День памяти Дмитрия Солунского: история, традиции, значение и смысл

Димитрий Солунский

8 ноября (26 октября по старому стилю) православные христиане празднуют День памяти великомученика Димитрия Солунского — одного из наиболее почитаемых православных святых, который имеет от Бога благодать покровительства христолюбивым воинам.

Содержание

Житие великомученика Димитрия Солунского

Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках. Родители Димитрия были тайными христианами. Они крестили сына в тайной домовой церкви и воспитали его согласно христианским канонам. После смерти отца Димитрий был назначен императором Галерием Максимианом (250–311 гг.) проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого воина, состояла в обороне города от варваров и уничтожении христианства. Галерий и подумать не мог, что Димитрий проявит себя как христианин, проповедуя в городе и обратив в христианскую веру множество людей. Получив назначение, Димитрий тотчас принялся прославлять Господа Исуса Христа, открыто уча горожан христианству и искореняя языческие верования. Составитель Жития Димитрия Симеон Метафраст (?–960 г.) называет Димитрия «вторым апостолом Павлом» для Фессалоник, потому что именно апостол Павел основал когда-то в этом городе первую общину верующих (1 Фес., 2 Фес.).

Святой великомученик Димитрий Солунский. Фрагмент мозаики из собора Михайловского Златоверхого монастыря. Киев, 1108–1113 годы

Когда император Максимиан узнал, что новый, назначенный им проконсул — христианин и многих римских подданных обратил в христианство, он разгневался на Димитрия. Возвращаясь из похода в Причерноморье, Галерий решил вести армию через Фессалоники, чтобы расправиться с проконсулом. Узнав об этом, Димитрий повелел своему верному слуге Луппу раздать свое имение нищим со словами:

Раздели богатство земное между ними — будем искать себе богатства небесного.

А сам принялся за молитву и пост, тем самым готовя себя к принятию мученического венца. Когда император Максимиан вошел в город, то приказал привести к себе Димитрия. Тогда тот смело назвал себя христианином и обличил римское многобожие. Галерий повелел заключить исповедника в темницу, и Ангел сошел к нему, утешая и укрепляя в подвиге. Тем временем император предавался гладиаторским зрелищам, наблюдая, как его любимый силач по имени Лий сбрасывал с помоста на копья воинов побежденных им в борьбе христиан. Христианин по имени Нестор пришел в темницу к Димитрию и попросил его благословения на единоборство с варваром Лием. По молитвам Димитрия Нестор победил Лия, сбросив его с помоста на копья воинов, как ранее язычник Лий сбрасывал христиан.

Великомученик Димитрий в темнице благословляет Нестора на единоборство с варваром Лием

Разгневанный Максимиан приказал немедленно казнить Нестора (память 9 ноября) и послал стражу в темницу — пронзить копьями проповедника Димитрия. Ранним утром 26 октября 306 года в темницу, где томился Димитрий, пришли воины и пронзили его копьями.

Кончина святого великомученика Димитрия. XV век, Венеция (?), собрание музея икон

Служитель Димитрия, Лупп, собрал на полотенце кровь великомученика, снял с его пальца императорский перстень, знак его высокого достоинства, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью солунского проповедника Димитрия, Лупп стал исцелять болящих. Император повелел схватить и убить и его.

Погребение великомученика Димитрия, XV век, Венеция (?)

Тело великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но христиане взяли его и тайно предали земле.

Чудеса Димитрия Солунского

Существует несколько сказаний о чудесах великомученика Димитрия Солунского. Автором одного из сказаний является епископ Иоанн Фессалоникийский (конец VI — начало VII веков). Его текст датируется VII веком. Приведем некоторые чудеса святого. Некий эпарх предавался чревоугодию и другим плотским страстям, от чего заболел. Никакое лечение не помогало ему. Он даже отверг магический амулет, отдав предпочтение спасению души, а не физическому здоровью. Тогда во сне ему явился великомученик Димитрий и велел идти в храм. Эпарх исполнил волю святого, после чего исцелился. Также один военачальник страдал болезнью желудка и, находясь при смерти, велел отнести его в храм Димитрия. В храме он получил исцеление.

Чудо Димитрия Солунского с деяниями. Первая половина XVI века

Епископ Иоанн рассказывает об одержимом демонами воине, которого отнесли в храм Димитрия Солунского, и спустя время он исцелился. Император Маврикий (ок.539–602 гг.) потребовал у архиепископа Фессалоникийского Евсевия прислать ему мощи Димитрия Солунского для помощи на войне. Евсевий отказал императору, напомнив, что еще император Юстиниан (483–565 гг.) безуспешно пытался получить мощи святого. Тогда служители церкви решили открыть мощи, производя раскопки в предполагаемом месте их нахождения, но были остановлены внезапно возникшим пламенем и голосом, вероятно, Димитрия Солунского, который запретил им это делать. Правитель Болгарии царь Калоян (1197–1207 гг.) вел борьбу с Византией, а в дальнейшем с основанной на ее территории Латинской империей. Ему удалось отвоевать Северную Болгарию, Поморавье и часть Македонии. В 1207 году он осадил Фессалоники, но неожиданно погиб. Осада города была прекращена. Считается, что ночью к Калояну явился великомученик Димитрий и пронзил царя копьем в сердце. Это событие стало элементом иконографии святого Димитрия. Он изображается верхом на коне, который попирает Калояна, в то время как Димитрий пронзает его копьем.

Почитание великомученика Димитрия Солунского

При императоре Константине (306–337 гг.) над могилой Димитрия была сооружена церковь — базилика святого Димитрия. Спустя сто лет, в 412–413 годах, иллирийский вельможа Леонтий в память об избавлении его от паралича возвел величественный храм на месте прежнего ветхого сооружения. Алтарь новой церкви располагался на месте захоронения Димитрия, и еще при строительстве были обретены мощи великомученика.

Фасад базилики святого Димитрия (313–323)

С VII века при раке великомученика Димитрия начинается чудесное истечение благовонного мира. Предположительно в конце XII — начале XIII веков мощи великомученика были вывезены из Фессалоник в Италию. И только в XX веке были возвращены на Родину.

Рака с мощами святого великомученика Димитрия Солунского

С именем святого великомученика Димитрия Солунского связаны первые страницы русской летописи. Когда Вещий Олег (ум. 912 г.) разгромил греков под Константинополем (907 г.), как сообщает летопись, «убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога». Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Стоит отметить, что в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению. Сербы и болгары чтут великомученика Димитрия как патрона славянской народности, называя «отечестволюбцем» славянских народов.

Читайте также:
Поздравления с Пасхой - красивые поздравления со светлым Христовым Воскресеньем, стихи и проза

В 1197 году новгородский князь Всеволод Юрьевич (1212/1213–1238 гг.) принес из Салоник во Владимир икону святого великомученика Димитрия, написанную, по преданию, на гробовой доске святого. Эта икона сначала находилась в Киеве, потом во Владимире. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, великий князь Димитрий Донской (1350–1389 гг.) торжественно перенес из Владимира в Успенский Собор Москвы главную святыню Владимирского Димитриевского собора — икону великомученика Димитрия Солунского, которая была написана на доске гроба святого.

Тропарь, кондак и канон святому великомученику Димитрию Солунскому

Тропарь, глас 3.

Кондак, глас 2.

Библиотека Русской веры
Канон великомученику Димитрию Солунскому →
Читать онлайн

Святой великомученик Димитрий Солунский. Иконы

Древнейшими сохранившимися изображениями великомученика Димитрия Солунского являются мозаичные композиции V–VII вв. в базилике.

Иконописные изображения Димитрия Солунского были достаточно распространены на Руси, уступая по своему количеству лишь изображениям великомученика Георгия Победоносца. Изначально Димитрия изображали как мученика в патрицианских одеждах (мозаики V–VII веков в базилике Святого Димитрия, Салоники). Поскольку святой Димитрий являлся воином, то, согласно этому факту, с XI века он стал изображаться в военном облачении, с копьем и мечом.

Святой великомученик Димитрий Солунский. Мозаика из собора Михайловского Златоверхого монастыря. Киев, 1108–1113 годы Святой великомученик Димитрий Солунский. Конец XII – начало XIII века, Государственная Третьяковская галерея, Москва Святые Феодор Стратилат и Димитрий Солунский. Византия, XIII век. Монастырь св. Екатерины на Синае (Египет) Святой великомученик Димитрий Солунский. XV век, Псков. Русский музей Святой великомученик Димитрий Солунский с Житием. Начало XVI века. Из церкви Покрова с. Гуменец. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» Святой великомученик Димитрий Солунский с Житием. Русь, XVI век

Храмы во имя великомученика Димитрия на Руси

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Православной Церкви началось сразу после Крещения Руси. К началу 70-х годов ХI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве, известного впоследствии как Михайлов Златоверхий монастырь. Обитель была построена сыном Ярослава Мудрого (ок.978–1054 гг.), великим князем Изяславом (1024–1078 гг.). В 1194–1197 годах великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо (1154–1212 гг.) «создал церковь прекрасную на дворе своем, святого мученика Димитрия, и украсил ее дивно иконами и писанием». Дмитриевский собор и сейчас украшает древний город Владимир.

Дмитриевский собор во Владимире (1194–1197 годы). Вид с юго-востока

Великий князь Даниил Московский (1261–1303 гг.) воздвиг в Москве храм во имя святого великомученика Димитрия в 1280-х годах, который стал первым каменным храмом в Московском Кремле. В 1326 году, при князе Иоанне Калите (ок.1283/1288–1340/1341 гг.), храм был разобран, а на его месте построен Успенский собор. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия. В 1462 году в Новгороде был построен храм во имя великомученика Димитрия Солунского.

Храм во имя великомученика Димитрия Солунского в Великом Новгороде

Дмитриев монастырь в поле, на левом берегу Псковы, примерно в километре от стены Окольного города, т.е. вне посада, известен с ХV века. В 1615 году был разорен шведами, но возродился. Бывшая монастырская церковь св. Дмитрия построена не ранее 1543 г., одноглавая, трехапсидная, с приделом с юга во имя Введения Богородицы во храм. Сегодня это приходская действующая церковь РПЦ со старинным кладбищем, на котором погребены известные псковичи.

Церковь Димитрия Солунского в Поле в г. Пскове

Утраченный Гдовский собор во имя св. Димитрия Солунского в Псковской области был построен в 1540 году, о чем свидетельствует надпись на иконе Св. Троицы: «В 1424 г. начата строиться крепость во Гдове и окончена 1 ноября. Укреплена в 1434 г. валами; над висячими Псковскими вратами поставлена сия икона Св. Троицы, которая перенесена в 1540 г. в Димитриевский собор. В 1846 г. усердием Луневского главы Иоанна Ипатова она обновлена, вложена в киоту и сохраняется теперь 422 года». Собор двуглавый, построен из камня и окрашен белой краской. В 1944 собор взорван отступающими частями вермахта.

Утраченный Гдовский собор во имя св. Димитрия Солунского в Псковской области. Фото из книги «Лавры, монастыри и храмы на святой Руси», СПб 1909.

Старообрядческие храмы во имя святого великомученика Димитрия Солунского

Престольный праздник в этот день у храмов во имя Димитрия Солунского хутора Новонекрасовский Краснодарского края (РПСЦ), в селе Добрянка Черниговской области (РПСЦ), в деревне Василевка Одесской области (РПСЦ) в г. Льгове Курской области (РДЦ), в поселке Климово Брянской области (РДЦ).

Старообрядческий храм во имя великомученика Димитрия Солунского хутора Новонекрасовский Краснодарского края Старообрядческий храм во имя великомученика Димитрия Солунского в селе Добрянка Черниговской области Старообрядческий храм во имя великомученика Димитрия Солунского в поселке Климово Брянской области Старообрядческий храм во имя великомученика Димитрия Солунского в г. Льгов Курской области

Скульптурные изображения великомученика Димитрия Солунского

8 ноября 2008 года в городе Дмитрове Московской области был установлен памятник Димитрию Солунскому.

Памятник святому великомученику Димитрию Солунскому в г. Дмитрове

8 ноября 2013 в городе Камышине Волгоградской области был установлен памятник Димитрию Солунскому, который считается небесным покровителем города. В 1697 году в Камышин из Казани «для охраны шлюзного дела» был переведен Дмитриевский стрелецкий полк. На берегу реки Камышинки было возведено укрепление «Петровское». Позже город, обрытый валом и обнесенный палисадом с 4 воротами, стали называть Дмитриевском, а стрелецкий полк особо почитал и хранил икону святого великомученика Димитрия Солунского.

Читайте также:
Именины Ильи: когда по церковному календарю в 2020 году

Памятник святому великомученику Димитрию Солунскому в г. Камышине

Святыи славныи великомучениче Димитрие, моли Бога о нас!

Житие и чудотворные деяния святого великомученика Дмитрия Солунского

Биография Дмитрия Солунского

Проживавшие в греческом городе Солунь (сейчас – Салоники) римский проконсул и его жена никак не могли зачать ребенка. Услышав просьбы молящихся, Господь даровал им дитя. Появившегося на свет мальчика нарекли Димитрием.

Родился мальчик во времена правления царей-богоборцев Диоклетиана и Максимиана. Его родители, тайно исповедовавшие христианство, отважились на крещение сына в небольшой домовой церкви. С раннего детства ребенку прививалась вера в Иисуса Христа. Мальчик рос послушным и смиренным ребенком.

После смерти отца отрок был призван в пенаты правителя Максимиана. Пообщавшись с юношей, император посчитал его достойным занять место усопшего родителя. Заняв высокую должность, Димитрий стал исповедовать христианскую веру в Фессалониках.

Узнав о проповеднической деятельности наставника своего, богоборец Максимиан направил войско в Фессалоники, приказав уничтожить всех солунских христиан, а праведника Димитрия взять под стражу. Не испугавшись гнева императорского, христианин не пожелал отречься веры своей, за что и был заточен в темницу.

На долю Димитрия Солунского выпало немало испытаний и трудностей

Император Максимиан много времени посвящал гладиаторским поединкам. Был у него любимец – гладиатор по имени Лия. Но однажды святой Димитрий благословил на бой христианина по имени Нестор. Последнему удалось одержать победу над Лием. Прознав о благословении, император отдал приказ убить гладиатора Нестора и праведника Димитрия. Так, 26 ноября 306 года великомученик погиб от копья слуги императорского. Тело мученика было выброшено хищникам.

Спустя какое-то время христианам удалось обнаружить и придать земле останки Димитрия Солунского.

Видео «Житие великомученика Димитрия Солунского»

В этом видеосюжете представлена краткая биография святого угодника Божиего.

Чудеса великомученика

С образом и мощами святого Димитрия связано немало чудотворных исцелений и уникальных событий. До наших дней дошли лишь самые интересные.

Однажды возведенный в честь великого мученика храм в родном городе Солунь охватило пламя. Пожар был настолько сильным, что огонь расплавил навес из серебра над гробницей с мощами. Правящий в те времена архиепископ Евсевий решил восстановить покров и церковь, но средств на задуманное не хватало. Поэтому он принял решение перелить на навес сохранившийся при пожаре серебряный трон.

Жившему при храме священнику по имени Дмитрий явился святой великомученик и просил передать архиепископу, чтобы тот не трогал серебряный трон. Евсевий прислушался к словам пресвитера и оставил трон в сохранности. Вскоре в храм пришел местный праведник по имени Мина и оставил пожертвование в виде 75 фунтов серебра. Он просил направить деньги на восстановление раки. Другие жители Фессалоников последовали его примеру и принесли еще серебро в храм Божий. Так, общими усилиями был восставлен покров над мощами.

Базилика Святого Димитрия в городе Салоники (Греция)

В период правления императора Маврикия началась осада города Солунь аварами. Одно из наступлений было отбитым самим Димитрием Солунским, явившимся на одной из городских стен.

Спустя некоторое время авары пошли в новое наступление. Один из местных жителей по имени Иллюстрий пришел помолиться в храм Божий, где и стал свидетелем дивного видения. Святой великомученик явился в ярком солнечном свете. Рядом с ним были ангелы, которые уговаривали его покинуть осажденный врагами город. Божий угодник отказался оставить родные стены.

В очередной битве многочисленное войско вражье обратилось в бегство. Иллюстрий поведал местным жителям об увиденном в храме Божием. Димитрия Фессалоникийского стали называть небесным заступником города.

По окончании осады аварами оказалось, что в городе практически не осталось хлеба и других продуктов. Чтобы спасти жителей от голода, Божий угодник являлся на морских судах и изменял их курс к родному городу.

Правящий в городе Константинополе Юстиниан отправил своих посланников в Солунь, чтобы те раздобыли мощи святого Димитрия и доставили их в недавно возведенный храм в честь Софии-Премудрости Божией. Явившиеся посланники едва подошли к гробнице с мощами, как из нее вырвалось огненное пламя. В стенах храма раздался громкий глас, запрещающий прикасаться к мощам мученика. Испуганные посланники пали на колени и больше не приблизились к раке с мощами.

С ликом великомученика связывают немало чудесных исцелений. Например, предававшийся частому чревоугодию некий эпарх страдал от острой боли в животе. Все испробованные им лечения не давали результата. Однажды ему во сне явился Божий угодник и приказал идти в церковь. Исполнивший волю святого эпарх мгновенно исцелился.

С ликом великомученика связывают немало чудесных исцелений

В чем помогает святой

Святому великомученику молятся при различных жизненных трудностях, в минуты отчаяния и утраты веры. Пред иконами и мощами Димитрия Фессалоникийского можно просить:

  • избавления от различных хворей;
  • сохранения жизни в боевых противостояниях;
  • дарования смелости, мужества и отваги;
  • покровительства и защиты при несении военной службы;
  • сохранения мира и недопущения войны.

Читать молитвы можно в период отчаяния и безысходности. Вера во Всевышнего и святых Его угодников способна творить чудеса.

Почитание Димитрия Солунского на Руси

Димитрий Солунский особо почитаем среди православных христиан. В честь великого мученика возводят храмы и монастыри. Почтить память и обратиться со словами благодарности или просительными речами можно пред образами с изображением святого.

Дни памяти

День памяти Димитрия Фессалоникийского припадает на 8 ноября (по старому календарю – на 26 октября). Именно в тот день был убит Божий угодник.

Предшествующая 8 ноября суббота носит название Дмитриевской родительской субботы. В этот день принято читать молитвы и заказывать панихиды за усопших.

Храмы во имя великомученика

В честь великого мученика Божиего было возведено немало храмов и памятников. Так, 8 ноября 2008 года (в день памяти святого) в городе Дмитрове Московской области установили монументальное сооружение великого воина. Димитрий представлен в полный рост с щитом и копьем в руках.

Читайте также:
Праздник Сретение Господня: история и происхождение, значение и смысл, традиции

Спустя 5 лет – 8 ноября 2013 года – в городе Камышине Волгоградской области установили монумент великомученика, который является небесным покровителем этой местности.

К самым известным храмам и монастырям, возведенным в честь воина и мученика Димитрия Солунского, можно отнести:

  1. Действующий в настоящее время Михайловский Златоверхий монастырь (г. Киев). Согласно преданию, основателем монастыря выступает первый митрополит Киевский Михаил.
  2. Дмитриевский собор (г. Владимир). Божия обитель была возведена под руководством великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо.
  3. Заложенная в 1381 году церковь в Великом Новгороде.
  4. Построенная в 1790 году старообрядческая церковь в поселке Добрянка на Черниговщине (Украина).
  5. Новонекрасовский старообрядческий храм Краснодарского края.
  6. Построенный в 1570-х годах Льговский монастырь в Курской области.

Иконы с ликом святого

Святыни с изображением Димитрия Фессалоникийского установлены во многих православных храмах и монастырях. Самыми древними считаются мозаичные композиции V–VII веков, используемые в базиликах античных и средневековых храмов.

В православном христианстве представлено большое количество иконографических разновидностей. Чаще всего святого изображают в виде безбородого отрока. Чело юноши увенчано короткими прямыми прядями (реже – волнистыми). На некоторых святынях Димитрий представлен в лике молодого мужа с усами и короткой бородой. Первое время великомученика изображали в патрицианских одеяниях. Позже начали появляться образы в военном облачении и с оружием.

В наши дни особо чтимой считается икона Димитрия Солунского домонгольского периода, которая была написана в XII веке. Божий угодник изображен восседающим на троне с венцом на голове. В руках он держит наполовину извлеченный из ножен меч. В настоящее время святыня находится в Государственной Третьяковской галерее (г. Москва).

В христианстве представлено большое количество иконографических разновидностей образа

Молитвы великомученику Димитрию Солунскому

Святого великомученика Димитрия Солунского особо чтят в кругу военных. Божий угодник внимает просьбам молящихся, защищает города и села от нашествий врагов и предателей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Праздник Яблочный спас: история и происхождение, значение и смысл, традиции

Что такое Спас?

Спасами (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) называют три летних праздника, посвященных Христу: Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас.

Значение слова «Спас»

Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт своё положение как опасное, гибельное. И если мы это своё подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой смертью.

Изнесение Честных древ для нас — это не только обряд поклонения животворящему Кресту, не только проявление благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Божьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре.

Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. И тогда даже пожары, засуха, жара — могут сделаться для нас источником жизни, покаянного осмысления суетности этого мира, осознания высшего призвания души, могут стать для нас началом реального обращения к Богу.

Медовый спас

Медовый Спас — 14 (1) августа. В этот день православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться.

Итория Медового Спаса

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и получали долгожданное здоровье.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

Читайте также:
Праздник Рождество Иоанна Крестителя: история и происхождение, значение и смысл, традиции

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Девяностолетний старец — законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.

Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья.

После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

Традиции Медового Спаса

Почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом? К этому времени поспевает мёд нового сбора и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и вкушая мёд уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.

После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».

Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день — это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.

Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается православной Церковью в этот день.

Яблочный спас

Райские плоды. Невольно хочется вспомнить о них, когда видишь на Преображение яблоки, груши, виноград,— внесенными в святилище Божие для освящения.

Это делается не только потому, что к этому времени созревают фрукты, но и потому, что тут есть СВЯЗЬ С ОБНОВЛЕНИЕМ твари. Они напоминают погубленное райское блаженство, а с другой стороны — утешают нас обещанием, что в будущем мире будут и некие обновленные, прекрасные наслаждения.

В житиях святых о сем говорится нередко. Таким образом, этот благочестивый обычай весьма приличествует именно преображению твари. Сама сладость вкусных плодов говорит о той радости, о том блаженстве, которое ожидает праведных в Царстве славы; напоминает о той духовной сладости, которую пережил апостол Петр с другими учениками на Фаворе: Господи! как нам хорошо! (Мк. 9, 5). То же пережил Н. А. Мотовилов в беседе с преподобным Серафимом во время его преображения. Конечно, Царство Божие не пища и питие, говорит апостол Павел, а правда и мир и радость в Духе Святом (Рим. 14, 17); но человек, по своему стремлению к образному, видимому пониманию невидимых вещей, да и по неизбежности, ибо для «новых» вещей нужны и новые слова (ср.: 2 Кор. 12, 4),— хочет выразить духовные истины внешними, понятными обрядами.

Так и здесь: будущее блаженство славы Царства Божия верующий христианин изображает под образом сладких плодов.

И вообще, очень часто в Святом Писании будущие духовные блага переводятся на язык вкуса; например, еще в древнем Завете царь Давид говорит: Вкусите и видите, яко благ Господъ (Пс. 33, 9). Поэтому этот псалом читается теперь после освящения пяти хлебов, пшеницы, вина и елея, и после причащения, в концелитургии. И Господь говорит, что Он будет вкушать «пить» «новое вино» — «в Царстве Отца» (Мф. 26, 29) с учениками в Царствии Божием (Мк. 14, 25′; Лк. 13, 29), в Царстве Христовом (Еф. 5, 5; Лк. 22, 30).

И самое духовнейшее, высочайшее, непостижимейшее — таинство Тела и Крови Он дал нам под видом хлеба и вина, сказав: «ядите» и «пиите».

И у святых отцов постоянно встречаются подобные образы. Святой Макарий Египетскийговорил, что иногда человек, сподобившийся причастия Святого Духа, чувствует себя как бы «пьяный» и т. п. Но, конечно, все это нужно понимать в особом, духовном, смысле.

Ведь и Мотовилов говорил о сладости, теплоте, благоухании, конечно — не телесных, а подобных этим ощущениях. Какая уж теплота, когда на него и преподобного Серафима снег на вершок нападал, пока продолжалось все это состояние и пока святой Серафим объяснил ему все переживаемое?! Поэтому у святых отцов очень часто такие сравнения предваряются словами: «как бы». Да и о Христе, во время преображения Его, говорится: «как бы солнце»; об одеждах: «как бы снег».

Читайте также:
Именины Кристины: когда по церковному календарю 2020

Преображение празднуется после уборки хлебов (на севере, а на юге — ранее) после созревания плодов, то есть в конце трудов. И притом когда все достигает совершенства, зрелости. Особенно на юге. Это — символ совершенства, полноты будущего Царства славы, но после трудов крестной нашей жизни.

И, конечно, это — летний праздник… Царство Божие немыслимо представить в виде зимы, холода… Царство Божие празднуется под образом теплоты: и в Святое Причастие вливается теплая вода со словами: благословенна теплота Святаго Духа, ибо Дух Святой животворит, как бы согревает теплотою; причащающимся дается «теплота», соединение теплой воды с вином.

Рождество же празднуется, — ибо человечество духовно тогда умерло, как деревья, — зимою. И в Вифлееме засияло «Солнце Правды»; это время — перелом зимы.

Пасха — весною: начало пробуждения, восстания, оживления, воскресения и природы. И вся Пятидесятница — но Духов день — в теплое время празднуется.

Воздвижение — осенью: тьма, грязь непролазная; борьба, аскетизм, крест, очищение от страстей. Но что посеешь осенью, то пожнешь!

Богоявление — тоже зимою: чистота воды, белый снег, омовение от страстей, обновление — покаяние, исповедь, бесстрастие, крещение.

История и традиции Яблочного Спаса

Преображение Господне в 2017 году (19 августа) – двунадесятый праздник, который Православная Церковь отмечает 19 августа. В народе его обычно называют Яблочным Спасом.

Об этом событии повествуется в трех синоптических Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36). Незадолго до Своего страдания (Предание гласит, что Преображение произошло за сорок дней до Голгофы, поэтому промежуток между Преображением и Крестовоздвижением составляет сорок дней) Христос взял троих апостолов — Петра, Иакова и Иоанна — на гору в Галилее (по Преданию — гора Фавор), где, молясь, преобразился: одежда и лицо Его просияли белым светом. Возле Христа стояли пророки Моисей и Илия и беседовали с ним.

В неизреченной радости апостол Петр простосердечно обратился ко Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну тебе, одну Моисею и одну Илии». В этот момент апостолов осеняет светлое облако, из которого раздается глас Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

Сходя с горы, Христос заповедовал ученикам не рассказывать о дивном явлении до Его Воскресения.

Праздник Преображения Господня отмечается с IV века — времени, когда святая царица Елена построила храм Преображения Господня на месте события.

Богословское содержание Преображения Господня трудно переоценить. Выдающийся византийский богослов и один из величайших православных святых XIV века святитель Григорий Палама сформулировал учение о Фаворском Свете — одном из проявлений благодати, через которую человек соединяется с Богом. На этом учении зиждется исихазм — восточно-христианская практика так называемой умной молитвы.

Полемика святителя Григория с другим богословом того времени, Варлаамом, выявила серьезные противоречия между православным и западным богословием. Оппонент святителя Григория Варлаам в дальнейшем принял римокатоличество и стал епископом Иеракским, его учение было принято Римо-Католической церковью.

Народное название праздника Преображения Господня — Яблочный Спас. В этот день по традиции освящаются плоды нового урожая. По уставу положено освящать виноград, но в России, где виноград не вызревает, — яблоки. На основе уставных требований, сложился благочестивый народный обычай не есть яблок нового урожая до Преображения, так называемый «яблочный пост».

По уставу Успенского поста, на шестой день которого приходится праздник, в этот день позволяется есть рыбу.

Ореховый Спас

После Успения многие люди считают, что начинаются самые трудные в духовном отношении дни – «Богородицы, дескать, на земле нет до Рождества Ее». Говорят, что тяжело на душе, на сердце. Это, вероятно, остатки культа Мокоши, которая была прихотливо милостивой и изощренно жестокой богиней.

«Увидела я, что Господь для нас – все, что есть благое и утешительное для помощи нам. Он – риза наша, что покрывает и укутывает нас по любви Своей, обнимает нас, делается нам убежищем, со всех сторон окружает нас по Своей любви, которая настолько нежная, что никогда не оставит Он нас. Итак, во всем этом увидела я, что Он есть все, что благо, как я разумею.

И в этом Он явил мне нечто малое, не больше лесного ореха, лежащего в ладони моей руки. В этой малости я увидела три вещи: первую, что Бог создал мир, второе, что Бог любит его, третье, что Бог сохраняет его», – говорила Иулиания Норичская.

Для нее орех был символом целого мира, не колдовского, но любимого Богом. Поистине, не только яблоко, но и простой орех можно взять в руку, словно мир.

Взят в руки целый мир, как яблоко простое.
Богослужения торжественный зенит,
Свет в круглой храмине под куполом в июле,
Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули.
(О. Мандельштам)

Не бойтесь, – говорит Тот, Кто был пригвожден на древе – и да ликуют все древа дубравные днесь. Ибо после того, как Он стал проклятьем, нет ничего проклятого.

Не от деревьев волшебство и страх – они приняли Христа Бога на свои ветви.

Мир снова в ладони человеческой, как яблоко простое, как орех Юлиании Норичской.

О Спасе на Правмире:

  • Медовый, яблочный, ореховый спасы в 2017 году
  • Какого числа Медовый спас в 2017 году?
  • День Всемилостивого Спаса
  • Какого числа Медовый Спас?
  • Медовый Спас и Успенский пост 14 августа в 2017 году
  • Медовый спас
  • Ореховый Спас: культы древних и избавление от страхов
  • История Храма Всемилостивого Спаса
  • Грех ли есть яблоки до Преображения?
Читайте также:
Новый Год в православии: отмечать или нет, особенности и традиции празднования

Фильмы о Спасе:

Преображение Господне. Православный календарь

Православный мир 19 августа отмечает Яблочный Спас

Православие, 14 августа. Какой Спас?

В августе православные отмечают Медовый, Яблочный Спас

Праздник Яблочный спас — история и происхождение, значение и смысл, традиции, когда и как праздновать

Для православных народов, стоит знать, в чем заключается духовный смысл Яблочного торжества и что это за праздник. Яблочный Спас – один из самых важных праздников православной церкви, который именуется как Преображение Господне.

Божественное сияние — символ любви

Литургии, паремии этого праздника подчеркиваются цветом одеяния как священства, так и людей. Богослужебные одежды должны быть белыми, они являются символами этого дня, когда Иисус оделся в нерукотворный фаворский свет.

Одежд священников и прихожан на праздник Преображения должна быть белой

Белые одежды отображают отблески небесного сияния, явленного на Фаворской горе. Смысл такого одеяния в стремлении человека к надежде и вере, что по данной Иисусом благодати христиане могут преобразовываться в образ Спасителя через молитву, пост и покаяние.

Важно! В этот день православные в первую очередь должны заботиться и просить Творца о духовном очищении и преображении.

19 августа православный мир отмечает праздник Преображение Господне.

Согласно посланиям евангелистов (Матв.17:1-2), Иисус выбрал среди Своих учеников троих, Иакова, Иоанна и Петра и пошел с ними на гору Фавор. Внезапно тело Христа преобразилось, Его окутал яркий свет, который появился ниоткуда, вернее это Сам Бог Отец явился в свете людям. Ученики по обе стороны от Иисуса увидели пророков Илию и Моисея, которые в свое время были взяты на небе живыми.

Услышав трубный голос, который говорил о том, что перед ними стоит Возлюбленный Сын Творца, ученики попадали в страхе на землю, а когда открыли глаза, то увидели одного Христа в привычном для них облике.

Преображение Господне: Христос явил апостолам Свою славу

Бог явил Себя через Фаворский свет, он есть сущностью Творца, Его благодатью, воссиянием и энергией, которая вечна. Нерукотворный Фаворский свет есть Сам Бог, явленное перед апостолами Божество. В этот день было явление всей Святой Троицы, когда Бог Отец, сиянием Святого Духа явил Себя в Своем Сыне, показав людям, что Иисус наполнен божественной и человеческой сущностью.

Явление пророков, по словам Иоанна Златоуста, было дано апостолам, чтобы подчеркнуть власть Иисуса над живыми и мертвыми, земным и небесным. Апостолам Иисус запретил говорить о том, что они видели до той поры, пока Он не примет страдания, умрет и воскреснет на третий день. В тот момент ученики не поняли о чем, шла речь, а после воскрешения Христа рассказали о фаворском сиянии.

Суть и история праздника

В народном календаре Второй, или Яблочный, Спас — это время наступления осени. С этого момента наши предки начинали заниматься сбором свежего урожая и заготовками на зиму, которые, согласно церковным обычаям, освящались в церкви. Чтобы отблагодарить землю за щедрые плоды, на Руси в этот день было принято устраивать шумные гулянья и веселиться.

После принятия христианства в это время верующие стали отмечать праздник Преображения Господня. Согласно Священному Писанию, в этот день Спаситель в сопровождении трех учеников отправился на гору Фавор, чтобы вознести молитву. Однако уставшие ученики быстро уснули, а после пробуждения им довелось увидеть удивительную картину — учитель был освящен светом Божьим и парил над землей в белых одеяниях. Внезапно они услышали голос Господа, который подтвердил, что Иисус Христос и есть его Сын.

После этого Спаситель запретил апостолам рассказывать о произошедшем до тех пор, пока душа его не отправится на Небеса, а затем приказал ученикам собрать яблоки, чтобы освятить их перед лицом Всевышнего.

В чем христианская сущность Преображения Христа

Для христиан этот день знаменателен не только появлением яркого света, пронизывающего плоть Христа. Творец на горе Фавор утвердил Божественную сущность Иисуса, открыв ее не только апостолам, но и пророкам.

Моисей, узнав в сияющем образе Того, Кто явился ему в пустыне в виде несгораемого куста и на горе Сион, в тот момент, когда пророк получил скрижали с Десятью заповедями.

Пророки склонились в трепете, ведь они знали, что начинается новая эра в истории человечества, после страданий и распятия над землей воссиял Свет Божий в Иисусе, который всегда Живой.

Как отмечали Праздник первых плодов наши предки

До прихода христианства этот день отмечали наши предки — язычники. Они называли его «Праздником первых плодов», и посвящали его сбору яблок. До 6 августа по старому календарю фрукты считались незрелыми, и их не разрешалось есть.

В праздник славяне освящали первый урожай яблок на алтаре и только после этого могли употреблять их в пищу. Причем именно в этот день плоды считались особенными: «Кто ел яблоки в день первых плодов, получал силу, красоту и выносливость».

С введением христианства на Руси праздник получил новое значение, но народные традиции остались неизменными. Празднование Преображения Господня начинается с утренней литургии, а прихожане несут в церковь для освящения свежие яблоки.

Освящение урожая на Яблочный Спас

С этого дня хозяйки начинали делать заготовки на зиму: варили яблочное варенье, нарезали сушку. Обязательно нужно было угощать нищих, делиться урожаем с малоимущими. Люди несли яблоки на кладбище, оставляли на могилах родных, а также на заброшенных местах захоронения.

Особенное значение этот день имел для родителей, чьи дети погибли. Они никогда не позволяли себе пробовать плоды до спаса, поскольку, их дети останутся без угощений на том свете. Несчастные матери несли в храм несколько яблок, а затем клали их на могилы своих детей. Если они не знали о месте захоронения малышей, то оставляли угощения в церкви.

Читайте также:
День Иверской иконы Божией Матери: история, традиции, значение и смысл

Угощения для погибших в церкви на Яблочный Спас

Яблочный спас для наших предков символизировал начало осени. До этого дня нужно было обязательно закончить жатву, собрать лекарственные коренья и травы. На праздник запрещалась любая работа, кроме сбора урожая. Крестьяне старались больше времени уделить духовному общению.

Что такое Спас и почему он яблочный?

Итак, что такое «Спас»? Во-первых, так называют не один, а сразу несколько различных праздников, которые наступают в разное время:

  • 1-й – «Спас на воде» — ;
  • 2-й – «Спас на горе» — ;
  • 3-й – «Спас на полотне» — .

года, как и любого другого года, православный мир отмечает Преображение Господне (так правильно называется этот праздник). Мы же привыкли называть его «Яблочным Спасом», что тоже в целом верно. Предания связывают Преображение с явлением истинного лика Господа, которое лицезрел Иисус Христос на г. Фавор.

Причем здесь яблоки? Исторически сложилось, что в нашей полосе август – это начало осени, наиболее благородного и богатого сезона. Все живое как бы начинает «отдавать дары» за старания людей, зелень преображается и становится багряной или желтой. Наступает золотой период природы – преображение. Поэтому праздник Яблочный Спас – это именно народное название, которое лишь спустя долгое время стали связывать с церковными толкованиями. Но само Преображение считается каноничной православной датой.

Как еще именуют праздник?

У праздника есть множество названий – но не стоит путать их с друг другом. Это так же могут быть дни, именуемые «Спасами», которые приходятся на 14-е и 29-е число. То есть, праздники совсем другие.

Как еще называется 2-й по счету Спас в августе:

  • Спас на горе;
  • Горохов день;
  • Осенины;
  • Встреча осени;
  • Средний Спас;

Главным названием праздника по православному календарю на 2018 год, будет, конечно же, Преображение – остальное пришло из народа, не из самого церковного канона. Но если вы назовете празднество как-то иначе, из этого списка, то это будет в целом верно. У других православных народов название дня может звучать как-то иначе.

Преображение – что это такое?

В нашей стране яблоки стали символом праздника, второго по счету Спаса в августе.

Преображение Иисуса Христа – праздник, который отмечается повсеместно. Имеет особое почитание именно в православной традиции. Для нас это не только повод порадоваться обновленной природе и урожаю, но и вспомнить нечто очень важное – например, момент фактического и духовного преображения Христа как Сына Божьего.

  • Православный праздник, пришедший к нам из христианской культуры;
  • Еще одна возможность помянуть усопших родных;
  • Торжество, согласно традициям которого можно и нужно благодарить природу за все, что она дает нам в этот летний-весенний период.

Ну а для большинства 19 августа до сих пор остается именно «Яблочным Спасом». Этот день также считается поминальным. До Спаса не разрешается пробовать никакой новый урожай, за исключением огурцов. Незадолго до памятного дня люди идут в церковь, чтобы освятить яблоки, и другие овощи и фрукты – чем одарила сама природа. Затем часть освященных яблочек отдается усопшим. Это давняя традиция.

Примечательно, что яблоко – это один из самых вкусных и сладких плодов, который также является гостинцем для детей. Так как Преображение – это в том числе и поминальный день, родители кладут освященный плод на могилку усопшего ребенка. Также считается, что если взрослые успели полакомиться яблоком раньше Спаса, то их детям (на Небесах) ничего не достанется. Поэтому запрет соблюдается весьма строго – ну а в день Преображения освященные фрукты попадают на кладбища, таким образом, завершая традицию празднества.

История торжества

Есть как минимум два расхожих мнения об этом празднике, но различие остается лишь в деталях. Согласно основной версии, Иисус Христос во время путешествия на гору Фавор отправился искать место для молитвенного уединения, и обнаружил, что преобразился. Согласно преданию, одежды его посветлели, а само его лицо было наполнено светом… Так, к нему явились несколько пророков, имена которых значатся в Ветхом Завете. Христу было сказано не говорить о собственном Преображении, что выяснилось впоследствии.

Получается, что Преображение Господне – это таинство, почитаемое церковью.

По другим версиям, это Христу явился Лик Божий, что было зафиксировано некоторыми его учениками. Встречаются и другие описания события, касающиеся географических, биографических и иных элементов повествования.

Какого числа Яблочный Спас в 2018 году? Исторически сложилось, что где-то Преображение – это фиксированная дата в календаре (например, в России – мы отмечаем его 19 августа). В других регионах праздник может быть переходящим (Армения, Грузия и др).

Яблочный Спас или Преображение?

Церковные традиции очень часто пересекались с народными верованиями, что придает им особый колорит. Так, Яблочный Спас, который ежегодно отмечается 19 августа, у славян был известен до прихода христианства. В этот день традиционно собирали урожай яблок, которые присутствовали на столе как в свежем виде, так и в составе всевозможных блюд – запеканок, пирожков, повидла и других.

Наши предки считали, что в этот день лето начинает уступать свои права осени, поэтому пришла пора собирать урожай на зиму. Запасы продовольствия в буквальном смысле спасали людей от голода, поэтому праздник стали называть спасом. Хотя не только поэтому.

Согласно церковному преданию в этот же день спаситель Христос взошел на гору вместе со своими тремя избранными учениками – Иоанном, Иаковом и Петром. Там он беседовал с ними какое-то время, и вдруг его лицо преобразилось.

Ученики наверняка удивились и даже встревожились, однако Иисус успокоил их. Спустя еще мгновение апостолы увидели, как рядом со спасителем появилось еще 2 человека – пророк Илия и Моисей, который вывел еврейский народ из египетского пленения.

Читайте также:
Поздравления с Троицей - короткие красивые поздравления с праздником святой Троицы в стихах и прозе

С тех пор этот евангельский сюжет лег в основу праздника Преображения. Назвали его так из-за того, что лик Христа преобразился и стал буквально белоснежным.

Поэтому хотя Яблочный Спас и церковный праздник Преображение Господне имеют разные предыстории, но отмечаются они в один день. Более того – в каком-то смысле они даже имеют общее значение. Как преобразилось лицо Спасителя, так и природа в последние дни лета преображается, даря людям щедрый урожай.

О глубоком смысле и значении праздника Преображения рассказывает протоиерей Андрей Ткачёв:

Яблочный Спас: история, традиции и обычаи праздника

История и традиции Яблочного Спаса: Pixabay

Центральный из трех православных праздников августа — Яблочный Спас. В этот день прославляют православные святыни и природу за щедрый урожай. Каковы истоки древнего праздника и как его отмечают сегодня? Традиции и опыт предков находят отражение и в современной жизни.

История и смысл праздника

Этот древний праздник высоко чтили и очень любили предки всех возрастов и достатка. Когда Яблочный Спас? Христиане празднуют его 19 августа, в период Успенского пост. Раньше отмечали 6 августа по юлианскому календарю, как это до сих пор принято у последователей римско-католической церкви.

История возникновения и религиозная суть

Суть праздника Преображение Господне: YouTube/Asja Rigik

Что означает Яблочный Спас? Этот день в календаре славянских народов посвящен проводам лета, сбору первого урожая овощей и фруктов, а также вознесению благодарственных молитв Богу. Именно в этот день разрешалось впервые есть освященные в церкви яблоки нового урожая, щедро сдабривая их медом.

Именно 19 августа по церковному календарю празднуют Преображение Господне — один из двенадцати главных праздников христианской церкви. В Новом Завете сказано, что в этот день Иисус Христос молился с тремя ближайшими учениками на горе Фавор в Галилее. Во время молитвы он явил им суть преображения (превращения) человека в божественное создание. В тот же момент появились пророки Моисей и Илья, а также прозвучал голос Создателя, который подтвердил божественную природу Божьего Сына.

Спас на Горе — это отсылка к событию у подножия Фавора. Это праздник соединения в человеке божественного, духовного и земного начал. Сейчас на месте знаменательного события расположены православный и греческий монастыри и церковь Преображения Господня. По преданию, празднование Преображения Господня было учреждено еще в IV веке Григорием Просветителем. Традиция быстро распространилась по миру и была связана с Воздвижением Креста Господня, который отмечают спустя 40 дней.

В этот день принято делать следующее:

  • Совершать накануне вечером всенощное бдение в церкви, читать молитвы, в том числе и те, что описаны в книге «Преображение Господне. Антология святоотеческих проповедей» Петра Малкова.
  • Принимать участие в утренней литургии, когда священнослужители облачены в белые одеяния, — символ чистоты и божественного фаворского света.

Религиозные традиции праздника тесно сплелись с народными обычаями.

Народная суть Яблочного Спаса

На Яблочный Спас святят яблоки и виноград: Pixabay

Согласно богослужебному уставу, который носит название «Типикон», 19 августа принято святить виноград нового урожая либо яблоки там, где виноград не выращивают.

Считается, что таким образом люди задабривали Вакха (Бахус, Дионис) — языческого бога виноделия. Сразу после освящения съедали виноград и яблоки, радовались и веселились, прославляя религию и природу. У праздника есть и другие названия:

  • Второй Спас, Средний Спас.
  • Осенины, или Горохов день.

Название «Спас» происходит от имени Иисуса Христа Спасителя. Вторым его назвали, потому что первым празднуют Медовый Спас. Название «Осенины» предполагает первую встречу с осенью, вторая произойдет 21 сентября — в Рождество Пресвятой Богородицы. Осенины праздновали еще славяне-язычники.

Горохов день также был связан с Яблочным Спасом, потому что совпадал в датах. В этот день было принято дарить, есть горох и блюда из него, так как эта культура считалась питательной у древних славян.

Старинные и современные традиции и приметы на Яблочный Спас

У Яблочного Спаса, как у любого народного и религиозного праздника, есть свои традиции, приметы и обычаи. Некоторые из них дошли до наших дней и широко используются при подготовке и проведении праздника.

Традиции и обряды

На Яблочный Спас вяжут букеты из колосьев: Pixabay

Запрет употреблять яблоки до Яблочного Спаса — это еще и символ борьбы с искушением, ведь Адам не удержался и вкусил яблоко, предложенное Евой. Это стало началом грехопадения. Чтобы подчеркнуть символичность праздника, люди надевают белые одежды и идут в церковь, чтобы освятить дары природы — яблоки нового урожая. В корзины кладут груши, виноград и сливы, которые поспевают к 19 августа.

Иногда, как пишет в книге «Русский народный календарь. Обычаи, поверья, приметы на каждый день» Николай Белов, в церковную корзину добавляют овощи, хлеб и мед. Освященный хлеб и мед хранили до весны, чтобы подкормить им пчел.

Хлеб на праздник раньше пекли из зерен первого урожая. В некоторых городах и селах вязали букет из 12 хлебных колосьев, которые святили в церкви вместе с лекарственными и душистыми травами. Букет хранили до посевной, чтобы размочить и посеять вместе с другими зернами.

Освященные фрукты использовали для приготовления праздничных блюд или ели в свежем виде. Так делают и сегодня. Самые популярные блюда на Яблочный Спас и в последующие дни:

  • Постные пирожки и пироги с яблоками.
  • Яблочное варенье и повидло.
  • Вареники с яблоками.

На Яблочный Спас принято есть пироги с яблоками: Pixabay

Даже тем, кто постится, на праздник можно есть рыбу и пить красное вино, чтобы прибавилось сил и чтобы почтить Бога. Шуметь и устраивать кутеж нельзя, надо отмечать праздник мирно, по-семейному. Нельзя заниматься чревоугодием. Есть надо вкусно, но в меру.

Всем друзьям, знакомым, членам семьи и гостям в этот день дарили яблоки. В народе говорили так: «На Второй Спас и нищий яблочко съест», подразумевая, что никто не останется обделенным заботой и вниманием в праздник.

Читайте также:
Именины Арсения: день ангела по церковному календарю

На Яблочный Спас было также принято:

  • Вязать на поле «дедову бороду» из колосьев. Ее перевязывали красной лентой.
  • Провожать солнце. Это делали на закате, исполняя народные песни.

В праздник не принято работать, шить или вязать, а также ссориться и желать людям зла. Надо пребывать в спокойном и благостном настроении. Об этом говорит Галина Айдашева в книге «Русские обряды».

Народные приметы

Какие приметы на Яблочный Спас? Считалось, что до наступления Яблочного Спаса снимать яблоки с ветвей нельзя, ведь они не достигли силы и спелости, не налились соком. Народные поверья гласят, что если съесть яблоко в этот день, загадав желание, то оно непременно сбудется. По вкусу первого яблока гадали, как сложится жизнь в течение года:

  • Если яблоко сладкое, то она будет радостной и счастливой.
  • Если кислое, то жизнь будет трудной и хлопотной.

Вот еще ряд примет на Яблочный Спас, которые не связаны с яблоками:

  • Если на руку сядут две мухи одновременно, то год будет удачным. Их нельзя сгонять, надо чтобы мухи улетели сами.
  • Убивать любых насекомых в праздничный день — плохая примета.

На Яблочный Спас не принято убивать насекомых: Pixabay

Есть погодные приметы, которые принято учитывать в день Спаса:

  • Если нет дождя, то осень будет сухой, а зима — суровой.
  • Если прошел дождь, то осень будет щедрой на осадки.
  • С этого дня по ночам становится все холоднее, и птицы собираются к отлету в теплые края.

Считалось, что теперь погода будет становиться прохладнее. Как пишет Александр Белов в книге «Русский народный календарь. Обычаи, поверья, приметы на каждый день», люди говорили так: «Пришел Спас — бери рукавицы про запас» и «Пришел Спас — ушло лето от нас».

Празднуйте любимый праздник наших предков, провожая лето. Он наполнит душу радостью, мудростью и смирением. Изучайте традиции, обычаи и приметы на Яблочный Спас, чтобы применять их в повседневной жизни.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Спас Яблочный: почему спас, почему называют яблочный?

О Яблочном Спасе слышали многие, но почему он так называется? В первую очередь интуитивно хочется спросить – кто, кого и от чего спас? А главное – что же нужно делать в этот день? Ответы на эти вопросы рассмотрены ниже.

Почему Яблочный Спас так называется

Итак, Яблочный Спас – почему же Спас? На этот счет есть 2 точки зрения, которые не противоречат, а, скорее, дополняют друг друга:

  1. С одной стороны, славяне отмечали этот праздник задолго до прихода христианства. Ежегодно Спас выпадал на 19 августа (по новому стилю). В этот день было принято собирать урожай яблок и других фруктов, Жители окрестных деревень приносили их на общий стол и устраивали веселое народное гуляние. Но самое главное – они создавали припасы и с их помощью спасались от долгой холодной зимы.
  2. А еще Спас – это однокоренное слово от «Спаситель». По церковному преданию в этот день Иисус взошел на гору Фавор вместе с тремя любимыми учениками – Иоанном, Иаковом и Петром. Они беседовали какое-то время, и вдруг лик Христа преобразился. Ученики увидели, что слева и справа от него появились легендарный пророк Илия и Моисей, который вывел евреев из египетского рабства.

Получается, что в этом празднике объединилось сразу 2 события. И во многом они даже совпадают по сути – природа преображается, как и Господь, лето уступает место осени.

Это по-настоящему золотая пора, когда мы можем собрать урожай и подвести итоги сельскохозяйственного года. А заодно запастись всевозможными соленьями, вареньями и другими заготовками на зиму – ведь она уже не за горами.

Почему Яблочный – это второй Спас?

Праздник отмечают 19 августа, но наряду с ним есть еще 2 спаса:

  1. Медовый – 14 августа.
  2. Ореховый – 29 августа.

Их называют соответственно первым и третьим, а яблочный – вторым (в хронологическом порядке). Значение этих дат примерно такое же – люди отмечают урожай, собирают мёд, заготавливают орехи, готовят всевозможные лакомства и собирают веселые застолья.

Однако Медовый и Ореховый Спас, пожалуй, известны не так хорошо, как Яблочный. Ведь именно в последнем случае праздник совпал с днем Преображения. Но отмечать, разумеется, можно все эти дни – тем более, что в августе нет официальных красных дней календаря. Почему бы не устроить себе приятный уик-энд?

Яблочный Спас или Преображение?

Церковные традиции очень часто пересекались с народными верованиями, что придает им особый колорит. Так, Яблочный Спас, который ежегодно отмечается 19 августа, у славян был известен до прихода христианства. В этот день традиционно собирали урожай яблок, которые присутствовали на столе как в свежем виде, так и в составе всевозможных блюд – запеканок, пирожков, повидла и других.

Наши предки считали, что в этот день лето начинает уступать свои права осени, поэтому пришла пора собирать урожай на зиму. Запасы продовольствия в буквальном смысле спасали людей от голода, поэтому праздник стали называть спасом. Хотя не только поэтому.

Согласно церковному преданию в этот же день спаситель Христос взошел на гору вместе со своими тремя избранными учениками – Иоанном, Иаковом и Петром. Там он беседовал с ними какое-то время, и вдруг его лицо преобразилось.

Ученики наверняка удивились и даже встревожились, однако Иисус успокоил их. Спустя еще мгновение апостолы увидели, как рядом со спасителем появилось еще 2 человека – пророк Илия и Моисей, который вывел еврейский народ из египетского пленения.

С тех пор этот евангельский сюжет лег в основу праздника Преображения. Назвали его так из-за того, что лик Христа преобразился и стал буквально белоснежным.

Поэтому хотя Яблочный Спас и церковный праздник Преображение Господне имеют разные предыстории, но отмечаются они в один день. Более того – в каком-то смысле они даже имеют общее значение. Как преобразилось лицо Спасителя, так и природа в последние дни лета преображается, даря людям щедрый урожай.

Читайте также:
Именины Максима: когда по церковному календарю 2020

О глубоком смысле и значении праздника Преображения рассказывает протоиерей Андрей Ткачёв:

Традиции и обычаи: что нужно делать на Яблочный Спас

Итак, понятно, почему Спас называют яблочным. Но что же нужно делать в этот день сегодня? Живут ли народные традиции наших предков в 21 веке? Как ни странно, да. И во многом этому помогла церковь.

Традиционно в день Спаса люди несут в церковь яблоки, виноград, другие фрукты и овощи, чтобы освятить их. Небольшую часть можно оставить в храме после богослужения, чтобы все желающие смогли насладиться этим приятным «вкусным» праздником.

В этот день принято также готовить различные блюда из яблок – излюбленную шарлотку, пирожки, булочки, блинчики с яблоками, яблочное варенье и многое другое. Можно сходить в гости или позвать к себе домой родных и близких и устроить «внеплановое» застолье. Не возбраняется и выпить немного кагора.

А еще можно совершить «обряд на удачу» – разрезать яблоко на 2 половинки, вырезать сердцевину и укрепить свечу в мякоти фрукта. С яблоком можно обойти весь дом и прочитать молитву.

Либо просто загадать желание. Считается, что в этот день плоды яблони обладают особой силой. Поэтому их непременно нужно отведать.

Преображение 2021: почему называют Яблочный Спас, история, традиции, приметы, запреты

Преображение Господне — один из важнейших христианских праздников. Русская православная церковь отмечает его 19 августа. Западные христиане отметили праздник Преображение Господне 6 августа. Народное название праздника — Яблочный Спас.

Откуда пошло название Яблочный Спас

Праздник Преображение Господне посвящен событиям, связанным с Иисусом Христом, — Спасителем. В конце лета — начале осени (в том числе во время строгого Успенского поста) люди издревле спасались от голода свежими овощами и фруктами, созревавшими к тому времени. Отсюда слово «спас». Праздник Преображение связан с апостольской (а по сути — ветхозаветной) традицией освящения первых плодов: на юге это виноград, а в России — традиционно яблоки. До праздника на Руси свежие яблоки старались не есть, а освященные плоды считались «спасительными», целебными. Вот откуда название Яблочный Спас.

Всего в августе празднуется три Спаса — три праздника урожая, посвященных Христу Спасителю: Медовый (Первый) Спас 14 августа; Яблочный (Второй) Спас 19 августа и Ореховый, или Хлебный, (Третий) Спас 29 августа. Подробнее об этих праздниках — в материалах ФАН.

История праздника Преображение Господне

Событие, описанное в Евангелиях, которое вспоминают 19 августа, произошло вскоре после Вознесения Иисуса Христа в небесные чертоги Бога-отца. Несколько апостолов во время молитвы на горе Фавор увидели воскресшего Иисуса в преображенном божественном виде, а также получили от него наставления для дальнейшей деятельности по распространению учения Христова.

Преображение в христианстве считается символом божественного триединства, а также неразрывной связи божественного и человеческого в Христе.

Яблочный Спас: традиции и приметы, что можно и нельзя делать

Яблочный Спас (Преображение) — это середина строгого Успенского поста, предваряющего праздник Успение Богородицы, отмечаемый в память окончания земной жизни Девы Марии. Успенский пост очень строг. Преображение — единственный день, когда верующим дозволяется употреблять в пищу рыбу и морепродукты. Взрослым в праздник разрешено немного вина. Подробнее о правилах Успенского поста читайте в материале ФАН.

Согласно народной традиции, до Яблочного Спаса не дозволялось есть плоды нового урожая, особенно яблоки. Считалась, что до 19 августа можно употреблять в пищу только свежие огурцы. Особенно строго осуждали женщин, нарушающих запрет: согласно суеверию, съеденное до Преображения свежее неосвященное яблоко могло привести к болезням и гибели детей села.

Впрочем, «грех» можно было отмолить: по народным верованиям, на Спасы, а особенно на Успение, прощаются все бабьи грехи, совершенные за год.

Запрет на свежие фрукты до Преображения имеет исторические корни. В средиземноморских монастырях монахи по апостольской традиции до праздника не ели виноград нового урожая, который следовало освятить на Преображение и только потом употреблять в пищу. Нарушителей лишали свежих фруктов на две недели.

Традиция освящать виноград, яблоки и другие плоды на Преображение очень распространена до сих пор. Считается, что после специальной молитвы эти плоды можно употреблять в пищу.

На Руси главный блюдом и героем Преображения были яблоки: их ели во всех видах, готовили из них блюда и напитки, начинали заготавливать на зиму, дарили полными корзинами, продавали целыми возами и так далее. Вообще на Яблочный Спас было принято проявлять щедрость, скупердяев и жадин сурово осуждали.

Традиция в этот день дарить друг другу яблоки и яблочные пироги, звать в гости на чай с шарлоткой (рецепт смотрите в инфографике ФАН) сохраняется и поныне.

Яблочный Спас на Руси был временем последних гуляний перед осенней страдой и окончательного бесповоротного завершения купального сезона. Сидеть дома в этот день запрещалось: считалось, что отказ от празднования обижает матушку-землю, дарительницу урожая. Купание после 19 августа также строго осуждалось: люди боялись побеспокоить водную нечисть, которая, согласно верованиям, уже начинала засыпать на дне водоемов.

По погоде на Яблочный Спас судили о предстоящей осени и зиме. Если погода на Преображение еще летняя — осень будет теплой и долгой, но зато зима — суровой и снежной. Если на Яблочный Спас холодно и дождь — осень не порадует, но зато зима будет мягкой и оттепельной.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: