Именины Василия: день ангела по церковному календарю 2020

Читать онлайн «Житие преподобного Василия Нового» автора Посадский Николай С. — RuLit — Страница 1

Январь


Что известно о Василии Великом

Святитель Василий Великий родился около 330 года в городе Кесарии Каппадокийской в христианской семье Василия и Емилии. Отец святителя был адвокатом и преподавателем риторики. Василий получал образование в Константинополе, а затем в Афинах, где в совершенстве изучил риторику и философию, астрономию и математику, физику и медицину. Примерно в 357 году Василий вернулся в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. В Антиохии, в 362 году он был посвящен в сан диакона епископом Мелетием, а в 364 году посвящен в сан пресвитера епископом Кесарийским Евсевием. Исполняя свое служение, святитель Василий проповедовал и заботился о нуждах своей паствы, благодаря чему снискал уважение и любовь. Святитель Василий был избран Собором епископов на Кесарийскую кафедру. За свою короткую жизнь святитель Василий оставил потомкам множество богословских трудов.


фото с открытых источников

Даты именин Василия в 2020 году по православному календарю

  • 5 Января Василий Спасский, священномученик, иерей
  • 8 Января Василий Мазуренко, преподобномученик, иеромонах
  • 14 Января Василий Витевский, священномученик, иерей
  • 20 Января Василий Архангельский, священномученик, иерей
  • 12 Февраля Василий Великий, архиепископ, Кесарийский (Капподакийский) 3 святителя
  • 14 Февраля Василий, исповедник, епископ, Солунский
  • 15 Февраля Василий Залесский, священномученик, протоиерей
  • 19 Февраля Василий Надеждин, священномученик, иерей
  • 22 Февраля Василий Измайлов, священномученик, протоиерей
  • 26 Февраля Василий Триумфов, священномученик, иерей
  • 5 Марта Василий Валаамский, преподобномученик
  • 17 Марта Василий (Василько) Ростовский, мученик, князь
  • 20 Марта Василий Херсонесский, священномученик, епископ
  • 24 Марта Василий Малахов, исповедник, иерей
  • 2 Апреля Василий Соколов, священномученик, протодиакон
  • 4 Апреля Василий Анкирский, священномученик, пресвитер; Василий Зеленцов, священномученик, епископ, Прилукский;
  • 5 Апреля Василий Коклин, священномученик, иерей
  • 8 Апреля Василий Новый Константинопольский, исповедник
  • 10 Апреля Василий Малинин, священномученик, протоиерей
  • 25 Апреля Василий Парийский, исповедник, епископ
  • 8 Мая Василий Поляномерульский (Пояна-Мэрулуйский), преподобный
  • 9 Мая Василий Амасийский, священномученик, епископ
  • 9 Мая Василий Амасийский, священномученик, епископ
  • 12 Мая Василий Острожский, Требинский, Захолмский, Скендерийский, митрополит
  • 13 Мая Василий Амасийский, священномученик, епископ (Обретение мощей)
  • 22 Мая Василий Колосов, священномученик, иерей
  • 23 Мая Василий Мангазейский, мученик (Перенесение мощей)
  • 26 Мая Василий Соколов, священномученик, протоиерей
  • 31 Мая Василий Крылов, священномученик, иерей
  • 1 Июня Василий Иванов, священномученик, иерей
  • 6 Июня Василий Мангазейский, мученик (Явление мощей)
  • 12 Июня Василий Смоленский, священномученик, протоиерей
  • 14 Июня Василий Преображенский, священномученик, иерей
  • 20 Июня Василий Преображенский, епископ Кинешемский, исповедник (Иван.)
  • 21 Июня Василий Всеволодович Ярославский, князь (Обретение мощей)
  • 23 Июня Василий Победоносцев, священномученик, протоиерей
  • 1 Июля Василий Смирнов, священномученик, протоиерей
  • 5 Июля Василий, преподобный, игумен, Паталарский
  • 8 Июля Василий Милицын, священномученик, иерей
  • 11 Июля Василий Ситников, священномученик, диакон
  • 14 Июля Василий Глубокореченский, преподобный
  • 16 Июля Василий, архиепископ, Новгородский
  • 19 Июля Василий Афинянин, Аполлониадский (Македонский), мученик
  • 28 Июля Владимир (в крещении Василий), равноапостольный, великий князь
  • 10 Августа Василий Эрекаев, священномученик, иером
  • 13 Августа Василий Преображенский, исповедник, епископ, Кинешемский
  • 20 Августа Василий Аменицкий, священномученик, протоиерей
  • 24 Августа Василий Печерский, священномученик, иеромонах
  • 25 Августа Василий Инфантьев, священномученик, иерей
  • 27 Августа Василий Богоявленский, священномученик, архиепископ, Черниговский
  • 4 Сентября Василий Смирнов, священномученик, иерей
  • 3 Октября Олег (в иночестве Василий) Романович Брянский, преподобный, князь
  • 7 Октября Василий Воскресенский, священномученик, диакон
  • 17 Октября Василий Цветков, преподобномученик, архимандрит
  • 21 Октября Василий Озерецковский, священномученик, иерей
  • 3 Ноября Василий Козырев, священномученик, иерей
  • 4 Ноября Василий Богоявленский, священномученик, иерей
  • 13 Ноября Василий Архангельский, священномученик, протоиерей
  • 16 Ноября Василий Архангельский, священномученик, иерей
  • 19 Ноября Василий Крылов, священномученик, иерей
  • 20 Ноября Василий Краснов, священномученик, иерей
  • 27 Ноября Василий Никольский, священномученик, протоиерей
  • 29 Ноября Василий Соколов, священномученик, иерей
  • 3 Декабря Василий Канделябров, священномученик, иерей
  • 5 Декабря Василий Бова, священномученик, иерей
  • 8 Декабря Василий Парийский, священномученик, иерей
  • 9 Декабря Василий Агафоников, священномученик, протоиерей
  • 10 Декабря Василий Соколов, священномученик, протоиерей
  • 20 Декабря Василий Мирожин, священномученик, протоиерей
  • 22 Декабря Василий Ягодин, священномученик, протоиерей
  • 23 Декабря Вассиан (Василий) Константинопольский, чудотворец, преподобный, игумен
  • 26 Декабря Василий Покровский, священномученик, иерей
  • 28 Декабря Василий Виноградов, священномученик, иерей

Дни ангела Василия

Более ста раз упоминается имя Василий в православном и католическом календаре Святых:

  • Январь – 20, 15, 14, 08, 05 – в эти даты почитают Спасского великомученика Василия, преподобного Мазуренко Василия, иерея Витевского Василия, мученика Анкирского, Кесарийского, Архиепископа Василия Великого, Мученика Петрова Васи, священнослужителя Васи Архангельского;
  • Февраль – 26, 23, 22, 19, 17, 15, 14, 12 – эти дни связаны с поминанием Василия Иванова, иерея Надеждинского, Василия из Новгорода, священнослужителя Горбачева Васи, епископа Залеского, Василия Кесарийского Великого;
  • Март – 24, 20, 17, 14, 13, 05, 03 – поминается священнослужитель Херсонский Вася, исповедник Малахов, преподобный Мирожский, мученик Никитский, епископ Декаполит, Василий князь Ростовский;
  • Апрель – 25, 10, 08, 05, 04, 02 – священномученик Соколов Вася, Анкирский Василий, священнослужитель Зеленцов, епископ Коклин, мученик Мангазейский, исповедник Вася Константинопольский, епископ Парийский, протоиерей Малинин Василий;
  • Май – 31, 26, 23, 22, 19, 13, 12, 09, 08, 01 – Крылов Вася иерей, священномученик Соколов, Колосов, митрополит Острожский, Требинский, Скендерийский, епископ Амасийский, преподобный Поляномерульский, мученик Ратишвилли Василий;
  • Июнь – 23, 21, 20, 14, 12, 06, 01 – епископ Василий Рязанцев, мученик Победоносцев Вася, епископ Преображенский, исповедник Смоленский, мученик Мангазейский, иерей Иванов Василий;
  • Июль – 28, 19, 18, 16, 14, 11, 08, 05, 01 – Великий князь Василий (в миру Владимир), мученик Афинянин, Македонский, священномученик Вася Ситников, диакон Глубокореченский, иерей Милицин, игумен преподобный Паталарск, иерей Крылов, священномученик Смирнов;
  • Август – 27, 26, 25, 24, 20, 15, 13, 10 – даты памяти архиепископа Богоявленского, мученика Александрина, иерея Инфантьева, священномученика Печерского, протоиерея Аменицкого, преподобного Василия Блаженного (Московского), исповедника Преображенского, священномученика Эрекаева Васи;
  • Сентябрь – 23, 22, 20, 17, 16, 15, 10, 04 – поминается священномученик Максимов Василий, иерей Малинин, Разумов, священномученик Шикалов, Ежов, иерей Колмыков, Красивский, Зеленский, Сокольский, мученик Смирнов;
  • Октябрь – 23, 21, 17, 15, 13, 07, 04, 03 – князь Брянский Василий Романович, преподобный Вассиан, игумен Озерецковский, священномученик Цветков, Казанский, иерей Гурьев, Виноградов, диакон Воскресенский, иерей Крымкин, Кондратьев;
  • Ноябрь – 29, 27, 20, 19, 16, 13, 11, 08, 04, 03 – поминальные даты иерея Соколова, священномученика Лихарева, протоиерея Никольского, мученика Красного, Крылова, священномученика Покровского, Архангельского, иерея Колоколова, мученика Богоявленского, священномученика Никольского, Козырева;
  • Декабрь – 28, 26, 22, 20, 17, 11, 10, 09, 08, 05, 03 – даты памяти мученика Виноградова, Покровского, Ягодина, Мирожина, Кашина, Завгороднего, Студницкого, протоиерея Агафоникова.
Читайте также:
Чистый Четверг в православии: что это такое, история и традиции, смысл и значение, что нужно и нельзя делать

Февраль

Поздравления Василия с именинами

Василий, пусть в именинный деньПокинет сердце твое лень,Чтоб словно факел ты горел,Чтоб был решителен и смел. Пусть будут у тебя в излишкеБанкноты в евро на сберкнижке.Пускай друзья не предают,А в доме ждет покой, уют.

Предлагаем ознакомиться: Заговор от пьянства и алкоголизма: читать в домашних условиях

С Днем Ангела, Василий!Среди друзей ты – душа компании, на работе – двигатель рабочего процесса, дома – хранитель семьи и хозяин с золотыми руками. Оставайся таким же замечательным человеком всегда! Будь счастлив сам и дари счастье и любовь окружающим. С именинами тебя!

Преподобный Васи́лий Новый, Константинопольский

Пре­по­доб­ный Ва­си­лий в мо­ло­до­сти оста­вил мир и под­ви­зал­ся в пу­стын­ном ме­сте. Од­на­жды его, об­рос­ше­го, в ру­би­ще, уви­де­ли про­ез­жав­шие ми­мо при­двор­ные ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра и бы­ли встре­во­же­ны его стран­ным ви­дом. За­по­до­зрив нелад­ное, они схва­ти­ли по­движ­ни­ка и при­ве­ли в го­род, где пат­ри­ций Са­мон учи­нил ему до­прос. На во­прос, кто он, свя­той от­ве­чал толь­ко, что он при­ше­лец и стран­ник на зем­ле. Пре­по­доб­но­го под­верг­ли тяж­ким пыт­кам, но он тер­пел мол­ча, не же­лая рас­ска­зы­вать о сво­ей по­движ­ни­че­ской жиз­ни. Са­мон, по­те­ряв тер­пе­ние, спро­сил свя­то­го Ва­си­лия: «Нече­сти­вец, дол­го ли ты бу­дешь скры­вать, кто ты и от­ку­да?» На это свя­той про­зор­ли­вец от­ве­тил: «Нече­сти­вы­ми сле­ду­ет на­зы­вать тех, кто по­доб­но те­бе про­во­дит жизнь во вся­кой нечи­сто­те». По­сле пуб­лич­но­го об­ли­че­ния Са­мон в гне­ве ве­лел по­ве­сить свя­то­го вниз го­ло­вой со свя­зан­ны­ми за спи­ной ру­ка­ми и но­га­ми. Пыт­ка бы­ла на­столь­ко же­сто­кой, что оче­вид­цы ее ста­ли роп­тать на Са­мо­на. Ко­гда по­сле трех­днев­но­го ис­тя­за­ния свя­то­го по­движ­ни­ка сня­ли, он ока­зал­ся жив и невре­дим. Это чу­до Са­мон при­пи­сал вол­шеб­ству и от­дал свя­то­го Ва­си­лия на рас­тер­за­ние го­лод­но­му льву. Од­на­ко лев не тро­нул свя­то­го и мир­но улег­ся у его ног. Са­мон в бес­си­лии при­ка­зал уто­пить бла­жен­но­го Ва­си­лия в мо­ре, но два дель­фи­на под­хва­ти­ли свя­то­го и вы­нес­ли на бе­рег в пред­ме­стье Кон­стан­ти­но­по­ля, Ев­до­ме. Пре­по­доб­ный во­шел в го­род, где око­ло Зо­ло­тых во­рот встре­тил боль­но­го че­ло­ве­ка по име­ни Иоанн, стра­дав­ше­го ли­хо­рад­кой. Свя­той Ва­си­лий ис­це­лил боль­но­го име­нем Спа­си­те­ля и по прось­бе Иоан­на остал­ся жить у него. К бла­жен­но­му при­хо­ди­ли и мно­го­чис­лен­ные ве­ру­ю­щие за со­ве­та­ми и на­став­ле­ни­я­ми, а так­же по­лу­чить по его свя­тым мо­лит­вам ис­це­ле­ние от бо­лез­ней. Пре­по­доб­ный Ва­си­лий, об­ла­дав­ший да­ром про­зре­ния, об­ли­чал греш­ни­ков, об­ра­щая их на путь по­ка­я­ния, пред­ска­зы­вал гря­ду­щие со­бы­тия. Сре­ди по­се­щав­ших свя­то­го был Гри­го­рий, ко­то­рый стал его уче­ни­ком и впо­след­ствии на­пи­сал по­дроб­ное жи­тие сво­е­го учи­те­ля. Од­на­жды в го­сти­ни­це Гри­го­рий на­шел до­ро­гой по­яс, об­ро­нен­ный до­че­рью хо­зя­и­на. Он ута­ил его с тем, чтобы про­дать, а день­ги раз­дать ни­щим. Од­на­ко по пу­ти до­мой вме­сте с дру­ги­ми ве­ща­ми он по­те­рял и по­яс. Во сне он по­лу­чил вра­зум­ле­ние от свя­то­го Ва­си­лия, по­ка­зав­ше­го ему раз­би­тый гор­шок со сло­ва­ми:

«Ес­ли кто укра­дет да­же та­кую негод­ную вещь, бу­дет на­ка­зан вчет­ве­ро. Ты ута­ил чу­жой по­яс и бу­дешь осуж­ден как вор. Ты дол­жен воз­вра­тить най­ден­ное».

Ко­гда скон­ча­лась при­слу­жи­вав­шая пре­по­доб­но­му Ва­си­лию свя­тая Фе­о­до­ра, Гри­го­рий очень хо­тел узнать о ее за­гроб­ной жиз­ни и ча­сто про­сил свя­то­го по­движ­ни­ка от­крыть ему это. По мо­лит­вам бла­жен­но­го Гри­го­рий уви­дел во сне ста­ри­цу Фе­о­до­ру, ко­то­рая рас­ска­за­ла ему, как ду­ша ее про­хо­ди­ла мы­тар­ства по­сле смер­ти и как ей по­мог­ла си­ла мо­литв бла­жен­но­го Ва­си­лия (па­мять пре­по­доб­ной Фе­о­до­ры Ца­ре­град­ской 30 де­каб­ря).

Пре­по­доб­ный Ва­си­лий скон­чал­ся око­ло 944 го­да в воз­расте ста де­ся­ти лет.

Цер­ковь на­зы­ва­ет его Но­вым, от­ли­чая от дру­гих по­движ­ни­ков, но­сив­ших то же имя и жив­ших до него.

См. так­же: «Жи­тие пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го Ва­си­лия Но­во­го» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Именины в 2020 году по месяцам

Знаете ли вы, что День рождения и День Ангела большинство людей сегодня празднуют в разные дни? Предлагаем узнать, когда в 2020 году выпадают ваши Именины, а также когда стоит поздравлять с праздником родных, близких и друзей, ознакомившись с полным списком церковных имен (по датам и месяцам).

Секреты имени

Именины (или День Ангела) – праздник достаточно давний. В исторических источниках сохранилась информация о том, что на Руси он существовал уже в XVII веке, хотя многие ученые считают, что он появился намного раньше и является одной из византийских традиций, прижившихся на наших землях вскоре после крещения Руси.

Именинами называют день почитания святого, чье имя носит человек. Стоит заметить, что таких дней в году может быть несколько.

Выбор имени

Издавна перед обрядом крещения родители выбирали для малыша имя, руководствуясь специальной книгой, именуемой Святцы (месяцеслов). На ее страницах собраны все имена канонизированных Церковью святых с указанием дней, в которые почитается их память. Согласно христианским традициям можно выбирать имена из тех, которые выпадают на день рождения малыша (а также 7 и 40 день от момента рождения), либо на дату таинства крещения (если оно совершается не на 40 день от рождения).

Поскольку в давние часы в приоритете были имена святых, покровительствующих дню появления на свет, то и День Ангела у многих совпадал с Днем рождения. Сегодня же возможны и другие варианты. К примеру, детей часто крестят без согласования с церковным календарем или даже дают имена, отсутствующие в Святцах.

Когда имя есть в Святцах

Независимо от того, правильно подобрано имя или дано малышу по каким-либо иным соображениям, вместе с ним человек получает покровительство определенного святого. Соответственно, определив по месяцеслову даты, в которые положено почитать покровителя, вы и определите когда праздновать в 2020 году Именины (или День Ангела).

Важно! Если в определенный день отсутствуют женские имена, допускается выбор аналога для указанного в Святцах мужского имени (Иван → Иванна; Василий → Василиса; Александр → Александар и т.д.).

Когда имени нет в Святцах

Руководствуясь модой, родители могут выбрать для ребенка имя не христианского происхождения. Как быть в таком случае? Значит ли это, что человек будет лишен защиты свыше? Если человека уже нарекли мирским именем, которого нет в Святцах, то для крещения просто можно выбрать другое имя (созвучное с мирским, или отличное от него). В таком случае, в повседневной жизни будет использоваться имя, указанное в метриках, а при совершении любых христианских обрядов (и это важно!) – имя, которое дано при крещении.

Читайте также:
Именины Артема: день ангела по церковному календарю 2020

Если взрослый человек не знает, каким именем его нарекли при крещении, он может обратиться в Церковь для проведения таинства изменения имени, уже осознанно выбрав себе покровителя.

Именины по дням и месяцам

На сегодняшний день на страницах месяцеслова насчитывается более 5000 имен. Мы расскажем, как сориентироваться в датах и определить, когда праздновать именины в 2020 году. Для этого необходимо:

  1. ознакомиться с предложенными списками имен;
  2. найти святого, чье имя вам дано при крещении;
  3. поинтересоваться, сколько раз в году почитается его память.

Важно! Не каждый день, обозначенный вашим именем, является именинами, ведь есть много святых с одинаковыми именами. Рекомендуем узнать больше о своем покровителе и его деяниях, а также поискать его имя в православном календаре 2020 года.

Январь

В первом месяце календарного года православные христиане празднуют самый большой праздник – Рождество Христово. Также в январе 2020 года будут праздновать Именины все те, чьих покровителей почитают согласно Святцам, а именно:

Февраль

Не менее богатым на именины будет и последний месяц зимы – в феврале 2020 года День Ангела будут отмечать:

С приходом календарной весны отмечать праздник своего святого покровителя будут:

Апрель

Не меньше популярных и оригинальных имен согласно Святцам собрано и в апреле. Так, в этом году с Именинами можно будет поздравить рожденных в апреле обладателей таких имен:

В последнем весеннем месяце достаточно много мужских имен. Поэтому девочки, которые родились (или были крещены) в этом месяце, могут носить имя святого мужского пола. Так, в мае к мужским именам стоит присмотреться Александрам, Евгениям, Василисам, Анастасиям, Антонинам.

Полный список женских и мужских имен смотрите в файле:

В первом месяце лета День ангела будут отмечать:

В дни июля почитают православных святых, носящих такие имена:

Август

Рожденным или крещенным в августе стоит поискать своего покровителя и дату Именин в данной табличке:

Сентябрь

Для первого месяца осени Святцы предлагают такие мужские и женские имена. Если в этом месяце почитают и вашего покровителя, можете смело праздновать свой День ангела.

Октябрь

Второй месяц осени дарит праздник обладателям таких имен:

Ноябрь

Люди, рожденные в ноябре, найдут дату своих Именин в этом списке имен для последнего месяца осени 2020 года:

Декабрь

В первом месяце зимы День Ангела будут праздновать:

Как праздновать Именины

В отличие от мирского Дня рождения, Именины наполнены глубоким духовным смыслом, а это значит, что в праздновании основным является не застолье, поздравления и подарки, а духовная составляющая.

В День Ангела необходимо вспомнить о своем покровителе. Рекомендуется посетить Храм, причаститься и исповедоваться, помолиться, поблагодарив за помощь, а при необходимости и обратившись к своему заступнику с просьбой.

Важно! Если Именины припадают на период поста, празднование переносится на ближайший выходной день, а меню составляется с учетом действующих ограничений.

В качестве подарка на Именины необходимо искать что-то «для души». Если человек верующий, то наилучшим презентом будет именная икона, сосуд для святой воды или книга духовного содержания. Для детей в этот день лучше всего подобрать красочную детскую Библию.

Конечно, и небольшой праздник по случаю Дня Ангела не воспрещается, ведь это отличный повод встретиться с друзьями и подарить имениннику не только оригинальный подарок, а и самое ценное – радость общения.

О празднике «Происхождения Древа Честного и Животворящего Креста Господня»

В некоторых месяцесловах празднование «Происхождения Древа Честного и Животворящего Креста Господня» отождествляется с «Празднеством Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице Марии». Этим самым дается повод думать, что оба празднества не имеют никаких своих особенностей и представляют в сущности одно и то же празднование, известное под двумя различными наименованиями. Но подобная мысль совершенно неправильна. Это для нас станет ясным и несомненным, если мы рассмотрим сущность и повод установления этих двух различных празднеств.

Первого августа совершается также празднование Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его, установленное в 1158 году в России при митрополите Киевском Константине, а в Греции — при Царьградском патриархе Луке. Поводом к установлению этого празднования в России послужила победа, одержанная при великом князе Андрее Боголюбском русскими войсками над волжскими болгарами 1 августа, а в Греции — победа в один и тот же день греческого императора Мануила над магометанами-арабами или сарацинами.

Всякий раз, когда только приходилось благочестивому русскому князю Андрею Боголюбскому отправляться в поход на неприятелей, он брал с собой икону Пресвятой Богородицы и Честный Крест Господень. Был у него и другой благочестивый обычай, тесно связанный с только что указанным. Прежде чем вступить в кровавую битву, он выносил св. икону Богоматери с Честным Крестом к своим войскам и вместе с ними, пав на землю, возносил к Богоматери слезную молитву:

— О, Владычице, родившая Христа Бога нашего! Всякий уповающий на Тебя не погибнет; и я, раб Твой, имею Тебя по Бозе стену и покров, и Крест Сына Твоего — оружие на врагов обоюду острое. Умоли держимого Тобою на руках Спасителя мира, да будет сила крестная как огнь, попаляющий лица сопротивных, и Твое всесильное предстательство да поможет нам победить врагов наших.

После этой молитвы сам князь Андрей, а за ним и все его воины лобызали святую икону Богоматери и Честный Крест Господень. Потом только с твердой надеждой на помощь Божию и заступничество Пречистой Богоматери они дружно устремлялись на врагов.

Читайте также:
Именины Раисы: день ангела по церковному календарю 2020

Так было и первого августа 1158 года. Войска князя Андрея Боголюбского, одушевленные молитвой своего любимого предводителя и поддерживаемые небесной помощью, отважно бросились на волжских болгap и скоро одержали над ними полную победу. Вид погибших соратников не омрачал их радостных мыслей, вызываемых столь благоприятным исходом кровавого столкновения. Когда русские воины возвратились с поля битвы в свой стан, они были поражены дивным видением: огненные лучи, исходившие от Честного Креста и св. иконы Божией Матери, своим блеском озарили все войско. Тогда русские полки, обрадованные этим чудесным знамением, еще с большим мужеством и отвагой стали преследовать своих врагов: они сожгли и опустошили до пяти их городов, оказавших сопротивление и не пожелавших добровольно сдаться, наложили на жителей дань, обычную в то время, и после этого возвратились с торжеством на родину.

С этим довольно крупным событием в жизни Руси совпало другое не менее важное событие в Греции. В том же 1158 году греческий император Мануил принужден был выступить со своими войсками против сарацин, намеревавшихся покорить под свою власть Грецию. Осуществление этого их намерения повело бы за собой многочисленные бедствия для греков: помимо того, что они потеряли бы свою политическую самостоятельность, они понесли бы еще и большую утрату — лишились бы своей святой христианской веры, вместо которой должны были бы исповедывать магометанскую веру своих победителей. Первого августа император Мануил видел от Честного Креста и иконы Богоматери, которые он брал с собой в поход, чудо подобное вышеописанному — огненные лучи, озарявшие своим блеском все войско. И когда после этого была одержана победа над неприятелем, греческий император Мануил всецело приписал ее чудесной помощи Божией.

Между греческим царем и русским князем в то время не прекращались письменные сношения. Поэтому князь Андрей Боголюбский скоро узнал о чудесном событии в Греции, а греческий император Мануил — о подобном же чуде в России. Оба они прославили Бога за одновременно явленное над ними обоими чудодейственное промышление Его, а потом после совета со своими архиереями и сановниками решили установить 1-го августа празднество Господу и Пречистой Его Матери.

Итак, из сделанного нами краткого описания повода и содержания совершаемых первого августа двух празднеств ясно видно, что оба они различны по своему характеру и установлены по совершенно различным причинам: одно празднество установлено в связи с распространившейся смертоносной эпидемией, а другое — по поводу чудесного видения и победы над врагом. Поэтому-то в «Житиях», составленных митрополитом Московским Филаретом, не отождествляются эти два празднества, но одно из них называется «Происхождением Древа Честного и Животворящего Креста Господня», а другое «Празднеством Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его».

Из книги «Сказания о чудотворных иконах Богоматери». Публикуется с сокращениями.

Происхождение Креста Господня

Празднование Происхождению Честного и Животворящего Креста Господня совершается 14 августа (1 августа ст. ст.). В этот же день празднуем Всемилостивому Спасу.

Содержание

Происхождение Честного и Животворящего Креста Господня. История праздника

По преданию, в Константинополе издревле (не позднее VIII века) был обычай выносить честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и на отгнание болезней. С 1 августа (ст. ст.) и до праздника Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали Крест народу для поклонения. В Русской Православной Церкви этот праздник соединился с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. Об этом сохранилось известие в хронографе XVI века: «Крестися великий князь Владимир Киевский и всея Руси августа 1». В уставе Успенского собора Московского Кремля, составленном в 1627 году по указанию патриарха Филарета, дается следующее объяснение настоящего праздника:

А на Происхождение в день Честнаго Креста бывает ход освящения ради воднаго и просвещения ради людскаго, по всем градам и весем.

Празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пречистой Девы Марии и Честного Креста во время сражения святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157–1174 гг.) с волжскими болгарами (1164 г.), в котором враги были побеждены. В то же время греческий император Мануил в битве одолел сарацин, и в его войсках также были знамения от святых икон. Это первый их трех праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе (Второй — Преображение Господне, а третий — Перенесение Нерукотворного образа Господа нашего Исуса Христа из Едессы в Царьград).

Праздник был установлен в Константинополе в IX веке первоначально как местный. В XII-XIV веках он утвердился во всех Православных церквях. На Руси появился с распространением Иерусалимского устава в конце XIV века.

Происхождение Креста Господня. Тропарь и кондак празднику

Тропарь, глас 8.

Свышних призирая, убогия приемля, призри Спасе, и посети нас озлобеныя грехи, Владыко Всемилостиве, молитвами Богородицы, даруй душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4.

Всякия скверны Всемилостивыи Спасе, аз бых делатель, и во отчаяния ров впадся. Но стеню от сердца, и вопию к Тебе Слове, ускори щедрыи, и потщися на помощь нашу, яко Милостив.

Происхождение Честного Креста Господня. Иконы

Композиция состоит из двух частей: вверху представлено поклонение Спасу в виде Деисуса, а под ним — чудотворный источник с больными, получающими исцеление. На иконе из Покровского монастыря над источником изображены ангелы, а за ними — крест, увенчанный венком. Это напоминало о главной теме праздника — поклонении Животворящему Кресту Господню. Что касается Деисуса, то его изображение на русских иконах соответствовало, по-видимому, традиционному русскому посвящению праздника 14 августа не только Кресту, но и Спасу и Богородице. Икона из Покровского монастыря — одна из самых ранних дошедших до нас икон на этот сюжет. Согласно позднему преданию, она была вложена в монастырь Василием III в 1515 году. Живописные приемы не противоречат этой дате и к тому же позволяют достаточно уверенно предположить, что икона была исполнена последователями Дионисия. Не исключено, что с Дионисием было связано и непосредственное сложение иконографии «Происхождения древ»: известно, что в 1480-е годы им была расписана церковь Спаса в Чигасах, находившаяся напротив Кремля, за Яузой, и погибшая при пожаре 1547 года. Посвящение церкви в Чигасах Всемилостивому Спасу прямо указывает на праздник 14 августа, а исполненная Дионисием храмовая икона могла послужить образцом для более поздних произведений.

Читайте также:
Праздник Веры, Надежды, Любови и матери их Софии: история, традиции, значение и смысл

Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня. 1510–1520-е годы (около 1515 г.?). Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей заповедник, Владимир Происхождение честных древ Креста Господня. Двухсторонняя выносная икона. Оборот — Крещение Господне. Русский Север. XVII в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва Происхождение Честных древ Креста Господня. Первая четверть XVI в. Ярославский художественный музей, Ярославль

На Сольвычегодской (?) иконе в центре композиции крестообразный колодец — источник, к которому с обеих сторон подходят люди с иконой и Крестом. Во главе крестного хода — святители. Ангел, парящий над источником, опускает в купель Крест. Представленные на фоне вверху архитектурные кулисы сложных очертаний указывают на то, что действие происходит у стен города. Покровителями и заступниками жителей града, молящих Христа о милости к ним и даровании благ, являются Богородица и Иоанн Креститель, о чем свидетельствует поднятое над «городским пейзажем» изображение трехфигурного Деисуса. От источника вниз с горы течет широкий водный поток, к которому припадают люди, исцеляющиеся от различных недугов. Сцена исцеления больных занимает значительную часть композиции иконы.

Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня. Савин Истома. Сольвычегодск (?). Начало XVII в. Москва, ГТГ

Храмы в честь происхождения Креста Господня

В Москве в Симоновом мужском монастыре над древними западными вратами между 1591 и 1593 гг. был построен небольшой храм Всемилостивого Спаса, или по-другому церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня. Ежегодно 1 августа, в день Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, из храма совершался крестный ход на Москву-реку для освящения воды. Храм был закрыт вскоре после Октябрьской революции 1917 г. Его взорвали с большей частью построек древней обители в январе 1930 г.

Утраченная церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня в Симоновом монастыре в Москве. Альбом «Виды церквей и зданий Московского ставропигиального, первоклассного Симонова монастыря 28-го марта 1893 года»

В честь происхождения Честных Древ Креста Господня освящен придел Преображенского собора Спасо-Прилуцкого мужского монастыря в Вологде. Деревянный храм во имя Всемилостивого Спаса и праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста возвел на месте, выбранном им для устройства монастыря, еще прп. Димитрий Прилуцкий. Когда деревянный собор сгорел, решено было, с благословения митрополита Московского Даниила, построить каменный. Чтобы строительство могло осуществляться как можно скорее, Иван Грозный даже повелел освободить монастырь от всяких пошлин. Собор построен в 1537–1542 годах. В 1542 году Иоанн IV посетил Спасо-Прилуцкий монастырь и вновь построенный собор. Это был первый каменный храм в Вологде. 17 сентября 1811 года от забытой внутри собора свечки случился пожар. Сгорело все внутреннее убранство. Обгорели некоторые главы. В 1813-1817 годах провели работы по восстановлению собора. Возвращение Спасо-Прилуцкого монастыря РПЦ началось в 1990 году.

Собор Спаса Преображения Спасо-Прилуцкого мужского монастыря

Народные традиции праздника Происхождения Честного Креста Господня

В народе праздник Происхождения Честного Креста Господня называли «медовым» Спасом, а кое-где и «мокрым». Названия эти произошли оттого, что к первому Спасу, т.е. медовому, пчеляки второй раз подрезывали ульи с медом и, выбрав лучший липовый сот, несли в церковь «на помин родителев». К этому же дню варили «медяные» квасы и угощали всех, кто приходил в гости. «Мокрым» же первый Спас назывался потому, что, по установлению церкви, в этот день бывал крестный ход на реки и источники для водоосвящения. А так как крестьяне не только сами купались после крестного хода, но имели обыкновение купать в реках и всю скотину, которая будто бы здоровела после этого, то неудивительно, что и самый праздник получил название «мокрого». Первый Спас особенно почитался в южной полосе Великороссии, где ранее созревал хлеб и плоды и где этому празднику приписывалась роль и значение второго Спаса, так как освящение хлеба и овощей на юге очень часто производилось до Преображения Господня, именно 14 августа.

14 августа — день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, принявших кончину в 166 году до н. э. Народная этимология переосмыслила название праздника в связи с маком, который созревает к этому времени. В этот день пекли маканцы, мачники — постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и медом. Трапеза нередко начиналась блинами с маком. К блинам готовилось маковое молочко — маково-медовая масса, в которую обмакивали блины. Готовилось маковое молочко в специальной посуде, которая в России называлась макальником, на Украине — макитрой, в Белоруссии — макатером. Мак упоминается во множестве пословиц, поговорок, хоровых песен и загадок: «Мачок с медом — усы оближешь», «Черен мак, да бояре едят», «Рад Яков, что пирог с маком», «Поминаючи мак, не прогневайся и так», «На тычинке городок, в нем семьсот воевод». В день Маккавея молодежь водила хороводы с песней «Ой, на горе мак», с шутливыми хороводными заигрышами, девушки осыпали парня маком, щипали его, щекотали, припевая: «Маки, маки, маковицы, золотые головицы!».

Спасов день на севере. И. М Прянишников, 1887 год

В некоторых сербских селах в Медовый Спас освящали воду и молодой базилик. С этого дня переставали купаться в водоёмах. Считалось, что тот, кто работает в этот день, может заболеть неизлечимой болезнью. В Македонии погода в течение «Макавеев» (6 или 12 дней праздника Маккавеев) служила для предсказания погоды на предстоящие 6 месяцев или на весь будущий год (погода на первое августа предсказывала погоду на январь будущего года и т. д.). Болгары с 1 по 12 августа наблюдали за солнцем, ветром и осадками и таким образом гадали о погоде в течение следующих 12 месяцев, то есть на следующий год, который раньше начинался с 1 сентября. На северо-западе Болгарии зятья ходили в гости к родителям жены, где их встречали хлебом из нового урожая и вином, в связи с чем день так и называли — «Зетьовден».

Читайте также:
Успенский пост: история и смысл, дата в 2020 году, правила и календарь питания, что можно и нельзя есть

Православный праздник Происхождения честных древ животворящего Креста Господня — 14 августа 2020 года

История Креста Господня, который является одной из главных христианских реликвий, берет свое начало со времен распятия Иисуса Христа. Крест Господин по сей день дарит верующим чудеса спасения и исцеления.

Происхождение животворящего дерева

История Животворящего Креста Господня основывается на преданиях о животворящем дереве, на котором был распят Иисус, но и поныне дарящем чудеса исцеления, освобождения.

Библия не дает ответа на вопрос, из какого дерева было изготовлено орудие смерти, на котором был распят Христос. В Евангелиях о нем уже готовится, как об орудии распятия.

Апокрифические источники хранят много интересных достоверных данных о происхождении легендарного дерева.

По легенде богомилов, христианского течения 5 столетия, пришедшему из Болгарии, райское дерево добра и зла при изгнании Адама с Евой распалось на три части. Центральная часть осталась в райском саду, и впоследствии из нее был сделан Крест для распятия Христа.

По Золотой легенде, сын Адама Сиф отправился к вратам райского сада с прошением даровать ему масло для помазания умирающего отца. Архангел Михаил отказал ему, сообщив, что это масло закрыто на 5,5 тысячи лет до времени рождения Иисуса, но преподнес Сифу ветвь от дерева добра и зла. Сиф не застал отца живым, из ветки легендарного дерева был сплетен венок и надет на голову Адаму при погребении.

Из этой ветки впоследствии выросло дерево, срубленное слугами царя Соломона для строительства храма в Иерусалиме. По причине несоответствия по размерам оно было использовано как опора для моста.

Царица Савская, имеющая дар пророчества при посещении царя Соломона, остановилась около моста и преклонила колени перед историческим деревом. По ее словам, это древо предназначено стать орудием смерти Спасителя мира, после чего иудеев ждет разорение.

Царь Соломон хорошо знал царицу Савскую и ее дар видения. Предсказание не на шутку его испугали. По приказу царя дерево было демонтировано с моста и закопано.

Древесина этого бруса впоследствии использовалась для обустройства бассейна в Вифезде, чья вода привлекала калек своими целебными качествами.

Когда Иисус был арестован, из подножья бассейна всплыло это дерево, кипарис, из которого был сделан ствол Животворящей святыни, перекладины изготовили из сосны и кедра.

Важно! История животворящего Креста Господня легла в основу праздника первого Спаса, который отмечается 14 августа. Он известен в народе как Медовый Спас.

Предания об обретении животворящей святыни

Славянские и греческие сказания повествуют о Кресте, имеющем восемь концов и сделанном из трех частей. Эти легенды основываются на словах пророка Исайя, где он называет три породы дерева, которые принесут славу к подножию.

Кипарис послужил материалом для столба. Для поперечной перекладины, к которой были прибиты Святые руки Сына Божьего, использовали певгу или сосну, по-другому. Нижняя часть орудия смерти была изготовлена из кедра, к ней прибили ноги Неповинного Агнца.

После смерти Иисуса равноапостольная императрица Елена дала распоряжения найти место нахождения святыни.

Исайя 60:13 «Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих»

Иудеи скрывали от христиан святое место захоронения креста Иисуса, пока к одному из них, Иуде, по приказу Елены не были применены пытки. (История гласит, что впоследствии он крестился и принял сан епископа в Иерусалиме).

Иудейский пророк Иуда был потомком первого мученика Стефана, погибшего ха Христа. Отец пророка знал о месте, где были закопаны три орудия распятия, но строго хранил эту тайну. По преданию, обнаружение христианской реликвии станет началом конца превосходства иудейской религии над всеми остальными.

О других Господних праздниках:

Иуду бросили в сухой колодец, где он должен был умереть от истощения, пока не укажет места погребения святыни. Через семь дней молитв и взываний к Богу пророку было дано знамение.

Для справки! Сведения о человеке, нашедшем место захоронения реликвии, имеют смысл предания. В некоторых источниках указывается имя христианина Аблавиуса.

Место, указанное пророком, испускало легкий пар, наполненный сладостным ароматом. Елена приказала провести раскопки на месте казни Христа, где и было обнаружено честное древо.

Как определили истинность орудия распятия Христа

При раскопках святого места было найдено три креста. Определить, какой из них принадлежал Христу, не представлялось возможным. По одному из преданий помогла вера иерусалимского епископа Макария, который воззвал к Богу и попросил помощи.

Знамение пришло в ответ на молитву. Бог показал Макарию, что в их стране умирает женщина, страдающая долгое время неизлечимой болезнью. От прикосновения животворящей святыни она выздоровеет. Древа, на которых были распяты разбойники, не дало никакого результата, а от драгоценной святыни умирающая женщина вздохнула, тотчас выздоровела.

Во всем мире существует несколько версий обретения христианской реликвии. У каждой из них есть свои приверженцы.

По повелению Елены, якобы данному ей ангелом, Животворящий Крест был роздан по частям в разные уголки земли.

Возможно, это легенды, но Животворящий Крест и даже Его частички поныне существует и дарит верующим в эту святыню все новые чудеса, ответы на молитвы.

Читайте также:
Именины Алексея: когда по церковному календарю 2020

Награды из Иерусалима с кусочками от Животворящего Древа являются самыми ценными.

Другие версии происхождения честных древ Креста Господня (Медовый Спас)

Согласно истории, Медовый Спас отмечается как память о двух событиях, которые произошли одновременно на Руси при князе Боголюбском и во время византийского похода императора Мануила. Первый их них воевал с волжскими булгарами, а византийцы — с турками.

В обоих случаях сила врага намного превосходили защитников земли своей. Под покровом икон Спасителя и Божьей Матери обоими христианскими войсками была вознесена в Небеса горячая молитва — прошение о даровании победы. Бог услышал крики верующих людей и воздал по вере их. На небе над обоими войсками стояло животворящее древо Креста Господня как Божественное оружие против врагов.

Это произошло 14 августа, день, когда отмечается празднование явления Животворящей святыни.

Важно! В этот день начинается Успенский пост, поэтому наступает строгое ограничение в еде, увеселениях и забавах. 14 августа принято идти в церковь и святить мед и мак.

Святой дар в Годеново — глубинке России

Преображение языческой Руси в один из центров православия является великой милостью Господа и Его чудным промыслом.

Исторические события 1423 года в ростовских болотах, неподалеку Никольского погоста, изменили жизнь всего края. Происхождение Животворящего Креста в Годеново описано историческими воспоминаниями пастухов, первыми увидевшими знамение на небе.

В то время как пастухи пасли скот, небо с восточной стороны озарилось неизреченным светом. Неземная красота сияния заворожила пастухов. Они пошли на место зарева и увидели необъяснимое явление — Честный Крест, на Нем распятый Иисус, а у подножия святой Николай, держащий в руках Святое Евангелие.

Голос с Небес вещал, что это место выбрано для благодати Божьей. Пастухам было дано указание рассказать об этом событии по всему миру, с указанием построить здесь храм Божий, чтобы каждый приходящий с молитвой к Чудотворному Распятию получал исцеления и освобождения.

Чудеса начались с первого дня строительства церкви, получившей благословение архиепископа Дионисия.

Читайте о чудесах в православии:

Строители посчитали, что храм невозможно построить посреди болота, и решили заложить фундамент немного в стороне, на суше.

Наступившее следующее утро вызвало возгласы восхищения и удивления, начавшееся строительство было перенесено в болотные просторы, где было явлено чудное знамение. Через ночь на этом месте образовалась суша, а около нее — река.

Все участники строительства храма получили исцеления:

  • хромые начали ходить;
  • слепые видеть;
  • больные выздоровели.

С особым благоговением велись списки людей, получившие благодать исцеления от Животворящего Креста, однако все они сгорели во время пожарищ, а Божье творение осталось невредимым.

Интересно. Во время прихода атеистов к власти было решено разрушить храм, а распятие сжечь. Только Господь не дал извергам ни распилить, ни разбить чудотворное творение, которое в 1933 году перенесли в село Годеново, где находился Златоустовский храм.

Поныне не зарастает народная тропа к святыне, обладающей чудотворной силой.

Современные чудеса и исцеления в Годеново

Многое может усиленная молитва у Животворящего Креста в Годеново.

Молитва Святому и Животворящему Кресту Господню

Пред дивною чудодейственною силою, Четвероконечный и Трисоставный Кресте Христов, у подножия твоего во прах распростертый, покланяюся ти, Честное Древо, отгоняющее от меня всякое демонское стреляние и освобождающее от всех бед, скорбей и напастей. Ты бо еси Древо Жизни. Ты еси очищение воздуха, освещение святаго храма, ограждение моего жилища, охранение одра моего, просвещение ума моего, сердца и всех моих чувств. Твое святое знамение ограждает мя со дня моего рождения, просвещает со дня моего крещения; оно со мною и на мне во вся дни живота моего: и на суше, и на водах. Оно же сопровождать мя будет до могилы, осенит и прах мой. Оно же, святое знамение чудодейственнаго Креста Господня, возвестит всей вселенней о часе всеобщаго воскресения мертвых и последняго Страшнаго и Праведнаго Суда Божия. О Кресте Всечестный! Осенением твоим вразуми, научи и благослови мя, недостойнаго, всегда несомненно верующего в непобедимую Силу Твою, огради мя от всякаго супостата и исцели вся недуги моя душевныя и телесныя. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, силою Честнаго и Животворящаго Креста Твоего помилуй и спаси мя, грешнаго, от ныне и во веки веков. Аминь.

Чудеса, исцеления, происходящие от прикосновения к святой реликвии, подобной которой нет во всей России (по свидетельству специалистов Русского музея), заносятся в специальные списки.

Чудотворная святыня обладает чудным свойством — когда ей хотят нанести вред, уничтожить или вынести из храма, изваяние как бы наливается весом, да таким, что сдвинуть его не может никакая сила. И топорами его рубили, пилами пилили, кололи, жгли. Все напрасно. Дерево превращается по силе в неизвестный металл, не поддающийся обработке.

С другой стороны, две маленькие монахини при необходимости с легкостью могут переместить Святыню с места на место.

Чтобы отвратить паломников от целования подножия распятия, атеисты смазали машинным маслом святое древо, но потерпели крушение. Святое распятие стало издавать запах благовоний, мирровый аромат.

На глазах монахинь и поныне происходит множество исцелений:

  • раковых опухолей;
  • болезней почек;
  • зубной боли;
  • мгновенное заживление ран.

Как добраться к святыне

Посетить в Годеново Животворящий Крест и доехать из Москвы к месту поклонения помогут паломнические службы.

Добраться до Годеново из Москвы можно за несколько часов, поездом или автобусом до Петровска, затем следует пересесть на местный автобус, который ездит по расписанию.

Машиной следует проехать 180 километров от Москвы до Петровска, там повернуть направо по указателю, указывающему путь к храму Златоустовскому.

Проезжая поселок Демьянское, следует свернуть налево, по направлению к Приозерному. После этого поселка повернуть на Годеново, дорога сама приведет к Монастырю Сошествия Креста. От Петровска до Годеново всего 15км.

Совет! При планировании паломнической поездки следует учесть, что дорога до Петровска асфальтированная, а дольше грунтовка, в особо ненастные дни добраться до храма не просто.

Читайте также:
Праздник Яблочный спас: история и происхождение, значение и смысл, традиции

Изнесение Честны ́ х Древ Животворящего Креста Господня

Историческое содержание

Праздник изнесения Честны́х Древ Животворящего Креста Господня празднуется 14 августа (нов. ст.)

В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: “По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии – Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста”.

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В “Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения”, составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: “А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем”.

Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: “Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1”.

По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда.

Праздник изнесения Честного Креста установлен в день первого августа в Греции Константинопольским патриархом Лукою [1] при царе Мануиле [2] , а в России – митрополитом Киевским Константином [3] и Нестором, епископом Ростовским [4] , при великом князе Андрее Юрьевиче [5] . Причина его установления была следующая. Царю Мануилу и князю Андрею, находившимся между собою в мире и братской любви, случилось в один и тот же день выйти на войну: первому из Константинополя на сарацинов [6] , и второму из Ростова на болгар. (Великий князь жил в то время в Ростове: болгарами же назывались язычники, обитавшие на низовьях Волги, отсюда они получили и свое наименование). Господь Бог даровал им полную победу над врагами: царь греческий одолел сарацин [7] , а князь Андрей Боголюбский победил болгар и покорил их себе, обратив в своих данников. – Когда Андрей шел на войну, то имел обычай брать с собою икону Пресвятой Богородицы, держащей на руках Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, и изображение Честного Креста Христова, который носили среди войска два иерея. Перед самым выступлением он возносил ко Христу и Богоматери усердные слезные молитвы и приобщался Божественных Таин Христовых. Этим непобедимым оружием он вооружался более, нежели мечами и копьями, и на помощь Вышнего надеялся более, нежели на храбрость и численность своего войска, хорошо зная изречение Давида: “Не на силу коня смотрит Он, не к [быстроте] ног человеческих благоволит, – благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его” (Пс.146:10-11). Своих воинов князь также побуждал к молитвам и примером собственных благоговейных молитв, и прямым повелением, и все, павши на колени, со слезами молились пред иконою Пречистой Богородицы и Честным Крестом Христовым. Великий же князь, взирая на икону, так говорил в своей молитве:

– О, Владычице, родившая Христа Бога нашего! Всякий, надеющийся на Тебя, не погибнет, и я, раб Твой, по милости Божией, имею в Тебе стену и покров и – Крест Сына Твоего – как оружие обоюдоострое на врагов. Умоли Спасителя мира, Которого держишь на руках Своих, чтобы сила крестная была, как огонь, попаляющий врагов, хотящих вступить в брань с нами, и Твое всесильное предстательство да поможет нам одолеть их.

После усердной молитвы все лобызали святую икону и Честной Крест и безбоязненно шли на врагов: Господь содействовал им силою крестною и Пречистая Богородица оказывала им помощь, ходатайствуя за них пред Богом. Постоянно держась такого обычая пред каждым сражением, великий князь не изменил ему и пред битвою против болгар: он вышел, имея, подобно царю Константину [8] в древние времена, впереди войска Крест Господень. Выступив на поле сражения с болгарами, русская рать обратила последних в бегство и, преследуя их, захватила пять городов; в числе их был и город Бряхимов на реке Каме. Когда же возвратились после битвы с неверными в свой стан, то увидели, что от иконы Богоматери с Младенцем-Христом исходят светлые, подобные огненным, лучи, осиявающие всё войско; это было в первый день августа месяца. Дивное зрелище еще более возбудило в великом князе дух мужества и надежды, и он снова обратил свои полки в погоню за болгарами; он сжег большинство городов их, положив на уцелевшие дань, и опустошил всю землю; после этой победы великий князь возвратился с торжеством домой. – Греческий царь Мануил, вышедший со своим войском против сарацин, в тот же именно день видел также подобное чудо, – исхождение от находившейся вместе с Честным Крестом среди войска иконы Пречистой Богородицы со Спасителем лучей, осеняющих весь полк, и в этот день он победил сарацин.

Царь и князь сообщили, воздавая славу Богу, особыми посланиями друг другу об одержанных с помощью Божиею победах и о чудесном сиянии, исходившем от иконы Спасителя. По совещании со старейшими епископами, в знак благодарения Христу Спасителю и Его Пречистой Матери, они установили праздник в первый день августа. В воспоминание же силы крестной, вооружившись которой они победили врагов, повелели износить священнику из алтаря Честный Крест и полагать его среди церкви для поклонения и лобызания его христианами и для прославления распятого на кресте Господа Иисуса Христа. Кроме того, епископы повелели совершать в этот день освящение воды, отчего и праздник получил свое название – изнесения Честного Креста, потому что Честный Крест торжественно вместе с другими святыми иконами выносится на реки, колодези и источники. – Празднуем, братие, воздавая хвалу и благодарение всесильному Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери, Владычице Богородице, благоговейно почитая и Честный Крест Христов; но празднуем с благоговением, благоугождая Богу, пребывая между собою в мире и любви, оказывая дела благотворения и удаляясь, памятуя страх Божий, от грехов: чтобы, угодивши Создателю нашему и Владыке, удостоились вечного празднования со всеми святыми после того дня, когда явится знамение Сына Человеческого на небеси (Мф.24:30), – Честный Крест Христов, предыдущий пришествию Судии живых и мертвых, грядущему с силою и славою многою, и осияет всех праведных светлыми и радостными лучами. По совершении же суда, предъидет всем святым, предводя их в Царство небесное, и будут блаженствовать все святые, радуясь бесконечные веки; к ним, по молитвам Пречистой Владычицы нашей Богородицы, да причтет и нас грешных всемилостивый Спас наш Христос [9] . Аминь.

Читайте также:
Именины Льва: день ангела по православному календарю 2020

Примечания

[1] Лука Хрисоверг – патриарх Константинопольский 1156–1169 гг.

[2] Мануил Комнен – греческий император 1143-1180 гг.

[3] Константин 2-ой, митрополит Киевский, прибыл в Киев из Греции в 1167 г.; упоминается в летописи еще под 1169 г.

[4] Нестор – шестой епископ Ростовской епархии упоминается летописью под 1149 г.; в 1156 г. Нестор, оклеветанный пред митрополитом своими домашними подпал запрещению; в 1157 г. он оправдался пред митрополитом, но в том же году из-за споров о посте в среду и пяток изгнан был с кафедры Андреем Боголюбским.

[5] Св. прав. Андрей Боголюбский – сын великого князя Юрия Владимировича и внук славного Владимира Мономаха – родился вероятно в 1111 г. Был убит 30 июня 1175 г.

[7] Ясных указаний на праздник Всемилостивому Спасу и Пречистой Богоматери по случаю победы над сарацинами императора Мануила нет ни у греческих историков, ни в богослужебных греческих книгах. Но в истории императора Мануила, ведшего немало войн с разными народами, находятся случаи, которые должны были возбуждать царя к особенному благодарению Бога за успешное окончание войны и избавление от опасностей. Здесь обращает на себя внимание жестокая война царя Мануила с турецким султаном или сарацинами. Сам царь начальствовал над войском, неоднократно подвергаясь чрезвычайным опасностям. Правда победа досталась врагу, но самое спасение царя поистине было чудом милости Божией. Это было в сентябре, поход же, конечно, начался ранее в августе. После этой войны у греков были два удачных сражения с сарацинами, и одна из них под предводительством самого царя. Эти события в соединении с известием из России о помощи Божией в войне против болгар, и могли расположить царя Мануила к установлению Спасу общего христианского праздника, начало которому уже было положено в Царьграде освящением воды 1 августа. Но службы Спасу в греческих памятниках агиологии не найдено доселе.

[8] Святой Константин Равноапостольный – память его 21 мая.

[9] Становясь на строго определенную историческую почву, должно заметить, что первого августа православною Церковью совершаются два торжества, различных по своему происхождению: 1) происхождение Честного и Животворящего Креста Господня и 2) празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. В греческом часослове, изд. 1897 г., так объясняется происхождение первого праздника: “По причине болезней весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе великой церкви (т.е. св. Софии). С настоящего дня и далее до Успения Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение (продос) Честного Креста”. 14 августа Крест снова возвращался в царские палаты. “Этот обычай в соединении с другим обычаем Константинополя – освящать в придворной константинопольской церкви воду первого числа каждого месяца (исключая январь, когда освящение совершается 6 числа, и сентябрь, когда оно совершалось 14) и послужил основанием праздника в честь св. и животворящего Креста и торжественного освящения воды на источниках, которое совершается 1 августа”. Уже в IX веке существовал этот обычай изношения Честного Древа из царских палат в церковь св. Софии пред 1 августа; канон же на предпразднство Креста 31 июля, написанный для настоящего случая (канон начинается словами: Крест предгрядый божественный) приписывается Георгию, еп. Амастридскому, жившему в VIII веке и дважды бывшему в Царьграде. В Обряднике императора Константина Порфирородного (912-959) находятся подробные правила, когда выносить Крест из палаты пред 1 августа, смотря по тому, на какой день недели падает это число. В России до конца XIV и начала XV вв., когда господствовал Студийский устав, ни 31 июля, ни 1 августа не было никакой службы Кресту, которая появляется в XIV-XV вв. с введением Иерусалимского устава. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено в Греции и России около 1168 г. в память знамений от честных икон Спасителя и Богоматери во время сражений греческого царя Мануила (1143-1180 гг. с сарацинами) и князя русского Андрея Боголюбского с болгарами в 1164 г.

Значение праздника “Происхождение честных древ животворящего Креста Господня” — народные приметы


Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, Медовый Спас и начало Успенского поста — таковы православные события, отмечаемые 14 августа. Этого же числа совершается «празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице» в воспоминание о победе, одержанной Андреем Боголюбским над волжскими булгарами в 1164 году. Благоверный князь взял в поход чудотворную икону Владимирской Божией Матери и Честный Крест Христов. Перед сражением усердно молился им, прося защиты и покровительства. Поэтому праздник установлен и в честь этого исторического эпизода.

История праздника

В этот день христиане всего мира почитают три великие святыни:

  • Животворящий Крест Господень;
  • образ Спасителя, искупившего грехи человечества;
  • Владимирский лик Божьей Матери.

Кроме того, это еще день памяти 7 мучеников из Ветхого Завета Маккавеев, которые пострадали за веру в 166 году до н. э.

Читайте также:
Праздник Николая Чудотворца: история и происхождение, значение и смысл, традиции

История установления празднования Происхождения честных древ Животворящего Креста в Константинополе связана с особенностями климата этого региона и отсутствием развитой медицины в те годы.

Каждый год в августе вспыхивали эпидемии инфекций, с которыми было тяжело бороться. Они уносили тысячи жизней, поэтому священники приняли решение выносить Честное Древо Креста для всеобщего поклонения, освящения мест и излечения больных.

Эта практика сохранилась до наших дней, но трансформировалась во всеобщий Крестный ход, который стали совершать для просвещения людей и водоосвящения.

История почитания «Всемилостивого Спаса и Пресвятой Девы Марии» связана с событиями, имеющими большое значение для истории России. В годы нашествия булгар князь Вышгородский отправился на войну вместе с иконой Владимирской Богоматери и Честным Крестом Христовым. Князь провел много времени в молитвах, прося Заступницу небесную помочь, защитить Русь от иноземцев. Его молитва была услышана.

Есть мнение, что праздник мог установить ромейский император Мануил, который тоже благодаря Божьей помощи одержал победу над сарацинами.

Долгое время украинцы, белорусы, жители западной России, болгары, сербы, македонцы больше почитали в день Происхождения честных древ Животворящего Креста память убиенных мучеников Маккавеев.

Как это нередко бывает, впоследствии возникли лексические ассоциации, и праздник приобрел новый смысл и стал созвучным маку. Появилось немало традиций, обрядов, пословиц, поговорок, связанных с этим растением.

Животворящее древо Креста Господня — божественное оружие против врагов

Благодаря этой святыне в XII века произошло два невероятных события. Одно событие было отмечено на Руси, а второе в столице Византии — Константинополе.

  • Император Византии М. Комнин собрал воинов в поход против татарских налетчиков. Великий царь не рассчитал силы своего войска и оказался в ситуации, когда силы неприятеля во много раз превосходили армию византийцев.
  • Владимирский князь А. Боголюбский, который до этого не проиграл ни одного сражения, выступил против поволжских булгар и тоже оказался такой же ситуации, как и византийский император.

В обоих случаях кампания должна была обернуться провалом, но верующие полководцы обратились в искреннюю молитву к Господу о даровании победы. И Спасатель услышал их мольбы. Правители-христиане одержали победы.

Если верить легенде, то воины были благословлены на победу. Они увидели Господа и Богородицу, которые лучами, подобные огненным, осияли все войско крестьян. Знамения икон Спасателя и Богородицы были чудесными. Говорили даже, что после победы в небе был виден Божественный Крест.

Лучшая статья для Вас, переходите: Почему молодых незамужних девушек хоронят в свадебных платьях

С того времени Волга полностью стала русской рекой, а поход завоевал несколько очень богатых городов. Наши предки это событие посчитали Божьей милостью. А в знак почтения силы Животворящего Креста установили празднование 14 августа.

Значение и дата праздника

Дата торжества Происхождения честных древ Животворящего Креста всегда совпадает с первым днем последнего летнего поста, заканчивающегося Успением – 1 августа по юлианскому календарю, и 14 по новому стилю.

Значение этого торжества для русского и всего славянского народа трудно переоценить. Медовый спас любят все. Само слово «спас» означает спасаться тем, что соблюдать пост, употребляя в пищу продукты растительного происхождения и, конечно же, мед.

К этому моменту соты в ульях наполнялись до предела, и пасечники начинали сбор. Считалось, что «у не заломающего сота пчеловода соседи насекомые повытаскают весь мед».

Молитва честному Животворящему Кресту

«Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.»

Пусть хранит Вас Господь!

Особенности богослужения

Служба на Происхождение честных древ Животворящего Креста напоминает богослужение крестопоклонного воскресения, которое совершается на третьей седмице Великого поста.

Накануне вечером священник служит вечерню и утреню. Крест с жертвенника переносят на престол. Утреня совершается в полном облачении. Священнослужитель трижды обходит с кадилом престол, износит Крест и с песнопениями возлагает его на аналой.

Все присутствующие в храме троекратно ему поклоняются, а во время пения особых стихиров батюшка осуществляет помазание прихожан елеем. В обязательном порядке в день Происхождения честных древ Животворящего Креста освящается вода, а вместе с ней мед.

Происхождение Животворящего Креста в Годенково

Где находится Животворящий Крест? Как к нему добраться? В день Воздвижения очень много людей не только со всех уголков нашей страны, но из зарубежья приезжают в небольшое, полузаброшенное село Годенково в Ярославской области. Здесь стоит небольшой старинный храм Иоанна Златоуста, в котором хранится этот чудотворный образ Христа.

Данная святыня появилась здесь чудесным образом в средине XV века. Как сообщает Ярославская епархия, его нашли на Сохотском болоте.

Все кто приходит на литургию помолиться — получит помощь от Бога в любом деле или начинании, исцелении или оказании помощи. В храме Златоуста ежедневно выдуться записи всех творимых и необычных чудес, которые созидает эта божественная святыня. В праздник Воздвижения в это маленькое село приезжает большое количество человек. В этом году праздник посетило более 100 богомольцев.

Лучшая статья для Вас, переходите: Как красиво завязывать платок в церковь

Годенково — Животворящий Крест — как доехать из Москвы

Маленькое село Годенково расположено в 15 км от поселения Петровск Ростовского района Ярославской Области. Петровск лежит на трассе Ярославль — Москва. Собор Иоанна Златоуста находится на небольшом холме, возвышенности.

Это старинное каменное здание. Храм находится во владении Залесского женского монастыря. В этом здании на протяжении шести веков хранится ценный святейший артефакт — Крест Господень. В этом здании также находится икона Николаю Угоднику.

Читайте также:
Успенский пост: история и смысл, дата в 2020 году, правила и календарь питания, что можно и нельзя есть

На общественном транспорте доехать до села очень трудно. Маршрут выглядит приблизительно так:

  • Нужно ехать автобусом в направлении города Ярославля;
  • Высаживаемся в поселке Петровск;
  • Ищем местный автобус, который ходит в Годенково (необходимо быть внимательным, так как эти автобусы ходят только 2-3 раза в день)

Да к тому же бывает, что рейсы полностью отменяют.

Но те, кто все-таки смог добраться в это святое место — погружается в божественную благодать и ощущает присутствие Всевышнего.

Обычаи и традиции праздника

Самая главная традиция Происхождения честных древ Животворящего Креста связана с освящением нового урожая меда. До этого момента есть продукт свежего сбора воспрещалось. Для пчеловодов был создан особый ритуал:

  1. Сначала все ульи следовало перекрестить.
  2. После следовала найти содержащий больше всего меда.
  3. Выломать из него соты.
  4. Кусочек оставить, а часть отнести на службу в храм.

После службы часть уходила в «долю попу», некоторое количество тут же раздавалось нищим, которые славили и поздравляли угостивших их с Медовым спасом. После торжество плавно перетекало на пасеку, где пчеловоды угощали ребятню.

На Происхождение честных древ Животворящего Креста мед ели как в чистом виде, так и пекли пряники, пирожки, ватрушки. Созревающий к этому моменту мак тоже активно употребляли в кулинарных целях, делая из него «маковое молочко», смешивая с медом. В него макали блины.

С маком на Происхождение честных древ Животворящего Креста пекли маканцы и мачники – пышки, свернутую рулетом сдобу, пироги. На Маковей молодежь выходила на улицы, водила хороводы. Девушки заигрывали с парнями, осыпали их маком, щекотали, дурачились, припевая особые песенки.

После литургии священник отправлялся к открытому водоему для освящения воды. Народ крестным ходом следовал за ним, где после чина освящения люди набирали воду в кувшины и несли домой. Затем купались в реке или озере, купали скот, веря, что это помогает избавиться ото болезней, сглаза, порчи.

У сербов на Происхождение честных древ Животворящего Креста была традиция копать и заниматься чисткой колодцев, освящать в них воду. После празднества купаться было не принято. Лето уже подходило к концу, вода в реках и озерах затягивалась ряской, птицы готовились к отправке на юг. Начинались полевые работы, косцы. Во многих районах сеяли озимую рожь, заготавливали гумны, строили помещения для хлеба.

Народные приметы на Изнесение

В Сербии в торжество Происхождения честных древ Животворящего Креста купаться было не принято. Работать тоже, так как люди думали, что это может стать причиной появления у человека хворей.

В Македонии верили, что погода на 1 августа может предсказать погоду на весь будущий год. Купать детей и стирать белье на этот праздник македонским женщинам было нельзя. Иногда под запрет попадали и другие виды работы.

В Болгарии зятьям полагалось явиться в гости к теще с презентами и непременно поцеловать ей руку. Этот день и название имел соответствующее – «Зетьовден».

С Происхождением честных древ Животворящего Креста связаны еще несколько обычаев:

  1. Совершать чин водоосвящения в колодцах, освящать венки из пшеничных колосьев.
  2. Купать в водоемах коней.
  3. Пахать поля под озимые.
  4. Осуществлять первые посевы.

Животворящий Крест в Годенково — чудеса исцеления

Сила этой святыни настолько притягательна, что от него очень трудно оторваться. Каждый прихожан физически ощущает волны Божьей благодати, в которые он погружается. Многие могут почувствовать специфическое благоухание.

Даже случается, что прихожане спрашивают: «Вы протираете его специальным парфюмом»? Монахиням скорбно слышать такое. Икотники по сегодняшний день собирают и записывают все чудотворные события, которые сотворил образ распятого Христа. Ознакомьтесь с некоторыми:

У электрика из города Переславля-Залесского начали очень сильно болеть зубы. Он как раз был по работе в Годенково. Человек ни днем, ни ночью не мог найти себе покоя. И не мог работать и выполнять обязательства, ради которых он приехал. Этот человек был мало верующим и целительный образ Иисуса его никак не интересовал.

Священнослужители предложили ему ополоскать ротовую полость маслом от святой лампады храма и прочитать молитву чудотворному образу. Электрик выполнил совет поверив в Господа. И чудо, боль полностью исчезла на следующее утро. После исцеления этого работника не раз видели на коленях перед святым образом.

Однажды священник Олег прибыл в это место для службы. Но он не мог ничего делать, потому что возникли очень сильные боли в позвоночнике, которые мешали Отцу двигаться. В храме он прочитал акафист, далее самостоятельно стал на колени, хотя раньше этого сделать не мог. Боль полностью исчезла и не появлялась больше никогда.

Лучшая статья для Вас, переходите: В какие дни нельзя хоронить умерших

Иван из города Ставрополя

Весной 2001 года его жена родила шестого ребенка кесаревым сечением. После этой операции женщина стала очень болезненной и слабой, начались постоянные проблемы с пищеварением. От родственников они услышали о чудотворном Кресте. После молитвы в Годеновском храме семья осталась на ночлег у родственников.

Все семейство село ужинать, а на столе ничего диетического не было. Муж напомнил жене о лекарствах. Но женщина почувствовала себя полностью здоровой, ощущала здоровый аппетит. Она начала есть и никаких недугов уже не чувствовала. Она полностью исцелилась.

Роман из Подмосковья

Этот молодой человек несколько лет страдал сильными алкогольными запоями. За это время он полностью потерял всякую надежду на счастливую, нормальную человеческую жизнь. Много бед довелось пережить от пьянства. После молитвы Животворящему образу он нашел в себе силы для борьбы. В течение следующих месяцев он бывало срывался и немного выпивал, но запоев уже никогда не было.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: