Рождественский вертеп: что это такое, значение и история, традиции и сценарии вертепного представления

Традиции и история рождественского вертепа

Приблизительное время чтения: 8 мин.

Есть прекрасная старинная традиция – под Рождество ставить в доме вертеп. Это модель Вифлеемской пещеры с куколками внутри. Кто-то покупает его в магазине или на ярмарке, кто-то предпочитает мастерить сам. В Европе эта традиция никогда не прерывалась, ей уже много веков.

В России вертепы был популярны до революции. Но с 1917 года началась антирелигиозная пропаганда и первыми под удар попали традиции и обряды, связанные именно с Рождеством. Увы, многие из них были забыты на многие годы.

Возрождение вертепа приходится на 1980-е годы. Идеологический прессинг ослабел, и у фольклористов появилась возможность открыто заняться изучением традиционной народной и религиозной культуры. Вертепы бывают разные. В тех, что устанавливают дома, чаще всего можно увидеть фигуры Младенца Христа, Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов, волхвов и животных. В храмах мастерят вертепы из еловых веток – своеобразный шатер. Его устанавливают над праздничной иконой Рождества, и все, кто подходит поклониться иконе, оказываются таким образом внутри рождественской пещеры. А в самых холодных регионах, например, в Якутии, на городских площадях и у церквей можно увидеть очень красивые вертепы изо льда.

Вертеп в переводе со старославянского — пещера. Как правило, так называют ту единственную пещеру, в которой родился Христос.

Пещера Рождества, или Святой Вертеп, находится под амвоном храма Рождества Христова в Вифлееме. Место рождения Спасителя отмечено на полу серебряной звездой и надписью на латыни: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». В полукруглой нише над звездой теплятся шестнадцать лампад. А чуть поодаль находится Придел яслей — место, куда Дева Мария положила Христа после рождения. Сами Ясли — кормушка для домашних животных, которую Богородица использовала в качестве колыбельки, была вывезена в VII веке в Рим как великая святыня. А нишу, где некогда стояли ясли, обложили мрамором.

Этот Вертеп и стал первообразом для всех последующих, созданных искусством людей.

Прошло время, и вот из-под рук мастеров стали выходить вертепы деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса. Изысканные и незамысловатые, большие и маленькие панорамы, воспроизводящие сцену Рождения Спасителя, были своего рода Библией для неграмотных. Появление таких панорам некоторые ученые приписывают Франциску Ассизскому, который в 1223 году встречал святую ночь в селении Греччио. Для напоминания о празднике он создал живую «инсталляцию» вертепа (по-итальянски — «презепе», «ясли»). С тех пор не только в Италии, но и во всей Европе и во многих странах мира существует традиция устанавливать вертепы в церквях и домах верующих. Образы Младенца Христа и Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов в этих статичных композициях нередко переносят зрителя из древней Иудеи в реалии современных городов. Кстати, в итальянском Неаполе есть целая улица, на которой и сейчас размещаются многочисленные вертепные мастерские.

В России, конечно же, имели место и презепе. Однако более популярны (особенно в XVIII—XIX вв.) были вертепы театральные — короткие кукольные представления с рождественским сюжетом. Вертепами также назывались деревянные двух- или трехэтажные переносные ящики-домики, где, собственно, и разыгрывался спектакль. Публике показывали сцены из Священного Писания – рождественскую мистерию. Причем рождественскую драму показывали не только в светских домах, но и в домах священников. А к концу XVIII века в Петербурге сложилась династия вертепщиков — семья Колосовых, на протяжении почти целого столетия хранивших традиции исполнения спектаклей.

Расцвет вертепов пришелся на XIX век, когда они стали популярны не только в центральной России, но и в Сибири. Вплоть до конца столетия вертеп странствовал по городам и селам, вместе с тем переживая «обмирщение» и превращаясь из кукольной драмы с библейским сюжетом в светское народное представление. Вертеп стал состоять из двух частей: рождественской мистерии и веселой музыкальной комедии с местным колоритом. Но уже к концу века балаганные сценки, игравшиеся в нижнем этаже, оказались более значимы, чем события «горнего яруса». Вертепщики же стали носить чудесный ящик по ярмаркам не только на Святки, но ходили с ним вплоть до Масленицы. Известно, что некоторые артисты ездили с вертепами даже на Нижегородскую ярмарку, которая открывалась… 15 июля!

Октябрьская революция 1917 года и последовавшая вслед за ней антирелигиозная кампания решили судьбу рождественских представлений. Они, как и традиционная Елка, оказались под строгим запретом. Вскоре были утрачены тексты вертепных спектаклей и забыты секреты вождения кукол. Только в 1980 году Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского занялся восстановлением традиционного вертепа. Покровский обратился за помощью к известному исследователю кукольного театра режиссеру Виктору Новацкому. Фольклорист изучил белорусский, украинский и русский вертепы, тщательно исследовал вертепные ящики в Театре имени Сергея Образцова, в Бахрушинском музее. Собирая по крупицам элементы вертепной традиции, выявляя характерные особенности отдельных вертепов, Новацкий отреставрировал текст представления и «оживил» рождественских кукол. Его вариант действа стал образцом.

Как устроен вертеп?

Устройство вертепа очень интересно. В ящике-домике, живописно украшенном изнутри, есть специальные прорези для вождения кукол. Переходить с одного этажа на другой куклам нельзя. В верхнем ярусе разыгрывались сцены, связанные со Святым Семейством, а нижний изображал дворец царя Ирода. В этой же части в более поздние времена показывались сатирические сценки и комедии. Однако вертеп — это не просто волшебный ящик, это маленькая модель мироздания: мир горний (верхний этаж), дольний (нижний этаж), и ад — дырка, куда проваливается Ирод.

Зимой вертеп возили на санях, переносили из избы в избу, показывали представления на постоялых дворах. Вокруг вертепа расставлялись лавки, зажигались свечи, и сказка начиналась.

Классическая «труппа» вертепа — Богоматерь, Иосиф, Ангел, Пастух, три Царя-волхва, Ирод, Рахиль, Солдат, Черт, Смерть и Пономарь, в обязанность которого входило зажигать свечи на вертепе перед представлением. Каждая кукла крепилась на штыре, за который снизу, как за ручку, может взяться кукловод и передвигать ее по специальным щелям в полу сцены.

Читайте также:
Рождественский пост: история и смысл, дата в 2020 году, правила и календарь питания, что можно и нельзя есть, как правильно соблюдать пост

Подробнее об устройстве вертепа:

Младенец в вертепе, как правило, — туго скрученный жгутик из белой материи; овечки, с которыми приходит поклониться Христу пастух, — кудрявый комочек пряжи. Как правило, герои в вертепе деревянные или тряпичные, из простого дешевого материала — их легко смастерить, легко переносить.

Однако среди вертепщиков существовало неписаное правило: кукла, изображающая Богородицу, должна быть сделана иначе, нежели все остальные, как будто ее мастерил другой художник. Поэтому образы Богородицы и Спасителя создавались мастерами-вертепщиками с особой тщательностью. Иногда вместо куклы Божьей Матери ставили икону.

Как происходит действо?

В основе вертепного представления лежит сюжет о приходе на землю Спасителя. Ангел возвещает о рождении Бога. Новорожденному Младенцу приходят поклониться Пастух, три Волхва. Последние рассказывают о встрече с Иродом, которому они сообщили о рождении будущего великого Царя. Ангел предупреждает Волхвов, чтобы они «не ходили к Ироду», не выдавали ему Христа (Ирод боится, что родившийся Царь отнимет у него власть). Разгневанный Ирод повелевает Воину «избить младенцев» в Вифлееме. К нему приходит Рахиль, умоляя не убивать ее чадо: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иер. 31:15, Мф. 2:18). Но Ирод глух к ее мольбам. Ангел утешает Рахиль. К Ироду же приходит Смерть, он просит у нее отсрочки, но Смерть зовет Черта, и тот утаскивает Ирода в преисподнюю.

Во второй части представления показываются бытовые сценки, затем герои «прощаются» со зрителями.

Как пишет исследователь традиции вертепа Борис Голдовский, музыка в обоих действиях спектакля представления была не менее важна, чем текст. Она всегда давала очень точные характеристики героям и насыщала само представление праздником. Особенно популярны были канты, в которых соединялись народные песни и светские танцевальные мелодии.

Вертеп был и остается одной из любимых традиций празднования Рождества. И каким бы он ни был, статичным, механическим или даже живым, с участием актеров-людей, для зрителя он, прежде всего, — чудесный знак, указывающий на ту самую, Вифлеемскую, пещеру.

Знаете ли вы, что…

Прообразы вертепа можно найти еще в античности — древние эллины знали нечто подобное. На колонне устанавливалась доска, на которой демонстрировались сценки, сменявшиеся, когда занавески закрывались.

Двухэтажный ящик, подобный вертепу, был описан в I веке механиком Героном Александрийским, куклы в нем были механические, приводились в движение с помощью специальной рукоятки. В верхнем этаже находились боги, в нижнем — аргонавты.

По мнению исследователя Бориса Голдовского, первые сценические представления с рождественским сюжетом появились еще в V веке, во времена папы Сикста III. Понтифик разумно рассудил, что к сердцам простых людей, не знавших грамоты, самый прямой путь — наглядная иллюстрация библейского сюжета. Примерно тогда в храмах стали появляться объемные панорамы Вифлеемского Вертепа с Младенцем в яслях и склонившимися над ним животными.

По мнению некоторых ученых, на Русь вертеп пришел вместе с принятием христианства и, вероятнее всего, был в виде панорамы. Тем не менее, первые достоверные сведения о существовании вертепов относятся к концу XVI века. На территории Российской империи был обнаружен вертепный ящик с указанной датой изготовления — 1591 год.

Вертеп своими руками (по инструкции «Фомы»):

Виктор Новацкий разгадал некоторые незатейливые хитрости вертепа. Например, как волхвы становятся перед Младенцем на колени, если они — статичные куклы? — Оказалось, деревяшка, из которой изготавливался волхв, была короче одетой на нее драпировки. Или вот еще: каким образом голова Ирода слетает с плеч, когда смерть срезает ее косой? — А дело в том, что куклу Ирода изготавливали не из цельного куска дерева: голова крепилась на штырек, за который водили персонажа, и стоило за него потянуть — как голова летела долой.

Рождественский вертеп. История его появления в России

Статья опубликована в православном журнале для родителей «Виноград» (№21, январь-февраль 2008).

В старину на Руси, накануне Рождества Христова, в Cочельник, повсеместно ходили по домам христославы, по-другому – славильщики. Радостно, с песнями и стихами, они славили рождение Спасителя. Нередко среди участников были и те, кто показывал вертеп. Что же такое вертеп и как он попал в Россию?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно обратиться к церковным зрелищам – мистериям, которые устраивались в средневековой Европе.

Фигурки из вертепа

Из истории Западной церкви известен тот факт, что 25 декабря 360 года римский епископ Либерий, посвящая в монахини сестру Марцеллу, обратился к ней со словами: «Ты видишь, сколько собралось народа в день праздника Рождения твоего Христа». Отсюда видно, что именно в этот день уже в IV веке празднование Рождества Христова было признано на Западе как церковное установление.

Этот праздник совпадал с языческими празднествами, которые проводились ранее у греков, римлян и варварских народов Западной Европы. Церковь боролась против языческих обрядов, которые в те времена соблюдались наряду с новыми, христианскими. Для обращения народных обрядов в христианское празднество Церковь увеличила и время богослужений в эти дни, и торжественность их проведения.

Накануне праздника храмы, роскошно украшенные и освещенные тысячами свечей, были переполнены молящимися. Вся ночь проходила в совершении разных служб, при участии хора певчих и всех прихожан.

С XI века в Западной церкви становится известен обряд-мистерия «Поклонение пастырей». Нужно сказать, что слово «мистерия» указывает на таинство и, следовательно, на связь с богослужением.

Итак, на мраморном столике, возвышавшемся над главным престолом, устраивались ясли, в которых находилась статуя или изображение Девы Марии. Пять старших священников-каноников в церковном облачении с амиктами (льняными платками) на голове и с жезлами в руках представляли собой вифлеемских пастырей у входа в алтарь. К ним подходил мальчик из хора, изображавший ангела, и возвещал пастырям рождение Спасителя, произнося евангельские строки.

Читайте также:
Праздник Ореховый спас: история и происхождение, значение и смысл, традиции

Пастыри проходили в алтарь, а в это время дети-певчие, стоявшие в разных местах храма, представляли небесное ангельское воинство и пели: «Слава в вышних Богу…» Затем пастыри направлялись к яслям с пением гимнов в стихах.

Здесь их ожидали два каноника, условно представлявшие двух женщин, находившихся при Святой Деве. Они спрашивали: «Кого ищете в яслях, пастыри?» – «Мы ищем, – отвечали пастыри, – Спасителя Христа». Женщины (каноники) отдергивали завесу, которая скрывала статую Младенца Иисуса. Указывая на нее, они говорили: «Вот он – этот Младенец со своей Матерью».

Тогда пастыри преклонялись перед Ним и приветствовали Деву Марию гимном: «Будь благословенна, Царица Неба», а потом торжественной процессией возвращались в алтарь. При этом они пели: «Аллилуйя, аллилуйя! Воспойте же Его пришествие!» Затем следовал возглас священника, которым начиналась обедня.

Вот эта древняя мистерия и называлась «Вертепным действом». Как «вертеп» она была известна в Западной Украине, куда перешла из Польши, которая, в свою очередь, получила ее из Германии. В мюнхенской рукописи XIII века есть описание рождественского действа, исполнявшегося монахами.

Автор этой мистерии был, несомненно, лицом церковным – монахом и, может быть, одним из преподавателей в монастырской школе. Воспитанники таких школ обычно принимали участие в представлении мистерий, и не случайно, что эта рукопись была написана в Мюнхене, ведь «монах» по-немецки – «мюнх», и город рос когда-то вокруг монастырских стен…

Интересно, что Византия в этом отношении опередила Запад: здесь мистерии появились уже в V–VI веках, а в X–XI веках в церкви Святой Софии в Константинополе и других городах торжественно устраивались драматические представления.

Кукольные рождественские мистерии были известны в Европе с XVI века, и на протяжении веков формировались ее многочисленные разновидности: это касалось и архитектуры сцены, и текста представления. В Польше такие представления назывались «шопками», на Украине – «вертепами», в Белоруссии – «батлейками».

Вертеп как кукольный театр представлял собой переносной ящик из тонких досок или картона. Внешне он напоминал домик, который состоял из одного или двух этажей. Чаще всего встречались двухэтажные вертепы.

В верхней части игрались драмы религиозного содержания, в нижней – интермедии, комические бытовые сценки. Это определяло и оформление частей вертепа. Верхняя часть («небо») обычно оклеивалась изнутри голубой бумагой, на задней ее стене были нарисованы сцены Рождества; или же сбоку устраивались макет пещеры либо хлева с яслями и неподвижные фигуры Марии, Иосифа, Богомладенца Христа и домашних животных.

Нижняя часть – «земля» или «дворец» – оклеивалась яркой цветной бумагой или фольгой, посредине на небольшом возвышении устраивался «трон», на котором находилась кукла, изображающая царя Ирода. В дне ящика и в полочке, разделявшей ящик на две части, были прорези, по которым кукловод передвигал стержни с прикрепленными к ним неподвижно куклами – персонажами драм. Передвигать стержни с куклами можно было вдоль ящика, куклы могли поворачиваться во все стороны. Справа и слева каждой части были прорезаны «двери»: из одной куклы появлялись, в другой исчезали.

Кукол обычно вырезали из дерева, изредка лепили из глины, красили и наряжали в матерчатую или бумажную одежду и закрепляли на металлических или деревянных стержнях. Если в «шопках», «вертепах», «батлейках» использовались куклы на палке, то в бельгийских театрах применялись тяжелые марионетки на проволоке длиной до одного метра, а в провансальских вертепах куклы были наполовину механизированными: каждая из них имела собственный механизм, приводящий в движение конечности, а для движения в пространстве была необходима помощь аниматора.

В Центральной и Западной Европе были популярны мистерии стационарные – непереносные. Их показывали на сцене, унаследованной от барочного театра. Такая сцена имела просцениум, в глубине – задник-перспективу, иногда по бокам кулисы. А вот постоянные чешские и итальянские вертепы строились под крышей, но как бы в открытом пространстве, то есть в пространстве, не ограниченном сценической рамой. Сцена такой мистерии поднималась кверху несколькими планами, причем куклы могли действовать на каждом этаже.

Представление состояло из мистериальной драмы «Царь Ирод» и из бытовых сцен. Исследователь народного театра Н.Н. Виноградов в своей работе «Народная драма. История русской литературы» так описывал вертепное представление в России:

«Действие открывается благовестием о рождении Христа. Новорожденному идут поклониться и принести дары пастыри и три царя (волхвы – мудрецы Востока). Затем в нижнем ярусе происходит торжественный выход царя Ирода, который призывает воинов и велит им избить (убить) младенцев “сущих первенцев”. Воины уходят и возвращаются обратно, ведя с собою к Ироду Рахиль, которая не дает на смерть своего ребенка. Она со слезами, на коленях умоляет Ирода пощадить своего младенца, но царь неумолим и приказывает поднять малютку на копье. Рахиль с рыданиями мечется по сцене, проклиная Ирода. Воин выгоняет ее вон. Оставшись один, Ирод начинает помышлять о смерти и, желая избежать ее, окружает себя караулом. Раздается песнь, возвещающая приближение страшной гостьи, слышится страшный треск – и на сцене вырастает зловещий скелет с косою на плече – Смерть. Стража в ужасе бежит, а трепещущий Ирод начинает умолять о пощаде. Смерть вызывает к себе на помощь черта, являющегося с криком “гу-гу-гу!”. Узнав в чем дело, он велит сестре поднять косу и убить Ирода, которого затем и тащат в ад со словами:
О, проклятый Ироде,
за твоя превеликия злости
Поберу тя в преисподнюю бездну
и с кости.

Этим заканчивается первая серьезная часть вертепной драмы. Вторая часть состоит из неодинакового в различных местах количества сцен и диалогов, представляющих самостоятельную обработку сюжетов из народной жизни. Сцены эти часто совершенно не связаны одна с другою и могут следовать в произвольном порядке. Все действие в этих сценах заключается почти исключительно в том, что типы различных национальностей, полов и профессий дерутся или пляшут».

Читайте также:
Праздник Василия Великого: история, значение и смысл, традиции и литургия

Постепенно первая часть представления сокращалась, а вторая, наоборот, расширялась. Действующими лицами сценок с бытовым содержанием были мужик, барин, франт, «новомодные барыни», солдат, священник, еврей-шинкарь, цыган и другие персонажи.

Когда вертепная драма разыгрывалась не только куклами, но и живыми любителями, тогда она носила название «живой вертеп».

Со временем вертепщики, то есть кукольники, становились профессиональными бродячими исполнителями. Обычно кукловод был владельцем и вертепа, и кукол. Во время представлений он, стоя за ящиком, приводил в движение кукол, водя их по прорезям в полу ярусов вертепного домика. При этом вертепщик произносил текст драмы, изменяя тембр голоса и интонации речи, чем создавал иллюзию, что представление играется несколькими актерами. Он помнил текст наизусть и мог его изменять в зависимости от условий выступления.

На Руси вертепный ящик часто напоминал не пещерку, а часовенку, олицетворяющую Церковь Христову. При хождении с таким вертепом дети распевали духовные песни или все вместе пели рождественский ирмос. Бывало, что вертепы никто не носил, а ставили их в середине храма, убирали цветами и хвойными ветками, внутрь ставили икону Рождества Христова. Очень радовались прихожане такому праздничному чуду.

И в наши дни эта традиция не забыта в церкви: во все дни Святок, до праздника Богоявления Христова, любой может зайти в храм и поклониться Богомладенцу Христу.

От редакции

Некоторые педагоги сумели по-новому использовать вертепную традицию, чтобы по-старому добро и понятно раскрыть детям историю Боговоплощения, так, чтобы их питомцы сами приняли участие в поисках и поклонении новорожденному Спасителю и запомнили этот свой личный опыт. И никому не заказано дерзать – изобретайте свои вертепы. А пока что мы послушаем педагогов из клуба «Преображение» г. Москвы Ю.А. Харитонову, Е.И. Мещерякову, Н.П. Сергеевскую.

– Мы стали выезжать под Рождество на турбазу «Елочка» под Тарусой с 1998 г. Там перенесли мы вертеп в лес. В первый раз это был маленький вертеп, слепленный из снега по подобию вертепов у храмов. Подрастали наши маленькие детишки, с ними вместе вырастал и наш вертеп – теперь это уже настоящий шалаш из лапника и снега, куда можно войти в рост.

Идея эта родилась неожиданно. Мы приехали готовиться к встрече Рождества. Конечно, со святочными рассказами и церковными разговорами, конечно, с подготовкой к причастию и с сочивом, самими нами приготовленным. Разговор о празднике Рождества Христова естественным образом вывел на тему пещеры, в которой родился наш Господь. Обстановка, в которой мы находились, подсказала идею сооружения «вертепа» в лесу.

«Давайте тоже пойдем, как волхвы, искать вертеп!» – решили мы.

Мы, взрослые и руководители поездки, хотели, чтобы дети всей душой почувствовали величие праздника, его реальность и одновременно его чудесность.

Дома часто не увидишь, а то и не поймешь, что творится с природой: то вдруг выпадет мягкий снег после слякоти и дождей, а то в обложенном тучами сумрачном небе появится звезда, то ветер сорвется, то тишина водворится… Природа вместе с нами идет навстречу Рождественскому чуду.

…Мы решили, что дорога к лесному вертепу будет непростой, детей будут ждать трудности и приключения. То повстречаются им «волхвы» или «пастухи», которые зададут вопросы, а за ответы на них помогут найти верный путь; то вдруг на дороге попадется конверт с головоломкой, которую нужно быстро решить и в ней найти путеводную нить к вертепу, то совсем неожиданно встретится клубок, который катится по темному лесу, а когда-то свеча то загорится, то погаснет в лесной чаще, указывая верный путь, а колокольчик нежным звоном позовет к вертепу…

Сюжет поиска лесного вертепа всегда святочный, но сценарий может быть разным. И конечно, самый красивый, таинственный и чудесный момент – это встреча у вертепа, заранее втайне сделанного взрослыми. Он украшен бусами, свечами и в центре его рождественская икона Божией Матери с Младенцем.

Здесь перед иконой мы не читаем стихи и не поем песни – мы не делаем ничего, что интерпретирует событие по-своему, мы просто и строго читаем главу Евангелия о Рождестве Иисуса Христа. Текст Евангелия исключает актерство, требует внутреннего отношения к происходящему. За этим скромным и непритязательным действием разворачивается история Рождества Христова… После тропаря искатели вертепа вереницей светящихся бумажных фонариков возвращаются из леса домой к самому главному – рождественской литургии для встречи с Христом.

Наверное, ребенку интересно прочесть дома евангельские рассказы о Рождестве, но вместе с друзьями встретиться с историей светлого праздника в необычной обстановке, в лесу, когда каждый старается внести свою лепту в подготовку праздника, принести свой дар новорожденному Спасителю – незабываемое событие в жизни. А дальше их ждет продолжение праздника – тропари, колядки, православные детские песни понесут маленькие христославы всем окружающим. Они будут ходить с Рождественской звездой и славословить родившегося Богомладенца.

Когда-то хорошим подарком на Рождество был пряник, который появился на Руси еще в IX веке. Мы заменили этот обычай печь особые пряники строительством пряничного терема из тех сладостей, которые наколядовали христославы. Процесс приготовления домиков сложный, торжественный и по-настоящему веселый! Производим мы это строительство все вместе, а можно и разделившись на команды, учитывая выдумки, которые любому в голову придут: дело это сложное – непросто построить дом из печенья. Детали дома хрупкие, ломаются, и с первой попытки невозможно соединить стены. И какое счастье съесть сладкий терем за праздничным чаем с друзьями, когда вокруг лес, зима, снег, а завтра всех ждут лыжи, санки и снежная крепость.

Рождественский вертеп своими руками: куклы и сценарий на Рождество

Рождественский вертеп и как его сделать: куклы и сцены. Рождественский сценарий для детей

Александр Греф художественный руководитель бродячего кукольного театра “Вертеп”, Москва

  • Рождественский вертеп своими руками
  • Вертеп: сценарий для детей
  • Адаптированный текст вертепной драмы (по записи Н. Виноградова)
  • Вертеп: как сделать кукол своими руками
Читайте также:
Праздник Успение Пресвятой Богородицы: история и происхождение, значение и смысл, традиции

Рождественский вертеп своими руками

Подарите ребенку на Рождество то, что лучше всего на свете – театр! И не простой театр, а самый красивый, самый таинственный и самый древний – кукольный вертеп!

Чудесное это действо живет в России более двухсот лет. Играли его на Святки от Рождества до Крещения по всему христианскому миру. Вертеп играли для себя и соседей, переходя из дома в дом, повторяя игру с песнями и колядками.

Вертепные ящики в старину делали очень большими: в два, даже три этажа, со сложными украшениями – и хранили затем как реликвии долгие годы. В них куклами управляли снизу, через специальные щели в дне ящика. Позднее появились одноэтажные вертепы, сделанные попроще, из подручных материалов – может быть, они не были предназначены для длительного хранения и каждый год изготавливались заново. В них кукловод управлял куклами сверху, с помощью прута.

Классический двухэтажный вертеп
1 – Святое семейство.
2 – Люки для вывода кукол на сцену.
3 – Место для светильников.
4 – Щели для ведения кукол.
5 – Кулисы.
6 – Маленькие отверстия в заднике для глаз кукловода.
7 – Полое пространство под сценой для руки, держащей куклу.
8 – Ирод на троне.
9 – Смерть и Черт.
10 – Вифлеемская звезда.

Текст вертепного действа передавался из уст в уста с добавлениями и сокращениями, и за века в нем сплавились и языки, и обычаи. Но как дороги трепет и пиетет, с которыми наши предки относились к Рождественской истории! Никому не пришло в голову вложить текст в уста Пресвятой Богородицы или младенца Христа. Сцена Рождества – картина, икона, знак. Она освящает все действо. Мы знаем нарисованные сцены со Святым семейством, знаем выполненные в куклах – люди создавали их кто как умел, по силе своей любви. Если вы решили сделать двухэтажный вертеп, то Святое семейство должно быть помещено наверху, в одноэтажном вертепе – справа от сцены (слева для зрителей). Символика вертепного действа проста и строга: вверху (справа) – рай, внизу (слева) – ад. Никогда живущие в раю – Святое семейство, ангелы, пастухи, волхвы – не переходят вниз; никогда жители ада – черт, смерть, царь Ирод, его войско – не поднимутся наверх.

Замечательно готовить вертепное действо всем вместе, всей семьей и показать в Рождество самым маленьким. Вертеп можно – и нужно! – играть каждое Рождество, и потому действо год от года можно усложнять.

Вертеп: сценарий для детей

  1. Изображение Святого семейства, пастухов, яслей, животных, заглядывающих в окна, – в общем, изображение Рождественского вертепа. На фоне вертепа разворачивается первая сцена явления Ангела, возвещающего Благую Весть. Она повторяется в конце действа при зажигании Вифлеемской звезды.
  2. Внутренние покои дворца Ирода. Могут быть просто нарисованы на заднике. Царский дворец обозначается троном, у которого стоит или на котором сидит царь Ирод. Царь Ирод призывает к себе воинов и приказывает идти в Вифлеем – убить всех мальчиков, “сущих первенцев”. “Ходили мы в Вифлеем, – отвечают воины, – избивали младенцев, но одна лишь Рахиль не дает свое чадо убить”.

Входит Рахиль с младенцем на руках и просит у царя милости. Страшный царь велит “избить” и этого, как ему кажется, последнего младенца. Ибо не может знать царь земной, что те, кого он ищет, ушли нищими под покровом ночи в Египет. Воин наклоняется и пронзает копьем младенца на руках Рахили. О, ужас! Ужас! Ужас. Плачет Рахиль. Выходит ангел и утешает ее: “Не плачь, Рахиль, твое чадо на небе, у Царя Небесного в руках!”.

Ирода охватывает жестокий страх, и он пытается оправдать свое злодеяние необходимостью. Но не тут-то было! К нему является Смерть с косою. “Пора тебе, Ирод, сойти в ад!” – восклицает она и отсекает дрожащему царю голову. Со страшным шумом выскакивает Черт и утаскивает Ирода в ад! Ужас, тишина и пустота.

Но что это? Мы слышим тихое пение. Это ангел небесный славит спасенного Христа! Вновь выходят пастухи с овечками поклониться Святому семейству. Злу воздано, радость возвращается в мир! Гаснут свечи на сцене, и тихо-тихо загорается Вифлеемская звезда. Путеводная звезда надежды и веры.

Все вертепное действо длится от 10 до 20 минут, в зависимости от текста и музыкального сопровождения.

Адаптированный текст вертепной драмы (по записи Н. Виноградова)

Из правой двери выходит Ангел и идет к пещере с пением.

Ангел. Дево днесь пресущественного рождает,
И земля вертеп к непреступному приносит,
Ангелы же с пастырями славословят,
Волствии же со звездою путешествуют,
Нам бо ради родися,
Отроча млада, предвечный Бог.

Ангел поклоняется и уходит.

Выход трех царей.

Цари. Шедше трие цари
Ко Христу со дары,
Ирод им предвластен,
Куда идут, спросити.
Идем к Рожденному,
Идем поклониться.
Идем поклониться,
Пред Царем явиться,
Аще поклонюся,
Пред Царем смирюся,
Где Христос родися,
Там звезда явися;
Звезда грянет чудно
С востока до полудня.

Голос из-за сцены. Ангел им являет, На путь наставляет.

Выходит к ним Ангел.

Ангел. Идите иным путем,
К Ироду не ходите:
Ирод смущает,
Волхвов созывает,
Младенцев избивает.

Цари. Шедше трие цари
Во свои во страны,
Христа славословят,
Чая в небе быти,
На веки хвалити.

Цари и Ангел уходят.

Выходит царь Ирод, садится на царский трон.

Ирод. Аз есмь царь,
Кто может мя снидь?
Пошлю своя воины
В страны вифлеемския
Избить младенцев,
Сущих первенцев.

(Встает на троне с громким говором.)

Воины мои, воины,
Воины вооруженные,
Встаньте предо мной.

Воины входят и становятся перед царским троном.

Воины. Почто, царю, нас призываете,
Что творить повелеваете?

Читайте также:
Праздник Жен-мироносиц (Православный женский день): история и происхождение, значение и смысл, традиции

Ирод. Подите в страны вифлеемские,
Избейте всех младенцев,
Сущих первенцев.

Воины. Ваше царское величество,
Ходили мы в вифлеемские страны,
Избивали всех младенцев,
Сущих первенцев.
Одна госпожа Рахиль
Не дает своего чада убить,
А хочет идти
К вашей милости просить.

Ирод. Кто она такова?
Привести ее сюда!

Воины. Идем и приведем!

Воины уходят.

Воин приводит Рахиль к царю Ироду. Рахиль падает на колени и плачет.

Рахиль. О, царю,
Великий государю!
Помилуйте мое чадо-отрочате,
Чтобы не было чего на том свете отвечати!

Ирод. Воин, возьми его и убей,
Чтобы не было более душе и телу скорбей.

Рахиль. Царь, помилуй мое чадо!

Ирод. Воин, возьми и убей его!

Воин забирает младенца у нее из рук и убивает его пикой. Рахиль падает на землю и плачет.

Рахиль. Ах, увы! Ах, увы!
В горести, печали!
Ах, увы! Ах, увы!
В горести, печали!
Вижу младенца прободенную утробу
И предаюся гробу.

Плач повторяется два раза. Рахиль все время лежит на полу у трона.

К Рахили является Ангел в белой одежде, с крыльями, поднимает ее.

Ангел. Не плачь, Рахиль, восстань, Рахиль.
Увидишь свое чадо
У Царя Небесного в руцех.
Маленькое чадо
В рае будет радо!

В дверь входит Смерть.

Смерть. Полно тебе, Ирод,
Проклятый, безумный,
На сем свете жить.
Пора тебе, Ирод,
Во ад снить!

Смерть царю Ироду на троне голову снимает косой, тело падает с трона. Черт подбегает к телу царя Ирода.

Черт. О, проклятый Ироде,
За твоя превеликия злости
Поберу тя в преисподнюю бездну.

Хватает тело царя Ирода. Ирод проваливается вместе с Чертом в люк (в преисподнюю).

Пастушок и Ангелы выходят с пением поклониться младенцу Христу. Зажигается Звезда.

Пастушок. Нова радость стала,
Яко в небе хвала,
Над вертепом звезда ясна, светла воссияла.
Пастушки идут с ягнятком,
Пред малым Дитятком
На колени упадали,
Христа прославляли:
“Молим, просим, Христе-Царю,
Небесный Государю,
Даруй лето счастливое
Сему Господарю”.

Вертеп: как сделать кукол своими руками

Куклы, управляемые сверху с помощью прута, изготавливаются из любого удобного вам материала: ткани, дерева, бумаги и даже глины.

Размеры кукол диктуются, конечно же, размерами сцены, вертепного ящика. Но в любом случае мы рекомендуем делать их не более кисти руки и не менее длины пальца.

Тщательность проработки деталей куклы – лица, украшений одежды, рук, ног и прочего зависит от вашего желания и вкуса. Однако вертепная драма – зрелище символическое и допускает использование очень условных кукол – без ног, часто без рук, если руки не действуют в сцене, без деталей лица, достаточно лишь глаз, волос и бороды, которые могут быть приклеены, нарисованы, пришиты, но в целом лишь обозначены.

Прут, на который вы будете крепить куклу, должен быть для удобства работы достаточно длинным – по крайней мере, в локоть длиною. При вождении куклы удобнее, когда прут упирается в пол сцены, иначе вам трудно будет определить высоту, на которой находится кукла; а вверху прута сделайте ручку, чтобы кукла не вертелась в пальцах. На уровне плеч куклы желательно изготовить крестовину, тогда будет легче прикрепить куклу к пруту, и она в самый неподходящий момент не начнет вращаться вокруг него.

Прут можно изготовить из проволоки или дерева, крестовину – из палочки, хорошенько обмотав ее ниткой, смазанной клеем.

  1. Царь Ирод. Самая большая и нарядная кукла. По традиции, у Ирода съемная голова – она надевается на штырь, а когда ее “срубают”, висит на красной нитке. Ирод должен по возможности иметь грозное выражение лица. Ноги и руки Ирода в пьесе не действуют и могут быть спрятаны под одеждой.
  2. Ангел. Его украшают серебряной и золотой бумагой. В руках он может иметь цветущую ветвь или колокольчик. Выходит трижды: в первой и последней сценах, во второй сцене сообщает Рахили о том, что ее дитя взято на небо.
  3. Три Царя, Волхвы. Куклы очень условные, все трое крепятся на одном пруте, драпируются различными тканями. Выходят либо единожды – вначале, либо дважды – вначале и в конце – на поклон Младенцу.
  4. Пастух. Кукла может изображать или очень молодого пастушка, или глубокого старика; пастух со своими овцами приходит на поклон к младенцу Христу. Овечки, обычно две – белая и черная, прикрепляются к пастуху.
  5. Рахиль с младенцем. Может быть одета в некий обобщенный женский наряд, иногда с элементами национального костюма. На Украине Рахиль иногда одевали в национальный украинский костюм. Рахиль – мать всех детей, погибших от рук злодеев. Она держит на руках младенца, которого из ее рук можно вынуть. Рахиль появляется лишь во второй сцене.
  6. Воин. Одна или две куклы. (Царь Ирод обращается к воинам во множественном числе, но если воин один – это вполне приемлемая театральная условность.) Воины – очень красочные куклы, здесь воображению можно дать волю: они могут быть в латах, как римские легионеры, в кафтанах, как опричники, и прочее, и прочее. Один из воинов должен обязательно держать в руках пику, которой он убивает младенца. Воины выходят дважды в одной и той же сцене – сначала на зов Ирода, затем, конвоируя Рахиль.
  7. Смерть. Обычно в виде скелета, иногда одетого в хламиду. Смерть держит в руках косу, которой отсекает Ироду голову. Если коса прикреплена к кукле неподвижно, то это движение – главное в сцене – выполняется всем телом. Смерть, резко наклонившись, бьет косою Ирода так, чтобы снять голову со штыря. Голова слетает и повисает на красной нитке. Смерть появляется в действе только один раз.
  8. Черт. Изображение черта часто встречается на иконах: ликом черен, с огненно-красной пастью. Черт выходит на сцену по зову Смерти и уносит тело Ирода в ад. “Уносит” условно – достаточно прижать кукол друг к другу. Сцена с Чертом может проходить на фоне декорации ада.
Читайте также:
Праздник Казанской иконы Божией Матери: история, традиции, значение и смысл

Примечание. Здесь приводится сокращенный вариант вертепной драмы, и состав кукол сведен к минимальному.

Александр Греф,
художественный руководитель бродячего
кукольного театра “Вертеп”, Москва

Рождественский вертеп: из истории возникновения символа чудесного праздника

Рождество Христово — удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда. И это чудо происходит.

Есть прекрасная старинная традиция — под Рождество ставить в доме вертеп.

Вертеп — древнерусское слово. Обозначает оно пещеру. Согласно Священному Писанию, Сын Божий — Младенец Иисус Христос — родился в вертепе, где остановились на ночлег Дева Мария и праведный Иосиф.

В русской православной традиции рождественские вертепы никогда не почитались так, как на западе, откуда они пришли. Сначала на Украину и в Белоруссию, потом — в Россию. В России впервые театральные представления получают благословение только в XVII веке с приходом царя Алексея Михайловича, любившего театральные представления и с удовольствием приглашавшего актеров. Расцветом для российского вертепа становится восемнадцатый век.

Рождественский вертеп — это модель Вифлеемской пещеры с куколками внутри или можно назвать это рождественским театром кукол. Его можно также сравнить с рождественской домашней литургией для детей: воспоминание о рождении Христа, проведенное через куколок, через маленький театрик.

Прошло время, и вот из-под рук мастеров стали выходить вертепы деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса… Изысканные и незамысловатые, большие и маленькие панорамы, воспроизводящие сцену Рождения Спасителя, были своего рода Библией для неграмотных.

Именно с этого рождественского вертепа и начинается история кукольного театра на Руси. Ходили по домам христославы, славившие рождение спасителя, а среди них и те, кто вновь и вновь рассказывал вечную историю о рождении Сына Божия.

Вертеп переходил из деревни в деревню, защищая землю от всего злого, что происходит в мире и символизируя собой ковчег спасения. Зимой его возили на санях, переносили из избы в избу, показывали представления на постоялых дворах. Вокруг вертепа расставлялись лавки, зажигались свечи, и сказка начиналась.

Что же собой представлял рождественский вертеп? Вертеп был простым деревянным или картонным ящичком с прорезями, открытый с бока зрителя, он мог быть до 2 метров в высоту и одного метра в ширину. Сам вертепный ящичек представлял собой домик в два этажа, которые по христианской традицией трактовались как «небо» и «земля», а внизу была дырка — “ад”, куда проваливается Ирод. Вертепник размещался сзади и водил куклу по прорезям в полу, наблюдая за действием в специальные окошечки.

Соответственно рождественской сцене оформлялся и весь верхний ярус домика. Его оклеивали бумагой синего цвета или окрашивали в синий цвет. На крышу домика вырезалась рождественская Вифлеемская Звезда, возвестившая всему миру о чудесном рождении Сына Божия. Эта Звезда была сквозной. С внутренней стороны домика ее подсвечивали свечой. И она действительно сияла мерцающим светом во время рождественского представления.

С внутренней стороны ящик обклеивали белой заячьей шкуркой. Белый цвет символизировал чистоту. В то же время заячья шкурка скрывала прорези в ящике, по которым двигались фигурки.

Вечером для освещения по бокам и вверху ящика подвешивали несколько разноцветных фонариков.

Сцена закрывалась ярким тканевым занавесом или ставнем, скрывавшими от зрителей перестановки между сценками.

Каждый персонаж имел своё игровое пространство и двигался строго в его пределах. Верхний ярус этого домика, собственно, и представлял пещеру Рождества. В нем размещались маленькие ясли, в которых лежал спеленатый Младенец Христос; фигурки Иосифа и Девы Марии, склоненные над ясельками; вол и ослик, согревающие Спасителя своим дыханием.

Эти фигуры нельзя было назвать просто куклами: в них никогда не играли как в куклы, не произносили за них речи. Они изображали рождественскую сцену и были знаками, символами Рождества. Порой вместо фигурок в верхнем ярусе ставили икону праздника Рождества.

Куклы изготавливались из дерева, иногда из глины. Им раскрашивали лица, одевали героев в одежду из ткани и бумаги; к ноге крепили деревянный или проволочный стержень. Вертепщик сам “играл” за всех, меняя голос в зависимости от характера персонажа. За ящиком также также могли находиться музыканты и хор.

Классическая «труппа» вертепа — Богоматерь, Иосиф, Ангел, Пастух, три Царя-волхва, Ирод, Рахиль, Солдат, Черт, Смерть и Пономарь, в обязанность которого входило зажигать свечи на вертепе перед представлением. Каждая кукла крепилась на штыре, за который снизу, как за ручку, может взяться кукловод и передвигать ее по специальным щелям в полу сцены.

Младенец в вертепе, как правило, — туго скрученный жгутик из белой материи; овечки, с которыми приходит поклониться Христу пастух, — кудрявый комочек пряжи. Как правило, герои в вертепе деревянные или тряпичные, из простого дешевого материала — их легко смастерить, легко переносить.

Однако среди вертепщиков существовало неписаное правило: кукла, изображающая Богородицу, должна быть сделана иначе, нежели все остальные, как будто ее мастерил другой художник. Поэтому образы Богородицы и Спасителя создавались мастерами-вертепщиками с особой тщательностью. Иногда вместо куклы Божьей Матери ставили икону.

Существовали некоторые незатейливые хитрости вертепа. Например, как волхвы становятся перед Младенцем на колени? (Как оказалась, чурочка, из которого изготавливался волхв, была короче одетой на него драпировки). Как у Ирода голова с плеч слетает, когда Смерть ее срезает косой? (Кукла Ирода делалась не из цельного куска дерева, а прикреплялась на штырек, за который водят персонажа. Чуть потянешь штырек вниз — и голова с плеч!)

Как же происходило действо?

Верхний ярус вертепного ящика назывался “небом”, “пещерой” или “хлевом”; изнутри он оклеивался голубой бумагой со звездочками из фольги; на задней стене изображалась сцена Рождества, либо рядом с ней устраивалось подобие пещеры или хлева с яслями, а также неподвижные фигурки Марии, Иосифа, младенца Иисуса Христа, домашних животных.

Читайте также:
Неделя о блудном сыне: как и когда празднуется, история, значение и смысл

Нижний ярус назывался “землей” или “дворцом”; здесь разыгрывались эпизоды злодеяний и наказания царя Ирода, а также бытовые сценки комического и сатирического характера. “Дворец” украшался яркой цветной бумагой, блестками; в центре располагался трон, на котором сидел Ирод. Около трона с обеих сторон иногда закреплялись неподвижно по три воина, вооруженных пиками и мечами. Остальные куклы “входили” и “выходили” через две двери в боковых стенках ящика.

Во второй части представления показываются бытовые сценки, затем герои «прощаются» со зрителями.

По свидетельству современников, вертеп был любимой святочной забавой и нравился самым разным зрителям, вне зависимости от возраста, происхождения и социального положения.

Со временем вертеп превращался в привычный для нас кукольный театр, ведь с годами куклы обрастали различными механизмами, позволяющими двигать конечностями.

Хотя украшение церквей рождественскими сценками сейчас плотно ассоциируется в нашем сознании с католической традицией, но в XVIII–XIX веках на Украине, в Белоруссии, на Псковщине и в Сибири в рождественские дни можно было встретить детей и взрослых, ходящих с вертепом и дающих незамысловатые представления. Это были предвестники кукольных театров — их более назидательный, но не менее красочный и любимый народом вариант.

Обычная картина для деревенского предрождественнского пейзажа: ребятишки в высоких самодельных коронах с палками в руках представляют «персидских царей», которые пришли поклониться маленькому ребенку. С ними путешествует украшенный позолоченной бумагой и неприглядными рисунками маленький деревянный ящик, рукотворный вертеп или праздничный театр для кукол с крышей из двух досок. Обычно дети в костюмах возили свой рождественский короб на санках, а поднявшись на крылечко, просили у хозяев домов разрешения колядовать. Если они были согласны принять колядки, малыши вносили свой театр в домишко, клали его на два стула либо стол, и сказка начиналась.

Уже к концу века балаганные сценки, игравшиеся в нижнем этаже, оказались более значимы, чем события «горнего яруса». Вертепщики же стали носить чудесный ящик по ярмаркам не только на Святки, но ходили с ним вплоть до Масленицы. Известно, что некоторые артисты ездили с вертепами даже на Нижегородскую ярмарку. К слову, «уставщица всей российской торговли» открывалась 15 июля!

Октябрьская революция 1917 года и последовавшая вслед за ней антирелигиозная кампания решили судьбу рождественских представлений. Они, как и традиционная Елка, оказались под строгим запретом. Вскоре были утрачены тексты вертепных спектаклей и забыты секреты вождения кукол. Только в 1980 году началось возрождение традиционного вертепа.

Главные зрители и посетители рождественских вертепов — дети. И не нужно долго объяснять, почему: глядя на таинственные вертепы, они словно переносятся умом и сердцем в Вифлеем, к яслям Младенца Христа.

Вертеп в Псково-Печерском монастыре

Вертеп в Киево-Печерской лавре

Снежный вертеп у Свято-Троицкой Церкви в Томске

Снежный вертеп в Академгородке, Томск

Снежная часовня у храма Смоленской иконы Божией Матери, Дубна

Вертеп изо льда. Екатерининский собор в Царском Селе

Вертеп с настоящими животными в Пятигорске.

Софийский собор, Царское Село

Кто-то покупает вертеп в магазине или на ярмарке, кто-то предпочитает мастерить сам. В Европе эта традиция никогда не прерывалась, ей уже много веков.

Как прикоснуться к чуду Рождества — особенно если в доме есть маленькие дети? Одно из возможных решений — сделать вертеп. Совместный труд вместе с детьми и другими домочадцами в любом случае подарит радость.

Можно всей семьей сделать вертеп, а потом читать добрые рождественские рассказы, иногда, по возможности, оживляя действие.

Но при изготовлении вертепа нужно знать некоторые правила его построения. Символика осталась неизменной: рай вверху, ад внизу. Фигурки святого семейства располагают на верхнем ярусе, если вертеп двухьярусный и слева, если он одноярусный. А озвучивают только земных существ.

Вертеп был и остается одной из любимых традиций празднования Рождества. И каким бы он ни был, статичным, механическим или даже живым, с участием актеров-людей, для зрителя он, прежде всего, — чудесный знак, указывающий на ту самую, Вифлеемскую, пещеру.

Рождественское

В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен его волос.
Бык дохнул в лицо младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть дитя бочком.
Присмиревший белый козлик
На чело его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:
“Посмотреть бы на ребенка
Хоть минуточку и мне!”
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине.
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: “Смотри скорей. ”
С. Чёрный

Вертепное представление на Рождество Христово

Каждый год православный люд 7 января празднует Рождество Христово. Этот великий праздник венчает Рождественский пост, во время которого христиане готовятся к этому радостному событию. Многие в своих домах устанавливают Рождественский вертеп.

Что это такое

Что такое Рождественский вертеп? В переводе со старославянского языка это «пещера». Именно в ней и появился на Свет Иисус Христос.

Пещера Рождества Христова расположена под амвоном Рождественской церкви в Вифлееме. То место, где появился на Свет Божий Иисус Христос, отмечено на полу собора звездой серебряного цвета. Над ней теплятся 16 лампад, а чуть дальше расположено место, куда Царица Небесная после родов переложила Своего Сына — придел Яслей.

В полном понимании самого слова, ясли — это кормушка для животных. В XVI веке ясли как великую святыню вывезли в Рим, а то место, где они находились, обложили мрамором.

Устройство современного вертепа

Мини-пещера имеет вид ящика-домика, в котором имеется несколько этажей и прорези для управления куклами. На верхнем ярусе разыгрываются сцены жития Святого Семейства, нижний же изображает дворец царя Ирода.

Читайте также:
Именины Алексея: когда по церковному календарю 2020

Ранее на Руси вертеп возили на санях, переносили из одной избы в другую, показывали представления на постоялых дворах, где ночевали экипажи проезжающих путников.

Вокруг вертепа расставлялись скамьи, зажигались свечи и начиналась волшебная сказка. Ее героями были Богородица, старец Иосиф, Ангел, пастух, волхвы, царь Ирод, Рахиль, солдат, черт, пономарь и смерть. Каждую куклу кукловоды укрепляли на штыре, за нижнюю часть которого можно было взяться рукой и тем самым управлять куклой. Управление и передвижение сказочных героев происходило через специально устроенные щели в полу сцены.

Богомладенца обычно изготавливали из белой материи, которую туго скручивали в жгут. Овечки для пастуха исполнялись из кудрявой пряжи, свернутой в комочек. Остальные герои сооружались из дерева или тряпок, тем самым их было легко мастерить и переносить с места на место.

Важно! Среди актеров-вертепщиков существовало правило: кукол, изображающих Богоматерь и Иисуса, необходимо было исполнять с особой тщательностью и они должны отличаться качеством исполнения от других фигурок.

Бывало, что вместо фигуры Девы Марии актеры ставили Ее икону.

Роль рождественского вертепа в христианском воспитании детей

Ребенок, воспитывающийся в православной семье, имеет познания о Боге и знает, что такое Рождественский вертеп. А когда он приходит с родителями или крестными в праздничные дни в церковь, слушает главу из Евангелие о рождении Христа, то его взору представляется волшебный вертеп.

Его история как бы оживает в детском сознании.А домочадцы, решившие устроить вертеп у себя дома, поступят очень мудро. Символика двухъярусной пещеры неизменна: рай расположен вверху, ад внизу. Фигурки семьи Иисуса находятся на верхнем ярусе с левой стороны.

О воспитании детей в вере:

Пусть чадо внесет свою детскую лепту, тем самым он ощутит своей чистой душой приближение Рождества, любовь Спасителя к каждому человеку на земле, особенно к детям.

Отличным времяпровождением станет чтение добрых рождественских сказок и рассказов у домашнего вертепа. Хорошо, если будет возможность оживлять читаемое действие.

Сценарии

Обычно школьные театральные коллективы, прихожане храмов и артисты театров устраивают представления, разыгрывая события рождественской ночи. Это есть способ прикоснуться к чуду!

На сцену устанавливается вертеп, в него помещаются ясли, фигурки Пресвятой Богоматери, Ее супруга Иосифа. Рядом располагаются фигурки животных, которые согревали новорожденного Богомладенца своим дыханием. Здесь же ставятся фигуры пастухов и волхвов, пришедших к Нему с Дарами.

Верх вертепа увенчивает Вифлеемская звезда — символ рождения Спасителя.

Еще о развлечениях для детей:

Вариант Рождественской сказки

Ведущий: Друзья! Каждый из нас знает о существовании праздника Рождества. Об истории его появления мы сейчас вам расскажем!

Перенесемся более чем на 2000 лет назад и окажемся в Иудее, которой управляет император Август. Однажды он захотел узнать точную численность своего государства. Он указал слугам организовать перепись горожан, в том числе и младенцев. Для этого каждый человек должен был вернуться в тот город, где он родился…

А в это время будущие родители Иисуса отправлялись в Вифлеем.

Август: Мне, великому императору, никто не смеет возражать! Я интересуюсь, сколько же в моем царстве подданных!

Иосиф: Мария, наш ребенок уже совсем скоро родится и тебе сейчас наверно очень тяжело его носить?

Мария: Не переживай, муж мой. Все хорошо.

Иосиф: Садись верхом на осла, я его поведу, тебе так будет легче.

По приезде в Вифлеем Иосиф не смог найти пристанище, поэтому пара пошла искать укромное место. Они его нашли только к ночи — это была пещера, куда пастухи загоняли скот в непогоду.

В эту ночь Мария произвела на свет младенца. Родители запеленали малыша, а колыбель они соорудили из кормушки для животных, которая называется ясли. Дно яслей они застелили слоем соломы и уложили новорожденное чадо спать. Мальчика нарекли Иисусом.

Вскоре пастухи узнали от спустившегося к ним ангела радостную новость. А в момент Его рождения на небосводе загорелась новая звезда, которую назвали Вифлеемской.

Пастухи отыскали Ребенка, поклонились Ему и рассказали о видении Ангела.

Пастухи: Случилось нам видение от Бога, Он указал нам сообщить всем вокруг о рождении Богомладенца.

Волхвы тоже заметили на небе новую звезду и поняли, что она есть символ рождения Мессии. Они отправились к Августу, чтобы узнать место рождения Богоносного чада.

Волхвы: Приветствуем тебя, император! Подскажи нам, не знаешь ли ты, где родился Спаситель всех людей? Ведь сегодня на небосклоне зажглась новая звезда, означающая Его рождение!

Август: Согласно пророчеству, Он должен был родиться в Вифлееме. Отправляйтесь в путь и найдите Его, дабы я тоже принес свои дары.

В пути Вифлеемская звезда указывала верный путь волхвам, как бы ведя за собой. Когда путники дошли до пещеры, то звезда остановилась. Волхвы вошли в пещеру, поклонились Малышу, преподнесли Ему золото, смирну и ладан.

Волхвы: Приветствуем тебя, Спаситель!

Мария и Иосиф увидели, что путники очень сильно устали, поэтому им было предложено заночевать в вертепе, а с утра вновь пуститься в дорогу. Волхвы согласились, но ночью к ним вновь явился Ангел Божий.

Ангел: Не вздумайте вернуться к императору, идите домой иной дорогой.

Ангел: Иосиф, твое семейство в страшной опасности, срочно бери Марию и Иисуса, все вместе отправляйтесь в Египет.

Молодая семья той же ночью отправилась в Египет, дабы уберечь своего новорожденного Ребенка.

Пришедший в Русскую землю из Западной Европы, вертеп сроднился с русскими традициями. Именно в нем соединились культурные традиции разных стран, святочные домашние спектакли и народные представления.

Совет! В настоящее время присутствует добрая традиция: в ночь перед Рождеством люди ставят на окне возженную свечу, чтобы Святая Семья знала, что в этом жилище она может найти пристанище.

Все о рождественском вертепе: от истории до традиций современности

Значение слова «вертеп»

На языке древних славян термин значит «пещера». Иными словами, это место, где на свет появился Иисус Христос. В Вифлеемском храме оно обозначено серебристой звездой, которая находится перед главным иконостасом и освещается 16 лампадками.

Читайте также:
День памяти Андрея Первозванного: история, традиции, значение и смысл

Сегодня под этим словом понимается театральное, художественное или скульптурное олицетворение рождения Христа. Чаще всего действо представлено именно кукольным театром, где главные роли играют артисты из народа. Однако у слова существуют и другие значения, например, «бедное жилище».

История вертепа

По мнению историков, первое вертепное представление было показано в XIII столетии. Автором сего действа был монах Франциск Ассизский, который позже был причислен к рангу святых. Чтобы напомнить людям о Рождестве Христовом, он воссоздал события давно минувших дней посредством живой панорамы. Со временем такие вертепы распространились по всему Старому Свету, став просветительским инструментом для малограмотного народа.

На Руси рождественские театральные представления стали популярными спустя три века после Крещения. Зачастую они представляли собой кукольные спектакли, где герои рассказывали людям об истории рождения Спасителя. Они пользовались таким успехом, что спустя некоторое время стали появляться целые династии вертепщиков. К концу XIX столетия основной сюжет стал дополняться бытовыми сценками и юмором, которые вскоре оттеснили на второе место главную идею представления.

Популярность таких спектаклей пошла на спад только с приходом коммунистической власти. Православие в Советском Союзе не приветствовалось, церкви уничтожались, а все, что было связано с религией, каралось законом. Возрождение вертепных представлений началось только к концу ХХ века.

Вертепное представление

Реаниматором рождественского театра стал режиссер Виктор Новацкий, который по крупицам собрал, а затем воссоздал прежние традиции вертепов. С тех пор именно его сценарий стал основой для современных представлений.

Устройство

Кукольный вертепный театр – это большой ящик с двумя отверстиями, где участники водят прикрепленных к шестам персонажей. Празднично украшенное сооружение поделено на три зоны, каждая из которых имеет свое значение:

  • верхняя часть – пещера, где на свет появился младенец Иисус;
  • нижняя часть – Иродов дворец, а также бытовые сценки;
  • дыра – ад, куда в конце бес забирает царя.

Кукольный театр – это большой ящик с двумя отверстиями

Устройство является настолько простым, что раньше бродячие артисты с легкостью путешествовали с ним по всей Руси. Чтобы начать представление, им достаточно было разложить ящик и устроить импровизированный зрительский зал.

Куклы

Персонажей для рождественского представления, как правило, делают своими руками из подручных материалов. Все они дополнены длинной палкой для более удобного управления.

Образ Богородицы делают по особым правилам, а потому она отличается от других кукол вертепа. Часто вместо нее можно увидеть настоящую икону Царицы Небесной.

Герои театрального представления, в отличие от традиционных кукольных спектаклей, практически неподвижны во время рассказа. Этот прием используется для того, чтобы сделать больший акцент на ведущем персонаже. Со времен создания вертепа герои остаются неизменными:

  • Ирод – один из главных героев, который до самого конца остается на виду у зрителя и покидает сцену только после того, как Смерть отсекает ему голову косой;
  • Смерть – призвана страшить публику, а потому ее образ воспроизводится наиболее зловеще;
  • воин – олицетворяет всю царскую рать, которую коварный Ирод послал убить новорожденных мальчиков;
  • Рахиль – женщина, потерявшая единственного сына и символизирующая общее горе всех иудейских матерей, чьи дети были убиты по приказу царя;
  • Бес – очень подвижная кукла, что подчеркивает скользкость героя;
  • волхвы – три куклы, прикрепленные к одному шесту, как символ триединства персонажа;
  • пастухи – зачастую этих героев наряжают в традициях той местности, где дают представление, чтобы олицетворить весь народ;
  • куклы Святого семейства – статичные персонажи, не имеющие реплик на протяжении всего спектакля;
  • Ангелы – куклы, облаченные в белоснежное одеяние, крестообразно перепоясанное специальной лентой;
  • Звезда Вифлеема – главный атрибут рождественского представления, призванный вызывать у зрителя восхищение своей красотой.

Есть еще один персонаж, который был придуман специально для придания вертепу большей зрелищности – Пономарь. Именно он зажигает и тушит свечи, а также может перемещаться по этажам, чего не могут делать другие герои. Чтобы Пономарь смог выполнять свои функции, ему делают длинные руки или оборудуют куклу особым механизмом.

Вертепное действо

Основой для рождественского спектакля послужила библейская история о рождении Иисуса Христа. Начинается представление с зажигания свечей, что погружает зрителей в волшебную, сказочную атмосферу.

Изначально вертеп состоял только из одного акта, однако позже добавился второй, где актеры показываются бытовые сценки из обычной жизни людей. В первом акте герои рассказывают о появлении на свет Сына Божьего. Ангел разносит всем благую весть, а к новорожденному младенцу приходят Пастухи, которых привела к пещере Вифлеемская Звезда. Туда же являются и три Волхва со святыми дарами (смирной, ладаном, золотом). Они ведают, что сообщили радостную новость царю Ироду, однако Ангел строго предостерегает их от такого поступка.

Основой для рождественского спектакля послужила библейская история о рождении Иисуса Христа

Властитель Иудеи боится, что Сын Божий заберет у него бразды правления, а потому отдает Воину жестокий приказ убить всех новорожденных. Испугавшись, к царю приходит Рахиль с младенцем на руках. Она просит того не совершать детоубийство, однако Ирод остается неумолим. Явившийся после смерти ребенка Ангел утешает убитую горем женщину.

За совершенный грех правителя Иудеи настигает Смерть. Она приходит к нему, чтобы забрать его с собой, однако царь уговаривает ее немного повременить. Не слушая царские мольбы, Смерть убивает Ирода, а явившийся Бес забирает его с собой в пекло. По окончании спектакля все персонажи являются на помост, чтобы принять благодарность зрителя и попрощаться. Пономарь тушит свечи, после чего действо официально завершается.

Видео «Рождественский вертеп своими руками»

В этом видеосюжете показано, как сделать вертепный театр.

Роль рождественского вертепа в христианском воспитании детей

Малыши, родившиеся в верующей семье, с детства учатся почитать Бога и познавать Библию. Чтобы наглядно показать малышу историю рождения Христа, дома часто устраивают вертепы, участниками которых становятся сами родители, иногда вместе со старшими детками. Такое сказочное представление помогает лучше усвоить знания, а личное участие дает возможность глубже понять смысл происходящего.

Читайте также:
Праздник Казанской иконы Божией Матери: история, традиции, значение и смысл

У малыша с ранних лет закладываются понятия рая и ада, он узнает об Иисусе Христе, ангелах, а также становится свидетелем того, что зло никогда не остается безнаказанным.

Рождественский вертеп играет важную роль в христианском воспитании

Рождественский вертеп имеет богатую историю. На протяжении многих веков действо вбирало традиции разных времен и народов, обретая форму, в которой мы видим представление сегодня.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рождественский кукольный театр, или Вертеп

Наталья Плахтеева
Рождественский кукольный театр, или Вертеп

Слово “вертеп” происходит от старославянского “вертепъ”– “пещера”. Это название используется православной церковью для обозначения места рождения Иисуса Христа.

Вертеп в узком смысле этого слова – это народное Рождественское представление об истории Рождества Христова, разыгрываемое в специальном ящике. Раньше Вертепное действо обязательно сопровождалось пением различных религиозных песнопений, что и отличало его от светской народной драмы.

Вертепный театр являлся частью народных Святочных колядок и хождением ряженых со “звездой”. Время хождения с вертепом продолжалось все Святки, т. е. с Рождества Христова (7 января) и до Крещения Господня (19 января). Ряженые возили вертепный ящик на санках, когда ходили из дома в дом со своим представлением. Поднявшись на крыльцо, они спрашивали разрешения колядовать. Если хозяева были согласны их принять, колядовщики вносили театр в горницу и представление начиналось. Дети пели тропарь праздника:

«Рождество Твое, Христе Боже наш,

возсия мирови свет разума,

в нем бо звёздам служащии звездою учахуся

Тебе кланятися, Солнцу правды,

и Тебе ведети с высоты Востока.

Рождество Твое, Христе Боже наш,

озарило мир светом богопознания;

ибо тогда — звёздам, как Богу, служившие

— звездою научены были

поклоняться Тебе, Солнцу правды,

и знать Тебя, Восток с высоты.

Господи, слава Тебе!

А далее шло повествование событий истории Святой ночи, когда родился Христос.

В нашем детском саду на Святки традиционно проводится Рождественский праздник. Непременным его атрибутом, занимающим почётное место, является Рождественский кукольный театр или вертеп. У нас есть несколько видов этого театра.

Первый театр я сделала лет шесть назад. Для изготовления пещеры я взяла картонную коробку и декорировала её с помощью папье-маше. Затем красками разукрасила получившуюся пещеру

Чтобы изобразить звёздную ночь, решила сделать задний фон. Для этого взяла картонный лист, выкрасила его чёрной краской, а когда та высохла, приклеила звёзды, примерно изобразив созвездие Рыбы. Согласно легенде, именно там и появилась Вифлеемская звезда

Для показа вертепного театра задний фон крепится к пещере-вертепу специальным крепежом из проволоки

Всех персонажей я сделала из ткани способом традиционной народной куклы

С помощью этого Вертепного театра я каждый год рассказываю детям Рождественскую историю

Наши воспитанники участвовали в городском Рождественском конкурсе. Они изготовили и послали на него три работы. Но жюри выбрало творческую работу «Рождественский вертеп». Его сделала Арина. Пещеру она сделала тем же способом, каким и я, а главных персонажей Арина сделала в технике «Бумагопластика»

Так же дети участвовали и в конкурсе поделок на Рождественскую тему. И появилась вот такая красивая работа в плоском изображении

А однажды руководители детского православного центра «Зерно веры» к Рождественскому празднику предложили нам несколько идей для украшения зала, а также свой Вертепный театр. Все фигуры тонкой работы были сделаны из фарфора

Священник нашего храма, отец Павел, подарил красивые фигуры главных героев Рождественской истории

Собрав их вместе и расположив возле вертепа, они займут почётное место на нашем Рождественском празднике!

Современный Рождественский театр сохраняется в детских садах, в школах, центрах детского творчества. В некоторых семьях родители устраивают свои вертепы, возрождая традицию домашнего театра.

«Любимый театр — кукольный!» Фотоотчет В нашем детском саду педагоги часто показывают детям кукольные спектакли. Кукольный спектакль способствует развитию таких сторон воспитания,.

Фотоотчет «Мой кукольный театр» Наши малыши очень любят кукольный театр. С большим удовольствием смотрят сказки и участвуют в сценках! Хочу поделиться имеющийся коллекцией.

Кукольный театр своими руками т старых ненужных резиновых игрушек отрезала нижнюю часть и выбросила. Для работы нам понадобится только голова от игрушки. Из ненужных.

Кукольный театр «Три медведя» Кукольный театр играет большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости детям. Кукла сама по себе очень близка.

Кукольный театр в детском саду Кукольный театр в детском садуДошкольники очень любят смотреть спектакли кукольного театра. Он им близок, понятен, доступен и очень интересен.

Поездка в кукольный театр (фотоотчет) Родители нашей группы предложили посетить Саратовский областной кукольный театр. Мы воспользовались предложением. Родители организовали.

«Рождественский вертеп». Мастер-класс Рождество- это самый волшебный праздник. Все ждут чуда. Все стараются дарить родным и близким тепло, уют и подарки. Накануне новогодних.

Рождественский вертеп. Фотоотчет В ожидании праздника Рождества Христова на ум приходят слова из детской песенки, которую учили дети в детском саду лет 18 назад: Христос.

Экскурсия в кукольный театр В апреле мы с ребятами побывали в Новосибирском кукольном театре. Ценность этой экскурсии состояла в том, что мы побывали в закулисье театра,.

Экскурсия в Кукольный театр В апреле 2015 года мы с детьми посетили Кукольный театр. Эта экскурсия была приурочена к тематическому проекту в нашей группе «Театральная.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: