Именины Игоря: когда по церковному календарю 2020

День ангела Игоря по церковному календарю

Церковное имя: Игорь

Ближайшие именины Игоря: 18 Сентября

Именины Игоря в 2021 по церковному календарю

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро – пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

Святой – это образец для подражания, к которому надо стремиться. Совершать благовидные поступки, чтобы оказаться хоть немного достойным своего имени. Желательно постоянно перечитывать житие святого покровителя.

Собираясь крестить ребенка или принимать обряд крещения во взрослом возрасте, выбирают имя понравившегося святого. День его памяти и будет именинами.

Церковная форма имени — происхождение и варианты произношения

В православных канонах имя произносится и пишется «Игорь».

Версий происхождения имени минимум две:

  • Первая – скандинавская: означает «воин» и «хранитель бога Инга», «сильный».
  • Вторая версия – древнерусское «игрь»: «игра» или «забава».

У православных, носящих имя Игорь, небесным покровителем считается блаженный Игорь Ольгович. Черниговский великий князь оказался в монастыре, тяжело заболев в плену.

Вариаций произношения в повседневной жизни имени Игорь много: Игорек, Игорька, Игореша, Игорюха, Игоречек, Гоша, Гога.

Как следует провести именины

В день Ангела человек духовно приближается к своему святому. Православные в этот день пекли именинные пироги и варили домашнее пиво. Они приходили в церковь, заказывали молебен, творили молитву. А потом вместе с близкими угощались за праздничным столом, раздавали пироги соседям.

Лучшие подарки на день Ангела:

  • именной образок или иконка с негаснущим ликом святого;
  • художественная книга или молитвенник;
  • оригинальные свечи, вышивка, другие наборы для рукоделия.

Характер и судьба Игоря

Игореша неугомонный, непоседливый мальчишка. С детства отличается независимостью, трудолюбием. Хороший ученик, он в младших классах получает замечания за шаловливое поведение.

Мальчик является способным учеником, обладает математическим складом ума. Склонен к анализу, логическому мышлению. Не имеет целью получить высшее образование, с удовольствием пойдет работать на завод.

Может стать инженером, высокоразрядным рабочим. Это прирожденный оратор, способен быть педагогом, тренером, адвокатом, артистом.

Игорек спортивный парень, ему поддаются многие виды спорта. Любит музыку, играет на гитаре.

Упрямство – это отличительная черта мужчин по имени Игорь. Коммуникабельный, легко найдет контакт с незнакомыми людьми. С легкостью может вычеркнуть человека из своего круга, если разочаруется в нем. Не любит необязательных и безответственных людей.

В зрелые годы материально утвердится, состоится как профессионал. Этот человек всего способен добиться сам. Игорь может бросить дело на полпути, если потеряет к нему интерес.

В молодости мужчина нравится девушкам, умеет красиво ухаживать, поет серенады. Добивается лучших женщин, не жалея сил и средств. Стремится попасть в круг людей с высоким уровнем жизни.

Обретя семью, станет ревнивым и требовательным. Для него чрезвычайно важен уют, красивая домашняя обстановка. Хозяйственная жена, заботливая и верная – идеал для него.

Игорь является непререкаемым авторитетом для своего потомства. Он умный, начитанный, веселый, находчивый отец. В его семье бывает много детей.

Прославленный святой Игорь Черниговский

Князь Игорь родился в двенадцатом веке. В это время шла изнурительная междоусобная борьба между княжествами Мстиславовичей и Ольговичей.

В 1146 году Игоря поставили на княжение. Он клялся быть справедливым правителем и защитником своего народа. Всего четырнадцать дней правил Игорь. В очередном сражении, преданный своим войском, он скрывается бегством. Потом его пленяют и сажают в темницу.

Князь тяжело заболевает в плену, и его разрешают отправить на излечение в Киевский Феодоровский монастырь. По излечении Игорь остается иноком в монастыре, где все время молится и плачет.

Прошел год, в Киеве правили Мстиславовичи. Киевское вече против воли правящего князя Изяслава Мстиславовича решило расправиться с иноком Игорем.

Жестоко расправились восставшие с бывшим правителем, истязая его уже мертвое тело.

Читайте также:
Страстная Пятница в православии: что это такое, история и традиции, смысл и значение, что нужно и нельзя делать

В церкви Бог явил знамение – над телом убиенного мученика зажглись одновременно все свечи. Мощи князя позже были перенесены в Спасский собор Киева, а икона, перед которой он молился, находится в Киево–Печерской лавре.

Именины Игоря по церковному календарю: характер и жизненный путь

Святой – это образец для подражания, к которому надо стремиться. Совершать благовидные поступки, чтобы оказаться хоть немного достойным своего имени. Желательно постоянно перечитывать житие святого покровителя.

Собираясь крестить ребенка или принимать обряд крещения во взрослом возрасте, выбирают имя понравившегося святого. День его памяти и будет именинами.

Церковная форма имени — происхождение и варианты произношения

В православных канонах имя произносится и пишется «Игорь».

Версий происхождения имени минимум две:

  • Первая – скандинавская: означает «воин» и «хранитель бога Инга», «сильный».
  • Вторая версия – древнерусское «игрь»: «игра» или «забава».

У православных, носящих имя Игорь, небесным покровителем считается блаженный Игорь Ольгович. Черниговский великий князь оказался в монастыре, тяжело заболев в плену.

Вариаций произношения в повседневной жизни имени Игорь много: Игорек, Игорька, Игореша, Игорюха, Игоречек, Гоша, Гога.

Как следует провести именины

В день ангела человек духовно приближается к своему святому. Православные в этот день пекли именинные пироги и варили домашнее пиво. Они приходили в церковь, заказывали молебен, творили молитву. А потом вместе с близкими угощались за праздничным столом, раздавали пироги соседям.

Лучшие подарки на день ангела

  • Именной образок или иконка с негаснущим ликом святого
  • Художественная книга или молитвенник
  • Оригинальные свечи, вышивку, другие наборы для рукоделия

Характер и судьба Игоря

Игореша неугомонный, непоседливый мальчишка. С детства отличается независимостью, трудолюбием. Хороший ученик, он в младших классах получает замечания за шаловливое поведение.

Мальчик является способным учеником, обладает математическим складом ума. Склонен к анализу, логическому мышлению. Не имеет целью получить высшее образование, с удовольствием поступит работать на завод.

Может стать инженером, высокоразрядным рабочим. Это прирожденный оратор, способен быть педагогом, тренером, адвокатом, артистом.

Игорек спортивный парень, ему поддаются многие виды спорта. Любит музыку, играет на гитаре.

Упрямство – это отличительная черта мужчин по имени Игорь. Коммуникабельный, легко найдет контакт с незнакомыми людьми. С легкостью может вычеркнуть человека из своего круга, если разочаруется в нем. Не любит необязательных и безответственных людей.

В зрелые годы материально утвердится, состоится как профессионал. Этот человек всего способен добиться сам. Игорь может бросить дело на полпути, если потеряет к нему интерес.

В молодости мужчина нравится девушкам, умеет красиво ухаживать, поет серенады. Добивается лучших женщин, не жалея сил и средств. Стремится попасть в круг людей с высоким уровнем жизни.

Обретя семью, станет ревнивым и требовательным. Для него чрезвычайно важен уют, красивая домашняя обстановка. Хозяйственная жена, заботливая и верная – идеал для него.

Игорь является непререкаемым авторитетом для своего потомства. Он умный, начитанный, веселый, находчивый отец. В его семье бывает много детей.

Прославленный святой Игорь Черниговский

Князь Игорь родился в двенадцатом веке. В это время шла изнурительная междоусобная борьба между княжествами Мстиславовичей и Ольговичей.

В 1146 году Игоря поставили на княжение. Он клялся быть справедливым правителем и защитником своего народа. Всего четырнадцать дней правил Игорь. В очередном сражении, преданный своим войском, он скрывается бегством. Потом его пленяют и сажают в темницу.

Князь тяжело заболевает в плену и его разрешают отправить на излечение в Киевский Феодоровский монастырь. По излечении Игорь остается иноком в монастыре, где все время молится и плачет.

Прошел год, в Киеве правили Мстиславовичи. Киевское вече, против воли правящего князя Изяслава Мстиславовича, решило расправиться с иноком Игорем.

Жестоко расправились восставшие с бывшим правителем, истязая его уже мертвое тело.

В церкви Бог явил знамение – над телом убиенного мученика зажглись одновременно все свечи. Мощи князя позже были перенесены в Спасский собор Киева, а икона, перед которой он молился, находится в Киево – Печерской лавре.

Читайте также:
Как высчитывается Пасха: как определяется и рассчитывается день праздника у православных

Подвиг постный: значение и важность Рождественского поста

Время самоограничения и время молитвы, время искушений и время радости. Все эти определения относятся к посту — особому периоду в жизни каждого православного христианина. О значении наступившего Рождественского поста, о важности даже самого малого аскетического подвига и о предощущении торжества рассказывает игумен Нектарий ( Морозов ), настоятель Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери “Утоли моя печали”.

Рождество Христово. Икона из одноименной пещеры в Вифлееме. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru

Мы привыкли к тому, что праздник — время радости. Почему у православных христиан перед самыми значительными торжествами установлен пост?

— Праздник в понимании светского человека и в понимании человека церковного — вещи совершенно различные. В миру подготовка к празднику — это поход по магазинам, забота о разнообразно накрытом столе, о том, как занять, развлечь гостей. Такое отношение — чисто земное. Праздник же церковный — торжество другого, духовного порядка, дающее верующему возможность через воспоминание тех или иных событий Священной истории прикоснуться сердцем к иной, небесной, реальности и пережить во всей полноте радость от этого удивительного, ни с чем не сравнимого прикосновения.

Но человек состоит из духа, души и тела. И дух и душа в его повседневной жизни оказываются в угнетенном, подавленном состоянии — властвует тело с его потребностями, привычками, удовольствиями. Для того, чтобы дать духу свободу в его устремлении к Богу, необходимо “утеснить” свою плоть, хотя бы в чем-то ограничив ее подчас весьма прихотливые требования. Таким способом самоограничения и является пост. В той или иной форме, как воздержание от излишеств, он всегда должен присутствовать в жизни православного христианина. Но на протяжении церковного года существуют отдельные периоды, специально посвященные воздержанию большему, это так называемые “многодневные посты”, одним из которых является Рождественский.

Его также называют “Филиппов” пост…

— Да, поскольку начинается он на следующий день после празднования святому апостолу Филиппу, 28 ноября (н.с.). А заканчивается уже на Рождество, которое празднуется 7 января (н.с.), продолжаясь, таким образом, 40 дней. По своему Уставу о пище он не самый строгий. В субботние и воскресные дни, а так же в дни праздников с полиелеем, если они не приходятся на среду и пятницу, Рождественским постом разрешается вкушение рыбы, в остальные дни — пища только растительного происхождения. Наиболее строгий период поста — последние его дни, время предпразднства — со 2 по 6 января включительно. В эти дни, хотя бы на них и выпадали воскресенье, суббота или какой-то праздник, рыба на трапезе уже не допускается. А день самого строгого поста — канун Рождества, Рождественский сочельник, когда по церковным правилам пищу принято вкушать лишь вечером, с появлением на небе “первой звезды” (приблизительно в 16-17 часов).

Мы говорим сейчас о “телесной” стороне поста. Но, наверное, пост столь же необходим и для души человека?

Да, конечно, постясь телесно, необходимо помнить, что главное — пост духовный. Поэтому если человек ограничивает себя в пище, но при этом не посещает храм, участвует в каких-либо развлечениях и увеселениях, то ощутимой пользы его пост не принесет, станет чем-то вроде своеобразной “диеты”, не более того. Без молитвы за богослужением внутренний смысл поста понять вообще невозможно. Пост для христианина — время, когда он может более основательно потрудиться над своей душой: побороться в себе с теми недостатками, с которыми обычно он по малодушию мирится, постараться возделать в себе добродетели, в которых сознает себя недостаточно преуспевшим. Тогда и день праздника, как венец его поста, становится для него днем подлинной радости, подлинного духовного торжества.

Читайте также:
Лазарева суббота: что за праздник, как и когда праздновать, история, значение и традиции

Что такое для верующего человека день Рождества?

— Рождество для нас — это завершение Ветхого Завета и начало Нового. То, чего ожидали ветхозаветные праведники и все, сохранившие веру в истинного Бога, с того момента, как наши праотцы переступили ту единственную заповедь, которая была дана Богом первозданному Адаму. Это событие, которое изменило судьбу человеческого рода, начало нашего спасения.

Само церковное богослужение готовит человека к такому пониманию Рождества. В дни предпразднства (2-6 января) в стихирах, канонах на утрени и повечерии, удивительных по своей глубине и умилительности, звучит, все более нарастая, одна и та же мысль: “Христос рождается, Христос приходит”. И это ощущение — того, что “Господь приходит”, становится совершенно реальным. Приведу пример немного личный, но очень яркий. Достаточно уже давно один мой друг, верующий, но живший в то время не вполне церковной жизнью человек, служил в армии. Рождественской ночью он находился в дозоре, и вдруг в какой-то момент, абсолютно без видимых причин, вдруг почувствовал, что… родился Господь. Его сердце наполнила поразительная, совершенно неожиданная радость. Очевидно, в ночь Рождества происходит какое-то таинство — таинство воспоминания мира о самом удивительном моменте его истории: о том, как Бог стал человеком для того, чтобы человек стал Богом.

Как осознать для себя необходимость поста?

— Заповедь поста является самой древней: первой, данной первозданному человеку в Эдеме. И подвиг постный занимает в церковной истории место очень видное. Прежде всего, памятен пост пророка Моисея, предшествовавший вручению ему богоначертанных скрижалей. Удивительный контраст: с одной стороны — Моисей, не вкушающий пищу в течение сорока дней для того, чтобы принять от Бога Его Завет. С другой — израильтяне, которых он ведет по пустыне: из-за того, что им не хватает мяса, лука и чеснока в той мере, к которой они привыкли в Египте, они готовы вернуться туда, где убивали каждого первенца, родившегося в еврейской семье!

Замечательно об этом говорит святитель Игнатий (Брянчанинов): гордый человек в самообольщении почитает себя чем-то значительным, но как только оказывается стесненным его чрево, становится очевидным, что он является его рабом. Пост — одно из средств от этого рабства освободиться.

Но самое важное здесь для нас — пример Спасителя, который, готовясь к Своему служению, подъял такой же сорокадневный пост. Не нуждаясь в такой подготовке Сам, он показал нам образ того, как необходимо готовиться к важным событиям в нашей жизни.

Пост сложен для современного человека, живущего не в монашеском общежитии, а посреди мира. Окружающим пост представляется иногда странным анахронизмом, а иногда — попросту мракобесием. Возможны ли в связи с этим какие-то послабления для постящегося?

— Безусловно, поститься посреди мира труднее, чем в монашеской обители. Порой и в семье кто-то пришел к Богу, а кто-то церковной жизни и ее правил не понимает и не принимает, и постная кухня как таковая отсутствует. Трудно и когда человек большую часть дня проводит на работе, где нет возможности приобрести качественную постную пищу. Но трудно — не значит невозможно. Опыт неопровержимо свидетельствует: когда христианин решается поститься, то ему это удается, все препятствия преодолеваются.

Есть и еще один очень существенный аспект поста для человека, живущего посреди мира. В этом мире, расцерковленном, не знающем Бога, в его событиях и делах мы очень часто “растворяемся”, “теряемся”, он заставляет нас забывать, кто мы. И в этом смысле пост — очень действенное средство для того, чтобы помнить о том, что ты верующий, православный человек. И в то же время это проповедь без слов, потому что люди, видя того, кто от чего-то отказывается ради Бога, поневоле начинают относиться к его вере с уважением. Часто это становится для них поводом задуматься, а потом и спросить о чем-то важном для себя.

Читайте также:
Рождественский пост: история и смысл, дата в 2020 году, правила и календарь питания, что можно и нельзя есть, как правильно соблюдать пост

Но, конечно, отступления от принятого устава поста возможны, если человек болен и не имеет физических сил для его соблюдения. Однако лучше всего это согласовывать со священником, испрашивая его благословения и совета.

Знаете, физически мы действительно намного слабее своих предков, показывавших удивительные примеры воздержания, и не можем брать на себя их меру подвижничества. Но мы немощнее их и душевно, и духовно. И потому сегодня священнику приходится снисходить не только к тем, кто болен телесно, облегчая для них воздержание какими-то послаблениями. Современный воцерковляющийся человек может быть не готов к посту и чисто психологически. Мысль о том, что надо отказываться от привычной пищи на протяжении 40 дней, приводит его в ужас. И когда видишь, что человек поститься не решается однозначно, то, чтобы не оттолкнуть его совсем, можно предложить некий “обучительный” пост: чтобы на первый раз постящийся отказался хотя бы только от мяса и еще от чего-либо скоромного. И есть надежда, что следующим постом он созреет для воздержания более строгого.

Стоит ли верующему человеку отмечать Новый год, который приходится на время поста? Как поступить, если для его близких этот праздник очень важен?

— Здесь необходимо духовное рассуждение. Если рядом люди церковные, то здесь все просто: по собственному произволению верующему человеку не стоит включаться на всю ночь в телепространство развлечений, участвовать в увеселительных мероприятиях. Если не все члены семьи верующие люди, то нужно выбирать достойную меру: не отступать от поста телесного, но постараться делать это насколько возможно незаметно и не предаваться чрезмерному веселью. Полного компромисса здесь быть не может. Скорее, мы мягко и с любовью к своим близким должны делать то, к чему нас обязывают и закон Божий, и церковные каноны.

На что бы вы еще посоветовали обратить внимание постящемуся человеку?

— На то, что пост не только время посильного аскетического подвига, но и время искушений. Выявляется такая духовная закономерность: начиная пытаться жить собраннее, человек выходит на линию борьбы. Наступает время военное: на него ополчаются те силы, которые противятся всему доброму в нашей жизни. Но это происходит не без попущения Божия. Как говорит преподобный авва Дорофей, каждому доброму делу или предшествует, или последует искушение.

А чаще всего искушения постом проявляются в обострении существующих конфликтов или возникновении новых. Вообще человек постящийся, к сожалению, становится иногда гораздо более раздражительным, нервозным. Но зная заранее о том, что пост — время искушений, можно лучше приготовляться к ним и переносить их более благодушно. Главным образом в этом должна помогать молитва. Вообще постом верующие обычно увеличивают свое молитвенное правило: читают псалтирь, полагают земные поклоны, стараются не допускать в правиле каких-то упущений или сокращений.

И вот о чем бы хотелось сказать еще. Человек — и человек верующий также — с очень большой легкостью забывает о должном. Мы постоянно нуждаемся в стимулах, поводах для того, чтобы обратить внимание на то важное, мимо чего проходим в своей повседневной жизни. И именно таким поводом, стимулом для самособирания становится пост. Но, к сожалению, очень часто с его окончанием происходит некий “откат” назад, человек быстро теряет то немногое, что собрать удалось. И очень важно этого избежать, чтобы пост стал для нас очередной, пусть совсем небольшой, но ступенькой в нашем восхождении к Богу. Чтобы с этой ступеньки мы не соскользнули вниз.

Рождественский пост. Праздники, питание и что не забыть

Постный стол

Соблюдение Рождественского поста в пищевом отношении относительно несложно. В 33-й главе Типикона, в которой речь идет обо всех постах года, предлагается такая схема: по субботам и воскресеньям разрешается рыба, по понедельникам, вторникам и четвергам – пища с растительным маслом и вином, по средам и пятницам – сухоядение. Если на будний день попадает память славословного или полиелейного святого, в понедельник, вторник и четверг разрешается рыба, в среду и пятницу – масло и вино. В случае, если накануне среды или пятницы совершается Всенощное бдение, в эти дни также разрешается рыба.

Читайте также:
Именины Ильи: когда по церковному календарю в 2020 году

В той же книге в указаниях на 14 ноября (день накануне поста по ст.ст.) можно найти более строгий устав, по которому рыбу разрешено есть только по субботам и воскресеньям, на Введение во храм Пресвятой Богородицы и еще в 9 дней, когда празднуется память великих святых, если они придутся на вторник или четверг. Со 2 января по этой версии устава рыбу нельзя есть вовсе. Там же содержится отсылка к еще более строгому уставу.

Такие разночтения связаны с наличием двух традиций – более мягкой студийской и более строгой иерусалимской. Иерусалимский устав – устав монахов-отшельников, предполагавший более строгий пост и более продолжительные богослужения – со временем стал господствующим в Церкви, однако к реалиям современной жизни ближе Студийский устав, выработанный монахами городского монастыря.

Фактически большинство православных христиан не вникают в эти тонкости и едят рыбу каждый день, кроме среды и пятницы, когда переходят на пищу с елеем. В Сочельник (Навечерие Рождества – 6 января) трапеза поставляется один раз, вечером (либо после Литургии), без масла.

Впрочем, не так интересны пищевые особенности поста, как богослужебные.

Богослужения Рождественского поста

4 декабря – Введение во Храм Пресвятой Богородицы, накануне совершается Всенощное бдение. Введение – двунадесятый праздник, один из особенно почитаемых. В этот день празднуется, как Пречистую Богородицу в трехлетнем возрасте праведные Иоаким и Анна привели в храм и посвятили Богу.

В праздник Введения Богородицы во храм в храмах на всенощной, во время елеопомазания начинают петь Рождественский канон – подробнее: Ирмосы Рождества: история и перевод

Всенощное бдение совершается также накануне:

18 декабря – память прп. Саввы Освященного

19 декабря – память свт. Николая Чудотворца – т. н. «Никола Зимний»

Полиелей бывает накануне:

29 ноября – память апостола и евангелиста Матфея

2 декабря – память свт. Филарета Московского

6 декабря – память св. блгв. кн. Александра Невского / свт. Митрофана Воронежского

10 декабря – празднование в честь иконы Божией Матери «Знамение» (может совершаться бдение)

13 декабря – память апостола Андрея Первозванного

17 декабря – память вмц. Варвары

26 декабря – память мчч. Евареста, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста

2 января – память св. прав. Иоанна Кронштадтского

3 января – память свт. Петра Московского

Как правило, полиелей совершается и накануне памяти св. вмц. Екатерины 7 декабря (в Церквах, кроме Русской – 8 декабря). Также полиелейные и бденные службы могут совершаться накануне памяти местночтимых святых и святых, в честь которых освящен храм.

31 декабря в храмах Русской Православной Церкви служат Новогодний молебен. В последние годы во многих храмах появилась традиция совершать Литургию в новогоднюю ночь – это позволяет провести гражданский праздник и радостно, и с пользой для души.

2 января отмечается Предпразднство Рождества Христова. На следующий день начинается более строгий пост.

6 января, в Рождественский Сочельник, обычно читаются Царские часы, а по их окончании – Вечерня с Литургией Василия Великого (по уставу ее полагается служить во второй половине дня, но в Русской Церкви это не практикуется).

Накануне Рождества совершается Всенощное бдение. Ранняя Литургия Рождества Христова совершается, как правило, ночью.

В некоторых храмах ночные литургии служат и в другие дни: например, в храме св. Марона Пустынника в Москве в ночь на 18 декабря (память прп. Саввы Освященного).

Читайте также:
День памяти Матроны Московской: когда и как отмечается, история и традиции

Исповедь Рождественским постом

Время поста – время более усиленной молитвы и глубокой исповеди. Исповедоваться в большинстве храмов можно на каждой вечерней службе, но лучше заранее узнать время исповеди в своем храме.

Рождественские ярмарки

Купить подарки для близких можно не только в магазинах, но и на рождественских ярмарках, которых год от года становится всё больше. На многих ярмарках все или большая часть вырученных денег идут на дела милосердия.

Рождественские вертепы

К Рождеству в храмах и воскресных школах устраиваются вертепы. Во многих городах проходят выставки вертепов, позволяющие познакомиться с лучшими традициями и самыми красивыми композициями.

Традиции и обычаи Рождественского поста

Окончание и начало года отмечено соблюдением Рождественского поста. Запрет в питании менее строгий, чем Пасхальный, а по длительности полностью совпадает.

  1. Краткая история Рождественского поста
  2. Значение Рождественского поста в православии
  3. Традиции и обычаи поста
  4. Ежедневная молитва
  5. Молитва в первый день поста
  6. Молитвы перед и после трапезы
  7. Особенности планирования меню
  8. Запрещенные продукты
  9. Что можно и нельзя делать во время поста

Краткая история Рождественского поста

Любой ритуал отказа от еды для истинного христианина – это этап серьезной подготовки к православному событию. Рождественский пост соблюдается, чтобы встретить день, почитаемый как Рождение Спасителя, с чистой душой и помыслами.

История обычая уходит своими корнями к раннему христианству, и отмечена в источниках от IV века. Тогда он длился всего семь дней и соблюдался с последнего декабрьского дня и первые семь дней января по новому стилю.

Духовенство Константинопольской церкви в лице патриарха Луки Хрисоверга посчитало, что 7 дней для постов перед православным событием недостаточно для полного очищения от грехов, дурных помыслов и поступков. В 1166 году приняли решение увеличить число постных дней до 40. Временной промежуток его соблюдения с 28 ноября по 6 января. По юлианскому календарю с 14 ноября по 24 декабря.

Этот период церковного календаря нарекают еще Филипповым постом, или Филипповки, потому что день перед постом, или заговеньем, выпадает на дату почитания в церкви дня святого Филиппа (27 ноября). Он был большим знатоком Священного Писания и ждал прихода Мессии. Пошел за Христом в начале его пути и во многом помогал.

Если при Пасхальном посте каждый год смещается срок воздержания от еды, то пост Рождественский имеет всегда один интервал, который легко определить, если отсчитать назад от 7 января (праздника Рождества) 40 дней постов.

Значение Рождественского поста в православии

Чтобы принять с должным почитанием и осознание день рождения на свет Иисуса Христа, нужно очиститься телесно и духовно от любой скверны.

Рождество Христово почитается как одно из значимых событий православия. Не может отмечаться как обычный праздник, а только по особому обычаю. Нужна подготовка, сравнимая с уборкой в доме к приезду важнейших гостей. Как хочется убрать грязь из углов в доме, также следует подготовить духовно и телесно к принятию Спасителя.

Прихожанин должен ограничить прием запрещенных продуктов, отказаться от развлечений, плохих мыслей, поступков, молиться для очищения души. Только в комплексном подходе можно достичь состояния, когда человек готов принять веру и Христа.

Рождественский пост можно считать данью верующих за ту благодать, которую получили в лице Иисуса Христа, сына Божия.

Традиции и обычаи поста

Рождественский пост, как и другие посты православного календаря, имеют свои традиции и обычаи. Хоть и не считается строгим, как Пасхальный, ограничения в еде все же присутствуют.

Помимо воздержания от скоромной еды, истинный прихожанин должен молиться, отказаться от плохих мыслей и поступков, стараться дарить окружающим добродетель.

Ежедневная молитва

Обычаем Рождественского поста является произношение молитвенных слов каждый день. Молиться следует несколько раз в течение дня. Самым важным для всех постов является его начало, — христианину нужно после пробуждения произнести молитвенные слова первого дня отказа от скоромной еды.

Читайте также:
День Параскевы Пятницы - что можно и нельзя делать, когда отмечать

Молитва в первый день поста

28 ноября, первое утро Рождественского поста, христианину сразу после утреннего пробуждения нужно произнести с глубокой верой и покаянием следующие слова:

В первый день рождественского поста после молитвенных слов можно приступать к повседневным делам и приготовлению завтрака, который можно употреблять согласно требованиям конкретного дня.

Молитвы перед и после трапезы

Несмотря на то, что воздержание в трапезе является подготовкой тела к очищению, застолье сопровождается молитвенной речью, чтобы шло обогащение, очищение души.

Молитвы произносятся как перед постной трапезой, так и после нее. Перед завтраком, обедом, ужином верующий, соблюдая традиции и обычаи воздержания до особого дня, должен прочитать следующие молитвенные слова, чтобы Господь благословил трапезу:

Ругаться за столом, произносить негативную информацию запрещено. Молитвенные слова потеряют силу, не помогут соблюсти обычаи поста.

Завершая трапезу в любое время дня, прихожанину следует сказать слова в благодарность за возможность насытить свое тело. После окончания приема еды прочитать молитву.

Особенности планирования меню

Для соблюдения Рождественского поста есть ограничения в употреблении продуктов, полученных от животных. В некоторые дни при посте нельзя употреблять растительное масло и рыбу. Способы приготовления пищи тоже следует выбирать, ориентируясь на православный календарь, в котором указаны правила питания в конкретный день. Самыми строгими являются дни последней недели, когда ограничения такие же, как в другие посты, особенно в Великий пост. Весь период перед Рождеством по жесткости ограничений можно разделить на три этапа:

Особо строгое соблюдение в Сочельник. 6 января принято полностью голодать до появления на небе первой звезды. Вечером разрешена только сладкая постная каша, которую называют сочиво.

Чтобы трапеза не казалась однотипной, можно воспользоваться готовыми рецептами постного стола, учитывая способ их приготовления относительно дня недели, которые прописаны на каждый год в православном календаре.

Два раза за весь сорокадневный отрезок разрешается умеренное количество красного вина:

  • в день Введения во храм Пресвятой Богородицы, который приходится на 4 декабря;
  • 1 января, когда все люди отмечают светский праздник — Новый год.

В остальные дни употребление алкоголя для истинно верующего человека под запретом.

Запрещенные продукты

Легко запомнить продукты, запрещенные к употреблению во время Рождественского поста, потому что список содержит только то, что получено от животных:

  • мясо и любые полуфабрикаты с содержанием мяса;
  • молоко и все молочные изделия, включая масло и сыр;
  • яйца и любые продукты с их содержание;
  • рыба под запретом, но не строгим, есть дни, когда она разрешена к употреблению.

Такие ограничения не относятся к беременным и кормящим женщинам, детям и людям с некоторыми заболеваниями, когда отказ от пищи животного происхождения может причинить вред, а не очищение тела перед великим праздником Рождество Христово.

Что можно и нельзя делать во время поста

Рождественский пост имеет свои традиции не только в плане питания и молитв, но и отказа от других праздных развлечений, таких как:

  • Посещение развлекательных мест (кино, дискотека, концерты, иные светские праздники).
  • Просмотр телевизора, праздное времяпровождение за современными гаджетами.
  • Интимная близость мужчины и женщины.
  • Не рекомендуются свадебные мероприятия. Это время поста телесного и духовного, а свадьба или венчание принято отмечать на широкую ногу.

Есть и другие традиции, которые разрешают следующие мероприятия для православного человека:

  • Таинство Крещения проводится в любой день, когда соблюдается рождественское покаяние и обретение веры.
  • Оказание помощи, благотворительность.
  • Более частое посещение церкви.
  • Построение планов, которые будут направлены на благое дело.

Рождественский пост, как и другие периоды отказа от скоромной пищи и подготовки тела и души к истинной вере, имеет значение, если человек не только соблюдает правила питания в пост, но и ежедневно совершает молитву, приходит с покаянием, пересматривает свое отношение к жизни и стремится делать только благие дела. Если нет возможности в соблюдении поста в плане еды, главное, очистить свою душу и постараться вести себя согласно Священному Писанию.

Читайте также:
Праздник Рождество Христово: история и происхождение, значение и смысл, традиции и интересные факты

Рождественское Богослужение в Православной Церкви

Рож­де­ствен­ский цикл

Празд­но­ва­ние Рож­де­ства Хри­стова (25 декабря) начи­на­ется с под­го­то­ви­тель­ного пери­ода. За сорок дней до празд­но­ва­ния собы­тия рож­де­ния нашего Гос­пода мы начи­наем Рож­де­ствен­ский пост, очищая душу и тело для того, чтобы долж­ным обра­зом войти в празд­ник и участ­во­вать в вели­кой духов­ной реаль­но­сти Хри­стова при­ше­ствия. Время поста не пред­став­ляет собой осо­бого литур­ги­че­ского пери­ода, подобно Вели­кому посту; Рож­де­ствен­ский пост имеет скорее «аске­ти­че­скую», чем «литур­ги­че­скую» при­роду. Однако, период Рож­де­ствен­ского поста отра­жа­ется в цер­ков­ной жизни рядом литур­ги­че­ских осо­бен­но­стей, кото­рые ука­зы­вают на гря­ду­щий празд­ник.

Тема при­бли­жа­ю­ще­гося Рож­де­ства в бого­слу­же­ниях соро­ка­днев­ного под­го­то­ви­тель­ного пери­ода появ­ля­ется посте­пенно. В начале поста – 15 ноября – ни в одном из пес­но­пе­ний еще не упо­ми­на­ется о Рож­де­стве, затем, пять дней спустя, нака­нуне празд­но­ва­ния Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бого­ро­дицы, в девяти ирмо­сах рож­де­ствен­ского канона мы слышим первое изве­ще­ние о при­бли­жа­ю­щемся собы­тии: «Хри­стос раж­да­ется, сла­вите!»

С этими сло­вами что-то изме­ня­ется в нашей жизни, в самом воз­духе, кото­рым мы дышим, во всем строе цер­ков­ной жизни. Мы как будто чув­ствуем где-то вдали первый свет самой вели­кой радо­сти из всех воз­мож­ных – при­ше­ствия Бога в Свой мир! Цер­ковь воз­ве­щает таким обра­зом приход Христа, вопло­ще­ние Бога, Его вхож­де­ние в мир для спа­се­ния мира. Далее, в два вос­кре­се­нья перед Рож­де­ством, Цер­ковь вспо­ми­нает Пра­от­цев и Отцев: про­ро­ков и святых Вет­хого Завета, кото­рые под­го­то­вили при­ше­ствие Христа, пре­тво­рив исто­рию в ожи­да­ние спа­се­ния и вос­ста­нов­ле­ния чело­ве­че­ства Богом. Нако­нец, 20 декабря Цер­ковь начи­нает пред­праздн­ство Рож­де­ства, литур­ги­че­ская струк­тура кото­рого подобна Страст­ной сед­мице перед Пасхой – потому что с рож­де­ния Сына Божия в виде Мла­денца нача­лось Его спа­си­тель­ное слу­же­ние ради нашего спа­се­ния, кото­рое далее при­ве­дет к завер­ша­ю­щей крест­ной жертве.

Наве­че­рие

24 декабря, в Наве­че­рие Рож­де­ства, совер­ша­ются сле­ду­ю­щие бого­слу­же­ния:

  1. Часы,
  2. Вечерня и
  3. Боже­ствен­ная литур­гия св. Васи­лия Вели­кого.

Появ­ля­ясь в конце пред­праздн­ства и всего поста в целом, Часы соеди­няют в себе все темы празд­ника для того, чтобы тор­же­ственно воз­ве­стить их в послед­ний раз. В спе­ци­аль­ных для каж­дого Часа псал­мах, гимнах и биб­лей­ских чте­ниях про­воз­гла­ша­ется радость и сила Хри­стова при­ше­ствия. Это – послед­нее раз­мыш­ле­ние о все­лен­ском зна­че­нии Рож­де­ства, о реша­ю­щих и ради­каль­ных пере­ме­нах, кото­рые оно при­несло всему тво­ре­нию.

Вечерня, кото­рая обычно сле­дует за часами, непо­сред­ственно начи­нает празд­но­ва­ние, потому что, как мы знаем, литур­ги­че­ский день начи­на­ется с вечера. Тон празд­ника зада­ется пятью сти­хи­рами на «Гос­поди воз­звах…» Они – поис­тине взрыв радо­сти о даре Хри­стова вопло­ще­ния, кото­рое совер­ши­лось ныне. Восемь биб­лей­ских чтений пока­зы­вают, что Хри­стос явился испол­не­нием всех про­ро­честв, что Его Цар­ство – Цар­ство «всех веков», что вся чело­ве­че­ская исто­рия обре­тает в Нем свой смысл, а цен­тром Его при­хода в мир была вся все­лен­ная.

Литур­гия св. Васи­лия Вели­кого, кото­рая сле­дует за Вечер­ней, в про­шлом была кре­щаль­ной литур­гией, за кото­рой катеху­мены (гото­вя­щи­еся ко Кре­ще­нию) при­ни­мали Кре­ще­ние, Миро­по­ма­за­ние и ста­но­ви­лись чле­нами Церкви – Тела Хри­стова. Двой­ная радость празд­ника – для ново­кре­ще­ных и прочих членов Церкви – выра­жена в про­кимне дня:

Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. Проси от Мене, и дам Ти языки досто­я­ние Твое, и одер­жа­ние Твое концы земли.

В конце службы свя­щен­ник выно­сит на сере­дину храма зажжен­ную свечу и в окру­же­нии при­хо­жан запе­вает тро­парь и кондак празд­ника:

Рож­де­ство Твое, Христе Боже наш,
Возсия мирови свет разума.
В нем бо звез­дам слу­жа­щии звез­дою уча­хуся
Тебе кла­ня­тися, Солнцу правды,
И Тебе ведети с высоты Востока.
Гос­поди, слава Тебе!

Читайте также:
День памяти Спиридона Тримифунтского: история, традиции, значение и смысл

Все­нощ­ное бдение и Литур­гия

Поскольку празд­нич­ная Вечерня уже была отслу­жена, Все­нощ­ное бдение начи­на­ется с Вели­кого пове­че­рия и радост­ного воз­гласа про­рока Исаии: «С нами Бог!» Утреня совер­ша­ется по чину вели­ких празд­ни­ков. На ней впер­вые пол­но­стью поется канон «Хри­стос раж­да­ется…» – один из самых кра­си­вых кано­нов в пра­во­слав­ном бого­слу­же­нии. Во время пения канона веру­ю­щие при­кла­ды­ва­ются к иконе Рож­де­ства Хри­стова. Далее сле­дуют сти­хиры на Хва­ли­тех, в кото­рых радостно соеди­ня­ется вся празд­нич­ная тема­тика:

Весе­ли­теся, пра­вед­нии,
Небеса, радуй­теся,
Взыг­райте, горы, Христу рожд­шуся!
Дева сидит, херу­ви­мом подо­бя­щися,
Носящи в недрех Бога Слова вопло­щенна;
Пас­ты­рие Рож­ден­ному дивятся,
Волсви Вла­дыце дары при­но­сят,
Ангели вос­пе­ва­юще гла­го­лют:
Непо­сти­жиме Гос­поди, слава Тебе!

Заклю­чает празд­но­ва­ние Рож­де­ства Хри­стова непо­сред­ственно Литур­гия дня с ее празд­нич­ными анти­фо­нами, кото­рые воз­ве­щают:

Жезл силы послет Ти Гос­подь от Сиона, и гос­под­ствуй посреде врагов Твоих. С Тобою начало в день силы Твоея во свет­ло­стех святых Твоих.

Попраздн­ство

На сле­ду­ю­щий день совер­ша­ется празд­но­ва­ние Собора Пре­свя­той Бого­ро­дицы. Соеди­няя рож­де­ствен­ские гимны с пес­но­пе­ни­ями, про­слав­ля­ю­щими Матерь Божию, Цер­ковь ука­зы­вает на Марию как на того чело­века, бла­го­даря кото­рому стало воз­мож­ным Бого­во­пло­ще­ние. Чело­ве­че­ство Христа – кон­кретно и исто­ри­че­ски – есть то чело­ве­че­ство, кото­рое Он вос­при­нял от Марии. Его Тело – это прежде всего Ее тело, Его жизнь – это Ее жизнь. Празд­ник Собора Пре­свя­той Бого­ро­дицы, веро­ятно, явля­ется в хри­сти­ан­ской тра­ди­ции наи­бо­лее древним празд­ни­ком в честь Девы Марии, нача­лом Ее цер­ков­ного почи­та­ния.

Шесть дней попраздн­ства про­дол­жа­ются до 31 декабря и завер­шают рож­де­ствен­ский период. В тече­ние этих дней на бого­слу­же­ниях Цер­ковь повто­ряет гимны и пес­но­пе­ния, про­слав­ля­ю­щие вопло­ще­ние Христа, напо­ми­ная, что источ­ник и осно­ва­ние нашего спа­се­ния можно отыс­кать только в Том, Кто, будучи пред­веч­ным Богом, ради нас пришел в мир и родился как малень­кий Мла­де­нец.

пере­вод с англий­ского свя­щен­ника Андрея Дуд­ченко, 2001.

Ори­ги­наль­ный текст в изда­нии: The Services of Christmas: The Nativity of Our Lord Jesus Christ, David Anderson and John Erickson, Dept of Religious Education, Orthodox Church in America, Syosset, New York, 1981.

Православный блог

С 28 ноября у православных христиан начался один из четырех многодневных постов – Рождественский. По православной традиции великому празднику Рождества Христова предшествует строгий сорокадневный Рождественский пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (27 ноября), то этот пост называют еще Филипповым. Рождественский пост продолжается до 7 января.

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. На соборе 1166 года, бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле, всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней. Рождественский пост – последний многодневный пост в году.

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов. Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и в Петров пост. Как заповедует Церковь, постясь телесно, в то же время необходимо поститься и духовно. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий. Пост не цель, а средство – средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Завершается пост Рождественским сочельником. В Сочельник, 6 января, благочестивые верующие вообще не вкушают пищи, а к десяти часам вечера идут в храм, где и встречают праздник Рождества. Лишь при появлении первой звезды – символа звезды Вифлеемской, которая привела волхвов к Богомладенцу, – можно отведать сочиво (постное блюдо, представляющее собой пшеничный или рисовый взвар с медом и фруктами). Отсюда и название этого дня – Сочельник. После поста разговляться нужно умеренно. Никаких особых традиций рождественского стола, в отличие, например, от Пасхи, нет. Что у человека есть в доме, тем он и разговляется. После окончания поста накануне Рождества в шесть часов вечера в храме совершается служба – Великое Повечерие, на котором исполняется пророческая песнь «Яко с нами Бог». В полночь совершается само праздничное богослужение, сопровождаемое Ангельским приветствием, которое слышали пастухи в поле в ночь рождения Иисуса Христа.

Читайте также:
Двунадесятые праздники: список в православии, значение и виды

Что можно и чего нельзя кушать в Рождественский пост

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, не столь строги, как в Великий. Полностью запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр.

А теперь подробнее.

Понедельник, среда, пятница. Запрещены рыба, вино и елей. Дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни.

Вторник, четверг, суббота, воскресенье. Разрешено принимать пищу с растительным маслом.

Выходные и праздники. В выходные дни и в великие праздники, например в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и в дни великих святых (если эти дни приходятся на вторник или четверг), можно есть рыбу. Если же эти праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение дается только на вино.

Дни усиления поста. Со 2 по 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование Нового года.

Заключительный вечер поста. 6 января — Рождественский сочельник. В этот день можно принимать лишь так называемое сочиво — размоченные зерна пшеницы с медом и фруктами. Начинать праздновать можно было только тогда, когда на небе появлялась первая звезда. Главное событие Рождества — это ужин в сочельник. Стол накрывали белоснежной скатертью и расставляли на нем 12 блюд — по числу апостолов. Все постные. В память о яслях, в которых родился Иисус, на стол обязательно клали пучок свежего сена. Мясные блюда на стол разрешалось ставить лишь с наступлением 7-го числа.

Несмотря на строгость поста, есть масса незапрещенных продуктов, из которых можно готовить вкусные блюда, – овощи и фрукты, грибы, крупы.

В качестве первых блюд можно готовить постные щи с квашеной капустой, картофелем или крупой, гороховый суп с чесноком, суп с домашней лапшой, которую готовят без использования яиц (стакан муки, соль, немного кипяченой охлажденной воды).

Вторые блюда – фаршированные грибами и зеленью овощи, овощные голубцы, капустные котлеты, каши.

Закусками могут быть всевозможные овощные салаты, как сладкие (например, из яблок, груш, моркови и свежей цедры или ягодные смеси), так и несладкие (например, из соленых огурцов, лука и зелени), а также икра из свеклы, кабачков, баклажанов.

Главное требование к выпечке — отсутствие яиц и сливочного масла. Вот несколько вариантов теста.

— Для печенья: 6 стаканов муки, 2 стакана крахмала, 1 стакан растительного масла, 1 ч. ложка соды, соль и лимонная кислота, 1 стакан воды, 2 стакана сахара. Тесто не должно быть крутым.

— Для булочек: 3 стакана пшеничной муки, 1 стакан воды, 30 г дрожжей, 1/2 ч. ложки соли, 1 ст. ложка сахара, 3 ст. ложки растительного масла. Тесто ставить для брожения на 1–2 часа при температуре 30–40° С в течение 20–25 минут. Булки укладывать на сухой противень, дать расстояться 20–25 минут, выпекать 20–25 минут.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: