Именины Елены: день ангела по церковному календарю

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Именины Елены по церковному календарю

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Имя Елена имеет греческое происхождение. В переводе на русский язык оно означает светлая, сияющая. К положительным чертам имени можно отнести доверчивость, обаятельность, кокетливость. Она достаточно добра. Елена — это тот человек, который проявляет добродушность, сочувствие к людям, нуждающимся в этом. Но несмотря на свою мягкость девочка справедлива. Она не терпит обмана. Она способна себя защитить и наказать своего обидчика.

Сегодня имя «Елена» по популярности женских имен занимает 38 место в рейтинге на территории Украины и России.

Характер именинницы

Девочка Елена быстрая, умная, сердечная. Таких людей как она часто называют «леди искренность». Она очень влюбчивая, но несмотря на это найдя свою половинку готова пойти на любые жертвы ради своей любви. Для нее очень важен покой и мир.

В школе девочка учится очень хорошо. От своих свойственников она отличается богатой фантазией и отменной памятью. В большинстве она дружит с мужчинами чем с женщинами. Елене очень тяжело прощать обиды. Она обидчива и не терпит оскорблений и критики в свою сторону, даже от самых близких людей. Девочка очень любопытна и не умеет держать секреты. Также в характере у Елены есть и отрицательная черта – это лень. Она движет ее жизненной энергией.

День ангела Елены по церковному календарю

Как известно считается что имя ребенку нужно подбирать по православному календарю. Считается что от правильности подбора имени зависит насколько он будет счастлив в жизни. Также на удачу в жизни влияет то насколько вы почитаете своего ангела хранителя. Но чтобы его почитать нужно знать какого числа он празднуется. И так, когда день ангела Елены?

На протяжении года памятных дат не так уж и много. Именины Елены по церковному календарю отмечаются в следующие даты:

Именины Елены по церковному календарю

Дата Святой покровитель
28 января Великомученица Елена
19 марта Равно апостольная царица Елена Константинопольская
3 июня Равно апостольная царица Елена Константинопольская
8 июня Мученица Елена
10 июня Преподобная Елена Дивеевская
24 июля В крещении Елена (Ольга) великая княгиня Российская
10 августа Инокия Елена Асташикина
17 сентября Мученица Елена Чернова
12 ноября Преподобная, королева, Елена Сербская

Пусть хранит Вас Господь!

Смотрите еще и видео о Дне Ангела Елены:

На День ангела Елены поздравления трогательные и красивые открытки

Лучшие поздравления с именинами Елены – картинки, в прозе и стихах – подобрал Главред.

День Елены 2021 отмечается несколько раз в год.

В праздник 3 июня поздравления с Днем ангела Елена принимает, так как это второй в году день памяти равноапостольной царицы Елены Константинопольской.

К лику святых мать константинопольского правителя причислили за то, что она организовала в Иерусалиме раскопки, благодаря которым и были обретены Гроб Господень, Животворящий Крест (на котором распяли Христа) и иные великие христианские реликвии.

Поздравления с Днем Елены на русском радостно звучат в этот день.

Именины Елены по православному календарю

Именины Елены по церковному календарю отмечаются:

  • 28 января – в честь великомученицы Елены;
  • 19 марта – в честь равноапостольной царицы Елены Константинопольской;
  • 3 июня – в честь равноапостольной царицы Елены Константинопольской;
  • 8 июня – в честь мученицы Елены;
  • 10 июня – в честь преподобной Елены Дивеевской;
  • 24 июля – в честь княгини Ольги (в крещении Елена);
  • 10 августа – в честь инокии Елены Асташикиной;
  • 17 сентября – мученицы Елены Черновой;
  • 12 ноября – преподобной, Елены Сербской, королевы.

Елена: значение имени и сочетаемость

Значение у имени “светлое”. Также оно означает “избранная”.

Леной хорошо называть девочек, которые родились под зодиакальным созвездием Рака: на них оно окажется позитивное влияние.

Елене можно смело дарить что-то с халцедоном или изделия из ясеня: это тотемные камень и дерево имени.

Хорошо складываются отношения у Елены с носителями имени: Авраам, Артемий, Андрей, Афанасий, Богдан, Вячеслав, Викентий, Гавриил, Гордей, Герасим, Дмитрий и Давид, Емельян, Иннокентий и Игорь, Иосиф, Исаакий, Климент, Кирилл, Кондрат, Кузьма, Лукьян, Матвей, Макар, Михаил, Платон, Памфил, Роман, Севастьян, Савелий, Тихон, Тимофей, Трофим, Федот, Ярослав

Могут быть сложности в отношениях с владельцами имени: Анатолий и Александр, Антон, Василий и Вадим, Герман, Григорий, Ефрем, Евгений, Иван, Марк, Николай, Петр, Степан, Рафаил, Тарас.

День ангела Елены: молитва

Моли Бога о мне, святая угодница Божия Елена, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Читайте также:
Праздник Казанской иконы Божией Матери: история, традиции, значение и смысл

Поздравления с днем Елены в прозе прикольные

С Днем ангела, прекрасная, очаровательная, милая Елена. Пусть твой хранитель хранит тебя от хворей и бед, пусть у твоего ангела будут невероятно большие крылья, которые всегда укроют тебя от зависти и печали. Желаю тебе, Ленусик, всегда оставаться воодушевленной, сильной, смелой, волевой, доброй, искренней, любимой и любящей, и просто достойной счастья!

Дорогая Елена! Поздравляю тебя с духовным праздником – Днем ангела! И желаю тебе всегда оставаться такой же особенной, жизнелюбивой, молодой душой и телом. Ты самый отзывчивый, добрый и приятный в общении человек из всех, кого я знаю! С любовью.

Леночка, как говорит значение твоего имени, ты “избранная”. Пусть же и судьба у тебя будет волшебная и необыкновенная. Пусть же ангелы оберегают тебя на жизненных путях. У тебя на земле есть своя миссия. Веры тебе, надежды, неизменного счастья и удачи. С Днем ангела, святыми именинами!

День ангела Елены 2019: поздравления короткие в смс

3 смс – 181 символ:

Елена, поздравляю тебя с днем ангела! Желаю тебе благополучия и успеха. Хороших друзей и прекрасных знакомых. Красивой любви, взаимных чувств, широких взглядов и больших достижений!

Праздник Иоанна Златоуста — 26 ноября 2020 года

В один из последних осенних дней православные христиане отмечают праздник, посвящённый одному из самых почитаемых христианских святых — святителю Иоанну Златоусту. Его жизненный путь — пример праведной жизни, основанной на традиционных христианских ценностях, в которой нет места для гордыни, излишнего стяжательства и мирской суете.

История

Житие святого Иоанна началось в 347 г. в Антиохии. Родившись в семье обеспеченного чиновника, мальчик получил хорошее образование. Он постигал основы философии и риторики под руководством лучших учителей своего времени. Также в его образовании большое внимание уделялось изучению Святого Писания и молитвам, помогающим ему разбираться в вопросах веры и встать на путь служения Господу.

В 367 г. Иоанн принял крещение. Образованный молодой человек успешно познавал тонкости подвижнического образа жизни. Приняв иночество и отказавшись от кафедры епископа, он на 4 года уходит в странствие по пустыни. Здесь он создаёт множество богословских трудов, работу над которыми продолжает, возвратившись в Антиохию. В это время раскрывается его уникальный дар — трогать сердца и души людей, неся им Слово Божие. Слушатели, приходящие в храм, называли его «Златоуст».

Читайте о святом:

В 397 г. святой Иоанн назначается архиепископом Константинопольским. Многие благие дела, удалось ему совершить на этом служении. К ним относятся:

  • утверждение христианской веры среди населения империи, в том числе начало христианизации готов и славян;
  • строительство больниц и путевых домов для паломников;
  • установление полного круга Богослужения;
  • обличение пороков священства и неправедной жизни аристократов.

Настойчивое следование своим принципам и нежелание идти на компромиссы настроило часть византийской элиты, во главе с императрицей, против святителя. Это привело к распространению клеветнических сплетен об архипастыре, опираясь на которые его низложили и отправили в изгнание в далекие восточные провинции. Но даже гонения не помешали ему поддерживать силу Духа и Веры в своих последователях, с которыми он вёл активную переписку. Она стала поводом для ужесточения его участи. Зимой 406 г. святителя Иоанна приказали перевести в современную Пицунду, которая находится в Абхазии. Измождённый жестоким обращением и лишениями, подорвавшими его здоровья, старый человек не выдержал долгого перехода и закончил свой земной путь 14 сентября 407 г. в селении Команы.

Святителя Иоанна Златоуста возвели в лик святого через 30 лет. Его мощи с почетом перенесли в византийскую столицу и поместили в церкви Всех Святых. В начале XIII в. крестоносцы вывезли святыню в Рим, из которого она вернулась в Стамбул (собор Святого Георгия) в начале XXI столетию по распоряжению главы Римской Католической церкви.

Интересно: существует легенда, рассказывающая, что во время водружения раки со святыми мощами в соборной церкви произошло чудо — святитель открыл уста и пожелал всем собравшимся мира.

Установление праздника

День памяти Иоанна Златоуста праздновался в христианской церкви в дату его смерти — 13 сентября. Но на эту же дату приходился один из основных церковных праздников — Воздвижение Креста Господнего. Поэтому на Соборе решили перенести поминовение святителя на 13 ноября по юлианскому календарю.

Таким образом, современные православные люди отмечают этот день в конце осени — 26 ноября.

Традиции

День Иоанна Златоуста — один из основных христианских праздников, имеющий и церковные и народные традиции. Утром все православные люди идут в храм, чтобы вознести святому проповеднику молитву и попросить о помощи.

Просить его можно о разных потребностях, например:

  • способствовать справедливому наказанию обманщиков и взяточников;
  • помочь маленьким детям заговорить;
  • направлять в учебе и овладении знаниями;
  • избавить от смятения в душе;
  • преодолеть болезни.
Читайте также:
Праздник Жен-мироносиц (Православный женский день): история и происхождение, значение и смысл, традиции

В народе говорили, что в праздник нельзя ругаться с людьми, злиться и осуждать их. Господь видит все тайные помыслы своих детей и накажет завистливых и злых людей. Впрочем, этому правилу нужно следовать и в любые другие дни.

В старину после посещения церкви хозяйки начинали готовить из муки нового помола. Лепили впрок вареники с различными постными начинками, так как впереди ждал Рождественский пост.

На заметку! День поминовения Иоанна Златоуста считали самым подходящим для начала паломничеств, так как хозяйственные работы к этому времени уже заканчивались, а осенняя грязь сковывалась первыми настоящими зимними морозами.

День праздника Иоанна Златоуста — время, когда всем православным людям следует задуматься о своей жизни, её соответствии христианским заповедям.

Важно! Истинно верующий человек должен помнить, что вера определяется не размером носимых на теле христианских символов и внешнем соблюдении церковных традиций, а духовным совершенствованием и следовании заветам и примеру предстоятелей Господа.

Святитель Иоанн Златоуст

Память святителя Иоанна Златоуста, патриарха Царьграда, установлена ежегодно 26 ноября (13 ноября по строму стилю) в честь годовщины его восшествия на архиепископскую кафедру. Святителя Иоанна Златоуста святые отцы именуют «устами Христовыми, светилом всемирным, вселенским учителем». Иоанн Златоуст был родом из Антиохии. Он учился у лучших философов и риторов. С 398 года Иоанн Златоуст — архиепископ Константинопольской церкви. Он был величайшим проповедником и оставил нам огромное богословское наследие. Произведения Иоанна Златоуста признаются исследователями как важнейшие источники по истории Антиохии IV века.

Содержание:

Священническое служение инока Иоанна и богословские труды

Святитель Иоанн Златоуст (Златоустый), архиепископ Константинопольский, — один из трех Вселенских святителей. Родился около 347 года в Антиохии, в семье военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына. Мать Иоанна, Анфиса, в двадцать лет осталась вдовой. Она приняла решение больше не выходить замуж, а посвятить себя воспитанию сына в христианском благочестии. Юный Иоанн учился у лучших философов и риторов того времени. Одним из его учителей был представитель софистики, руководитель риторической школы в Антиохии — Либаний (314-193 гг.). Иоанн с ранних лет обратился к изучению Священного Писания и молитве. В 367 году он принял святое крещение от своего наставника Антиохийского епископа Мелетия (ум. 381 г.). Спустя три года Иоанн был рукоположен в чтеца. В 372 году епископ Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом (328-378 гг.). Иоанн вместе с Феодором (ок. 350-428 гг.; впоследствии епископ Мопсуестийский) учился в богословской Антиохийской школе у пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского.

Когда преставилась мать Иоанна, он принял иноческий постриг. Вскоре Иоанна посчитали достойным для епископского сана. Однако он предпочел не становиться архиереем. В этот период Иоанн написал свой великий труд «Шесть слов о священстве». Он провел четыре года в пустыни, где создал такие произведения, как «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение инока с царем» («Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни»), проникнутые высоким представлением о достоинстве иноческого звания. Два с половиной года он подвизался в молчании, находясь в пещере.

Когда Иоанн вернулся в Антиохию, епископ Мелетий поставил его в диакона (381 год). Иоанн создал такие богословские труды, как «О Провидении» («К Стагирию подвижнику»), «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников». В 386 году Иоанн был рукоположен в пресвитера епископом Антиохийским Флавианом (320-404 гг.). Пресвитер Иоанн стал блестящим проповедником Слова Божия. За свой дар Богодухновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». В течение двенадцати лет дважды в неделю, а бывало и ежедневно, Иоанн проповедовал в церкви при большом стечении людей. В это время он написал толкования на ряд книг Священного Писания и множество бесед на отдельные библейские тексты, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников). Кроме того пресвитер Иоанн имел попечение о бедных: Антиохийская Церковь ежедневно обеспечивала пищей до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных. В начале Великого поста 388 года пресвитер Иоанн начал толкование книги Бытия, которое закончил в конце октября. За Четыредесятницу он произнес 32 беседы. На Страстной седмице говорил о предателе и о Кресте, на Пасхальной седмице и до Пятидесятницы ежедневно произносил проповеди.

С Пасхи следующего года Иоанн начал изъяснение Евангелия от Иоанна, а в конце 389 года перешел к Евангелию от Матфея. В 391 году антиохийские христиане слушали его толкование на Послания святого апостола Павла к римлянам и к коринфянам. С 393 года он обратился к Посланиям к галатам, ефесянам, Тимофею, Титу и псалмам. В беседе на Послание к ефесянам Иоанн обличал антиохийский раскол: «Говорю и свидетельствую, что раздирать Церковь не менее значит, как и впадать в ересь. Церковь есть дом Отца Небесного, Единое Тело и Единый Дух».

Читайте также:
Именины Дмитрия: когда по церковному календарю 2020

Святитель Иоанн Златоуст — архиепископ Константинопольский

В 397 году преставился архиепископ Константинопольский Нектарий. Иоанн был вызван из Антиохии для поставления на константинопольскую кафедру в качестве архиепископа. Свои архипастырские труды он начал с совершенствования священства. Средства, предназначенные для архиепископа, Иоанн отдал на содержание нескольких больниц и гостиниц для паломников. Сам же архиепископ Иоанн питался весьма скудно, не посещал церковные пиршества. Он занимался утверждением христианства не только в Константинополе, но и во Фракии, Малой Азии, Понтийской области. Иоанн направлял самых ревностных христианских миссионеров для проповеди в Финикию и Персию. Иоанн писал послания в Сирию, чтобы вернуть Церкви маркионитов, и добился этого. Храня единство Церкви, святой не позволил могущественному готскому военачальнику, диктовавшему свои условия императору, открыть в Константинополе арианский храм. Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения.

Гонения на архиепископа Иоанна Златоуста

Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, обличал архиепископ Иоанн. Императрица Элия Евдоксия (ум. 404 г.), супруга императора Флавия Аркадия (377-408 гг.), повелела конфисковать последнюю собственность у вдовы и детей опального вельможи. Архиепископ Иоанн заступился за вдову. Но императрица не уступила и разгневалась на архипастыря. Еще сильнее разгорелся ее гнев после того, когда недоброжелатели сказали ей, будто архиепископ Иоанн в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее. Суд, состоящий из иерархов, которых ранее обличал Иоанн, постановил лишить его сана и казнить за оскорбление императрицы. Но император Аркадий заменил казнь на ссылку. Народ заступался за своего архипастыря. Чтобы избежать волнений, Иоанн сам отдал себя в руки властей. В ту ночь в Константинополе произошло страшное землетрясение. Напуганная Евдоксия просила супруга вернуть из ссылки Иоанна и отправила ему письмо с мольбами о возвращении. Но спустя время очередной донос пробуждает гнев Евдоксии.

Святитель Иоанн Златоуст с житием. Икона середины XVI века. Из Федоровского монастыря Переславля-Залесского. ПЗИХМЗ

В марте 404 года состоялся неправедный Собор, постановивший изгнать святого Иоанна. После исполнения постановления сгорел храм Святой Софии и здание сената. Вскоре последовали опустошительные набеги варваров. Клеветники бежали в Александрию. Но уже через два месяца новый донос пробуждает гнев Евдоксии. И вновь в столичном храме святитель в краткой речи благословляет Господа «за все пути Его». В октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.

Читать онлайн в оригинале

Преставление архиепископа Иоанна Златоуста

Иоанн, находясь в Армении, укреплял в вере своих духовных чад. Сохранились его многочисленные письма епископам Азии, Африки, Европы. В 405 году Иоанн заболел. Но его недоброжелатели продолжали бесчинствовать. Из Константинополя пришел приказ перевести Иоанна в Пифиунт (Абхазия). Переход, длившийся три месяца в дождь и зной, Иоанн совершал под конвоем, будучи обессиленный болезнями. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска, утешенный явлением мученика («Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе»), причастившись Святых Христовых Тайн, Иоанн со словами «Слава Богу за все!» отошел ко Господу 14 сентября 407 года.

Иоанн был погребен в Команах Понтийских.

В 438 году его мощи были перенесены в Константинополь. По преданию, во время этого события народ возгласил единым голосом: «Прими престол свой, отче!», а уста святителя, лежащего в гробу нетленным, отверзлись, и он возгласил «Мир всем!». В ходе Четвертого крестового похода (1204 год) мощи святителя Иоанна были вывезены из Константинополя в Рим, а 26 ноября 2004 года, по решению папы Иоанна Павла II, были возвращены Константинопольской церкви вместе с мощами Григория Богослова и хранятся в соборе Святого Георгия в Фанаре.

Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста в Константинополь в храм святых Апостолов. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим

Иоанн Златоуст является автором литургии византийского обряда, которая, согласно Уставу, совершается в большую часть дней богослужебного года.

Почитание святителя Иоанна Златоуста. Тропарь, кондак и канон

Иоанна Златоуста почитают в числе трех «вселенских учителей» (вместе с Василием Великим и Григорием Богословом), торжество в их честь совершается 12 февраля (30 января по старому стилю). Также отмечаются дни памяти:

9 февраля (27 января по старому стилю) — перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста (из Коман в Константинополь);

27 сентября (14 сентября по старому стилю) — преставление святителя Иоанна;

Читайте также:
День Иверской иконы Божией Матери: история, традиции, значение и смысл

26 ноября (13 ноября по старому стилю) — день святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского (годовщина его восшествия на архиепископскую кафедру).

Тропарь и кондак святителю Иоанну Златоусту

Тропарь, глас 8.

От уст твоих яко же светолучная заря восия, Богом данная ти благодать вселенную просвещая. Не сребролюбно сокровище мирови положи, но высоту нам смиренномудрия показа, и своими словесы наказуя отче Иоанне Златоусте, моли Сло́ва Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак, глас 6.

С небес приим Божественную благодать, и своими устнами вся учиши, поклонятися в Троице единому Богу, Иоанне Златоусте, всеблаженне преподобне, достойно хвалим тя, еси бо наставник, яко бежестенная являя.

Библиотека Русской веры
Канон святителю Иоанну Златоусту →

Святитель Иоанн Златоуст. Иконы

Древнейшие сохранившиеся изображения Иоанна Златоуста находятся в церкви Санта-Мария Антиква в Риме (фрески середины VII и середины VIII века) и в часовне в Хирбет-эль-Мард (VII век).

Иконография святителя Иоанна Златоуста почти не отличается от общей иконографии святителей. Но в Византийское время у нее была одна особенность: святителя писали с крестом — знаком мученичества. Но, как известно, святитель пострадал не от язычников или еретиков, а от своих же братьев по вере. И этот крест в эпоху Византийской Империи был напоминанием, что мученичество возможно не только в эпоху гонений.

Святитель Иоанн Златоуст. Греция. XIV в., Ватопедский монастырь

Изображения святого получили широкое распространение в церковном искусстве. В русских иконописных подлинниках иконография Иоанна Златоуста описана так: «…брада аки Космы Безсребренника, мало надсед, редка, власы на главе русы, мало курчеваты, чело высоко, морщевато, риза святительская, саккос киноварь, в крузех кресты златые, испод празелень, рукою благословляет, а в другой книга».

Святитель Иоанн Златоуст. Мозаика Софийского собора в Киеве (XI век)

Святитель Иоанн чтится как создатель редакции Литургии, наиболее распространенной в Православной Церкви, а потому его образ часто можно увидеть в храме в Алтаре или в иконостасе в святительском чине вместе с другими Отцами Церкви.

Иоанн Златоуст. Последняя четверть XIV в. Из деисусного чина. Благовещенский cобор Московского Кремля, Москва Иоанн Златоуст. 1425–1427 гг. Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Сергиев Посад Святители Иоанн Златоуст и Василий Великий. Первая половина XVI века. Вологодские земли, фрагменты Царских врат

Святитель Иоанн Златоуст. Начало XVII века, Русь. Минея Ноябрь (фрагмент иконы). Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии Святитель Иоанн Златоуст. 1408 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Храмы во имя святителя Иоанна Златоуста

Во имя Иоанна Златоуста был освящен один из старейших монастырей Москвы, находившийся на Большом Златоустинском переулке. Первое упоминание об обители относится к 1412 году. В Советский период монастырь был уничтожен.

Вид на Златоустовский монастырь, 1882 год

Во имя святителя Иоанна Златоуста был построен храм в Костроме. Первое упоминание о нем относится к 1628 году. В начале XVII века на этом месте находился ансамбль из двух деревянных храмов — «зимнего» во имя святых мучеников Флора и Лавра и «летнего» во имя святителя Иоанна Златоуста. В XVII веке деревянный храм Иоанна Златоуста был отстроен заново, а в середине XVIII века на его месте была сооружена каменная церковь.

Церковь во имя святителя Иоанна Златоуста в Костроме

Во имя Иоанна Златоуста освящен храм в Вологде. Согласно Клировым ведомостям, храм — постройка XVII века. Церковь является двухэтажной, т.е. состоит из двух помещений: нижней и верхней церкви. Престол верхней церкви был освящен во имя Иоанна Златоуста, престол нижней церкви — во имя святых Жен Мироносиц.

Храм во имя Иоанна Златоуста в Вологде

Во имя Иоанна Златоустаго освящена часовня в Кедронской долине (Иудейской пустыне) Израиля. Сама часовня, видимо, переоборудована из жилой кельи, которой была первоначально.

Часовня во имя Иоанна Златоустаго в Иудейской пустыне

Старообрядческие храмы во имя святителя Иоанна Златоуста

Старообрядческие церкви (РПСЦ), освященные во имя святителя Иоанна Златоуста, находятся в Туле и Ярославле.

Храм во имя Иоанна Златоуста в Туле. Годы постройки: 1903-1913 Храм во имя Иоанна Златоуста в Коровниках (г. Ярославль). Годы постройки: 1649-1654

Святитель Иоанн Златоуст 2021: какого числа по церковному календарю

Святитель Иоанн Златоуст – христианский святой, почитаемый православной церковью. О житие святого и в чем помогает молитва перед иконой Иоанна Златоуста, а также где находятся мощи, вы узнаете ниже. А также, какого числа день памяти Иоанна Златоуста в 2021 году по православному календарю, стоит знать всем без исключения!

Когда день памяти святителя Иоанна Златоуста в 2021 году?

День памяти святителя Иоанна Златоуста в 2021 году отмечается трижды.

  • 26 ноября — день памяти святителя Иоанна.
  • 27 сентября – преставление святого Иоанна Златоуста.
  • 9 февраля — перенесение мощей Иоанна Златоуста из Коман в Константинополь.
Читайте также:
Именины Андрея: день ангела по церковному календарю в 2020 году

По старому стилю день памяти Иоанна Златоуста отмечался церковным календарем 13 ноября, день преставления – 14 сентября. Перенесение мощей Иоанна Златоуста по старому стилю церковным календарем отмечается 27 января. Даты не являются переходящими, отмечаются православной церковью в один и тот же день каждый год.

Церковь почитает Иоанна Златоуста как грамотного учителя, который подробно раскрыл миру суть христианского учения. Именно Иоанн Златоуст шаг за шагом, учит правильно истолковывать Священное Писание, а не делать из него свои, иногда бывает, ошибочные выводы.

Житие Иоанна Златоуста

Иоанн Златоуст родился в Антиохии, Сирия, предположительно в 347 году. Его отцом был военачальник. Отец Иоанна погиб рано, но мальчик получил хорошее образование, семья была богатая. В возрасте 18 лет Иоанн отправился в Афины, для продолжения обучения. Тут он начал изучать Священное писание. Вернувшись через несколько лет домой, Иоанн принял крещение от епископа Антиохийского.

Позже, Иоанн был рукоположен в чтеца, а после ему предлагали стать пресвитером, но он отказался. Это был период, когда прекратились гонения на христиан, но многие назывались верующими, только потому что, это была идеология власти. Иоанн же, после смерти матери, раздал все свои богатства и ушел в монахи, отправился в уединение на 4 года, два из которых провел в полном молчании.

В 381 году святой Иоанн вернулся и принял священство, а через пять лет стал пресвитером. В то время, основным способом обучения были проповеди, а образованный Иоанн был очень талантлив в этом, за что и получил прозвище – Златоуст. Однако он прославился не только проповедями, в Антиохии Иоанн занимался и реальными делами: принимал участие в строительстве больниц и благотворительных учреждений.

В 397 году, после смерти архиепископа Константинопольского Нектария, Иоанн становится иерархом столицы. Этому назначению способствовал сам император Аркадий, который уважал святителя. Однако очень скоро император разочаровался в своем назначении, так как Иоанн был служителем воли Бобьей, а не человеком императора. В правящем священстве тоже было много недовольных правлением Иоанна Златоуста. В 403 году, по решению Собора епископов, святитель был отправлен в изгнание. Однако, благодаря поддержке народу, вскоре его вернули обратно.

Иоанн никогда не сдерживал правды, и говорил прямо. Он обвинил императора и его супругу в чрезмерной роскоши и жадности по отношению к подчиненным, а это было преступлением в те времена. Святителя Иоанна снова отправили в ссылку, после того, как он сравнил императора с Иродом. Иоанн отправился в Армению, потом в современную Пицунду, по пути в которую он и скончался в Команах 27 сентября 407 года.

Где находятся мощи святого

После смерти, Иоанн Златоуст был погребен там же, в Команах, в саркофаге. 30 лет спустя было принято решение перенести тело в Константинополь. В 438 году император Феодосий II отправил за мощами святителя Иоанна специальную делегацию. Мощи Иоанна Златоуста на корабле доставили в столицу Византии. По прибытии в Константинополь встречать святые мощи вышли Патриарх Прокл, император Феодосий II и огромное множество народа. Раку с мощами Иоанна Златоуста поставили в церкви святой мученицы Ирины.

При открытии крышки саркофага, тело Иоанна оказалось нетленным и источающим дивное благоухание. Позже мощи святителя Иоанна Златоуста перенесли в церковь святых апостолов. В честь перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста из Коман в Константинополь установлено отдельное празднование, отмечаемое ежегодно 9 февраля.

В 1204 году во время Четвертого крестового похода мощи святителя Иоанна были перенесены из Константинополя в Рим. Лишь в ноябре 2004 года святыня была возвращена на свою историческую родину. Сейчас святые мощи Иоанна Златоуста пребывают в Стамбульском соборе святого Георгия.

Село Каманы в Абхазии существует и поныне. Сейчас там расположен знаменитый Команский монастырь, ставший местом паломничества для многих верующих христиан. Здесь находится саркофаг, который был обнаружен в конце XIX века при строительстве колокольни. Была выдвинута версия, что это именно тот саркофаг, в котором находилось тело Иоанна Златоуста до перенесения в Константинополь.

О чем молятся Иоанну Златоусту

Святой Иоанн Златоуст считается покровителем людей, чей род деятельности связан с общением с другими людьми. Молитвы Иоанну Златоусту помогут получить уверенность и правильно составить важную речь, например, адвокатам, дикторам, ораторам. Считается также, что святой Иоанн помогает в учебе, в обретении мудрости и укреплении духовности.

Молитва перед иконой Иоанна Златоуста защитит вас и ваших родных от злых намерений, поможет преодолеть бедность или выбраться из нищеты и обрести благополучие.

Молитва Иоанну Златоусту

Господь, Иисус Христос, Бог наш, раскрой уши и глаза моего сердца, чтобы мнее, Господи, слушать Твое слово, пони­мать и совершать Твою волю, так как «Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих. Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего». Боже мой, на Тебя надеюсь, чтобы Ты просветил мое сердце.

Читайте также:
Праздник пресвятой Троицы: история и происхождение, значение и смысл, традиции

26 ноября — день памяти святителя Иоанна Златоуста

История

Житие святого Иоанна началось в 347 г. в Антиохии. Родившись в семье обеспеченного чиновника, мальчик получил хорошее образование. Он постигал основы философии и риторики под руководством лучших учителей своего времени. Также в его образовании большое внимание уделялось изучению Святого Писания и молитвам, помогающим ему разбираться в вопросах веры и встать на путь служения Господу.


Святой Иоанн Златоуст

В 367 г. Иоанн принял крещение. Образованный молодой человек успешно познавал тонкости подвижнического образа жизни. Приняв иночество и отказавшись от кафедры епископа, он на 4 года уходит в странствие по пустыни. Здесь он создаёт множество богословских трудов, работу над которыми продолжает, возвратившись в Антиохию. В это время раскрывается его уникальный дар — трогать сердца и души людей, неся им Слово Божие. Слушатели, приходящие в храм, называли его «Златоуст».

Читайте о святом:

  • Икона святителя Иоанна Златоуста
  • Молитвы святителю Иоанну Златоусту
  • Церковь во имя Иоанна Златоуста в Годеново

В 397 г. святой Иоанн назначается архиепископом Константинопольским. Многие благие дела, удалось ему совершить на этом служении. К ним относятся:

  • утверждение христианской веры среди населения империи, в том числе начало христианизации готов и славян;
  • строительство больниц и путевых домов для паломников;
  • установление полного круга Богослужения;
  • обличение пороков священства и неправедной жизни аристократов.

Настойчивое следование своим принципам и нежелание идти на компромиссы настроило часть византийской элиты, во главе с императрицей, против святителя. Это привело к распространению клеветнических сплетен об архипастыре, опираясь на которые его низложили и отправили в изгнание в далекие восточные провинции. Но даже гонения не помешали ему поддерживать силу Духа и Веры в своих последователях, с которыми он вёл активную переписку. Она стала поводом для ужесточения его участи. Зимой 406 г. святителя Иоанна приказали перевести в современную Пицунду, которая находится в Абхазии. Измождённый жестоким обращением и лишениями, подорвавшими его здоровья, старый человек не выдержал долгого перехода и закончил свой земной путь 14 сентября 407 г. в селении Команы.

Святителя Иоанна Златоуста возвели в лик святого через 30 лет. Его мощи с почетом перенесли в византийскую столицу и поместили в церкви Всех Святых. В начале XIII в. крестоносцы вывезли святыню в Рим, из которого она вернулась в Стамбул (собор Святого Георгия) в начале XXI столетию по распоряжению главы Римской Католической церкви.

Интересно: существует легенда, рассказывающая, что во время водружения раки со святыми мощами в соборной церкви произошло чудо — святитель открыл уста и пожелал всем собравшимся мира.

День памяти Святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского

Родился в Антиохии ок. 347 года, в семье военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына.

Мать святого Иоанна, Анфуса, оставшись в двадцать лет вдовой, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию сына в правилах христианского благочестия. Юноша учился у лучших философов и риторов. Но, пренебрегая суетными знаниями язычников, будущий святитель рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский, полюбивший Иоанна, как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил. Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца.

После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом в 372 году, Иоанн совместно с Феодором (впоследствии — епископом Мопсуетским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского. Особенное влияние на юношу оказал высокообразованный Диодор. Когда скончалась мать Иоанна, он принял иночество, которое называл «истинной философией». Вскоре Иоанна и Феодора сочли достойными кандидатами для занятия епископских кафедр, и друзья решили удалиться в пустыню, избегая назначения.

Однако святой Иоанн, сам уклонившись из смирения от архиерейского сана, тайно содействовал посвящению Василия. В это время святой Иоанн написал «Шесть слов о священстве», великое творение православного пастырского Богословия.

Четыре года провел святой в трудах пустыннического жительства, подвизаясь под руководством опытного духовного наставника. Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. Для восстановления здоровья Иоанн должен был возвратиться в Антиохию. В 381 году святой епископ Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона. Последующие годы были посвящены работе над новыми богословскими творениями: «О Провидении» («К Стагирию подвижнику»), «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников».

В 386 году святой Иоанн был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Богодохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой, при стечении толп народа, обычно дважды в неделю, а иногда — каждодневно, проповедовал в храме, глубоко потрясая сердца слушателей.

Читайте также:
Поминовение воинов: история и истоки возникновения, как и когда праздновать, традиции

В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами Священного Писания святой Иоанн обращается к священной герменевтике — науке о толковании Слова Божия. Среди его экзегетических творений — толкования на целые книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные тексты святой Библии, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников). Иоанн-пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных.

В начале Великого поста 388 года святитель начал толкование книги Бытия. За Четыредесятницу он произнес 32 беседы. На Страстной седмице говорил о предателе и о Кресте, на Пасхальной седмице и до Пятидесятницы ежедневно прихожане наставлялись его пастырским словом. Толкование книги Бытия было закончено в конце октября. С Пасхи следующего года святой начал изъяснение Евангелия от Иоанна, а в конце 389 года перешел к Евангелию от Матфея. В 391 году антиохийские христиане слушали его толкование на Послания святого апостола Павла к Римлянам и к Коринфянам. С 393 года он обратился к Посланиям к Галатам, Ефесянам, Тимофею, Титу и псалмам. В беседе на Послание к Ефесянам святой Иоанн обличал антиохийский раскол: «Говорю и свидетельствую, что раздирать Церковь не менее значит, как и впадать в ересь. Церковь есть дом Отца Небесного, Единое Тело и Единый Дух».

Росла слава святого проповедника, и в 397 году, по преставлении Константинопольского архиепископа Нектария, преемника святителя Григория Богослова, он был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру. В столице святой архипастырь не мог проповедовать так часто, как в Антиохии. Множество дел ожидало решения святителя, он начал с главного — с духовного совершенствования священства. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашений на обеды.

Ревность святителя к утверждению христианской веры распространялась не только на жителей Константинополя, но и на Фракию, включая славян и готов, Малую Азию и Понтийскую область. Им был поставлен епископ для Церкви Боспора, находившейся в Крыму. В Финикию, Персию, к скифам для обращения ко Христу язычников святой Иоанн направлял ревностных миссионеров, писал послания в Сирию, чтобы вернуть Церкви маркионитов, и добился этого. Храня единство Церкви, святой не позволил могущественному готскому военачальнику, диктовавшему свои условия императору, открыть в Константинополе арианский храм.

Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения. Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия распорядилась о конфискации последней собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту.

Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее. Суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустом: Феофила Александрийского, Севериана, Гевальского епископа, незадолго перед тем изгнанного из столицы за беспорядки, и других — постановил низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император заменил казнь изгнанием. У храма толпился возбужденный народ, решивший защищать своего пастыря. Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки властей. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Дворец содрогнулся. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть святого и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. И вновь в столичном храме святитель в краткой речи благословляет Господа «за все пути Его». Клеветники бежали в Александрию. Но уже через два месяца новый донос пробуждает гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный Собор, постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел храм Святой Софии и здание сената. Вскоре последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.

Находясь в Армении, святитель еще более старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и особенно своим друзьям в Константинополе святой Иоанн утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года святитель Иоанн был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести святого Иоанна в глухой Питиус (в Абхазии). Истощенный болезнями святитель в сопровождении конвоя три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска , утешенный явлением мученика («Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе»), причастившись Святых Тайн, вселенский святитель со словами «Слава Богу за всё!» отошел к Господу 14 сентября 407 года. Святые мощи Иоанна Златоуста торжественно были перенесены в Константинополь в 438 году. Ученик святого Иоанна, преподобный Исидор Пелусиотский , писал: «Дом Давидов укрепляется, а дом Саулов слабеет, как ты видишь: он победил бурю жизни и переселился в Небесный покой».

Читайте также:
Именины Евгения: день ангела по церковному календарю

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)0

День памяти святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский — один из трех Вселенских святителей, вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом.

Родился будущий святитель в Антиохии примерно в 347 году, в семье военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына; мать, Анфуса, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию Иоанна. Юноша учился у лучших философов и риторов, рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский, полюбивший Иоанна как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил.

Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом, в 372 году, святой Иоанн совместно с Феодором (впоследствии — епископом Мопсуестским) учился у опытных наставников — пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского — подвижнической жизни.

В 386 году святой Иоанн был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Боговдохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой, при стечении народа, обычно дважды в неделю, а иногда ежедневно, проповедовал в храме, потрясая сердца слушателей.

В 397 году, после кончины Константинопольского архиепископа Нектария, святой Иоанн Златоуст был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру. Множество дел ожидало решения святителя, но он начал с главного — с духовного совершенствования священства. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашения на обеды.

Ревность святителя к утверждению христианской веры распространялась не только на жителей Константинополя, но и на Фракию, включая славян и готов, Малую Азию и Понтийскую область. Им был поставлен епископ для Церкви Боспора, находившейся в Крыму. Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения.

Находясь в Армении, святитель Иоанн старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и своим друзьям в Константинополе, он утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года святой был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести его в глухой Питнус (Пицунду, в Абхазии). Истощенный болезнями святитель, в сопровождении конвоя, три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска, утешенный явлением мученика («Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе»

), причастившись Святых Таин, вселенский святитель со словами
«Слава Богу за все!»
отошел ко Господу.

Святитель Иоанн Златоуст был погребен в Команах. В 438 году Прокл, Патриарх Константинопольский (434—447), совершая богослужение в храме святой Софии, произнес похвальное слово памяти своего великого учителя, в котором сравнивал святителя Иоанна Златоуста со святым Иоанном, Предтечей Господним, проповедовавшим покаяние и также пострадавшим за обличение пороков.

Народ, горевший любовью к святителю Иоанну Златоусту, не дав Патриарху докончить своего слова, начал единодушно просить его обратиться к императору с просьбой о перенесении святых мощей святителя из Коман в Константинополь. Святитель Прокл отправился к царю Феодосию II (408-450) и от лица Церкви и народа просил его об этом. Император согласился и отправил в Команы особых посланников с серебряной ракой, чтобы с почетом перевезти святые мощи.

Жители Коман глубоко скорбели о том, что их лишают великого сокровища, но не могли противиться царскому указу. Когда же императорские посланцы приступили к гробу святителя Иоанна, они не смогли взять его мощи. Тогда император, в раскаянии, написал послание святителю, прося у него прощения за себя и за свою мать Евдоксию. Послание это прочли у гроба святителя Иоанна, положили на него и совершили всенощное бдение. Затем приступили к гробнице, легко подняли мощи и внесли на корабль (гробница святителя Иоанна осталась в Команах, близ Пицунды).

Тогда же совершилось исцеление убогого человека, приложившегося к покрову от гроба святого. По прибытии мощей святителя Иоанна в Константинополь в 438 году, весь город во главе с Патриархом Проклом, императором Феодосием, со всем его синклитом и множеством народа вышел навстречу. Многочисленные клирики со свечами, кадилами и хоругвями взяли серебряную раку и с песнопениями внесли ее в церковь святой мученицы Ирины. Когда Патриарх Прокл открыл гроб, тело святителя Иоанна оказалось нетленным, от него исходило благоухание. Припав ко гробу, император Феодосий II со слезами просил святителя простить его мать.

Читайте также:
Крещенский сочельник: история и происхождение, значение и смысл, традиции

Народ не отходил от раки весь день и всю ночь. Наутро мощи святого были отнесены в соборную церковь Святых Апостолов. Когда рака была поставлена на патриаршем престоле, весь народ едиными устами воскликнул: «Прими престол свой, отче!»

. И Патриарх Прокл со многими, стоявшими у раки, увидели, как святитель Иоанн открыл уста свои и произнес:
«Мир всем!»
.

Святитель Иоа ́ нн Златоуст, Константинопольский, архиепископ

Дни памяти

12 февраля – Собор Трех святителей

Житие

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст, ар­хи­епи­скоп Кон­стан­ти­но­поль­ский – один из трех все­лен­ских свя­ти­те­лей вме­сте со свя­ти­те­ля­ми Ва­си­ли­ем Ве­ли­ким и Гри­го­ри­ем Бо­го­сло­вом. Ро­дил­ся в Ан­тио­хии ок. 347 го­да, в се­мье во­е­на­чаль­ни­ка. Его отец, Се­кунд, умер вско­ре по­сле рож­де­ния сы­на; мать, Ан­фу­са, не ста­ла бо­лее вы­хо­дить за­муж и от­да­ла все си­лы вос­пи­та­нию Иоан­на. Юно­ша учил­ся у луч­ших фило­со­фов и ри­то­ров, ра­но об­ра­тил­ся к углуб­лен­но­му изу­че­нию Свя­щен­но­го Пи­са­ния и мо­лит­вен­но­му со­зер­ца­нию. Свя­ти­тель Ме­ле­тий, епи­скоп Ан­тио­хий­ский (па­мять 12 фев­ра­ля), по­лю­бив­ший Иоан­на как сы­на, на­ста­вил его в ве­ре и в 367 го­ду кре­стил. Через три го­да свя­той Иоанн был по­став­лен во чте­ца. По­сле то­го, как свя­ти­тель Ме­ле­тий был от­прав­лен в ссыл­ку им­пе­ра­то­ром Ва­лен­том, в 372 го­ду, свя­той Иоанн сов­мест­но с Фе­о­до­ром (впо­след­ствии – епи­ско­пом Моп­су­ест­ским) учил­ся у опыт­ных на­став­ни­ков по­движ­ни­че­ской жиз­ни, пре­сви­те­ров Фла­ви­а­на и Ди­о­до­ра Тар­сий­ско­го. Ко­гда скон­ча­лась мать свя­то­го Иоан­на, он при­нял ино­че­ство, ко­то­рое на­зы­вал «ис­тин­ной фило­со­фи­ей». Вско­ре свя­то­го Иоан­на со­чли до­стой­ным кан­ди­да­том для за­ня­тия епи­скоп­ской ка­фед­ры. Од­на­ко он из сми­ре­ния укло­нил­ся от ар­хи­ерей­ско­го са­на. В это вре­мя свя­той Иоанн на­пи­сал «Шесть слов о свя­щен­стве», ве­ли­кое тво­ре­ние пра­во­слав­но­го пас­тыр­ско­го бо­го­сло­вия. Че­ты­ре го­да про­вел свя­той в тру­дах пу­стын­ни­че­ско­го жи­тель­ства, на­пи­сав «Про­тив во­ору­жа­ю­щих­ся на ищу­щих мо­на­ше­ства» и «Срав­не­ние вла­сти, бо­гат­ства и пре­иму­ществ цар­ских с ис­тин­ным и хри­сти­ан­ским лю­бо­муд­ри­ем мо­на­ше­ской жиз­ни». Два го­да свя­той со­блю­дал пол­ное без­мол­вие, на­хо­дясь в уеди­нен­ной пе­ще­ре. Для вос­ста­нов­ле­ния здо­ро­вья свя­той Иоанн дол­жен был воз­вра­тить­ся в Ан­тио­хию. В 381 го­ду епи­скоп Ме­ле­тий Ан­тио­хийск­ий по­свя­тил его во диа­ко­на. По­сле­ду­ю­щие го­ды бы­ли по­свя­ще­ны со­зда­нию но­вых бо­го­слов­ских тво­ре­ний: «О про­ви­де­нии», «Кни­га о дев­стве», «К мо­ло­дой вдо­ве» (два Сло­ва), «Кни­га о свя­том Ва­ви­ле и про­тив Юли­а­на и языч­ни­ков».

В 386 го­ду свя­той Иоанн был хи­ро­то­ни­сан епи­ско­пом Ан­тио­хий­ским Фла­виа­ном во пре­сви­те­ра. На него воз­ло­жи­ли обя­зан­ность про­по­ве­до­вать Сло­во Бо­жие. Свя­той Иоанн ока­зал­ся бле­стя­щим про­по­вед­ни­ком и за ред­кий дар бо­го­вдох­но­вен­но­го сло­ва по­лу­чил от паст­вы на­име­но­ва­ние «Зла­то­уст». Две­на­дцать лет свя­той при сте­че­нии на­ро­да, обыч­но два­жды в неде­лю, а ино­гда еже­днев­но, про­по­ве­до­вал в хра­ме, по­тря­сая серд­ца слу­ша­те­лей.

В пас­тыр­ской рев­но­сти о наи­луч­шем усво­е­нии хри­сти­а­на­ми Свя­щен­но­го Пи­са­ния свя­той Иоанн об­ра­тил­ся к гер­ме­нев­ти­ке – на­у­ке о тол­ко­ва­нии Сло­ва Бо­жия. Он на­пи­сал тол­ко­ва­ния на мно­гие кни­ги Свя­щен­но­го Пи­са­ния (Бы­тия, Псал­тирь, Еван­ге­лия от Мат­фея и Иоан­на, По­сла­ния апо­сто­ла Пав­ла) и мно­же­ство бе­сед на от­дель­ные биб­лей­ские тек­сты, а так­же по­уче­ния на празд­ни­ки, в по­хва­лу свя­тых и сло­ва апо­ло­ге­ти­че­ские (про­тив ано­ме­ев, иудей­ству­ю­щих и языч­ни­ков). Свя­той Иоанн как пре­сви­тер рев­ност­но ис­пол­нял за­по­ведь по­пе­че­ния о бед­ных: при нем Ан­тио­хий­ская Цер­ковь пи­та­ла каж­дый день до 3000 дев и вдо­виц, не счи­тая за­клю­чен­ных, стран­ни­ков и боль­ных. Сла­ва за­ме­ча­тель­но­го пас­ты­ря и про­по­вед­ни­ка рос­ла.

В 397 го­ду, по­сле кон­чи­ны Кон­стан­ти­но­поль­ско­го ар­хи­епи­ско­па Нек­та­рия, свя­той Иоанн Зла­то­уст был вы­зван из Ан­тио­хии для по­став­ле­ния на Кон­стан­ти­но­поль­скую ка­фед­ру. В сто­ли­це свя­той ар­хи­пас­тырь не мог про­по­ве­до­вать так ча­сто, как в Ан­тио­хии. Мно­же­ство дел ожи­да­ло ре­ше­ния свя­ти­те­ля, он на­чал с глав­но­го – с ду­хов­но­го со­вер­шен­ство­ва­ния свя­щен­ства. И здесь луч­шим при­ме­ром был он сам. Сред­ства, ко­то­рые пред­на­зна­ча­лись для ар­хи­епи­ско­па, свя­той об­ра­тил на со­дер­жа­ние несколь­ких боль­ниц и двух го­сти­ниц для па­лом­ни­ков. Ар­хи­пас­тырь до­воль­ство­вал­ся скуд­ной пи­щей, от­ка­зы­вал­ся от при­гла­ше­ния на обе­ды. Рев­ность свя­ти­те­ля к утвер­жде­нию хри­сти­ан­ской ве­ры рас­про­стра­ня­лась не толь­ко на жи­те­лей Кон­стан­ти­но­по­ля, но и на Фра­кию, вклю­чая сла­вян и го­тов, Ма­лую Азию и Пон­тий­скую об­ласть. Им был по­став­лен епи­скоп для Церк­ви Бос­по­ра, на­хо­див­шей­ся в Кры­му. Свя­той Иоанн на­прав­лял рев­ност­ных мис­си­о­не­ров в Фини­кию, Пер­сию, к ски­фам, пи­сал по­сла­ния в Си­рию, чтобы вер­нуть Церк­ви мар­ки­о­ни­тов, и до­бил­ся это­го. Мно­го тру­дов по­ло­жил свя­ти­тель на устро­е­ние бла­го­леп­но­го бо­го­слу­же­ния: со­ста­вил чин ли­тур­гии, ввел ан­ти­фон­ное пе­ние за все­нощ­ным бде­ни­ем, на­пи­сал несколь­ко мо­литв чи­на еле­освя­ще­ния. Рас­пу­щен­ность сто­лич­ных нра­вов, осо­бен­но им­пе­ра­тор­ско­го дво­ра, на­шла в ли­це свя­ти­те­ля нели­це­при­ят­но­го об­ли­чи­те­ля. Ко­гда им­пе­ра­три­ца Ев­док­сия, же­на им­пе­ра­то­ра Ар­ка­дия (395–408), рас­по­ря­ди­лась о кон­фис­ка­ции соб­ствен­но­сти у вдо­вы и де­тей опаль­но­го вель­мо­жи, свя­той встал на их за­щи­ту. Гор­дая им­пе­ра­три­ца не усту­пи­ла и за­та­и­ла гнев на ар­хи­пас­ты­ря. Нена­висть Ев­док­сии к свя­ти­те­лю раз­го­ре­лась с но­вой си­лой, ко­гда недоб­ро­же­ла­те­ли ска­за­ли ей, буд­то свя­ти­тель в сво­ем по­уче­нии о су­ет­ных жен­щи­нах имел в ви­ду ее. Суд, со­став­лен­ный из иерар­хов, спра­вед­ли­во об­ли­ча­е­мых ра­нее Зла­то­устом, по­ста­но­вил низ­ло­жить свя­то­го Иоан­на и за оскорб­ле­ние им­пе­ра­три­цы пре­дать каз­ни. Им­пе­ра­тор Ар­ка­дий за­ме­нил казнь из­гна­ни­ем. У хра­ма тол­пил­ся воз­буж­ден­ный на­род, ре­шив­ший за­щи­щать сво­е­го пас­ты­ря. Свя­ти­тель, чтобы из­бе­жать вол­не­ний, сам от­дал се­бя в ру­ки вла­стей. Той же но­чью в Кон­стан­ти­но­по­ле про­изо­шло зем­ле­тря­се­ние. Ис­пу­ган­ная Ев­док­сия про­си­ла им­пе­ра­то­ра сроч­но вер­нуть свя­то­го и немед­ля по­сла­ла пись­мо из­гнан­но­му пас­ты­рю, умо­ляя его вер­нуть­ся. Но уже через два ме­ся­ца но­вый до­нос про­бу­дил гнев Ев­док­сии. В мар­те 404 го­да со­сто­ял­ся непра­вед­ный со­бор, по­ста­но­вив­ший из­гнать свя­то­го Иоан­на. По уда­ле­нии его из сто­ли­цы по­жар об­ра­тил в пе­пел зда­ние се­на­та, по­сле­до­ва­ли опу­сто­ши­тель­ные на­бе­ги вар­ва­ров, а в ок­тяб­ре 404 го­да умер­ла Ев­док­сия. Да­же языч­ни­ки ви­де­ли в этих со­бы­ти­ях Небес­ное на­ка­за­ние за непра­вед­ное осуж­де­ние угод­ни­ка Бо­жия.

Читайте также:
Чистый Четверг в православии: что это такое, история и традиции, смысл и значение, что нужно и нельзя делать

На­хо­дясь в Ар­ме­нии, свя­ти­тель Иоанн ста­рал­ся укре­пить сво­их ду­хов­ных чад. В мно­го­чис­лен­ных пись­мах (их со­хра­ни­лось 245) епи­ско­пам Азии, Аф­ри­ки, Ев­ро­пы и сво­им дру­зьям в Кон­стан­ти­но­по­ле он уте­шал стра­да­ю­щих, на­став­лял и под­дер­жи­вал сво­их при­вер­жен­цев. Зи­мой 406 го­да свя­той был бо­лез­нью при­ко­ван к по­сте­ли. Но вра­ги его не уни­ма­лись. Из сто­ли­цы при­шел при­каз пе­ре­ве­сти его в глу­хой Пит­нус (Пи­цун­ду, в Аб­ха­зии). Ис­то­щен­ный бо­лез­ня­ми свя­ти­тель, в со­про­вож­де­нии кон­воя, три ме­ся­ца в дождь и зной со­вер­шал свой по­след­ний пе­ре­ход. В Ко­ма­нах си­лы оста­ви­ли его. У скле­па свя­то­го Ва­си­лис­ка († ок. 308, па­мять 22 мая), уте­шен­ный яв­ле­ни­ем му­че­ни­ка («Не уны­вай, брат Иоанн! Зав­тра мы бу­дем вме­сте»), при­ча­стив­шись Свя­тых Та­ин, все­лен­ский свя­ти­тель со сло­ва­ми «Сла­ва Бо­гу за все!» ото­шел ко Гос­по­ду 14 сен­тяб­ря 407 го­да.

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст был по­гре­бен в Ко­ма­нах. В 438 го­ду Про­кл, пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский (434–447), со­вер­шая бо­гослу­же­ние в хра­ме Свя­той Со­фии, про­из­нес по­хваль­ное сло­во па­мя­ти сво­е­го ве­ли­ко­го учи­те­ля, в ко­то­ром срав­ни­вал свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста со свя­тым Иоан­ном, Пред­те­чей Гос­под­ним, про­по­ве­до­вав­шим по­ка­я­ние и так­же по­стра­дав­шим за об­ли­че­ние по­ро­ков. На­род, го­рев­ший лю­бо­вью к свя­ти­те­лю Иоан­ну Зла­то­усту, не дав пат­ри­ар­ху до­кон­чить сво­е­го сло­ва, на­чал еди­но­душ­но про­сить его об­ра­тить­ся к им­пе­ра­то­ру с прось­бой о пе­ре­не­се­нии свя­тых мо­щей свя­ти­те­ля из Ко­ман в Кон­стан­ти­но­поль. Свя­ти­тель Про­кл от­пра­вил­ся к ца­рю Фе­о­до­сию II (408–450) и от ли­ца Церк­ви и на­ро­да про­сил его об этом. Им­пе­ра­тор со­гла­сил­ся и от­пра­вил в Ко­ма­ны осо­бых по­слан­ни­ков с се­реб­ря­ной ра­кой, чтобы с по­че­том пе­ре­вез­ти свя­тые мо­щи. Жи­те­ли Ко­ман глу­бо­ко скор­бе­ли о том, что их ли­ша­ют ве­ли­ко­го со­кро­ви­ща, но не мог­ли про­ти­вить­ся цар­ско­му ука­зу. Ко­гда же им­пе­ра­тор­ские по­слан­цы при­сту­пи­ли к гро­бу свя­ти­те­ля Иоан­на, они не смог­ли взять его мо­щи. То­гда им­пе­ра­тор в рас­ка­я­нии на­пи­сал по­сла­ние свя­ти­те­лю, про­ся у него про­ще­ния за се­бя и за свою мать Ев­док­сию. По­сла­ние это про­чли у гро­ба свя­ти­те­ля Иоан­на, по­ло­жи­ли на него и со­вер­ши­ли все­нощ­ное бде­ние. За­тем при­сту­пи­ли к гроб­ни­це, лег­ко под­ня­ли мо­щи и внес­ли на ко­рабль (гроб­ни­ца свя­ти­те­ля Иоан­на оста­лась в Ко­ма­нах, близ Пи­цун­ды). То­гда же со­вер­ши­лось ис­це­ле­ние убо­го­го че­ло­ве­ка, при­ло­жив­ше­го­ся к по­кро­ву от гро­ба свя­то­го. По при­бы­тии мо­щей свя­ти­те­ля Иоан­на в Кон­стан­ти­но­поль, 27 ян­ва­ря 438 го­да, весь го­род во гла­ве с пат­ри­ар­хом Про­к­лом, им­пе­ра­то­ром Фе­о­до­си­ем, со всем его син­кли­том и мно­же­ством на­ро­да вы­шел на­встре­чу. Мно­го­чис­лен­ные кли­ри­ки со све­ча­ми, ка­ди­ла­ми и хо­руг­вя­ми взя­ли се­реб­ря­ную ра­ку и с пес­но­пе­ни­я­ми внес­ли ее в цер­ковь свя­той му­че­ни­цы Ири­ны. Ко­гда пат­ри­арх Про­кл от­крыл гроб, те­ло свя­ти­те­ля Иоан­на ока­за­лось нетлен­ным, от него ис­хо­ди­ло бла­го­уха­ние. При­пав ко гро­бу, им­пе­ра­тор Фе­о­до­сий II со сле­за­ми про­сил свя­ти­те­ля про­стить его мать. На­род не от­хо­дил от ра­ки весь день и всю ночь. На­ут­ро мо­щи свя­то­го бы­ли от­не­се­ны в со­бор­ную цер­ковь Свя­тых Апо­сто­лов. Ко­гда ра­ка бы­ла по­став­ле­на на пат­ри­ар­шем пре­сто­ле, весь на­род еди­ны­ми уста­ми вос­клик­нул: «При­ми пре­стол свой, от­че!» – и пат­ри­арх Про­кл со мно­ги­ми сто­яв­ши­ми у ра­ки уви­де­ли, как свя­ти­тель Иоанн от­крыл уста свои и про­из­нес «Мир всем!»

В IX ве­ке Иосиф Пес­но­пи­сец, Кос­ма Ве­сти­тор и дру­гие на­пи­са­ли пес­но­пе­ния в честь пе­ре­не­се­ния мо­щей свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста, ко­то­рые и по­ныне по­ют­ся Цер­ко­вью в вос­по­ми­на­ние это­го со­бы­тия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: