Именины Марии: день по церковному календарю, что означает

Имя Мария: происхождение, значение, судьба, характер, карьера, день ангела (именины)

Мария (уменьшительное – Маша) – одно из самых любимых и распространенных женских имен во многих странах мира. Несмотря на тысячелетнюю историю, его нельзя назвать устаревшим.

Узнаем побольше об этом имени, что ждет девочку, названную Марией, какова будет ее судьба и характер, что ждет ее в отношениях и карьере.

Именины по православному календарю (день ангела) по святцам

В святцах имя Мария употребляется около 40 раз. Именины выпадают на несколько дней каждого месяца:

Месяц Дни
Январь 8, 12 и 31
Февраль 8, 19 и 25
Март 2 и 20
Апрель 2, 14, 17 и 25
Май 3 и 10
Июнь 5, 11, 15, 17, 20, 22, 24 и 27
Июль 2, 17 и 25
Август 4, 18, 22, 24 и 28
Сентябрь 8 и 28
Октябрь 11 и 21
Декабрь 15

Дни святых покровителей:

  1. 14 апреля. Покровительница этого дня — Преподобная Мария Египетская, сорок лет прожившая в Иорданской пустыне в постах и молитве.
  2. 5 июня. Этот день посвящен святой Марии Клеоповой, родственнице и подруге Богородицы.
  3. 4 августа – день памяти святой Марии Магдалины, исправившейся грешницы, одной из верных учениц Христа.
  4. 21 сентября. День Пресвятой Богородицы.

Происхождение и значение имени

Имя Мария очень древнее, уходит корнями в библейские времена. Это имя матери Иисуса Христа. Произошло оно от древнееврейского имени Мирьям. С греческого языка переводится как «печальная», а в православии трактуется как «госпожа». На иудейском означает «безмятежная», «желанная», «горькая».

К положительным чертам имени можно отнести порядочность, доброту, способность к сопереживанию, искренность, ответственность. Мария не таит зла и быстро прощает обиды.

К отрицательным свойствам относятся ранимость и обидчивость. Мария с трудом переносит критику в свой адрес, принимая все близко к сердцу.

Детство, учеба, работа, карьера

В детстве Маша — спокойный и добрый ребенок, о сильной эмоциональности которого знают только самые близкие люди. Однако в конфликтной ситуации она способна дать отпор и постоять за себя и других. Она любит нянчиться с маленькими детьми, проявляя к ним неподдельную ласку и заботу. Порой импульсивна и не сдержанна. Умеет ценить дружеские отношения.

К учебе подходит со всей ответственностью, добросовестно выполняет домашние задания. Щепетильно относится к обязанностям по дому. Сверстники тянутся к ней за ее способность поддержать в трудной ситуации.

Если ей не удастся получить высшее образование, она добьется успеха и в менее интеллектуальной и более простой деятельности.

С годами Мария становится серьезной, строгой и более требовательной, но остается такой же душевной и общительной женщиной. Она ответственна и трудолюбива.

Для ее характера подойдет работа:

  • в сфере финансов и бухгалтерии;
  • научных исследований;
  • педагогики;
  • медицины;
  • психологии.

Возможны успехи в сфере маркетинга, продаж. Ее место там, где требуется точность и скрупулезность, а также забота и сострадание.

Для открытия своего дела Марии не достает твердости, решительности и цинизма . Для этого ей может понадобиться партнер и помощник, на которого всегда можно положиться в сложных ситуациях.

Руководящие должности не для нее, но как исполнитель она безупречна. Неудачи расстраивают женщину, но она оптимистка и не делает из этого трагедию. Она не карьеристка, для нее гораздо важнее семья.

Здоровье

У Марии от природы хорошее и крепкое здоровье. Еще с детства она вынослива и может выдерживать большие физические нагрузки. Ее слабые места – желудочно-кишечный тракт, зрение и нервная система. Часто бывают аллергии.

Чувствительность, привычка скрывать свои переживания и копить обиды приводят к болезням нервной системы и сердца. Для сохранения здоровья Марии нужно научиться избавляться от напрасных переживаний и больше доверять близким людям.

Характер и судьба Марии

По характеру это скромный, добрый и сердечный человек, но одновременно волевой и упорный. Она трудолюбива, ответственна. Ей свойственно оказывать помощь людям. В общении женщина не любит раскрывать свои чувства, и кажется тяжелым человеком.

Взрослая Мария готова прийти на помощь нуждающимся, дать совет и подставить плечо в трудной ситуации. Она любит конкретность и справедливость. Эти качества дополняются упрямством и своенравностью, когда дело касается ее жизненных принципов и приоритетов.

Читайте также:
Именины Виктора: день ангела по православному календарю

Для Маши очень важна семья. В браке она преданная жена, замечательная хозяйка, любящая мать. Она растворяется в близких, комфортно чувствует себя в роли домохозяйки и с легкостью пожертвует карьерой ради семьи.

Любит чистоту в доме и стремится к идеальному порядку. С детьми у нее крепкая связь – они чувствуют защиту и поддержку матери даже в разлуке. Вырастая, ее дети остаются привязанными к матери.

У неё много друзей, ценящих ее за отзывчивость и доброту. Она умеет вести бюджет и рационально тратить деньги, благодаря чему ее семья ни в чем не нуждается. Она никогда не жалуется на жизнь и не перекладывает ответственность на других.

С кем совместимость в браке

В юности взаимоотношения с противоположным полом у Марии складываются непросто. Мария не уверена в себе и поэтому ревнива и подозрительна. Это ведет к ссорам и скандалам в отношениях. Для брака Марии подойдет взрослый, терпеливый, умеющий прощать мужчина.

Мария имеет высокие шансы на крепкий союз с мужчиной по имени Андрей, Иван, Александр, Роман, Даниил, Владимир, Платон, Марк, Вячеслав, Константин, Дмитрий, Евгений, Кирилл, Юрий, Денис, Максим, Сергей, Павел, Геннадий, Илья, Михаил, Василий, Степан.

Наименьшая совместимость у Марии с Алексеем, Антоном, Валерием, Никитой, Федором, Егором, Виктором, Виталием, Борисом, Николаем, Олегом, Михаилом.

Именины Марии

Все именины Марии в 2021 году

32 изображения святой Марии

День Ангела Марии по месяцам

Мария отмечает свои именины 38 раз в году.
Из них 10 – это именины новомучеников ? Новомученик – это святой, канонизированный сравнительно недавно. Он может быть святым покровителем только тех людей, кто родился после года его канонизации.
Один раз в году именины особые – это день святого покровителя, в честь которого она была названа. Если Мария не знает, в честь кого ей дали имя, ее покровителем считается тот святой, к дню почитания которого ближе ее день рождения. Или тот святой, которого она выбрала своим покровителем сам.

Новомученики – христианские святые, которые были канонизированы начиная с XX века, многие – в 2000 году. Поскольку небесным покровителем человека может быть только святой, канонизированный до даты его крещения или дня рождения, то при выборе своего Ангела-покровителя обращайте внимание на дату канонизации новомученика.

Январь 8 января: Мария Лактионова, преподобномученица (новомученица , 2001 ) . Причислена к лику святых в 2001 году 12 января: Мария Данилова, мученица (новомученица , 2000 ) . Причислена к лику святых в 2000 году 31 января: Мария Радонежская, схимонахиня

Февраль 8 февраля: Мария Константинопольская, Палестинская, преподобная 19 февраля: Мария Азийская, мученица, дева 25 февраля: Мария Вифинская, преподобная

Март 2 марта: Мариамна (Мария) 20 марта: Мария Грошева, инокиня, преподобномученица (новомученица , 2000 ) . Причислена к лику святых в 2000 году
Мария Рыкова, преподобномученица, инокиня (новомученица , 2000 ) . Причислена к лику святых в 2000 году

Апрель 2 апреля: Мария, мученица 14 апреля: Мария Египетская, преподобная 17 апреля: Мария Лелянова, инокиня, преподобномученица (новомученица , 2006 ) . Причислена к лику святых в 2006 году 25 апреля: Мария Вифанская

Май 10 мая: Мария Носова, послушница, преподобномученица (новомученица , 2005 ) . Причислена к лику святых в 2005 году
Мария Журавлева, преподобномученица (новомученица , 2005 ) . Причислена к лику святых в 2005 году 17 мая: Мария Магдалина, равноапостольная

Июнь 5 июня: Мария Клеопова, Иаковлева, Иосиева 11 июня: Мария, дева
Мария Устюжская 15 июня: Мария, мученица 17 июня: Мария Вифанская 20 июня: Мария Кесарийская (Палестинская), мученица 22 июня: Мария Персидская, мученица 24 июня: Мария Пергамская, мученица

Июль 25 июля: Голиндуха (в крещении Мария) Персидская, исповедница

Август 4 августа: Мария Магдалина, равноапостольная 22 августа: Мария Константинопольская, мученица, патрицианка 24 августа: Мария синклитикия 28 августа: Пресвятая Дева Мария, Богородица

Сентябрь 8 сентября: Мария Дивеевская (Федина), Христа ради юродивая 21 сентября: Пресвятая Дева Мария, Богородица 28 сентября: Мария Егисская, преподобная

Октябрь 2 октября: Мария Мамонтова-Шашина, преподобномученица (новомученица , 2004 ) . Причислена к лику святых в 2004 году 11 октября: Мария Радонежская, схимонахиня 21 октября: Мария Волнухина, мученица (новомученица , 2000 ) . Причислена к лику святых в 2000 году

Ноябрь 11 ноября: Мария Хиданская, преподобная

Декабрь 15 декабря: Мария Цейтлин, преподобномученица (новомученица , 2004 ) . Причислена к лику святых в 2004 году

Читайте также:
Именины Ольги: когда по церковному календарю в 2020 году

Преображение Господне: коротко о празднике

Приблизительное время чтения: 4 мин.

В нашей рубрике «Коротко о празднике» мы рассказываем о двунадесятых праздниках Русской Православной Церкви.

Что мы знаем о празднике

Дата: 19 августа
Статус: двунадесятый праздник

Событие: мы вспоминаем евангельское событие, когда на горе Фавор апостолы Иоанн, Петр и Иаков увидели Христа во всей Его Божественной, вечной славе.

История:

Приближались последние дни земной жизни Христа. Впереди — торжественный вход в Иерусалим, Тайная Вечеря, смерть на Кресте и Воскресение. Накануне этих страшных и великих дней Господь впервые прямо спросил своих учеников, за кого они Его считают. Тогда Петр твердо и без колебаний ответил: Ты — Христос, Сын Бога Живаго (Мф 16:16), выразив мнение всех апостолов. Значимость его слов заключалась в том, что до этого Сам Иисус никак явно не открывал перед ними Свою Божественную природу, ради того чтобы апостолы уверовали в Него как в Бога не вынужденно, а свободно. Ведь Он мог открыться перед учениками во всем Своем величии и славе уже в самом начале проповеди, но тогда апостолы исповедовали бы Иисуса как Бога просто из страха, под впечатлением от открывшегося перед ними.

Тогда же Господь, начиная «настраивать» апостолов к предстоящим событиям, сказал, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мф 16:21). Слова эти так опечалили апостолов, что Петр даже стал прекословить Учителю: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! (Мф 16:22).

По прошествии нескольких дней Господь, взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на гору Фавор, чтобы помолиться. И когда они оказались на вершине, Христос преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф 17:1–2). При этом явились два великих ветхозаветных пророка — Илия и Моисей, которые беседовали с Господом о Его будущих страданиях и смерти (Лк 9:31).

На гору опустилось светлое облако, из которого раздался голос Бога Отца: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф 17:5). Апостолы в ужасе упали на землю.

Когда же они услышали слова, обращенные к ним: встаньте, не бойтесь (Мф 17:7), и поднялись, то ветхозаветные пророки и облако уже скрылись, а перед ними стоял их Учитель — уже не сияющий ослепительным светом.

Так Спаситель приоткрыл апостолам Свою Божественную природу, укрепив их в вере перед Своими грядущими мучениями и смертью на Голгофе и показав каждому, кто последует за Ним, тот свет, которым он преобразится в Царствии Небесном.

Икона праздника

Пророки Моисей и Илия — главные пророки Ветхого Завета. Моисей умер, не достигнув земли обетованной, Илия был взят на небо живым. Их явление, пишет Златоуст, означало, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».

Гора Фавор — пологая. Скалы на иконе — символ духовного восхождения верующего к Богу, а также образ крепкой, как камень, веры.

Апостолы, ослепленные светом, лежат на земле. Иаков и Иоанн закрывают рукой лицо, не смея взирать на Преображенного Спасителя, и только Петр смотрит на Христа, готовясь произнести слова: «Наставник! хорошо нам здесь быть».

Мандорла — круг света вокруг Христа, символ Божественной славы и величия.

Лучи света, исходящие от фигуры Христа — образ света Преображения: Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить (Мк 9:3).

Фаворский свет — свет Божественной славы, которым просияло лицо Христа во время Преображения. В XIV веке возник богословский спор о том, что это был за свет — тварный или нетварный. В итоге восторжествовала позиция святого Григория Паламы, который писал, что ученики Христа «видели, и видели доподлинно, то нетварное и Божественное Сияние, тогда как [Сам] Бог пребывал незримым в [Своей] пресущественной Сокрытости». И так как Сам Христос этим светом освятил человеческую природу, то и каждый уверовавший в Спасителя человек, по учению Церкви, может также сподобиться своего личного Преображения, восприняв нетварный, Фаворский свет. Таков величайший смысл этого двунадесятого праздника. Феофан Грек, знаменитый русский иконописец XIV века, написал одну из самых известных икон Преображения Господня. Сейчас она хранится в Третьяковской галерее.

Читайте также:
Крещенский сочельник: история и происхождение, значение и смысл, традиции

Фаворский свет в палитре Феофана Грека будто бы «материализовался», вспышками присутствуя на каждом изображении.

На миниатюре Лицевого летописного свода Феофан Грек и Семён Чёрный расписывают церковь Рождества Богородицы в Москве.

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Историческое содержание

В православном календаре этот праздник называется «Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» и совершается сейчас 19 августа. Для многих любителей литературы он ассоциируется с замечательными стихами Бориса Пастернака.

Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры!

Эти стихи выражают настроение праздника – такого аристократически изысканного, блистательного. В народном же календаре, сверх меры озабоченном кулинарными проблемами, он именуется Вторым, или даже Яблочным, Спасом.

Начнем с первого уровня изучения этого календарного феномена – с выяснения смысла самого евангельского события «преображения». Что означает сам этот термин? Какое событие Священной истории и почему получило такое название?

Преображение: событие и смысл

Через восемь дней после торжественного исповедания ап. Петром своего Учителя Мессией (Христом), – пишет евангелист Лука, – Иисус, «взяв с Собою Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору помолиться. И во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала сверкающей белизны. И два человека беседовали с Ним, – это были Моисей и Илья, явившиеся в сиянии небесной славы. И говорили они об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме.

А евангелист Марк уточняет: «Когда они спускались с горы, Иисус велел, чтобы они никому не рассказывали о том, что видели, до тех пор, пока Сын Человеческий не встанет из гроба. Они это исполнили, но между собой толковали: “Что значит встать из гроба?”» (Мк.9:9-10).

Исторический и богословский смысл этого важного эпизода Священной истории ясен. Вспомним о том, что Иисуса Христа не только простой народ, но даже ученики считали прежде всего земным царем-воителем. И лжемессианские иллюзии сохранялись у апостолов даже после Его Вознесения, вплоть до Пятидесятницы! Поэтому Господь приоткрывает им завесу будущего и являет Себя Сыном Божиим, владыкой жизни и смерти. Он заранее уверяет учеников в том, что близкие страдания – не поражение и позор, но победа и слава, увенчанная Воскресением.

При этом Христос прибегает к судебному правилу, сформулированному в Законе Моисея: «При словах двух свидетелей. состоится всякое дело» (Втор.19:15). Этим Он юридически опровергает нелепые обвинения со стороны книжников и фарисеев в нарушении им еврейского законодательства. Призывая Себе в «свидетели» самого Законодателя (!) и грозного пророка Илию, – которые говорят с Ним о Его «исходе» к смерти и Воскресению, – Христос удостоверяет апостолов в согласии Своего дела с Законом Моисея. Он надеется, что хотя бы ближайшие ученики не поддадутся отчаянию, но сами станут опорой сомневающимся. Таков смысл празднуемого события.

На иконах праздника Иисус обычно предстает в ореоле «фаворского света» – сияния, явившегося апостолам. Слева и справа от Него – Илия и Моисей, который держит в руках “Скрижали завета” – каменные доски с десятью важнейшими законами. У их ног – апостолы, павшие на лица и прикрывающие их руками от нестерпимого света, устремляющегося к ним в виде изломанных лучей.

Преображение: единичное событие и ежегодный праздник

Но когда же произошло само событие преображения – неужели в конце лета, а не перед крестными страданиями Спасителя, как явствует из логики евангельского повествования?

Выдающийся отечественный историк, проф. С.-Петербургской Духовной академии В. В. Болотов убедительно доказал, что Христос преобразился перед учениками незадолго до Своей последней Пасхи, в феврале или марте по нашему календарю. При этом, анализируя историю нескольких праздников, он показывает, что в установлении календарных дат своих торжеств Церковь иногда руководствовалась «педагогическими» (миссионерскими) соображениями. Фиксируя праздники нарочито в дни языческих торжеств, Церковь хотела преодолеть местные традиции, пережитки прежних религиозных обычаев.

Читайте также:
Именины Екатерины: когда по церковному календарю в 2020 году

Так произошло и с праздником Преображения. Ранее всего, по мнению В. Болотова, он был учрежден в Армении и Каппадокии взамен местного почитания языческой богини Астхик (аналог греческой Афродиты) и приходился на шестую неделю после Пасхи.

Эта «миссионерская» логика была актуальна и в других странах. Так, в Греции и Италии окончание сбора винограда еще долго сопровождалось языческими «вакханалиями» – веселым праздником в честь хмельного бога Вакха. Чтобы вытеснить его из обихода (или «христианизировать») было решено праздновать в это время «Преображение», искусственно совместив с ним благодарственный молебен Богу за дарование «плодов земных». (Собрать максимальное количество селян, особенно живущих в дальних горных районах, в церкви можно было только по большим праздникам.) Это продолжение ветхозаветного обычая благословения «начатков» – первых плодов. В Константинополе праздник утвердился лишь при императоре Льве Философе (886–912 гг.), причем, был фиксирован в неподвижном, минейном календаре (причина происхождения даты именно 6 августа все еще остается под вопросом). А от византийцев он перешел к славянам.

Интересно, что этот восточный по происхождению праздник появился на Западе достаточно поздно. Здесь Festum Transfigurationis Christi, как он называется в католическом календаре, долго не был всеобщим. Только в 1457 г. папа Калликст III сделал его повсеместным и установил для него чин богослужения. Причем, это сделано в память важной победы христианского войска, собранного св. Иоанном Капистраном, над турками 6 августа 1456 г. В результате была снята осада Белграда и остановлена турецкая экспансия в Западную Европу.

В Православной Церкви Преображение имеет статус двунадесятого праздника. В Католической Церкви его литургический ранг ниже и соответствует праздникам в честь апостолов и евангелистов. Литовский философ и богослов Антанас Мацейна в связи с этим писал: «Основа возникновения праздника на Востоке – богословская: это размышления писателей и отцов Греческой Церкви о Боге как о Свете, Который сияет в глубинах бытия и поэтому человек может не только Его ощущать, но иногда даже ясно видеть. На Западе же стимул к его празднованию носил общественный характер» .

Хорошо! – воскликнет нетерпеливый читатель. – Это богословские тонкости! Но при чем же здесь яблоки?! Всё очень просто.

Действительно, предписанная Церковным уставом «Молитва в причащении гроздия в 6-й день августа» говорит только о благословении «плода лозного нового» (винограда). Но, заимствовав от греков календарь праздников и сопровождающих их обрядов, сформировавшихся в регионе Средиземноморья, россияне поневоле должны были «нарушить» устав и заменить виноград яблоками – основными плодами Севера. Отсюда странное, хотя и благозвучное название праздника – «Яблочный Спас», не имеющее никакого отношения к его богословской и исторической основе.

Для любознательных читателей:

Болотов В. В. Михайлов день. Почему собор св. архистратига Михаила совершается 8 ноября? (Эортологический этюд) // Христианское Чтение. 1892. № 11-12. С. 616-621, 644;
Дмитриевский А. А. Праздник Преображения Господня на Фаворской горе. СПб., 1913;
Рубан Ю. «Свет без пламени» // «Вода живая». С.-Петербургский церковный вестник. 2007. № 8.

Праздник Преображения Господня — дата, смысл, традиции

Узнайте все самое интересное и важное о Преображении Господнем, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Преображение — что это

Праздник Преображения Господня был установлен в память об изменении облика Иисуса Христа на горе Фавор перед тремя его учениками: Петром, Иаковом и Иоанном. Это событие описывается в трёх Евангельских текстах — (Мф. 17: 1–6); (Мк. 9: 1–8); (Лк. 9: 28–36).

Традиция праздновать Преображение Христа на горе Фавор принадлежит равноапостольной царице Елене ( ок. 250-330 гг. н.э.), матери Римского императора Константина Великого (равноапостольного Константина). Это место было выбрано не случайно, гора Фавор — настоящее украшение Святой Земли. Она была свидетельницей многих ключевых событий в истории Израильского народа. Однако некоторые исследователи указывают на другие места, где могло произойти Преображение.

События, легшие в основу праздника

Христос, взяв трёх учеников, поднялся на гору. Очевидно, восхождение было трудным. Устав от пути, ученики заснули. Во время их сна Иисус преобразился:

“И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею” (Лк. 9: 29).

Когда ученики проснулись, они увидели, как Господь беседует с двумя пророками — Моисеем и Илиёй. От Христа исходил яркий свет и божественная благодать. От радости, которая разливалась вокруг, Пётр захотел остаться на горе Фавор навсегда. Он предложил Господу создать три кущи (шатры, временные жилища) — Ему и двум пророкам.

«Когда Он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17: 5).

Ученики испугались и упали на землю, закрывая лицо руками. И исчезла вся Слава Господня и пророки Его. Когда ученики поднялись, они увидели только Иисуса Христа.

Читайте также:
Именины Алексея: когда по церковному календарю 2020

Когда Господь сошёл с учениками с горы Фавор, Он повелел им молчать о видении, открывшемся им. Молчать до тех пор, пока Он не воскреснет из мертвых. Богословы считают, что этим чудом Иисус Христос хотел ободрить и поддержать своих учеников, не хотевших отпускать Его на добровольную жертвенную смерть. Своим Преображением Христос наглядно показал апостолам свою божественную природу. А через явление двух ветхозаветных пророков подтвердил, что его будущая Крестная Смерть является исполнением древних пророчеств о Мессии.

Праздник Преображения Господня: история и значение

Точную дату оформления Преображения как церковного праздника назвать сложно. Есть мнение, что его установила равноапостольная Елена, мать императора Константина Великого, в IV веке. Она построила храм на горе Фавор в честь Преображения Господня. Среди учёных есть мнение, что праздник был установлен позже, в V — VI веках в Армении и Каппадокии. Но первая версия является традиционной и более распространена.

Из Евангелия понятно, что Преображение Господне произошло за сорок дней до распятия Спасителя. То есть в конце февраля — начале марта. Тогда почему же мы празднуем Преображение 6(19) августа?

Это связано с распространением православия и миссионерским движением. Церковь, распространяясь по языческим землям, старалась на место древних языческих праздников ставить христианские. При этом оставлялись элементы внешнего оформления празднования, но полностью менялась суть. Так случилось и с праздником Преображения.

Когда христианство пришло в Грецию, Преображение Господне поставили на место празднования в честь Диониса, бога вина и виноделия. Из внешней атрибутики осталось только освящение в церкви гроздей винограда. А когда из Византии Православие пришло на Русь, виноград заменили яблоками, которые в основном и произрастали на нашей территории, и другими плодами. Так праздник Преображения Господня получил второе, бытовое название — Яблочный Спас.

Что означает Преображение Господне

Спаситель преобразился, показав ученикам свою славу для их ободрения, дать им надежду и духовные силы, чтобы пережить те три дня, когда Он будет мёртв. Ведь даже тогда ученики воспринимали его как пророка, царя, посланника Божьего, но не Сына Господа. Глас Святого Духа, прозвучавший с небес, был очередным знамением, которое раскрывало перед учениками всю силу и власть их Учителя.

Мы, когда читаем Евангелие, часто недоумеваем: почему ученики не понимают смысла притчей и некоторых слов Спасителя? Всё дело в том, что мы уже знаем, что Он — Сын Божий. Мы уже понимает общий смысл Его иносказаний. Апостолы же до последнего момента не понимали весь смысл сказанного и происходящего. Им ещё не было открыто со всей ясностью и очевидностью, что Иисус Христос — Сын Божий.

Явление двух пророков тоже имеет глубокий смысл. Моисей, вождь и законодатель народа Израильского, склоняет голову перед Иисусом Христом. Это значит, что Он и является основателем Ветхого и Нового Завета. А Илия, пророк-ревнитель, карающий богохульников и еретиков, смиренно внимает Спасителю, подтверждая, что Он — долгожданный Мессия.

На иконах Преображения Господня Спаситель изображается стоящим на горе Фавор. По бокам от него пророки, а у ног — апостолы, упавшие на землю и закрывшие лица от исходящего от Христа нетварного света. На более поздних иконах появляются ангелы, сопровождающие Иисуса и пророков, и дополнительные элементы, раскрывающие подробности события.

Значение праздника Преображения Господня велико не только для учеников Христа, но и для современных православных христиан. Праздник олицетворяет обновление и очищение человеческой природы с Божьей помощью. С древних времён Преображение любимо русскими людьми. В честь этого праздника строились церкви и монастыри, празднование всегда было торжественным и многолюдным.

Читайте также:
Именины Елизаветы: когда день ангела по церковному календарю 2020

Особенности праздничного богослужения

Преображение — двунадесятый праздник, поэтому богослужение в этот день торжественное. На вечерней службе служится лития и совершается освящение хлебов. Поётся Великий прокимен, песнопения праздника и Преображенский канон. На Литургии антифоны и тропари тоже праздничные. Вместо “Достойно есть” исполняется задостойник праздника. От дня Преображения до отдания праздника священнослужители носят белое облачение.

Главная особенность праздника — чин освящения плодов. Обычно прихожане приносят с собой корзины с различными фруктами. Священник после заамвонной молитвы освящает их, окропляя святой водой. Чин освящения плодов символизирует снятие с природы печати проклятия, которое пало на всю землю с грехопадением человека.

Тропарь, глас 7

Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же, / показа́вый ученико́м Твои́м сла́ву Твою́, / я́коже можа́ху, / да возсия́ет и нам, гре́шным, / свет Твой присносу́щный / моли́твами Богоро́дицы, // Светода́вче, сла́ва Тебе́.

Кондак, глас 7

На горе́ преобрази́лся еси́, / и я́коже вмеща́ху ученицы́ Твои́, / сла́ву Твою́, Христе́ Бо́же, ви́деша, / да егда́ Тя у́зрят распина́ема, / страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное, / ми́рове же пропове́дят, // я́ко Ты еси́ вои́стину О́тчее сия́ние.

Преображение Господне – 19 августа в 2022 году

Преображение Господне в 2022 году (19 августа) – двунадесятый праздник, который Православная Церковь отмечает 19 августа. В народе его обычно называют Яблочным Спасом.

Преображение Господне в 2023 году (19 августа)

Преображение Господне в 2024 году (19 августа)

Преображение Господне: история

Об этом событии повествуется в трех синоптических Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36). Незадолго до Своего страдания (Предание гласит, что Преображение произошло за сорок дней до Голгофы, поэтому промежуток между Преображением и Крестовоздвижением составляет сорок дней) Христос взял троих апостолов — Петра, Иакова и Иоанна — на гору в Галилее (по Преданию — гора Фавор), где, молясь, преобразился: одежда и лицо Его просияли белым светом. Возле Христа стояли пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним.

В неизреченной радости апостол Петр простосердечно обратился ко Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии». В этот момент апостолов осеняет светлое облако, из которого раздается глас Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

Сходя с горы, Христос заповедовал ученикам не рассказывать о дивном явлении до Его Воскресения.

Праздник Преображения Господня отмечается с IV века – времени, когда святая царица Елена построила храм Преображения Господня на месте события.

Богословское содержание Преображения Господня трудно переоценить. Выдающийся византийский богослов и один из величайших православных святых XIV века святитель Григорий Палама сформулировал учение о Фаворском Свете — одном из проявлений благодати, через которую человек соединяется с Богом. На этом учении зиждется исихазм — восточнохристианская практика так называемой умной молитвы.

Полемика святителя Григория с другим богословом того времени, Варлаамом, выявила серьезные противоречия между православным и западным богословием. Оппонент святителя Григория Варлаам в дальнейшем принял римокатоличество и стал епископом Иеракским, его учение было принято Римо-Католической Церковью.

Народное название праздника Преображения Господня — Яблочный Спас. В этот день по традиции освящаются плоды нового урожая. По уставу положено освящать виноград, но в России, где виноград не вызревает, — яблоки. На основе уставных требований сложился благочестивый народный обычай не есть яблок нового урожая до Преображения, так называемый «яблочный пост».

По уставу Успенского поста, на шестой день которого приходится праздник, в этот день позволяется есть рыбу.

Событие праздника и его эортологическая динамика

Данный праздник установлен в память Преображения Господа Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. О нем рассказывается в трех синоптических Евангелиях: Мф. 17: 1–6; Мк. 9: 1–8; Лк. 9: 28–36.

В последний год Своего общественного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Господь в преддверии грядущих страданий начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16: 21). Слова Учителя сильно опечалили апостолов, и особенно Петра, который стал прекословить Спасителю, говоря: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16: 22). Заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, Иисус Христос обещал некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по Своем отшествии: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16: 28).

Читайте также:
День памяти Иоанна Златоуста: история, традиции, значение и смысл

Спустя шесть дней Господь в сопровождении учеников отправился из Кесарии в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, Он взял с Собой трех учеников – Петра и братьев Иакова и Иоанна и взошел с ними на вершину помолиться. И апостолы, утомившись, уснули: «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном» (Лк. 9: 32).

Во время их сна Господь Иисус Христос преобразился: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9: 29). Очнувшись от сна, апостолы увидели Его в светлых одеждах с исходящим от Него ярким светом. Христос беседовал с двумя мужами – пророками Моисеем и Илией о предстоящих страданиях. Когда разговор подходил к концу, Петр проникся дерзновением и сказал Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть, сделаем три кущи, одну – Тебе, одну – Моисею и одну – Илии» (Лк. 9: 33). Но Иисус тотчас показал ему, что не имеет нужды в скинии, что Он есть Тот, Кто в продолжение 40 лет делал в пустыне палатки из облака его отцам. «Когда Он еще говорил, – повествует евангелист Матфей, – се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17: 5).

При этих словах апостолы в сильном страхе пали ниц. В это время слава Господня, а вместе с ней и пророки, скрылась от них. Господь подошел к лежавшим на земле ученикам, говоря: «Встаньте, не бойтесь» (Мф. 17: 7). Подняв глаза, апостолы никого не увидели, кроме Господа Иисуса. Они стали спускаться с горы. Дорогой Господь заповедал им никому не говорить о видении до тех пор, пока Он не примет страдания и смерть и не воскреснет в третий день. Апостолы выполнили просьбу Спасителя и умолчали до поры об увиденном.

Несмотря на то, что вспоминаемое событие совершилось за 40 дней до распятия Спасителя, оно отмечается в августе, а не в феврале, так как иначе празднование приходилось бы на время Великого поста. По установленной традиции, временной промежуток в 40 дней отделяет Преображение от празднуемого 14 сентября Воздвижения Креста Господня, когда Церковь вновь вспоминает Христовы страсти и Его страдание на кресте. В связи с этим протоиерей Александр Шмеман замечает: «До своего оформления в отдельный праздник воспоминание Преображения, несомненно, было связано с пасхальным циклом, на что еще и сейчас указывают тропарь и кондак этого дня: ”…да егда Тя узрят распинаема”»[1].

Что касается хронологии установления праздника, то в исторической литургике существуют версии о его чрезвычайно древнем происхождении: «С 900 года его празднуют в Византии как… Преображение Спасителя»[2].

Однако более вероятно, что рассматриваемый праздник был установлен в IV веке: в это время равноапостольная Елена, мать Константина Великого, возвела на горе Фавор храм в честь Преображения Господня. И некоторое время Преображение было в Палестине местным празднованием. Лишь с V столетия празднование получило повсеместное распространение на христианском Востоке.

Праздник в православном богослужении

Отдельные сведения, связанные с диахронической специфичностью празднования Преображения Господня в Палестине, можно почерпнуть из труда А.А. Дмитриевского «Праздник Преображения Господня на Фаворе». Он, в частности, пишет: «К 6 августа, ко дню праздника Преображения Господня, жизнь на Фаворской горе принимает не только характер оживленный, но даже излишне игривый, чуждый совершенно царящему здесь в обычное время спокойствию и полному безмолвию… Для совершения торжественного богослужения в этот день прибывает со своей свитой или Назаретский митрополит, или даже из Иерусалима кто-либо из епископов-синодалов»[3].

Вечернее богослужение совершает владыка с местным и прибывшим духовенством. Специально приглашенные певчие стараются сделать всенощное бдение еще более великолепным с помощью нотных аниксандариев (стихи псалма «Благослови, душе моя, Господа»), кекрагариев (стихир на «Господи, воззвах») и доксастариев – славников. Кроме обычного торжественного малого выхода всех священнослужителей для пения «Свете тихий», «совершается и благословение хлебов на литии, причем когда стечение богомольцев в храме бывает значительное, для совершения литии и благословения хлебов выходят на монастырский двор под открытое небо».

Читайте также:
Успенский пост: история и смысл, дата в 2020 году, правила и календарь питания, что можно и нельзя есть

Заутреня совершается обычным порядком по чину Великой Константинопольской Церкви, до великого славословия, после которого непосредственно следует литургия. Если ее служит архиерей, то, по принятому обычаю, облачение его происходит прежде – на средине храма, причем священные архиерейские одежды выносят из алтаря сослужащие с ним иереи после возгласа диакона: «Иереи, изыдите».

За литургией, а равно и на заутрене, произносятся на церковнославянском языке некоторые ектении и возгласы и читаются Апостол и Евангелие на трех языках – греческом, арабском и церковнославянском.

В конце литургии положен молебен и совершается крестный ход вокруг храма Преображения.

Локальной особенностью праздника является то, что палестинские христиане ко дню праздника Преображения приурочивают нередко крещение своих детей, а также и время совершения первого пострига над детьми, достигшими уже трехлетнего или даже большего возраста. Поэтому накануне на Фаворе в обители совершается обряд крещения. В самый день праздника на литургии по Евангелии архиерей читает молитвы «на пострижение власов» и кресто­образно совершает постриг детей, говоря: «Постригается раб Божий (имя рек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Затем произносится краткая сугубая ектения за восприемника и постригаемого и совершается отпуст.

На синхронном срезе Преображение Господне относится в Русской Православной Церкви к Господским, неподвижным праздникам и имеет все литургические особенности великого двунадесятого празднования. Помимо этого, располагает одним днем предпразднства (5 августа) и семью – попразднства (с 7 по 13 августа). Отдание совершается 13 августа.

Чин освящения плодов на Преображение Господне

В некоторой степени, которую нельзя, однако, преувеличивать, праздник Преображения связан и сопоставим с ветхозаветным праздником кущей. Подобная взаимность подтверждается и традицией совершать в оба этих торжества освящение плодов.

На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за дарование этих плодов. Часть урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства евхаристии. Очевидно, что в христианстве освящение плодов в день праздника Преображения приобрело особое символическое значение. В Преображении Христа показано то новое, преображенное и благодатное, состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Христа и которое осуществится в воскресении людей. И вся природа, которая пришла в расстройство с того момента, когда в мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления. Поэтому несколько слов нужно сказать о разработанном в Русской Православной Церкви чине освящения плодов, который горячо любим православными людьми. С течением времени рассматриваемый праздник даже получил название Яблочного Спаса, поскольку в этот день освящаются яблоки – самый распространенный плод на Руси.

Итак, после заамвонной молитвы, при пении тропаря и кондака праздника, священник кадит плоды. Затем диакон возглашает: «Господу помолимся», и священник читает молитву «в причащение гроздия»: «Благослови, Господи» и молитву «о приносящих начатки овощей»: «Владыко Господи Боже наш». После – при пении тропаря – окропляет плоды святой водой. Затем следуют «Буди имя Господне» и отпуст праздника.

Иконография праздника

Основой для иконографии праздника Преображения Господня становится евангельское повествование.

На иконах, фресках, миниатюрах рукописей Спаситель, стоящий на горе, изображается в центре композиции, по сторонам от Него – пророки, у подножия горы – павшие ниц апостолы.

Одним из древнейших образов Преображения является мозаика апсиды церкви святого Аполлинария (Сан Аполлинаре ин Классе) в Риме (середина VI в.): фигура Христа в центре заменена изображением огромного четырехконечного креста в медальоне, над ним – десница Господа. По сторонам на облаках – полуфигуры Моисея и Илии, а ниже, посреди деревьев, изображены три агнца, по всей видимости символизирующие трех учеников Спасителя. Подобный вариант иконографии характерен для раннехристианского искусства, изобилующего сложными символами. Однако он не находит дальнейшего распространения.

Читайте также:
Рождественский вертеп: что это такое, значение и история, традиции и сценарии вертепного представления

Другой изобразительный тип демонстрируют мозаики монастыря святой Екатерины на Синае. В них представлено явление Господа во славе апостолам, то есть событие Нового Завета, при котором также присутствует пророк Моисей. Пророки и апостолы изображены здесь на золотом фоне, в белых одеждах. Стоящий в центре композиции благословляющий Спаситель окружен сиянием славы – из овальной голубой мандорлы исходят лучи света. Такая композиция получает широкое распространение в византийском и древнерусском искусстве[4].

Примерно с XII века она будет дополнена изображениями восходящих и нисходящих с горы апостолов во главе с Христом: церкви Благовещения в Грачанице (1321), Богородицы Перивлепты в Мистре (третья четверть XIV в.).

В более поздних памятниках появляется еще ряд иконографических деталей, делающих повествование о Преображении более подробным. Так, на некоторых иконах XVI–XVII столетий по сторонам от Христа изображаются не только пророки Моисей и Илия, но и восстание Моисея из гроба и перенесение на гору Фавор на облаке Илии. Обоих ветхозаветных праведников сопровождают ангелы (русские иконы конца XVI в.).

Весьма значима роль сцены Преображения в составе храмовых росписей и особенностях ее местоположения в пространстве храмов. Поскольку Преображение понималось как прообраз грядущих Христовых страстей, что нашло отражение и в святоотеческих толкованиях, и в богослужебных текстах, данный сюжет в нарушение хронологического повествования являлся элементом страстного цикла (церковь Спаса на Нередице; 1199; Новгород Великий). Более того, зачастую в русских иконостасах XVI–XVII веков Преображение становится обозначением страстного цикла, замещая его в праздничном ряду между композициями Входа в Иерусалим и Распятия.

Читайте также:

Православный праздник Преображения Господня — 19 августа 2020 года

Русская православная церковь отмечает это торжество ежегодно 19 августа. Празднование Господня Преображения исповедует объединение в теле Христовом двух величайших природ — Божественной и человеческой. Моральный смысл торжества говорит каждому верующему о том, что люди способны, как и апостолы, воспринять Свет истинного учения и войти в Небесное Царство.

Грандиозное преобразование Христа состояло не в материальном изменении или возрастании качеств, которые изначально обладают совершенной полнотой, но в проявлении Сына Божьего как земного человека.

Основы праздника

Священнослужители наставляют: духовное преображение стимулирует заполнение человеческого сознания святостью и нравственной чистотой.

Истинно верующие, проходящие такое становление, изменяют и окружающий мир. Человек собственноручно подчиняет своей воле индивидуальные страсти и начинает распространять лучшие качества вовне. Вселенная отвечает взаимностью и ослабляет хватку, возникшую от человеческого грехопадения, и открывает путь к Господу.

Это торжество всегда приходится на время Успенского поста, который предваряет Успение Пресвятой Девы Марии и отмечается с 31 июля по 14 августа. В славянской традиции этот праздник называется «Яблочным Спасом» — торжеством, знаменующим наступление осенней поры и природного изменения.

О праздниках, именуемый «Спасами»:

В библейском сюжете говориться, что на вершине горы под названием Фавор произошло великое событие, которое значится в церковных анналах истории как Преображение Спасителя Христа.

  • Уже приближалось время, когда Божий Сын понесет свой крест и будет распят за человеческие грехи. Сам Учитель все более упоминал в своих беседах с апостолами о том, что вскоре Ему предстоит терпеть страдания за веру в Господа.
  • Однажды Он отправился на вершину горы Фавор, чтобы вознести молитвы Небесному Отцу. В пути его сопровождали самые близкие апостолы, которым суждено было увидеть чудесное Преображение Спасителя.
  • Ученики Петр, Иоанн и Иаков лицезрели удивительную перемену в теле Христа, когда он только начал воспевать могущество Господа. Лицо Иисуса воссияло лучезарным светом, одеяния Его сделались белоснежными и излучали запредельное сияние.
  • Рядом с Мессией чудесным образом предстали великие пророки Ветхого Завета — Моисей и Илия. Честнейшие мужи вели дружелюбную беседу с Христом о предстоящих страданиях на Голгофе.
  • Изумленный апостол Петр, пораженный видением и не желающий окончания этих бесед, просил Иисуса разрешения устроить на горе палатки для величайших пророков и самого Сына Божьего.
  • Неожиданно в небесах возникло облако, которое покрыло собравшихся приятной тенью. Вскоре раздался грандиозный Голос, который утверждал, что Христос есть Его Сын, и только Сына нужно слушаться.

Значение Преображения Христа

Церковная интерпретация видит в этом библейском сюжете две стороны, которые дополняют и доказывают одно другое.

    Господь преображается на Фаворе и демонстрирует собственную славу, пронизанную лучами божественного величия. Апостолы увидели ровно столько, сколько могли познать в этот момент свои разумом. Господь доказал ученикам, что именно Он есть истинный Бог.

Всем известно, что Адам и Ева ослушались Отца Небесного и вкусили плод греха, поэтому люди потеряли возможность жить в райских обителях. Знание о тленности материальной природы не должно вводить верующий в состояние отчаяния, ведь существуют Священные Писания, говорящие правду. Евангельский рассказ дарует христианам надежду на то, что человеческий род и окружающая природа вернется к прежнему извечному состоянию блаженства и духовной чистоты.

О других двунадесятых праздниках:

Недолгое Преображение Господа, длившееся несколько минут, знаменует о том, что в определенный час мироздание вернется в состояние непревзойденного спокойствия. Апостолы, находящиеся рядом с Учителем, были вознаграждены за свою добродетельность и преданность Господу — они обрели исключительное духовное мировоззрение и уже никогда не сомневались в свете славы Божьего Сына.

Преображение Господа произошло ради укрепления веры его учеников. Приближалось время распятия, поэтому Христос дал им надежду на то, что с Его смертью служение не закончится, но только начнется. Он преобразовался, показывая могущество, и внушил апостолом знание о Его добровольной жертве, которая приносится за мир.

Иисус подтверждает, что идет на смерть не из-за бессилия или уничижения, но ради человечества. Он показал Царство прежде смерти, силу раньше страданий, а великую славу раньше бесчестия на кресте.

Послание к верующим

Преображение Господа относилось не только к Христу, но и к трем его ученикам. К такому же очищению должен стремиться истинно верующий христианин. Религия — наука, призывающая к изменению и исправлению индивидуальной личности. Христиане живут для того, чтобы в определенный час обрести чистое видение животворящей благодати, которую посчастливилось лицезреть апостолам на Фаворе.

Однако в призвании православных людей не стоит только личное преображение, они отвечают и за собственное окружение, Вселенную. Христианин — это добрый правитель и защитник материального мира. Спаситель показал пример, искупив грехи людские Жертвой, смертью и чудесным Воскресением. Такая же важная задача по защите веры является основной у истинно верующих.

Важно! Когда человек осознает полноту ответственности за происходящее, стремиться к обретению блаженства, то бесконечная Вселенная и Сам Создатель открывает перед ним правильные пути и дарует все богатства.

Святые призывают к милосердию и получают его в ответ. Вместе с божественным светом Фавора во Вселенную возвращается забытая радость и счастье бескорыстного служения Богу.

Характеристика торжества Преображения Господня

Святоотеческие проповеди, посвященные празднику, относятся к V веку. В VII-VIII столетиях торжество постепенно распространилось в восточных землях, в западных областях оно не имело такого сильного значения. Богослужения назначили на 6 августа (ст. ст.), чтобы уничтожить языческий «вардавар» — праздник, знаменующийся гаданием о своей судьбе над ведром, в котором лежали сорванные колосья.

Автором молитвенных текстов является Косьма Маюмский. В первый канон праздника исполняют «Господи воззвах», во второй — стихиры преподобному святому Иоанну Дамаскину. С древних времен на 6 августа (ст. ст.) было принято освящать виноград и пшеничные колосья. На Руси в некоторых местах освящали яблони.

    Торжество Преображения Сына Божьего состоит из предпразднества и недели попразднеств. Богослужение традиционно совершается в белых одеяния, которые символизируют распространение божественного света, исходящего с вершины Фавора.

Славянские традиции на 19 августа

В православном мире, разбавленном языческими отголосками, существовали интересные традиции.

    До «Яблочного Спаса» считалось большим грехом употреблять в пищу яблоки. В день праздника эти плоды обязательно освящали в храмах и клали на могилу почивших.

В день 19 августа православная церковь ежегодно отмечает торжество Преображения Господня. Этот праздник демонстрирует истинную природу Бога, воплощенного в человеческом теле.

Совет! Каждый христианин должен обустроить свою жизнь так, чтобы получить возможность созерцать истинный Свет Небесного Царства, блистающий для всех праведников.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: