Великий Вторник в православии: что это такое, история и традиции, смысл и значение, что нужно и нельзя делать

14 апреля – Великий вторник Страстной седмицы: значение, традиции, запреты, приметы

С 13 апреля началась заключительная неделя Великого поста. Она посвящена последним дням земной жизни и крестной смерти Спасителя. Эта неделя называется Страстной седмицей. Она посвящена воспоминаниям о страданиях, Крестной смерти и погребении Иисуса Христа. В первые три дня этой недели в храмах совершается Литургия Преждеосвященных даров с чтением Евангелия.

Значение Великого вторника

Согласно Евангелиям, во вторник утром Христос пришёл в Иерусалимский храм, где в последний раз проповедовал перед народом. Он произнёс обличительную речь о лицемерии фарисеев, которые хитростью и льстивыми словами хотели «запутать» Иисуса и дать повод донести на него римским властям. Они спросили: «Как Тебе кажется? Позволительно ли давать подать кесарю или нет?»

Стоило Христу ответить «да», как фарисеи бы обвинили его в поддержке римских властей, ответ «нет» мог послужить предлогом объявить Иисуса мятежником. Но Христос попросил принести римскую монету, динарий, на которой было отчеканено изображение императора, кесаря, и сказал: «Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу».

Богословский смысл этих слов заключался в том, что светской власти не стоит вмешиваться в дела веры, а учение Христа находится вне политики.

Притча о десяти девах

Притча повествует о том, как десять дев, взяв свои светильники, вышли навстречу Жениху. Пять мудрых дев взяли с собой запас масла для ламп, тогда как другие пять дев не подумали об этом. В полночь оказалось, что у пяти неразумных дев масло закончилось и светильники перестали гореть. Мудрые же девы воспользовались запасом масла – их светильники не потухли. Пока остальные девы покупали масло, двери дома, куда они должны были войти для встречи с Женихом, уже затворились.

В этой притче девы символично обозначают христиан, светильники – человеческие души, а масло для ламп – добрые дела. Жених же в этом сказании – сам Иисус Христос. Мораль притчи состоит в том, что мудрым христианам следует заранее «запасаться» добрыми и благими делами, и огонь души их не погаснет до прихода Спасителя (Страшного Суда). Когда именно грядёт это событие, Христос не упоминает прямо, а лишь наставляет: «Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, когда придёт Сын Человеческий».

Притча о талантах

Она является как бы продолжением притчи о десяти девах. Таланты – монеты той эпохи. В притче рассказывается, как Хозяин (символически – Иисус Христос), отправляясь в другую страну, призвал своих рабов (прообраз учеников и последователей Христа) и поручил им своё имение. Одному досталось 5 талантов, другому два, третьему – всего один. После того как Он уехал, тот, кому досталось пять монет, употребил их в дело и приобрёл ещё пять монет, то же самое сделал и второй раб – и получил ещё две монеты. Последний раб, которому достался один талант, закопал его в саду в землю.

Когда Хозяин вернулся обратно, то потребовал отчёта о вверенных рабам талантах. Тех, кто приумножил его дары, Он похвалил, а того, кто зарыл талант в землю, Он наказал изгнанием из своих владений. Церковь приводит эту притчу в назидание тем, кто решил дарования Божьи (что и символизировали таланты) не преумножить, не пустить на дела милосердия, а «зарыть в землю», тем самым обрекая себя на изгнание из Царства Божия после Страшного Суда.

Традиции и запреты

В деревнях обычно собирают из закромов семена льняные и конопляные, вместе толкут их в ступке и потом с водою приготовляют из них соченое молоко. Все это делается утром, до рассвета. Таким молоком на рассвете поят всех домашних животных, в предосторожность от будущих болезней.

В Великий вторник заканчивали работу с одеждой – стирали, гладили и штопали, чтобы ничего не отвлекало от приготовления к светлому празднику Пасхи. Особое внимание уделяли наряду для Светлого Воскресения – платье, в котором встречается Пасха, должно быть полностью закончено во вторник.

Также можно разбирать шкафы и выбрасывать ненужные вещи.

В Великий вторник нельзя ругаться, думать о плохом, танцевать, петь и веселиться.

Продолжается строгий пост, можно есть сырые растительные продукты без добавления масла, хлеб и мед.

Приметы 14 апреля

  • Сырой день – к урожаю грибов.
  • Если животное умыть талым снегом в Великий вторник, то оно не будет болеть весь год.
  • Если весенние воды широко разлились, то летом луга будут в буйной траве.
  • На берегах остался лед – год будет тяжелым.
  • Молнии на вечерней заре – к скорому дождю.
  • Если молнии видно, а раскатов грома нет, значит, летний сезон будет без дождей.
  • Гром гремит редко и коротко – к ясным и теплым дням.
  • Если раскаты напоминают рев, то скоро начнется ненастье.
  • Если ночью звезд на небе не видно, значит, скоро сильно потеплеет.
  • Дикие гуси и утки вернулись с зимовья раньше, значит, скоро потеплеет.
Читайте также:
Именины Максима: когда по церковному календарю 2020

Подготовлено на основе информации из открытых источников

Что нельзя и можно делать в Великий вторник Страстной седмицы 14 апреля 2020 года

Уже совсем скоро наступит самый светлый праздник в году – Пасха. Неделя перед ним называется Страстной, и каждый день наделен особым смыслом, а также запретами и делами, которые разрешено делать. В Великий вторник в храмах проводят богослужения, в которых воспевают таланты дев, а также читают притчи о них. Во второй день Страстной недели вспоминается второе пришествие Иисуса, а также люди должны вспомнить о том, что важно сохранять бодрость духа.

Великий вторник Страстной седмицы: события и значение дня

Во второй день Страстной седмицы православные верующие должны помнить о том, что важно сохранять бодрость и показывать Господу свои таланты, а также необходимо выражать ему свою благодарность. С каждым днем миряне становятся все ближе ко дню, когда все будут склонять головы в скорби о распятии Иисуса.

Христос знал, какая участь ему приготовлена, и именно поэтому как можно больше времени проводил со своими учениками и разговаривал с ними откровенно. В утреннее время Иисус пришел в Иерусалимский храм из Вифании, где провел ночь. Те, кто был настроен против него, предпринимали попытки убить Спасителя, но открыто это делать нельзя было, так как люди верили в него.

Во вторник Иисус произнес наставления о 10 девах, которые готовы встретить небесного жениха. В песнопениях напоминается о том, что человек должен совершать благие дела.

Запреты и разрешенные дела во второй день Страстной недели

Подготовка к празднованию Пасхи начинается задолго, а именно за 48 дней, когда начинается Великий пост. В этот период действует много запретов, и все люди, которые являются верующими и хотят стать ближе к Богу, соблюдают их.

В Страстную неделю эти запреты необходимо выполнять максимально строго, так как этот период – тяжелое испытание Иисуса за грехи человечества. В Великий вторник существуют такие запреты:

  • категорически запрещаются различные увеселительные мероприятия;
  • алкогольные напитки также под запретом;
  • есть постные блюда;
  • ловля рыбы и забой скотины также не разрешены;
  • нельзя употреблять ругательные слова и вступать в конфликтные ситуации, а особенно быть их инициатором;
  • нельзя вступать в половую близость;
  • наказание может получить человек, который решится провести магический обряд.

Во вторник стоит закончить все дела, связанные с рукоделием, так как со среды они уже будут под строгим запретом.

Наряду с запретами есть дела, которые разрешены во второй день Страстной седмицы. Работать и заниматься хозяйством разрешено, но эти дела не должны мешать общаться с Богом. В утреннее время стоит посетить службу, а вот после этого можно заниматься привычными делами и подготовкой к празднованию Пасхи.

Господь оценит все благие дела, которые будут совершены в этот день. Все вещи, которые уже стали ненужными, можно раздать тем, кто в них нуждается, а в доме необходимо навести порядок. Если человек нуждается в помощи, то ее необходимо оказать, но важно, чтобы она была оказана от чистого сердца.

Стоит помнить о том, что до Воскресения Христа все еще действует Великий пост и его необходимо строго придерживаться.

Приметы и поверья в Великий вторник

В каждый день Страстной недели есть те или иные приметы, которые говорят об изменении погоды или о том, какой урожай будет.

Во второй день Страстной седмицы есть такие приметы:

  • дождливое лето можно ждать в том случае, если в этот день стоит пасмурная погода;
  • заморозки могут быть в том случае, если светит яркое солнце;
  • зерновые культуры принесут плохой урожай, если в Великий вторник дует сильный ветер;
  • неудачи в течение года будут преследовать того, кто по пути на утреннюю службу споткнется.

Девушки в этот день совершали обряд, который помогал сохранить красоту и молодость. Для этого необходимо набрать воды в полном молчании и добавлять эту воду для умывания. Можно обратить внимание на то, кто встретился в этот день. Если это был представитель сильного пола, то в течение всего года будет сопутствовать удача, а вот женщина – к проблемам. Если первый встретился ребенок, то в семье в скором времени может быть пополнение.

29 августа – Ореховый Спас. История праздника, традиции, запреты, приметы

Ореховый спас (Третий спас) отмечается 29 августа. Это последний и заключительный после Яблочного спаса и Медового спаса праздник в августе. Ореховый спас или, как его еще называют, Хлебный спас, знаменует собой сбор последнего урожая.

Читайте также:
Неделя мясопустная: как и когда празднуется, история, значение и смысл

Ореховый Спас, как и первые два – Медовый и Яблочный, древний праздник, который объединил все христианские и народные традиции, поэтому третий Спас считался днем благодарения Господу за урожай хлеба и орехов.

Третий Спас называют Ореховым потому, что с этого дня можно есть орехи. Он не так популярен, как два предыдущих, но из всех трех он наиболее важен.

Перед Ореховым Спасом отмечают Успение Пресвятой Богородицы (28 августа) и завершения Успенского поста, который длится две недели – с 14 по 27 августа.

История праздника

Согласно преданию, в это время в сирийском городе Едессе правил Авгарь, который был поражен проказой по всему телу. Молва о великих чудесах, которые творил Господь Иисус Христос, дошла до Сирии и до Авгаря. Не видя Спасителя, но уверовав в Него, Авгарь отсылает ему письмо с просьбой об исцелении и отсылает своего живописца Ананию – передать письмо и нарисовать Образ Господа.

Придя в Иерусалим, Анания никак не мог подойти к Спасителю из-за огромного количества народа, который окружал Господа и слушал его проповеди. Тогда он стал на камне и решил, глядя издали, нарисовать Образ Иисуса Христа, но ничего у него не получалось, Божественный свет, исходивший от Господа, ослеплял художника.

Спаситель Сам подозвал Ананию, назвав его по имени, передал для Авгаря краткое письмо и обещал прислать Своего ученика для наставления в спасении. Также Господь попросил воду и убрус (холст). Умывшись, он приложил убрус к лицу – и там отразился Его Божественный Лик.

Анания принес правителю Образ и письмо от Спасителя. Благоговейно приняв Великую Святыню, Авгарь получил исцеление, и лишь малая часть от болезни осталась на лице до прихода апостола.

Фото: sputnik-georgia.ru

Прибывшим в Едессу апостолом был святой Фаддей, который крестил Авгаря и всех жителей Едессы. Нерукотворный образ Спасителя был установлен в нише над воротами в город. И всякий, кто проходил в город, поклонялся Ему.

Так продолжалось много лет, пока один из правнуков Авгаря не впал в идолопоклонство, и у него возникло желание снять этот Образ с городских ворот. Но едесскому епископу было видение Господне, чтобы скрыть этот образ. Придя ночью вместе с прихожанами, епископ зажег лампаду и заложил образ глиняной доской и кирпичами.

Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Однако в 545 году персидский царь осадил Едессу, и положение было безнадежным. И епископу Едессы было явление Пресвятой Богородицы, Которая повелевала достать Образ Спасителя из ниши для спасения города. Разобрав кирпичи, епископ увидел Нерукотворный Образ Спасителя, перед которым горела лампада, а на глиняной дощечке, которая прикрывала Лик, было отражение изображения Спасителя. С Нерукотворным Образом был совершен крестный ход, и персидское войско отступило.

Даже когда позднее Едессой завладели арабы, они не препятствовали поклонению этому Образу. В 944 году император Констатин выкупил у эмира этот Образ и с великими почестями перенес в Константинополь, в Фаросскую церковь Пресвятой Богородицы.

29 августа Святая Церковь вспоминает то чудесное событие, которое произошло в 944 году – перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа. Согласно же народным традициям, этот день называли Ореховый Спас, поскольку к этому времени поспевали орехи. Это время созревания зерновых культур, овощей, фруктов и всех плодов земли.

Фото из открытых источников

Традиции

По традиции в этот день непременно нужно освятить в храме свежие орехи, воду и фрукты, а в старину также освящались колосья пшеницы, собранные накануне. Только после церковной молитвы и благодарности Всевышнему за хлеб насущный из освященных продуктов можно было готовить праздничный стол.

При этом по традиции практически во все блюда добавляют орехи, которые издавна наделяли целительной силой. Ценятся не только плоды, но и ореховые ветви. Ими запасались впрок на целый год, часто делали обереги. Многие до сих пор верят, что ореховый крест, повешенный у входной двери, защитит от завистников и недобрых помыслов. А попарившись в бане с банным веником из ореха, человек исцелится от болезней и приобретет защиту от сглаза. Их заготавливали и хранили отдельно, не смешивая с вениками, сделанными из других пород деревьев.

Из ореховых перепонок, залитых спиртом, хозяйки делают настойку. Такое лекарство помогает при простудах. А мазь на основе молодых орехов способна излечить боль в суставах. Если мед перемешать с орехами и давать мужчине на протяжении месяца, то его мужская сила удвоится.

В городах в этот день обычно устраивают ярмарки. Причем с такой ярмарки нельзя уходить с пустыми руками – иначе потом весь год будет безденежным. А вот если купить ткань и сшить из нее ребенку одежду, то это принесет тому крепкое здоровье, а семье будет сопутствовать удача.

Читайте также:
Праздник Казанской иконы Божией Матери: история, традиции, значение и смысл

Еще одна традиция на Ореховый Спас – досевание. После домашней молитвы хозяйки провожали мужей и сыновей на поля с хлебом и солью. На воз ставили три снопа, а сверху клали рожь в мешках, которая была предназначена для посева.

На Ореховый спас, точно так же, как и на Медовый, освящают воду в колодцах, очищают источники, бьющие из недр земли. Вода считается целительной и способна очистить душу, от накопившихся грехов.

Самые распространенные блюда на ореховый спас: печеные яблоки с орехами, шарлотка, различные торты с орехами и другие сладости, а также обязательно свежеиспеченный хлеб. Вечером зажигают свечи и после вечерней молитвы семья может приступать к праздничной трапезе.

Кроме хлеба, также готовят в этот день пироги с грибами и блюда с орехами, которыми обязательно угощают родных и близких.

Фото из открытых источников

Запреты

В отличие двух первых Спасов – Медового и Яблочного, строгих запретов на Ореховый Спас нет. В этот день можно выполнять работу по дому, работать на земле, собирать урожай в огороде и саду, а также лесные орехи.

Вот только уходить в лес в одиночку или без нательного креста не рекомендовалось, чтобы не повстречаться с нечистой силой.

Кроме того, летний Успенский пост к Ореховому Спасу уже завершается, а потому на праздничном столе снимаются запреты на скоромные угощения. Особой популярностью пользовались сдобные пироги и булочки, украшенные орешками.

А вот главный запрет: как и в любой другой церковный праздник на Ореховый Спас нельзя ссориться, сквернословить, желать зла окружающим. Считается, что весь негатив может обернуться против вас в двойном размере.

Приметы

  • Если хороший урожай орехов, то и урожай хлеба на следующий год будет хороший.
  • Если журавли к третьему Спасу улетали, то на Покров должно быть морозно.
  • Уборку пшеницы следует закончить к Хлебному Спасу, иначе зерно может сгнить.
  • Гроза 29 августа – примета теплой осени.
  • Если на Ореховый Спас купить изделие из ткани, то весь год будет сопутствовать удача.
  • На Ореховый Спас каждая ведьма готовит волшебную палочку. В народе говорили, будто волшебные палочки делались именно из орешника, который в этот день наполняется особой силой.
  • Если в этот день засушить кусок каравая или хлеба первого урожая и положить его за икону, он оградит семью от бед.
  • Если при сборе орехов один из них упал на голову, значит, жди денег или удачи в делах.
  • Если находили два сросшихся ореха, то левой рукой их укладывали в кошелек – такой орех давал человеку денежную удачу на целый год.
  • Если на Ореховый Спас положить в кошелек два сросшихся ореха, следующий год пройдет в благополучии.
  • Если уродился хороший урожай орехов, значит, год прошел как надо и людей ждет сытная зима.
  • По вкусу первого съеденного в этот день ореха можно предсказать будущее. Сладкий орех сулит счастье и благополучие, горький – трудности и разочарование.

Подготовлено на основе информации из открытых источников

Православный праздник Ореховый спас — 29 августа 2020 года

Ореховый Спас — народное название христианского праздника Перенесения Нерукотворного Образа Иисуса Христа из сирийской Едессы в Константинополь в 944 году. Светлый образ Иисуса был создан при Его жизни Им Самим накануне окончания Его земной жизни.

Этот праздник отмечают 29 сентября, на второй день после Успения Богородицы.

Как выглядел Спаситель при жизни

Ни в одном христианском документе, будь то 27 посланий Нового Завета или сотни неканонических книг доподлинно не описывают, как выглядел Иисус в образе человека.

Не дают на этот вопрос ответ и Евангелисты Матфей, Лука, Марк и Иоанн. Оставленные историками и философами поздних лет описания внешности Спасителя настолько противоречивы, что кажется, что они описывали разных людей.

По человеческим понятиям Иисус должен был отличаться от обычных людей Своей внешностью, но почему тогда фарисеи заплатили 30 сребреников Иуде Искариоту за то, чтобы он указал на Учителя? Значит, у Спасителя была ординарная внешность, помогающая Ему затеряться в толпе. Туринская плащаница дала человечеству посмертное изображение Спасителя, по которому трудно представить, как выглядел Иисус при земной жизни.

Первое, прижизненное описание Христа, было сделано проконсулом Палестины Лентулой, давшему описание портрета Иисуса в послании римскому цезарю Тиберию.

Интересно! По словам проконсула, у Иисуса было прекрасное, благородное лицо, гармоничное тело. Его волосы отливали цветом спелого ореха, а лицо излучало силу и спокойствие, голубые глаза всегда оставались серьезными. Он был медлителен в разговоре, всегда спокоен и уравновешен.

Читайте также:
Именины Ильи: когда по церковному календарю в 2020 году

Однако, это послание поставили под сомнение, ибо проконсула с таким именем историки не нашли в окружении Тиберия.

Рисунки того времени изображали Спасителя то римским гражданином в красивой одежде, с короткими волосами и выбритым лицом, то греком, то иудеем.

По описанию Иоанна Дамаскина, жившего в VIII веке. Иисус был высокого роста, с красивым лицом и темными вьющимися волосами, широким носом и ясными глазами. Его лицо украшала темная борода.

Существует ли хоть один прижизненный портрет Иисуса Христа? Да, Спаситель Сам оставил потомкам Свой нерукотворный Лик.

История появления Нерукотворного Образа Иисуса

Исцеление Авгаря

По преданию правитель сирийского города Едесса Авгарь заболел проказой. Больные с этим заболеванием обязаны были жить в лепрозории, но сила власти спасла от позора властелина.

По всему восточному побережью ширилась молва о чудодейственных исцелениях, дарованных Иисусом, узнал о Нем и Авгарь. Сирийский правитель по благоволению Божьему сразу уверовал в Иисуса, как в обещанного Богом Мессию и отправил к нему гонца с просьбой об исцелении. Этим посланником был придворный живописец Анания, которому было велено запечатлеть на холсте Божественный Лик Спасителя.

О других иконах Христа:

Послушный гонец добрался до Иерусалима, нашел Иисуса, но подойти к Учителю близко не мог из-за постоянного скопления людей вокруг Него. Находчивый живописец стал на высокий камень, пытаясь сделать зарисовки.

Христос заметил посланника, подозвал Анания и Сам передал для Авгаря записку, в которой говорилось о том, что скоро больного посетит один из апостолов и принесет исцеление.

Спаситель знал, что в скором времени Его ждет страшная смерть, распятие и воскрешение. На просьбу сделать портрет Иисус ответил согласием, Учитель попросил дать Ему кусок холста или убрус и воду. Умывшись, Спаситель промокнул светлый Лик холстом, оставив на нем Свой Нерукотворный Образ, и передал художнику отпечаток Своего лица. Отсюда третий Спас еще называют Спасом на холсте.

Святой убрус и послание Христа живописец доставил правителю Авгарю, который практически полностью исцелился от одного прикосновения к посланию Христа. В скором времени Сирию посетил апостол Фаддей, входящий в число 70-ти учеников, по молитве исцеления которого проказа навсегда покинула правителя Сирии.

Важно! Апостол крестил правителя и все население Едессы, после чего на Нерукотворном Образе оставил надпись, гласящую о том, что никто не постыдится, уповая на Господа Иисуса Христа.

Благочестивый Авгарь украсил холст и повесил святыню над главными воротами города. На протяжении многих лет каждый входящий в Едессу поклонялся Нерукотворному Образу, пока правнук Авгаря не стал идолопоклонником.

Великая сила святыни

Еретик приказал уничтожить Святой Лик, но Господь во сне явился епископу Едессы и приказал скрыть святыню от глаз людских. Темной ночью священник пробрался к Святому Лику, зажег перед святыней лампадку и заложил глиняными досками и кирпичами. Шли столетия и о Святом Лике забыли.

Шел 545 год. Персы под предводительством царя Хозроя осадили Едессу. Когда город готовился к сдаче своих позиций, на помощь жителям пришла сама Дева Мария, явившаяся едесскому епископу. Епископ Евлавий услышал Пресвятую Богоматерь, велевшую достать Святой Лик для спасения города. Каково же было удивление Евлавия, когда епископ увидел несгораемую лампадку, святыню и еще один нерукотворный Образ, отпечатанный на глиняной доске.

Персы зажгли вокруг Едессы большие костры, пытаясь сжечь город. Жители осажденной крепости совершили крестный ход вокруг города, неся перед собой святыни. Во время крестного хода, по мере приближения Нерукотворного Образа к пожарам, огонь исчезал сам по себе. Это явление настолько впечатлило персидское войско, что царь Хозрой приказал отступить.

Слава о Нерукотворном Образе быстро распространилась по всему Востоку, поэтому арабы, завоевавшие Едессу в 630 году, не препятствовали поклонению святыне. До 944 года христианская реликвия пребывала в городе Сарацинов.

Греческий император Константин за огромную сумму уговорил эмира города продать ему святыню, заплатив серебром, личным золотом и отпустив 200 знатных сарацин, находящихся в плену у греков.

Большие почести сопровождали крестный ход, вышедший навстречу Нерукотворному Образу в Константинополе, после чего святыня хранилась в храме Пресвятой Богородицы.

Предания о дальнейшей судьбе святыни

Куда же делась великая святыня? Есть несколько версий ее исчезновения и существования.

По одному преданию, Нерукотворный Образ был похищен крестоносцами в XIII веке и утонул вместе с кораблем в Мраморном море. Другие источники утверждают, что в середине XIV века святыню передали в монастырь Св. Варфоломея, находящийся в Генуе, где она хранится втайне и поныне.

Русские христиане издавна чтили Святой Образ, помещая Нерукотворное изображение на знаменах своих войск.

Читайте также:
Праздник Василия Великого: история, значение и смысл, традиции и литургия

Важно! Русская православная церковь придерживается благочестивого обычая, чтобы каждый верующий при входе в храм читал тропарь Нерукотворному Образу Спасителя.

О, Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш, Ты древле человеческаго естества Твоего лице, пресвятою водою смыв и убрусом отер, чудесно убо на том же убрусе изобразити Себе и Едесскому князю Авгарю во исцеление его от недуга послати благоволил еси. Се и мы ныне грешнии рабы Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимы, лица Твоею, Господи, ищем, и с Давидом во смирении душ наших зовем не отврати лица Твоею, Господи, от нас, и не отклонися гневом от рабов Твоих, помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О, Всемилостивый Господи, Спасителю наш, изобрази Сам Себе в душах наших, да во святыни и правде жительствующе, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Ссбе, Премилостиваго Бога нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом славити не престанем во веки веков. Аминь.

Глас 2: Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

А как же орехи?

Конец сентября — время сбора орехового урожая.

О других Спасах в народе:

По мере созревания орехов для сбора их отправлялась самая старшая женщина селения, она собирала дары леса и приносила домой. Ее урожай был мерой для всех остальных, принести меньше считалось постыдным. Орехи собирали несколько дней, потом приносили в церковь для воздаяния благодарности Богу за урожай.

По народным приметам богатый ореховый урожай гарантировал хлебный следующий год.

В это же время вязали последние хлебные снопы, отсюда третье название — Спас Хлебный, после него можно было сеять рожь на зиму.

Ореховый Спас — последний из трех Спасов, заключительный аккорд в благодарении Богу за дарованный урожай орехов, хлеба, яблок, меда и мака.

Праздник Ореховый спас: история и происхождение, значение и смысл, традиции

Что такое Спас?

Спасами (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) называют три летних праздника, посвященных Христу: Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас.

Значение слова «Спас»

Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт своё положение как опасное, гибельное. И если мы это своё подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой смертью.

Изнесение Честных древ для нас — это не только обряд поклонения животворящему Кресту, не только проявление благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Божьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре.

Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. И тогда даже пожары, засуха, жара — могут сделаться для нас источником жизни, покаянного осмысления суетности этого мира, осознания высшего призвания души, могут стать для нас началом реального обращения к Богу.

Медовый спас

Медовый Спас — 14 (1) августа. В этот день православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться.

Итория Медового Спаса

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и получали долгожданное здоровье.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Читайте также:
Именины Алексея: когда по церковному календарю 2020

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Девяностолетний старец — законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.

Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья.

После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

Традиции Медового Спаса

Почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом? К этому времени поспевает мёд нового сбора и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и вкушая мёд уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.

После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».

Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день — это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.

Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается православной Церковью в этот день.

Яблочный спас

Райские плоды. Невольно хочется вспомнить о них, когда видишь на Преображение яблоки, груши, виноград,— внесенными в святилище Божие для освящения.

Читайте также:
Вселенская родительская суббота: что это, история и значение, смысл и традиции, кого и как поминать, что делать, церковные службы и молитвы

Это делается не только потому, что к этому времени созревают фрукты, но и потому, что тут есть СВЯЗЬ С ОБНОВЛЕНИЕМ твари. Они напоминают погубленное райское блаженство, а с другой стороны — утешают нас обещанием, что в будущем мире будут и некие обновленные, прекрасные наслаждения.

В житиях святых о сем говорится нередко. Таким образом, этот благочестивый обычай весьма приличествует именно преображению твари. Сама сладость вкусных плодов говорит о той радости, о том блаженстве, которое ожидает праведных в Царстве славы; напоминает о той духовной сладости, которую пережил апостол Петр с другими учениками на Фаворе: Господи! как нам хорошо! (Мк. 9, 5). То же пережил Н. А. Мотовилов в беседе с преподобным Серафимом во время его преображения. Конечно, Царство Божие не пища и питие, говорит апостол Павел, а правда и мир и радость в Духе Святом (Рим. 14, 17); но человек, по своему стремлению к образному, видимому пониманию невидимых вещей, да и по неизбежности, ибо для «новых» вещей нужны и новые слова (ср.: 2 Кор. 12, 4),— хочет выразить духовные истины внешними, понятными обрядами.

Так и здесь: будущее блаженство славы Царства Божия верующий христианин изображает под образом сладких плодов.

И вообще, очень часто в Святом Писании будущие духовные блага переводятся на язык вкуса; например, еще в древнем Завете царь Давид говорит: Вкусите и видите, яко благ Господъ (Пс. 33, 9). Поэтому этот псалом читается теперь после освящения пяти хлебов, пшеницы, вина и елея, и после причащения, в концелитургии. И Господь говорит, что Он будет вкушать «пить» «новое вино» — «в Царстве Отца» (Мф. 26, 29) с учениками в Царствии Божием (Мк. 14, 25′; Лк. 13, 29), в Царстве Христовом (Еф. 5, 5; Лк. 22, 30).

И самое духовнейшее, высочайшее, непостижимейшее — таинство Тела и Крови Он дал нам под видом хлеба и вина, сказав: «ядите» и «пиите».

И у святых отцов постоянно встречаются подобные образы. Святой Макарий Египетскийговорил, что иногда человек, сподобившийся причастия Святого Духа, чувствует себя как бы «пьяный» и т. п. Но, конечно, все это нужно понимать в особом, духовном, смысле.

Ведь и Мотовилов говорил о сладости, теплоте, благоухании, конечно — не телесных, а подобных этим ощущениях. Какая уж теплота, когда на него и преподобного Серафима снег на вершок нападал, пока продолжалось все это состояние и пока святой Серафим объяснил ему все переживаемое?! Поэтому у святых отцов очень часто такие сравнения предваряются словами: «как бы». Да и о Христе, во время преображения Его, говорится: «как бы солнце»; об одеждах: «как бы снег».

Преображение празднуется после уборки хлебов (на севере, а на юге — ранее) после созревания плодов, то есть в конце трудов. И притом когда все достигает совершенства, зрелости. Особенно на юге. Это — символ совершенства, полноты будущего Царства славы, но после трудов крестной нашей жизни.

И, конечно, это — летний праздник… Царство Божие немыслимо представить в виде зимы, холода… Царство Божие празднуется под образом теплоты: и в Святое Причастие вливается теплая вода со словами: благословенна теплота Святаго Духа, ибо Дух Святой животворит, как бы согревает теплотою; причащающимся дается «теплота», соединение теплой воды с вином.

Рождество же празднуется, — ибо человечество духовно тогда умерло, как деревья, — зимою. И в Вифлееме засияло «Солнце Правды»; это время — перелом зимы.

Пасха — весною: начало пробуждения, восстания, оживления, воскресения и природы. И вся Пятидесятница — но Духов день — в теплое время празднуется.

Воздвижение — осенью: тьма, грязь непролазная; борьба, аскетизм, крест, очищение от страстей. Но что посеешь осенью, то пожнешь!

Богоявление — тоже зимою: чистота воды, белый снег, омовение от страстей, обновление — покаяние, исповедь, бесстрастие, крещение.

История и традиции Яблочного Спаса

Преображение Господне в 2017 году (19 августа) – двунадесятый праздник, который Православная Церковь отмечает 19 августа. В народе его обычно называют Яблочным Спасом.

Об этом событии повествуется в трех синоптических Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36). Незадолго до Своего страдания (Предание гласит, что Преображение произошло за сорок дней до Голгофы, поэтому промежуток между Преображением и Крестовоздвижением составляет сорок дней) Христос взял троих апостолов — Петра, Иакова и Иоанна — на гору в Галилее (по Преданию — гора Фавор), где, молясь, преобразился: одежда и лицо Его просияли белым светом. Возле Христа стояли пророки Моисей и Илия и беседовали с ним.

Читайте также:
Именины Елизаветы: когда день ангела по церковному календарю 2020

В неизреченной радости апостол Петр простосердечно обратился ко Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну тебе, одну Моисею и одну Илии». В этот момент апостолов осеняет светлое облако, из которого раздается глас Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

Сходя с горы, Христос заповедовал ученикам не рассказывать о дивном явлении до Его Воскресения.

Праздник Преображения Господня отмечается с IV века — времени, когда святая царица Елена построила храм Преображения Господня на месте события.

Богословское содержание Преображения Господня трудно переоценить. Выдающийся византийский богослов и один из величайших православных святых XIV века святитель Григорий Палама сформулировал учение о Фаворском Свете — одном из проявлений благодати, через которую человек соединяется с Богом. На этом учении зиждется исихазм — восточно-христианская практика так называемой умной молитвы.

Полемика святителя Григория с другим богословом того времени, Варлаамом, выявила серьезные противоречия между православным и западным богословием. Оппонент святителя Григория Варлаам в дальнейшем принял римокатоличество и стал епископом Иеракским, его учение было принято Римо-Католической церковью.

Народное название праздника Преображения Господня — Яблочный Спас. В этот день по традиции освящаются плоды нового урожая. По уставу положено освящать виноград, но в России, где виноград не вызревает, — яблоки. На основе уставных требований, сложился благочестивый народный обычай не есть яблок нового урожая до Преображения, так называемый «яблочный пост».

По уставу Успенского поста, на шестой день которого приходится праздник, в этот день позволяется есть рыбу.

Ореховый Спас

После Успения многие люди считают, что начинаются самые трудные в духовном отношении дни – «Богородицы, дескать, на земле нет до Рождества Ее». Говорят, что тяжело на душе, на сердце. Это, вероятно, остатки культа Мокоши, которая была прихотливо милостивой и изощренно жестокой богиней.

«Увидела я, что Господь для нас – все, что есть благое и утешительное для помощи нам. Он – риза наша, что покрывает и укутывает нас по любви Своей, обнимает нас, делается нам убежищем, со всех сторон окружает нас по Своей любви, которая настолько нежная, что никогда не оставит Он нас. Итак, во всем этом увидела я, что Он есть все, что благо, как я разумею.

И в этом Он явил мне нечто малое, не больше лесного ореха, лежащего в ладони моей руки. В этой малости я увидела три вещи: первую, что Бог создал мир, второе, что Бог любит его, третье, что Бог сохраняет его», – говорила Иулиания Норичская.

Для нее орех был символом целого мира, не колдовского, но любимого Богом. Поистине, не только яблоко, но и простой орех можно взять в руку, словно мир.

Взят в руки целый мир, как яблоко простое.
Богослужения торжественный зенит,
Свет в круглой храмине под куполом в июле,
Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули.
(О. Мандельштам)

Не бойтесь, – говорит Тот, Кто был пригвожден на древе – и да ликуют все древа дубравные днесь. Ибо после того, как Он стал проклятьем, нет ничего проклятого.

Не от деревьев волшебство и страх – они приняли Христа Бога на свои ветви.

Мир снова в ладони человеческой, как яблоко простое, как орех Юлиании Норичской.

О Спасе на Правмире:

  • Медовый, яблочный, ореховый спасы в 2017 году
  • Какого числа Медовый спас в 2017 году?
  • День Всемилостивого Спаса
  • Какого числа Медовый Спас?
  • Медовый Спас и Успенский пост 14 августа в 2017 году
  • Медовый спас
  • Ореховый Спас: культы древних и избавление от страхов
  • История Храма Всемилостивого Спаса
  • Грех ли есть яблоки до Преображения?

Фильмы о Спасе:

Преображение Господне. Православный календарь

Православный мир 19 августа отмечает Яблочный Спас

Православие, 14 августа. Какой Спас?

В августе православные отмечают Медовый, Яблочный Спас

Ореховый спас: когда празднуем в 2020, история и традиции

Третий Ореховый, или Хлебный, Спас отмечается каждый год 29 августа и в 2020-м приходится на субботу. Расскажем, откуда праздник получил свое название и какие традиции связаны с этим днем.

Почему Ореховый Спас так называется? История праздника и традиции

Третий и последний из спасов следует за Медовым и Яблочным и имеет сразу несколько названий.

Христиане почитают этот день как факт запечатления образа Иисуса на полотне. В этом заключается суть празднества. Авгарь, правитель сирийской Эдессы, мучился от страшной, неизлечимой болезни. Государь был наслышан о чудесах, творимых Иисусом, и верил, что лишь Сын Божий сможет спасти его жизнь, избавив от проказы. Авгарь решил отправить ему послание с мольбой об исцелении. Передать письмо поручили талантливому живописцу Анании, который должен был, кроме того, написать портрет чудотворца и доставить его своему господину.

Читайте также:
Именины Александра: когда день именин по церковному календарю

Однако сразу по прибытии в Палестину выполнить наказ он не смог, поскольку вокруг Христа толпилось слишком много людей, и изобразить его художнику не удалось, даже встав на большой валун. Зато Иисус заметил страждущего и попросил своего ученика принести кувшин с водой и полотенце. Умывшись, Спаситель вытер лицо, и на ткани проявился лик Сына Божьего, с которого позднее писали иконы Спаса Нерукотворного. Отсюда и соответствующее название праздника. Гонец успешно доставил убрус своему правителю, и тот действительно пошел на поправку. Святыне поклонялись знатные горожане и простые жители Эдессы, а 29 августа 944 года убрус перевезли в Константинополь, но, увы, не уберегли, и в 1204 году он был утерян.

Ореховым третий Спас прозвали за то, что к этому времени орехи считались полностью созревшими, люди заготавливали лещину и собирали урожай, а затем шли на службу в храмы, освящали дары природы, готовили из них и делали заготовки на зиму. Орехи добавляли в качестве начинки в выпечку и настаивали на крепком алкоголе, чтобы в холодное время лечить всяческие хвори.

Название Хлебный этот день получил из-за того, что к концу августа крестьяне успевали собрать урожай зерновых. Пока мужчины активно готовили поля к новым посевам, женщины пекли из новой муки хлеб и накрывали богатый стол. В гости звали родню и соседей, благо Успенский пост успевал закончиться, и дозволялось радовать себя вкусной и разнообразной пищей. А вот что делать категорически запрещалось, так это ругаться, сквернословить, клеветать на ближних. Завершать день было принято банькой с вениками из ветвей орешника, которые, если судить по народным поверьям, оберегали моющегося от болезней и дурного глаза.

В эти дни особо бойко шла торговля, поэтому в окрестностях городов разворачивали ярмарки, на которых народ вовсю гулял, веселился и, конечно, покупал всякую всячину. Уйти с базара без покупки считалось плохой приметой, поэтому каждый старался приобрести хотя бы какую-нибудь мелочь. Главным товаром на таких ярмарках были ткани. Отсюда и еще одно название для 29 августа — Холщовый Спас.

Приметы и поверья

Наши предки придавали огромное значение природным явлениям, качеству урожая и поведению животных. Расскажем о некоторых приметах, связанных с Ореховым Спасом:

  1. За окном мокро, гремит гром и сверкают молнии — осень обещает быть теплой.
  2. Журавли начали свое путешествие в южные края — на Покров Святой Богородицы, 14 октября, жди заморозков.
  3. Считалось, что один год не может быть одновременно урожаен и на орехи, и на хлеб. Если амбары полны зерна — не надейся собрать много фундука.
  4. Если попадется сросшийся орех, его непременно следует спрятать в кошелек — тогда год будет удачным.
  5. Хочешь узнать, что ждет в ближайшем будущем — съешь орешек. Горький сулит разочарование и невезение, сладкий — благополучие и успех в делах.
  6. Червивый плод — к неудачам.

В чем польза орехов

Большой христианский праздник неспроста получил название Ореховый. В этих плодах с твердой скорлупой содержится масса необходимых нашему организму веществ. Вот лишь некоторые из полезных свойств ореха:

  1. Высокое содержание витаминов. Каких — зависит от сорта. Так, в миндале много калия, фосфора и железа. А еще его издревле используют в качестве мощного и безопасного афродизиака. Фундук богат витаминами А и Е, отвечающими за красоту и молодость кожи, а также стимуляцию мозговой деятельности. Грецкий орех ценят за аминокислоты и его способность нормализовать артериальное давление. Кедр укрепляет иммунитет, а, уж если все-таки случилось заболеть, настойка на его основе быстро поставит на ноги.
  2. Питательная ценность. Орехи достаточно калорийный продукт, но это его свойство можно обернуть себе на пользу. Горсточка фундука поможет быстро и в любом месте утолить голод и надолго сохранить чувство сытости за счет содержания полезных жиров, не повышающих холестерин.
  3. Кладезь белка. Если следите за своим питанием и хотите нарастить мышечную массу, обязательно включайте орешки в свой ежедневный рацион.

Важно! Орехи очень полезны, но, как и во всем, необходимо знать меру, чтобы не навредить. Диетологи называют норму в 30-40 г в сутки. Такое количество принесет пользу здоровью, насытит и поднимет настроение без вреда для фигуры.

Ореховый Спас — древний праздник, который дошел до наших дней. В наше время для большинства из нас он утратил свое сельскохозяйственное значение, но глубокий христианский смысл делает 29 августа особенным, светлым днем, когда верующие идут в церковь, а потом всей семьей садятся за праздничный стол и радуют друг друга душевными разговорами и вкусной едой.

Читайте также:
Праздник святых апостолов Петра и Павла: история и происхождение, значение и смысл, традиции

Ореховый спас: история праздника и традиции

Ореховый спас отмечают 29 августа. В православном мире у лета долгие и веселые проводы: на август выпадает сразу несколько значительных церковных дат.

После завершения Успенского поста и празднования Успения Пресвятой Богородицы, финальным аккордом отмечают Ореховый спас. 29 августа люди готовятся к приходу осени и благодарят природу за щедрый урожай.

История праздника Ореховый спас

То, что в народе почитают как шумные проводы лета, церковь трактует по-своему. Верующие отмечают в этот день перенесение Нерукотворного образа Христа из Эдессы в город Константинополь. Или, коротко говоря, Нерукотворный спас.

Согласно преданиям, заболевший проказой эдесский царь Авгарий уверовал во Христа, ни разу его не видев.

Чтобы помолиться хотя бы его лику об исцелении, он послал живописца сделать портрет Иисуса. Но труды художника были напрасны, ему не удалось запечатлеть лицо Спасителя.

Христос увидел его старания, узнал о просьбе царя, а затем попросил у мирян полотенце и воду. Иисус умылся и вытер лицо, как вдруг чудесным образом его лик отпечатался на полотне.

В последствии этот холст был передан в Эдессу и оказался чудотворным: царь быстро излечился от проказы. Нерукотворному образу стали поклоняться, именно с него написаны первые иконы, изображающие Иисуса Христа.

Народные обычаи – как отметить Ореховый спас

Праздник также называют Спас на полотне, Третий, Хлебный, Нерукотворный или Холщовый спас, но более всего закрепилось слово «Ореховый».

К концу лета в лесу поспевали орехи и начинались организованные сборы ценного продукта.

Первой в чащу посылали пожилую даму и ждали, сколько лещины ей удастся набрать. То, что приносила женщина, становилось эталоном: остальные мужчины и девицы должны были собрать столько же или больше. Добытые орешки освящались в церкви.

Хозяйки в этот день не скучали. Они готовили к столу ароматную выпечку с фундуком, медом, грибами и маком. Главным угощением во время застолья становился роскошный каравай, испеченный из муки урожая этого года.

Орехи заготавливали на зиму как ценный источник витаминов и микроэлементов. Хранились они хорошо, и потому в тугое, суровое время заменяли овощи и фрукты.

Из древесины орешника делали кресты, из веток мастерили обереги. Их вешали на входную дверь, защищая жилище от нечисти и сглаза.

Заботливые хозяйки старались заготовить в этот день и целебную настойку. Ее делали из водки и грецких орехов (точнее, из их горьких перемычек), и использовали в течение года при болезнях.

Кроме того, именно в этот день плели банные ореховые веники, причем сушили их вдали от прочих. Верующие наделяли их особой силой, полагая, что те способны и исцелить, и сил придать.

Среди обычаев на третий, Хлебный Спас, обязательным было посещение баньки. Парились свежими вениками, собранными их веток орешника, укрепляя веру, тело и дух.

В эти даты сеяли озимую рожь. Женщины устраивали для мужчин, идущих в поле, торжественные проводы – с хлебом и солью. Днем молились о добром урожае, а вечером непременно готовили пирог с ароматной кашей.

Ореховый или Хлебный спас: приметы и суеверия

По лесу в эти дни бродили осторожно, особенно в вечерние часы. С собой всегда брали защитные обереги.

Все потому, что крестьяне верили: в августовский день ведьмы отправляются в чащу за древесиной орешника, чтобы изготовить из нее волшебные палочки. Может, не зря это дерево считали магическим?

Крестьяне полагали, что одновременно хлебом и орехами природа в должном объеме не балует. Поэтому, если в одном году выше всех похвал был урожай орехов, значит, на будущее лето хорошо вызреет хлеб.

Многие птицы (журавли, ласточки) на Ореховый спас вылетают на юг. Если на август выпало много гроз, значит, осень будет теплая, комфортная и сухая.

Раньше 29 августа стартовали народные ярмарки, повсюду начинали торговать холстами и не только. Время для купцов было очень прибыльным.

Считалось, что с праздника нельзя уходить без покупки, иначе не видать благополучия на следующий год. Поэтому народ сметал с прилавков практически все – красивые полотна, наряды для малышей, обереги.

Сегодня в этот день в церкви проходит обряд малого освящения. Прихожане могут принести корзины, наполненные орехами, медом, хлебом, садовыми фруктами и другими продуктами земледелия.

Кроме того, на Третий спас освящают колодцы, воду и питьевые источники.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: