Иосифо-Волоцкий монастырь в Москве: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

Иосифо-Волоцкий мужской монастырь в Волоколамском районе, Москва

В XX столетии комплекс и братия ощутили великие горести, здания пострадали от перестроек, а монахи от арестов. Сегодня обитель реставрируется и возвращает авторитет, которым владела во времена монархов.

Иосифо-Волоцкий мужской монастырь,Волоколамский район, Московская область

Святыни Иосифо-Волоцкого монастыря

Чудотворные останки основателя пустыни обретены в 2001 г. в Успенском храме, в день его памяти. Акафист, обращенный преподобному Иосифу, читается каждое воскресенье. После ритуальных богослужений паломникам разрешается прикоснуться к мощам, которые издают божественное благоухание.


Мощи святого Иосифа Волоцкого в Успенском соборе Иосифо-Волоколамского монастыря

Вериги Иосифа — это комплект из железных цепей, пластин и крестов. До революции они хранились в главном храме обители, а после были перевезены в краеведческий музей. Вериги, вес которых 15 кг, Иосиф носил каждый день, никогда не снимая, о них узнали только после смерти основателя.

В монастыре хранится список иконы «Взыскание погибших», издревле колоссально почитаемый на Руси. Усердные молитвы этой иконе спасают людские жизни и исцеляют от неизлечимых болезней. Здесь же миряне могут видеть Волоколамский образ Богоматери, списанный с оригинала в 2007 г. Перед отправлением в Волоцкий монастырь икона освящалась в музее А. Рублева и прикладывалась к чудотворному оригиналу, написанному в XVI столетии.

На заметку! Братия обители работает с сиротами, молодежью, ветеранами ВОВ, с политическими беженцами и обездоленными людьми. Монастырь милосердно обеспечивает их одеждой и пищей, медицинской помощью и добрым советом.

История

Об Успенском монастыре преподобного отца нашего Иосифа на Волоке Ламском «…Если я получу от Бога милость, то обитель сия ничим же скудна будет…» Из Акафиста преп. Иосифу Волоцкому.

14 июня 1479 года молодой игумен Иосиф (Санин) в 20 верстах от города Волоколамска обрел среди вековой чащи леса расчищенную чудесным ураганом большую поляну, которая была определена Промыслом для осуществления сокровенного желания его сердца – основания нового монастыря. Преподобный пришел на родину, будучи уже опытным аскетом и духоносным наставником, трепетно неся с собой чудотворную икону Смоленской Божией Матери — благословение на самостоятельный путь своего почившего к тому времени учителя преподобного Пафнутия Боровского. Святой образ Пречистой Богородицы он водрузил на месте, освященным в тот самый день ударившей среди ясного летнего неба благодатной молнией. Волоцкому подвижнику последовали 7 верных старцев, оставивших почти 20 лет бывшую местом иноческих подвигов и послушания святого Иосифа Рождественскую обитель на Бору, в поисках более совершенной монашеской жизни.

В отличие от многих других российских монастырей, собиравшихся вокруг уединенной келии основателя, Успенская обитель создавалась сразу как общежительный монастырь, в котором усердная молитва, сопровождалась обязательным трудом братии на самых различных, подчас физически тяжелых послушаниях. Идея учреждения иноческого общежития на Волоколамской земле пришлась по душе боголюбивому князю Борису, который с самого начала стал деятельным участником в его судьбе, первым жертвователем, другом и соратником преподобного Иосифа. Так закладывалась основа для духовного и материального процветания монастыря, ставшего за неполных 10 лет своего существования одним из крупнейших и богатейших в стране. Возникший в безлюдных болотистых лесах чудом святых молитв и Божией милости монастырь стал центром хозяйственного развития и духовного возрождения края, выполняя к тому же функцию стратегического форпоста на Северо-западных подступах к Московскому княжеству, неоднократно оправдав это свое назначение в столкновениях с татарами, поляками, литвой и иными врагами Отечества.

Гармоничное сочетание высокой молитвы и практического труда, проходивших под руководством опытных наставников, позволяло инокам обители, среди которых было немало отпрысков знатных родов (например, князь Звенигородский Дионисий), всесторонне развивать свои дарования, обращая их на пользу Церкви и государства. Нет на Руси второго такого монастыря, возрастившего за неполных 200 лет более 20 архиереев, из которых наиболее известны прославленные в лике святых Первосвятители Казанские Герман и Гурий.

Среди современников преподобный Иосиф отличался особой строгостью к себе и братии, беспощадной принципиальностью к врагам Православия и государства, чудесным образом сочетавшихся в нем с детской простотой и безграничным милосердием. Он, несомненно, был одним из образованнейших людей на Руси. Иосиф Волоцкий с успехом продолжил дело своего учителя в третьем поколении Сергия Радонежского – просвещение русского народа в духе чистоты веры и патриотизма. Не случайно его основной и, вместе с тем первый на Руси систематический богословский труд носит название «Просветитель». А появился он на свет как результат изменившего судьбу Церкви и государства подвига святого Иосифа, под флагом канонического Православия выступившего победоносным вождем в неравной борьбе с укоренившейся в начале 16 века в самых верхах духовной и светской иерархии ереси «жидовствующих». Не будет большим преувеличением сказать, что исповедническим трудом и разящим словом пламенных посланий преподобный Иосиф вместе со святителем Новгородским Геннадием (составителем первой Русской Библии) спасли Русь как православное государство.

Личные качества Иосифа Волоцкого, сумевшего благодатно соединить в себе высокий духовный аскетизм, дар чудотворений с активным участием в общецерковной политике и влиянием на дела государства, привлекали в обитель не только ищущих успокоения от мирских бурь подвижников, таких как Иона Голова или Кассиан Босой (прославленный в лике святых в 2000г.), восприявший от купели Крещения Иоанна Грозного, но и влиятельных людей из светского общества. Василий III, Иван IV, князья Мещерские, Шаховские, Шереметьевы, Долгорукие, потомки графских и боярских родов Чернышевы, Кутузовы, Гончаровы, Муравьевы и множество других представителей славных российских фамилий были частыми гостями Успенского монастыря на Волоке Ламском. Здесь же возле Трапезной палаты (копии Московской Грановитой, но, в отличие от нее, созданной русскими зодчими) покоится прах Малюты Скуратова, принесшего в обитель чудотворный образ «Владимирской Волоколамской Божией Матери» (ныне — в музее преп. Андрея Рублева в Москве). В середине 16 века почти 7 лет в вынужденном затворе в обители находился известный духовный писатель, публицист, переводчик преподобный Максим Грек. В 1610 году в монастырской темнице томился плененный поляками Василий Шуйский.

Читайте также:
Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Труды быстро растущей братии, опираясь на поддержку столь славных благотворителей, позволили уже к 1485 году воздвигнуть каменный соборный храм, расписанный рукой Дионисия и его учеников, среди которых – племянники преподобного Иосифа иноки Досифей и Вассиан. Еще при жизни преподобного основателя в монастыре подвизалось до 400 иноков, в его владении было 51 село (11.422 душ), 267 коров, ежегодно производилось до 50 тонн зерна, 65 тонн сена. При обители развивалось столярное, сапожное, портняжное, переплетное дело, но главное внимание было сосредоточено на переписывании книг и иконописи.

Сам преподобный Иосиф был талантливым каллиграфом и ценителем церковного искусства. В монастыре было собрано несколько тысяч книг (почти все они сохранились в разных библиотеках), велась подробная летопись, в ризнице, кроме драгоценной уникальной утвари, находилось значительное количество икон, где особое место занимали творения преподобного Андрея Рублева. На фоне высокой общей культуры и образованности, среди монахов обители нередко рождались таланты. Из пострижеников Иосифова монастыря особым литературным даром от Бога был прославлен инок Досифей (Топорков), составивший вдохновенное «Слово надгробное» своему учителю и родственнику преподобному Иосифу и значительный по объему и фактуре «Волоколамский патерик». Старец-аскет Евфимий (Турков) обладал благодатной способностью составления исключительных по духовной силе церковных канонов, его же перу принадлежит грандиозный труд, получивший название «Монастырский обиходник».

В голодное время при монастыре ежедневно питалось до 700 человек, дети и старики находили приют в «Богорадном» монастыре и скиту с больничным корпусом, специально созданных для развитияблаготворительности при обители. Тут же на кладбище хоронили странников и неимущих, служили по ним бесплатные панихиды.

В советское время с 1920 по 1981 гг. в монастыре располагался детский дом.

Среди бывшей братии Иосифова монастыря есть пострадавшие в время гонений на Церковь Христову. К лику святых причислен новомученик Нил (Тютюкин), эконом и благочинный, подвизавшийся в монастыре с 1899 г. по 1920 г., расстрелянный в 1937 г. в Бутово.

В мае 1989 г. Иосифо-Волоцкий монастырь был вновь возвращен Русской Православной Церкви. Стала возрождаться духовная жизнь в монастыре. Возглавлял обитель с мая 1989 г. по ноябрь 2003 г. митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим.

Настоятели и наместники

  • Прп. Иосиф Волоцкий (1479 — 1515)
  • Даниил Рязанец (1515 — 1522)
  • Герасим (Ленков) (2 месяца в 1522)
  • Нифонт (Кормилицын) (1522 — 1543)
  • Гурий (Руготин) (1544 — 1551)
  • Галактион (1552 — 1558)
  • Пимен (Садыков) (1558 — 1561)
  • Вавила (1562)
  • Леонид (Протасьев) (1563 — 1566)
  • Лаврентий (1566 — 1568)
  • Леонид (Протасьев) (1568 — 1573)
  • Тихон (Хворостинин) (1573 — 1575)
  • Евфимий (Турков) (1575 — 1587)
  • Варлаам (Белковский) (3.5 месяца в 1587)
  • Евфимий (Турков) (5 месяцев в 1587)
  • Левкий (1587 — 1590)
  • Иоасаф (1590 — 1592)
  • Вассиан (1593 — 1595)
  • Геласий (1595 — 1599)
  • Вассиан, 2-й раз (1599 — 1601)
  • Нил (1602 — 1604)
  • Арсений (1605 — 1623)
  • Мисаил (1623 — 1624)
  • Левкий (1625 — 1634)
  • Макарий (1634 — 1641)
  • Зосима (1642 — 1652) [1]
  • Иор (1652 — 1654)
  • Тихон (1654 — 1661))
  • Корнилий (1661 — 1666)
  • Савватий (1666 — 1668))
  • Гермоген (? — июнь 1668) [2]
  • Герасим (1668 — 1673) [3]
  • Корнилий (1673 — 1681)
  • Александр (1681 — 1685)
  • Тимофей (1685 — 1687)
  • Иоасаф (1687 — 1688)
  • Ефрем (1689 — 1690) [4]
  • Николай (1690 — 1694)
  • Алексий (1695 — 1702)
  • Герман (1702 — 1722)
  • Иоаким (1722 — 1723) [5]
  • Мелхиседек (Борщев) (1723 — 1727)
  • Иоаким, 2-й раз (1728 — 1738)
  • Сергий (Прозоровский) (1727 — 1728)
  • Варлаам (1739 — 1745)
  • Серапион (Лятошевич) (1745 — 1753), еп. Можайский
  • Панкратий (Чарныйский) (1753)
  • Пахомий (Симанский) (1753 — 1758)
  • Геннадий (Драницын) (1758 — 1760)
  • Адриан (1761 — 1766) [6]
  • Варлаам (Синьковский) (1767 — 1773)
  • Пахомий (Поляница) (1773 — 1775)
  • Вонифатий (1775 — 1778)
  • Нектарий (Чернявский) (1778 — 1789)
  • Евгений (Романов) (1789)
  • Евгений (Резанцов) (1794)
  • Виктор (Прокопович-Антонский) (1794 — 1799)
  • Иустин (Вишневский) (1799)
  • Вениамин (Жуков) (1800)
  • Ираклий (Евреинов) (1800 — 1804)
  • Евграф (Музалевский-Платонов) (1804 — 1808)
  • Геннадий (Челноков) (1808 — 1810)
  • Иона (Васильевский) (1810 — 1812)
  • Леонид (Зарецкий) (1812 — 1813)
  • Филарет (Амфитеатров) (1813 — 1817)
  • Григорий (Постников) (1817 — 1822)
  • Геннадий (Баранович) (1822 — 1825)
  • Гавриил (Игнатьев) (1825 — 1839)
  • Агапит (Введенский) (1839 — 1852)
  • Гедеон (1852 — 1869) [7]
  • Михей (Алексеев) (1897 — 1901)
  • Геронтий (Кургановский) (март 1902 — 26 ноября 1903)
  • Иннокентий (Бобцов) (1915 — 1920)

1922 — 1989 — закрыт

  • Московские и всея Руси патриархи (с 1989)
  • Питирим (Нечаев) (1989 — 4 ноября 2003), митр. Волоколамский
  • Феоктист (Дорошко) (2003 — 2004) в/у [8]
  • Сергий (Воронков) (с 24 декабря 2004) [9]

    Основание монастыря

    Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь начинает свою историю с 1479 года. Именно тогда преподобный Иосиф начал работы по основанию обители. Создана она была во имя Успения Божией Матери. Относился к Новгородской епархии. Профинансировал строительство князь Борис Васильевич, правивший с 1462 по 1494 год.

    Когда Волоцкий князь умер, на престол взошел его наследник — Федор Борисович, который конфликтовал с Иосифом. Иосиф был хорошо знаком с Государем всея Руси Василием Ивановичем и митрополитом всея Руси Симоном. Именно к ним он и обратился, для того чтобы перевести монастырь в состав Московской епархии. Но это решение не поддерживал архиепископ Великоновгородский и Псковский Серапион.

    Читайте также:
    Покровский собор в Севастополе: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

    Первый каменный собор был построен в самом начале. В настоящее время на его месте располагается соборный храм во имя Успения Божией Матери. Стиль возведенного здания — московское барокко.

    Когда был основан монастырь, в нем появилась церковь, которая простояла ровно семь лет, после чего была заменена каменным собором. Росписью занимался популярный в то время живописец по имени Дионисий. Еще через четыре года возле собора появилась восьмигранная колокольня, которая послужила затем прообразом колокольни Ивана Великого в столице. В нижнем ярусе был расположен храм Смоленской Одигитрии. Почти все сохранившиеся постройки были созданы в XVI—XVII вв.

    В 1543 году игуменом монастыря стал Гурий. В его обязанности входило руководство братией, чем он занимался в течение девяти лет. Именно в то время принял постриг будущий архиепископ Казанский и Свияжский — Герман. После того как Иван Грозный в 1552 году завоевал Казань и учредил там архиерейскую кафедру, Гурий перешел туда и стал архиепископом.

    В XVI веке монастырь был очень популярен. Его посещали и цари, и простолюдины. Кроме того, здесь держали в заключении врагов страны и еретиков. Там отбывали наказание:

    Иосифо-волоцкий монастырь: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

    Иосифо-Волоцкий монастырь, расположенный неподалеку от села Теряево Волоколамского района, является одной из древнейших обителей Подмосковья. Здесь и сегодня хранятся мощи его основателя, Иосифа Волоцкого, а также чудотворная икона Волоколамской Божьей матери. Впрочем, привлекает обитель не только паломников, но и ценителей древнерусской архитектуры. Во дворе этого монастыря похоронен Малюта Скуратов.

    Где искать Иосифо-Волоцкий монастырь – адрес, телефон

    Иосифо-Волоцкий монастырь – как доехать

    • электричкой следует доехать до станции Волоколамск или станции Чисмена (от Москвы-Рижской);
    • от станции метро Тушинской ходят автобусы до Волоколамска. В обоих случаях далее следует сесть на автобус то Теряево.
    • Автомобилем из столицы необходимо ехать по Ново-Рижскому шоссе. На девяносто восьмом километре поверните направо, к станции Чисмена, проезжайте железнодорожный переезд и продолжайте движение около 22 км. На перекрестке поверните налево, а еще через 2,3 км, на перекрестке в Теряево, сверните направо, проехав около километра. На всем пути вы сможете ориентироваться по указателям.

    Посещение и режим работы

    Богослужения в этом монастыре проходят ежедневно, поэтому паломники могут присутствовать на них круглогодично.

    Посетить монастырь стоит в день основания (14 июня), когда раку с мощами святого Иосифа переносят в верхний собор, 22 сентября – в день преставления святого (в монастырском дворе угощают выпечкой и чаем после праздничного богослужения), в день обретения мощей, 31 октября – после службы и Крестного хода мощи переносят в нижний храм.
    Также в монастыре можно побывать на экскурсии, узнав больше об истории этой обители.

    Расписание служб в Иосифо-Волоцком монастыре

    Если вы решили отправиться в Теряево, чтобы побывать в Иосифо-Волоцком монастыре, учтите: из-за реставрационных работ расписание богослуженийможет изменяться и переноситься.

    Где можно остановиться

    • Если вы хотите совершить паломничество в эту обитель, обратите внимание: при монастыре работает гостиница. В ней имеются одно-, двух- и трехместные номера, а также общие номера. Заселение в нее начинается в 8.00, а заканчивается в 22.00.

    Иосифо-Волоцкий монастырь – история обители

    • Основатель этого монастыря, преподобный Иосиф, после смерти своего учителя стал настоятелем обители под Боровском, но из-за разногласий с братией сначала отправился в странствия – посмотреть на уставы других монастырей, а позже вернулся на родину, ближе к Волоколамску. Здесь он решил основать свой монастырь, заручившись поддержкой местного князя, Бориса Васильевича. Когда Иосиф искал место для обители, разыгралась страшная буря, повалившая лес, а среди чистого неба прогремели громовые раскаты. На месте будущей обители был водружен крест, а позже, в июне 1479 года, заложена и возведена деревянная церковь. Братия обитала в скиту неподалеку, где Иосиф сам вырыл колодец.
    • Постепенно Иосифо-Волоцкий мужской монастырь расстраивался: местные меценаты выделяли ему средства, земли. Здесь основали детский приют, в голодные времена кормили голодающих.
      После смерти святого в обители начали происходить чудеса, а братия продолжала разрастаться. Постепенно обитель стала одним из центров просветительства: здесь писали и переписывали книги.
      В монастырь был сослан в заточение преподобный Максим Грек, где он провел около шести лет в Германовой башне.
    • Этой обители покровительствовал Иван Грозный, который регулярно приезжал сюда, выделял средства, принимал у себя игуменов. В Смутное время обитель осаждали поляки, войска Болотникова.
      Постепенно встал вопрос о перестройке обители, возведении каменных строений. Первым был Свято-Успенский собор, который возвели в 1484; после этого и другие здания Иосифо-Волоцкого монастыря стали перестраивать из камня.
    • В середине семнадцатого века монастырский ансамбль вновь изменили по плану зодчего Ивана Неверова, что дает возможность назвать обитель одним из первых авторских ансамблей в России.
    • На территории монастыря погребен Малюта Скуратов, который возглавлял опричников, теща Пушкина Наталья Гончарова, князья, митрополиты. Здесь же хранятся мощи святого Иосифа.
    • В советское время монастырь закрыли, здесь была школа, детский дом, кинозал. В годы Великой Отечественной здесь расположились советские, а позже – немецкие войска.
    • Возродилась обитель в 1989 году, а через десять лет получила статус ставропигиальной.

    Иосифо-Волоцкий монастырь – фото

    • Успенский Собор – настоящее украшение монастырского ансамбля.
    • В Германовой башне предположительно был заточен Максим Грек.
    • Великолепный монастырский ансамбль привлекает внимание издалека.
    • На подворье обители чувствуется дух времени, а в душе разливается покой.

    Видео Иосифо-Волоцкого монастыря

    За свою длительную историю Иосифо-Волоцкий монастырь пережил многое, но обитель не утратила своей святости. Сегодня сюда приезжают паломники помолиться, приложиться к мощам или к чудотворной иконе Волоколамской Божьей матери.

    Читайте также:
    Казанский монастырь в Вышнем Волочеке: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

    Нектарий Морозов

    Богослужения игумена Нектария Морозова в Саратовском храме апостолов Петра и Павла отмечены всегда большим количеством прихожан, его проповеди затрагивают душу каждого, находящегося в церкви христианина, своей актуальностью в современном мире.

    Игумен Нектарий Морозов — настоятель Петропавловского храма в Саратовской епархии, возглавляющий епархиальный информационно — издательский отдел, бывший журналист, автор множества статей и книг, помогающих взрастать в православной вере христианам.

    Биография

    Родион Морозов появился на свет 1 июня 1972 года в Москве. В интернетовском просторе нет сведений ни о детских годах священника, ни о его родителях. Известно только, что еще со школьной скамьи Родион познал силу слова, в 18 лет пробует себя в качестве журналиста, отправляя статьи в газеты.

    В это же время ему в руки попадает книга о жизни монахов в Оптиной пустыне, затронувшей юношеское сердце. Родион посещает святую обитель, знакомится с основами монашеской жизни, но остается жить в миру.

    По долгу журналистской службы в 1995 году Родион поехал в Грозный для написания очерка о происходящих там событиях, не подозревая, что эта поездка полностью изменит его жизнь.

    Сидя в Москве, молодой человек видел последствия бомбежек и человеческих страданий, но почувствовал это сердцем, оказавшись в гуще событий. Северная Осетия, Чечня, Дагестан, Приднестровье заставили Родиона другими глазами посмотреть на чужую боль и несправедливость.

    Будучи в Чечне группа журналистов, а среди них и Морозов, оказалась на месте сгоревшей от бомбежки церкви. Храма не было, но на его месте постоянно проводились богослужения священником Анатолием Чистоусовым.

    Родион в мгновение ока оценил поступок священника, понял роль пастыря в жизни прихожан, который через самоотдачу и любовь к людям служит Богу. Обыкновенный человек, такой же смертный, как все живущие на земле, отец Анатолий Чистоусов стал для находящихся в беде прихожан примером смелости, заботы о людях, надежды и утешения.

    Страшно представить, но в конце 20 столетия батюшка Чистоусов был замучен боевиками, пройдя путь ужасных пыток. Эта война в современном мире заставила журналиста Родиона пересмотреть свое жизненное кредо.

    По возвращении в Москву в возрасте 23 лет Морозов вступает в братство подворья Святой Троицы при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

    • В 1997 году Родион Морозов — семинарист Московской духовной семинарии, которую он оканчивает в 2001 году.
    • В 1999 году принимает решение принять постриг в монахи с именем Нектарий, его покровителем отныне является святитель Эгинский, епископ православной церкви в Александрии.
    • 19 августа 1999 года епископ Верейский Евгений Решетников рукоположил молодого монаха в иеродиаконы, а уже 18 марта 2000 года патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй рукополагает его в иеромонахи.

    Путь православного журналиста

    Возглавляя в настоящее время в качестве редактора издания «Православие и современность», будучи благочинным и президентом фонда под тем же названием, отец Нектарий преподает в Саратовской духовной семинарии, возглавляет православную военно-патриотическую организацию «Патриот».

    За короткий путь в качестве священника отец Морозов служил в Саратове настоятелем церкви иконы Богородицы «Утоли мои печали», церкви свт. Николая Японского и Петропавловского храма.

    Литературное богатство

    Для батюшки нет закрытых тем. В своих книгах «Христианство», «С надеждой на встречу», «Что мешает нам быть с Богом. Школа жизни во Христе для современного человека» он раскрывает основы христианской веры, доступными для массового понимания словами призывает людей отдать свои сердца Иисусу и получить от Него благодать спасения.

    На заметку! Духовные послания игумена Нектария Морозова предназначены как для молодых христиан, так и воцерковленных прихожан.

    В книге «Труд пробуждения» автор размышляет о смысле принятия православной веры, познания Бога и результатах общения с Христом.

    В качестве христианского психолога отец Нектарий научает читателей полноты радости в Господе в книгах «Одиночество. Пути преодоления: в Церкви, семье и обществе», «Странная любовь», «Беседы о воцерковлении».

    Целью литературной деятельности настоятеля храма Петра и Павла в Саратове является оказание помощи приходящим к Спасителю верующим познать силу спасения через изучение слова Божьего.

    Своими статьями и книгами православный автор показывает, что он не нудный учитель, а друг, всегда готовый прийти на помощь в вопросах познания истины. Игумен советует людям найти свое место в обществе, перестать быть проблемой для людей, а самим решать собственные проблемы с помощью Господа.

    Будучи глубоким психологом — аналитиком, отец Нектарий помогает людям обрести веру в трудных жизненных ситуациях. Его трактовка молитвенного обращения к Богу наполнена глубоким смыслом.

    «Молитва — это наша беседа с Богом, и это общение может быть настоящим только тогда, когда с нашей стороны в нем присутствуют стопроцентная честность и искренность.

    А откуда им взяться, если человек и с самим собой не бывает честным до конца, если он плутает по жизни, в чем-то обманываясь сам, в чем-то обманывая других? Порой человеку кажется: да, в жизни я кого-то могу ввести в заблуждение, но перед Богом никогда не лукавлю. Но дело в том, что обмануть Бога — это отнюдь не только „сообщить“ Ему какую-то неправду.

    Мы пытаемся обмануть Бога в те моменты, когда делаем вид, что забыли, чего Он от нас хочет, чего от нас требует та или иная Его заповедь. Но Господь в каждое мгновение нашей жизни и видит то, что мы делаем, и знает то, о чем мы думаем».

    Вопреки священнику Ткачеву, с которым батюшка не раз вступал в дебаты, в книгах игумена Морозова нет критики и осуждении человека, а только советы, как приобрести чистоту, понять глубину и опасность греха.

    Читайте также:
    Церковь Всемилостивого Спаса в Нижнем Новгороде: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

    В книге «Странная любовь» дан анализ человеческого страха и его последствий, в сборнике «О Церкви без предубеждения. Беседы со светским журналистом» даны ответы на волнующие, актуальные вопросы современного отношения к вере, заповедям.

    Глубину христианства и путь в познании истинной веры раскрывают статьи:

    • «Не осознавая, что ты слаб, невозможно быть сильным»;
    • «Первичен Христос. Церковь вторична»;
    • «Служить людям, а угождать Богу»;
    • «Примириться с Небесами»;
    • «Чтобы что-то отменить, нужно понимать, что взамен»;
    • «Семьи вера» и множество других.

    Автор множества статей и книг, духовный наставник, за верность православной вере награжден в 2001 году набедренником, в 2003 получает право носить наперсный крест, а с 2011 года — палицу.

    Игумен Нектарий Морозов

    Родион Сергеевич Морозов начал свой путь в светских еженедельниках, но командировка в Чечню изменила мировоззрение молодого человека. Тогда он понял, то может в рамках своей профессии принести гораздо больше пользы этому миру. Сегодня он — игумен Нектарий, автор множества книг о жизни православного человека.

    В первой половине своей биографии игумен Нектарий был журналистом

    Биография игумена Нектария Морозова всегда вращалась вокруг журналистики. Разве что в детстве он был простым ребёнком из столичной семьи — маленьким Родионом Сергеевичем Морозовым.

    Он родился 1 июня 1972 года, рос, читал, смотрел на мир и постепенно пришёл к мысли, что хочет стать журналистом.

    На фото — игумен Нектарий Морозов

    Эта профессия притягивала его. Сила слова способна изменить судьбу человека — в этом было нечто волшебное.

    Уже во время учёбы Родион Сергеевич стал пробовать силы в избранном направлении. Писал материалы для некоторых изданий, среди которых:

    • «Общая газета»;
    • «Аргументы и факты».

    Профессия требовала всё большей отдачи, пришлось ездить в командировки. Родиону Сергеевичу предстояло не только увидеть и описать важные для своей эпохи события, но эмоционально пережить их. Времена были неспокойные — журналистам приходилось бывать в горячих точках.

    Родион Морозов решил служить Богу после того, как увидел в Грозном храброго священника на руинах церкви

    Родион Сергеевич оказался в горячей точке в 1995 году. Он явился туда за материалом для статьи, но приобрёл нечто большее — опыт и озарение. Чужая боль, чувство несправедливости — всё это перевернуло жизнь молодого человека.

    Нельзя сказать, что он не знал, куда отправляется. Он видел по телевизору храм в Грозном, где люди прятались от бомб. И очень захотелось именно туда — увидеть всё своими глазами.

    Изначально маршрут Родиона Морозова и его спутников не пролегал мимо храма, но те согласились сделать петлю, чтобы побывать там.

    Анатолий Чистоусов — священник, чей поступок вдохновил Родиона Морозова изменить свою жизнь

    Здания на месте не оказалось: оно сгорело. Но местных верующих это не остановило. Они собрались отовсюду, живые в царстве смерти, сидящие на руинах церкви. Священник Анатолий Чистоусов был с ними. Он не бросил паству, не сослался на отсутствие храма. Он нёс свою миссию, как мог бы сделать храбрый врач или любой другой герой войны.

    В тот момент Родина Морозова потрясло озарение. Он вдруг ощутил всю глубину роли священника, его значимость для человека, самоотдачу, любовь. Люди прибивались к Анатолию Чистоусову, как испуганные овцы к пастуху. Это был такой же человек, как они, но в то же время другой — смелый, заботливый, дающий надежду и утешение.

    Этот духовно сильный священник впоследствии погиб, после долгих пыток.

    Отец Нектарий стал священником и направил навыки журналиста на пользу православной Церкви

    Священник из разрушенного храма произвёл на Родиона Сергеевича такое сильное впечатление, что тот пересмотрел свои приоритеты и сам решил служить Господу. В 1997 году журналист поступил в Московскую духовную семинарию, где учился до 2001 года

    В апреле 1999 года Родион Сергеевич пошёл ещё дальше и постригся в монахи . Ему нарекли имя Нектарий — в честь святителя Эгинского, епископа Александрийской православной церкви.

    Вскоре отца Нектария рукоположили в иеродиакона. В марте 2000 — он уже иеромонах. В служении пригодились навыки журналиста:

    • С 2003 года семь лет отец Нектарий руководил информационно-издательским отделом Саратовской епархии;
    • До сих пор работает редактором журнала «Православие и современность».

    Отец Нектарий активно участвует в жизни Церкви как руководитель издательства, настоятель, благочинный и президент фонда «Православие и современность»

    Но деятельность журналиста — не единственное, за что взялся Нектарий Морозов. Например, с 2005 года он — один из членов саратовской комиссии, которая занимается аттестацией желающих получить священный сан.

    Саратовская духовная семинария тоже не отпустила своего ученика безвозвратно: три года он был в ней преподавателем двух курсов:

    • Пастырское богословие;
    • Практическое руководство для пастырей.

    В 2010 году Нектарий Морозов стал председателем саратовского клуба «Патриот» — это православная военно-патриотическая организация.

    Через год он — помощник епископа, Петропавловский благочинный.

    Но всё же в информационно-издательском отделе Саратовской епархии без Нектария Морозова долго не продержались, и его возобновили в должности руководителя в начале 2012 года.

    Также Нектарий Морозов — президент фонда «Православие и современность».

    Отец Нектарий успел побывать настоятелем трёх храмов:

    • Храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» города Саратова;
    • Саратовского храма святителя Николая Японского;
    • Петропавловский храм города Саратова.

    Нектарий Морозов написал много трудов для новичков в православии и верующих в сложных жизненных ситуациях

    Нектарий Морозов — автор множества трудов о жизни православного верующего. Наиболее известные его книги и статьи:

    • «О хлебе и воде в жизни Церкви»;
    • «Поучение о чтении духовных книг»;
    • «Христианство»;
    • «С надеждой на встречу»;
    • «Одиночество. Пути преодоления: в Церкви, семье и обществе»;
    • «Беседы о воцерковлении»;
    • «Господи, как нам идти за Тобой?»;
    • «На пути к Богу. Опыт воцерковления в современном мире»;
    • «Недостоин тот, кто считает себя достойным»;
    • «Христианство — это образ действий»;
    • «О Церкви без предубеждения. Беседы со светским журналистом»;
    • «Что мешает нам быть с Богом. Школа жизни во Христе для современного человека»;
    • «Странная любовь».
    Читайте также:
    Рождественская церковь в Нижнем Новгороде: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

    Цель этих трудов — помочь простым людям разобраться в православном вероучении . Есть масса ритуалов и правил, которые непонятны человеку со стороны. Они могут даже отпугнуть, если некому объяснить задачу того или иного действа.

    Читатели Нектария Морозова — люди, которые только знакомятся православным учением . Для них священник простым языком объясняет важные для религиозной жизни истины. Он говорит о том, что естественно для верующего человека. Чтение таких книг позволяет свободно ориентироваться в нюансах православия. Цель Нектария Морозова — быть не нудным умником, а настоящим другом читателю.

    Автор старается не просто говорить о православии, но и затронуть важные для человека стороны жизни. Вот как он рассуждает об одиночестве в книге «Одиночество. Пути преодоления: в Церкви, семье и обществе»:

    «Еще одна проблема, которая также часто заставляет людей чувствовать свое одиночество, — это безуспешный поиск спутника жизни. Общаясь с такими людьми, как-то вникая в их жизнь, раз за разом слышишь жалобы, что у них ни с кем не возникает отношений, ведущих к браку, что они к кому-то делают шаги, а от них отстраняются. И тут невольно замечаешь одну закономерность.

    Ты встречаешь такого человека, видишь его глаза, и в них сразу читается все — и сама неустроенность его личной жизни, и то, что вокруг нее вращаются все его переживания, помышления и поступки. Он не может просто поговорить с понравившимся человеком, не рассматривая его как потенциального жениха или невесту. Практически наверняка он скажет, что одинок, ни в ком не находит взаимности, сочувствия, понимания.

    И начинаешь ему объяснять: “Научитесь не быть для людей проблемой, попробуйте заниматься своими проблемами сами — и обстоятельства начнут меняться”».

    Игумен Нектарий понимает, что многие вопросы для человека насущны, а потому помогает выйти из затруднительных ситуаций при помощи веры. Он призывает духовно расти, работать над собой, как в приведённом выше отрывке. Чтобы решить проблему — надо, чтобы человек её увидел. А чтобы он это сделал, нужно на неё указать.

    При этом игумен Нектарий не далёк от читателя. А, напротив, довольно приземлён, рационален и явно понимает, о чём пишет. В его книгах можно обнаружить глубокую психологическую аналитику. Так, например, в статье «Странная любовь» он рассказывает, почему светлое чувство способно перерасти в жестокость — виной всему страх:

    «Есть такие мальчишки ― кто их не видел? ― которые, впервые испытав чувство влюбленности, странным образом дают об этом знать своей «принцессе», совсем как-то не по-рыцарски. Ну, то за косичку дернут, то высмеют при всех, а то и вообще синяк поставят. И чего это они такие чудные?

    Разные бывают причины «чудачеств». Кто-то стесняется своих чувств, боится их естественных проявлений . Кто-то не ведает вовсе ― а каковы они, эти самые естественные проявления, потому как и не видел их никогда: ни дома, ни на улице, ни в кино даже. А книг ― не читал. Кто-то боится быть отвергнутым и даже уверен практически: точно отвергнет! И заранее уже мстит за свой “позор”».

    Но и духовные вопросы, разумеется, не остаются в стороне. Вот, например, отрывок, где игумен Нектарий указывает на ошибки верующего человека в молитве:

    « Молитва — это наша беседа с Богом , и это общение может быть настоящим только тогда, когда с нашей стороны в нем присутствуют стопроцентная честность и искренность.

    А откуда им взяться, если человек и с самим собой не бывает честным до конца, если он плутает по жизни, в чем-то обманываясь сам, в чем-то обманывая других? Порой человеку кажется: да, в жизни я кого-то могу ввести в заблуждение, но перед Богом никогда не лукавлю . Но дело в том, что обмануть Бога — это отнюдь не только «сообщить» Ему какую-то неправду.

    Мы пытаемся обмануть Бога в те моменты, когда делаем вид, что забыли, чего Он от нас хочет, чего от нас требует та или иная Его заповедь. Но Господь в каждое мгновение нашей жизни и видит то, что мы делаем, и знает то, о чем мы думаем».

    2 книги для ознакомления с творчеством игумена Нектария

    Выделить какие-то книги из библиографии игумена Нектария довольно сложно, ведь в каждой из них своя тема. Но всё же рассмотрим два популярных его труда:

    «Труд пробуждения» — размышление о том, зачем человеку вообще нужно идти к Богу.

    В книге перечислены шаги, так что это практически применимая инструкция духовного становления личности.

    Не стоит ждать, что с этим путеводителем по религиозной жизни всё станет легко, но автор поможет внести ясность, осветит путь. А дальше всё уже зависит от усердия читателя и его веры.

    «О Церкви без предубеждения. Беседы со светским журналистом» — сборник, где автор отвечает на сложные и неудобные вопросы журналистки о жизни церкви.

    Есть немало заблуждений, который игумен Нектарий развевает в этом труде.

    Также он вносит ясность в во многие нюансы религиозной жизни. Например, какова роль священника, что он должен пастве, как быть, если нет веры.

    Книги Игумена Нектария (Морозов)

    Игумен Нектарий (Морозов) – автор 18 книг. Из известных произведений можно выделить: Одиночество. Пути преодоления. В церкви, семье и обществе, Что мешает нам быть с Богом. Школа жизни во Христе для современного человека, Таинство Исповеди. Как научиться каяться и перестать прятаться от Бога. Все книги можно читать онлайн и бесплатно скачивать на нашем портале.

    Читайте также:
    Святая гора Афон: где находится и как добраться, история и значение, старцы и монастыри

    Уникальность человеческой личности является естественной причиной одиночества. Но часто человек ощущает духовную пустоту и отторженность в семье, обществе и даже в Церкви. Известный православный писатель и публицист игумен Нектарий (Морозов) рассматривает проблему одиночества с разных сторон, иллюстрируя свой рассказ множеством реальных историй. Эта книга поможет человеку перестать винить в свои.

    Данная книга сложилась из приходских бесед игумена Нектария (Морозова) и призвана помочь современному христианину разобраться в том, что в его внутренней жизни отдаляет его от Христа. Из чего сделаны кирпичики нашей личной стены, воздвигнутой между нами и Богом? Что делает нашу душу расслабленной и унылой, как и чем ее разбудить и исцелить? В чем причины кризиса вроде бы “правильной” церковной жиз.

    В книге известного православного писателя игумена Нектария (Морозова) заключен бесценный опыт священника, принимающего исповедь, и опыт исповедующегося христианина. Автор говорит о сути таинства Покаяния, его истории, о подготовке к нему и об основных ошибках, которые люди, сознательно или неосознанно, допускают на исповеди. Книга поможет более честно взглянуть на себя. Почему мое сердце – холодно.

    Зависимость от алкоголя, наркотиков, игр. От уровня заработной платы и престижности профессии. От общественного мнения и одобрения окружающих. От отживших традиций и семейных сценариев. Большие и маленькие, смешные и по-настоящему страшные, зависимости лишают человека удивительного дара -свободы, позволяющей ему жить той жизнью, для которой его сотворил Господь: жизнью с Богом. О том, како.

    Книга, сложившаяся из бесед игумена Нектария (Морозова) с саратовской журналисткой Еленой Балаян, представляет собой непринужденный, искренний, временами острый разговор о православной вере и проблемах церковной жизни – о вечном и современном. Какими мифами и стереотипами окружена сегодня Церковь и все, что в ней происходит? Как выглядит жизнь священника и просто верующего человека “изнутри”? Как .

    Книга игумена Нектария (Морозова) освещает основные вопросы духовной жизни современного православного христианина. Какова роль духовника в жизни христианина, как научиться принимать правильные решения и нести за них ответственность, нужно ли подавлять свои эмоции, как пережить охлаждение в вере и обрести себя, можно ли дружить со святыми, для чего нужны искушения, почему важна молитва, зачем мы пр.

    Вошедшие в этот сборник статьи настоятеля саратовского храма в честь иконы Божией Матери “Утоли моя печали” игумена Нектария (Морозова) написаны в разное время и по различным поводам, но все они объединены одним стремлением – предложить читателю образ христианского отношения к вопросам, которые ставит в наши дни перед верующим человеком сама жизнь, не подменяя при этом своим личным взглядом учения.

    Игумен Нектарий (Морозов). Жизнь как школа смирения

    Есть различные добродетели, которые христианину необходимо стяжать в течение своей земной жизни. Но нет ни одной добродетели, которая была бы настолько необходима человеку, как смирение. У преподобного Паисия Святогорца есть примерно такие слова: если Господь в момент твоей кончины застанет тебя во смирении, то Он будет говорить с тобой, а если застанет тебя не в смирении, то никакого разговора не получится. И преподобный Исаак Сирин учит: дела, в которых нет смирения, не спасают, а смирение может спасти и при отсутствии дел. И это лишь еще более утверждает нас в том, что смирение является тем самым драгоценным камнем, тем бриллиантом, который в венце, уготованном на Небесах любящему Бога, сияет ярче всех остальных камней.

    Но речь пойдет не о красоте смирения, а о тех уроках, дающих возможность научиться ему, которые нам предлагает сама жизнь, а вернее, через нашу жизнь предлагает нам Сам Господь.

    Нагими пришли – нагими уйдем

    Когда человек – на исповеди или в какое-то другое время – говорит: «Батюшка, я понимаю, что смирение необходимо, но совсем не понимаю, как его приобрести, как ему научиться, так что у меня ничего в этом отношении не сдвигается с мертвой точки», я полагаю, что он в эту минуту лукавит с самим собой. Если бы кто-нибудь, к примеру, говорил, что не знает, как ему научиться летать, это было бы понятно. Люди не созданы для того, чтобы летать, как птицы, у нас нет для этого крыльев и необходимых функций, так что, действительно, можно оказаться в тупике, пытаясь приобрести подобный опыт. Но если говорить о смирении, оно для души человека, стремящегося к Богу, совершенно органично, а упражнения в нем предлагаются нам в повседневной жизни, как только мы начинаем в детстве осознавать себя.

    А может быть, даже еще раньше? Лично я убежден, что самым первым уроком смирения для человека является его рождение. Каждый из нас рождается в этот мир, обретает дар бытия абсолютно не по своей воле. И прежде чем мы смиримся с чем-либо в этой жизни, нам нужно смириться с тем, что мы появились на свет. Смириться и научиться благодарить за это Бога, Который, воззвав нас от небытия к бытию, дал нам тем самым возможность жизни с Ним.

    Совершенно не случайно и то, что человек рождается в этот мир беззащитным – гораздо более слабым и уязвимым, чем детеныши многих других живых существ. И об этом тоже обязательно стоит поразмышлять: когда-то любой из нас не был ни крепким, ни сильным, а был полностью зависим от тех, кто ухаживал за ним, и без их заботы погиб бы. Но по мере того, как человек взрослеет, у него появляется огромное количество навыков, которые определяют всю его жизнь и которые, как порою кажется ему самому, и есть он сам. А вместе с этими навыками, достижениями, положением в обществе появляется зачастую огромное самомнение. И тогда бывает особенно полезно вспомнить свое раннее детство: посмотреть фотографии, с которых смотрит на нас спеленатый младенец, и это – мы сами, и ощутить, что на самом деле это не мы нечто великое представляли и представляем собой, а Господь не оставлял и не оставляет нас Своим милосердием.

    Читайте также:
    Московская Сергиевская церковь в Бусинове: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

    Школой смирения является для человека и школа как таковая, и вообще любая учеба. Мы начинаем что-то делать, и это получается вначале далеко не блестяще. И нам приходится смириться, что мы пока еще новички, а мастерами станем, при достаточном усердии, только через какое-то время. Лично для меня самое яркое воспоминание такого рода – это то, как я впервые в детстве увидел прописи. Я понимал, что люди писать учатся и у них это практически в ста процентах случаев получается, но при этом был убежден, что я все эти замысловатые закорючки совершенно точно никогда не научусь выводить. Сейчас об этом чудно вспоминать, но, тем не менее, это как-то тоже смиряет.

    Но даже если человек уже достиг многого в социальном и профессиональном плане, если он уже в зрелых летах, Господь все равно не оставляет его Своим милосердием и дает возможность идти по спасительному пути смирения. Мы знаем, что, какого бы высокого положения человек ни добился, какого бы ранга он ни был руководителем, все равно найдется кто-то, кто является начальником над ним. И человек обязательно это ощущает: ему приходится перед кем-то преклонять голову, получать замечания и нарекания, зависеть от кого-то в принятии решений по рабочим вопросам, даже если ему зависеть совершенно не хочется. К тому же обычно чем старше становится любой из нас – и, соответственно, более главенствующим, независимым становится его положение в житейской и профессиональной сфере, – тем более входит в его жизнь другой смиряющий фактор – болезни. И если в отношениях с начальством у человека все-таки есть выбор и он готов бывает отказаться и от материального положения, и от должности, лишь бы избавиться от необходимости подчиняться, то с болезнью никоим образом договориться не получится. И если угодно Богу, чтобы мы смирились с состоянием болезни, то, как ни лечись, что ни делай, все равно до конца не вылечишься.

    Жить с пониманием, что мы нагими в мир пришли и нагими уйдем, – очень важный шаг к смирению

    Вообще верующий человек, христианин, который живет вдумчиво, не может не смиряться перед Богом, видя, как мало ему удается преуспеть – если вообще удается преуспеть – в труде над своей душой. А если брать еще глубже, смирять нас должно было бы ощущение того, что мы очень часто оказываемся совершенно чуждыми Богу. Мы познаём это, когда чувствуем внутреннюю сухость, когда ощущаем, что в нас нет ровным счетом никакой любви, нет сострадания, что наша душа бесплодна и пуста. И все это, как правило, следствие тщеславия и гордыни, которые закрывают наше сердце от действия Божественной благодати. Порою стоит человеку лишь на мгновение возгордиться – и он уже не чувствует Бога так, как чувствовал до того. И если подобное состояние в нас длится, это основание очень серьезно свою жизнь пересмотреть и найти, в чем мы настолько не смиренны, что Бог нам, по слову Священного Писания, противится (см.: Иак. 4: 6; 1 Пет. 5: 5).

    Но, безусловно, самым сильным, самым мощным смиряющим фактором для человека является неизбежность конца земного пути. Настанет момент, когда, хотим мы того или не хотим, нам придется оставить все дела, оставить всё, что нам здесь было дорого, что казалось неотъемлемой частью нашей жизни, – и уйти туда, куда нас призывает Господь. Жить с пониманием того, что мы нагими в этот мир пришли и нагими уйдем, и не страшиться, не противиться, не закрываться от этой данности – значит, сделать очень важный шаг к смирению. Осознав, что, как бы мы ни держались за что-то в жизни, нам все равно это придется отпустить, человек наконец начинает давать Богу возможность себя спасать. А если человек всю свою жизнь отстаивает перед Богом право жить так, как он хочет, и не меняться, в конце жизни, когда всё это обнаружит себя чем-то ничтожным, он может оказаться в очень тяжелом внутреннем состоянии. И самое горькое в этом – совершенно ясное понимание того, что, если бы мы Богу уступили, если бы не вцепились мертвой хваткой в какие-то свои житейские слабости, какие-то элементы комфорта, какие-то ни к чему хорошему не ведущие отношения с людьми, Господь непременно дал бы нам взамен нечто совершенно иное – то, что на самом деле было бы величайшей драгоценностью. И в действительности необязательно, конечно, ждать смерти, чтобы она нас смирила окончательно, – можно просто обо всем этом чаще помышлять, и это будет смирять.

    Не смирюсь ни за что!

    Порой, когда в разговоре с кем-то заходит речь о смирении, я вспоминаю одну из историй про моего любимого Ходжу Насреддина. Однажды соседский бык растоптал на его земле посевы. Конечно, он погнался за безобразником, но тот убежал. И вот через некоторое время Ходжа Насреддин шел по улице и встретил соседа, который этого быка куда-то вел. Недолго думая, герой схватил дубину и начал быка ею охаживать. Сосед спрашивает: «Ты что, с ума сошел? Что ты делаешь?» А Ходжа говорит: «Ты не понимаешь, что я делаю, а он – понимает: видишь, как голову повесил!» Конечно, очень сомнительно, что бык, которого бьют по голове дубиной, понимает, в чем он провинился. Но удивительная вещь: животные под влиянием непреодолимых внешних факторов действительно смиряются. Даже дикие звери, к примеру, заболев, не нападают на человека, а позволяют себя лечить. Или если собаку закрыть в вольер, она не будет бесконечно на решетку этого вольера бросаться: ей надоест, и она уляжется на свое место. И только человек – это существо, которое зачастую не приводят к смирению никакие внешние факторы, которое способно сопротивляться очевидно необходимому даже тогда, когда ситуация уже доведена до абсурда.

    Читайте также:
    Свято-Троицкий Симферопольский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

    Есть в рассказах митрополита Вениамина (Федченкова) такой эпизод: когда-то он, будучи еще иеромонахом, по благословению духовника взял к себе на попечение инвалида. Этот человек – звали его, кажется, Иван – в результате аварии на производстве лишился рук, то есть был в быту совершенно беспомощным. Но при этом он обладал тяжелейшим характером, который его положение нисколько не смягчило. И для митрополита Вениамина делить кров с таким подопечным было, безусловно, подвигом: он вел до этого спокойную жизнь преподавателя академии, а теперь его ожидали дома ругань, жалобы, претензии. Краткие периоды затишья наступали только тогда, когда он привозил этого человека к духовнику: в его присутствии бунтарь успокаивался. И мне очень запомнилось, как старец ласково говорил этому инвалиду: «Ну что же ты… Посмотри, как Господь тебя смиряет, а ты всё не смиряешься». И многие из нас, терпя обстояния, беды, думаю, могли бы сказать самим себе что-то подобное: мы уже изуродовали себя своими грехами так, что совершенно обездвижены, – и всё равно чего-то еще ругаемся, скандалим, требуем себе особых привилегий. А Господь тем временем ищет в нас хоть какой-то повод, чтобы проявить Свою милость. К слову, история с Иваном закончилась, по милости Божией и по смирению владыки Вениамина, вполне счастливо: этот человек неожиданно… женился. Именно так: встретил девушку, которая полюбила его и всю жизнь за ним ухаживала, – и с ней он уже не ругался: чудо встречи с любящей женщиной его смирило. Что же касается нас с вами, наверное, не стоит ожидать от Бога каких-то чудес – гораздо важнее не дожидаться тех радикальных обстоятельств, которые Господь порой посылает тем, кто смиряться не хочет никак.

    «Стоять на своем» и «стоять на должном»

    Порой человек, стараясь воспринимать жизнь как школу смирения, приходит к мысли, что суть всех этих уроков одна: никогда не настаивать на своем. Но это не совсем так. С одной стороны, весь опыт нашей жизни показывает, что часто мы проявляем упрямство, считая это единственно верным, – и в результате всё выходит вроде бы по-нашему, но из рук вон плохо. А иногда мы, напротив, уступаем – и в итоге, вопреки нашим ожиданиям, всё получается как минимум не хуже, чем если бы мы настояли на своем. И это кажется не столько житейской, сколько духовной закономерностью.

    Иногда смирение заключается как раз в том, чтобы добиваться согласного со здравым смыслом

    С другой стороны, смирение как духовное качество не означает безусловные уступки всем и во всём. Иногда смирение заключается как раз таки в том, чтобы добиваться согласного со здравым смыслом. И это чаще всего приходится делать в ситуациях, когда гораздо комфортнее для нас было бы уступить – не было бы конфликта, не было бы каких-то сложных для нас обстоятельств, но разум и совесть наши требуют, чтобы мы настаивали. И в этом случае нам приходится смиряться не с сутью, а с последствиями: с тем, что наши интересы могут пострадать или даже можем пострадать мы сами.

    «Настаивать на своем» и «настаивать на должном» – по виду это практически одно и то же, но внутренняя разница между этими понятиями колоссальная. Два человека могут говорить об одинаковых вещах, но у одного это будет продиктовано упрямством и страстностью, а у другого – долгом и честностью. Весь вопрос в том, что в сердце человека.

    Естественно, может возникать вопрос: а как различить «должное» и «свое»? Ответ здесь очень краток: только навык. Чтобы его приобрести, важно взять себе в привычку уступать и смиряться в том, что является для нас желаемым, но не является необходимым. Бывают такие ситуации: в них ничего принципиального не решается, просто мы хотим так, а другой человек хочет иначе. Если мы эти эпизоды в жизни замечаем и если мы каждый из них используем как упражнение, то в ситуации, когда коса нашла на камень по поводу чего-то, в жизни реально значимого, у нас достанет мудрости не нырять в этот спор с головой, как в омут, а попытаться отделить свое личное желание от того, что объективно. И вполне вероятно, что нам это удастся – и мы либо найдем в себе силы отказаться от того, на чем хотели бы настоять, если это наше субъективное убеждение, либо не найдем в себе этих сил, но будем четко понимать, что в нас действуют в этот момент гордость и самолюбие.

    Учась смирению, важно помнить: главный труд здесь – не наш, главный труд здесь – Божий

    А если не получается уступать даже в тех вещах, в которых уступить вполне можно? Здесь нужно вспомнить, что внутреннее возрастание в чем бы то ни было происходит поэтапно. Сначала человек учится по крайней мере, вспоминая об этой ситуации, понимать, что он мог смириться и ничего страшного не случилось бы. Потом он начинает видеть эту альтернативу непосредственно во время разговора, спора, хотя поступать может всё еще так, как прежде. Потом приходит первый – и, может быть, отнюдь не приятный – опыт отказа от чего-то желаемого, но не существенного в пользу другого человека. А потом всё уже становится гораздо легче. Единственное, в этом процессе никак нельзя останавливаться, потому что, как только ты в чем-то в лучшую сторону изменился и потом себя запускаешь, все это опять сыпется и все надо начинать сначала, к сожалению.

    Читайте также:
    Ростовский Борисоглебский монастырь: история и адрес монастыря, храмы и постройки

    Но и в ситуациях, когда речь идет о здравом смысле, апеллировать к которому совершенно естественно и уместно, порою смиряться приходится. Здесь важно понимать: до какого-то момента настаивать на чем-то, пытаться изменить что-то – в нашей власти, в наших силах, а после – уже нет. Есть дверь, которая заперта и в которую мы тем не менее пробиться пытаемся, – а есть стена, которую нельзя пробить, можно только разбиться об нее самому. И нельзя себе позволять об эту стену убиться, на этой задаче сломаться, как нельзя и впоследствии, когда мы осознали, что не справились со стеной, себя за это внутренне съедать и уничтожать. Нужно с этим внутренне примириться и понять, что в этом тоже есть какой-то смысл, потому что без смысла Господь ничего в нашей жизни не делает. И к слову, в таких случаях опять-таки иногда случается чудо: смиряешься – и стены нет, она исчезла.

    Желая учиться смирению в любых текущих обстоятельствах, очень важно помнить: главный труд здесь – не наш, главный труд здесь – Божий. Господь абсолютно всё для того, чтобы мы смирились, с нами в этой жизни делает, а наша обязанность – лишь откликаться на те призывы к смирению, которые постоянно со стороны Бога в наш адрес звучат. И понимать, что чем больше мы смиримся, чем в большей степени подклонимся под благое иго воли Божией, тем легче нам будет жить – тем радостнее, тем светлее наша жизнь станет. И самое главное, что станем мы не слабее, не бессильнее, а станем гораздо сильнее, гораздо мужественнее и намного больше пользы сможем принести тем, кто нас в жизни окружает.

    Игумен Нектарий Морозов: биография, книги и труды, духовный путь

    • Главная
    • Что почитать
    • Лента
    • Жанры
    • Авторы
    • Рецензии
    • Цитаты
    • Подборки
    • Лайфхаки
    • Группы
    • Новинки
    • Издательства
    • Персонажи
    • Читатели
    • Истории
    • Мероприятия
    • Раздачи
    • Книгообмен
    • Игры
    • Премии
    • Тесты
    • Книжный вызов 2021
    • Об авторе
    • Книги 14
    • Рецензии 3
    • Цитаты 6
    • Подборки 1

    Игумен Нектарий (Морозов) — лучшие книги

    • Все
    • Бумажные издания
    • Электронные издания
    • Аудиокниги
    • Произведения
    • По популярности
    • По дате
    • По серии
    • По циклам
    • По алфавиту
    • Произведения

    ISBN: 978-5-91761-853-1
    Год издания: 2018
    Издательство: Никея

    Уникальность человеческой личности является естественной причиной одиночества. Но часто человек ощущает духовную пустоту и отторженность в семье, обществе и даже в Церкви. Известный православный писатель и публицист игумен Нектарий (Морозов) рассматривает проблему одиночества с разных сторон, иллюстрируя свой рассказ множеством реальных историй. Эта книга поможет человеку перестать винить в своих проблемах жизненные обстоятельства и найти точку равновесия в самом себе. Принятие важности других людей в нашей жизни и единение с ними и есть, по мнению автора, единственный способ приближения к Богу.

    ISBN: 978-5-91761-868-5
    Год издания: 2018

    ISBN: 978-5-91761-306-2
    Год издания: 2014
    Издательство: Никея
    Язык: Русский

    Данная книга сложилась из приходских бесед игумена Нектария (Морозова) и призвана помочь современному христианину разобраться в том, что в его внутренней жизни отдаляет его от Христа. Из чего сделаны кирпичики нашей личной стены, воздвигнутой между нами и Богом? Что делает нашу душу расслабленной и унылой, как и чем ее разбудить и исцелить? В чем причины кризиса вроде бы “правильной” церковной жизни и как его преодолеть? Автор затрагивает разные грани христианской жизни – от молитвенного делания и основ аскетики до дружбы и умения дорожить и интересоваться людьми – чтобы постараться сказать о главном: как нам утвердиться в стремлении быть с…

    ISBN: 978-5-98599-180-2
    Год издания: 2017
    Издательство: Издательство Саратовской митрополии
    Язык: Русский

    Зависимость от алкоголя, наркотиков, игр. От уровня заработной платы и престижности профессии. От общественного мнения и одобрения окружающих. От отживших традиций и семейных сценариев. Большие и маленькие, смешные и по-настоящему страшные, зависимости лишают человека удивительного дара -свободы, позволяющей ему жить той жизнью, для которой его сотворил Господь: жизнью с Богом. О том, каковы причины различных зависимостей и где искать путь к освобождению, книга игумена Нектария (Морозова).

    ISBN: 978-5-00152-008-5
    Год издания: 2019
    Издательство: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, Вольный Странник

    Книга игумена Нектария (Морозова) освещает основные вопросы духовной жизни современного православного христианина. Какова роль духовника в жизни христианина, как научиться принимать правильные решения и нести за них ответственность, нужно ли подавлять свои эмоции, как пережить охлаждение в вере и обрести себя, можно ли дружить со святыми, для чего нужны искушения, почему важна молитва, зачем мы пришли в этот мир — всё это и многое другое вы узнаете из книги. Автор подробно рассматривает главные проблемы и опасности на пути духовного возрастания и даёт практические советы в их разрешении.

    ISBN: 978-5-98599-133-8
    Год издания: 2013
    Издательство: Издательство Саратовской митрополии
    Язык: Русский

    Книга, сложившаяся из бесед игумена Нектария (Морозова) с саратовской журналисткой Еленой Балаян, представляет собой непринужденный, искренний, временами острый разговор о православной вере и проблемах церковной жизни – о вечном и современном. Какими мифами и стереотипами окружена сегодня Церковь и все, что в ней происходит? Как выглядит жизнь священника и просто верующего человека “изнутри”? Как относиться к тем общественным процессам и явлениям, которых не может не замечать современный христианин? И что значит быть верным Христу в наши дни? Желание разобраться в том, что смущает, а порой и отталкивает от Церкви “внешних” людей – со…

    ISBN: 978-5-98599-093-5
    Год издания: 2010
    Издательство: Издательство Саратовской епархии
    Язык: Русский

    Воцерковление – процесс постепенного “врастания” человека в церковную жизнь, претворение его в маленькую, но живую клеточку этого великого организма – Тела Христова, Церкви. Вниманию читателей предлагаются беседы о воцерковлении настоятеля саратовского храма в честь иконы Божией Матери “Утоли моя печали” игумена Нектария (Морозова). В основу их положены ответы на вопросы, которые звучат сегодня особенно часто из уст людей, только-только знакомящихся с церковной жизнью, и, следовательно, представляют существенный интерес для многих.

    В прошлом светский человек, журналист, а сегодня монах, игумен Нектарий прекрасно знает жизнь, которая кипит вокруг нас. «Простая тайна» — своего рода дневник священника, затрагивающий острый вопрос: как сегодня, в бешеном темпе современности, суметь остановиться, вглядеться в себя самого? Действительно ли это так важно и необходимо? После «Простой тайны» на многое посмотришь другими глазам. Прежде всего, на себя самого. А потом на тех, кто нас окружает. И поймешь, что это значит — понять, простить, научиться любить и всегда радоваться, что ты — христианин.

    ISBN: 978-5-98599-106-2
    Год издания: 2011
    Издательство: Издательство Саратовской епархии
    Язык: Русский

    Вошедшие в этот сборник статьи настоятеля саратовского храма в честь иконы Божией Матери “Утоли моя печали” игумена Нектария (Морозова) написаны в разное время и по различным поводам, но все они объединены одним стремлением – предложить читателю образ христианского отношения к вопросам, которые ставит в наши дни перед верующим человеком сама жизнь, не подменяя при этом своим личным взглядом учения Церкви, не вступая в противоречие с ее традицией, но лишь помогая это учение и эту традицию понять столь далекому от них новоначальному христианину XXI века.

    ISBN: 978-5-7533-1011-8
    Год издания: 2015
    Издательство: Сретенский монастырь
    Язык: Русский

    Сборник эссе игумена Нектария (Морозова) – плод нескольких лет его публицистической деятельности на порталах “Православие.ru” и “Православие и мир”. В повседневных моментах жизни автор открывает для себя свидетельства близости и милости Божией, размышляет о возникающих внутренних вопросах, извлекает небольшие, но очень важные духовные уроки. Наблюдения, мысли, житейские истории – всё это о главном: о родстве человека с Богом, о преодолении препятствий на пути к Нему, о повседневном внутреннем труде над собой.

    ISBN: 978-5-98599-136-9
    Год издания: 2013
    Издательство: Издательство Саратовской митрополии
    Язык: Русский

    Небольшой сборник статей игумена Нектария (Морозова) адресован православным христианам, которым приходилось и приходится выступать в роли современных миссионеров и говорить о вере и церковной жизни с близкими, знакомыми или же малознакомыми людьми в различных посланных Господом обстоятельствах. Как выстроить “мостик” между Христом и ближним? Как постепенно открывать в словах и жизни собеседника фундамент и почву для проповеди? Как стать миссионером в своей собственной семье? Рассуждая об этих вопросах на основе своего пастырского опыта, автор уделяет особое внимание практическим моментам – тому, что в словах и делах верующего человека может…

    ISBN: 978-5-98599-084-3
    Год издания: 2010
    Издательство: Издательство Саратовской епархии
    Язык: Русский

    Автор отвечает на важнейшие вопросы в жизни христианина – об исповеди и Причастии, возникающие как у тех, кто только входит в церковную жизнь, так и у тех, кто регулярно приступает к таинствам: как исповедоваться правильно, что такое епитимья, почему нельзя потребительски относиться к Причастию и на многие другие.

    ISBN: 978-5-98599-164-2
    Год издания: 2015
    Издательство: Издательство Саратовской митрополии
    Язык: Русский

    Евангельское слово – простое, понятное и ребенку, и в то же время глубочайшее и непостижимое. Размышления по мотивам новозаветных отрывков, читаемых за богослужением, стали основой очередной книги бесед игумена Нектария (Морозова). Обращаясь к слушателям и читателям, автор придает особенное значение решимости всецело довериться Богу, без которой невозможно духовное становление христианина. Чтобы обрести ее, преодолев состояние расслабленности и нерешительности, необходим ежедневный труд, направленный на пробуждение своей души. В евангельских событиях и примерах, затронутых в данных размышлениях, особо подчеркиваются те моменты, которые…

    ISBN: 978-5-98599-042-3
    Год издания: 2007
    Издательство: Издательство Саратовской епархии
    Язык: Русский

    Проблема духовного становления христианина в современном мире стоит очень остро. Большинство людей не “рождается” в Церкви, а приходит в нее уже в сознательном возрасте. Человек входит в новую, совершенно незнакомую для него еще церковную жизнь, жизнь чужую, которая, однако, обязательно должна стать своей. Этот процесс получил в сегодняшней практике наименование “воцерковления”, то есть постепенного превращения христианина номинального в христианина реального. Проходить воцерковление может иногда быстро, иногда медленно, иногда легко, иногда с большими затруднениями. К сожалению, неминуемы на его пути и ошибки, и разочарования, и скорби.…

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: