Поздравления с Пасхой – красивые поздравления со светлым Христовым Воскресеньем, стихи и проза

Трогательные поздравления с Пасхой в прозе

Короткое красивое поздравление на Пасху в прозе

С чувством глубокой радости и от всего сердца поздравляем вас со Светлым Христовым воскресением — Пасхой Господней! Желаем вам исполнения всех ваших надежд и благих начинаний, мира, добра и любви.

От всего сердце и искренне благодарю тебя за столь трепетные поздравления с прекрасным праздником Пасхой. Пусть и твой дом всегда будет наполнен счастьем, спокойствием, благоразумием и защищенностью. Пусть твоя душевная теплота непременно передается из поколения в поколение. Желаю, чтобы любовь согревала твоё сердце и давала надежду на великие дела в твоей судьбе. Воистину Воскресе!

Сегодня святое Воскресенье — самый важный и самый главный день в году. Я от души тебя поздравляю с Днем светлой Пасхи и от души желаю спокойствия, равновесия, благих вестей и христианского смирения. Конечно, будь всегда здорова, счастлива и во всем надейся на Бога.

С праздником Пасхи! Пусть каждое мгновенье этого божественного дня наполняет сердце благодатью, лаской и упоением. А радость Христова Воскресения побуждает к чистым помыслам и добрым делам. Счастья — для души, здоровья — для тела, безмятежности — для разума! Христос Воскрес!

В день этого величайшего православного праздника позволь поздравить тебя от всей души и пожелать божьего благословения и тебе, и твоим домочадцам. Пусть мир, покой и благодать никогда не покинут твой дом и всегда твое сердце будет наполнено радостью и красотой. С Пасхой, с светлым днем тебя!

Желаю в чудо-день Христова Воскресенья добра и мира в дом родной. Чтобы вы не знали горя, злости. Пусть смех детей, внучат лучом искрится, а за большим столом соберутся гости в дом. Желаю Божьей благодати, благословения с небес. Христос Воскрес!

Поздравляю вас, с праздником! Воскресение Христово это прекрасный день. Он вселяет надежду, любовь и веру в сердца. Пусть сегодня доброта и благодать Господня, коснется Вас. Поздравляю с Пасхой!

Короткое ответное поздравление на Пасху в прозе

Воистину Воскрес! Желаю семейного долголетия, личностного роста, процветания в выбранной профессии, неунывающего настроения и отличного самочувствия.

Христос Воскрес! Сегодня самый радостный праздник, ежегодно напоминающий нам, что приход весны и торжество добра неизбежны! Пусть же хандру в вашей душе всегда сменяет солнечное настроение, а в жизни преобладают поступки, которыми можно гордиться.

Желаю ощутить божественную силу в этот прекрасный день! Пусть сердце наполнится безмятежностью, верой и любовью к ближним. Пусть все беды и горести будут отогнаны Господом, а счастье, чистота души, тепло и смысл жизни наполнят разум и чувства. Христос подарил нам мир, спокойствие и многозвучие природы. Так пусть же праздник преподнесет вам умиротворение и счастье в дом.

От всей души я поздравляю тебя со светлым праздником Пасхи! Пусть это Светлое Воскресенье станет для тебя, твоей семьи и всех близких началом новой, радостной и счастливой жизни! Пусть с этой благой вестью в ваш дом войдет добро, надежда и любовь! Христос Воскрес!

Короткое прикольное поздравление на Пасху своими словами

С праздником Светлой Пасхи! Желаю щепотку небесных милостей и горсть насущных радостей! Пусть разум в смирении всегда живет надеждой, а душа знает меру!

Короткое красивое смс на Пасху своими словами

Христос Воскрес! Пускай Величие праздника окутает в этот День всю планету и даст надежду и счастье всем. В этот день желаю всем добра и благополучия. Христос Воскрес!

Христос Воскрес! Поздравляю тебя от всего сердца с радостным и светлым праздником Пасхи! Каждый год мы празднуем начало новой жизни для всего христианского мира, торжество веры над смертью! Пусть частичка сегодняшнего ликования останется в твоем сердце и поддержит в трудную минуту!

Воистину Воскрес! Моя душа наполняется светом и радостью, когда я слышу поздравления с Пасхой. Большое счастье ответно провозгласить вам о Воскресении Христовом и пожелать такой благодати, которая бы открыла ваше сердце для близких, родных и просто хороших людей. Пусть ваша жизнь будет в Божьих руках, а не в руках политиков, гаджетов и других искушений.

Нет в мире чудеснее праздника, чем святая Пасха. Так пускай вера во Всевышнего и Сына его Иисуса принесет вашему семейству радость, успех, душевное спокойствие. Желаю, чтобы все ваши близкие собрались вместе и весело отметили день Божьей благодати.

Смс на Пасху для пересылки всем друзьям в прозе

Поздравляю со светлым праздником Пасхи. Целую тебя троекратно и еще раз, и еще раз. Передай, пожалуйста, радость в такой же горячей форме всякому ближнему своему.

Христос Воскрес! Пускай душу вашу наполнит благость, любовь переполняет сердце, ощущение же бесконечности жизни окрыляет. Пусть Ангел Хранитель надежно держит вас на своих ладонях и приближает к счастью истинному, а вы ликуйте и славьте Бога с ним!

На Пасху пусть в твоей душе зацветут цветочки счастья, благодарности, веры и доброты. Христос же не зря отдал жизнь, чтобы все мы жили в гармонии друг с другом. Вкусного куличика тебе и богатого пасхального застолья! Христос Воскрес!

Христос Воскрес! Пускай в этот праздник вся дружная семья соберется за шикарным столом и простятся все обиды, а недоразумения навсегда оставят ваш дом.

В наипрекраснейшее и самое светлое воскресение в году, от всей христианской души, рад поздравить Вас с этим, поистине добрым праздником. Поздравляю вас с Пасхой!

С Пасхой вас поздравляем! К нам за стол приходите и нашими яствами угоститесь. Яички бьются, стаканчики льются.
А ваши куличи так и манят меня в гости!

Пусть солнышко добром с небес согреет тебя в Пасхальный день. Христос Воскрес! Пусть сердце лишь истинной любовью богатеет, друзья пусть никогда не предают. Желаю быть добрее многих, чтобы все делалось не зря. Сердечно поздравляю с Пасхою тебя.

Читайте также:
Именины Сергея: когда день ангела по церковному календарю

Христос Воскресе! Вот и Пасха к нам пришла — праздник милый для меня! Сколько радости принёс и печали он унёс. Вот уж птицы прилетели прямо к Пасхе подуспели — хорошо! Весна пришла — светлый праздник принесла — Воскресение христово! Все поют и славят Бога!

Христос Воскрес, пишу я вам и пожелаю благодати сошедшей с небес! Иисус подарил нам безгрешную вечную жизнь. Желаю вам радоваться ей вместе со своей второй половинкой, детками и родителями. Неистового счастья, вечной любви и в Пасху, и в другие дни.

Красивые поздравления с Пасхой Христовой в прозе и стихах. Красивые короткие поздравления своими словами на Пасху


Абсолютно все верующие светлый праздник Пасхи Христовой проводят по-особенному. Все дела и хлопоты временно откладывают, никто не занимается тяжелым трудом, не унывает и не грустит. Зато со всех сторон слышны приветственные фразы ««Христос Воскресе!» и «Воистину воскрес!».

Все веселятся, смеются, накрывают праздничные столы и отправляют друг другу красивые поздравления с Пасхой. Прежде всего, пожелания адресуются самым близким людям: мамам, папам, бабушам, дедушками, сестрам, братьям и вторым половинам. Обязательно посылают красивые поздравления на Пасху друзьям и подругам, коллегам и всем тем, с кем сложилось приятельское общение.

Если вы уже начали поиски самого красивого поздравления со светлой Пасхой, то наши подборки вам очень пригодятся. Здесь вы найдете красивые пасхальные стихи для мессенджера, красивую прозу и оригинальные пожелания своими словами.

Самые красивые поздравления с Пасхой Христовой в прозе

Воскресение Христово пробуждает в верующих самые чистые чувства и помыслы. И это очень хорошо иллюстрируют тематические поздравления. Достаточно прочитать несколько первых строк любого из них, чтобы проникнуться чудесной атмосферой этого дня.

Поделитесь и вы своей радостью, отправив близким людям самые красивые поздравления с Пасхой Христовой в прозе. Искренние пожелания никого не оставят равнодушным, ведь они полностью отражают саму суть главного христианского праздника – напоминание о великой радости.

Проза для поздравлений на Пасху

***
Поздравляем вас с Пасхой! Пусть ваша семья по милости Господа будет избавлена от бед, болезней и разногласий! Пусть за праздничным столом сегодня соберутся самые близкие люди, и пусть они будут с вами рядом не только в этот день! Будьте ближе друг к другу духовно, добрее, искреннее. Нас сближает не расстояние, а душевное тепло и понимание. Пусть царит оно в вашей чудесной семье! Живите в мире, с праздником светлой Пасхи вас! Христос Воскресе!

***
В нашем мире немало добра и чудесного, но все это имеет ценность лишь тогда, когда мы помним о том, что сила добра и сила творить чудеса, заложена, прежде всего, в наших сердцах. Я поздравляю вас со светлым праздником и конечно же желаю счастья, а кроме того хочу дать вам совет почаще смотреть на небеса и каждую минутку любить родных!

***
Пусть от весеннего воздуха, наполненного ароматом свежих куличей, у вас закружится голова от счастья. Пусть колокольный звон в Светлую Пасху заставит вас тепло улыбнуться, посмотреть на небо и поблагодарить Отца, Сына и Святого духа, в молитве, за радость существования на этой планете и за возможность быть сопричастными к свету и добру. Христос Воскрес!

***
Звон церковных колоколов несет всем верующим радостную весть — наступил великий праздник, Воскресенье Иисуса Христа! Поздравляем со Светлой Пасхой и желаем душевного тепла, пусть снизойдет на вас Божья благодать! Пусть традиционный пасхальный кулич, освященный в церкви, будет вкусным и ароматным! Желаем вам встретить Светлую Пасху с добрыми мыслями и чувствами, в кругу близких и родных людей!

***
Христос Воскрес! Воистину Воскрес! — с этими словами встречаем мы сегодня это благодатное пасхальное утро. Хочу пожелать, чтобы такое прекрасное утро было каждый день — с добрыми мыслями, благими намерениями, вкусной пасхой и таким радостным настроением. Пускай Господь простит нам все грехи в этот день, излечит души от тоски и печали, и вселит в каждого надежду на добро. Чтоб ни одно сердце не было одиноко и несчастно. С Пасхой!

***
Наступил один из самых светлых и долгожданных дней для всего православного мира — праздник Светлой Пасхи Христовой! Пусть же этот день творит чудеса и на долгие годы подарит вам здоровье, вдохновение, душевное тепло, заботу близких и любовь! Пусть Господь будет с вами всегда! С праздником!

Красивые поздравления своими словами с Пасхой Христовой

Какие поздравления вы бы предпочли: в лаконичном стиле или с уклоном в православие? Ответ может быть любым, и мы учли это при составлении следующей подборки. Ниже собраны самые разные красивые поздравления с Пасхой Христовой своими словами. Одни понравятся глубоко религиозным людям, другие – невоцерковленными христианам.

Найдутся и универсальные варианты, если отношение человека к вере точно неизвестно. Они тоже не лишены лирики и станут приятным напоминанием о вашем добром отношении и расположении. Читайте и выбирайте!

Поздравляем своими словами с Пасхой

***
Искренне поздравляю вас с Великим Православным праздником – Господней Пасхой. Пусть добродетель, помощь ближнему и любовь с каждым годом приближает вас к Отцу небесному, ведь Бог – есть свет и нет в Нём никакой тьмы. Желаю вам долгой жизни, наполненной светом и непоколебимой верой. Христос Воскресе!

***
Поздравляем Вас со Светлой Пасхой! Желаем мира, добра, любви, душевного спокойствия и благополучия! Пусть ваш очаг всегда греет любовь, близкие будут рядом, все ожидания непременно оправдаются, а заветные мечты и желания обязательно сбудутся!

***
Я поздравляю тебя с Воскрешением Господним. Пусть Он тебя одарит своей лаской, защитит от всех невзгод, и даст тебе сил на достижение задуманного на целый год. Желаю вкусного кулича и пусть всегда ярко горит твоей жизни тонкая свеча! Христос Воскрес!

***
Христос Воскресе! В этот светлый праздник можно пожелать только здоровья, счастья, любви, мира и душевного спокойствия. Пусть в вашем доме всегда будет тепло и уютно. Пусть царят в нём понимание, любовь и забота!

***
Христос Воскресе! Во Истину Воскресе – на сегодня это главные слова! И даже не столь важны поздравления в этот праздник, ведь самое главное сбылось ещё тогда, много лет назад! Поэтому мы просто желаем тебе крепкой веры в нашего Спасителя, много-много здоровья, благополучия и большой искренней любви!

***
В светлый Пасхальный день прими мои искренние поздравления. Христово Воскресение – это праздник обновления, торжества добра над злом. Я желаю, чтобы и в твоей душе сердечность и жизнелюбие одержали победу над грустью и унынием. Христос Воскрес!

Красивые поздравления с Пасхой Христовой в стихах для мамы, бабушки или подруги

Самыми первыми со светлым праздником Пасхи торопятся нас поздравить мамы и бабушки. Они уже наготовили праздничный стол и с нетерпением ждут в гости дорогих родственников. Будьте же и вы взаимно вежливы. Не забудьте подготовить теплое пожелания для того, кто вам небезразличен.

Читайте также:
Праздник Ореховый спас: история и происхождение, значение и смысл, традиции

А поможет вам в этом наша коллекция красивых поздравлений с Пасхой Христовой в стихах для мамы, бабушки и подруги. Поверьте, начинать день с такого приветствия очень приятно.

Красивые тексты поздравлений в стихах на Пасху

***
Христос воскрес! Христос воскрес!
Сияет солнышко с небес!
Зазеленел уж темный лес,
Христос воистину воскрес!
Пришла весна – пора чудес,
Журчит родник – Христос воскрес!
Светлее в мире нет словес –
Воистину Христос воскрес!

***
В этот день Христос пришел,
Чтоб спасти наш мир от зол!
Слава вечная ему!
Побеждающему тьму!
Поздравляю всей душой
С этой радостью большой!

***
В день Христова Воскресенья
Пусть придет в твой дом веселье,
Запах свежих куличей,
Звон церковный, смех детей.
За широким пусть столом
Встретит всех гостей твой дом.
Благодать сойдет с небес.
С Пасхой вас! Христос Воскрес!

***
В душе, где вера поселилась,
Там обитает благодать.
Хочу, чтоб сердце звонче билось!
Христа мы будем величать!
Со светлой, пышной Пасхой!
Пусть сбудется мечта!
Пускай восторжествуют
Любовь и доброта!

***
Пасхальные заботы
Для сердца так важны!
Оставим всю работу
В цветущий День весны!
Сегодня — день веселья,
Сегодня — день чудес.
Порхает настроение,
Ведь наш Христос Воскрес!

***
Христос сошёл для нас с небес
И ради веры он Воскрес!
Пусть всю семью оберегает
И в жизни к чуду направляет!
Пусть Пасха принесёт тепло.
С ним сразу дышится легко!
Пускай любовь живёт в сердцах,
Пред болью побеждая страх!

Красивые поздравления с Пасхой Христовой: короткие сообщения для мессенджера в стихах и прозе

Сейчас все чаще люди стали обмениваться поздравлениями посредством социальных сетей и специальных приложений. Причем от возраста это не зависит. Специально для тех, кто предпочитает такой формат общения, была составлена следующая подборка.

Тут вы найдете красивые поздравления с Пасхой Христовой как короткие сообщения для мессенджера. Не переживайте, что они не смогут передать ваш посыл. Даже в двух строчках можно уместить самые важные для православного человека слова. Не верите? Убедитесь сами, ознакомившись с предложенными нами вариантами.

Короткие стихи и проза для пасхальных поздравлений

***
Христос Воскресе! Поздравляю тебя с Пасхой, желаю, чтобы в твоем сердце всегда были мир и покой, а счастье и любовь всегда присутствовали в твоей жизни. Здоровья и удачи, с праздником!

***
Пусть в светлый пасхальный праздник в дом войдет весеннее настроение, счастье и благоденствие. Желаю радости, любви и новых надежд.

***
Вот и настало светлое Воскресенье Христово — самый радостный православный праздник! Пусть щедрым и богатым будет пасхальный обед в вашем доме! Пусть пышный кулич и яркие крашенки станут символом добра, мира и благополучия!

***
Христос Воскрес! Пускай в этот праздник вся дружная семья соберется за шикарным столом и простятся все обиды, а недоразумения навсегда оставят ваш дом.

***
Светлый праздник наступил,
День Великой Пасхи!
Желаю я вам много сил,
Радости и счастья!

***
С Пасхой, с праздником святым!
Божьего благословенья!
Пусть под небом голубым
Жить вам в счастье и везенье!

***
С Пасхой я Вас поздравляю,
Мир встречаем мы с небес.
В этот светлый день воскресный
Говорю: «Христос Воскрес!»

Красивые поздравления с Пасхой Христовой друзьям в прозе и стихах

Каждый праздник – повод увидеться с друзьями. В случае светлой Пасхи необязательно дарить друг другу презенты, можно ограничиться угощениями и добрым напутствием. А если личная встреча оказалась невозможной, стоит прибегнуть к доступным средствам связи.

Но в обоих случаях не обойтись без красивых поздравлений с Пасхой Христовой друзьям в прозе и стихах. Далеко за такими примерами ходить не надо, ведь самые оригинальные варианты уже представлены здесь.

Поздравляем друзей на Пасху красивыми стихами и прозой

***
Сердечно поздравляем с духовной весной и с ее главным праздником – Пасхой! В этот светлый и радостный день мысли всех верующих людей обращены к Богу! Так пусть Господь всегда живет в вашем сердце, указывает верный путь в жизни и бережет от беды! Желаем встретить Пасху в кругу семьи, за щедрым столом, пусть ярко горит пасхальная свеча, как символ доброты!

***
Поздравляю со Светлой Пасхой Христовой! Желаю легкой руки и неизменного вдохновения для праздничных куличей. Пусть стол, ломясь от домашних блюд, собирает всех близких и милых сердцу гостей. А традиционные слова «Христос воскрес» станут пожеланиями счастья, любви к ближним и безмерного семейного благополучия.

***
Поздравляю с Пасхой и Светлой неделей! И настроения желаю светлого, солнечного и радостного! Жизнь богатой чтоб была, благословляла все твои дела. Судьба пусть твердою рукою ведет к сияющему счастью и сердечному покою. А замыслы простые и глобальные свершатся, принося плоды материальные!

***
От чистого сердца и светлой души это поздравление мы адресуем именно вам! И говорим Христос Воскрес! Желаем, чтобы с наступлением этого благодатного праздника ваш дом посетили счастье, любовь и благополучие. Пусть этот день принесет удачу и успех во всех начинаниях, улыбку, радость и заботу ваших близких!

***
Вся природа в этот день ликует,
И поет хор Ангелов с небес.
Христиане славно торжествуют,
Ведь Христос Воистину Воскрес!
Крепкого здоровья Вам и близким,
Пусть Господь хранит везде, всегда.
Ощущение радости пасхальной Вас не покидает никогда!
В светлый день Христова Воскресения
Пожелать хочу Вам от души
Мира, света и терпения,
Чтобы все невзгоды обошли.

***
Свершилось чудо из чудес,
Вновь на земле Христос воскрес!
Блестят на солнце купола,
Звонят во все колокола!
Щебечут птицы, все цветет,
Сын Божий счастье нам несет!
С днем Светлой Пасхи вас, друзья,
Пусть благоденствует семья!

***
Скатерть белая, свеча,
Аромат от кулича,
Льётся в рюмочки кагор:
Пить не много — уговор!
Разноцветие яиц
И улыбки светлых лиц,
С Праздником! Христос Воскрес!
Доброты! Любви! Чудес!

***
Поздравить с Пасхой Вас приятно!
Христос воскрес! Он с нами вновь!
Пусть всё идёт спокойно, ладно,
Господь несёт Вам свет, любовь!
Пусть рядом будет добродетель
И Божья милость – благодать!
Здоровы будут ваши дети!
Желаю жить и процветать!

Поминовение усопших воинов — 9 мая 2020 года

Воины, усопшие во время войн, были людьми, которые отдали свою жизнь за близких, родных, свободу своей страны. В 15 главе евангелиста Иоанна написано, что тот, кто душу свою отдаст за близких людей, тот исполнит волю Божью, ибо Иисус пошел на жертву ради человечества. Поминовение усопших воинов — традиция православной церкви, чтущей с любовью воинов, которые исполнили свой сыновний долг перед Родиной-матерью.

Читайте также:
Рождественское Богослужение: православные обряды и традиции на Рождественский пост

Возникновение традиции

В День Победы во всех православных церквях проводятся поминовения усопших воинов и мучеников, которые не вернулись с полей битв во второй Отечественной войне. Русское воинство постоянно получало укрепление духа через молитвы и иконы святых, которые оберегали их в тяжелое время лишений и боевых действий.

Вера, Отечество и народ были и есть святыми ценностями для русского воина, и, несмотря на гонения церкви, в годы войны русский патриархат во главе с митрополитом Сергием разделял все тяготы военных лет.

В церквях не только проводились богослужения, но и собирались средства и вещи в помощь воинам, сражавшимся на поле битвы. Танковая колонна имени Дмитрия Донского была сформирована на пожертвования, сделанные христианами в православных храмах.

Поминовение усопших в 2020 году будет проходить так же, как проходило в 2019 году, и будет проходить в 2021.

Установление традиции поминовения усопших 9 мая

В 1994 году, 4 декабря, Архиерейским собором Русской Православной Церкви была установлена традиция служить 9 мая поминовение всех павших в боях за Родину, народ и веру, а также всех замученных в концлагерях, умерших в плену.

Во время панихиды в храмах читается молитва.

Непобедимый, непостижимый и крепкий во бранех Господи Боже наш! Ты, по неисповедимым судьбам Твоим, овому посылавши Ангела смерти под кровом его, овому на селе, овому на мори, овому же на поле брани от оружий бранных, изрыгающих страшныя и смертоносныя силы, разрушающия телеса, расторгающия члены и сокрушающия кости ратующих; веруем, яко по Твоему, Господи, премудрому смотрению, такову приемлют смерть защитники веры и Отечества.

Молим Тя, Преблагий Господи, помяни во Царствии Твоем православных воинов, на брани убиенных, и приими их в небесный чертог Твой, яко мучеников изъязвленных, обагренных своею кровию, яко пострадавших за Святую Церковь Твою и за Отечество, еже благословил еси, яко достояние Твое.

Молим Тя, приими убо отшедших к Тебе воинов в сонмы воев Небесных Сил, приими их милостию Твоею, яко павших во брани за независимость земли Русския от ига неверных, яко защищавших от врагов веру православную, защищавших Отечество в тяжкие годины от иноплеменных полчищ; помяни, Господи, и всех, добрым подвигом подвизавшихся за древнехранимое Апостольское Православие, за освященную и в язык свят избранную Тобою землю Русскую, в нюже враги Креста и Православия приношаху и огнь, и меч.

Приими с миром души раб Твоих (имена), воинствовавших за благоденствие наше, за мир и покой наш, и подаждь им вечное упокоение, яко спасавшим грады и веси и ограждавшим собою Отечество, и помилуй павших на брани православных воинов Твоим милосердием, прости им вся согрешения, в житии сем содеянная словом, делом, ведением и неведением.

Призри благосердием Твоим, о Премилосердый Господи, на раны их, мучения, стенания и страдания, и вмени им вся сия в подвиг добрый и Тебе благоугодный; приими их милостию Твоею, зане лютыя скорби и тяготу зде прияша, в нуждех, тесноте, в трудех и бдениих быша, глад и жажду, изнурение и изнеможение претерпеша, вменяеми быша яко овцы заколения. Молим Тя, Господи, да будут раны их врачеством и елеем, возлиянным на греховныя язвы их.

Призри с небесе, Боже, и виждь слезы сирых, лишившихся отцев своих, и приими умиленныя о них мольбы сынов и дщерей их; услыши молитвенныя воздыхания отцев и матерей, лишившихся чад своих; услыши, благоутробне Господи, неутешных вдовиц, лишившихся супругов своих; братии и сестер, плачущих о своих присных, — и помяни мужей, убиенных в крепости сил и во цвете лет, старцев, в силе духа и мужества; воззри на сердечныя скорби наша, виждь сетование наше и умилосердися, Преблагий, к молящимся Тебе, Господи!

Читайте также:
Праздник Вхождение в Храм Пресвятой Богородицы: история и происхождение, значение и смысл, традиции

Ты отъял еси от нас присных наших, но не лиши нас Твоея милости: услыши молитву нашу и приими милостивно отшедших к Тебе приснопоминаемых нами рабов Твоих (имена) воззови их в чертог Твой, яко доблих воинов, положивших живот свой за веру и Отечество на полях сражений; приими их в сонмы избранных Твоих, яко послуживших Тебе верою и правдою, и упокой их во Царствии Твоем, яко мучеников, отшедших к Тебе израненными, изъязвленными и в страшных мучениях предававшими дух свой; всели во святый Твой град всех приснопоминаемых нами рабов Твоих (имена), яко воинов доблих, мужественно подвизавшихся в страшных приснопамятных нам бранех; облецы их тамо в виссон светел и чист, яко зде убеливших ризы своя в крови своей, и венцев мученических сподоби; сотвори их купно участниками в торжестве и славе победителей, ратоборствовавших под знаменем Креста Твоего с миром, плотию и диаволом; водвори их в сонме славных страстотерпцев, добропобедных мучеников, праведных и всех святых Твоих. Аминь.

Православная церковь во время войн никогда не оставляла свой народ, помогая ему утешением, молитвами и материальной помощью.

При раскопках могил воинов археологи не раз находили крестики и написанный от руки 90 Псалом, вложенный в комсомольский или партийный билет. Безусловно, в то время никто не афишировал помощи Бога. Однако, между воющими ходили легенды о том, как Библия спасла от пули, а те, кто уходил со словами «Боже, сохрани», всегда возвращались.

Читайте о поминовении усопших:

Случайные совпадения или Божьи проведения

  • 22 июня 1941 года в первый день начала Второй Отечественной войны, когда гитлеровские войска напали на Советский Союз, в православных храмах звучали богослужения в честь всех святых, почивающих в земле Руси.
  • Контрнаступления советских войск под Москвой началось 6 декабря, когда церковь отмечает день памяти Александра Невского.
  • В день почитания апостолов Петра и Павла, 12 июля в 1943 году войска русской армии пошли в наступление под Курском. Была выиграна битва на Курской дуге.
  • 4 ноября весь православный мир почитает Казанскую икону Богородицы. Именно в этот день в 1943 году был освобожден Киев.
  • Воскресение Господне в 1945 году выпало на 6 мая, в этот же день русская православная церковь поминает Георгия Победоносца. В 1945 году в этот день практически закончилась война. 9 мая было официальное подписание договора о капитуляции немцев.
  • В День Святой Троицы 24 июня Москва принимала первый парад Победы.

Ныне, когда прошло более 70 лет, как и раньше, благодарные потомки в молитвах поминают усопших во время войн и молятся за упокой их душ.

Роль Русской Церкви в Отечественной войне

Православная церковь во время войны принимала самое активной участие моральной, физической и духовной поддержке воинов и граждан, которые остались как в оккупации, так и в тылу.

Несмотря на то что в 40-е годы коммунисты запретили богослужения, многие священники были расстреляны или сосланы в Сибирь, в военное время Люди потянулись к Богу за помощью и правящая верхушка промолчала.

Митрополит Сергий собственноручно на машинке напечатал воззвание к священникам и пастве и распространил между людьми, передав пророческое послание о том, что победа будет за русскими. С этого времени уничтожение православия было приостановлено, священники возвращались из ссылок, прихожане потянулись в храмы. По разрешению Сталина был проведен Собор, на котором был избран Патриарх, им стал митрополит Сергий.

Батюшки служили не только в храмах, но и на передовой, с оружием и крестом в руках. Старшина Советской армии Лобачев, награжденный множеством орденов и медалей, окончивший войну в Праге, на самом деле был священником, будущим архимандритом Леонидом.

В звании майор закончил войну Извеков, который в будущем будет выбран Патриархом Московским и всея Руси. Православные знают его, как преподобный Пимен.

Многие воины, пережив ужасы войны, давали обет Богу и впоследствии становились священниками, посвящая жизнь Творцу.

Митрополит Калининский и Кашинский Алексий в войну был пулеметчиком. Диаконом в Киевском храме всю жизнь прослужил Крамаренко, кавалер орденов Славы трех ступеней. Этот список можно продолжать до бесконечности.

Важно! При поминовении воинов священнослужители с особым почитают о святом Луке, который в войну был священником и хирургом.

Помощь православных верующих

  • служили в госпиталях;
  • помогали ухаживать за ранеными;
  • утешали тех молитвой и теплотой души;
  • ободряли инвалидов.

Семьи воинов, воюющих на фронте, были под особой опекой православной церкви. В храмах постоянно собирались посылки для детей-сирот.

Во время великой беды народ и церковь были едины. В дни празднования дня Победы нельзя не помянуть тихого молитвенника иеросхимонаха Серафима Вырицкого, который много часов проводил в молитвах за русский народ. Прося у Бога победу.

Важно! Людская память не забывает об усопших военных, которые пали в борьбе за свободу России. В этом сила Святой Руси и ее непобедимость.

Поминовение воинов — история и истоки возникновения, как и когда праздновать, традиции

Девятого мая каждый год совершается особый обряд – поминовение усопших воинов. Таким образом священнослужители и верующие вспоминают погибших солдат и офицеров, которые отдали свою жизнь за веру, Родину и народ. В этот день поминаются все воины, погибшие от насильственной смерти или в результате причиненных страданий в годы Великой Отечественной войны с 1941 по 1945.

Возникновение традиции

В День Победы во всех православных церквях проводятся поминовения усопших воинов и мучеников, которые не вернулись с полей битв во второй Отечественной войне. Русское воинство постоянно получало укрепление духа через молитвы и иконы святых, которые оберегали их в тяжелое время лишений и боевых действий.

Читайте также:
Праздник Происхождение честных древ Креста Господня: история и происхождение, значение и смысл, традиции

9 Мая Русская Православная Церковь поминает усопших воинов

Вера, Отечество и народ были и есть святыми ценностями для русского воина, и, несмотря на гонения церкви, в годы войны русский патриархат во главе с митрополитом Сергием разделял все тяготы военных лет.

В церквях не только проводились богослужения, но и собирались средства и вещи в помощь воинам, сражавшимся на поле битвы. Танковая колонна имени Дмитрия Донского была сформирована на пожертвования, сделанные христианами в православных храмах.

Поминовение усопших в 2019 году будет проходить так же, как проходило в 2018, и будет проходить в 2020.

История

По свидетельству Иоанна Златоустого, уже в IV веке христиане в качестве церковного ритуала совершали Радоницкие обряды на могилах своих близких.

Во многих местах крестьяне верили, что раньше Радуницы поминать родителей нельзя, так как именно в этот день они впервые разговляются после Пасхи. В советские времена, когда многим посещать церковь было нельзя, люди приходили праздновать Пасху на кладбище. Таким образом, по сути, и Радуница, и Пасха праздновались в один день.

А. Е. Архипов. Радоница (Перед обедней). 1892

Поминовения у православных верующих свершаются в родительские субботы, которых в православном христианстве насчитывается 7, из них – 2 называются Вселенскими, когда происходят молебны за всех умерших на земле.

Традиции Радоницы

Раньше на Радоницу, с самого начала дня, хозяйка готовила особые продукты, которые следовало отнести на могилу к усопшему.

Традиционным блюдом считалось отварное куриное яйцо, как правило, зелёного или жёлтого цвета, что символизирует грусть и томление. Помимо яиц следовало приготовить кутью, блины и тонкие сухие лепёшки.

Существует и по сей день традиция поминать усопших такими блюдами.

Посещение могил родственников – главная традиция Радоницы. В старину на Радоницу, как и в наши дни, на могилы приносили пасхальную еду и пасхальные яйца. Если сейчас пасхальное яйцо просто кладут на могилу, то раньше было принято закапывать под крестом или, разбивая о крест, очищать и нищим на «помин души». Такой обряд назывался «христосование с родными».

Раньше еду, приготовленную для поминания, брали с собой, завёрнутой в ткань, и кушали прямо на могилке, зарывая в землю ту часть, которая приготовлена для покойника. Теперь этого не делают, а оставляют пищу у памятника или креста, чтобы любой прохожий мог помянуть погребённого здесь человека.

В. Перов “Старики родители на могиле сына”. На сюжет из романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”. Около 1874 года. Третьяковская галерея

Ещё одной традицией на Радоницу является угощение бедных, нищих и бездомных. В этот родительский день их немало на кладбище и им не принято отказывать. Им отдают часть принесённой с собой еды.

В некоторых местностях не было принято ходить на кладбище. Там считалось, что в этот день усопшие приходят в дома своих родственников. Для того чтобы их хорошо встретить, с самого утра растапливали баню, в которой клали для них на весь день и ночь чистое белье.

В это время в баню всем возбранялось заходить. С наступлением утра все домочадцы шли туда и искали следы, свидетельствующие о приходе усопших. Мыться в бане можно было только после окончания Радоницы.

В традициях Радоницы было обязательно ставить на подоконник воду и кусочки хлеба. Вечером устраивали поминальный ужин, где на столе обязательно стояли три лишних тарелки: для завтрака, обеда и ужина умерших. Оставшуюся после праздничной трапезы еду было принято раздавать нищим и бездомным.

Приметы на Радоницу

В древности считалось, что на Радоницу обязательно должен пойти дождь. Дети с утра бегали на улицу и взывали к небу, чтобы оно подарило им «священной воды». Ей умывались, ведь она, как считали наши предки, помогает исцелиться и очищает от грехов. Молодые девушки умывались такой водой, пропуская её через своё колечко, чтобы сохранить молодость и красоту на долгие годы.

“Вьюнец” на Радоницу

Вьюнец

На Фоминой неделе справлялся “Вьюнец”, или “Вьюшник”. Этот старинный обряд состоял в хождении под окнами с “вьюницкими” песнями в честь новобрачных, повенчавшихся с осени по весну. Движение компании по селению оживлялось шутками и забавами. Обряд напоминал зимнее колядование.

Весёлая нарядно одетая толпа, собравшись в условленном месте, двигалась из конца в конец селения и начинала “искать вьюнца и вьюницу” (молодых). Причём молодёжь это делала утром, а семейные мужчины и женщины — вечером.

Хороводы на Радоницу

Стучались под окном с особым припевом-причетом: «Вьюн-вьюница, отдай наши яйцы!» Где нет молодожёнов, там от непрошеных гостей отделывались тем, что, подавая несколько яиц, христосовались с кем-нибудь из них.

Девицы разыгрывали хороводы, а молодцы бились и борлись один на один, песни пели перед таким домом до тех пор, покуда виновники торжества не выйдут к ним сами и не вынесут угощения: яиц, пива, мёда, орехов, пряников, иногда денег детворе.

Случайные совпадения или Божьи проведения

  • 22 июня 1941 года в первый день начала Второй Отечественной войны, когда гитлеровские войска напали на Советский Союз, в православных храмах звучали богослужения в честь всех святых, почивающих в земле Руси.
  • Контрнаступления советских войск под Москвой началось 6 декабря, когда церковь отмечает день памяти Александра Невского.
  • В день почитания апостолов Петра и Павла, 12 июля в 1943 году войска русской армии пошли в наступление под Курском. Была выиграна битва на Курской дуге.
  • 4 ноября весь православный мир почитает Казанскую икону Богородицы. Именно в этот день в 1943 году был освобожден Киев.
  • Воскресение Господне в 1945 году выпало на 6 мая, в этот же день русская православная церковь поминает Георгия Победоносца. В 1945 году в этот день практически закончилась война. 9 мая было официальное подписание договора о капитуляции немцев.
  • В День Святой Троицы 24 июня Москва принимала первый парад Победы.
Читайте также:
Праздник Усекновение главы Иоанна Предтечи: история и происхождение, значение и смысл, традиции

Ныне, когда прошло более 70 лет, как и раньше, благодарные потомки в молитвах поминают усопших во время войн и молятся за упокой их душ.

^ III. Заключение

Рассмотренные нами воинские чины в их историческом развитии позволяют сделать вывод о том, что попечение Святой Церкви о воинах имеет довольно богатую и древнюю историю. Литургические формы воинских молитвословий были весьма разнообразными и имели в своем становлении и развитии определенные закономерности. Древние богослужебные книги, как правило, не приводят развернутых чинопоследований, даются лишь молитвы, которые произносились в определенных случаях в контексте существующих к тому времени чинов. Постепенно довольно краткий формуляр молитв начинает «обрастать» специально составляемыми последованиями. Структура их в этом развитии усложняется, и они превращаются в гармонично сбалансированные литургические конструкции, являющиеся свидетельством Предания и находящиеся в неразрывной связи с многовековой традицией Церкви. Славянская богослужебная практика отличается довольно интенсивным умножением воинских чинов. Появляются особые молебствия на благословение орудий, военного корабля и т.д. Это развитие иногда происходит не без влияния внешних установлений. В общем же, многообразное воинское богослужебное наследие является выдающимся произведением церковного творчества и раскрывает глубину Литургического Предания.

С.А. Ванюков,
преподаватель Православного Свято-Тихоновского
богословского института

1. См. Прилуцкий В., свящ. Частное богослужение в Русской Церкви в XVI и первой половине XVII в. К., 1912. М., 2000р. С. 318-324.

2. Goar J. Euchologion… Venetia, 17302. P.733.

3. De cerimoniis aulae Byzantinae (lib. 1.1-92), ed. A. Vogt. Le livre des ceremonies. Vol. 1. Paris: Les Belles Lettres, 1935. P. 84-88. De cerimoniis aulae Byzantinae (lib. 1.84-2.56), ed. J.J. Reiske. Constantini Porphyrogeniti imperatoris de cerimoniis aulae Byzantinae libri duo. Vol. 1 Corpus scriptorum historiae Byzantinae. Bonn: Weber, 1829.. Lib. 2. P. 616-619. Goar J. Euchologion… Venetia, 17302. P. 334.

4. Goar J. Euchologion… Venetia, 17302. P.733.

5. Выходы государей, царей и великих князей. М., 1844. С. 14, 30, 61.Георгиевский. Праздничные службы и церковные торжества в старой Москве. М., 1896. С. 83-85.

6. Goar J. Euchologion… Venetia, 17302. P.734.

7. Дмитриевский А.А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Т. 2.: EÙcolÒgia..
1901. С. 290.

8. Требник. М.: Печатный Двор, 1647. Л. 238. Последование молебных пений. М.: Синодальная типография, 1905. СПб, 1996р. Л. 15 об.-21 об.

9. Требник. М.: Печатный Двор, 1647. Л. 243.

10. Требник. М.: Печатный Двор, 1625. Л. 8. Требник. М.: Печатный Двор, 1636. Л. 445. Требник мирской. М.: Печатный Двор,
1639. Л. 327.

11. EÙcolÒgion tÕ Mšga. «Aq»naij, 1902. Sel. 591. Goar J. Euchologion… Venetia, 17302. P.642.

12. Первый тропарь 1 песни звучит следующим образом:«Крепкаго во бранех и сильнаго в крепости Господа, молим Тя верно: снити с рабы Своими во время снятия т. е. снития. со враги и победити их».

13. Goar J. Euchologion… Venetia, 17302. P.726.

14. Прилуцкий В., свящ. Частное богослужение в Русской Церкви в XVI и первой половине XVII века. К., 1912. М., 2000р. С.322.

15. Требник мирской. М.: Печатный Двор, 1639. Л. 333-336.

16. Goar J. Euchologion… Venetia, 17302. P.648-650.

17. Требник. Стрятин, 1606. Л. 419.

18. Дмитриевский А.А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Т. 2.: EÙcolÒgia..
1901. С. 288.

19. Прилуцкий В., свящ. Частное богослужение в Русской Церкви в XVI и первой половине XVII века. К., 1912. М., 2000р. С.322.

20. Канон с ирмосами 6 гласа. Первый тропарь начинается словами: «Державнаго в крепости и сильнаго в бранех Господа
рождши, Чистая…» Требник. Львов, 1645. Л. 261-267.

21. Евхологион Гоара приводит пять молитв Патриарха Каллиста. Пятая молитва, надписываемая EÙc¾ ˜tšra Øper toà cristwnÚmou laoà, в Львовском требнике опущена.

22. Требник. Львов, 1645. Л. 268-274.

23. Требник Митрополита Петра Могилы. К.: Тип. Печерской лавры, 1646. Ч. II. С. 136-157.

24. Там же. С. 157-182.

25. Goar J. Euchologion… Venetia, 17302. P.645-651. Дмитриевский А. А.Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Т. 2.: EÙcolÒgia.
1901. . 1901. С. 288.

26. Требник Митрополита Петра Могилы. К.: Тип. Печерской лавры, 1646.Ч. II. С. 245.

27. Последование молебных пений. М.: Синодальная типография, 1905. СПб, 1996р. Л. 111-117 об.

28. Требник (Большой). М.: Синодальная типография, 1884. СПб: изд. ТСЛ, 1995р. Л. 227 об. – 233 об.

29. Там же. Л. 233 об. – 234 об.

30. Последование молебных пений. М.: Синодальная типография, 1905. СПб, 1996р. Л. 15 об.-21 об.

31. Там же. Л. 105 об.-110 об.

32. Там же. Л. 111-117 об.

33. Там же. Л. 118 об.-120.

34. Там же. Л. 134 об.-145 об.

35. Этот возглас начинает еще нынешнее последование: Благодарения о получении прошения и о всяком благодеянии Божии.
См. Требник. М.,1991. С. 391-407.

36. Пение стихир в качестве тропарей не характерно для православного богослужения. Догматики также являются принадлежностью стихирной системы Октоиха и, по Уставу, поются на вечерне в заключение стихир на: «Господи, воззвах».

37. Присутствие в чинопоследовании молебна паримии не свойственно православному богослужению, поскольку молебен, уподобляющийся согласно Уставу утрене, в богослужебном сознании Церкви символически обозначающей новозаветные времена пришествия Мессии (о чем свидетельствует пророческий стих 117-го пс.:«Бог Господь и явися нам»), не совсем согласуется с чтением паримий, характерных для вечерни. См.: Никольский К., прот. Руководство к изучению богослужения Православной Церкви. М.: ПСТБИ, 2002. С. 99, 122.

Читайте также:
Вселенская родительская суббота: что это, история и значение, смысл и традиции, кого и как поминать, что делать, церковные службы и молитвы

38. Пение великого прокимна, отличающегося от обычного бoльшим количеством стихов, обычно бывает только на вечерне, на остальных службах суточного круга, имеющих прокимен, поются обычные (с одним, а не тремя стихами).

39. Исполнение полной (с первого, а не третьего прошения) сугубой ектении не встречается в общепринятых чинах молебствий.

40. Попало в данный чин под влиянием благодарственного молебна. См. Требник. Благодарение о получении прошения…
М.,1991. С. 405.

41. Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб, 1999. С. 45.

42. В том числе и в эту.

43. Типикон указывает 2 условия, необходимые для совершения в субботу Аллилуйного богослужения вместо службы с Бог Господь: если святой, память которого выпала на этот день, не имеет тропаря, и если настоятель желает отправлять службу по 13-й главе. Поскольку с увеличением количества святых, прославленных Церковью, уменьшается количество святых без тропаря – ведь службы новопрославленным святым, как правило, составляются полиелейные или бденные – Поместный Собор Русской Церкви 1917 года смягчил первое предписание Устава и допустил ради сохранения уникального типа богослужения совершение Аллилуйной службы и при шестеричном святом, обязательно имеющем свой тропарь. Однако при отправлении богослужения этот святой рассматривается как не имеющий тропаря. См. Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб, 1999. С. 51; Богословские труды № 34. М., 1998. С. 333.

Роль Русской Церкви в Отечественной войне

Православная церковь во время войны принимала самое активной участие моральной, физической и духовной поддержке воинов и граждан, которые остались как в оккупации, так и в тылу.

Несмотря на то что в 40-е годы коммунисты запретили богослужения, многие священники были расстреляны или сосланы в Сибирь, в военное время Люди потянулись к Богу за помощью и правящая верхушка промолчала.

Воинов, погибших за родную землю, Церковь чтит с особой любовью

Митрополит Сергий собственноручно на машинке напечатал воззвание к священникам и пастве и распространил между людьми, передав пророческое послание о том, что победа будет за русскими. С этого времени уничтожение православия было приостановлено, священники возвращались из ссылок, прихожане потянулись в храмы. По разрешению Сталина был проведен Собор, на котором был избран Патриарх, им стал митрополит Сергий.

Батюшки служили не только в храмах, но и на передовой, с оружием и крестом в руках. Старшина Советской армии Лобачев, награжденный множеством орденов и медалей, окончивший войну в Праге, на самом деле был священником, будущим архимандритом Леонидом.

В звании майор закончил войну Извеков, который в будущем будет выбран Патриархом Московским и всея Руси. Православные знают его, как преподобный Пимен.

Многие воины, пережив ужасы войны, давали обет Богу и впоследствии становились священниками, посвящая жизнь Творцу.

Митрополит Калининский и Кашинский Алексий в войну был пулеметчиком. Диаконом в Киевском храме всю жизнь прослужил Крамаренко, кавалер орденов Славы трех ступеней. Этот список можно продолжать до бесконечности.

Важно! При поминовении воинов священнослужители с особым почитают о святом Луке, который в войну был священником и хирургом.

Помощь православных верующих

  • служили в госпиталях;
  • помогали ухаживать за ранеными;
  • утешали тех молитвой и теплотой души;
  • ободряли инвалидов.

Семьи воинов, воюющих на фронте, были под особой опекой православной церкви. В храмах постоянно собирались посылки для детей-сирот.

Во время великой беды народ и церковь были едины. В дни празднования дня Победы нельзя не помянуть тихого молитвенника иеросхимонаха Серафима Вырицкого, который много часов проводил в молитвах за русский народ. Прося у Бога победу.

Важно! Людская память не забывает об усопших военных, которые пали в борьбе за свободу России. В этом сила Святой Руси и ее непобедимость.

Проповедь в День поминовения усопших воинов 9 мая

История празднования дня Поминовения усопших воинов, традиции и молитва

В православии воины, отдавшие свою жизнь за Родину, особо почитаемы. Традиция совершать молитвы за солдат появилась еще со времен Куликовской битвы. День поминовения усопших воинов выпадает на 9 мая, а до Великой Отечественной войны обряд проводился в Дмитриевскую субботу. Чтобы почтить память защитников Отечества, не обязательно идти в церковь, это можно сделать и дома, прочитав определенные молитвы.

Что представляет собой праздник Поминовения усопших воинов

С давних времен последняя суббота октября у православных христиан считалась днем поминовения усопших воинов. До того момента, как ее официально включили в церковный календарь, в Древней Руси в этот день вспоминали умерших родителей. Праздник этот был установлен князем Дмитрием Донским, отчего и получил название Дмитриевской субботы.

В этот день принято посещать могилы усопших родственников, которые отдали свою жизнь, защищая Родину, а также умерших родителей. После великой битвы и победы русских войск на Куликовом поле князь Дмитрий отправился на молебен в Троице-Сергиеву лавру, где игуменом на тот момент был Сергий Радонежский. Вместе с монашеской братией он возносил молитвы и прошения о благополучном завершении сражения с Мамаем. Сергий Радонежский также совершал заупокойные богослужения по погибшим в том бою воинам, и именно поэтому с тех пор в православии выделили специальный день, когда вспоминают всех усопших защитников Отечества.

От Вселенской родительской субботы Дмитриевская отличается тем, что в этот день особенный акцент делается именно на упокоившихся воинах.

История установления традиции

С приходом к власти коммунистов многие церкви были закрыты, а такая должность, как капеллан, вообще упразднена. Однако воины в тяжелые минуты всегда обращались за помощью к Богу и тайно посещали немногочисленные действующие храмы, чтобы попросить защиты и охраны.

Когда началась Великая Отечественная война, многие священники и просто истинно верующие христиане были призваны в ряды Красной армии и там своим примером и стойкостью духа поддерживали бойцов. В тяжелых ситуациях они читали Библию и молитвы вместе с солдатами.

Читайте также:
Праздник Яблочный спас: история и происхождение, значение и смысл, традиции

26 июня, спустя несколько дней после вторжения гитлеровцев, в Богоявленском соборе столицы состоялся молебен, который читал митрополит Сергий, о даровании победы в войне. С этого дня во многих церквях страны стали проводиться такие богослужения, на которых священник и прихожане взывали к Господу о защите и даровании победы. Немецкое командование, как могло, пресекало подобные службы и отбирало у людей послание, написанное митрополитом Сергием.

По окончании Великой Отечественной войны днем поминовения воинов сделали 9 мая, в честь праздника победы над фашистской Германией. Примечательно, что в 1945 году эта дата совпала с Пасхальным праздником, что еще больше усилило радость людей, особенно тех, кто считал себя верующими. Этот праздник стал одним из самых почитаемых у наших соотечественников, независимо от возраста. Именно 9 мая был подписан документ о капитуляции Германии, и все воины смогли вернуться назад домой. Их встречали как настоящих героев, целыми городами.

Однако не всем посчастливилось дожить до майского праздника, тысячи солдат погибли в бою с оккупантами, и в их честь Русской Православной церковью было принято решение ввести в календарь специальный праздник, когда проходит служба об усопших воинах.

Также Архиерейским собором Русской Православной церкви было принято решение проводить службу в честь всех мученически погибших людей в Великой Отечественной войне.

Таким образом, 9 мая стало третьим днем в церковном календаре, который посвящен защитникам Отечества. Также богослужение, посвященное поминовению усопших воинов, проводится в день Усекновения главы Иоанна Крестителя.

9 мая во всех православных храмах проводится Божественная литургия, на которой произносятся особые прошения о воинах, а по ее окончании читается благодарственный молебен Богу за дарование победы в Великой Отечественной войне.

Текст молитвы во время панихиды в храме

Малая заупокойная ектения

Священник: Паки и паки миром Господу помолимся.

Лик: Господи помилуй.

Священник: Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих , (имярек), и о еже проститися им всякому прегрешению, вольному же и невольному.

Лик: Господи помилуй.

Священник: Яко да Господь Бог учинит души их, идеже праведнии упокояются.

Лик: Господи помилуй.

Священник: Милости Божия, Царства Небеснаго и оставления грехов их, у Христа Безсмертнаго Царя и Бога нашего просим.

Лик: Подай Господи.

Диакон: Господу помолимся.

Лик: Господи помилуй.

Священник глаголет молитву тайно: Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру твоему даровавый, сам Господи упокой души усопших рабов Твоих, (имярек), в месте светле, в месте злачне, в месте покойне; отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное или словом, или делом, или помышлением, яко благий человеколюбец Бог прости, яко несть человек иже жив будет, и не согрешит; Ты бо Един кроме греха, правда Твоя правда во веки, и слово Твое истина.

Возглас: Яко Ты еси воскресение, и живот, и покой усопших рабов Твоих, (имярек), Христе Боже наш; и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Православные традиции в этот день

В день поминовения воинов молятся не только за погибших, но и оставшихся в живых ветеранов Великой Отечественной войны. По традиции, в этот день не стоит посещать увеселительных заведений, необходимо провести его в молитвах и воспоминаниях о героях, благодаря которым удалось выиграть страшную войну. Если в семье в живых остался кто-то из участников или очевидцев тех событий, стоит уделить им особое внимание и выказать благодарность за мирное небо над головой. В том случае, если они живут отдельно, необходимо после окончания службы в храме посетить их и провести с ними этот день.

Если близких родственников, принимавших участие в Великой Отечественной войне, нет, необходимо с самого утра отправиться на богослужение в церковь, а по его окончании посетить могилы близких. Даже если это не родственники, а просто знакомые или соседи, стоит выделить время и, при необходимости, убрать их могилы за день до праздника, поставить живые цветы, воздав почести за совершенный героизм.

Не всегда в день поминовения усопших воинов есть возможность отправиться в православный храм, в этом случае можно помолиться дома перед иконой Иисуса Христа и мысленно поблагодарить защитников Отечества. Делать это лучше с самого утра, перед приемом пищи, уединившись в комнате, чтобы никто не мешал.

В этот праздничный день существует также традиция посещать дома престарелых, чтобы навестить живущих там ветеранов, которые остались без семьи. Многие христиане покупают угощения и небольшие сувениры для бывших участников Великой Отечественной, чтобы как-то порадовать и отблагодарить их за совершенный подвиг.

Необходимо помнить, что, хотя победу дарует Господь, воины, выполняющие свой долг перед Родиной, являются орудием в его руках, и достойны уважения и почтения даже после смерти.

Димитриевская родительская суббота: что надо обязательно сделать, а что делать нельзя

Пушкин считал, что величие человека определяется тем, как он относится к “родному пепелищу” и “отеческим гробам”. Дохристианская Русь помнила своих усопших, и среди дней их общенародных поминок был и осенний. Однако именно христианство наполнило дни поминовения особым смыслом. Произошло это так. В 1380 году, 8 сентября (21 сентября по новому стилю), великий князь московский и владимирский Дмитрий Иоаннович Донской одержал победу над ордынским войском под началом хана Мамая. Знаменитая битва произошла на Куликовом поле. Бой был затяжной, кровавый, по свидетельству летописцев, кони уже не могли не ступать по трупам – не оставалось чистого места. Русские ратники почти из всех земель Северо-Восточной Руси сражались не просто храбро – “не щадя живота своего”, войско Мамая было разгромлено. Да, татаро-монгольское иго длилось еще столетье, но победа на Куликовом поле нанесла мощный удар по доселе несокрушимой Золотой орде.

Читайте также:
Праздник Веры, Надежды, Любови и матери их Софии: история, традиции, значение и смысл

Сразу после победы на Куликовом поле Дмитрий Донской отправляется в Троице-Сергиев монастырь к Сергию Радонежскому – его настоятелю. Именно отец Сергий, великий русский святой, благословил Дмитрия Донского на брань с ордынцами. Больше того, в битве участвовали и два инока монастыря – богатыри Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Оба погибли как герои.

По-видимому, осенью 1380 года в Троице-Сергиевом монастыре и было положено начало поминать павших воинов в субботу, предшествующую дню святого великомученика Димитрия Солунского. Почему именно так? Во-первых, в Церкви не принято поминовение усопших в воскресенье: этот день недели даже по названию напоминает нам о Воскресении Христа, а в субботний день Сам Иисус находился во гробе, поэтому даты всеобщего поминовения усопших – это, как правило, именно субботы. Во-вторых, Дмитрий Донской получил свое имя в честь великомученика Димитрия Солунского, чрезвычайно почитаемого на Руси в то время. День памяти святого великомученика Димитрия Солунского, а значит, день ангела Дмитрия Донского – 26 октября (8 ноября по новому стилю). Поэтому днем поминовения воинов, отдавших жизнь на поле брани, и была выбрана суббота, предшествующая именинам Дмитрия Донского, то есть суббота, предшествующая 8 ноября. Каждый год дата тут разная, день один – субботний. А логика у Дмитрия Донского была простая и величественная: прежде чем праздновать свои именины, помянем усопших, тех, кто своею смертью даровал тебе жизнь.

После первого поминовения павших на Куликовом поле бояре высказали великому князю Дмитрию Иоанновичу пожелание на будущее: и впредь “память творити, кто сложил голову свою”.

Шли годы, новые битвы за землю русскую, новые тысячи воинов, принявших смерть за веру, за Родину. В XVI веке царь Иоанн Васильевич Грозный узаконил Димитриевскую субботу, повелев “петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить”. День прижился, народ поминал на Димитровскую субботу и воинов, и родных. Говорили: “На дедовой неделе и родители вздохнут”, и это не единственная поговорка, рожденная осенними соборными поминками. В 1903 году был издан императорский указ: панихиды в этот день служить и в войсковых частях – по воинам “за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим”.

В наше время в день Дмитровской субботы особо поминают не только воинов, но и всех умерших скоропостижной смертью, то есть тех, кто “не был напутствован в жизнь вечную молитвами святой Церкви”, ну и про ушедших родственников не забывают.

Но почему так важно молиться за усопших? Вот как отвечал на этот вопрос известный старец архимандрит Кирилл (Павлов): “Большинство людей отходят в вечность с грехами, не успев по неожиданности смерти или по болезни и немощи очистить себя от грехов, и такие оказываются виновными пред Правосудием Божиим. В то же время мы знаем, что в будущем будет только два места пребывания людей: ад и рай. Сами за себя не очищенные от грехов усопшие уже не могут возносить молитв, они не могут и помочь своему положению. Вся надежда возлагается ими только на оставшихся на земле живых – они могут помочь изменить их посмертную участь. Если бы пред нашими очами отверзлись вдруг врата вечности, то мы увидели бы, как миллионы душ протягивают свои руки к живущим на земле, безмолвно прося их помощи в облегчении своей участи в потустороннем мире”. То есть души умерших нуждаются в нашей молитве – так же, как мы, живущие на земле, нуждаемся в еде и питье. Но и для нас – и это тоже нужно понять! – наша молитва за усопших не менее важна. Как учит святой Иоанн Дамаскин, каждый, кто молится и борется за спасение другого, приносит пользу прежде всего самому себе, а только потом ближнему.

В храмах по усопшим священники тайно читают особую молитву. Сегодня мы раскроем ее смысл. Сначала, как обычно, в молитве констатируется, к Кому мы обращаемся: “Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый!”, что в переводе с церковнославянского звучит так: “Боже духов и всякой плоти, смерть поправший и диавола упразднивший, и жизнь миру Твоему даровавший!”. Дальше в молитве, читаемой тайно, священник просит: “Сам Господи, упокой души усопших рабов Твоих (имена), в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание”. То есть священник просит: “Сам, Господи, упокой души усопших рабов Своих (имена) в месте светлом, в месте блаженном, в месте отрадном, откуда отошли мука, скорбь и стенание”. И затем просьба о прощении грехов умершего, просьба, содержащая оправдание всем нам: “Всякое согрешение, содеянное ими, словом, или делом, или помышлением, яко Благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты бо един, кроме греха, правда Твоя правда во веки, и слово Твое истина”. “Всякое согрешение, соделанное ими словом, или делом, или помышлением, как благой и человеколюбивый Бог, прости. Ибо нет человека, который жил бы и не согрешил, ибо только Ты один без греха, правда Твоя – правда навек и слово Твое – истина”.

Простой текст, ничего лишнего – емкое изложение того, чего хочет потерявший близкого, на что он надеется. И перепоручив посмертную участь усопшего Тому, Чья милость и любовь несравнимо больше людских милосердия и любви, молящийся реально ощущает не просто облегчение, но и то, что любовь простирается за границы земного мира. Молитва – проводник, по которому устремляется ток нашей любви.

Читайте также:
Праздник Благовещение Пресвятой Богородицы: история и происхождение, значение и смысл, традиции

Но как правильно провести Димитриевскую родительскую субботу? Богослужение по усопшим начинается в пятницу вечером, когда в храмах служат великую панихиду (по-гречески “парастас”), а в субботу утром служится заупокойная литургия и после нее общая панихида. Для церковного поминовения на парастас и отдельно на литургию пишут записки с именами усопших. Имена надо писать крупно, разборчиво, в родительном падеже, в полном варианте (не Сашу, а Александра), в церковном написании (Татиану, Алексия). Есть традиция в день поминовения приносить в храм еду – “на канон” (или “на канун”), то есть оставлять ее на столе рядом с каноном – местом, где зажигают свечи по усопшим. Раньше поминки были общими: за большим столом сообща поминали всех усопших, сегодня продукты, приносимые в храм, отдают нуждающимся.

В условиях пандемии Церковь призывает к максимальному соблюдению мер безопасности. Многие храмы ведут трансляции богослужений, и верующие из группы риска не просто эти трансляции смотрят, они принимают в них молитвенное участие, не выходя из дома. Записки многие храмы тоже принимают через Сеть или по телефону. Ну и нам всегда доступен еще один важный способ почтить память близких – милостыня.

День народного единства в России: история праздника

4 ноября в России отмечается День народного единства. Праздник был учрежден Федеральным Законом “О внесении в статью 1 Федерального закона “О днях воинской славы (победных днях) России”, подписанным в декабре 2004 года президентом России Владимиром Путиным.

Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года.

День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Смутное время – период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, – было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну.
Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение “пресветлого московского царства”. Власть в Москве узурпировала “семибоярщина” во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.
В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. “Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!” – писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.
В сентябре 1611 года “торговый человек”, нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: “Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов – дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело”.
По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения “третью деньгу”. Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор “пятой деньги”: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.
По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал “выборным человеком всею землею”. Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.
Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско – более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество “даточных людей” из крестьян.

Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.

С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.
Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны – дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал новым царем Михаила Романова (сына митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: