Иверский монастырь в Самаре: история и адрес монастыря, святыни и настоятельницы

Иверский монастырь в Самаре: история и адрес монастыря, святыни и настоятельницы

1919 — В Самаре состоялось заседание реввоенсовета под .

1924 — Самарский губернский архив переехал в помещение .

Ещё события 12 Ноября

Сохранились предания о гибели иверских сестер. О том, как власти пообещали открыть монастырь, и около тридцати монахинь, поверив, пришли к родной обители. Их погрузили на старую баржу, вывезли по Волге за пустынный остров и потопили вместе с баржей. Впрочем, никаких документальных подтверждений этой истории не было найдено до сих пор.

Первые шаги обители

В конце 1850 г. была построена часовня с восемью кельями под ней и вокруг нее. В них обосновались первые насельницы. 12 марта 1855 г. император Николай I утвердил образование в Самаре женской общины под названием Иверская.

В том же году преосвященный Евсевий, первый епископ Самарский, освятил в обители небольшой деревянный на каменном фундаменте теплый храм во имя Иверской иконы Божией Матери. Храм строился около трех лет. Поставили его под горой, возвышающейся к востоку.

Обитель быстро росла и обустраивалась. К 1857 г. в подвале Иверского храма была устроена небольшая церковь для ранних литургий в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, были построены дома для священнослужителей, корпус для настоятельницы и три корпуса для сестер.

Со временем возникла необходимость в постройке вместительного храма с колокольней. Проект разработал губернский архитектор Маке. 17 сентября 1858 г. был заложен каменный трехпрестольный храм с пятью главами. Стены были отделаны под белый мрамор, поставлены многоярусные резные иконостасы. Это был самый высокий храм и первый в Самаре пример русско-византийского стиля. Главный престол освятили в честь Сретения Господня, боковые – в честь апостолов Петра и Павла, преподобного Сергия Радонежского.

В храмах обители хранились особо чтимые иконы: святой образ Иерусалимской Божией Матери в серебряной позолоченной ризе; Божией Матери “Иверская” в золотой ризе с алмазами и изумрудами; Божьей Матери “Троеручица” в серебряной позолоченной ризе, написанная афонскими иноками на кипарисовой доске.

Духовный центр города

21 августа 1860 г. Иверская община была переименована в женский общежительный монастырь, и настоятельница Маргарита возведена в сан игуменьи.

В 1879 г. на средства купчихи Прасковьи Шихобаловой выстроили деревянную на каменном фундаменте больницу. В конце 80-х гг. XIX века на территории монастыря был устроен водопровод.

В 1876 г. монахини по эскизам художника Н.Е.Симакова вышили Самарское знамя. На одной его стороне в центре вышитого золотом византийского креста изображены славянские просветители Кирилл и Мефодий, на другой – также в золотом кресте – образ Иверской Божией Матери.

К 1890 г. Иверский монастырь превратился в настоящий городок. В его границах вместе с храмами было десять жилых корпусов, четыре деревянных флигеля, два каретника, четыре амбара, конюшня (все деревянные), каменная баня и прачечная, погреба. На территории монастыря был колодец, воду из которого позволяли брать и жителям Самары, в особенности весной и осенью, когда волжская вода становилась совершенно не пригодной для употребления. Иверская обитель стала духовным центром города.

В храмах обители хранились особо чтимые иконы: святой образ Иерусалимской Божией Матери в серебряной позолоченной ризе; Божией Матери “Иверская” в золотой ризе с алмазами и изумрудами; Божией Матери “Троеручица” в серебряной позолоченной ризе, написанная афонскими иноками на кипарисовой доске.

Читайте также:
Тихвинская епархия: монастыри и храмы, хор, духовенство и священники

В 1876 г. монахини по эскизам художника Н.Е.Симакова вышили Самарское знамя. На одной его стороне в центре вышитого золотом византийского креста изображены славянские просветители Кирилл и Мефодий, на другой – также в золотом кресте – образ Иверской Божией Матери.

С этим знаменем 20 апреля 1877 г. Самара провожала ополченцев, отправлявшихся в Болгарию на помощь в борьбе за освобождение от турецкого ига. 19 июня 1877 г. под Стара Загорой болгарская дружина храбро билась под этим знаменем. Пять знаменосцев сменили друг друга. Сломанное знамя было вынесено из боя, а после освобождения Болгарии установлено в Софийском музее русско-болгарской дружбы как символ братства.

В 1981 г. в Болгарии была изготовлена и подарена Самаре копия этого знамени. Сейчас она хранится в областном историко-краеведческом музее имени П.В. Алабина.

Разгром и запустение

В начале XX века монастырь был окончательно сформирован. Располагаясь ярусами на волжском склоне, взметнув к небу маковки церквей, он придавал панораме города с Волги выразительность и красоту.

Обители принадлежало 150 десятин земли в тридцати верстах от Самары в Жигулевских горах, а также 150 десятин сенокосных угодий, две рыбных ловли, хутор, колодец, огород и сад в семи верстах от обители. В монастыре проживали около 500 насельниц, здесь были свои больница и библиотека, золотошвейная, ткацкая, ковровая, иконописная, переплетная мастерские.

После революции и установления советской власти началось разрушение монастыря. В 1925 г. было принято решение о закрытии обители и поселении там рабочих Жигулевского пивоваренного завода и Самарской ГРЭС. В 1930 г. после постановления горсовета “О реализации памятников, крестов, решеток и надгробных ценностей в пределах городской черты” были разобраны колокольня, храмы, ликвидированы ограда и склепы монастырского кладбища. Строения были приспособлены под помещения различных организаций, а часть передана в жилой фонд. Недалеко от могилы П.В.Алабина на месте склепа князя Кугушева были устроены уличный туалет и мусоросборник. На семь десятилетий Иверский монастырь исчез с карты города.

Однако в памяти самарцев обитель жила. Чудом уцелела могила городского главы Петра Владимировича Алабина.

Сохранились предания о гибели иверских сестер. О том, как власти пообещали открыть монастырь, и около тридцати монахинь, поверив, пришли к родной обители. Их погрузили на старую баржу, вывезли по Волге за пустынный остров и потопили вместе с баржей. Впрочем, никаких документальных подтверждений этой истории не найдено до сих пор.

На круги своя

Возрождение монастыря началось в 1991 г., когда была зарегистрирована община Иверского монастыря. Возрождающейся обители было передано 0,79 га земли с сохранившимися постройками – трапезным храмом, домом игуменьи, зданием бывшей ремесленной мастерской и другими. 24 февраля 1993 г., в канун праздника Иверской иконы Божией Матери, архиепископ Самарский и Сызранский Сергий совершил первое с 1928 г. торжественное архиерейское богослужение. Он подарил монастырю икону Иверской Божией Матери, ставшую главной святыней обители. С августа 1994 г. монастырь возглавляет игуменья Иоанна (Капитанцева).

Читайте также:
Симонов монастырь в Москве: история и адрес, описание, расписание богослужений, святыни

За годы возрождения монастырь разросся и расцвел. Сегодня он вновь стал одним из духовных центров города. Возрождается золотошвейное искусство. У монастыря вновь есть загородные подворья.

22 июня 2000 г. по благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия состоялось обретение мощей чагринского старца протоиерея Александра Юнгерова, причисленного к лику местночтимых святых. С этого времени мощи угодника почивают в Иверском монастыре в храме в честь Иерусалимской иконы Божией Матери.

Самарский Иверский женский монастырь

Самарский Иверский женский монастырь

Вчера, 4 января, в Самарской Иверской обители состоялась праздничная литургия в день памяти праведного Александра Чагринского, местночтимого святого Самарской епархии

Православный Самарский Иверский женский монастырь происхождение от основанной в 1850 году женской религиозной общины. В 1860 году община была преобразована в монастырь, в котором к началу XX века проживало около 400 монахинь и послушниц.

В монастыре действовали больница, школа и различные мастерские. Богослужения совершались в трех монастырских храмах, в которых хранились почитаемые в Самаре святыни: образ Божией Матери «Иерусалимская» и давший название монастырю образ Божией Матери «Иверская». Монастырь представлял собой значительный архитектурный ансамбль, во многом определявший вид Самары.

После установления советской власти монастырь некоторое время существовал как швейная артель, но в 1925 году был закрыт. В начале 1930-х годов была взорвана монастырская Успенская церковь, на ее месте были построены жилые дома. Позднее разрушена колокольня и монастырская ограда. Монастырское кладбище было разорено, в уцелевших храмах разместились различные организации, корпуса были переданы под жилье.

Возрождение монастыря началось в 1992 году, когда созданному монастырскому приходу православной церкви были переданы сохранившиеся храмы и часть зданий. Были восстановлены и отреставрированы монастырские храмы, на прежнем месте была восстановлена монастырская колокольня с сохранением облика XIX века, построен новый храм-часовня, проведены охранно-спасательные работы в монастырском некрополе. В настоящее время в монастыре действуют библиотека для прихожан, золотошвейная и иконописная мастерские.

С 2001 года в монастыре хранятся мощи местночтимого святого Александра Чагринского.

Вчера, 4 января, в Самарской Иверской обители состоялась п раздничная литургия в день памяти праведного Александра Чагринского, местночтимого святого Самарской епархии. Совершил Божественную литургию в Иверском женском монастыре города Самары митрополит Самарский и Тольяттинский Сергий. Богослужебные песнопения исполнили мужской хор Самарской духовной семинарии – регент игумен Никон (Ратников) и хор монастыря – регент монахиня Стефания (Выхрушева). Проповедь перед Причастием произнес протоиерей Николай Агафонов.

После окончания Литургии высокопреосвященнейший Сергий, преосвященнейший Софроний и преосвященнейший Фома совершили славление святому праведному Александру Чагринскому у раки с его мощами. Затем высокопреосвященнейшего Сергия, преосвященнейшего Софрония и преосвященнейшего Фому приветствовала настоятельница Иверского женского монастыря игуменья Иоанна (Капитанцева). От лица насельниц монастыря она поздравила их с праздником. Затем владыка Сергий обратился к собравшимся с архипастырским словом и, в частности, сказал: « Прославляя святого праведного Александра Чагринского, мы верим, что наш город Самара будет стоять незыблемо. Мы твердо знаем, что святые, в числе которых и праведный Александр Чагринский, предстательствуют о нас в Горнем мире. Молитвы святых о нас помогают нам познавать Божию правду. Святая Божественная истина путеводит нас в Царство Божие».

Читайте также:
Елоховский собор в Москве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

К истории праздника

Протоиерей Александр Юнгеров родился в 1821 году, рукоположен в сан священника в 1842 году. С 1843 по 1881 год являлся настоятелем Свято-Троицкой церкви села Балаково. Был замечательным проповедником и вернул в лоно Церкви многих раскольников. Известен строгой аскетической жизнью, имел дар слезной сердечной молитвы.

С 1881 года духовник Чагринского Покровского женского монастыря Самарской губернии. За время служения в монастыре показал себя ревностным пастырем, утешавшим молитвой и наставлением приходивших к нему людей. Имел от Господа дар чудотворения, известно более десяти чудесных исцелений в годы его жизни и в первые годы после смерти. Старец скончался в 1910 году.

В 2001 году определением Священного Синода праведный Александр прославлен как местночтимый святой Самарской епархии.

Местное празднование памяти святого совершается трижды в году: в день его блаженной кончины – 22 декабря (4 января); в день обретения мощей – 9 (22 июня); и в день празднования Собора самарских святых – 30 июля(12 августа).

Бедийский собор в Абхазии

Бедийский собор — невероятный памятник древнейшей архитектуры, который пережил много веков. Освящен собор в честь Влахернской иконы Божьей матери.

Несмотря на то, что данное сооружение представляет собой простейшую постройку, Бедийский собор притягивает к себе сотни туристов. Казалось бы, архитектура без каких-либо изысков, но она завораживает и заставляет восхищенно любоваться ею вновь и вновь. Может быть, дело в том, что данному сооружению больше тысячи лет, и многим просто хочется прикоснуться к тому, что пережило много веков и впитало в себя дух времен. А, возможно, дивный местный пейзаж притягивает толпы посетителей, ведь именно здесь природа девственно чиста, все утопает в роскоши зелени. Фото Бедийского собора не передают ту древнюю атмосферу, которая царит на плато. Стоит посетить место лично, желательно без туристических групп.

История

Православный храм является ярким примером грузинской архитектуры конца первого тысячелетия. По точным данным собор был возведен в 999 году во времена правления известного абхазского царя Баграта Третьего, именно здесь и расположена царская усыпальница. За тысячу лет храм пережил многое: подвергался реконструкции, разрушался и вновь восстанавливался.

Место было выбрано самим царем Багратом III — на возвышенности, в окружении живописных гор. Обрывы плато стали естественным барьером, превратив храм в практически неприступную крепость — подняться наверх можно только с западной стороны.

Службы в Бедийском соборе Абхазии проводились до начала XVII века. Храм был заброшен после вторжения османов и установления их власти на территории Абхазии. Службы возобновились только 2 столетия спустя — по инициативе епископа из Сухума.

Второй раз Бедийский храм закрылся в 1924 году — по приказу советской власти. Из-за труднодоступности здание собора не стали превращать в помещение хозяйственного назначения. Новая власть объявила древний собор историческим памятником и поместила его под охрану государства. Первая служба в новом тысячелетии прошла в 2010 году — в поддержку воинов Абхазии. Реставрационные работы стартовали, но ведутся крайне медленно. Работам мешает и конфликт Грузии с Абхазией — грузинские власти не раз подавали обращения в ЮНЕСКО, обвиняя Абхазию в разграблении культурного наследия.

Читайте также:
Знаменский собор в Тюмени: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, контакты и телефон

Архитектура

Внешне строение представляет собой крестово-купольный храм классического византийского типа. При его строительстве использовался тесаный камень, несмотря на простоту, собор является величественным сооружением. А притертые друг к другу каменные плиты внушают благоговение. Внутреннее убранство простое, однако сохранились три древнейшие фрески, датированные X–XI, XII–XIII и XVI веками. Конечно, время не щадит, и большая часть настенной живописи не сохранилась до нынешних времен.

Наибольшую ценность представляет собой фреска, на которой изображен лик Константина из Ветхого Завета. В нескольких метрах от храма находятся руины величественного дворца, который был возведен около пятисот лет назад. Во дворце принимали гостей, была просторная трапезная и огромный зал, где собирались священнослужители. На втором этаже проживали местные епископы. К северу от дворца находилась колокольня, правда, до наших времен строение не сохранилось.

В стенах храма была найдена одна из самых ценных реликвий — Бедийская чаша, сейчас артефакт хранится в Грузии в тбилисском Музее искусств. Чаша представляет собой золотое изделие, украшенное тонкой чеканкой. Надпись ознаменовывает завершение строительства Бедийского храма и восхваляет Господа Бога, Божью матерь, а также царя Баграта Третьего и его мать. Именно благодаря чаше удалось узнать точное время возведения храма.

По преданиям, ранее в Бедийском соборе хранились частицы тернового венца Христа, гвоздь из креста, на котором был распят Иисус.

В 100 метрах от храма находятся руины каменного дворца, построенного в XVI веке. До наших дней сохранились колонны и своды первого этажа. Каменный дворец выполнял функции зала для монашеских собраний и трапезной.

Панорамный вид на Бедийский храм Абхазии и окрестности

Как добраться до Бедийского собора в Абхазии

Собор расположен по адресу: Ткуарчалский район, село Агубедиа. Добраться до храма можно как самостоятельно, так и в составе экскурсионной группы. Сооружение расположилось в горной местности в нескольких километрах от грузинской границы.

Общественный транспорт в эти места не ездит, поэтому при самостоятельной поездке необходимо либо нанять такси (приложения «GT такси» и «Абхазия такси»), либо отправиться на собственном автомобиле. Нужно ехать по Абжуйскому шоссе по направлению города Тбилиси. От поворота на Ткварчели нужно ехать еще около 10 км, до поворота на Бедиа. Если ехать из столицы, то дорога займет чуть менее двух часов, общее расстояние — 77 км.

Карта: как добраться до Бедийского собора на машине из Сухума

Бедийский собор: аэросъемка

Бедийский собор в Абхазии

К этому храму, расположенному на востоке Абхазии, давно не устремляются паломники. Все, что осталось от величайшего Бедийского собора, представляющего сегодня собой лишь руины, да отдельные части декора, демонстрирующие великолепие работы мастеров резьбы по камню. Однако ценность этого места, где горные козы встречаются намного чаще, нежели люди, не уменьшается с годами.

История основания

Бедийский собор — памятник средневековой грузинской архитектуры с тысячелетней историей существования.

Влияние Византии как колыбели православия для многих стран было связано с тем, что в период раннего средневековья массово начали строиться храмы. Исключением не стала и область Причерноморья, где правящий в то время грузинский царь — Баграт III выступил с инициативой постройки храма в горах, на востоке Абхазии, неподалеку от древнего поселения под названием Агбедия, означающего с древнего языка — «сердце Бедии». Именно по наименованию этого места и стал именоваться собор — Бедийским.

Читайте также:
Вознесенский собор в Ельце: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Другие православные храмы:

Дата начала строительства собора до наших дней осталась неизвестной, поэтому примерной датой его основания принято считать год окончания строительства — 999 год. Вероятно, в те времена Бедийский храм имел довольно большое значение среди других храмов Абхазии, ведь царь Баграт еще при жизни завещал, чтобы его похоронили именно в этом месте.

Интересно! Основные сведения из истории храма стали известны благодаря настенным записям на древнегрузинском языке, которые расшифровали ученые, но до наших дней эти надписи не сохранились.

Большой интерес вызывает тот факт, что собор был освящен в честь Влахернской иконы Богоматери. Однако же, сама икона никогда не была выставлена в стенах храма, лишь существует мнение о том, что когда-то в церкви хранилась копия этой иконы.

Подлинник же иконы Влахернской Божией Матери много лет до этого был увезен из Константинополя в Москву, а позже, при царе Алексее Михайловиче, помещен в Успенский собор. Ныне этот иконописный образ Богородицы является экспонатом музея Московского кремля.

В Бедийском соборе велись богослужения до 17 века, покуда османская империя, оккупировавшая эту местность, вынуждено не прекратила его работу. В начале 19 века прихожане вновь могли посещать богослужения, причем за прошедшие 2 столетия храм остался в первозданном виде настолько, что не потребовалась не только реставрация, но и ремонтные работы.

Разрушение храма началось в начале 20 века, и этот процесс не остался незамеченным для общественности и священнослужителей. Так князь Ухтомский, бывший в то время епископом в городе Сухуми, выступал с предложением о реставрации и возрождении Бедийского собора, им даже было организовано паломничество к храму.

Однако, случившаяся в 1917 году Великая Октябрьская революция, провозгласившая торжество советской власти, не дала этим планам осуществиться. Храм, лишенный возможности реставрации, с каждым годом разрушался. Состояние его все больше приближалось к тому виду, какой он имеет сейчас, несмотря на то, что официально Бедийской церкви был присвоен статус памятника истории.

Современное состояние

Изначально Бедийский собор являлся частью большого архитектурного комплекса, в который входили:

  • дворец епископа;
  • сторожевые башни;
  • крепостные стены;
  • трапезная;
  • колокольня и также некоторые сооружения, не дошедшие до наших дней.

Сегодня путешественников, решивших отправиться к собору, встретят лишь руины и расположенные недалеко от них, под специальным навесом, части внешнего убранства храма. Неплохо сохранился первый этаж дворцового комплекса, а также колокольня.

Об иконах Пресвятой Богородицы:

Официально считается, что в настоящее время Бедийский собор реставрируется, о чем свидетельствуют строительные леса, установленные внутри помещения храма. Однако темпы восстановительных работ грозят тем, что скоро один из древнейших образцов грузинской архитектуры периода раннего средневековья исчезнет с лица земли.

Архитектура и убранство сооружения

Материал, из которого изготовлена большая часть собора — плиты песчаника. Внешняя сторона церкви украшена огромным крестом, выполненным в технике резьба по камню. Входы храма и окантовка окон также украшены скромной, но довольно утонченной резьбой.

Читайте также:
Спасо-Преображенский монастырь в Рязани: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни

Архитектурный стиль Бедийского собора так называемый «крестокупольный», пришедший с Византии. Согласно такому типу застройки здание с высоты птичьего полета выглядит как равносторонний крест с единственным куполом в центре.

С алтарной стороны и по бокам к храму примыкают полукруглые выступы, сделанные немного ниже самого сооружения. С западной части собора выделен отдельными стенами в виде колонн и арок центральный зал.

Фрески храма

К большому сожалению, фрески и настенные росписи, которые паломники к храму еще в начале 20 века могли увидеть, ныне практически утрачены. Известно лишь, что в южной части храма располагались самые древние росписи, предположительно 11 века. Согласно некоторым источникам эти росписи передавали портрет царя Баграта III, а также еще некоторых именитых светских лиц.

Также в храме сохранилась небольшая часть портрета императора Константина, именно по этому изображению можно понять уровень художественного мастерства и манеру исполнения фресок.

Царская усыпальница

Согласно многим источникам, Бедийский храм служит усыпальницей царю Баграту III, но за многое время исследования этого места учеными-археологами царская могила так и не была найдена, а соответственно точное место захоронения также не известно.

Реликвия храма

Самой известной реликвией храма считается золотой сосуд, используемый в богослужении и именуемый потир. Этот сосуд — царский подарок храму.

На сегодняшний момент утеряна ножка сосуда, но зато в хорошем состоянии сохранилась сама чаша, украшенная резьбой и особо тонкой чеканкой с изображением Иисуса, Богоматери и святых апостолов. Сегодня эту чашу можно увидеть, посетив музей в городе Тбилиси.

Как добраться

Решившему увидеть Бедийский собор своими глазами, стоит знать, что ни один общественный транспорт не идет до этого места, более того — несколько километров в гору придется пройти пешком.

Единственный вариант — добираться до места на личном автомобиле, выезжая из Сухуми по Абжуйскому шоссе, а затем повернуть у указателя «Бедия» и ехать до села Агубедия, от которого ведет единственная дорога к храму.

Бедийский собор — самый восточный храм Абхазии

Территория нынешней Абхазии на рубеже первого тысячелетия стала объектом претензий грузинских царей, в частности знаменитого Баграта III. Результатом междоусобных распрей стало включение этих земель в состав Грузинского государства. Материальными свидетельствами той поры является ряд интереснейших архитектурных объектов, среди них особое место занимает Бедийский собор — памятник культуры раннего средневековья.

Мощное влияние Византии на весь регион выразилось в распространении христианства православной традиции на всём Причерноморье. Баграт III, как царь православной Грузии, инициировал постройку храма в восточной части Абхазии, рядом с древним селом Агбедия (переводится как «сердце Бедии»), отсюда впоследствии пошло название Бедийский собор. Точная дата начала строительства неизвестна, зато в исторических хрониках названа дата его окончания — 999 год. Храм, видимо, имел большое значение для царя, поскольку он завещал похоронить себя в его пределах, что и было исполнено. Сохранившихся до наших дней столь ранних построек во всём регионе так мало, что их можно по пальцам пересчитать.

Интересно, что церковь освящена в честь Влахернской иконы Божьей матери, но сам образ никогда в стенах храма не выставлялся, скорее всего, здесь хранилась копия, список иконы. Такая практика часто использовалась в средневековом культовом строительстве. Почитаемый православными оригинальный образ был вывезен из Константинополя в Москву во времена царя Алексея Михайловича и помещён в Успенский собор. Сейчас икона — экспонат музея Московского кремля.

Читайте также:
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Москве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Храм исправно служил прихожанам вплоть до XVII века, османская оккупация прекратила на время его работу. Богослужения возобновились только в XIX веке. Примечательно, что сооружение было сделано в своё время настолько добротно, что для возобновления его работы не потребовалось проводить какие-либо капитальные восстановительные работы.

Князь Ухтомский, исполнявший в начале XX века обязанности Сухумского епископа, ставил вопрос о непременном возрождении собора, он даже организовал к его стенам паломническое движение. Осуществлению этих планов помешала Октябрьская революция и установление советской власти. В дальнейшем храм ветшал, постепенно разрушался, несмотря на то, что ему присвоили статус памятника истории.

В нескольких десятках метров от Бедийского собора можно осмотреть руины того, что некогда было резиденцией бедийских епископов. Сравнительно неплохо сохранились несущие стены первого этажа дворцового комплекса и колокольня.

Современное состояние храма можно охарактеризовать, как удручающее. Утверждается, впрочем, что на его территории ведутся восстановительные работы. Строительные леса внутри здания свидетельствуют о правоте таких заявлений. Однако темпы реставрации оставляют желать лучшего.

Храм выстроен в стиле, который благодаря Византии был повсеместно распространён в странах Черноморского бассейна в раннем средневековье, его называли «крестокупольным». В плане это здание в форме равностороннего креста с центральным куполом. Примыкающие к основным объёмам алтаря и боковым помещениям пониженные выступы сделаны внутри полукруглыми. Центральный зал со стороны запада отделён стенами от боковых помещений. Эти стены декорированы колоннами и арками в своей верхней части.

Основной облицовочный материал — плиты песчаника. Внешняя сторона восточного устоя украшена большим вырезанным в камне крестом. Простой, но изящной резьбой покрыты наличники и входы храма. Когда-то все внутренние стены покрывали росписи и фрески. К сожалению, от них почти ничего не осталось. О художественном мастерстве и манере исполнения фресок можно судить по сохранившемуся в Бедийском соборе фрагменту росписи, изображающему портрет императора Константина.

Из церковной утвари до наших дней дошёл один ценный предмет — сосуд для христианского богослужения (потир). Это дар царя Баграта III храму. Ножка золотого сосуда со временем потерялась, но сама чаша представляет собой несомненное произведение искусства. Тонкая чеканка и резьба изображают на поверхности сосуда евангельских персонажей — Христа, Божью матерь, апостолов. Сегодня экспонат хранится в музее Тбилиси.

Бедийский собор — самый восточный из всех православных храмов Абхазии, он стоит рядом с грузинской границей. Никакой общественный транспорт сюда не ходит. Правда, организуются экскурсии из Сухуми, но на них надо ещё попасть. Оптимальный вариант — поездка на своем автотранспорте. Нужно двигаться от Сухуми по Абжуйскому шоссе, до поворота налево, на Бедию и далее ехать до села Агбедиа, уже от него двигаться непосредственно к храму. Нужно отметить — дорога грунтовая, на ней в изобилии попадаются камни разной величины. Несмотря на эти трудности, сюда стоит приехать, хотя бы ради сказочной красоты видов, открывающихся с площадки, на которой стоит храм.

Читайте также:
Храм царевича Димитрия: история и адрес, описание, святыни

Обитель суровой тишины, образец строгой архитектуры — Бедийский собор в Абхазии

Бедийский собор — одна из самых известных православных святынь Абхазии. Расположенный на склоне Кавказского хребта храм не отличается множеством украшений и интересной архитектурой, но привлекает к себе внимание особым духом древности.

Собор возведен в 999 году на высоком горном плато, с которого открывается прекрасный вид на великие горы и высокие облака. Кажется, что сооружение парит в воздухе.

  1. История собора
  2. Возведение и основание
  3. Историческая судьба
  4. Современное положение
  5. Месторасположение церкви
  6. Как добраться
  7. Архитектура и убранство сооружения
  8. Внешний вид
  9. Фрески храма
  10. Царская усыпальница
  11. Реликвия храма
  12. Возможности посещения
  13. Видео о соборе глазами туристов

История собора

Сооружение было возведено известным грузино-абхазским царем Багратом III (978-1014 гг.). В строительстве также участвовала мать царя — царица Гурандхут.

Возведение и основание

Баграт III, царь Абхазо-Картлийского царства, выбрал для места возведения собора живописное плато в районе села Агубедия. Владыка приказал соорудить православный храм в честь Влахернской иконы Богоматери. После смерти Баграт был погребен в селе Агубедия на территории собора.

Обрывы плато образуют высокую крепость, поэтому подойти к сооружению можно лишь с западной стороны. Гораздо позже Бедийский храм много раз реставрировали, снова были возведены купол с фасадом. Но структура осталась прежней: по форме здание напоминало купольную форму. Стены сложены из специально привезенного тесанного камня.

Историческая судьба

Службы в соборе продолжались до XVII века. После установления в Абхазии власти Османской империи обитель была заброшена. Новую жизнь в монастырь вдохнул епископ Сухумский Андрей. Через двести лет к православному храму вновь потянулись паломники. В XIX веке после прихода православия на Кавказ монастырь был открыт вновь и богослужения возобновились.

В 1924 году монастырь закрыла советская власть, храм же получил охрану государства, став объектом историко-культурного наследия. Сегодня сооружение находится под управлением Абхазской православной церкви.

В 2010 году здесь провели молебен за воинов Абхазии , который собрал сотни людей с близлежащих городов и деревень. Участниками были военнослужащие, ветераны войны, депутаты, премьер-министр С. Шамба , министр обороны республики М. Кишмария .

Современное положение

В настоящее время в соборе ведутся реставрационные работы, но продвигаются они медленно. Из-за сложных отношений пограничных республик грузинское правительство не раз обращалось в ЮНЕСКО, обвиняя власть Абхазии в вандализме и грабеже культурных объектов.

В 2010 году Национальный банк выпустил серию монет с изображением исторических памятников и достопримечательностей Абхазии. Бедийский собор тоже украшает одну из них.

Месторасположение церкви

Собор расположен в селе Агубедиа Ткуарчалского района. Рядом с ним сохранились колонны и своды от первого этажа каменного дворца, который находился в сотне метров от храма (XVI век). Здесь располагались зал для собраний, трапезная. У северной стороны стояла колокольня от XIII–XIV веков, в которой находилась епископская кафедра. До наших дней она также не сохранилась.

Как добраться

Храм расположен в горах, недалеко от границы с Грузией. Общественный транспорт сюда не ходит. Поэтому придется добираться на машине по Абжуйскому шоссе по направлению к Тбилиси, затем повернуть к селу Агу-Бедия.

Читайте также:
Афонское подворье в Москве: адрес и как добраться, храмы

Расстояние от столицы Сухума составляет 77 км. Подъехать на автомобиле можно лишь с западной стороны. После подъема по склону туристы сразу попадают на плато, с которого открывается прекрасный вид на селения и горы.

Архитектура и убранство сооружения

Бедийский храм не отличается величественной архитектурой и изящным интерьером. Однако он притягивает к себе своим одиноким аскетизмом, строгостью и богатой историей.

Внешний вид

Тип собора — крестово-купольный. В составе апсиды алтаря и подкупольные устои. Стены облицованы плитами из песчаника. На стене, выходящей на восток, вырезан большой крест. Вход и окна украшает незамысловатая, но изящная резьба.

Весь вид собора представляет собой образец аскетичности, некой суровости и удивительно контрастирует с живостью окружающей природы.

В древности храм славился богатым убранством.

  • святительский посох с набалдашником, покрытым черным бархатом;
  • частицы тернового венца Иисуса Христа;
  • гвоздь из креста Спасителя.

Фрески храма

Фрески датируются X-XVI вв. Многие росписи не сохранились, но некоторые еще можно увидеть.

  • на западной стене — сюжет из Ветхого Завета с ликом византийского императора Константина,
  • в южной части — изображения Баграта III и его нескольких приближенных,
  • в северной части — росписи из Евангелия («Исцеление слепого», «Христос и самаритянка»).

Царская усыпальница

Царь Баграт III, умерший в мае 1014 г., был похоронен в Бедийском соборе. Именно здесь находится его усыпальница.

В этом видео собор показан с высоты птичьего полета

Реликвия храма

Точное время возведения известно благодаря найденной реликвии. Бедийская чаша червонного золота — потир, на который нанесена искусная надпись на грузинском языке. В переводе она означает: «В честь завершения возведения Бедийского собора в 999 году царь Баграт III и его мать преподносят в дар золотой потир, на котором изображены фигуры Богоматери, Иисуса Христа, апостолов Петра и Павла, других апостолов и евангелистов».

Потир является ценным образцом златокузнечества и чеканки Х века. Он представляет собой круглый сосуд высотой около 12 см и диаметром 14 см с поверхностью поделенной на 12 арок, под каждой из них рельефные фигуры святых. До наших дней сохранилась лишь верхняя часть потира.

Ножку чаши дополнительно украсили драгоценными камнями в XVII веке по заказу Бедийского митрополита. Однако она была похищена и считается утерянной. Вид чаши в первозданном виде удалось воссоздать совсем недавно по фотографиям Карлы Серены — путешественницы XIX века, посетившей Абхазию. Фотографии чаши были опубликованы во французском журнале «Вокруг света».

Возможности посещения

На данный момент проходит реставрация памятника архитектуры. Для туристов представляется отличная возможность увидеть стены, которые еще не восстановили — прикоснуться к забытому наследию.

Посетить храм можно как с экскурсией (они проводятся регулярно несколькими гидами), так и самостоятельно. Бедийский собор в Абхазии открывает свои двери для любознательных туристов в любое время и готов окутать их атмосферой древней истории.

Видео о соборе глазами туристов

В видео собор можно увидеть глазами туристов.

Бедийский собор: пристанище царя Баграта

Удивительной притягательной силой обладает эта абхазская достопримечательность. Обусловлено это, вероятно, окружающими собор пейзажами, напоминающими библейские, так как сама архитектура собора ничем не примечательна и довольно проста. Но, когда понимаешь, что этой постройке больше тысячи лет, осознаешь его истинную ценность для культурного наследия страны. Каждый камень здесь – свидетель многочисленных войн, смен режимов и поколений людей.

Читайте также:
Новоспасский монастырь в Москве: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники

Как добраться?

Расположен в селе Агубедиа Ткуарчалского района. Собор фактически управляется неканонической Абхазской православной церковью, принадлежность оспаривается Грузинской православной церковью. Общественный транспорт сюда не ходит, но доехать можно на своем автомобиле или такси. Сегодня в соборе проводятся реставрационные работы, но это не помешает осмотреть его.

От Сухума ехать 80 км (или полтора часа).

Особенности постройки

Внешне Бедийский собор выглядит как крестово-купольный храм, возведенный из серого тесаного камня. Является ярким примером архитектуры Грузии конца X века. Здание олицетворяет одновременно аскетизм и величие. Для мощных каменных плит, плотно притертых друг к другу даже время не стало разрушительным фактором.

Именно здесь находится усыпальница царя Баграта III. За свою многовековую историю храм часто подвергался различным разрушительным воздействиям и не раз восстанавливался для потомков.

О Бедийском Храме / Ольга Ермолаева, Сухум, Типография Я.А.Шейнберга, 1913

Бедийский собор владел обширной территорией от храма до реки Ингур и, видимо, играл важную роль в политической жизни ни Абхазии. Епископ Бедийский занимал почётное 26-е место в списке церковных иерархов и неоднократно упоминался в списках участников поместных соборов. На церемонии коронации абхазского царя он стоял непосредственно за сухумским.

На что обратить внимание при осмотре

Главной реликвией, которая была найдена здесь, является золотой потир, хранящийся сегодня в Тбилисском музее искусств. Он знаменит под названием Бедийская чаша.

По краю ее нанесена тонкой ювелирной работы чеканка – изречение на грузинском языке. В переводе оно означает: «В честь завершения возведения Бедийского собора в 999 году царь Баграт III и его мать преподносят в дар золотой потир, на котором изображены фигуры Богоматери, Иисуса Христа, апостолов Петра и Павла, других апостолов и евангелистов».

Фотография из книги «Православные храмы Абхазии», Москва, РМ 2006
Автор: Нино Нугзаровна Дзяпш-ипа

Интерьер храма может похвастаться наличием фресок, созданных в разное время. Здесь есть творения мастеров X, XIV и XVI веков. От большей части росписей остались лишь невнятные фрагменты, но некоторые уникальные произведения все же можно наблюдать. Одним из них является фреска на западной стене с изображением ветхозаветного сюжета.

В сотне метров от собора можно наблюдать остатки от дворца из камня постройки XVI века. Руины говорят о том, что дворец имел величественные своды и колонны, трапезную, зал для собраний епископов и другие помещения. С севера к дворцу примыкала колокольня, датируемая XIII – XIV веками, но до наших дней она не сохранилась.

Во второй половине ХУП века богослужение в Бедийском соборе было прекращено и возобновилось во второй половине ХХ века.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: