Именины Екатерины: когда по церковному календарю в 2020 году

День святой Екатерины в 2020 году — Екатерина именины день ангела 7 декабря

Посмотрите подробный список дней именин Екатерины, когда отмечаются дни ангела Екатерины по святцам

  1. Даты именин Екатерины в 2021 году по православному календарю
  2. Характер именинника и происхождение имени
  3. Значение имени Екатерина
  4. Значение имени
  5. Краткая характеристика имени
  6. Тропарь великомученице Екатерине Александрийской
  7. Открытки
  8. Видео «День святой Екатерины: история и традиции празднования»
  9. Поздравления Екатерины с именинами
  10. Что подарить на именины
  11. Молитва святому, имя которого носишь
  12. Екатерина и ее личная жизнь

Даты именин Екатерины в 2021 году по православному календарю

Именины Екатерины отмечаются 5 раз в году: 5 февраля, 17 февраля, 20 марта, 7 декабря, 17 декабря.

Святые с именем Екатерина в 2021 году почитаются 5 раз. Одна из этих дат – День Ангела человека, носящего имя Екатерина.

5 февраля Екатерина Черкасова , преподобномученица
17 февраля Екатерина Декалина , преподобномученица
20 марта Екатерина Константинова , преподобномученица
7 декабря Екатерина Александрийская , великомученица, дева
17 декабря Екатерина Арская , мученица

Характер именинника и происхождение имени

Екатерина — от греческого чистота, незапятнанность, разг. Катерина.

Производные: Екатеринка, Катя, Катюха, Катюша, Катюня, Катюра, Катюся, Катюля, Катяха. Катяша, Катена, Рина.

Именины: 7 декабря.

Пословицы, поговорки, народные приметы.

Катя, Катерина — ножка голубина.

У нашей Катерины и свадьба, и крестины.

Княгине — книжка, кошке — котя, а Катерине свое дитя (милее).

Вечер под Екатерину — время ворожбы. Девушки перед сном кладут под подушку кусок хлеба и загадывают, какой будет суженый.

Екатерининские гулянья — первое катание…

→ читать полную характеристику имени Екатерина

Святые с именем Екатерина согласно православному календарю 2021 поминаются 5 раз в году.

Значение имени Екатерина

Выбор имени для ребенка – сложный и ответственный процесс. Многие верующие в Высшие силы родители называют своих детей в честь святых. Часто выбирают наиболее почитаемого в семье святого. Или, как вариант, ребенка называют в честь святого, чей день памяти по церковному календарю максимально близок к дате рождения чада.

Екатерина – имя древнегреческого происхождения, которое означает «светлая» и «непорочная». В странах Западной Европы и России распространены следующие вариации этого имени: Катерина, Катя, Катрина, Каталина, Кэтрин и Кейтрин.

Происхождение и значение имени

Считается, что святая Екатерина защищает женщин от лихих людей и недругов, помогает обрести счастье, любовь и семейное благополучие. Ей молятся о даровании здравия детям, а также о скором и благополучном родоразрешении.

Значение имени

Когда православные родители задумываются об имени дочери, их выбор нередко останавливается на Екатерине, ведь Святая Екатерина Александрийская своей богоугодной жизнью прославила это имя в христианстве. Оно пришло к нам из Древней Греции в значении «чистая», что как нельзя лучше характеризует жизненный путь праведницы. Всего в Православии почитают пять Святых с именем Екатерина.

Краткая характеристика имени

Женщины с этим именем бывают очень разными, одни из них активные, общительные личности, а другие более спокойные и пассивные. Первые — более смелые, подвижные, любят общение с другими людьми, смешливые, могут похвастаться мужским складом ума. Предпочитают с детства общение с мальчиками, получают отменное образование и применяют его в своей успешной карьере.

Катерина Осадчая

Вторые отличаются спокойным нравом, скромностью, добродушием. Оба типа девушек обладают чувством собственного достоинства и редко поддаются влиянию других людей. У этих девушек также есть заметные минусы, к которым можно отнести высокомерие и тщеславие, стремление к превосходству над другими. Они гневливы и кажутся неприступными.

Для справки: часто они бывают тревожными, нерешительными и замкнутыми внутри себя. Оба типа девушек однозначно склонны к непредсказуемым, порой, неправильным, поступкам.

Тропарь великомученице Екатерине Александрийской

Добpоде́тельми, я́ко луча́ми со́лнечными,
пpосвети́ла еси́ неве́pныя мудpецы́.
И, я́коже пpесве́тлая луна́ ходя́щим в нощи́
неве́pия тьму отгна́ла еси́,
и цаpи́цу уве́pила еси́,
вку́пе же и мучи́теля обличи́ла еси́,
Богозва́нная неве́сто блаже́нная Екатеpи́но,
жела́нием востекла́ еси́ в Небе́сный чеpто́г
к пpекpа́сному Жениху́ Хpисту́,
и от Него́ ца́pским венце́м венча́лася еси́:
Ему́же, со А́нгелы пpедстоя́щи,
за ны моли́ся,

твоpя́щия пpечестну́ю па́мять твою́.

Открытки

Смотреть все открытки (6)

Видео «День святой Екатерины: история и традиции празднования»

В этом видеосюжете рассказывается о возникновении и особенностях праздника.

Поздравления Екатерины с именинами

Катя, поздравляю с именинами!
Пусть дни твои не будут длинными,
А ночи будут страстными,
Подарки – только классными!

Отдых будет пусть крутым,
А любимый – золотым,
Чтоб капризы выполнял,
Горячо любил, не ревновал.

Милая Екатерина!
Сегодня мы празднуем твои именины. Желаем душевного тепла, благополучия и удачи. Пусть твои глаза всегда сияют светом счастья и любви! С Днем Ангела!

Читать все поздравления (8)

Что подарить на именины

Ладанка. Ладанка станет для именинника амулетом и оберегом. В церковных лавках можно приобрести различные виды ладанок: мешочки с ладаном, маслом, землей со святых мест, в виде изображения святых.

Абонемент. Абонемент в косметологический или массажный кабинет, в спортзал, на конную или велосипедную прогулку принесет массу положительных эмоций и поможет воплотить в жизнь мечту именинницы.

Органайзер для украшений. Органайзер для украшений станет элементом декора женского туалетного столика и позволит держать любимые аксессуары под рукой.

Ароматическая лампа. Ароматическая лампа подойдет для романтической натуры. Она создаст в доме уют, будет способствовать расслаблению и медитации.

Молитва святому, имя которого носишь

Моли Бога о мне, святая угодница Божия Екатерина, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Сегодня празднуются Дни Ангела 19 имен:
18 мужских и 1 женских

Екатерина и ее личная жизнь

Совместимость с мужскими именами: Удачен брак Екатерины с Антоном, Вадимом, Григорием, Денисом, Иваном, Лукой, Мстиславом, Петром, Святославом. Имя также сочетается с Семеном, Ярославом. Неудачны отношения у Екатерин с Александром, Анатолием, Баруздой, Беляем, Будимиром, Василием, Виктором, Дмитрием, Кириллом, Николаем, Станиславом, Филиппом.

Читайте также:
Праздник Пасха: история и происхождение, значение и смысл, традиции

Любовь и брак: Обещает ли счастье в любви значение имени Екатерина? Катя первого типа — сильная притягательная женщина, имеющая успех в общении с противоположным полом, много любовных интриг и романов. Возле Екатерины второго типа постоянно много поклонников, но замуж долго не выходит, ищет человека, близкого ей по психологическому складу, надежную опору.

День ангела Екатерины по церковному календарю: история и особенности празднования

Значение имени Екатерина

Выбор имени для ребенка – сложный и ответственный процесс. Многие верующие в Высшие силы родители называют своих детей в честь святых. Часто выбирают наиболее почитаемого в семье святого. Или, как вариант, ребенка называют в честь святого, чей день памяти по церковному календарю максимально близок к дате рождения чада.

Екатерина – имя древнегреческого происхождения, которое означает «светлая» и «непорочная». В странах Западной Европы и России распространены следующие вариации этого имени: Катерина, Катя, Катрина, Каталина, Кэтрин и Кейтрин.

Считается, что святая Екатерина защищает женщин от лихих людей и недругов, помогает обрести счастье, любовь и семейное благополучие. Ей молятся о даровании здравия детям, а также о скором и благополучном родоразрешении.

Видео «День святой Екатерины: история и традиции празднования»

В этом видеосюжете рассказывается о возникновении и особенностях праздника.

Именины и день ангела Екатерины

Святую Екатерину почитают все христиане, включая католиков, лютеран, православных, сторонников коптского и армяно-григорианского направлений. Праздновать день ангела Катерины можно в следующие даты:

5 февраля

Именно в этот день православная церковь чтит память мученицы Екатерины Черкассовой. Родилась она 4 декабря 1892 года в семье крестьян Московской губернии. В начальную школу ходила при церковном приходе, затем стала послушницей Троицкого Александро-Невского монастыря. Во время гонений верующих оставила монастырь и помогала людям укреплять веру в Иисуса Христа.

20 января 1938 года ее арестовали. После серии допросов Катерина признала свою вину. 5 февраля 1938 года Черкассову расстреляли и похоронили в безымянной могиле. В 2001 году новомученицу причислили к числу святых.

17 февраля

День памяти преподобомученицы Екатерины Декалиной приходится на 17 февраля. А вот к лику святых ее причислили в 2004 году.

Вела спокойный и размеренный образ жизни, помогала детским приютам и шила одеяла. Параллельно вела активную церковную деятельность, поддерживая в людях веру в Господа Бога. В 1937 году была арестована и признана членом контрреволюционной церковно-монархической фашистско-повстанческой организации. 17 февраля Декалину расстреляли в городе Ульяновске.

День памяти мученицы Екатерины Декалиной приходится на 17 февраля

20 марта

В 1887 году под Москвой в крестьянской семье появилась на свет девочка, которую окрестили Катериной Константиновой. Была она послушницей Скорбященского монастыря в Москве. После закрытия обители вернулась в родные края и взяла под опеку троих осиротевших племянников. На жизнь зарабатывала починкой мешков для колхоза и шитьем одеял.

В феврале 1938 года была арестована за церковную деятельность. После жестоких допросов признала свою вину. Расстреляли Екатерину Константинову 20 марта на Бутоновском полигоне, что рядом с Москвой. В лик святых была причислена в 2002 году.

7 декабря

По церковному календарю, 7 декабря почитают память великомученицы Екатерины, родившейся в Александрии в III столетии. Девушка была родом из знатной семьи. Руку и сердце богатой красавицы старались заполучить многие женихи, однако она отдала предпочтение Иисусу Христу.

Упрекнув царя Максимилиана в поклонении языческим богам, девушка попала в заточение. Было предпринято множество попыток переубедить Екатерину отречься от веры своей: от подарков до жестких истязаний. Царь Максимилиан приказал отсечь ей голову.

Тело великомученицы Екатерины было перенесено на гору Синай, где и находится по настоящее время. Святую похоронили в монастыре, названном в ее честь.

7 декабря почитают память великомученицы Екатерины

17 декабря

В декабре 17 числа почитают память Екатерины Арской. Родилась она 1 апреля 1875 года в многодетной семье купца из Санкт-Петербурга. Получив образование в Александровском институте, вышла замуж за русского офицера и родила 5 детей. Но в 1917 году потеряла всю свою семью.

В 1932 году Катерину арестовали за контрреволюционную деятельность. Спустя 3 года она вышла на свободу. Но в 1937 году была арестована повторно и приговорена к расстрелу. 17 декабря 1937 года приговор привели в действие. Именно эта дата и стала днем памяти преподобомученицы Екатерины Арской, которую причислили к лику святых в 2003 году.

Судьба и характер имени

При выборе имени для ребенка важно заранее изучить его характеристики.

Здоровье

Ребенок предрасположен к простудным заболеваниям. В раннем и подростковом возрасте Катя быстро подхватывает различные инфекции. Ослабленный иммунитет и недостаток витаминов – частые причины плохого самочувствия. Нарушенный обмен веществ и неправильный рацион могут привести к лишнему весу.

Таланты и судьба

В школе Катя хорошо учится, но дружит при этом только с популярными одноклассниками. Девочке присуща феноменальная память. С раннего возраста начинает сочинять стихи или писать прозой. Не привязывается к компаниям, может занять саму себя на долгое время. Если Катерина с кем-то дружит, то это надолго. Ради друзей готова на самоотверженные поступки. Но сама редко просит у кого-то помощи. Обидчиков не прощает и старается ответить той же монетой. Поскольку не умеет копить агрессию в себе, часто срывается и кричит.

Екатерина трепетно относится к животным. Может принять в дар беспородного щенка или котенка. Встретив на улице бездомную собаку, готова забрать животное в дом и опекать его. Живет яркой и полноценной жизнью. Несмотря на капризность и самоуверенность, судьба благосклонна к Катерине.

Карьера и профессия

Обладательницы имени Екатерина отлично проявляют себя в любых сферах деятельности. Но особенно хороши в профессиях, которые требуют общения или даже манипулирования другими людьми.

Читайте также:
Именины Василия: день ангела по церковному календарю 2020

Список лучших профессий для Катерины

  • PR-менеджер;
  • маркетолог;
  • рекламный агент;
  • агент по недвижимости;
  • журналист;
  • педагог;
  • медицинский работник.

Стоит отметить, что Екатерина доводит до конца любое начатое дело. При этом результат всегда положительный.

Любовь и семья

Решительная и смелая в работе, Катерина проявляет некую робость в общении с представителями противоположного пола. Девушка всегда окружена мужским вниманием. Однако не каждый человек готов пробиваться сквозь стену неприступности. Растопить сердце возлюбленной сможет только чувственный, нежный и заботливый мужчина.

Катя положительно относится к проявлению знаков внимания, но не спешит вступать в брак. Замуж выходит поздно. Часто настаивает на гражданском браке или необязывающих друг друга отношениях. В мужья выбирает обеспеченного и уверенно стоящего на ногах мужчину. В браке хранит верность. Готова к любым жизненным трудностям и неурядицам. Не особо любит заниматься домашними делами и хозяйством. Детей приучает к самостоятельности.

В день ангела можно читать молитвы святым. Считается, что идущие от сердца просьбы, в которых нет злых помыслов, будут услышаны и исполнены Высшими Силами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вход Господень в Иерусалим

Событие праздника

Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа; оно описано четырьмя евангелистами (см.: Мф. 21: 1–11; Мк. 11. 1–11; Лк. 19: 28–40; Ин. 12: 12–19). Торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств (в первую очередь Быт. 49: 10–11; Пс. 8: 2–3; Зах. 9: 9).

Вход Господень в Иерусалим

Воспоминанию этого события и посвящен один из основных церковных праздников, который в Православной Церкви включен в число двунадесятых. Он празднуется в воскресенье, непосредственно предшествующее пасхальному и открывающее собой Страстную седмицу, то есть включается в разряд переходящих.

Поскольку в символике и события Входа Господня в Иерусалим, и его литургического формуляра важное место занимают пальмовые ветви – вайи, этот праздник называют Неделей ваий. Святитель Амвросий Медиоланский толкует данное именование следующим образом: «Именно чрез масличное дерево, из коего происходит елей, умягчающий раны и врачующий болезни, означаются дела милосердия; а чрез крепкое финиковое дерево, ветвей которого оконечности белы, означается то, что после скорбей настоящей жизни мы преселимся в свет небесного отечества»[1]. В славянской традиции известно обозначение праздника еще и как Недели цветоносной, или цветной. На Руси в богослужебной практике пальмовые ветви традиционно заменяют ветвями вербы, отчего Неделя ваий носит также название Вербного воскресенья.

За пять дней до иудейского праздника Пасхи Господь подошел к селениям Виффагия и Вифания у Елеонской горы вместе со Своими учениками и поручил двум из них привести Ему молодого осла, на которого никто никогда не садился. Когда они исполнили повеление, Христос сел верхом на осла и стал спускаться с горы к Иерусалиму под приветственные возгласы учеников и народа, который встречал Господа, постилая свои одежды и срезанные с деревьев ветви на Его пути, радостно восклицая: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф. 21: 9; Мк. 11: 9; Лк. 19: 38; Ин. 12: 13).

В непосредственном описании Входа Господня в Иерусалим наиболее близки между собой рассказы синоптиков – Матфея, Марка и Луки. Они уделяют пристальное внимание отсутствующей у Иоанна истории с обретением осла для поездки, которая имеет много общего с повествованием о подготовке тайной вечери (см.: Мф. 26: 17–19; Мк. 14: 13–16; Лк. 22: 8–13). Обстоятельства нахождения этого животного становятся исполнением пророчества Быт. 49: 10–11, а благополучная реализация поручения учениками предстает как результат божественного всеведения Иисуса Христа.

Сама поездка на осле, согласно евангелистам, была осуществлением пророчества Захарии (см.: Зах. 9: 9). У Матфея оно описано как реализованное вплоть до мельчайших подробностей, поскольку говорится не об одном, а о двух животных – ослице и осленке. При этом из текста можно даже понять, что Господь воссел на них одновременно (см.: Мф. 21: 2–3, 5, 7). Для разрешения данного противоречия предлагается несколько вариантов: либо текст стиха был испорчен и Господь сел только на осленка; либо слова «поверх их» относятся только к постеленным одеждам, поскольку другие синоптики однозначно говорят о поездке на молодом осле. Возможно, второе животное было необходимо, чтобы молодой необъезженный осел шел через толпу спокойно.

Евангелисты особо подчеркивают, что на осла до Христа никто никогда не садился, и это, безусловно, указывает на ритуальную чистоту животного и возможность принесения его в жертву Богу.

Вероятнее всего, прибытие верхом на осле было событийной реминисценцией помазания Соломона на царство (см.: 3 Цар. 1: 32–40). Иными словами, Вход Господень понимался как вход истинного Царя Израиля в Иерусалим, что подтверждается и тем, что встречающие клали Ему под ноги свою одежду (см.: Мф. 21: 8; Мк. 11: 8; Лк. 19: 36; ср.: 4 Цар. 9: 13).

Однако чрезвычайно символично следующее. По традиции, все без исключения паломники входили в Иерусалим пешими – в знак смирения и почитания Святого города и храма. Евангелисты же говорят лишь о том, что Христос приблизился к Иерусалиму, сидя на осле, и не уточняют, как именно – верхом или пешим – Он вступил в город.

Воскрешение Лазаря. Новгород, XV в.

Большое значение имеют указания на использование встречающими Христа людьми ветвей, которые не упоминаются только в рассказе евангелиста Луки. Матфей и Марк говорят о том, что народ устилал перед Христом путь срезанными с деревьев ветвями, или побегами, или листьями финиковой пальмы (см.: Мк. 11: 8; Мф. 21: 8). При этом до конца неясно, как именно использовались эти ветви людьми: возлагали ли их на пути или держали в руках.

Читайте также:
День памяти Серафима Саровского: история, традиции, значение и смысл

Если все же предположить второе, то рассказ о встрече Христа предстает описанием настоящей религиозной процессии и отсылает к ритуальным пальмовым ветвям, которые фигурировали на осеннем празднике Кущей. Данное мнение приобретает еще большую доказательность, если не забывать, что Входу Господню в Иерусалим предшествовало воскрешение Лазаря, которое в свою очередь предвозвещало Воскресение Христово и всеобщее воскресение мертвых. Но ведь данные события выступают еще и в качестве тем праздника трубного звука, который проходил перед праздником Кущей.

Кроме того, для последнего празднования были характерны ликование и радостные восклицания (см.: Ис. 12: 6; 42: 1–2; 44: 23; Иер. 31: 7; Зах. 9: 9), также указывавшие на будущее воскресение мертвых (см.: Ис. 26: 19). Очевидно, этим и объясняются возгласы «Осанна!»(буквально – «Спаси же!»), которые с молением о помощи обращены к Богу.

Не исключая совершенно возможности употребления слова«осанна»в качестве аккламации (если присвоить ему междометно-эмоциональную роль), можно воспринимать его и как просьбу о Царе – особенно в позиции обращения (ср. в связи с этим аналогичный по содержанию Пс. 117, стихи 25–26 которого звучали во время Входа Господня в Иерусалим). И здесь особо надо указать на следующий факт: все евангелисты, кроме Марка, отмечают недовольство иудейских учителей обстоятельствами рассматриваемого события, и в первую очередь тем, что Иисус Христос не запретил встречать Его словами «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!», однозначно понимавшимися как мессианское приветствие.

Праздник в православном богослужении

Поскольку совершенно очевидна неразрывная связь между Входом Господним в Иерусалим, чудом воскрешения праведного Лазаря и Страстями Господа, соответствующее празднование в православной литургической традиции является, с одной стороны, началом Страстной седмицы, с другой – наступает после Лазаревой субботы.

В древней (до X века) иерусалимской богослужебной практике в этот праздник вечером происходило торжественное символическое шествие с пальмовыми ветвями, которое возглавлял епископ, шествовавший, вероятно, верхом на осле – как в свое время Иисус.

Нечто подобное сохранило и соборное богослужение Константинополя IX–XII столетий. Итак, Божественная литургия начиналась не в Святой Софии, где была утреня, а в храме, посвященном 40 мученикам Севастийским, куда патриарх отправлялся верхом на жеребце.

В послеиконоборческих византийских монастырских уставах – Студийском и Иерусалимском – богослужение Входа Господня в Иерусалим в целом приняло свой современный вид.

Рассматриваемый праздник включен в цикл Постной триоди. Одной из его отличительных особенностей является отсутствие предпразднства и отдания. Хотя их функционально-литургическими заменами можно считать шестую седмицу Великого поста (особенно Лазареву субботу) и вечерню вечером в сам день праздника соответственно.

Итак, согласно Уставу, общий формуляр празднования Входа Господня в Иерусалим таков. Предписывается всенощное бдение, состоящее из великой вечерни, великого чтения, утрени и 1-го часа. Бдение предваряется малой вечерней и трапезой. Исхождение из монастыря, символизирующее известное шествие, совершается после часов. На литургии положены праздничные антифоны.

Отдельно надо указать на следующий факт: при строгом запрете на вкушение рыбы Великим постом на праздник Входа Господня в Иерусалим она дозволяется.

В русской богослужебной практике ХVI–XVII веков на протяжении длительного времени (вплоть до начала XVIII столетия) значительную роль играл чин шествия на осляти в Неделю ваий. Оно представляло собой усложнение предписанного Уставом праздничного крестного хода, во время которого патриарх или архиерей с крестом и Евангелием в руках ехал по городу верхом на осле или (обычно) на наряженной лошади.

Отдельного упоминания достойны молитвы на благословение и освящение ваий. Всего по рукописям известно четыре текста: «Собезначальне Слове непостижимаго Твоего Отца», «Господи Боже наш, иже кивотом», «Владыко Господи Боже наш Вседержителю», «Господи Христе Боже наш, седяй на херувимех»[2]. Однако только последняя молитва содержится в принятых ныне в Православной Церкви богослужебных книгах. Непосредственное ее чтение предваряется тем, что предстоятель кадит ветви. В русской практике принято также после молитвы окроплять ветви святой водой.

Святоотеческая экзегеза праздника

Следует отметить неизменное и единодушное истолкование Входа Господня в Иерусалим как важного события евангельской истории, описывающего торжественное прибытие Царя-Христа в тот город, где Ему предстояло принять добровольные Страсти и Крестную смерть (святитель Амвросий Медиоланский).

Помимо этого, несомненно соотношение данного события и с Рождеством Христовым: положение Спасителя в ясли и участие осла; свидетельство младенцев и ликование детей (преподобный Ефрем Сирин).

Отцы Церкви, подчеркивая необычайную торжественность Входа Господня в Иерусалим, отмечают его связь с чудом воскрешения Лазаря из мертвых и с Воскресением Иисуса Христа[3]. Они сосредотачиваются на сверхъестественно явленном царском достоинстве Спасителя: Сам Святой Дух устами детей и народа засвидетельствовал Христа. Вступив в Святой город с величайшим смирением Сына Божия, Он, между тем, оказывается равночестным Отцу (святители Иоанн Златоуст, Григорий Палама и др.).

Праздник в дохалкидонской и западной традициях

Анализ места праздника Входа Господня в Иерусалим в богослужении нехалкидонитов позволяет сказать, что, например, в армянской практике, которая во многом восходит к древней иерусалимской традиции, рассматриваемое празднество носит названиеВоскресенье цветов, или Благословенное воскресенье. Крайне интересен здесь диалог, происходящий между двумя священниками, один из которых находится внутри храма, а другой – снаружи, заимствованный из канона Великого вторника и парафразирующий евангельскую притчу о десяти мудрых девах.

В коптском богослужении, так же как и в эфиопском, главные особенности праздника составляют процессия с пальмовыми ветвями, в память о событии совершаемая перед литургией, а также чин поминовения усопших после литургии.

На латинском Западе предпасхальное воскресенье долгое время не связывалось с Входом Господним в Иерусалим. И только с конца VII – начала VIII веков в богослужебных книгах римского обряда появляется заглавие «Die dominica in palmas» (Воскресный день пальм), а к X столетию окончательно утверждается традиция совершать в этот день торжественную процессию в память о прибытии Иисуса в Святой град[4].

Читайте также:
День памяти Матроны Московской: когда и как отмечается, история и традиции

Надо заметить, что нынешнее чинопоследование рассматриваемое празднование обрело только во второй половине XX века – вследствие реформ, начатых II Ватиканским Собором. Современные римско-католические книги, развивая две темы – воспоминания Входа Господня в Иерусалим и Страстей Христовых[5], – предлагают на выбор три варианта празднования: процессия с последующим совершением мессы; месса, предваряемая торжественным входом в храм, без совершения процессии; месса без торжественного входа.

В амвросианском обряде одной из главных составляющих анализируемого праздника был первоначально обряд передачи Символа веры, позже перенесенный на день раньше.

В Галлии в IX столетии символико-аллегорические шествия с пальмовыми ветвями имели уже характер традиции, хотя начало празднования относится к самому концу VII века.

Центральном моментом в испано-мосарабской практике, где Вход Господень в Иерусалим именуется Dominica palmarum (Воскресенье пальм), достаточно долго были предкрещальные чины, поэтому праздник назывался еще и Малой Пасхой. Напоминанием о них в современном богослужении служит молитва-увещевание «Catholicam fidem» («Католическую веру»).

Иконография праздника

Неоднозначно трактуемая фабульность Входа Господня в Иерусалим находит свое отражение в иконографии. Изображения этого события – на саркофагах – известны с IV века. Встречаются два варианта: Спаситель чаще всего изображен восседающим на осле; реже – рядом с ослицей, на которой едет Христос, идет жеребенок (см.: Мф. 21: 1–9).

За Христом обычно находятся апостолы, впереди – дети. Они возлагают под ноги осла одежды и взбираются на деревья, срывая ветви. Жители Иерусалима, выходящие из ворот города, встречают Спасителя с ветвями в руках, среди них часто присутствуют женщины – опять-таки с детьми на руках. За стенами Иерусалима, в центре города, изображается купольное здание, иногда увенчанное крестом.

Наряду с композициями, в которых апостолы следуют за Христом, встречаются сцены, где представлены два апостола – Петр и Иоанн, по сторонам от Учителя.

В палеологовскую эпоху появилась новая иконография: Спаситель сидит на осле, обернувшись назад, к апостолам. Этот извод, отличающийся, как, впрочем, и другие, малочисленностью сюжетных деталей и изобразительной сдержанностью, получил широкое распространение в русском искусстве XV столетия.

Рассмотренные образы и их диахронная динамика являются «примерами незаурядного иконографического творчества создававших их православных художников, опровергающими при ближайшем рассмотрении устоявшийся в литературе тезис о вековой неизменности иконографии Входа Господня в Иерусалим»[6].

28 марта 2010 г.

[1] См.: Вход Господень во Иерусалим, с приложением избранных статей, объяснительных примечаний и нотных песнопений. М., 1903. С. 27.

[2] Желтов М., диакон, Квливидзе Н.В., Лукашевич А.А. Вход Господень в Иерусалим // Православная энциклопедия. Т. 10. М., 2005. С. 47–48.

[5] Кунцлер М. Литургия Церкви. Кн. 3. М., 2001. С. 153.

Вход Господень в Иерусалим: коротко о празднике

Приблизительное время чтения: 3 мин.

В рубрике “Коротко о празднике” мы рассказываем о двунадесятых праздниках Русской Православной Церкви.

Что мы знаем о празднике

Дата: 21 апреля

Статус: двунадесятый праздник

Событие:

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) — это праздник, в который Православная Церковь вспоминает одно из важнейших событий евангельской истории (Мф 21).

Весной 30 года от Р. Х. в Иеру салим со всех сторон стека лись паломники, чтобы встретить главный религиозный праздник — Песах (ветхозаветная Пасха). Сюда же отправляется и Христос вместе с учениками.

Весть о воскрешении Лазаря уже распространилась по улицам Иерусалима. Первосвященники, обозленные возрастающей популярностью Христа, стали думать, как бы погубить Его и Лазаря. Но пока одни замышляли убийство, другие вышли встречать приближающегося к городу Спасителя.

Многие надеялись, что Христос вступает в Иерусалим, чтобы положить конец унизительной римской оккупации, что Он взойдет на царский престол и восстановит иудейское государство в его былой славе и могуществе. Каково же было всеобщее удивление, когда Христос въехал в городские ворота не на боевом коне, как подобало бы грозному освободителю, а на обычном ослике. Так Господь еще раз показал, что Царство, которое Он желает установить, «не от мира сего».

Улицы тонут во всеобщем ликовании: огромные толпы людей встречают Христа как царя и Мессию. Они постилают перед ним пальмовые ветви и свои одежды, выкрикивая: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» («Осанна» значит «Спасай нас»). Кто бы мог подумать, что уже через несколько дней эти же люди будут кричать «Распни Его!» во дворе римского префекта Иудеи Понтия Пилата.

Икона праздника:

В центре иконы — Сам Христос. Он боком сидит на ослике и движением правой руки благословляет вышедших Ему навстречу людей.

Слева изображены апостолы, они смущенно переговариваются, не понимая, для чего их Учителю понадобилось так торжественно въезжать в столицу.

Справа на иконе — жители Иерусалима и гости, которые прибыли на праздник Пасхи. В руках они держат пальмовые ветви — символ торжества, которыми евреи встречали триумфаторов.

В нижней части иконы изображены дети, которые постилают под ноги ослика свои одежды — так евреи встречали помазанников на царство, а Богочеловек, согласно христианскому богословию, является Помазанником на Царство Божие.

Елеонская гора

Здесь Христос беседует с учениками за несколько дней до ареста (Мф 24), а позднее — вознесется на Небо (Деян 1). Гора на иконе символизирует духовное восхождение апостолов. Кроме того, по отношению к Самому Спасителю гора, как возвышенное место, указывает на Его Божественное схождение на землю ради принесения искупительной жертвы, то есть принятия крестной смерти.

Ослик

на котором Христос въехал в Иерусалим, несет в себе сразу несколько символических значений. Так, с одной стороны, он указывает на мирный характер наступающего Царства Божия и кротость Его Царя — Богочеловека. С другой стороны, блаженный Феофилакт Болгарский замечает: «Пророчество Он (то есть Христос. — Ред.) исполняет и в историческом, и в таинственном смысле: в историческом через то, что видимым образом воссел на ослицу, в иносказательном же — воссевши на осленка, то есть на новый, необузданный и непокорный народ, язычников». То есть святой подчеркивал, что образ оседланного Спасителем ослика указывал на будущее обращение ко Христу язычников.

Читайте также:
День памяти Ксении Петербургской: история, традиции, значение и смысл

Дети, постилающие одежду

в особенно торжественные моменты на пути, по которому идет царь, зафиксирован в Ветхом Завете. Так, например, когда пророк Елисей помазал Ииуя на царство, то его слуги взяли каждый одежду свою, и подостлали ему на самых ступенях, и затрубили трубою, и сказали: воцарился Ииуй! (4 Цар 9:13).

Пальмовая ветвь

для еврейского народа символизировала веселье и торжество. В первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней (Лев 23:40). Когда первосвященник Симон освободил Иерусалим от язычников, то его, как победителя, встретили пальмовыми ветвями (1 Макк 13:51). Именно поэтому праздник Вход Господень в Иерусалим называется еще Пальмовым, или Вербным, воскресеньем (Неделя ваий).

Вербное воскресенье

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)

Как часто, не задумываясь, мы говорим «Слава Богу!». На самом деле восклицанием «Осанна Сыну Давидову!» когда-то в Иерусалиме Иисуса встречала та же толпа, которая после будет требовать Его распятия. Люди ждали, что придет Царь, который заберет себе власть силой и сокрушит врагов. Иисус действительно сокрушил врага, но враг этот не был земным. Он победил страдание и смерть, открыл двери ада, дал людям возможность спастись.

В церковном календаре Вербное воскресенье называют «Вход Господень в Иерусалим», а неделю называют «Неделей пальмовых ветвей», что не очень распространено в России, где не растут пальмы.

Вербное воскресенье — двунадесятый праздник.

История праздника Вербное воскресенье

Прежде, чем войти в Иерусалим, Иисус три года ходил по земле Израильской, разговаривал с людьми, как с равными Ему, и никто не чествовал Его как Царя, пока он не явил людям великое чудо. В Вифании жила семья знакомых Плотнику из Назарета — брат и две сестры. Он останавливался у них, бывая в Вифании. Когда Лазарь, знакомый Иисусу, заболел, Он не сразу поспешил исцелить его. И лишь когда дошла весть о кончине Лазаря, Иисус произнес: «Лазарь, друг наш, уснул, и Я иду разбудить его». Ученики сначала даже не поняли, что речь идет о смерти, а не об обычном сне. Сестра Лазаря Марфа встретила Иисуса и сказала: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой», на что Иисус ответил ей: «Воскреснет брат твой». И речь шла не о воскресении всех мертвых в Последний день. Иисус говорит слова, которые являются сутью православной веры: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет». Это слова не человека, но Бога. То, что человек говорит о себе в таком ключе так буднично и просто в Вифании того времени — большая опасность. Лазарь провел четыре дня в могиле, речь уже не могла идти о летаргическом сне или клинической смерти. Фундаментальный закон природы был опровергнут силой Божественного чуда. Когда отняли камень от пещеры, где лежал умерший Лазарь, Иисус громко сказал: «Лазарь! Иди вон», и… Лазарь вышел. Иисус сказал: «Развяжите его, пусть идет».

Разумеется, после такого чуда его очевидцы и слышавшие о нем встречали Иисуса, как Бога, как Царя. Слава Богу! «Осанна Сыну Давидову!» Веры многим кричавшим это хватило ненадолго. Несмотря на то, что люди, видевшие воскресение Лазаря, видели и его тяжелую болезнь, и смерть, и даже погребение. Сомнений в том, что он действительно воскрес из мертвых, быть не могло. К сожалению, люди часто предавали Бога. Забыли и об этом чуде. Но наша вера должна быть крепкой, поэтому мы празднуем встречу Иисуса как Бога и нашего Спасителя, Который, как Лазарю, подарит нам воскресение из мертвых.

Не все вместили учение Иисуса, предлагавшего людям войти на Небеса через врата милосердия, и через какое-то время начнутся события Страстной недели…

Войдя в храм Иерусалима, Иисус совершит опасные действия. Там умели и любили торговать сувенирами, оберегами, реликвиями. Он переворачивает столы и прекращает торговлю. Он воскрешал умерших, совершал удивительные чудеса, Его чествовали как Царя, но Его ждали Царем земным, а он пришел Царем Небесным.

Знал ли Господь, что Его ждет? Догадывался ли о том, что Он воскреснет? Человеческий разум не способен вместить соединение Божественного и человеческого начала. Но, определенно, Он просил в Гефсиманском саду, чтобы «чаша сия» миновала Его, если на то будет воля Его Отца, а значит, понимал, что чествование толпы будет недолгим. Иерусалим не был готов понять истинное спасение и дары Божественной милости. Возгласы «Осанна!» сменились криками «Распни!». Поэтому Спаситель плакал о святом граде Иерусалиме, зная, что он будет разрушен.

Почему праздник называют Вербным воскресеньем

Во время встречи Иисуса в Иерусалиме люди размахивали пальмовыми ветвями. Слово «паломник», кстати, означает «носитель пальмы». Отправляясь в паломничество, человек брал с собой пальмовую ветвь, символ чистоты, в знак того, что идет в чистое и праведное путешествие. Таков был еврейский обычай. На Востоке победителей чествовали пальмовыми ветвями. Иисуса встречали так, потому что Он был чудотворцем и Мессией. И, если способность накормить пять тысяч человек еще не у всех вызвала восхищение и удивление, то воскрешение Лазаря было безусловным свидетельством. Иисус въехал в Иерусалим на осле, что никогда бы не сделал в те времена царь земной, но сделал бы Царь Небесный во исполнение пророчеств. Например, ветхозаветного пророчества о том, что «в Иерусалим войдет кроткий Царь». Когда-то на ослике Иисус спасался от воинов Ирода в Египте, куда Его вывезли в младенчестве. Ослик же ввез Его в Иерусалим, как Мессию.

Читайте также:
Именины Раисы: день ангела по церковному календарю 2020

Иисус не случайно въехал в Иерусалим именно на осле. Сидя на коне, Он бы неизбежно возвышался над всеми, кто встречал Его. Именно так поступил бы земной правитель, желая подчеркнуть свой особый статус. Но, когда Бог умалился до человека, Он решил войти в Иерусалим, находясь вровень со встречающими Его. Поэтому Он въехал на осле, поступь которого смиренная и тихая, о чем поэт Тимур Кибиров напишет свое знаменитое стихотворение:

Их-то Господь — вон какой!

Их-то Господь — вон какой!
Он-то и впрямь настоящий герой!
Без страха и трепета в смертный бой
Ведёт за собой правоверных строй!
И меч полумесяцем над головой,
И конь его мчит стрелой!
А наш-то, наш-то — гляди, сынок —
А наш-то на ослике — цок да цок —
Навстречу смерти Своей.

А у тех-то Господь — он вон какой!
Он-то и впрямь дарует покой,
Дарует-вкушает вечный покой
Среди свистопляски мирской!
На страсти-мордасти махнув рукой,
В позе лотоса он осенён тишиной,
Осиян пустотой святой.
А наш-то, наш-то — увы, сынок, —
А наш-то на ослике — цок да цок —
Навстречу смерти Своей.

А у этих Господь — ого-го какой!
Он-то и впрямь владыка земной!
Сей мир, сей век, сей мозг головной
Давно под его пятой.
Вкруг трона его весёлой гурьбой
— Эван эвоэ! — пляшет род людской.
Быть может, и мы с тобой.

Но наш-то, наш-то — не плачь, сынок, —
Но наш-то на ослике — цок да цок —
Навстречу смерти Своей.
На встречу со страшною смертью Своей,
На встречу со смертью твоей и моей!
Не плачь, она от Него не уйдёт,
Никуда не спрятаться ей!

Тем не менее Иисуса встречали словами «Осанна Сыну Давидову!». Так кричали дети, что исполнило пророчество о том, что хвала Господу совершится «из уст младенцев». Фарисеи испугались этих слов и просили: «Скажи им — пусть замолчат», а Иисус отвечал: «Если они умолкнут, камни возопиют». И Его продолжали громко славить за увиденные прежде чудеса. Ученики думали, что Иисус идет на трон, а Он шел на Крест. Они ждали грядущего благоденствия, победы над земными врагами, но Бог смотрел на этот день с грустью. Православные, чествуя Иисуса, тоже находятся в предчувствии грядущей Страстной недели.

Несмотря на то, что Иисуса встречали как Царя, Он плакал, входя в Иерусалим, оплакивая его грядущую судьбу. Он жалел Иерусалим, хотя тогда для этого не было еще никаких предпосылок. Иерусалим процветал. Уничтожение Иерусалима в 70 году оправдало предвидение катастрофы во время расцвета и великолепия, когда еще никто не мог подумать об этом. Войдя скромно на ослике, Христос все же принимал почести, как Победитель. Одновременно принимал со смирением грядущие страдания и намекал на то, что не стоит страшиться их, Своим ученикам. Зная, что Его ждет, Он был спокоен и оплакивал лишь судьбу разрушенного города. Он знал, что Его ждет смерть, более того, мучительная кончина, но знал и то, что смерть упразднится, не будет иметь никакого значения в Царствии Небесном, которое не имело никакого отношения к земному царствованию. А ведь именно его ожидали и собравшиеся, и ученики. После воскрешения Лазаря они считали, что произойдут еще более великие чудеса, свержение врагов, а Иисус предстанет грозным и сокрушающим. Но мы узнали Христа другим и Его Спасение было чудом милосердия и любви, а не завоеванием благоденствия в нашем мире.

В России пальмы не растут, поэтому Иисуса «встречают» первой веточкой весны, теплого времени, веточкой вербы.

Традиции Вербного воскресенья

В православном богослужении существовал специальный чин, который являлся воспроизведением Евангельских событий. Вплоть до VII века Патриарх шествовал по Красной площади на коне, наряженном в ослика, которого лично вел под уздцы царь. Это действо называлось «Шествие на осляти» и напоминало людям о событиях Входа Господа в Иерусалим.

Сейчас эту традицию упразднили и верующие просто освящают веточки вербы в память о пальмовых ветвях и встрече Спасителя в Иерусалиме. В знак готовности чествовать Иисуса как Царя Небесного, великого ликования. В этот день обычно стоит ясная и теплая погода. Верба — знак встречи Триумфатора и Победителя смерти, именно так следует встречать Спасителя. Верба — это еще и символ прощения и доброты. Мы держим в руках свежие весенние веточки в знак того, что готовы простить наших обидчиков, как и нас прощает Господь, которого люди распяли после того, как встретили Мессией и Царем.

При этом народные приметы о том, что на счастье надо съесть почку вербы, сварить из нее отвар для богатства или здоровья и т.д., — не более чем суеверия, к которым Церковь призывает не прислушиваться.

Вербное воскресенье — трагический праздник перехода Великого поста к Страстной седмице, но он же напоминает нам о грядущей Пасхе.

Праздничное богослужение

Шестая неделя Великого поста предшествует Страстной неделе и заканчивается великим праздником — Входом Господним в Иерусалим. Празднование начинается с вечерней службы и всенощных бдений в Лазареву субботу. Текст богослужения напоминает о последних днях Иисуса. Он знал, что многие отрекутся от Него. Чтобы даровать своим ученикам надежду на жизнь вечную, Он являет им Свою Божественную силу в воскрешении Лазаря, предвосхищая грядущее воскрешение мертвых при втором Пришествии Спасителя. Структура богослужения Лазаревой субботы полу-воскресная, полу-праздничная. Она напоминает о том, что наш Спаситель пришел открыть Своему творению правду о Спасении. Он не возлагал на нас «бремена тяжелые и неудобоносимые», а явил пример жизни без греха человечеству, пораженному грехом.

Читайте также:
Именины Дмитрия: когда по церковному календарю 2020

Вербное воскресенье — переходящий праздник, дата праздничного богослужения зависит от дня празднования Пасхи. На праздничном богослужении поются тропари «Общее воскресение» и «Спогребшеся Тебе Крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне». За полиелеем следует величание «Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: благословен Грядый во Имя Господне».

В ходе богослужения священник окропляет вербные веточки. Эти ветки и зажженные свечи люди держат в руках во время исполнения Канона. Православные храмы переполнены молящимися, которые чествуют Царя Славы, который добровольно пошел на страдания. Люди приветствуют Его как победителя смерти и вспоминают грядущие дни Страстной седмицы, страдания Христовы.

Вербное воскресенье в 2020 году — 12 апреля

Вербное воскресенье в 2021 году — 25 апреля

Богослужение на Вербное воскресенье

  • Текст всенощного бдения и литургии с переводом и объяснениями
  • На осленке против смерти, или Об особенностях служб Лазаревой и Вербного

Песнопения на Вербное воскресенье

  • Тропарь
  • Величание
  • Кондак
  • Антифоны
  • Задостойник

Читать о Вербном воскресенье на «Правмире»:

  • Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение 2017)
  • Вербное воскресенье. Статьи, проповеди, видео
  • Вербное воскресенье. День радостных ладошек
  • Вербное воскресенье — детский праздник

Видео о Вербном воскресенье:

Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье в 2020 году 12 апреля

Праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресения) — это один из самых трагических праздников церковного года.

Казалось бы – все в нем торжество: Христос вступает в Святой Град, встречают Его ликующие толпы народа, готовые из Него сделать своего политического вождя, ожидающие от Него победы над врагом. Но та же самая толпа, которая сегодня кричит «Осанна Сыну Давидову!», в несколько дней повернется к Нему враждебным, ненавидящим лицом и будет требовать Его распятия. Перенесемся духом в те страшные дни, когда Бог смертью Единородного Своего Сына одержал победу над тьмой и спас нас от власти смерти, греха, диавола. Осознаем, что Христос умер, потому что преступники мы.

Митрополит Антоний Сурожский

Проповеди на Вход Господень в Иерусалим

Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье, начинает Страстную седмицу

Вход Господень в Иерусалим

Историческое содержание

Праздник Входа Господня в Иерусалим празднуется за неделю до Пасхи, в 6-е воскресенье Великого поста.

«Вербное Воскресенье» – так обычно называют в народе праздник Входа Господня в Иерусалим. Православные христиане спешат в церковь с пучками пушистых верб. Нас охватывает радостное предчувствие: через неделю – Пасха! Но при чем здесь вербы, о которых ничего не знали евангельские герои? Каков вообще исторический смысл праздника?

Обратимся к евангельской истории

Ранняя весна 30 г. от Рождества Христова. В Иерусалим уже прибыл военный губернатор (прокуратор, точнее – префект) Иудеи Понтий Пилат, чтобы наблюдать за мятежными подданными. Скоро еврейская Пасха, и за шесть дней до нее Христос направляется к городским воротам, словно желая воссесть на принадлежащий Ему царский престол, впервые позволяя называть себя Царем. Это – последняя попытка обратить людей от политических заблуждений, указав истинный характер своего Царства «не от мира сего». Поэтому под Иисусом не боевой конь, но кроткий осел, символизирующий мир. А люди размахивают пальмовыми ветвями и кричат осанна! («спасай нас!»). Они ждут, что Он явит божественную силу, ненавистные римские оккупанты будут уничтожены – и придет вечное Мессианское Царство. Но Христос не будет истреблять римские легионы и изменять политическое устройство мира. Это бессмысленно, если нет обновления нравственного. Подобные попытки оборачиваются еще большей бедой.

«Вход Господень в Иерусалим»

Пройдет четыре дня, и неверные ученики в страхе разбегутся из ночного Гефсиманского сада, оставив связанного Учителя в руках стражи; а толпа, ныне приветствующая Мессию восторженными криками, будет в озлоблении вопить: «Распни, распни Его!» Он обманет ее надежды.

Подражая современникам Христа, мы тоже встречаем Его с зелеными ветвями в руках. Христиане Востока – с ветвями финиковых пальм, лавра, цветами. У жителей Севера они поневоле заменяются вербами – первыми зеленеющими деревьями. Они освящаются в канун праздника, на Всенощном бдении, после чтения Евангелия. В народе получили распространение различные «вербные» обычаи и обряды: хранить освященную в церкви вербу в течение года, украшать ей домашние иконы и ставить на подоконники, приносить на могилы родственников, окроплять вербной кистью, смоченной в святой воде, домашний скот, есть вербную кашу, сваренную с едва распустившимися почками ивы и ее сережками. «И тех же верб сквозные прутья, / И тех же белых почек вздутья / И на окне, и на распутье, / На улице и в мастерской. » (Б. Пастернак). В последнее время православный обычай приходить в храмы с вербами наблюдается у российских католиков.

В России XVII в. в этот день совершался красочный обряд «Шествия на осляти». Особенным великолепием он отличался во времена патриарха Никона (1652–1658) и царя Алексея Михайловича. Шествие начиналось от Царской площади у Покровского (Василия Блаженного) собора, в котором патриарх и царь облачались в шитые золотом и жемчугами ризы. На Лобном месте происходила раздача ветвей вербы и даже настоящих пальмовых ветвей, привозившихся из Персии. Затем, по сообщению гостя из Курляндии Якова Рейтенфельса, «царь, пешком, ведет лошадь (вместо осла), на которой сидит патриарх, за красный повод, в Кремль. Впереди же всех едет повозка, везомая лошадьми в великолепных попонах, на которых стоят искусственные деревья, обильно увешанные цветами и плодами. На ветвях их сидят несколько маленьких мальчиков, наряженных ангелами, и весело приветствующих пением осанна!».

Читайте также:
Именины Марии: день по церковному календарю, что означает

Впереди царя шли стольники, а окружали его бояре, окольничие и думные дворяне. Патриарх во время шествия осенял народ крестом. За ним шли церковные иерархи в богатейших облачениях. Церемонию заключали гости. Шествие тихо приближалось к Спасским воротам. В это время начинался общий звон, как в Кремле, так и по всем многочисленным московским церквам, и продолжался до вступления царя и патриарха в Успенский собор. Гудел воздух над столицей, и благовест разносился на много верст вокруг!

В 1683 г. «осля» под патриархом вел одиннадцатилетний Петр Алексеевич; затем, до 1693 г. включительно, его водили оба брата-соправителя, Петр и Иван, после чего свидетельства о шествии исчезают. Повзрослевший Петр уничтожил это действо, считая его для себя унизительным, а вскоре упразднил и само патриаршество на Руси.

Минуло три века, изменились взаимоотношения Церкви и государства, и сейчас нет препятствий к совершению красочного «Шествия на осляти». Остается лишь открытым вопрос: кто поведет осла под патриархом?

Вербное воскресенье: история, традиции, обряды. Время на чтение 12 мин

В ербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим) — древний христианский праздник. Отмечается за неделю до Пасхи, в воскресенье шестой недели Великого поста.

Другие названия — Пальмовое воскресенье, Неделя ваий, Вербохлест, Неделя цветоносная.

Это переходящий двунадесятый праздник, его дата в церковном календаре не фиксирована и зависит от даты Пасхи.

Дата в 2021 году: 25 апреля, воскресенье

Название праздника Вербное воскресенье произошло от обычая освящать в этот день в церкви ветки вербы. Они символизируют пальмовые ветви, которыми иудеи приветствовали Иисуса в Иерусалиме. В России пальмы не растут, поэтому их заменили вербовыми ветками. Верба – первое растение, которое расцветает весной. Она олицетворяет пробуждение природы после зимнего сна и возрождение новой жизни.

Праздник Вход Господень в Иерусалим установила христианская церковь в Иерусалиме в IV веке. На Руси он возник в X веке и получил название Вербное воскресенье.

Праздник посвящен торжественному входу Иисуса Христа в Иерусалим перед Пасхой в 33 году. После того, как Христос воскресил Лазаря из Вифании, слухи о Нем распространились по многим городам. Он въехал в Иерусалим на осле в сопровождении апостолов. И все равно его встречают, как царя. Люди ликуют, они счастливы. Дорогу под копытами ослика устилают пальмовыми ветвями. Кладут у ног Христа одежду, тем самым оказывая ему царские почести. Кричат: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» («Осанна» значит «Спасай нас»). По традиции те, кто въезжал в город на коне, несли войну, а въезжавшие на осле – мир. Иудеи увидели в Иисусе нового правителя – царя. Но Господь шел в Иерусалим не для земной власти, а на мученическую смерть во имя искупления грехов человечества. Спустя пять дней эта же толпа кричала: «Распни Его…!».

Оказавшись в Иерусалиме, Спаситель направился в Храм и выгнал оттуда всех продающих и покупающих. Опрокинул столы торговцев со словами: «Написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников». Народ слушал Христа с восхищением; к Нему подходили за исцелением слепые и увечные.

Вечером Христос покинул Иерусалим и вернулся в Вифанию (родной город Лазаря) вместе с учениками и народом, который последовал за Ним. Там, в доме Лазаря, Он переночевал. На следующий день начался период, который называется Страстной седмицей (Страстная неделя — подготовка к Пасхе).

В городах допетровской России Вход Господень в Иерусалим отмечался с особой торжественностью. В XVI–XVII веках в Москве, Новгороде, Ростове, Казани, Астрахани и Тобольске кульминацией празднества был крестный ход, во время которого царь или глава городской администрации вел за узду коня, замаскированного под осла, на котором восседал патриарх или местный архиерей. Шествия проводились ежегодно вплоть до 1697 года и были отменены указом Петра I вместе с патриаршеством.

Суббота, предшествующая Вербному воскресенью, также считается праздничной, она называется Лазаревой (греч. Σάββατον τοῦ Ἁγίου καὶ Δικαίου Λαζάρου).

В этот день христиане воспоминают чудо воскрешения Иисусом Христом праведного Лазаря, которое совершено в удостоверение грядущего воскресения всех умерших.

Святой Лазарь был братом Марфы и Марии, жил с сестрами неподалеку от Иерусалима, в селении Вифания.

Христос часто посещал их дом, а Лазаря называл своим другом. Однажды Лазарь заболел, и когда весть об этом дошла до Христа, Он сказал: « Это болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий » .

Лазарь скончался за четыре дня до прихода Иисуса в Вифанию. Услышав о смерти Лазаря, «Иисус прослезился». Но Христос велел отнять камень от пещеры, в которой похоронили праведника, и воззвал к нему: «Лазарь! Иди вон ».
Умерший воскрес и вышел из погребальной пещеры. Святой Лазарь после своего воскрешения прожил еще 30 лет — он был епископом на Кипре и проповедовал христианство.

Древний Славянский праздник Вербохлест был очень распространён и любим славянами. Где-то в глубине веков родилась мифопоэтическая легенда о женщине. У которой было очень много детей. Так много, что она поспорила с самой Матерью – землей о том. Что она плодовитей. И за это Мать – Земля превратила женщину в вербу. По приметам и поверьям считалось, что верба обладает целебными свойствами

Существует языческая версия происхождения Вербного воскресенья, согласно которой прообразом праздника стало древнеславянское торжество Вербохлест. Оно было посвящено плодородию, живучести и силе воли.

Читайте также:
Великий Вторник в православии: что это такое, история и традиции, смысл и значение, что нужно и нельзя делать

Начиная с субботы ломали ветки вербы, а в полночь молодежь обходила дома с песнями. Кричали у ворот: — Отопри, отопри, молодая, вербешкою бить, здоровьем больше прежнего наделить! Войдя в избу слегка били ветками вербы приговаривая: — Верба хлест, бей до слез. Вставай рано, бей барана. Бьем, чтобы быть здоровыми.

С утра в воскресенье люди слегка хлестали друг друга и детей, домашний скот, приговаривали: — Верба красна, бей до слез, будь здоров! – или, — Не я бью, верба бьет, верба хлест бьет до слез. Будь здоров как вода, будь богатый как земля, расти как верба.

Таким образом изгонялись зимние болезни. Высушенные почки вербы добавляли в отвары, иногда в выпечку, давали скотине и в вербную кашу для членов своей семьи. Славяне верили что верба не только исцеляет. А придает физическую силу, смелость и мужество. И многие юноши делали себе обереги и талисманы из почек вербы. А если перед дальней дорогой съесть несколько вербных почек, то человека ждет лишь успех. Бездетные женщины тоже носили амулеты из почек вербы, а чтобы потомство было здоровым, то веточку вербы клали под перину, и осыпали молодоженов почками. Ветками также украшали кутный (красный) угол, и вешали по углам комнат. Многие делают это и по сей день. Наши предки славяне считали что верба может наделить половой силой как человека, так и скот. Поэтому стегали животных вербой и скармливали, чтобы уберечь их от воров и хищников. Считалось что в дом, в котором есть освященная веточка, не попадет молния. При пожаре бросали веточку в огонь, чтобы быстрей потушить.

В Вербохлест было принято ходить на кладбище, и приносить на могилы родителям – покойникам веточки вербы. А выбирая вербные ветки, старались рвать их у тех деревьев, которые росли у рек. Нельзя было рвать вербу у кладбищ и с тех деревьев на которых были гнезда и дупла. Так что Вербное воскресенье, это древний славянский праздник, не имеющий под собой никаких библейских истин.

Верующие люди готовятся к Вербному воскресенью заблаговременно. За несколько дней до праздника они срезают молодые веточки вербы, заносят их в дом и ставят в воду, чтобы они распустились. Выбирать стоит неиспорченные деревья, где нет дупл, сломанных или засохших побегов. Не рекомендуется использовать вербу, которая растет возле кладбища или водоемов. Согласно поверью, на ней может отдыхать нечистая сила.

Празднование Вербного воскресенья начинается в субботу вечером. В церквях проходит всенощное бдение. На богослужении священники читают Евангелие, 50 псалом и окропляют вербовые прутики святой водой. Прихожане стоят с веточками и зажженными свечами до конца службы. В воскресенье проводится Литургия Иоанна Златоуста и снова проходит освящение вербы.

Древние славяне накануне праздника подготавливали вербные веточки особым образом. Они шли ломать вербу, которая росла именно на берегах речки. Если погодные условия не благоприятствовали цветению дерева, то его ветки предварительно помещали в воду, чтобы к праздничному дню они распустились. Данная традиция жива до сих пор.

Народные целители заготавливают в этот день почки ивы. Они верят, что настои из них помогают мужчинам сохранять силу, а женщинам – зачать ребенка. Хозяйки пекут из вербных почек пироги. Считается, что они помогают уберечь домочадцев от болезней.

Молодые девушки в этот день делают привороты на будущих мужей. Они ломают несколько веток на вербе, перевязывают их красной нитью, загадывают на суженого и хранят за иконами. Выбрасывать связку нельзя, так как можно сломать жизнь молодого человека и собственную.

В некоторых регионах осталась древняя традиция устраивать в этот праздник вербные базары или ярмарки.

На них проводятся гуляния с колоритными угощениями и развлечениями для взрослых и детей. Народные мастера продают ремесленнические изделия и херувимы – ветки вербы, украшенные фигурками ангелов.

Канун Вербного воскресенья в некоторых местах (например, в Городищенском уезде Пензенской губернии), шумно и весело праздновала молодежь. За три-четыре дня девушки начинали собирать продукты, из которых в субботу варили брагу, готовили рыбный «курник», кашу и пекли гречневые блины.

В допетровское время (c XVI века) в праздник Входа Господня в Иерусалим совершалось так называемое «шествие на осляти» — обряд, заимствованный из византийской традиции.


После праздничной службы в Покровском соборе (храм Василия Блаженного) с Красной площади на Соборную площадь Московского Кремля проходила специальная процессия, изображавшая само событие отмечаемого праздника. Патриарх следовал в ней, сидя верхом на лошади (на осляти, где осля — лошадь накрытая попоной изображающей осла), которую вел под уздцы идущий пешком царь. В ряде русских городов вплоть до 1678 г. также совершалось шествие на осляти с участием вместо патриарха и царя, соответственно, местного архиерея и воеводы. В 1697 г. обряд был упразднен.

Освященная верба

Освященная верба становится святыней. Она обладает чудодейственной силой в течение года. Рекомендуют хранить ее в доме возле икон до следующего Вербного воскресенья. Это помогает привлечь здоровье, достаток, удачу. Также можно делать с нее целебные настои, проводить ритуалы по защите от болезней, пожаров, по привлечению здоровья, сил, благополучия.

Ритуалы с освященной вербой
  • Для очищения от сглаза и злых духов бьют легко по спине членов семьи освященными вербными прутьями и при этом приговаривают: «Не я бью, верба бьет!».
  • Для привлечения силы, здоровья и достатка произносят при хлестании: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни, и таким же богатым, как земля». Хлестание вербой домашних животных уберегает их от болезней.
  • Чтобы защитить дом от пожара и молнии, сжигают несколько веток и сохраняют пепел.
  • Чтобы привлечь здоровье и силу, выпекают в Вербное воскресенье хлеб с распустившимися почками освященной вербы и кушают его.
  • Женщинам, которые не могут долго забеременеть, нужно проглотить несколько вербных почек.
  • При бессоннице ставят у изголовья кровати веточку вербы и перед сном произносят: «Святые ангелы, сон мой берегите, святая верба, нежить отгоняй».
  • Для благополучного решения важного дела съедают вербную почку и думают о деле.
  • Чтобы стать увереннее в себе, втыкают освященную веточку в крышу дома или в углу потолка.
  • Чтобы быть сильными и здоровыми, в Чистый четверг (за три дня перед Пасхой) до восхода солнца заваривают в кипятке вербную ветку и умываются или ополаскиваются этим отваром.

Выбрасывать освященные прутики в мусор нельзя. Это может привести к болезням и денежным проблемам.

Использованную или пришедшую в негодность вербу можно:

  • пустить по течению реки;
  • сжечь отдельно от мусора;
  • закопать в чистом месте;
  • положить между кустов растущей молодой вербы;
  • использовать для изгнания злых духов и очищения дома – поджечь веточку и обойти с ней все углы помещения;
  • отдать в ближайший храм, где вербу сожгут с молитвой.
Читайте также:
Именины Сергея: когда день ангела по церковному календарю
Кукла Вербница

Вербная кукла — оберег, защищающий домашний очаг, семью, символ весеннего праздника Вербного воскресения. Можно даже сказать, что оберег служит объединением древнерусских обычаев и православных праздников. Кукла вполне может заменить собой пасхальные яйца, поэтому ее частенько славяне ставили в корзинку с праздничными куличами. Вербная кукла символизирует пробуждение природы весной: женщину, которая идет в Вербное воскресенье в церковь освещать вербочку.

Делалась эта кукла перед Вербным воскресеньем. В руках куколка держит веточки вербы и узелок с «добром».

Главный символ праздника Вербного воскресенья в России и других православных странах СНГ – верба, или ива остролистая. В зависимости от географического месторасположения и исторических традиций народа у торжества могут быть другие атрибуты:

  • Финиковая пальма – у христиан, которые проживают в странах Средиземноморья.
    Пальмовые ветви были первым символом праздника. Они символизировали ветви, которыми жители Иерусалима встречали Иисуса Христа.
  • Оливковое дерево – в Швейцарии и Италии.
    В Швейцарии этот день получил название Оливкового воскресенья.
    В Италии олива считается символом мира. Освященную веточку принято дарить человеку, с которым хочется помириться.
  • Кокосовая пальма – на Филиппинских островах. Из ее листьев делают букеты, с которыми люди торжественно прославляют Иисуса Христа.
  • Грецкий орех – символ праздника в Австрии. В канун этого дня жители страны заготавливают толстые ореховые побеги, которые украшают сладостями, цветами и лентами.
  • Сухоцветы – в Польше и Литве. В этих странах в Вербное воскресенье появляются букеты из высушенных побегов злаковых, колосьев пшеницы, можжевельника и синих бумажных цветов.
  • Тис – в Англии.
  • Апельсин – во Франции. Задолго до Вербного воскресенья французы проращивают апельсиновую косточку в цветочном горшке. Накануне праздника они украшают лентами молодые проросшие побеги и берут их с собой на богослужение.

В этот день запрещено выполнять работу по дому: убирать, стирать, мыть посуду. Нежелательно готовить горячие блюда, поэтому хозяйки стараются подготовить праздничные угощения для семьи заранее. Не рекомендуется шить, вязать, вышивать, а также расчесывать голову. Не разрешается заниматься тяжелым физическим трудом: колоть дрова, работать на огороде.

Нельзя ссориться, нецензурно выражаться, желать зла, думать о плохом. Лучше воздержаться от просмотра телевизора, компьютерных игр, шумных застолий.

Крещение

Православная церковь не запрещает крестить ребенка в Вербное воскресенье. Нужно только заранее договориться со священнослужителем о времени события и подготовить все необходимое для его проведения.

Свадьба

Вербное воскресенье приходится на период Великого Поста, во время которого не рекомендуется устраивать пышные торжества. Если молодожены хотят скрепить свой любовный союз в этот день, следует ограничиться росписью в ЗАГСе и скромным отмечанием в узком кругу без мясных блюд и алкоголя.

Венчание

Венчаться в этот день по уставу Православной церкви запрещается, поскольку праздник выпадает на Великий пост. Исключением может стать лишь согласие архиерея, который правит церковью.

Вербное воскресенье приходится на Великий сорокадневный пост перед Пасхой. В этот праздник Православная Церковь дает послабление поста.

Запрещается кушать мясо, яйца, молочную продукцию, но разрешается употреблять в пищу рыбу.

Традиционными угощениями праздничного стола являются овощные салаты, рагу с добавлением гороха, фасоли, кукурузы, бобов, чечевицы, каши из смеси круп. Популярный продукт в период поста – грибы. Хозяйки делают из них жаркое, запеканки, пироги, зразы, супы, голубцы. Грибы и бобовые заменяют мясные продукты. На десерт хозяйки подают фрукты, постный зефир, варенье, мармелад, халву, горький шоколад, печенье. Традиционными напитками являются кисели, компоты, узвары. На Вербное воскресенье разрешается употреблять в малом количестве красный кагор.

На этот праздник принято вручать символические подарки и сувениры:

  • Освященная в церкви вербная веточка.
    При вручении такого подарка пожелайте человеку разных благ: здоровья, благополучия, удачи.
  • Букет из вербы или букет цветов с вербой.
  • Оберег из веточек вербы.
    Оберег можно сделать самостоятельно. Для этого возьмите несколько веточек вербы (желательно освященных в церкви), сплетите из них косичку и соедините в веночек. Можно украсить его искусственными цветами или цветными ленточками. Такой оберег будет защищать дом от бед и ненастий.
  • Открытка с Вербным воскресеньем.
  • Подарок церковной тематики.
    Хорошим вариантом станет икона «Вход Господень в Иерусалим».
  • Чашка, магнит на холодильник, мыло ручной работы с названием праздника, изображением вербы или иконы.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: