Карповская церковь в Нижнем Новгороде: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Церковь Спаса Преображения (Карповская)

Архитектор Иван Иванович Межецкий
Год(ы) строительства 1817 год
Объект национального наследия 5200704000
Идентификатор объекта в общем каталоге 2313
Тип объекта “).style.display=”block”;’ >Определить тип объекта

Спасо-Преображенская (Карповская) церковь — православная церковь в Нижнем Новгороде, построенная в начале XIX века в пригородном селе Карповка.

Вид на церковь

История строительства

В первые годы начала XIX века в селе Карповка (в настоящее время — территория Ленинского района города Нижнего Новгорода) произошло несколько пожаров. Огнём были уничтожены и деревянные Спасо-Преображенская и Никольская церкви. Прихожане хотели сразу же срубить новый деревянный храм и обратились за разрешением в духовную консисторию, но Нижегородский епископ Моисей (1811—1825) предложил им выстроить более величественный и пожаростойкий кирпичный храм, тем более что правительственным предписанием от 6 февраля 1801 года требовалось, что если деревянная церковь где сгорит, вновь деревянную не строить.

Архитектурные особенности

Прихожане стали собирать деньги и постепенно готовить кирпич, белый камень, известь для строительства будущего храма. С просьбой о разработке планов-фасадов обратились к губернскому архитектору Ивану Ивановичу Межецкому. Иван Иванович фасады церкви спроектировал в формах классицизма: молельный зал открывался во внутрь в высокий световой барабан с небольшой фигурной главкой, увенчанной золоченым кованым крестом.

Северный и южный входы в храм украшали по четыре пилястры, увенчанные треугольными фронтонами. Стены разбивались горизонтальными бороздками дождчатого руста. Окна храма получили рельефные обрамления, а фасады декоративные ниши в виде овалов, вписанных в прямоугольники.

Изначальный облик до нашего времени сохранила лишь колокольня. Она представляет собой суживающуюся кверху композицию из четверика и двух восьмериков. Вход в колокольню украшает декоративная килевидная арка. Первый ярус колокольни завершает треугольный фронтон. Карниз отмечен резным декоративным поясом, а тимпан — аркой приподнятого типа.

Боковые части второго яруса оформлены группами из трех приставных колонн, которые увенчаны фронтонами. База и капитель выполнены в тосканском стиле. Центральные части второго яруса украшены арками приподнятого типа с импостами и замковым камнем. Проемы арок закрыты фресками с изображениями Святой Троицы, Преображения и Вознесения Господня.

Третий ярус колокольни прорезан восемью арками приподнятого типа. Купол увенчан стройным шпилем, напоминающим завершение самых крупных монументальных сооружений Петербурга эпохи Петра Великого — Адмиралтейства и Петропавловского собора.

Карповской церкви, как и всем зданиям, построенным И. И. Межецким, была присуща простота и строгость форм, сдержанность в применении декоративных элементов и деталей. В Карповской церкви Межецкому удалось воплотить лучшие традиции русской архитектуры.

Карповская церковь в первой половине XIX века

Строительство церкви завершилось к 1817 году, и тогда же её торжественно освятил епископ Моисей в честь Преображения Господня.

Карповская церковь стала поистине духовным центром обширной округи, так как в то время относилась ко второму Благочинническому округу Балахнинского уезда Нижегородской епархии. В 1838 году при храме открыли приходскую школу, где обучение местных детей вели два наставника: учили грамоте и арифметическому счету, священной истории и Закону Божию.

Численность населения прихода возрастала. В престольные праздники храм, несмотря на внушительные размеры, уже не мог вместить всех желающих, поэтому в 1861 году над трапезной было решено возвести второй этаж, куда и перенести приделы. Дополнительные приделы позволили бы совершать богослужение дважды и трижды в день и принимать больше прихожан.

Разработка проекта кардинальной перестройки храма в Карповке была поручена архитектору Роберту Яковлевичу Килевейну (1825—1895). Килевейн изучал деревянное народное зодчество, особенно его интересовала глухая резьба. Под влиянием своего увлечения он привнёс в проект перестройки храма элементы деревянного народного зодчества.

2 июня 1868 года проект Килевейна был утверждён Строительным отделением губернского правления. Планировалось сохранить однокупольное завершение молельного зала и лишь надстроить над сводами трапезной второй этаж в высоту кровли главного четверика.

Но в процессе строительства первоначальный проект претерпел значительные изменения. Над сомкнутым сводом молельного зала вместо одного купола возвели пять. Купола покрыли железом, окрашенным зелёной масляной краской. Окна второго этажа трапезной получили рельефные наличники с треугольными фронтончиками, поднимающимися над карнизом кровли. Снаружи храм был отштукатурен, декоративные элементы выбелены.

Карповская церковь в XX веке

В начале XX века были заново расписаны интерьеры храма — по рисункам М. В. Нестерова и В.М Васнецова.

После Октябрьской революции 1917 года Карповская церковь оставалось одной из немногих незакрытых церквей Нижнего Новгорода. Церковь действовала до 1941 года, когда её закрыли за неуплату налога райфинотделу города. К этому времени на территории города не оставалось ни одного действующего храма.

Во время Великой Отечественной войны советская власть постепенно стала смягчать свою позицию по отношению к Церкви. Отдельные случаи открытия храмов имели место в разных регионах страны уже в первые два года войны. 14 апреля 1943 года Горисполком передал церковь в Карповке церковной общине. Был назначен священник и отслужены три службы: 11, 12 и 13 июня. Но в ночь с 13 на 14 июня произошёл налёт вражеской авиации. Погибли пять человек из общины, пострадало здание церкви.

19 июля 1944 года, после капитального ремонта, Карповская церковь была вновь открыта. В приходе церкви числилось 2 тысячи прихожан.

В 1948 году настоятелем был назначен Ветошкин, который начал свою деятельность с ремонта зданий, восстановления живописи и возрождения церковного хора.[1] Здание церкви было покрашено, крыша отремонтирована, в подвальном помещении устроена котельная и квартира для сторожей.[1] Площадь вокруг церкви была заасфальтирована, приобретена машина «Победа» для выезда на требы. Кроме реставрации живописи велась работа по позолоте иконостаса.

3 мая 1951 года на Пасхальное богослужение в храм пришло около 20 тыс. верующих.[2] В возрасте от 30 до 50 лет — 60 %, от 20 до 30 — 25 %, старше 50 лет — 15 %, детей школьного возраста — около 300 человек.

Спасо-Преображенская Карповская церковь (Нижний Новгород)

Спасо-Преображенская Карповская церковь — православная церковь в Нижнем Новгороде

Содержание

История строительства

В первые годы начала XIX века в селе Карповка (в настоящее время — территория Ленинского района города Нижнего Новгорода) произошло несколько пожаров. Огнем были уничтожены и деревянные Спасо-Преображенская и Никольская церкви. Прихожане хотели сразу же срубить новый деревянный храм и обратились за разрешением в духовную консисторию, но Нижегородский епископ Моисей (1811—1825) предложил им выстроить более величественный и пожаростойкий кирпичный храм, тем более что правительственным предписанием от 6 февраля 1801 года требовалось, что если деревянная церковь где сгорит, вновь деревянную не строить.

Архитектурные особенности

Прихожане стали собирать деньги и постепенно готовить кирпич, белый камень, известь для строительства будущего храма. С просьбой о разработке планов-фасадов обратились к губернскому архитектору Ивану Ивановичу Межецкому. Иван Иванович фасады церкви спроектировал в формах классицизма: молельный зал открывался во внутрь в высокий световой барабан с небольшой фигурной главкой, увенчанной золоченым кованым крестом.

Северный и южный входы в храм украшали по четыре пилястры, увенчанные треугольными фронтонами. Стены разбивались горизонтальными бороздками дождчатого руста. Окна храма получили рельефные обрамления, а фасады декоративные ниши в виде овалов, вписанных в прямоугольники.

Изначальный облик до нашего времени сохранила лишь колокольня. Она представляет собой суживающуюся кверху композицию из четверика и двух восьмериков. Вход в колокольню украшает декоративная килевидная арка. Первый ярус колокольни завершает треугольный фронтон. Карниз отмечен резным декоративным поясом, а тимпан — аркой приподнятого.

Боковые части второго яруса оформлены группами из трех приставных колонн, которые увенчаны фронтонами. База и капитель выполнены в тосканском стиле. Центральные части второго яруса украшены арками приподнятого типа с импостами и замковым камнем. Проемы арок закрыты фресками с изображениями Святой Троицы, Преображения и Вознесения Господня.

Третий ярус колокольни прорезан восемью арками приподнятого типа. Купол увенчан стройным шпилем, напоминающим завершение самых крупных монументальных сооружений Петербурга эпохи Петра Великого — Адмиралтейства и Петропавловского собора.

Карповской церкви, как и всем зданиям, построенным И. И. Межецким, была присуща простота и строгость форм, сдержанность в применении декоративных элементов и деталей. В Карповской церкви Межецкому удалось воплотить лучшие традиции русской архитектуры.

Карповская церковь в первой половине XIX века

Строительство церкви завершилось к 1817 году, и тогда же ее торжественно освятил епископ Моисей в честь Преображения Господня.

Карповская церковь стала поистине духовным центром обширной округи, так как в то время относилась ко второму Благочинническому округу Балахнинского уезда Нижегородской епархии. В 1838 году при храме открыли приходскую школу, где обучение местных детей вели два наставника: учили грамоте и арифметическому счету, священной истории и Закону Божию.

Численность населения прихода возростала. В престольные праздники храм, несмотря на внушительные размеры, уже не мог вместить всех желающих, поэтому в 1861 году над трапезной было решено возвести второй этаж, куда и перенести приделы. Дополнительные приделы позволили бы совершать богослужение дважды и трижды в день и принимать больше прихожан.

Разработка проекта кардинальной перестройки храма в Карповке была поручена архитектору Роберту Яковлевичу Килевейну (1825—1895). Килевейн изучал деревянное народное зодчество, особенно его интересовала глухая резьба. Под влиянием своего увлечения он привнёс в проект перестройки храма элементы деревянного народного зодчества.

2 июня 1868 года проект Килевейна был утверждён Строительным отделением губернского правления. Планировалось сохранить однокупольное завершение молельного зала и лишь надстроить над сводами трапезной второй этаж в высоту кровли главного четверика.

Но в процессе строительства первоначальный проект претерпел значительные изменения. Над сомкнутым сводом молельного зала вместо одного купола возвели пять. Купола покрыли железом, окрашенным зелёной масляной краской. Окна второго этажа трапезной получили рельефные наличники с треугольными фронтончиками, поднимающимися над карнизом кровли. Снаружи храм был отштукатурен, декоративные элементы выбелены.

Карповская церковь в XX веке

В начале XX века были заново расписаны интерьеры храма — по рисункам М. В. Нестерова и В.М Васнецова.

После Октябрьской революции 1917 года Карповская церковь оставалось одной из немногих незакрытых церквей Нижнего Новгорода. Церковь действовала до 1941 года, когда её закрыли за неуплату налога райфинотделу города. К этому времени на территории города не оставалось ни одного действующего храма.

Во время Великой Отечественной войны советская власть несколько смягчила свою позицию по отношению к Церкви. По всей стране стали открываться храмы. 14 апреля 1943 года Горисполком передал церковь в Карповке церковной общине. Был назначен священник и отслужены три службы: 11, 12 и 13 июня. Но в ночь с 13 на 14 июня произошёл налёт вражеской авиации. Погибли пять человек из общины, пострадало здание церкви.

19 июля 1944 года, после капитального ремонта, Карповская церковь была вновь открыта. В приходе церкви числилось 2 тысячи прихожан.

Николо-Перервинский мужской монастырь в Москве

Есть предположение, что обитель была основана во время Куликовской битвы, в которой противостояли друг другу русские и татаро-монгольские армии.

Изначально Николо-Перервинский церковный комплекс располагался за пределами столицы, поэтому постоянно подвергался нападениям захватчиков, разрушался, оставаясь на низком уровне развития. Расцвет наступил во время царствования Алексея Михайловича. Сегодня эта малоизвестная обитель, сооружённая в неовизантийском стиле, находится в 11 км от Кремля и значительно выделяется среди новых построек, являясь настоящим украшением района Печатники.

История основания обители

Предание гласит, что обитель основали в 1380 г., однако, достоверная документация об истории церковного комплекса появилась только с начала XV столетия. В указе Михаила Федоровича упоминалось о небольшой деревянной церквушке, построенной в честь преподобного Николая Угодника, а также о находящихся в ней игумене и двух старцах. Вскоре этот небольшой монастырь стали называть Прервинским.

Есть предположение: в Смутное время обитель подвергалась набегам и разорениям польских захватчиков. Делом восстановления занимался благодетельный царь Михаил Федорович. При его сыне, Алексее Михайловиче, Николо-Перервинский монастырь входит в эпоху расцвета, благодаря богатым правительственным вкладам, пожертвованиям духовенства и прихожан.

Другие монастыри Москвы:

До XVII века в «Перерву» привозят афонский список чудотворной Иверской иконы Пречистой Богородицы, высокочтимой в христианском мире, и отдают во владение часовню, располагавшуюся около Воскресенских ворот.

Основным строением на его территории стал Никольский собор, идея постройки возникла у патриарха Адриана, который сам же освятил его в 1700 г. Преподобный являлся последним представителем досинодального периода в истории Русской Церкви, он обладал консервативным видением и отрицал западное мировоззрение Петра I. Патриарх стремился сохранить традиции и чистоту православия, и, желая отстраниться от подобной полемики с государем, Адриан поселился в Перервинском монастыре и построил патриаршие палаты.

До создания собора здесь стояли три каменных храма, сооруженные в период с 1649 по 1674 г.. Патриарх Адриан объединил эти постройки, сделав их частью большого Никольского собора, на создание и украшение которого ушло четыре года.

  • Главное строение объединили с верхними покоями кельи патриарха при помощи деревянной галереи. Это сделалось для того, чтобы престарелый и больной Адриан мог легче добираться до самой церкви. После смерти патриарха в октябре 1700 г. галерея была разобрана.
  • В юго-западной части храма размещалось ризохранилище, а в северо-западной — особое помещение, находясь в котором Адриан мог слушать богослужения, проходящие в стенах Божьей обители. После кончины святителя окно, находящееся здесь, заложили кирпичом.
  • Стены верхней части Никольской церкви расписали живописью в 1727 г. Мастера использовали позлащенные клейма, на которых демонстрировались события из Священного Писания. Десятью годами ранее с помощью библейских изображений декорировали святой алтарь. На поверхности купола расписали сюжет Вознесения Господня. Со временем эти изображения постоянно реставрировались.
  • В нижней части располагалась церковь, освященная в честь преподобного Сергия Радонежского. Она хорошо отапливалась в зимний период, состояла из трех больших архитектурных фрагментов: алтарной комнаты, обширной трапезной с мощным столпом посередине и центрального зала.
  • В 1750 г. на юге церковного комплекса построили корпус из камня, верхний этаж занимал настоятель, а нижний — несколько братьев. Через 17 лет здание объединили с патриаршими покоями при помощи деревянной галереи.

На заметку! Монастырь получил своё название от недалеко расположенной местности, которую именовали «Перерва».

Значение этого слова объяснялось изменением направления русла Москвы-реки, то есть «прерыванием» обыденного и традиционного течения. Река повернула здесь в правую сторону, к селу Коломенское, находящемуся прямо напротив монастыря, который стоит на другом берегу. Однако первоначально церковный комплекс называли «Никола Старый», историки не смогли обнаружить в архивах официальной даты переименования.

Облик монастыря в середине XVIII столетия

Знаменательная эпоха в истории обители началась с приходом митрополита Платона (Левшина), — человека великой души и благочестивых наклонностей. Этого замечательного проповедника современники называли «вторым Иоанном Златоустом», потому что святитель преподавал науку религии Павлу I и взрастил поколение мудрых иерархов и пастырей Церкви.

Митрополит Платон видел большой недостаток духовного образования и искал место, где люди смогут беспрепятственно обретать знание о Боге. Святитель выбрал для этой цели Николо-Перервинский церковный комплекс, зная о его удаленности от большого города и мирской суеты.

  • В 1775 г. в «Перерве» по авторитетному распоряжению преподобного Платона открывается духовная семинария. Между монастырской башней и храмом Толгского образа Божьей Матери начали создавать двухэтажный флигель для учеников.
  • В этом же году в монастыре поместили большую трапезную, где принимали пищу воспитанники духовной семинарии, основанной митрополитом Платоном.
  • Рядом с Никольским собором возвышалась пятиярусная колокольня, высота которой практически совместима с высотой самого храма. В 1767 г. мастера занимались росписью третьего этажа, используя серебряные и позлащенные клейма. Через 20 лет на четвертом ярусе поставили боевые часы.
  • В 1787 г. митрополит Платон распорядился восстановить Успенскую церковь, в работах использовались только серебро и золото. В последующие периоды постройка нуждалась в постоянной реконструкции. Богослужения здесь проводились только в престольные праздники, так как собор вмещал малое количество прихожан.
  • Надвратная церковь, построенная в 1733 г., при Платоне была оштукатурена и расписана. В 1778 г. на месте, где галерея объединяла настоятельный корпус с покоями патриарха, создали архиерейский двухэтажный дом. Снизу размещались семинаристы, ученики митрополита Платона. В 1784 г. к зданию пристроили флигель, где жили учителя-духовники.

История «Перервы» до 1917 г.

После митрополита Платона во главе Московской кафедры стояли архиереи Августин и Серафим. Они окончили Николо-Перервинскую духовную семинарию и чрезвычайно потрудились для благоустройства церковного комплекса. В 1821 г. кафедрой заведовал Филарет, который также чрезвычайно заботился о «Перерве», нередко посещал его, чтобы прочесть проповедь и провести литургию.

Преподобный желал придать внешнему облику монастыря религиозную монументальность и красоту. Филарет благословил возобновление и украшение внутреннего убранства и внешних стен главных строений обители. Училищный корпус обзавелся вторым этажом, рабочие соорудили многие подсобные строение и исправили уже существующие.

Денежные средства, поступающие от благотворителей, использовались Филаретом для нужд российских семинарий и училищ. Николо-Перервинская обитель на протяжении века пользовалась особенным расположением со стороны Московских владык, которые часто посещали её, проводя богослужения.

  • В 1834 г. училищный корпус на западной стороне обители, был перестроен. На востоке находился одноэтажный корпус, используемый в качестве кладовой и погреба. Когда рядом начали создавать Иверский собор (1904 г.), граница церковного комплекса несколько удалилась. В 1908 г. она преобразовалась в каменную стену, в центре которой поставили Святые врата.
  • По документации 80-х г. XIX столетия на востоке Перервинской обители находилось кладбище, огороженное решеткой из дерева. С трех сторон монастыря располагался палисадник, красующийся разнообразной растительностью.
  • На юге раскинулся роскошный плодовый сад, внутри которого посетители видели изящную беседку, огород, пчельник, пруд и двухэтажную баню. За Святыми вратами располагался скотный двор, а несколько дальше — больница, аптека и дом фельдшера. Рядом были квартиры учителей и смотрителей, здесь же могли ночевать посетители.
  • В начале осени 1890 г. произошло освящение нового Духовного училища. Это здание располагалось за пределами «Перервы», на севере, и вмещало до 200 учеников.
  • В 1904 г. в церковный комплекс прибыл митрополит Владимир, на следующий день сюда привезли Иверскую икону Богоматери. Духовенство возжелало возвести на территории величественный храм, освященный в честь этого чудотворного лика. Архитектором грандиозного строения на 3000 паломников назначили П. Виноградова, иконостас доверили И. Соколову, а создание икон — В. Гурьянову.

После революционного периода Николо-Перервинский монастырь понес тяжелые потери, как и Отечество, вовлеченное в суровые беды.

На заметку! Державная икона Богородицы чудесно явилась в Вознесенском храме в день, когда последний император Николай отрекся от престола. Небесная Царица лично пришла во сне к жительнице прихода Перервинской обители, и указала место, где она найдет святую реликвию.

После этого события в монастыре 15 марта традиционно поётся акафист перед Державным образом Божьей Матери и совершается крестный ход вокруг церковного комплекса.

Трудные времена

Молитвенную поддержку монастырю оказывал патриарх Тихон, который посещал его в 1921 г. Через три года здесь закрыли Толгскую церковь, помещение которой использовали в качестве столовой Детского дома. В 1928 г. обитель насчитывала только трех насельников, так как церковный комплекс практически закрыли. Через год советские власти распорядились снести Иверскую часовню, куда неоднократно проникали грабители.

  • В середине XX века богатый Иверский собор лишился глав, всех крестов и прочего церковного убранства. Цветные стекла поменяли на обыкновенные, вынесли бо́льшую часть крыши, заложили боковые проёмы. В 60-х годах закрашивали живопись в церквях, устанавливали перекрытия между этажами.
  • Здание Никольского собора выступало в роли обыкновенного склада, а через некоторое время здесь располагался завод. Церковь не ремонтировалась, поэтому возникла опасность разрушения. Никольский храм передали во владение РПЦ в январе 1991 г.
  • Учебный корпус использовали как жилищный, а в 70-х г. он стал помещением столовой. Без купола остались Толгская и величественная Иверская церкви. На их кровлях росли кустарники, а внутри помещений располагались станки.

Только в 1995 г. патриарх Алексий II учредил на территории «Перервы» патриаршее подворье. С этого момента начинается неспешное восстановление некогда величественного церковного комплекса. С 1996 г. в «Перерве» открыли пастырские курсы, вскоре переименованные в духовное училище. К 2000 г. в Никольском соборе восстановили роспись стен и создавали новый иконостас. В 2002 г. сюда поместили ковчег с останками святых людей. В 2008 г. реставрировали купол и внешний облик Никольского собора.

Как добраться

Николо-Перервинский церковный комплекс расположен в Москве по адресу: улица Шоссейная, д. 82.

Паломники добираются сюда как на личном автомобиле, так и на общественном транспорте. От метро «Текстильщики» до обители едут автобусы № 703 или № 161, а также маршрутка № 38М. Выходить необходимо на остановке, которая называется «Николо-Перервинский монастырь». От метро «Печатники» до места назначения везет автобус № 292.

Основным престольным праздником для обители считается день памяти Николая Угодника (19 декабря)

В настоящий момент богослужения проводятся только в Никольском соборе, который работает с 7:00 до 17:00.

На заметку! Полюбоваться архитектурным ансамблем разрешено во всякое время.

Несмотря на то, что монастырь не является действующим, жизнь здесь не прекращается. Сегодня в обители, которая переквалифицировалась в патриаршее подворье, живет братия, совершаются ежедневные богослужения.

Прихожане имеют возможность заказать здесь требы, Таинства Крещения или Венчания. Николо-Перервинский монастырь занимается просветительством: управляет воскресной школой и православной гимназией, православным театром, а также дает бесплатное обучение в духовной семинарии. Паломники, приходящие в обитель, могут прикоснуться к Иверской и Державной иконе.

Николо-Перервинский монастырь

Патриаршее подворье Николо-Перервинского монастыря – патриаршее подворье на месте бывшего Николо-Прервинского монастыря, который, по преданию, был основан во времена Куликовской битвы.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Храмы
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Местонахождение
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

Николо-Перервинская обитель, по преданию, была основана во времена Куликовской битвы. Расположенная на берегу Москва-реки, на возвышении, откуда открывались широкие дали, в глубине которых виднелись сорок сороков московских церквей, — она была поистине «обителью», — тихим островком среди житейского моря. За эту красоту окружавшей ее природы, столь близкой каждому русскому сердцу, за эту удаленность от мирской суеты ее любили, посещали и благоукрашали такие замечательные иерархи Русской Церкви, как Патриарх Адриан, митрополиты Московские Платон (Левшин) и Филарет (Дроздов), священномученик Владимир (Богоявленский) и многие другие.

История Николо-Перервинского монастыря неразрывно связана с историей нашего Отечества и подчеркивает ее основные вехи. Примечательно само название монастыря, полученное им от близлежащей местности, — «Перерва». Оно объясняется тем, что Москва-река изменила здесь направление своего русла, как бы «прерывая» его, и повернула вправо к селу Коломенскому, расположенному как раз напротив обители на другом берегу. Впрочем, первоначально монастырь именовался «Никола Старый», и неизвестно, когда это название изменилось на нынешнее. Но именно оно послужило основанием для тех пророческих слов, которые в свое время произнес митрополит Московский Платон: « Перерва! Не страшись своего наименования, ибо Бог не допустит тебе прерваться! Воздай хвалу Провидению, которое печется о тебе, и никогда не преставай совершенствоваться, идти вперед по тому пути, на который ты так успешно ступила ».

Первые документальные сведения о монастыре относятся к 1623 году, когда в «Указе Царя Михаила Феодоровича из Приказа Большого дворца» упоминается о деревянной церкви Николая Чудотворца, а также о том, что в обители имеется игумен и два старца. Кстати, здесь монастырь назван уже не Николою Старым, а Перервинским. Можно предполагать, что в Смутное время монастырь был разорен поляками, подобно другим русским монастырям, а при Царе Феодоре Михайловиче отстроен заново. В царствование Алексея Михайловича, положение обители значительно улучшается. Благодаря богатым царским вкладам, а также пожертвованиям м i рских и духовных лиц, в 1649 году тут строятся каменные церкви: Успения Божией Матери (освящена в 1650 г.), и Николая Чудотворца с колокольней, освященная в 1654 году. В 1674 году возводится еще один каменный храм — в честь Преподобного Сергия Радонежского. В это же время во владение монастыря передана часовня в Москве между Неглинскими воротами (с 1680 года переименованными в Воскресенские), известная впоследствии как Иверская. Здесь в 1669 году был поставлен привезенный с Афона второй список Иверской иконы Божией Матери, сделавшийся вскоре одной из самых почитаемых русских святынь.

Новейшая история Николо-Перервинской обители начинается со времени пребывания в ней десятого и последнего перед Синодальным периодом Патриарха Московского и всея Руси Адриана (годы Патриаршества 1690-1700). В трудное время Петровских преобразований он был противником западных обычаев, чтил русскую старину и стоял за чистоту Православной веры. Не желая вступать в борьбу с Помазанником Божиим, он отошел от дел и уединился в любимом им Николо-Перервинском монастыре. В конце 1690-х годов на юго-западной стороне были им устроены Патриаршие келлии, или палаты, — приют для уединенного молитвенного жития.

В 1775 году Митрополит Московский Платон (Левшин) основывает здесь семинарию, которая по праву стала именоваться Платоновской. Митрополит Платон любил устроенный им на Перерве сад духовного просвещения и до конца дней своих о нем заботился. Часто посещая Перервинскую обитель, он лично вникал во все стороны жизни семинарии. Заботясь о семинарском хозяйстве, трапезе, одежде для семинаристов, он обращал свое особое внимание на ход и характер преподавания.

Весьма много Перервинская обитель обязана святителю Филарету (Дроздов, 1821-1867) своим внешним благоустройством. При нем неоднократно возобновлялись внутренно и наружно стенным иконописанием и позолотой храмы Николаевский, Сергиевский, Успенский и Толгский; был надстроен вторым этажом училищный корпус и сделаны многие другие хозяйственные исправления и постройки. Иверская часовня, издавна приписанная к монастырю, ходатайством Царицы Небесной продолжала приумножаться в его правление денежными вкладами, которые по распоряжению святителя Филарета направлялись на нужды духовно-учебных заведений: академий, семинарий и училищ, — и на общественно-отечественные.

В том же любвеобильном отеческом духе действовали по отношению к Николо-Перервинской обители и прочие владыки Московские: архиепископ Камчатский Иннокентий (Вениаминов) (1868-1879 гг.), митрополиты Макарий (1879-1882), Иоанникий (с 1882 г.) и Леонтий (с 1891 г.). Они посещали ее, особенно в храмовой праздник св. Николая, и священнодействовали в ней.

Платоновская семинария просуществовала без малого 40 лет, — с 1775 по 1814 годы. Ее сменила Московская Перервинская семинария (1814-1823 гг.), — и мало кому известен тот факт, что Московская духовная семинария, находящаяся ныне в Троице-Сергиевой Лавре, свои истоки имеет именно в Николо-Перервинской обители. На место ее пришли Николо-Перервинские приходское и уездное училища (1823-1867) и, наконец, — Перервинское духовное училище (с 1867 по 1917 гг.). У этих различных духовных школ на Перерве имеется много общего и прежде всего то, что на протяжении всех лет своего существования они питались и духовно и материально от Николо-Перервинского монастыря, находились под покровительством обители и ее небесных заступников, — Матери Божией, — Иверской и Толгской Ея икон, — святителя Николая и Преподобного Сергия Радонежского, — в честь которых освящены главные престолы перервинских храмов.

Те немногочисленные сведения, которые в настоящее время известны о Николо-Перервинском монастыре после 1917 года, свидетельствуют о том, что судьба обители слилась с трагической судьбой всей России.

В 1924 году в монастыре была закрыта Трапезная (видимо, Толгская) церковь. Помещение ее было передано под клуб и столовую Детскому дому Управления Московской Курской железной дороги, который к этому времени уже использовал его под склад. В 1924 году в монастыре еще проживали монахи, но часть помещений была закреплена за тем же Детским домом. По сведениям на 16 июня 1928 года Николо-Перервинский монастырь имел лишь два здания и трех насельников, — ими были два архимандрита и регент-иеромонах, а братии уже не было, т.е. монастырь был фактически закрыт. Впрочем, по рассказам старых прихожан и окрестных жителей известно, что до конца 20-х годов в монастыре еще были иноки.

13 сентября 1940 года Исполнительным комитетом Московского областного совета депутатов было принято решение закрыть две перервинские церкви, а здания переоборудовать под клуб и дом пионеров. Вероятно, под двумя церквами разумелись Иверский и Никольский соборы или два храма Никольского собора. Решение было принято, но церкви были закрыты не сразу. Из рассказов старожилов известно, что в 1941 году перед Пасхой еще освящали куличи, но, когда верующие пришли на Пасхальную Заутреню, храм был уже опечатан, а настоятель храма протоиерей Александр арестован. Дальнейшая судьба его неизвестна, — скорее всего он мученически погиб в застенках НКВД, пополнив сонм святых Новомучеников и Исповедников Российских.

После закрытия Иверского собора помещение его использовалось под склады и цех мелких предприятий. Примерно в это же время здание его было передано заводу Станкоконструкций. После 1952 года собор утратил главы, кресты, иконостас и все убранство интерьера. 8 января 1991 года Никольский соборный храм бывшего Николо-Перервинского монастыря был передан общине Русской Православной Церкви в бессрочное безвозмездное пользование. Сразу же после этого пришли сюда верующие во главе с протоиереем Владимиром Чувикиным, настоятелем храма. Это были певчие и прихожане церкви Тихвинской иконы Божией Матери, что в селе Алексеевском (ныне близ метро ВДНХ). Молились, читали акафисты, трудились. Первая служба — мефимоны — была совершена во вторник первой седмицы Великого поста 6/19 февраля 1991 года. 29 марта 1991 года, в пятницу, накануне Лазаревой Субботы, настоятель храма протоиерей Владимир совершил освящение малым чином храма святителя Николая. Богослужение было начато вечером того же дня, т.е. в канун Лазаревой Субботы, как бы в знак воскрешения обители, — и с тех пор, не прерываясь, совершается ежедневно и по сей день.

Современное состояние [ править ]

В 1991 году возобновлены богослужения в Никольском соборе.

Настоятель: Протоиерей Владимир Георгиевич Чувикин

При храме действуют:

  • воскресная школа
  • православная духовная семинария
  • катехизаторские беседы для взрослых по средам в 19.30
  • православный театр «Лампада» и молодежное движение «Держава»

Храмы [ править ]

  • Иверский собор Николо-Перервинского монастыря

Предыстория постройки Иверского собора в Николо-Перевинском монастыре напрямую связана с Иверской часовней у Воскресенских ворот Красной площади, которая с 60-х годов ХVII века стала принадлежать обители. В 1669 году в ней была поставлена икона Иверской Божией Матери. В 1680 году Неглинские ворота, на внутренней стороне которых она находилась, были перестроены и стали называться Воскресенскими, а деревянная часовня с тогда уже чтимой москвичами иконой была поставлена на месте прежде бывшей снаружи ворот лавки Перервинского монастыря. При часовне было и монастырское подворье; совершать требы в ней направлялись перервинские иеромонахи. Часовня и ее святыня – Чудотворная Иверская икона Божией Матери, давала Николо-Перервинской обители духовное покровительство и материальные средства, а кроме того способствовала содержанию на Перерве духовных школ.

часовня на Красной площадиИ вот в это смутное для России время, накануне трагических событий 1905 года, когда так явно и жестоко ополчились на Россию враги Православия и русского народа, священномученик Владимир (Боявленский; митрополит Московский и Коломенский (1898—1912) благословляет строить в загородном Николо-Перервинском монастыре собор в честь Иверской иконы. Храм задумано строить в русско-византийском стиле.

  • Надвратная церковь Толгской иконы Божией Матери

Надвратная церковь Толгской иконы Божией Матери была выстроена в 1733 году при игумене Варлааме.

  • Храм Преподобного Сергия Радонежского

В нижнем этаже располагается храм Преподобного Сергия Радонежского, – теплый зимний храм, состоящий из трех частей – алтаря, самой церкви и обширной трапезной, поддерживаемой посредине столпом.

Как свидетельствует история Николо-Перервинского монастыря, здесь была братская трапеза, в которой с 1775 года имели стол воспитанники Перервинской (Платоновской) духовной семинарии. Рядом размещались хлебня, кухня и житница семинарии.

  • Храм Никольский и Успенский

Никольский собор посредством деревянной галереи, идущей от юго-западного угла фасада крытой паперти, соединялся с верхними покоями Патриарших келий, что объяснялось желанием облегчить больному Патриарху проход в храм. Галерея эта была разобрана, по всей видимости, сразу же после его кончины. В юго-западном углу церкви помещалась монастырская ризница, а в северо-западном — монастырская кладовая, служившая, как говорит предание, при Патриархе Адриане его моленною, из которой он через окно, выходящее в соборную церковь, слушал церковное богослужение. Окно это впоследствии было заложено.

В верхней Николаевской церкви в 1727 году стены были расписаны живописью — позлащенными клеймами, изображающими евангельские события, а святой алтарь украшен в 1717 году живописными изображениями из Священной истории. В обширном куполе изображено Вознесение Господне и небесные воинства. Живопись неоднократно возобновлялась.

Около верхней Николаевской церкви с двух сторон, — с северной и западной, — выдается обширная и светлая паперть.

  • Храм в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова

По воспоминаниям жителей Перервинской слободы, недалеко от Николо-Перервинского монастыря стояла приходская церковь, освященная в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Во времена богоборческого лихолетья храм был разрушен.

В 2014 году на территории обители, между огородом и берегом Москвы-реки, был воссоздан и освящен малым чином (9 октября) небольшой деревянный храм в честь того же святого.

Известно, что «апостол любви» является покровителем христианского брака, поэтому в храме время от времени совершаются венчания и другие таинства и требы.

Территория вокруг храма украшается и облагораживается. Посильную помощь обители в этом оказывают Российские Железные Дороги.

Один раз в месяц в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершается Божественная литургия.

  • Приписной храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (ул. Гурьянова, 18а)

В ночь на 9 сентября 1999 года на улице Гурьянова, совсем недалеко от монастыря, был взорван жилой дом и погибли более ста людей. Рядом с местом взрыва было решено построить храм-памятник, призванный увековечить память о погибших. В 2002 году было начато строительство храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», и к четвертой годовщине трагедии, 9 сентября 2003 года во время ночной Божественной литургии было совершено освящение новосозданного храма Высокопреосвященнейшим архиепископом Истринским Арсением в сослужении сонма духовенства.

С этого времени в храме совершаются регулярные богослужения духовенством Николо-Перервинской обители

  • Приписной домовый храм в честь Равноапостольной Марии Магдалины (ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по г.Москве, ул. Шоссейная, 92)

На протяжении многих лет Николо-Перервинская обитель окормляет женский следственный изолятор, расположенный неподалеку от монастыря. Здесь в тюремном храме Святой Равноапостольной Марии Магдалины проходят регулярные богослужения и требы, религиозно-просветительские беседы с заключенными, по праздникам воспитанники, духовенство и хор дарят им подарки и радуют церковными песнопениями.

Богослужения в храме следственного изолятора проходят 2-3 раза в месяц, а также в некоторые церковные праздники.

  • Приписной домовый храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» (Гимназия им. митр. Платона (Левшина), ул. Шоссейная, д.74).

Домовый храм в гимназии имени митрополита Платона (Левшина) освящен малым чином 4 декабря 2013 года. Богослужения совершаются для учащих и учащихся гимназии клириками Николо-Перервинской обители.

  • Приписная часовня в честь священномучеников Харалампия и Власия (Деревообрабатывающий комбинат ОАО «Заречье», ул. Шоссейная, 90)

Престольные праздники [ править ]

Местонахождение [ править ]

Адрес: 109383 Москва, ул. Шоссейная, 82

Паломнику [ править ]

БОГОСЛУЖЕНИЯ в Патриаршем подворье храмов Николо-Перервинского монастыря совершаются каждый день.

Николо-Перервинский монастырь: от легенд до современной деятельности

История обители

Название обители сформировалось из-за расположенной поблизости области, которую называли Перервой, что значило «поворот русла реки». Согласно преданию, начало монастыря было положено в 1380 г., во время Куликовской битвы. Однако первые документальные подтверждения существования на том месте церкви датируются XV в.

Николо-Перервинский монастырь на берегу Москвы-реки

Во времена правления первого царя из рода Романовых, Михаила Федоровича, на том месте стояла небольшая деревянная церковь в честь свт. Николая Чудотворца. Предполагается, что во время Смуты на нее совершали набеги поляки. Патриарх Адриан, не разделявший взгляды императора Петра Великого, объединил возведенные к тому времени храмы в один собор и освятил его в 1700 г.

Облик монастыря в середине XVIII столетия

Во время правления митрополита Платона (Левшина) обитель претерпела значительных положительных изменений:

  • открытие семинарии в 1775 году;
  • создание трапезной для семинаристов;
  • роспись третьего яруса колокольни, установка на ней часов;
  • восстановление Успенской церкви;
  • внутреннее оформление надвратного храма;
  • возведение архиерейского дома;
  • оборудование помещений для семинаристов и учителей.

История «Перервы» до 1917 года

Обитель получала много внимания со стороны архиереев. Она достраивалась и благоустраивалась. Кроме трудов над созданием хороших условий для семинарии проводились работы над реставрацией и построением храмов. В 1904 г. в монастырь был привезен Иверский образ Пресвятой Богородицы. Было решено возвести большой Иверский собор на 3000 человек, который сохранился до наших дней.

Историческое фото 1990-х годов

Трудные времена

В 1928 г. в монастыре осталось три насельника, а сама обитель была практически закрыта. Советская власть была настоящей бедой для обители. С Иверского собора и Толгского храма снесли кресты и купола, на их крышах росли кусты. В храмах закрашивали и забеливали стенную роспись, заменили витражи обычными стеклами, закладывали боковые проемы. Храмы лишились своего внутреннего убранства. В Никольском соборе организовали склад, а затем завод. Из-за отсутствия ремонтных работ появилась угроза разрушения здания. Учебные корпуса отдали под жилье.

Современное состояние

Никольский собор вернули РПЦ в 1991 г., а спустя три года – остальной комплекс. После длительной масштабной работы монастырь остается действующим, в нем постоянно служится литургия, функционирует воскресная школа и гимназия, духовная семинария. Сейчас это патриаршее подворье. Настоятелем обители является протоиерей Владимир Чувикин.

Легенда о подземном ходе

Древнее предание гласит, что берега Москвы-реки соединены подземным ходом. Тайный вход в подземелье шел от Казанского храма в Коломенском до Николо-Перервинского монастыря. Он был создан для того, чтобы при необходимости у царя была возможность укрыться в обители на другом берегу.

Местные жители знали об этом ходе. В 20-х годах ХХ века люди рассказали эту легенду археологу Стеллецкому, который изучал тайны старой Москвы. Ученый нашел два коридора из алтаря Казанского храма, которые вели в подвал. Но работы над изучением ходов остановили уже в 30-х годах, так как археологические раскопки у стен храма грозили его разрушением. Подземный ход под рекой до сих пор остается неизученным.

Вид на монастырь с Москвы-реки

Архитектурные особенности

Главным строением на территории обители является Никольский храм. На его месте раньше стояли три каменные церкви, построенные в XVIII ст. Усилиями патриарха Адриана они были объединены в часть большого собора. Строительство заняло порядка четырех лет.

На юго-восточной стороне близко к храму высится колокольня. Ее высота практически соответствует таковой храма. В 1767 г. мастера расписали трети этаж, выполнили ряд серебряных клейм. В сохранившихся документах XIX века указано, что восточная часть обители была отведена под кладбище.

На востоке от старого собора находится Иверский храм. Его возвели в начале ХХ ст. Здание настолько большое, что в нем одновременно может находиться до 3000 молящихся. На соборе красуется 16 синих куполов. Их видно очень далеко, поэтому по ним можно ориентироваться, добираясь в монастырь от станции «Прерва».

Над монастырскими воротами размещен храм в честь Толгской иконы пресвятой Богородицы. Его построили в 1733 г., но в 1924 г. безбожная советская власть разместила там клуб и столовую. А позже помещение переоборудовали под жилое.

Между монастырским огородом и рекой в 2014 г. поставили деревянный храм в честь Иоанна Богослова. Службы в нем совершаются редко. Обитель имеет ограждение только с востока, а с остальных сторон она ограничивается зданиями корпусов монахов и семинаристов.

Внутреннее убранство

За обителью закреплен статус патриаршего подворья. Монастырь обнесен оградой и имеет двое ворот. Кроме храмов на территории обители располагаются монашеские корпусы, хозяйственные постройки, детская воскресная школа, здания для семинаристов и архиерея, древние кельи патриарха. Обитель утопает в густой зелени.

Соборы имеют богатые золоченые иконостасы. Большое количество окон в храмах дарит много света. Стены покрыты богатой росписью, окна украшены витражами.

В оформлении Николо-Перервинской обители прослеживается несколько стилей – барокко, классицизм и модерн.

Святыни обители

Каждый православный монастырь – это святое место, обитель исихазма. Здесь совершается литургия, ежедневно происходят невидымые духовные битвы. В обитель стекаются православные христиане, жаждущие спасения, стяжания Духа Святаго. Особо почитаются в обители образы Пресвятой Богородицы: «Иверский», «Державный» и «Боголюбский». Державная икона была явлена после свержения монархии. Царица Небесная изображена держащей скипетр.

Видео «Николо-Перервинский монастырь»

В этом видео представлена история святой обители и ее современное состояние.

Николо-Перервинский монастырь в Москве. Святыни, история, расписание богослужений

В 11 км от Кремля находится Николо-Перервинский монастырь, который сочетает в себе неовизантийскую и псевдорусскую стилистику, что делает его неповторимой достопримечательностью столичного района.

Как добраться

Обитель возведена в Москве, на ул. Шоссейная 82 в изолированном районе Печатниках. Его местность со всех сторон ограничена железной дорогой, рекой или промзоной. Большую часть территории занимают различные предприятия. Остановка с одноименным названием находится в юго-восточном московском округе. Практически из любой точки города добраться сюда можно автобусом № 161, 292, 30, 438, 524, 703, 736.

При поездке на метро, необходимо сначала доехать до остановки «Печатники» или «Текстильщики», а оттуда – на автобусе до монастырских ворот. От железнодорожной платформы (остановка «Депо») к монастырю можно пройти пешком за 15 мин.

Исторические данные

Николо-Перервинский монастырь расположен на возвышенности. Ранее отсюда открывались широкие просторы и виднелись 40 столичных церквей. История связывает дату основания обители с Куликовой битвой. Изначальное упоминание о монастыре относится к 1567 г., где он упоминался как «Никола Старый».

С современным названием связано интересное предание: когда-то течение столичной реки проходило практически у стен обители, что причиняло духовным братьям неудобства, а потом река сделала большой поворот в 10 м от монастырской ограды и потекла в сторону Коломенского.

Также есть предположение, что в Смутное время монастырь подвергался нападениям и грабежам поляков. Восстановлением обители в тот период занимался царь М. Федорович, а при его сыне монастырь переживал эпоху расцвета. Большой вклад в его развитие вносили пожертвования правительства, прихожан и духовенства.

По другой теории название Перервинского мужского монастыря было дано ему только в XV в. в честь местности расположения, которое связывается с тем, что русло столичной реки в этой части пригорода прерывалось и больше не являлось проточным. Согласно этой версии по документам монастырская история начинает прослеживаться с 1623 г.

В 1929 г. московская часовня монастыря была полностью разрушена, как и та, что располагалась в Выхино. Еще 2 часовни – Калужскую и Серпуховскую в XIX в. отдал монастырь Ферапонтовой Лужецкой обители, но и они не дошли до современности.

На протяжении трех столетий история монастырской обители связана с жизнью в ней русских церковных деятелей:

  • XVII в. – посещение монастыря последним 10-м Патриархом Московским и всея Руси Адрианом. Он был противником западных обычаев, отличался консервативным мировоззрением, почитал российскую старину и верование, регулярно совершал богослужения. Он отрицал взгляды Петра I и из-за этого переселился в Перервинскую обитель, где впоследствии скончался от паралича.
  • 1700 г. – под руководством Адриана был построен и освящен храм св. Николая. Архитектура церкви отличалась стилем московского барокко. Возведение здания было осуществлено на капитал преподобного.
  • 1733-35 гг. – на участке обители возведен храм Толгской иконы Божией Матери.
  • Конец XVIII-начало XIX вв. славится влиянием Платона Левшина. Это митрополит и проповедник, воспитатель Павла Он внес огромный вклад в развитие обители и взрастил не одно поколение пастырей. Под его руководство был построен митрополичий дом в 2 этажа.
  • 1775 г. – П. Левшин организовал Перервинскую семинарию. Он по-отечески заботился о ней и ее воспитанниках. В этом же году была размещена трапезная.
  • 1787 г. – по указанию митрополита Платона была восстановлена Успенская церковь. В ее декорировании преобладает золото и серебро. Вместительность собора была небольшая, поэтому богослужения проходили только на престольные праздники.
  • 1812 г. – церковь заняли французы, однако все представлявшие ценность предметы были вовремя перевезены или надежно запрятаны.
  • 1821 г. – после архиереев Августина и Серафима кафедру возглавлял Филарет. Преподобный, желая придать обители величия и красоты, поспособствовал переменам во внутреннем пространстве и внешних стен монастыря. В корпусе училища достроили 2-й этаж, были возведены дополнительные строения и реконструированы выстроенные.
  • XIX в. – архитектурный ансамбль был дополнен корпусами келий и оградой из камня.
  • Завершение XIX в. – строительство домовой церкви, которая носила имя праведника Никодима.
  • 1904 г. – комплекс посетил митрополит Владимир. В обитель была завезена Иверская икона Богоматери, в честь которой духовенство решило возвести на территории храм.
  • 1906 г. – стали функционировать 2 училища: 1-е – духовное и 2-е – для глухонемых и немых от рождения.
  • 20-е гг. XX в. – считаются датой закрытия монастыря. Однако богослужения в старом соборе совершалось практически до начала войны.
  • 1921 г. – монастырь посещал патриарх Тихон и оказывал ему молитвенную поддержку.
  • Середина XX ст. – Иверский собор был лишен крестов, глав и церковного убранства.
  • 60-е гг. XX ст. – были установлены перекрытия между этажами, а живопись закрашена. После этого монастырский комплекс передали заводу игрушек из металла и пластмассы, позже там производили станки для металлорезки.
  • 90-е гг. XX в. – остатки монастыря были отданы во владение церкви.

Архитектурные и реставрационные изменения монастыря знаменуются следующими датами:

Дата Описание
70-е гг. XX cт. Стартовала реставрация.
80-е гг. XX cт. На соборе засиял новый крест с позолотой.
март 1991 г. Это особенная дата, которая вошла в историю: были восстановлены богослужения в старом соборе.
1998 г. Собор был освящен патриархом Алексием.
2000 г. В Никольском соборе были восстановлена роспись стен и создан новый иконостас.
2008 г. Появление памятника митрополиту Платону. Работу по его возведению выполнил скульптор Бичюков. Памятник выглядит величественным и соответствующим благолепной атмосфере обители.

Подземный ход

Николо-Перервинский монастырь имеет интересные легенды о подземелье, которое связывает 2 берега столичной реки. Они повествуют о тайном ходе, который вел от коломенской церкви Казанской Божьей Матери и был прорыт с целью дать царю и его родным возможность укрыться в случае мятежей.

Коренные жители рассказывали о подземелье историку И. Я. Стеллецкому, обнаружившему во втором 10-летии прошлого века 2 коридора, ведущие из алтаря Казанского храма в подвал. Спустя еще 10 лет исследования были остановлены по запросу архитектора «Коломенское»: он считал, что раскопки угрожают разрушением здания.

Архитектурные особенности

Центровое место обители имеет Никольский храм. До его создания на месте находилось 3 каменных храма, возведенные в конце XVIII в., которые патриарх Адриан объединил в часть большого Никольского собора. На его строительство ушло около 4-х лет.

Работы были совершены следующим образом:

  • центральное строение соединили с кельями патриарха. Так состарившемуся Адриану было легче приходить в церковь;
  • в северо-западной части было помещение, где Адриан мог слышать богослужения через окно;
  • стены верхней части храма были расписаны живописью. На них отражались события из библии. Библейскими изображениями был декорирован алтарь, а на куполе – сюжет Вознесения Господня. Рисунки периодически обновлялись;
  • в нижней части была церковь в честь С. Радонежского. Условно ее можно было разделить на 3 архитектурные зоны – алтарная комната, трапезная и центральный зал;
  • в 1750 г. в южной части комплекса был возведен каменный корпус, где на верхнем этаже проживал настоятель, а на нижних – духовные братья. Спустя 17 лет корпус был объединен с патриаршими покоями.

Колокольня размещена вплотную к храму с юго-востока. Высота ее и храма почти одинаковые. Наверху находятся звоны, а верхушка украшена крестом с позолотой. В 1767 г. был расписан 3-й этаж с применением серебряных клейм. Согласно документации 80-е гг. XIX ст. в восточной части обители было кладбище, а с остальных частей света – палисадник.

На юге высаживали плодовые деревья, в тени которых стояла беседка, росли овощные культуры, был пруд, пчельник и 2-этажная баня. В восточной стороне от старого собора возвышается Иверский храм, который построили в начале XX в. под руководством архитектора Виноградова. Внутри был помещен образ Иверской Божией Матери. Одновременно в здании может пребывать до 3000 человек.

У церкви 16 куполов синего оттенка, которые видимы с окрестности и станции «Перерва». Над воротами, что ведут в монастырь, возвышается храм, который посвятили Толгской иконе Божией Матери. Он был выстроен в 1733 г. С 1924 г. надвратная церковь стала местом для клуба и столовой детдома, а потом была переделана под жилье: фрески были забелены.

Самые большие изменения храм претерпел после войны – тогда со стороны алтаря пристроили корпус для завода.

В 2014 г. на территории, между огородом и берегом реки, возвели деревянную церковь Иоанна Богослова. В ней ежемесячно проходят службы и изредка совершаются красивые венчальные обряды. С восточной части обитель ограждена, с остальных сторон территория ограничена каменными постройками 2-х веков. Это патриаршьи кельи, архиерейский, настоятельный, а также старый и новый корпуса семинаристов.

Внутреннее убранство

В строении отслеживается смешение стилей: классика, модерн и барокко. Здесь имеется множество икон и огромный золотой иконостас.

Святыни

Николо-Перервинский монастырь,в котором имеются старинные иконы, посещается верующими для молитв. Поклонением пользуется образы Богоматери – «Иверской», «Боголюбской», «Державной». До революции у монастыря была собственная Иверская часовня, возведенная в 1666 г. В ней проводились службы дважды в год, посвященные знаменательным датам, связанным с Иверской иконой.

Реликвия помещалась в предназначенной только для нее нише, а риза на ней была невероятно богатой – выполнена из чистого золота, жемчужин и сияющих дорогих камней. С самого начала риза была более простая: она обрамляла икону до 1790 г., пока купец Твердышев, благословленный первосвятителем Платоном, не сделал обрамление богатым. На месте для иконы в нише располагается богатое паникадило.

Сама она стоит там только по праздникам, ведь это главная святыня столицы – ее используют для домашних молебнов, которые заказывают православные. В тот период в монастырской часовне в основном располагался список с оригинальной иконы. Кроме нее особым почетом у прихожан пользовались еще 2 иконы (Спаситель и Святой Николай Чудотворец).

Территория комплекса

Николо-Перервинский монастырь в настоящие время кроме храма на территории имеет:

  • детскую воскресную школу;
  • хозяйственные застройки;
  • кельи монахов.

Местность богато озеленена.

Вторым храмом обители является построенная из камня Успенская церковь, которая имеет 5 ярусов:

Ярус Описание
1-й Здесь сделан основной вход
2-й Является обительской ризницей
3-й Это церковь, посвященная Успению Божьей матери
4-й Часы, которые били
5-й Звонница с колоколами

Сегодня территория монашеского места проживания включает в себя:

  • 2 собора (новый и старый);
  • церковь Успения Пресвятой Богородицы;
  • церковь Толгской иконы Божией Матери;
  • 2 корпуса для семинаристов XVII и XVIII вв.;
  • архиерейский корпус;
  • кельи патриарха, относящиеся в XVIII в.

На территории монастыря также располагаются корпус семинарии и настоятеля, монумент митрополиту Платону. Посетителей встречают северные и восточные ворота. Территория обнесена оградой с башнями.

Режим работы

В настоящий момент богослужения проводятся только в Никольском соборе, работающем с 7:00 до 17:00. Прихожанам можно заказывать здесь требы, венчаться и креститься.

Расписание следующее:

  • в 7:30 – проходит божественная литургия;
  • в 16:00 – читается акафист, после чего идет вечерняя служба;
  • по воскресеньям и праздничным дням проходит 3 литургии: в 6:30 и в 9:00 для всех, а в 8:00 – для детей.

Венчаются прихожане только по нечетным дням недели, начиная с воскресенья. Исключениями становятся понедельники, дни перед большими праздниками и главными постами. Венчание обязательно предполагает запись в иконной лавке и беседу с батюшкой, которая называется предварительной и проходит только по понедельникам в 20:00.

Крестят только по выходным дням. Перед этим в обязательном порядке нужно прийти на 2 огласительные беседы: если это взрослый человек, то крестимый также приходит на беседу, если младенец, то она касается только будущих восприемников – крестных отца и матери. Беседует с ними священник с половины восьмого вечера каждую пятницу непосредственно в крестильне, что располагается при храме.

В работе иконной лавки при обители нет перерывов: приобрести церковные товары можно с 7:30 до 19:00. Воскресная школа начинает работать сразу после богослужения для детей.

Экскурсионные программы

Монастырь Николо-Перервинский в настоящий момент относится к числу тех, который паломники и туристы посещают меньше всего, что делает его одним из тихих в столичном регионе. Как правило, сюда организовываются однодневные экскурсии. Поскольку сейчас обитель не действует и имеет статус патриаршьего подворья, то проблем с проходом на территорию нет, туда можно приезжать в любой день.

Если посетители едут с целью паломничества, лучше делать это в дни храмового богослужения. Для тех, кто хочет полюбоваться местными архитектурными красотами, таких ограничений не имеется. Здесь есть возможность посмотреть на оригинальный ансамбль строений, постепенно реставрируемый и обновляемый. Благодаря постоянным работам обительский двор всегда выглядит оживленно.

Запрет на съемку фотографий и видео тут строгий, это обязательно нужно помнить и уважать. При необходимости следует у настоятеля предварительно попросить благословения на съемку и при отказе не упорствовать.

Территория обители – место церковное, сюда нельзя заходить женщинам без головного убора и мужчинам в нем, лицам обоего пола строго запрещена пляжная одежда, женщины не должны быть слишком открыты, мужчина не должен заходить в спортивном костюме.

Поведение монастырских гостей также должно быть соответствующими:

  • внутри не курят и не пьют;
  • не проходят в ворота обители пьяными;
  • под строгим запретом находятся бранные слова, а также громкая речь и музыка;
  • если гости остались на службу, не разрешено разговаривать с соседями – только благоговейное молчание.

Исторический Николо-Перервинский мужской монастырь долгое время был заброшен, поэтому реставрационные работы продолжаются длительное время. Многие паломники приезжают ежегодно, чтобы посмотреть, как восстанавливается и отстраивается это место. Сейчас его территория в 4 раза превышает площадь Сретенского монастыря, но в 5 раз меньше, чем у Новодевичьего.

Видео о Николо-Перервинский монастыре

Монастыри России, Николо-Перервинский монастырь:

Николо-Перервинский монастырь в Москве

Николо-Перервинский монастырь в Москве, который сегодня стоит в Печатниках, по преданию был основан примерно во времена исторической Куликовской битвы, правда, документальные свидетельства относят нас к 1623 году.

Именно тогда в одном из указов самодержца Михаила Федоровича была упомянута деревянная церквушка во имя Николая Чудотворца и перечислена малочисленная братия обители, включающая в себя игумена да двух древних старцев. Правда, в летописи 1570-х годов можно прочитать, что местный монастырь стоит почему-то «в пусте».

История Николо-Перервинского монастыря в Печатниках

Первое известное название монастыря – «Никола Старый», а вот наименование «перервинский» было дано по названию местности, где он стоял.

Топоним «Перерва» или, по-иному, «Прерва», согласно легенде, образовался после того, как протекавшая неподалеку от стен монастыря Москва-река однажды пошла далее не по своему естественному руслу, а прервалась и, сделав весьма крутой поворот, потекла к селу Коломенскому.

В годы Смуты Николо-Перервинская обитель была разграблена и изрядно разрушена. Ее восстановление началось лишь тогда, когда взошедший на трон Алексей Михайлович приписал к монастырю Иверскую часовню, расположенную у Воскресенских ворот.

Находясь на бойкой в то время Красной площади, она давала весьма ощутимый доход. Еще одним источником на восстановления служило монастырское подворье между нынешними улицами – Маросейки и Лубянки, которое сдавалось внаем.

Архитектурный ансамбль монастыря

Все это, а также назначение ее летней резиденцией патриарха Адриана, привело к тому, что уже начиная с 50-х годов XVII столетия Николо-Перервинский монастырь переживает свой бурный расцвет.

В 1650 году была выстроена пятиярусная каменная Успенская церковь-колокольня, декорированная барочной росписью, золоченой лепниной и бесподобными цветными изразцами с образами херувимчиков.

В ее первом уровне был устроен главный вход, а на втором разместили монастырскую ризницу. Сама церковь во имя Успения Богоматери находилась на третьем уровне, а четвертый и пятый были заняты часами с боем и колокольной звонницей, соответственно.

Никольский собор с внутренней церковью во имя Сергия Радонежского возвели в период с 1696 по 1700 годы. Между храмом и колокольней соорудили галерею-паперть.

В период с 1733 по 1735 годы шло строительство барочной церкви во имя Толгской Божией Матери. Местом ее установки стали стены монастырской ограды над выходящими прямо к реке Водяными воротами.

Со временем на территории монастыря появились патриаршие кельи, настоятельный корпус, а также архиерейский домик, прекрасно вписавшиеся в архитектурный ансамбль всей обители.

Самая значительная на сегодня постройка на территории Николо-Перервинского монастыря – Собор во имя Иверской Божией Матери. Возвели ее в период с 1904 по 1908 годы в русско-византийском стиле. Автор проекта – архитектор Петр Алексеевич Виноградов. В день освящения храма из Иверской часовни была доставлена чудотворная икона, которая являлась вторым списком с афонской Иверской иконы Богоматери и был привезена на русскую землю еще в 1699 году.

К росписи внутренних стен приступили лишь в 1910 году. Руководил работами Василий Павлович Гурьянов – придворный иконописец, который использовал в сюжетах темы, сообразные творчеству Виктора Михайловича Васнецова. Резной иконостас выполнил И.А. Соколов, а золотое облачение к нему изготовили братья Заглотины.

Образовательная деятельность Николо-Перервинской обители

Немаловажную роль сыграла Николо-Перервинская обитель в образовательной сфере и подготовке российского духовенства.

Так, в 1775 году здесь открыла свои двери Перервинская семинария. Специальное здание – учительский корпус – возвели для нее по-прошествии 30 лет. Семинарский корпус был построен в 1805.

Во время войны с Наполеоном монастырь был занят французскими солдатами, но разрушению был подвержен незначительному. Не были разграблены и монастырские реликвии, вовремя вывезенные и частью сокрытые.

В период с 1830 по 1836 годы была проведена реконструкция учительского и хозяйственного корпусов с одновременным новым строительством части строений в стиле ампир. Проект составил архитектор Осип Иванович Бове. В 1867 году здесь открылось Духовное училище.

В годы Советской власти, в 1928 году, Николо-Перервинский монастырь в Печатниках закрыли. Вернули его РПЦ лишь в 1991 и уже в 1995 году перевели в ранг Патриаршего подворья.

Находится обитель по адресу: Москва, Шоссейная улица, 82.

Читайте также:
Рафаил Карелин: биография отца, проповеди и книги, путь
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: