Кипрская икона Божией Матери: история, значение, в чем помогает и как молиться

Православная Жизнь

Икона для любого православного человека есть объект особого почитания. Мы молимся перед ними, изливаем свою боль и печаль, благодарим за помощь и содействие. И прикладываемся. И учим детей прикладываться. Ибо это та минимальная благодарность ко святому, которую мы можем высказать в храме. Мы взираем в глаза, святые глаза тех, кто запечатлен на иконе, и верим – помощь наступит! Поддержка придет! Укрепление настанет! Всё получится!

Главная икона Кипра – Киккская икона Богородицы – уникальна. Подойти и помолиться возле нее может всякий, приложиться – никто. Да что там приложиться – видеть лик Богородицы Киккской не позволено никому! Она закрыта окладом, оклад – пеленой. На окладе, правда, изображен лик с иконы, но это только список.

Лично я впервые в своей жизни столкнулась с таким феноменом. Икона есть, но видеть ее нельзя. Как так? Почему? Эта икона называется Киккскою от названия горы Киккос на острове Кипр. Милостивою же икону называют потому, что Матерь Божия изображена на ней умоляющей Сына и Бога Своего о спасении рода христианского. Это то, что мы можем видеть на окладе.

Для начала скажу, что и этот образ приписывают авторству евангелиста Луки. Он написал не один образ Богоматери, известный нам как “Владимирская”. Киккский образ он написал для египетских христиан, которые тоже, к сожалению, пережили период иконоборчества. И чтобы икону сохранить от рук бушевавших тогда вандалов, ее «эвакуировали» в Византию. Но по пути следования на корабль, перевозивший икону, напала группа пиратов – морских разбойников-арабов. Они ничего не сделали иконе, более того – даже ею не заинтересовались. Земные, а точнее, приземленные богатства их интересовали куда больше, чем религиозные споры с христианами. Таким образом, икона была спасена и со временем всё же попала в Константинополь, где торжествовало Православие, победившее иконоборческую ересь.

Дальше начинаются чудеса. Однажды у императора Алексия Комнина заболела тяжелым недугом дочь. Отец был безутешен. В это время в Царьград прибыл полководец императора Мануил с острова Кипр, которому было видение о том, чтобы выпросить у императора Алексия чудотворную икону для обустройства монастыря на кипрской горе Киккос. Император, озабоченный лишь одним – здоровьем дочери – пообещал. И надо же, вскоре после этого его больная дочь чудесным образом исцелилась. Казалось бы – падай на колени, благодари Господа и выполняй заветы. Но нет! Императору стало жалко отдавать икону Божьей Матери, и он стал оттягивать исполнение своего обещания. Наверное, даже не понимая, что «второе может быть гораздо страшнее первого». И вскоре заболел сам.

Но Бог милостив. Во сне к правителю явилась сама Пречистая Дева и строго наказала отправить икону на Кипр. Делать было нечего, и император приказал снаряжать корабль.

Здесь, на горе Киккской, был устроен храм и при храме монастырь, получивший название Императорский, поскольку Алексей посодействовал финансово в том, чтобы монастырь был выстроен. Достойный и красивый монастырь, в котором бы «жила» его любимая икона. Но лик ее закрыт по сей день для всех. А любопытных, или точнее сказать, ослушавшихся, постигает наказание. В частности, на Кипре рассказывают случай, что когда Александрийский Патриарх лишь приподнял покров, тут же ослеп. Он настолько испугался, что стал молить о прощении и просить пощады, громогласно заявляя, что был неправ и ослушался повеления Богоматери. Зрение к нему вернулось. Но всем был преподан урок: нельзя – значит, нельзя! В 1771 г. иеромонах Иоанн Родосец из Иерусалима, попытавшийся открыть завесу, чтобы увидеть икону, на несколько часов остолбенел и потерял дар речи. Потому, не неважно, кто ты – бродяга, мирянин, священник или Патриарх – закон един для всех и каждого в равной степени.

Ефрем Афинянин пишет, что икону закрыли платом при перевозке из Константинополя и с тех пор хранили так. Однако поскольку на Кипре существует множество копий иконы, то, видимо, она была скрыта от глаз не сразу. Так же считает и Серафим Писсидиец, подготовивший в 1782 г. исправленное и дополненное издание «Описания Киккского монастыря»: «Мудрец века сего говорит:

«Хорошо, когда эта святая икона была увезена в Египет… не был ли всесвятой лик святой иконы непокрыт? Несомненно, так. А потом, когда она находилась в царском дворце в течение стольких лет, он ведь тоже оставался открытым?» Конечно.

«Хорошо, – говорит он. – А почему же тогда Она не хочет показывать Своего вида теперь, как показывала всем раньше?»

Человече, таков Промысел Божий… ради каких-то целей, которые Бог провидит, а мы не знаем. И ведь икона оставалась непокрытой не только когда она была в царском дворце, но и еще и в 1577 году, через шесть лет после оттоманского завоевания, она была украшена окладом, и тот, кто украшал ее, конечно, видели облик Богородицы и Христа Святой Лик. Только теперь она невидима для всех, так что, те, которые пробовали открыть покров, которым закрыта святая икона, подвергались тяжкому наказанию со стороны Пресвятой Матери Божией, как об этом повествуется в «Описании», несмотря на то, что те, кто предпринимали эти попытки, были мужами добродетельными и людьми Божиими. Таков, человече, Промысел Божий, и попечение о нас…»

Летопись Киккского монастыря рассказывает о четырехкратном спасении обители от пожара, чудесных исцелениях, даровании долгожданных детей, ниспослании дождей в засушливые неурожайные годы, спасении обители от нашествия саранчи. Любую беду отводит от святой обители Киккская икона, ставшая самой почитаемой на острове Кипр. Один немой от рождения инок, стоя у иконы, заговорил. Другой умирающий монах вдруг стал здоров, лишь помолясь дивному, скрытому пеленой образу. У язычника, замахнувшегося на святыню, тут же отсохла рука. Как напоминание об этом рядом с иконой повесили железную руку.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Касперовская": история, значение, в чем помогает и как молиться

Видеть эту икону и знать, что же на ней изображено, мы можем только из дошедших до нас списков. Их, к счастью, немало. Богородица восседает на престоле, повернувшись влево и склонившись к Богомладенцу. Их фигуры вписаны в арку, над которой расположены медальоны с поклоняющимися им Архангелами. Тип иконы – Взыграние. Богомладенец непоседлив, а Матерь Божия усмиряет Его. Покровов – покрывал на голове Девы Марии – два: красное и темное. Самый известный сегодня чудотворный список иконы «Киккская-Милостивая» хранится в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре. Она несколько отличается от оригинала с пелены, но очень во многом схожа.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Милостивая» молятся об избавлении от засухи, об исцелении от кровотечения, бесплодия и даровании чадородия, об укреплении в нуждах и печалях, о помощи в несении иноческого креста, об исцелении от головной боли, об исцелении расслабленных и в семейных скорбях. Всё слышит и во всем старается помочь Царица Небесная своим чадам на земле.

Чудны дела Господни! И закончить свой рассказ о Киккской иконе я хочу строкой из ее величания: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души к Богу возводиши!»

Неопалимая Купина: история и значение иконы, в чем помогает образ

Большинство образов Богоматери, которые можно увидеть в православных храмах и домашних иконостасах, имеют достаточно лаконичный сюжет: младенец (или отрок) Иисус восседает на коленях Царицы Небесной – разнятся лишь детали.

Однако существуют иконы Божией Матери, имеющие куда более сложный и символичный сюжет. Одна из них называется иконой Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина». Этот образ имеет сложную иконографию и множество смысловых слоев, толкование которых невозможно без знания Ветхого Завета и основ богословия. Тем не менее попробуем рассказать вам об этой удивительной иконе, не прибегая к сложным теологическим выкладкам и специфичной терминологии.

Немного предыстории

История неопалимой иконы Божией Матери плотно связана с текстом из Ветхого Завета, касающегося жития и деяний пророка Моисея.

«Неопалимая купина» – самая популярная икона от пожара в доме. Но если присмотреться к ее истории, раскрывается куда более глубокий смысл и значение этого образа.

Моисей родился в египетских землях примерно в VIII столетии до нашей эры. Еврейское население Египта тогда сильно увеличилось, и обеспокоенный этим фараон приказал всех взрослых израильтян обращать в рабство, а новорожденных мальчиков – попросту убивать.

Мать Моисея не желала столь печальной судьбы собственному сыну. Она сначала скрывала новорожденного, а затем положила его в корзину и отправила по течению Нила. И надо же такому случиться, что его нашла египетская принцесса, которая смилостивилась над младенцем!

По иронии судьбы, Моисея решили отдать в еврейскую семью, и вышло так, что его кормилицей стала родная мать. А вот взрослел он уже при дворе фараона, окруженный почестями и богатством, словно родовитый египтянин.

Но однажды Моисей узрел страшное: надсмотрщик беспощадно издевался над работающими евреями. Он разгневался, убил надсмотрщика и вынужден был бежать.

Долго скитался еврейский муж по пустыне, пока его не приютил священник. Моисей стал вести жизнь простого человека, привык к физическому труду и даже женился на одной из дочерей своего спасителя.

Однажды будущий пророк пас овец. Вдруг он увидел на горе Синай пылающий терновый куст (то есть, «купину») и хотел подойти к нему, ведь куст горел, но не сгорал. На этом чудеса не были исчерпаны: из куста раздался Глас Божий, приказавший Моисею снять обувь, ибо он намерен приблизиться к святыне. Также Господь повелел пророку вывести евреев из Египта в Землю Обетованную и наделил умением творить чудеса по Божьей воле.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Милостивая": история, значение, в чем помогает и как молиться

Хорас Уильям Петерик. Исход

Согласно Ветхому Завету, Моисей вел евреев через пустыню в течение долгих 40 лет. Народ израилев все же достиг ее, но пророк умер, немного не дойдя до цели. Согласно библейским текстам, прожил он аж 120 лет!

Со временем образ неопалимой купины стал ассоциироваться с Божьей Матерью. Точно как не сгорает куст в бушующем пламени, так Приснодева вечно чиста и непорочна.

История иконы

Первые известные образы типа «Неопалимая купина» появились еще в начале нашей эры. Самое раннее из дошедших до наших дней изображений – иллюстрация к рукописи византийца Козьмы Индикоплова, ныне бережно хранящейся в Ватикане.

Примечательно, что первоначальный образ был более сюжетным и простым для восприятия: Богородица (обычно Оранта), вознесшаяся над пылающим кустом, склонившийся в благоговении Моисей. Но к XVI столетию икона обрела иной, куда более сложный облик, богословскую символику и множество смысловых слоев.

В одном из храмов монастыря Хора, что в Стамбуле, хорошо сохранилась фреска, изображающая Богородицу в горящем кусте. И это при том, что этот храм много столетий был мечетью!

На Русь первая «Неопалимая купина» попала, скорее всего, с Востока, веке этак в XIV. Она быстро обрела популярность из-за своего «противопожарного» эффекта: дома наших предков были деревянными и частенько страдали от пожаров. Порой выгорали целые города!

«Неопалимая купина» обрела популярность, прежде всего, среди простого люда: она присутствовала практически в каждом домашнем иконостасе. В многочисленных смысловых слоях люди не особо разбирались – главное, чтобы образ охранял от пожаров. И он порой являл истинные чудеса!

Еще больше эта икона популяризировалась с изобретением хромолитографии. Красочные жестяные иконки от Якоба Жако стоили недорого, но отличались удивительной долговечностью и «нарядностью» – словом, идеальный вариант для простого обывателя.

И сейчас «Неопалимую купину» можно часто увидеть в деревенских домах. Причем часто ее вешают не в «красном углу», а непосредственно над входной дверью, для защиты жилья от всех бед.

Где находится икона «Неопалимой Купины»

В России имеется множество чтимых икон «Неопалимой купины», некоторые почитаются как чудотворные.

Самая древняя икона, привезенная на Русь палестинскими монахами с Востока в XIV столетии, пребывает ныне в Благовещенском соборе Москвы. История не сохранила подробностей ее обретения, но православные источники утверждают, что она была написана на том священном месте, где Моисей увидел полыхающий куст. Списки с этого чудотворного образа есть во многих российских храмах.

Помимо вышеупомянутого, в Москве было два особо почитаемых образа описываемого типа – оба в одноименном храме. Первый из них особо прославился в 1812 году. Польский солдат, соблазнившийся богатым окладом образа, похитил его из храма. Но вора начали мучить приступы тоски, и он покаянно вернул украденное в церковь.

В Москве (точнее, в Отрадном) расположен один из немногих храмов «Неопалимой купины». Это новодел 2010 года. Одноименный исторический храм в Хамовниках был снесен в 1930 году.

Второй образ из храма в Хамовниках (небольшой, дополненный изображением молящегося человека) почитался с 1837 года. К нему был приложен рукописный молебен, который читали во время сильных гроз. Считалось, что эта икона способна отводить молнии.

К сожалению, оба этих чудотворных образа сгинули в огне революции и последующих неспокойных лет вместе с храмом. Вот такая ирония судьбы: годы безбожия губительны даже для святынь, призванных защищать и охранять.

Храм иконы Божьей Матери «Неопалимая Купина» в Хамовниках

Значение образа в православии

Значение иконы «Неопалимая Купина» в доме истинного приверженца православной религии сложно переоценить. Собственно лик Богоматери в сочетании с многозначной религиозной символикой олицетворяет образ Защитницы всех православных. А если вспомнить, что Приснодеву чтят как защитницу Всея Руси и ее жителей, становится понятной всенародная любовь к этому образу.

«Неопалимая купина» – признанная икона пожарных и всех, чья профессиональная деятельность и образ жизни связаны с огнем. Но, согласно богословским канонам, ее значение гораздо шире. Она призвана защищать каждого из нас не только от внешних врагов и стихийных бедствий, но и от самих себя, то есть от собственных греховных помыслов и деяний.

«Неопалимая купина» – отсылка к непогрешимости Марии, оставшейся девственной после зачатия Христа от Святого Духа. Она напоминает нам о том, что нужно стремиться к сохранению нравственной чистоты в этом грешном мире, но ни один человек не в силах сравниться с Богоматерью по святости.

Иконография

Существует два иконографических типа «Неопалимой купины», почитаемых православными христианами.

Первый тип можно отнести к архаичным, напрямую отсылающим к ветхозаветным событиям. Сейчас его редко где увидишь: многие иконы этого извода были уничтожены во времена борьбы со старообрядчеством, к которой приложил тяжелую длань патриарх Никон.

Читайте также:
Икона Евгения Севастийского: история и значение, в чем помогает и как молиться

В центре композиции таких икон – объятый пламенем куст и воспаряющая над ним Богородица. Внизу изображен Моисей (либо пасущий овец, либо снимающий обувь перед вступлением на святую землю). Могут присутствовать ангелы и духи, но это не обязательно.

Более поздний образ куда символичнее и многозначнее: правильно трактовать многочисленные смысловые слои могут лишь богословы. В нем зачастую отсутствует даже пресловутый горящий куст – его изображение заменено символикой.

В центре композиции – Богородица с маленьким Спасителем на коленях (в одном из канонических изводов, обычно Оранта или Панахранта). Она изображена на фоне восьмиугольника (восьмиконечной звезды), образованного двумя стилизованными ромбами.

Первый ромб, синий или темно-зеленый, символизирует непорочность Богородицы. Второй, ярко-красный, означает пламя горящего куста. В руках Божьей Матери часто изображают лестницу, ведущую человечество в Царствие Небесное.

Слева — архаичный тип иконы, справа — более поздний образ.

Наложение ромбов образует восьмиконечную фигуру. Помимо всего прочего, это отсылка к Вифлеемской звезде, воссиявшей в небесах с рождением Христа. Благодаря ей, волхвы нашли дорогу к Сыну Божьему.

Богородица окружена массой иных образов, каждый из которых несет определенную смысловую нагрузку. Их состав и расположение могут варьироваться.

Как правило на иконе изображают трех духов, апостолов-евангелистов (часто в символическом отображении), а также архангелов с канонической атрибутикой. Иногда на иконе присутствуют и сцены из Ветхого Завета, в том числе, и уже описанная историческая встреча Моисея с пылающим кустом.

Дни празднования

Основной день празднования иконы приходится на 17 сентября (4 сентября по старому стилю). Он отмечается в день памяти пророка Моисея, благодаря которому и возникла соответствующая ветхозаветная история.

Есть и еще один праздник, правда, переходящий. Он отмечается в шестую неделю после пасхи. Согласно некоторым источникам, именно в этот день икона была перенесена из Грановитой палаты в Хамовники, в одноименный храм.

В чем помогает «Неопалимая Купина»

Как уже было сказано выше, икона защищает, прежде всего от пожаров и молний. Но на этом ее сила не исчерпывается, ведь перед нами образ Пречистой Девы, то есть, вечной Заступницы всего человечества.

На эмблеме МЧС России присутствует белая восьмиконечная звезда. Это отсылка не только к Вифлеемской звезде, но и к узнаваемой символике «Неопалимой Купины».

«Неопалимой Купине» молятся о:

  • спасении от стихийных бедствий;
  • смирении гнева (как собственного, так и направленного на молящегося);
  • исцелении от телесных и душевных недугов;
  • избавлении от «любовной горячки» и возвращении супругов в семьи;
  • спасении души и избавлении от греховных помыслов.

Чудеса, связанные с иконой

В России наиболее известно чудо, приведшее к учреждению храма иконы «Неопалимой купины» в Хамовниках в XVII столетии.

Боярин Дмитрий Колошин, стременной царя Федора, любил молиться иконе «Неопалимая Купина», вывешенной в те годы в Грановитой палате Кремля. Как-то завистники оклеветали боярина, и на стременного пал царский гнев. В страхе Дмитрий Колошин обратился за помощью к любимому образу. Заступница Небесная явилась монарху во сне, и он помиловал невинно оклеветанного стременного.

В благодарность и в память о явленном чуде Колошиным был основан храм иконы Божьей Матери «Неопалимая Купина» в Хамовниках. Туда же была перенесена икона, признанная чудотворной.

Еще одна чудотворная икона находится в небольшом храме, что в поселке Суксун Пермского края. Там она появилась в XVII столетии абсолютно необъяснимым образом. Она была обнаружена местным рыболовом: он увидел икону, плывущую по реке.

Рыбак был мусульманином, посему он решил не прикасаться к христианскому образу, однако на следующий день икона приплыла к нему снова. Человек увидел в этом помысел Божий и отнес образ в храм. Там икону повесили на подобающее место, отслужили молебен и она начала творить чудеса.

В Ульяновске тоже есть храм иконы «Неопалимая Купина». Образ Божьей матери привезли туда из Афона чуть более века тому назад, причем он практически сразу начал совершать чудеса исцеления. Говорят, что от него получали помощь даже люди, далекие от христианства.

Еще один известный чудесами образ находится в городе Славянске, что в Донецкой области, на Украине. Его появление связано с чередой пожаров, постепенно уничтожавших город в 1822 году. Так бы и сгореть ему, но преодолеть несчастье помогло видение, явленное прихожанке Бельницкой.

Приснодева посетила горожанку во сне и повелела создать образ «Неопалимая купина». Бельницкая поделилась этим с протоиереем, икона была написана, перед ней отслужили молебен. А вскоре обнаружилась и поджигательница, оказавшаяся девицей Маврой, местной сумасшедшей.

Как молиться образу, где вешать икону

Икону лучше всего повесить на восточной стене дома, в семейном иконостасе либо обособленно. Там ей можно возносить молитвы и просить о заступничестве. Желательно предварительно зажечь свечу или лампаду, минимизировать отвлекающие факторы и настроиться на серьезный лад.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Радость всех ангелов": история, значение, в чем помогает и как молиться

Иногда эту икону вешают над входом в жилище. Это не совсем верно: скорее всего, мы имеем дело с наследием язычества. В этом месте наши далекие предки размещали различные обереги для дома, например, подковы и колокольчики.

Текст молитвы Неопалимой Купине

О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Ма́ти Сладча́йшаго Го́спода на́шего Иису́са Христа́! Припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред свято́ю и пречестно́ю ико́ною Твое́ю, е́юже ди́вны и пресла́вны чудеса́ содева́еши, от о́гненнаго запале́ния и молниено́снаго гро́ма жили́ща на́ша спаса́вши, неду́жныя исцеля́еши и вся́кое благо́е проше́ние на́ше во бла́го исполня́еши. Смире́нно мо́лим Тя, всеси́льная ро́да на́шего Засту́пнице, сподо́би ны немощны́я и гре́шныя Твоего́ Ма́терняго уча́стия и благопопече́ния. Спаси́ и сохрани́, Влады́чице, под кро́вом ми́лости Твоея́ Це́рковь Святу́ю, оби́тель сию́, всю страну́ на́шу правосла́вную, и вся ны припа́дающия к Тебе́ с ве́рою и любо́вию, и умиле́нно прося́щия со слеза́ми Твоего́ заступле́ния. Ей, Госпоже́ Всеми́лостивая, умилосе́рдися на нас, обурева́емых греха́ми мно́гими и не иму́щих дерзнове́ния ко Христу́ Го́споду, проси́ти Его о поми́ловании и проще́нии, но Тебе́ предлага́ем к Нему́ на умоле́ние Ма́терь Его́ по пло́ти: Ты же, Всеблага́я, простри́ к Нему́ Богоприи́мнии ру́це Твои́ и предста́тельствуй за нас пред Бла́гостию Его́, прося́ще нам проще́ния прегреше́ний на́ших, благоче́стнаго ми́рнаго жития́, благи́я христиа́нския кончи́ны, и до́браго отве́та на стра́шнем Суде́ Его́. В час же гро́знаго посеще́ния Бо́жия, егда́ огне́м возгоря́тся до́мы на́ша, или молниено́сным гро́мом устраша́еми бу́дем, яви́ нам ми́лостивное Твое́ заступле́ние и держа́вное вспоможе́ние: да спаса́еми всеси́льными Твои́ми ко Го́споду моли́твами вре́меннаго наказа́ния Бо́жия зде избе́гнем и ве́чное блаже́нство ра́йское та́мо унасле́дуем: и со все́ми святы́ми воспое́м Пречестно́е и Великоле́пное и́мя поклоня́емыя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и Твое́ ве́лие к нам милосе́рдие, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Заступница услышит любую искреннюю молитву, обращенную к ней. Она поможет и тому, кто не знает канонического текста и молит о защите своими словами!

Какова история и в чем помогает икона “Ангел Златые Власы”

История создания святого лика

К нашему времени сохранилось совсем немного памяток начала древнерусского иконописного периода, чтобы сказать с точностью, к какой школе принадлежит «Ангел». Исследователи выдвигают несколько наиболее вероятных гипотез происхождения. Наиболее вероятной считается принадлежность иконы новгородским мастерам, но некоторые считают возможным суздальское или киевское происхождение творения.


Икона «Ангел Златые Власы» – лучший образец древнерусской иконописи

Что касается времени создания, то здесь все более определенно. Икону относят к XII веку, хотя с поправкой на то, что в ХVII веке часть картины была переписана: фон, части головы и хитона. Вопрос об авторе остается открытым. Скорее всего, творение вышло из-под кисти одного из монахов новгородского монастыря. Но среди авторитетных ученых высказывалась мысль и о том, что «Ангел» может быть создан известным иконописцем «греком Петровичем», который в конце XII столетия работал над росписью церкви в Новгороде.

Описание иконы

Центром иконы, безусловно, являются глаза Гавриила, сочувствующий и понимающий взгляд архангела. Хотя лик Гавриила написан новгородской иконописной школой, в изображении чувствуются также и византийские традиции — это, в первую очередь красота и молодость архангела, роднящая его также с эллинским искусством.


Копия иконы XII века на холсте

история и традиции праздника, картинки и открытки

Следует заметить, что изображение архангела восстановлен реставраторами на основе того красочного слоя, который был датирован XVII веком, установить же первый слой не удалось из-за плохой сохранности иконы.

Архангел, согласно своему имени, которое с древнееврейского переводится «сила Бога», изображен бесстрастным и безмятежным, он, как провидец, помогает людям, остановившим свой взгляд на этой иконе, хоть немного подняться над своими проблемами и обратить взор к Богу, в том случае и наступит умиротворение.

Значение и описание святыни

На иконе, которая входила в состав оглавного деисусного чина, изображен Архангел Гавриил. Деисус мог состоять из нескольких икон, главное требование – нечетное число. Голова архангела обычно располагалась слева от изображения Иисуса, смиренно склоненная перед Спасителем.

Гавриил, или светлый вестник, объяснял людям видения, которые носили пророческий характер, разъяснял смысл различных событий. Именно он принес Деве Марии радостную весть о рождении младенца Иисуса, возвестил родителям Иоанна Предтечи о рождении сына.

Название иконы выбрано не случайно. Золотые волосы архангела, выполненные в стиле «ассиста» из сусального золота символизируют божественное начало, свет вечной жизни.

Сам архангел Гавриил изображен в византийском стиле, о чем свидетельствует греческий тип лика, мягкая совершенная моделировка. Но есть и индивидуальные черты: отсутствие суховатой суровости и аскетической отвлеченности. В иконе присутствует задушевность, выраженная в одухотворенном лике архангела с затаившейся в глазах печалью. В глазах кроется сочувствие к человеку.

Читайте также:
Икона Рафаила: в чем помогает и как молиться, история и описание, значение

Создать воздушное и неземное пространство в иконе помогла техника многослойного вохрения с санкирной подосновой. Легкости лику придали и белильные оживки с тонкой подрумянкой губ и щек. Цветовая гамма тщательно подобрана и рафинирована.

Цветовая гармония, единство тона, соразмерность форм и ритм округлых линий свидетельствуют в пользу изысканно-усложненной византийской манеры.


Золотые волосы выполнены в стиле «ассиста»


Во взгляде кроется сочувствие к человеку


Греческий тип лика

LiveInternetLiveInternet

Воскресенье, 22 Января 2021 г. 12:26 + в цитатник Спас Златые власы — икона, созданная не позднее первой четверти XIII века (в ряде датировок — около 1200 года с оплечным изображением Иисуса Христа


Оплечный Спас выписан крупным планом, его плечи почти срезаны полями иконы. За головой Христа помещен крест ярко-зеленого цвета, на котором выписаны драгоценные камни и жемчуга. Нимб отсутствует, что достаточно редкий случай в иконографии Спасителя. Фон иконы первоначально был густого синего цвета. На нем симметрично расположены четыре стилизованных золотых медальона. Мастер стремился подать икону как драгоценный почитаемый образ, что сказалось и в богатстве одежды Спаса, и в Его сверкающих золотом волосах — отсюда позднейшее именование произведения. Кремлевская икона несет на себя явственный отпечаток изысканной константинопольской манеры. Лик Спаса отличается многосложностью выражения. Чуть заметный поворот головы, ускользающий взгляд вверх и в сторону, тонко прописанные губы с опущенными уголками — все это придает Сыну Божьему скорбно-надменное выражение, сообщая образу впечатление духовного величия. А. И. Яковлева связывала стиль иконы «Спас Златые Власы» с «европейским искусством около 1200 г.» и считала «исследуемую икону — откликом на своеобразный „интернациональный“ стиль рубежа XII—XIII вв., широкой волной охвативший страны Северной Европы и отличавшийся в первую очередь необычайной синхронностью в развитии двух крупнейших стилистических направлений эпохи — позднекомнинского и позднероманского» (Яковлева А.И. Икона «Спас Златые Власы» из Успенского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство. Художественная культура X — первой половины XIII в. — М., 1988. С. 202.). Однако эти выводы нуждаются в расширении и подтверждении фактологической базы. По своей иконографии «Спас Златые Власы» ближе всего к канону Пантократора, Спаса Вседержителя. На иконе из Успенского собора воспроизведены все основные изобразительные детали, свойственные этому типу, вплоть до двух прядей, свисающих ниже пробора на лоб Христа (сейчас они едва просматриваются). «Спас» во многом схож с греческим «Христом Пантократором» начала XIII века с поновлениями XV столетия из монастыря Святой Екатерины на Синае. Тот же строгий и скорбный лик, тот же неуловимый взгляд. На синайской иконе в открытом Евангелии видна та же фраза из Иоанна, начертанная по-гречески. Но в оплечном «Спасе» из Московского Кремля благословляющая десница и Евангелие в левой руке не выписаны, а речение, характерное для этой иконографии Спасителя, вынесено на поля. На полях иконы были помещены надписи, часть из которых сохранилась:[4] на левом поле — «[МИР] ВАМ»; далее неразборчиво: …»В»…»ИАН»…»ТВО»…; на верхнем и правом полях — цитата из Евангелия от Иоанна (8:12): «[АЗЪ ЕСМЬ СВЕТ МИРУ: ХОДЯЙ ПО МНЕ НЕ ИМАТЬ ХОД] ИТИ ВО ТМЕ Н [О И] МАТЕ [СВЕТ ЖИВОТНЫЙ]»;


Благодарение за всякое благодеяние Божие Благода́рни су́ще недосто́йнии раби́ Твои́, Го́споди, о Твои́х вели́ких благодея́ниих, на нас бы́вших… Тропарь, глас 4 Благода́рни су́ще недосто́йнии раби́ Твои́, Го́споди, о Твои́х вели́ких благодея́ниих, на нас бы́вших, сла́вяще Тя хва́лим, благослови́м, благодари́м, пое́м и велича́ем Твое́ благоутро́бие, и ра́бски любо́вию вопие́м Ти: Благоде́телю Спа́се наш, сла́ва Тебе́. Кондак, глас 3 Твои́х благодея́ний и даро́в ту́не, Яко раби́ непотре́бнии, сподо́бльшеся, Влады́ко, к Тебе́ усе́рдно притека́юще, благодаре́ние по си́ле прино́сим и Тебе́, Яко Благоде́теля и Творца́ сла́вяще, вопие́м: сла́ва Тебе́, Бо́же Всеще́дрый.

История/Творческие люди У Бога на особом положенье…

Процитировано 1 раз Понравилось: 4 пользователям

Какова история и в чем помогает икона “Ангел Златые Власы”

История создания святого лика

К нашему времени сохранилось совсем немного памяток начала древнерусского иконописного периода, чтобы сказать с точностью, к какой школе принадлежит «Ангел». Исследователи выдвигают несколько наиболее вероятных гипотез происхождения. Наиболее вероятной считается принадлежность иконы новгородским мастерам, но некоторые считают возможным суздальское или киевское происхождение творения.

Икона «Ангел Златые Власы» – лучший образец древнерусской иконописи

Что касается времени создания, то здесь все более определенно. Икону относят к XII веку, хотя с поправкой на то, что в ХVII веке часть картины была переписана: фон, части головы и хитона. Вопрос об авторе остается открытым. Скорее всего, творение вышло из-под кисти одного из монахов новгородского монастыря. Но среди авторитетных ученых высказывалась мысль и о том, что «Ангел» может быть создан известным иконописцем «греком Петровичем», который в конце XII столетия работал над росписью церкви в Новгороде.

Читайте также:
Икона Божией Матери "Спорительница хлебов": история, значение, в чем помогает и как молиться

Видео «Молитвы к архангелу Гавриилу»

В этом видеосюжете представлены молитвенные обращения к ангелу.

Значение и описание святыни

На иконе, которая входила в состав оглавного деисусного чина, изображен Архангел Гавриил. Деисус мог состоять из нескольких икон, главное требование – нечетное число. Голова архангела обычно располагалась слева от изображения Иисуса, смиренно склоненная перед Спасителем.

Гавриил, или светлый вестник, объяснял людям видения, которые носили пророческий характер, разъяснял смысл различных событий. Именно он принес Деве Марии радостную весть о рождении младенца Иисуса, возвестил родителям Иоанна Предтечи о рождении сына.

Название иконы выбрано не случайно. Золотые волосы архангела, выполненные в стиле «ассиста» из сусального золота символизируют божественное начало, свет вечной жизни.

Сам архангел Гавриил изображен в византийском стиле, о чем свидетельствует греческий тип лика, мягкая совершенная моделировка. Но есть и индивидуальные черты: отсутствие суховатой суровости и аскетической отвлеченности. В иконе присутствует задушевность, выраженная в одухотворенном лике архангела с затаившейся в глазах печалью. В глазах кроется сочувствие к человеку.

Создать воздушное и неземное пространство в иконе помогла техника многослойного вохрения с санкирной подосновой. Легкости лику придали и белильные оживки с тонкой подрумянкой губ и щек. Цветовая гамма тщательно подобрана и рафинирована.

Цветовая гармония, единство тона, соразмерность форм и ритм округлых линий свидетельствуют в пользу изысканно-усложненной византийской манеры.

В чем помогает икона «Ангел Златые Власы»

Архангел всегда приносил добрые вести. Поэтому и обращение к нему помогает вернуть умиротворение и одолеть уныние. Кроме того, Гавриил приносил вести о рождении. Именно поэтому часто к молитве перед иконой прибегают люди, которые хотят, но не могут завести детей: молятся об исцелении от бесплодия, о благополучном вынашивании ребенка и родах.

Обращаются к архангелу и в случаях сомнений, когда хотят усыновить ребенка, но не решаются.

Также считается, что молитва к архангелу помогает творческим людям, которые просят о развитии таланта и о самореализации. Это могут быть не только художники, музыканты и поэты, но и учителя, исследователи.

Молитва архангелу Гавриилу

Существует немало вариантов теста молитвы к архангелу Гавриилу. Самый полный и распространенный выглядит так:

Иконы – не просто живописные полотна для верующих. В них сосредоточена духовная сила и надежда человека на помощь свыше. В каждом полотне своя мощь и свое предназначение, поэтому изучение истории икон будет не только не лишним, но и занимательным.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Древнейшая икона в коллекции Русского музея «Ангел Златые Власы»

История создания святого лика

Доподлинно не известно, каково имя живописца, создавшего эту икону. Исследователям удалось установить, что иконописное изображение принадлежит новгородской школе, посему было сделано предположение, что написана она рукою монаха Новгородского монастыря, чье имя, к большому сожалению, не сохранилось.

Икона «Ангел златые власы» в Русском музее Санкт-Петербурга

Икона «Златые власы» когда-то была частью деисусного чина — композиции, состоящей из трех до семи икон и более, главное правило — количество икон должно быть нечетным.

Интересно! Деисусный чин пришел из Византии и само слово «деисус» означало моление, однако, на русской почве такое слово не вполне было понятно, потому вскоре было заменено именем Христа.

Изображение архангела Гавриила традиционно располагалось рядом с Иисусом Христом, с левой стороны.

Ангел Златые Власы

Школа или худ. центр: Новгород

Вторая половина XII в.

  • Onasch 1961: XII в.
  • Лазарев 1969: 1130–1190-е годы
  • Алпатов 1974: XII в.
  • Onasch 1977: XII в.
  • Лазарев 1986: Конец XII в.
  • Лазарев 2000/1: Вторая половина XII в.
  • Иконы Успенского собора 2007: Ок. 1200 г.

Происходит из Румянцевского музея, где находилась в Отделении древностей и считалась произведением Симона Ушакова.

Вторая половина XII века. 48,8×39. Русский музей, Ленинград [2115].

Из Румянцевского музея в Москве, где входила в состав собрания памятников древнехристианского отдела. Стилистическая близость к иконам «Спас Нерукотворный» и «Устюжское Благовещение» не оставляет сомнений в принадлежности иконы к новгородской школе. Сохранность хорошая. Первоначальный золотой фон утрачен и заменен в XVII веке зеленым. При этой операции несколько пострадал силуэт головы. Для типа лица ангела ср. изображение архангела Михаила в апсиде собора в Монреале ( Kitzinger E. I mosaici di Monreale. Palermo, 1960, tav. 87). ¦

  • Onasch 1961.
    [477] Onasch K. Ikonen. — Berlin: Union Verlag, 1961. — S. 349, Taf. 13.
  • Лазарев 1969.
    [48] Лазарев В. Н. Новгородская иконопись = Novgorodian icon-painting. — М.: Искусство, 1969. — Стр. 11, № 10.
  • Алпатов 1974.
    [4] Алпатов М. В. Краски древнерусской иконописи = Colour in Early Russian Icon Painting. — М.: Изобразительное искусство, 1974. — № 3.
  • Живопись домонгольской Руси 1974.
    [162] Живопись домонгольской Руси: Каталог выставки. — М.: Советский художник, 1974. — Стр. 29-31, кат. № 3.
  • Onasch 1977.
    [3] Onasch K. Altrussische Ikonen. — Berlin: Union Verlag, 1977. — Taf. 8.
  • Алпатов 1978.
    [89] Алпатов М. В. Древнерусская иконопись = Early Russian Icon Painting. — М.: Искусство, 1978. — №39, стр. 299.
  • Лазарев 1986.
    [21] Лазарев В. Н. История византийской живописи. — М.: Искусство, 1986. — Стр. 112, табл. 373.
  • Шалина 1997.
    [9731] Шалина И. А. Икона «Ангел Златые власы» и русская художественная культура около 1200 г // Дмитриевский собор во Владимире: к 800-летию создания. — М.: Модус граффити, 1997. — С. 188–219.
  • Лазарев 2000/1.
    [9] Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. — М.: Искусство, 2000. — Стр. 35-36, 165, № 6.
  • Русская иконопись 2003.
    [575] Русская иконопись. Большая коллекция. — М.: Белый город, 2003. — Илл. 2.
  • Glory of Byzantium 2006.
    [690] The Glory of Byzantium: art and culture of the M >[932] Иконы Успенского собора Московского Кремля. XI — начало XV века. Каталог. — М.: Северный паломник, 2007. — Прил. 2, кат. № 6, стр. 226-227.
Читайте также:
Цареградская икона Божией Матери: история, значение, в чем помогает и как молиться



Значение иконы

«Златые власы» — это уникальное изображение лика архангела Гавриила в таком варианте, когда его лицо как бы максимально приближено к нам. Известно, что другие изображения Гавриила представлены либо изображением его верхней части, либо во весь рост.

Статьи о других иконах с изображением ангелов:

  • Икона святого архангела Михаила
  • Икона святого Ангела Хранителя

Значение архангела Гавриила для христианства довольно велико, ведь именно он известил Деву Марию о том, каково ее предназначение и посвятил в тайну рождения Божьего сына — Иисуса Христа, которому будет предназначено стать Мессией.

Интересно! Неслучайно и название иконы, ведь буквально каждый локон ангельских волос исполнен тончайшей нитью сусального золота и выполнен в особой технике — «ассиста». Золото волос архангела вступает символом божественного начала, а блеск золотых прядей связан символически со светом иной, вечной жизни.

В чем помогает

Согласно Евангелию, Гавриил — архангел, приносящий добрую весть. Считается, что обращение к нему помогает избежать уныния и вернуть умиротворение.

В Священном Писании говорится о важной миссии, возложенной на Архангела Гавриила:

  • он должен был принести добрую весть Елизавете, находящейся в преклонных годах и не имевшей детей, о рождении сына, ставшего известным, как Иоанн Креститель или Предтеча;
  • вторую добрую весть Гавриил принес Марии, указав на ее предназначение от Бога и рождение Иисуса Христа.

Икона архангела Гавриила «Златые Власа»

Учитывая сказанное выше, к помощи архангела Гавриила прибегают в тех, случаях, когда речь идет о деторождении. Искренняя молитва перед иконой архангела «Златые власы» поможет исцелиться от бесплодия, а также беспроблемно выносить плод. Кроме того, обращаются к архангелу Гавриилу тогда, когда решают усыновить или удочерить ребенка, но находятся в раздумьях — молитва помогает понять глубже свое желание и утвердиться в нем либо же отказаться от желаемого на некоторое время.

Совет! Архангел Гавриил также покровительствует лицам творческого труда. Иметь икону «Златые власы» потому рекомендуется музыкантам, художникам, поэтам и педагогам.

Считается, что молитвенное обращение к иконе людей творческих поможет умножиться в таланте и реализовать себя в новых областях.

Описание иконы

Центром иконы, безусловно, являются глаза Гавриила, сочувствующий и понимающий взгляд архангела. Хотя лик Гавриила написан новгородской иконописной школой, в изображении чувствуются также и византийские традиции — это, в первую очередь красота и молодость архангела, роднящая его также с эллинским искусством.

Копия иконы XII века на холсте

Следует заметить, что изображение архангела восстановлен реставраторами на основе того красочного слоя, который был датирован XVII веком, установить же первый слой не удалось из-за плохой сохранности иконы.

Архангел, согласно своему имени, которое с древнееврейского переводится «сила Бога», изображен бесстрастным и безмятежным, он, как провидец, помогает людям, остановившим свой взгляд на этой иконе, хоть немного подняться над своими проблемами и обратить взор к Богу, в том случае и наступит умиротворение.

Икона Ангел «Златые власы». Архангел Гавриил. ХII век. Государственный Русский Музей

На первом занятии БИС «Русская национальная традиция» Любовь Михайловна рассказывала об иконе «Ангел Златые Власы». Эта икона меня поразила. Хочу поделиться с Вами той информацией, что я нашла об этой иконе и комментариями Любови Михайловны.

Древняя икона дошла до наших дней с большими утратами красочного слоя и поздними переделками. Фон, опись головы архангела и часть хитона были переписаны в позднейшие времена, возможно, в ХVII веке. Лик прописан при реставрации. Но даже то, что сохранилось — свидетельство выдающегося иконописного мастерства художников Киевской Руси.

Икона получила известность в первой половине 1920-х годов, когда была обнаружена в Отделе древностей Румянцевского музея в Москве. Она была настолько записана, что атрибутировалась Симону Ушакову. Откуда происходит «Ангел Златые власы», где он находился на протяжении почти восьмисот лет, как попал в Румянцевский музей, никому не известно и теперь уже никогда не будет известно.

Читайте также:
Икона Христос Пантократор: история и значение, как молиться и в чем помогает

После того как икона попала в поле зрения исследователей, оценка ее значения неуклонно повышалась. Это сказалось на ее перемещении из одного крупного музея в другой. При расформировании в 1925 году Румянцевского музея икону распределили в Государственный Исторический музей. Там икона была впервые показана в 1926 году на выставке памятников древнерусской иконописи. После выставки «Ангела Златые власы» забрала Третьяковская галерея. В 1934 году галерея, которой было свойственно ценные вещи забирать, но отнюдь не отдавать, все же передала икону в Русский музей. Она стала самым древним иконописным памятником в его собрании.

О принадлежности «Ангела Златые власы» к той или иной иконописной школе в специальной литературе существуют самые разнообразные предположения. Некоторые исследователи считали его творение суздальских мастеров, другие относили к Киеву. Чаще всего икону выводили из Новгорода. Однако до нашего времени дошло слишком мало памятников начального древнерусского периода, чтобы с полным основанием говорить о существовании на Руси в XII веке региональных иконописных центров. Иконопись этого периода, как и вся древнерусская культура домонгольского времени, была теснейшим образом связана с Византией, откуда Русь приняла крещение и общие христианские традиции. В. Н. Лазарев высказал осторожное предположение, что эта икона, также как «Спас нерукотворный» с «Поклонением кресту» на обороте (ГТГ) и «Устюжское благовещенье» (ГТГ), «вышли из мастерской „грека Петровича“, который, по свидетельству Первой Новгородской летописи, расписывал в 1196 году церковь Положения ризы и пояса Богородицы в Новгороде». Вместе с тем Лазарев добавляет: «Было бы, однако, неверно связывать византизирующее направление в новгородской иконописи XII века только с деятельностью этой мастерской» (Лазарев В.Н. История византийской живописи. — М., 1986. С. 112.).

О близости иконы к византийским памятникам говорит восточный, греческий тип архангела, совершенство его мягкой моделировки. Однако в «Ангеле Златые власы» нет суховатой аскетической отвлеченности, свойственной многим византийским иконам комниновского периода.

«Ангел Златые власы», архангел Гавриил, безусловно, не бытовал как отдельный молельный образ, а входил в состав оглавного деисусного чина, который, возможно, стоял на верху алтарной преграды неизвестной нам церкви. Этим объясняется поворот головы архангела влево, в сторону Спаса Вседержителя, чья икона должна была находиться в центре, а также редкий иконографический тип Гавриила. Обычно он изображался по пояс или в полный рост в традиционном облачении и с архангельскими атрибутами. На этой же иконе представлен только лик Гавриила крупным планом, хотя доска небольшая.

Вдохновенная торжествующая красота архангела — своеобразный эталон эстетических представлений византийских иконописцев. Лик архангела наполнен тихой печалью, которая видна в задумчивом взгляде его по-византийски огромных глаз. Целостность иконного образа покоится на цветовой гармонии, единстве тона, соразмерности форм, ритме округлых линий. Особенным благородством отличаются линейные абрисы и покрытые золотым ассистом пряди волос архангела, благодаря которым он получил прозвание «Златые власы».

В иконе использована техника многослойного вохрения с постепенным высветлением охры в выступающих местах лика. В затененных местах тенями просвечивает зеленоватая санкирная подоснова. Работа над иконой была завершена сейчас слабо выраженными белильными оживками и тонкой подрумянкой губ и щек. Все это создавало впечатление воздушного, неземного иконного пространства, отвечающей метафизической значимости образа. Рафинированность цветовой гаммы и изысканно-усложненная манеры письма «Ангела Златые власы» свидетельствуют о его византийском происхождении.

Комментарии Любови Михайловны:

Отзовитесь только на линию верхнего века. Вы должны уловить характер линии.

Разве Вы не чувствуете полета, легкости, воодушевления? Попробуйте нарисовать этот глаз. Можно же нарисовать его по разному, но полета не будет, хотя форма практически будет такая же. Но если Вы попытаетесь вчувствоваться в эту линию верхнего века, попытаетесь откликнуться, то в Вашей душе может родиться тоже, что есть в этой линии. И в этом движении руки, в этой линии и восторг и полет. Образ строится именно на этом. И тогда в этом лике Вы не будите искать изображение юноши, девушки и т.д. Это отображение Небесного мира, это неземной мир, это не портреты! Икона – это не портреты, не пейзажи! Это Небесный мир, и Вы к нему прикасаетесь, когда Вы чувствуете этот воодушевляющий полет линии.

Божественное утешение воплощено в этом лике «Ангел Златые Власы». В Русский музей, когда Вы будите в Петербурге, надо пойти ради этой иконы. Он утешает, он дарит надежду, он успокаивает. И это Божественное утешение, и это Божественная надежда.

Читайте также:
Икона Ангела Хранителя: значение, как выбрать, в чем помогает и как молиться

Только если Вы улавливаете эти духовные смыслы иконы, икона раскрывается перед Вами. Вы можете знать все иконографические сюжеты и даже прочитать Библию, но только когда в теле возникает этот отклик, Ваша душа прикасается к иконе, и икона раскрывается. Мало того, икона формирует Ваши души.

С картинкой иконы помогла Любовь Михайловна.

Икона Ангел «Златые власы»

Одно из древнейших иконописных изображений хранится в фонде Государственного Русского музея Санкт-Петербурга. «Ангел Златые власы» — такое нетрадиционное название для иконы имеет изображение архангела Гавриила.

История создания святого лика

Доподлинно не известно, каково имя живописца, создавшего эту икону. Исследователям удалось установить, что иконописное изображение принадлежит новгородской школе, посему было сделано предположение, что написана она рукою монаха Новгородского монастыря, чье имя, к большому сожалению, не сохранилось.

Икона «Златые власы» когда-то была частью деисусного чина — композиции, состоящей из трех до семи икон и более, главное правило — количество икон должно быть нечетным.

Интересно! Деисусный чин пришел из Византии и само слово «деисус» означало моление, однако, на русской почве такое слово не вполне было понятно, потому вскоре было заменено именем Христа.

Изображение архангела Гавриила традиционно располагалось рядом с Иисусом Христом, с левой стороны.

Значение иконы

«Златые власы» — это уникальное изображение лика архангела Гавриила в таком варианте, когда его лицо как бы максимально приближено к нам. Известно, что другие изображения Гавриила представлены либо изображением его верхней части, либо во весь рост.

Статьи о других иконах с изображением ангелов:

Значение архангела Гавриила для христианства довольно велико, ведь именно он известил Деву Марию о том, каково ее предназначение и посвятил в тайну рождения Божьего сына — Иисуса Христа, которому будет предназначено стать Мессией.

Интересно! Неслучайно и название иконы, ведь буквально каждый локон ангельских волос исполнен тончайшей нитью сусального золота и выполнен в особой технике — «ассиста». Золото волос архангела вступает символом божественного начала, а блеск золотых прядей связан символически со светом иной, вечной жизни.

В чем помогает

Согласно Евангелию, Гавриил — архангел, приносящий добрую весть. Считается, что обращение к нему помогает избежать уныния и вернуть умиротворение.

В Священном Писании говорится о важной миссии, возложенной на Архангела Гавриила:

  • он должен был принести добрую весть Елизавете, находящейся в преклонных годах и не имевшей детей, о рождении сына, ставшего известным, как Иоанн Креститель или Предтеча;
  • вторую добрую весть Гавриил принес Марии, указав на ее предназначение от Бога и рождение Иисуса Христа.

Учитывая сказанное выше, к помощи архангела Гавриила прибегают в тех, случаях, когда речь идет о деторождении. Искренняя молитва перед иконой архангела «Златые власы» поможет исцелиться от бесплодия, а также беспроблемно выносить плод. Кроме того, обращаются к архангелу Гавриилу тогда, когда решают усыновить или удочерить ребенка, но находятся в раздумьях — молитва помогает понять глубже свое желание и утвердиться в нем либо же отказаться от желаемого на некоторое время.

Совет! Архангел Гавриил также покровительствует лицам творческого труда. Иметь икону «Златые власы» потому рекомендуется музыкантам, художникам, поэтам и педагогам.

Считается, что молитвенное обращение к иконе людей творческих поможет умножиться в таланте и реализовать себя в новых областях.

Что нужно знать про икону

С иконой Архангела Гавриила «Златые власы» связана одна известная в Петербурге история, произошедшая не так давно.

Однажды в Русский музей, где икона хранится запечатанной в специальную капсулу, чтобы обеспечить ей сохранность, пришел известный предприниматель со своей женой, которая руководит некоторым благотворительным фондом. Пришедшие просили руководство музея перенести икону в Михайловскую церковь и выдать ее им для этого. Директор музея вынужден был искать защиты у общественности и обратился с просьбой защиты реликвии и ее хранения именно в Русском музее, где многие люди могут увидеть древнейшую икону.

Благодаря широкой огласке удалось отстоять местонахождение иконы «Златые власы». Удачно сослужила тут и история других ценных предметов, взятых ранее благотворителями, но не возвращенными.

Ещё статьи об ангелах:

Описание иконы

Центром иконы, безусловно, являются глаза Гавриила, сочувствующий и понимающий взгляд архангела. Хотя лик Гавриила написан новгородской иконописной школой, в изображении чувствуются также и византийские традиции — это, в первую очередь красота и молодость архангела, роднящая его также с эллинским искусством.

Следует заметить, что изображение архангела восстановлен реставраторами на основе того красочного слоя, который был датирован XVII веком, установить же первый слой не удалось из-за плохой сохранности иконы.

Архангел, согласно своему имени, которое с древнееврейского переводится «сила Бога», изображен бесстрастным и безмятежным, он, как провидец, помогает людям, остановившим свой взгляд на этой иконе, хоть немного подняться над своими проблемами и обратить взор к Богу, в том случае и наступит умиротворение.

Читайте также:
Икона "Благовещение Пресвятой Богородицы": история, значение, в чем помогает и как молиться

История иконы

История обнаружения иконы «Златые власы» такова — находка была обнаружена при кладовой на Кремлевской колокольне историком Филимоновым.

Далее, поступив в Румянцевский музей, она просуществовала там до самого его расформирования в 1925 году, а после была передана вместе с другими христианскими реликвиями в Государственный исторический музей.

В этом музее реставратором Брагиным была выполнена расчистка иконописного изображения и здесь же, в 1926 году икона впервые была выставлена на выставке, посвященной древнерусской иконописи.

В 1930 году, вместе с другими православными реликвиями икона была перемещена в Третьяковскую галерею, а в 1934 году поступила, наконец, в Русский музей, где находится и по сей день.

Икона Ангел Златые власы

Ангел Златые власы – это икона 12 века. Это уникальное творение неизвестного иконописца, выполненное в византийском стиле редким приёмом письма. По уникальности таких икон в мире известно около двадцати. Икона относится к шедеврам мирового искусства. Авторство её стилистики можно отнести к новгородским мастерам фресковой росписи Спасо-Преображенского храма на Недерице. Она была найдена историком Филимоновым Г.Д. во второй половине 18 века в Кремле на колокольне среди предметов, которые предназначались для уничтожения как ненужный хлам. В Кремль икона, скорее всего, попала в 16 веке во времена правления Иоанна Грозного. Икона Златые Власы дошла до наших времён в ветхом и уже в изменённом переписанном состоянии. Доподлинно неизвестно, где икона Ангел Златые власы находилась раньше. Принято считать, что этот образ был в иконостасе одного из храмов Новгорода. Современные реставраторы обнаружили следы обновления, датируемые 18-м веком.

  1. Значение иконы «Ангел Златые власы»
  2. В чём помогает икона «Ангел златые власы»
  3. Молитва Архангелу Гавриилу

Значение иконы «Ангел Златые власы»

Это единственное изображение архангела Гавриила, лик которого крупно изображён на всей поверхности иконы. Архангел традиционно на иконах представляется или во весь рост, или по пояс с атрибутами ангельского служения. Архангел Гавриил сообщил Деве Марии благую весть о её предназначении и рождении ею сына Божия Иисуса Христа — спасителя всего мира.

Большие глаза архангела Гавриила на иконе Ангел Златые власы притягиваю взгляд как магнит, и хранят тихую печаль. На плечах ангела красиво уложены густые волосы. Каждый ангельский волос выложен золотой сусальной нитью и выполнен по специальной технике. Значение золотых нитей символизирует Божественную силу, свет вечной жизни и неземное ангельское происхождение Архангела Гавриила. Его лик одухотворён и совершенен. В образе Архангела чувствуется сострадание к падшему человеку, смирение и покой.

В чём помогает икона «Ангел златые власы»

Архангел Гавриил — ангел добрых, хороших, спасительных вестей. Помогает обрести радость и умиротворение.

По преданию Архангел Гавриил являлся с такими вестями матери Иоанна Крестителя — святой праведной Елизавете о скором зачатии сына, хотя святая была бесплодна и на момент зачатия была уже в глубоко преклонных годах, и Деве Марии — о её Божественном предназначении и рождении Господа нашего Иисусу Христа. Поэтому чистосердечная горячая молитва от всего сердца перед иконой Ангел Златые власы помогает:

  • в исцелении бесплодия;
  • благополучном течении беременности и родах;
  • если хотите усыновить ребёнка.

Ангел Златые власы — это икона, покровительствующая людям творческих и наставнических профессий. Она станет прекрасным подарком и помощницей для музыкантов, поэтов, педагогов, всех кто любит создавать тёплую доверительную атмосферу, дарить радость и счастье людям. Представителей этих профессий икона Ангела золотые волоса будет вдохновлять на создание и реализацию новых творческих идей.

Сегодня икона хранится в Русском музее в специальной капсуле и доступна для посетителей. Новейшая история образа омрачена скандалом, когда иконой «Ангел Золотые волоса» заинтересовались представители некоего благотворительного фонда, ранее уже сотрудничавшего с Русским музеем. Известный предприниматель и его жена, являющаяся руководителем благотворительного фонда, обратились к руководству музея с пожеланием взять уникальную икону для якобы перенесения ее в Михайловскую церковь. Руководству музея пришлось прибегнуть к огласке сложившейся ситуации через средства массовой информации. Было принято решение отказать представителям фонда в выдаче святыни, которой около 800 лет в связи с недобросовестным выполнением своих обязательств и невозвращением выданных ранее ценных экспонатов.

Молитва Архангелу Гавриилу

Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы, недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крилу невещественныя твоея славы, сохраняя нас, припадающих прилежно и вопиющих: от бед избави нас, яко чиноначальник Вышних сил

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: