Обучение иконописи
Иконопись – это вид живописи, обладающий своей эстетикой, приёмами, технологией. В данной статье основное внимание я уделяю эстетико-ремесленному началу в иконописи. Для создания совершенного образа, по возможности, нужно овладевать и совершенной формой. Кроме овладения ремесленными навыками необходимо воспитывать художественный вкус, почаще созерцать шедевры русской и мировой иконописи, находящихся в музеях, что, к сожалению, доступно не всем. Часто репродукции икон грешат искажением цвета, сами иконы бывают в плачевном состоянии. Для обучения необходимы, конечно, хорошие альбомы, репродукции, лучше фотографии фрагментов, сделанные в музеях, которыми обладают серьёзные иконописные школы.
После элементарных упражнений, описанных в предыдущей статье – горки, архитектура, вода, деревья, можно приступить к письму античных одеяний святых, поизучать систему пробело́в на складках. Основные приёмы создания иконописной оптической системы: роскрышь, притенение, высветление, опись, лессировка. Часто учащиеся вместо постоянных упражнений желают узнать какие-то «секреты» или «особые технологии», которых не существует. Лучше хорошо выполнить простую задачу, например, многократно написать рукав, или другой фрагмент одеяний, чтобы он выглядел убедительно. Упражнения можно делать на залевкашенной натянутой бумаге или оргалите, неудавшиеся моменты надо научиться счищать скальпелем. Роскрышь, т. е. пятно цвета на одеждах, набирается плотнее, чем горки, но с некоторой долей прозрачности. Пробела́ имеют ступенчатый характер, достигая в некоторых древнерусских иконах до пяти ступеней. Они должны чётко отделяться друг от друга, иметь свою логику построения объёма. Начинаются пробела́ не чистыми белилами, в них может подмешиваться цвет роскрыши или другой пигмент. На сиреневом цвете часто делаются холодно-синие пробела́, такой цвет дают смесь белил и чёрного. Пробела́ в последних фазах достигают полной плотности, в средних – более прозрачно, сквозь них может просвечивать цвет одежд. С теневой стороны объём моделируется «притенениями» – тонкими, прозрачными, лессировочными слоями краски, цвета немного темнее роскрыши. Завершается построение формы описями и белильными тонкими мазками. Описи создают теневую «глубину», они имеют разную интенсивность, с теневой стороны – темнее. Необходимо научиться в поисках выразительности спокойно «мять» материал, менять пропорции, цвета, двигать какие-то детали, что-то счищать частично или полностью. Исправления рисунка видны на древних иконах, никакой «графьёй» старые мастера не пользовались. Процарапывание контура делается при золочении, чтобы при нахлёстывании золота не потерять силуэт. Техника построения объёма в иконе многослойная, слои подсушиваются, работа «по сырому» не ведётся.
При написании многоцветных праздников важно гармонично подобрать цвета, постепенно уточняя их, всегда лучше начинать бледно, чем потом счищать слои скальпелем. В искусстве иконописи многое зависит от внутренней культуры человека, его эстетических принципов и ремесленно-художественных навыков, умение выбирать из всего огромного материала самое выразительное. Все цвета на иконе поддерживают друг друга, сам по себе цвет вообще не существует, какой нибудь охристый цвет рядом с синим выглядит ярко-оранжевым, а грязно-зелёный рядом с красным становится весьма ярким. Можно делать колеровку на бумаге, приставляя кусочек колерованной бумаги к другим цветам. Важно не задерживаться на каком-то одном этапе, а попробовать проработать чётко наиболее понятный элемент иконы. Начать писать описи, пробела́, затем опять перейти к уточнению цвета, тогда станет виден дальнейший путь работы. Конечно, мастерство достигается большим трудом и практикой. Чётко определённой последовательности написания иконы я не придерживаюсь.
Последовательность написания икон
Иногда начинаю с проработки лика, иногда – одеяний. Укладывать золото, в некоторых случаях, приходится также после определения основных цветовых пятен и силуэта, который в карандашном рисунке не всегда понятен. Карандашный рисунок я не обвожу тёмной краской, как делают многие иконописцы, наношу цвета не так плотно, чтобы рисунок просвечивал сквозь роскрышь, затем намечаю складки, пробела́, снова уплотняю общий тон, иногда меняя, уточняя предварительный рисунок. Часто применяю лессировку – это покрытие тонким слоем краски уже написанных частично или полностью фрагментов иконы. Этот приём обобщает дробно написанные детали. Применяю его и в письме ликов. Начинаю с наиболее понятных мест иконы, дальнейшее решение образа приходит постепенно. Важно научиться принимать волевые решения и продвигать работу, не зацикливаясь на каком-то этапе.
Нанесене ассиста
Последняя стадия создания иконы – нанесение золотых штрихов на ассист. Липкое вещество – чесночный сок, винилик – синтетический материал. Я пользуюсь виниловым незасыхающим лаком “goldsize”. Готовую икону лучше подсушить несколько дней. На места, где будет ассист, нанести мел хорошего качества, слегка втирая его кисточкой, для обезжиривания. Аккуратно нанести клеящее вещество штрихами и пятнами. Затем можно наносить золото, нарезая его небольшими кусочками и перенося и приминая его хлебным мякишем. Останутся золотые штрихи, в тех местах, где был нанесён винилик. Надпись я компоную на кальке, затем передавливаю ручкой без пасты на золотой фон. По золоту можно писать акриловой краской или темперой ПВА. Место, где будет надпись, покрываю акриловым лаком, краска по нему хорошо ложится. Золото покрывается прозрачным лаком, икона олифится.
Готовая икона покрывается натуральной олифой с сиккативом, поскольку синтетический лак и разбавители выбеливают желток. Эта операция также может превратиться в проблему и требует навыка. Сырая олифа без сиккатива долго сохнет и на неё может налипнуть пыль. Я пользуюсь покупной немецкой олифой, разбавляя сырой натуральной. Также можно протомить натуральную олифу с ацетатом кобальта, который является сиккативом, т. е. убыстряет процесс высыхания. Томят в духовке 3–4 часа. Покрываю икону кистями не за один раз. Руками особо не разглаживаю, потому что можно ободрать ассист и краску. Лучше всё это пробовать на каком-либо ненужном эскизе, который не жалко испортить.
Процесс написания иконы
Рисунок карандашом на залевкашенной доске Как и кто пишет иконы для церкви?Бурное развитие духовной жизни привело к возрождению православных традиций храмового зодчества и иконописи. В связи с этим возникли вопросы, связанные с теорией и практикой написания иконы. Они имеют важное значение для определения понятия сакрального изображения. Что такое иконаИкона — графический образ, воплощающий лик небожителя или священного события. Но не все живописные работы, написанные на сакральные сюжеты, считаются иконами. Все сакральные графические работы делятся на следующие группы:
Официальная Церковь считает иконой образ, написанный в соответствии с каноническими и иконографическим правилами. Также следует помнить, что икона — не идол или оберег, а часть Божественной литургии, являющаяся проводником молитвенного обращения и веры православного христианина. ИсторияПервые иконы появились ещё во времена апостолов. Родоначальником иконописи называют евангелиста Луку. Наибольшее развитие она получила в странах, исповедующих православие. К основным центрам иконописи относятся следующие страны:
В истории иконописи выделяют несколько основных этапов, которым свойственны уникальные отличительные черты в манере исполнения, построении композиции и прорисовки образов. Кто может писать святые образыВ период расцвета церковной религиозной живописи чётко сформировались требования, предъявляемые к иконописцам. Их озвучили на Поместном соборе Православной Церкви 1551 года.
Таким образом, иконописец в Средневековье должен был обладать высоким уровнем личных и душевных качеств, вести праведный и аскетичный образ жизни, чтобы передать святость сакрального образа. Чаще всего иконописцами становились монахи. В условиях возрождающейся духовной культуры, формирующейся под влиянием современных реалий, старинные требования к иконописцам не всегда соблюдаются. Чаще всего на специальных отделениях художественных вузов получают знания и навыки в иконописи простые миряне, подверженные суетности и соблазнам современного мира. Следует знать, что главное требование к современному иконописцу — высокий уровень духовной культуры и фактическое участие в церковной жизни. Любой человек, решивший создать икону, должен получить благословение духовника, сопровождающееся специальной молитвой. Читайте о почитаемых иконах: Как пишут иконуСоздание святого образа — тяжёлый и кропотливый труд, требующий от мастера много духовных и физических сил. Традиции создания иконы остаются неизменными уже много веков. Весь процесс состоит из нескольких этапов. Деревянная заготовкаТрадиционная православная икона пишется на доске. Вид, используемой древесины зависит от местности, в которой работает мастер. Чаще всего используются следующие деревья:
Важную роль в долголетии иконописного произведения играет обработка древесины, к которой предъявляли следующие требования:
Как правило, на лицевой стороне иконы делают небольшое углубление, ограниченное узкими полями. Для удобства дальнейшей подготовки рабочую часть делают рельефной при помощи зубчатого рубанка или макетного ножа. Подготовка основыДеревянную заготовку покрывают специальной основой-грунтом, который называется левкас. Он изготавливается из желатина (рыбьего клея) и мела. Нагретую смесь наносят на деревянную заготовку и прикрывают паволокой — тонкой хлопковой тканью. После высыхания паволоки на заготовку наносят ещё 10-14 слоев левкаса, тщательно просушивая каждый из них в течение суток. Подготовленную основу шлифуют, придавая ей максимальную гладкость. Читайте об иконах святых: Создание образаВ старину над созданием одной иконы трудились несколько мастеров, каждый из которых выполнял определённый процесс:
Сегодня, как правило, всеми этими процессами занимается один мастер. Чем пишут иконыДля написания сакральных образов используют технику темперной живописи, основанную на применении красок на основе яичного желтка и натуральных красителей. Чтобы получить темперную краску минеральные красители растирают в мелкий порошок и соединяют с эмульсией из яичного желтка и воды. Краски в несколько слоев наносят на подготовленный контур, учитывая, что они не поддаются моделированию. Это означает, что от мастера требуется максимальная сосредоточенность и точность в нанесении красителей на рабочую поверхность. Личники используют в работе плави — разведенные до жидкого состояния краски. Для прорисовки мелких золотых деталей используют твореное золото, которое наносится тонкой жёсткой кистью или палочкой. Последний защитный слой выполняется с помощью натурального лакового покрытия. Традиционно его выполняли при помощи олифы, но она имеет ряд недостатков:
Поэтому современные иконописцы заменяют олифу на копаловый лак, изготавливаемый из смол натурального происхождения. Важно! Создание иконы — глубоко сакральный процесс, которым может заниматься человек, стремящийся вести праведный образ жизни и обладающий чистой душой и помыслами. Чтобы написать действительно одухотворенный святой образ, необходимо не просто виртуозно владеть живописными техниками и приемами, а хранить в душе искреннюю веру и вкладывать в работу часть своей души. Как писать икону и кто это делает?Написание иконы — это сложный процесс. Как писать икону, кто их пишет и можно ли это делать самому? На эти вопросы мы постараемся ответить в нашей статье! Как писать икону?6 мая в Сербии празднуют «Джурджевдан», день святого Георгия. Для многих сербов — это семейный праздник. Мы с женой решили подарить родителям икону святого Георгия, написать копию. Заказали в монастыре доску и… в процессе написания иконы я снял все процессы на фотокамеру. Предлагаю познакомиться с технологией написания иконы. Для того, чтобы писать на доске, ее требуется подготовить — залевкасить, т.е. нанести специально приготовленный грунт — левкас. Делается он из мела и клея. В России клей изготавливают из желатина, а в Сербии из заячего туткала (что это такое я не знаю до сих пор, возможно клей из заячих костей). Туткало выглядит как желатин, его также надо распустить в воде на водяной бане. Через некоторое время, после нагревания, получится клей, которым проклеивается вся доска, с предварительно процарапанной макетным ножом, лицевой поверхностью (для лучшего скрепления с паволокой, паволока — ткань клеящаяся на поверхность доски). Пока паволока не просохла, по периметру внутренней части доски делаются прорези, чтобы не осталось воздуха и ткань приклеилась максимально плотно. После этого доске надо хорошенько просохнуть. В это время можно приготовит левкас. В готовый клей в определенных пропорциях добавляется мел, емкость в которой делается левкас должна стоять на водяной бане, чтобы левкас нагрелся, но не закипел. Левкас бывает разной консистенции, в Сербии делают жидкий и наносят его кистью (в России левкасят мастехином, густым, желеобразным левкасом). Когда грунт станет теплым, можно начинать процесс. Таким образом, наносится не менее 10 слоев (в данном случае 14), с обязательной просушкой. Когда нанесено достаточное количество слоев левкаса, доску нужно зачистить наждачной бумагой до максимально ровной и гладкой поверхности, чтобы можно было писать. На готовую доску надо нанести рисунок. В данном случае копировалась новогородская икона. Сначала образ рисуется на бумаге, а затем рисунок переносится на доску. Затем он усиливается черным цветом (темперой) и делается графья. Графья — тонко процарапанная линия, повторяющая рисунок, делается для того, чтобы при письме всегда читался рисунок (часто краски бывают кроющие, через которые не виден рисунок). Следующий этап — подготовка необходимых участков под позолоту. В данном случае позолоченными будут нимб и поле по периметру иконы. Технология следующая — повехность полируется, на нее наносится щелак для того, чтобы не провалился левкас. Затем наносится желтая эмаль, чтобы дать золоту густоту и насыщенность. Сохнет эмаль сутки, после этого наносится прозрачный лак, а когда он высохнет (еще сутки), участки мажутся морданом, специальным составом, на который (через 12 часов) клеится сусальное золото. Теперь можно наносить сусальное золото. Оно продается в книжечках, чаще всего 8х8 см, по 20-25 листов. Наносится оно тонкой, специальной широкой кистью с длинными волосками. Сначала лист кладется на бархатную подушечку и режется отполированным ножом на необходимые куски, затем на него накладывается кисть, к которой золото липнет и сразу переносится на доску. Делать это все приходится буквально затаив дыхание, т.к. золото очень тонкое. Когда иконы становятся занятной безделушкой, это кощунствоЧто такое иконаИкона — графический образ, воплощающий лик небожителя или священного события. Но не все живописные работы, написанные на сакральные сюжеты, считаются иконами. Все сакральные графические работы делятся на следующие группы:
Официальная Церковь считает иконой образ, написанный в соответствии с каноническими и иконографическим правилами. Также следует помнить, что икона — не идол или оберег, а часть Божественной литургии, являющаяся проводником молитвенного обращения и веры православного христианина. ИсторияПервые иконы появились ещё во времена апостолов. Родоначальником иконописи называют евангелиста Луку. Наибольшее развитие она получила в странах, исповедующих православие. К основным центрам иконописи относятся следующие страны:
В истории иконописи выделяют несколько основных этапов, которым свойственны уникальные отличительные черты в манере исполнения, построении композиции и прорисовки образов. Кто может писать святые образыВ период расцвета церковной религиозной живописи чётко сформировались требования, предъявляемые к иконописцам. Их озвучили на Поместном соборе Православной Церкви 1551 года.
Таким образом, иконописец в Средневековье должен был обладать высоким уровнем личных и душевных качеств, вести праведный и аскетичный образ жизни, чтобы передать святость сакрального образа. Чаще всего иконописцами становились монахи. В условиях возрождающейся духовной культуры, формирующейся под влиянием современных реалий, старинные требования к иконописцам не всегда соблюдаются. Чаще всего на специальных отделениях художественных вузов получают знания и навыки в иконописи простые миряне, подверженные суетности и соблазнам современного мира. Следует знать, что главное требование к современному иконописцу — высокий уровень духовной культуры и фактическое участие в церковной жизни. Любой человек, решивший создать икону, должен получить благословение духовника, сопровождающееся специальной молитвой. Читайте о почитаемых иконах:
Иконописцы Екатеринбурга — о постмодерне, иконах в подарок и «Страдающем Средневековье»О вере, иконах в подарок и «Страдающем Средневековье»Я пишу иконы частично натуральной темперой, частично заводской — это среднее между акварелью и маслом, где связующим краски является яичный желток. Образ для иконы появляется не сразу. А еще при каждой работе мне приходится преодолевать себя. Возможно, это связано с отсутствием художественного образования, либо я просто много на себя беру. Обычно я строго себя оцениваю, но последние работы мне нравятся. Кажется, что во время их написания я как-то вырос. Иногда я делаю рисунок сам, ориентируясь на образцы, а иногда пользуюсь готовыми прорисями (контурный рисунок, сделанный с оригинала гусиным пером или кистью через кальку и нанесенный путем процарапывания по левкасу на доску или на штукатурку, — Прим. ред.). Лучше рисовать самому, чтобы овладеть иконописным языком в совершенстве и говорить на нем, как на родном. При этом древние образы — главный источник вдохновения. Мы живем в удивительную эпоху, когда знаем, как писали иконы, начиная с пятого века. У иконописцев никогда не было доступа к такой информации. Перед нами же открыто все искусство Церкви. Ни Достоевский, ни Пушкин не видели «Троицу» Рублева в том виде, в котором мы ее сейчас знаем, потому что она стала открытой только в начале прошлого века. Происходящее с иконой сейчас называется постмодерном. Можно писать иконы, ориентируясь на искусство катакомб либо обращаясь к опыту Древней Руси До 19 века иконописцы не пользовались лаками, и иконы покрывали олифой. Олифа со временем темнела, поэтому уже через сто лет доска становилась черной. Из-за этого другие иконописцы заново прописывали сюжет по темной олифе, утрачивая оригинальную стилистику. Когда икона была готова, ее снова покрывали олифой и через определенный срок прописывали заново. Когда в 1904 году стала развиваться реставрация, мастер открыл небольшой фрагмент «Троицы». Живопись многих смутила, потому что представления о древнерусском искусстве были другие. На оригинальной иконе было буйство красок, хотя верхние записи были очень сдержанными. Это доказывает, что язык иконописи постоянно меняется. Не удивительно, ведь меняется и общество. Происходящее с иконой сейчас называется постмодерном. Можно писать иконы, ориентируясь на искусство катакомб либо обращаясь к опыту Древней Руси — вариантов много. Мне хочется дарить свои иконы близким, но пока не получается. Даже не знаю, почему. Когда человек приходит заказывать икону, у него есть потребность в ней, а значит, что потом он будет бережно к ней относиться. Возможно, она даже станет семейной святыней, будет передаваться из поколения в поколение. С иконой в подарок так не работает. Есть паблик «Страдающее Средневековье», которым занимаются люди с хорошим историческим образованием. Они подставляют средневековым миниатюрам смешные реплики из современной жизни. Это начиналось ради шутки, но сейчас создатели паблика издают книжки. У меня есть две, одна так и называется «Страдающее Средневековье». В предисловии говорится, что средневековое представление о границе между сакральным и профанным раньше было довольно широким. В некоторых храмах 10–12 веков мы можем увидеть странные сцены (даже приводить примеры не хочется), которые сегодня религиозные люди могут воспринять как богохульство. Поэтому меня не оскорбляет, когда религиозная тематика встречается на предметах одежды, обложках музыкальных альбомов. Не думаю, что в этом таится опасность. Мы живем в такую эпоху, где эта игра неизбежна. Как пишут иконуСоздание святого образа — тяжёлый и кропотливый труд, требующий от мастера много духовных и физических сил. Традиции создания иконы остаются неизменными уже много веков. Весь процесс состоит из нескольких этапов. Деревянная заготовкаТрадиционная православная икона пишется на доске. Вид, используемой древесины зависит от местности, в которой работает мастер. Чаще всего используются следующие деревья:
Важную роль в долголетии иконописного произведения играет обработка древесины, к которой предъявляли следующие требования:
Как правило, на лицевой стороне иконы делают небольшое углубление, ограниченное узкими полями. Для удобства дальнейшей подготовки рабочую часть делают рельефной при помощи зубчатого рубанка или макетного ножа. Подготовка основыДеревянную заготовку покрывают специальной основой-грунтом, который называется левкас. Он изготавливается из желатина (рыбьего клея) и мела. Нагретую смесь наносят на деревянную заготовку и прикрывают паволокой — тонкой хлопковой тканью. После высыхания паволоки на заготовку наносят ещё 10-14 слоев левкаса, тщательно просушивая каждый из них в течение суток. Подготовленную основу шлифуют, придавая ей максимальную гладкость. Читайте об иконах святых:
Создание образаВ старину над созданием одной иконы трудились несколько мастеров, каждый из которых выполнял определённый процесс:
Сегодня, как правило, всеми этими процессами занимается один мастер. Есть такая профессия — иконы писать
Что привело её к этому, какие перспективы развития она видит, насколько актуальна и востребована эта профессия сейчас? И самое главное — каким должен быть внутренний мир человека, который пишет не просто пейзажи и портреты, а ИКОНЫ? Все эти и другие вопросы мы задали Анастасии Колесовой — молодой девушке, которая выбрала для себя особый путь — путь иконописца. Анастасия Колесова, студентка Курской православной духовной семинарии. — Здравствуйте, Анастасия! Расскажите немного о себе, своем детстве и семье, в которой Вы выросли. И нам, и нашим читателям очень интересно узнать о том, как в человеке рождается желание писать иконы. — Добрый день. Меня зовут Колесова Анастасия Николаевна. Мне 23 года. Родилась я в г.Усолье-Сибирское, а в 7 лет переехала в Казань. Закончив общеобразовательную и художественную школу, поступила в Казанское художественное училище имени Фешина на отделение ДПИ и закончила его с отличием. Родители не имеют отношения к искусству, папа автослесарь, мама экономист. Желание заниматься иконописью вошло в мое сердце постепенно. С раннего детства я любила рисовать, мечтала стать художником и всю жизнь шла к этой цели. Помню, ещё когда я училась в художке, кто-то пошутил, что я стану иконописцем, но мне эта шутка не понравилась и я сказала, что не хочу быть иконописцем и никогда им не стану. Потом во время обучения в училище, мне попала в руки книга Сергея Жигалова «Дар над бездной отчаяния», там рассказывается о человеке без рук и ног, он научиться рисовать, держа кисть во рту, и стал писать иконы. Меня поразила целеустремлённость и великая сила духа этого человека. Но иконопись казалась мне чем-то далеким, недосягаемым, непонятным, слишком сложным, ответственным и глубоко духовным занятием. В общем не для меня. Я отложила книгу и забыла про всё это. Закончив училище, я пошла работать в школу. Учиться дальше я вовсе не собиралась. Но занимаясь преподаванием, я поняла, что хочу не учить кого-то, а творить самой. И решила пойти учиться дальше. Выбирая куда же поступать, я остановилась на иконописи. Родилась я в православной семье и с детства росла в вере. православная. С детства росла в православной вере. Бог и Церковь имеют для меня очень важное значение и стоят на первом месте. У меня появилось желание объединить в своей жизни религию и творчество, поэтому я заинтересовалась иконописью. Изначально я поступала в Московскую духовную академию в Троице-Сергиеву лавру на иконописное отделение. Не поступила, но меня перенаправили в Курскую православную духовную семинарию. Я согласилась и сейчас учусь на втором курсе. Всего учиться пять лет. Самый главный предмет – это, конечно же, иконопись. Им мы занимаемся с утра до вечера каждый день. В нашей школе огромное внимание уделяется рисунку, поэтому мы рисуем один и тот же образец по три раза: рисунок карандашом, рисунок кистью и гризайль. Ещё есть такие предметы, как церковнославянский язык, катехизис, иконография или история иконописи, общецерковная история, история русской православной церкви, ветхий и новый завет, нравственное богословие. Ещё желающим предоставляется возможность научиться церковному пению. На занятиях по иконописи. — Какие иконы Вы уже написали? — Я ещё не написала ни одной иконы, т.к я только учусь. Возможно, первую икону мне дадут в следующем учебном году. А пока я тренируюсь на таблетках (залевкашенных фанерках), учусь работать с натуральными пигментами, копирую фрагменты икон. Пока я только учусь иконописи, всё мне кажется новым и интересным. На данном этапе самое сложное освоить краски. Привыкнуть к необычным свойствам натуральных пигментов. Понять сколько нужно добавлять яичной эмульсии в краску, чтобы работа не была слишком жирной или, наоборот, когда мало эмульсии работа начинает «жухнуть», высветляться, покрываться белым налетом. Ещё для меня было величайшим открытием при написании синих одежд для получения синего цвета использовать черный + белый, причем получился не серый, а хороший синий цвет. Это сломало все устоявшиеся правила в моей голове. За время обучения хочется успеть нарисовать как можно больше святых образов. Преподаватели предоставляют возможность самим выбирать образцы, которые нравятся. Главный критерий, чтобы образец был древним и понятным для обучения. Больше мне нравится древнерусская иконопись: иконы Андрея Рублева и иконы Кирилло-Белозерского монастыря. А также очень впечатляет византийская икона. Учебные эскизы икон. — Вы изучаете историю церковного искусства? — Это один из самых интересных и важных предметов. Конечно, время вносит свои коррективы в церковное искусство. Например, всё чаще можно встретить реалистические изображения. Но мне больше нравятся иконы, написанные строго по канонам. Каноны — это не только свод правил, но и красивый язык, сформированный веками, который наиболее точно может передать духовный мир. Фрагменты эскиза иконы. — Какова технология написания иконы? Изменился ли этот процесс с течением времени? — С древних времён сохранились технологии написания икон. И в настоящее время можно написать икону по древним традициям. Например, в нашей иконописной школе учат работать по древним технологиям. Для создания иконы используются только натуральные материалы: левкас (мел, менздровый или желатиновый клей), краски. Используем только натуральные пигменты, которые готовим вручную, натирая на специальном растирочном столе. Этапы прорисовки иконы. — Как Вы думаете, обязательно ли быть православным человеком, чтобы писать иконы? — На мой взгляд, это — обязательно! Писать иконы может только действительно верующий человек, который активно участвует в церковной жизни: посещает Богослужения, участвует в Таинствах. По сути, жизнь иконописца ничем не отличается от жизни обычного христианина. Возможно, просто с него больше спроса (как и со священников) на него смотрят, как на пример. Но все мы люди, все делаем ошибки, падаем, поднимаемся и идём вперёд. В работе иконописца молитва — главное. Иконописец это — кисточка в Божиих руках. Он творит икону с Божией помощью. — Что планируете делать после окончания обучения? Где работать? Хотели бы попробовать себя в реставрации? — После окончания обучения я вернусь в Казань и буду писать иконы на заказ. Хотела бы заниматься этим дома или в своей мастерской. Мне уже посчастливилось попробовать себя в реставрации. Правда мы реставрировали совсем новые потрескавшиеся иконы. Я научилась снимать лак с золота, расшивать трещины, залевкашивать их, зачищать и золотить. Это был интересный опыт, и я бы хотела научиться реставрировать древние иконы. — Большое спасибо, Анастасия, что смогли уделить нам время. Здоровья Вам и Божией помощи в Ваших начинаниях. Иконографический канон: язык условностей, понятный всемНадписи могут быть выполнены как на церковнославянском языке, так и на греческом. В иконных надписях широко применяется контрактура (лат. contractura – стягивание) – сокращенное написание слова с помощью начальной и конечной букв. Над контрактурами ставится надстрочный знак сокращения – титло ( ҃ ) Сокращенное надписание имени Иисус Христос, составленное из двух пар букв под титлами: . Крещатый нимб (так называемое крестообразное простертие), напоминающий о крестной смерти Спасителя, искупительное действие которой обнимает весь мир, — «крестообразно, яко изволи крестом мир спасти». Число 4 — образ пространственной полноты. Четыре «конца», составляющие в пересечении крест, соединяют в нем четыре стороны света. В трех видимых сторонах креста нимба пишутся буквы греческого слова , что значит Сущий. Прием появляется примерно в XI веке. Этим надписанием подчеркивается Божество Иисуса Христа, согласно откровению, бывшему Моисею из купины: «Я есмь Сущий» (Исх. 3:14). В русской иконописной традиции греческая буква (омега) часто заменяется буквой (от). На греческих, болгарских иконах буква (омикрон) располагается слева, (омега) — вверху, (ню) — справа, и надпись читается по кругу слева направо. На русских иконах чаще встречается другой буквенный порядок: слева (о) или (от), вверху (он), справа (наш). Надпись читается построчно, начиная сверху и затем слева направо во второй строке. Стоит заметить, что библейское объяснение букв на Руси не являлось единственным. Из старообрядческой литературы известно иное их толкование, возможно несколько наивное, но не нарушающее догматических положений Церкви. В соответствии с ним, три буквы выражают, во-первых, триипостасность Бога; во-вторых, Божество Иисуса Христа: (от) — «еже есть отчески». (он) — «оум» (ум), (наш) — «непостижим сый»; и, в‑третьих, воплощение Сына Божия и Его страдания: (от) — «от небес приидох», (он) — «они же Мя не познаша», (наш) — «на кресте распята». Как следует из этих толкований, порядок чтения букв на Руси также не был единообразным и мог изменяться, совершенно разрывая с греческой традицией и заменяя слово «сущий» сокращением Надписи на иконахНадписи на древних иконах были простыми. Некоторые общеизвестные слова на иконах сокращались. Кроме Ιησους Χρηστος, Μητηρ Θεου сокращались и Αρχαγγελος, ο Δικαιος, ο Προφητης, ο Αγιος и η Αγια, причем нередко до иероглифического знака. Имена на иконах писались четко читаемыми, но у святых Иоаннов (Предтечи, Златоуста) часто значимо сокращали и имя (Ιωαννης), и именование Предтеча (ο Προδρομος), Златоуст (ο Χρυσοστομος). 3. Пресвятая Богородица Образы Христа на иконах: история, значение, деталиСпас Ярое око, Пантократор, Великий Архиереей, Эммануил — все это иконографические образы Христа. Как они появились и в чем их смысл? Что означают греческие буквы в крещатом нимбе Христа? И что такое убрус? Узнаем в отрывке из книги протоиерея Михаила Бравермана «Православное богослужение» Православное богослужение: Иллюстрированная энциклопедия для всей семьи Протоиерей Михаил Браверман Еще при земной жизни Христа Спасителя появился Его образ, именуемый «Спас Нерукотворный». Однажды правитель города Эдесса, Авгарь V Уккама, страдавший от болезни, услышал о чудесных исцелениях, которые совершает Христос, прислал к Нему своего слугу. Тогда Господь умыл лицо и отер его полотенцем, а на ткани остался отпечаток. Это изображение, посланное эдесскому царю, и стало первой иконой Церкви, а также послужило началом иконографического типа. Большинство икон можно отнести к тем или иным видам, имеющим общий рисунок, который и называется иконографическим типом. Полотенце на церковнославянском языке — убрус, поэтому икона называется еще «Спас на убрусе». История гласит, что Нерукотворный образ, установленный в каменной нише в городской стене Эдессы, со временем, когда правителем стал язычник — идолопоклонник, оказался закрытым черепицей или кирпичом. И еще одним вариантом изображения Спаса Нерукотворного стал Спас на черепице (кирпиче). В середине X века образ был перенесен в Константинополь, день его прославления — 16 августа. Тропарь Нерукотворному Образу звучит также в праздник Торжества Православия (первое воскресенье Великого поста), который связан с восстановлением иконопочитания: «Пречистому Твоему образу покланаяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир». К другим известным иконографическим типам Господских икон относятся: «Спас Эммануил», где Христос изображается в виде отрока. Слово «Эммануил» означает «с нами Бог» и связано с древним пророчеством, которое исполнилось, когда Бог пришел к нам в Рождестве. Господь Эммануил. Икона «Спас Вседержитель» (по-гречески Пантократор), то есть Тот, Кто все содержит в Своей власти и воле. На этом древнейшем образе Господь в левой руке держит Евангелие, а правой благословляет. Евангелие может быть открыто, и тогда на его страницах мы видим слова нашего Учителя: Аз есмь свет миру, Заповедь новую даю вам, да любите друг друга или другие Его поучения. Спас Вседержитель. Икона Пальцы благословляющей руки сложены так, что образуют монограмму имени Иисус Христос на церковнославянском языке — ІС ХС. Прямой указательный палец обозначает букву I, полусогнутый — С, скрещенные безымянный и большой — Х, полусогнутый мизинец — С. Так же именем Господним благословляет нас священник и епископ. Когда благословение звучит на богослужении, мы отвечаем на него поклоном, при личном общении складываем ладони, словно получая Божий дар, и целуем руку священнослужителя, слуги Божьего. На иконе Господь изображается одетым в хитон царственного пурпурного цвета и в синий плащ — гиматий. Как правило, фон иконы золотой (или светлый), ведь Бог обитает в непреступном свете. На иконе всегда есть надпись, обозначающая, кого она изображает. На иконе Спасителя четыре буквы: ІС ХС, а в крещатом нимбе, окружающем голову, три греческие буквы ο ων — ОН (в греческой традиции расположенные сверху вниз, в русской — слева направо), обозначающие священное имя Сущий, которым Бог назвал Себя в Ветхом Завете. Иногда фигуру Христа окружает мандорла — многоцветный нимб, обозначающий сияние Его святости. Христос в мандорле, несомой ангелами Икона «Спас на Престоле» изображает Господа сидящего на Троне, а образ «Спас в Силах» являет Господа, окруженного вписанными в ромб и овал (огненное сияние) изображениями Ангельских Сил. Эта икона основана на видениях пророка Иезикииля и апостола Иоанна Богослова, а также на словах Господа о Своем Втором Пришествии: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с ним, тогда сядет на престоле славы Своей; и соберутся пред Ним все народы На иконе «Христос Великий Архиерей» Господь изображен в одеждах епископа, ведь Он — Первосвященник Церкви. А на иконе «Спас Царь царей» Господь в царском облачении держит в руках атрибуты царской власти — скипетр и державу. Христос Великий Архиерей. Икона Господь пришел в мир в уничижении, скрыв Божественное величие и умалив Себя. Но все время Своей земной жизни Он оставался Царем мироздания и таким явится во Втором Пришествии. Икона «Не рыдай Мене, Мати» изображает Господа, уснувшего смертным сном в ожидании Воскресения. Название образу дали стихи преподобного Косьмы Маиумского, звучащие в Великую Субботу: «Не рыдай Мене, Мати, зряще во Гробе… востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верую и любовию Тя величающия». Не рыдай мене, Мати. Икона Некоторые иконы, не являющиеся самостоятельными иконографическими типами, имеют удивительные и запоминающиеся названия: «Спас Мокрая Брада» или «Спас Ярое Око». Икона «София Премудрость Божия» символически являет Христа в виде Ангела, ведь Писание называет Его Ангелом (Вестником) Великого Совета. Великий Совет предшествовал сотворению человека. Всеведущий Бог знал все, что будет, знал, что сотворенный Им человек подпадет под власть греха, знал (когда мы говорим о Боге, пребывающем над временем, формы прошедшего и будущего времени довольно условны), что ради спасения человека Ему Самому придется прийти на землю. В греховном мире это приведет к смерти на Кресте. И Предвечный Совет определяет Воплощение и спасение еще прежде создания мира, а Христос его возвещает и являет. София Премудрость Божия. Икона Из книги протоиерея Михаила Бравермана Шрифт в русских иконахРусские домонгольские иконы подписывались уставом — симметричным, статичным, торжественным письмом. Позже начинает применяться полуустав — письмо с большим количеством асимметричных элементов. Надписи моленных образов и клейма, небольшие иконы Праздников нередко начинают подписывать различно: большие образы — торжественной вязью, а клейма — полууставом, напоминающим книжные тексты. К середине XVI в. вязь начинает изменяться, усложняться, и она нередко читается хуже. Буквы удлиняются, многие круглые элементы букв строятся на основе вертикальных прямых линий. Клейма начинают подписываться беглым полууставом, почти скорописью. В XVII в. читаемость шрифта часто еще более ухудшается: буквы нередко значительно вытягиваются, и надпись на иконе — это множество вертикальных линий с различными соединениями. Усложнялись буквы и по-другому. В середине XVII в. в связи с проверкой и иконописания относительно греческой традиции на русских иконах появляются заимствования новых греческих шрифтов. В XVIII—XIX вв. шрифт на традиционных иконах значимо не меняется.
Приводится по: ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002.-290 с. ISBN 5–901721-12–8, с 40 Можно ли делать дарственную надпись на иконе?Выбирая икону в подарок, многие задумываются — уместно ли сделать дарственную надпись? Особенно остро стоит этот вопрос, когда речь идет о таких единственных в жизни событиях, как крестины, венчание. Очень хочется запечатлеть дату и имена участников важной вехи в истории семьи, но не противоречит ли это церковным канонам? Вызваны эти метания скорее всего другим распространенным заблуждением — мол, мастер-иконописец не должен оставлять свою подпись на иконе. Начнем с того, что и это неправда. Вернее, не совсем правда. Первые образа, писанные исключительно монахами, действительно были анонимными, потому, что посвятивший себя церкви, не имел ничего собственного, личного, и творение его рук с первого мазка принадлежало Богу. Позднее, когда в богомазы все чаще шли светские люди, на иконных досках (на радость современным историкам и искусствоведам) появились имена авторов. Например, почти все работы царского изографа Симона Ушакова подписаны и датированы лично иконописцем. Антиквары, кстати, утверждают, что наличие мемориальной надписи повышает стоимость иконы процентов на 30, а если речь идет о каком-либо известном (хотя бы в местном городском, уездном масштабе) человеке, то цена может вырасти в несколько раз. Если указать авторство на иконе не грех, то уж сделать дарственную надпись и подавно. Во всяком случае, никаких официальных запретов православной церкви на это нет. Да и доподлинно известно, что очень многие старинные образа на тыльной стороне, под окладом или на торцах имеют различные пометки нацарапанные острым предметом, написанные чернилами, а позднее карандашом. Сомневающимся предлагаю небольшую подборку реальных исторически достоверных автографов:
Как научиться писать иконы и нужно ли для этого благословениеПравославие плотно ассоциируется с иконами. Всевозможные ангелы, святые, их сложная символика — это целый мир, в который интересно погружаться. При этом очевидно, что иконы пишутся по каким-то иным законам, нежели обычные художественные картины. Что делать человеку, который захотел освоить этот навык? Икона — это не картина, а образ присутствия небесного мираИконопись — это сфера, которую не все себе правильно представляют. Если есть некий талантливый художник, который способен проявить себя в выдающихся и живописных картинах, но рисование икон может его сильно разочаровать. И на то есть несколько причин: Икона — не картина. Образ пишут по определённым техникам, которые сводятся к опредёленной группе приёмов. Свой стиль сюда не перенесёшь. В иконописи нет места экспрессивным творцам, брызгающим краску на стены. Не уместны здесь и различные ловкие приёмы использования кисти с мастихином. В чём-то справедливо назвать процесс написания иконы ремеслом. Это однотипная работа по заранее предписанной технике. Конечно, бывает, художникам доверяют целые храмы под роспись в своей манере, но не каждому же так повезёт. Большинство храмов и монастырей заинтересованы в том, чтобы получать от художников работы, если угодно, «конвейерные». Есть Казанский образ Богородицы, есть Троеручница, и т.д. Вот эти образы и придётся без конца рисовать. Какие-то новые веяния спроса не имеют. А изо дня в день писать одно и то же, придерживаясь строгих рамок канонов, — это испытание для многих художников. Она не нуждается в том, чтобы на ней достоверно изобразили, скажем, Святителя Луку (Войно-Ясенецкого). У нас есть его фотографии, но тот ли человек изображён на иконе? Нет. Лицо лишено фотографичности, а одежды — не характерны нашей эпохе. Всё упрощено, сведено к символике. Иконописец не изображает портрет человека, а воспроизводит условность, модель. Изображения в придачу выглядят плоскими.
Автор многочисленных трудов по иконописи Екатерина Дмитриевна Шеко так рассказывает об этом:
Дело в том, что в академическом рисунке объем создается внешним источником света: включают лампочку, она создает тени и таким образом выявляется форма. На иконе нет теней, светлых и темных уголков, источника света — светоносным должно быть всё изображение целиком. Форму выявляет не свет, а контур, однако он не дает той глубины, которая присутствует в академическом рисунке. Некоторый объем все же есть — тот самый, который создается с помощью тона и штрихов, но все же по сравнению с привычным нам портретом изображение получается более условное». А причина тут в том, что цель иконы — изобразить представления о духовном мире. Многим ли художникам захочется отказаться от того, что привлекает их в искусстве? От творчества, стиля, убедительности? Нет. Поэтому, желание писать иконы очень быстро проходит у тех, кто за это берётся. Впрочем, существует академический стиль написания икон. Он ближе к реализму, но всё равно имеет множество ограничений. Чтобы писать иконы, нужно быть благочестивым человекомОдно из важных условий для художников, пишущих иконы, — качества благочестивого христианина. Иконописец Дмитрий Юдов рассказывает двух подходах к написанию икон:
Но есть духовный путь, где все должно происходить по благословению, с молитвой, с соблюдением поста. Ну и, конечно, для того чтобы рисовать святые лики, надо как минимум хорошо рисовать. Есть в истории иконописи исключения – иконописцы-самоучки, которые без серьезного изучения живописи писали иконы. Это были люди очень молитвенные, духовные, и из-за чистоты сердца у них получались хоть и немного топорные, но очень одухотворенные образы. Но это исключения». Монахиня Иулиания (Соколова) писала:
Ее назначение — содействовать молитве, поэтому трудящемуся в этом деле необходимо во время работы не забывать о молитве. Молитва многое в иконе объяснит без слов, сделает понятным, близким, покажет как духовно верное, как неопровержимо истинное». Но на практике всё не так жёстко. Художник Константин Охотин делится: что мы православные, Но я думаю, во все, что бы ты ни делал, Иконы можно писать самому, но лучше получить благословение священникаДля того чтобы писать иконы, которые будут признаны таковыми православной церковью, нужно благословение священника. Ему следует показать свои работы. А если не одобрит? Можно ли рисовать иконы самому и для себя? Можно, но с православной точки зрения они будут считаться картинами, а не иконами. На видео ниже протоиерей Андрей (Федосов) подробнее раскрывает эту тему: Чтобы научиться писать иконы, надо изучить их символику и скопировать множество образовНачинающим иконописцам стоит брать канонические образы и копировать их. Так, собственно, поступают и живописцы с полотнами мастеров. Нужно присмотреться к этому миру, его законам, техникам. После визуального ознакомления предстоит понять символический уровень.
Не только детали одежды, но и выбор цвета имеет важное значения для образа. Голубой цвет может символизировать чистоту на одних иконах, а на других обозначать Тело Христа. Само собой, неуместное применение цвета искажает образ. Так что важно изучать каноны, ибо иконопись опирается на традицию. Иконопись можно освоить по книгам, либо выучиться в монастыре, школе искусств, при церкви и т.д.Есть несколько способов, как научиться писать иконы правильно. Получить образование. Самый надёжный способ освоить это искусство — пройти обучение на кафедре иконописи, где всё расскажут и покажут по специальной программе. Научиться у мастера. Есть немало мастеров, которые вполне могут взять себе добросовестного ученика. Кто-то работает в школах, при храмах и т.д. Кто-то пишет иконы для себя. Но найти такого мастера всегда реально. А дальше уже — как договоритесь. Учитель всегда способен указать на ошибки. Но возможны две проблемы: мастер может что-то забыть рассказать, а также не факт, что этот человек действительно насколько компетентен, как кажется. Освоить специальные материалы самостоятельно. В интернете немало предложений дистанционного обучения. Есть видеоматериалы для желающих. Книг по иконописи в православии — целый вагон. Но тут свои подводные камни: никогда не знаешь, насколько хороши твои учителя и всегда есть риск, что в книге не будет какой-то важной информации. К тому же учебники часто дублируют друг друга. Штудировать четвёртый подряд самоучитель будет утомительно. Отличное подспорье для начинающего — серия уроков студии Олега Торопыгина. Ниже представлено видео с первой серией: Для разнообразия можно изучить и пример пошагового написания иконы Иисуса Христа на канале ALF OMEGOV: А освоить придётся много: стили, каноны, техники, инструменты, материалы и т.д. Но всё же такие уроки иконописи для начинающих — это лучший вариант. Проще попробовать свои силы сразу дома. Если не получится, это не так обидно, как в случае разочарования уже в университете. Написание икон не гарантирует крупного заработка, хотя он возможенСколько можно заработать на иконах? Пожалуй, всё зависит от количества работ, усердия и спроса на них. Теоретически можно заработать немало. Иконописец Дмитрий Юдов говорит:
Но работа требует времени, а с ним у меня как раз проблема, потому что у меня семья и у семьи есть свои потребности. Это тоже правильно. Потом сами заказы абсолютно разные – одно дело ты написал большую и простую икону, другое – маленькую, но сложную, которая займет больше времени и участия. А по цене они могут быть равноценны или даже сложная икона будет дешевле. Все по-разному. Есть, конечно, иконописцы, которые пишут исключительно иконостасы – там и порядок цен другой. До сих пор я написал четыре иконостаса, сейчас в работе еще два — один огромный, другой совсем малютка». При этом нужно учесть, что на написание иконы уходят дорогие расходные материалы. Дмитрий Юдов продолжает:
Потом я пишу на минералах — натуральных пигментах, на основе которых делаются краски, там даже есть перетертые в порошок полудрагоценные камни. Ну, допустим, обычная охра на основе глины, но благородного или редкого оттенка может стоить как огромный набор дорогих масляных красок». Начинающие могут учиться на простых материалах: карандаш, краски, пастель и т.д.Настоящие иконы создаются тяжело. В процессе работы требуются яичная эмульсия, специальный грунт, сусальное золото, водяная баня, олифа. Ясно, что уроки для начинающих с такими материалами нецелесообразны. Поэтому тем, кто лишь начинает интересоваться, как рисовать иконы, стоит попробовать более экономичные и простые пути. Отличная альтернатива — рисовать иконы карандашом, акриловыми (масляными, гуашевыми, акварельными) красками, пастелью, углём. Кому-то может понравиться вышивка икон бисером, либо раскраска по цифрам. Всё это — не тот глубокий процесс иконописи, который используется православными мастерами, но для ознакомления вполне сгодиться.
Ясно, что это будет далеко не та лицевая поверхность, на которую приятно взирать в храме. И вряд ли эту икону можно будет назвать святыней. Но ведь большинство из нас просто хочет нарисовать святой образ. Так что такой вариант приемлем. А что же касается тех людей, которые решили связать жизнь с иконописью, им предстоит много времени потратить на обучению этому искусству у мастера или в университете. Волковское кладбище в Санкт-ПетербургеМногие некрополи старинных городов, особенно Москвы и Санкт-Петербурга, давно воспринимаются людьми не только печальным местом ритуальных захоронений, но и хранилищем уникальных памятников и местом почину знаменитостей, чьи имена навеки вписаны в историю России и мира. Волковское кладбище — некрополь начала восемнадцатого века в Санкт-Петербурге, на котором захоронены как православные, лютеране, так и иудеи, как простые люди, так и знаменитости. История основанияВ 1640 году на месте нынешнего некрополя находился Спасский погост. Около деревни Волково, получившей свое название от обилия волчьих стай, в 1719 году обосновали кладбище при храме Иоанна Крестителя. Позже его закрыли по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны, и в 18-м столетии вновь открыли. Нынешний некрополь, расположенный между улицами Расстанной и Монастырской, начинался с места захоронения бедных людей, родственники которых не могли себе позволить дорогих погребальных обрядов. В старинной части кладбища людей хоронили по принципу «где понравилось», без соблюдения линий и кварталов, поэтому эта часть является скорее диким парком, чем облагороженным местом могил. О поминовении усопших: Волковское кладбище состоит из трех мест захоронений:
Православные церкви на Волковском кладбище1759 год стал временем возведения первой церкви Спаса Нерукотворного. Через 2 году возводится деревянный храм в честь обновления Воскресенского храма в Иерусалиме. После пожара 1782 года и уничтожения деревянной церкви к 1785 году был возведен каменный храм Воскресения Господнего по проекту знаменитого архитектора И. Старова. До революционных лет эта церковь привлекала туристов, прихожан и паломников красотой произведений искусства и дорогой церковной старинной утварью. Император Александр первый в 1808 году приказал расширить территорию некрополя, через четыре года здесь появились канавы и деревянные рощи. В 1832 году архитектор П. Воцкий руководит сооружением колокольни и ворот, которые построили за 2 года. В 1837 году по проекту архитектора В. Беретти и зодчего Ф. Руска возводится второй каменный храм Спаса Нерукотворного. В 1850 г. купец П. Пономарев стал меценатом постройки третьего каменного храма, спроектированного тем же архитектором Ф.Руска и освященного в честь Всех святых в 1852 году митрополитом Никанором. В 1885 году П. Крюкова на собственные средства возводит храм святого Иова над могилой супруга, чтобы таким образом увековечить его имя. Уникальная церковь была одной из немногих православных храмов открытой во время Ленинградской блокады, в ней службы совершаются и поныне. Успенский храм появился в 1913 году, он строился по проекту А. Аплаксина. К началу 20 века Волковское кладбище в Петербурге стало самым большим, в нем дорожки мостили деревянными настилами или мостками. Интересно! Традиционно здесь хоронили выдающихся деятелей искусства. Поэтому в народе Волковский некрополь стали называть Литературными мостками после захоронения на нем Николая Лескова, Александра Куприна, Ивана Крылова и других литераторов. Время революционных разрушений не обошло стороной и Волковские храмы, склепы и памятники. В 1932 году уничтожается церковь Успения Богородицы, через три года разрушена церковь Всех святых, в 1937 году закрывается храм Воскресения Словущего и церковь Спасителя. Когда появились слухи о предании тела Ленина земле, и якобы выбрано место на знаменитых Литературных мостках, всю ночь на кладбище дежурили коммунисты и журналисты, но новость оказалась ложной. Лютеранский некропольЛютеранским это место называют обобщенно, ибо на его территории хоронили:
Лютеранское кладбище возникло на другом берегу реки Волковки к концу 18 века после закрытия Сампсониевского некрополя. Право обустройства нового кладбища было передано общине Петрикирхе, которая с немецкой пунктуальностью организовала процесс расположения могил. На кладбищенской земле появились линии, разряды. Стоимость захоронения зависела от выбранного места, все могилы получили номера, памятники заносились в особые списки, сохранившиеся с 1820 года. В 18-19 веках строится мост для соединения двух кладбищ, ворота и часовни в готическом стиле. Около ворот процессии встречала небольшая колокольня с крестом на остроконечном своде, украшающим каменную часовенку. Аккуратные, в немецком стиле, дома смотрителя, архивное здание заканчивались оранжереей для выращивания цветов. В 1863 году лютеранское кладбище было модернизировано. После революции многие постройки лютеранского кладбища были уничтожены, но сохранились целые елеи дуба, клена, лиственниц дремлющие водоемы и даже склепы. В 1990 году Немецкое общество за шесть лет сумело упорядочить памятники и места захоронений, внеся данные в компьютерную систему, а в 1998 году вандалы разрушили 82 могильные надгробия. Ново-Волковское кладбищеВначале на этом месте хоронили мусульман, знаменитых татар и турок. Впоследствии стали хоронить самоубийц, далее Ново-Волковское кладбище стало местом массовых захоронений. В годы блокады появились братские могилы, где людей хоронили слоями из-за большого количества умерших. Официально этот некрополь считается закрытым, ибо он часто страдает от затоплений, но и поныне порой появляются новые могилы, порой прямо на дорожках, что затрудняет проход к другим могилам. Знаменитости, похороненные на Волковском кладбищеЛитературные мостки — с 1907 года место захоронение великого ученого Дмитрия Менделеева и его семьи. Каменная глыба и гранитный крест украшают могилу ученого, подарившего миру таблицу Менделеева. Здесь же находятся могилы членов семьи Ульяновых, матери и сестер Ленина. Уникально захоронение и Александра Блока, который в 1921 году скончался и был похоронен на Смоленском некрополе, потом его череп был перезахоронен на Литературных мостках. Знаменитая актриса Алиса Фрейндлих и ее сестра Ирина установили в 2002 году памятник отцу Бруно, народному артисту СССР. В 1975 скончалась поэтесса, пережившая блокаду, Ольга Берггольц, памятник ей установлен уже в 21 веке. Памятник символичен, стоящая во весь рост женщина, на фоне окна, напоминающего крест, является прообразом непобедимости духа. Как добратьсяВолковское кладбище находится на Расстанном проезде, вход в него легко узнаваем по каменным воротам и колокольному шпилю Воскресенского храма. Некрополь открыт в зимнее время с 9.00 до 17.00, в летнее время — 9.00-18.00. Выходной день — 1 января. На кладбище и поныне проводят захоронения, подзахоронения к родственникам, открыт колумбарий. Администрация Волковского некрополя предлагает услуги по:
До знаменитого Санкт-Петербургского некрополя от станции метро «Лиговский проспект» проще всего добраться автобусом номер 57, трамваи № 10,25,44 или же воспользоваться маршрутными такси. |