Ипатьевский монастырь в Костроме: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Ипатьевский монастырь

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме, Кострома Alexxx Malev

Душа и сердце Костромы, хрестоматийная колыбель дома Романовых, белокаменный Ипатьевский монастырь — объект культурного наследия России — возвышается на пологом берегу реки Костромы, отражая свои древние стены, приземистые башни и золотые главки собора в тихом течении ее вод. Судьба Ипатьевского монастыря неразрывно связана с судьбой России: в 1613 г. здесь был избран на царство Михаил Романов — основатель будущей 300-летней династии русских государей. Обитель неоднократно переживала годы расцвета и упадка, ее церкви были разрушены и вновь восстановлены. Сегодня это ключевая достопримечательность не только Костромы, но и всей Верхней Волги, посетить которую просто обязан каждый турист.

История

Кроме исключительно позитивных событий для царской фамилии, вроде тех, когда Михаил Фёдорович сначала успешно укрылся там от польских интервентов, накануне дня народного единства, который в современной России отмечается как официальный праздник, Ипатьевский монастырь имел в своей истории и более трагические страницы. Так, к примеру, старая церковь на территории обители была разрушена практически до основания, когда в 1649 году взорвалась бочка с порохом. Именно по этой причине последующим поколениям также уже никогда не удастся даже примерно представить себе, какой изначальный экстерьер был свойственен Ипатьевскому монастырю.

В 18 веке здания монастыря окончательно приняли современный облик и внешне уже не сильно менялись после екатерининской эпохи. Однако внутреннее содержание помещений пережило несколько поворотов судьбы.

Что посмотреть

На территории Ипатьевского монастыря более десяти исторических построек, каждая из которых заслуживает отдельного внимания: Троицкий собор со звонницей — главный храм обители, палаты бояр Романовых, Архиерейский корпус, святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии, Наместнический и Братский корпуса, жилые кельи над погребами, Свечной и Трапезный корпуса, Екатерининские ворота, а также стены и башни Старого и Нового городов.

Великолепный Троицкий собор 17 века — визитная карточка Ипатьевского монастыря. Его пять золоченых чешуйчатых главок и изумрудный ажурный шатер колокольни видны за несколько километров со старого русла реки Кострома. Его северную сторону украшает замечательной красоты парадное крыльцо с восьмигранным шатром и обилием архитектурных украшений. Внутри стоит увидеть богатый иконостас середины 18 века в стиле барокко и стенную роспись 17 века, уникальную богатством мотивов и разнообразием цветовой гаммы.

Звонница собора была заказана боярином Годуновым в 17 веке. Сооружение интересно поясами каменных резных элементов и изящных зеленым шатром. В 2006 г. сюда был доставлен юбилейный колокол «Царь Михаил».

Непременно стоит увидеть и нежно-бирюзовые Екатерининские ворота в стиле барокко, возведенные в 1767 г. к приезду в Кострому императрицы Екатерины II, посетить Архимандритский корпус — крупнейшее жилое здание обители и побыть на службе в красивейшей церкви Хрисанфа и Дарии, чьи интерьеры расписаны артелью палехских художников.

Музей

На территории Ипатьевского монастыря работает Церковный историко-археологический музей. В его просторных залах выставлены многочисленные религиозные древности: старопечатные и рукописные церковно-богослужебные книги, фотографии не сохранившихся церквей и соборов, священные сосуды, Евангелия, кресты, иконы, облачения и старинная церковная утварь. Отдельная часть экспозиции посвящена династии Романовых.

Практическая информация

Адрес: Кострома, ул. Просвещения, 1. Телефон: (4942) 312—589.

Время работы: монастырь — ежедневно с 7:00 до 18:00. Музей — с 1 мая по 30 сентября — с 9:00 до 18:00 часов, с 1 октября по 30 апреля — с 10:00 до 17:00.

Вход в монастырь бесплатный. Вход в музей — 100 RUB.

Свято-Троицкий
Ипатьевский монастырь

СВЯТО-ТРОИЦКИЙ ИПАТЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Основан в 1530-е. Кострома

История

В городе Костроме, между реками Волгой и Костромой, на старой Ярославской дороге, проходившей по левому берегу Волги, расположился Свято-Троицкий Ипатьевский православный мужской монастырь.

Впервые костромской Троицкий монастырь упоминается в летописи в 1432 г. в связи с описанием междоусобной борьбы за великокняжеский престол, которую вели галицко-звенигородские князья. Однако основан он был значительно раньше.

П. Петровичев. Ипатьевский монастырь близ Костромы. 1912.
Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина

Согласно одной из версий, монастырь около 1330 г. основал знатный татарский мурза Чет, родоначальник рода Годуновых, бежавший из Золотой Орды к Ивану Калите. Монастырская легенда, записанная в XVI в., рассказывает о том, что, когда Чет плыл по Волге, он тяжело заболел и вынужден был сделать остановку. Во сне Чету явилась Богоматерь с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием и обещала исцелить мурзу, заповедовав ему построить обитель в честь апостола Филиппа и священномученика Ипатия. Чет получил исцеление от своей болезни и по прибытии в Москву принял православную веру, получив при крещении имя Захария. Он испросил у великого князя разрешения на закладку монастыря во имя святителя Ипатия на месте чудесного исцеления. Первоначально был построен храм Святой Троицы, затем храм Рождества Пресвятой Богородицы, несколько келий и мощная дубовая стена.

Захарий стал родоначальником костромских вотчинников Зерновых, Сабуровых, Шеиных, Вельяминовых-Зерновых и Годуновых — знатных боярских фамилий, покровителей монастыря.

Есть и другая версия, согласно которой монастырь основал в 1275 г. князь Василий Ярославич по прозвищу Квашня, брат Александра Невского, ставший уже великим князем владимирским, но предпочитавший жить в Костроме. После смерти князя Василия и упразднения Костромского княжества монастырь оказался под покровительством рода Годуновых. По этой версии, создание Ипатьевского монастыря выпадает на период возвышения Костромы как удельного княжества. А в XIV — начале XV в. Кострома приобретает значение одного из опорных пунктов княжеской власти.

В XVI в. Годуновы заняли первостепенное место при царском дворе. Их приход к власти сопровождался щедрыми пожертвованиями Ипатьевскому монастырю. Пожертвования Годуновых и других лиц к концу столетия увеличили земельные владения монастыря вчетверо. По количеству таких владений монастырь занял четвертое место в ряду крупнейших русских монастырей.

Читайте также:
Храм Сергия Радонежского в Челябинске: описание и адрес храма, история, расписание богослужений, как добраться

В этот период происходит бурное развитие монастыря. Вместо деревянных церквей и стен воздвигнуты величественные каменные сооружения, в том числе Троицкий собор. В монастыре была создана мастерская живописи, собрана большая библиотека книг и рукописей, в их числе находилась знаменитая Ипатьевская летопись. Расцветший Ипатьевский монастырь стали называть «преименитой лаврой».

Но далее судьба связала костромскую обитель и с другим царским родом, она стала колыбелью дома Романовых.

Здесь, в кельях святой обители, построенных в 1583 г., более шести лет проживали изгнанные Годуновым Михаил Федорович Романов со своей матерью монахиней Марфой. И с приходом к власти Михаила Романова Ипатьевский монастырь приобретает новых могущественных покровителей.

Когда на Земском соборе в феврале 1613 г. Михаил Романов был избран царем, сюда, в монастырь, явилось посольство из духовенства и бояр, и именно здесь, в Троицком соборе Ипатьевского монастыря 14 марта 1613 г. был совершен торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова.

По указу царя Михаила Романова на территории монастыря строится Новый город. Его обносят высокими стенами с тремя башнями. Западная Надвратная башня с восьмигранным каменным шатром была заложена на том месте, где остановился крестный ход, провожавший Михаила Федоровича в Москву после его избрания на царство.

Представители династии Романовых почитали Ипатьевский монастырь как свою фамильную святыню. При вступлении на престол каждый из царей считал своим долгом посетить обитель.

В 1910–1913 гг., по случаю празднования 300-летия дома Романовых, в Ипатьевском монастыре были произведены реставрационные работы. Во время празднования юбилея сюда приезжал последний император Николай II.

Архитектурный ансамбль

На территории монастыря выделяются две части: Старый город и Новый город. Оба участка обнесены высокими каменными стенами. Старый город имеет форму неправильного пятиугольника с протяженностью стен 518 м. Композиционный центр — монументальный пятиглавый Троицкий собор и звонница.

Прежняя дубовая ограда в 1586–1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых была заменена каменной с толщиной стен до 1,5 м и высотой 6–7 м. Въездные ворота укрепили квадратными башнями, сегодня сохранилась лишь башня над Южными воротами. После Смутного времени, при царе Михаиле Федоровиче, артелью московского городового мастера Ивана Неверова монастырские стены и башни были усилены и надстроены до высоты 11 м.

Ипатьевский монастырь в 1613 г. Реконструкция XIX в. по описаниям XVII в.

План монастыря

I – Старый город; II – Новый город. 1 – Троицкий собор; 2 – звонница Троицкого собора; 3 – архиерейский корпус; 4 – братский корпус; 5 – палаты бояр Романовых; 6 – корпус над погребами; 7 – корпус свечного завода; 8 – богадельня; 9–10 – деревянные постройки (экспонаты музея народного творчества; 11 – Зеленая башня; 12 – юго-западная башня Старого города; 13 – квадратная башня; 14 – Водяная башня; 15 – Пороховая башня; 16–Екатерининские ворота; 17 – северо-западная башня Старого города; 18 – северо-западная башня Нового города; 19 – юго-западная башня Нового города; 20 – северные ворота Нового города

Стены имеют два яруса небольших щелевидных бойниц и варовые щели, по верху стен проходит галерея боевого хода, соединяющая монастырские башни между собой.

Новый город сформировался в 1642–1645 гг. по указу царя Михаила Федоровича — тогда к западной крепостной стене Старого города был присоединен новый земельный участок, что увеличило занимаемую монастырем площадь почти вдвое. Вокруг Нового города на царские средства возводятся стены с двумя угловыми башнями (Юго-западной и Северо-западной) и одной проездной, получившей название Зеленой башни, так как ее шатер был покрыт зеленой обливной черепицей.

Строительство стен и башен Нового города велось под руководством старца Иосифа и каменщика подмонастырской Богословской слободы Андрея Андреева. Башни и стены Нового города были снабжены «подошвенным боем» — рядом бойниц в нишах у основания стены. Это повысило обороноспособность крепостных стен, а также сделало их более декоративными. Башни после надстройки в XVII в. стали стройнее, башенные стены расчленены ширинками, амбразуры и окна украшены восьмигранными розетками, обрамленными полуваликом.

Ипатьевский монастырь представляет собой прекрасный образец крепостной архитектуры Древней Руси XVI века. Неприступная каменная ограда монастыря могла послужить для организации обороны. Главное значение при этом имели башни (стрельницы), где устанавливались крупные орудия. Для хранения пороха предназначалась специальная Пороховая (северо-восточная) башня. В Водяной башне был потайной выход к реке Костроме, что обеспечивало бесперебойное снабжение водой во время осады. Стены и башни с внутренней стороны связаны широким переходом — галереей боевого хода.

Архитектурный ансамбль Ипатьевского монастыря включает Троицкий собор, звонницу, архиерейский корпус, палаты Романовых, братский корпус.

Первая каменная постройка в монастыре — соборный храм Святой Троицы (около 1560 г.; был разрушен в 1648 г.). Задумав строить новый собор, монастырские власти решили значительно расширить его. Архимандрит Гермоген и строитель старец Пафнутий с братиею обратились с просьбой к царю Алексею Михайловичу разрешить построить новый собор по образцу собора в московском Новоспасском монастыре, но по грамоте от 25 марта 1650 года повелено устроить его по образцу ярославского Успенского собора, «не больше онаго».

Троицкий собор

Троицкий собор, построенный в 1650–1652 гг., представляет собой пятиглавый храм крестово-купольного типа, поставленный на подклетах и окруженный с трех сторон галереей с крыльцом, выходящим на северную сторону, на центральную площадку монастыря. Северная сторона храма, рассматривавшаяся как главный фасад здания, отделана богаче. Декоративное убранство стен главного куба собора и барабанов отличается большой пластичностью, оформление галерей выдержано в плоскостных геометрических формах. Узорчатые ширинки сплошь покрывают стену.

Читайте также:
Пестов Николай Евграфович: биография, творчества и книги, труды

Сооружение Троицкого собора одновременно с окончательной достройкой стен и башен монастыря позволило согласовать внешний вид собора с общим ансамблем. На расстоянии собор воспринимается как главный композиционный центр всего архитектурного комплекса. Величественный массив собора приковывает к себе внимание уже издали. Просторно и прочно утвердился он на основании; внушительная форма центрального куба здания, увенчанного пятиглавием, создает ощущение могучего нарастания объемов вверх. Благодаря общему впечатлению монументальности и богатой декоративности собор занимает в ансамбле доминирующее положение.

За триста лет существования собора в нем неоднократно производились ремонтные и реставрационные работы, например когда во время наводнения в 1709 г. собор сильно пострадал: «расселся надвое».

С 1744 г. Троицкий собор получил статус кафедрального, в связи с чем была произведена его перестройка. Около 1780 г. на барабанах поставили большие главы, но затем их переделали на главы меньшего размера. Когда (уже в XIX в.) бурей была сорвана большая глава собора, а остальные сдвинуты со своих мест, их восстановили «в древнем виде».

Капитальный ремонт и реставрация Троицкого собора производились в 1911–1912 гг., накануне празднования 300-летия дома Романовых. Руководила реставрационными работами Археологическая комиссия во главе с архитектором Д. Милеевым. Вокруг собора был опущен грунт, открыт и облицован белым известковым камнем цоколь. Одновременно исследован древний фундамент, который оказался выложенным из огромных булыг, без извести, на одной глине. В соборе был раскрыт древний пол, состоящий из крупных терракотовых плит, образующих узор «в шашку». Крыльцо освобождено от позднейших перестроек и достроено «в древнем стиле». Несмотря на многие переделки, Троицкий собор более других построек сохранился в первоначальном виде.

В архитектурном ансамбле Ипатьевского монастыря есть и еще одна знаменитая постройка — Палаты бояр Романовых. Здание возведено в конце XVI в. на средства бояр Годуновых, более ранних покровителей обители. В XIX в. палаты получают названия «Царские чертоги» и «Дворец Михаила Романова» и становятся объектом особо трепетного отношения монастырских властей и представителей царской династии. На «высочайше дарованные средства» и по указу императоров Николая I и Александра II реставрацией памятника занимались дворцовые архитекторы К.А. Тон и Ф.Ф. Рихтер. В центре главного фасада корпуса была возведена «царская лестница» с широким маршем на второй этаж. Стены второго этажа снаружи расписаны специальными красками «в шашку». Для интерьера здания выполнены нарядные изразцовые печи.

Около 1645 г. возведены каменные настоятельские кельи у северной стены, а близ восточной стены — казначейские кельи. Позднее, в 80-е гг. XVII и в начале XVIII в. они были перестроены и соединены, здание получило Г-образную форму. В настоящем виде, после реставрации, оно объединяет разновременные постройки.

Открытая экспозиция

Троицкий собор Ипатьевского монастыря можно назвать открытой экспозицией выдающихся произведений русского церковного искусства: иконописи, монументальной живописи, прикладного искусства, в их создании принимали участие выдающиеся мастера. Царские иконописцы Василий Ильин Запокровский, Семен Павлов и Сергей Рожков писали иконы для иконостаса в 1654–1656 гг. Фресковый ансамбль, представляющий собой вершину русской монументальной духовной живописи XVII столетия, выполнялся в 1684 г. костромской артелью под руководством первоклассного изографа Гурия Никитина. Об этом говорит клеймо на северной стене, оно содержит перечень имен художников-иконописцев, принимавших участие в росписи храма.

Артель Гурия Никитина и Силы Савина Обращение Савла.
Фрагмент росписи Троицкого собора с северо-восточной стороны. 1685

Золоченый резной из дерева иконостас в стиле барокко создавали в 1756–1758 гг. костромские резчики во главе с Макаром Быковым и Петром Золотаревым. Верх иконостаса заканчивается резным навершием с композицией «Распятие с предстоящими», подаренным Ипатьевскому монастырю императрицей Елизаветой Петровной.

Сразу после возведения храма начата роспись папертей Троицкого собора. В это время созданы композиции западной паперти, справа и слева от портала; стенопись выполняли костромские иконописцы под руководством главы артели Василия Ильина. Фрески неоднократно поновлялись. В настоящее время они расчищены из-под позднейших записей; красочный слой в значительной степени утрачен, но композиции сохранились полностью, и содержание фресок представляет большой интерес. Так, справа от портала «Видение Иоанна Лествичника» показывает, сколько препятствий следует преодолеть монаху, чтобы достичь райской обители. На вершине лестницы, ведущей в рай, стоит одинокая фигура праведника.

На сравнительно небольших простенках паперти Троицкого собора опытные костромские мастера смогли о многом рассказать. Многофигурные сцены они умело компоновали, рисунок фресок отличается точностью, пластичностью и выразительностью. О колорите судить труднее из-за повреждения красочного слоя, но по сохранившимся участкам видно, что стенопись выполнена в сложной и гармоничной колористической гамме: на темно-синем фоне — охряный пейзаж, белые палаты, зелено-голубые, красно-коричневые и розово-красные одеяния святых.

В живописи Троицкого собора ярко проявились все особенности стиля костромской школы живописи, высоко ценимой современниками. Фрески, созданные в традициях древнерусского искусства, гармонично сочетают эпический дух и глубоко человечную интерпретацию библейских событий.

Многие из вкладных годуновских икон хранятся в фондах Костромского музея-заповедника, куда они поступили из ризницы Ипатьевского монастыря, некоторые из них можно встретить и в московских музеях: Третьяковской галерее, Историческом музее, Оружейной палате Московского Кремля и других музейных экспозициях.

По заказу Д.И. Годунова рукописи украшались миниатюрами, их помещали в богатые серебряные и позолоченные оклады. Большинство из них изготовлялись в царских мастерских. Несколько весьма ценных рукописных книг Годунов передал Ипатьевскому монастырю.

Из Ипатьевского монастыря происходит лицевое (то есть с иллюстрациями) Евангелие 1605 г., хранящееся в Оружейной палате Московского Кремля. Оно написано превосходным полууставом и украшено голубыми с золотом заставками и многочисленными миниатюрами. Среди них особенно интересна сложная композиция «Родословное древо Иисуса Христа», включающая библейских «предков Христа» в медальонах и «Рождество Христово».

Вкладные иконы и лицевые рукописи Годуновых в Ипатьевском монастыре и в других храмах и монастырях образуют группу памятников живописи, отмеченную единством стиля. Содержание произведений живописи охватывает самую разнообразную тематику, причем традиционные, канонические образы соседствуют с изображениями, свидетельствующими о поисках новых изобразительных средств, обращении к разным источникам, к византийским и западным произведениям живописи, а также к живой натуре.

Читайте также:
Барнаульская епархия: история и монастыри, святыни, духовенство

Из среды костромских иконописцев первой половины XVII в. вышли такие видные мастера, как Любим Агеев и Василий Ильин, принимавшие участие в росписи московского Успенского собора (1640–1642) и выступавшие самостоятельно в качестве руководителей живописных работ в храмах Костромы, Ярославля, Кириллова, Суздаля.

Кроме всего прочего, Годуновы жертвовали в Ипатьевский монастырь много сосудов из серебра, украшенных чеканкой или гравированными изображениями и орнаментом: водосвятные чаши, панихидные блюда, лампадницы. В монастырских описях перечисляются многочисленные драгоценности на окладах икон, металлических складнях и каменных крестах.

В XVII в. на звоннице Ипатьевского монастыря было 18 колоколов, из них самый большой, весом 600 пудов, — вклад Стефаниды Ивановны, матери Бориса Годунова. После возведения нового Троицкого собора были предприняты работы по достраиванию звонницы, так как она уже не соответствовала большим размерам нового собора, к тому же отличалась от него и по стилю.

С северной стороны к звоннице была пристроена высокая башня-колокольня с одним открытым пролетом для звона. Новая колокольня отличается сложностью и многообразием приемов декоративного оформления, различного в каждом ярусе. В 1852 г. звонница была расписана в духе «итальянского художества», но в 1912 г. эта роспись была уничтожена как не соответствующая выдержанной в традиционных формах архитектуре.

Церковь Александра Невского в Пскове

Северная Русь с древних времён считалась одним из культурных и религиозных центров русских земель. Она тесно связана с именами великих государственных деятелей и военачальников. Среди них особое место занимает святой благоверный князь Александр Невский, которому посвящена войсковая церковь, возведенная в начале прошлого столетия.

История

Появление в псковском районе Завеличье храма во имя святого Александра Невского связано с размещением здесь в конце XIX в. 96 Омского пехотного полка.

Полковая история

Славная история 96 полка началась в конце восемнадцатого века. За его создание ратовал знаменитый М. И. Кутузов. Егеря участвовали в Отечественной войне 1812 г., успешно защищая русские земли от французских завоевателей. Отличились солдаты полка в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Войсковое объединение, успешно сражавшиеся на полях Первой мировой войны, было расформировано осенью 1917 г.

Строительство храма

В 1894 г. 96 Омский полк расквартировали в Пскове, где специально для них построили кирпичные казармы, дома для офицеров и служебные помещения. Но небольшая церковь, построенная ещё в XVI в., не могла вместить весь личный состав полка, состоящий из примерно 2 тыс. человек. Скорейшему решению вопроса о строительстве церкви способствовал великий князь Николай Александрович и лично император Николай.

Интересно! Решение о возведении войскового храма было принято в 1907 г. Летом этого же года был освящён закладной камень новой культовой постройки. Строительство длилось чуть более года. В ноябре 1908 г. новый полковой храм освятил архиепископ Псковский и Новгородский Арсений.

Годы забвения и возрождения

Богослужения в храме прекратились вскоре после прихода к власти большевиков. С постройки сняли кресты, разобрали купол и шатёр колокольни, и разместили в нём клуб красноармейцев. А Великой Отечественной войны здесь размещались Дом офицеров и складские помещения.

В 1990 г. власти города приняли решение передать здание Православной Церкви. Но фактическая его передача состоялась только спустя два года. Всё это время священник Олег Тэор и прихожане совершали богослужения под открытым небом на пороге оскверненной церкви.

Первая божественная служба прошла в храме в марте 1992 г. С этого времени начался процесс его восстановления, в котором принял участие первый российский президент Б. Н. Ельцин, подаривший зарождающемуся собору новые колокола.

Архитектура и интерьер

Церковь, посвящённая святому благоверному князю Александру Невскому, возведена по типовому проекту воинского храма, который разработал архитектор Ф. М. Вержбицкий. Автор объединил в нём однонефную базилику и с классическими элементами древнерусских храмов. Основным объёмом храма является просторная трапезная часть, которую перекрывает коробовый свод, подвешенный к большим металлическим уголкам. Снаружи они формируют двускатную крышу.

С запада к основной части примыкает квадратная в плане алтарная часть, увенчанная мощным восьмигранным световым барабаном. Его венчает большой луковичный купол с небольшой золотой главкой. Алтарная часть завершается небольшой трёхгранной апсидой.

В восточной части ризницы на просторном балконе располагаются хоры. Церковь имеет три входа. Над центральной частью главного притвора возвышается шатровая колокольня. Каждая из восьми её граней заканчивается кокошником. Круглые и килевидные кокошники применяются в оформлении оконных и входных порталов, основание купола.

Стены храма из красного кирпича выполнены при помощи рельефной кладки, которая создаёт необычный уникальный экстерьер здания, украшая его карнизами, пилястрами, наличниками. Необычный внешний вид зданию придает сочетание красного цвета фасадов и крыши зелёного цвета. На этом фоне ярко выделяются лазурные купола.

Интерьер собора выдержан в строгом стиле. Стены, покрытые белой штукатуркой, украшены множеством старинных икон. Отличительной чертой псковского воинского храма являются памятные таблички, на которых увековечены имена погибших воинов десантников.

Святыни

Под сводами псковского храма святого Александра Невского собрано множество старинных и новых святынь. Среди них выделяются следующие реликвии:

  1. Иконостас «Житие Александра Невского», состоящий из семи больших икон и пяти миниатюр, заключённых в резную раму из липы. Это произведение палехских мастеров подарил возрожденному храму патриарх Алексий II.
  2. Ковчег с молочным зубом святого цесаревича Алексея.
  3. Старинный Ветхий Завет, принадлежащий святому царю-мученику Николаю. На страницах книги встречаются надписи, сделанные рукой последнего российского императора.
  4. Чудотворный образ Богоматери Сугдерской, по молитве которой просят о прекращении кровопролития невинных в России.
  5. Плащаница с образом «Успение Богородицы», на стекле киота которой проявилось аналогичное изображение.
Читайте также:
Александро-Свирский монастырь: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники, храмы и постройки

Современность

Настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского отец Олег и его помощники много лет несут божественное и социальное служение не только в своём приходе. Батюшка духовно окаймляет всех воинов, расквартированных на псковской земле.

Расписание богослужений

Двери храма святого Александра Невского, расположенного в г. Пскове, открыты для прихожан с 6 утра до 8 вечера. Богослужения в нем совершаются ежедневно в 8.30 и 18.00.

Деятельность прихода

Клирики Княже-александровской церкви осуществляют различные виды социальной работы:

  • занятия в детской воскресной школе;
  • беседы в рамках организованного при соборе общества трезвости;
  • материальная и моральная поддержка семьям погибших военнослужащих;
  • духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодого поколения, в рамках которого проводятся ежегодные Александро-невские чтения, функционирует церковный музей.

Как добраться

Псковский войсковой храм, посвящённый благоверному князю Александру Невскому, находится на ул. Мирная, владение 1. Ближайшими остановками общественного транспорта являются:

  • Храм Александра Невского, через который следуют автобусы 2, 5, 8, 19;
  • Дом офицеров, до которой можно добраться на автобусах 6, 16, 19.

Воинская церковь Александра Невского в городе Пскове хранит память о былых и современных подвигах русских воинов, с оружием в руках, охраняющих родные земли от недругов. Одновременно мощное и скромное здание олицетворяет Святую Русь, готовую в любое время встать на защиту православия и отстаивать его ценности.

Церковь блгв. кн. Александра Невского (Псков)

Мiръ Россия Псковская область Псков Церковь блгв. кн. Александра Невского (Псков)

Церковь святого Александра Невского построена в начале ХХ века по типовому проекту воинского храма. Престольный праздник: 6 декабря, день памяти благоверного великого князя Александра Невского.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Святыни и реликвии
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Видео
  • 6 Как добраться
  • 7 Расписание богослужений
  • 8 Ссылки

История [ править ]

Храм был построен в 1907—1908 годах для 96-го Омского полка по типовому проекту воинского храма, составленному инж. Вержбицким Ф.М. в 1901 году.

Торжественно освящен 4 октября 1908 г. епископом Псковским и Порховским Арсением (Стадницким).

В 1918 году богослужения были прекращены.

После Великой Отечественной войны в здании располагались Гарнизонный Дом офицеров и Военно-медицинский склад Северо-Западного округа.

Современное состояние [ править ]

По благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия под руководством Настоятеля протоиерия Олега Тэора храм, пострадав от времен лихолетия, с большими трудностями был возвращен Церкви и отремонтирован. На протоиерия Олега возложена роль духовного пастыря окормлять воинов Псковской епархии и Большую атомную подводную лодку «Псков» на Северном флоте. Осуществляется миссионерская деятельность по возрождению православных традиций в армии, воспитание патриотизма и воинской доблести, посещение раненых в госпиталях, в «горячих точках» — Югославия, Чечня.

Храм проводит издательскую деятельность. Ведется большая благотворительная работа по оказанию материальной помощи воинам.

Святыни и реликвии [ править ]

При храме св. Александра Невского существует церковный музей. Своим рождением он обязан протоиерею Олегу Тэору. Им собрано и сохранено множество святынь и музейных ценностей, связанных с богатейшей историей древней Псковской земли.

В музее хранится Ветхий Завет с пометками императора Николая II.

Святыни музея — ряса праведного Иоанна Кронштадтского, в одной из книг имеется подлинник его подписи, Божница из Санкт-Петербургского Иоанновского монастыря на Карповке. В музее имеются епитрахиль и подрясник протоиерея Николая Гурьянова, к которому ездили люди не только со всех концов России, но и со многих уголков земного шара. В экспозиции музея имеется:

  • дневник схигумена Луки, насельника старого Валаама и одного из основателей Ново-Валаамского православного монастыря в Финляндии, впоследствии упокоившегося в Псково-Печерском монастыре;
  • утварь самодельная, которыми пользовались гонимые священнослужители для совершения Божественной Литургии, иногда это было в лагерях и ссылках.

В музее собраны старые, требующие реставрации иконы, кресты, рукописные и печатные церковные книги; коллекции пасхальных яиц, самоваров, монет, разбитых колоколов.

Можно увидеть редкие иконы:

  • нерукотворный Образ Господа нашего Иисуса Христа на медной доске;
  • икона Пресвятой Богородицы «От бед страждущих».

В экспозиции музея — Казанская икона Божией Матери, перед которой молились псковские партизаны в годы Великой Отечественной войны. В дар музею переданы иконы написанные 9-летним болгарским иконописцем Георгием «Святая Ольга» и икона из Финляндии «Св. целитель Пантелеймон», икона из Грузии.

Псковскими рукодельницами подарены музею домотканые вышитые полотенца, скатерти, подзоры, иконы, кружева.

Трагические события, связанные с войной в Афганистане и Чечне, также отражены в экспозиции музея: это вещи погибших солдат и офицеров.

Престольные праздники [ править ]

Видео [ править ]

Как добраться [ править ]

Проезд: проезд автобусами №2 и №8 до ост. «Храм Александра Невского» или автобусом №6 до ост. «Дом офицеров»

Адрес: Псков, ул. Мирная, д. 1

Расписание богослужений [ править ]

Расписание богослужений регулярно обновляется на сайте храма.

Церковь Александра Невского в Пскове: раскладываем по пунктам

Северная Русь с древних времён считалась одним из культурных и религиозных центров русских земель. Она тесно связана с именами великих государственных деятелей и военачальников. Среди них особое место занимает святой благоверный князь Александр Невский, которому посвящена войсковая церковь, возведенная в начале прошлого столетия.

Церковь Александра Невского 96-го пехотного полка

г. Псков, ул. Мирная, д. 1

Историческая справка

Символ России, имя России, великий полководец князь Александр Невский был одной из самых значительных фигур Древней Руси ХІІІ века. Он был славен и как военный деятель, и как мудрый политик. Его деятельность имела непревзойденное значение для строительства Российского государства.

Он навсегда остался в народной памяти. Его любили современники, им гордятся потомки. Сразу после его смерти появилась «Повесть о житии Александра Невского», описывающая жизнь и победы этого великого человека. Кончина князя была большим ударом для всех. Его причисляют к лику святых, а в 1547 году он официально канонизирован.

Читайте также:
Московский Успенский собор: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В чем же заслуги Александра Невского? Этот благоверный князь, как и все люди, не был идеальным. Были у него свои достоинства и недостатки. Но в веках остались сведения о нем, как о мудром правителе, доблестном военачальнике, милосердном и добродетельном человеке.

Святой благоверный князь Александр Невский

ХІІІ век – в истории нашего народа время, когда не было централизованной власти, князья-феодалы правили своими вотчинами и вели межусобные войны. Все это сделало Русскую землю беспомощной перед надвигавшейся опасностью в лице татаро-монгол.

В это трудное для Руси время в 1231 году Великим князем Новгорода становится Александр. Но реальной властью обладал его отец, Ярослав Всеволодович, Александр же принимал участие в военных походах вместе с отцом.

В 1236 году, когда отец занимает киевский престол, Александр становится полноправным правителем Новгорода. Было ему тогда 16 лет. Уже в 1237-1238 годах орды Батыя разрушили многие русские города: Владимир, Рязань, Суздаль.

Особого труда установить свою власть над разрозненными русскими княжествами татаро-монголам не составило. При этом Новгород уцелел, а главную угрозу для него представляли литовские и немецкие рыцари, нападавшие с запада, и шведы – с севера. Уже в двадцатилетнем возрасте Александр возглавил войско в битве со шведами на Неве, состоявшейся г.

Перед битвой князь долго молился в церкви Святой Софии, потом получил благословение и сказал воинам такие слова: «Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные — на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!»

Так за правду, за Русь, за Бога вышел молодой князь на битву и одержал победу, ставшую первой в долгой череде побед великого полководца. С того времени князь Александр стал называться Невским. Как полководец он считался по праву великим, так как не проиграл ни единого сражения.

Князь был еще и проповедником, который способствовал распространению на земле Слова Божия. Христианизацию язычников Востока теперь считают исторической миссией Руси. Из своей последней поездки князь Александр уже не вернулся.

Его смерть сравнивали с заходом солнца для всей русской земли. Умер он года, а похоронен 23 ноября во Владимирском Рождественском монастыре.

Храм во имя Святого Александра Невского является памятником истории Российской армии в её связи с историей и культурой России. Он был построен для 96-го пехотного Омского полка, в создании которого принимал участие русский полководец М.И. Кутузов.

Полк геройски сражался в Отечественной войне 1812 г. и в освобождении южных славян от Османского ига в 1877-1878 г.г.

Церковь Александра Невского. 1908 г. Вид с запада. Фото 1998 г. г. Псков, ул. Мирная, д. 1

Непосредственное влияние на решение о строительстве храма оказали Президент Российской Академии художеств Великий князь Владимир Александрович и лично Император Николай II.

Храм Александра Невского принадлежит последней волне церковного строительства до революции 1917 г. Его сооружение шло в рамках программы военных реформ, которые проводил тогдашний военный министр России — А.Н. Куропаткин — уроженец Псковской Губернии.

Автором образцового проекта, по которому возводилась церковь, является надворный советник Фёдор Михайлович Вержбицкий, сведения о котором есть в юбилейном издании Института гражданских инженеров. Ф.М. Вержбицкий был членом Комиссии по устройству казарм при Военном Совете Военного министерства России. Храм Александра Невского строился на средства, отпущенные военным ведомством.

Работы вёл Псковский хозяйственно-строительный комитет по постройке церкви, состоявший из офицеров 96-го пехотного Омского полка. «Техником» его в первое время являлся полковник, военный инженер Дмитрий Коронарович Костомаров. г. состоялась закладка церкви, а г. она была освещена Архиепископом Псковским и Новгородским Арсением.

Церковь Александра Невского. 1908 г. Фото 1996 г. г. Псков, ул. Мирная, д. 1

Воинский храм благоверного великого князя Александра Невского был выстроен для расквартированного в Пскове 96-го Омского полка. История полка берет свое начало с 1797 года, когда генерал-поручик М.И. Кутузов, будущий победитель Наполеона, сформировал егерский полк из наиболее образованных и боевых офицеров.

Полк со славою участвовал в Отечественной войне 1812 года, а название Омского получил в 1863 года после слияния его с Копорским мушкетерским полком, созданном в 1803 году и также покрывший славой свои знамена в войне с французами.

96-й пехотный Омский полк сражался за освобождение Болгарии от османского ига в 1877–1878 годах, в первую мировую войну участвовал в боевых операциях на Западном фронте до ноября 1917 года, затем был расформирован.

О том, чтобы 96-й пехотный Омский полк был расквартирован в Пскове, ходатайствовала перед штабом Петербургского военного округа местная городская дума.

Ходатайство было удовлетворено, и строительство военного городка началось в 1894 году на псковском Завеличье с возведения казарм для солдат и флигелей со служебными помещениями – для офицеров.

Церковь Александра Невского. 1908 г. Вид с запада. Фото 1991 г. г. Псков, ул. Мирная, д. 1

Сразу встал вопрос о храме. Расположенная недалеко от казарм церковь святого Климента XVI века могла вместить едва сотню человек, тогда как в полку было порядка двух тысяч служилых. К февралю 1898 года под домовую церковь была переоборудована полковая столовая.

С 1947 года в храме размещался Дом офицеров, затем – склад. Ныне храм возвращен Церкви. Он был восстановлен в кратчайшие сроки. Проект его восстановления разработали Московские архитекторы (А.И. Хамцов, Н.С. Василенко и др.), а воплотили в жизнь псковские реставраторы, вернув храму прежний облик.

Читайте также:
Валаамский Спасо-Преображенский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

С марта 1992 года в нем возобновились ежедневные богослужения, которые до этого более двух лет велись под открытым небом. Знаком возрождения храма стал дар Святейшего Патриарха Алексия II († ) – монументальная работа палехских художников «Житие Александра Невского», удостоенная Государственной премии России.

Сегодня храм Александра Невского включен в заповедную зону Пскова. Он стал воинским храмом 76-й десантно-штурмовой дивизии, а его настоятель протоиерей Олег Тэор является ответственным в Псковской епархии за окормление воинов на территории области.

Храм награжден грамотой Министерства обороны и занесен в книгу «Золотая летопись славных дел к 1100-летию г. Пскова». Все знаменательные события в жизни храма проходят при непосредственном участии митрополита Псковского и Великолукского Евсевия.

Русское воинство – краеугольный камень безопасности страны, и архипастырь не оставляет его своим попечением. Уже стало традицией, что в эти праздники совершение Божественной литургии возглавляет митрополит Евсевий.

Архиерейские службы удивительны по своей торжественности и красоте: литургия совершается в едином молитвенном предстоянии архипастыря, духовенства, певчих, воинов гвардейской воздушно-десантной дивизии и других прихожан.

Церковь Александра Невского

Перед почитаемой храмовой иконой благоверного князя Александра (конец ХIХ в.) горит неугасимая лампада. Огонь для нее привезли с родины великого князя – из Переславля-Залесского.

Основные архитектурные особенности

Церковь Александра Невского находится на Завеличье (на левом берегу р. Великой) в районе расположения бывших казарм 96-го пехотного Омского полка. Выстроена из кирпича по образцовому проекту полковых церквей в эклектическом стиле.

Представляет собой соединение однонефной базилики в плане с объемно-пространственным решением, характерным для определённого типа храмов на Руси: шатровая колокольня над западным входом, трапезная, большая глава со световым барабаном в восточной части храма.

Церковь Александра Невского. 1908 г. План. г. Псков, ул. Мирная, д. 1

Как и в базиликальных храмах над алтарной частью. С северной и южной сторон к алтарной части примыкают пониженные по сравнению с основным четвериком объёмы дьяконника и ризницы Дьяконник имеет отдельный вход.

Из алтарной части выступает шестигранная апсида, равная по высоте дьконнику и ризнице. Притвор разделен на три равные части.

Над средней частью была возведена колокольня, над боковыми частями — малые главки (деревянные, обшитые металлом). Входы в церковь акцентированы крыльцами. Для перекрытия трапезной были применены большепролетные металлические фермы из уголков на болтовом соединении.

Фермы сохранились в хорошем состоянии. К металлическим фермам подвешан деревянный оштукатуренный потолок в форме коробового свода. Кровля над трапезной двухскатная.

Барабан главы и ярус звона колокольни по образцовому проекту Ф.М. Вержбицкого должны были быть перекрыты подвесными деревянными потолками: над барабаном потолок должен был быть в форме восьмигранного сомкнутого свода, над ярусом звона колокольни — плоским.

Конструкции главы и шатра колокольни запроектированы были в дереве. В каком материале они были при строительстве храма Александра Невского — выяснить не удалось. Над помещениями ризницы, дьяконника и боковых частей притвора перекрытия плоские деревянные.

Над средней частью притвора кирпичный парусный свод. Фасады церкви выполнены в кирпичном стиле, при котором пластика фасадов создаётся за счёт обилия декора из тёсанного неоштукатуренного кирпича. Оконные проёмы обрамлены наличниками, состоящими из архивольт, опирающихся на полуколонки.

Тот же мотив использован при обрамлении дверных проёмов. Четверик алтарной части, фронтоны над северным и южным порталами украшены кокошниками. Аттик над притвором, столбики над углами основного четверика и дымовые трубы украшены нитками.

Пилястры, расположенные в оконных простенках, заканчиваются также кокошниками, перерезающими фриз и карниз основного четверика. Интерьер храма отличается простотой и строгостью.

В трапезной декор интерьера ограничен стрельчатым обрамлением распалубок оконных и дверных проёмов тянутым штукатурным профилем, карнизом того же профиля на уровне пят арок оконных проёмов и лепными зеркалами под оконными проемами. В остальных помещениях лепные тянутые карнизы в уровне потолка и лепная розетка на своде в средней части притвора под колокольней.

Общие сведения

Редкий образец войсковой культовой постройки эпохи эклектики. Интересен оригинальными типологическими особенностями, фасады имеют характерный декор в русском стиле.

В церкви Александра Невского

г, суббота. Храм Александра Невского. Около 10 часов утра. Идет праздничная божественная литургия, посвященная его столетнему юбилею с непосредственным участием митрополита Псковского и Великолукского Евсевия.

Музей церкви Александра Невского

Назад&nbsp&nbsp&nbsp Вверх страницы

История

  • Построен в 1907—1908 гг. для 96-го Омского полка по типовому проекту воинского храма, составленному инж. Вержбицким Ф. М. в 1901 году.
  • Торжественно освящен г. епископом Псковским и Порховским Арсением (Стадницким).
  • Богослужения прекращены в 1918 г.

После Великой Отечественной войны в здании располагались:

  • Гарнизонный Дом офицеров
  • Военно-медицинский склад Северо-Западного округа
Возрождение

Настоятель председатель епархиального Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, митрофорный протоиерей Олег Тэор.

  • г. — возобновились богослужения внутри храма.
  • г. — освящение креста.
  • г. — освящение восстановленного храма

Архитектура и интерьер

Церковь, посвящённая святому благоверному князю Александру Невскому, возведена по типовому проекту воинского храма, который разработал архитектор Ф. М. Вержбицкий. Автор объединил в нём однонефную базилику и с классическими элементами древнерусских храмов. Основным объёмом храма является просторная трапезная часть, которую перекрывает коробовый свод, подвешенный к большим металлическим уголкам. Снаружи они формируют двускатную крышу.

С запада к основной части примыкает квадратная в плане алтарная часть, увенчанная мощным восьмигранным световым барабаном. Его венчает большой луковичный купол с небольшой золотой главкой. Алтарная часть завершается небольшой трёхгранной апсидой.

В восточной части ризницы на просторном балконе располагаются хоры. Церковь имеет три входа. Над центральной частью главного притвора возвышается шатровая колокольня. Каждая из восьми её граней заканчивается кокошником. Круглые и килевидные кокошники применяются в оформлении оконных и входных порталов, основание купола.

Читайте также:
Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле: история и адрес, описание, архитектура

Стены храма из красного кирпича выполнены при помощи рельефной кладки, которая создаёт необычный уникальный экстерьер здания, украшая его карнизами, пилястрами, наличниками. Необычный внешний вид зданию придает сочетание красного цвета фасадов и крыши зелёного цвета. На этом фоне ярко выделяются лазурные купола.

Внутреннее убранство церкви Александра Невского

Интерьер собора выдержан в строгом стиле. Стены, покрытые белой штукатуркой, украшены множеством старинных икон. Отличительной чертой псковского воинского храма являются памятные таблички, на которых увековечены имена погибших воинов десантников.

Литература

  • Новости Пскова. № 107. г. Стр. 3-5. У. Миронова. «Свершилось настоящее чудо!»
  • Не в силе бог, а в правде : история храма святого благоверного великого князя Александра Невского. А. Василенко. Изд. 4-е, с дополнениями и изменениями. Псков: «Светоносец». 2007 г.
  • Псковский воинский храм святого благоверного великого князя Александра Невского. 1908—2008. 100 лет. Сост.: протоиерей О. Тэор. Псков. 2008 г.

Святыни

Под сводами псковского храма святого Александра Невского собрано множество старинных и новых святынь. Среди них выделяются следующие реликвии:

  1. Иконостас «Житие Александра Невского», состоящий из семи больших икон и пяти миниатюр, заключённых в резную раму из липы. Это произведение палехских мастеров подарил возрожденному храму патриарх Алексий II.
  2. Ковчег с молочным зубом святого цесаревича Алексея.
  3. Старинный Ветхий Завет, принадлежащий святому царю-мученику Николаю. На страницах книги встречаются надписи, сделанные рукой последнего российского императора.
  4. Чудотворный образ Богоматери Сугдерской, по молитве которой просят о прекращении кровопролития невинных в России.
  5. Плащаница с образом «Успение Богородицы», на стекле киота которой проявилось аналогичное изображение.

Икона святого Александра Невского и ковчег с частицей мощей в псковском храме

Современность

Настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского отец Олег и его помощники много лет несут божественное и социальное служение не только в своём приходе. Батюшка духовно окаймляет всех воинов, расквартированных на псковской земле.

Расписание богослужений

Двери храма святого Александра Невского, расположенного в г. Пскове, открыты для прихожан с 6 утра до 8 вечера. Богослужения в нем совершаются ежедневно в 8.30 и 18.00.

Деятельность прихода

Клирики Княже-александровской церкви осуществляют различные виды социальной работы:

  • занятия в детской воскресной школе;
  • беседы в рамках организованного при соборе общества трезвости;
  • материальная и моральная поддержка семьям погибших военнослужащих;
  • духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодого поколения, в рамках которого проводятся ежегодные Александро-невские чтения, функционирует церковный музей.

Храмы Пскова

Церковь святого благоверного великого князя Александра Невского

Воинский храм Святого Александра Невского 96-го Омского полка — последний храм, построенный в Пскове до 1917 года.

История воинского храма неразрывно связана с именами Российского Императора-мученика Николая II, военного министра России генерала Алексея Николаевича Куропаткина, главнокомандующего войсками гвардии и Петербургского военного округа Великого князя Владимира Александровича, протопресвитера Армии и Флота Александра Желобовского.

В бытность Куропаткина военным министром в начале 1900 года при Военном совете учреждена комиссия по вопросам удовлетворения религиозных нужд войск. С разрешения Императора Николая II Военное министерство стало финансировать сооружение полковых церквей. На докладной записке военного министра Император Николай II собственноручно начертал: «Дай Бог, в скором времени удовлетворить религиозные нужды войск, что я считаю делом в высшей степени важным». Нельзя сегодня не согласиться с мыслью А. Н. Куропаткина о том, что «Духовные силы русского народа на основании уроков истории будут тем прочнее, чем прочнее в нем сохранится, прежде всего, вера в Бога, вера в Святой Промысел Его. Отнимите от человека веру и понятие о нравственности, и человек перестанет быть способен к жертве, к подвигу, перестанет быть способен к высшему выражению своих духовных сил. . С ослаблением у русского народа веры будет ослаблена его главная опора в предстоящих еще в XX веке испытаниях».

Большую роль в комиссии играл протопресвитер военного и морского духовенства о. Александр Желобовский. Он прошел путь от рядового армейского священника до протопресвитера Армии и Флота России. В 1897 году он приезжал в Псков на празднование 100-летия 96-го Омского полка. Полк участвовал в Русско-шведской войне 1808-1809 гг., в составе корпуса П. X. Витгенштейна сражался на псковских рубежах под Полоцком в августе 1812 года, участвовал в заграничном походе Русской армии и получил от Императора Александра I две серебряные трубы с надписью «За храбрость противу французов при Краоне и Лионе». Отличился полк и в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. за освобождение Балкан от османского ига. До наших дней в Пскове сохранились трёхэтажные казармы, штабной флигель, три офицерских флигеля. Во время юбилейных торжеств 1897 года отец Александр Желобовский освятил новое полковое знамя, дарованное полку Николаем II по случаю юбилея. Отец Александр поручил полковому священнику подыскать подходящее помещение для удовлетворения религиозных нужд полка. В хлопотах о сооружении отдельной полковой церкви деятельное участие принял Великий князь Владимир Александрович.

Хотя закладка и строительство в Пскове храма во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского для 96-го Омского пехотного полка были осуществлены уже при другом военном министре, всё же начало было положено в годы, когда военным министром был А. Н. Куропаткин. При нем рассматривался план церковного строительства, и в соответствии с резолюцией Императора Николая II было принято решение начать строительство полкового храма в 1905 году. Однако русско-японская война отодвинула эти сроки.

Закладка храма состоялась 11 (24) июня 1907 года. Строительство велось по образцовому (типовому) проекту полковой церкви, составленному в 1901 году гражданским инженером надворным советником Фёдором Михайловичем Вержбицким и утвержденному Николаем II. Строителям в каждом конкретном случае давалась большая свобода действий, что можно видеть, сравнивая облик сохранившихся храмов в разных городах, хотя сохранившиеся воинские храмы в России всё же редкость. Построен храм за 14 месяцев, освящен 4 (17) октября 1908 года епископом Псковским и Порховским Арсением (Стадницким).

Читайте также:
Георгиевский собор Юрьева монастыря: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни и настоятели

В храме был установлен ореховый иконостас художественной работы, иконы являлись копиями с икон замечательного русского художника В.М. Васнецова. Их оригиналы можно видеть во Владимирском соборе Киева. Храм имел приписную церковь Воскресения Христова на Мироносицком военном кладбище. Первым настоятелем храма был Евлампий Щекин.

После 1917 года храм был закрыт. В 1922 году отмечалось, что церковь находится в ведении военно-инженерной Дистанции, несколько раз подвергалась расхищению. Её имущество без ведома епархиального начальства было передано в церковь погоста Симоно-Яхново Псковского Уезда и в погост Синозерье Петроградской губернии. В 1924 году его превратили в солдатский клуб, колокольню и главу разрушили. С 1947 года здесь размещался Дом офицеров, потом склад медицинских препаратов для аптеки и оборудования военного госпиталя. В начале 1990 года была зарегистрирована община верующих, обратившаяся в совет по делам религий с просьбой о возвращении храма Церкви.

В связи с приближавшимся 750-летием Ледового побоища, учитывая настоятельные просьбы верующих, а также в целях предотвращения дальнейшего разрушения здания, Псковский горисполком 14 августа 1991 года предписал командованию Ленинградского военного округа и начальнику военного госпиталя в срок до 1 октября 1991 года освободить здание церкви от хранившегося там имущества. Командование Ленинградского округа поддержало инициативу верующих и городских властей, но понадобилось больше времени для перевода склада в другое место. Первое богослужение — панихида по всем воинам, погибшим на поле брани, состоялось 11 сентября 1991 года рядом с храмом, под дождем. Ежедневные богослужения в храме возобновились только с 13 марта 1992 года, до этого они совершались под открытым небом рядом с храмом. С самого начала возрождения храма его настоятелем является протоиерей Олег Тэор. 7 июля 1999 года он вместе с псковскими десантниками первым же самолетом отправился на Балканы. С начала военных действий в Сербии каждый четверг в храме в 18 часов 30 минут служится молебен о мире в Сербии, с начала боевых действий в Чечне служится молебен о мире в Чечне и в Сербии с народным пением акафиста Святому Александру Невскому.

По благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия и при поддержке командования воздушно-десантной дивизии .29 сентября 1999 года в небо поднялся военный самолет для совершения воздушного крестного хода над Псковом для предотвращения в нем террористических актов. В открытую дверь самолета протоиерей Олег Тэор кропил город святой водой. В крестном ходе участвовали воины-десантники, морские пограничники, учащиеся Псковского духовного училища и прихожане храма. 23 октября 1999 года настоятель храма Олег Тэор на военном самолете вылетел в Дагестан, где на бронетранспортере объехал все 10 позиций, на которых находились воины Псковского гарнизона.

С первых дней возрождения храм виделся как воинский. Реставрация храма началась, когда верующие вошли в храм. Проект реставрации разработали московские архитекторы Алексей Иванович Хамцов, Наталья Сергеевна Василенко и другие. Их замысел воплотили в жизнь псковские реставраторы, вернувшие храму первозданный облик. Самое деятельное участие в восстановлении храма приняли воины Псковской воздушно-десантной дивизии, морские пограничники. Командиры соединений всех родов войск, дислоцированных в Пскове и окрестностях, в престольные праздники, а также для крестных ходов стараются выделить военнослужащих. Все самые знаменательные события в жизни храма проходили при непосредственном участии архиепископа (ныне митрополита) Псковского и Великолукского Евсевия. Стали хорошей традицией богослужения владыки в храме.

Во время своего визита в Псковскую епархию по случаю 750-летия Ледового побоища, 30 мая 1992 года, в храме Александра Невского в присутствии митрополита Псковского и Великолукского Владимира, архиепископа Ярославского и Ростовского Платона, епископов Новгородского и Старорусского Льва, Истринского Арсения, Таллиннского Корнилия, Владимирского и Суздальского Евлогия совершил молебен Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. На деньги, собранные прихожанами, в 1994 году изготовлено четырехъярусное паникадило на 48 свечей. В 1995 году, 12 апреля, на колокольню подняли колокола — дар Президента России Б.Н. Ельцина храму. В тот же год завершена реставрация храма, 12 июня 1995 года храм Александра Невского торжественно открыт для богослужений.

В храме находится почитаемый образ Божией Матери Сурдегской. Её праздник — в день Успения Богородицы, 28 августа. Это список с иконы, находящейся в православном храме Каунаса (Литва), подаренный настоятелю храма Александра Невского протоиерею Олегу Тэору. Перед этой иконой молятся о том, чтобы не проливалась невинная кровь. В Распятие вмонтирована частица Животворящего Древа Креста Господня, перед Распятием установлена лампада, дар финского города Куопио, побратима города Пскова. Лампада подарена 6 декабря 1995 года в день памяти Святого Александра Невского. Икона Божией Матери Державной подарена храму 25 октября 2000 года общиной храма Христа Спасителя в Москве. В храме каждую среду в 17 часов читается акафист Державной иконе Божией Матери. Также москвичами подарена икона Святых Царственных Мучеников.

Накануне дня памяти Святого Благоверного князя Александра Невского, 11 сентября 1996 года, верующие встречали дар Патриарха Алексия II. В храм из резиденции Патриарха передан малый иконостас, посвященный житию Святого Александра Невского, состоящий из 7 икон и 5 вставок. Работа палехских мастеров Б.Н. Кукулиева и В. С. Макашова была отмечена Государственной премией России в области культуры и искусства 1995 года. Иконы в нишах на внешних стенах храма написаны художником-казаком Анатолием Ивановым. В небольшом деревянном ковчеге под стеклом хранятся частицы святых мощей. Это подарки настоятелю храма Олегу Тэору и прихожанам. Здесь есть частицы мощей благоверного князя Александра Невского, великомученика целителя Пантелеймона, великомученицы Параскевы Пятницы, преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны, Святых Анны Кашинской, Нила Столобенского, Феофана Затворника и других, а также частицы гроба и мантии Святителя Патриарха Тихона, подрясника преподобного Серафима Саровского и иные святыни.

Читайте также:
Церковь Петра и Павла в Лефортове: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Перед алтарем храма установлен крест в память о тех, кто погиб, защищая Россию в годы Первой мировой войны. 1 марта 2001 года, в годовщину гибели героической 6-й роты Псковского гарнизона, в храме установлены памятные доски с именами погибших отважных воинов. В сентябре 2001 года возле храма поставлен памятный крест. В его основании находятся камни от храмов, закрытых и разрушенных безбожной властью, с мест заключения невинных людей в лагерях, а также с родных мест воинов-десантников, павших за нашу Родину. В память всех воинов, погибших за Отечество, горит неугасимая лампада на панихидном столе. Все воины, погибшие при выполнении своего долга, записаны на вечное поминовение. На протоиерея Олега возложено духовное окормление воинов на территории Псковской епархии, офицеров и матросов большой атомной подводной лодки «Псков» на Северном флоте.

Храм духовно поддерживает и направляет всех воинов Псковского гарнизона: десантников, спецназовцев, моряков, летчиков, пограничников, внутренние войска, месте с тем, это храм и для горожан. Распоряжением Президента России Б. Н. Ельцина от 18 апреля 1996 года 234 парашютно-десантному полку Псковской воздушно-десантной дивизии первому в Российской Армии присвоено имя Святого Благоверного князя Александра Невского. 24 сентября 1995 года после Божественной литургии в храме Александра Невского впервые в истории Воздушно-десантных войск России состоялся торжественный церемониал передачи воинам 234 полка иконы Александра Невского. Икона пожертвована настоятелем церкви Святителя и Чудотворца Николая в селе Тайлово Печорского района протоиереем Серафимом Назаретским. Теперь она является полковой, постоянно выносится на плац во время полковых мероприятий.

При храме действуют музей, библиотека, фотоархив, ведется большая просветительская работа. Каждый четверг в библиотеке проводятся Александро-Невские чтения для псковичей на самые разные темы. Стали традицией паломнические поездки прихожан по храмам и монастырям Псковской, Санкт-Петербургской, Московской, Новгородской, Нижегородской, Рязанской, Смоленской и других епархий. Издательский отдел храма впервые после 1913 года переиздал редкую книгу «Спутник по древнему Пскову» псковского краеведа Н.Ф. Окулич-Казарина.

Храм и протоиерей Олег Тэор награждены грамотами Министерства обороны и занесены в книгу «Золотая летопись славных дел к 1100-летию г. Пскова». Традиции воинского храма свято исполняются и ныне.

12 сентября 1996 года архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий освятил часовню в честь Державной иконы Божией Матери. Это первая часовня, построенная в Пскове после долгого лихолетья. Она построена в память воинов Псковского гарнизона, погибших при исполнении служебного долга после Великой Отечественной войны в разных точках нашей страны и мира.

В церемонии открытия участвовали командующий Воздушно-десантными войсками РФ генерал Е. Н. Подколзин, глава Администрации области В. Н. Туманов, мэр Пскова А. В. Прокофьев и другие официальные лица.

Церковь находится на улице Мирной, д. 1, на Завеличье.

Церковь блгв. кн. Александра Невского (Псков)

Россия Псковская область Псков Церковь блгв. кн. Александра Невского (Псков) Идёт загрузка карты…

Россия, Псков, исторический район Завеличье, Мирная улица, 1

Церковь святого Александра Невского

построена в начале ХХ века по типовому проекту воинского храма. Престольный праздник: 6 декабря, день памяти благоверного великого князя Александра Невского.

Современное состояние[[править]h2>

По благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия под руководством Настоятеля протоиерия Олега Тэора храм, пострадав от времен лихолетия, с большими трудностями был возвращен Церкви и отремонтирован. На протоиерия Олега возложена роль духовного пастыря окормлять воинов Псковской епархии и Большую атомную подводную лодку «Псков» на Северном флоте. Осуществляется миссионерская деятельность по возрождению православных традиций в армии, воспитание патриотизма и воинской доблести, посещение раненых в госпиталях, в «горячих точках» — Югославия, Чечня.

Храм проводит издательскую деятельность. Ведется большая благотворительная работа по оказанию материальной помощи воинам.

История

Считается, что во втором по счету Троицком соборе в 1242 году, перед началом Ледового побоища, вместе с псковичами молился о победе князь Александр Ярославович Невский. Собор предположительно строился смоленскими мастерами и просуществовал до 1365 года, когда обрушились его своды.
Согласно одному из источников, в 1592 году к юго-восточному углу собора был пристроен придел А. Невского (Васильева О.А. Иконы Пскова. – М., Северный Паломник. – 2003). В 1609 году внутреннее убранство собора было полностью уничтожено во время пожара. В 1682 году на том же месте было начато строительство четвертого, нынешнего, Троицкого собора. Искусствовед Е. Н. Морозкина считала, что собор строили под руководством московского мастера.

В 1699 году псковичи закончили строить и освятили величественный двухэтажный каменный Троицкий собор в Кремле. В «Историко-статистическом описании Псковского кафедрального собора», составленном инспектором Псковской духовной семинарии А. С. Князевым (Москва, 1858 г.), отмечено, что на втором этаже имеются два придела, один из которых (северный) носит имя святого благоверного князя Александра Невского.

Придельный храм в память об Александре Невском не случайно был сохранен в Троицком соборе именно тогда, при Петре Великом. Как известно, будущий император немало сделал для прославления этого полководца.

В 1856 году в соборе был позолочен иконостас и обновлены иконы придельной церкви святого Александра Невского.

В разные годы собор надстраивался, изменялся и подвергался пожарам, но придел во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского сохранился до наших дней.

В соборе сейчас четыре престола. Главный престол — во имя Святой Живоначальной Троицы, южный престол — во имя Святого Благоверного Князя Гавриила Псковского, северный — во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского. На первом этаже, где в XVIII веке был Ольгинский придел, в 1903 году устроен придел во имя Преподобного Серафима Саровского.

Читайте также:
Тихоновский Преображенский монастырь в Задонске: история и адрес монастыря, современное положение

В настоящее время на посещение придела А. Невского требуется особое разрешение. В приделе имеется поздний иконостас (заменен в XIX веке), с иконами и живописными картинами в стиле классицизма.

На северной стене находится самая старая икона придела – псковская икона конца XIX века «Богородица на престоле с Младенцем Христом на коленях» (Божья матерь на престоле).

На северной стене придела находятся изображения: «Вход Господень в Иерусалим» (перед картиной – оригинальный подсвечник XIX века), «Серафим Соровский», на хоругви – «Казанская Божья Матерь», под ней – «Крещение Господне».

Далее идут изображения (сверху вниз, слева направо) – «Пророк Елисей», «Царь Соломон», «Святой архангел Гавриил», «Богородица», на верхнем ярусе – «Александр Невский» и «Богородица».

По центру придела – Царские врата, над ними – «Тайная вечеря», еще выше – «Спас Вседержитель – Царь Славы». На левой створке Царских ворот – «Архангел Гавриил», на правой – «Образ Благовещения Св. Богородицы». Вокруг (сверху и снизу) – четверо евангелистов.

Справа от Царских ворот (сверху вниз, слева направо) – «Царь пророк», «Пророк Даниил», «Иисус Христос» (XIX век), «Архангел Гавриил». Наверху – «Иоанн Предтеча Креститель Господня» и «Николай Чудотворец».

В киоте у южной стены – икона святого благоверного князя А. Невского (начало XX века). Далее расположены – «Святой Георгий» (начало XXI века), «Святой Великомученик с чашей и мечом в руках» (XIX век), икона «Тихвинская богоматерь» (XIX век), «Николай Чудотворец», «Иоанн Креститель», «Митрополит Святитель Димитрий Ростовский» в окладе, ризе чеканной, посеребренной (конец XVIII века, барочный стиль), «Крещение Господня».

На входе в предел расположены: в киоте «Архангел Михаил» и «Княгиня Ольга» (Ольга Российская, начало XXI века).

Благодарим за предоставленную информацию Арсения Борисовича Постникова, старшего научного сотрудника Отдела редких и рукописных книг Псковского музея-заповедника.

Место на карте

Источники
  • Кафедральный собор Святой Живоначальной Троицы в Пскове
  • Псковский Троицкий собор
  • Троицкий собор: приделы: Александра Невского; Всеволода-Гавриила Псковского; Серафима Саровского; княгини Ольги; Казанской Божией Матери

Святыни и реликвии[[править]h2>

При храме св. Александра Невского существует церковный музей. Своим рождением он обязан протоиерею Олегу Тэору. Им собрано и сохранено множество святынь и музейных ценностей, связанных с богатейшей историей древней Псковской земли.

В музее хранится Ветхий Завет с пометками императора Николая II.

Святыни музея — ряса праведного Иоанна Кронштадтского, в одной из книг имеется подлинник его подписи, Божница из Санкт-Петербургского Иоанновского монастыря на Карповке. В музее имеются епитрахиль и подрясник протоиерея Николая Гурьянова, к которому ездили люди не только со всех концов России, но и со многих уголков земного шара. В экспозиции музея имеется:

  • дневник схигумена Луки, насельника старого Валаама и одного из основателей Ново-Валаамского православного монастыря в Финляндии, впоследствии упокоившегося в Псково-Печерском монастыре;
  • утварь самодельная, которыми пользовались гонимые священнослужители для совершения Божественной Литургии, иногда это было в лагерях и ссылках.

В музее собраны старые, требующие реставрации иконы, кресты, рукописные и печатные церковные книги; коллекции пасхальных яиц, самоваров, монет, разбитых колоколов.

Можно увидеть редкие иконы:

  • нерукотворный Образ Господа нашего Иисуса Христа на медной доске;
  • икона Пресвятой Богородицы «От бед страждущих».

В экспозиции музея — Казанская икона Божией Матери, перед которой молились псковские партизаны в годы Великой Отечественной войны. В дар музею переданы иконы написанные 9-летним болгарским иконописцем Георгием «Святая Ольга» и икона из Финляндии «Св. целитель Пантелеймон», икона из Грузии.

Псковскими рукодельницами подарены музею домотканые вышитые полотенца, скатерти, подзоры, иконы, кружева.

Трагические события, связанные с войной в Афганистане и Чечне, также отражены в экспозиции музея: это вещи погибших солдат и офицеров.

Архитектура и музей

Несмотря на то, что собор строился по типовому проекту военных церквей, он все равно выделяется среди традиционной религиозной архитектуры. Его стиль можно охарактеризовать как позднюю русскую эклектику — в декоре экстерьера фигурируют закомары (полукруглые завершения наружной стены здания, повторяющие очертания свода) и кокошники причудливой формы.

Храм привлекает внимание своей цветовой гаммой — он построен из красного кирпича, крыши выкрашены в зеленый, а ярко-синие купола увенчаны крестами из золота. Над основным зданием возвышается колокольня, оснащенная 8 колоколами.

Колокола здесь тоже необычные — они были отлиты псковскими кузнецами, самый легкий весит около 10 кг, а самый тяжелый — более 600 кг.

Однако не одними архитектурными красотами известен псковский храм. Его интерьер достаточно характерен для православных церквей, но при этом отличается умеренностью в росписи. Главное богатство церкви — ее обширная коллекция икон и прекрасный иконостас, полученный в дар от патриарха Алексия II в 1996 г.

У храма есть свой музей со множеством уникальных экспонатов. Здесь хранится экземпляр Ветхого Завета с заметками императора Николая II и ряса Иоанна Кронштадского. Также тут можно увидеть немало красивых образов — например, Казанскую икону Божией Матери или икону Пресвятой Богородицы «От бед страждущих». Есть у храма и своя небольшая библиотека.

Расписание богослужений

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ НА АВГУСТ 2021г.

Обретение мощей прп. Серафима Саровского

График проведения Таинства Крещения и подготовительных бесед на август 2021г.:

Подготовительные беседы перед Таинством Крещения в храме проводятся каждую пятницу в 16:00 (присутствие обязательно).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: