Праздник Яблочный спас: история и происхождение, значение и смысл, традиции

Православный праздник Яблочный спас — 19 августа 2020 года

Среди 12 великих православных праздников день Преображения Господнего или Яблочный Спас отличается особой красотой и величием.

Божественное сияние — символ любви

Литургии, паремии этого праздника подчеркиваются цветом одеяния как священства, так и людей. Богослужебные одежды должны быть белыми, они являются символами этого дня, когда Иисус оделся в нерукотворный фаворский свет.

Белые одежды отображают отблески небесного сияния, явленного на Фаворской горе. Смысл такого одеяния в стремлении человека к надежде и вере, что по данной Иисусом благодати христиане могут преобразовываться в образ Спасителя через молитву, пост и покаяние.

Важно! В этот день православные в первую очередь должны заботиться и просить Творца о духовном очищении и преображении.

19 августа православный мир отмечает праздник Преображение Господне.

Согласно посланиям евангелистов (Матв.17:1-2), Иисус выбрал среди Своих учеников троих, Иакова, Иоанна и Петра и пошел с ними на гору Фавор. Внезапно тело Христа преобразилось, Его окутал яркий свет, который появился ниоткуда, вернее это Сам Бог Отец явился в свете людям. Ученики по обе стороны от Иисуса увидели пророков Илию и Моисея, которые в свое время были взяты на небе живыми.

Услышав трубный голос, который говорил о том, что перед ними стоит Возлюбленный Сын Творца, ученики попадали в страхе на землю, а когда открыли глаза, то увидели одного Христа в привычном для них облике.

Бог явил Себя через Фаворский свет, он есть сущностью Творца, Его благодатью, воссиянием и энергией, которая вечна. Нерукотворный Фаворский свет есть Сам Бог, явленное перед апостолами Божество. В этот день было явление всей Святой Троицы, когда Бог Отец, сиянием Святого Духа явил Себя в Своем Сыне, показав людям, что Иисус наполнен божественной и человеческой сущностью.

Явление пророков, по словам Иоанна Златоуста, было дано апостолам, чтобы подчеркнуть власть Иисуса над живыми и мертвыми, земным и небесным. Апостолам Иисус запретил говорить о том, что они видели до той поры, пока Он не примет страдания, умрет и воскреснет на третий день. В тот момент ученики не поняли о чем, шла речь, а после воскрешения Христа рассказали о фаворском сиянии.

В чем христианская сущность Преображения Христа

Для христиан этот день знаменателен не только появлением яркого света, пронизывающего плоть Христа. Творец на горе Фавор утвердил Божественную сущность Иисуса, открыв ее не только апостолам, но и пророкам.

Моисей, узнав в сияющем образе Того, Кто явился ему в пустыне в виде несгораемого куста и на горе Сион, в тот момент, когда пророк получил скрижали с Десятью заповедями.

Пророки склонились в трепете, ведь они знали, что начинается новая эра в истории человечества, после страданий и распятия над землей воссиял Свет Божий в Иисусе, который всегда Живой.

Святой лик Преображения

Подчеркивает торжество единства человека и Бога и одноименная икона.

На иконе изображен Иисус Христос, стоящий в центре круга, символизирующий землю. По обе стороны от Спасителя стоят пророки Моисей и Илия, которые свидетельствуют о сбывшихся пророчествах, о приходе Мессии, когда умирает все ветхое и рождается благодать спасения. От увиденной славы Господней апостолы пали ниц.

Святой свет, исходящий от фигуры Богочеловека, Сына Бога, завораживает Своим сиянием.

История появления праздника Преображения

Читая евангелие и сопоставляя его с датой 19 августа, мы видим несоответствие. Восхождение Христа с учениками на гору Фавор произошло приблизительно за сорок дней до распятия Иисуса. В жизни Учителя было немного радостных дней, Он жил среди бедных, больных и обездоленных людей. Явление Божественной сущности Спасителя было явлено всего несколько раз, один из них произошел на Фаворской горе.

О других двунадесятых праздниках:

Точно неизвестно, чем обоснована эта дата, почему именно 19 августа, а не другой день выбран для празднования.

Существует несколько версий даты этого дня.

  • Если бы празднование этого события происходило за 40 дней до Распятия Христа, то это был бы строгий пост, день скорби покаяния и воспоминаний о страданиях Иисуса, когда радость неуместна.

Церковь решила перенести празднование Преображения Господнего в летний период, за сорок дней до Воздвижения, когда все православное христианство поклоняется Кресту Христову. Во время служения красной нитью проходит связь между преображением и страданиями Спасителя.

В песнопениях говорится, что гора уподобилась Небу, и Божье Облако покрыло ее. В этот момент вся слава Божья проявилась в явлении Богочеловека, о котором свидетельствовал Сам Бог-Отец.

Свидетельство Богоявления Иисуса было дано для апостолов, чтобы после воскрешения Спасителя они не усомнились в Его божественности. Сияние Божественного света постоянно пребывало с Христом, и когда он был на горе фаворской, и когда висел на кресте.

Важно! Ученики, видя распятого Иисуса и вспоминая явление славы Господней на горе, не сомневались в том, что Он истинно Сын Бога Живого.

  • Праздник Преображения Господнего начали отмечать на уровне церковного служения армянским святителем Григорием в четвертом веке. Первые записи об этом дне, сохранившиеся до нашего времени, принадлежат перу богослова Михаила Скабаллановича.

В то время в Армении правил император Маврикий, который поощрял распространение празднования Преображения среди светской власти и народа. Константинопольская Церковь ввела в свои Богослужения празднование Богоявления в 900 году.

  • Есть предположения, что 19 августа была освящена церковь, построенная приказу царицы Елены на горе Фавор, на которой Бог назвал Иисуса Свои Единственным Сыном, озарив Его сиянием Своей любви.
  • Возможно, таким образом церковь пыталась отвлечь народ от поклонения языческому божеству Вакха, установив в этот день молитву, освящающую собранные урожаи. В этом действии нет богословской или исторической основы.
  • Римско-католическая церковь отмечает событие, происшедшее на горе Фавор, 6 августа, в память о победе 1456 года, когда венгерский регент, поклонник христианства, Янош Хуньяди, победил турок в сражении под Белградом.
  • Армянская апостольская Церковь привязывает Праздник Преображения Господнего к Пятидесятнице, отмечаемой в православии, как Троица и отмечает его в воскресение седьмой недели после явления святого Духа. Поэтому, этот праздник у армян не в числе, а передвигается в зависимости от дня празднования Воскресения Господнего. Его отмечают на сотый день от Пасхи.

Почему же тогда Яблочный Спас

19 августа в народе больше известен, как Яблочный Спас. Такое название этот день имеет только у православных христиан восточных стран. Нельзя назвать эту традицию языческой, так как по Типикону в этот день христиане освящали урожай винограда.

Читайте также:
Именины Елены: день ангела по церковному календарю

Типикон является Богослужебным Уставом, в котором описаны порядки проведения богослужений в православии.

В Типиконе описаны:

  • все престольные храмовые праздники;
  • правила поведения во время постов;
  • монастырское общежитие;
  • преимущества монашества.

Интересно! Для жителей Руси яблоко — символ богатства и достатка. Круглая форма этого фрукта сравнивалась с женским началом.

У восточных славян урожай винограда собирают не везде, поэтому православные христиане приносят в этот день в храмы яблоки, как выражение благодарности Богу за благословение природы.

По народной традиции в этот день хозяйки начинают делать яблочные заготовки на зиму. Яблоки сушат, из них варят компоты, джемы и варенье, пекут пироги с яблочной начинкой.

В этот день поминают павших в боях воинов.

Для сведения! Яблочный Спас — народное название праздника Преображения Господнего, во время Литургии которого идет поклонение Богу за Богоявление Своего сына и освящение яблок, как дар Богу за благословение природы, давшей хороший урожай.

Еще о праздниках, именуемых в народе «спасами»:

Это интересно

По народным наблюдениям погода на Яблочный Спас показывает, какой будет осень. Сухой день — сухие осенние дни и наоборот, а вот ясное солнышко станет предвестником суровой зимы.

Яблоки стали первой ступенькой к богатству миллиардера Рокфеллера, который начинал с торговли этими наливными фруктами.

Можно относиться к Яблочному Спасу, как к языческому празднику, но православные христиане видят в этом фрукте многогранность Божьей любви, проявляющаяся в богатстве, достатке, благословении, благополучии и свете христианской жизни.

Яблочный спас — история праздника и традиции

В народном календаре отмечание Преображения Господнего приходится на месяц, когда собирают урожай, а природа готова попрощаться с летом и открыть свои ворота осени. Дата, когда в народе проходит празднование, не меняется из года в год – это 19 августа. В этот день верующие освящают в церкви мед, яблоки и блюда из плодов нового урожая.

Что такое Яблочный Спас

В православном календаре есть три Спаса: Медовый (14 августа), Яблочный (19 августа) и Ореховый (29 августа), поэтому еще одно название − Второй или Средний, который обозначает наступление осени, переход от лета к осени и зиме. Название по церковным канонам − Преображение Господне. С этого дня разрешается употреблять, готовить блюда с яблоками и другими плодами, которые прежде следует посвятить в церкви. В этот период идет Успенский пост, который продолжается до 28 августа.

Яблочный Спас – история праздника и традиции

Обычай отмечать этот праздник приходится еще на IV век, поэтому история Яблочного Спаса значительно моложе многих других православных торжеств, но не менее интересна и загадочна. В то время Христос вместе с тремя своими учениками: Петром, Иоанном и Иаковом – поднялся на гору Фавор для молитвы, где узнал о своей грядущей жертве ради человека – о распятии на кресте, и был освещен необычным ярким господним светом. Сын Божий запретил ученикам рассказывать о своем предназначении и велел людям собирать плоды, чтобы их освятить. Случилось это за 40 дней до распятия Господа на кресте.

Яблочный Спас – традиции праздника

Считается, что на Великий Спас происходит преображение природы, поэтому празднование даты происходит по-особенному. Традиции Яблочного Спаса имеют многовековую историю, немного менялись, но значение их осталось неизменным. Раньше во время массового народного гуляния владельцы фруктовых садов должны были выставить телеги со своим урожаем и раздавать их прохожим, тех же, кто этого не хотел делать, считали жадными, нечестными людьми.

Народ верил, что последнее съеденное яблоко обладает способностью исполнять самое заветное желание. До такого события по традиции нельзя кушать любые плоды, кроме ягод и огурцов. До начала дня запрещается их употребление, особенно родителям, которые потеряли своих детей, потому что их умерший ребенок не сможет получить золотой фрукт от Матери Божией, которая раздает подарки на праздник Спас. Еще нужно было освободить почву до следующего урожая. Для этого до пышного празднования старались собрать хлебные колосья.

Суть Яблочного Спаса

Крестьяне, для которых праздник урожая был одним из самых больших и значимых, верили, что яблоки обладают необычной силой, несут здоровье, силу, счастье, красоту. Между тем фрукт употребляют не только в сыром виде, но также закатывают варенье, варят компот, запекают яблоки, готовят пироги. Праздновать знаменательную дату начинают с утренней службы, во время которой в центр храма выносят крест, затем совершается поклонение, крестный ход, освящение урожая. Главным цветом считается белый, поэтому прихожане одевают светлую одежду.

Почему нельзя есть яблоки до Спаса

Предписание запрета на употребление нового урожая связано с необходимостью его освящения, с развитием духовных сил человека, борьбой с искушениями, укреплением веры. Согласно церковному Уставу (Типикону) до Преображения запрещается употреблять виноград. Не есть яблоки до Яблочного Спаса – это своего рода замена винограда, поскольку последний давал плохой урожай в климатической зоне славян. В Типиконе прописано наказание тем, кто до Спаса попробовал фрукт – запрет на употребление их на весь август, правда, касается подобная мера прежде всего монахов, а не мирян.

Приметы на Спас

На Осенины, еще одно название Преображения, меняется погода, поэтому приметы на Яблочный Спас в основном относятся к будущим изменениям погодных условий. Ночи становятся более холодными, журавли начинают перелетать в теплые края. Каким был этот день, таким будет Покров (14 октября) и январь. Если не было дождя – будет сухая осень, если были осадки – то дождливой, если же было ясно – ждите суровую зиму. Те верующие, которые остаются верными запрету употребления плодов, будут вознаграждены исполнением желания при первом откушенном кусочке.

Когда Яблочный Спас

По юлианскому календарю дата Яблочного Спаса приходилась на 6 августа, но после перехода на григорианский переместилась в народном календаре славян на 19 августа. Согласно Святому Писанию этот день являет собой Царство Божие на земле. По народным верованиям происходит третий выход умерших на свет в период весна-лето. В течение дня, если на тело человека садится муха, ее не прогоняли, поскольку она сулила успех и счастье. Вечером после трудового дня и гуляний провожали солнце в поле с песнями.

Читайте также:
Великий Понедельник в православии: что это такое, история и традиции, смысл и значение, что нужно и нельзя делать

Видео: праздник Преображения

Великая Среда Страстной седмицы Великого Поста

Иуда протянул руки к беззаконным; та искала оставления грехов, а этот взял сребренники. Грешница принесла миро для помазания Господа; ученик соглашался с беззаконными. Она радовалась, тратя миро многоценное; этот заботился продать Неоценимого. Она Владыку познавала, а этот от Владыки удалялся. Она освобождалась от греха, а этот делался пленником его.

Джотто ди Бондоне. Предательство Иуды

В ночь на среду Господь провел в Вифании. Здесь, в доме Симона прокаженного, в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, некая жена «грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он об ее поступке. Здесь же, в противоположность бескорыстному поступку жены грешницы, родилось в неблагодарной душе Иуды, одного из двенадцати учеников Спасителя, преступное намерение предать беззаконному совету своего Учителя и Господа. Поэтому в церковной службе Великой среды прославляется жена грешница и порицается и проклинается сребролюбие и предательство Иуды.

В день предания Господа на страдания и смерть за грехи наши, когда Он простил грехи жене грешнице, Церковь по совершении часов оканчивает, по древнему обыкновению, чтение молитвы: «Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже», которою она в продолжение Великого Поста ежедневно, на богослужении повечерия, при приклонении глав и колен предстоящими, ходатайствует пред Богом о даровании нам оставления прегрешений наших. В последний также раз в Великую среду совершается Литургия Преждеосвященных даров, на которой Церковь благовествует о жене, помазавшей Господа миром, и о предательстве Иуды (Мф. 26, 6-16). В Великую среду прекращаются и великие поклоны, творимые при молитве святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего». После среды постановлено совершать эту молитву до Великого пятка только инокам в келиях. Таким образом, молитва Ефрема Сирина в среду седмицы Сырной начинается, и в среду Страстную оканчивается.

Протоиерей Г.С. Дебольский,
«Дни Богослужения Православной Церкви», т.2

Песнопения из службы в среду Страстной седмицы Великого Поста

Господи, яже во многия грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземши чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит: увы мне глаголющи! Яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха. Приими моя источники слез, Иже облаками производяй моря воду. Приклонися к моим воздыханием сердечным, приклонивый небеса неизреченным Твоим истощанием: да облобыжу пречистеи Твои нозе, и отру сия паки главы моея власы, ихже в раи Ева, по полудни, шумом уши огласивши, страхом скрыся. Грехов моих множества, и судеб Твоих бездны кто изследит? Душеспасче Спасе мой, да мя Твою рабу не презриши, Иже безмерную имеяй милость.

«Женщина, предавшаяся многим грехам, Твое, Господи, ощутившая Божественное естество, как мироносица, рыдая, приносит Тебе миро прежде погребения, говоря: О, горе мне! Как ночной кошмар мое блудное непотребное разжжение, мрачное и безлунное служение греху. Прими потоки моих слез, Наполняющий моря дождевыми каплями; приклонись к моим сердечным воздыханиям, Приклонивший небеса несказанным Твоим воплощением, да облобызаю пречистые Твои ноги и отру их своими волосами – те самые ноги, шаги которых Ева в раю услышав, в страхе скрылась. Множество моих грехов и тайны Твоих судеб кто исследует? О Спаситель моей души, бесконечно Милостивый, не презри меня, Твою рабу».

Евангелие от Матфея

Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала. Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать серебренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его.

Толкование на святого евангелиста Матфея

В то время, как все прочие жены приходили только за получением исцеления телесного, она (грешница) пришла исключительно за тем, чтобы воздать честь Иисусу, и получить душевное исцеление. Она не имела никакого повреждения в теле, и потому особенно всякий должен ей удивляться. И не как к простому человеку подходит она к Иисусу, – иначе не отерла бы своими власами ног Его, – но как к такому лицу, которое выше человека. Поэтому и принесла к ногам Христовым главу свою, часть тела, которая драгоценнее всего тела…

Они (ученики) слышали, как Иисус говорил: милости хочу, а не жертвы, и порицал иудеев за то, что они оставляли важнейшее – суд и милость и веру, как на горе рассуждал с ними о милостыне, и из всего этого выводили заключение и рассуждали друг с другом: если не допускает всесожжений и древнего богослужения, то тем менее допустит помазание елеем. Но так думали ученики, Иисус же, видя мысли жены попускает ей приблизиться. И, так как благоговение ее было велико и усердие невыразимо, то Он, по величайшему снисхождению Своему, позволил ей излить миро на главу Свою. Если Он не отказался соделаться человеком, был носим во чреве, питался млеком, то чему удивляться, если и этого не отвергает? Как Отец Его принимал курение и дым, так и Он принял блудницу, одобряя, как я прежде сказал, ее расположение…

Умолчано о подвигах бесчисленных царей и полководцев, которых памятники еще сохранияются; неизвестны ни по слуху, ни по имени те, которые построили города, соорудили стены, одержали победы на войнах, воздвигли трофеи, покорили многие народы, хотя они и поставили статуи и издали законы; но то, что жена блудница излила елей в доме некоторого прокаженного в присутствии десяти мужей, все воспевают во вселенной. Прошло столько времени, а память об этом событии не истребилась; и персы, и индийцы, и скифы, и фракияне, сарматы, и племя мавров, и жители Британских островов повествуют о том, что сделала жена блудница в Иудее – тайно, в доме. Велико человеколюбие Господа! Он принимает блудницу, блудницу лобызающую ноги, возливающую елей и отирающую власами, принимает и упрекает тех, которые обвиняют ее…

Читайте также:
Чистый Четверг в православии: что это такое, история и традиции, смысл и значение, что нужно и нельзя делать

Иуда не тронулся этим и не убоялся, когда услышал, что Евангелие будет проповедано повсюду (а сказанное заключало в себе не выразимую силу); тогда как жены, и жены блудницы, оказывали такую честь Иисусу, он совершал диавольское дело… Вот какое великое зло сребролюбие! Оно именно сделало Иуду и святотатцем, и предателем. Услыште все сребролюбцы, страждущие болезнию Иуды, – услыште и берегитесь этой страсти. Если тот, кто находился со Христом, творил чудеса, пользовался таким учением, низвергся в такую бездну от того, что не был свободен от этой болезни, то тем более вы, не слышавшие даже Писания и всегда прилепляющиеся к настоящему, удобно можете быть уловлены этою страстию, если не будете прилагать непристанного попечения. Иуда ежедневно находился с Тем, Кто не имел, где главы преклонить, ежедневно был научаем делами и словами тому, что не должно иметь ни золота, ни сребра, ни двух одежд, – и при всем том не вразумился. Как же ты надеешья избежать этой болезни, когда не употребляешь сильного врачевания и не прилагаешь сильного старания? Ужасен, по истине ужасен этот зверь. Впрочем, если захочешь, легко победишь его. Это не есть похоть врожденная, как то доказывают освободившиеся от нее. Естественные влечения всем общи; а эта похоть происходит от одного нерадения; от него рождается, от него возрастает, и когда уловит пристрастных к ней, заставляет их жить противоестественно. В самом деле, когда они не признают единоплеменников, друзей, братьев, сродников, словом – всех, а с ними вместе не знают и самих себя, то не значит ли это жить противоестественно? Отсюда ясно, что противоестественна и злоба, и болезнь сребролюбия, подвергшись которой, Иуда сделался предателем. Как же он сделался предателем, спросишь ты, когда призван Христом? Бог, призывая к Себе людей, не налагает необходимости, и не делает насилия воле тех, которые не желают избрать добродетели; но увещевает, подает советы, – все делает и всячески старается, чтобы побудить их сделаться добрыми; если же некоторые противятся этому, Он не принуждает. Если ты хочешь узнать, отчего Иуда сделался таким, то найдешь, что он погиб от сребролюбия. Отчего же, спросишь, он уловлен этою страстию? Отого, что был безпечен. От безпечности происходят такие перемены, тогда как от ревности происходят перемены противоположные…

Все это сказано мною для того, чтобы показать, что если мы будем бодрствовать, то никто не может сделать нам вреда, и что не от бедности, а от нас самих бывает нам вред. Поэтому умоляю вас всеми силами истреблять болезнь сребролюбия, чтобы нам и здесь сделаться богатыми, и насладиться вечными благами, которых да сподобимся все мы благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки веков. Аминь.

Великая Среда Страстной Седмицы — 8 апреля 2020 года

Великая среда Страстной седмицы внесла коррективы в жизни православных христиан всех поколений. Великая жертвенность и подлое предательство, любовь и ненависть, добро и зло, Христос и дьявол, каждый выбирает свой путь сам.

Великая среда — время раздумий над великой жертвенностью и предательством, на примере миропомазания Иисуса женщиной и поступков Иуды Искариота.

Подвиг поклонения и миропомазания Иисуса

В ночь со вторника на среду, когда еще не завяли цветы и пальмовые ветви, которыми устилали дорогу Иисусу при въезде в Иерусалим в Вербное воскресенье, события среди окружения Христа стали меняться коренным образом.

С этого дня Спаситель больше не проповедовал в Иерусалимском храме, Он проводил время со Своими учениками, оставляя им откровения и учения.

Фарисеи активизировали свою грязную работу, выискивая возможность уничтожить Миссию, и в этом им помог Иуда Искариот.

Пророчески почувствовав будущую смерть Спасителя, некая женщина, Библия называет ее Марией, пришла в дом, где собрались ученики со своим Учителем Иисусом. У одних апостолов это грешница, другие называют ее просто Мария, некоторые историки склоняются к мысли, что это была Мария Магдалина.

Для нас, современных православных верующих, это совершенно не имеет значения, главное, последовательница учения Христа признала в Нем Бога и пришла воздать Ему благодарность за прощение грехов и будущее спасение.

Она принесла миро, драгоценное масло, цена которого была 300 динариев. В одной из притч, описанной в 20 главе апостола Матвея, за день работы в винограднике люди получали по 1 динарию, значит, цена алавастового сосуда равнялась почти годовой плате простого работника.

Женщина разбила сосуд, а миро вылила на голову Учителя, слезами омыла Его ноги и вытерла их своими волосами.

Ученики возмутились бесполезной, по их понятиям, тратой денег, и прикасанием к Учителю грешной женщины. Иисус понял их мысли, выслушал возмущенные высказывания, дал ответ, о том, что они не догадались воды Ему подать, а эта женщина, осознавая свою греховность, принесла все, что имела, только для того, чтобы получить благословение и очиститься.

Великая вера и жертвенность Марии стала подвигом поклонения и искупления грехов. Удивляют слова Библии, что женщина пришла в дом, где собрались ученики и Христос, с дерзновением.

Еще о женщинах в православии:

Историки утверждают, что Симон был очищен от проказы, и дерзновение Марии заключалось в вере, в исцелении, дарованном Иисусом.

Прежде женщины демонстрировали веру, приходя всенародно к Спасителю с нуждами, прошениями. Примером тому может служить женщина, страдающая кровотечением, самарянка, встреченная у колодца, хананеянка, просящая за дочь, в которую вселились бесы.

Женщина, принесшая миро, признавала себя великой грешницей, пришла в дом, не имея никакой особой нужды, она пришла благодарить и воздать хвалу. Марии не нужны были аплодисменты толпы, но ее подвиг самоотверженности и любви стал показателем.

В Евангелии от Матвея главе 9:15 читаем, что Иисус говорил, что ждет от людей милости, а не жертвы, что было исполнено Марией, как пример будущим поколениям христиан. Как часто мы, современные христиане, осуждаем людей за благословение храмов, ведь в мире столько нуждающихся, но делающие это творят хвалу Спасителю.

Читайте также:
Именины Максима: когда по церковному календарю 2020

Важно! Бог, видя покаянное сердце, готовое заплатить все за свое спасение, и это не только деньги, а время, изменение жизни, характера, сознания, обязательно раскроет Свои объятия. Бог принимает самого падшего грешника, если тот искренне раскается в своих грехах.

В Великую среду Страстной седмицы во время утренней и вечерней Литургии по этому поводу читаются стихиры преподобной Кассии.

Женщина, предавшаяся многим грехам, Твое, Господи, ощутившая Божественное естество, как мироносица, рыдая, приносит Тебе миро прежде погребения, говоря: О, горе мне! Огонь невоздержанного блуда, мрачное и безлунная ночь греха. Приклонись к моим сердечным воздыханиям, Приклонивший небеса несказанным Твоим истощанием, да облобызаю пречистые Твои ноги и отру их своими волосами — те самые ноги, шаги которых Ева в раю услышав, в страхе скрылась. Множество грехов моих и бездну судеб Твоих кто увидит? Спаситель души моей, имеющий безмерную милость, не презри Твою рабу.

Тебе, Сыне Девы, познав Бога, блудница говорила, моля с рыданием, как совершившая много достойного слез: «Отпусти долг, как и я распускаю свои косы; возлюби любящую, справедливо ненавидимую, и я среди мытарей о Тебе провозглашу, Благодетель-Человеколюбец!»

Драгоценное миро блудница смешала со слезами и излила на пречистые ноги Твои, их лобзая. Ее Ты тотчас оправдал, и нам прощение даруй, Пострадавший за нас, и спаси нас.

Когда грешница приносила миро, тогда ученик сговаривался с беззаконниками. Одна радовалась, тратя миро драгоценное, другой же спешил продать Бесценного. Та Владыку познавала, а этот от Владыки отдалялся. Та свободу получала, а Иуда становился рабом врага. Страшное дело — небрежение, великое — покаяние: даруй мне его Спаситель, пострадавший за нас, и спаси нас.

О жалкая доля Иуды! Видел он блудницу, целующую стопы, и замышлял коварно поцелуй предательский. Она косы расплела, а этот яростию связывался, нося вместо мира смердящую злобу: ибо не умеет зависть предпочитать полезное. О жалкая доля Иуды! От нее избавь, Боже, души наши!

30 сребреников — цена предательства

Был среди учеников и Иуда Искариот, он носил денежный ящик для пожертвований, которые раздавались бедным. Иуда больше всех возмущался бесполезной, с его точки зрения, мира ценой в 300 динариев, ибо сам был вором. (Иоан. 12:5-6)

Этот великий подвиг жертвенности совершался параллельно с грязным предательством, которое можно сравнить с ударом в спину близкого друга. Кто же такой Иуда, почему он так поступил, проведя с Иисусом 3 года, видя Его дела и чудеса.

Историки описывают ужасные вещи про этого еврея. Есть сведения, что он был одержим сатаной и убил своего отца, за это получил наказание в виде ношения воды ртом на гору для полива дерева.

Иуда не мог не слышать о чудесах, творимых человеком по имени Иисус. Встречи с Ним искали многие, среди которых были:

  • неизлечимо больные;
  • одержимые бесов;
  • страдающие сухостью конечностей;
  • прокаженные;
  • слепые и глухие.

Все приходящие к Учителю получали исцеление, и это давалось бесплатно. Возможно, Иуда надеялся научиться всему этому и зарабатывать потом большие деньги, ведь женщина, страдающая 12 лет кровотечением, истратила на лечение все свои сбережения. Став богатым, Иуда мог обрести власть.

Возможно, читая, как всякий еврей, пророка Даниила, (Дан.7:14) он надеялся занять место поближе к будущему царю Израиля.

В течение трех лет Иуде пришлось сопровождать Учителя по городам, при этом порой ночуя в чистом поле, терпя голод и холод, но чего не вытерпишь ради удовлетворения своих амбиций. Время шло, а Учитель все не становился царем, мало того, Его начали преследовать уважаемые в городе люди, мечты рушились на глазах.

Любил ли Иуда Иисуса, как остальные ученики? Почему он ни разу не назвал Его Господом, а только Учителем, что по-еврейски звучит, как равви. Предатель решился на грязное дело ради 30 сребреников, за них можно было купить небольшой участок земли.

Некоторые историки пытаются представить Иуду жертвой, ибо на него выпала миссия предать Христа. Учитель никак не мог стать причиной смертного греха, тогда все Его проповеди о любви можно было считать ложью.

Вершиной лицемерия стал поцелуй, которым предатель показал римским воинам Учителя. Почему грязный предатель вдруг прозрел и увидел, что послал на смерть невиновного? Осознав, что он натворил, Искариот пошел в храм и вернул деньги, бросив их на пол, после чего, пошел и повесился.

Священники не захотели положить кровавые деньги в храмовую копилку, ибо понимали, что это была плата за невинную кровь. Иисуса распяли не как раба, ибо смертью на кресте карались разбойники, а как Царя, у Него в голове даже табличка была прибита «Царь Иудейский». Миссия выполнил Свое задание на земле и принял смерть, как Царь.

Иуда увидел, что предал Посланника Небес, раскаялся, но у него не хватило веры покаяться. Бывший ученик Христа повесился от позора. Мог ли он остаться в живых? Мог, если бы верил в Бога, в Его заповеди, в Царство Небесное и спасение через Христа.

Петр трижды предал Учителя, отказался от Него в ту страшную ночь, но сумел покаяться, веря в спасительную миссию Иисуса, и стал краеугольным камнем христианства.

Важно! Как часто мы, будучи неверными, совершаем грех, предавая Спасителя, но при этом имеем великий дар — прощение по благодати. Иисус Христос пришел на землю, чтобы все, кто верует в Него, могли в будущем попасть в Небеса.

Особенности богословия в Страстную среду

В Страстную среду на храмовых служениях проводятся параллели между грешницей, угодившей Богу, и учеником, предавшим Иисуса. Каждый христианин читает молитвенный порядок перед походом в храм для исповеди.

Паче блудницы, Блаже, беззаконновав, слез тучи никакоже Тебе принесох: но молчанием моляся припадаю Ти, любовию облобызая пречистеи Твои нозе, яко да оставление мне, яко Владыка подаси долгов, зовущу Ти, Спасе: от скверных дел моих избави мя.

Перевод с церковно-славянского языка на русский язык

[Совершив беззаконий более блудницы, я совсем не принес Тебе, Благий, потока слез, но в безмолвной молитве припадаю к Тебе, с любовию лобызая пречистые ноги Твои, чтобы Ты, как Владыка, даровал мне отпущение грехов, и восклицаю: «Спаситель, избавь меня от скверных моих дел».]

Читайте также:
Прощеное воскресенье: история и происхождение, значение и смысл, традиции

Днесь Христос приходит в дом фарисеов, и жена грешница приступивши к ногам, валяшеся вопиющи; виждь погруженную грехом, отчаянную деяний ради, негнушаемую от Твоея благости, и даждь ми, Господи, оставление злых и спаси мя.

[Ныне Христос пришел в дом фарисея, и женщина-грешница подошла и припала к ногам Его с воплем: «Взгляни на меня, потонувшую в грехе и отчаявшуюся вследствие своих дурных дел, но не отвергнутую Твоею благостию, и дай мне, Господи, отпущение грехов и спаси меня.]

Приступи жена злосмрадная и оскверненная, слезы проливающи, любящи Спасе, страсть исповедающи: како воззрю к Тебе, Владыке: Сам бо пришел еси спасти блудницу; из глубины умершую мя воскреси, Иже Лазаря воздвигнувый из гроба четверодневна; приими мя окаянную, Господи, и спаси мя.

[Злосмрадная и оскверненная женщина приступила, проливая слезы на ноги Твои, Спаситель, исповедуя свою страсть: «Как взгляну на Тебя, Владыка, но Ты Сам пришел спасти блудницу; восстанови из глубины и меня, умершую, Ты, воздвигнувший из гроба четверодневного Лазаря. Приими меня, несчастную, Господи, и спаси меня».]

Господи, яже во многия грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземше чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит: увы мне, глаголющи, яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха. Приими моя источники слез, Иже облаками производяй моря воду. Приклонися к моим воздыханием сердечным, приклонивый небеса, неизреченным Твоим истощанием, да облобыжу пречистеи Твои нозе и отру сия паки главы моея власы: ихже в раи Ева, по полудни, шумом уши огласивши, страхом скрыся. Грехов моих множества, и судеб Твоих бездны кто изследит; душеспасче Спасе мой, да мя Твою рабу не презриши, Иже безмерную имеяй милость.

[Господи, одна женщина, впавшая во множество грехов, чувствуя Твое Божество, принявши на себя обязанность мироносицы, прежде Твоего погребения, рыдая, приносит Тебе миро и говорит: «Горе мне, потому что страсть невоздержания для меня ночь; любовь ко греху — мрак беспросветный. Приими источники моих слез Ты, управляющий в облаках морской волной. Склонись к моим сердечным стонам Ты, приклонивший небеса ради Твоего снисхождения. Я облобызаю и опять оботру волосами своей головы Твои пречистые ноги, шум от которых, услышав своими ушами, Ева в раю после полудня от страха скрылась. Спасающий души Спаситель мой, у меня множество грехов, но кто исследует бездну Твоего правосудия? Не презри меня, рабу Твою, Ты, имеющий безмерную милость».

Душами чистыми, и нескверными устнами, приидите возвеличим нескверную, и пречистую Матерь Еммануилеву, Еюже из Нея к Рожденному приносяще молитву, пощади души наша, Христе Боже, и спаси нас.

[Душами чистыми и нескверными устами приидите, возвеличим Непорочную и Пречистую Матерь Еммануила, вознося через Нее к Рожденному от Нее молитву: «Пощади души наши, Христе Боже, и спаси нас».

На утренней начинается Таинство исповеди и миропомазания. Каждый, кто искренне покаялся и готов предстать перед Богом лицом к лицу, допускается к миропомазанию, получению печати Божьей благодати.

Вечерняя проповедь акцентируется на теме омытия ног миром и предательстве. Читаются стихиры.

Тебе, Сыне Девы, познав Бога, блудница говорила, моля с рыданием, как совершившая много достойного слез: «Отпусти долг, как и я распускаю свои косы; возлюби любящую, справедливо ненавидимую, и я среди мытарей о Тебе провозглашу, Благодетель-Человеколюбец!»

Драгоценное миро блудница смешала со слезами и излила на пречистые ноги Твои, их лобзая. Ее Ты тотчас оправдал, и нам прощение даруй, Пострадавший за нас, и спаси нас.

Когда грешница приносила миро, тогда ученик сговаривался с беззаконниками. Одна радовалась, тратя миро драгоценное, другой же спешил продать Бесценного. Та Владыку познавала, а этот от Владыки отдалялся. Та свободу получала, а Иуда становился рабом врага. Страшное дело — небрежение, великое — покаяние: даруй мне его Спаситель, пострадавший за нас, и спаси нас.

О жалкая доля Иуды! Видел он блудницу, целующую стопы, и замышлял коварно поцелуй предательский. Она косы расплела, а этот яростию связывался, нося вместо мира смердящую злобу: ибо не умеет зависть предпочитать полезное. О жалкая доля Иуды! От нее избавь, Боже, души наши!

Литургия заканчивается выходом священников за солею, все присутствующие совершают поклоны, произнося молитву Сирина.

Внимание! До Троицы в храмах не совершаются земные поклоны, только перед полотном, в которое был завернут Христос при погребении — Плащаницею.

Страстная среда — день общей исповеди.

Разрешенные дела в среду, на что наложен запрет

В Страстную среду, перед Великим четвергом, христиане обливаются святой водой, давая ей высохнуть без вытирания. Этот обряд символизирует очищение тела, и готовность исповедоваться.

О других днях Страстной седмицы:

В этот день обязательное посещение храма с самого утра, ибо утренняя Литургия на этой неделе больше не проводится. На вечерней службе совершается таинство общей исповеди.

Строгий пост характеризуется сухоядением. В доме идет к завершению генеральная уборка.

  • рубить дрова;
  • брать иголку и спицы в руки;
  • пренебрегать молитвенным правилом этого дня.

Важно помнить, что домашние и хозяйственные дела откладываются в этот день не из суеверия, что за работу последует кара Небесная, а для того, чтобы освободить свое время для духовного, для подготовки к празднованию Пасхи.

Заканчивается Чистая среда Страстной недели рассуждением о милости, предательстве с чистосердечным раскаянием о делах, которыми мы предаем Страсти Господни.

Помним, что каждый делает свой выбор самостоятельно, что выбираете вы — милость или непрощение?

Великая Среда: сегодня Иуда предал Христа

Великая Среда

В Великую Среду Страстной седмицы вспоминаются два события: предание Господа Иисуса Христа Иудой и помазание Его миром.

Им посвящен следующий фрагмент Евангелия от Матфея:

Во время оно, когда Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала. Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его (Мф. 26:6-16).

Сам Господь не только отпускает грехи женщине, но и объясняет ученикам, что она подготовила таким образом Его тело к погребению, а также, что ее поступок будет известен всюду, где будет проповедано Евангелие. Именно поэтому Церковь воспевает ту безвестную женщину.

Читайте также:
Именины Алексея: когда по церковному календарю 2020

В западной традиции грешница, омывшая ноги Спасителя миром, часто отождествляется с Марией Магдалиной.

Особенности богослужения Великой Среды

В Великую Среду в последний раз совершается Литургия Преждеосвященных Даров и в последний же раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина с поклонами. Поклоны прекращаются до праздника Пятидесятницы (будут совершаться только перед Плащаницей).

Литургия Преждеосвященных Даров. Фото: Sretensky Monastery / Flickr

В богослужебных текстах Великой Среды бескорыстие женщины-грешницы, возлившей на главу Господа драгоценное миро, противопоставляется сребролюбию Иуды, продающего Христа первосвященникам. Это подчеркивается, например, в стихире самогласной:

Егда грешная приношаше миро, тогда ученик соглашашеся пребеззаконным. Овая убо радовашеся, истощающи миро многоценное: сей же тщашеся продати Безценнаго. Сия Владыку познаваше, а сей от Владыки разлучашеся. Сия свобождашеся, а Иуда раб бываше врагу. Люто есть леность, велие покаяние: еже мне даруй Спасе, пострадавый о нас, и спаси нас.

(Когда грешница приносила миро, ученик договаривался с беззаконными. Она радовалась, тратя многоценное миро, он же желал продать Бесценного. Она познавала Владыку, он отлучался от Владыки. Она освобождалась, а Иуда становился рабом врагу. Сильна леность, велико покаяние: его даруй мне, Спасе, пострадавший за нас, и спаси нас.)

Эти события вспоминаются в Великую Среду.

Самая известная стихира этого дня написана преподобной инокиней Кассией — святой IX века.

Господи, яже во многия грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземши чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит: увы мне глаголющи! яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха. Приими моя источники слез, иже облаками производяй моря воду. Приклонися к моим воздыханием сердечным, приклонивый небеса неизреченным Твоим истощанием: да облобыжу пречистеи Твои нозе, и отру сия паки главы моея власы, ихже в раи Ева, по полудни, шумом уши огласивши, страхом скрыся. Грехов моих множества, и судеб Твоих бездны кто изследит? Душеспасче Спасе мой, да мя Твою рабу не презриши, иже безмерную имеяй милость.

(Женщина, впавшая во многие грехи, Твою ощутившая Божественную сущность, приняла чин мироносиц, рыдая, приносит Тебе миро прежде погребения, говоря: О, горе мне! Ночь мне невоздержанного блуда, мрачная и безлунная ночь греха. Приклонись к моим сердечным воздыханиям, Приклонивший небеса несказанным Твоим истощанием, да облобызаю пречистые Твои ноги, шаги которых Ева в полдень в раю услышав, в страхе скрылась, и отру их своими волосами. Множество грехов моих и бездну судеб Твоих кто исследует? Спаситель души моей, имеющий безмерную милость, не презри Твою рабу.)

В Великую Среду в последний раз поется тропарь «Се, Жених грядет в полунощи» и ексапостиларий «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный».

Се, Жених грядет в полуночи

(Хор Валаамского монастыря) 1.64MB

(Женский хор. Диск «Время поста и молитвы») 3.71MB

Се Жених грядет в полунощи, / и блажен раб, егоже обрящет бдяща: / недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. / блюди убо душе моя, / не сном отяготися, / да не смерти предана будеши, / и Царствия вне затворишися, / но воспряни зовущи: / Свят, Свят, Свят еси Боже, / Богородицею помилуй нас.

Чертог Твой вижду, Спасе 1.20MB

Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моей, Светодавче, и спаси мя.

Проповеди Великой Среды

Мы собрали запоминающиеся проповеди Великой Среды, которые помогут нам осознать трудное время Страстной седмицы.

Проповедь Патриарха Кирилла в Великую Среду

Митрополит Антоний Сурожский — Великая Среда

Митрополит Сурожский Антоний

Петр отрекся от Христа; Иуда Его предал. Оба могли бы разделить ту же судьбу: либо оба спастись, либо оба погибнуть. Но Петр чудом сохранил уверенность, что Господь, ведающий наши сердца, знает, что, несмотря на его отречение, на малодушие, на страх, на клятвы, у него сохранилась к Нему любовь — любовь, которая теперь раздирала его душу болью и стыдом, но любовь.

Иуда предал Христа, и когда он увидел результат своего действия, то потерял всякую надежду; ему показалось, что Бог его уже простить не может, что Христос от него отвернется так, как он сам отвернулся от своего Спасителя; и он ушел…

Сегодня утром мы читали о том, как блудница приблизилась ко Христу: не покаявшаяся, не изменившая свою жизнь, а только пораженная дивной, Божественной красотой Спасителя; мы видели, как она прильнула к Его ногам, как она плакала над собой, изуродованной грехом, и над Ним, таким прекрасным в мире таком страшном. Она не каялась, она не просила прощения, она ничего не обещала, — но Христос, за то, что в ней оказалась такая чуткость к святыне, такая способность любить, любить до слез, любить до разрыва сердечного, объявил ей прощение грехов за то, что она возлюбила много…

Скажу снова: мы не успеем покаяться, мы не успеем изменить свою жизнь до того, как мы встретимся сегодня вечером и завтра, в эти наступающие дни, со Страстями Господними. Но приблизимся ко Христу, как блудница: со всем нашим грехом, и вместе с тем отозвавшись всей душой, всей силой, всей немощью на святыню Господню, поверим в Его сострадание, в Его любовь, поверим в Его веру в нас, и станем надеяться такой надеждой, которая ничем не может быть сокрушена, потому что Бог верен и Его обетование нам ясно: Он пришел не судить мир, а спасти мир… Придем же к Нему, грешники, во спасение, и Он помилует и спасет нас.

Читайте также:
Именины Натальи: день ангела по православному календарю

Феофан Затворник — Великая Среда

Святитель Феофан Затворник

Я предполагал изобразить пред вами черноту Иудина предательства. А теперь говорю: оставим Иуду. Пересмотрим лучше свои дела, чтоб вычистить из жизни своей все, что носит какую-либо черту характера Иудина, и тем избежать падшей на него кары небесной.

Что особенно поразительно в Иуде — это то, что ведь во время пребывания своего с Господом он был по жизни точь-в-точь то же, что и все Апостолы. С ними ел, пил, ходил, проводил ночи, с ними слышал поучения и видел чудеса Господа, с ними терпел все нужды, ходил даже на проповедь Евангелия, и может быть, творил чудеса именем Господа; ни Апостолы, ни другие никакой от себя особенности в нем не видели. А между тем под конец, видите, что вышло?

Откуда же этот плод? Конечно, изнутри, из души. И вот, видите, внутри души зрело то, чему во все время не было никаких признаков снаружи. Знал ли даже сам Иуда, что у сердца своего он лелеял такую змею, которая сгубит его наконец?

По обычаю врага нашего скрывать узы, коими опутывает он грешника, главную страсть всегда закрывает он разными сторонними благовидностями от сознания и даже совести, и только тогда, как рассчитывает на верную погибель человека, выпускает ее — напасть — на него со всею неудержимою яростию. Можно, судя по сему, думать, что Иуда не видел всего безобразия своей страсти и сам себя сознавал не худшим среди других Апостолов. И пал, как бы не предвидя того.

Так носил он занозу в сердце своем. Представился случай, страсть закипела. Враг взял его бедного за сию страсть, отуманил его ум и совесть, и повел как слепого или связанного невольника, сначала на злодеяние, а потом и в пагубу отчаяния.

А ведь этого не было бы, если б он Господу открыл свою страсть. Врач душ тотчас бы уврачевал болезнь души его. И Иуда был бы спасен. То же и с нами будет, если не откроем духовному отцу своей страсти. Теперь она притихнет; но после, лишь только случай, — падение. Если же откроемся, сокрушимся, положим намерение не поддаваться и попросим у Господа помощи на то, тогда верно устоим: ибо болий есть Иже в нас, нежели иже в мире (1 Иоан. 4, 4). Господь благодатию Своею, в час разрешения, убьет страсть. И положит семя противоположной ей добродетели.

Приложи только труд небольшой, и, при помощи Божией, не будешь уже более валяться в страстях бесчестия, и открытым лицем начнешь взирать и ко Господу, и ко Святым, и ко всем христианам.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) — Великая Среда

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Хочу, чтобы запомнили вы навсегда несчастную блудницу, всеми презираемую.

Не все ли мы гнушаемся блудниц? Не все ли осуждаем их?

А Господь наш Иисус Христос не только простил нечистой женщине грехи ее, но и прославил ее во всех народах и во все времена, ибо так сказал Он: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала».

За что же такая неслыханная честь и слава? За что так превознесена несчастная блудница, не сотворившая ни единого из дел, которые прославляются людьми мира сего? За что? Только за пламенную любовь ее к Сыну Божьему и за потоки покаянных слез.

Итак, выше всего на свете любовь, чистая любовь ко всему святому. А много ли любви в сердцах наших? Спрошу вас, честные и непорочные жены своих мужей, спрошу даже вас, девственницы; спрошу и самого себя, имеем ли мы нравственное право презирать несчастных блудниц и клеймить их позором? Мы, кичащиеся своей беспорочностью, нередко сомнительной, как посмеем бросить камни осуждения в этих несчастных? Одному Сердцеведу Богу известно, что у иных из них немало любви в сердцах при всей нечистоте их.

А если мы, непорочные телом, осуждаем, уязвляем злыми словами ближних наших, то любовь ли этим изливаем из сердец своих? Если клевещем и сквернословим, уязвляем близких острым и злым языком своим, то получим ли от Бога награду любви?

Поймем же, поймем слова Христовы: «Милости хочу, а не жертвы». Запомним навсегда, что любовь есть исполнение всего закона. Будем часто прочитывать великий гимн любви в 13-й главе I Послания Коринфянам апостола Павла. Не забудем никогда о блуднице, сердце которой пламенело горячей любовью к Господу Иисусу Христу. Возлюбим же и мы Его, Спасителя нашего, всем сердцем своим, всей душой своей, всем помышлением своим и ближних своих, как самих себя!

Святитель Николай Сербский — Великая Среда

Свт. Николай Сербский

Жена-грешница, известная в городе блудница, особенно между фарисеями, должна была почувствовать отвращение к самой себе, впервые увидев лицо Иисусово. Нечто зазеленело в помойной яме ее души, стало прорастать и уже не давало ей покоя: в лице Иисусовом узнала она свое подлинное существо. С тех пор что-то стеснилось в ее душе, что-то стало бороться: мусор — с тем, что зазеленело, что запало в душу, как сияющее семя, от этого Божественного лица.

В конце концов пересилило в ней новое, чистое и святое, и, взяв свои деньги, грехом заработанные, она купила самый драгоценный нардовый аромат, пошла к Иисусу и излила на Него этот аромат вместе со слезами своими. Слепые фарисеи только соблазнились этой сценой. Если бы, сказали они, Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница (Лк. 7, 39).

Воистину Господь знал то, что знали они, но они не знали того, что Он знал: они знали только ее грех и ничего больше, а Он знал и нечто иное — то, что в помойной яме ее души росло и в куче мусора блестело. Они были как луна, под чьим бледным светом и хрусталь кажется темным, без отблеска, как простой песок. А Он – пламенеющее Солнце Правды, Которое разделяет и различает, вызывает сияние светом лица Своего на искривленном осколочке хрусталя души жены-грешницы. Потому Он укорил фарисеев, эти бледные луны, а жене сказал: прощаются тебе грехи (то есть мусор твой Я изметаю из тебя); вера твоя спасла тебя, иди с миром (ср.: Лк. 7, 48, 50).

Читайте также:
Именины Ивана: день ангела по церковному календарю

Протоиерей Георгий Дебольский — Великая Среда

Исполнилось то, что Христос предсказал о жене-грешнице. Куда ни пойдешь во вселенной, везде слышишь, что возвещают об этой жене; хотя она не знаменита и не имела многих свидетелей. Кто же это возвестил и проповедал? Сила Того, Кто предсказал сие. Прошло столько времени, а память об этом происшествии не истребилась; и персы, и индейцы, и скифы, и фракиане, и сарматы, и поколение мавров, и жители Британских островов повествуют о том, что сделала жена-грешница тайно в доме.

Услышьте все сребролюбцы, страждущие Иудиною болезнию, услышьте и берегитесь страсти сребролюбия. Если тот, кто находился с Христом, творил чудеса, пользовался таким учением, низвергся в толикую бездну от того, что не был свободен от этой болезни: то тем более вы, не слышавшие даже Писания и всегда прикрепляющиеся к настоящему, удобно можете быть уловлены этою страстию, если не будете прилагать непрестанного попечения.

Как же Иуда сделался предателем, спросишь ты, когда он призван Христом? Бог, призывая к Себе людей, не налагает необходимости и не делает насилия воле тех, кои не желают избрать добродетели, но увещевает, подает советы, все делает, всячески старается, дабы побудить их соделаться добрыми: ежели же некоторые не желают быть добрыми, Он не принуждает! Господь избрал Иуду в лик апостолов, потому что он первоначально был достоин этого избрания.

Читайте также о Великой Среде:

  • Читая службы Великой Среды
  • Великая Среда. Слезы Мироносицы
  • Великая Среда. Бог – не средство для реализации личных целей

Видео о Великой Среде:

Великая Среда в православии — что это такое, история и традиции, смысл и значение, что нужно и нельзя делать

Вели́кая среда́ (греч. Μεγάλη Τετάρτη), Страстна́я среда — среда Страстной недели, на которой вспоминаются покаяние грешницы, помазавшей миром Иисуса Христа в доме Симона и этим приготовившая Иисуса к погребению, а также решение Иуды предать Христа первосвященникам за тридцать сребреников.

Великая среда: история и значение ^

На церковной службе в Страстную среду прославляется женщина-грешница и порицается измена Иуды. Эти два евангельских события и становятся центром внимания в этот день.

События Великой среды

Не прошло и недели после въезда Христа в Иерусалим, как события его жизни стали меняться радикальным образом. Со среды Мессия больше не проповедовал в храме, Он стал больше времени проводить со своими учениками, подготавливая их к важной миссии. Фарисеи выискивали способы уничтожить Христа, и в этом им помог сребролюбивый Иуда.

Будущую смерть Иисуса почувствовала некая женщина, в Библии называемая Марией. Одни апостолы называют ее грешницей, другие — просто Марией, некоторые источники склоняются к версии, что это была Мария Магдалина. Последовательница Христа признала в Нем истинного Бога и пришла просить о будущем спасении.

Она принесла миро — драгоценное масло — и, разбив целый сосуд, вылила миро на голову Спасителя, омыв слезами его ноги, после чего вытерла их своими волосами. Апостолы возмутились тем, что она посмела прикасаться к Учителю. Иисус же спокойно сказал, что эта женщина осознала свои грехи и принесла все, что у нее было, чтобы получить благословение и очиститься.

Именно этот эпизод повествует нам о жертвенности, подвиге поклонения и очищения. Но в этот же день совершилось предательство. Проведя с Христом 3 года, видя его жизнь и чудеса, Иуда предал Господа.

Что можно и нельзя делать

В Великую среду на храмовых богослужениях проводится параллель между грешницей, угодившей Господу, и близким другом, предавшим Его. Для празднования этого дня есть молитвенный порядок, который читает каждый православный перед походом в церковь для исповеди.

В среду верующие люди вспоминают 2 истории — о бесконечной любви и о неверности, — что подталкивает на размышления о своей судьбе и о проблемах выбора жизненного пути. Если имеются греховные мысли, священнослужители призывают молиться еще больше, искать внутри грех и искоренять его.

В этот торжественный день особенно почитаются цветы, которыми можно украсить свой дом. Все живое 24 апреля будет устремлено к красоте. И красота должна быть не только внешняя, но и внутренняя, выражающаяся в мыслях, действиях и богоугодных делах.

  • Важно позаботиться о своих вещах, жилище, приготовиться к Великому четвергу.
  • С Чистого четверга и до Пасхи включительно убираться и выносить мусор запрещено. Поэтому уборку завершали в Великую среду. Нарушив данную традицию, вы рискуете привлечь в свой дом несчастья.
  • Согласно церковным законам, Великая среда — день сухоядения. Разрешено есть только овощи и фрукты без термической обработки.
  • В Великую среду принято подавать милостыню и преподносить подарки нуждающимся, чтобы не поддаться греху сребролюбия.

В этот день в храмах совершается таинство исповеди. Священнослужители утверждают, что Великая среда — это подходящий день для того, чтобы исповедоваться и покаяться в совершенных грехах.

На Руси в Великую среду под крышу было принято класть хлеб, соль и мыло. Считалось, что хлеб и соль наделяются положительной энергетикой и благодаря этому становятся сильным оберегом для дома и его обитателей. Мылом умывалась вся семья, чтобы защитить себя от порчи и болезней.

В среду Страстной недели Господь увидит истинно верующих людей, готовых отдать все ради своего спасения, и это совсем не деньги, а время, изменение жизни, поведения, — и пошлет им свое благословение. Бог примет и падшего грешника, если тот искренне раскается в своих грехах.

Приметы Страстной среды:

  • Злость, бесчестность, дурные помыслы в такой день обернутся против грешника, лишив его поддержки Свыше.
  • Заготовленные в среду пасхальные яйца пролежат дольше и не потеряют своей свежести.
  • Если на улице все еще лежит снег, его можно собрать, растопить и полить этой водой все домашние цветы, чтобы сохранить их красоту и здоровье.
  • Веточки вербы, оставленные с Вербного воскресенья, станут оберегом для всей семьи. Их желательно поставить рядом с иконостасом.
  • В среду непременно нужно что-то протереть, соскоблить, почистить — это принесет мир и гармонию в дом.
  • Если умыться ледяной проточной водой, то уйдут все невзгоды. Разумеется, необходимо сопроводить этот ритуал специальными молитвами.
Читайте также:
День памяти Серафима Саровского: история, традиции, значение и смысл

Евангельский рассказ

…сказал ученикам Своим: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие. Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе. Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.

У Луки и Иоанна рассказ о помазании Иисуса миром относится не к Великой среде, рассказ Марка совпадает с Матфеем.

После этого, вошёл сатана в Иуду (Лк. 22:3) и пошёл он к первосвященникам «чтобы предать Его им. Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребренники. И он искал, как бы в удобное время предать Его» (Мк. 14:10-11).

30 сребреников — цена предательства

Был среди учеников и Иуда Искариот, он носил денежный ящик для пожертвований, которые раздавались бедным. Иуда больше всех возмущался бесполезной, с его точки зрения, мира ценой в 300 динариев, ибо сам был вором. (Иоан. 12:5-6)

Этот великий подвиг жертвенности совершался параллельно с грязным предательством, которое можно сравнить с ударом в спину близкого друга. Кто же такой Иуда, почему он так поступил, проведя с Иисусом 3 года, видя Его дела и чудеса.

Историки описывают ужасные вещи про этого еврея. Есть сведения, что он был одержим сатаной и убил своего отца, за это получил наказание в виде ношения воды ртом на гору для полива дерева.

Иуда не мог не слышать о чудесах, творимых человеком по имени Иисус. Встречи с Ним искали многие, среди которых были:

  • неизлечимо больные;
  • одержимые бесов;
  • страдающие сухостью конечностей;
  • прокаженные;
  • слепые и глухие.

Все приходящие к Учителю получали исцеление, и это давалось бесплатно. Возможно, Иуда надеялся научиться всему этому и зарабатывать потом большие деньги, ведь женщина, страдающая 12 лет кровотечением, истратила на лечение все свои сбережения. Став богатым, Иуда мог обрести власть.

Возможно, читая, как всякий еврей, пророка Даниила, (Дан.7:14) он надеялся занять место поближе к будущему царю Израиля.

В течение трех лет Иуде пришлось сопровождать Учителя по городам, при этом порой ночуя в чистом поле, терпя голод и холод, но чего не вытерпишь ради удовлетворения своих амбиций. Время шло, а Учитель все не становился царем, мало того, Его начали преследовать уважаемые в городе люди, мечты рушились на глазах.

Любил ли Иуда Иисуса, как остальные ученики? Почему он ни разу не назвал Его Господом, а только Учителем, что по-еврейски звучит, как равви. Предатель решился на грязное дело ради 30 сребреников, за них можно было купить небольшой участок земли.

30 сребреников Иуды

Некоторые историки пытаются представить Иуду жертвой, ибо на него выпала миссия предать Христа. Учитель никак не мог стать причиной смертного греха, тогда все Его проповеди о любви можно было считать ложью.

Вершиной лицемерия стал поцелуй, которым предатель показал римским воинам Учителя. Почему грязный предатель вдруг прозрел и увидел, что послал на смерть невиновного? Осознав, что он натворил, Искариот пошел в храм и вернул деньги, бросив их на пол, после чего, пошел и повесился.

Священники не захотели положить кровавые деньги в храмовую копилку, ибо понимали, что это была плата за невинную кровь. Иисуса распяли не как раба, ибо смертью на кресте карались разбойники, а как Царя, у Него в голове даже табличка была прибита «Царь Иудейский». Миссия выполнил Свое задание на земле и принял смерть, как Царь.

Иуда увидел, что предал Посланника Небес, раскаялся, но у него не хватило веры покаяться. Бывший ученик Христа повесился от позора. Мог ли он остаться в живых? Мог, если бы верил в Бога, в Его заповеди, в Царство Небесное и спасение через Христа.

Петр трижды предал Учителя, отказался от Него в ту страшную ночь, но сумел покаяться, веря в спасительную миссию Иисуса, и стал краеугольным камнем христианства.

Важно! Как часто мы, будучи неверными, совершаем грех, предавая Спасителя, но при этом имеем великий дар — прощение по благодати. Иисус Христос пришел на землю, чтобы все, кто верует в Него, могли в будущем попасть в Небеса.

Главная молитва в Великую среду ^

  • «Леность свою осознаю, радуюсь каждому дню, прожитому во кресте. Велико мое покаяние. Даруй, Господи, страдания за нас принявший, спаси нас. Милость Твоя да распространится над челом каждого, войдет в души, смирит смятение и крик диавольский. Озарит светом небесным путь во тьме, да проведет нас путем безгреховным. Аминь».

В Великую среду особую силу имеет молитва, изменяющая жизнь. Произнесенная от чистого сердца, она поможет вам найти в душе мир и любовь.

Молитва, изменяющая жизнь

  • «Господи, поможи мне исправиться, поможи найти суть своя, поможи мне найти путь свой истинный и избави меня от лукаваго! Крест земной и небесный мне укажи, укажи своей дланью, чтобы мог я понять, что есть грех и мог бы отвратить сей грех от меня. В покаянии к Тебе прибегаю, покаянием жизнь моя полнится. Ангел-Хранитель с небес ко мне сходит и несет мне волю Твою. Святый Боже, Святый Бессмертный, к Тебе взываю я, истинный раб Твой. Да будет воля Твоя и указы мне, и последую за Христом, Сыном Твоим, и восславлю в молитвах Имя Твое. Аминь.»

Особенности богослужения Великой Среды

В Великую Среду в последний раз совершается Литургия Преждеосвященных Даров и в последний же раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина с поклонами. Поклоны прекращаются до праздника Пятидесятницы (будут совершаться только перед Плащаницей).

В богослужебных текстах Великой Среды бескорыстие женщины-грешницы, возлившей на главу Господа драгоценное миро, противопоставляется сребролюбию Иуды, продающего Христа первосвященникам. Это подчеркивается, например, в стихире самогласной:

Егда грешная приношаше миро, тогда ученик соглашашеся пребеззаконным. Овая убо радовашеся, истощающи миро многоценное: сей же тщашеся продати Безценнаго. Сия Владыку познаваше, а сей от Владыки разлучашеся. Сия свобождашеся, а Иуда раб бываше врагу. Люто есть леность, велие покаяние: еже мне даруй Спасе, пострадавый о нас, и спаси нас.

Читайте также:
Праздник Пасха: история и происхождение, значение и смысл, традиции

(Когда грешница приносила миро, ученик договаривался с беззаконными. Она радовалась, тратя многоценное миро, он же желал продать Бесценного. Она познавала Владыку, он отлучался от Владыки. Она освобождалась, а Иуда становился рабом врагу. Сильна леность, велико покаяние: его даруй мне, Спасе, пострадавший за нас, и спаси нас.)

Эти события вспоминаются в Великую Среду.

Самая известная стихира этого дня написана преподобной инокиней Кассией — святой IX века.

Господи, яже во многия грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземши чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит: увы мне глаголющи! яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха. Приими моя источники слез, иже облаками производяй моря воду. Приклонися к моим воздыханием сердечным, приклонивый небеса неизреченным Твоим истощанием: да облобыжу пречистеи Твои нозе, и отру сия паки главы моея власы, ихже в раи Ева, по полудни, шумом уши огласивши, страхом скрыся. Грехов моих множества, и судеб Твоих бездны кто изследит? Душеспасче Спасе мой, да мя Твою рабу не презриши, иже безмерную имеяй милость.

(Женщина, впавшая во многие грехи, Твою ощутившая Божественную сущность, приняла чин мироносиц, рыдая, приносит Тебе миро прежде погребения, говоря: О, горе мне! Ночь мне невоздержанного блуда, мрачная и безлунная ночь греха. Приклонись к моим сердечным воздыханиям, Приклонивший небеса несказанным Твоим истощанием, да облобызаю пречистые Твои ноги, шаги которых Ева в полдень в раю услышав, в страхе скрылась, и отру их своими волосами. Множество грехов моих и бездну судеб Твоих кто исследует? Спаситель души моей, имеющий безмерную милость, не презри Твою рабу.)

В Великую Среду в последний раз поется тропарь «Се, Жених грядет в полунощи» и ексапостиларий «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный».

Се, Жених грядет в полуночи

(Хор Валаамского монастыря) 1.64MB

(Женский хор. Диск “Время поста и молитвы”) 3.71MB

Се Жених грядет в полунощи, / и блажен раб, егоже обрящет бдяща: / недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. / блюди убо душе моя, / не сном отяготися, / да не смерти предана будеши, / и Царствия вне затворишися, / но воспряни зовущи: / Свят, Свят, Свят еси Боже, / Богородицею помилуй нас.

Чертог Твой вижду, Спасе 1.20MB

Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моей, Светодавче, и спаси мя.

Что можно и что нельзя делать на Рождество 7 января

В период празднования христианских праздников многие задаются вопросами о запрете тех или иных действий. Что …

Великая среда Страстной недели 2019: что вспоминают, традиции, что можно и нельзя делать

Наступает Великая среда — третий день Страстной недели, во время которой вспоминают покаяние грешницы, помазавшей миром Иисуса Христа, а также предательство Иуды. Народные традиции Страстной среды предусматривают особо строгие запреты для женщин.

Когда в 2019 году Великая среда

Страстная неделя 2019 идет с 22 по 27 апреля. Великая, или Страстная среда, приходится на 24 апреля.

Что вспоминают в Великую среду

Согласно евангельскому рассказу, в этот день во дворе Каиафы — первосвященника Иудеи — собрались фарисеи, книжники и старейшины, чтобы решить, как взять Иисуса Христа хитростью. Но решение не находилось: враги Иисуса боялись что-то предпринять, опасаясь народного возмущения. Тогда к первосвященнику пришел Иуда, который предложил свои услуги: он пообещал при первом удобном случае предать Христа.

Первосвященник и фарисеи, услышав предложение Иуды, «обрадовались и обещали дать ему сребреники».

«И он (Иуда) искал, как бы в удобное время предать его (Иисуса)», — говорится в Евангелии от Матфея.

Таким образом, первое событие, вспоминаемое в Великую среду, — это решение апостола Иуды предать своего учителя, за что предателю было обещано тридцать сребреников.

Второе событие, вспоминаемое в этот день, — это история раскаявшейся блудницы, которая омыла ноги Иисусу и помазала его голову драгоценным маслом мира. Тем самым она подготовила Христа к погребению.

«Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала ему возлежащему на голову», — рассказывает об этом евангелист Матфей.

Народные традиции и запреты в Великую среду

Великая среда — как бы промежуточный день, после которого наступают самый насыщенный событиями период земной жизни Христа. Впереди Великий четверг, один из самых важных в христианстве дней, а затем кульминация страстей Христовых, его мученическая смерть на кресте и последующее воскресение.

В народе считалось, что Страстная среда — это апогей разгула нечисти, которая пользуется тем, что Христу не до нее. Согласно суевериям, нечисть особенно старалась сбить с пути истинного женщин, тем более, что евангельская легенда, связанная с этим днем, рассказывает о блуднице. Кроме того, в патриархальном обществе именно женщина считалась сосудом греховности.

Поэтому в Великую среду на Руси за женщинами следили особенно строго. Им категорически запрещалось даже громко разговаривать, не говоря уже о смехе, шутках и пении. От женщин и девушек в этот день требовали максимально строго и скромно одеваться. Считалось, что тихое скромное поведение и максимально закрывающая тело одежда защитит женщину от нечистых помыслов.

Кроме того, поскольку по легенде на кончике иглы может поместиться несчетное количество представителей нечистой силы, женщинам в этот день категорически запрещалось шить, вязать, прясть и вообще заниматься рукоделием.

А вот уборкой заниматься было не только можно, но и должно. Особенно важно было в Великую среду избавиться от всего накопившегося за зиму мусора. Кроме того, в этот день закупали все необходимое для приготовления кулича, а также яйца, средства для их окраски и другие продукты для праздничного стола. Поздно вечером расторопные хозяйки ставили опару для куличей.

Также в этот день верующие стараются исповедоваться.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: