Икона Владимирской Богоматери: история, значение и в чем помогает

Владимирская икона Божией Матери. Суть вещей

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Владимирская икона Божией Матери — самая ранняя из сохранившихся чудотворных икон Древней Руси.

Датировка: XI–XII век

Дни празднования: 3 июня, 6 июля, 8 сентября

Местонахождение Владимирской иконы Божией Матери:

Храм святителя Николая в Толмачах (Государственная Третьяковская Галерея)

История Владимирской иконы Божией Матери

Владимирская икона попала на Русь из Византии в XII веке как подарок киевскому князю Мстиславу Владимировичу. Святыню перенесли во Владимир (отсюда название), а в 1395 году — в Москву для защиты города от монгольского завоевателя Тамерлана.

По преданию, Богородица явилась хану во сне, после чего Тамерлан отступил от Москвы без боя. На месте встречи, «сретения» иконы был основан знаменитый Сретенский монастырь.

Владимирскую икону поместили слева от царских врат в Успенском соборе Кремля. Перед ней венчались на царство русские государи и утверждались на кафедру московские митрополиты. В 1917 году перед Владимирской иконой был избран Патриархом Московским святитель Тихон (Беллавин).

С 1930 года икона находится в Государственной Третьяковской галерее. С 1999 года в храме-музее при Третьяковской галерее в честь свт. Николая в Толмачах.

Иконография Владимирской иконы Божией матери

  1. Золотой фон иконы символизирует Божественный свет.
  2. За несколько веков икону реставрировали и переписывали несколько раз, но лики сохранились от изначального образа.
  3. Из-под омофора — покрова на голове Богородицы —видна ручка Спасителя.
  4. Владимирская икона относится к иконографическому типу «Елеуса», то есть «Умиление». Характерная черта этого типа богородичных икон: Младенец Христос сидит на правой руке Богоматери и обнимает Ее за шею, прильнув щекой к Ее лицу.
  5. Левая ножка Спасителя чуть согнута и видна ступня — «пяточка». По этой детали и узнают Владимирскую икону.

Владимирский образ — выносная икона, которую использовали во время торжественных процессий и крестных ходов. На обратной стороне есть изображение, которое также могли видеть верующие.

«Этимасия» — то есть «Престол уготованный»

Покрытый красной тканью престол, приготовленный для Второго
Пришествия Иисуса Христа, грядущего судить живых и мёртвых.
На престоле Евангелие в золотом окладе; гвозди и терновый венец — орудия мучений Спасителя; и белый голубь —символ Святого Духа.

Орудия страстей

За престолом стоит Голгофский крест, на котором распяли Христа.
Рядом копье, которым Ему пробили ребро и трость с губкой, которой предлагали утолить жажду во время страданий на Кресте.

Драгоценный оклад Владимирской иконы

У Владимирской иконы было несколько драгоценных окладов. Сохранившиеся оклады находятся отдельно от иконы в Оружейной палате в Москве.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Владимирской, глас 4:

Днесь светло красуется славнейший град Москва,/ яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/ о пречудная Владычице Богородице!/ Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей и вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих// и спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Владимирской, глас 8

Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых/ пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице,/ светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти:// радуйся, Невесто Неневестная.

Владимирская икона Божией матери: значение, описание, молитвы, история

Святой образ не раз помогал русскому воинству побеждать в решающих битвах – это одна из самых чтимых святынь Русской православной церкви, которая установила троекратное празднование Владимирской иконе Божьей Матери.

Как Святой образ оказался на Руси

По преданию, Владимирская икона Божией Матери написана Святым апостолом и евангелистом Лукой во время земной жизни Богородицы на доске стола, за которым трапезничали Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом.

Дева Мария, увидев Свое изображение, молвила: “Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет”.

После прибытия на Русь икона с 1131 года находилась в Богородичном монастыре, который располагался в одном из северных пригородов Киева — Вышгороде. Слухи о ее чудесных творениях ходили по всей Руси.

Как икона получила свое название

Вышгород стал уделом князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого, в 1155 году. Решив переселиться на родную для него Суздальскую землю, князь Андрей Боголюбский взял с собой икону и в пути усердно молился перед ней.

После отдыха во Владимире, князь собрался продолжить движение, но отъехав совсем немного от города, его лошади остановились. Все попытки заставить их идти дальше были безуспешны. Даже после смены лошадей ничего не изменилось.

Удивленный князь стал горячо молиться Божией Матери и во время молитвы ему явилась Богородица, которая повелела ему оставить чудотворную икону во Владимире, и построить собор, который станет для нее домом. Князь поставил икону во Владимире и с тех пор образ получил название – Владимирская икона Божией Матери.

Покровительница русского народа

Впервые икону принесли в Москву в 1395 году, когда завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) со своими ордами вторгся в русские земли, взял город Елец и направился к Москве.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Отрада и утешение": история, значение, в чем помогает и как молиться

Московский князь Василий Дмитриевич, который правил с 1389 по 1425 годы, вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки.

Великий князь молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию.

По преданию, в тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре — во сне он увидел великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена, которая повелела ему оставить пределы России.

Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения, на что знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам повернуть обратно.

В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 8 сентября было установлено празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Одна из величайших святынь России

Икона Владимирской Божией Матери всегда принимала участие в важных событиях российского государства и считается одной из величайших святынь России.

Так, во время нападения татар на Москву в 1451 году, митрополит Иона пронес икону крестным ходом вдоль городских стен. Ночью нападавшие слышали сильный шум и решили, что это на помощь осажденным идет со своим войском князь Василий Дмитриевич, утром они сняли осаду и отступили от городских стен.

А в 1480 году должна была состояться битва русских войск с татаро-монголами — противники стояли на разных берегах реки и готовились к битве, но она так и не состоялась.

Это “великое стояние на реке Угре” закончилось бегством татаро-монгол, в которое обратила их Божия Матерь через свою Владимирскую икону, находившуюся впереди войска русского.

В очередной раз вражеские полчища подошли к Москве в 1521 году, начали жечь посады, но неожиданно отошли от города, не причинив столице существенного вреда. Это событие также связывают с защитой чудотворной иконы, в честь которого был установлен ее третий праздник, который отмечают 3 июня.

Важнейшие события русской церковной истории также свершались пред Владимирской иконой Матери Божией. В том числе, избрание и поставление святителя Ионы — Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 году), святителя Иова — первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 году), Святейшего Патриарха Тихона (1917 году).

В день празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери совершена интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена — 3 июня 1971 года.

Переезд в новый дом

Владимирская икона Божьей Матери была перенесена на постоянное хранение в Московский Успенский собор в 1480 году. Во Владимире же остался точный список с иконы, написанный преподобным Андреем Рублевым.

Описание Святого образа

По оценкам искусствоведов, икона написана в XII веке, предположительно, в Константинополе. Икона принадлежит к древнему типу изображений Богородицы, который называется “Елеуса”, то есть “Милующая, Умиление”.

Это самые нежные иконы Богородицы, на них Пресвятая прильнула к своему Сыну, а Он — к Ней. Они словно ведут некий внутренний диалог между собою, а молящийся становится как бы участником этого разговора Матери и Богомладенца.

Икона двусторонняя: на лицевой стороне — образ Богоматери с Младенцем, на обороте — престол и орудия Страстей Христовых. Фон светло-охристый, позем сиреневатый, с коричневыми разводами “под мрамор”, поля темно-охристые, надписи (IС ХС. НИ КА) красные.

С Владимирской иконы Божией Матери часто писали списки, часть из которых получили особые названия и являются чудотворными.

Точная копия чудодейственной Владимирской иконы Пресвятой Богородицы находится и в Кафедральном соборе “Самеба” (Пресвятой Троицы). Дар Патриарха Московского и Всея Руси был доставлен в Грузию в сентябре 2009 года.

В чем помогает

Божья Матерь Владимирская помогает каждому верующему, кто обращается к Ней с искренней молитвой — Она заступница и защитница, оберегает дом и помогает во многих житейских нуждах.

Пресвятая Богородица помогает найти истинный путь, принять верное решение, дает силы преодолеть тяжелый период жизни, укрепляет веру, защищает от вражды, избавляет от греховных помыслов и смуты.

Божья Матерь исцеляет и от физических недугов, особенно часто Ей молятся об исцелении болезней сердца и глаз, что символизирует прозрение не только телесное, но и духовное.

Богоматерь также способствует счастливому браку, ибо крепкие семейные узы, без ссор и раздоров, это залог крепкой страны.

Молитвы

Молитва первая

О, Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование!

Благодарим Тя о всех благодеяниих, российским людем от Тебе бывших, от древле и до днесь от чудотворныя иконы Твоея тленных. И ныне, Преблагая Владычице, призри на ны грешныя и недостойныя рабы Твоя, яви нам милость Твою и моли Сына Твоего, Христа Бога нашего, о еже избавитися нам от всякого зла и сохранится всякому граду и веси, и всей стране нашей от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Испроси православным Христианом благоденствие и мирное житие, здравие, долгоденствие, во всем благое поспешение и спасение Сохрани и умудри пастырей Церкви, еже достойно пасти стадо Христово и право правити слово истины; укрепи Христолюбивое всероссийское воинство, подаждь дух совета и разума военачальником, градоначальником и всем, иже во власти суть; низпосли святое Твое благословение и всем православным Христианом, поклоняющимся Ти и молящимся пред цельбоносною Твоею иконою. Буди нам Заступница и Ходатаица пред Престолом Всевышнего, идеже предстоиши. К кому убо прибегнем, аще не к Тебе, Владычице? Кому принесем слезы и воздыхания, аще не к Тебе, Пресвятая Богородице? Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Небесная Царице. Под Твой покров притекаем, молитвами Твоими низпосли нам мир, здравие, земли плодоносив, воздуха благо растворение, избави ны от всяких бед и скорбен, от всяких недугов и болезней, от внезапные смерти и от всех озлоблений врагов видимых и невидимых.

Читайте также:
Византийские иконы: описание и история, символика и образы, значение и влияние в православии

Вразуми и научи ны, о, Всемилостивая Заступнице, како безгрешно прейти путь земного сего жития; Ты всей немощи наша, веси и согрешения наша, но и веру веси, и упование видиши; даруй же нам исправление греховных жизни и умягчи злая сердца наша.

Укрепи в нас правую веру, вложи в сердца наша дух, страха Божия, дух благочестия, дух смирения, терпения и любве, в добрых делах преуспеяние; избави же ны от искушений, от пагубных душевредных учений, от неверия, развращения и погибели вечныя. Тебе убо просим, Пречистая Владычице, и припадающе пред святою Твоею иконою, молимся, умилосердися на ны и помилуй ны, в страшный день же суда ходатайством и заступленном Твоим сподоби ны стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

К кому возопием, Владычице? К кому прибегнем в горести нашей, аще не к Тебе, Царице небесная? Кто плач наш и воздыхание приимет, аще не Ты, пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам, грешным? Кто паче Тебе в милости? Приклони ухо Твое к нам, Владычице, Мати Бога нашего, и не презри требующих Твоея помощи: услыши стенание наше, подкрепи нас, грешных, вразуми и научи, Царице Небесная, и не отступи от нас, раб Твоих, Владычице, за роптание наше, но буди нам Мати и Заступница, и вручи нас милостивому покрову Сына Твоего: устрой о нас, како угодно будет святей Твоей воли, и приведи нас, грешных, к тихой и безмятежней жизни, да плачемся о гресех наших, да возрадуемся же с Тобою всегда, ныне и присно и во веки. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Икона Пресвятой Богородицы «Сладкое лобзание»

Много рек христианской крови пролилось в период иконоборчества. Верные чада Церкви Христовой не могли подчиниться ереси, которую поддерживали правители того времени. Будучи гонимыми за свои убеждения, они прятали иконы, чтобы враг рода человеческого не мог осквернить святыни. В свою очередь, в виде чудес и явлений последовал ответ и с небес.

Одним из таких чудес можно назвать явление иконы «Сладкое Лобзание» на горе Афон.

История святого образа

Во времена правления императора Феофила процветало иконоборчество. Сам император поддерживал идеи упразднения традиции почитания икон, считая ее преступлением заповеди об идолопоклонстве. Приближенный к императору служащий Симеон поддерживал взгляды своего хозяина. Но жена Симеона была верна канонам и почитала иконы. Звали эту женщину Викторией. У себя в покоях она имела множество икон, но особенно почитала икону Богоматери, перед которой всегда молилась.

Однажды муж потребовал икону для того, чтобы спалить. Виктория не захотела отдавать такую святыню на поругание, именно поэтому она и пустила икону в море.

Через некоторое время икона чудесным образом появилась на берегу Афона, недалеко от Филофейского монастыря. Игумен вместе с братией монастыря поместил икону в местный храм. Место явления иконы стало почитаемым. Теперь по традиции каждый Светлый Понедельник из монастыря направляется крестный ход.

Читайте о других иконах:

Чудеса иконы

С этой иконой связана история вразумления одного паломника, который пришел на гору Афон. Произошел этот случай в 1830 году.

Гость монастыря расспросил старосту о чуде иконы. Староста любезно поведал страннику о чуде. Богомолец выслушал всю историю от начала и до конца, но в итоге выразил старосте свое недоверие. Староста возмутился и решил переубедить странника. Ведь от отрицания чуда недалеко и от падения духовного. Но его слова так и не переубедили паломника. И только по милости Божией этот человек обрел истинную веру.

В тот же день странник поднимался по ступенькам на верхнем этаже дома и случайно оступился. При этом он произвольно сказал «Пресвятая Богородице, помогай нам!». В итоге он остался цел и невредим.

Читайте также:
Иконы Афона: описание и история, значение, в чем помогает и как молиться

Еще одно чудо случилось во время Второй мировой войны.

В связи с нехваткой пшеницы, братия храма решила закрыть обитель для паломников. Против этого решения был отец Савва. Он велел из остатков испечь хлеба и раздать братии и паломникам. При этом он уповал на милость Пречистой Девы.

Вскоре случилось так, что к острову причалило судно. Его капитан попросил дров взамен на пшеницу. Так, своим покровительством Богоматерь помогла братии пережить трудные времена.

И это еще не все чудеса, связанные с иконой. Сама икона находится в соборном храме обители. На ней изображен младенец Христос, которого нежно целует Дева Мария. День памяти совершается в Светлый Понедельник.

Интересно! Как гласит древнее церковное предание, икону эту написал сам апостол и евангелист Лука.

В чем помогает и как молиться

У иконы «Сладкое Лобзание» родители просят помощи для своих детей, чтобы Господь наставил их на путь спасения и избавил от проблем.

«Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

История иконы Сладкое лобзание и в чем помогает Божия Матерь, молитвы

Первым христианским иконописцем – апостолом Лукой – было создано около 70 икон с ликом Пречистой Девы Марии. Среди такого большого количества Богородичных икон выделяется образ, названный «Сладкое лобзание» или «Гликофилуса». Как и любой образ Богоматери, «Гликофилуса» обладает чудодейственной силой, спасающей людей от горя и бед. История появления святого образа столь же удивительна, как и сама икона, поэтому будет интересна не только верующим христианам.

Описание иконы Божией Матери «Сладкое лобзание»

Икона «Гликофилуса» написана в манере, относящейся к иконографическому типу «Умиление» («Елеуса»). Отличительные особенности «Гликофилусы»:

  • Богоматерь держит на руках Божественного Младенца;
  • Богородица нежно целует Сына, прижавшегося своей щекой к ее щеке;
  • одной рукой Иисус Христос обнимает Мать, во второй – держит свиток;
  • по традиции, на Деве Марии надет красный мафорий, украшенный тремя звездами.

Печальный взгляд Пресвятой Богородицы, предвидящей судьбу Сына, выражает безмерную любовь и нежность. Прижимая к себе Иисуса, она как бы пытается защитить Его. Но Христосу предстоит спасти человечество, принеся в жертву свою жизнь. На оригинальном образе с обратной стороны нанесено изображение Распятия.

История появления

Период правления второго византийского императора Феофила, правившего в первой половине IX века, ознаменовался борьбой с почитателями икон. От иконописцев требовали отречения от своего ремесла. Им было приказано уничтожить свои творения. Тех, кто отказывался подчиниться ереси и оставался верен Христовой Церкви, подвергали пыткам. Заключали в тюрьмы и монахов, а монастыри и обители закрывали.

Один из приближенных императора – Симеон, особенно рьяно поддерживал иконоборческие взгляды своего повелителя. Но его жена – Виктория, была истинной христианкой, придерживалась православных канонов, с почтением относилась к иконам. В своей комнате она держала несколько святых образов. Но с особым трепетом она относилась к иконе с ликом Богородицы, к которой всегда обращалась во время молитвы.

Мужу не нравилось почтительное отношение жены к иконам. Однажды он потребовал у Виктории сжечь святой Богородичный образ. Но верующая женщина не могла осквернить святыню. Ради спасения святого образа она готова была расстаться с иконой. Виктория пошла к морю, опустила икону в воду, пустив ее плыть по волнам.

Господь не дал погибнуть святому образу. Долгие годы икона плавала по морям, пока не оказалась возле берегов святой Афонской горы. Святыню выбросило на побережье Филофеевского монастыря. Долгое плавание никак не сказалось на святом образе, он остался целым и невредимым.

Насельники монастыря во главе с игуменом, обрадовавшись появлению святыни, установили ее в соборном храме. На том месте, где был обнаружен образ Богородицы, забил целебный источник. Его назвали «Агиасмою». Со дня появления Богородичного лика в обители стали происходить различные чудеса.

Один из таких случаев произошел в 1801 году. Братия монастыря прикрепила к окладу иконы «Сладкое лобзание» златницы. Один из паломников, прельстившись драгоценным металлом, украл святыню. В тот же день он собирался отплыть на корабле, но судно застряло недалеко от берега. Никто не мог понять, что произошло. Дул попутный ветер, неполадок на судне обнаружено не было, но никакими усилиями невозможно было сдвинуть корабль с места.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Взыграние младенца": история, значение, в чем помогает и как молиться

Игумен, обнаружив пропажу, организовал поиски святыни. Один из монахов увидел стоявшее неподалеку от берега судно. Недолго думая, он на лодке отправился к кораблю. При виде приближающегося инока похитителя охватило раскаяние, и он вернул украденную святыню. После этого судно смогло продолжить свой путь.

Среди многочисленных удивительных случаев, происходящих по молитвам к иконе «Гликофилуса»:

  • Излечение от бесплодия супружеской четы из Праора. После молитвенного прошения к Богородице, помазания елеем от лампады, горящей возле образа, супруги смогли зачать и родить здорового ребенка.
  • Избавление от голода братии монастыря во время войны. Когда кладовые обители полностью опустели, к пристани причалило судно с зерном. Монахи смогли обменять дрова, необходимые кораблю для дальнейшего плавания, на зерно.
  • Спасение паломника, усомнившегося в силе чудотворной иконы. Богомолец, падая с верхнего этажа здания, взмолился к Богородице о помощи. Богоматерь замедлила его падение, мужчина спокойно опустился на землю.

Это только малая часть чудес, которыми прославилась икона. Чудотворный лик по сей день оберегает и защищает православных христиан, обращающихся за помощью в Пречистой Матери.

Значение в православии

При виде чудотворного образа на глазах появляются слезы счастья и умиления. Икона «Сладкое лобзание» заключает в себе глубокую богословскую идею. Соприкосновение ликов Матери и Сына символизирует соединение небесного и земного, Божественного и человеческого.

Несмотря на то, что на иконе представлено общение Матери с Сыном, Богоматерь не отстраняется от остальных людей. Небесная Царица готова просить Спасителя и Господа обо всех верующих, обращающихся к ней за милостью и защитой.

Святой лик помогает очистить душу от всего плохого, избавляет от страхов, тяжести греха. При взгляде на образ Богоматери «Сладкое лобзание» приходит уверенность в будущем.

Почитание

День чествования чудотворной иконы меняется ежегодно. Празднование святыни выпадает на понедельник Светлой Пасхальной недели. Этот день знаменуется проведением крестного хода, а также водосвятного молебна.

Оригинал иконы можно увидеть, побывав в Филофеевской обители, расположенной на святой Афонской горе.

Но поклониться святому Богородичному образу можно и в других церквях, где находятся списки «Гликофилусы». Два из них хранятся в храмах Московской области – в Дыдылдинской Ильинской церкви и церкви Рождества Пресвятой Богородицы Щелковского района. Как и оригинальный образ, они обладают чудодейственной силой, исцеляя смертельно больных людей.

В чем помогает икона «Сладкое Лобзание»

Согласно преданиям Филофеевской обители, чудотворная икона помогает справиться со многими бедами и напастями.

Обращаясь к «Гликофилусе», верующие просят:

  • даровать крепкое здоровье;
  • избавить от мук;
  • укрепить в вере;
  • простить греховные помыслы и деяния;
  • исцелить от телесных и душевных болезней;
  • защитить от происков недоброжелателей.

Особое покровительство «Сладкое Лобзание» оказывает бездетным семейным парам, молящим о даровании здорового, крепкого потомства. По молитвам к образу Богородицы родителям удается вернуть сбившихся с истинного пути детей к праведной жизни.

Перед Богородичной иконой можно рассказать обо всем, что беспокоит. Пресвятая Дева Мария обязательно услышит и поможет справиться с трудностями.

Православные тексты

Для того чтобы молитвы верующих, обращающихся к Пречистой Деве перед иконой «Сладкое лобзание» были более действенны, написаны молитвенные тексты. Перед тем, как попросить Пресвятую Богородицу о помощи, читают специальную молитву либо один из коротких хвалебных гимнов – тропарь или кондак.

Тропарь

Одержащей ереси, о честней иконе Твоей, /Дево, яве промышляеши: / морешествием Твоей обители, / яко дар достоин приношаеши. / Сию же мы Сладко лобзающую праве нарицающе. // Тя ублажаем.

Кондак

Иже в храме и обители Твоей / приходящия Ти и богоугодно спасительная гонящия / и почитающая Твой святый образ / сим даруй. Дево,Твоя милости, / от всяких избавльши сих скорбей, / Тебе вопиющия: // радуйся, Едина Богоневестная.

Молитва

Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся.

Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его.

Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая.

И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго.

Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона Божией Матери “Сладко лобзающая”, принадлежащая преподобному Антипе Валаамскому

Сегодня, в день памяти преподобного Антипы Валаамского, представляем чудно проявившую себя икону Божией Матери “Сладко лобзающая”, принадлежавшую святому при его земной жизни. Образ прославлен многими благодатными знамениями и до самого разорения Валаамского монастыря хранился в нем как великая святыня. Однако история его обретения полна многими неожиданными поворотами.

Читайте также:
Икона "Спас Благое Молчание": описание и значение, в чем помогает и как молиться

21 мая 2006 года в Преображенском соборе Ново-Валаамского монастыря произошло знаменательное событие: в алтарь главного (летнего) храма была перенесена вновь найденная чудотворная икона Божией Матери “Сладко лобзающая”. Ныне эта икона лежит в киоте на аналое перед солеей с левой стороны. Перенесению образа предшествовала удивительная история.

Чудесное открытие иконы на Валааме

Эта икона Божией Матери неотлучно находилась в келии иеросхимонаха Антипы – преподобного Антипы Валаамского – и в годы его подвижничества на Афоне, и в годы монашеского подвига на Валааме. После кончины святого образ находился в храме преподобных отцов Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, на левой стороне у переднего столба, в небольшом иконостасе. В трагическую зиму 1940 года монахи Валаамского монастыря, покидая родную обитель, забрали с собой все самое ценное – иконы, церковную утварь, книги. Но аккуратно составленные инвентарные списки вывозимого не были гарантией того, что на новом месте братия сумеет быстро найти место каждому вывезенному предмету – впереди ждала неизвестность.

Поиски иконы в Ново-Валаамском монастыре были начаты 18 апреля 2006 года – после совершения во вторник Страстной седмицы монашеского пострига, на котором новопостриженный инок был назван в честь преподобного Антипы Валаамского.

Знаменательное открытие иконы произошло 10 мая 2006 года. 21 мая чудотворный образ был перенесен в алтарь, а еще через семь дней он предстал перед братией и прихожанами в главном соборе Ново-Валаамского монастыря: в Неделю о слепорожденном архимандрит Сергий (Райаполви) рассказал молящимся об истории иконы, и она была вынесена на середину храма для поклонения вместе с иконой, содержащей частицу мощей преподобного Антипы.

Историческая справка:

Румынская Православная Церковь канонизировала преподобного Антипу в 1992 году как единственного монаха из Румынии, который был причислен к лику святых на Афоне.

В 2000 году Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя преподобного Антипы Афонского было включено в Месяцеслов Русской Православной Церкви и внесено в Собор Валаамских святых.

Краткое житие прп. Антипы Валаамского

Родившийся в 1816 году в Молдавии будущий схимонах Антипа начал свое подвижничество в Нямецком монастыре. Но в монахи он был пострижен в маленьком монастыре в Валахии с именем Алипия, а оттуда, по предложению своего духовника, переселился на Афон. После четырехлетнего подвижничества в греческом монастыре Эсфигмен он был пострижен в великую схиму с именем Антипа и ушел на пустынножительство.

Свое отшельническое подвижничество Антипа начал в заброшенной полуразвалившейся хижине. С голыми руками вошел он в доставшуюся ему пустую келию. И только в переднем углу на карнизе стояла маленькая икона, на которой от многолетней копоти нельзя было рассмотреть лика. Обрадовался своей находке схимник, ибо обрел в этой иконе драгоценное сокровище. Отец Антипа уговорил знакомого иеродиакона-иконописца как можно осторожней промыть икону, и тот возвратил ее совершенно новой, клятвенно уверив, что она стала такой от одной простой промывки и что это явление поразило и его. Под слоями копоти обнаружился лик Богородицы. Вскоре явилось еще одно чудо.

Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь Екатеринбургской епархии. Во время принесения образа с Валаама епископом Панкратием 25 Случилось так, что имевший навыки столяра священник, который ремонтировал отшельническую хижину отца Антипы, во время работы внезапно заболел холерой. Антипа поставил на возвышение икону Божией Матери перед бесчувственно лежащим у его кельи больным, а сам отошел подальше молиться о его выздоровлении. Возвратясь к своей келии, он встретил выздоровевшего человека, который работал в полную силу. Он сказал Антипе: “Твоя икона вылечила меня. Она чудотворная. Я лежал уже как мертвый. Вдруг я почувствовал, что от иконы Небесной Владычицы излилось в меня неописуемое словами оживляющее, теплое дыхание. Я мигом согрелся, наполнился здоровьем и встал на ноги”.

От пустыннической жизни уже достаточно опытный схимник Антипа был призван во вновь устроенный афонский молдавский скит Иоанна Предтечи (Продром), а затем был назначен экономом на монастырское подворье в городе Яссы, откуда послан в Россию для сбора пожертвований, предназначавшихся молдавскому скиту на Афоне. Отец Антипа крепко молился, и дела по сбору средств шли успешно. Однако, волею Божией пожертвования эти на Афон не попали: корабль, на котором они были отправлены, вместе со всеми пассажирами и грузом погиб во время бури в Черном море. В ночь этой ужасной катастрофы отец Антипа стоял на молитве. Вдруг громко треснуло стекло киота, в котором был помещен образ Божией Матери. И это было время гибели парохода, шедшего на Афон. Когда все стало известно, от такой утраты уныли афонские отцы и потеряли усердие благотворители. Не пал духом только отец Антипа, и позже им была собрана в Петербурге и Москве новая значительная сумма пожертвований.

Когда окончились дела по сбору подаяний в пользу афонского Продрома, отец Антипа, с благословения молдавских старцев, отправился на полюбившийся ему в первый год пребывания в России “Северный Афон” – святой Валаам. Он прибыл на остров 6 ноября 1865 года и поселился в маленькой келье на скиту Всех Святых.

Читайте также:
Игоревская икона Божией Матери: история, значение, в чем помогает и как молиться

Здесь его главным делом была молитва. Кроме ежедневных богослужений он прочитывал каждый день два акафиста Божией Матери – один простой и второй Успению Божией Матери. Образ Божией Матери “Сладко лобзающая” и иеросхимонах Антипа были неразлучны.

Каждый день старец клал 300 земных поклонов, молясь как за живых, так и за мертвых. Время между богослужениями и земными поклонами посвящалось чтению молитвы Иисусовой. Многие годы проводя в строгом подвижничестве, отец Антипа нисколько не расстроил своего здоровья. Однако пришло и ему время переселится в селения горние, и в течение одного года сильнейший кашель совершенно обессилил и иссушил старца. Глухой осенью стоял отец Антипа в своей келье на молитве. Вдруг сделался шум – и афонский образ Божией Матери сам собою двинулся с места. Другие иконы, стоявшие рядом, упали, а образ Богоматери прошествовал тихо по воздуху на расстояние целых двух метров и остановился на груди отца Антипы. Ужаснулся старец. С благоговением приняв образ, он поставил его на место. Об этом чудесном явлении отец Антипа рассказал только за три дня до своей кончины.

И вновь в его простой келье главное место было отведено иконе Владычицы “Сладко лобзающая”, о которой сам отец Антипа в последние годы своей жизни говорил так: “Одно сокровище есть у меня – это чудотворная икона Божией Матери. Я не дам ее никому, кто бы у меня ее ни попросил. Я оставлю ее Валаамскому монастырю”.

Предание об иконе «Сладкое Лобзание»

Ико­на «Слад­кое Лоб­за­ние» (гре­ч. Γλυκοφιλούσα – сладко лобзающая или сладко любящая) прославилась в цар­ство­ва­ние гре­че­ско­го им­пе­ра­то­ра-ико­но­бор­ца Фе­о­фи­ла (829–842).

Один из при­бли­жен­ных им­пе­ра­то­ра, Си­ме­он, под­ра­жал сво­е­му по­ве­ли­те­лю в ненависти к ико­нам. Же­на же его Вик­то­рия втайне чти­ла ико­ны и име­ла у се­бя во внутренних по­ко­ях ико­ну Богоматери, ко­то­рой и по­кло­ня­лась. Муж с него­до­ва­ни­ем смотрел на это и, на­ко­нец, по­тре­бо­вал от же­ны сжечь ико­ну. Ве­ру­ю­щая жен­щи­на ре­ши­лась рас­стать­ся с за­вет­ной святыней, но не пре­да­вать икону в ру­ки му­жа, а бросить её в море.

Через неизвестное чис­ло лет эта самая ико­на яви­лась на бе­ре­гу мо­ря пред афон­ским Фило­фе­ев­ским мо­на­сты­рем. Игу­мен и бра­тия с ра­до­стью и че­стью при­ня­ли ее и внес­ли в со­бор­ный храм мо­на­сты­ря. На месте явления иконы – оно названо «Агиасмою» – истекла святая вода. С тех пор и доныне в Светлый понедельник Пасхи сюда из монастыря совершается крестный ход.

Икона сто­ит в со­бор­ном храме оби­те­ли и изо­бра­жа­ет Бо­го­ма­терь лоб­за­ю­щей Пред­веч­но­го Мла­ден­ца. Есть церковное пре­да­ние, что она од­на из 70-ти икон, на­пи­сан­ных евангелистом Лу­кой.

В скиту русского афонского Пантелеимонова монастыря есть снимок с чудотворной иконы « Гликофилу́са ».

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Сладкое лобзание», или «Гликофилуса» молятся об укреплении в Православной вере, о защите православных икон, при бедах и невзгодах, при телесных и душевных недугах.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Сладкое лобзание», или «Гликофилуса»

Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 7: Одержащей ереси, о честней иконе Твоей, / Дево, яве промышляеши: / морешествием Твоей обители, / яко дар достоин приношаеши. / Сию же мы Сладко лобзающую праве нарицающе, // Тя ублажаем.

Кондак, глас 8: Иже в храме и обители Твоей / приходящия Ти и богоугодно спасительная гонящия / и почитающая Твой святый образ / сим даруй, Дево, Твоя милости, / от всяких избавльши сих скорбей, / Тебе вопиющия: // радуйся, Едина Богоневестная.

Величание: Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / Богоизбранная Отроковице, / и чтим образ Твой святый, / имже точиши исцеления // всем, с верою притекающим.

Икона Богородицы «Сладкое Лобзание» («Гликофилуса»)

История и предание

Император Византии Феофил (829—842) славился своим иконоборством. Во времена его царствования верующие подвергались жестокому гонению. В связи с этим праведная жительница Константинополя Виктория вынуждена была скрыто хранить икону, поскольку, что была женой Симеона Патрикия – одного из приближенных к императорской особе. Узнав о ее тайне, супруг намеревался сжечь образ, но Виктория спасла его и бросила в море.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Помощница в родах": история, значение, в чем помогает и как молиться

Икона не погибла, но прибилась к берегу у святой горы Афон. Там, где она появилась вода святая.


Икона Божией Матери Сладкое Лобзание.

Произошло это у невдалеке от Филофеевского монастыря. Братия во главе с игуменом подняли образ, перенесли в храм и установили на левом клиросе. С того времени в день чудесного приобретения иконы – понедельник Пасхи, братия совершает крестный ход с ней.


Место в Филофеевском монастыре, где явилась икона Сладкое лобзание.

В 18-м веке (в 1793 году) диаконом монастыря был Иоаникий. Часто, зажигая свечи у образа Божией Матери, он думал о том, что другие монастыри богаче и обеспечены лучше, а Филофеевская обитель беднее. Однажды среди ночи диакон высказал свои сетования вновь. Он так погрузился в свои печальные мысли, что не сразу заметил появившийся свет. Он очнулся только тогда, когда сияние стало всепоглощающим. Это явилась Богородица. Она сказала, что сомнения Иоаникия совершенно напрасны. Если бы Пресвятая Дева не покровительствовала монастырю, он бы не существовал. А от серебра, злата и драгоценностей нет никакой пользы обители.

Когда монах пришел в себя после того, что ему довелось увидеть, он искренне раскаялся в своих сомнениях и горячо молился о прощении. Затем поспешил известить о чуде всех иегумена и всю братию.

В истории монастыря зафиксирован такой случай. Он произошел в 1801 году. Однажды в обители побывал паломник нечистый на руку. Он увидел златницы, прикрепленные к иконе. Не устояв перед соблазном блеска драгоценного металла, похитил их. Тут же последовал на судно, отправляющееся от Иверской пристани. Едва отплыв от берега, корабль остановился и не мог сдвинуться с места, хотя все снасти были в порядке, а ветер дул в попутном направлении.

Тем временем в обители обнаружили пропажу. Игумен разослал гонцов во все стороны, на поиски святыни. Братья разошлись в тех направлениях, где мог скрыться вор. Один монах увидел корабль, отплывший от пристани и остановившийся по непонятной причине. Предчувствуя удачу, брат вскочил в лодку и стал грести по направлению к судну. К тому времени, как он добрался до корабля, вор извелся муками совести. Когда увидел монаха, чистосердечно раскаялся и добровольно вернул златницы. После этого судно беспрепятственно сдвинулось с места и свободно продолжило свой путь.


Икона Сладкое Лобзание в окладе.

После этого чудотворные деяния иконы происходили не раз. Однажды произошел такой назидательный случай. Произошло это в 1830 году. Однажды в Филофеевском монастыре появился богомолец, пришедший издалека. Он стал расспрашивать о храме экклесиарха (смотрителя обители). Монах, принявший любопытство за искреннюю веру, стал подробно рассказывать о монастыре и явлении иконы «Гликофилу́са». Казалось странник слушал внимательно и заинтересованно. Казалось, он желает узнать как можно больше. Экклесиарх старательно и подробно излагал историю и предания обители.

Каково же было его удивление, когда после долгой и продолжительной беседы, в ответ он услышал сомнения пришельца. Последний, даже позволил себе иронию по поводу достоверности чудесного явления иконы на монастырском берегу. Дескать, только малое дитя или может верить в такие сказки.

Смотритель поразился насколько низко этот человек, считающий себя верующим. Ведь если сомневаться в чудотворности образа Матери Божией, значит не верить в благодеяния Спасителя и самого Господа Бога. В отличие от собеседника экклесиарх понимал, что злые семена в душе богомольца могут привести к гибели его души. Никакие слова и увещевания не помогли развеять заблуждения сомневающегося, тот упорно отвергал всяческие доводы и не верил монаху. На праведный путь и возвращение в истинную веру произошло при помощи чуда, свершившегося по воле Царицы Небесной. А случилось это так. Вскоре после беседы со смотрителем, недоверчивый человек поднялся на верхний этаж дома. Вдруг он оступился и стал падать вниз с большой высоты. В страхе он вскрикнул: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» Не успел он так подумать, как его падение плавно замедлилось, и он легко коснулся земли ногами. Только тогда он понял, какие страшные сомнения одолевали его и, что именно от них он едва не погиб. А, спасла его сама Богородица! После этого он в полной мере осознал, что только искренняя вера может спасти жизнь и душу человека.

Среди многочисленных чудесных деяний, связанных с молитвами у иконы Сладкое Лобзание, часто упоминают событие, которое произошло с христианином из Праора. У него и его супруги долгое время не было детей, от чего они оба страдали несказанно. Этот человек отправился на гору Афон и стал усердно молиться образу Божией Матери и просить ее, о ниспослании чада.

После молитвы монахи дали ему елей из лампады, горящей перед иконой. С ним он и последовал назад домой. Когда он вернулся к супруге, то помазал елеем себя и ее. В том же году у них родился ребенок. В благодарность за чудесное деяние, христианин сделал щедрый дар Филофеевскому монастырю.

Чудотворные деяния иконы продолжают происходить до нашего времени. Одно из наиболее известных, произошло в годы второй мировой войны. Его записал в свою книгу «Отцы святогорцы и святогорские истории», старец Паисий Святогорец.

Читайте также:
Икона "Чимеевская": история и описание, значение, в чем помогает и как молиться

А было это так.

Когда началась война, запасы пшеницы в Филофеевском монастыре сильно ускудели и пополнить их было нечем. Иегумен и братия приняли решение временно не принимать посетителей. Узнав об этом, благочестивый старец Савва впал в отчаяние. Он уверял, что подобное деяние не решит проблему, но лишит обитель благословения. Он просил совет старцев не делать этого. Чтобы убедить их он привел примеры из Священного Писания, в частности «историю вдовицы из Сарепты Сидонской и пророка Илии (см. 3Цар.17)». Совет внял его доводам и не стал запрещать посещение приходящим богомольцам.

Но, спустя некоторое время некоторые монахи стали роптать и упрекать Савву в том, что мука, дескать, на исходе и совершенно непонятно как быть, когда она закончиться вовсе. На что благочестивый старец отвечал: «Отцы мои, то немногое, что еще осталось, доедим вместе с народом, а Божия Матерь нас не оставит.»

Когда в монастырских закромах осталось только 25 окад пшеницы, недовольная братия стала роптать и порицать отца Савву. На что тот призывал не терять надежды, а последний хлеб разделить с мирянами. А самим молиться и свято верить, что Благий Отец не оставит в беде.

Так они и поступили. Когда съели все, и ничего не осталось, к монастырской пристани приплыло судно с пшеницей. Капитан корабля просил обменять зерно на дрова. Что и было сделано.

Братия Филофеевского монастыря увидела в этом Промысл Божией Матери, Она чудесным образом избавила обитель от голода. В усердных молитвах они стали благодарить Царицу Небесную за ее чудесное благодеяние и прославлять Ее.



Икона Божией Матери «Сладкое лобзание»

Икона Богоматери «СЛАДКОЕ ЛОБЗАНИЕ»

Местночтимая, привезена в дар нашему монастырю с Афона.

Сладкое Лобзание или Гликофилусса.

Принадлежит, по преданию, к одной из семидесяти икон, писанных св. апостолом и евангелистом Лукой .

Икона прославилась во времена иконоборчества. Она принадлежала благочестивой женщине Виктории, жене некоего Симеона Патрикия. Виктория, с опасностью для жизни, чтила и хранила ее у себя в комнате. Муж потребовал, чтобы она сожгла икону, но Виктория предпочла лучше пустить ее в море — и пустила. Икона явилась на берегу пред Афонским Филофеевским монастырем. Игумен и братия внесли ее в соборный храм.

С тех пор и доныне в понедельник Пасхи совершается из монастыря крестный ход на место явления иконы. Чудеса и поныне совершаются от сей иконы.

Одержащей ереси,/ о честней иконе Твоей, Дево,/ яве промышлявши:/ морешествием Твоей обители/ яко дар достоин приношаеши./ Сию же мы Сладколюбящую праве нарицающе,/ Тя ублажаем.

Иже в храме и обители Твоей приходящий Ти/ и богоугодно спасительная гонящия/ и почитающия Твой святый образ,/ сим даруй, Дево, Твоя милости,/ от всяких избавльши сих скорбей, Тебе вопиющия:/ радуйся, Едина Богоневестная

Молитва ко Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии, общая.
Приими, всеблагомощная, пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся святаго тела Его и Пречистыя крове Его. Темже блаженная еси в родех родов, Богоблаженная, херувимов светлейши и серафимов честнейши сущая. И ныне, всепетая пресвятая Богородице, не престай молящися о нас недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди: яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков.


Значение

На иконе Божия Матерь изображена, крепко прижимающей к себе Младенца Иисуса и лобзающей его. Безмерная любовь и нежность в Ее глазах. Всем своим видом она готова защитить Его от любых напастей. Помимо нежных чувств весь ее печальный вид выражает печаль и тревогу, поскольку Она знает, что ждет Ее Дитя в будущем – Христос принесет спасение человечеству ценой Своей земной жизни.

Значение образа не только защита Богородицей Ее Младенца, но и заступничество перед Спасителем и Господом Богом за всех христиан.

Куда вешать

Согласно церковной традиции иконы располагают на стене, направленной на восток. В домашних условиях иногда это бывает невозможно. Наиболее часто образы вешают (или ставят) в правом углу, напротив двери в комнату. Любой святой лик, в том числе икона Божией Матери «Сладкое Лобзание» может находиться в любом жилом помещении – гостиной, спальне, детской. Главное, чтобы к образу был свободный доступ, и его было видно со всех сторон. Ничто не должно отвлекать мысли и внимание верующего во время молитвы. Не стоит помещать поблизости ярких предметов, которые будут мешать. Это яркие плакаты, картины, сувениры и другие безделушки.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Скоропослушница": история, значения, в чем помогает и как молиться

Единственным украшением иконы могут быть красивый киот и вышитые рушники. Немаловажно предусмотреть перед образом место для горящей свечи или лампады. В этом случае необходимо позаботиться о пожарной безопасности и не оставлять открытый огонь без присмотра.


Современный список иконы «Сладкое лобзание».

Икона Богородицы « Сладкое Лобзание » ( « Гликофилуса » )

Празднование:

История

Ико­на «Слад­кое Лоб­за­ние» (по-гре­че­ски Гли­ко­фи­лу­са) про­сла­ви­лась в цар­ство­ва­ние гре­че­ско­го им­пе­ра­то­ра-ико­но­бор­ца Фе­о­фи­ла (829–842).

Один из при­бли­жен­ных им­пе­ра­то­ра, Си­ме­он, под­ра­жал сво­е­му по­ве­ли­те­лю в нена­ви­сти к ико­нам. Же­на же его Вик­то­рия втайне чти­ла ико­ны и име­ла у се­бя во внут­рен­них по­ко­ях ико­ну Бо­го­ма­те­ри, ко­то­рой и по­кло­ня­лась. Муж с него­до­ва­ни­ем смот­рел на это и, на­ко­нец, по­тре­бо­вал от же­ны ико­ну, чтобы ее сжечь. Ве­ру­ю­щая жен­щи­на ре­ши­лась рас­стать­ся с за­вет­ной свя­ты­ней, но не пре­да­вать ее в ру­ки му­жа.

Она пу­сти­ла ее в мо­ре.

Через неиз­вест­ное чис­ло лет эта са­мая ико­на яви­лась на бе­ре­гу мо­ря пред афон­ским Фило­фе­ев­ским мо­на­сты­рем. Игу­мен и бра­тия с ра­до­стью и че­стью при­ня­ли ее и внес­ли в со­бор­ный храм мо­на­сты­ря. Ме­сто яв­ле­ния ико­ны на­зва­но «Аги­асмою». В Свет­лый по­не­дель­ник еже­год­но сю­да из оби­те­ли со­вер­ша­ет­ся крест­ный ход.

Нель­зя не упо­мя­нуть здесь об од­ном на­зи­да­тель­ном чу­дес­ном слу­чае, быв­шем в 1830 го­ду. В это вре­мя в Фило­фе­ев­ский мо­на­стырь при­шел из Адри­а­но­по­ля один бо­го­мо­лец. Здесь в оби­те­ли он слу­чай­но за­го­во­рил с эк­кле­си­ар­хом. По­след­ний в ис­крен­ней бе­се­де рас­ска­зал бо­го­моль­цу о раз­лич­ных чу­де­сах Бо­жи­ей Ма­те­ри и со­об­щил так­же о том, ка­ким об­ра­зом яви­лась на бе­ре­гу мо­ря пред Афон­ской Фило­фе­ев­ской оби­те­лью Ее ико­на Слад­кое лоб­за­ние.

Бо­го­мо­лец с лю­бо­пыт­ством о всем рас­спра­ши­вал эк­кле­си­ар­ха, вни­ма­тель­но вы­слу­ши­вал его рас­ска­зы и, по-ви­ди­мо­му, все близ­ко при­ни­мал к серд­цу. Эк­кле­си­арх шел на­встре­чу его же­ла­ни­ям. Но ка­ко­во же бы­ло его изум­ле­ние, ко­гда его со­бе­сед­ник в кон­це кон­цов вы­ра­зил свое со­мне­ние в ис­тин­но­сти все­го рас­ска­зан­но­го, а по­вест­во­ва­ние ино­ка о чу­дес­ном яв­ле­нии ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри Гли­ко­фи­лус­сы счел за про­стую бас­ню, ко­то­рой мо­жет по­ве­рить раз­ве толь­ко ре­бе­нок.

Эк­кле­си­арх за­ду­мал­ся. Он не ожи­дал ни­че­го по­доб­но­го. Несо­мнен­но, что в ду­ше бо­го­моль­ца бы­ли по­се­я­ны злые се­ме­на, и они отрав­ля­ли его хри­сти­ан­ское на­стро­е­ние. Мо­жет быть, он был уже бли­зок к пол­но­му па­де­нию. Ведь от от­ри­ца­ния бла­го­де­я­ний, ока­зан­ных ро­ду че­ло­ве­че­ско­му Бо­го­ма­те­рью, и от со­мне­ний в чу­дес­ном яв­ле­нии Ее свя­то­го об­ра­за все­го лишь один шаг к со­мне­нию и в чу­де­сах во­об­ще, а в част­но­сти, и чу­де­сах Спа­си­те­ля ро­да че­ло­ве­че­ско­го.

Ви­дя близ­кую ги­бель сво­е­го со­бе­сед­ни­ка, эк­кле­си­арх пы­тал­ся рас­се­ять его дух со­мне­ния, но бо­го­мо­лец упор­но от­ри­цал все его сло­ва и до­во­ды. Так глу­бо­ко он пал.

И не до­во­ды ино­ка убе­ди­ли бо­го­моль­ца: он был воз­вра­щен в чис­ло ис­крен­них по­сле­до­ва­те­лей Хри­ста Са­мой Ца­ри­цей Небес­ной.

В тот же день над ним са­мим со­вер­ши­лось чу­до, и из него он мог убе­дить­ся в чу­дес­ной си­ле Пре­чи­стой Де­вы. Идя по верх­не­му эта­жу до­ма, он осту­пил­ся и на­чал па­дать вниз. Тут он вос­клик­нул: «Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца, по­мо­гай нам!» и спу­стил­ся на зем­лю без вся­ко­го вре­да.

Ико­на Слад­кое лоб­за­ние про­слав­ле­на и дру­ги­ми чу­де­са­ми. Она сто­ит в со­бор­ном хра­ме оби­те­ли и изо­бра­жа­ет Бо­го­ма­терь лоб­за­ю­щей Пред­веч­но­го Мла­ден­ца. Ико­на име­ет в вы­со­ту 1 ар­шин 12 верш­ков, а в ши­ри­ну 1 ар­шин 3 1/2 верш­ка. Есть цер­ков­ное пре­да­ние, что она од­на из 70-ти икон, на­пи­сан­ных еван­ге­ли­стом Лу­кой.

В ски­ту рус­ско­го афон­ско­го Пан­те­лей­мо­нов­ско­го мо­на­сты­ря есть сни­мок с чу­до­твор­ной ико­ны «Гли­ко­фи­лу­са».

Молитвы

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Сладкое Лобзание»

Одержа́щей е́реси,/ о честне́й ико́не Твое́й, Де́во,/ я́ве промышля́еши:/ мореше́ствием Твое́й оби́тели/ я́ко дар досто́ин приноша́еши./ Сию́ же мы Сладколю́бящую пра́ве нарица́юще,// Тя ублажа́ем.

Перевод: По причине овладевшей (Империей) ереси, о благоговейно чтимой иконе Твоей, Дево, явственно имеешь промысл: морским путешествием к Твоей обители приносишь (икону) как достойный дар. Мы же эту икону по праву называя «Сладкое лобзание» Тебя прославляем.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Сладкое Лобзание»

И́же в хр́аме и оби́тели Твое́й приходя́щия Ти/ и богоуго́дно спаси́тельная гоня́щия/ и почита́ющия Твой святы́й о́браз,/ сим да́руй, Де́во, Твоя́ ми́лости,/ от вся́ких избавля́ши сих скорбе́й, Тебе́ вопию́щия:// ра́дуйся, Еди́на Богоневе́стная.

Перевод: Всем в храмы и обители Твои приходящим, совершающим богоугодные приношения и почитающим Твой святой образ, даруй, Дево, Твои милости, от всяких избавляй скорбей, к Тебе взывающих: радуйся, Единственная уневестившаяся Богу.

Икона Божией Матери Сладкое Лобзание

Как гласит предание, икона Божией Матери «Сладкое лобзание» («Гликофилуса») была написана самим евангелистом Лукой еще при жизни Богоматери. В настоящее время она находится в афонском монастыре Филофей. Этому предшествовала драматическая история, произошедшая в первой половине 9 века, во времена иконоборчества.

  1. История иконы «Сладкое лобзание»
  2. Икона «Целование Божией Матери и праведной Елисаветы»
  3. Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Сладкое лобзание» или «Гликофилуса»
  4. Молитвословия ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Сретение Пресвятой Богородицы и святой праведной Елисаветы»
Читайте также:
Икона святого Сергия Радонежского: история, значения, в чем помогает и как молиться

История иконы «Сладкое лобзание»

Когда византийский престол занял император-иконоборец Феофила, он повелел уничтожить все иконы. Жена его приближенного Симеона Виктория почитала икону и скрывала ее в своих покоях. Когда же муж потребовал сжечь икону, она, помолившись, пустила ее на волю морских волн.

По волнам эта икона и доплыла до Афона, до монастыря Филофей, и на место ее обретения до сих пор в пасхальный понедельник проводится крестный ход.

За более чем тысячу лет пребывания в монастыре икона «Гликофилуса» явила немало чудес. Так, в одной супружеской паре из Праора жена страдала бесплодием, но, когда супруг вознес страстную молитву перед иконой Божией Матери «Сладкое лобзание», то елей из лампады, горящей перед иконой, помогли: он помазал елеем жену и себя, и в тот же год у них родился сын.

Другим чудом стало возвращение похищенного и раскаяние преступника. Это случилось в 1801 году. Икона «Гликофилуса» была украшена привешенными к окладу златницами. Один паломник польстился на них и похитил, после чего сел на корабль и попытался скрыться. Однако, хотя дул попутный ветер, судно остановилось вблизи от берега и никак не двигалось дальше. Когда обнаружили пропажу, стали искать везде, в том числе отправили лодку и к кораблю. Похититель, увидев явленное чудо, раскаялся и вернул похищенное, и судно продолжило плаванье.

Еще одно чудо произошло уже в 20 веке, когда Греция находилась под немецкой оккупацией. В монастыре почти закончился запас пшеницы, и было принято решение больше не принимать паломников. Лишь старец отец Савва воспротивился этому решению и уговорил братию отказаться от него. Когда же муки осталось совсем чуть-чуть, он вновь уговорил испечь из остатков хлебы и раздать их не только монахам, но и мирянам, уповая на милость Пречистой Девы. Когда же это было сделано, к пристани причалило судно, перевозившее пшеницу, и капитан предложил часть ее обменять на дрова. Так Богоматерь вновь позаботилась о своих детях.

Особое значение икона «Сладкое лобзание» имеет для тех, кто молится о защите детей от недугов и опасностей, о приобщении их к истинной вере, об уважении к родителям и укреплении их духа при возникновении жизненных проблем.

Празднование – в пасхальный понедельник.

Икона «Целование Божией Матери и праведной Елисаветы»

Другое название этой иконы – «Сретение Пресвятой Богородицы и святой праведной Елисаветы» (сретение означает встреча). Согласно евангельскому преданию, после Благовещения — явления архангела Гавриила Дева Мария поспешила к Елисавете, родной сестре ее матери. Бездетные Елисавета и ее муж священник Захарий были уже в преклонном возрасте, но Господь подарил им сына, будущего Иоанна Крестителя, которым Елисавета была в тот момент беременна.

Древний иконописец, кисти которого принадлежит икона «Встреча Марии и Елизаветы», изобразил этих святых женщин с Младенцами во чреве; более поздняя икона «Целование Божией Матери» изображает просто их объятие. При встрече с Девой Марией Елисавета исполнилась Святого Духа и славословила Марию как Мать Спасителя.

Этой иконе молятся о покровительстве Божией Матери и о даровании детей, здоровых и крепких.

Празднование — 30 марта/12 апреля.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Сладкое лобзание» или «Гликофилуса»

Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитвословия ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Сретение Пресвятой Богородицы и святой праведной Елисаветы»

Де́во Безневе́стная/ и Ма́ти Всечи́стая,/ прие́мши от Арха́нгела благове́щение,/ со тща́нием востекла́ еси́ в Го́рняя,/ и, целова́вши ю́жику Твою́, всечестну́ю Елисаве́ть,/ Ма́терию Го́спода от сия́ нарече́на была́ еси́, / и возвели́чила возвели́чившаго Тя́ Го́спода:/ Благослове́нна Ты́ в жена́х,// и благослове́н Пло́д чре́ва Твоего́.

Вои́стинну блаже́нна еси́,/ Свята́я Де́во Мари́е,/ и вся́кия хвалы́ превосходя́щая,/ я́ко из Тебе́ провозсия́ Со́лнце Пра́вды,// Христо́с Бо́г на́ш.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: