Икона «Волоколамская»: в чем помогает и о чем молятся, история, описание и значение

Дар Малюты Скуратова

О Волоколамской иконе Божией Матери

С 25 по 30 мая в Иосифо-Волоцкий мужской ставропигиальный монастырь из Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, в рамках проходящего в Волоколамском районе Московской области ежегодного Фестиваля-ярмарки памяти преподобного Иосифа Волоцкого, при поддержке культурно-просветительского фонда имени Святого Василия Великого, будет передана для поклонения Волоколамская икона Божией Матери – один из наиболее чтимых чудотворных образов Подмосковья.

Подмосковная Иосифо-Волоцкая обитель неразрывно связана с именем своего основателя и первого духовного наставника – преподобного Иосифа Волоцкого (14 ноября 1439-9 сентября 1515), величайшего подвижника и просветителя эпохи русского Средневековья. Глубочайшая вера, пламенность в искоренении ересей, истинное монашеское и социальное служение в сочетании с высочайшей культурой сделали преподобного Иосифа поистине уникальной фигурой в истории Православной церкви. Во многом благодаря его стараниям, русской Церкви удалось избежать страшного кровавого раскола, в котором погрязла, раздираемая религиозными войнами Западная Европа.

Основанный во имя Успения Божией матери преподобным Иосифом в 1479 году в 25 км от Волоколамска при реках Сестре и Спировке, Волоцкий монастырь изначально относился к Новгородской епархии. В выборе места для основания обители преподобный Иосиф руководствовался и тем, что близлежащие села Спирово и недалеко расположенное Язвище-Покровское издревле были вотчинами его предков. До сих пор бытует предание о том, что перед основанием монастыря сильнейшая буря расчистила для него место в непроходимой лесной чаще. Тогда, неподалеку отродника преподобный Иосиф и поставил 6 июня 1479 г. первую деревянную одноглавую церковь с кельями, в которых и жил с первой братией монастыря до постройки в 1484-1486 гг. на нынешнем месте первого каменного Успенского храма. В наши дни здесь высится Успенский собор, возведенный в 1688-1696 гг. «коштом и усердием» московского дьяка Захария Богдана Силина «по своих родителях в вечное поминовение». Строился он московским мастерами под «смотрением» зодчего Приказа каменных дел Кондратия Семеновича Мымрина, известного своими работами по отделке Успенской церкви в Московском Новодевичьем монастыре и возведением Вознесенского собора в одноименном монастыре г. Смоленска.

До наших дней дошли в основном монастырские строенияXVI-XVII вв.

Начиная с XVI столетия новая обитель приобретает широкую известность, как среди богомольцев, так и в Московской Великокняжеской семье, и в среде придворной знати.

Кроме того, до 1917 г. окрестности монастыря были местом проведения ежегодных традиционных ярмарок, проходивших на Троицу и 8 сентября. Ярмарки были весьма многолюдными, собирая до 3500 покупателей. Товаров (по состоянию на 1854 г.) доставлялось на сумму до 20000 рублей, половина из которых продавалась.

После революции монастырь был закрыт, а в его стенах размещались в разные годы Детгородовская средняя школа и детский дом. 15 мая 1989 г. Иосифо-Волоцкий монастырь возвращен Русской Православной Церкви, а десять лет спустя получил статус ставропигиального.

Одной из наиболее известных и чтимых святынь обители, наряду с мощами преподобного Иосифа Волоцкого, считается чудотворная икона Божией матери Волоколамская (1572), выполненная «царскими живописцами» и являющаяся списком с Богоматери Владимирской, написанной самим Апостолом Лукой, признававшейся заступницей Русского Царства.

Волоколамской Икона Богоматери по своим размерам (109х75 см) несколько больше своего прославленного прообраза. Приглушенный колорит ее исполнен скорби. Изографы, выполнившие список, повторили не только само изображение, но и тщательно выписали ризу, в которую Владимирский образ был одет в середине XVI века. Воспроизведен в красках и низанный жемчугом венец с очельем (полукруглым лобовым щитком кокошника) и коруна. Именно эти детали и стали иконографическими особенности Волоколамского извода иконы Владимирской Богоматери.

Кроме того, в композицию Волоколамского извода были внесены дополнения, вполне традиционные для древнерусской иконописи. В медальонах на темно-оливковых полях выписаны архангелы Гавриил и Михаил, а внизу – московские святые митрополиты Петр и Иона в белых, несколько тонированных одеяниях. При святителе Петре митрополичья кафедра Русской Церкви была перенесена из Владимира в Москву, а при святителе Ионе Русская Церковь стала автокефальной, независимой от Константинопольского патриарха.

Недаром, митрополиты Петр, Алексий и Иона представлены в Степенной книге (1560-1563) как ключевые фигуры в истории Русского Царства. Именно в годы создания Волоколамской иконы к ним было обращено особое внимание Царя Иоанна Васильевича Грозного. Как следует из Жития митрополита Петра, именно он предсказал Москве великое будущее и был погребен в 1326 году в алтаре строящегося кремлевского Успенского собора, а его мощи стали одной из главных святынь храма. Вслед за прославлением митрополита Петра в 1339 г. последовало его признание как святого покровителя Москвы и всего Московского государства. Лицевой покров на святителя был изготовлен в 1574 году в мастерской московского Новодевичьего монастыря княгиней Иулианией, супругой брата Царя Иоанна Васильевича Грозного.

Покров же на раку митрополита Ионы, впервые поставленного на кафедру без участия Константинопольского патриарха Собором русских епископов и Великим Князем Василием Васильевичем, был создан в 1549-1552 гг. в мастерской первой супруги Грозного – царицы Анастасии Романовны. Сам факт независимого от константинопольских Патриархов, впавших в то время в латинскую ересь и униатство, поставления Ионы стал важнейшим этапом на пути становления автокефалии Русской Православной Церкви, а изготовление покрова с его изображением мастерской Царицы стало свидетельством не только особенного почитания святого в Царском семействе, но и своеобразной данью памяти Царственной четы об этом событии государственного значения. Не будем забывать, что и само рождение Иоанна Васильевича Грозного связывалось с молитвенными обетами, принесенными отцом будущего первого русского царя Великого Князя Василием Ивановичем московским святителям-чудотворцам.

К 60-м годам XVI века мастерская «Царских живописцев», из которой вышла Волоколамская икона, представляла собой вполне сложившуюся иконописную школу со своими традициями и устоявшимися живописными приемами. Ее сложению во многом способствовал разорительный пожар 1547 года, уничтоживший значительное число памятников Московского Кремля. Как мы знаем, из «жалобницы» протопопа Благовещенского собора Сильвестра, поданной митрополиту Макарию и «всему освященному собору», для восстановления утраченных икон «послал государь по иконописцев в Великий Новгород и в Псков, и в иные города, и иконники съехались, и Царь-Государь велел им иконы писать, кому, что приказано, а иным подписывати». Тогда, по мнению исследователей, и было заложено ядро мастерской, получившей название «Царских живописцев» или «Государевой палаты».

Читайте также:
Икона святого Серафима Саровского: история, значения, в чем помогает и как молиться

В ней были собраны русские изографы, воспитанные в разных традициях, с разной художественной образностью, разной техникой и различными приемами письма. Несмотря на стремление к единому официальному направлению, добиться единства стиля «Царским живописцам» так и не удалось. «Повествовательность наряду со сложными аллегорическими сюжетами, грандиозность замысла, обусловившая сложные композиционные построения, отличавшиеся вместе с тем дробностью, мелочностью письма, запутан­ностью и перегрузкой деталями одинаково характерны и для фрески, и для иконы, и для миниатюры 50-х-80-х годов XVI века, вышедших из круга «царских жи­вописцев» – писала в своем фундаментальном исследовании историк-искусствовед О.И.Подобедова.

Волоколамский список иконы был выполнен по заказу думного дворянина Иоанна Васильевича Грозного – Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского, более широко известного как Малюта Скуратов, одного из руководителей Опричнины. Первое письменное упоминание об образе датируется 1572 годом. Тогда в «записной книге» Иосифо-Волоцкого монастыря появилось не только известие о том, что Малюта пожертвовал обители «образ местный большой Пречистые Богородицы Владимирские», но и сохранилось его пожелание выстроить в монастыре храм в честь сретения Владимирской иконы, на сооружение которого им были пожертвованы деньги и получена грамота с благословением митрополита Кирилла.

Вероятно, в период 1573-1575 гг. (но никак не позднее 1584 г.) игуменом Евфимием (Турковым)в «Обиходнике» монастыря было записано сказание под заглавием: «О принесении иконы Пречистыа Богородицы Владимеръскыа, и чюдо святого о диаке Петре». В нем сказано: «Бысть некто вельможа от царъскыя полаты славен и богат зело. Велию веру имея к Богу и Пречистей Богородицы и преподобному Иосифу чудотворцу. Милостыню многу творяше игумену и братии. И обет свой положи Пречистей Богородице воздвигнути церков камену на Святых вратех во имя Сретения иконы Пречистыя Богородицы Владимеръскыя. И преже основания церкви послал местную икону Пречистые. Ея ж украсил златом и сребром, и бисером, и многоценным камением, и чюдными кресты, и монисты, и злотые чепи. И Венец Ея чюдне украси, яко дивитися всем зрящим сиянию чудного того образа Богородична. И обет свой хотя исполнити, в лето 7080 (1572) месяца февраля в 26 день посылает чюдотворный той образ от веси и села своего от града глаголема Вяземы во обитель Пречистые реченнаю Иосифов монастырь» (РНБ. Соф. 451/1, 80-е гг. XVI в. Л. 119-128об.). Там же говорится и о том, что икона «Малютина поставления».

Таким образом, мы доподлинно знаем, что Волоколамский список с Владимирской иконы Божией матери был написан по заказу Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского и из его усадьбы в Вяземахблиз Звенигорода перенесен в Успенский монастырь преподобного Иосифа Волоцкого 2 марта 1572 г. на 2-й неделе Великого поста, где был торжественно встречен игуменом Леонидом и всей братией обители.

Правда, выстроить надвратную церковь в честь иконы Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский уже не успел, будучи убит 1 января 1573 г. в Ливонии при осаде замка Вайсенштейн (ныне – Пайде в Эстонии в 70 км от Таллинна), лично возглавив приступ крепости. Похоронен он в том же Иосифо-Волоцком монастыре, под лестницей в трапезной Богоявленского храма. Царь Иоанн Васильевич Грозный «дал по холопе своем по Григорье по Малюте Лукьяновиче Скуратове» в обитель крупный поминальный вклад в 150 рублей – больше чем по умершей супруге Марфе Собакиной. Правда, современные исследователи некрополя монастыря полагают, что Малюта был погребен несколько в другом месте: «Среди монастыря подле дорожку» были доски каменные над погребениями Малюты Скуратова, его отца Лукьяна (инок Леонид) и сына Максима».

Обет погибшего Малюты исполнил его племянник Богдан Бельский. Посвященный Сретению Владимирской иконы Пресвятой Богородицы храм был возведен с северо-западной стороны монастырского Успенского собора. А Волоколамская икона Божией матери продолжала и после освящения Сретенской церкви оставаться у царских врат Успенского собора. Ее украшенный драгоценными камнями и жемчугом оклад подробно описан в «Записной книге» и описи монастырского имущества 1591 г.

Повторения Волоколамской иконы в истории русской иконописи более неизвестны. На протяжении столетий икона продолжала оставаться главной монастырской святыней.

Тотчас по принесении иконы в монастырь, произошло первое чудотворение новой святыни. Слуга Г.Л. Скуратова-Бельского некий «дьяк Петр», сильно разбил голову при входе в собор о железную дверь за свои «бесовские помышления» и «хульные помыслы». Однако, после соборного молебна перед только что вложенным образом Богородицы он исцелился. Сохранились записи и о других многочисленных чудесах, связанных с Волоколамским образом.

В 1954 году икону увезли из Иосифо-Волоцкого монастыря в образованный тогда Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, в экспозиции которого она пребывает и по сей день (КП 4465, Инв. 2771-I), будучи отреставрированной в 1961 г. В.Е.Брягиным. 16 марта 2007 года в монастырь была доставлена, выполненная московским иконописцем С.И. Фоминым «в меру и подобие» древнего образа копия Волоколамской иконы. Перед тем как занять свое место в иконостасе Успенского собора она была освящена и приложена к древнему чудотворному образу 1572 г. И только в мае этого года древний образ впервые за 63 года вернется в стены родной обители, благодаря молитвам ее братии и настоятеля архимандрита Сергия (Воронкова), а также бескорыстной помощи и поддержке Русского культурно-просветительского фонда имени Святого Василия Великого и его президента В.В. Бойко-Великого.

Список использованной литературы и источников:

1. Антонова В.И. Волоколамская Богоматерь//Очерки по русскому и советскому искусству. – М., 1974. – С. 53-77.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Геронтисса": история, значения, в чем помогает и как молиться

2. Виноградов П. Летописи Волоколамского Иосифова монастыря. – М., 1888. – С. 25.

3. Даен М.Е. Новооткрытый памятник станковой живописи эпохи Ивана Грозного//Древнерусское искуство. – М., 1970. – С. 222.

4. Жалобница благовещенского попа Сильвестра//ЧО ИДР. – М., 1847. – № 13. – С. 19-20.

5. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. – СПб., 1892. – Т. 2. – № 845. – С. 150.

6. ИРЛИ. Р IV. Оп. 26. № 20. Л. 3 об. – 8.

7. Мнева Н.Е. Московская живопись XVI в/История русского искусства. – М., 1955. – Т. 3. – С. 542.

8. Московская икона XIV-XVI вв.: Альбом. – 2-е изд./Авт.-сост. Смирнова Э.С. – Л., 1991. – № 184. – С. 304.

9. Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева/Авт.-сост. А.А. Салтыков. – Л., 1981. – Табл. 143.

10. Подобедова О.И. Миниатюры русских исторических рукописей. – М., 1965. – С. 136-137.

11. РНБ. Соф. 451/1, 80-е гг. XVI в. Л. 119-128 об.

12. Словарь для утвержденных в России ярмарок, изданный для обращающихся в торговле. – М., 1788. – С. 74.

13. Список существующих в России ярманок. – СПб., 1854. – С. 200.

14. Steindorff L. Speisungsbuch von Volokolamsk. – Köln, Weimar, Wien: Böhlau, 1998. – Л. 56. – С. 43; Л. 64. – С. 73.

Икона «Волоколамская»: в чем помогает и о чем молятся, история, описание и значение

Волоколамская икона Божией Матери

ПРАЗДНОВАНИЕ: 3 марта/16 марта.


Волоколамская икона Божией Матери

Волоколамская икона Божией Матери — точный список с чудотворной Владимирской иконы Московского Успенского собора. По качеству написания копия не уступала оригиналу и была богато украшена драгоценными камнями, золотом, серебром и бисером. «Некий вельможа от палат царских» над главой Богоматери поместил необычайной красоты венец, «так что дивились все сиянию чудного того образа».
На Волоколамской иконе лик Богоматери пронзительно скорбен. Боль сквозит во взоре Пречистой, будто грехи всего мира уже пронзают Её материнское сердце, она словно предчувствует, как человечество вознамерится снова и снова распинать Богомладенца Христа неверием, нераскаянностью, лживостью и жестокостью. Трагичность образа выражается и в цвете одежд Пречистой и Младенца, и в притемнённой живописи Их ликов, и в тёмно-зелёном фоне всей иконы. Левой рукой указывая на Своего Сына, Дева Мария даёт нам знать – радость покаяния, очищение души, жизнь с избытком – только в Нём, во Христе распятом.

Икона была привезена из Звенигорода в Успенский монастырь преподобного Иосифа Волоцкого 2 марта 1572 года, на 2-й неделе Великого поста и торжественно встречена игуменом Леонидом (1563–1566; 1568–1573) со всей монастырской братией.

История появления иконы в стенах монастыря удивительна и не похожа на хрестоматийные рассказы о прочих иконах Пресвятой Девы.
«Некий вельможа от палат царских был весьма славен и богат», – так начинается Сказание о принесении иконы Пречистой Богородицы в Иосифо-Волоколамский монастырь. «Имея великую веру к Богу, Пречистой Богородице и преподобному Иосифу… он дал обет, что воздвигнет в обители на Святых вратах каменную церковь во имя Сретения Владимирской иконы Пречистой Богородицы. И прежде основания церкви отправил в обитель храмовую икону Пречистой».
Кто же был этот «некий вельможа», заказавший специально для Иосифова монастыря столь драгоценную икону? Чуть ниже Сказание сообщает нам его имя: «Прежде названному вельможи Григорию, так чудно икону украсившему…» А исследователи церковных древностей установили, что им был Григорий Лукьянович Бельский, вошедший в историю России как Малюта Скуратов, глава опричнины, потаковник немыслимым по жестокости злодеяниям Ивана Грозного, которому приписывается даже убийство Предстоятеля Русской Церкви святителя Филиппа II. Впрочем, есть основания говорить и об искреннем покаянии Малюты…


Волоколамская икона Божией Матери

На полях иконы изображены архангелы, склоняющиеся в ликующем славословии. Отличительной особенностью ее является изображение на полях святителей Киприана (справа) и Геронтия (слева), митрополитов Московских.
Выбор этих покровителей Москвы не случаен. С именем митрополита Киприана связано первое прибытие древней Владимирской иконы Божией Матери из Владимира в Москву в 1395 году, а при митрополите Геронии в 1480 году владимирская святыня окончательно стала московской.


Волоколамская икона Божией Матери

В 1588 году Волоколамской иконе была посвящена надвратная церковь южных ворот Иосифо-Волоцкого монастыря в честь Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (память 26 августа). В этом событии воспоминается помощь Божией Матери во время нашествия на Русь татарского хана Тамерлана. Григорий Бельский (Малюта Скуратов) дал обет о строительстве храма и взял на это благословение Московского митрополита Кирилла в 1571 году, когда Москва была сожжена ханом Дивлет-Гиреем. Таким образом, будущий храм Волоколамского монастыря должен был служить молитвенной крепостью Пресвятой Богородицы, Её видимым ходатайством о безопасности северо-западных рубежей Московии во время Ливонской войны, на которую отправлялся Малюта, сопровождая Ивана Грозного. И храмовая икона была призвана стать центром выражения веры москвичей в заступничество Богородицы и Московских святителей.

…О покаянии Малюты Скуратова незадолго до его смерти, так же как и о его настоящем имени, известно немногим. Сказание повествует, что отправляя икону в монастырь (ужасы опричнины к 1572 году канули в прошлое), Григорий Бельский прилежно молился «со многою верою и со слезами об оставлении его грехов, просил по-христиански окончить свою жизнь, что и получил». Он погиб 1 января 1573 года как воин на поле брани – при взятии крепости Пайду (в семидесяти километрах от нынешнего Таллинна). Насколько правдивы слова Священного Писания: «Бог всем желает спастись и в разум истины прийти».
Икона, отправленная Малютой в обитель со слезами покаяния, в первый же день пребывания в монастыре прославилась чудотворением. От неё исцелился один из слуг Малюты, некий дьяк Пётр. Другой сопровождавший икону, пономарь Фёдор, видя это чудо, остался в обители и принял монашеский постриг…

Читайте также:
Икона "Спас Благое Молчание": описание и значение, в чем помогает и как молиться

В конце XVII века, когда в Москве на Старой Басманной был возведен одноименный храм, надвратную церковь Иосифо-Волоцкого монастыря освятили во имя святых апостолов Петра и Павла. Волоколамская икона была перенесена в местный ряд иконостаса новой соборной Успенской церкви Иосифо-Волоцкого монастыря.

На протяжении веков Волоколамская икона Божией Матери почиталась верующими, день принесения её в обитель стал праздничным в общецерковном календаре, и тысячи верующих столетие за столетием стекались к образу Всемилостивой, ища утешения, исцеления, вразумления и не были посрамлены в своём уповании. Находят православные христиане заступничество у Божией Матери и сейчас, правда, перед иным, современным списком Волоколамской иконы.

Подлинник XVI века был вывезен из обители в 1954 году. В 1959 году икона была отреставрирована В.Е. Брягиным и с того времени находится в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва в Москве.
16 марта 2007 года в обитель была привезена икона, написанная «в меру и подобие» древнего образа московским иконописцем С.И. Фоминым. Можно сказать, что новая икона получила своего рода благословение от древней: прежде чем она заняла место в соборном храме обители, её освящали в музее Андрея Рублёва и прикладывали к чудотворному образу XVI века.

Икона Пресвятой Богородицы «Не Рыдай Мене Мати» («Оплакивание Христа»)

Эта иконографическая композиция демонстрирует Спасителя, наполовину погруженного в гроб. Верхняя часть тела Христа обнажена, глаза его закрыты, а голова опущена, десницы сложены одна на другой. За спиной изображен крест вместе с орудиями Страстей, чаще всего слева от Мессии находится оплакивающая Богоматерь. Название «Не Рыдай…» взято из первой строфы 9-й песни канона на Великую субботу, сочиненного христианским поэтом Космой Маюмским. Верующие просят у этой иконы благополучного жития, доброго здравия и спасения души от греховности.

Роль иконы в христианстве

«Нерукотворный Спас» (особый тип изображения Христа) и «Не Рыдай…» составляют вместе особую композицию, посвященную оплакиванию Мессии Девой Марией. Первая икона располагается в верхней части дуального полотна, а вторая — в нижнем.

В молитве к этой композиции верующие просят о том, чтобы Богородица, взирающая на Распятого за наши грехи Спасителя, оказала людям поддержку и не оставила в дни горьких испытаний.

В западной традиции подобные иконы именуются «пьета» (плач). Существуют различия между католической и православной стилистикой исполнения. На Западе иконография заставляет верующего чувствовать глубину страданий Богоматери, горько сокрушающейся о Божьем Сыне. На церковном Востоке идея тотальной смерти пресекается, через скорбь мы слышим отзвуки о скором Воскресении. О радостях после кончины воспевает сам Христос, вселяя в сердца последователей истинную надежду.

Читайте о Христе:

  • Страдания Христа
  • Смерть Христа
  • Воскрешение Христа

Важно! Православные, обращаясь к образу, стремятся к просветлению ума, наполнению сердца всепрощением и любовью, исцелению от болезней и усмирению злобы в сердцах врагов.

Эта иконографическая структура, сочетающая темы Распятия Христа и Оплакивания Божьей Матерью Сына, сложилась в XIV столетии на Балканских островах. Образ написан по мотивам канона Косьмы Маюмского, а главная идея здесь — искупление посредством крестной жертвы, что демонстрирует высшую любовь к Господу и веру в Его Всемогущество. Бог возлюбил мир настолько, что отдал ради него Своего Сына.

  • В России подобная тематика распространилась в период с XIV по XVII вв. Верующие могли наблюдать её в росписях храмов и на священных иконах. В эпоху Иоанна Грозного большую популярность среди православного населения приобрели «молельные» образы, к которым и относят композицию «Не Рыдай Мене Мати», преисполненную сюжетом, но не богатую красками. Российские паломники впервые увидели её в своем отечестве в стенах Благовещенского собора, располагающегося в Московском Кремле.
  • Название образа призывает не плакать о Распятом Мессии, так как по Божьей Воле Его Сын воскреснет и прославит Господа и всех его служителей. Изображение способно разрешить проблемы человеческой скорби, когда божественная милость и идея вечной жизни донесется из Гроба в сердца всех истинно слушающих. После горечи и печали останутся только таинственные звуки неизреченного чуда и счастья единства с Богом. «Оплакивание Христа» побеждает самого сильного человеческого врага — смерть и адские муки.

На заметку! В богослужениях икона участвовала чаще всего в Страстную пятницу. В церкви она олицетворяла стойкость Божьего Сына перед будущими страстями. Мессия на полотне утешает Пречистую Деву словами о скором воскресении и прославлении.

Анализ

Композиция представляет собой вертикальную структуру: Божий Сын — оплот вселенской Церкви и центральная фигура иконографии. Христос — Истина, на которую указывают все дополнительные элементы образа. Мессия не подвержен смерти, но намерен вскоре совершить пасхальное преображение.

Существует несколько вариантов этой иконы, в некоторых не изображена Дева Мария:

  • Тело Христа в гробу только наполовину потому, что смерть не способна полностью объять Святой Дух и складывает своё оружие перед всемогуществом Господа. Гроб и физическая оболочка Спасителя рассматривается как Чаша Причастия.
  • Опущенная голова Христа говорит о том, что Он сошел в ад, разрушил врата подземного царства и освободил праведников, вечно преданных Небесному Отцу. Сложенные руки Спасителя символизируют полнейшее смирение перед собственной Жертвой. Орудия убийства Распятого Мессии говорят о цене, какой было приобретено прощение за все человеческие грехи.
  • Богородица, оплакивающая кончину Сына, подчеркивает для верующих реальность человечности Христа. Она является настоящим свидетелем действительных страданий, горько обнимая Спасителя.

«Оплакивание Христа» — икона, демонстрирующая Сына Божьего наполовину в гробу. Христос являет смирение и необыкновенную силу, которая расцветет после Воскресения.

Важно! Образ вдохновляет на религиозные свершения и напоминает о том, что физическую смерть можно победить истинным знанием. Православные верующие молятся перед иконой, ради спасения душ, благополучия и здоровья.

Икона «Не рыдай мене, Мати»

В образе иконы изображены Иисус Христос и его мать – Мария — Богородица оплакивает своего сына. Икону нередко называют «Оплакивание Христа», что в переводе с итальянского – «Пьета» — так ее величают в западном искусстве. Самое известное западное творение «Пьета» создано Микеланджело.

Читайте также:
Иконы Афона: описание и история, значение, в чем помогает и как молиться

Отличие православного образа от западного аналога лишь в том, что на Западе образ иконы позволяет нам прочувствовать всю глубину скорби Матери по Сыну. Православный же образ дает нам надежду на то, что смерть не тотальна, и веру – ведь сквозь скорбь мы «слышим» радостную весть о Воскресении.

Икону относят к категории страстных – ее выкладывали на аналой в Страстную пятницу и единожды приняла участие в Богослужении на Страстную седмицу.

Название образу взяли из ирмоса девятой песни канона Космы Маюмского на Великую Субботу, который стал одним из источников иконографии: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непристанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия». Данное песнопение исходит от Спасителя, утешающего Свою Святую Мать Марию – Он говорит о своем Воскресении и о том, что победит смерть.

История иконы

Впервые, данный образ был изображен в известной иконе Благовещенского собора Московского Кремля. Тогда, в 16 веке – русские иконописцы начали использование гравюр мастеров с Запада.

Само значение иконы «Не рыдай мене, Мати» заключается в искупительной крестной жертве, которая стала наивысшим проявлением любви Божества к человеку: «Ибо возлюбил Бог мир, что отдыл Сына Своего Единородного» (Ин. 3,16).

В иконе ясно видно сочетание Распятия Христа и Его Оплакивания матерью Марией. Обнаженное тело Иисуса частично погружено в гроб, потому что смерть не забрала Сына Богородицы. Его голова с закрытыми глазами «падает» на грудь, а руки крест-накрест сложены у пояса в знак абсолютного смирения перед лицом Жертвы. За Его спиной – крест – символ цены, которой было совершено спасение человечества.

Также, на некоторых иконах мы можем увидеть не только Богородицу, но и Иоанна Богослова и других Святых, которые оплакивают его вместе с матерью. Богородица же в иконе всегда появляется тогда, когда необходимо изобразить вочеловечивание Иисуса Христа. Поэтому, Святую Богородицу мы видим и в Рождестве, и в Сретении, и в Благовещении. Таким образом, в иконе «Не рыдай мене, Мати», Богородица представлена в виде живого свидетеля мученических страданий Богочеловека. И, с глубокой скорбью и состраданием Она обнимает Своего Сына.

«Не рыдай мене, Мати» имеет и другое название – «Единородный Сыне». Она появилась еще в 14 веке в балканском искусстве, а автор книги «Иконография Господа Иисуса Христа» — Припачкин И.А. считает, что данный тип появился в искусстве Византии в далеком 13 веке.

Икона представлена вертикально, дабы показать нам, что Иисус Христос – надежная защита и опора, на котором держится вся Вселенная и христоцентричная иконопись

Иисус – Истина, и все образы иконы направлены, дабы указать на Него.

Празднование иконы, на которой изображена Святая Богородица со своим сыном Иисусом Христом осуществляется 7 февраля (или, 25 января – по старому стилю).

Молитва к Пресвятой Богородице

Православные верующие молятся перед иконой за близких – тех, кто странствует, за их спасение, а также – за детей.

О Всемилостивая Госпоже, Царице Богородице, от всех родов избранная и всеми роды небесными ублажаемая! Воззри милостиво на предстоящия пред святою иконою Твоею люди сия, усердно молящияся Тебе, и сотвори предстательством Твоим и заступлением у Сына Твоего и Бога нашего, да никтоже отыдет от места сего тощ упования своего и посрамлен в надежде своей, но да приимет кийждо от Тебе вся по благому изволению сердца своего, по нужде и потребе своей, во спасение души и во здравие телу.

Наипаче же осени и огради покровом Твоим, Милосердная Мати, Церковь Твою Святую, вышним Твоим благословением архиереи наши православныя укрепи, миром огради, и Святей Твоей Церкви целых, здравых, честных, долгоденствующих право правящих слово Своея истины даруй, от всех же видимых и невидимых враг, со всеми православными христианы, милостиво избави, и во православии и твердей вере до конца веков непоступно и неизменно сохрани. Призирай благосердием, Всепетая, и призрением милостиваго Твоего заступления на всю страну нашу, грады наша и град сей [или: храм сей, или: и духовный вертоград, зде сущий], и на сия богатыя Твоя милости неоскудно изливай.

И мне недостойному, по неложному обещанию Твоему, в день исхода моего милостива предстани, да Твоим руководством управлен буду к горнему Иерусалиму, в нем же прославленно царствуеши с Сыном Твоим и Богом нашим. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и с Пресвятым Духом в безконечныя веки веков. Аминь.

Икона Богородицы «Не Рыдай Мене Мати» («Оплакивание Христа»)

Празднование

История

Иконографическая композиция, посвящённая оплакиванию Христа Богородицей. Иногда называют «Оплакивание Христа» или «Пиета» (ударение на “а”) – от лат. pieta – «жалость». Название взято из ирмоса девятой песни канона Космы Маюмского на Великую Субботу, послужившего также одним из источников иконографии: Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непристанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия.

Каноны и Акафисты

Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Не рыдай мене, Мати»

Кондак 1

Избранной прежде всех век предвечным советом Пресвятыя Троицы во освященное селение Бога Слова Преблагословенней Царице Богородице дивней в зачатии, дивней в житии и дивней в преставлении похвальное сие дерзаем принести пение: Ты же, Владычице, имущая державу непобедимую, и милосердие неизреченное, от всяких зол и бед свободи страну нашу православную, да зовем Ти:

Читайте также:
Икона архангела Гавриила: значение и описание, в чем помогает и как молиться

Радуйся, Звездо незаходимая, всемирная Радосте, Богородице Марие благодатная, к Солнцу спасения нас путеводящая.

Икос 1

Ангельстии собори, воплощения тайне чудящеся и Вседержителю о Ней немолчные хвалы всегда приносяще, величания приносят и Деве избранней, Богоматери Пречистей, из Нея же на спасение всем Бог воплотися; сего ради, небожителем подражая, да подвижется всяк земнородный и, исполнь духа радования, да почитает он светло священное торжество Девы и Матере, взывая Ей тако:

Радуйся, девства ради Своего, паче ангел и всех святых Преславная.

Радуйся, близ Пресвятыя Троицы просияющая.

Радуйся, паче всех дерзновение к Сыну и Богу Своему имущая.

Радуйся, бурю страстей греховных умиряющая.

Радуйся, от деяний бесчестных и злых удерживающая.

Радуйся, на земле в поте трудящимся бодрение и сило.

Радуйся, делателю нелицемерному отдохновение и отрадо.

Радуйся, грубость сердец людских умягчающая.

Радуйся, Звездо незаходимая, всемирная Радосте, Богородице Марие благодатная, к Солнцу спасения нас путеводящая.

Кондак 2

Видяще Пресвятая Владычице, скорби сердечныя, муки душевныя и искреннее покаяние людей Твоих Благоволила еси явити икону Твою, в благословение и знамение торжества, христолюбивому народу. Мы же к ней припадающе с верою и сокрушенным сердцем, из глубины души вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум недоразумевает достойно песньми духовными восхваляти Тя, Небесная Царице, яко преславно вознесена еси Сыном в Небесные кровы в честней Успении Своем. И ныне преукрашенна еси, Заступнице Многомилостивая наша, божественными нетленыма лепотами, и неустанно присно призираеши на людей, озлобленных грехи многими, да противустоят они твердо помощию Твоею всем скорбем и напастем сея многотрудныя жизни и, Царицу Небесную славяще, тщание имут всегда восхваляти Ю тако:

Радуйся, в Царствии Сына Твоего славою венчанная.

Радуйся, с высот славы Небесныя в души убогих нисходящая.

Радуйся, величием вознесенная по Успении Своем.

Радуйся, людей страждущих присно покрывающая омофором Своим.

Радуйся, другиня верная душ сирых и оставленных.

Радуйся, любве кладезь глубокий и неисчерпаемый.

Радуйся, милосердие Вышняго на людей низводящая.

Радуйся, всемерно взыскующая спасение падших.

Радуйся, Звездо незаходимая, всемирная Радосте, Богородице Марие благодатная, к Солнцу спасения нас путеводящая.

Кондак 3

Сила Вышняго осени Тя, Пречистая, соделавши Тя Матерью Господа и Спасителя Нашего, и укрепи Тя на многскорбнем пути жития твоего земнаго, мы же ныне воспоминающе Твоя болезни, егда Ты услышала от Симеона пророка о немилостивном убиении Сына Твоего, просим Тя: укрепи ны в тяготе ношения креста земнаго нашего и даруй нам познание грехов и жаление о них, покаянием велием и чуднем обнови души наша и сподоби с Тобой купно во веки воспевати Христу: Аллилуйя!

Икос 3

Имущи в Себе обильно благодать Божию, Ты, Всенепорочная, все житие Твое отдала еси благим попечениям о Сыне Твоем и Господе, вся глаголы Его соблюдающи в сердце Своем. Мы же, грешнии, скорбное житие Твое на земли воспоминающе, глаголем Тебе похвалы таковыя:

Радуйся, Владыку вселенныя во убозем вертепе родившая;

Радуйся, во Египет от беззаконнаго Ирода с Сыном Твоим бежавшая.

Радуйся, во всяких скорбех и печалех небесную отраду в сердца наша изливающая;

Радуйся, от разорения, плена и лютыя смерти всех уповающих на Тя свобождающая.

Радуйся, злосмрадие страстей и похотей наших всемощным мановением укрощающая;

Радуйся, во дни уныния надеждою вечных благ воодушевляющая.

Радуйся, от треволнения моря житейскаго кающихся спасающая;

Радуйся, всем потребным ко благочестию снабдевающая.

Радуйся, Звездо незаходимая, всемирная Радосте, Богородице Марие благодатная, к Солнцу спасения нас путеводящая.

Кондак 4

Бурею житейских бед сотрясаеми, многовидными печальми окружаеми и тьмою оскудения веры омрачаеми, к немерцающему свету любве от иконы Твоея сияющему притекаем, Богомати, просящи от Тебе умирения мира и просвещения духовнаго. И воспоминающее страдание твоя, егда не обрела еси Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, в церкви и через три дни Его не видела еси; И просим убо Тя: умоли Его и испроси у Него всех грехов прощение и оставление, да вечности с Тобою воспоим Ему : Аллилуйя!

Икос 4

Слышавшее от верных ученик Сына Твоего, яко Господа нашего Иисуса Христа, мучителие поймаша и связаша . Сие убо воспоминающе ныне просим Тя, всесвятая Дево и Мати Всевышнего,умоли Его, да возвратит нам добродетели, через грех изгибшия, и богоугодному житию начало положити сподобит ны, зовущие ти сице:

Радуйся, от оружия, глада, меча и напрасныя смерти сохраняющая;

Радуйся, трезвению духовному и молитве сердечней на всякое время нас научающая;

Радуйся, любовь Твою и помощь скоро простирающая

Радуйся, в земных испытаниих путь спасения нам озаряющая.

Радуйся, пресвятою иконою Твоею любовь Твою к нам явившая;

Радуйся, торжество любви и милосердия Божия миру открывшая.

Радуйся, яко Тобою благоволение Божие познахом;

Радуйся, яко Тобою любовь Сына Божия стяжахом.

Радуйся, Звездо незаходимая, всемирная Радосте, Богородице Марие благодатная, к Солнцу спасения нас путеводящая.

Кондак 5

Боготечную звезду наставляющую верных шествовати по пути Божию, зрим святую икону Твою, Богомати: к нейже припадающии людие приемлют здравие тела, очес прозрение, разслаблении укрепление и вси благодарно поют Господеви: Аллилуиа!

Икос 5

Видевше Возлюбленнаго Сына Твоего на кресте между двема разбойников распятаго, Пречистая Дево, великую скорбь боголюбиваго и материнскаго сердца Твоего слезами надежды растворяла еси , Егоже умоли, Владычице, да подаст нам дар милосердия Своего в час смерти нашея да напитает ны Телом и Кровию Своею Божественною пред кончиной нашей. Сего ради с надеждою и любовию взываем ти сице:

Радуйся, яко любовию Твоею мы, мертвыя духом, оживотворяемся.

Радуйся, яко Тобою от сна греховнаго просыпаемся;

Радуйся, яко Тобою совесть наша очищается.

Радуйся, яко Тобою бодрость духовная в нас появляется;

Радуйся, творити волю Божию нам помогающая;

Радуйся, служити ближним, яко чадам Божиим, нам повелевающая;

Радуйся, чрез любовь к ближнему любить Бога нас научающая.

Читайте также:
Икона Андрея Первозванного: история, значение, в чем помогает и как молиться

Радуйся, память о ближнем с памятью Божией в нас соединяющая

Радуйся, Звездо незаходимая, всемирная Радосте, Богородице Марие благодатная, к Солнцу спасения нас путеводящая.

Кондак 6

Предстояще пред Пречистым и чудным Твоим образом, Владычице, мы зряще Тя пред Крестом Сына Твоего и на гроб Его взирающе, преклоняем колена сердец наших пред честными страданиями Его и Твоим измученным Матерним сердцем, его же оружие пройде, и благоговейно со страхом взирающе на орудия страданий Господа нашего Сладчайшего Иисуса Христа, в смирении просим прощения согрешений наших и с благодарением взываем Ему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия заря искупления на горе Голгофстей, когда Сын твой своя божественныя длани на Кресте распростер, мукою своею весь мир от мрака смертнаго свобождая. Твоея матерния печали при Кресте Сына Твоего бывшей, егда видела еси Его страждуща за вся человеки мукою неизглаголанною. Темже, яко искушенней всячески и сострадати в самых тяжких скорбях и лишениях нам могущей, взываем сице:

Радуйся, спасения нашего всеблагомощная устроительнице;

Радуйся чаше черплющая нам радость;

Радуйся недугующих безвозмездная целительнице;

Радуйся, уповающым на Тя конец жизни непостыден дающая.

Радуйся, безболезненную и мирную кончину устрояющая.

Радуйся, благая Мати, всех чтущих Тя жити с собою вселяющая.

Радуйся, крепкую надежду вечнаго спасения всем христианом тя блажащым являющая.

Радуйся, святителей удобрение и пастырей окриление.

Радуйся, Звездо незаходимая, всемирная Радосте, Богородице Марие благодатная, к Солнцу спасения нас путеводящая.

Кондак 7

Хотящи явити велию любовь Свою к людям, Человеколюбец Господь Тебе, Матерь Свою Пренепорочную, покров и защиту роду христианскому дарова, да будеши печальным утешение, скорбящим радование, отчаянным надежда, вечныя муки Своим ходатайством избавляющая и к небесному веселию всех приводящая, вопиющих непрестанно гласом хваления Сыну Твоему и Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 7

Новую показал еси нам милость Свою Спаситель рода человеческаго явлением чудотворныя Твоея, о Богомати иконы, нареченныя «Не рыдай, мене, мати». Мы же, грехми благодать потерявшие, видяще яко с верою приходящия к ней получают помощь и скорое исцеление, воспеваем Ти сицевая:

Радуйся, суд правды вечныя нам открывающая;

Радуйся, разум и совесть нашу Боговедением просвещающая.

Радуйся, облекшая род человеческий порфирою Божества;

Радуйся, отверзшая мирови наследие вечнаго Небеснаго торжества.

Радуйся, сердца наша добре и милосердне устрояющая и покаянием двери райския отверзающая;

Радуйся, светом райским нас на земли сокровенно озаряющая;

Радуйся, Мати, от погибели временной и вечной исхищающая;

Радуйся, Звездо незаходимая, всемирная Радосте, Богородице Марие благодатная, к Солнцу спасения нас путеводящая.

Кондак 8

Странники и пришельцы есмы на земли сей, в скорбех и болезнех многих града Небеснаго взыскующия. Ты же, Благомощная, по Бозе Едина еси наше прибежище. Привлецы же всех, пред святою иконою Твоею покланяющихся, от любве земныя к Небесней Божественней любви, к сокровищу некрадомому и Бисеру многоценному, иже есть Христос Бог. Да неколеблемо храняще веру православную, не отступим от Спаса нашего, ниже да постыдимся имени Его. Той бо есть крепость наша и сила, Бог и радование. Ему Единому покланяемся, поюще: Аллилуиа!

Икос 8

Вся сущи в вышних, но и нижних не отступающи, разум подаждь нам, всеусердная предстательнице, наша Небесная Царице: из уст бо нас скверных како мощно пети Твоему имени? О, Богоблаженная и Пренепорочная Отроковице, яко благих еси нам ходатаица, сильна еси вспомоществовати во всякой нами требуемой помощи, да Тебе со умилением зовем сице:

Радуйся, Твоим заступлением праведный на нас гнев Божий утоляющая.

Радуйся, Твоим ходатайством грехи нашя прощающая.

Радуйся, Твоею помощию страсти ная искореняющая.

Радуйся, Твоим предстательством временныя нашя скорби разрушающая.

Радуйся, во всяких бедах и нуждах нам помогающая.

Радуйся, славящих Тя всегда прославляющая.

Радуйся, нечаемое нахождение земных наших утрат;

Радуйся, обретение грешному миру вечнаго Царствия.

Радуйся, Звездо незаходимая, всемирная Радосте, Богородице Марие благодатная, к Солнцу спасения нас путеводящая.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивися великому твоему, Богомати, терпению: печали, бо, скорби и болезни сокрыла еси в сердце Своем, видящее поругание Сына твоего от беззаконных людей, обаче милости Твоя к роду человеческому и по успении Своем не оставила еси, поучающи всех пети Богу: Аллилуия.

Икос 9

Вития многовещанныя, яко рыбы безгласныя видим о Тебе Богородице: недоумеют бо глаголати еже како споследствующи страданиям Сына Твоего со святыми апостолы всему миру благовестила еси смерть и воскресение Его: по успении же Своем невидимо с Небесных кругов благосердно назираеши мир паче же в честных иконах Твоих простираеши любовь Свою к людем, знамения и чудеса содевающи всем с верою к Тебе притекающим: темже мир весь от умиления сердца взывает Тебе:

Радуйся, честными иконами Твоими мысленный взор наш к Тебе Самей возводящая;

Радуйся, чрез них подающая освящение всему миру христианскому.

Радуйся, Предстательнице к Богу, мир от бед спасающая;

Радуйся, милости сокровище многоценное нам открывающая.

Радуйся, ко спасению и восприятию благ вечных наставляющая;

Радуйся, нераскаянных грешников к покаянию обращающая.

Радуйся, от междоусобныя брани охраняющая;

Радуйся, вражия козни расторгающая.

Радуйся, Звездо незаходимая, всемирная Радосте, Богородице Марие благодатная, к Солнцу спасения нас путеводящая.

Кондак 10

Спасительное пристанище даровася нам святая и дивная икона Твоя, Богородице Дево, с нею и доныне сила Твоя благодатная пребывает, веру в нас утверждает и на путь покаяния наставляет. Сего ради предстояще пред нею, молим Тя, Пречистая, помози нам безпорочно пройти путь жизни сея временныя, соблюди нас в чистоте и святости и приведи нас в Царствие Сына Твоего, да и мы, Тобою спасеннии, возможем тамо со ангелы и лики святых вечно воспевати хвалебную песнь Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси Богородице Дево, всем к Тебе прибегающим: к небесным взята и земных не оставляеши, Пресвятая Богородице, святым Твоим предстательством и имаши велие дерзновение к Сыну Твоему и Богу нашему. Темже утверди в мире глубоце православных житие и вся полезная даруй нам, да величающе воспеваем Ти:

Читайте также:
Икона 12 апостолов: история и описание, значение, в чем помогает и как молиться

Радуйся, умным очесем нашим горький и страшный час смертный представляющая;

Радуйся, на кийждо день, аки уже на последний жития нашего взирати нас научающая.

Радуйся, любити мир и яже в мире нам воспрещающая;

Радуйся, пристрастие к тленному богатству из сердца нашего искореняющая.

Радуйся, славы человечи, аки тени преходящия искати нам возбраняющая;

Радуйся, яко сладчайшее Имя, Господа Иисуса Христа, усты непрестанно произносити и в уме держати нас побуждаеши.

Радуйся, наша сердца от запаления гневом и яростию сохраняющая.

Радуйся, от тяжбы и насилия злых людей нас соблюдающая;

Радуйся, Звездо незаходимая, всемирная Радосте, Богородице Марие благодатная, к Солнцу спасения нас путеводящая.

Кондак 11

Пением и песньми духовными восхваляем Тя, Небесе и земли Царице, высшую небес и чистшую светлостей солнечных. Величаем Тя, Мати Агнца Непорочнаго, пришедшаго в мир распятие претерпети и обновити растлевшее грехом естество наше. Ты убо от Своих Пречистых кровей Плоть Сыну Твоему заимодавшая и тем дивною пособницею спасения нашего явившаяся, обновлению нашему послужила еси. Сего ради молим Тя, неизреченную в милости: просвети нас светом Сына Твоего, да не отлучени будем любве Божией, но о Христе греху умерши, и Христу приобщившись, со Христом и воскреснем, поюще Ему: Аллилуиа.

Икос 11

Светоприемную свещу икону Твою даровала еси нам, Владычице, во тьме нечувствия пребывающим и в земных вещех утешение ищущим, но не обретающим, да возбнув от омрачения греховнаго, очи своя горе возведем, Тебе же возопием таковая:

Радуйся, немогущих зрети славы Твоея в тихости милующая;

Радуйся, милостию Твоею к покаянию приводящая;

Радуйся, благодатныма лечбами язвы наша греховныя врачующая.

Радуйся, слезы от икон Твоих о нас источающая;

Радуйся, и нам слезы покаяния подающая.

Радуйся, молитвы хладныя нашея согреяние;

Радуйся, ума землеретнаго к Небеси возведение.

Радуйся, всецелаго обращения от всея души нашея взыскующая.

Радуйся, чистотою Твоею чистому житию нас научающая;

Радуйся, окаменение сердечное умягчающая.

Радуйся, Звездо незаходимая, всемирная Радосте, Богородице Марие благодатная, к Солнцу спасения нас путеводящая.

Кондак 12

Благодать велия свыше дарована святей иконе Твоей, Преблагословенная Мати Божия, еже убогих назирати, болящих исцеляти, такожде помогати бедствующым, утешати скорбящих и всех заблуждших на путь истины обращати. Темже вси труждающиися и обремененнии, имуще в Тебе Благую Матерь и чрез Тебе неизглаголанныя милости приемлюще, умильно вопиют Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Тебе песни хвалы и благодарения Тебе Дево Всепетая о всех благодеяниях в отечестве и граде нашем явленных просим помощи нам в смутное сие время, огради нас Царице Небесная от врагов видимых и невидимых, да зовем Ти усердне:

Радуйся молитвенице наша неусыпная;

Радуйся чаше черплющая нам радость;

Радуйся утоление печали;

Радуйся недугующих безвозмездная целительнице;

Радуйся, уповающым на Тя конец жизни непостыден дающая.

Радуйся, безболезненную и мирную кончину устрояющая.

Радуйся, благая Мати, всех чтущих Тя жити с собою вселяющая.

Радуйся, крепкую надежду вечнаго спасения всем христианом тя блажащым являющая.

Радуйся, Звездо незаходимая, всемирная Радосте, Богородице Марие благодатная, к Солнцу спасения нас путеводящая.

Кондак 13

О, Всепетая Мати, человеколюбивая Владычице наша Богородице! Услыши сие немощное моление с любовию и трепетом припадающих к честной и славней иконе твоей, и огради ны от всякаго злаго обстояния, скорби и болезни, удержи от падений греховных, падших возстави к покаянию, и вся потребная к благочестивой жизни даруй. Да спасаемые тобою во веки сподобимся Господеви воспевати: Аллилуйя!

Этот кондак читается трижды, затем Икос 1-й и Кондак 1-й

Молитва

О Всемилостивая Госпоже, Царице Богородице, от всех родов избранная и всеми роды небесными ублажаемая! Воззри милостиво на предстоящия пред святою иконою Твоею люди сия, усердно молящияся Тебе, и сотвори предстательством Твоим и заступлением у Сына Твоего и Бога нашего, да никтоже отыдет от места сего тощ упования своего и посрамлен в надежде своей, но да приимет кийждо от Тебе вся по благому изволению сердца своего, по нужде и потребе своей, во спасение души и во здравие телу.

Наипаче же осени и огради покровом Твоим, Милосердная Мати, Церковь Твою Святую, вышним Твоим благословением архиереи наши православныя укрепи, миром огради, и Святей Твоей Церкви целых, здравых, честных, долгоденствующих право правящих слово Своея истины даруй, от всех же видимых и невидимых враг, со всеми православными христианы, милостиво избави, и во православии и твердей вере до конца веков непоступно и неизменно сохрани. Призирай благосердием, Всепетая, и призрением милостиваго Твоего заступления на всю страну нашу, грады наша и град сей [или: храм сей, или: и духовный вертоград, зде сущий], и на сия богатыя Твоя милости неоскудно изливай.

И мне недостойному, по неложному обещанию Твоему, в день исхода моего милостива предстани, да Твоим руководством управлен буду к горнему Иерусалиму, в нем же прославленно царствуеши с Сыном Твоим и Богом нашим. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и с Пресвятым Духом в безконечныя веки веков. Аминь.

Икона «Не рыдай мене, Мати» — значение святого образа для христианского мира

Эта иконографическая композиция демонстрирует Спасителя, наполовину погруженного в гроб. Верхняя часть тела Христа обнажена, глаза его закрыты, а голова опущена, десницы сложены одна на другой. За спиной изображен крест вместе с орудиями Страстей, чаще всего слева от Мессии находится оплакивающая Богоматерь. Название «Не Рыдай…» взято из первой строфы 9-й песни канона на Великую субботу, сочиненного христианским поэтом Космой Маюмским. Верующие просят у этой иконы благополучного жития, доброго здравия и спасения души от греховности.

История иконы

Иконографическая композиция, посвящённая оплакиванию Христа Богородицей. Иногда называют «Оплакивание Христа», по-гречески – «Пиета». Название взято из ирмоса девятой песни канона Космы Маюмского на Великую Субботу, послужившего также одним из источников иконографии: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непристанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия.»

Эта икона участвовала в Богослужении только один раз в год, на Страстную седмицу, ее выкладывали на аналой чаще всего в Cтрастную пятницу. Это образ стойкости Христа перед уготованными Ему муками.

Читайте также:
Икона Петра и Павла: история и значение, как молиться и в чем помогает

Впервые композиция «Не Рыдай Мене, Мати» в России появилась в известной иконе Благовещенского собора Московского Кремля, вызвавшей в 1554 году Дело дьяка Висковатого, восставшего против введения в русскую иконопись «латинских ересей», то есть западных новшеств. В XVI веке русские иконописцы стали использовать для композиций икон гравюры западных мастеров.

Это образ святой, церковный: Пречистой, плачущей над Сыном Своим, снятым со Креста и обвитым чистой плащанице — этот образ подписан «Не Рыдай Мене, Мати». «Почему же не рыдай?» — «Восстану бо и прославлюся. И не только Сам восстану, но и вознесу со славою, яко Бог, верою и любовию Тебя величающих».

Вот где разрешение самой глубокой скорби человеческой — из гроба Сына к сердцу Пречистой несутся звуки не прекратившейся, но побеждающей Жизни… Все стихло. Таинственные звуки, слышимые только ухом сердца, предначинают песнь о неизреченном чуде, о неизреченном счастье… Перед глазами Ее еще Мертвец, но это не может поколебать победной песни победившей вечной жизни.

«Радуйся!» — сказал Архангел Деве однажды, — «и паки реку: радуйся!» — сказал Он ей другой раз, — «Твой Сын воскресе. »

Отныне надгробная песнь над всяким умирающим о Господе растворяет слезы победной песнью «Алилуйа!» — Нет у человека более сильного врага, чем ад и смерть — но они побеждены! — Аминь!» Пред иконой Пресвятой Богородицы «Не Рыдай Мене, Мати» молятся за страждущих близких и о спасении близких, за детей.

Описание и значение иконы

В образе иконы изображены Иисус Христос и его мать – Мария — Богородица оплакивает своего сына. Икону нередко называют «Оплакивание Христа», что в переводе с итальянского – «Пьета» — так ее величают в западном искусстве. Самое известное западное творение «Пьета» создано Микеланджело.

Композиция представляет собой вертикальную структуру: Божий Сын — оплот вселенской Церкви и центральная фигура иконографии. Христос — Истина, на которую указывают все дополнительные элементы образа. Мессия не подвержен смерти, но намерен вскоре совершить пасхальное преображение.

Существует несколько вариантов этой иконы, в некоторых не изображена Дева Мария:

  • Тело Христа в гробу только наполовину потому, что смерть не способна полностью объять Святой Дух и складывает своё оружие перед всемогуществом Господа. Гроб и физическая оболочка Спасителя рассматривается как Чаша Причастия.
  • Опущенная голова Христа говорит о том, что Он сошел в ад, разрушил врата подземного царства и освободил праведников, вечно преданных Небесному Отцу. Сложенные руки Спасителя символизируют полнейшее смирение перед собственной Жертвой. Орудия убийства Распятого Мессии говорят о цене, какой было приобретено прощение за все человеческие грехи.
  • Богородица, оплакивающая кончину Сына, подчеркивает для верующих реальность человечности Христа. Она является настоящим свидетелем действительных страданий, горько обнимая Спасителя.

«Оплакивание Христа» — икона, демонстрирующая Сына Божьего наполовину в гробу. Христос являет смирение и необыкновенную силу, которая расцветет после Воскресения.

Также, на некоторых иконах мы можем увидеть не только Богородицу, но и Иоанна Богослова и других Святых, которые оплакивают его вместе с матерью. Богородица же в иконе всегда появляется тогда, когда необходимо изобразить вочеловечивание Иисуса Христа.

Поэтому, Святую Богородицу мы видим и в Рождестве, и в Сретении, и в Благовещении. Таким образом, в иконе «Не рыдай мене, Мати», Богородица представлена в виде живого свидетеля мученических страданий Богочеловека. И, с глубокой скорбью и состраданием Она обнимает Своего Сына.

Само значение иконы «Не рыдай мене, Мати» заключается в искупительной крестной жертве, которая стала наивысшим проявлением любви Божества к человеку: «Ибо возлюбил Бог мир, что отдыл Сына Своего Единородного» (Ин. 3,16).

Молитвы ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Не Рыдай Мене, Мати»

Молитва первая

К Тебе, Пречистей Божией Матери, аз окаянный припадая молюся: веси, Царице, яко непрестанно согрешаю и прогневляю Сына Твоего и Бога моего. И аще многажды каюся, ложь пред Богом обретаюся: каюся трепеща, да не како поразит мя Господь, и по часе мале паки таяжде творю. Ведущи сия, Владычице моя, Госпоже Богородице, молю, да помилуеши, да укрепиши мя, и благая творити да подаси ми. Ты веси, о Владычице моя Богородице, яко имам в совершенней ненависти злая моя дела и всею мыслию люблю закон Бога моего.

Но не вем, Госпоже Пречистая, откуду яже ненавижду, тая творю, а благая преступаю. Не попущай убо, Пречистая, воли моей совершатися, неугодна бо есть, но да будет во мне воля Сына Твоего и Бога моего, да мя спасет, и вразумит, и подаст ми благодать Святаго Духа, да бых аз отселе престал сквернодействуя и прочее пожил бых в повелениих Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О Преблагословенная и Многомилостивая Владычице мира! Се мы грешнии на святый образ Твой взирающе и на нем Тя в скорби и сострадании распятому за нас Христу Спасителю предстоящу видяще, усердно молим Тя известную о нас к Сыну Твоему молитвенницу: не остави нас в день испытания и скорби, но во искушениих и напастех нам бываемых огради нас всечестным покровом Твоим от враг видимых и невидимых и даждь нам силу, во еже всесовершенную и благую волю Творца и мира Владыки творити. Зриши бо, милостивая Заступнице наша, колико грехам всяческим подвержени есмы: не токмо бо волею согрешаем, но и неволею в многоразличныя прегрешения впадаем.

Сего ради к Тебе державней устроительнице спасения христианскаго прибегаем и умиленно вопием: ум наш познанием Божественныя истины просвети, сердце наше теплотою христианския любви и спасительных желаний согревай, волю же нашу в нелицемерном заповедей Господних исполнении утверди. Ей, Госпоже Премилостивая, приникни с высоты небесныя к воздыханием и молитве нас грешных: исцели болезни недужных, умири сердца озлобленных, даждь терпение страждущим, внуши страх Божий обидящим, укрепи гонимыя за правду, сироты и вдовы защити, подаждь утешение плачущим, испроси прощение кающимся, демонскую же бурю страстей во грешных душах утиши и в сердцах чтущих Тя Христову кротость и любовь вкорени и духом милосердия и сострадания сия утверди: отпадшыя же от веры еретики и отступники к познанию истины направи и уста нечестивых, хулящих Святую Церковь и веру православную поносящих загради.

Отшедшим от жития сего отцем и братиям и сестрам нашим, о Мати Божия, прощение грехов и предначатие блаженства вечнаго испроси. Егда же и нашея кончины час приближится, тогда убо, о Владычице, приими душу нашу и в сонме праведных сию упокой, идеже лици Ангел и святых угодник немолчно славословят державу и милость Отца и Сына и Святаго Духа и Твое матернее о нас предстательство и заступление, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь

Преблагословенная Дево, Богородительнице Чистая, у Креста Сына Твоего и Бога нашего предстоящи, скорбь велию претерпела еси и благодать от Него прияла еси сущия в скорбех утешати. Темже на пречистый образ Твой благоговейно взирающе и изображенную Тя на нем пред Крестом Спаса нашего видяще, умиленно к Тебе вопием: Заступнице усердная, благая и милостивая! Ускори избавити ны от всякия скорби, нужды и болезни и спаси души наша, да Тя со благодарением славим во веки.

Кондак

Избранней от всех родов Божией Матери и Царице, предивно цельбоносную икону Свою явившей, на нейже у Креста Христова стоящую Заступницу нашу видяще, похвальное Той возглашаем пение: Ты же, Госпоже Всемилостивая, яко имущая милосердие неизреченное, теплым Твоим предстательством и заступлением от всяких нас бед и недугов свобождай, во умилении Тебе зовущих: Радуйся, Благодатная, непрестанно за нас Христу молящаяся.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Роль иконы в христианстве

Действительно образ оплакивания присутствует как в западной, так и в восточной христианской традиции, поскольку для всех христиан тема страданий и крестной смерти Спасителя свята.

Читайте также:
Икона святого Иоанна Воина: история, значения, в чем помогает и как молиться

Однако есть существенные отличия православного образа от западных аналогов. Если на Западе этот образ дает нам возможность почувствовать глубину трагедии Матери, оплакивающей своего Сына, то в православном образе не чувствуется тотальности смерти. Напротив, сквозь скорбь слышится весть о Воскресении.

Эта иконографическая структура, сочетающая темы Распятия Христа и Оплакивания Божьей Матерью Сына, сложилась в XIV столетии на Балканских островах.

Образ написан по мотивам канона Косьмы Маюмского, а главная идея здесь — искупление посредством крестной жертвы, что демонстрирует высшую любовь к Господу и веру в Его Всемогущество. Бог возлюбил мир настолько, что отдал ради него Своего Сына.

  • В России подобная тематика распространилась в период с XIV по XVII вв. Верующие могли наблюдать её в росписях храмов и на священных иконах. В эпоху Иоанна Грозного большую популярность среди православного населения приобрели «молельные» образы, к которым и относят композицию «Не Рыдай Мене Мати», преисполненную сюжетом, но не богатую красками. Российские паломники впервые увидели её в своем отечестве в стенах Благовещенского собора, располагающегося в Московском Кремле.
  • Название образа призывает не плакать о Распятом Мессии, так как по Божьей Воле Его Сын воскреснет и прославит Господа и всех его служителей. Изображение способно разрешить проблемы человеческой скорби, когда божественная милость и идея вечной жизни донесется из Гроба в сердца всех истинно слушающих. После горечи и печали останутся только таинственные звуки неизреченного чуда и счастья единства с Богом. «Оплакивание Христа» побеждает самого сильного человеческого врага — смерть и адские муки.

Икона Пресвятой Богородицы «Не Рыдай Мене Мати» («Оплакивание Христа») (видео)

Название образа «Не рыдай Мене Мати» было взято из 9 песни Космы Маюмского, которая была написана на Великую Субботу. Он и стал одним из источников иконографии.

Икона Божией Матери «Не рыдай Мене Мати» — икона, которая относится к категории страстных, так как ее выкладывали на аналой во время Страстной Пятницы. Очень часто ее еще называют «Оплакивание Христа».

Икона «Не рыдай Мене Мати» имеет еще два названия, один из которых «Оплакивание Христа». Фото: xn--80ancrr3a.xn--p1ai

Впервые икона Пресвятой Богородицы появилась в Благовещенском соборе Московского кремля

Впервые икона Пресвятой Богородицы появилась в Благовещенском соборе Московского кремля. Название образа взято из 9 песни Космы Маюмского, которая была написана на Великую Субботу. Он и стал одним из источников иконографии:

«Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непристанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия».

Это песнопение исходит от Спасителя, который утешает свою Мать. Он говорит о том, что Своим Воскресением — Он победит смерть. Фото иконы Не рыдай Мене Мати можно увидеть ниже.

Более современный вид иконы «Не рыдай Мене Мати» можно увидеть в любом православном храме. Фото: playcast.ru

Читайте также:
Икона Господа "Моление о чаше": история, значение, в чем помогает и как молиться

История иконы

Впервые, данный образ был изображен в известной иконе Благовещенского собора Московского Кремля. Тогда, в 16 веке – русские иконописцы начали использование гравюр мастеров с Запада.

Само значение иконы «Не рыдай мене, Мати» заключается в искупительной крестной жертве, которая стала наивысшим проявлением любви Божества к человеку: «Ибо возлюбил Бог мир, что отдыл Сына Своего Единородного» (Ин. 3,16).

В иконе ясно видно сочетание Распятия Христа и Его Оплакивания матерью Марией. Обнаженное тело Иисуса частично погружено в гроб, потому что смерть не забрала Сына Богородицы. Его голова с закрытыми глазами «падает» на грудь, а руки крест-накрест сложены у пояса в знак абсолютного смирения перед лицом Жертвы. За Его спиной – крест – символ цены, которой было совершено спасение человечества.

Также, на некоторых иконах мы можем увидеть не только Богородицу, но и Иоанна Богослова и других Святых, которые оплакивают его вместе с матерью. Богородица же в иконе всегда появляется тогда, когда необходимо изобразить вочеловечивание Иисуса Христа. Поэтому, Святую Богородицу мы видим и в Рождестве, и в Сретении, и в Благовещении. Таким образом, в иконе «Не рыдай мене, Мати», Богородица представлена в виде живого свидетеля мученических страданий Богочеловека. И, с глубокой скорбью и состраданием Она обнимает Своего Сына.

«Не рыдай мене, Мати» имеет и другое название – «Единородный Сыне». Она появилась еще в 14 веке в балканском искусстве, а автор книги «Иконография Господа Иисуса Христа» — Припачкин И.А. считает, что данный тип появился в искусстве Византии в далеком 13 веке.

Икона представлена вертикально, дабы показать нам, что Иисус Христос – надежная защита и опора, на котором держится вся Вселенная и христоцентричная иконопись

Иисус – Истина, и все образы иконы направлены, дабы указать на Него.

Празднование иконы, на которой изображена Святая Богородица со своим сыном Иисусом Христом осуществляется 7 февраля (или, 25 января – по старому стилю).

Анализ

Композиция представляет собой вертикальную структуру: Божий Сын — оплот вселенской Церкви и центральная фигура иконографии. Христос — Истина, на которую указывают все дополнительные элементы образа. Мессия не подвержен смерти, но намерен вскоре совершить пасхальное преображение.

Икона Пресвятой Богородицы «Не рыдай Мене Мати»

Существует несколько вариантов этой иконы, в некоторых не изображена Дева Мария:

  • Тело Христа в гробу только наполовину потому, что смерть не способна полностью объять Святой Дух и складывает своё оружие перед всемогуществом Господа. Гроб и физическая оболочка Спасителя рассматривается как Чаша Причастия.
  • Опущенная голова Христа говорит о том, что Он сошел в ад, разрушил врата подземного царства и освободил праведников, вечно преданных Небесному Отцу. Сложенные руки Спасителя символизируют полнейшее смирение перед собственной Жертвой. Орудия убийства Распятого Мессии говорят о цене, какой было приобретено прощение за все человеческие грехи.
  • Богородица, оплакивающая кончину Сына, подчеркивает для верующих реальность человечности Христа. Она является настоящим свидетелем действительных страданий, горько обнимая Спасителя.

«Оплакивание Христа» — икона, демонстрирующая Сына Божьего наполовину в гробу. Христос являет смирение и необыкновенную силу, которая расцветет после Воскресения.

Важно! Образ вдохновляет на религиозные свершения и напоминает о том, что физическую смерть можно победить истинным знанием. Православные верующие молятся перед иконой, ради спасения душ, благополучия и здоровья.

Икона Божьей Матери «Не рыдай Мене, Мати»

Значение иконы «Не рыдай Мене Мати» в искупительной крестной жертве Божества к человеку

Значение иконы «Не рыдай Мене Мати» — в искупительной крестной жертве, которая стала наивысшим проявлением любви Божества к человеку.

«Ибо возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного»

О чем молятся Пресвятой Богородице пред ее иконою «Не рыдай Мене Мати»? Перед иконой молятся за страждущих людей, а также о спасении близких, за детей.

Молитва Не рыдай Мене Мати — может читаться в любое время

Вы можете всегда обратиться к Божией Матери своими простыми словами. Самое главное, чтобы ваши молитвы шли от самого сердца, потому что только самые искренние молитвы будут услышаны. Данной иконе написана и молитва. Молитва Не рыдай Мене Мати может читаться в любое время.

Текст молитвы Не рыдай Мене Мати:

К Тебе, Пречистей Божией Матери, аз окаянный припадая молюся: веси, Царице, яко непрестанно согрешаю и прогневляю Сына Твоего и Бога моего. И аще многажды каюся, ложь пред Богом обретаюся: каюся трепеща, да не како поразит мя Господь, и по часе мале паки таяжде творю.

Ведущи сия, Владычице моя, Госпоже Богородице, молю, да помилуеши, да укрепиши мя, и благая творити да подаси ми. Ты веси, о Владычице моя Богородице, яко имам в совершенней ненависти злая моя дела и всею мыслию люблю закон Бога моего.

Но не вем, Госпоже Пречистая, откуду яже ненавижду, тая творю, а благая преступаю. Не попущай убо, Пречистая, воли моей совершатися, неугодна бо есть, но да будет во мне воля Сына Твоего и Бога моего, да мя спасет, и вразумит, и подаст ми благодать Святаго Духа, да бых аз отселе престал сквернодействуя и прочее пожил бых в повелениих Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа,

Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: