Икона Успения Божией Матери: история, значения, в чем помогает и как молиться

Икона «Успение Пресвятой Богородицы» – как просить о помощи?

Известно огромное количество икон, на которых представлена Божья Матерь, и у каждого образа есть своя история и значение. Особо почитается икона «Успение Пресвятой Богородицы», в которой заключен важный смысл, что смерть это не тупик и не конец жизни для человека.

Икона «Успение Пресвятой Богородицы» – описание

На образе представлен переход (успение) Божьей Матери из мира живых на небеса. Этот эпизод четко описан в Библии, где рассказано, что она долгое время обращалась к Господу с молитвами, прося забрать ее на небо. Однажды к ней пришел Гавриил и сообщил, что вскоре она обретет покой. В час ее успения появился божественный свет, окружающий смертный одр. Икона «Успение Пресвятой Богородицы», значение которой для верующих огромно, присутствует практически во всех храмах.

Кто изображен на иконе Успение Пресвятой Богородицы?

Образ уникален тем, что на нем уместились практически все моменты, указанные в рассказе об Успении. Иконография «Успения Пресвятой Богородицы» включает следующие детали:

  1. В центре представлен одр, на котором находится тело Божьей Матери. В большинстве образах он накрыт материей багряного цвета, который указывает на царское достоинство Царицы Небесной. О величестве Богородицы свидетельствуют и сандалии пурпурного цвета.
  2. Икона «Успения» изображает апостолов, которые расположились вокруг одра. Количество предстоящих фигур зависит от размера образа, но при этом обязательными участниками является Петр (у него кадильница, которой он окуривает ложе) и Иоанн (оплакивает Богородицу). Еще вместе с апостолами могут изображаться люди, которые имеют связь с Божьей Матерью.
  3. Перед ложем чаще изображена свеча. На некоторых иконах на краю постели можно увидеть отрубленные запястья, а рядом с одром и самого человека с искалеченными руками. Это Афоний, предпринявший попытку опрокинуть одр, но его остановил ангел с мечом.
  4. За ложем стоит Спаситель, который окружен огромным нимбом, символизирующим божественную славу. В руках он держит упеленанного младенца, который олицетворяет душу Божьей Матери.
  5. На некоторых иконах «Успения Пресвятой Богородицы» можно увидеть еще одну деталь – свободное поле в верхней части образа, которое покрыто облаками, и на них фигуры людей и ангелов. Иконописцы так представили апостолов, которые не смогли прибыть в Иерусалим для прощения.

Древние иконы «Успения»

Изображение смерти Богородицы было очень древним, ее композиция была разработана примерно в IX веке. В это время церковь переживала важные времена, поскольку происходила фиксация самых значимых богословских положений. В этот же период был сформирован и введен праздник Успения с его традициями и правилами. Изначально икона «Успение Богородицы» была лаконичной и малофигурной, но со временем образ был раскрыт более четко.

В чем помогает икона Успение Пресвятой Богородицы?

Молиться перед образом Божьей Матери можно каждый день, чтобы получить уверенность в своих силах. Кроме этого, молитвенные тексты искореняют страх перед физической смертью. Икона «Успение Божией Матери» собирает перед собой миллионы верующих людей, которые просят о прощении своих грехов, чтобы попасть в Царство Господа. Регулярные молитвенные прошения помогают не только исцелить душу, но и тело, избавляя от разных заболеваний. Икона «Успение Пресвятой Богородицы» может использоваться для исповеди.

Икона Успение Пресвятой Богородицы – значение для дома

Считается, что православные образы являются самой мощной защитой, которая помогает уберечь дом и всех жильцов от разных проблем. Икона «Успение Пресвятой Богородицы» окружит все положительной энергетикой и будет отталкивать негатив в любом его проявлении. Праздник Успение приходится на 28 (15) августа и в этот день рекомендуется обязательно помолиться перед образом в церкви или дома, отмаливая свои грехи и прося об укреплении веры. Есть основная молитва иконе «Успение Пресвятой Богородицы».

Читайте также:
Икона Иоанна Кронштадтского: история, значение, в чем помогает и как молиться

Икона Успения Пресвятой Богородицы

Образ Богородицы издавна почитается православным людом после икон Господа Иисуса Христа. Деве Марии посвящено более 700 вариаций икон, но, как сказано в предании о Ее житии, образов Богородицы столько, сколько звезд на небе.

Среди знаменитых Ее ликов особое место занимает икона Успения Божией Матери, почитание которой совершается ежегодно 28 августа.

Описание иконы

Посреди иконы изображен смертный одр, на котором возлежит тело Пресвятой Богородицы. Он покрыт багряной тканью, что не случайно. Багрянец во все времена считался символом власти императоров, поэтому и на иконе этот цвет указывает на царственное достоинство Царицы Небесной. Пурпурные сандалии, надетые на Ее ноги, тоже имеют свое обоснование — такую обувь могли носить лишь именитые византийские императоры.

Смысл багрянца на иконе Успения означает то, что власть Богородицы несравнимо выше, чем у самых могущественных царских особ.

Ложе Богородицы окружают апостолы, среди них Иоанн и Петр. Петр держит в руках кадильницу и окуривает Пречистое тело фимиамом. Иоанн оплакивает Богоматерь, склонившись над Ее телом.

Часто на иконе изображается святой Иоанн Дамаскин. Именно он воспевал Царицу Небесную в своих богоугодных трудах.

О других почитаемых в православии иконах:

Пред одром горит свеча, но на других композициях вместо нее встречается изображение пары отрубленных запястий, а возле ложа стоит грешник с отрубленными руками. Он есть Афония, тот, кто в неверии пытался опрокинуть одр, но его чудесно остановил меч ангела.

Кстати, сам ангел с поднятым мечом часто изображается стоящим возле Афонии.

Рядом с одром стоит Сам Спаситель. Его окружает огромный нимб, благовествующий о Его Божественной Славе. В Его руках возлежит младенец в пеленах. Он есть душа Пречистой Девы, которую Иисус вскоре вознесет в Небесные обители. Окружающие Творца ангелы ликуют, встречая Царицу Небесную.

Событие Успения происходит в комнате с множеством колонн, арок и прочих архитектурных элементов.

История успения Богородицы

Предание гласит, что с момента распятия Своего Сына, Мария часто приходила на Голгофу и возносила мольбы к Небу у гроба Иисуса.

Случилось, что однажды во время моления Богородице явился архангел Гавриил и сообщил Ей о скорой кончине. Новость для скорбящей Матери была радостной и означала скорую встречу с возлюбленным Сыном. Поэтому последние дни земной жизни Пресвятая Дева проживала в неусыпаемой мольбе ко Господу, призывая всех православных христиан следовать ее примеру.

Важно. В момент отхождения души Пречистой Девы, к смертному одру Матери явился Сам Иисус Христос. Его окружал сонм небесных ангелов и архангелов.

Тело Преблагой Девы было похоронено в семейной гробнице, рядом с родителями и супругом. Сам же обряд захоронения был очень торжественным и невидимой стеной был огорожен от внешнего мира. А неверные, пытающиеся помешать захоронению тела, были строго наказаны.

Гробница Марии была плотно закрыта огромным камнем. Через три дня после похорон Иерусалим посетил апостол Фома. Он горел желанием попрощаться с Божией Матерью и присутствовать на Ее погребении, но опоздал. Он в слезах умолял христиан открыть могилу, дабы в последний раз созерцать Пречистую.

Но когда люди отодвинули камень и вошли внутрь гробницы, им было явлено чудо — тела в ней не оказалось, а на его месте лежало лишь только похоронное одеяние Марии. Ведь Сам Господь взял материнскую душу в руки свои и они вместе вознеслись в Небеса.

Читайте также:
Икона святой мученицы Ирины: история, значения, в чем помогает и как молиться

В этот же день апостолы собрались за общим столом, дабы отпраздновать воскрешение и вознесение Пресвятой Девы. И тут им явилась Сама Пречистая и провозгласила: «Я с вами!». И по сей день Богородица незримо находится рядом с каждым верующим человеком, оберегая его и исполняя сердечные прошения.

В этот день в церквях совершаются праздничные богослужения, клир надевает голубые облачения. С особой торжественностью праздник Успения совершается в Гефсимании, на месте погребения Пречистой Девы.

О других Богородичных праздниках:

На монастырском подворье хранится священная плащаница Богородицы, окруженная возженными свечами. Пред ней от начала праздника Преображения Христова начинается служение молебнов, акафистов, литургий и вечерних богослужений.

В 2 часа ночи перед днем Успения настоятель Гефсиманского подворья совершает Божественную Литургию, а по ее окончании пред плащаницей читается молебен. После этого она торжественно переносится крестным ходом в Гефсиманию.

В этом событии ежегодно участвуют члены русского духовенства в Иерусалиме. Процессия всегда сопровождается огромным количеством паломников со всего мира. Крестный ход прибывает в Гефсиманию с восходом солнца, а в каменную пещеру, где ранее возлежало Пречистое тело Богоматери, возлагается плащаница.

Утром дня Успения совершается чин погребения Богородицы. Архиереи, монахи, клирики и множество православного люда по узким улочкам святого города отправляются в Гефсиманию.

Погребальная процессия воспевает молебный канон Богородице. На отдание праздника плащаница тем же крестным ходом возвращается обратно в Иерусалим в его Гефсиманское подворье.

Великий смысл образа

Кончина Богородицы — это не уход из жизни обычного человека. Душа и тело Пречистой Девы отправились в Небеса к Спасителю, а не в сырую землю.

На нижней части образа человечеству указано, что путь к Спасению лежит через скорби, после чего каждого праведника ждет Вечность, куда первой из людей вознеслась Пресвятая Дева Мария. Поэтому рекомендуется читать икону Успения снизу вверх, чтобы правильно трактовать то, что ждет праведного христианина после смерти телесной.

Святая помощь с Небес

Моление пред образом помогает верующим людям преодолеть страх смерти, ведь на ней описан яркий пример того, что ждет каждого из нас при верном соблюдении правил церковного бытия.

  • Богородица молится пред Своим Сыном за каждого человека, помогая излечиться даже от самых тяжелых недугов;
  • Она наставляет потерянные души на путь истинный, дабы после кончины каждый человек смог оказаться во Царствие Небесном;
  • Мария помогает избавиться от напастей, дарует душевное спокойствие, помогает в делах, защищает в пути.

Помимо моления в церкви, можно заказать молебен пред иконой, предварительно написав записочки с именами тех людей, о которых необходимо помолиться.

Сами записки следует подать в церковную лавку до начала молебна. Имена следует записывать в православном написании и в родительном падеже, они должны отвечать на вопрос «кого?», например: о здравии Марии, Димитрия, Иулии, Сергия.

Важно. Церковь молится только за крещенных в православной вере людей, т.е. за тех, над кем было совершено Таинство Крещения.

Богородица всепрощающая и является Небесной помощницей всем живым!

Моление пред образом Успения должно совершаться с пониманием и искренней верой в исполнение просимого. Просьба должна исходить из самой глубины сердца, подобно тому, как дитя призывает помощь своей матери. В этом случае Матерь Божия не замедлит оказать помощь Своему заплутавшему чаду, попавшему в беду.

Иконография Успения Божьей Матери

Приблизительное время чтения: 8 мин.

История появления образа

Первое, что важно знать, говоря об иконе Успения, это то, что она довольно поздняя, а ее каноническая композиция датируется примерно IX веком — эпохой, когда Церковь преодолела основные ереси и окончательно зафиксировала самые важные богословские положения. Именно во времена после иконоборчества окончательно сформировались и сам праздник Успения, и его отображение в христианской живописи.

Читайте также:
Козельщанская икона Божией Матери: история, значение, в чем помогает и как молиться

Ранние изображения были, как правило, лаконичными и малофигурными. В центре композиции располагается укрытое пурпурной тканью ложе, на котором покоится пречистое тело Богоматери. Перед ложем стоят апостолы, их позы и жесты печальны и передают общую скорбность запечатленного момента. За ложем находится фигура Христа, который склонился над телом Матери и держит в руках Ее святую душу (она всегда изображается в виде новорожденного младенца, завернутого в пелены). Над Спасителем и Богородицей летают ангелы — небесные свидетели этого славного и грустного момента.

Вот так незатейливо и просто изображалось Успение в далекие времена. Примером первых икон могут служить плоские рельефные изображения на тонких пластиках из камня или слоновой кости, а также книжные миниатюры — сам размер этих изделий не позволял наносить на них много элементов. А вот храмовые росписи и переносные иконы почти сразу стали своеобразным пространством, на котором древние мастера могли значительно обогащать ранее сформировавшуюся композицию.

Примерно к XIII веку сложилось окончательное сюжетное решение иконы. С тех пор оно практически не менялось. Разве что на Западе светские художники пытались предложить свои собственные варианты видения Успения, но в канонической иконописи они не прижились, и до сих пор, как православные, так и многие католические храмы украшают иконы, восходящие к древним прототипам IX века. Рассмотрим каноническое изображение более детально.

Событие Успения

Момент перехода Богородицы в Вечность в Евангелии не описан. Детали этого события известны нам из Предания и различных апокрифических источников. Вот, как оно произошло:

Богородица была предупреждена архангелом Гавриилом, что через три дня Сын заберет Ее к Себе. Пресвятая Дева ждала этой вести. Она была готова к переходу в вечность, и отведенные три дня использовала для того, чтобы проститься со всеми дорогими Ее сердцу людьми. Сразу стало понятно, что некоторых Она не сможет увидеть — например, апостолов, которые разошлись по Римской империи на проповедь. Трех дней было мало, чтоб собрать их всех, и Богородица взмолилась Сыну о помощи. На материнские молитвы Господь ответил чудом — во все края, где находились апостолы, были посланы ангелы, которые на облаках принесли их в Иерусалим к дому Пречистой.

Настал день кончины. Мария мирно лежала на одре, сияющая тихой радостью. Вокруг нее собрались самые близкие люди. Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта, и сам Христос в окружении небесных сил приближался к своей Матери. Ее душа отделилась от тела и была принята на руки Спасителя, который забрал Ее с Собою. А на одре осталось тело, которое светилось благодатью, и казалось, будто Богородица не умерла, а лежит в мирной полуденной дремоте. На Ее лице застыла счастливая улыбка — наконец, после долгих лет ожидания Она ушла к своему Сыну.

Похоронили Богородицу в гробнице, где до этого почивали Ее родители Иоаким и Анна, а также — Её супруг Иосиф. Тело Девы Марии торжественной процессией пронесли через Иерусалим. Об этом узнали иудейские первосвященники, которые решили разогнать шествие. Но случилось чудо — христиан, провожавших Богородицу в последний путь, окружило облако, и воины, посланные первосвященниками, не смогли причинить им никакого вреда. Тогда иудейский священник Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой силой. Раскаявшись в своей дерзости он получил чудесное исцеление и исповедал себя христианином. После погребения апостолы закрыли вход в пещеру камнем и удалились.

Читайте также:
Икона Утоли моя печали – в чем помогает и о чем молятся, значения и история

В процессии не участвовал апостол Фома — Господь специально попустил ему опоздать. Он прибыл в Иерусалим на третий день после похорон. Опечалившись, что больше никогда не увидит Деву Марию, он стал просить апостолов, чтоб они ему дали возможность проститься с телом. Они согласились, но когда открыли гроб, то пришли в ужас: тела в пещере не было — в нише лежали только погребальные пелены, от которых исходило райское благоухание. Апостолы были в смятении. Они вернулись домой, недоумевая и молясь Богу, чтобы Он указал им, где искать исчезнувшее тело. В этот же день вечером за трапезой апостолам явилась Богородица в окружении ангелов и приветствовала их словами: «Радуйтесь! Ибо Я с вами во все дни».

Как Успение изображено на иконе?

На иконе мастера смогли изобразить почти все моменты, которые приводятся в рассказе об Успении. Задача не из легких, но иконописцы справились с нею блестяще.

Посредине иконы изображен одр, на котором покоится тело Пресвятой Девы. Как правило, он покрыт тканью багряного цвета, и это неслучайно: багрянец всегда был атрибутом императорской власти, и применение этого оттенка в случае с Богородицей указывает на Ее царское достоинство как Владычицы и Царицы Небесной. Эту же роль играют и пурпурные сандалии на ногах Девы – такую обувь могли носить только императоры Византии. В Европе, где привыкли к иным атрибутам царской власти, Марию иногда изображали в венце и со скипетром, однако вне зависимости от места написания иконы, на ней всегда подчеркивалась идея того, что Богородица обладает честью несравненно высшей, чем у самых могущественных царей.

Вокруг одра расположились апостолы. Если перед нами фреска или большая икона, то число предстоящих фигур велико, если же поле иконы небольшое, то и предстоящих немного. Но в любом случае на всех изображениях присутствуют Петр и Иоанн. Петр держит в руках кадильницу и окуривает ложе Богородицы фимиамом. Иоанн же просто оплакивает Пречистую, склонившись над постелью. Вместе с апостолами иногда можно увидеть тех людей, которые так или иначе соприкоснулись с Богородицей. Например — Иоанна Дамаскина, воспевшего Пресвятую Деву в своих трудах.

Перед одром чаще всего стоит свеча, но встречается и такая композиция: на краю постели висят два отрубленных запястья, а возле самого ложа стоит человек с искалеченными руками. Нетрудно догадаться, что это Афония, который пытался опрокинуть одр, но был остановлен ангельским мечом. Кстати, чаще всего возле Афонии стоит и сам ангел, поднимающий меч на нечестивого кощунника.

За одром стоит Спаситель. Он окружен мандорлой — огромным нимбом, символизирующим собою божественную славу. В руках у Него — упеленанный младенец. Это — душа Пресвятой Богородицы. Очень трогательный момент — когда-то Мария держала на руках маленького Иисуса, теперь Он прижимает к груди Ее пречистую душу. Однажды Она стала Матерью Своего Творца, а сейчас Он возносит Ее в небесные чертоги. Также рядом со Христом стоят много ангелов, которые образуют как бы процессию, растянувшуюся с Земли на Небо и с ликованием встречающую Царя и Царицу вселенной.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Тихвинская": история, значения, в чем помогает и как молиться

На некоторых иконах изображена еще одна интересная деталь — все свободное поле иконы в ее верхней части покрыто облаками, на которых можно разглядеть фигурки людей и ангелов. Таким необычным способом иконописцы изображают апостолов, которые не смогли вовремя прибыть в Иерусалим, и были в итоге чудесным образом доставлены на облаках ангелами.

Все события, изображенные на иконе, происходят в комнате — об этом говорят схематичные силуэты колонн, окон, арок, карнизов и других архитектурных элементов. Иногда вместо богатого интерьерного фона можно увидеть просто два столба и повисшую на них ткань, парусом натянутую над собравшимися. В любом случае и ткань, и другие элементы могут быть символами как закрытого помещения, так и городских построек Иерусалима, через который проходила погребальная процессия.

В целом же икона Успения являет собою очень важную истину — что смерть не есть тупик или бессмысленный финал для человека, что человек не прекращает свое бытие, а переходит из мира дольнего в мир Горний. Нижняя часть иконы (наполненная печальной атмосферой) перекликается с верхней ее частью (исполненной небесной славы и ликования), показывая всем нам, что путь к Небу лежит через скорби, однако в конце этого пути нас ждет Вечность — та самая, куда первой из людей переселилась Пречистая Дева Мария.

  • Двусторонние таблетки из собора св. Софии в Новгороде
  • Успение Пресвятой Богородицы. Сербия. Дечаны, XIV век
  • Успение Богородицы. Фреска. XIV век. Хора музей, Стамбул
  • Успение Пресвятой Богородицы, избранные святые в клеймах. Византия. XV в.
  • Успение Пресвятой Богородицы. XV в. Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля
  • Успение Пресвятой Богородицы. Балканы. Македония. XVI в. Франция. Париж. Городской музей изящных искусств
  • Успение Пресвятой Богородицы. Беларусь. XV в. Москва. ГТГ
  • Успение Пресвятой Богородицы. Византия, XV в.
  • Успение Пресвятой Богородицы. Византия. XII в.
  • Успение Пресвятой Богородицы. Византия. XIV в.
  • Успение Пресвятой Богородицы. Византия. XV в. Греция. Патмос, монастырь Иоанна Богослова
  • Успение Пресвятой Богородицы. Византия. XV в.
  • Успение Пресвятой Богородицы. Греция. Афон, монастырь Хиландар. XVII в.
  • Успение Пресвятой Богородицы. Греция. Каппадокия. XVIII в.
  • Успение Пресвятой Богородицы. Греция. XVII в. США. Нью-Йорк. Метрополитен-Музей
  • Успение Пресвятой Богородицы. XVII в. Оружейная палата. Вознесенский монастырь Московского Кремля
  • Успение Пресвятой Богородицы_ Балканы. Сербия. Сопочаны_ XIII в._ местонахождение Сербия. Нови-Пазар. Монастырь Сопочаны
  • Успение Пресвятой Богородицы. Новгород. XIII в. Москва, ГТГ
  • Успение Пресвятой Богородицы. Праздничный ряд иконостаса. 1425-1427гг. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Троицкий собор
  • Успение Пресвятой Богородицы. Россия. Ростовская обл. XV в.
  • Успение Пресвятой Богородицы. Россия. Север. XVI в. СПб, ГРМ
  • Успение Пресвятой Богородицы. Россия. XVI в. Петрозаводск. Национальный музей республики Карелия
  • Успение Пресвятой Богородицы. Ростов. XVI в. Кириллов. Кирилло-Белозерский музей-заповедник
  • Успение Пресвятой Богородицы. Тверь, XV в. Москва. ГТГ
  • Успение. Около 1392. Мастерская Феофана Грека. Оборот Донской иконы Богоматери. ГТГ
  • Успение. XVII в.
  • Успенский собор Московского Кремля. Ок. 1479

На заставке фрагмент иконы Успение Пресвятой Богородицы, XV в. Новгород. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Икона «Успение Пресвятой Богородицы»: в чем помогает верующим

Православная иконография необычайно многогранна. Особое место среди святынь занимают образы, посвящённые церковным событиям и праздникам. Практически каждому важному в христианской истории факту посвящена определенная икона.

Православные иконописцы не могли обойти вниманием праздник Успения Пресвятой Богородицы. Ему посвящена удивительно красивая икона, несомненно заслуживающая внимания как со стороны искусствоведов, так и среди верующих.

Как выглядит икона «Успение Пресвятой Богородицы»? В чем помогает святыня? Кому стоит её приобрести? На эти и другие вопросы вы найдёте ответы в публикации ниже.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость": история, значения, в чем помогает и как молиться

Композиция иконы

Об Успении Пречистой Девы не рассказывается в Библии. Мы знаем об этом празднике из Предания и апокрифов. В связи с отсутствием документальных свидетельств в Священном Писании, отделить истину ото лжи было сложно.

В связи с этим фактом и обилием ересей в ранней христианской истории, своё начало каноническая иконография Успения Девы Марии по церковным меркам берет довольно-таки поздно: лишь в начале IX века. Именно тогда сформировалось чёткое понимание события Успения, которое и было впоследствии отражено на образе.

Итак, композиция включает в себя следующие элементы:

  • В центре: ложе, укрытое тканью, на котором расположено тело Божией Матери.
  • Перед ложем: скорбящие апостолы.
  • За ложем: Иисус Христос склонившейся над телом Своей Матери, и держащий в руках Её душу (изображена в виде новорождённого, завернутого в ткани).
  • Над Господом и душой Богоматери летают ангелы.

Все эти элементы обязательно включает в себя каждая икона «Успение Пресвятой Богородицы».О чем молятся перед этим образом вы узнаете в следующей части статьи.

Также отметим, что существует несколько разных иконографических типов изображения Успения Девы Марии. Некоторые из них значительно обогащены другими элементами, другие – более скромны. Вид изображения Успения Пречистой Девы на иконе зависит от личных предпочтений иконописца, от эпохи, в которой он жил и многих других факторов. Однако несомненно каждая из икон Успения Богородицы заслуживает внимания.

О чём молиться перед образом

Во многих православных храмах и на домашних иконостасах расположена икона Успения Пресвятой Богородицы. О чем молятся верующие, стоя перед этой святыней? Ограничений для прошений нет (кроме, разумеется,греховных просьб). Однако известно, что традиционно православные верующие просят перед этой святыней помощи в таких ситуациях:

  • Исцеление болезней (душевных и телесных).
  • Укрепление веры.
  • Дарование добродетелей и избавление от грехов, пагубных пристрастий и так далее.
  • Оправдание в случае оклеветания, обличение неправды.
  • Напутствие умирающих.

Если вы не нашли в этом списке своего прошения, не переживайте. В любом случае вы можете попросить молитвенного заступничества Богородицы. Сделать это можно как в православном храме, так и находясь у себя дома.

Напоминаем вам: молиться необходимо не только находясь в трудной жизненной ситуации или имея проблемы. Не забывайте благодарить Пречистую Деву за её небесное заступничество и в радостные жизненные моменты. Обязательно стоит прочесть благодарственную молитву, если ваше прошение, высказанное в молитвенном чтении, было выполнено. Также можно последовать благочестивой традиции и заказать молебен перед иконой «Успение Пресвятой Богородицы». В чем помогает молитва перед образом? Подведем итог: любая благочестивая просьба, если на то угодно Господу, будет выполнена.

Впрочем, многое ещё зависит и от искренности, и от веры молящегося. Молитесь с душой и усердно, тогда Пречистая Дева обязательно вас услышит.

Четырехчастная икона Божией Матери

Четырехчастные иконы представляют собой четыре разные иконы, каждая со своим сюжетом, писанные на одной доске. Когда именно появились на Руси такие иконы, точно неизвестно, но в Новгороде в 15 веке иконы подобного типа уже были.

Как правило, такая икона разделяется по центру распятием с изображением лика Христова или Его распятой фигуры. Чаще всего икона с распятием живописует деяния святых, когда на каждой из четырех икон изображается какой-то момент их жизни и подвига.

Одной из самых известных является четырехчастная икона Божией Матери под названием «Материнство». Она изображает Богоматерь с Младенцем Иисусом на руках в разные моменты Его младенчества и детства. Это икона византийского письма; предполагается, что она была написана в VI веке, на Руси же ее обретение произошло лишь во второй половине XVII века неподалеку от Минска. Легенда гласит, что икону нашли на дереве. Позднее на месте обретения иконы был воздвигнут храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

  1. Описание четырехчастной иконы Божьей Матери
  2. Значение четырехчастной иконы Божьей Матери с распятием
  3. Молитва иконе
Читайте также:
Икона великомученицы Натальи: история, значение, в чем помогает и как молиться

Описание четырехчастной иконы Божьей Матери

Даже если сравнивать с обычными иконами, то икона Божьей Матери является довольно редкой. Если же начинают говорить о четырехчастных иконах, вспоминают в первую очередь именно икону «Материнство». Она выглядит следующим образом.

В левой нижней части находится икона «Взыграние Младенца», изображающая Младенца Иисуса, играющего с Матерью. Она бережно держит его на руках, а Он прижимается щекой к Ее лицу и гладит его рукой.

В правой нижней части находится икона «Воспитание», где Иисус на руках у Матери, подняв руку, по-видимому, что-то говорит, а Мать внимает ему, склонив голову.

В левой верхней части находится икона «Млекопитательница». Эта целомудренное изображение того, как Богоматерь вскармливает Божественного Младенца своим молоком.

В правой верхней части находится икона «Поможение родам», где Богоматерь держит перед собой, как щит, символическое изображение ребенка в утробе матери.

По центру расположено распятие с ликом Иисуса Христа.

Обращает на себя внимание, что на иконе «Поможение родам» Богоматерь изображена с непокрытой головой, как положено девушке, на всех же остальных трех иконах ее голова покрыта, как по традиции носили замужние женщины.

А еще нельзя не заметить, насколько печален ее лик. Обычно матери смотрят на своих маленьких детей с улыбкой, но эта Мать знает, какая мука предстоит ее Сыну, а потому взгляд ее исполнен печали и покорности Воле Божьей.

Значение четырехчастной иконы Божьей Матери с распятием

Можно с полным правом утверждать, что четырехчастная икона Божьей Матери это икона прежде всего для женщин, ведь на ней изображено самое главное в жизни каждой женщины – материнство, недаром и икона получила такое название.

Икона оберегает мать и дитя еще до того, как оно появится на свет

Пока дитя во чреве матери, икона оберегает их обоих от невзгод, а затем, когда наступает срок родин, помогает родильнице при тяжелых родах.

«Материнство», четырехчастная икона с распятием, значение которой понятно без слов, должна быть в доме каждой женщины. Ее часто дарят девушкам, выходящим замуж, или женщинам, ожидающим ребенка, особенно первенца. Но независимо от того, есть у женщины дети или нет, такая икона станет для нее оберегом и защитой – защитой от всего, что может навредить ее семье и детям.

Не имеет значения, в каком стиле она написана, этот список в любом случае соответствует православным церковным канонам. Перед ней молятся за здравие детей и родных, а молитва «Живые помощи» помогает беременным вынашивать ребенка без осложнений. Лучше всего дарить четырехчастную икону Божией Матери на Рождество Богородицы и на Успение Богородицы, либо в дату празднования иконы – 25 января. В этот день нужно молиться о здравии своих детей и родителей.

Молитва иконе

Молитва Божией Матери перед иконой «Материнство»

Матушка Заступница, явись нам грешным, чтобы сберечь детей наших и матерей наших от всякого зла, ибо только они могут продолжить род наш. Прости нам наши грехи вольные и невольные во веки веков. Накрой покровом своим меня, дай детям моим благодать свою. Дай всем нам возможность прикоснуться к Тебе, Владычица, ибо каждый из нас — ребенок пред Тобою. Аминь.

Икона Божией Матери “Материнство”

Четырехчастная икона состоящая из образов Пресвятой Богородицы (слева-направо,сверху-вниз): «Млекопитательница», «Поможение родам», «Взыграние младенца», «Воспитательница».

Читайте также:
Иконы над входной дверью: какую и где икону повесить, как и от чего помогают

Икона Божией Матери, именуемая «Млекопитательница»

Эта древняя икона является одним из лучших образцов византийской школы и имеет богатую историю. Она связана с именем святого Саввы Освященного — основателя лавры, расположенной некогда в 18 верстах от Иерусалима. Святой Савва отошел к Господу в 532 году, пророчески завещав икону знатному богомольцу из Сербии по имени тоже Савва. Через шесть столетий иноки дождались другого святого Саввы — архиепископа Сербского. «Млекопитательницу» он перенес в Хилендарский монастырь на Афоне, к основанию которого имел прямое отношение. В России «Млекопитательница» является иконой весьма редкой, хотя в 1860 году её список с Афона был послан в Курскую губернию и скоро обрел чудотворную силу.
Обретение другой российской «Млекопитательницы» состоялось в 1650 году — ее обнаружили на высоком дереве в двадцати верстах от города Минска. Именно на этом месте был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Осталось много преданий о чудотворной силе этой иконы, она помогала при избавлении от различных бед и недугов, спасала людей во время нашествия шведов. Икона редкая и мало распространенная в списках.

Празднование: 25 (12) января.

Чудотворная икона Богородицы «Поможение родам»

«Поможение родам» (или «Помощница в родах») – название чудотворной иконы, почитаемой в православной России. Когда была написана эта икона неизвестно, но с древних времен люди знают, что нет лучше помощи при сложных родах, чем помощь этой чудотворной иконы.Иконе «Поможение родам» приписывают множество чудес. Считается, что икона помогает бесплодным женщинам, исцеляя их от недуга, помогает рождению ребенка при сложном течении беременности. Известно множество случаев, когда после искренней молитвы беременной женщины перед святым образом, плод «неправильно» лежащий в утробе матери, перед самыми родами поворачивался головой вниз и роды проходили успешно.

Празднование: 8 января (26 декабря)

икона Божией Матери «Взыграние младенца»

Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» явилась 7 ноября 1795 года в восемнадцати верстах от Москвы и в шести с половиной верстах от станции Люберцы Московско-Казанской железной дороги, при деревне Гремячевой, в древнем Николо-Угрешском монастыре, основанном Димитрием Донским в честь победы на Куликовом поле в 1380 году.История создания обители связана с именем святого благоверного князя Димитрия Донского. Во время похода святого князя на Куликово сражение ему в 15 верстах от Москвы, в ветвях деревьев, неожиданно явилась икона святителя Николая Чудотворца. Увидев неведомо откуда появившийся образ, князь воспринял это как знак особого Божьего благословения и обрадовано воскликнул: «Сия вся угреша (согрело) сердце мое!» – и дал обет в случае победы создать на этом месте монастырь.

Так на карте России появился Угрешский монастырь с соборным храмом в честь святителя Николая, прозванный также Николо-Угрешским, в котором впоследствии явилась чудотворная икона Божией Матери, получившая название «Взыграние».

На протяжении многих лет икона была одним из символов Николо–Угрешской обители (ныне г. Дзержинский Московской области).

После революции, во время разорения обители икона исчезла. До наших дней сохранился список чудотворной иконы 1814 года. В настоящее время этот древний образ является частью собрания Московского Государственного объединенного музея-заповедника. В 90-х годах XX века с него было выполнено несколько списков, один из которых был передан Николо-Угрешскому монастырю и ныне находится в музее-ризнице обители.

Читайте также:
Урюпинская икона Божией Матери: история, значение, в чем помогает и как молиться

В обители находится ещё один чтимый образ иконы Божией Матери «Взыграние».

Как сообщает сайт Николо-Угрешской обители http://ugresha.org: «В начале XXI века в Николо–Угрешском монастыре произошло чудесное обретение еще одного образа Божией Матери «Взыграние». Промыслительным образом группа верующих людей, пожелавших остаться неизвестными, передала в нашу обитель список с иконы Пречистой Девы, который хотя стилистически и отличается от явленного Угрешского образа, но относится к тому же иконографическому типу. С крестным ходом братия обители, ее прихожане торжественно встретили у Святых врат икону «Взыграние Младенца». Образ занесли в Спасо–Преображенский собор, в котором он хранится и по сей день, по праву являясь одним из наиболее чтимых в монастыре».

Угрешский образ «Взыграние» отличается от наиболее распространённых вариантов этого образа под названием «Взыграние Младенца». В большинстве композиций этой иконы Младенец Иисус, сидящий на левой или правой руке Богородицы, изображён как бы играющим и порывисто тянется ручками к лику Своей Матери, касаясь Её подбородка или щеки, резко закинув назад голову.

Иконы с названием «Взыграние Младенца» распространены на Балканах и на Афоне. В России в день празднования Угрешского образа традиционно отмечается праздник всех икон Божией Матери «Взыграние».
«Взыграние» — русская икона древнего письма, писанная с греческого образца. В Византийской империи этот образ почитался древней чудотворной святыней. Иконы Богоматери того же имени имеются в Московском Новодевичьем монастыре и в Ватопедской обители на Афонской горе.

Празднование: 20 (7) ноября.

Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Воспитание»

Эта икона – список с древней византийской иконы.
Бо­жия Ма­терь изо­бра­жа­ет­ся с Пред­веч­ным Мла­ден­цем, си­дя­щим на Ее ле­вой ру­ке. Пра­вая ру­ка Хри­ста про­стер­та вверх к ли­ку Пре­чи­стой Де­вы. До 1917 го­да свя­той об­раз по­ме­щал­ся в Ка­зан­ском со­бо­ре на Крас­ной пло­ща­ди, но по­сле его раз­ру­ше­ния был уте­рян, сей­час там на­хо­дит­ся спи­сок с чу­до­твор­ной ико­ны, про­сла­вив­ший­ся по всей Рос­сии сво­и­ми чу­до­тво­ре­ни­я­ми. На­зва­ние ико­ны го­во­рит са­мо за се­бя. Пе­ред ней ро­ди­те­ли мо­лят­ся за сво­их де­тей, про­ся у Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы взять их под Ее по­кров, по­слать им ра­зум и на­пол­нить серд­це пре­муд­ро­стью. Так­же до на­ших дней до­шла и крат­кая мо­лит­ва это­му об­ра­зу: «Вру­чаю ди­тя мое все­це­ло Гос­по­ду мо­е­му Иису­су Хри­сту и Тво­е­му, Пре­чи­стая, небес­но­му по­кро­ви­тель­ству».

Четырехчастная образы Богоматери “Утоли болезни”, “Взыскание погибших”, “От бед страждущих”, “Умягчение злых сердец”

Размер: 27,2 х 23,6

Автор: нет данных

Материал: дерево, левкас, темпера; оклад: серебро, позолота; резьба, чек

Персоналии: Богоматерь, младенец

Уточняющая датировка: 19 в. Начало

Век: 19

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва

Иконография, категория: Богоматерь

Тип изображения: Поясное

Иконографическая справка

На иконе представлены четыре образа Богоматери, ставшие популярными уже в Новое время.

Согласно преданию, в 1640 г. в Москву был привезен список с чтимой иконы Бо­гоматери «Утоли моя печали» из Шклова (Белоруссия) и поставлен в церковь Николы на Пунышах в Замоскворечье, где прославился 25 января 1760 г. Особен­но икона стала почитаться после эпидемии чумы 1771 г., с чем связано появление с конца XVIII в. многочисленных се списков. В 1930-е годы икона была перене­сена в московскую церковь Николы в Кузнецах.

На иконе представлено поясное изображение Богоматери с полулежащим у Нее на коленях Младенцем. В руках у Христа — развернутый свиток, на кото­ром нередко помещался текст, восходящий к книге пророка Захарии (Зах. 7:9): «Суд праведен судите и милость и щедроты творите кийждо ко искреннему сво­ему, и вдовицу и сиру и пришельца и убога не насильствуйте, и злобу брату сво­ему в сердце не творите». Название этого образа Богоматери имеет разные ва­рианты. Публикуемая икона называется «Утоли болезни» по надписи на ней, которая восходит к тексту богородичной стихиры «Утоли болезни многовозды-хающия души моея. ».

Читайте также:
Икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость": история, значения, в чем помогает и как молиться

Образ Богоматери «Взыскание погибших» по композиции восходит к евро­пейскому образцу. Богородица представлена обычно с непокрытой головой, дер­жащей обеими руками стоящего у Нее на коленях Младенца в короткой рубашке. Нередко источником подобных икон были южные губернии России, испытавшие большое влияние европейской традиции. Известно, что в Харьковской губернии во второй половине XVIII в. почиталась икона «Богоматерь Взыскание погиб­ших», откуда, скорее всего, список с нее попал в Россию.

Самая чтимая среди московских икон этого названия находилась в церкви Рождества Христова в Палашах (в настоящее время — в церкви Воскресения Словущсго на Успенском Вражке). Икона считается покровительницей невест.

Иконография образа Богоматери «От бед страждущих» также восходит к западным источникам. Название иконы связано с текстом молебного кано­на к Пресвятой Богородице, где есть слова: «Богородица Владычица, поспе­ши и от бед избавь нас» (Песнь 3). Икона стала широко известной в XVIII в., но появилась она, скорее всего, в конце XVII в. В Х1Хв. этот образ был популя­рен у уральских и ветковских старообрядцев. В настоящее время чтимые иконы имеются в московском кафедральном Богоявленском соборе, в соборе города Арзамаса и др.

Иконография Богоматери «Умягчение злых сердец» восходит к так назы­ваемому Симсонову проречению — словам, сказанным Симеоном Богопри-имцем в момент Сретения Господня, об оружии, которое пройдет через душу Богородицы. На Западе изображения Богоматери с пронзающим ее грудь ме­чом появились в XIII—XIVbb. Позднее вместо одного стали изображать семь мечей, символизирующих семь страстей Богородицы. Под названием «Богома­терь Страдающая (Dolorosa)» эти образы получили широкое распространение в XVI—XVIIвв. в искусстве католического мира, в частности в Польше и запад­норусских землях, откуда пришли и в Россию. Древнейший образ Богоматери «Умягчение злых сердец», сохранившийся до наших дней, — икона из Распят-ской церкви Московского Кремля, созданная в 1682 г. Василием Познанским. Нередко вместо кинжалов изображали стрелы, отчего иконография получила еще одно название — «Семистрельная».

Известны образы с аналогичным или близким составом сюжетов. Устойчи­вость сочетания данных сюжетов на одной иконе явно не случайна. Такой под­бор богородичных икон, видимо, определялся представлением о полноте помо­щи Божией Матери, через эти образы подаваемой, во всех важных жизненных ситуациях (опасность гибели близких, покровительство семейному счастью и невестам, защита близких от гнева власть предержащих и т.д.).

На обороте иконы имеется надпись: «Сею иконою благословила я нежно любимого мною племянника Иосифа Гурко перед отъездом его в действующую армию в Турции 1877 года августа 15 Сельцо Сахарове Евгения Петрово-Сало-вово». Иосиф Владимирович Гурко (1828—1901), генерал-фельдмаршал, в рус­ско-турецкую войну 1877—1878 гг. во главе передового отряда совершил поход в Забалканье, отличился в битве под Плевной, осуществил зимний горный пере­ход, занял Софию и разбил турецкие войска под Филипполем1.

Происхождение

Поступила из Военно-исторического музея в 1930 г.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: