Ирина Денисова: биография монахини, хор и песни, личная жизнь

Всего-то навсего – полюби

Кажется, самый большой обывательский стереотип о том, что, уйдя в монастырь, человек закрывается для остального мира, разрушается, когда видишь плоды трудов матушки-музыканта. Ее деятельность в высшем смысле миссионерская, потому что, узнав о ее пути к Богу, не измениться нельзя. О ней сняты фильмы «Инокиня» и «Регент». Она проводит большой фестиваль хоровых коллективов «Державный глас». В социальных сетях созданы группы, где певчие России, Беларуси и Украины обмениваются нотами и впечатлениями от исполнения ее музыки. А ее песнопения «Всего-то навсего» и «Дни мои» стали самыми настоящими хитами в православном сегменте «Фейсбука» и «ВКонтакте». Единственное, в чем ограничивает монастырская жизнь (и то скорее ее поклонников, чем саму монахиню), – лично пообщаться с ней не так просто, как если бы она работала в консерватории. И поэтому приезд ее как церковного композитора на Украину и первый авторский вечер стал таким долгожданным для всех, кому музыка матушки так дорога.

– Конечно, хорошо, что дети исполняют, – говорит она. – А педагоги могут облегчать хоровые произведения. Это очень просто: берете то, что в нижних голосах, и играете на пианино или синтезаторе. А дети поют то, что в верхнем голосе…

Встреча проходит в органном зале областной филармонии, который располагается в Успенском соборе Харькова. Именно в этом городе сразу несколько хоров успешно исполняют произведения монахини Иулиании (Денисовой). Матушку здесь знают и любят. Народу столько, что свободных мест нет. И вот хор Покровского монастыря под управлением Анны Щегловой исполняет песнопение «Дни мои» на слова протоиерея Андрея Логвинова – пронзительное произведение, звучащее в фильме «Инокиня».

Когда наступает антракт, гостью, сидевшую в зале, плотно обступают зрители. Желание у всех одно – дотянуться душой и сказать, как же они ее любят. Вот кто-то подарил коробку конфет, кто-то – яркие календарики, кто-то – книгу своих стихов (вдруг матушке понравятся, и она напишет на них песнопение?). Жара – и чья-то заботливая рука открывает веер и машет над головами сидящих: чтобы матушке не так жарко было…

Во втором отделении есть возможность задать вопросы. Инокиня Иулиания с готовностью рассказывает о том, как она пришла к вере. А сниматься в фильме сначала не решалась. Пока священник не сказал ей: расскажи об этом, твое свидетельство нужно людям. Режиссер Галина Адамович сняла фильм, который невозможно смотреть без слез. Женская судьба как она есть: распавшийся брак, дети, болезнь младшего сына, трудное выздоровление, счастье, любимая работа и… служение.

Моя православная жизнь началась с чуда исцеления, – говорит матушка. – Может, кто-то видел фильм «Инокиня»? Началось всё с катастроф, с катаклизмов, когда мы с пятилетним сыном лежали в отделении для онкобольных детей…

– Я уже тогда чувствовала, что в моей жизни что-то идет не так. Но что нужно сделать? Куда идти искать? Поискала в оккультизме, в поэзии – не то. А потом Господь такими «хирургическими» мерами вмешался. Он показал на мне: заболел ребенок – причину ищи в себе. Вот я тогда и стала искать…

Не все матери в том отделении молились. Многие спрашивали: «За что?» А матушка, по ее признанию, ни разу не задумалась о том, что смерть рядом, что сын вообще-то может умереть. После метаний, астрологии, всех испробованных средств она пришла к Богу, к исповеди, к причастию. А потом была обычная онкологическая схема – долгие недели химиотерапии…

Лечение длилось почти полтора года.

– Сын не ходил, я возила его в колясочке, носила – а он висел, как тряпочка. У него была последняя стадия рака. И вот – человеку 25 лет, он закончил с отличием Московскую консерваторию. Богу всё возможно, надо верить!

Многие сегодня спрашивают матушку: «Наверное, когда ребенок заболел, вы дали обет уйти в монастырь, если он выздоровеет?» Но всё было совсем не так.

– Я вообще тогда не знала о монастыре, и не было в Минске ни одного монастыря. Молилась об Игнатии я у чудотворной иконы Божией Матери в Успенском Жировичском монастыре Гродненской области – у главной святыни Беларуси. Обетов не давала, в монастырь не собиралась. Но Бог тогда уже, наверное, знал, как меня спасать.

Читайте также:
Церковь Троицы в Никитниках: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

А всем, кто задумывается, «а не уйти ли в монастырь», советует не спешить:

– Когда Игнатий уехал в Москву учиться, старшие дети уже жили отдельно. Я осталась в нашей отремонтированной квартирке совсем одна. И вдруг подумала: ну что мне тут делать? И буквально за три дня собралась в монастырь. Господь видел мое состояние. Воля Божия насчет монастыря транслируется прямо в сердце. Если не чувствуешь этот призыв – еще не пришло время, не спеши. Мне кажется, что по ошибке в монастырь не приходят. Приходят по призыву.

По тем вопросам, которые на встрече задавали матушке Иулиании зрители, можно судить о степени доверия: спрашивают самое-самое заветное. И в ответ – самое заветное.

– Что делать, если мама болеет и отказывается пойти в церковь?

– Господь не по силам тебе испытания не пошлет. Значит, не ропщи – терпи и смиряйся. Если послал – значит, по силам. Тяжелая болезнь может стать началом пути. А путь, естественно, – к Богу, всё остальное – это тропинки и увиливание. На этом пути будут испытания и болезни, но с ними надо научиться жить. И благодарить Бога. Хотя это, конечно, очень тяжело, особенно когда болеют близкие. Всё, что надо, – молиться. Об этом говорят все батюшки: молиться и не отчаиваться. И ваша мама придет, конечно же…

– Какой иконе молиться, если Бог не дает детей?

– Я могу рассказать о своем сыне, Климе. Он – средний ребенок в семье. Женился в 18 лет. Обвенчался. И десять лет у них не было детей. В день венчания они ушли из храма лет на пять – ходили только на Пасху и Рождество. А ведь с детства он то со мной по монастырям, то на Валаам – трудился, молитвы знал. И вот оказалось, что детей у них нет. Сначала они учились, было не до этого. А потом вдруг поняли, что детей не просто нет, их Бог – не дает. И вот тогда стали искать собственный путь к Богу. Вернулись в храм, стали ходить на богослужения, причащаться, ездить по монастырям, молиться об этом. И особенная молитва была – перед иконой святого Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, потому что нашей семье очень близок этот святитель. И через десять лет родились дети: два мальчика, Иоанн и Тимофей. Сейчас им по три года. Так что можно, наверное, найти свою молитву и своего святого, и Господь, конечно, слышит.
Но, как всё-таки говорят, важно и другое. Не просить у Бога того, чего Бог тебе не дает. Он не дает потому, что знает твое будущее. Это ты его не знаешь. Конечно, если очень просить, Бог даст, всегда. Но понесешь ли ты потом это просимое?

Под конец встречи зрители узнают, куда пойдут средства, вырученные от продажи билетов. Елисаветинский монастырь расширяет подворье в 35 км от Минска – приют для всех, кто оказался в тяжелой жизненной ситуации: без дома, без средств к существованию, часто – с тяжелой алкогольной или наркотической зависимостью. На подворье сегодня проживают около 120 человек. Ходят на Литургию, молятся перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», трудятся в мастерских. Здесь есть свои фермы, где обитатели подворья разводят свиней, овец, коз, кур, гусей и перепелов. Братья работают на полях и на пасеке, на строительстве и в садах. Монастырь обеспечивает их всем необходимым.

– Там идет своя, какая-то особенная жизнь, – рассказывает матушка. – Конечно, нельзя сказать, что всё идеально: был алкоголиком, наркоманом, увидел храм – и перестал быть наркоманом. Так желательно, но так не есть. Но они, по крайней мере, находят свою дорогу к Богу. Многие срываются, уходят, потом опять возвращаются и начинают новый виток своего пути. И когда там бываешь, всегда поражаешься картине: сто с лишним человек стоят на коленях в церкви и молятся… поют наизусть (потому что каждый день его читают) акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша»…

Еще долго после выступления инокини Иулиании поет душа. Одну из ее самых-самых известных песен, написанную на слова протоиерея Андрея Логвинова. В этой песне – маленький-маленький совет, всего-то навсего рецепт счастья на этой земле. Труден он. Но все-таки – возможен:

Читайте также:
Пюхтицкий монастырь: история и адрес, как добраться и доехать, праздники

Всего-то навсего: полюби,
Сердечком-свечечкой засветись!
Тогда, как рыба в речной глуби,
Вверху увидишь иную высь…

Всего-то навсего полюби,
Всего-то навсего не суди,
Всего-то навсего не грусти,
Всего-то навсего всех прости.

Актриса личная жизнь ирина денисова

Музыканта Ирину Денисову, ее оригинальные хоровые аранжировки в Минске помнят многие. Но как она приняла монашеский постриг и почему ушла в монастырскую обитель, знают не все.

Кто такая Ирина Денисова

Биография ее, как и многих известных музыкантов, непроста и терниста, были в ней свои взлеты и падения.

Рождение и детство

Родилась Ирина 6 сентября 1957 года в Минске, в обычной советской семье. Большое влияние в детстве оказали на нее две родные бабушки.

Верующей была только бабушка со стороны матери. И когда она видела, как та молится, стоя на коленях, вспоминает сама Денисова, ей было почему-то стыдно. Сказывалась атеистическая среда.

Вторая бабушка, по отцовской линии, окончила Варшавскую гимназию и сама была директором школы, она воспитывала внучку на высоких нравственных принципах классической литературы.

Получение образования

Ирина с первого раза поступила в престижную в Советском Союзе Ленинградскую государственную музыкальную консерваторию. Причем на самый трудный факультет — теоретико-композиторский. Ее всегда привлекали духовные песнопения. Для меня музыка, говорила она, была тогда, как иконы для Рублева. Святая Владимирская икона Божией Матери уже со студенческой скамьи навевала умиротворяющие мелодии и оберегала в жизни.

Монашеский постриг

Когда известный в столице Беларуси музыковед приняла это решение, ее друзья были в шоке. Ирине тогда уже перевалило за 50, и жизнь складывалась вроде бы успешно. Она считалась популярным среди любителей духовных песнопений композитором, ее уважали и любили.

Денисова была крещеной, но, как сама признается, лишь формально. В церковь не ходила, постов не придерживалась, увлекалась астрологией. К Господу привели трагические обстоятельства, случившиеся в ее жизни. Из семьи ушел муж, тяжело заболел четырехлетний сын Игнат. Ирина осталась одна с тремя детьми, денег хватало лишь на еду.

Однажды ее плачущей в храме застал церковный батюшка. Это был отец Андрей Лемешонок, который и благословил женщину спустя годы на монашеский постриг.

Шансов на спасение Игната врачи не давали. Но случилось чудо — сын выжил.

В результате страшная болезнь Игната привела меня к свету. И теперь я твердо знаю, что если Бог и попускает совершиться злу, то только для того, чтобы потом это пошло на благо человеку.

Ирина ушла в Свято-Елисаветинский женский монастырь, один из самых больших в Беларуси. Отец Андрей там был наставником, а матушка Ирина (в постриге — Иулиания) Денисова стала руководить церковным хором. Преподобный Силуан Афонский, его образ — вот духовный стержень этой обители.

В состав монастыря входят несколько храмов, назовем основные:

  • в честь Святителя Николая Чудотворца;
  • в честь святой покровительницы монастыря преподобномученицы Елисаветы;
  • домовая церковь в честь блаженной Ксении Петербургской в психоневрологическом диспансере, окормляемом монастырем;
  • в честь Воскрешения праведного Лазаря Четверодневного на Северном кладбище,
  • в честь иконы Божией Матери «Державная».

Личная жизнь

Внешне жизнь Ирины выглядела вполне удачливой. С мужем — тоже весьма талантливом музыкантом — познакомилась в Ленинградской консерватории, по окончании которой они вместе вернулись в родной Минск. В 1989 году муж и жена крестились. В музыкальных кругах их семья считалась идеальной.

Но через 13 лет брак распался. И беды, одна за другой, посыпались на голову бедной женщины. Переломным моментом в ее судьбе стала болезнь сына Игната (онкология в последней стадии), которого чудом удалось спасти по молитвам матери к Пресвятой Богородице.

Ирина сама пришла к Богу и привела к Нему своих детей. В начале 90-х годов прошлого столетия начался для них непростой процесс воцерковления.

У нее трое внуков. Двое живут в Америке, третий — в Минске, он является прихожанином монастыря. Бабушку внуки называют мать Иулиания.

Хор монахини

Одно из первых духовных песнопений композитора Денисовой, с которого начинается Великий Пост, называется «Душе моя». Написана эта завораживающая мелодия еще в середине 90-х годов. Сегодня их более 150, многие ее авторские композиции исполняются церковными хорами.

Читайте также:
Нило-Столобенская пустынь: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники

История создания

Для того чтобы собрать творческий коллектив, для начала достаточно двух-трех человек, считает Денисова. Инициативная группа быстро обрастает новыми членами. Она их искала также среди выпускников Ленинградской консерватории, которую в свое время успешно окончила. Ей помогали: в Питере — одноклассница Елена, в столице РФ — москвичка-сокурсница, в Минске — друзья-музыканты.

Раньше Ирина сама пела в церковной группе минского Петропавловского собора, где регентом как раз и была ее одноклассница Лена. Десять лет Денисова участвовала в этом коллективе, а потом и возглавила его. Так что опыт церковного пения у Ирины был достаточным.

В праздничном хоре Минского Свято-Елисаветинского монастыря царит полная демократия. Его создатель не считает, что регент — это руководящая должность, и отрицает строгую субординацию. Мы все — друзья, говорит она. Люди в коллективе разные, каждый — со своим житейским и церковным опытом. Но главное, что их объединяет — это дух соборности и понимания духовной миссии, которую они выполняют.

Деятельность

Церковный композитор не только сочиняет и исполняет собственные сочинения, но еще и издает их. Благо, при монастыре, где она служит, есть своя типография. Собрание гармонизаций и обработок «Пение умиленное» выдержало уже несколько изданий и широко известно в православных церквях. В этой же типографии выпускаются компакт-диски церковных песнопений.

Самые популярные из них:

  • «Утоли моя печали»;
  • «Кондак апостолу Андрею»;
  • «Под Твою милость»;
  • «Херувимская песнь».

Они часто исполняются на Минском фестивале церковной песни и включены в репертуар практически всех больших православных храмов.

В качестве регента матушке приходится часто совершать концертные поездки. Особенно монахиня Иулиания любит выступать на фестивалях духовной музыки в Санкт-Петербурге, городе ее юности, где она училась и где ее знали еще под другим именем.

Монахиня с удовольствием делится со слушателями не только чудесным исполнением, но и рассказами о создании собственных аранжировок, таких, например, как «Всего-то навсего», «Наша вера», канон службы в Рождество Христово.

Инокиня отвечает на вопросы, касающиеся духовной жизни, читает лекции о христианской музыке, дает интервью журналистам, ведет свою страничку ВКонтакте. Хотя она и не зарегистрирована в социальных сетях, но заходит в свою группу, читает комментарии, пишет пояснения, размещает ноты и аудиозаписи, объявления о предстоящих концертах. А также печатается в газете «Церковное слово» и в журнале «Русский Пастырь», издаваемом в США.

Биографические фильмы

Оба фильма, рассказывающие о судьбе христианской женщины, имеют под собой реальную основу. Пути Господни неисповедимы — вот лейтмотив этих лент.

Регент

Кинолента рассказывает о руководителе песенного коллектива Свято-Елисаветинского монастыря.

История о том, какими путями люди приходят к Богу. К нему можно прийти и через церковное пение.

Героиня фильма, профессиональный музыкант, обладая абсолютным слухом, собирает на просторах бывшего СССР уникальный творческий коллектив. Его репертуар распространяется по всем церквям и клиросам православного мира.

Инокиня

Фильм о судьбе Ирины Денисовой — инокини, а впоследствии монахини — которая, попав в трудную жизненную ситуацию, не поддалась ударам судьбы. Ни болезнь сына, ни уход мужа не сломили ее. Она пришла в Божью обитель и стала монахиней.

В фильме использованы аудиозаписи хорового церковного пения.

Главные идеи «монашеских» кинолент:

  • жизненные трудности — испытания, дарованные Всевышним;
  • без страданий нельзя прийти к Богу, но Господь дает лишь такой груз, какой человек может вынести;
  • к Божьему храму ведут разные дороги:
  • вслед за за испытанием следует награда — Божие покровительство и защита.

Видео о выступлении хора Ирины

В этом видео можно увидеть и услышать выступление хора Свято-Елизаветинского монастыря.

Фото © vk.com / yasya_degtyareva

Слепые

В 2016 году девятилетняя Ярослава Дегтярёва выступила на слепых прослушиваниях третьего сезона шоу “Голос. Дети”. Девочка спела песню Виктора Цоя “Кукушка”. Несмотря на то что обернулись не все члены жюри (кнопку нажали Дима Билан и Пелагея, а Леонид Агутин воздержался), видеоролик с этим выступлением стал самым популярным на официальном ютуб-канале шоу за всё время его существования. В данный момент его просмотрели почти 82 млн раз. Чем же так привлекла эта робкая малышка из маленького городка Ростовской области?

Авария

Фото © YouTube / “Сегодня вечером”

У Яси (так её называет мама) сложная судьба. Когда девочке было пять лет, она попала в страшную аварию. За рулём был папа Ярославы. На ростовской трассе машину выбросило в обрыв. Отец девочки пострадал не так сильно, а вот Ярослава получила тяжёлые травмы. Врачи долго боролись за её жизнь. У неё обнаружили открытую черепно-мозговую травму, раздробление кости ноги, было повреждено зрение. Малышку откачали, но впереди была долгая реабилитация — она заново училась ходить и видеть. И это были не все испытания. После ДТП родители Ярославы развелись, и девочка с мамой переехала к бабушке.

Читайте также:
Высоцкий монастырь в Серпухове: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Фото © vk.com / yasya_degtyareva

В этой аварии виноват отец Яси. Они вылетели в обрыв, и девочка получила страшные травмы, её глаз буквально висел… Пострадала не только моя внучка, но и дочь — мама Яси. С переломами и ушибами она вытащила окровавленную Ясю на дорогу и стала просить помощи. За это отец Ярославы понёс наказание. Был суд.

Всё только начинается

И мама, и бабушка Ярославы Дегтярёвой серьёзно занимались вокалом. Яся тоже пела с раннего детства. После восстановления было решено попробоваться в детском “Голосе”. Это был триумф девочки. Она дошла до финала, её стали узнавать на улице, и посыпались предложения. Сейчас Яся часто гастролирует по российским городам и снимается в кино.

Меня стали приглашать на концерты, на туры с “голосятами”. У меня появились свои песни, я снялась в двух фильмах. Я объездила почти половину России и даже выступила за границей.

В кинопортфолио у Ярославы уже две картины. В фильме “Жги” она исполнила главную роль, сыграв героиню Алевтину Романову в детстве. По сюжету этого фильма девочка обладала потрясающими вокальными данными, но стеснялась демонстрировать их на публике. Это история восхождения новой звезды эстрады. С ролью Яся справилась достойно.

Фото © vk.com / yasya_degtyareva

Следующей работой стала роль дочери главного героя в фильме “Заповедник”. Сергей Безруков выступил не просто коллегой по съёмочной площадке и наставником, но и партнёром по вокалу — вместе они спели песню “C какой мы планеты” на концерте “Безумный день рождения Сергея Безрукова” в “Крокус сити холле”.

Рост

И всё-таки основной своей стезёй Ярослава Дегтярёва видит пение. Она стала востребованным артистом, у неё есть свой менеджер. На её канал в “Ютубе” подписано 170 тыс. пользователей, а у страницы в соцсети “ВКонтакте” — 41 тыс. подписчиков. У Яси даже есть бойфренд, имя которого она не афиширует.

Девочка очень выросла, и речь не только о сантиметрах, хотя даже для своих 12 лет Яся выше многих сверстников. Она выросла и как вокалист. Голос с железными волевыми нотками стал более стабильным и ровным. У неё появился свой автор песен, а впереди — новые вызовы.

Александра Денисова играла второстепенные роли, эпизоды – и так всю свою кинокарьеру, ни одной главной. И хотя Александры Алексеевны нет на свете более тридцати лет, каждый раз, видя ее на экране, подмечаешь новые детали, мелкие подробности в игре этой самобытной, неповторимой, феноменального таланта актрисы, большой актрисы маленьких ролей.

Александра Денисова. Источник фото: https://www.kino-teatr.ru

Родилась Александра Алексеевна 23 сентября 1904 г. в Москве. Мама занималась домом, отец торговал лесом. В семье росло много детей, Александра была младшей. Дети рано осиротели, и все заботы о них легли на плечи бабушки. Когда не стало и ее, Александру взял на воспитание дядя.

После школы девушке пришлось немало поработать в качестве служащей, но работу Александра совмещала с учебой на вечернем отделении ГИТИСа (актерское отделение). В 1926 году Денисова закончила обучение и была принята в театр Корша (теперь театр Наций). Через год перешла в Московский драмтеатр им. Ермоловой, а позже стала служить на сцене 4-й студии МХАТа. В театрах играла Настю в пьесе Горького «На дне», герцогиню в «Бравом солдате Швейке» Я.Гашека, Маргариту в «Неосторожности» И.Тургенева и др.

Александра Денисова. Кадр из фильма «Счастье надо беречь»

В 1939 г. Александра Денисова стала актрисой киностудии «Мосфильм». В начале войны Александра Алексеевна отправилась в эвакуацию в Алма-Ату и работала в Центральной объединенной киностудии, снималась в эпизодах фильмов «Котовский», «Актриса», в «Боевых киносборниках», выступала в местной филармонии.

Читайте также:
Тобольская епархия: церкви и монастыри, приходы и духовенство

После возвращения в Москву Александра Денисова стала сниматься в кино, с которым познакомилась еще до войны – в 40-м году реж. Борис Барнет снял ее в кинокомедии «Старый наездник», но картина на экраны, к сожалению, не вышла.

В 48-м году Сергей Герасимов пригласил актрису сыграть маленькую роль матери Ульяны Громовой в «Молодой гвардии». Дальше картины с участием Александры Алексеевны следовали одна за другой, но в подавляющем большинстве это были эпизоды или такие крошечные сценки, что и в титры ее фамилия не попадала. Было ли ей обидно? Наверное, очень, ведь Денисова обладала несомненно большим талантом (если, конечно, сама Александра понимала, насколько велик ее актерский дар) . Но исполняя маленькие роли и эпизоды, она делала это так виртуозно, что надолго оставалась в памяти.

Александра Денисова и Нонна Мордюкова. Кадр из фильма «Чужая родня»

Разве можно забыть гардеробщицу в картине Е.Ташкова «Приходите завтра» и то, как она объясняет Фросе Бурлаковой, что такое тур: «Это как сито – сеют, сеют, потом как турнут!». Любопытно, чья это находка: Александра Алексеевна, произнося эти слова, сидит в синем халате и вяжет, а на кармане две крупные буквы – “А А” (Ташков придумал, а, может, она сама?). Или крестьянку в «Неуловимых мстителях» Э.Кеосаяна: «Знак у них такой: кукушка кукует, а петух отзывается. Говорят, сам Будённый знак этот придумал. Истинный бог!». А Серафиму Ряшкину в «Чужой родне», режиссера М.Швейцера? Эта роль вообще – просто жемчужина! И, возможно, предмет гордости и самой актрисы, и режиссера!

Работ было множество – «Капитанская дочка», «Високосный год», «Майор Вихрь», «Тихий Дон», «Любовь Серафима Фролова», но роли небольшие или эпизодические. Денисова принимала участие в озвучивании фильмов, в основном анимационных – «Упрямое тесто», «Мячик и мальчик», «Королевские зайцы».

Александра Денисова. Кадр из фильма «Приходите завтра»

Личную жизнь Денисовой счастливой вряд ли назовешь. В 1934 г. она вышла замуж за театрального режиссера Андрея Сергеевича Мартынова. Родилось двое детей – дочь Ирина и сын Юрий. Но в 1947 году супруги разошлись, и Александре Алексеевне пришлось рассчитывать только на свои силы. Семья жила в довольно ограниченных материальных условиях, Денисовой приходилось много работать. Со временем она стала сниматься все реже и реже, здоровье с возрастом не улучшалось, болели ноги, тяжело было передвигаться. Жила в последние годы с дочерью.

13 апреля 1987 года Александра Алексеевна скончалась, ей было 83 года. Надо заметить, что с 80-летием актрису не поздравили, забыли о ней – как будто и не было ее вовсе….

Дмитриевский собор (Владимир)

Дми́триевский собо́р города Владимира (иногда в литературе можно встретить наименование «Дмитровский») — придворный собор, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе и освящённый в честь великомученика Димитрия Солунского. Канонический пример крестово-купольного белокаменного храма владимиро-суздальской архитектурной школы. Знаменит своей белокаменной резьбой. Точная дата сооружения Дмитриевского собора до сих пор неизвестна, но многие исследователи указывают на период между 1194 и 1197 годами. В 1992 году включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
    • 2.1 Архитектура
    • 2.2 Рельефы
    • 2.3 Внутреннее убранство
  • 3 Престольные праздники
  • 4 Как добраться
  • 5 Паломнику
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Ссылки

История [ править ]

Построен в эпоху наивысшего могущества и расцвета великого Владимирского княжества великим князем владимирским Всеволодом Юрьевичем Большое Гнездо в честь своего небесного покровителя Дмитрия Солунского (князь Всеволод в крещении носил имя Димитрий). По Николаю Воронину, построен в 1194—1197 годах; по летописным данным, обнаруженным в 1990-х годах Татьяной Тимофеевой, — в 1191 году. Возводился храм из белого камня-известняка. Строили храм русские мастера.

В 1197 году постройка храма была завершена князем Всеволодом Юрьевичем постановкой иконы Дмитрия Солунского и серебряного чеканного ковчежца, где находилась «сорочка» — частица одежды, пропитанная кровью мученика:

В 1237 году собору суждено было разделить судьбу столицы Владимирского княжества. Повреждённый и разграбленный монголо-татарами, храм впоследствии ещё не раз горел (в 1536, 1719 и 1760 годах) и подвергался разграблениям.

В результате «реставрации» 1837—1839 годов, когда по распоряжению Николая I собору был придан «первобытный вид», храм лишился интереснейших частей — лестничных башен и галерей.

В советское время Дмитриевский собор сохранился лишь как памятник древнерусского искусства. В 1918 году в соборе работала Комиссия по сохранению памятников живописи под руководством Игоря Грабаря. В 1919 году храм был закрыт для богослужений. Собор неоднократно реставрировали. После завершающего этапа работ, произведённых в 1999—2004 годах, в церкви поставили водосточные трубы, заменили крест на куполе, создали микроклимат, а также покрыли рельефы и белый камень защитной пластической смесью.

Читайте также:
Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь в Крыму: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

Современное состояние [ править ]

В настоящее время собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника и открыт как музейная экспозиция. Богослужения в храме не проходят.

Архитектура [ править ]

Собор одноглавый, четырёхстолпный, трёхапсидный. Первоначально собор окружали галереи с лестничными башнями, соединявшие его с княжеским дворцом (разобраны при реставрации в XIX веке), по которым князь и его семья ходили в храм на богослужение.

Фасадная часть собора состоит из трёх ярусов, нижний лишён убранства, и на его фоне видны только резные порталы. Второй ярус – это аркатурный колончатый пояс с белокаменными фигурами и орнаментом. Третий ярус прорезан узкими окнами и полностью покрыт резьбой, которая заметна и на купольном барабане. Венчает собор золочёный пологий купол в форме богатырского шлема. На куполе водружён широкий крест из золочёной меди.

На южном фасаде храма расположена масштабная композиция «Вознесение Александра Македонского на небеса». Сюжет композиции не традиционен для православного храма, однако в XII веке был очень популярен. На руках у Александра Македонского сидят маленькие львята, которые так манят грифонов — ужасных чудовищ.

Псалмопевец царь Давид, поющий и сидящий с гуслями в руках, является главной фигурой в убранстве и занимает центральное место на всех фасадах.

Дмитриевский собор небольшой по размерам, поскольку строился только для семьи князя и был его домовой церковью.

Рельефы [ править ]

Собор знаменит своей белокаменной резьбой — его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. Большинство рельефов сохранились в первоначальном виде, некоторые были заменены при реставрации XIX века (по М. С. Гладкой, практически точными копиями).

Прославление княжеской власти было главной идеей фасадной скульптуры собора, поэтому на ней изображено множество геральдических символов — львов, орлов, грифонов, кентавров, сцен охоты, борьбы зверей и т. п

Внутреннее убранство [ править ]

От внутреннего убранства до нас дошли несколько фрагментов фресок XII века, в частности, фрагменты композиции «Страшный суд».

В состав экспозиции входит четырёхметровый купольный крест с просечным орнаментом, снятый с главы собора и заменённый в 2002 году новоделом, а также икона Дмитрия Солунского и ковчежец-мощевик, принесённые в храм в 1197 году, впоследствии попавшие в Москву и вернувшиеся обратно в собор из столичных музеев в копиях. В числе экспонатов представлено также надгробие первого Владимирского губернатора графа Романа Воронцова.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: ул. Большая Московская ул., 60, Владимир, Владимирская обл., Россия, 600000

Паломнику [ править ]

В настоящее время собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника и открыт как музейная экспозиция. Богослужения в храме не проходят.

Часы работы:

Вт – Ср 10:00 – 17:00

Пт – Вс 10:00 – 17:00

Фото [ править ]

Дмитриевский собор. Владимир. Монета Банка России в серии «Памятники архитектуры России», 3 рубля, серебро, 2008 год

Дмитриевский собор во Владимире

Город Владимир славится уникальной христианской святыней, равной которой нет во всем мире. Дмитриевский собор во Владимире — православный храм XII века, хранитель уникальных святынь и исторический памятник с неповторимой архитектурой, занесенный в списки ЮНЕСКО.

Находясь около храмового здания, вначале не сразу понимаешь, что ажурная белоснежная резьба является творением рук человеческих, и выполнена она из известнякового камня.

Краткая история владимирской святыни

В XII веке мало кто знал о существовании суздальского княжества, пока им не стал править Всеволод Великий. На пике расцвета княжества решено было построить храм, стоящий невдалеке от собора Успения Богородицы.

Другие храмы Владимира:

Князь Владимира Всеволод, прозванный в народе Большим Гнездом, решил на своем подворье возвести церковь в честь ангела-хранителя святого Димитрия Солунского, погибшего за христианскую веру в Салониках и причисленного к лику святых мучеников. В 1191 году был заложен и освящен первый камень будущей жемчужины края.

За 6 лет русскими мастерами была возведена белокаменная церковь, в которую внесли иконы великомученика Дмитрия Солунского и ковчежец с частицей окровавленной сорочки святого. Князь распорядился доставить в нововозведенный храм часть доски от гроба святого, находящегося в Салониках, которая постоянно источала благовония. Это миро обладало чудодейственной силой даровать исцеления.

Читайте также:
Николо-Малицкий монастырь в Твери: история и адрес монастыря, архитектурные

1237 год стал временем первого разграбления и разрушения шедевра русского зодчества и христианской святыни, когда монголо-татары разрушающим ураганом пронеслись по владимирской земле. Впоследствии Дмитровский храм во Владимире восстанавливали, он несколько раз горел, и только в период прихода к власти в конце XIX века Николая Первого была начата его реставрация. Пытаясь вернуть Дмитриевскую церковь к первоначальному виду, мастера не сумели сохранить лестничные башни и галереи.

С приходом Советов богослужения запретили, в 1918 году решением государственной комиссии здание церкви отнесли к исторической ценности. К 1000-летию Крещения Руси завершился процесс реставрации, во время которого белоснежные рельефы были покрыты специальной смесью.

На заметку! Ныне Владимирский Дмитровский собор относится к Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику.

Описание архитектуры

В XII веке построенный на территории княжеского дома одноглавый храм был окружен галереями, вдоль них стояли лестничные башни. Так, дворец князя соединялся с церковью, по этим переходам княжье семейство попадало на храмовые служения. В XIX веке во время реставрации переходов не стало.

Глядя с фасада, можно увидеть три яруса. Нижний украшен только резными порталами, а над ним расположилось архитектурное чудо в виде аркатурного колончатого пояса, на котором вырезаны белокаменные фигуры и орнаменты.

Тончайшая резьба, напоминающая изысканное кружево, украшает третий ярус, она же встречается на барабане купола. Богатырский шлем золоченого пологого купола означает готовность церкви стоять всегда на защите христианских интересов.

Читайте также интересные статьи:

Южный фасад привлекает экскурсантов масштабной композицией, рассказывающей о вознесении Александра Македонского. Такое панно не свойственно для православной церкви, но в XII веке эта тема была популярной. Маленькие львята, сидящие на руках Македонского, составляют контраст с ужасными чудовищами-грифонами, знаменуя борьбу сил добра и зла.

Руками зодчих было создано шестьсот барельефов, на которых изображены:

  • святые;
  • животные;
  • мифические существа.

Основной фигурой всех храмовых фасадов является пророк Давид, царь и псалмопевец. Реставрированные рельефы в основном сохранены в первоначальном виде с XII века. Львы, орлы, кентавры прославляли власть князя. Фасады украшали картины, изумляющие своими сюжетами. Здесь можно увидеть святого Никиту, избивающего беса, и царя Давида, играющего на гуслях; улыбающихся львов и птицу Сирин, которая борется с барсом; охотника, убивающего льва, и скачущего всадника.

На заметку! Исторически привлекательно панно с изображением великого князя Всеволода Юрьевича в окружении его пяти сыновей.

Белокаменные стены, рассказывающие целые истории своими картинами, можно сравнить с выставочным полотном. «Белокаменная книга» — так любовно отзываются о храмовых рисунках горожане.

Святыни собора

Святынями Дмитриевского собора во Владимире являются фрески XII века и частицы картины «Страшный Суд».

Икона Дмитрия Солунского и ковчежец в смутные времена разрухи хранились в Москве, сегодня во владимирском храме Дмитрия хранятся копии этих святынь.

Для паломников и туристов

Поклониться святыням и полюбоваться белоснежными рельефами можно ежедневно с 10.00 утра до 17.00 вечера.

Каждый житель Владимира укажет путь к городской гордости, Дмитровскому храму, визитной карточке города, который находится на улице Большая Московская, д. 60.

Внимание! В настоящее время храм закрыт для богослужений и действует, как музей.

Дмитриевский собор во Владимире: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Княжеские символы, мифические сюжеты и исторические фигуры, рукотворные каменные шедевры, прошедшие десятки реставраций – таково краткое описание Дмитриевского собора во Владимире. А место Дмитриевскому собору во Владимире абыло определено на реке Клязьме, входившей в важный торговый судоходный путь. Но и это не спасло собор от превращения в музейный памятник.

Контакты

  • Искать Дмитриевский собор во Владимире нужно по адресу: ул. Большая Московская, 60.
  • Телефон для справок: (4922) 32-42-63.

Как лучше добираться

  1. Обладая большим запасом времени, можно позволить себе неторопливое созерцание местных красот на пути следования к собору. Тогда можно сесть на троллейбус № 1, 5 и выйти на остановке «Соборная площадь».
  2. Есть и более быстрый способ: поехать автобусом до той же «Соборной площади» (12С, 15, 22, 25, 26, 28).

Режим работы и расписание богослужений

  1. Советую планировать посещение этой владимирской достопримечательности на летний период, потому что часы работы тогда продлеваются: попасть внутрь получится с 10:00 до 18:00.
  2. Посещение храма-памятника платное, есть аудиоэкскурсии.
  3. Графика проведения служб в Дмитриевском соборе просто-напросто не существует. Являясь частью музея, который отвечает за памятники и Владимирского, и Суздальского края, собор не используется церковью.
Читайте также:
Спасский собор в Пензе: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни

Где рядом остановиться

Останавливаться где-то поблизости с собором, планируя долго его изучать, нет смысла. От былого блеска средневековья почти ничего не осталось, поэтому времени на его осмотр уйдет немного. Паломнических гостиниц во Владимире нет. Разве что частные и мини-отели, если есть в мыслях осмотреть прочие достопримечательности края.

История Дмитриевского собора во Владимире

Подлинная дата основания собора неизвестна, несмотря на летописные свидетельства: там фигурирует период с 1194 по 1197 гг. Заказчиком придворного храма выступил князь Боголюбский Всеволод, по прозвищу «Большое Гнездо» (князь-то был многодетным). А заказ для него выполняли талантливые русские мастера – немецкие банально не доехали.
Над названием собора долго не мудрили: Дмитрием звали святого, покровителя Всеволода, а также одного из его сыновей, поэтому собор-дворец и окрестили Дмитриевским.
Хотя сооружение у зодчих и вышло величественным, толком выполнять свое предназначение ему не пришлось. Начиная с XIII в., собор натерпелся многого: он пострадал от татаро-монгольского ига, не раз горел и даже получал повреждения от горе-реставраторов, которые почти ничего не оставили от первоначального облика Дмитриевского собора во Владимире внутри и снаружи.
После Октябрьской революции собор попал в руки Владимирского музею, который и сегодня его курирует. Затем последовала новая волна реставраций, целью которых было сохранение белокаменной основы собора и сотен его фасадных рельефов.

Архитектурные и культурные достопримечательности

  • Когда рассматриваешь рельефы Дмитриевского собора во Владимире, словно переносишься в фантастический мир, в котором реальные мотивы переплетаются с фантазией. Сложно отыскать на 566 резных камнях привычную и обыденную символику православных сооружений. Это неудивительно, ведь к появлению этих шедевров в камне приложили руку заезжие зодчие с Балкан. Опытный глаз сможет разобрать, где распространенные византийские или западно-европейские мотивы, а где – типично русские. Разнообразие мотивов в скульптурах поражает: тут есть и исторические (фигуры А. Македонского и князя Всеволода), мифологические (подвиги Геракла) и библейские (царь Давид, воплощающий образ идеального правителя). Представленные в резных изображениях звери и птицы позднее перекочевали в гербы местной знати.
  • Фрески Дмитриевского собора во Владимире представляют собой особую ценность, так как их почти не осталось «благодаря» реставраторам XIX в. К сожалению, сегодня имеем жалкие остатки картины «Страшный суд» (XII в.), над которой, предположительно, трудились двое: чувствуется почерк византийского и русского мастеров. Мрачную атмосферу суда разбавляет картина небесного блаженства и райского сада с фигурами, в которых узнаются ангелы, Богоматерь и апостолы.

Святыни

Главной реликвией Дмитриевского собора признаны икона, изображающая святого мученика Дмитрия в полный рост, и покрытый серебром ларец, в котором содержится кусок ткани с кровью погибшего святого. Тот факт, что святыни были получены собором из далеких греческих Фессалоник в 1197 г., подтверждают летописные источники. Вопреки ожиданиям посетителей эти святыни не являются подлинниками: московские музеи оставили оригиналы у себя.

Интересные факты о Дмитриевском соборе во Владимире

  • В 1992 году Дмитриевский собор пополнил охраняемый список ЮНЕСКО.
  • Созданный для демонстрации княжеской власти, собор в итоге отошел обычному приходу.
  • К потере большинства древних фресок и нарушению первоначальной конструкции собора привели «благие» намерения монарха, Николая I.
  • До наших дней не дожили галереи с лестницами в башнях, созданные специально для визитов в храм княжеской семьи.

Фото Дмитриевского собора во Владимире

  • На куполе известнякового собора виднеется полумесяц с крестом, являющийся также символом власти.
  • Именно это обилие изображений ревностно сохраняет музей при помощи особого покрытия.
  • Один из наиболее частых мотивов в резных камнях – библейский царь Давид, в котором угадывается Христос.

Дмитриевский собор во Владимире

Во Владимире есть и другие храмы, соборы, например Успенский собор, но и этот вам точно понравиться. Приятного просмотра.

Дмитриевский собор Владимира

Дмитровский собор во Владимире — памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. Храм возведен в честь великомученика Дмитрия Солунского, который был казнен за приверженность христианству. Собор представляет собой традиционный пример крестово-купольного храма, образец древнерусского искусства, знаменит своей белокаменной резьбой. Будучи одним из самых красивых соборов, является визитной карточкой города наряду с знаменитыми достопримечательностями — Успенским собором и Золотыми воротами.

Читайте также:
Зачатьевский монастырь в Москве: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки, современное положение, настоятельницы и святыни, расписание служб

Цены на билеты в Дмитриевский собор

Сейчас собор не действует как храм, а является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Поэтому его можно посетить, как и все музеи. Стоимость составит 150 рублей за человека.

Билет по льготной цене за 100 рублей могут приобрести учащиеся, студенты, пенсионеры, члены Российского военно-исторического общества, владельцы удостоверений ISIC, ITIC и IYTC.

Собор работает ежедневно, один раз в месяц закрывается на санитарный день. Часы работы: 10:00—19:00, в некоторые месяцы в субботу собор открыт с 11:00 до 19:00 часов. Подробнее ознакомиться с сезонным расписанием можно на сайте.

История строительства Дмитриевского собора во Владимире

Строительство храма длилось в течение трех лет в конце 12 века. Великий князь Всеволод Большое Гнездо начал строительство во дворе своего княжеского дворца в честь святого-своего покровителя. Работами занимались русские мастера. По окончании стройки в храм была привезена икона Дмитрия Солунского и частица одежды с его кровью.

Во время татаро-монгольского ига в 13 веке храм был разграблен и поврежден. В будущем он пережил еще несколько пожаров и набегов. В 19 веке было решено реставрировать собор и вернуть ему изначальный вид. Однако в ходе восстановительных работ были утеряны интересные фрагменты — лестничные башни и галереи, которые соединяли храм с дворцом князя, чтобы князь со своей семьей могли пройти на богослужение в храм. В советское время богослужения в храме не проводились. В 1999–2004 годах проведена серьезная реставрация и сейчас собор открыт как музейная экспозиция, является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Архитектура

Дмитриевский собор — уникальный памятник русского церковного зодчества и пластики домонгольского периода. Храм выстроен в виде креста, возведен из белого известняка. По размерам — не большой, но гармоничный и величественный. Особую ценность составляет резное убранство — в храме более 1 000 резных камней, на которых удивительным образом сочетаются христианские образы, литературные, народные и мифологические герои. Одноглавый храм венчает золоченый купол с крестом. В храме можно выделить три яруса:

  • верхний — весь украшен резьбой, имеет высокие вытянутые окна.
  • второй (средний) ярус — богат орнаментами и фигурами зверей, птиц, святых.
  • нижний ярус не имеет убранства, так как раньше был закрыт утраченными галереями и башнями.

Героем нескольких фасадов собора стал библейский царь Давид, а на одном из фасадов изображен Александр Македонский.

Белокаменные рельефы собора

Знаменит Дмитриевский собор своими рельефами — белокаменная резьба украшает порядка 600 рельефов. Большинство из них сохранилось в первоначальном виде, они украшены разнообразными сюжетами: как библейскими, так и мифическими, много на них изображений животных. Интересно, что не все рельефы до сих пор понятны современникам, но угадываются в них идеи Небесного города. Изображен на рельефах и сам основатель храма — князь Всеволод Большое Гнездо со своими сыновьями. Благодаря многочисленным разносюжетным рельефам собор называют «белокаменной книгой».

Внутреннее убранство собора

Внутри собора сохранилась лишь небольшая часть фресок 12 века. Здесь же теперь можно увидеть 4-метровый крест с орнаментом, изначально украшавший купол храма — во время реставрации 2000-ых годов крест заменили на реплику. В соборе также размещено надгробие первого губернатора города Владимир — графа Р. Воронцова. Из священных артефактов в соборе оставлены лишь копии серебряного ковчега с одеждой великомученика.

Как добраться до Дмитриевского собора во Владимире

К собору можно подъехать на общественном транспорте со стороны ул. Большая Московская:

  • Троллейбус № 1, 5: остановка «Площадь Соборная»
  • Автобус № 12С, 15, 22, 25, 26, 28, 152: остановка «Площадь Соборная». Далее нужно будет пройти через парк к собору.

На расстоянии 1 км от Дмитриевского собора находится железнодорожная станция «Владимир-Пассажирский». Напротив нее — автовокзал. Время в пути пешком от станции — около 15 минут. Можно сесть на троллейбус № 5 у железнодорожного вокзала, но он поедет в объезд — дорога займет около 20–30 минут.

Около 4 минут займет неспешная пешая прогулка от собора до смотровой площадки, откуда открывается чудесный вид на город и реку Клязьму.

В пешей доступности от этого собора расположено множество исторических достопримечательностей города: Свято-Успенский Кафедральный собор, памятник князю Владимиру и святителю Федору, Исторический музей, памятник Александру Невскому, государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Читайте также:
Никольский храм в Воронеже: описание и адрес храма, праздники и святыни, как добраться

Обычно Дмитриевский собор входит в экскурсионные программы по историческому центру города с посещением самых выдающихся и красивых достопримечательностей.

Во Владимире действуют многие популярные сервисы такси, воспользовавшись которыми, можно приехать к Дмитриевскому собору: Яндекс.Такси, Maxim, Такси Везёт, Uber.

Карта-схема пешего маршрута от автобусной остановки «Площадь Соборная» до Дмитриевского собора:

Панорамный вид на Дмитриевский собор во Владимире:

Дмитриевский собор во Владимире: история и описание

История Дмитриевского собора во Владимире, его крестово-купольная архитектура и белокаменная резьба вызывают неподдельный интерес туристов.

  1. История собора
  2. Архитектура и внутреннее убранство
  3. Рельефные фасады
  4. Внутренняя отделка
  5. Святыни
  6. Адрес и как доехать

История собора

Здание собора во Владимире решил построить на своем земле великий князь Всеволод Большое Гнездо, для этого привлек русских мастеров. Работы велись в 1194-1197 годах, для строительства использовался белый камень-известняк.

Спустя 40 лет собор был разрушен и ограблен монголо-татарами, затем много раз полыхали пожары, он подвергался разграблениям. В итоге сооружение нуждалось в реконструкции, ее провели в 1837-1839 годах по указу Николая I. Здание собора приняло первоначальный облик, в котором и сохранился до наших дней.

В эпоху СССР собор уцелел, так как считался памятником древнерусского искусства. Здесь заседала комиссия, занимавшаяся сохранением памятников живописи. В 1919 году в соборе перестали проводить богослужения и стали заниматься его реставрацией. Работы длились годами и закончились лишь в 2004 году. На завершающем этапе в соборе здесь появились водосточные трубы, был установлен новый крест, а все рельефы и белый камень покрыли защитной смесью. Сегодня церковь считается музейной экспозицией и принадлежит Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику, здесь не проходят богослужения.

Архитектура и внутреннее убранство

Дмитриевский собор отличается небольшой площадью, ведь использовался только семьей князя и был его личной церковью. Его когда-то обрамляли галереи с лестничными башнями, соединявшими его с дворцом великого князя. Впоследствии эти конструкции убрали при реконструкции, однако свое великолепие собор не утратил.

На южном фасаде находится композиция «Вознесение Александра Македонского на небеса», а главной фигурой на всех фасадах является псалмопевец царь Давид с гуслями в руках.

Сама фасадная часть собора включает три яруса, один из них декорирован белокаменными фигурами и узорами, а другой полностью покрыт резьбой, ее видно даже на купольном барабане. Венчает конструкцию храма пологий золоченый купол, исполненный в виде шлема богатыря, на нем установлен крест из золоченой меди.

Рельефные фасады

Известность Дмитриевского собора в белокаменных фасадах, из-за этого его еще называют «белокаменной книгой». Все здесь усыпано многочисленными рельефами, на которых изображены животные реальные и мифические, а также виднеются облики святых. Большая часть рельефов, а их тут около 600, имеют первозданный вид. Некоторые пришлось реставрировать, когда в 19 веке проводили реставрацию. Основной мотив, который прослеживается во всем оформлении фасадной части собора, — это прославление власти князя. Недаром тут изображены геральдические символы – грифоны и кентавры, львы, орлы, имеются сцены охоты и борьбы животных.

Внутренняя отделка

Отделка здания изнутри не отличается богатством, от первозданного вида сохранилось несколько фресок 12 столетия, например, композиция «Страшный суд».

Также тут хранится купольный крест высотой 4 метра, он имеет просеченный орнамент. Его сняли с купола в 2002 году, заменив на новый. В Дмитриевском соборе можно увидеть надгробие первого губернатора Владимира графа Воронцова.

Святыни

  • Когда работы по строительству храма были закончены, князь Всеволод большое гнездо установил образ великомученика Дмитрия Солунского.
  • Также здесь поместили серебряный чеканный ковчежец-мощевик с частицей его сорочки, она пропитана кровью мученика.

Эти святыни собор во Владимире хранит и сегодня.

Адрес и как доехать

Собор Владимира находится в городе на Соборной площади.

Чтобы добраться до него, можно сесть на автобус из Москвы или воспользоваться пригородным поездом, он отходит с перрона Ярославского либо Курского вокзала.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: