Иоанно-Предтеченский монастырь в Москве: история и адрес монастыря, современное положение

МОСКОВСКИЙ ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Женский монастырь во имя пророка Иоанна Предтечи в городе Москве

Женский монастырь во имя пророка Иоанна Предтечи в городе Москве, ставропигия Русской Православной Церкви

Обитель расположена в части Москвы, называемой Белым городом; она дала название и самой местности – “Ивановская гора”.

Монастырь первоначально был мужским и существовал с начала XV века на другом берегу Москвы-реки – в Замоскворечье, в районе современной Пятницкой улицы. Первое известие о Московском Ивановском монастыре содержится в летописях под 1415 годом при описании чуда, сопровождавшего рождение великого князя Василия II Темного.

В 1530-­е годы после рождения у Василия III долгожданного наследника – будущего царя Иоанна Васильевича, монастырь был перенесен на Кулишки. Здесь на новом месте, при сохранении старого посвящения, монастырь стал женским.

На Кулишках монастырь существовал уже в начале XVI века. Древность монастыря подтверждает архитектура его соборного храма, существовавшего до его разборки в 1859 году. Это был бесстолпный одноглавый храм, с тремя сильно выдвинутыми к востоку апсидами; в его архитектуре присутствовали три притвора, придававших его плану крестообразность. Собор Ивановского монастыря был построен одним из итальянских мастеров, работавших в Москве в 1510-30-­е годы.

Во второй половине XVI века собор Ивановского монастыря был обновлен, видимо, на средства царя Иоанна Грозного. Монастырь не имел вотчин и поместий и содержался исключительно на государеву денежную и хлебную ругу. Ивановский монастырь был не только ружным царским богомольем. Для многих княжеских и служилых московских семей он выполнял функции родовой обители, куда представители этих семейств делали вклады, здесь они хоронили своих умерших сродников. Известно также, что представительницы этих княжеских и дворянских семейств постригались в Ивановском монастыре.

В начале 1640-­х годов был значительно увеличен монастырский собор. С запада к храму первой трети XVI века пристроили трапезную с приделом свт. Николая Чудотворца. Ее строительство было окончено к 1642 году. Тогда же, видимо, возвели и каменную колокольню, на которую повесили новый колокол, отлитый по повелению царя Михаила Федоровича.

К концу XVII века монастырский ансамбль окончательно сложился. Его территория была окружена каменной оградой, сменившей деревянный забор. В конце столетия над каменными Святыми вратами вкладчиком монастыря Василием Савичем Нарбековым была построена надвратная церковь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. В центре монастыря находился собор, вокруг которого располагался некрополь; здесь были захоронены вкладчики и сестры монастыря.

Указ Петра I 1701 года о замене в монастырях деревянных келий каменными повлек за собой строительство их в Ивановском монастыре за счет казны. В течение первой трети XVIII века начинает постепенно меняться социальный состав монашествующих. На смену игумениям из дворянских семейств приходят игумении, происходящие из духовенства и купечества, начиная с м. Елены (Протопоповой).

В конце царствования императрицы Елизаветы Петровны появилась угроза закрытия Ивановского монастыря. 4 июля 1760 года был дан именной указ императрицы об устройстве в Москве Дома призрения “заслуженных людей жен во вдовстве, а дочерей в сиротстве и бедности, покровительства и пропитания не имеющих”. Для обустройства Дома призрения был выбран Ивановский монастырь. Последовавшая вскоре кончина императрицы Елизаветы Петровны остановила роковое для монастыря предприятие.

Как и в другие обители, в Ивановский монастырь отправляли под надзор по императорскому указу особ, нарушивших нравственные законы, по которым жило русское общество XVIII века. Случалось, присылали сюда для вечного содержания и настоящих преступниц. Но в монастырь по указу отправляли на жительство не только преступников. Монастырь принимал лиц, присутствие которых было нежелательно в миру для власть придержащих. Так, в царствование Екатерины Великой, как считают, в 1785 году в монастырь по императорскому указу поступила монахиня Досифея, бывшая дочерью императрицы Елизаветы Петровны от тайного брака с Алексеем Григорьевичем Разумовским.

В 1811 году в монастыре вместе с игуменией Елпидифорой было 17 постриженниц.

В Отечественную войну 1812 года монастырь был разорён и сожжён. Часть ризницы успели отправить в Вологду. От огня не пострадала только соборная церковь. Игумения с сестрами оставались в обители, и лишь когда их жизни стала угрожать прямая опасность, удалились в Хотьковский Покровский монастырь. После изгнания французов разоренный Ивановский монастырь был упразднен, монастырский собор был обращен в приходскую церковь.

3 сентября 1860 года состоялась торжественная закладка нового собора с больничным храмом прп. Елизаветы. К 1877 году все работы были окончены.

7 июня 1877 года в монастырских корпусах открылся военный госпиталь для участников русско-турецкой войны. Все раненые и больные офицеры, прибывавшие в Москву, находились именно в Ивановском монастыре.

В 1879 году монастырь был восстановлен и открыт по благословению митрополита Филарета (Дроздова).

4 октября 1879 года архимандрит Пимен (Мясников) освятил малую больничную церковь прп. Елизаветы Чудотворицы. 19 октября 1879 года состоялось освящение главного престола Иоанно-­Предтеченского собора митрополитом Макарием (Булгаковым).

К 1917 году в Ивановском женском монастыре проживало 44 монахини и 33 рясофорные послушницы, остальные (их было более двухсот) жили на испытании. Почти все насельницы монастыря, кроме исполнения своих монашеских послушаний, с 1914 года шили военное обмундирование для русской армии, а с 1918 года – для красноармейцев.

Ивановский монастырь был закрыт одним из первых в Москве. Все банковские счета его были ликвидированы, арендные помещения, приносившие доход, конфискованы в пользу государства, лазарет закрыт, поднимался вопрос о выселении монахинь. В 1918 году монастыре был устроен концлагерь.

23 апреля 1919 года был заключен договор с общиной верующих, состоявшей из сестер и прихожан монастыря (всего 560 человек), о передаче им «в бессрочное пользование» двух храмов: соборного храма Св. Иоанна Предтечи и больничной Елисаветинской церкви. Спустя полтора месяца снова встал вопрос о выселении; монастырь передавался в распоряжение отдела принудительных работ НКВД.

В 1927 году монастырь был окончательно закрыт.

В 1992 году монастырь был передан Православной Церкви и приписан к храму Владимира равноапостольного в Старых Садех города Москвы.

5 мая 1999 года при бывшем Ивановском монастыре учреждено патриаршее подворье, в котором протоиерей Сергий Романов был назначен исполняющим обязанности настоятеля собора Усекновения главы святого Иоанна Предтечи и Елисаветинской домовой церкви.

11 августа 2000 года монастырь был вновь открыт [1].

На 2020 год часть зданий и территории монастыря занимает Московский университет МВД РФ.

Храмы

  • собор Усекновения главы пророка Иоанна Предтечи
  • храм великомученицы Елисаветы
  • часовня святого Иоанна Предтечи (в монастырской ограде)

Святые

  • блж. Марфа Московская, схим. (+ 1638), подвизалась в монастыре

Святыни

  • чудотворная икона Иоанна Крестителя с обручем и частицей мощей в часовне святого Иоанна Предтечи
  • икона прп. Елизаветы чудотворицы и прмц. Елизаветы с частицей ее гроба в соборе Усекновения главы Иоанна Предтечи
  • иконы с частицами мощей свт. Николая Чудотворца, вмч. Пантелеимона, прп. Сергия Радонежского в соборе Усекновения главы Иоанна Предтечи
  • мироточивая икона Смоленской Божией Матери в храм великомученицы Елизаветы

Настоятельницы

  • Елена (Протопопова) (1733 – ?)
  • Елисавета (упом. 1785)
  • Елпидифора (упом. 1811)

Ивановский монастырь

Тюрьма для душегубиц и претенденток на трон

В конце Старосадского переулка располагается Иоанно-Предтеченский монастырь. История не сохранила даты основания обители, поэтому принято считать, что Ивановский монастырь заложил Василий III в честь рождения в 1533 году сына Ивана.

Монастырь получил имя по названию главного собора. А в народе обитель назвали Иваном Постным, так как по церковному календарю день Усекновения главы Иоанна Предтечи — день строжайшего поста.

Также нередко уточняли, что монастырь «на Ивановской горке», «на Кулишках» или «в Старых Садах», так как здесь издавна были сады.

С 1654 года в день Усекновения главы Иоанна Предтечи у стен обители проводили «бабьи шерстяные и нитяные ярмарки». Причем свои работы выставляли на продажу и монахини.

Но Ивановский монастырь сильно страдал от вражеских набегов и пожаров. Из-за этого он в 1748 году исчез. В 1761 императрица Елизавета велела восстановить обитель и использовала ее в качестве тюрьмы для подследственных Тайной Канцелярии (неподалеку, на Мясницкой, находилась пыточная). Поэтому посетителей внутрь не пускали.

Иоанно-Предтеченский монастырь имел печальную репутацию. Здесь часто насильно постригали в монахини знатных женщин, семьи которых давали внушительные средства на содержание своих родственниц.

Именно сюда под видом сумасшедших привозили из Сыскного приказа женщин, замешанных в уголовных и политических делах. А из Раскольничьей конторы в Ивановский монастырь доставляли истерзанных пытками узниц, которых затем держали в «каменных мешках» под надзором монахинь.

В стенах обители на Ивановской горке отбывала наказание за убийство 138 крепостных столбовая дворянка Дарья Салтыкова. Первые 11 лет ее держали в темном склепе под соборной церковью, а свечу вносили только на время еды. При этом москвичи могли смотреть на узницу через небольшое окошко.

По слухам, в заключении Дарья Салтыкова умудрилась «прижить» ребенка от охранявшего ее солдата. Возможно, поэтому еще 22 года Дарья провела в специально пристроенной к собору клетке — на виду у прихожан.

А в 1785 году в Ивановский монастырь тайно доставили молодую женщину и поселили в специально построенном домике. Вскоре она приняла постриг под именем Досифеи. Инокиню содержали в строжайшей изоляции: ей прислуживала только одна монахиня, а монастырский священник проводил для нее церковные службы при закрытых дверях. Но те, кто видел Досифею, могли заметить сходство с императрицей Елизаветой. При этом заточение загадочной инокини было в меру строгим и даже комфортным. Кроме суммы, назначенной казначейством, на ее содержание поступали большие суммы от анонимных дарителей. Лишь во время царствования Павла I монахиню Досифею разрешили посещать.

В феврале 1810 года она скончалась. Загадочной инокине устроили торжественные похороны в Новоспасском монастыре, где находилась усыпальница рода Романовых, а на отпевании присутствовала московская знать и представители царской фамилии.

Узниками Ивановского монастыря иногда становились и царственные особы. Например, сюда перевели из Владимира насильно постриженную в монахини Пелагею Михайловну — вторую жену старшего сына Ивана IV. В 1610 году здесь же постригли в монахини Марию Шуйскую.

В XIX веке тюрьму разобрали, и на территории Ивановского монастыря разместились ясли для девочек-сирот, училище, иконописная мастерская, духовная библиотека и другие ведомства.

В 1859 году началось восстановление Ивановского монастыря по проекту архитектора М.Д. Быковского на средства, завещанные подполковницей Е.А. Макаровой-Зубачевой. Ее душеприказчица выгнала священнослужителей и сломала все прежние здания. Заложили фундамент, поставили каменную ограду вокруг монастыря, а дальше дело застопорилось. Макарова-Зубачева упорно отказывалась достраивать обитель, так как верила, что в новой церкви первым покойником становится храмоздатель. А умирать ей не хотелось. Лишь через 20 лет строительство завершилось.

В 1918 году Ивановский монастырь закрыли одним из первых в Москве, а его помещение передали МВД. И до сих пор, несмотря на то что обидеть возвращена церкви, часть ее остается в ведении органов внутренних дел.

В монастырь вернулась его главная святыня — икона пророка Иоанна Предтечи с медным обручем, прикрепленным к киоту (ранее он был прикреплен к иконе Усекновения главы Иоанна Предтечи). Верующие надевают обруч во время молитвы, так как это помогает справиться с головными болезнями.

Но не удалось Иоанно-Предтеченскому монастырю сохранить другую святыню — мощи блаженной Марфы. Она была схимонахиней обители во время правления Михаила Федоровича Романова и считалась покровительницей беременных. Но сохранилось только надгробие могилы блаженной Марфы.

Спасо-Преображенский собор в Санкт-Петербурге

Описание

Спа́со-Преображе́нский собо́р (официальное название — Собор Преображения Господня всей гвардии) в Санкт-Петербурге — православный храм Санкт-Петербургской и Ладожской епархии Русской Православной Церкви, на Преображенской площади. Построен по проекту В. П. Стасова в 1829 году на месте более раннего храма. Памятник архитектуры классицизма.

Никогда не закрывался для богослужения; в 1920-е — 1940-е в отдельные периоды находился в ведении различных «обновленческих» структур.

От Спасо-Преображенского собора происходят названия Преображенской площади (бывшая площадь Радищева), на которой он стоит, и близлежащего переулка Радищева (бывший Церковный переулок).

История

Первоначально возведён по повелению императрицы Елизаветы Петровны в период с 1743 по 1754 год по проекту архитектора Михаила Земцова на месте съезжей избы (штаба) гренадерской роты лейб-гвардейского Преображенского полка в память о восшествии императрицы на престол с помощью солдат и офицеров этого полка. Закладка трёхпридельного собора состоялась 9 июня 1743 года. После смерти Михаила Земцова строительством руководил архитектор Пьетро Трезини, который несколько изменил проект, сделав собор в стиле барокко пятиглавым. Собор был освящён архиепископом Сильвестром 5 (16) августа 1754 год в присутствии императрицы, накануне праздника Преображения Господня. Пятиярусный иконостас и алтарная сень выполнены московскими резчиками Кобылинскими по эскизу архитектора Ф. Б. Растрелли. Образа написал художник М. Л. Колокольников.

12 ноября 1796 года, во время царствования императора Павла I, полковой Спасо-Преображенский собор получил почётное название «собор всей гвардии».

8 (20) августа 1825 года возник пожар и первый Спасо-Преображенский собор сгорел, но из него успели вынести все основные святыни. От собора остались лишь стены.

В 1825—1829 годах он был восстановлен архитектором Василием Стасовым в стиле ампир. Именно в этом виде собор и дошёл до наших дней. Восстановленный храм был освящён 5 (17) августа 1829 года митрополитом Серафимом (Глаголевским). Главный алтарь был освящён в честь праздника Преображения Господня, правый (южный) придел — в честь Преподобного Сергия Радонежского, а левый (северный) — в честь священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского, день памяти которых отмечается 25 ноября (по старому стилю).

Спасо-Преображенский собор был выбран в качестве архитектурного образца для сооружения Троицкого собора в городе Моршанске Тамбовской губернии, строительство которого началось в 1836 году и завершилось в 1857-м.

При соборе с 1871 года действовало приходское благотворительное общество, которое содержало богадельню, детский приют, столовую, школу для солдатских детей и бесплатные квартиры. С 1912 года в нём действовало Братство трезвости и целомудрия. В праздник Преображения Господня (народное название — Яблочный спас), приходящийся на 6 августа (по старому стилю), у храма устраивался традиционный фруктовый базар.

После Октябрьской революции 1917 года собор оставался действующим. В 1918 году он стал приходским, и знамёна, орудия и военные трофеи, хранившиеся в соборе, были изъяты и переданы в Артиллерийский музей, а с 1950 года эти реликвии находятся в коллекции Эрмитажа. Также в 1920-е годы были изъяты многие ценные иконы.

С 1922 до 1926 (Союз Церковного Возрождения Антонина Грановского) и с 1935 года до января 1944 года собор находился в ведении обновленческих структур; с 1939 года, после закрытия храма Спаса на Сенной, был главным обновленческим храмом в Ленинграде. Во время Ленинградской блокады в подвале храма было устроено бомбоубежище на 500 человек, в котором оказывалась помощь раненым.

В 1946—1948 годах была проведена реставрация фасадов и интерьеров храма.

Архитектура

Площадь собора составляет 1180 м², высота — 41,5 метра. Фасады главного объёма оформлены двенадцатиметровыми четырёхколонными портиками ионического ордера. Завершает здание мощный световой барабан, увенчанный главным куполом, по углам — четыре главки-колокольни. В северо-западной колокольне установлены башенные часы.

Высокие полуциркульные окна закомпонованы в ниши с балюстрадами и оформлены орнаментальными архивольтами. Стены собора также декорированы лепными панно с воинскими атрибутами.

Спасо-Преображенский собор в Санкт-Петербурге

История Спасо-Преображенского собора

Возведение храма началось в 30-е годы XVIII столетия. Решение было принято младшей дочерью Петра I, когда она заняла трон, сместив незаконно царствующую Анну Леопольдовну. До начала работ по строительству на этом месте располагался Преображенский полк. Цесаревна часто посещала солдат с их семьями, привозя детям подарки. 25 ноября 1741 года было принято решение атаковать Зимний дворец, и гренадеры согласились поддержать будущую императрицу.

Спасо-Преображенский собор в Санкт-Петербурге

После церемонии коронации Елизавета Петровна, выражая свою благодарность поддержавшим ее воинам, решила подарить им храм. На строительство были приглашены лучшие архитекторы того времени: Растрелли, Трезини, Земцов. Так, Санкт-Петербург обрел новую святыню, названную в честь полка. Сейчас она находится на Преображенской площади (ранее Радищева), рядом с переулком Церковным.

Видео «История Спасо-Преображенского собора в Санкт-Петербурге»

Из этого документального фильма вы узнаете историю Спасо-Преображенского собора в Санкт-Петербурге.

Строительство собора

История строительства начинается в 1743 году. Проект пятикупольного здания русско-византийского стиля разработал Михаил Земцов, а после его кончины руководство перенял на себя Пьетро Трезини.

Первый камень был заложен Елизаветой Петровной собственноручно. Пока шло строительство, императрица внимательно следила за всеми процессами, внося правки и свои предложения. Когда через год возведение церкви Преображения Господня завершилось, она лично присутствовала на обряде освящения.

Вторая жизнь храма

В начале XIX века церковь очень сильно пострадала от пожара. Воспламенение произошло по вине рабочих, и бушующее пламя оставило от строения одни стены. Большую часть реликвий (иконы, ризница, утварь) удалось спасти только чудом.

По указу императора Александра I архитектору В. П. Стасову было поручено восстановить разрушенный собор. Реконструкция проводилась в очень короткие сроки, и уже вскоре Петербург вновь обрел свою святыню. Освящение произошло в 1829 году митрополитом Серафимом.

Храм был действующим всегда. Там проходили службы, принимались прихожане, а во время блокады было устроено бомбоубежище. Здание вмещает около трех тысяч людей, при нем имеется воскресная школа и хор. С 2014 года настоятелем назначен протоиерей Николай Брындин.

Памятник архитектуры позднего классицизма

Площадь Спасо-Преображенского собора составляет 1180 кв. м, а самая высокая точка находится на уровне 41, 5 м. Главный вход обрамляют четыре колонны высотой по 12 метров каждая. Церковь увенчал большой купол, на котором высится восьмиметровый крест. На северо-западной колокольне расположены часы.

Стены храма оформлены лепкой, изображающей воинскую атрибутику. Окна прямоугольные с закругленным верхом. Церковь имеет три престола. Главный посвящен Преображению Господнему, южный – Сергию Радонежскому, а северный – великомученику Клименту, Петру Александрийскому и папе Римскому.

Площадь Спасо-Преображенского собора составляет 1180 кв. м

Архитектурные особенности святыни

После пожара, в ходе реконструкции, храм претерпел некоторые архитектурные изменения. Собор, отстроенный по проекту Василия Петровича, по сей день украшает Преображенскую площадь Петербурга.

Ограда храма

Сквер, разбитый на территории собора, также был спроектирован Стасовым. Во славу победы над турками в Русско-турецкой войне архитектор построил оригинальную ограду. Она состоит из 102 трофейных орудий, отобранных у врагов на местах основных битв.

Дула вражеских пушек направлены вниз, как знак поражения османов, а сами они закреплены по трое на основаниях из гранита. Между собой элементы соединены цепью с крупными звеньями, а на корпусах можно увидеть двуглавых орлов, коронованных золотыми коронами. Ворота ограды украшены щитами с победными медалями.

По проекту Стасова В. П. планировалось возвести усыпальницы для погибших солдат, однако строительство так и не состоялось.

Внутреннее убранство

Свод главного купола опирается на четыре пилона диаметром по три метра. Расписан он под голубое небо, а по центру «горит» большая Вифлеемская звезда. Также на нем изображены четыре евангелиста, восемь ангелов, а по окружности можно прочитать надпись, благословляющую Всевышнего.

Под куполом расположена центральная люстра под 120 свечей, а также несколько светильников поменьше. По правую сторону от столпа находится царское место, оформленное символами власти. Слева можно увидеть церковную кафедру, где золочеными буквами написано: «Услышьте слово Господне».

Основной престол имеет пятиярусный иконостас, изготовленный по эскизам Стасова. Он сделан в форме триумфальной арки и украшен утонченной золотой резьбой.

Святыни и реликвии Спасо-Преображенского собора

Главная гордость храма – Образ Спаса Нерукотворного и икона Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радосте». Первая святыня, изображающая крупным планом лик Христа, была особенно любима Петром I. Ее даровала сыну его мать, а позже икона была рядом с императором во время закладки Санкт-Петербурга.

Не менее ценным для собора является образ Божьей Матери Тихвинской. Он украшен драгоценными камнями, которые делают его неповторимо красивым.

В северной части храма можно найти складень, подаренный церкви командиром Преображенского полка Константином Константиновичем. На нем изображены священномученики Константин и Пантелеймон.

Также храм хранит памятную доску с именами офицеров Преображенского полка. Список включает всех погибших с 1702 по 1917 года.

Культурно-просветительская деятельность

Роль Спасо-Преображенского собора для православной жизни Петербурга переоценить сложно. На его территории создана воскресная школа для взрослых и детей. Там прихожане не только занимаются изучением православия, но также учатся хоровому пению. Кроме того, у церкви имеется своя социальная служба. Ее работники оказывают безвозмездную помощь всем нуждающимся: раздают вещи, кормят, помогают бездомным и неимущим.

В храме действует кружок Священного Писания. Там желающих учат правильно читать и понимать тексты Евангелие. Также существует молодежный клуб. Он помогает юным прихожанам приобщаться к православной вере, обсуждать интересующие темы с единомышленниками, получать помощь или советы.

Также служители церкви Преображения Господня проводят катехизаторские беседы с теми, кто решил посвятить себя церковной жизни или принять участие в тех или иных обрядах.

Посетить Преображенский собор можно в любой день недели с 8: 00 до 20: 00. Службы проводятся по следующему графику:

  • 10:00, ежедневно – утренние богослужения;
  • 7:00, дважды в неделю – чтение Литургии;
  • 18:00, каждый день – вечерние службы.

Подробней о расписании богослужений, экскурсиях и свежих новостях из православной жизни Питера можно узнать на официальном сайте: http://spaso-preobr-sobor.ru.

Храм Преображения Господня – не единственный памятник архитектуры, связанный с войной. Кроме него, Северная столица славится Казанским и Свято-Троицким Измайловским собором.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасо-Преображенский собор в Санкт-Петербурге

Зимой 1741 года благодаря поддержке солдат и офицеров Преображенского полка на российский престол взошла дочь Петра Великого. Еще до воцарения Елизавета Петровна не раз посещала казармы преображенцев, по легенде, крестила детей многих из них.

В знак благодарности за участие в дворцовом перевороте императрица удостоила полк многих наград, в том числе — построила Спасо-Преображенский собор на месте штаба роты гренадеров Преображенского полка.

Собор всея гвардии

Собор был основан в июне 1743 года, а завершилось его строительство спустя 11 лет. При освящении собора императрица присутствовала лично. Первым настоятелем был назначен протопоп Лука Иванов.

Важно! Каждый храм имеет название по главному престолу. Собор назван Спасо-Преображенским, потому что главный его алтарь освящен в честь Преображения Господня — двунадесятого праздника. Церковь празднует Преображение Господне ежегодно 19 августа.

Храм изначально был построен трехпрестольным:

  • главный придел освящен был в честь Преображения Господня;
  • южный — в честь преподобного Сергия Радонежского;
  • северный — в честь священномучеников Климента, папы Римского и Петра Александрийского.

Славная история собора началась в 1754 году и даже в эпоху массовых гонений на Православную Церковь в Спасо-Преображенском соборе ни на день не прекращались богослужения. Единственное событие, которое вывело храм из богослужебного круга — пожар. В августе 1825 года он полностью сгорел. Восстановление было быстрым, и уже 1829 году величественное здание в стиле ампир работы Василия Стасова снова было освящено.

Другие православные храмы Санкт-Петербурга:

До сегодняшнего дня общий облик собора почти не менялся. Это пятикупольный храм, окруженный сквером. На одной из его башен находятся куранты, привезенные из Англии еще в середине XIX века.

В конце XIX столетия широко развернулась деятельность общины прихожан Преображенского собора, были открыты:

  • приют для сирот;
  • школа для солдатских детей;
  • богадельня;
  • бесплатные квартиры;
  • столовая.

В 1912 году было открыто также Общество трезвости и целомудрия.

Интересно! Собор, хотя и построен в благодарность преображенцам, но назван не по имени знаменитого полка. Оба они: и полк, и собор посвящены празднику Преображения Господня.

Построенный для Преображенского полка собор скоро стал главным военным храмом всей России. При императоре Павле к его названию прибавили слова «всей гвардии». Эту роль храм с честью исполнял. Внутри находились не только иконы и частицы святых мощей, но и трофеи, знамена и орудия, захваченные у неприятельских войск. По левую сторону в храме располагались трофеи, захваченные в Азии, по правую — в Европе. Особенно много — после войны с Турцией в 1828-1829 гг.

Трофейные орудия той войны стали основой для уникальной ограды вокруг собора, ставшей отдельным памятником героизму русских солдат. В стенах храма на памятной доске выбиты имена всех погибших офицеров-преображенцев с 1702 по 1918 годы — за все время существования полка.

Двадцатый век принес смуту и невзгоды в жизнь Церкви. Собор, хотя и не был закрыт, утратил часть своего великолепия. В 1918 году все военные трофеи из него были изъяты и отправлены в Артиллерийский музей. Сейчас они хранятся в коллекции Эрмитажа. В 1920-е годы из храма вывезли и передали «в пользу голодающих» ценные иконы и утварь. Во время блокады в Преображенском соборе находилось бомбоубежище, в котором одновременно могли спастись 500 человек. После войны в соборе прошла масштабная реставрация. Были восстановлены фасад и интерьеры.

Храм сегодня

С 2014 года настоятелем собора является протоиерей Николай Брындин, ответственный также за благотворительную и социальную работу всей Санкт-Петербургской епархии. Почти 30 лет до отца Николая Брындина собор возглавлял протоиерей Николай Гундяев, который в свои почти 80 лет все еще служит в должности почетного настоятеля.

Преображенский собор в Санкт-Петербурге часто называли одним из символов города наряду с кафедральным Казанским собором. Сегодня он по-прежнему остается одной из центральных достопримечательностей.

Расписание богослужений в Спасо-Преображенском соборе с указанием памяти святым на каждый день можно найти на официальном сайте. Вообще же Литургию в соборе служат каждый день. Начинается она в 10 часов утра. Для тех, кто работает с восьми или девяти часов в среду, пятницу и воскресение установлена ранняя Божественная литургия, начало которой в 7 часов утра.

Вечерние богослужения можно посетить ежедневно в 18 часов. В воскресенье и среду в храме читают акафисты.

Для молитв собор открыт каждый день с 8 до 20 часов.

Интересно! Ни один из чертежей или изображений первого собора, сгоревшего в 1825 году, не сохранился. Известно только, что уже тогда он имел пять куполов. Он вообще был первым в череде пятикупольных храмов. До этого долгие годы было принято строить одноглавые — такую традицию завел Петр Великий.

Деятельность прихода

По примеру своих предшественников прихожане Спасо-Преображенского собора ведут активную благотворительную работу:

  • при храме действует воскресная школа, в которой обучаются как дети от 5 до 15 лет, так и взрослые;
  • социальная служба собора помогает бездомным;
  • желающие глубже понимать Библию посещают Евангельский кружок;
  • чтобы молодые люди увереннее чувствовали себя в церкви, каждую среду их приглашают на встречи молодежного клуба;
  • паломнический центр при храме организует познавательные и душеполезные поездки.

Особенно славится община собора хоровым кружком.

Святыни

Главной святыней Спасо-Преображенского собора Санкт-Петербурга является образ Спаса Нерукотворного, выполненный в 1676 году Симоном Ушаковым. Эта старинная икона когда-то сопровождала во всех походах императора Петра Великого.

В этом храме можно поклониться иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость», которая в XVII веке прославилась после исцеления в Москве сестры патриарха Иоакима от зияющей раны.

Ищущие исцеления верующие обращаются также с молитвами к великомученику Пантелеймону, целителю. Частица его мощей и чтимая икона хранятся в соборе Преображения Господня.

Престольные праздники

В Церкви каждый день — праздник. В честь святого или важного для верующих события. Собор Преображения Господня по-особенному отмечает следующие дни церковного календаря:

  • праздник Преображения Господня, 19 августа;
  • память преподобного Сергия Радонежского, 8 октября и 18 июля;
  • память священномучеников Климента, папы Римского и Петра Александрийского, 8 декабря.

На заметку! Накануне престольного праздника всегда служат Всенощное бдение, утром бывает две Литургии: ранняя в 7 часов утра и поздняя в 10.

Как добраться

Спасо-Преображенский собор дал название одной из площадей Санкт-Петербурга, поэтому адрес его запоминается легко: Преображенская площадь, 1. От станции метро «Чернышевская» достаточно пройти 550 метров: выйдя сначала к Кирочной улице, повернуть направо до Радищева переулка.

Интересно! Радищев переулок раньше также назывался Преображенским.

Спасо-Преображенский собор в Санкт-Петербурге: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Спасо-Преображенский храм – это единственная из питерских церквей, в которой никогда, даже во времена советской власти и антирелигиозной пропаганды, не переставала звучать молитва и проходить богослужения. Хотя в этот период его «понизили» до приходского, а ценности, хранящиеся в нем, изъяли (часть передали в ленинградские музеи), у верующих осталась возможность посещать службы.

Очень интересна история создания собора: косвенно он имеет отношение к Петру Первому, который создал свой «потешный» полк, позже превратившийся в Преображенский – именно он помог Елизавете Петровне осуществить переворот, приведший ее к трону. На месте штаба роты гренадеров и был заложен храм в середине XVIII века – так императрица решила увековечить память о своем приходе к власти. Позже собор сгорел, и были утрачены многие святыни, хранившиеся здесь. В отстроенном храме вновь начали богослужения в 1829 году.

Где находится храм

  • Спасо-Преображенский собор находится в Санкт-Петербурге по адресу: Преображенская площадь, строение 1. Ранее эта площадь носила имя Радищева, а переулок рядом назывался Церковным.
  • Телефон собора: 27-23-662;
  • телефонный код – 812.

Как лучше добраться до храма

  • Удобнее всего ехать сюда на метро – встав на станции Чернышевская, вам не придется искать другой вид транспорта, хотя при желании можно сесть и на автобус.
  • Если же прогулка не пугает – выходите на улицу Кирочную и направляйтесь к переулку Радищева. Идти следует по уменьшению нумерации зданий. Сам переулок будет слева. Сверните в него и продолжайте движение. Уже через минуту вы увидите храм, а чуть позже (в конце переулка Радищева) выйдете на Преображенскую площадь, на которой и расположен собор.

Посещение Спасо-Преображенского собора

  • Верующие и туристы могут побывать в этом храме каждый день.
  • Открыт он с 8.00, а по средам, пятницам и воскресеньям здесь служат раннюю литургию – с 7.00. Закрываются двери храма в 20.00.
  • Обратите внимание, что начинается литургия здесь в 10.00 каждый день (в воскресенье, пятницу и среду здесь служат два таких богослужения – раннее и позднее).
  • Начало вечерни – в 18.00.

Как и в любом другом православном соборе, не забывайте о соответствующем внешнем виде:

  • для женщин обязательными являются головные уборы (платки, косынки), а также платья или юбки, которые прикрывают колени;
  • мужчинам нельзя входить в церковь в шортах, спортивной одежде, с голым торсом.
  • не стоит пользоваться резкими парфюмами или слишком душиться;
  • женщинам лучше отказаться от губной помады или стереть ее до того, как они будут прикладываться к образам.

Решив посетить этот храм, обязательно обратите внимание на его ограду, для которой использовали более ста трофейных орудий. Это своеобразный памятник героям русско-турецкой войны.

Внутри собора находится доска, на которую нанесены фамилии офицеров Преображенского полка, погибших в период с 1702 до 1917 года. Сам храм считался «собором всей гвардии».

Посетителям стоит обратить внимание и на прекрасную внутреннюю роспись, которая украшает как стены, так и купола. К ней приложили руку многие известные художники.

Фото Спасо-Преображенского собора в Санкт-Петербурге

  • Располагается этот храм на Преображенской площади.
  • В ночное время ансамбль собора выглядит по-настоящему завораживающе.
  • Снаружи храм кажется строгим благодаря достаточно лаконичной архитектуре.
  • Необычная ограда из стволов пушек, увенчанная двуглавыми орлами, является важной частью ансамбля собора.
  • Гармонично продолжает архитектуру храма и часовня при нем.
  • Купола Спасо-Преображенского собора видны с разных улочек Петербурга.
  • У храма три престола, а также удивительной красоты иконостас.
  • При всей внешней строгости внутри собор удивляет роскошью.

Спасо Преображенский собор в Санкт Петербурге на видео

В этом видео собрана более детальная информация о соборе в Санкт Петербурге. Приятного просмотра.

Спасо-Преображенский собор, куда ходили на службы гвардейцы, является одним из наиболее посещаемых и сегодня. Он интересен как своей историей, так и внутренним убранством, архитектурой, святынями.

Преображенский собор: режим работы и стоимость билетов — лето 2021, адрес и как добраться, официальный сайт

История строительства

В 1741 году гренадеры лейб-гвардии Преображенского полка помогли дочери Петра I — Елизавете Петровне совершить дворцовый переворот и взойти на российский трон. Новая императрица была благодарна верным солдатам и офицерам, и поэтому заказала архитектору Михаилу Земцову проект полкового храма.

Церковь решили поставить там, где раньше находился штаб полка, как тогда говорили «съезжая изба». Любопытно, что именно в этом месте будущая императрица молилась о возвращении престола, который был незаконно отнят у нее Анной Леопольдовной.

В 1743 году, после кончины Земцова, строительство возглавил архитектор Пьетро Антонио Трезини. Он изменил первоначальный проект. В августе 1754 года, незадолго до праздника Преображения, в присутствии императрицы архиепископ Сильвестр освятил новый собор.

Вид Спасо-Преображенского собора со стороны улицы Пестеля

В Петербурге появился барочный пятиглавый храм с изящным пятиярусным иконостасом и резной алтарной сенью. Он стал одной из первых каменных церквей строящегося города. В 1796 году, при императоре Павле I храму присвоили почетное звание «собора всей гвардии».

В 1825 году произошла страшная беда. В церковном здании начался пожар. Пока пламя разгоралось, служители и прихожане успели вынести ценные иконы и богослужебную утварь. Сам собор спасти не смогли. От величественной постройки остались лишь одни обгоревшие стены.

Огорченный император Николай I поручил восстановить собор архитектору Василию Стасову. Поскольку от старого храма мало что уцелело, зодчий подготовил оригинальный проект в популярном в те времена стиле ампир. Строительство заняло 4 года. В 1829 году новый храм освятил митрополит Серафим.

Общий вид Спасо-Преображенского собора и Преображенской площади

Святыни Спасо Преображенского Собора в Санкт Петербурге

В данной церкви находится много святых ликов. В нем есть две главные святыни:

  • чудотворная икона Богоматери «Всех Скорбящих Радость»;
  • икона Нерукотворного образа Спасителя.

Образ Богоматери хранится по левую сторону помещения. Впервые этот образ стал популярным после исцеления сестры Патриарха. Она страдала от раны, которая была у нее в боку. Она долго не заживала и сильно гноилась. Девушке с каждым днем становилось все хуже и хуже.

Многие медицинские работники говорили, что ее состояние безнадежные. Болящая часто возносила искренние молитвы к Богоматери. Однажды ее молитвы были услышаны и ей было послано исцеление. Это произошло после того как она увидела сон с явлением Богоматери с указанием на то, чтобы провели перед ее образом молебен с освящением воды.

Девушка пошла к священнику в храм и рассказала об увиденном сне. Священник взял девушку и провел богослужение с водосвятием, после которого она полностью и исцелилась. Это было первое чудо, содеянное святым ликом, о котором сразу разлетелись слухи по всей стране. С тех пор к святому образу съезжаются со всей страны чтобы помолится и попросить помощи от многих бед.

Вторая главная святыня храма находится по правую сторону. Этот лик был рядом с императором Петра Великого на протяжении всей его жизни. Он очень почитал этот лик. Перед этой иконой император стоял на коленях и произносил молитвенные прошения во времена, когда было становление города. Однажды после того как прошло водосвятие с богослужением на острове в день Пресвятой Троицы.

Лучшая статья для Вас, переходите: Волгоград казанский кафедральный собор

Царь сам лично начал копать ров. Во время этого в небе появился орел, которого не свойственно увидеть в этой местности. Это был благоприятный знак. В ров опустили золотой ковчег с мощами А. Первозванного. Святой лик был с Петром повсюду. Даже во время проведения битв.

История храма в XIX и XX веках

В XIX столетии «гвардейская» церковь была очень популярна в городе. Современники говорили, что Санкт-Петербург знаменит двумя храмами – Казанским и Спасо-Преображенским соборами.

С 1870-х годов здесь организовали благотворительное общество. На собранные деньги содержались богадельня для престарелых и больных, приют для сирот и столовая. При храме работала школа для солдатских детей, и существовали бесплатные квартиры. Ежегодно в августе на площади возле здания устраивали большой фруктовый базар.

После революции собор получил статус приходского храма. Все воинские реликвии Преображенского полка были переданы Артиллерийскому музею. В годы, когда в стране проходили изъятия ценностей в пользу голодающих в Поволжье, из собора бесследно исчезли многие старинные иконы.

Во время Ленинградской блокады в подвале храма сделали бомбоубежище. При артиллерийских обстрелах и бомбежках в нем пряталось до 500 человек. Здесь же работали врачи и медсестры, которые помогали раненым. В самые тяжелые годы богослужения не прекращались.

Когда война закончилась, прихожане и городские власти нашли средства, чтобы отреставрировать фасады и интерьеры собора. В 1950 году воинские знамена, штандарты, оружие, трофеи гвардейцев и преображенские мундиры нескольких российских государей попали в хранилища Эрмитажа.

Архитектурные особенности

Среди соборов и храмов Санкт-Петербурга много архитектурных памятников. Спасо-Преображенский собор – не исключение. Величественный храм – яркий пример традиций русского ампира. Он поднимается на 41,5 м, что соответствует высоте -14-этажного здания.

Собор стоит рядом с Литейным проспектом, где раньше находились казармы преображенцев.

Фасады основного объема декорированы строгими четырехколонными портиками ионического ордера. Массивный главный купол венчает большой световой барабан, а вокруг него возвышаются четыре главки-колокольни. На северо-западной главке можно увидеть круглые башенные часы.

Как лучше добраться до храма

  • Удобнее всего ехать сюда на метро – встав на станции Чернышевская, вам не придется искать другой вид транспорта, хотя при желании можно сесть и на автобус.
  • Если же прогулка не пугает – выходите на улицу Кирочную и направляйтесь к переулку Радищева. Идти следует по уменьшению нумерации зданий. Сам переулок будет слева. Сверните в него и продолжайте движение. Уже через минуту вы увидите храм, а чуть позже (в конце переулка Радищева) выйдете на Преображенскую площадь, на которой и расположен собор.

Внутреннее убранство

В православном храме освящены три предела. Главный посвящен почитаемому верующими празднику Преображения, южный – Сергию Радонежскому, а северный – священномучениками архиепископу Александрийскому Петру и Папе Римскому Клименту I.

Свод главного купола расписан под небо с облаками. По его центру красуется большая звезда. Собор освещен естественным светом из полуциркульных окон. Кроме того, под куполом висит огромное паникадило, которое рассчитано на 120 свечей.

Вид на купола Спасо-Преображенского собора

Иконостас главного придела разделен на четыре яруса. Он был изготовлен по эскизам Василия Стасова. Иконы написали известные живописцы Алексей Егоров, Григорий Угрюмов, Василий Шебуев и Андрей Иванов, которые жили на рубеже XVIII-XIX веков. Роспись интерьеров собора сделана по рисункам Шебуева.

Поражает изумительная по качеству резьба кафедры, которую выполнил искусный мастер из Костромы Василий Захаров.

В соборе хранится старинный складень. В 1900 году этот складной алтарь преподнес в дар храму член императорской семьи — великий князь Константин Константинович.

Примечательна самая старая икона собора — образ Спаса Нерукотворного XVII века. Она была написана известным московским изографом Симоном Ушаковым для царя Алексея Михайловича. Этот образ очень любил Петр I и повсюду брал его с собой.

Памятная ограда

В 1828-1829 годах Россия и Османская империя воевали друг с другом. После войны был заключен Адрианопольский мир. Россия получила большую часть восточного побережья Черного моря и дельту реки Дунай. В кровопролитных сражениях погибло 10 тысяч русских солдат. Еще 5 тысяч скончались от ран, и 110 тысяч умерли от болезней во время маршей.

Главный вход в Спасо-Преображенский собор

В память об этой войне вокруг собора построили необычное ограждение из трофейных пушек, добытых в боях за крепости Измаила, Тульчи, Варны, Силистрии и Исакчи. По указу российского царя Николая I гвардейскому собору подарили орудия по 18-фунтов и 24-фунта.

На чугунных стволах видны османский герб и названия, которые дали пушкам османы: «Священный полумесяц», «Гнев Аллаха», «Дарю только смерть и «Гром извергающий». В том, что орудия делали именными нет ничего удивительного. В России тоже отливали названия пушек. Известный пушечный мастер Андрей Чохов изготовил пищали «Волк», «Скоропея» и «Лев».

Храмовая ограда имеет 34 основания из гранита, на каждом из которых установлены по три пушки. Орудия размещены дулами к земле. Это значит, что они никогда уже не будут участвовать в войне.

На главных воротах можно увидеть увеличенные копии памятной медали. На одной стороне помещен лавровый венок и надпись «За турецкую войну», а на другой изображен крест над поверженным полумесяцем и указаны годы «1828-1829». Такой же позолоченный крест украшает ворота сверху.

Главные ворота с копиями памятных медалей на створках

Средние пушки на постаментах завершают позолоченные гербы России – двуглавые орлы. Между гранитными основаниями и орудиями протянуты массивные чугунные цепи. После революции крест на центральных воротах и орлов сняли, но в 2004 году мемориальной ограде вернули первоначальный вид.

Персоналии духовенства, связанные с собором

6(18) августа 1833 г., в день Преображения Господня, в соборе был посвящён в епископы черногорский владыка и поэт Пётр II Петрович Негош.

С 1881 года, состоя на службе в Преображенском полку, старостой собора был гвардии штабс-капитан (впоследствии полковник) Леонид Михайлович Чичагов — впоследствии митрополит Серафим. Будучи уже митрополитом Ленинградским (назначен 23 февраля 1928 года) совершил в соборе свою первую в Ленинграде службу 18 марта (в третью Неделю Великого поста), а также последнюю — 24 октября 1933 года.

В феврале 1931 года по делу о нелегальной отправке регалий Преображенского полка в Копенгаген и передаче их Императрице Марии Феодоровне вместе с другими лицами был расстрелян настоятель собора протоиерей Михаил Тихомиров.

22 апреля 1979 года, за Пасхальной службой, в соборе скончался митрополит Серафим (Никитин), бывший Крутицкий и Коломенский.

С июля 1981 до 1985 года клириком собора был священник Евгений Ждан (c 2002 года — митрополит Нижегородский и Арзамасский).

Настоятели собора

Настоятели собора за всю историю Даты Настоятель 28 января 1752 — 13 марта 1758 протопоп Лука Иванов 13 марта 1758—1781 протопоп Андрей Михайлов 1781 — … протопоп Симеон Матфиев 1793—1798 протоиерей Лукиан Феодотович Протопопов 18 июня 1799—1806 священник Иоанн Рябинин 1806 — март 1807 протоиерей Александр Александров 31 марта 1808 — 1 января 1816 протоиерей Алексий Алексиевич Торопогрицкий 29 июня 1816 — 6 сентября 1829 протоиерей Антипа Гаврилович Гаврилов 11 января 1830 — 23 апреля 1867 протоиерей Василий Иаковлевич Сицилинский 12 мая 1867— 15 октября 1882 протоиерей Михаил Михайлович Спасский (1800—1884) 1882 — 29 марта 1901[источник не указан 266 дней] протоиерей Пётр Алексиевич Зиновьевский 4 апреля 1901 — 17 февраля 1908 протоиерей Владимир Феодорович Краснопольский (1841- …) 19 февраля 1908 — 30 июля 1918 протоиерей Сергий Алексеевич Голубев (1860—1918) 1918 — … протоиерей Пётр Васильевич Троицкий (1850- после 1917) 1921 — июль 1923 протоиерей Михаил Владимирович Тихомиров июль 1923 — сентябрь 1924 «епископ» Евгений (Белков) 25 сентября 1924 — 25 ноября 1924 «архимандрит» Илия (Илия Густавович Тролле) 1924 — 12 января 1925 «священник» Михаил Васильевский январь 1925 — апрель 1925 «священник» А. Строганов 1932 — 2 августа 1933 протоиерей Ксенофонт Павлович Виноградов (…—1933) 26 августа 1933—1935 протоиерей Иоанн Васильевич Морев 1935 — 13 марта 1936 протоиерей Николай Иоаннович Измайлов (… — около 1942) март 1936 — 1 апреля 1937 протоиерей Павел Павлович Фруктовский (1878—1954) 1 апреля 1937 — 14 октября 1937 протоиерей Александр Феодорович Архангельский октябрь 1937—1940 протоиерей Павел Павлович Фруктовский (1878—1954) 1940 — 19 декабря 1941 протопресвитер Алексий Григорьевич Абакумов (1869—1941) декабрь 1941 — январь 1944 протоиерей Павел Павлович Фруктовский (1878—1954) 12 января 1944 — 21 ноября 1945 протоиерей Павел Петрович Тарасов (1899—1971) 10 декабря 1945 — 4 марта 1973 протоиерей Сергий Владимирович Румянцев (1903—1977) 21 февраля 1973 — 25 мая 1977 протоиерей Иаков Иосифович Ильич (1931—1981) 25 мая 1977 — 2 марта 1986 протоиерей Николай Михайлович Гундяев (род. 1940) 2 марта 1986 — 1 июля 1987 протоиерей Павел Григорьевич Красноцветов (род. 1932) 23 июня 1987 — 11 августа 2014 протоиерей Николай Михайлович Гундяев (род. 1940) 11 августа 2014 год — настоящее время протоиерей Николай Брындин

Полезная информация для паломников и туристов

Старинный собор прекрасно отреставрирован. За последние годы обновлены его фасады и колокола. По вечерам здание красиво подсвечивают, а на праздники в сквере вокруг устраивают яркую иллюминацию. Туристы и верующие отмечают, что внутри храма по-домашнему уютно.

При соборе работает воскресная школа, где занимаются дети 5-15 лет и взрослые. Есть молодежный клуб и кружок по изучению Священного писания. Социальная служба храма помогает бездомным и нуждающимся.

Двери собора открыты для всех желающих с утра до вечера. Церковные службы идут каждый день в 10:00 и 18:00. По средам, пятницам и воскресеньям дополнительно бывает ранняя литургия – в 7:00. Многие специально приходят сюда, чтобы послушать стройное пение церковного хора.

Читайте также:
Череповецкая епархия: храмы и монастыри, паломническая служба, история
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: