Неделя о блудном сыне: как и когда празднуется, история, значение и смысл

Неделя о блудном сыне — 16 февраля 2020 года

Неделя о блудном сыне — напоминание христианам о том, что как бы далеко люди ни находились от Бога, Всевышний Отец всегда готов простить и принять раскаявшееся сердце.

В 2020 году воскресная проповедь, завершающая вторую седмицу подготовки к Великому посту, приходится на 16 февраля и посвящена размышлениям по поводу притчи о блудном сыне.

Значение воскресенья о блудном сыне

Богослужения с толкованием этой притчи упоминаются в исторических посланиях с IV века. В записях Иоанна Златоуста, святого Августина есть размышления толкования по поводу притчи Иисуса. Канон, который поется ныне в храмах, написан в восьмом столетии Иосифом Студитом.

Седмица пред вторым воскресеньем подготовки к Великому посту наполнена размышлениями о милости, прощении и покаянии. В храмовых богослужениях священники подчеркивают, что путь к Господу всегда лежит через чистосердечное покаяние и признание Жертвы Спасителя.

После недели о блудном сыне начинается седмица рассуждений о Страшном суде, куда попадут все. Но ужасная участь ждет нераскаявшихся грешников, блудных детей, которые не слышат призыва Господа покаяться и прийти в Его объятия.

Краткая история о блудном сыне

Если вы никогда не читали этой притчи или забыли смысл, то вот краткое изложение.

У богатого человека было два сына. Старший был послушен и работал вместе с отцом. Младший вел разгульный образ жизни, и один раз он потребовал у отца часть наследства, которое получил и прогулял в далеких краях.

Гордость, стыд вначале не позволил блуднику идти к родителю, остался один выбор — кормить свиней у другого хозяина, есть с ними и там же спать, чтобы выжить. Ужасные условия жизни довели юношу до такого отчаяния, что он решил вернуться и проситься к родителю в наемники, слугой. Родитель, увидевший возвращающего сына, выбежал навстречу тому, обнял и велел дать лучшие одежды и перстень, символ власти.

Старший сын рассердился, ибо за все время службы, ему не был оказан такой прием.

Читая эту притчу, каждый христианин может увидеть в ней частицу себя и великую милость Бога.

Важно! Христианам дано право выбора, одни наполняют сердце Божьей любовью и живут в радости по заповедям Творца, другие стали блудными детьми, заковав себя в оковы законничества или греха.

Кто мы, люди, живущие в духовной опустошенности, как старший сын, или грешники, осознавшие свое падение и вернувшиеся к Отцу?

Читайте о духовной жизни в православии:

Старший сын — наследник или жертва самоправедности

Читая в первый раз притчу, останавливаешь внимание на поступке младшего сына, но впоследствии анализируешь поведение старшего наследника.

Молодой человек был правой рукой хозяина, сам выбрал для себя жизнь в доме отца со всеми ее прелестями, почему же по возвращении блудного брата в нем взыграла обида и ревность.

Как часто люди надевают на себя личину верующих, постоянно ходят на службу в храм, усердно молятся, но в фарисейских душах нет любви.

Живущие в доме Творца так и не сумели наполнить души благодатью, во всем они видят плохое, от таких христиан слышны постоянно жалобы, что все плохо. В послании Тимофею апостол Павел пишет, что довольство, как и благочестие, надо приобрести, а это возможно, только познав прощение Отца.

Старший брат обиделся на родителя за то, что тот никогда не устраивал для него пир, не понимая, что он — хозяин дома, возьми теленка, козленка и устрой себе пир, ведь это все твое и живи, радуясь тому, что рядом отец. Для этого необходимо верить в отчую любовь и знать свое назначение.

Старший сын не мог поверить, что отец его любит просто так, что милосердие не надо заслуживать по одной причине, ты — сын, а не сирота, пасынок.

Важно! Детям Божьим дана великая благодать приходить с любовью и доверием к Богу, получать от Него просимое по вере. Для этого не нужно быть угодником, а любящим дитем.

Старший сын служил отцу не ради любви, он старался заслужить наследство и возмутился, когда младшему брату был надет перстень наследника, хозяина.

Как часто мы не понимаем, почему те, кто мало дает и делает, получает больше. Элементарная зависть и ревность буквально накрывают человека в этот момент, и он уже не видит, сколько было ему прощено, и какой тяжелый путь прошел некогда грешный человек.

Христиане отказываются от житейских соблазнов не от ощущения их мерзости, а от:

  • желания угодить Богу;
  • страха не попасть в рай;
  • боясь потерять уважение окружающих.

При этом забываем, что смирение, терпение, любовь к ближнему — вот открытые двери в Небеса. Превозношение над другими людьми, непонимание всего богатства, дарованного Кровью Иисуса Христа, неумение радоваться над посланной благодатью для тех, кто по нашему мнению этого не заслуживает, в этом смысл старшего брата в переданной Иисусом притче.

Блудный сын

Как часто в молитвах мы с покаянием приходим к Творцу, ощущая себя теми, кто предал Отца, не ценит Жертвы Его Крови.

Одним из главных смыслов евангельской притчи — каждого человеку осознать свою греховную жизнь, увидеть всю мерзость падения и принять дорогу спасения, в конце которой ожидает любящий Отец, Бог, Сын и Дух Святой.

Молодой человек, живя в доме отца, даже не задумывался над смыслом жизни. Скорее всего, отец указывал ему на необходимость принимать участие в управлении имением, но это не понравилось юноше. Он потребовал часть наследства, на которое имел право только после смерти отца, и отправился жить в свое удовольствие.

Читайте также:
Праздник Рождество Пресвятой Богородицы: история и происхождение, значение и смысл, традиции

Как это знакомо, когда имея какие-то капиталы, люди забывают о Жертве Иисуса, живя в удовольствие себе, постепенно утопая в болоте греха, но когда приходит в дом беда, они вспоминают о Спасителе.

Это прекрасно, что милость Отца не зависит от поведения, Его сердце всегда открыто для вернувшихся блудных детей. Настоящий подвиг — признать свои грехи и покаяться, и тогда Всевышний наденет на кающегося новые одежды, означающие очищение грешной жизни, перстень — благодать Святого Духа.

Людям, особенно христианам, Творец по великой милости своей дарует не только жизнь и здоровье, и еще уникальные способности и таланты. Человек, желающий жить по своей воле, подобен блудному сыну, который забрал часть имущества, свергнул с себя Божью власть, следую за личными похотями и помыслами.

Важно! Только осознав свой крах, банкротство, можно решиться на победные перемены. Не каждый может после взлета в глазах общества со смирением, покаянием и надеждой вернуться в Отчий дом, Православную церковь, чтобы получить душевный мир.

Почему блудник не остался в родной стороне, чем манит тех, кто отрекается Бога, дальняя сторона? Возможностью грешить, ибо там не надо взирать на Творца, слушать Его голос, не испытывать мучений совести. Распутная жизнь сводит на нет таланты и способности, дарованные Господом, наступает духовное опустошение, которое топится в вине, наркотиках, компьютерной зависимости. Грешнику, блуднику пришлось расплатиться за свое распутство не только богатством. В его жизни наступил голод.

Исследуя историю еврейского народа, мы видим, как часто Творец посылал голод в бунтующий народ, но не для уничтожения, а из любви, пытаясь таким образом вернуть евреев к спасению.

Некогда богатый блудник был унижен до самого низкого уровня, евреи гнушались свиней, пасти этих животных — стыд и позор, а некогда богач мечтал о рожках, свинской еде. Уразумев, что падать ниже некуда, прозрев, очнувшись, как после глубокого обморока, трезво осознав свое положение, грешник принимает сложное решение — идти в отчий дом.

В нем борется страх, отчаяние, гордость, но побеждает желание очиститься и хоть издали прикоснуться к родительской ласке. Раскаявшийся грешник делает решительный шаг, встает и идет, полностью отдавая себя во власть отцовского решения, которое готов принять. Некогда наследник мечтает о месте наемника в отчем доме.

Прощение и принятие отца

В переданной Иисусом притче есть еще один глубокий смысл для христиан, это научиться, как любящий родитель, прощать и принимать людей, нанесших вред, так, чтобы в сердце не осталось обиды, зла.

Почему отец не отказал юноше, ведь он имел на это полное право? Любовь, только любовь жила в отцовском сердце. Ему не нужна была рабская покорность старшего брата, родитель желал истинной любви, и поэтому решил дать возможность наследнику самому прокладывать дорогу жизни.

Искренняя радость наполняет сердца тех людей, которые питаются в доме Отца.

Что двигало родителем в тот момент, когда он увидел издалека уставшего, грязного, в лохмотьях младшего ребенка? Вспомнил он о той сумме, которую забрал блудник? Или в отцовском сердце взыграла радость о том, что сын, которого он уже мысленно похоронил, вернулся здоровым и невредимым?

Не мог любящий родитель прогнать своего отпрыска из-за потраченных денег, ибо любовь нельзя оценить в денежном эквиваленте. Владелец имения даже не стал выслушивать оправданий измученного путника, задавать вопросы, а сразу ввел в дом, как наследника.

Младший сын вернулся, не претендуя на наследство, он нуждался в отцовской любви и готов был довольствоваться ролью наемника, только бы имеет защиту и кров.

Важно! Нет в мире такого греха, кроме хулы на Дух Святой, который бы мог отделить христиан от любви Творца. Для Господа намного радостнее обнимать раскаявшегося грешника, чем принимать праведников, не нуждающихся, по их мнению, в покаянии.

Эта притча учит христиан любви, о которой писал апостол Павел в послании к Коринфянам.

Неделя о блудном сыне — как и когда празднуется, история, значение и смысл

Неделя о блудном сыне приходится на второе воскресенье, отведенное церковью для приготовления к Великому Посту. Название произошло от известной православной евангельской притчи. Воскресенье, 24 февраля 2019 года, христиане встречают Неделю о блудном сыне, праздник, наделенный особым смыслом и значением для всех православных. День символизирует незыблемую веру и любовь Христа, напоминая о близости Господа к каждому из нас, о его принятии и прощении любого, открывшего перед ним свое сердце.

Значение воскресенья о блудном сыне

Богослужения с толкованием этой притчи упоминаются в исторических посланиях с IV века. В записях Иоанна Златоуста, святого Августина есть размышления толкования по поводу притчи Иисуса. Канон, который поется ныне в храмах, написан в восьмом столетии Иосифом Студитом.

Иллюстрация притчи о блудном сыне

Седмица пред вторым воскресеньем подготовки к Великому посту наполнена размышлениями о милости, прощении и покаянии. В храмовых богослужениях священники подчеркивают, что путь к Господу всегда лежит через чистосердечное покаяние и признание Жертвы Спасителя.

После недели о блудном сыне начинается седмица рассуждений о Страшном суде, куда попадут все. Но ужасная участь ждет нераскаявшихся грешников, блудных детей, которые не слышат призыва Господа покаяться и прийти в Его объятия.

Читайте также:
Неделя мясопустная: как и когда празднуется, история, значение и смысл

Евангельское чтение

В этот день на литургии читается Евангелие от Луки, зачало 79 (Лк. 15:11-32), притча о блудном сыне, откуда и берется название этого дня (на церковно-славянском «неделя» это воскресение). В притче рассказывается о двух детях, живших у отца. Старший сын всё время жил со своим отцом; а младший сын взял часть имущества, с согласия отца, и ушел в далёкую страну, где потратил его, живя блудно. Вскоре в той далёкой стране наступил голод, и младший сын был вынужден пойти в наёмники к жителю той страны, у которого он стал свинопасом. Желая утолит свой голод, он хотел есть рожки (стручки), которыми питались свиньи, но ему это сделать не дали. Вспомнив, что наёмники у отца живут лучше его, он решил вернутся в отеческий дом. Когда он приближался к дому, но был еще далеко, то отец увидел его и вышел к нему навстречу; отец обнял сына и поцеловал его. Младший сын принес покаяние перед отцом, сказав, что согрешил перед небом и перед отцом и уже не достоин называться сыном. Тогда отец дал ему лучшую одежду, сапоги и перстень, зарезал тельца и устроил пир в честь возвращения блудного сына. Вскоре с поля вернулся старший сын, узнав о веселии он возмутился и стал высказывать отцу, что он всю жизнь помогал отцу и не получил того, что дал в данный момент младший блудный сын от отца. Примиряя его с братом, отец объяснил ему, что младший брат погибал, а теперь спасся, поэтому надо радоваться о возвращении заблудшего брата.

Краткая история о блудном сыне

Если вы никогда не читали этой притчи или забыли смысл, то вот краткое изложение.

У богатого человека было два сына. Старший был послушен и работал вместе с отцом. Младший вел разгульный образ жизни, и один раз он потребовал у отца часть наследства, которое получил и прогулял в далеких краях.

Гордость, стыд вначале не позволил блуднику идти к родителю, остался один выбор — кормить свиней у другого хозяина, есть с ними и там же спать, чтобы выжить. Ужасные условия жизни довели юношу до такого отчаяния, что он решил вернуться и проситься к родителю в наемники, слугой. Родитель, увидевший возвращающего сына, выбежал навстречу тому, обнял и велел дать лучшие одежды и перстень, символ власти.

Старший сын рассердился, ибо за все время службы, ему не был оказан такой прием.

Читая эту притчу, каждый христианин может увидеть в ней частицу себя и великую милость Бога.

Важно! Христианам дано право выбора, одни наполняют сердце Божьей любовью и живут в радости по заповедям Творца, другие стали блудными детьми, заковав себя в оковы законничества или греха.

Кто мы, люди, живущие в духовной опустошенности, как старший сын, или грешники, осознавшие свое падение и вернувшиеся к Отцу?

Читайте о духовной жизни в православии:

Смысл притчи о блудном сыне

В этом году Неделя о блудном сыне приходится на 24 февраля. Чтобы постичь значение этого дня, нужно понимать смысл притчи, которую Сын Божий Иисус проповедовал последователям его учения.

Эту притчу ныне читают на службе в воскресный день Недели о блудном сыне. В ней говорится о двух братьях, один из которых унаследовал богатство отца, которое впоследствии пустил по миру.

Когда от наследства ничего не осталось, сын вернулся в отчий дом. Он раскаивался и просил прощения у родителя. Отец даровал ему прощение и принял обратно, проникшись искренностью сыновьего покаяния во грехе.

Старший же сын отрекся от наследства, старался вести праведный образ жизни, опираясь на веру. Узнав, что младший брат вернулся, а отец мало того, что простил его, так еще накрыл пир в честь этого события, разозлился, посчитав, что брату все досталось незаслуженно. На эти упреки отец ответил старшему сыну, что за младшего брата и успокоение его грешной души стоит лишь радоваться.

Притча учит, что искренне покаяние грешника в содеянном, всегда подарит прощение и милость Господа.

Иисус общался с людьми на доступном языке, пытаясь донести верующим смысл сказанного в обычных историях, притчах, картинках. Младший сын в этой притче характеризует человека, сбившегося с правильного пути. Отец, прямым образом связанный с Богом, показывает, насколько Господь может быть милостив и щедр, к каждому, искренне раскаявшемуся в своих прегрешениях. Старший сын символизирует людей праведных, которым не дано принять покаяние других, они презирают грешников, лишая их шанса на прощение.

Старший сын — наследник или жертва самоправедности

Читая в первый раз притчу, останавливаешь внимание на поступке младшего сына, но впоследствии анализируешь поведение старшего наследника.

Молодой человек был правой рукой хозяина, сам выбрал для себя жизнь в доме отца со всеми ее прелестями, почему же по возвращении блудного брата в нем взыграла обида и ревность.

Как часто люди надевают на себя личину верующих, постоянно ходят на службу в храм, усердно молятся, но в фарисейских душах нет любви.

Фреска «Возвращение блудного сына»

Живущие в доме Творца так и не сумели наполнить души благодатью, во всем они видят плохое, от таких христиан слышны постоянно жалобы, что все плохо. В послании Тимофею апостол Павел пишет, что довольство, как и благочестие, надо приобрести, а это возможно, только познав прощение Отца.

Читайте также:
Поминовение воинов: история и истоки возникновения, как и когда праздновать, традиции

Старший брат обиделся на родителя за то, что тот никогда не устраивал для него пир, не понимая, что он — хозяин дома, возьми теленка, козленка и устрой себе пир, ведь это все твое и живи, радуясь тому, что рядом отец. Для этого необходимо верить в отчую любовь и знать свое назначение.

Старший сын не мог поверить, что отец его любит просто так, что милосердие не надо заслуживать по одной причине, ты — сын, а не сирота, пасынок.

Важно! Детям Божьим дана великая благодать приходить с любовью и доверием к Богу, получать от Него просимое по вере. Для этого не нужно быть угодником, а любящим дитем.

Старший сын служил отцу не ради любви, он старался заслужить наследство и возмутился, когда младшему брату был надет перстень наследника, хозяина.

Как часто мы не понимаем, почему те, кто мало дает и делает, получает больше. Элементарная зависть и ревность буквально накрывают человека в этот момент, и он уже не видит, сколько было ему прощено, и какой тяжелый путь прошел некогда грешный человек.

Христиане отказываются от житейских соблазнов не от ощущения их мерзости, а от:

  • желания угодить Богу;
  • страха не попасть в рай;
  • боясь потерять уважение окружающих.

При этом забываем, что смирение, терпение, любовь к ближнему — вот открытые двери в Небеса. Превозношение над другими людьми, непонимание всего богатства, дарованного Кровью Иисуса Христа, неумение радоваться над посланной благодатью для тех, кто по нашему мнению этого не заслуживает, в этом смысл старшего брата в переданной Иисусом притче.

Как отметить Неделю о блудном сыне 24 февраля 2019 года

Традиционно в этот особый день православные христиане собираются на церковной службе, молятся и каются. 24 февраля в каждом храме проводится служба, посвященная Неделе о блудном сыне. Если по каким-либо причинам не получилось попасть в церковь в этот день, молитвы можно почитать дома, попросить у Бога прощения, покаяться и поблагодарить за все то хорошее, чем богата ваша жизнь.

Блудный сын

Как часто в молитвах мы с покаянием приходим к Творцу, ощущая себя теми, кто предал Отца, не ценит Жертвы Его Крови.

Одним из главных смыслов евангельской притчи — каждого человеку осознать свою греховную жизнь, увидеть всю мерзость падения и принять дорогу спасения, в конце которой ожидает любящий Отец, Бог, Сын и Дух Святой.

Молодой человек, живя в доме отца, даже не задумывался над смыслом жизни. Скорее всего, отец указывал ему на необходимость принимать участие в управлении имением, но это не понравилось юноше. Он потребовал часть наследства, на которое имел право только после смерти отца, и отправился жить в свое удовольствие.

Икона «Возвращение к отцу»

Как это знакомо, когда имея какие-то капиталы, люди забывают о Жертве Иисуса, живя в удовольствие себе, постепенно утопая в болоте греха, но когда приходит в дом беда, они вспоминают о Спасителе.

Это прекрасно, что милость Отца не зависит от поведения, Его сердце всегда открыто для вернувшихся блудных детей. Настоящий подвиг — признать свои грехи и покаяться, и тогда Всевышний наденет на кающегося новые одежды, означающие очищение грешной жизни, перстень — благодать Святого Духа.

Людям, особенно христианам, Творец по великой милости своей дарует не только жизнь и здоровье, и еще уникальные способности и таланты. Человек, желающий жить по своей воле, подобен блудному сыну, который забрал часть имущества, свергнул с себя Божью власть, следую за личными похотями и помыслами.

Важно! Только осознав свой крах, банкротство, можно решиться на победные перемены. Не каждый может после взлета в глазах общества со смирением, покаянием и надеждой вернуться в Отчий дом, Православную церковь, чтобы получить душевный мир.

Почему блудник не остался в родной стороне, чем манит тех, кто отрекается Бога, дальняя сторона? Возможностью грешить, ибо там не надо взирать на Творца, слушать Его голос, не испытывать мучений совести. Распутная жизнь сводит на нет таланты и способности, дарованные Господом, наступает духовное опустошение, которое топится в вине, наркотиках, компьютерной зависимости. Грешнику, блуднику пришлось расплатиться за свое распутство не только богатством. В его жизни наступил голод.

Исследуя историю еврейского народа, мы видим, как часто Творец посылал голод в бунтующий народ, но не для уничтожения, а из любви, пытаясь таким образом вернуть евреев к спасению.

Некогда богатый блудник был унижен до самого низкого уровня, евреи гнушались свиней, пасти этих животных — стыд и позор, а некогда богач мечтал о рожках, свинской еде. Уразумев, что падать ниже некуда, прозрев, очнувшись, как после глубокого обморока, трезво осознав свое положение, грешник принимает сложное решение — идти в отчий дом.

В нем борется страх, отчаяние, гордость, но побеждает желание очиститься и хоть издали прикоснуться к родительской ласке. Раскаявшийся грешник делает решительный шаг, встает и идет, полностью отдавая себя во власть отцовского решения, которое готов принять. Некогда наследник мечтает о месте наемника в отчем доме.

Прощение и принятие отца

В переданной Иисусом притче есть еще один глубокий смысл для христиан, это научиться, как любящий родитель, прощать и принимать людей, нанесших вред, так, чтобы в сердце не осталось обиды, зла.

Читайте также:
Лазарева суббота: что за праздник, как и когда праздновать, история, значение и традиции

Главная мысль притчи о блудном сыне — это прощение отца

Почему отец не отказал юноше, ведь он имел на это полное право? Любовь, только любовь жила в отцовском сердце. Ему не нужна была рабская покорность старшего брата, родитель желал истинной любви, и поэтому решил дать возможность наследнику самому прокладывать дорогу жизни.

Искренняя радость наполняет сердца тех людей, которые питаются в доме Отца.

Что двигало родителем в тот момент, когда он увидел издалека уставшего, грязного, в лохмотьях младшего ребенка? Вспомнил он о той сумме, которую забрал блудник? Или в отцовском сердце взыграла радость о том, что сын, которого он уже мысленно похоронил, вернулся здоровым и невредимым?

Не мог любящий родитель прогнать своего отпрыска из-за потраченных денег, ибо любовь нельзя оценить в денежном эквиваленте. Владелец имения даже не стал выслушивать оправданий измученного путника, задавать вопросы, а сразу ввел в дом, как наследника.

Младший сын вернулся, не претендуя на наследство, он нуждался в отцовской любви и готов был довольствоваться ролью наемника, только бы имеет защиту и кров.

Важно! Нет в мире такого греха, кроме хулы на Дух Святой, который бы мог отделить христиан от любви Творца. Для Господа намного радостнее обнимать раскаявшегося грешника, чем принимать праведников, не нуждающихся, по их мнению, в покаянии.

Эта притча учит христиан любви, о которой писал апостол Павел в послании к Коринфянам.

Проповедь Патриарха Кирилла в неделю о блудном сыне

НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ

За две седмицы (недели) до начала Великого поста Православная Церковь воспоминает евангельскую притчу о блудном сыне, изложенную в «Евангелии от Луки» (глава 15, стихи 11-32).

Этот воскресный день называется Неделей о блудном сыне . В 2021 году Неделя о блудном сыне приходится на 28 февраля .

Притча о блудном сыне — одна из притч Иисуса Христа. Она учит добродетелям покаяния и прощения.

Притча о блудном сыне

Согласно сюжету этой притчи, блудный сын, уйдя из родительского дома, растратил отцовское наследство, претерпел лишения и смиренно вернулся к отцу с тем, чтобы стать одним из его наемных рабочих. Счастливый отец всецело принял и простил беглеца, несмотря на то, что другой его сын был этим недоволен.

В этой многогранной по содержанию и замечательной по яркости красок притче, под отцом подразумевается Отец Небесный, а два сына — это кающийся грешник и мнимый праведник. «Блудный сын» – это прообраз всего падшего человечества и, одновременно, каждого отдельного грешника, который душою своею удаляется от Бога и предается своевольной, грешной жизни; .

«Часть имения» , т.е. доля имения младшего сына, – это дары Божии, которыми наделён каждый человек (жизнь, здоровье, сила, способности, таланты). Требование у отца части имения для употребления ее по произволу, – стремление человека свергнуть с себя покорность Богу, и следовать собственным помыслам и пожеланиям. Получив свою часть отцовского имущества, младший сын уходит «в дальнюю страну» , на чужбину – место отдаления от Бога, где он перестаёт думать о своем отце, где он «живёт распутно», то есть предаётся греховной жизни, отчуждающей человека от Создателя. Там своими грехами он губит свою душу и растрачивает все дары, какие получил от Бога. Это приводит его к нищете – полному духовному опустошению. Это и неудивительно, ибо человек, вступивший на путь греха, следует по пути эгоизма, самоугождения. И вот, точно после тяжёлой болезни, он понимает своё бедственное положение. Тогда появляется в нем решимость оставить грехи и покаяться. Когда же грешник, образумившись, приносит Богу-Отцу искреннее покаяние, со смирением и с надеждою на Его милосердие, то Господь, как Отец милосердный, радуется с ангелами Своими обращению грешника, прощает ему все его беззакония (грехи), как бы велики они ни были, и возвращает ему Свои милости и дары. Здесь надо отметить, что внешние бедствия часто посылаются Богом грешникам, чтобы их вразумить. Это – Божий призыв к покаянию.

Старший же сын возвращается с работы и не хочет войти в дом свой, где веселятся по случаю возвращения брата, несмотря на зов отца; он упрекает отца за нелюбовь к нему, выставляет на вид труды свои, бесчувственно-холодно отзывается о брате, укоряет отца, что он так поступает в настоящем случае. «Старший сын» — это образ фарисея, строгого исполнителя Закона, хвалящегося исполнением воли Божией, не хотящего иметь общения с мытарями и грешниками, гордого, самомненного праведника и завистника. Старший сын не был виноват перед своим отцом, он всегда был хорошим работником в доме отца и жизнь его была безупречна, пока не вернулся его грешный брат. Возврат блудного брата вызвал в старшем сыне зависть – этот страшный грех, который привел к первому человеческому убийству и к убийству Самого Спасителя.

Рассказом о старшем сыне Спаситель учит тому, что всякий верующий христианин должен от всей души желать всем спасения, радоваться обращению грешников, не завидовать Божией любви к ним и не считать себя достойным Божиих милостей больше, чем те, кто обращается к Богу от прежней своей беззаконной жизни.

По мнению митрополита Сурожского Антония, «эта притча чрезвычайно богата содержанием. Она лежит в самой сердцевине христианской духовности и нашей жизни во Христе; в ней человек изображен в тот самый момент, когда он отворачивается от Бога и оставляет Его, чтобы следовать собственным путем в “землю чуждую”, где надеется найти полноту, преизбыток жизни. Притча также описывает и медленное начало, и победоносное завершение пути обратно в отчий дом, когда он, в сокрушении сердца, избирает послушание.»

В этой притче, едва ли не главное место занимает поведение Отца , Его превосходящая все человеческие понятия доброта, любовь к грешнику и радость по поводу возвращения к Нему блудного сына. «. Когда он был еще далеко, увидел его отец его», – говорит нам Евангелие, а значит отец ждал и, может быть, каждый день смотрел, не возвращается ли сын его. «Увидел и сжалился, и побежав, бросился к нему на шею и целовал его». Сын начал было исповедь, но отец не дал ему и договорить; он уже всё простил и забыл. Отец не стал требовать доказательств покаяния своего сына потому, что он видел, что сын его преодолел стыд и страх, чтобы вернуться домой. Он не говорит: «Когда ты мне все расскажешь о себе, я посмотрю, стоит ли доверять тебе». Отец ничего не спрашивает. Он не говорит: «Посмотрим». Он велит слугам своим дать ему лучшую одежду, обувь и перстень на руку. Перстень – это указание на Божий дар прощённому грешнику – дар Божией Благодати, в который он облекается для спасения души. По толкованию блаж. Феофилакта перстень в притче свидетельствует о возобновлении единения грешника с Церковью земной и Небесной.

Читайте также:
Именины Анны: день ангела по церковному календарю 2020

Трудно словами передать полноту любви Божией к падшим грешникам. Пожалуй, никто лучше не приоткрывает нам эту любовь Божию, о которой мы читаем в притче о блудном сыне, чем апостол Павел в своем 1-м послании к Коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, . любовь не гордится, . не раздражается, не мыслит зла. Не радуется неправде, а сорадуется истине. Всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1 Кор. 13:4-7). Уместно здесь упомянуть, что ГРЕХ, всякий грех, есть преступление против ЛЮБВИ и что, по-настоящему, покаяние может совершиться только перед лицом Совершенной Любви, ибо Бог есть Любовь (1 Ин. 4:8).

Значение Недели о блудном сыне

В эту неделю православная Церковь показывает пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу. Таким образом, Церковь учит христиан, что истинная полнота и радость жизни заключается в благодатном союзе с Богом и постоянном общении с Ним, а удаление от этого общения служит, напротив, источником всевозможных бедствий и унижений.

Особенности седмицы

На этой седмице Церковь приучает верующих к подвигу поста постепенным введением воздержания: после сплошной Седмицы о мытаре и фарисее она восстанавливает пост в среду и пятницу , затем, по окончании Седмицы о блудном сыне возводит христиан на важную ступень подготовительного воздержания запрещением вкушать мясную пищу и позволением употреблять лишь сырную.

Седмица после Недели о блудном сыне (1 марта – 6 марта) и заключающая ее Неделя называется «мясопустной» по той причине, что на этой Неделе полностью заканчивается вкушение мяса.

Живое Предание

Компас на пути к Пасхе. Неделя о блудном сыне

Аспирант СПбДА, клирик храма иконы Божией Матери «Знамение» (г. Тихвин Ленинградской обл.).

С подготовительных недель перед Великим постом мы начинаем ежевоскресный рассказ о смысле, истории и литургических особенностях каждого воскресного дня этого периода.

История возникновения Недели о блудном сыне

Событие, которому посвящен отдельный воскресный день (по-славянски — Неделя), было выделено в богослужебном календаре не ранее VI века. Это произошло в результате распределения особым образом чтений Евангельских повествований (зачал) в Иерусалимской Церкви.

Неделя о блудном сыне не сразу заняла привычное для нас место в подготовительном периоде. Изначально ей было отведено третье воскресенье поста. Именно в этот день иерусалимские христиане слышали рассказ о том, как младший сын сбился с истинного пути. Сведения об этом сохранились и сегодня в литургии в Неделю святителя Григория Паламы. Многие тексты из этой службы содержат парафраз из Евангелия о блудном сыне. Темы и идеи евангельской притчи (Лк 15:11–32) выражены и в молитвах будних богослужений второй недели Великого поста.

Постепенно подход к чтению евангельских зачал был изменен в Константинополе. Теперь последние недели перед постом стали отмечаться особенными чтениями, которые настраивают верующего на вступление в новый духовный период. После X века Неделя о блудном сыне становится сначала первой, а затем второй подготовительной неделей перед Великим постом.

Значение

Каждая подготовительная неделя связана с главной темой Великого поста — искуплением и спасением человечества. Смысл Недели о блудном сыне, наверное, лучше всего раскрывает седален (богослужебное песнопение, исполнение которого допускается слушать сидя) из канона на Утрени:

Церковнославянский текст:
Объятия Отча отверсти ми потщися, блудно иждих мое житие,
на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих Спасе,
ныне обнищавшее мое сердце не презри. Тебе бо Господи, во умилении зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою.
Русский текст (иером. Амвросия (Тимрота):
Объятия отеческие открыть мне поспеши: блудно я растратил жизнь мою, на богатство неисчерпаемое милостей Твоих, Спаситель, взирая безучастно! Ныне не презри обнищавшего моего сердца, ибо к Тебе, Господи, в сокрушении взываю: «Согрешил я, Отче, против неба и пред Тобою!».

Эта молитва входит не только в состав богослужения второй подготовительной недели, но и в чин монашеского пострига.

Читайте также:
Именины Евгения: день ангела по церковному календарю

Трогательные слова богослужебного текста отражают настроение, к которому готовит нас Церковь. С одной стороны, осознание своей греховности, духовной нищеты и недостоинства. С другой — надежда на прощение и встречу с любящим Отцом.

Богослужебные особенности

О приближении важного духовного периода нам напоминает песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», исполнение которого начинается в Неделю о мытаре и фарисее и продолжается в течение пяти воскресных дней.

Еще одно заметное отличие — пение на Утрени после хвалебных псалмов (134-го и 135-го) полного тоски и печали 136-го псалма «На реках вавилонских»:

Церковнославянский текст:
На река́х Вавило́нских, та́мо седо́хом и пла́кахом, внегда́ помяну́ти нам Сио́на. Аллилу́иа. На ве́рбиих посреде́ его обе́сихом орга́ны на́ша. Аллилу́иа. Я́ко та́мо вопроси́ша ны пле́ншии нас о словесе́х пе́сней и ве́дшии нас о пе́нии. Аллилу́иа. Воспо́йте нам от пе́сней Сио́нских. Аллилу́иа. Ка́ко воспое́м песнь Госпо́дню на земли́ чужде́й? Аллилу́иа. Аще забу́ду тебе́, Иерусали́ме, забве́на бу́ди десни́ца моя́. Аллилу́иа. Прильпни́ язы́к мой горта́ни моему́, а́ще не помяну́ тебе́, а́ще не предложу́ Иерусали́ма, я́ко в нача́ле весе́лия моего́. Аллилу́иа. Помяни́, Го́споди, сы́ны Едо́мския, в день Иерусали́мль, глаго́лющия: истоща́йте, истоща́йте до основа́ний его́. Аллилу́иа. Дщи Вавило́ня окая́нная. Блаже́н и́же возда́ст тебе́ воздая́ние твое́, е́же воздала́ еси́ нам. Аллилу́иа. Блаже́н и́же и́мет, и разбие́т младе́нцы твоя́ о ка́мень. Аллилу́иа.
Русский текст:
При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы. Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши — веселья: «пропойте нам из песней Сионских». Как нам петь песнь Господню на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерусалим,забудь меня десница моя; прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего. Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его». Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!

Псалом поют только трижды в году: в Неделю о блудном сыне и в две последующие подготовительные недели.

Эту песнь пели евреи, когда были в Вавилонском плену (за 600 лет до пришествия в мир Спасителя), духовными причинами которого стали нечестие народа и измена истинному Богу. Находясь в изгнании, они тоскуют по своей родной земле, где были разрушены не только их дома, но и Храм Господень в Иерусалиме. Евреи остались абсолютно одни на чужой земле. Даже родственный им идумейский народ (сыны Едомовы) радовался их разгрому. Вавилон — это образ города-богоборца. И все потомство его («дочь Вавилона») является греховным, страстны́м. Поэтому от его «детей» (имеются в виду страсти) надо избавляться в самом начале, пока они не выросли и не укоренились в наших душах.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

  • Подписаться на Телеграм-канал
  • Подписаться в Яндекс Дзен

Неделя о блудном сыне: как и когда празднуется, история, значение и смысл

В православном календаре Неделя о блудном сыне (12 февраля 2017 года) наступает вслед за Неделей о мытаре и фарисее (5 февраля 2017 года). Это вторая подготовительная неделя к Великому Посту наряду с мясопустной и сырной (масленичной или Масленицей) неделями (См. Календарь Великого Поста 2017). Неделя о блудном сыне посвящена размышлению о смысле Евангельской притчи о блудном сыне, рассказанной Иисусом Христом и приводимой в Евангелие от Луки.

Евангельские притчи актуальны и по сей день. Чем глубже мы вчитываемся в эти короткие мудрые рассказы, тем больше ценных знаний и скрытых поучений открываем для себя. Притча о блудном сыне словно полная сокровищница, из которой каждое поколение черпает мудрость самопознания через осознание своего несовершенства, духовное прозрение, безграничную любовь, сострадание, милосердие и прощение.

Евангельская притча о блудном сыне
Притча о блудном сыне: основные уроки

Итак, в притче рассказывается о том, как блудный сын вернулся в свой отчий дом. Отец – это сам Бог, а блудный сын – заплутавшая душа. На блудного сына похож любой человек, запутавшийся и потерявший связь с собственной природой, которая является также частичкой Бога и находится в гармонии с Богом. Под воздействием иллюзий материального мира человек может потерять эту гармонию; тогда возникает дисбаланс, страдания и омрачения; жизнь, здоровье, силы и энергию тратятся впустую бесцельно. Осознание и признание своего несовершенства – это первый путь на пути к гармонии и единению с божественной природой, и как и в Евангелие от Луки – прощение отца, вышедшего навстречу блудному сыну, следующий шаг будет сделан нам на встречу.

Повествование о старшем сыне в Библейской притче учит не концептуальному отношению к окружающим, тому, что каждый достоин в равной степени божественной любви, потому она и называется безусловной любовью.

В преддверии Великого поста, особого времени в жизни каждого из верующих, притча о блудном сыне является примером того, как каждый человек может обрести радость соединения с Единым.

Неделю о блудном сыне: как правильно поститься по средам и пятницам

Неделя о блудном сыне, в отличие от предыдущей, «сплошной» не является, то есть в среду и пятницу есть пост. Трипикон или Церковный Устав, описывает, как поститься по средам и пятницам. Однако, все положения Устава изначально были ориентированы исключительно на монашескую жизнь. Более того – на монастыри, расположенные в странах с жарким климатом. Еще святитель Иоанн Златоуст, находясь в ссылке на дальнем севере Римской Империи, отмечал, что для основанных им северных монастырей требуется корректировать устав о Посте с учетом более сурового климата и тяжелого физического труда, который приходится нести. Согласно Типикону в обычное время (не в Пост) трапез в день полагается не более 2 без ограничения в качестве пищи (сохраняется только невкушение мяса монахами во всех случаях).

Читайте также:
Именины Виктора: день ангела по православному календарю

В среду и пятницу (в монастырях к ним приравнян и понедельник) – один раз в день «в 9-й час» (около 15.00). По 69-му правилу Святых апостолов, на которое ссылается Типикон, Пост среды и пятницы весь год приравнян к Великому посту. Это означает, что положено вкушать один раз в день сухоядение (хлеб, вода, не приготовленная пища, без растительного масла, без скоромных продуктов). Но поскольку Типикон ориентирован на монахов, живущих в жарких странах, а никакого другого Устава мы не имеем, то, как правило, вопрос о гастрономических ограничениях решается индивидуально, исходя из внутренних (физических и психологических) возможностей и внешних обстоятельств каждого конкретного человека.

По окончании второй подготовительной седмицы, 18 февраля в 2017 году наступает Неделя о страшном суде. Это воскресенье за неделю до начала Великого поста также носит название Мясопустной или Мясо-отпустной неделей, когда последний раз до Пасхи можно потреблять в пищу мясо.

_____________
С наилучшими пожеланиями ॐ
Юля

Храм Казанской иконы Божией Матери

Русская Православная Церковь Московского Патриархата. Иркутская митрополия, Иркутская епархия, Верхоленское благочиние, д.Усть-Куда, Иркутского района

Неделя о блудном сыне

За две седмицы (недели) до начала Великого поста Православная Церковь воспоминает евангельскую притчу о блудном сыне, изложенную в «Евангелии от Луки» (глава 15, стихи 11-32).

Этот воскресный день называется Неделей о блудном сыне. В 2018 году Неделя о блудном сыне приходится на 24 февраля.

Притча о блудном сыне — одна из притч Иисуса Христа. Она учит добродетелям покаяния и прощения.

Притча о блудном сыне

Согласно сюжету этой притчи, блудный сын, уйдя из родительского дома, растратил отцовское наследство, претерпел лишения и смиренно вернулся к отцу с тем, чтобы стать одним из его наемных рабочих. Счастливый отец всецело принял и простил беглеца, несмотря на то, что другой его сын был этим недоволен.

В этой многогранной по содержанию и замечательной по яркости красок притче, под отцом подразумевается Отец Небесный, а два сына — это кающийся грешник и мнимый праведник. «Блудный сын» — это прообраз всего падшего человечества и, одновременно, каждого отдельного грешника, который душою своею удаляется от Бога и предается своевольной, грешной жизни; .

«Часть имения», т.е. доля имения младшего сына, — это дары Божии, которыми наделён каждый человек (жизнь, здоровье, сила, способности, таланты). Требование у отца части имения для употребления ее по произволу, — стремление человека свергнуть с себя покорность Богу, и следовать собственным помыслам и пожеланиям. Получив свою часть отцовского имущества, младший сын уходит «в дальнюю страну», на чужбину — место отдаления от Бога, где он перестаёт думать о своем отце, где он «живёт распутно», то есть предаётся греховной жизни, отчуждающей человека от Создателя. Там своими грехами он губит свою душу и растрачивает все дары, какие получил от Бога. Это приводит его к нищете — полному духовному опустошению. Это и неудивительно, ибо человек, вступивший на путь греха, следует по пути эгоизма, самоугождения. И вот, точно после тяжёлой болезни, он понимает своё бедственное положение. Тогда появляется в нем решимость оставить грехи и покаяться. Когда же грешник, образумившись, приносит Богу-Отцу искреннее покаяние, со смирением и с надеждою на Его милосердие, то Господь, как Отец милосердный, радуется с ангелами Своими обращению грешника, прощает ему все его беззакония (грехи), как бы велики они ни были, и возвращает ему Свои милости и дары. Здесь надо отметить, что внешние бедствия часто посылаются Богом грешникам, чтобы их вразумить. Это — Божий призыв к покаянию.

Старший же сын возвращается с работы и не хочет войти в дом свой, где веселятся по случаю возвращения брата, несмотря на зов отца; он упрекает отца за нелюбовь к нему, выставляет на вид труды свои, бесчувственно-холодно отзывается о брате, укоряет отца, что он так поступает в настоящем случае. «Старший сын» — это образ фарисея, строгого исполнителя Закона, хвалящегося исполнением воли Божией, не хотящего иметь общения с мытарями и грешниками, гордого, самомненного праведника и завистника. Старший сын не был виноват перед своим отцом, он всегда был хорошим работником в доме отца и жизнь его была безупречна, пока не вернулся его грешный брат. Возврат блудного брата вызвал в старшем сыне зависть — этот страшный грех, который привел к первому человеческому убийству и к убийству Самого Спасителя.

Рассказом о старшем сыне Спаситель учит тому, что всякий верующий христианин должен от всей души желать всем спасения, радоваться обращению грешников, не завидовать Божией любви к ним и не считать себя достойным Божиих милостей больше, чем те, кто обращается к Богу от прежней своей беззаконной жизни.

Читайте также:
Праздник Крещение Господне: история и происхождение, значение и смысл, традиции

По мнению митрополита Сурожского Антония, «эта притча чрезвычайно богата содержанием. Она лежит в самой сердцевине христианской духовности и нашей жизни во Христе; в ней человек изображен в тот самый момент, когда он отворачивается от Бога и оставляет Его, чтобы следовать собственным путем в «землю чуждую», где надеется найти полноту, преизбыток жизни. Притча также описывает и медленное начало, и победоносное завершение пути обратно в отчий дом, когда он, в сокрушении сердца, избирает послушание.»

В этой притче, едва ли не главное место занимает поведение Отца, Его превосходящая все человеческие понятия доброта, любовь к грешнику и радость по поводу возвращения к Нему блудного сына. «…Когда он был еще далеко, увидел его отец его», — говорит нам Евангелие, а значит отец ждал и, может быть, каждый день смотрел, не возвращается ли сын его. «Увидел и сжалился, и побежав, бросился к нему на шею и целовал его». Сын начал было исповедь, но отец не дал ему и договорить; он уже всё простил и забыл. Отец не стал требовать доказательств покаяния своего сына потому, что он видел, что сын его преодолел стыд и страх, чтобы вернуться домой. Он не говорит: «Когда ты мне все расскажешь о себе, я посмотрю, стоит ли доверять тебе«. Отец ничего не спрашивает. Он не говорит: «Посмотрим«. Он велит слугам своим дать ему лучшую одежду, обувь и перстень на руку. Перстень — это указание на Божий дар прощённому грешнику — дар Божией Благодати, в который он облекается для спасения души. По толкованию блаж. Феофилакта перстень в притче свидетельствует о возобновлении единения грешника с Церковью земной и Небесной.

Трудно словами передать полноту любви Божией к падшим грешникам. Пожалуй, никто лучше не приоткрывает нам эту любовь Божию, о которой мы читаем в притче о блудном сыне, чем апостол Павел в своем 1-м послании к Коринфянам: «Любовь долго терпит, милосердствует, …любовь не гордится, …не раздражается, не мыслит зла. Не радуется неправде, а сорадуется истине. Всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1 Кор. 13: 4-7). Уместно здесь упомянуть, что ГРЕХ, всякий грех, есть преступление против ЛЮБВИ и что, по-настоящему, покаяние может совершиться только перед лицом Совершенной Любви, ибо Бог есть Любовь (1 Ин. 4: 8).

Значение Недели о блудном сыне

В эту неделю православная Церковь показывает пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу. Таким образом, Церковь учит христиан, что истинная полнота и радость жизни заключается в благодатном союзе с Богом и постоянном общении с Ним, а удаление от этого общения служит, напротив, источником всевозможных бедствий и унижений.

Особенности седмицы

На этой седмице Церковь приучает верующих к подвигу поста постепенным введением воздержания: после сплошной Седмицы о мытаре и фарисее она восстанавливает пост в среду и пятницу, затем, по окончании Седмицы о блудном сыне возводит христиан на важную ступень подготовительного воздержания запрещением вкушать мясную пищу и позволением употреблять лишь сырную.

Седмица после Недели о блудном сыне (17 — 22 февраля) и заключающая ее Неделя называется «мясопустной» по той причине, что на этой Неделе полностью заканчивается вкушение мяса.

Оптина Пустынь

  • Главная
  • Предстоятель
  • Наместник
  • Паломничество
  • Расписание
  • Экскурсии
  • Поминовения
  • История монастыря
    • Благословенная Оптина
    • Предтеченский скит
    • Некрополь
  • Оптинские старцы
    • Общая страница
    • Наследие
    • Обретение мощей
  • Новомученики и исповедники
    • Жития
    • Статьи, документы
  • Братия, убиенные на Пасху 1993 г.
  • Храмы
  • Паломникам
    • Паломнические поездки
    • Проживание
  • Молитвослов
  • Библиотека
    • Книги, статьи
    • Ноты
  • Публикации
  • Аудио
    • Аудио-трансляция
    • Аудиокниги
    • Песнопения
    • Проповеди
    • Молитвы
  • Видео
  • Фотогалерея
  • Контакты

Толкования
Священного
Писания

Все­ми ме­ра­ми ста­рай­ся стя­жа­вать про­ти­во­по­лож­ное гор­дос­ти – сми­ре­ние, и как оное при­об­ре­та­ет­ся, учись в кни­гах свя­тых от­цев: всег­даш­нее са­мо­у­ко­ре­ние – ближ­ний к оно­му путь.

Не­об­хо­ди­мо сми­рять­ся. Без сми­ре­ния доб­ро­де­тель, и во­об­ще нич­то, не при­не­сет ни­ка­кой поль­зы.

Две доб­ро­де­те­ли – лю­бовь и сми­ре­ние – так обус­лав­ли­ва­ют од­на дру­гую, рав­но как теп­ло­та и свет.

Оптинские
праздники

ноябрь ← →

пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

30 октября ст. ст.

Последний фотоальбом

Видео

Духовные беседы с паломниками

Неделя о блудном сыне

В о имя Отца и Сына и Святаго Духа. Мы все ближе и ближе к Великому Посту. В прошлое воскресенье мы слышали притчу о мытаре и фарисее. Сегодня неделя о блудном сыне. Эта притча имеет особый смысл. Она так велика по своему значению, что святые отцы назвали ее евангелием в Евангелии. Эта притча о великой небесной любви к нам Бога-Отца, о достоинстве человека, о его уходе от Бога, о падении и возвращении к Нему. Притча о Новом Завете, в котором совершается наше спасение.

У одного человека было два сына. И сказал младший сын отцу: отче, дай мне часть наследства, ту, которая принадлежит мне по праву. И отец разделил им имение (Лк. 15, 12).

Бог создал человека свободным и самовластным. Как небесный отец Бог бесконечно любит нас, но, будучи всемогущим, Он не стесняет нашей свободной воли. Любви нельзя требовать. Ожидая ее от человека, Господь не может требовать от нас ни нашей ответной любви, ни верности, ни благодарности. Имея полную власть над Своим творением, Господь не принуждает нас, приводя к полной зависимости от Него. Это было бы насилием. Как Отец, Бог бесконечно уважает нашу свободу, свободу сынов, детей, носителей образа Божия. Но в этой свободе есть риск. И каждый человек может своей сыновней любовью ответить Богу, а может и отвергнуть Его любовь. Любовь Бога отверг Адам, соблазненный дьяволом. И с тех пор для каждого из нас существует соблазн искать свободы самоутверждения во исполнение своей воли, своих чувственных желаний вопреки закону совести, этому Божьему закону, вписанного у нас Творцом.

На первый взгляд кажется, что в притче говорится о праведном сыне старшем, который остался в доме отца, и о блудном сыне грешнике. Но это не так. Они оба грешники, но у них разные грехи. Младший сын полон жизненных сил. В нем кипит желание самому насладиться жизнью. Это состояние самовожделения, в которое впал Адам после грехопадения, юная влюбленность, самонадеянность. Младший сын одержим желанием все испытать, всем насладиться без запретов и ограничений. «Я хочу, я считаю, я сам». В таком состоянии человек не способен никого любить, он любит только себя. Сын даже не осознает своей неблагодарности отцу и своей жестокости. Его тяготит жизнь в доме отца, его тяготит само присутствие отца, связывающего его желания. Младший сын просит дать ему наследство, которое полагается ему после смерти отца, чтобы жить так, как будто отца нет или отец уже умер.

Наш небесный Отец бессмертен. Уходя от Бога-Отца, источника жизни, духовно умирает сам человек. Господь проявляет величайшее смирение и терпение. Он скорбит об уходе Его сына из дома, но силой Он не удерживает его. Для спасения всего блудного человечества, отпавшего от Него, Отец заклал в превечном совете своего Сына, Агнца Божия. В этом тайна Божьей любви и милосердия.

И вот собравши свое имение, младший сын уходит в страну далече и там, живя в блуде, расточает все имение. И это неизбежно. Младший сын назван блудным. Блуд это крайняя наиболее грубое проявление самолюбия и сластолюбия, но в широком смысле слово «блуд» — это измена Богу. Блуд присутствует в каждом грехе. Жизнь без Бога — это блудная жизнь, жизнь бессмысленная и унизительная. Грех своей сластью влечет страстное сердце человека, но после вкушения греха неизбежно наступает тоска, уныние и опустошенность. Снова рождается вожделение сласти греха, желание насытиться еще и еще. Но после этого уныние, тоска становятся все более и более мучительны. Эта жизнь в грехе неизбежно опустошает человека. Он лишается не только богатства благодати, но и внутреннего мира, радости, теряет свои душевные дарования. Это неизбежно. Человек, уйдя от Бога, обретает не свободу, а рабство. Он уже раб греха, раб страстей и не может уже не испытывать голода, духовного голода. Но как бы далеко не уходил человек от Бога, он всегда остается в памяти о Боге-Отце и об отеческом доме. Этого голода души ничто не может удалить.

В притче говорится, что блудный сын пристал к одному из жителей одной страны. Страна эта далекая от отеческого дома, это там, где нет места Богу. Это мир страстей, это царство дьявола. И дьявол посылает его на свои поля пасти свиней. Свинья это символ греховной нечистоты. Свинья любит грязь, любит валяться во всякой нечистоте. Свинья не может видеть небо. Ее глаза всегда обращены вниз, к земле, к своему корыту. Она всеядна и способна есть все, чтобы утучнять свое тело. Под свиньями в притче разумеются страсти и вожделения, которые приобрел человек, отпав от Бога. Вместо веры, любви, послушания, смирения, целомудрия, воздержания в нем растут гордость, тщеславие, зависть, всякое плотоугодие, похотливость, осуждение, злоба, злопамятность и все множество страстей душевных и плотских.

Блудный сын пасет этих свиней, насыщает их, а сам не может насытиться. Он желал бы насытиться пищей свиней, но и ее не дает ему хозяин дьявол. Таков закон духовной жизни. Страсти, которые пасет человек в своем сердце, никогда не могут его насытить. Невозможно напитаться грехом, этой пищей свиней. И голод становится все более мучительным. И здесь происходит чудо. Как сказано в притче: сын пришел в себя. Это очень важный момент. Живя в грехе, в угаре страстей, человек выходит из себя. И пока не пройдет это помрачение, это опьянение грехом, человек живет так, как будто Бога нет, потому что сам умер, духовно умер, отпав от Бога. Отец отпустил своего сына, но он любит его, не переставал любить его и ждет его, взывая возвратиться в свой дом.

Так Господь стучит в дверь сердца каждого грешного человека, призывая возвратиться к нему. И вот благодать коснулась сердца младшего сына. Он прозрел, он вдруг вспомнил, что он сын отца, о своем достоинстве, вспомнил, что даже наемники в доме отца имеют в избытке хлеб, а он гибнет от голода. Здесь происходит решительный поворот его жизни. Это то, что называется покаянием. Покаяние это коренной перелом образа мыслей и жизни человека, это осознание своей вины и решимость совершенно изменить и исправить свою жизнь. И сын говорит: встав, пойду к отцу моему и скажу ему: отче, я согрешил на небо и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим, но прими меня как одного из наемников твоих. И он пошел к отцу.

И что самое важное здесь? Это глубокая искренность покаяния, сознание, что я уже сыном не имею права называться. Я был жесток и неблагодарен, я расточил свое имение, не свое, а твое богатство, живя скверно. Во всем виноват я сам. Но я прошу тебя, прими меня в число твоих тружеников, наемников и я буду честно работать тебе. Здесь происходит встреча отца и сына. Отец ждал его возвращения, и когда сын был еще далеко, он сам вышел ему навстречу, увидел его, и «мил ему бысть», как сказано в притче, и пал ему на шею и целовал его. И здесь сын снова уже самому отцу говорит: я согрешил на небо и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим. Отец сказал рабам своим: принесите первую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги его. И приведите тельца упитанного и заколите его. Будем пировать и веселиться (Лк. 15, 23).

Так завершается таинство покаяния, так совершается возвращение блудного сына к небесному Отцу. Оно завершается пиром в доме Отца, пиром веры, таинством тела и крови Христовых в Новом Завете между Богом и блудным, отпавшим от Него родом человеческим. Милосердие Божие безмерно. Бог наш — Бог милости и щедрот. Небесный Отец ждал и ждет от нас плодов покаяния. Покаяние — это первое проявление веры и любви, это плач о том, как и кого мы оскорбили своими грехами. Блудный сын во всем обвинил себя самого и смирился перед отцом. Этого и ждет от нас Господь. И если совершается это в нашем сердце, то Он сам благодатью Своею встретит нас, когда мы еще на пути к Нему. Через покаяние Он снова облекает нас в одежду благодати, которую мы разорвали грехом и осквернили. Он подает нам перстень на руку — печать нашего достоинства сынов и детей Божиих, и завершается все радостным пиром в доме Отца.

В притче сказано, что когда старший сын вернулся с поля, он услышал в доме пение и ликование. Спросив о том, что случилось, он узнал, что пир устроил отец, радуясь, что вернулся его младший сын. И тогда сын старший разгневался и не захотел войти в дом разделить радость отца. Этот сын никогда не оставлял дом отца и всегда честно работал на поле, но он не хочет и не может разделить с отцом его радость о возвращении младшего брата. И здесь для нас очень важный урок. Можно жить в доме отца и внешне исполнять все, что требует закон, но быть по духу совершенно чуждым отцу, не имея ни смирения, ни любви, ни милосердия. Такой была праведность фарисеев, гнушавшихся мытарей, кающихся грешников и блудниц, осуждавших Самого Христа, как друга мытарей и грешников.

Старший сын укорил отца за то, что он с такой любовью и радостью принял сына, расточившего его имение с блудницами, а его, честного, работающего уже столько лет, не порадовал даже малым утешением. Отец звал его, говоря, что все, что он имеет, все его. А о том надо было радоваться и веселиться, что младший брат его был мертв и ожил, погибал и нашелся. Мы не знаем, как ответил старший сын на призыв отца. Пришел ли он на пир, или сам решил уйти из отеческого дома. Притча об этом не говорит. Но вот что очень важно, что мы должны помнить. Никакие внешние дела сами по себе не приближают нас к Богу, не соединяют нас с Ним в духе, если они делаются не ради Христа. Но и это еще не все. Если к нашим трудам молитвы и поста, делам любви и милосердия явно или тайно примешивается тщеславие и самоцен и приходит сознание, что мы «несмь якоже прочие человецы» (Лк. 18, 11), тщетны все наши дела. Тщеславие обесценивает все. Мы всегда должны помнить заповедь, данную апостолам: когда сотворите все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, только сделали то, что должны были исполнить (Лк. 17, 10).

Но кто из нас может сказать, что я исполнил все, что заповедал Господь в Евангелии. Приближаются великопостные дни. Будем молиться, чтобы все мы, каждый из нас, пришли в себя. Чтобы весь народ наш, все, кто ушли на страну далече возвратились в дом Отца Небесного, Который уготовал нам пир в Царстве Своем, в Царстве Небесном, где большая радость бывает об одном грешнике и кающемся, чем о праведных, не имеющих такой нужды в покаянии. Аминь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: