Праздник Василия Великого: история, значение и смысл, традиции и литургия

3. Литургия Василия Великого

3. Литургия Василия Великого

В первые три века Христианства чин совершения Евхаристии не был записан, а передавался устно. Об этом ясно говорит св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской (329—379 гг. по Р. Хр.): «Слова призывания в пременении хлеба причащения и чаши благословения (молитвы священнодействия Евхаристии), кто из святых письменно нам оставил»? «Никто». И объяснил, почему это: «Ибо на что даже и взирать не надлежит некрещенным, о том каким образом приличествовало учение письменно объявляти?» Таким образом, литургия, переходя из века в век, от народа к народу, из Церкви в Церковь, получила различные виды, и, оставаясь в своих основных чертах неизменной, различалась словами, выражениями и обрядами. По сказанию св. Амфилохия, епископа Иконии Ликаонской, св. Василий Великий просил Бога «дать ему силу духа и разума совершить литургию своими словами». По шестидневной пламенной его молитве, Спаситель явился ему чудесным образом и исполнил его молитву. Вскоре потом Василий, будучи объят восторгом и божественным трепетом, начал возглашать: «Да исполнятся уста моя хваления» и: «Вонми, Господи, Иисусе Христе Боже наш, от святаго жилища Твоего» и прочие молитвы литургии. Литургия, составленная св. Василием Великим, представляет собой сокращение литургии апостольских времен. Об этом так говорит св. Прокл, патриарх Константинопольский: «Апостолы и после них Учители Церкви совершали Божественную службу весьма пространно; христиане же, охладев во благочестии в последующие времена, перестали приходить к слушанию литургии, по причине ее продолжительности. Св. Василий, снисходя сей слабости человеческой, сократил ее, а после него еще более св. Златоуст». В самые ранние времена литургийные молитвы предоставлены были непосредственному вдохновению Св. Духа и Богопросвещенному разуму епископов и прочих предстоятелей Церквей. Постепенно установился более менее определенный чин. Этот чин, хранившийся в Кесарийской Церкви, св. Василий Великий пересмотрел и изложил его письменно, составив при этом ряд своих молитв, отвечающих впрочем апостольскому преданию и древней литургической практике. Таким образом, литургия св. Василия Великого принадлежит этому великому вселенскому учителю и святителю скорее по своей словесной формулировке, хотя все важнейшие слова и выражения были перенесены из древнейших апостольских литургий св. апостола Иакова, брата Божия, и св. Евангелиста Марка.

Литургия св. Василия Великого была принята всем православным Востоком. Но вскоре св. Иоанн Златоуст, снисходя все к той же немощи человеческой, произвел в ней новые сокращения, которые касаются впрочем, главным образом, лишь тайных молитв.

Особенности литургии св. Василия Великого, по сравнению с литургией св. Иоанна Златоуста, суть следующие:

Евхаристическая и ходатайственная молитвы гораздо длиннее, вследствие чего и напевы в это время употребляются более протяжные. Евхаристическая молитва литургии св. Василия Великого отличается особенной догматической глубиной, вдохновенностью и высотой созерцания, а ходатайственная своей поразительной всеобъемлемостью. Иной текст и у некоторых других тайных молитв, начиная с молитвы об оглашенных.

Слова установления таинства Евхаристии произносятся возгласно вместе с предшествующими им словами: Даде святым своим учеником и апостолом рек: Приимите, ядите… и затем: Даде святым своим учеником и апостолом рек: Пийте от нея вси

После призывания Святого Духа, слова над Святыми Дарами — над Св. Хлебом: Хлеб убо сей, самое пречистое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Над св. чашей — Чашу же сия, самую честную Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И затем: Излиянную за живот мiра. И далее обычно.

Вместо песни Достойно есть: поется: О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь:, которая в праздничные дни, Вел. Четверток и Вел. Субботу заменяется задостойником.

Литургия св. Василия Великого в настоящее время совершается только десять раз в году: 1. и 2. В навечерия Рождества Христова и Богоявления, а если эти навечерия приходятся в субботу или воскресение, то в самые праздники Рождества Христова и Богоявления, 3. в день памяти св. Василия Великого — 1 января, 4, 5, 6, 7, и 8, первые пять воскресных дней Великого поста, начиная с недели Православия, 9, и 10, Великий четверток и Великую субботу на Страстной седмице. Во все прочие дни года, за исключением немногих дней, когда не полагается никакой литургии или полагается литургия Преждеосвященных Даров, в настоящее время совершается литургия св. Иоанна Златоустого.

Читайте также

Божественная Литургия Святого Отца нашего Василия Великого

Божественная Литургия Святого Отца нашего Василия Великого Знай, что эта Божественная Литургия великого Василия не всегда поется, но в определенное уставом время, а именно: в воскресенья Великой Четыредесятницы (кроме Недели Ваий), в святой Великий Четверг, в Великую

658. Об уставах св. Венедикта и Василия Великого

658. Об уставах св. Венедикта и Василия Великого N.N.! Лености предаетесь. – А выписку из св. Венедикта сделали о ревности. – Если и всякие другие выписки и вычитыванья также лениво входят в дело; то долго будет ожидать, когда подвинетесь вперед. Я и забыл попросить вас, при

Богословские взгляды святителя Василия Великого

Богословские взгляды святителя Василия Великого Космология Учение Василия Великого об устройстве мира (космология) излагается в его комментариях к первой главе книги «Бытия» («Шестоднев»). Эти комментарии представляют собой блестящий пример того, как умный и

Молитва святого Василия Великого

Молитва святого Василия Великого «Господи Вседержителю, Боже сил и всякия плоти, в вышних живый и на смиренныя призираяй, сердца же и утробы испытуяй и сокровенная человеков яве предведый, Безначальный и Присносущный Свете, у Него же несть пременение, или преложения

Молитва святого Василия Великого

Молитва святого Василия Великого Господи Вседержителю, Боже сил и всякия плоти, в вышних живый и на смиренныя призираяй, сердца же и утробы испытуяй и сокровенная человеков яве предведый, Безначальный и Присносущный Свете, у Него же несть пременение, или преложения

Читайте также:
Великая Среда в православии: что это такое, история и традиции, смысл и значение, что нужно и нельзя делать

Молитва св. Василия Великого

Молитва св. Василия Великого Вем, Господи, яко недостойне причащаяйся Пречистаго Твоего Тела, и Честныя Твоея Крове, повинен есмь, и суд себе ям и пию, не рассуждая Тела и Крове Тебе, Христа и Бога моего, но на щедроты Твоя дерзая, прихожду к Тебе рекшему: ядый Мою Плоть, и

Молитва св. Василия Великого

Молитва св. Василия Великого Владыко Христе Боже, Царю веков и содетелю всех, благодарю Тя о всех, яже ми еси подал, благих, и о причащении пречистых и животворящих Твоих таинств. Молю убо Тя, блвже и человеколюбче: сохрани мя под кровом Твоим и в сени крилу Твоею, и даруй ми

3. Литургия Василия Великого

3. Литургия Василия Великого В первые три века Христианства чин совершения Евхаристии не был записан, а передавался устно. Об этом ясно говорит св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской (329—379 гг. по Р. Хр.): «Слова призывания в пременении хлеба причащения и

Молитва 5-я, святителя Василия Великого

Молитва 5-я, святителя Василия Великого Господи Вседержителю, Боже сил и всякия плоти, в вышних живый и на смиренныя призираяй, сердца же и утробы испытуяй и сокровенная человеков яве предведый, Безначальный и Присносущный Свете, у Него же несть применение, или преложения

О Литургии св. Василия Великого

О Литургии св. Василия Великого Литургия св. Василия Великого по своему содержанию и порядку одинакова с литургией св. Иоанна Златоустаго. Отличие ее от последней состоит лишь в следующем:1. Молитвы, которые священник читает тайно (про себя) в алтаре (особенно

О Литургии святителя Василия Великого

В Православной Церкви в настоящее время употребляются две полных Литургии – святителя Василия Великого и святителя Иоанна Златоуста. С именами этих святых связана в первую очередь анафора (от греч. ἀναφορά – возношение) той и другой Литургии. Анафора – главная молитва, которую священник читает про себя, тихим голосом или иногда довольно громко в алтаре после слов: «Благодарим Господа» – до возгласа: «И да будут милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами», то есть во время Евхаристического канона, как сейчас в обиходе часто называют этот отрезок службы. Во время этой молитвы происходит пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Иисуса Христа.

Собственно, говоря об особенностях Литургий святителя Василия Великого и святителя Иоанна Златоуста, речь идет в первую очередь об анафоре и еще нескольких молитвах, так как в отношении обряда в целом различий очень мало.

Первое различие между двумя Литургиями, которое бросается в глаза, – это большая продолжительность и торжественность Литургии святителя Василия. Ее особый статус в богослужении виден из того, что, хотя в наши дни она положена всего десять раз в году, она совершается в важнейшие дни церковного года в период с преддверия Рождества до Пасхи. Этот период в «окаймлении» главных праздников христианского мира наиболее насыщен торжественными богослужениями, на него попадают еще четыре двунадесятых праздника, два древних поста – Великий и Рождественский – и Страстная седмица. Литургия святителя Василия совершается на вечерне древнейших праздников Рождества Христова, Богоявления и Пасхи (в наше время ассоциируется с Литургиями Сочельников и Великой субботы, а по сути относится к дням самих этих праздников); в пять воскресений Великого поста, в Великий четверг – в самый день Тайной вечери и установления Таинства Евхаристии, – а также в день памяти самого святителя Василия 1/14 января, который совпадает с праздником Обрезания Господня.

Литургия святителя Василия известна не только в православном мире: ее анафора «(или явно – в одной из ее редакций, или неявно – в виде ее фрагментов, использованных в других анафорах) вошла в богослужебный обиход всех восточных Церквей, а после II Ватиканского собора – и в богослужение католиков западного обряда».

История и авторство Литургии

В церковной среде широко распространено мнение, согласно которому Литургия святителя Василия появилась в результате сокращения очень длинной Литургии апостола Иакова (якобы из милосердия, ради немощи и для облегчения молитвенного труда присутствующих), а Литургия святителя Иоанна Златоуста – это сокращенная Литургия святителя Василия. Такая теория излагалась в нескольких церковных сочинениях и особенно в древнейшем и авторитетнейшем трактате, который вплоть до XX века приписывался святителю Проклу Константинопольскому, ученику святителя Иоанна Златоуста. Однако в XX веке литургисту Ф. Леруа удалось убедительно доказать, что этот трактат является подделкой XVI века.

Так как же тогда на самом деле соотносятся между собой три наиболее известных в православном мире Литургии? Ответ на это постарались дать другие исследователи XX века. Начать следует с малоизвестного широкой публике факта: сохранились две основные редакции анафоры святителя Василия Великого – краткая и пространная, – значительно отличающиеся друг от друга. Пространная – та, которая знакома всем нам, – совершается во всех Православных Церквах; существуют также ее армянские и сирийская версии. Краткая редакция, по-другому называемая египетской, является главной Литургией в Коптской Церкви; известны также ее греческая и эфиопская версии. Пространная редакция возникла на основе краткой в результате ее переработки и значительного дополнения.

В западной науке ХХ века бытовало мнение, что святитель Василий не был автором молитв Литургии и что он мог только отобрать известные и распространенные к тому времени евхаристические молитвы, изменить или пояснить в них некоторые выражения. Однако к настоящему времени рядом литургистов, путем тщательного текстологического анализа и сопоставления анафоры святителя Василия с другими его трудами, было убедительно доказано, что и краткая, и пространная ее редакции являются творением самого Великого святителя.

Читайте также:
Именины Надежды: когда по церковному календарю 2020

В то же время все они сходятся в том, что святитель Василий не мог совершенно оставить в стороне богослужебные тексты, которые были традиционными в Каппадокии ко времени его восшествия на кафедру. Скорее всего он коренным образом редактировал существовавший до него текст древней анафоры, предположительно традиционной анафоры Кесарии Каппадокийской, где был епископом, прибавив большие части молитвы, много богословских идей, новую богословскую терминологию и т.п..

Судя по отрывку из трактата святителя Василия «О Святом Духе», в его время не существовало твердой, письменно зафиксированной анафоры:

«Слова призывания в преложении хлеба Евхаристии и Чаши благословения кто из святых оставил нам письменно? Ибо мы не довольствуемся теми словами, которые Апостол или Евангелие упоминает, но и прежде их, и после произносим и другие, как имеющие великую силу для Таинства, приняв оные от неписанного учения».

О литургической деятельности великого святителя с ясностью говорит надгробная речь, которую посвятил ему его друг святитель Григорий Назианзин. Перечисляя добродетели почившего, он упоминает «упорядочение молитв» или «составление последования молитв». Связь Литургии с именем святителя Василия в литературе можно проследить с V или VI века. Около 543 года Леонтий Византийский писал, что уже за век до этого в Константинопольской Церкви находились в использовании Литургия святителя Василия и Литургия Апостолов.

Кроме того, краткая редакция анафоры святителя Василия стала основой и для составления Литургии, известной как Литургия апостола Иакова, то есть соотношение между ними ровно противоположное, нежели обычно думают.

Краткая редакция анафоры святителя Василия стала основой и для составления Литургии, известной как Литургия апостола Иакова

Анафора Литургии святителя Иоанна Златоуста текстуально никак не выводима ни из той, ни из другой Литургии и представляет собой, по-видимому, плод независимой авторско-редакторской работы святителя Иоанна над древней анафорой Двенадцати апостолов, которая сохранялась в Антиохийской Церкви.

Интересно отметить, что в служебниках до X века Литургия святителя Василия находилась перед Литургией святителя Иоанна Златоуста – в отличие от более поздних и современных служебников, где первой идет Литургия Златоуста. Это указывает на то, что Литургия святителя Василия была основной Литургией в Константинополе в доиконоборческую эпоху – качественно (употреблялась для более торжественного богослужения по воскресеньям и в важнейшие дни года) и, быть может, количественно (то есть ее служили чаще, чем Литургию святителя Иоанна), хотя последнее остается догадкой. По некоторым признакам можно предположить, что она обладала почти полной монополией на время пасхального цикла (Великий пост, Пасха и Пятидесятница), а Литургию святителя Иоанна служили по праздникам святых и в период от Пятидесятницы до Рождества. Отголоски такого положения дел, возможно, мы видим и в нынешнем распределении этих двух Литургий.

Причины изменения статуса двух Литургий после IX–XI веков доподлинно неизвестны. Возможно, это произошло как раз из-за краткости Литургии святителя Иоанна Златоуста на фоне «распространения в византийских монастырях практики ежедневного служения Литургии».

Богословское содержание анафоры

Если давать краткое определение анафоре, то можно охарактеризовать ее как молитву

  • благодарения Богу,
  • воспоминания Его благодеяний человеку, в том числе Искупления и дарования Евхаристии,
  • прошения освятить Дары и причащающихся,
  • ходатайства Богу за разных людей.

Анафора святителя Василия «отличается богословской точностью и глубиной, которые сочетаются с литературным изяществом и со стройностью текста в целом». Она намного длиннее такой же молитвы в Литургии святителя Иоанна Златоуста, поэтому хор использует более протяжные напевы, чтобы священник успел ее прочесть.

Анафора святителя Василия обращена к Богу Отцу и начинается с этого обращения:

«Сый (Сущий) Владыко, Господи Боже Отче Вседержителю покланяемый!»

Далее следует благодарение Богу, которое построено таким образом, чтобы отразить как можно больше богословских положений Откровения, то есть того, что людям известно о Боге, и имеет четко выраженную троичную структуру (то есть говорится о каждом Лице Святой Троицы).

Благодарение Богу построено таким образом, чтобы отразить как можно больше богословских положений

Вступление последовательно описывает каждое Лицо Пресвятой Троицы с помощью цепочки эпитетов, взятых в основном из Священного Писания Нового и Ветхого Заветов. О святителе Василии Великом известно, что он придавал большое значение обоснованию догматов ссылками на Священное Писание, поэтому обилие цитат в Литургии также принимается учеными как один из критериев ее принадлежности святителю.

Богу Отцу усваивается господство над всей тварью, непознаваемость («безначальне, невидиме, непостижиме…») и Отцовство. Последнее позволяет автору анафоры сделать логический переход к повествованию о Сыне Божием. Иисус Христос здесь дважды называется Богом, подчеркивается Его равенство Отцу («Печать равнообразная») и другие Божественные свойства («Жизнь, превечная Премудрость»). Переход к изложению догматов о Святом Духе осуществляется словами «Имже (то есть Христом) Дух Святый явися». Третье Лицо Пресвятой Троицы характеризуется как «Начаток, животворящая Сила, Источник освящения». Все эти имена указывают на Божество Святого Духа.

Далее мысль молитвы переходит к творению, которое, будучи укрепляемо Святым Духом, служит Богу и приносит славословие. Подробно перечисляются ангельские силы, и последними упоминаются серафимы, воспевающие Трисвятую песнь «Свят, Свят, Свят»; их описание взято из видения пророка Исаии (см.: Ис. 6: 2).

После ангельской песни священник, раскрывая понятие святости и справедливости Божией, воспоминает историю домостроительства, историю взаимоотношений Бога и человека, особенно различных действий Божиих, предпринятых для обращения и спасения падшего человека. Венчает их история земной жизни Спасителя и описание Тайной вечери. Характерной чертой Литургии святителя Василия является то, что перед словами установления («Приимите, ядите…» и «Пийте от нея вси…») вслух произносятся вводные слова: «даде святым Своим учеником и апостолом, рек», то есть «подал (хлеб, вино) святым Своим ученикам и апостолам, сказав».

Весь предыдущий блок благодарений и воспоминаний завершает возношение Даров в жертву благодарения «о всех и за вся», что по-русски можно перевести как: «согласно всему [сказанному выше]» – благодарение за все, что священник перечислял до того.

Далее следует прошение освятить Дары и причастников. Тропарь третьего часа и слова «преложив Духом Твоим Святым» не находились изначально в анафоре святителя Василия, а были вставлены туда в XV веке в ходе антилатинской полемики. Вслед за освящением Даров следует прошение о единстве причащающихся и об их достойном Причащении, чтобы они «обрели милость и благодать со всеми святыми от века», после чего перечисляется, с какими святыми. Упоминание о Пресвятой Богородице произносится вслух («Изрядно о Пресвятей»).

После перечисления святых и поминовения усопших словами «еще Ти молимся» открывается большой блок прошений, каждое из которых вводится словом «помяни»: так начинаются ходатайства – молитвы за разные категории людей с их разными нуждами. Эти прошения ярко рисуют общество и те жизненные трудности, которые были у людей эпохи святителя Василия – совершенно те же самые, которые несут люди и сейчас.

Священник молится отдельно за тех, кто пожертвовал хлеб и вино для этой Литургии, и за тех, ради кого они эти дары принесли («принесших и… за них же принесоша»), за жертвователей, за «поминающих убогия», за отшельников, монахов и подвижников, за царя и другую власть («в палате братию нашу»), за воинство, за находящихся на этой Литургии в церкви и по уважительным причинам отсутствующих, за супругов, младенцев, юных, старых, малодушных, заблудших, плавающих и путешествующих, вдов, сирот, пленных, больных, судимых, заключенных и всячески бедствующих («на судищи, и в рудах, и в заточениих, и в горьких работах, и всякой скорби, нужде и обстоянии сущих»), за духовенство. Видимо, по отношению к таким поминовениям на Литургии, показывая высоту священнического служения, святитель Иоанн Златоуст говорит, что священнику дано дерзновение «молиться за вселенную».

Священнику дано дерзновение «молиться за вселенную»

Отдельно можно отметить такие замечательные и глубокие по содержанию прошения, как прошение вознаградить жертвователей небесными сокровищами: «воздаждь им богатыми Твоими и небесными даровании, даруй им вместо земных небесная, вместо тленных нетленная», – и заключительное прошение-благодарение: «Твой мир и Твою любовь даруй нам, Господи Боже наш; вся бо воздал еси нам» – то есть (на самом деле) Господь всё, особенно для жизни временной, уже даровал нам, просто мы забываем о том, и самое главное, о чем мы просим, – мир и любовь Божии.

Уставные особенности

Как уже было сказано, анафора Литургии святителя Василия значительно длиннее анафоры святителя Иоанна Златоуста. Отличаются также другие священнические молитвы, начиная с молитвы об оглашенных. В остальном же, по внешнему своему чинопоследованию, Литургия святителя Василия мало чем отличается от Литургии святителя Иоанна Златоуста. Как было сказано выше, для Евхаристического канона выбираются более протяжные, торжественные напевы (часто Киевский); перед «Приимите, ядите» и «Пийте от нея вси» добавляются слова «Даде святым Своим учеником и апостолам, рек». Вместо «Достойно есть» поются ирмосы «Странствия Владычня» и «Не рыдай Мене, Мати» в Великие четверток и субботу, Задостойник праздника (под Рождество, Богоявление и Пасху) или «О Тебе радуется, Благодатная» в остальные дни. Святитель Василий поминается на отпустах, и ему читается тропарь на благодарственных молитвах.

Будем дорожить теми нечастыми случаями, когда удается побывать на этой замечательной, исторической, торжественной Литургии, доносящей до нас голос великого богослова и подвижника святителя Василия, архиепископа Кесарии Каппадокийской.

Рождественский пост – с 28 ноября 2020 года по 6 января в 2021 году

Рождественский пост всегда припадает на смену года- начинается он 28 ноября и длится до 7 января, когда весь православный мир отмечает празднование Рождества Христового. Этот пост каждый год выпадет на одно и то же время и не зависит от празднования Пасхи или других христианских праздников.

В чем смысл Рождественского поста

Рождественское воздержание, как и Великий пост, длится 40 дней. Это время установлено Церковным Уставом. Православный Рождественский пост является возможностью для христиан подойти к Рождеству Христову, очистившись через покаяние, пост и молитву.

Настоящим подарком для Иисуса в день Его рождения будет не жертва и дары, а чистое, сокрушенное сердце. Смысл воздержания не голодание, а укрощение своей плоти, поставив чистоту духа выше физиологических потребностей.

Во время воздержания постящийся человек старается наполниться Божественной радостью, проводя дни в молитвенном сражении против сил тьмы поднебесной.

Читайте о постах:

Воздержание перед Рождеством — сильнейшее оружие в руках верующих людей, дающее приблизится к Божьей благодати с просьбами и прошениями за себя и своих близких, моля Господа даровать:

  • исцеление;
  • очищение;
  • укрепление веры;
  • освобождение от зависимости;
  • мир и покой в дом;

Во время пост для наполнения силой и верой Христа православные не забывают о великой благодати, дарованной Богом — Таинстве Причащения через покаяние.

По словам Льва Великого пост в конце года знаменует жертву Богу за предоставленные дары в течение уходящего года.

Важно! Непонимание истинного смысла поста, простое ограничение в пище сводит воздержание к обыкновенной диете и не несет никакой духовной силы.

История возникновения Рождественского поста

По историческим сведениям, первые упоминания о многодневном воздержании перед Рождеством встречаются в святых писаниях Амвросия Медиодаланского, Блаженного Августина и Льва Великого.

Первые христиане в силу гонений и преследований Рождество праздновали вместе с Крещением, как праздник Богоявления.

Иоанн Златоуст называл Рождество Христово чистейшим и важнейшим праздником, Зимней пасхой.

Длительность поста христиане разных географических мест устанавливали сами, некоторые постились семь дней, а другие больше.

Собор 1166 года, который проходил во времена императора Мануила под главенствованием патриарха Луки, установил время поста сорок дней.

Число сорок является неслучайным. Симеон Фессалоникийский связывает его со временем, проведенным Моисеем на горе, после чего народ получил 10 заповедей Божьих, открывающих дорогу в вечную жизнь.

Важно! Архиепископ Симеон подчеркивает, что верующие, пройдя очищение во время Рождественского воздержания в течение 40 дней, смогут присоединиться через Таинство причастия к Крови Иисуса, который есть Путь, Истина и Жизнь вечная.

Правила питания в Рождественский пост

Перечень продуктов, разрешенных в пост, календарь питания установлены Уставом Церкви, согласно которому рекомендуется воздержаться от употребления:

  • мяса;
  • сливочного масла;
  • сыров и творога;
  • молока и его производных;
  • яиц.

В отношении растительного масла, рыбы и вина даны особые рекомендации.

По правилам воздержания по понедельникам, средам и пятницам на протяжении всего поста рекомендовано сухоядение, в остальные дни пищу готовят с применением растительного масла, будь то подсолнечное, оливковое или кукурузное.

Блюда с рыбой рекомендуется подавать на стол по субботним, воскресным и праздничным дням, если они не приходятся на первый, третий, пятый день недели. В праздничные дни в эти дни снимается запрет только на растительное масло и красное вино, разбавленное водой.

Праздничными днями во время этого поста считается Введение в храм Святой Богородицы, праздники храмов и дни памяти святых.

После празднования дня Николая Чудотворца, Нового года наступает особенно строгое воздержание, когда снимается разрешение на рыбу даже в выходные дни.

Важно! 5 дней перед Рождеством Христовым православные христиане должны очень внимательно относиться к своему поведению, отменив всякое веселие, винопитие и запрещенную пищу, чтобы не нарушить правила поведения в это время.

Святая Церковь подчеркивает, что только духовное и телесное воздержание приведет к развязыванию уз неправды.

О постной кухне:

Хочется предостеречь людей, которые демонстрируют свое воздержание в пище, но отказываются от духовного поста, продолжая грешить. Надмеваясь от сознания собственного превосходства, человек вместо благодати получит наказание за грех.

Любой пост не является целью, а единственным средством для усмирения своей плоти и очищения от грехов.

Истинное воздержание параллельно с запретом на принятие определенных Церковью продуктов заключается в отказе от мероприятий, наполненных веселием и зрелищностью, в том числе от просмотра телевизионных развлекательных программ. Церковь рекомендует на время воздержания отказаться от интимной супружеской жизни.

Оптинские старцы предупреждают, что те люди, которые не хотят воздерживаться во время поста добровольно, подвергают себя опасности делать это по принуждению.

Раздумывая над словами старцев, понимаешь, что заставить человека поститься и молиться может только большая беда.

Каков календарь питания в Рождественский пост

Время перед Рождеством от начала поста и до Нового года не является особо строгим для принятия пищи.

  1. По понедельникам разрешено вкушать горячую пищу согласно установленным перечнем продуктов, но без растительного масла.
  2. Среда, пятница остаются днями сухоядения.
  3. В остальные дни позволительно готовить пищу с термической обработкой, употребляя немного растительного масла и рыбу.
  4. На праздник Введения в храм Богородицы позволительно принимать красное вино в небольшом количестве.

Важно! После Нового года возвращаются все правила строгого воздержания.

Рождественский пост 2021

Рождественский пост — последний многодневный пост в году. Его целью является духовное очищение человека и подготовка к празднику Рождество Христово. Поскольку канун поста (27 ноября) приходится на день памяти апостола Филиппа, в народе он получил еще одно название – Филиппов.

Календарь Рождественского поста 2021

Какого числа Рождественский пост в 2021 году

Он ежегодно начинается 28 ноября и заканчивается 6 января. Длится 40 дней.

До 1166 года его продолжительность составляла всего 7 дней (с 30 декабря по 5 января). Данная традиция сохранилась до наших времен в Армянской апостольской церкви.

Суть Рождественского поста

Наиболее важные дни в церковном календаре предваряются постом. Суть Рождественского поста – покаянье через молитву, чтобы с чистым телом, сердцем и душой встретить явившегося в этот мир Иисуса Христа.

Рождественский пост – это не только телесное очищение, которое состоит в отказе от пищи животного происхождения, но и работа над своей духовностью. За сорокадневный период человек должен встать на путь добра, сострадания и гуманизма и отказаться от привычных земных потребностей. Только так праздник Рождества Христова можно прочувствовать всей своей сущностью.

История Рождественского поста

Рождественский пост возник на заре христианства. Впервые о нем упоминается в IV ст. в писаниях Августина Блаженного, Амвросия Медиоланского и Филастрия. Веком позже о нем говорится в трудах святителя Льва I Великого Римского.

Изначально продолжительность Рождественского поста составляла 7 дней. С 1166 года содействием патриарха Луки Хрисоверга продолжительность поста увеличилось до 40 дней. Эту реформу не приняла Армянская апостольская церковь – ее прихожане держат пост с 30 декабря по 5 января.

Что можно есть в Рождественский пост: правила питания

По своей строгости пост близок к Петрову. Основу постного стола в этот период составляет каша (гречневая, пшенная, овсяная и другие).

От его начала (с 28 ноября) до праздника святителя Николая (19 декабря включительно) по понедельникам разрешается горячая пища без масла, по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям – рыба. По средам и пятницам предписывается сухоядение (хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед).

В период с 20 декабря по 1 января (включительно) по вторникам и четвергам уже нельзя есть рыбу – разрешается горячая пища с маслом. Правила питания в остальные дни недели не меняются.

2-6 января – период предпразднства Рождества Христова, наиболее строгая часть поста. В эти числа по понедельникам, средам и пятницам предписывается сухоядение, по вторникам и четвергам – горячая пища без масла, по субботам и воскресеньям – горячая пища с маслом.

В праздник Рождественский сочельник (6 января) запрещается принимать пищу до появления на небе первой звезды, после чего принято кушать сочиво (вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом).

В такие церковные праздники как Введение Богородицы во храм (4 декабря) и святителя Николая (19 декабря) по понедельникам, средам и пятницам можно кушать рыбу.

Согласно монастырскому Уставу вышеперечисленные правила обязательны для соблюдения среди монахов. Мирянам не обязательно придерживаться строгости поста. Прихожане согласовывают календарь питания с духовными наставниками, учитывая все жизненные обстоятельства, состояние здоровья и особенности организма. Традиционно миряне не практикуют сухоядение, за исключением дней строгого поста – со 2-го по 6-е января. Рыбу употребляют во все дни, кроме среды и пятницы.

В статье приведен календарь монастырского Устава, который дает представление о степени строгости поста по дням. Каждый человек в индивидуальном порядке вместе с духовником определяет меру строгости своего поста.

Календарь питания по дням

для 6 степеней строгости поста

Можно ли есть рыбу
Рыба разрешается:

  • 28 ноября – 19 декабря: по вторникам, четвергам, субботам и воскресениям;
  • 20 декабря – 1 января: по субботам и воскресениям;
  • 4 декабря (в праздник Введение Богородицы во храм);
  • 19 декабря (в день святителя Николая).

Можно ли пить вино
Употребление этого напитка допускается по субботам и воскресениям, а также в праздники Введение Богородицы во храм и святителя Николая.

Как подготовиться и плавно войти в пост

Чтобы пищевые ограничения воспринялись вашим организмом легче и не навредили самочувствию, следует:

  • готовиться к посту за несколько недель. Продукты животного происхождения стоит исключать плавно, чтобы не вызвать у организма стресс из-за внезапного голодания. Первые продукты, от которых следует отказаться: баранина, говядина, свинина. Затем запрет должен коснуться молока и яиц;
  • за день до входа в пост очистить кишечник, чтобы запустились механизмы внутриклеточного питания. Также это поможет избавиться от навязчивого чувства голода. Людям, которые пренебрегают очищением кишечника, будет сложнее подавлять свой аппетит, особенно в первые 2-3 дня;
  • перед заговением запрещается употребление жирной, тяжелой и трудноусваиваемой пищи;
  • входить в пост со слабыми ограничениями, которые необходимо постепенно устрожать;
  • сниженную калорийность пищи можно компенсировать увеличением размера порции за один прием;
  • в первые дни можно поэкспериментировать с режимом питания и есть чаще. Когда организм окончательно привыкнет к новой диете, можно вернуться к прежнему распорядку дня;
  • делать частые фруктовые и овощные перекусы между основными приемами пищи;
  • пить воду вместо других напитков: сока, компота.

Правила поведения и традиции Рождественского поста

Рождественский пост – не только пищевые ограничения, но и время, когда можно раскаяться в своих мыслях и поступках. Это означает, что человек должен отказаться от многих привычных вещей:

  • пищи животного происхождения – молока, масла, яиц, сыра, сметаны и частично рыбы;
  • употребления алкогольных напитков – они запрещены по церковному Уставу на протяжении всего периода поста (кроме вина);
  • безделья – излишний отдых может навредить как телу, так и душе;
  • развлечений – посещение увеселительных заведений, шумные гулянья с товарищами, отмечание юбилеев, чрезмерная увлеченность Интернетом недопустимы во время поста;
  • просмотра телевизора – сцены жестокости, насилия из телесериалов и новостей усложнят процесс поиска внутри себя Божественного начала;
  • путешествия – поездки, которые не связаны с посещением святынь или не содержат под собой духовную основу, лучше перенести на другое время;
  • супружеских отношений – плотские ограничения приветствуются только по обоюдному согласию обоих супругов.

Перемены должны коснуться и сферы взаимоотношений с людьми. Во время Рождественского поста необходимо стать добрее и терпимее к окружающим, отбросить все обиды и перестать нецензурно выражаться.

В дни поста желательно посещать храмы и богослужения, читать Евангелие, молиться, читать Псалтырь, совершать богоугодные дела и давать милостыню, причащаться.

Православная церковь не запрещает чтение во время Рождественского поста акафистов. Учитывая большое количество дней памяти в православном календаре на декабрь, делать это не только можно, но и полезно с духовной точки зрения.

Что можно и нельзя делать в Рождественский пост

Пост – период ограничений не только в питании, а и в образе жизни. Чтобы достичь духовного очищения, необходимо воздерживаться от повседневных грехов. Нельзя оставаться злыми, раздражительными, допускать плохих мыслей, ссориться с близкими людьми, осуждать других и сплетничать. Запрещается посещать развлекательные мероприятия, злоупотреблять просмотром телевизора и интернет ресурсами. Пренебрегание этими правилами считается нарушением поста.

Можно ли рукодельничать
В период Рождественского поста разрешается шить, вышивать бисером, вязать спицами и крючком. Ограничения для рукоделия возникают лишь тогда, когда оно заменяет произношение молитв и хождение в храм.

Можно ли крестить ребенка
Для крестин можно выбрать любой день Рождественского поста.

Можно ли поминать усопших
Разрешается поминать усопших в период с 28 ноября по 5 января. Лучше это делать молитвой – в церкви или у себя дома. Также можно заказывать панихиды и подавать записки на проскомидию. Если в этот период выпадет поминальная трапеза, ее рацион должен быть максимально простым и постным. Ослаблять постовые требования можно только с разрешения священника или личного духовного наставника.

Можно ли зачинать ребенка
По церковным традициям, зачинать ребенка во время поста нежелательно, хотя ограничения в интимной близости могут быть лишь по обоюдному согласию. Если зачатие все же случилось, не стоит мучить себя предрассудками и лишний раз тревожиться. Дата зачатия по церковному календарю не имеет отношения к здоровью и развитию будущего ребенка.

Можно ли венчаться
Таинство Венчания в дни поста не совершается.

Можно ли играть свадьбу
Скромный вариант росписи в загсе не выходит за рамки постовых ограничений. Веселое гулянье с изобилием мясных и рыбных блюд в 40 дней поста не приветствуется. Считается, что такая свадьба сулит молодоженам несчастья и лишения.

Можно ли ходить на охоту и рыбалку
Убийство животных и ловлю рыбы ради азарта и интересного времяпровождения Православная церковь не поддерживает. Поэтому от них лучше отказаться во время поста.

Поговорки и приметы

  • Если во время Рождественского поста погода крайне облачная или снежная, то май будет достаточно ненастным.
  • Если часто метут метели, следует ожидать раннюю весну.
  • Если в первые его дни стоят морозы, то урожай хлеба будет хорошим.
  • Если родные ссорятся в пост, то весь будущий год будет полон неприятностей.
  • Утеря какой-то вещи сулит убытки в будущем году, а любая находка – новые доходы.
  • Если на исходе луны дотронуться бородавкой до сухой ветки, проговорив при этом: «Как в пост на блюде мясо пусто, так чтобы и бородавке было негусто», то она засохнет и отпадет.

Рождественский пост у католиков

У католиков традиции Рождественского поста во многом похожие на православные. Главным отличием являются даты проведения. Католический Рождественский пост начинается 15 ноября и заканчивается 24 декабря. В этот период люди берут на себя индивидуальные обязательства, которые могут касаться различных сфер повседневной жизни: ограничение посещений развлекательных мероприятий, благотворительность, примирение с окружающими. Особых ограничений в питании католики не придерживаются.

Наиболее строгими днями поста у католиков являются четыре воскресенья, предшествующие Рождеству, которые называются Адвентами. Эти дни посвящают покаянью и молитвам. Атрибутом Адвента является венок с четырьмя свечами, который располагают на домашнем алтаре.

Как питаться в Рождественский пост-2020. Календарь питания по дням

40 следующих дней православным, соблюдающим пост, придется воздерживаться от мяса, птицы, молока, сыра, яиц и других продуктов животного происхождения. Но Рождественский пост не слишком строгий, поэтому в некоторые дни можно употреблять рыбу.

Как правильно соблюдать пост, в какие дни можно есть рыбу, а когда – только крупы и овощи, расскажет наш календарь питания:

Великий пост наступает по скользящему графику, каждый год в разное время, а вот Рождественский имеет постоянные даты начала и окончания поста. Он всегда начинается 28 ноября, а заканчивается — 6 января.

Что можно, а что нельзя

Во все дни не разрешается есть пищу, произошедшую от теплокровных животных. То есть все мясные продукты: говядину, свинину, мясо различной птицы, колбасные изделия и так далее. Под запретом молочные продукты и яйца птиц.

Зато рыба и морепродукты — это постная еда, так как эти животные — холоднокровные. Они разрешены, но не каждый день. Рассмотрим разные категории постных дней.

Полный отказ от пищи. Тут все понятно, постящиеся пьют только воду в течение дня. В Рождественский пост такой день только один: Сочельник, 6 января. Вплоть до вечера нельзя ничего есть, а разговляться вечером нужно специальной кашей (сочивом).

Сухоядение. В монастырской традиции сухоядение рекомендуется почти во все среды и пятницы Рождественского поста. Для мирян ограничения не такие строгие: дни сухоядения появляются только на последней неделе, со 2 по 6 января.

В эти дни разрешается холодная пища, не обработанная термически: сырые овощи и фрукты, квашения и соления, орехи, иногда мед. Исключением является хлеб: хоть он и готовится в печи, есть его можно, но, разумеется, постный, без сахара и растительного масла в составе.

Горячая пища без масла. По монастырской традиции горячая пища без масла подается на стол по понедельникам все недели Рождественского поста. Для мирян сухоядение в среду и пятницу заменяется как раз горячей пищей без масла, а по понедельникам можно позволить себе горячую пищу с маслом.

Горячая пища с маслом. Дни, отмеченные значком «елей» в церковных календарях, означают, что готовить овощи, крупы, бобовые можно с добавлением ложечки растительного масла.

Рыбный день. Можно есть рыбу, приготовленную с растительным маслом, с гарниром из овощей и круп. Также в рыбные дни можно есть икру и морепродукты. С морепродуктами вопрос интересный. Так, например, греческая традиция относит их к постной пище, без ограничений по дням. Но русская церковь таких обобщений не делает: морепродукты разрешены в те дни, когда доступна и рыба.

Три части Рождественского поста

Монастырская традиция делит зимний пост на три части.

1 часть поста. 28 ноября — 19 декабря. Самая мягкая часть поста. По монастырской традиции сухоядение практикуется в среду и пятницу, в понедельник — горячая пища без масла, а рыба разрешена во вторник, четверг, субботу и воскресенье. Мирянам обычно сухоядение заменяется горячей пищей без масла в эти дни.

2 часть поста. 20 декабря — 1 января. Средняя часть поста — строже первой. Рыба уже только в выходные, а во вторник и четверг — горячая пища с маслом. Это в монастырской традиции, в мирской же чаще всего все так же, как и в первой половине поста.

3 часть поста. 2-6 января. Самая строгая часть поста. Рыбу уже нельзя совсем, есть один голодный день. Для мирской традиции — появляются дни сухоядения (среда и пятница).

Праздники

Во время Рождественского поста отмечаются два больших праздника: 4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы, 19 декабря — день памяти Святителя Николая. В эти дни можно поставить на стол рыбные блюда и выпить бокал вина, даже если праздники приходятся на среду и пятницу.

Новогодняя ночь

Сочельник

6 января, день перед Рождеством, называется Сочельником. В него нужно отказываться от пищи вплоть до вечера, до появления первых звезд. Хорошо, что темнеет в январе очень рано. Разговляться нужно специальной кашей, сочивом, так называют варенные в меду зерна пшеницы или других злаков. Наиболее простой вариант сочива — рис с сухофруктами.

Рисовое сочиво

1 стакан риса
50 г изюма
50 г чернослива
50 г кураги
50 г миндаля
3 ст. л. меда

Шаг 1. Рис промыть, залить холодной водой и довести до кипения.
Шаг 2. Откинуть на дуршлаг и снова промыть холодной водой. После чего залить 1,5 стаканами холодной воды и варить до готовности, не снимая крышки.
Шаг 3. Распарить в горячей воде сухофрукты (15-20 минут). Нарезать чернослив и курагу. Растолочь миндаль.
Шаг 4. Если вся вода не выкипела, ее следует слить, рис охладить.
Шаг 5. Добавить в рис сухофрукты, мед и орехи.

Рождественский пост: традиции и правила питания

Последним многодневным постом в году является Рождественский пост. Его ещё называют Филипповым, поскольку накануне начала этого периода почитают память апостола Филиппа. Данный пост можно назвать подготовкой души и тела к Рождеству Христову, поэтому он очень важен для верующих людей. В этой статье я расскажу о том, как нужно соблюдать Рождественский пост (Филиппов) и правилах питания на этот период.

Длительность Рождественского поста составляет 40 дней. Он всегда начинается 28 ноября, а заканчивается в канун Рождества – 6 января.

История и смысл поста

Впервые об этом периоде было упомянуто в священных писаниях, когда христианство лишь зарождалось. Решение об обязательном соблюдении поста было принято в IV веке, но окончательный его устав сформировался лишь к середине XII века.

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро – пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

До 1166 года пост длился всего 7 дней, но патриарх Лука Хрисоверг посодействовал тому, чтобы длительность периода воздержания увеличилась до 40-ка дней. Единственной, кто не принял реформу, оказалась Армянская апостольская церковь. По сей день её прихожане постятся с 30 декабря до 5 января.

Рождественский пост был основан в честь Моисея, который постился 40 дней и ночей, после чего ему явилось послание от Бога на каменных скрижалях. Кроме того, таким образом верующие почитают память о Деве Марии, которая родила Иисуса, и приобщаются к Божественной плоти.

Смысл Филиппового поста заключается в том, чтобы подготовить своё тело и душу к рождеству Христову. Для этого люди ограничивают себя в еде и мирских удовольствиях, а также много молятся. Считается, что отказ от гастрономических излишеств позволяет воспитывать в себе смиренность, и укрощать собственную плоть. Физиологические потребности становятся менее важными, чем духовные.

Благодаря посту люди становятся ближе к Богу, ведь они проходят те же испытания, которые когда-то выпали на его судьбу. Таким образом верующие просят прощения за свои грехи, и очищаются от негатива. Кроме того, считается, что лишь приблизившись к Господу, можно попросить его о помощи.

Те, кто впервые решил пройти 40-дневнй пост, должны помнить, что в первую очередь важно покаяние. В противном случае воздержание в питании не принесёт просветления, а будет всё лишь обычной диетой.

Правила питания и поведения

Рождественский пост в первую очередь связан с ограничениями в еде, чтобы очистить тело, и освободить место для духовной пищи. Основу рациона питания на 40 дней составят следующие продукты:

  • всевозможные крупы, в особенности гречка, овсянка, пшеница и рис;
  • бобовые культуры, содержащие растительный белок;
  • овощи, фрукты, ягоды и сухофрукты;
  • зелень и пряности;
  • грибы;
  • нежирные сорта рыбы и морепродукты;
  • мучные изделия, желательно цельнозерновые, без содержания молока и яиц;
  • растительное масло – оливковое, льняное, подсолнечное;
  • орехи, мёд и небольшое количество чёрного шоколада;
  • красное натуральное вино, но лишь по выходным дням, и в строго ограниченном количестве.

Потреблять перечисленные продукты можно не каждый день. Например, в некоторые дни недели можно есть только те продукты, которые не требуют термической обработки, а в другие – разрешается дополнить меню рыбными блюдами и использовать масло при готовке.

Что касается запрещённой пищи, то в первую очередь накладывается запрет на все продукты животного происхождения:

  • любые виды мяса;
  • печень, сердце, мозг и прочие внутренности;
  • яйца;
  • молочная и кисломолочная продукция;
  • животные жиры – сливочное масло, сало.

Кроме этого, нужно исключить из рациона жирную, копчёную и жареную пищу. Различные сладости, в том числе сахар, также под запретом – кондитерские изделия, молочный или белый шоколад и т.д. Категорически нельзя распивать алкогольные напитки. Единственным исключением может являться церковное красное вино.

Помимо пищевых запретов, во время Рождественского поста нужно соблюдать и другие правила поведения и ограничения. На протяжении 40-ка дней нельзя делать следующее:

  • ругаться, спорить, сквернословить, злиться;
  • завидовать, сплетничать, врать;
  • думать о плохом, унывать;
  • распивать спиртные напитки и курить табачные изделия;
  • бездельничать;
  • веселиться, танцевать, посещать развлекательные мероприятия;
  • праздновать какие-либо события;
  • венчаться или играть свадьбу;
  • крестить детей без острой необходимости;
  • прибегать к любовным утехам;
  • путешествия, за исключением тех, которые имеют духовную или религиозную основу;
  • просмотр телевизора и пребывание в интернете должно быть ограничено.

На протяжении Филиппова поста нужно как можно больше совершать добрых дел, например, помогать нуждающимся людям, бездомным животным, жертвовать деньги на благотворительность и прочее.

Подробный календарь питания

Пост разделён на 3 периода, во время каждого из них в рационе питания есть свои правила. С первого дня поста, т.е. 28 ноября, и до 19 декабря 2021 года включительно нужно питаться следующим образом:

  • Каждый понедельник, среду и пятницу можно есть исключительно ту пищу, которая не требует приготовления. Иными словами, в эти дни практикуется сухоядение. В основном готовят салаты без масла, соленья, фрукты, овощи, сухофрукты, орехи и мёд.
  • По четвергам и вторникам можно готовить горячие блюда с добавлением растительного масла.
  • В выходные дни можно кушать любые блюда из разрешённых продуктов, в том числе из рыбы. На десерт кроме орехов, мёда и сухофруктов можно съесть несколько кусочков чёрного шоколада. Также разрешено выпить бокал красного вина.

На первый период Рождественского поста приходится большой церковный праздник, посвящённый Пресвятой Богородице. В этот день допускается делать послабление в посте, и кушать любые продукты из списка разрешённых, в том числе пить вино, но в умеренном количестве.

С 20 декабря до 1 января в рацион питания вносятся некоторые изменения. В понедельник среду и пятницу можно готовить постные блюда, но без добавления масла. По вторникам, четвергам и выходным дням допускается использование растительных масел при приготовлении пищи. Кроме того, можно кушать рыбу и морепродукты.

В период 2-6 января 2021 года ограничения становятся более строгими. Рацион питания такой же, как и в первом периоде поста, но по вторникам и четвергам не разрешается добавлять масло в еду. Лишь в выходные дни меню становится более разнообразным и сытным – разрешается готовить любые блюда, в том числе рыбные, используя при этом растительное масло.

В последний день Рождественского поста, т.е. 6 января, можно пить только воду, и лишь вечером, после появления на небе первой звезды, нужно всей семьёй сесть за праздничный стол. К ужину готовят 12 постных блюд, среди которых обязательно должна быть кутья.

Перечисленные правила питания и поведения во время Рождественского поста должны строго соблюдаться лишь монахами. Мирянам разрешаются некоторые послабления. К примеру, им не обязательно практиковать сухоядение каждый понедельник, среду и пятницу. Также они могут кушать рыбу и морепродукты в любой день, кроме пятниц и сред. Церковь рекомендует придерживаться правил в дни строгого поста 2-6 января.

Подготовка к посту

Чтобы выдержать сорокадневный пост, надо заранее к нему подготовиться. Рацион питания в этот период отличается низкой калорийностью, поэтому резко сменить свои пищевые привычки будет сложно. К тому же могут возникнуть проблемы с пищеварением и самочувствием, особенно, если человек ежедневно занимается тяжёлой физической работой. Чтобы избежать неприятных последствий, необходимо за 1-2 недели начать подготавливать свой организм следующим образом:

  • постепенно уменьшать порции, тем самым снижая количество потребляемых калорий;
  • отказаться от мяса и продуктов животного происхождения;
  • ввести в рацион больше бобовых культур, т.к. в них содержится белок, который необходим организму для нормальной работы;
  • чтобы не ощущать голода, нужно потреблять в пищу продукты богатые клетчаткой – овощи, отруби, фрукты, ягоды, грибы;
  • перекусы в виде яблок, орехов или овощей помогут бороться с голодом на протяжении дня;
  • при низком уровне глюкозы в организме может ухудшаться самочувствие и снижаться умственная деятельность, поэтому ежедневно можно съедать чайную ложку мёда и 1-2 кусочка чёрного шоколада.

Выход из поста также должен быть постепенным. Нельзя сразу возвращаться к прежнему режиму питания. Чтобы избежать неприятных последствий, рекомендуется вводить в рацион по одному продукту.

Приметы и поверья

С рождественским постом связано много примет и поверий, по которым можно определить погоду и количество урожая в следующем году, избежать финансовых убытков и защитить себя от нечисти.

  • Если в период поста была преимущественно холодная и снежная погода – май будет пасмурным и дождливым.
  • Ранняя весна наступит в том случае, если на протяжении Рождественского поста были частые метели.
  • Морозы в начале декабря – к хорошему урожаю хлеба.
  • Нельзя ссориться в дни поста, иначе весь следующий год в семье будет раздор и неприятности.
  • Найти какую-либо вещь – к внезапным доходам, а потерять – к убыткам.
  • Вечерняя уборка сулит привлечение в дом нечистой силы, поэтому во время поста можно убираться только днём.
  • Ребёнок, рождённый в этот священный период, обретёт счастливую судьбу.
  • Чтобы весь год прожить в достатке, обязательно нужно 6 января поставить на стол 12 блюд.

Важно понимать, что Рождественский пост – это не диета, поэтому даже не стоит начинать следовать ему, если вы не имеете цели стать ближе к господу и обрести духовность.

Рождественский пост 2021

Дата начала Рождественского поста 2021

Дата окончания Рождественского поста 2021

Что нельзя в Рождественский пост 2021

Поминовение усопших в Рождественский пост 2021

Можно ли венчаться в Рождественский пост 2021?

Что можно есть в Рождественский пост 2021?

Календарь питания в Рождественский пост 2021 года по дням

Приблизительное время чтения: 9 мин.

Конец календарного года – время подводить итоги. А для верующих – это еще и время одного из четырех многодневных постов. Сорок дней воздержания готовят христиан к одному из самых больших церковных праздников, который православные отметят уже в новом 2022-ом. Ответы на самые популярные вопросы о Рождественском посте в нашем материале.

Дата начала Рождественского поста 2021

Рождественский пост – это сорокадневный период подготовки к одному из главных христианских праздников, и дата его начала неизменна из года в год. В Русской Православной Церкви – это 28 ноября. Но отказаться от мясных и молочных продуктов верующим приходится на день раньше, если 27 ноября – день памяти апостола Филиппа и день заговенья (то есть последний день, когда едят скоромную пищу) – выпадает на среду или пятницу. Но в 2021-м такого не произойдет, начало Рождественского поста выпадает на воскресный день.

В древности подготовка к празднику могла длиться неделю или чуть больше, но в 1166 году на Константинопольском соборе было принято решение, что этот зимний многодневный пост должен начинаться 15 ноября по старому стилю (то есть 28 ноября по новому). Теперь же, когда Церкви стали жить по разным системам времяисчисления, и дата праздника, и дата начала поста стали для них различаться. Так, например, в Греческой Церкви, пользующейся григорианским календарем (соответствующем светскому), пост начинается и Рождество празднуется на 13 дней раньше, чем в Русской Церкви, использующей юлианский календарь. Но продолжительность периода воздержания одинакова и для греческих, и для русских верующих.

Рождественский (или Филиппов) пост считается нестрогим. Во многие дни даже по монастырскому уставу разрешена рыба. А главный его смысл не в гастрономическом воздержании, а в том, чтобы через молитву и покаяние подготовить свою душу ко дню, когда вся Церковь будет вспоминаться великое чудо, произошедшее две тысячи лет назад и изменившее жизнь всего человечества.

Дата окончания Рождественского поста 2021

Рождественский пост завершается в Рождественскую ночь, когда все христиане вспоминают, как в мир пришел Господь. Беззащитным Младенцем, рожденным женщиной, явился в небольшой пещерке, где обычно прятался от непогоды скот, Спаситель человечества. Христианские Церкви, чья богослужебная жизнь строится на основе григорианского календаря, отмечают этот праздник 25 декабря. А Русская Православная Церковь, как и другие, живущие по юлианскому календарю (Иерусалимская, Грузинская, Сербская и др.), отмечают Рождество уже после Нового года, 7 января.

За несколько дней до наступления праздника пост усиливается, а последний предпраздничный день считается самым строгим. Называется он Сочельник. Монастырский устав предписывает лишь один раз в этот день принимать пищу. Правило это связано в первую очередь с богослужебной жизнью: утром в Сочельник совершается длинная предпраздничная служба – сначала читаются Царские Часы, затем служится Литургия, а сразу после нее – Великая вечерня, в конце которой на середину храма выносится свеча, символизирующая Вифлеемскую звезду. Только после того, как прозвучит Рождественский тропарь, молившиеся на богослужении Сочельника прихожане могут пообедать и отдохнуть. А так как многие из них планируют причаститься на ночном богослужении, то вечером они соблюдают евхаристический пост (принимать таинство необходимо натощак), а соответственно отказываются от ужина. По традиции в день перед Рождеством подкреплять свои силы у верующих принято простым и питательным блюдом из зерен, сухофруктов, орехов и меда – сочивом. Впрочем, допустима и другая постная еда, но по уставу не разрешена рыба.

Хотя церковный день принято отсчитывать с вечера, дата окончания поста – день, когда совершается Литургия, то есть завершается Рождественский пост после нее, то есть либо ночью, либо утром 7 января 2022 года.

Что нельзя в Рождественский пост 2021

В Рождественский пост, как и в другие многодневные посты, нельзя жить, не замечая особенностей этого периода. Пост – это не тяжкая обязанность для христианина, это потребность его души. И смысл поста не в том, чтобы страдать и терпеть невыносимые лишения. Смысл в том, чтобы через свой отказ от скоромной пищи и каких-то удовольствий принести маленькую жертву Богу. Воздержание в еде, развлечениях, супружеских отношениях помогает переключить внимание с внешнего на внутреннее, на время обойтись без наносного и найти возможность заглянуть в свою душу.

Но правила поста не заключаются лишь в том, что нельзя съесть что-то непостное или посмотреть развлекательную программу. Хорошо строго следовать уставу, но не всем это доступно по разным причинам, а кому-то – даже бывает не полезно. Не менее важно стараться никого не обижать, учиться справляться со своим гневом и раздражением, помогать людям. Пост – это время, когда нужно честно посмотреть на себя, увидеть свои грехи и покаяться в них. Искреннее раскаяние и от сердца идущая к Господу просьба об избавлении от греха всегда будут иметь результат. И именно с этим результатом христианин должен прийти к Рождеству.

Рождественский пост выпадает на период, когда весь мир отмечает Новый год, и весь пост проходит в сиянии гирлянд и ярких фонариков. И нужно понимать, что соблюдение поста не предполагает уныния и печали. Воздерживаясь физически, ведя духовную работу, усиливая молитву, можно и нужно радоваться и наступающему году, и зиме, и грядущему Рождеству.

Поминовение усопших в Рождественский пост 2021

В отличие от Великого, во время Рождественского поста нет специальных дней для поминовения усопших. Но в них и нет надобности, ведь Литургии в эти дни совершаются как обычно, а соответственно в любое время можно подать записку о поминовении.

Поминовение на Литургии считается самым важным. Во время подготовительной части – проскомидии – священнослужители достают из просфор частички в память и о живых, и об умерших, читают их имена из записок, а затем во время богослужения молятся о прощении грехов тех и других, о благополучии для живых и об упокоении для усопших. Таким образом, на каждой Литургии совершается молитва обо всех членах Церкви.

Помимо этого в храмах даже в эти сорок дней подготовки к празднику по просьбам верующих могут совершаться панихиды – специальные заупокойные богослужения. Они могут совершаться во все дни, кроме воскресных и двунадесятых и храмовых праздников (например, во время Рождественского поста панихиды не будут совершаться 4 декабря, в день Введения во храм Пресвятой Бобгородицы). Но в любое время можно молиться за усопших самостоятельно, читая короткие заупокойные молитвы, канон об усопших или Псалтирь.

Таким образом, поминовение усопших в Рождественский пост ничем не отличается от поминовения в другое время года. Более того, оно нужно и важно как для умерших, так и для тех, кто за них молится – ведь благодаря молитвам живых усопшие получают облегчение в загробном мире, а живые чувствуют облегчение своей печали и не теряют связь с любимыми ушедшими людьми.

Можно ли венчаться в Рождественский пост 2021?

Повенчаться в Рождественский пост нельзя. В Церкви не заключаются браки во время многодневных постов, а также накануне постных дней и больших праздников, то есть, на Рождество или сразу после него, во время Святок (праздничного периода, продолжающегося до Крещенского сочельника), повенчаться тоже не получится (впрочем, редко в Святочные дни священники делают исключения).

Церковь призывает не смешивать важные общецерковные и личные события. Венчание – это особенный момент в жизни супругов, но и пост – особое время в году, предназначенное для молитвы и покаяния. Более того, соблюдение поста предполагает в верующей семье воздержание в супружеских отношениях. Лучше всего, если мужчина и женщина вместе пройдут путем поста, вместе встретят и отпраздную Рождество, а затем, когда по уставу будет подходящий для венчания день, засвидетельствую свою любовь и преданность перед Господом и получат Его благословение.

Для людей, чьи намерения серьезны, ожидание венчания в течение сорока постных и одиннадцати праздничных дней, ничего не изменит. Если по той или иной причине государственная регистрация брака выпадает на постное время, то заключать церковный брак не обязательно в тот же или на следующий день. Гораздо важнее правильно подготовиться к таинству – вместе попоститься, исповедаться, причаститься накануне или непосредственно на Литургии перед венчанием. А первый после Рождественского поста день, когда устав позволяет заключать церковный брак, 20 января 2022 года.

Что можно есть в Рождественский пост 2021?

В Рождественский пост можно есть овощи и фрукты, крупы, грибы и даже рыбу и морепродукты. А нельзя есть мясо, молочные продукты и яйца. Впрочем, меру своего поста необходимо соотносить со своими обстоятельствами жизни. Если человек нездоров, восстанавливается после болезни, занимается тяжелым физическим трудом или находится в условиях, когда выбор продуктов затруднен, не стоит отказываться от скоромной пищи, не имея возможности заменить ее равнозначной по своей ценности и пользе постной. Пост – это не истощение организма, а упражнение по сдержанности. В этот период нужно научиться отказываться от излишков, от того, к чему мы привыкли, но без чего можно обойтись.

Впрочем, бывает, что человек следует предписаниям монастырского устава, исключая из рациона даже масло и вареную пищу, но такой пост не приносит ему пользы, если постящийся ставит это себе в заслугу и, более того, осуждает тех, кто не так строго или вовсе не соблюдает пост, и забывает, что это еще и время борьбы со своей гордыней. Гастрономическое воздержание – это вспомогательное средство, а главный смысл поста в работе души, в поиске не чужих, а собственных грехов и с Божьей помощью избавления от них.

Сорок дней поста – это сорок маленьких шажков к Рождеству, каждый из которых включает не только и не столько изменения в питании, но обязательно молитву, участие в богослужениях, чтение Евангелия и духовной литературы, заботу о близких и дела милосердия.

Календарь питания в Рождественский пост 2021 года по дням

Самостоятельно определяя меру собственного поста, верующие руководствуются уставными рекомендациями и монастырским календарем питания Рождественского поста по дням. Согласно ему, в одни дни разрешается рыба, в другие – растительная вареная пища без масла, а в некоторые и вовсе предполагается сухоядение (то есть пища, не подвергавшаяся термической обработке).

Но миряне (т.е. не монахи) не обязаны поститься так строго, поэтому обычно едят рыбу во все дни кроме среды и пятницы до Николина дня (19 декабря), а затем до 1 января – только по субботам и воскресеньям.

На период этого зимнего поста выпадает один из двенадцати главных после Пасхи православных праздников – Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря). Это настолько значительное событие, что независимо от того, на какой день недели приходится праздник, разрешается употребление рыбы. В 2021 году праздник Введения выпадает на субботу. Кроме того, в воскресные и праздничные дни устав позволяет выпить немного вина.

В дни предпразднества Рождества (2-6 января) верующие усиливают свое воздержание, отказываются от рыбы вовсе, еда становится максимально простой.

Самый строгий день Рождественского поста – канун праздника, Сочельник (6 января). Именно в этот день нельзя принимать пищу «до первой звезды». Но это вовсе не значит до вечера – вечером верующим обычно поесть уже некогда, потому что они готовятся к ночному Рождественскому богослужению. Вифлеемскую звезду, возвестившую о рождении Богомладенца две тысячи лет назад, символизирует свеча, которую выставляют на середину храма после Царских часов, Литургии и Великой вечерни, совершаемых в храмах в первой половине дня в Сочельник. После появления этой «звезды» устав позволяет поесть, но все еще постной пищи.

А молоко, мясо и яйца появятся на столе верующих только после Рождественской Литургии, то есть 7 января.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: