Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского) в Санкт-Петербурге — это крупнейший православный храм города, имеющий статус музея. С 1858 по 1929 годы являлся кафедральным собором Санкт-Петербургской епархии. В настоящее время собор считается одной из главных достопримечательностей города и его символом. Ежегодно храм посещают тысячи туристов, особенно популярна колоннада Исаакиевского собора, с которой открывается круговая панорама.

История собора

Архитектором Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге является Огюст Монферран. Храм построен на месте старого собора преподобного Исаакия Далматского, поэтому важным условием было сохранение алтаря предыдущего храма. Проект находился под кураторством императора Николая I и при возведении храма были применены самые современные технологии тех лет.

Строительство продолжалось с 1818 по 1858 год, а 30 мая (11 июня) 1858 года состоялось торжественное освящение Исаакиевского собора. С 1991 года в храме ежедневно проводятся богослужения.

На внешних стенах и колоннах храма можно увидеть сколы и вмятины — это последствия обстрелов и бомбежек в годы Великой Отечественной войны. В период блокады в Исаакиевском соборе хранились экспонаты из Музея истории города, Летнего дворца Петра I и из пригородных музеев Ленинграда.

С 1950 года и на протяжении 10 лет велась реконструкция здания, на куполе была установлена смотровая площадка.

В настоящее время Исаакиевский собор имеет статус Государственного памятника-музея и входит в музейный комплекс, объединяющий храм Спас на Крови и Музей камня. Церковная епархия неоднократно просила передать собор в свое полное ведение, однако муниципальные власти отказывали. Споры о передаче храма РПЦ ведутся до сих пор.

Исаакиевский собор на панораме Google: вид снаружи

Особенности архитектуры Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге

Храм является образцом позднего классицизма. Высота здания достигает 101,5 метров, а ширина — 97,6 метра. Собор имеет крестово-купольную форму, в нем располагаются три алтаря: Исаакию Далматскому, Великомученице Екатерине и Александру Невскому.

Пятиглавый храм имеет еще четыре небольшие главки с колокольнями. Венчает собор большой купол, наружный диаметр которого составляет 25,8 метров. В отличие от большинства православных храмов, собор не имеет восточного входа, главный вход располагается в западном портике. Стены и пол здания облицованы цветным мрамором и сланцем.

Здание украшено 112 гранитными колоннами разного размера. Работы по оформлению интерьера начались в 1841 году. Над украшением собора трудились знаменитые художники и скульпторы (Карл Брюллов, Пётр Клодт, Иван Бурухин, Николай Пименов и др.) Их работой руководил ректорат Петербургской Академии художеств, все эскизы проходили согласование в Синоде и у императора.

Главной техникой была выбрана масляная живопись по специальному грунту, образа писали тоже маслом на бронзовых досках. Самой большой композицией Исаакиевского собора является роспись купола, площадь ее составляет 800 кв. метров. Эту часть работы выполнил известный русский художник Карл Брюллов.

Однако из-за климатических особенностей Санкт-Петербурга, со временем грунт портился и изображения приходилось переписывать, поэтому было принято решение декорировать собор мозаикой. Храм украшают более 350 скульптур, изображающих прославление и земную жизнь Иисуса Христа. Большой интерес представляют скульптурные барельефы портиков и дверей собора. Помимо скульптур храм украшают 150 панно и картин, а также витраж с изображением Воскресения Христа, площадью около 30 кв. метров.

Интерьер Исаакиевского собора на панораме Google:

Колоннада Исаакиевского собора располагается на высоте 43 метра. Чтобы подняться на нее необходимо преодолеть 2 винтовые лестницы из 200 ступеней. Колоннада состоит из 24 колонн, длиной 14 метров, и представляет собой смотровую площадку с круговым обзором.

Вид с колоннады Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге на панораме Google:

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Исаакиевский собор – это не только одна из визитных карточек Санкт-Петербурга: он известен во всем мире как одно из самых высоких купольных сооружений. В самом городе на Неве это самый крупный православный храм, который поражает своей величественной и оригинальной архитектурной красотой. На сегодняшний день собор имеет статус музея, однако в нем проводятся и богослужения. Побывать здесь стоит каждому, кто решил отправиться в Санкт-Петербург и хочет узнать этот город получше. Именно с колоннады собора открывается прекрасный вид на Неву, центр Питера, его исторические сооружения. Неудивительно, что эта смотровая площадка является наиболее популярной.

Где находится и как добраться

  • Телефон канцелярии 31-44-096;
  • экскурсионного отдела – 31-59-732;
  • референта – 31-54-361;
  • код – 812.
  • На метро: доехав до станции Адмиралтейская, выйдите в город и пройдите два квартала по Малой Морской. От станций Спасская, Садовая, Сенная площадь можно выйти на площадь Сенную, откуда повернуть в переулок Гривцова. Дойдя до набережной Мойки, снова сверните налево, и через пару минут вы окажетесь у храма.
  • Доехать до собора можно и автобусами №27, 2, 22.
  • Сюда довезут троллейбусы №22 или 5.

Посещение Исаакиевского собора и часы его работы

На сегодняшний день вопрос о передаче храма Православной Церкви так и не решен. Верующие могут помолиться здесь в период, когда идут богослужения. В целом же, собираясь посетить Исаакиевский собор, стоит ориентироваться на график работы музея.

  • дети до семи лет могут побывать здесь бесплатно;
  • для детей до восемнадцати лет, студентов и пенсионеров цена билета составляет 50 рублей в дневное время;
  • взрослым необходимо заплатить 250 рублей;
  • вечером вход обойдется в 400 рублей;
  • прогулка по колоннаде днем стоит 150 рублей, вечером и ночью – 300 и 400 рублей соответственно.
Читайте также:
Симбирская митрополия: история и состав, храмы и монастыри, святыни

Планируя знакомство с Исаакиевским собором, обратите внимание на время его работы – с 10.30 до 18.00. Колоннада открыта для посетителей в это же время.

  • с мая по октябрь прогуляться по храму можно с 18.00 до 22.30 (кроме среды);
  • в это же время открыта и колоннада (до конца октября);
  • в период «белых ночей» подняться на нее можно до 4.30 (с начала июня до середины августа каждый день, кроме среды).

Расписание богослужений в Исаакиевском соборе

День недели Богослужение Время начала
Понедельник-пятница Литургия
Акафист/вечерня, утреня
8.00
16.00
Суббота Литургия
Всенощное бдение
9.00
16.00
Воскресенье Литургия
Акафист
9.00
16.00

Где остановиться

Туристам стоит заранее задуматься, а где же они будут жить в Санкт-Петербурге в период знакомства с его достопримечательностями. Рядом с Исаакиевским собором находится три гостиницы – «Англетер», «Астория», «Ренессанс балтик».

  • «Ренессанс балтик» – это пятизвездочный отель, который предлагает гостям города на Неве поселиться в уютных одно- или двухместных номерах.
  • «Англетер» – гостиница, известная прежде всего тем, что именно здесь свел счеты с жизнью Сергей Есенин. Сегодня это современный комплекс, где гости найдут все необходимое.
  • «Астория» – одна из знаменитых питерских гостиниц, в которой останавливались многие известнейшие люди.

История Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге

  1. Началась летопись этого храма с 1710 года, когда была построена небольшая деревянная церковь, названная в честь святого, в день которого родился Петр Первый, Исаакия. Именно здесь царь венчался со своей второй супругой.
  2. Со временем Исаакиевский собор стал каменным, причем история его создания насчитывает целых четыре храма на этом месте. В третий раз его перестраивали в XVIII веке, однако результат был неудовлетворительным – сооружение не вписывалось в общий ансамбль этой части Петербурга. Тогда был объявлен конкурс на лучший проект, в котором победил французский архитектор Монферран.
    Возведение величественного собора заняло четыре десятилетия, однако впечатляющий результат того стоил. Интересно, что предшественник Исаакиевского храма не был разобран полностью – от него сохранилась алтарная часть, пилоны, поддерживающие купол. Уже в ходе строительных работ проект постепенно менялся – Монферран учитывал замечания, которые высказывали другие зодчие.
  3. Освятили новое строение лишь в 1858 году, при этом присутствовала как императорская семья, так и духовенство. Пришло полюбоваться открытием нового храма и немало жителей Петербурга.
    Вскоре при соборе утвердили архитектора и инспектора, в чьи обязанности входила поддержка здания в надлежащем состоянии. Позже его передали Министерству внутренних дел. В связи с этим не раз поднимался вопрос о том, что собор имеет двойное подчинение, хотя нужно бы, чтобы он принадлежал Церкви. Этот спор продолжался до революции, после чего святыню национализировали, а позже передали верующим, на которых легли и расходы по содержанию строения.
  4. В довоенный период многие ценности были изъяты, однако архитектура храма не пострадала. В 1928 году строение передали в ведомство Главнауки, решив сделать одним из музеев.
  5. В период Великой Отечественной здесь хранились экспонаты из многих ленинградских музеев. Строение пострадало от бомбежек и взрывов, и на его стенах и колоннах до сих пор хранятся следы тех времен.
  6. В послевоенное время храм отреставрировали, снова вернув ему статус музея, устроили смотровую площадку в купольной части. В этот же период установили и маятник Фуко в центральной части Исаакиевского собора, который на сегодняшний день демонтирован.
    Богослужения возобновили в 1990.

Архитектурные и культурные достопримечательности

Храм выстроен в стиле классицизма, однако в его архитектуре наблюдаются и элементы других течений. Высота и ширина храма превышают сто метров, а наружный диаметр купола составляет почти 26 метров. Общее число колонн Исаакиевского собора – 112, причем их размеры различаются.

  • Главный купол Исаакиевского собора имеет три части – нижнюю, наружную и среднюю, а все его элементы выполнены из металла. Крест, установленный сверху, является греческим и сделан из золота.
    По углам главного строения установлены звонницы, в которых висят колокола, сделанные с добавлением серебра и меди в олово. При строительстве этого собора использовано более сорока минеральных пород, включая гранит, серый мрамор, малахит, порфир, яшму.
  • На портиках колонн изображены фигуры апостолов, над крышей есть изображения ангелов, а на всех фронтонах (они украшают каждую сторону здания) есть горельефы евангельской тематики.
    Портики украшают и строение снаружи, причем на каждом из них установлены горельефы и статуи.
    Посетители Исаакиевского собора отмечают и его пышное внутреннее убранство: для облицовки использовались редкие породы мрамора, а купола расписаны лучшими художниками своего времени.
  • Стоит подчеркнуть, что в храме есть как живописные, так и мозаичные картины (их больше шести десятков), а также огромное количество статуй, рельефов и скульптурных групп.
  • Привлекает внимание и голубь, покрытый серебром, который размещается на тросе под куполом и символизирует Дух Святой.
  • В соборе установлено три алтаря, которые облицованы мрамором. Колонны у главного алтаря покрыты малахитом. Возле каждого из них установлены скульптуры. Отдельно стоит упомянуть витраж Исаакиевского собора, который является одним из крупнейших в Европе. Он изображает воскресение Христа и выполнен из элементов более ста оттенков.
  • Колоннада Исаакиевского собора является частью комплекса. Высота ее составляет 43 метра, а подняться на нее можно исключительно пешком – наверх ведет винтовая лестница. Здесь размещена смотровая площадка.
Читайте также:
Спасо-Яковлевский монастырь: история и адрес, описание, расписание богослужений, святыни

Святыни собора

  • Главной святыней храма является Тихвинская икона Богоматери в золотом окладе (чтимый список). Она считается чудотворной. В советский период многие иконы были похищены и утеряны.
  • В храме хранился крест с частицей Креста Господня, а также ковчег с частью мощей Андрея Первозванного.
  • Здесь был Нерукотворный образ Спаса, икона Пантелеймона с частью мощей, Корсунская икона Богоматери, древние Евангелия.

Интересные факты об Исаакиевском соборе

  • На кафедре собора впервые в Санкт-Петербурге основали Общество проповедников.
  • В процессе золочения куполов храма от отравления ртутными испарениями погибло шестьдесят мастеров, а всего в сооружении собора приняло участие около четырехсот тысяч человек.
  • По одной из местных легенд, строительство длилось так долго, поскольку Монферрану предсказали смерть после возведения собора. Архитектор умер в течение месяца после завершения главного проекта своей жизни.
  • Фотографии возведения собора были одними из первых кадров, сделанных в России.
  • При строительстве применили одну из инновационных технологий – гальванопластику. Таким образом, впервые в мировой архитектуре удалось разместить статуи из меди на значительной высоте от земли.
  • В советские времена открыли антирелигиозный музей в Исаакиевском соборе – это был один из первых музеев такого рода в стране.

Фото Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге

  • Изображение этого храма известно каждому, кто интересуется архитектурой Санкт-Петербурга.
  • Рассматривать строение можно с каждой стороны, отмечая все новые и новые детали.
  • С высоты храм выглядит не менее прекрасно и внушительно.
  • Ночью собор подсвечивается, создавая волшебную атмосферу вокруг.
  • Фото внутри Исаакиевского собора позволяют передать лишь малую часть его великолепного убранства.
  • Голубь, который является символом Святого Духа, парит в вышине, под главным куполом.
  • Многочисленные скульптуры видны издалека.
  • Поднявшись на колоннаду, можно полюбоваться панорамой города.

Исаакиевский собор — видео экскурсия

Исаакиевский собор – одна из главных святынь Петербурга. Хотя строили его и долго, храм пережил бомбардировки и расхищение, не утратив своего пышного великолепия.

Московская церковь св. Григория Неокесарийского на Полянке

“”

Одна из самых красивых в Москве церквей, единственная освященная во имя этого святого, находится в Замоскворечье, на улице Большая Полянка. Уникальный памятник русской истории и архитектуры с «пряным, восточным привкусом», как характеризуют его современные специалисты, храм был закрыт в советское время, но его старинный облик сохранился с давних времен. Он был основан в древней Москве по особому случаю еще в XV веке, а история строительства каменного храма, дожившего до наших дней, оказалась сопряжена с трагической судьбой его фактического создателя, священника, ставшего духовником царя Алексея Михайловича.

Св. Григорий родился в городе Неокесарии на севере Малой Азии приблизительно в 3 в. от Рождества Христова. Он получил прекрасное образование и даже, отправившись в Александрию, учился там у самого Оригена. Вернувшись на родину, св. Григорий удалился от мира в пустыню и вел там святую жизнь в молитве и посте, обретя от Бога дар прозорливости и пророчества. О святом подвижнике узнал епископ города Амассии и решил поставить его епископом в родной Неокесарии. Св. Григорий согласился и перед хиротонией горячо молил Бога и Царицу Небесную открыть ему истинный образ поклонения Святой Троице. И было святому чудесное видение во время молитвы – ему явилась Сама Пресвятая Богородица вместе с Апостолом Иоанном Богословом. И от него святой услышал просимое знание о том, как следует истинно и достойно исповедовать Святую Троицу. Св. Григория немедленно записал все услышанное от Апостола в чудесном видении. И именно на этом Откровении потом было основано православное учение о Святой Троице, развитое Вселенскими учителями, Отцами Церкви святителями Василием Великим, Григорием Богословом и Григорием Нисским, а также составлен и сам Символ Веры. Св. Григорий Неокесарийский не дожил до этого. Он скончался около 266 – 270 г.

В древней Москве праздник св. Григория Неокесарийского оказался связанным с важным для России историческим событием – в этот день, 17 ноября 1445 года возвратился в русскую столицу из жестокого татарского плена великий князь Василий II Темный, прозванный так оттого, что был ослеплен врагами. Вероятно, именно в память о его возвращении тогда же и была поставлена первая деревянная замосквореченская церковь, освященная по этому празднику, хотя деревянный Григорьевский храм впервые упоминается в письменных исторических документах лишь в 1632 году.

В старой Москве он назывался «что в Дербицах». Местность, где воздвигли этот храм, была в те времена далекой-далекой глушью. Когда-то там проходила древняя дорога из Новгорода в Рязань. Освоение территории старинного Заречья серьезно началось во времена татаро-монгольского ига, поскольку через него пролегла главная дорога из Москвы в Орду. Название улицы Полянка официально появилось лишь в XVIII столетии, но в те времена, когда была основана церковь св. Григория Неокесарийского, здесь действительно начинались большие поля, которые простирались далеко за пределы средневекового города, и среди них проходила старая дорога из Кремля на Серпухов. Эти поля и дали название старинной московской улице. Сама же земля в этой низинной, часто затопляемой разливами Москвы- реки местности, была топкой, «замшелой», отчего и была прозвана Дербицами, искаженно от дебри. «Дебрью» в старину называли топкую низину.

Читайте также:
Никольский морской собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Сначала в этой сырой, неказистой местности селились крестьяне и ремесленники, а с XVI века в Заречье находились и поселения стрельцов. Тут же расположилась дворцовая слобода царских кадашей – бондарей, делавших необходимые в старинном хозяйстве деревянные бочки и кадки (по другой версии кадашами были царские ткачи). Затем, с XVIII столетия Замоскворечье и его Полянку стали заселять московские купцы.

А церковь св. Григория Неокесарийского так и стояла деревянной до самого правления «тишайшего» царя Алексея Михайловича. После эпидемии чумы, разразившейся в Москве в середине XVII века, она окончательно запустела. В 1660 г. в ней служил обычный московский священник Андрей Саввинович Постников, и рядом с церковью стоял его собственный двор. Он сумел сблизиться с набожным царем и даже стал его духовником, так, что в 1665 году царь перевел его в кремлевский Благовещенский собор, где была домовая царская церковь, и сделал его протопопом.

Свою близость с царем священник сохранил вплоть до смерти государя. Именно он в 1671 году венчал Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, матерью Петра I. И в октябре 1674 года, незадолго до кончины царя, был у него в Кремле на пиру – царь сам угощал его заморскими винами и разными яствами. Но прежде, чем уйти на столь почетную службу, священник просил царя разрешить ему перестройку своего замосквореченского храма каменным. Царь исполнил просьбу и взял строительство под свой контроль: оно началось в 1668 году. Новый храм стали возводить чуть севернее его деревянного предшественника, и Алексей Михайлович дважды ездил к обедне в строящуюся церковь.

Интересно, что камень для красавца-храма привозили из знаменитого подмосковного села Мячкова: из той же каменоломни брали камень для строительства белокаменных (и первых каменных) стен московского Кремля при князе Дмитрии Донском, а в XIX столетии – для строительства первого храма Христа Спасителя по проекту Витберга на Воробьевых горах. В то время это село уже было вотчинным владением отца Герцена, Ивана Яковлева.

Но незадолго до смерти царя его духовник попал в немилость самого патриарха Иоакима. Известно, что уже через несколько дней после упомянутого кремлевского пиршества протопоп сидел в заточении на цепи по повелению патриарха, и смог из темницы написать царю прошение о помощи. Царь, находившийся в Преображенском, поехал в Москву хлопотать о его участи, и стал просить патриарха освободить своего духовника, а патриарх в ответ возводил на того «разные вины», которые, вероятно, и были поставлены протопопу в официальное обвинение после смерти царя. Видимо, эти вины были очень серьезными, так как царь сперва не смог ничего сделать для своего любимца и лишь поставил ему в караул своих верных стрельцов. Только к Рождеству 1675 года – последнего года жизни царя Алексей Михайловича – его духовник был освобожден из темницы с прощением и разрешением священствовать. Он даже был приглашен к царю на обед за один стол с патриархом.

Примирение это длилось недолго, ибо состоялось лишь благодаря горячему участию царя в судьбе своего духовника. Первый же конфликт, считается, произошел уже на похоронах царя. История донесла о том мало достоверных свидетельств, но известно, что священник Андрей Саввинов будто бы сам был инициатором новой ссоры, возмутившись, что патриарх лично исполняет на похоронах то, что должен делать он, царский духовник. И тогда терпение лопнуло. На созванном соборе патриарх обвинил священника во множестве тяжких преступлений, таких, как блуд, превышение полномочий, подстрекательстве царя против патриарха, и, в частности, в том, что поставил себе храм в Замоскворечье без патриаршего благословения и что без того же благословения и «ставленной грамоты» принял чин протопопа Благовещенского собора. И когда в 1679 году патриарх Иоаким освящал выстроенный храм св. Григория Неокесарийского, его бывший священник, лишенный сана, уже находился в ссылке в далеком Кожеозерском монастыре

Архитекторами нового храма были русские царские зодчие Иван Кузнечик и крепостной из Костромы Карп Губа. 9 тысяч знаменитых поливных изразцов в стиле «павлинье око», давших храму его всемосковскую славу, сделал великий мастер Степан Полубес. Своей популярностью и статусом в древнемосковском строительстве он может сравниться только с Баженом Огурцовым, строителем черепичных шатров кремлевских башен. А среди иконописцев, царских изографов, трудившихся над росписью храма и над его образами, был сам Симон Ушаков. Раньше во втором ярусе было устроено подобие хор, что указывало на дворцовый характер церкви. В народе ее называли «красной», – красивой.

Во второй половине XVIII столетия у храма появился придел во имя св. Григория Богослова, устроенный тщанием прихожанина Григория Лихонина в честь его небесного покровителя. А до 1821 года при церкви было и обычное кладбище.

И в страшное для Москвы время повальной холеры, свирепствовавшей в 1830 году, этот храм вписал себя на новую страницу московской истории. В1834 г. в нем был устроен придел Боголюбской иконы Божией Матери, которой молились во время эпидемии. Холера бушевала в Москве с сентября 1830 года и стихла в декабре: она пришла с Востока, поэтому ее считали «азиатской» и даже называли «единственной верной союзницей» Николая I – такого страха и такого единого воодушевления на борьбу со свирепой болезнью не было со времен отпора, данного Москвой Наполеону. Святитель Филарет устроил общий молебен – московские священники с крестным ходом обходили свои приходы, а сам митрополит коленнопреклоненно молился в Кремле. По всей Москве объявили строжайший карантин и оцепили ее военными кордонами, из-за которых Пушкин не мог попасть в город к невесте и дважды возвращался в Болдино. В итоге он просил своего знакомого генерала Бибикова достать ему разрешение, но смог попасть в дом Гончаровых лишь 5 декабря, когда эпидемия пошла на спад. Только в Кузьминках, по преданию, не было ни одного случая заболевания, что отнесли к благодатной помощи Влахернской иконы Божией Матери, хранившейся в местной церкви.

Читайте также:
Церковь Непорочного Зачатия в Смоленске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Трагические последствия холерной эпидемии еще долго напоминали о себе. Кроме Боголюбского придела Григорьевской церкви, основанного в благодарность и в память об избавлении Москвы от беды, в 1831 году был учрежден Александринский сиротский приют «для призрения сирот чиновников, умерших от холеры в Москве». Первое время он располагался в Басманной слободе, в бывшей усадьбе графа Разумовского на Гороховом поле, а потом был переведен в центр Москвы, в усадьбу Апраксина на Знаменке.

Храм св. Григория Неокесарийского был закрыт в конце 1935 года. Иконы его передали в Третьяковскую галерею, а еще раньше, в 1930 году Моссовет подбирался к старинной шатровой колокольне храма, намереваясь ее снести для расширения тротуара. Чудом ее отстояли – только в самом нижнем ярусе пробили сквозной проход. Именно такой метод расширения «полезной площади» тротуаров и мостовых рекомендовался последующим Генеральным планом 1935 года. И хотя ко времени перестройки колокольни замосквореченской церкви этот план еще не был создан, его идеи, как видно, уже витали в воздухе. Тем же способом, согласно Генплану, намеревались кардинально расширить Арбат – прорубить в нижних этажах его зданий сквозные проходы-тротуары, а бывшие, «освобожденные» от пешеходов тротуары обратить в мостовую и предоставить транспорту. Так поступили и с колокольней Григорьевской церкви.

К 1965 г. храм, отданный под различные учреждения, обветшал и был хорошо отреставрирован. Его поставили на государственную охрану как памятник истории и культуры, и разместили в нем наряду с «Всесоюзным производственно- художественным комбинатом им. Вучетича» тихую «контору» по официальной перекупке старинных икон, которые закупали у населения и потом с разрешения властей перепродавали за границу любителям русского «антиквариата». И только в 1990 году по письму Святейшего Патриарха Алексия II Моссовет вернул храм верующим. К 1996 году он был окончательно восстановлен и отремонтирован, и в нем начались богослужения.

Храм Григория Неокесарийского

Трудно кого-то удивить красотой московских храмов, но христианская святыня 17 столетия вызывает восхищения с первого взгляда своим древнерусским стилем и витиеватостью архитектурных украшений. Храм Григория Неокесарийского — древняя церковь Москвы, главной святыней которой являются мощи святого.

История постройки

Царь Василий Темный, правивший в 15 веке, во время пленения татарами пообещал Творцу в случае своего освобождения построить христианскую обитель на месте, с какого он первыми увидит стены Москвы по возвращению из плена. В конце осени в 1445 году, по возвращении царя, велось богослужение в память святого Григория Чудотворца, это стало основанием для постройки церкви святого Чудотворца Неокесарийского.

Пожар 17 столетия полностью уничтожил деревянную святыню, на ее месте возвели временную церковь при Полянке или в Дербицах, местными жителями называлось это место Кадашево. Вокруг церковных построек на Якиманке жили рабочие ткацких мастерских и стрельцы царя, неподалеку стояли хоромы князей Трубецких.

В 1660 году по благословению Патриарха Никона Андрей Саввинов, настоятель временной церкви, начал строительство каменной святыни. Дружба царя с Саввиновым продолжалась многие годы, в 1665 году отец Андрей стал царским душепопечителем, Алексей Михайлович не жалел денег и материалов для возведения церкви.

Когда при правлении Федора Алексеевича были возведены каменные храмовые постройки, деревянная церковь была разобрана. Чтобы подчеркнуть принадлежность храмовых построек к царскому покровительству, на крестах установили короны.

Луковичное пятиглавие завершало трехрядие, завершающее килевидными кокошниками уникальную архитектуру храмового строения. Удивительное по красоте здание было возведено царскими зодчими Иваном Кузнечиком и Карпом Губой.

Изразцы, сохранившие яркость краски и до сих дней, были выполнены мастером Степаном Полубесом. За уникальную красоту новый храм местными жителями был назван Красным.

Интересно! В храме венчались царские особы, крестили будущего царя Петра Первого.

В начале марта 1679 года Григорьевский храм на Полянке был освящен Патриархом Иоакимом, на празднике освящения присутствовала вся царская семья во главе с Федором Алексеевичем.

В 1767 году по благословению и материальной поддержки прихожанина Г. Лихонина появился придел в память Григория Богослова.

Уникальность храма покорила в 1812 году французского императора Наполеона, он бросил все силы для спасения необычной красоты церкви от огня.

В 1830 году в церкви Григория собирались москвичи на молебны о спасении от холеры.

1834 год ознаменовался освящением еще одного придела святого образа Богородицы «Боголюбская», в основу архитектуры которого легла ампирная псевдоготика.

До 1859 года, когда было решено храм реставрировать, он оставался придворной церковью, перед иконами которой часто молилась Елизавета Федоровна.

Читайте также:
Никольский храм в Воронеже: описание и адрес храма, праздники и святыни, как добраться

Время разорения и восстановления

То, что не совершили пожары и время, удалось большевикам, в 1922 году разграбившими все храмовые ценности, а в 1930 году только силами историков удалось оставить снос шатровой колокольни, через которую прорубили проход.

В результате репрессий весь клир придворного храма был мученически уничтожен. В 1938 году церковь Григория Чудотворца на Поляне была окончательно закрыта, все святыни передали в хранилища музеев. Третьяковская галерея обогатилась иконой Божьей Матери «Умиление» или Елеуса-Киккская.

Время восстановления уникальной московской святыни началось в 1965 году, когда храм передали в качестве памятника архитектуры Всесоюзному производственно — художественному комбинату.

В 1990 году Патриарх Алексий Второй лично ходатайствует о возвращении святыни Православной Церкви.

В 1994 году храмовое здание, находящееся в ужасном состоянии без электропроводки, отопления, пола, окон было возвращено верующим. Соблюдая точные древние традиции, используя сурик, бирюзу, белила, позолоту, в 1996 году храм был восстановлен, ему было возвращено местное название Красный.

29 ноября 1999 года при присутствии патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго состоялось возвращение святых мощей святителя Неокесарийского, хранившихся в Лондоне.

В 2003 году на месте первой деревянной церкви построили часовню в Имя Всемилостивого Спаса. В связи с тем, что история не сохранила картин с изображением первой церковной постройки, часовня возведена по примеру северорусских древних церквей.

На заметку! Уникальностью современной московской жемчужины является колокольня с часами-курантами, каждый час отбивающие «Спаси, Господи, люди Твоя» и каждые 15 минут звучит «Царице моя Преблагая».

Современное состояние

Полностью восстановленный к 21 столетию храм святителя Григория Чудотворца внешним видом подобен монастырю, на территории которого действуют:

  • сестринское общество в честь святого образа Богородицы «Державная»;
  • гимназия православных наук;
  • церковная лавка с духовной литературой;
  • магазин церковных тканей;
  • имеется своя крестильная.

Под окормлением церковного клира находятся военные 154-го Комендантского полка. Приход через патронажную службу и приходскую столовую помогает малоимущим едой, одеждой, лечением. Прихожане храма с медицинским образованием ведут прием больных, бесплатно оказывая им помощь.

Нищие и малоимущие по воскресеньям после богослужения получают хлеб, по великим христианским праздникам накрывается трапезный стол. Святейший Патриарх Кирилл благословил движение «Любовь и верность» поощряя паломнические поездки молодежи.

Важно! Епископ, владыка, настоятель храма свт. Григория Неокесарийского на Большой Полянке в Москве Иероним по-прежнему проводит миссионерскую деятельность и катехизацию.

Святыни

Тысячи паломников ежегодно приезжают поклониться чтимому образу Богоматери «Боголюбская» и святым мощам:

  • Григория Неокесарийского;
  • Григория Богослова;
  • Димитрия Ростовского;
  • Нила Столобенского;
  • Тихона Задонского;
  • Великомученика Димитрия Солунского и других.
  • 30 ноября — день памяти святителя Григория Неокесарийского.
  • 7 февраля почитается память Григория Богослова.
  • 1 июля — престольный праздник в честь иконы Богородицы «Боголюбская».
  • 12 февраля чтится память Вселенских Учителей, Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова.

Интересно! Уникальность древнерусской обители не только в архитектуре, но и в названии. Это единственная православная обитель в честь святого Неокесарийского в белокаменной столице, она возведена в московском районе Якиманка.

Памятник памяти о великом богослове и хранителе веры третьего столетия Григории Неокесарийском — Символ веры, написанный епископом, почитается во всем христианском мире. Символ веры передается из поколения в поколения, звучит гимном Святой Троице и православной вере.

В помощь паломникам

Адрес храма святителя Григория Неокесарийского: Москва, Большая Полянка, д.29А.

До московской святыни в Дебрицах проще всего добраться на метро. Выйдя на станции «Полянка», внимательно осмотритесь вокруг, и вы обязательно увидите пряничные купола Григорьевской церкви.

Клира храма совершают все Таинства по предварительной договоренности, богослужения проходят по выходным и праздничным дням. В субботу утренняя Литургия начинается в 9.00. в воскресенье — в 9.30.

Всенощное бдение совершается в субботу в 17.00. О расписании богослужений можно узнать на официальном сайте церкви.

Храм Григория Неокесарийского (Москва)

Мiръ Россия Москва Храм Григория Неокесарийского (Москва)

Храм святи́теля Григо́рия Неокесари́йского в Де́рбицах — православный храм Москворецкого благочиния Московской городской епархии Русской Православной Церкви. Храм является памятником архитектуры XVII века, расположен в районе Якиманка города Москвы. Главная святыня – мощи cвятителя Григория Неокесарийского.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Деятельность прихода
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

Храм Святителя Григория Неокесарийского в Дербицах своё историческое бытие начинает в глубокой древности. Первоначально он был деревянным. Его построил великий князь Василий II (Тёмный) в благодарность за чудесное избавление из татарского плена. Находясь в Орде, князь дал обет Богу: построить церковь на том месте, с которого увидит стены Кремля, в честь святого, память которого в тот день будет праздноваться, что и произошло 30 ноября 1445 г., в день памяти Святителя Григория Чудотворца. Просуществовал деревянный храм до конца XVII столетия. Сегодня на его месте по благословению Святейшего Патриарха Алексия II построена деревянная часовня-памятник в честь Всемилостивого Спаса. Часовня и историческое словосочетание “в Дербицах”, т.е. в лесном, болотистом месте, напоминают нам о тех далёких временах.

В 1668-79 годах рядом с деревянным воздвигается величественный каменный храм тщанием царского духовника протопопа Андрея Савинова на средства царя Алексея Михайловича. Начало строительства благословил Святейший Патриарх Никон, а освятил построенную церковь Святейший Патриарх Иоаким в присутствии царя Феодора Алексеевича. Строили храм лучшие зодчие того времени Карп Губа и Иван Кузнечик. По своей архитектуре церковь относится к московскому типу пятикупольных храмов с шатровой колокольней. Фасады украшают изразцы с затейливым растительныи орнаментом “павлинье око”, изготовленные известным гончаром Степаном Полубесом. Современного человека несколько удивляют яркие цвета внешнего убранства храма. Но именно царь Алексей Михайлович, как сообщают нам исторические источники, приказал стены храма “прописать суриком в кирпич”, “стрелки у шатра перевить”, “и расписать бирюзой и белилами”. Церковь была настолько благолепна по своему виду, так полно соответствовала представлениям людей о красоте, что получила в народе название “Красной”, то есть красивой. Иконы для иконостаса писали царские изографы во главе с прославленным Симоном Ушаковым. Его Богоматерь Елеуса-Киккская из местного ряда иконостаса постоянно экспонируется в Третьяковской галерее.

Читайте также:
Евгений Соколов: биография священника, служение и проповеди

В 1671 г. в храме венчался царь Алексей Михайлович с Натальей Кирилловной Нарышкиной, а в 1672 г. здесь крестили младенца Петра I, будущего императора России. Сегодня в храме бережно сохраняется купель, в которой, по преданию, был крещён царевич. Тем фактом, что настоятелем храма был царский духовник, и объясняется то, что именно здесь происходили эти важные исторические события. Надолго храму был присвоен статус придворного. И сегодня кресты пяти глав церкви, увенчанные царскими коронами, напоминают нам о том, что храм постоянно посещали государи. Службы в храме совершали Святейшие Патриархи, митрополиты Московские.

В 1812 г. Наполеон, зачарованный красотой церкви, сожалел, что не может поставить её на ладонь и перенести в Париж, а во время бушевавшего пожара французские солдаты вёдрами носили воду и поливали храм, чтобы сохранить его от огня.

В начале ХХ в. в храме любила молиться великая княгиня Елизавета Феодоровна.

В 1939 г. храм был закрыт, полуразрушен, осквернен. Все его святыни и имущество разграблены. Последний настоятель протоиерей Борис Ивановский был расстрелян на Бутовском полигоне. Сегодня он причислен Церковью к лику святых в чине священномучеников (память 10 декабря). В храме как реликвия сохраняется его наперсный крест.

С 1994 г. в храме возобновлены богослужения.

В 1996 г. храм освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Сегодня храм трудами приходской общины и настоятеля Епископа Иеронима (Чернышова) приобрёл прежнее великолепие. За живописную красоту люди вновь называют церковь “Красной”.

Деятельность прихода [ править ]

На протяжении многих лет социальная, молодежная и катехизаторская деятельность прихода велась в рамках работы с военнослужащими. Приход окормлял: автобазу Генштаба, батальон охраны и обеспечения штаба Московского Военного округа, Отдельный 154-й Комендантский полк. Молодежная деятельность: окормляемые военнослужащие — молодежь. Катехизаторская деятельность: в полку еженедельно совершается Божественная Литургия. Епископ Иероним проводит лекции, беседы, викторины с военнослужащими по истории нашего Отечества и Церкви. В дни присяги, проводов в запас, начала и окончания периодов обучения, дни полка присутствует Владыка Иероним, который благословляет и напутствует. Социальная деятельность: в Армии служат, в основном, социально незащищенные, неустроенные молодые люди. Приход решает их многие социальные проблемы. Военнослужащие, отличившиеся в соревнованиях по высокому воинскому мастерству, получают настоятельскую стипендию, отпускной билет на Родину. Для всех военнослужащих в праздничные дни устраиваются трапезы со сладостями. Им вручаются подарки. Уволившимся в запас оказывается помощь в трудоустройстве и поступлении в ВУЗы.

Кроме этого, с первых дней образования приходской общины, проводится и иная большая социальная работа. На протяжении 15 лет приход оказывает помощь государственным социальным учреждениям. Так, приход регулярно помогает Научно-исследовательскому институту неотложной детской хирургии и травматологии, Детской городской клинической больнице №20 им. К.А.Тимирязева — 119180, Москва, ул. Большая Полянка, 20.

Также постоянно оказывается помощь «Неврологической Клинике на Полянке» и «Многопрофильному Медицинскому Комплексу для взрослых и детей на Полянке» — 119180, Москва, ул. Большая Полянка, 51А/9; тел. 8(495) 721-90-01.

Помощь заключается в совершении церковных Таинств (Соборования, Исповеди, Причащения), проведении бесед и лекций.

В приходе существуют патронажная служба, благотворительная приходская столовая для малоимущих, пункт выдачи одежды и продуктов малоимущим.

Врачи — прихожане храма — в помещениях прихода ведут прием по просьбе нуждающихся в медицинской помощи, малоимущих прихожан.

После Литургии в воскресные и праздничные дни всем присутствующим из малообеспеченных семей раздается белый хлеб.

В Престольные Праздники, на Рождество, Пасху и другие крупные праздники для престарелых и малоимущих прихожан устраивается трапеза со сладостями.

Количество подопечных социальной службы постоянно меняется.

Количество постоянных добровольных сотрудников не менее 10 человек, но при необходимости по призыву настоятеля к проведению социальных мероприятий может быть привлечено значительное количество людей.

Приход помогает нуждающимся частным лицам при храме. Оказывается помощь одиноким и больным прихожанам, инвалидам, нуждающимся членам прихода, многодетным прихожанам. Оказывается материальная помощь, помощь обедами, продуктами и подарками. Инвалидам и больным прихожанам сотрудники социальной службы помогают преодолеть дорогу до храма, помогают во время богослужения.

Большая помощь была оказана пострадавшим от лесных пожаров. Был проведен денежный сбор в пользу погорельцев. Кроме этого, закуплено много комплектов одеял и подушек для лишившихся жилья людей.

Работа с молодежью в приходе храма Свт. Григория Неокесарийского тесно связана с религиозным образованием и просветительской деятельностью. Приоритетом является привлечение молодых людей не только к теории, но и к практическому участию в богослужебной и внебогослужебной деятельности. И алтарники, и иподиаконы, и певчие в храме — исключительно молодые люди.

Читайте также:
Монастыри Московской области: действующие мужские и женские, адреса и истории, чудотворные иконы монастырей

В православном культурно-просветительском центре «Замоскворечье» постоянно проводятся концерты, после которых молодые люди за чашкой чая в дружеской беседе обмениваются впечатлениями.

Регулярно проводило молодежные миссионерские семинары международное общественное движение «Любовь и верность», созданное по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. После деловых заседаний разговор продолжался в трапезной.

Проводятся молодежные паломнические поездки по святым местам, во время которых люди не только получают новые впечатления и узнают информацию, но и теснее знакомятся, сплачиваются в общину, живущую общими интересами.

На протяжении 15 лет вся работа по катехизаторской деятельности при храме Свт. Григория Неокесарийского на Большой Полянке в Москве проводилась настоятелем храма иеромонахом, игуменом, архимандритом Иеронимом. В настоящее время, став епископом, Владыка Иероним продолжил эту очень нужную и важную деятельность. Ему существенно помогают клирики храма: протоиерей Феодор Малахов, диакон Владислав Астафьев, а также помощник настоятеля кандидат исторических наук Золотарёв П.М., кандидат социологических наук инокиня Алексия (Переведенцева), регент Николай Белов, звонарь Евгений Фокин. При храме действуют различные кружки: алтарников, церковного пения, звонарей, иподиаконов. С 2008 г. действует воскресная школа для детей. Для взрослых проводятся катехизические беседы.

Имеется православная библиотека с богатым выбором книг, в которой проводятся с посетителями тематические беседы и обсуждение прочитанного.

Имеется прекрасно отделанный класс, где в тишине, в окружении портретов церковных учителей и богословов, учащиеся легко воспринимают информацию по церковным предметам.

Помощник настоятеля Золотарёв Павел Митрофанович выступает с лекциями в общеобразовательных школах Москвы.

Святыни [ править ]

  • Мощи Святителя Григория Неокесарийского, которые передал митрополит Сурожский Антоний (Блум) и которые были торжественно перенесены в 1998 г. и положены в раке.
  • Частицы мощей: Святителей Григория Богослова, Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Иоасафа Белгородского, Димитрия Ростовского, Филарета и Иннокентия Московских; великомученика Димитрия Солунского, великомученика и целителя Пантелеимона; преподобных Сергия Радонежского, Иеронима Стридонского, Пимена Великого, Нила Столбенского, Давида и Афанасия Серпуховских, святых отцов Киево-Печерских; святого благоверного князя Александра Невского; блаженной Матроны Московской; святого праведного Симеона Верхотурского.
  • Боголюбская икона Божией Матери.
  • Частица Животворящего Креста Господня

Престольные праздники [ править ]

Григория Неокесарийского – Ноябрь 30

Григория Богослова – Февраль 7 (день преставления)

Иконы Божией Матери «Боголюбская» – Июль 1

Как добраться [ править ]

Адрес: Россия, г. Москва, Большая Полянка, 29-А (ст. метро: “Полянка”)

Храм, поразивший красотой Наполеона

Храм Григория Неокесарийского на Большой Полянке известен с 1445 г. Ныне существующий каменный храм в стиле “русское узорочье” построен в 1668-1679 г. на средства царя Алексея Михайловича. Изразцовое убранство храма выполнено известным белорусским “ценинных дел” мастером 17 в. Степаном Полубесом.

Закончили строительство через 12 лет после закладки первого камня — 1 марта 1679 года состоялось освящение храма Григория Неокесарийского. Обряд освящения совершил Патриарх Московский и всея Руси Иоаким, в присутствии уже нового государя Федора Алексеевича.


Храм свт. Григория Неокесарийского в 1882 году. До революции церковь святителя Григория имела статус
придворной и поэтому часто посещалась членами царской семьи

С тех пор храм как бы получил статус придворного. И по сей день, между прочим, кресты всех глав церкви венчают царские короны. Храм за его необычайную красоту часто называют Красной церковью или храмом на Большой Полянке.


Фото из книги Шувалов С.В. “Церковь, Замоскворецкого сорока, св. Григория Неокесарийского, при Полянке в Москве :
ист. описание окружающей ее местности ; население, история, архитектура и иконопись”. М 1914.

Храм был закрыт в 1939 г., часть икон была передана в запасники Исторического музея и Третьяковской галереи. Храм вновь освящен в 1992 г.

Храм на Большой Полянке поражал красотой каждого, кто его видел.

Тяготы 1812 года церковь Григория Неокесарийского перенесла без потерь. Известно, что, когда Москва была охвачена пожаром, Наполеон лично распорядился, чтобы с храмом на Полянке ничего не случилось. Красота церкви произвела на французского императора неизгладимое впечатление, и он долго сокрушался, что не может поставить храм на ладонь и забрать с собой в Париж. Наполеоновским солдатам, получившим от своего вождя соответствующее «вразумление», приходилось ведрами таскать воду и поливать церковь, дабы защитить ее от огня. Ни ее убранство, ни утварь, ни церковные книги тогда не пострадали.


Наполеон I Бонапарт. Портрет кисти Поля Делароша. Во время пребывания в Москве Наполеон приказал своим
солдатам поливать из вёдер водой храм святителя Григория Неокесарийского чтобы спасти его от пожара

Архитектура храма Григория Неокесарийского на Большой Полянке

Архитекторами нового храма были русские царские зодчие Иван Кузнечик и крепостной из Костромы Карп Губа. 9 тысяч знаменитых поливных изразцов в стиле «павлинье око», давших храму его всемосковскую славу, сделал великий мастер Степан Полубес.

Своей популярностью и статусом в древнемосковском строительстве он может сравниться только с Баженом Огурцовым, строителем черепичных шатров кремлёвских башен. А среди иконописцев, царских изографов, трудившихся над росписью храма и над его образами, был сам Симон Ушаков. Раньше во втором ярусе было устроено подобие хор, что указывало на дворцовый характер церкви.

Яркая расцветка храма Григория Неокесарийского на Большой Полянке сразу бросается в глаза. Такое ощущение, что сначала видишь цвет — радостный, праздничный всплеск краски, и только потом начинаешь разбираться-понимать, на что же эта краска нанесена, какой под ней архитектурный памятник. Разбираешься уже под властью этого первого искрящегося впечатления, мажорной ноты в панораме «обминоренной» улицы.

Читайте также:
Чесменская церковь в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, интересные факты

В отличие от других зодчих московского узорочья, смело экспериментировавшими и с формами, и с композицией.

Архитектура храма Григория Неокесарийского на Большой Полянке — традиционные для России формы храма-«корабля» с шатровой колокольней на западе, под ней — вход в церковь, приземистая трапезная, которая примыкает к небольшому четверику, зрительно как бы приподнятому вверх «костром» из трех ярусов килевидных кокошников, так называемых «огненных языков». Выше — традиционное же пятиглавие (главы — чисто декоративные, их барабаны — глухие, они не имеют окон и не открываются своим внутренним пространством в интерьер храма).

Красно-зелено-белый колер, наличники, карнизы, затейливые колонки и полуколонки, украшающие как тело церкви, так и барабаны ее глав — все это тоже непременная атрибутика московского узорочья. Законченный в 1679 году, храм Григория Неокесарийского, наверное, был в числе последних значимых узорочных памятников. Пройдут буквально считанные годы — и архитекторы начнут «пробовать на вкус» московское барокко в его нарышкинском изводе. А оно, хоть и считается прямым наследником узорочья, все же — совсем иной стиль.

Декоративное убранство — вот что выделяет церковь на Большой Полянке среди многих других храмов той же эпохи.

Легенды и были старого храма

Немного найдется в мире храмов, где пешеходные дорожки или тротуары проложены прямо через храм или его колокольню. В Москве такую колокольню Вы можете увидеть возле храма Святителя Григория Неокесарийского в Дербицах.

Сквозной проход через шатровую колокольню был своеобразным компромиссом, сначала колокольню хотели вообще снести, чтобы освободить место для проезжей части. Было это в 1930 году, проход в колокольне пробили в 1933 году, а еще через 5 лет храм был закрыт, но сносить его не стали. До 1930 года храм и колокольня выглядели так.

Этому событию известный поэт Андрей Андреевич Вознесенский (1933- 2010) посвятил стихотворение:

“Как колокольня алая,
пылая шубкой яро,
Нарышкина Наталья
стоит на тротуаре.

В той шубке неприталенной
ты вышла за ворота,
Нарышкина Наталья,
Как будто ждешь кого-то?

В чужом бензинном городе
глядишь в толпу рассеянно,
слетают наземь голуби,
как шелуха от семечек.

Я понял тайну зодчего,
портрет его нахальный,
и, опустивши очи,
шепчу тебе: “Наталья…”

Почему поэт сравнивает колокольню с Нарышкиной Натальей? Дело в том, что в 1671 году в здешнем храме венчался царь Алексей Михайлович (1629 — 1676) с Натальей Кирилловной Нарышкиной (1651 — 1694), которой было на момент венчания 19 лет.

Кстати, колокола на колокольне не аутентичные, они были собраны с бору по сосенке с колоколен других московских храмов. Теперь колокольню храма украшают часы с курантами, каждый час вызванивающими мелодию “Спаси, Господи, люди Твоя” и каждую четверть часа — “Царице моя Преблагая”.

Факт венчания в церкви царя с царицей подтолкнул любителей причесывать факты под одну гребёнку к выводу, что крещение их сына Петра, ставшего впоследствии российским императором Петром Первым, было в этой же церкви. Этому способствовало то, что в храме с 1660 года служил священник Андрей Савинов (Постников), ставший в 1665 году царским духовником. Собственно благодаря хорошему расположению царя к своему духовнику и появилась современная каменная церковь, которая была построена рядом со старой деревянной в период с 1667 по 1679 год.

Храм постоянно посещали царственные особы, а службы в храме совершали Святейшие Патриархи, митрополиты Московские.

Над воротами укреплена красивая керамическая икона, которые не часто можно увидеть.

Со строительством каменного храма связан парадокс. Патриарх Иоаким обвинил Савинова, что он построил храм без патриаршего благословения. Савинов был лишен чина, арестован и сослан в монастырь. А затем этот храм Иоаким освятил в 1679 году.

Кстати, у Вознесенского есть стихотворение “Храм Григория Неокесарийского, что на Большой Полянке” про Ивана Степанова по кличке Полубес, который построил храм:

“Названье «Неокесарийский»
гончар, по кличке Полубес,
прочел как «неба косари мы»,
и ввёл подсолнух керосинный,
и синий фон, и лук серийный,
и разрыв-травы в изразец.”

В советское время в храме служили один епископ и пять священников, которые стали мучениками. Четверо прославлены в лике святых: протоиереи Борис Ивановский, Илия Четверухин и Василий Смирнов — в чине священномучеников, иеромонах Иларион (Громов) — преподобномученик.

Связана с храмом и одно из неприглядных событий нашей истории: “Внутри здания под вывеской «Всесоюз­ный производственно-художественный комбинат им. Вучетича. Отдел экспорта» скрывается контора по закупке у населе­ния старинных икон и других предметов культа для последующей перепродажи их заграницей через фирму «Новоэкспорт». О деятельности этой фирмы в 1979 г. радио ВВС на русском языке яз­вительно замечало, что благодаря ее раз­маху скоро древнюю русскую икону можно будет запросто купить в любом западном универмаге наравне с зубною пастой и жвачкой. В 1980 г. во время Олимпиады в здании Государственной картинной галереи на Крымской набе­режной работал нарочный магазин для иностранцев, продававший исключитель­но закупленные на Б.Полянке иконы XVIII — XIX вв., на которых тотчас после продажи ставили штамп «К вывозу раз­решено. Министерство культуры СССР». С 1989 г. вывоз церковной старины за­прещен.”

Читайте также:
Спасо-Бородинский монастырь: история и адрес, описание, святыни, как доехать

Вот такие истории скрываются под красивым видом.

МОСКОВСКИЙ ГРИГОРИЕВСКИЙ ХРАМ В ДЕРБИЦАХ

Московский храм святителя Григория Неокесарийского в Дербицах

Московский храм святителя Григория Неокесарийского в Дербицах (Москворецкое благочиние)

Деревянный храм

В древней Москве праздник св. Григория Неокесарийского оказался связанным с важным для России историческим событием – в этот день, 17 ноября 1445 года возвратился в русскую столицу из жестокого татарского плена великий князь Василий II Темный, прозванный так оттого, что был ослеплен врагами. Вероятно, именно в память о его возвращении тогда же и была поставлена первая деревянная замосквореченская церковь, освящённая по этому празднику, хотя деревянный Григорьевский храм впервые упоминается в письменных исторических документах лишь в 1632 году.

В старой Москве он назывался «что в Дербицах». Местность, где воздвигли этот храм, была в те времена далёкой-далёкой глушью. Когда-то там проходила древняя дорога из Новгорода в Рязань. Освоение территории старинного Заречья серьёзно началось во времена татаро-монгольского ига, поскольку через него пролегла главная дорога из Москвы в Орду. Название улицы Полянка официально появилось лишь в XVIII столетии, но в те времена, когда была основана церковь св. Григория Неокесарийского, здесь действительно начинались большие поля, которые простирались далеко за пределы средневекового города, и среди них проходила старая дорога из Кремля на Серпухов. Эти поля и дали название старинной московской улице. Сама же земля в этой низинной, часто затопляемой разливами Москвы-реки местности, была топкой, «замшелой», отчего и была прозвана Дербицами, искажённо от дебри. «Дебрью» в старину называли топкую низину.

Сначала в этой сырой, неказистой местности селились крестьяне и ремесленники, а с XVI века в Заречье находились и поселения стрельцов. Тут же расположилась дворцовая слобода царских кадашей – бондарей, делавших необходимые в старинном хозяйстве деревянные бочки и кадки (по другой версии кадашами были царские ткачи). Затем, с XVIII столетия Замоскворечье и его Полянку стали заселять московские купцы.

А церковь св. Григория Неокесарийского так и стояла деревянной до самого правления «тишайшего» царя Алексея Михайловича. После эпидемии чумы, разразившейся в Москве в середине XVII века, она окончательно запустела. В 1660 г. в ней служил обычный московский священник Андрей Саввич Постников, и рядом с церковью стоял его собственный двор. Он сумел сблизиться с набожным царём и даже стал его духовником, так, что в 1665 году царь перевёл его в кремлёвский Благовещенский собор, где была домовая царская церковь, и сделал его протопопом.

Каменный храм

Свою близость с царём священник сохранил вплоть до смерти государя. Именно он в 1671 году венчал Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, матерью Петра I. И в октябре 1674 года, незадолго до кончины царя, был у него в Кремле на пиру – царь сам угощал его заморскими винами и разными яствами. Но прежде, чем уйти на столь почётную службу, священник просил царя разрешить ему перестройку своего замосквореченского храма каменным. Царь исполнил просьбу и взял строительство под свой контроль: оно началось в 1668 году. Новый храм стали возводить чуть севернее его деревянного предшественника, и Алексей Михайлович дважды ездил к обедне в строящуюся церковь.

Интересно, что камень для красавца-храма привозили из знаменитого подмосковного села Мячкова: из той же каменоломни брали камень для строительства белокаменных (и первых каменных) стен московского Кремля при князе Дмитрии Донском, а в XIX столетии – для строительства первого храма Христа Спасителя по проекту Витберга на Воробьевых горах. В то время это село уже было вотчинным владением отца Герцена, Ивана Яковлева.

Но незадолго до смерти царя его духовник попал в немилость самого патриарха Иоакима. Известно, что уже через несколько дней после упомянутого кремлёвского пиршества протопоп сидел в заточении на цепи по повелению патриарха, и смог из темницы написать царю прошение о помощи. Царь, находившийся в Преображенском, поехал в Москву хлопотать о его участи, и стал просить патриарха освободить своего духовника, а патриарх в ответ возводил на того «разные вины», которые, вероятно, и были поставлены протопопу в официальное обвинение после смерти царя. Видимо, эти вины были очень серьёзными, так как царь сперва не смог ничего сделать для своего любимца и лишь поставил ему в караул своих верных стрельцов. Только к Рождеству 1675 года – последнего года жизни царя Алексей Михайловича – его духовник был освобождён из темницы с прощением и разрешением священствовать. Он даже был приглашён к царю на обед за один стол с патриархом.

Примирение это длилось недолго, ибо состоялось лишь благодаря горячему участию царя в судьбе своего духовника. Первый же конфликт, считается, произошёл уже на похоронах царя. История донесла о том мало достоверных свидетельств, но известно, что священник Андрей Саввинов будто бы сам был инициатором новой ссоры, возмутившись, что патриарх лично исполняет на похоронах то, что должен делать он, царский духовник. И тогда терпение лопнуло. На созванном соборе патриарх обвинил священника во множестве тяжких преступлений, таких, как блуд, превышение полномочий, подстрекательстве царя против патриарха, и, в частности, в том, что поставил себе храм в Замоскворечье без патриаршего благословения и что без того же благословения и «ставленной грамоты» принял чин протопопа Благовещенского собора. И когда в 1679 году патриарх Иоаким освящал выстроенный храм св. Григория Неокесарийского, его бывший священник, лишённый сана, уже находился в ссылке в далёком Кожеозерском монастыре.

Архитекторами нового храма были русские царские зодчие Иван Кузнечик и крепостной из Костромы Карп Губа. 9 тысяч знаменитых поливных изразцов в стиле «павлинье око», давших храму его всемосковскую славу, сделал великий мастер Степан Полубес) Своей популярностью и статусом в древнемосковском строительстве он может сравниться только с Баженом Огурцовым, строителем черепичных шатров кремлёвских башен. А среди иконописцев, царских изографов, трудившихся над росписью храма и над его образами, был сам Симон Ушаков. Раньше во втором ярусе было устроено подобие хор, что указывало на дворцовый характер церкви. В народе её называли «красной», – красивой.

Во второй половине XVIII столетия у храма появился придел во имя св. Григория Богослова, устроенный тщанием прихожанина Григория Лихонина в честь его небесного покровителя. А до 1821 года при церкви было и обычное кладбище.

И в страшное для Москвы время повальной холеры, свирепствовавшей в 1830 году, этот храм вписал себя на новую страницу московской истории. В 1834 г. в нем был устроен придел Боголюбской иконы Божией Матери, которой молились во время эпидемии. Холера бушевала в Москве с сентября 1830 года и стихла в декабре: она пришла с Востока, поэтому её считали «азиатской» и даже называли «единственной верной союзницей» Николая I – такого страха и такого единого воодушевления на борьбу со свирепой болезнью не было со времён отпора, данного Москвой Наполеону. Святитель Филарет устроил общий молебен – московские священники с крестным ходом обходили свои приходы, а сам митрополит коленнопреклоненно молился в Кремле. По всей Москве объявили строжайший карантин и оцепили её военными кордонами, из-за которых Пушкин не мог попасть в город к невесте и дважды возвращался в Болдино. В итоге он просил своего знакомого генерала Бибикова достать ему разрешение, но смог попасть в дом Гончаровых лишь 5 декабря, когда эпидемия пошла на спад. Только в Кузьминках, по преданию, не было ни одного случая заболевания, что отнесли к благодатной помощи Влахернской иконы Божией Матери, хранившейся в местной церкви.

Трагические последствия холерной эпидемии ещё долго напоминали о себе. Кроме Боголюбского придела Григорьевской церкви, основанного в благодарность и в память об избавлении Москвы от беды, в 1831 году был учреждён Александринский сиротский приют «для призрения сирот чиновников, умерших от холеры в Москве». Первое время он располагался в Басманной слободе, в бывшей усадьбе графа Разумовского на Гороховом поле, а потом был переведён в центр Москвы, в усадьбу Апраксина на Знаменке.

Закрытие храма

Храм св. Григория Неокесарийского был закрыт в конце 1935 года. Иконы его передали в Третьяковскую галерею, а ещё раньше, в 1930 году Моссовет подбирался к старинной шатровой колокольне храма, намереваясь её снести для расширения тротуара. Чудом её отстояли – только в самом нижнем ярусе пробили сквозной проход. Именно такой метод расширения «полезной площади» тротуаров и мостовых рекомендовался последующим Генеральным планом 1935 года. Тем же способом, согласно Генплану, намеревались кардинально расширить Арбат – прорубить в нижних этажах его зданий сквозные проходы-тротуары, а бывшие, «освобождённые» от пешеходов тротуары обратить в мостовую и предоставить транспорту. Так поступили и с колокольней Григорьевской церкви.

К 1965 г. храм, отданный под различные учреждения, обветшал и был хорошо отреставрирован. Его поставили на государственную охрану как памятник истории и культуры, и разместили в нем наряду с «Всесоюзным производственно-художественным комбинатом им. Вучетича» тихую «контору» по официальной перекупке старинных икон, которые закупали у населения и потом с разрешения властей перепродавали за границу любителям русского «антиквариата».

Возвращение храма Церкви

Только в 1990 году по письму Святейшего Патриарха Алексия II Моссовет вернул храм верующим. К 1996 году он был окончательно восстановлен и отремонтирован, и в нем начались богослужения.

При храме действует сестринство во имя иконы Божией Матери “Державная”, православная гимназия.

Святыни

  • Частицы мощей свт. Григория Неокесарийского.
  • Частицы мощей свт. Григория Богослова.
  • Частицы мощей блж. старицы Матроны.
  • и других святых, в числе которых Митрофан Воронежский, Димитрий Ростовский, Сергий Радонежский, Иоасаф Белгородский, а также частицы мощей Киево-Печерских подвижников, помещённых в общий мощевик под стеклом.

Почти все святыни храма доступны для поклонения в субботний и воскресный день, а также всегда, когда не огорожена передняя часть храма.

Настоятели

  • Андрей Постников, свящ. (1660)
  • Петр Лагов, прот. (1914 – до ареста в 1930-х)
  • сщмч. Андрей Воскресенский, прот. (1930 – не позднее 1935)
  • Тихомиров Ник. Ив., диакон (упом. 1914)
  • прмч. Иларион (Громов) (1922 – 1930)
  • сщмч. Борис Ивановский (1931 – 1935)
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: