелилась от бельм на обоих глазах. Родитель мещанин А.М. Яковлев возил дочь в Борисоглебскую больницу к докторам Захарьевскому, Тенчинскому. Врачи отказались лечить девочку, и за время с 6 месяцев до 4 лет дитя ослепло окончательно. Открывая веки дочери, родители видели вместо зрачков одно мясо, облитое кровью. Потерявши надежду на помощь медиков, отвезли ребенка в станицу – молиться явленной чудодейственной иконе Урюпинской Богоматери. Отслуживши молебен, священник отправил прихожан на квартиру, где они сели пить чай. Мария лежала, завернутая в одеяла, но вопреки обыкновению, не кричала от боли. Через час с четвертью дочь открыла глаза и попросила «больших» сказать что-то. Ребенок полностью исцелился и прозрел, но узнать родителей девочка могла только по голосам. Записки подтверждены 1891 годом священником Покровского храма с припиской: «Мария 11 лет учится в женском училище и недуга глазного более не испытывает».

Таких записок очень много, полный реестр хранится в месте нахождения святого лика Богоматери. Люди, доктора и священнослужители неоднократно подтверждают исцеление детей и взрослых от водянки, «расширения сердца», «грудной жабы», удушья и еще огромного количества заболеваний. Лик Богоматери с Дитем помогал избавиться от заболеваний кожи и внутренних органов, люди буквально вставали на ноги.

Где находится икона Урюпинская Божией Матери

С 1854 года место расположения лика не меняется. Икону можно найти в храме Покрова Богородицы в Урюпинске. Строение церкви – единственное, которое уцелело в годы разрушения религиозных объектов и пережило периоды гонения и неприятия. Сначала образ не признавали чудотворным, а потом за лик стали бороться многие церкви. Однако, Урюпинская икона Богоматери сама «выбрала» свое место и осталась там, где явилась отшельницам.

Покровский Собор – место нахождения оригинальной иконы

Освященные аналоги иконы есть и в других храмах. В отличие от оригинального образа, святые списки не обладают чудодейственной силой .

В чем помогает

По списку исцелившихся понятно, что просят икону о выздоровлении. Богоматерь отвечает всем, кто устал от недугов и больше не верит в помощь «земной медицины». К сожалению, сегодня случаев, когда больных отпускают домой «умирать», меньше не становится. Людям больше не остается никакой возможности выздороветь, и они обращаются к Божией Матери в последней надежде. Икона Урюпинская исцеляет от:

  • мигреней и головных болей;
  • отечности;
  • лихорадки;
  • кожных заболеваний;
  • паралича;
  • миалгий и невралгий;
  • болезней костно-мышечного аппарата;
  • патологий суставов;
  • заболеваний органов дыхания, слуха, зрения.

К иконе идут с мольбой об исцелении душевнобольных, потерявших путь в жизни. К Богоматери обращаются за поддержкой в вере и возвращении желания жить.

Читайте также:
Икона Фотинии: история и описание, значение, в чем помогает и как молиться

Куда поместить

Копию иконы Урюпинской в домашнем иконостасе ставят слева или справа от центрального образа. Имеет значение только полная открытость лика, его не должны загораживать оборки, покрывала или другой декор. Если есть возможность, перед образом жгут лампадку. Священники допускают применение искусственных аналогов лампады в простые дни, но подчеркивают обязательность зажжения восковых свечей или лампадки с маслом в праздничные дни.

Искусственный аналог лампады – это имитация свечи с питанием от батареек. Такие свечи дают мягкий свет, пожаробезопасны, и их можно включать на долгий срок.

Домашний иконостас с близкими сердцу и душе образами

От чего убережет Урюпинская икона Божией Матери, и как ей молиться

Святой и светлый лик Богоматери с Дитем – поистине чудотворная и явленная икона. Даже святые списки (аналоги) образа в доме избавляют его хозяев от множества болезней и печалей. Если на «божничке» есть Урюпинская Богоматерь, в доме не будет хвори, никогда не поселится «черная немочь», атмосфера чудесным образом очистится от зла. Есть свидетельства, что, принося икону в дом, супруги избавлялись от постоянных скандалов – Богоматерь утихомиривает нрав и успокаивает эмоции.

Урюпинская икона Божией Матери непременно должна быть в каждом доме. Образ наполняет помещение светом, теплом, Пречистая Дева простирает свою защиту над всеми жильцами и поддерживает их в самых сложных обстоятельствах.

Молитва перед иконой Божией Матери Урюпинской читается келейно в любое время. Не стоит вводить себя в состояние аффекта или погружения. Чтение должно быть с пониманием каждого слова, от чистого сердца и всей души. Есть множество акафистов, духовных стихов, которые читают перед иконой. Но, даже не зная слов молитвы, вознося горячие просьбы Богоматери, верующие получают ответ и надежду на исцеление.

Молитва перед Урюпинской иконой Божией Матери

Оцените пожалуйста статью ☺

Нажмите по звездочке ↓

Средний рейтинг: 0 / 5. Количество голосов: 0

Проголосуйте первым!

Икона Божией Матери — значение, история, почитаемые образы

Узнайте все самое интересное и полезное об иконах Божией Матери, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Образ Божией Матери: история почитания

Особым почитанием в Православии пользуются образы Пресвятой Богородицы, многие из которых являются чудотворными. Не только в храмах, но и в домах каждой православной семьи имеется икона Божией Матери.

«Когда человек с благоговением и горячей любовью лобызает святые иконы, он как бы вбирает, впитывает (в себя) краски этих икон, и в нем самом, внутри, изображаются эти святые. Святые радуются, «отрываясь» от бумаг и досок и запечатлеваясь в человеческих сердцах. Когда христианин благоговейно лобызает святые образы и просит помощи от Христа, от Матери Божией, от святых, то он совершает лобзание своим сердцем, которое впитывает в себя не одну только Благодать Христову, Матери Божией или святых, но всего Христа или Пресвятую Богородицу или святых, которые встают в иконостас его (внутреннего) храма. «Человек есть храм Святого Духа». Смотри, ведь и каждая служба начинается и заканчивается лобызанием икон» (старец Паисий Святогорец, 1924-1994).

По преданию, евангелистом Лукой была написана первая икона Божией Матери еще при земной жизни Пресвятой Девы. Первоначальное почитание образов Богоматери началось в землях Палестины, связанных с жизнью Спасителя и Его Матери.

Одними из древнейших образов Богоматери, сохранившихся до нашего времени, являются изображения, найденные в римских подземных катакомбах (2-3 век). С 4 века иконография Богородицы широко развивается сначала в Византии и на Балканах, а после 10 века — и на территории Руси.

Почему существуют разные иконы Богородицы

В месяцеслове Русской Православной церкви упоминается более 1000 икон Пресвятой Богородицы. Почитаемых образов Богоматери намного больше. Например, только в Петербургской епархии чудотворных и местночтимых икон насчитывается 120.

Каждый образ Богоматери имеет свое название. Это связано с историей написания, обретения, прославления. По народной традиции со всевозможными просьбами христиане обращаются к различным образам Богородицы. Это связано в основном с явлениями чудесами. Так, в сочинении «Руно орошенное» (1683) святителя Димитрия Ростовского описан случай получения нежданной радости в прощении грехов одного нечестивого человека. После чего икона Божией Матери стала именоваться «Нечаянная радость». А икона «Прибавление ума» получила такое название после вразумления одного московского иконописца, который долго не мог понять смысла церковных реформ (1650-1680).

Но следует помнить, что Богородица одна и та же на всех иконах. Нет отдельных «Богородиц» в зависимости от местности или сферы деятельности. Такое восприятие Богоматери носит на себе влияние языческого и магического мышления. По учению Церкви, молясь перед написанным образом, верующие обращаются к первообразу. Икона служит «окошком» в духовный мир, помогает сосредоточить мысли во время молитвы.

«Иконы требуются нашею природою… может ли природа наша обойтись без образа? Можно ли вспомнить об отсутствующем, не вообразив его? не Сам ли Бог дал нам способность воображения? Иконы – ответ Церкви на вопиющую потребность нашей природы (праведный Иоанн Кронштадтский, 1829-1908).

Типы икон Богородицы

Чем отличаются иконы Божьей Матери друг от друга? По канонический системе изображения Богоматери и Богомладенца условно подразделяются на типы. Основными, выражающими богословскую идею почитания Пресвятой Девы Марии, являются следующие: «Знамение», «Одигитрия», «Умиление».

Каждый иконографический тип со временем приобрел несколько разновидностей.

Также можно условно выделить еще один тип Богородичных икон — это «Акафистная». Причиной появления образов с таким типом послужило желание прославить саму Божию Матерь. Появился он намного позже и, вероятно, под влиянием западноевропейской культуры.

Иконографический тип «Знамение»

«Слово воплотилось, чтобы людей, обратившихся в тление, снова возвратить в нетление и оживотворить их от смерти, присвоением Себе тела и благодатию Воскресения уничтожая в них смерть, как солому огнем» (святитель Афанасий Великий, 296-373).

Богословская идея «вопрошания Спасителя» легло в основу написания одного из распространенных иконографических типов — «Знамение» («Оранта», что в переводе с греческого означает «Молящаяся»). Такой вариант написания образа Богоматери связан со священными словами Библии.

В Ветхом Завете сказано: «Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил» (Книга Исаии, 7:14).

Из Нового Завета выбраны строки: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Евангелие от Луки, 1:35).

Читайте также:
Иконы над входной дверью: какую и где икону повесить, как и от чего помогают

Особенностью данного типа икон является то, что руки Пресвятой Богородицы подняты вверх в молитвенном жесте. У некоторых вариантов такого иконографического типа на уровне груди Богоматери находится изображение Младенца Христа. Примерами икон служат «Курская Коренная», новгородская «Знамение», Ярославская «Оранта».

Тип «Одигитрия»

Другой тип иконографии — «Одигитрия» (с греческого «Путеводительница»). Богословской основой таких образов послужило понимание того, что Богоматерь является лестницей на небо. По этой лестнице сошел Господь на землю и верующие приходят к Богу («Радуйся, лествице небесная, Еюже сниде Бог» — из акафиста Божией Матери).

На иконах этого типа Пресвятая Богородица изображается фронтально. Одной рукой Она держит Богомладенца. Другая рука Богоматери направлена в сторону Сына, как бы переводит взгляд молящихся на Спасителя, указывая Истинный Путь ко спасению.

«Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Евангелие от Иоанна, 14:6).

Иисус правой рукой благословляет, в левой Он держит свиток (знак Благой вести) или символ власти (скипетр и державу). Богородичные образы такого типа широко распространены во всем христианском мире. Наиболее известными иконами являются «Иверская», «Казанская», «Смоленская», «Троеручица», «Иерусалимская», «Всецарица» и другие. У каждой иконы имеются свои отличительные детали, что чаще всего связано с историей происхождения каждого образа. На Руси особо почиталась чудотворная икона Божьей Матери Владимирская.

Икона Божией Матери «Умиление»

Ещё одним из распространенных в Православии иконографических типов изображения Богоматери является «Умиление» («Елеуса», что в переводе с греческого — «Милостивая»). Также этот вариант написания образа Пресвятой Богородицы в Византии назывался «Сладкое лобзание». Младенец Иисус на изображении нежно обнимает Свою Мать за шею, Которая наклонена головой к Нему. Этот жест свидетельствует о близости Божией Матери к Сыну, имеет перед Ним великое дерзновение.

«Если Бога будет умолять о нас вся Церковь земная и небесная со всем Ангельским воинством, со всеми святыми, то не получится такой силы молитвеннаго ходатайства, какое принадлежит Ей одной, нашей Заступнице, Пресвятой Деве Марии» (святитель Серафим Соболев, 1881-1950).

Примерами икон типа «Акафистная» служит «Семистрельная», «Умягчение злых сердец», «Остробрамская».

Наиболее известные иконы Богородицы с названиями

В Афонских монастырях находится множество чудотворных икон Божией Матери. Они почитаются далеко за пределами Удела Богородицы. В монастыре Дохиар хранится образ Богоматери «Скоропослушница», почитаемого с 17 века. Нерадивый монах Нил, проходя мимо этой иконы, горящей лучиной коптил лик Пресвятой Богородицы. Когда в наказание он ослеп, то только после горячей молитвы к Божией Матери получил исцеление. Само название иконы «Скоропослушница» свидетельствует о скорой помощи Богоматери верующим.

Особым почитанием пользуется Иверская икона Божией Матери, называемая «Вратарница». В 9 веке она приплыла по морю к берегам горы Афон. С этим образом связана неоднократная помощь в защите Иверского монастыря от вражеского нападения. Существует предание, что в последние времена Иверская икона покинет Святую гору Афон. Это будет указанием для монахов оставить это место.

Икона «Взыскание погибших» связана с рассказом «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане» (6 век). Получив прощение тяжких грехов после молитвы у этого образа Богоматери, Феофил именовал Ее «Взыскание погибших». Существует немало сведений о помощи Божией Матери через этот чудотворный образ. Так, в 17 веке в Калужской губернии после молебна остановилась эпидемия холеры.

В 14 веке в Афонской обители Хиландар появилась икона «Троеручица». Сербские христиане, опасаясь осквернения образа при турецком нападении, привязали икону к спине осла. Животное самостоятельно пришло к воротам монастыря. В нижней части образа изображена человеческая рука (третья), не принадлежащая Богородице. Это был дар советника правителя Дамаска (Сирия). Советнику по ложному обвинению отсекли кисть руки. После молитвы перед образом Богоматери рука срослась. Икона «Троеручица» не раз спасала монастырь Хиландар от лесных пожаров (1945, 1947).

В 16 веке в монастырь Симонапетра (Афон) была принесена икона Божией Матери «Всецарица». Ее название свидетельствует о молитвенной силе Богородицы, исходящей от Её особой близости к Сыну и распространяющейся на всех христиан. По молитвам перед этим образом верующие получают исцеление при онкологических заболеваниях.

Особо почитаемые иконы Божией Матери на Руси

Русская земля знает немало историй, связанных с чудесным явлением Богородичных икон, спасавших от бедствий. Считается, что четыре самых знаменитых образа Божией Матери охраняют территорию России. Тихвинская икона — это покровительница Северных земель, Иверская — Юга, Казанская — на Востоке, а Смоленская — на Западе.

Тихвинская икона Божией Матери, согласно рукописному «Сказанию», появилась в новгородских землях в 1383 году. Этот образ считается Покровительницей Новгородских земель (была явлена чудесная помощь в защите от шведов). К этой иконе Богоматери обращаются и за помощью при детских заболеваниях.

Казанская икона Божией Матери обретена после пожара в городе Казань в 16 веке. Этот образ был главней святыней Второго народного ополчения, освободившего в 1625 году Россию от польской интервенции. По народному поверью, перед этим образом молятся при глазных болезнях.

Смоленская икона появилась на Руси в 11 веке. От этого чудотворного образа была явлена защита при нашествии войска Батыя (1239). Перед ним русское воинство молилось накануне Бородинского сражения (1812). Смоленская икона считается Покровительницей семьи и дома.

В 1130 году из Константинополя в Киев митрополитом Михаилом была принесена в дар икона Богоматери. Впоследствии удельным князем Андреем Боголюбским образ был перенесен во Владимир, отчего икона и стала называться Владимирской. На Руси существовала традиция венчать на царство русских государей с этим образом. Несколько раз икона спасала Москву от вражеского нападения (1395 — от войска Тамерлана, 1480 — от ордынского хана Ахмата, 1521 — от крымского хана Махмет-Гирея).

В конце 19 века в России была явлена икона Божией Матери «Неупиваемая чаша» (город Серпухов, Московская область). Перед этим образом верующие возносят молитвы о больных недугом пьянства, наркомании, курения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: