Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь в Крыму: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

Катерлезский Свято-Георгиевский женский монастырь

Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь расположен в Керчи. Он находится на территории села Войково, которое также известно под названием Катерлез. Место, где функционирует женская обитель, вызывает к себе неугасающий интерес. Основание монастыря связано с красивой легендой, которая бережно хранится русскими православными людьми и передается из поколения в поколение.

История появления обители

Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь принадлежит к Феодосийской епархии. Датой его основания считается 1857 г. Инициатива создания обители принадлежала архиепископу Херсонскому и Таврическому Иннокентию Борисову.

Давняя история, связанная с этим святым местом, повествует о следующих событиях:

  • в XVIII веке местный пастух, каждый день молившийся на горе, стал свидетелем небывалого чуда. Этот христианин увидел неземной красоты молодого воина на белом коне. Сначала он испугался и никому не стал рассказывать о произошедшем;
  • видение повторилось еще дважды, и только после этого пастух позвал с собой старцев, дабы они сами убедились в необъяснимом явлении. Когда люди приблизились к прекрасному всаднику, он исчез. На месте его присутствия остались отпечатки ног и конских копыт, а также полотно с изображением Георгия Победоносца.

После таких удивительных событий гора в Крыму, где местным жителям явился неземной юноша, получила имя Святого Георгия и стала особенно почитаемой православными христианами. Вскоре здесь была возведена небольшая часовня. Позже появился храм, который освятили во имя великомученика Георгия. Икона, обнаруженная на горе, хранилась в его стенах.

Адрес: Крым, село Войково, ул. Степная, 33

Координаты GPS: 45.392006, 36.442041

Режим работы: Круглосуточно

Архиепископ Иннокентий всегда хотел построить на месте явления небесного воина женский монастырь. Также он стремился укрепить православную веру на территории Крымского полуострова. Мечта этого человека осуществилась только после его смерти. Так возникла Катерлезская Свято-Георгиевская обитель, которую впереди ожидали очень непростые годы.

Интересный факт! Слово «Катерлез», которым был назван прилегающий к описанной местности поселок, происходит из татарского языка. В переводе на русский оно звучит как «всадник на коне».

Как развивалась женская обитель

В первые годы своего существования Катерлезский монастырь не получал никакой государственной помощи. Его обитатели выживали собственными усилиями. У монастыря имелось около 20 десятин земли, пожертвованной богатым помещиком К. Хамарито, однако ее большая часть была непригодной для посевных работ. Основным доходом, позволяющим святому месту существовать, являлись пожертвования и платные обряды.

В годы Октябрьской революции монастырь переживал самые тяжелые времена. По решению советских властей обитель была ликвидирована, а на ее территории организовали детский приют, которому было передано все монастырское имущество. От инокинь, желающих остаться на прежнем месте и выполнять различные работы, требовалось отказаться от данного Богу обета. Тех, кто противился этому, переселили в Косьмо-Дамиановский монастырь, расположенный в Алуште.

В 1928 г. здание обители было разобрано для строительства школы и других учреждений. После этого от некогда существовавшего монастыря остались только развалины. Восстановление святого места началось лишь в 90-х гг., после распада Советского Союза.

В 1991 г. на горе Святого Георгия установили православный крест высотой 7 метров. С 1996 г. на монастырской земле вновь начали проводить богослужения. Обители было отведено два здания, где ранее функционировал ипподром. Теперь здесь располагалась новая церковь и кельи монашек.

Обязанности настоятельницы после возрождения монастыря исполняла матушка Акилина (мирское имя – Литвиненко Александра), принимавшая участие в Великой Отечественной войне. В 2013 г. в обители находились только три монахини. Сегодня здесь другая игуменья, матушка Феодосия, а количество инокинь увеличилось.

Чем интересен Катерлезский монастырь

Уже много лет в обители находится камень, на котором, по преданию, стоял светлый небесный воин Георгий Победоносец. Он сохранил на себе отпечатки ног святого, а также следы от копыт его верного коня.

Верующие давно убедились, что этот камень является чудотворным. Он способен исцелять от болезней и являть другие чудеса. Известно, что советская власть, негативно воспринимавшая любые православные святыни, несколько раз пыталась взорвать камень с отпечатками. После таких кощунственных действий от чудодейственной реликвии остался лишь фрагмент.

В Катерлезском женском монастыре также пребывают частицы мощей нескольких святых:

  • Ионы Киевского;
  • святого Луки Крымского;
  • преподобного Феодосия Великого;
  • преподобномученицы Рафаилы Чигиринской;
  • великомученицы Екатерины;
  • праведного Феодора Ушакова;
  • мученика Иоанна Воина.

Кроме всех перечисленных святынь, здесь имеется камень, хранящий капли крови Соловецких мучеников. По территории святого места протекает целебный источник, вода в котором имеет уникальный природный состав.

Современное состояние обители

Работы по восстановлению монастыря по-прежнему продолжаются. Усилиями монахинь и неравнодушных людей здесь появился новый иконостас, храмовый притвор, был выполнен ремонт в трехэтажном монастырском здании.

Обитель располагает гостиницей для паломников, рассчитанной на 30 мест. В ней можно расположиться в одиночестве или в удобной двух-, трех-, четырехместной комнате. На первом этаже находится просторная трапезная, где гостям предлагаются вкуснейшие блюда из натуральных продуктов. С подворья гостиницы удастся насладиться прекрасными горными и морскими пейзажами.

Свято-Георгиевский Катерлезский женский монастырь постоянно принимает поминовения (требы). Каждый православный христианин может подать записку на литургию, неусыпаемую псалтирь, молебен, акафист, панихиду.

Как добраться к святому месту

Доехать до Катерлезской обители из Симферополя можно двумя способами:

  • на автобусе. В сторону расположения монастыря движется маршрут «Симферополь – Керчь». Далее необходимо добираться пригородным рейсом «Керчь – Войково» (№ 62), выйти на остановке «Монастырь»;
  • на электричке сообщением «Симферополь – Керчь». После едут на уже упомянутом пригородном маршруте № 62.

Адрес местонахождения Катерлезского Свято-Георгиевского женского монастыря: г. Керчь, Ленинский р-н, с. Войково, ул. Степная, д. 33.

Катерлезский Свято-Георгиевский женский монастырь

Возвращение Православной веры на Крымские берега.

Монастырь разрушили в 1928 году, остались одни развалины…

Когда мы с сёстрами в 2014 году впервые приехали в наш монастырь, водитель нашего автобуса не удержался и фыркнул: «Столько красивых монастырей в Крыму, а приехали в какую-то «дыру»». Но ехали сюда мы долго, и остаться в автобусе никто не пожелал…

Когда вошли в монастырские ворота, мы увидели вытянутое, местами недостроенное здание со многими трещинами и оголенным кирпичом, но в кровле сквозь строительные леса уже проглядывался купол и крест. Здание это было совершенно непохоже на то, которое мы с Вами привыкли называть храмом… Кто-то предположил, что это бывшие конюшни, и оказался прав.

К нам навстречу вышла монахиня с необычайно добрыми глазами и представилась именем Феодосия… Лицо её было столь счастливым, будто она вышла не из бывшей конюшни с окнами под самой крышей, без газа и всех тех естественных для нас условий комфортной жизни, а из какого-то пятизвездочного санатория…
Мы изумились, встали вокруг неё плотным кольцом, и монахиня начала говорить…

Читайте также:
Церковь Казанской Божией Матери в Реутове: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Она рассказывала нам какие-то истории и притчи о монашеской жизни, суть которых мне уже не вспомнить. Только помню, что нам всем вдруг стало по-настоящему тепло, радостно и не одиноко стоять рядом с ней… Потом она ушла, и снова стало холодно… В эту минуту многие из нас решили остаться и пожить в монастыре какое-то время, а кто-то в итоге остался навсегда…

Мы вернулись в автобус за вещами и вдруг в один голос произнесли: «Вот это монахиня! Вот это монастырь!». Водитель, не пожелавший покидать теплого автобуса, был очень удивлен этому всеобщему, радостному, почти пасхальному возгласу!

Сегодня монастырю очень тяжело, строительство храма на месте чудесного явления Святого Великомученика Георгия Победоносца — дело очень благое, но очень затратное… Судьба монастыря и судьба его святого покровителя необычайно схожи…

Как в третьем веке император Диоклетиан всеми возможными видами пыток пытался сокрушить Георгия, но он чудным промыслом Христовым восставал невредимым, так и монастырь наш был не раз сокрушаем многими диоклетианами, но всегда возрождался из руин…

Мы не можем никому гарантировать, что наш монастырь больше никто и никогда не разрушит, но мы бы возрождали его, даже зная, что он не простоит и ста лет…

Только одно мы можем пообещать Вам с уверенностью: о всех наших помощниках, жертвователях, строителях, за каждой Божественной литургией мы будем молиться Богу, пока монастырь будет стоять на этой земле.

Потому что мы строим храм не ради камня, а ради воскресения души…

Как говорит наша матушка, Игумения Феодосия: «Господь всегда ищет не за что нас осудить, а за что нас оправдать»…

священномученик Серафим (Чичагов)

История Русской Православной Церкви

Биография

Святитель Серафим (в миру Чичагов Леонид Михайлович) происходил из известного аристократического рода, прославившегося в Русской истории выдающимися деятелями, в том числе военными, среди которых было два адмирала. Леонид появился на свет 9 января 1856 года, в городе Санкт-Петербурге.

Его отец, Михаил Никифорович, был полковником артиллерии, и по понятным соображениям желал сыну аналогичной карьеры. Между тем, когда Леониду было всего десять лет, отец умер, и все обязанности по содержанию и воспитанию сына (и трех его братьев) взяла на себя мать, Мария Николаевна.

Через какое-то время, движимая желанием устройства военной карьеры для своих сыновей, она определила Леонида и двух его братьев в Пажеский корпус – известное в то время в России военно-воспитательное заведение. За год до окончания обучения в Пажеском Корпусе Леонид получил звание камер-пажа, а окончив его в возрасте 18 лет, поступил в Артиллерийскую академию, после чего отправился на военную службу.

В 1877 году он оказался на Балканах, где участвовал в кровопролитных русско-турецких боях — на Шипкинском перевале, а также во взятии Телеша и Плевны. Мужество и героизм, проявленные Леонидом на войне, были отмечены боевыми наградами. Промысл Божий уберёг его от возможной смерти.

По возвращении с фронта в мирный Петербург он находился под столь сильным впечатлением от пережитого на войне, что написал по этому поводу несколько книг: о героизме русских солдат, о смысле жизни, о смерти. Кроме того, глубоко тронутый виденными им страданиями раненных бойцов, он приступил к изучению медицины, результатом чего явилось двухтомное сочинение «Медицинские беседы».

В 1878 году Л. М. Чичагов имел встречу со святым Праведным Иоанном Кронштадтским, великим светильником Русской земли. Тот разрешил ряд волновавших его жизненных вопросов и с тех пор стал ему духовным наставником.

8 апреля 1879 года, Леонид, будучи в возрасте 23 лет, связал себя брачными узами с Наталией Николаевной Дохтуровой, дочерью камергера. Как и положено православному, Леонид старался выстраивать отношения в семье на основах христианской морали и нравственности, эту же нравственность он стремился привить четырем своим дочерям.

В возрасте тридцати четырех лет, неожиданно для окружающих, он решил оставить воинскую службу и озвучил твёрдое желание посвятить свою дальнейшую жизнь служению Богу, став Православным священником. Эта новость ошеломила родных, не встретила сочувствия в семье. Даже горячо любимая супруга Леонида Михайловича воспротивилась воле мужа. Ей, светской даме, давно уже привыкшей к укладу аристократической жизни, весьма трудно было представить себя в роли какой-то попадьи. Тем более, что отношение аристократии к духовенству нередко выражалось даже и в пренебрежении.

Однако Леонид нашёл верное решение: он обратился за помощью к протоиерею Иоанну Кронштадтскому, который, собственно, и благословил его на подвиг священнического служения. Тогда праведный пастырь лично встретился с Наталией Николаевной и найдя подходящие к её сердцу слова убедил не противиться Промыслу Божию и принять выбор мужа. Наконец, она дала своё согласие.

15 апреля 1890 года Леонид Чичагов был отправлен в отставку, после чего вместе с семьёй перебрался в Москву. В доме на Остроженке, 37, где когда-то жил И. Тургенев, они прожили три года. В это время Леонид занимался серьёзным изучением богословских наук. В 1893 году, 26 февраля, он был рукоположен во диакона, а уже через два дня, 28 февраля, — в сан священника.

Первый год пастырского служения отца Леонида совпал с тяжелой болезнью супруги, в результате которой матушка Наталия умерла. Шёл 1895 год. Отец Леонид перевез её тело в Дивеево, и оно было предано земле на монастырском кладбище.

Через три года, после того как батюшка овдовел, он принял монашество. Тогда же он получил новое имя Серафим, в честь своего покровителя, великого святого земли Русской, Серафима Саровского. К этому времени его дочери повзрослели, старшей было уже 18 лет.

В 1898 году отец Серафим был определен для служения в Свято-Троицкую Лавру в Сергиевом Посаде. Надо сказать, что его отношения с братиями обители складывались не лучшим образом. Недавний аристократ, представитель высшего общества, да к тому же не имевший серьёзного монашеского опыта, вызывал у насельников, многие из которых имели простонародное происхождение, недоверие и казался им юродствующим барином.

Через год, стараниями близких друзей, удалось выхлопотать новое назначение. В результате отец Серафим перешёл в Суздальскую Спасо-Евфимиеву обитель. 14 августа 1899 года указом Святейшего Синода он был назначен её настоятелем, с последующим посвящением в сан архимандрита.

Здесь, помимо исполнения общих монастырских послушаний, по поручению начальства он занимался подготовкой документов, необходимых для канонизации Серафима Саровского, а в 1903 году ему предоставили право разработки церемониала грядущей канонизации с участием августейшей семьи. Надо сказать, что он справился с этой задачей безукоризненно: торжественная церемония прошла без сбоев и происшествий.

Читайте также:
Преображенский собор в Хабаровске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

14 февраля 1904 года отец Серафим получил назначение на должность настоятеля Воскресенской Ново-Иерусалимской обители. А в апреле 1904 года он был рукоположен во епископа Сухумского.

Шли годы, надвигалось время страшных социальных потрясений, нравственных испытаний и катастроф: приближались революции 1917 года — Февральская и за нею — Октябрьская. В этот период святитель Серафим служил, волей Божьей, последовательно в четырех епархиях, а именно: в Сухуми, Орле, Кишиневе, Твери.

Осуществляя архипастырское служение и стремясь исполнять его с надлежащей ответственностью, отец Серафим открывал приюты, больницы, приходские советы. Одним из важнейших направлений его деятельности была борьба с заблуждениями, ересью, сектантством.

Вместе с тем, как отмечают историки, ему не удалось избежать некоторых острых ошибок. Так, будучи в Кишиневе, отец Серафим, увлекшись жаром политических волнений, проникся идеями сторонников «Союза русского народа» и влился в число его вдохновителей. Между тем это движение, вместо способствования укреплению Российской монархии, дискредитировало её.

Ни Февральская, ни Октябрьская революции не нашли сочувствия в сердце архиерея. Вскоре усилиями враждебно настроенных по отношению к нему представителей духовенства, при посредстве большевистских властей он был изгнан из Тверской губернии.

Стремясь отгородить святителя от вероятной расправы, Святейший Патриарх Тихон провёл на заседании Святейшего Синода решение о его назначении на кафедру Варшавскую и Привисленскую. Однако разгоревшаяся гражданская, а затем и советско-польская война отрезали путь в Польшу фронтами и сделали отъезд святителя к месту его назначения технически невозможным. Он остался в Москве. Здесь его навещали и ободряли родные и близкие.

В 1921 году святитель Серафим был подвергнут аресту и заточен в Таганскую тюрьму, которую покинул лишь в 1922 году. Затем ему опять предъявили обвинение в преступлениях против Советской Власти и приговорили к ссылке в Архангельскую область, где он провел около года.

По возвращении из ссылки архипастырь остановился в Москве. Через непродолжительное время, в апреле 1924 года, его вновь арестовали, обвинив в организации торжеств в честь прославления Серафима Саровского в 1903 году.

Стараниями Патриарха Тихона святитель Серафим был освобожден из-под стражи, но в Москве он оставаться не мог. После того как ему отказали в возможности поселиться в Серафимо-Дивеевском монастыре, он, раздосадованный, уехал в деревню Шуи, где его приняли с радушием в Воскресенский Феодоровский монастырь.

В 1927 году святитель Серафим, сердечно простившись с подвижницами, отправился на новое служение: митрополит Сергий, выступивший с нашумевшей тогда деклараций, частично поддержавшей государственную власть, была необходима помощь соратников. Весной 1928 года, страдалец, уже как митрополит Ленинградский и Гдовский, вернулся в родной ему город.

Достойно признания, что поддерживая митрополита Сергия, он не поддерживал его слепо и всецело, равно как не поддерживал и государственную политику, направленную против Бога и Его Церкви.

Нужно отметить, что святитель Серафим раздражал светские власти не только своим ревностным отношением к Православному богослужению, но и к широкой проповеди, что тогда признавалось за антисоветскую пропаганду. 1932 год ознаменовался массовым арестом священнослужителей, в том числе монашествующих. На фоне общего негативного отношения власти к священству возрастала угроза и в отношении владыки Серафима. К этому времени здоровье его пошатнулось. Все перечисленные факторы вкупе послужили причиной увольнения святителя на покой. Это случилось в октябре 1933 года.

Наступил кровавый 1937-й год. В сентябре владыку арестовали в очередной и последний раз. Не пощадили даже его старость — ему было 82 года. Ввиду того, что арестованный не мог самостоятельно ходить, его вынесли на носилках, а затем, на машине скорой помощи, перевезли в Таганскую тюрьму. 11 декабря, по приговору тройки НКВД, его расстреляли на печально прославившемся Бутовском полигоне.

Утверждают, что день смерти святителя Серафима был предсказан ему святым праведным Иоанном Кронштадтским, в словах: «Помни день трех святителей». Каждый раз в этот день святой Серафим готовился к смерти. Сообщается, что владыка встретил её не только как истинный воин Христов, мученик за веру, но и как подлинный офицер: не преклонив перед палачами главы, не замарав чести христианской и архипастырского достоинства.

Тропарь священномученику Серафиму, глас 5

Воинство Царя Небеснаго / паче земнаго возлюбив, / служитель пламенный Святыя Троицы явился еси, / наставления Кронштадтскаго пастыря в сердце своем слагая, / данная ти от Бога многообразная дарования / к пользе народа Божия приумножил еси, / учитель благочестия / и поборник единства церковнаго быв, / пострадати даже до крове сподобился еси, / священномучениче Серафиме, / моли Христа Бога // спастися душам нашим.

Кондак священномученику Серафиму, глас 6

Саровскому чудотворцу тезоименит быв, / теплую любовь к нему имел еси, / писаньми твоими подвиги и чудеса того миру возвестив, / верныя к его прославлению подвигл еси / и благодарственнаго посещения / самаго преподобнаго сподобился еси. / С нимже ныне, священномучениче Серафиме, / в Небесных чертозех водворяяся, / моли Христа Бога // серафимския радости нам причастником быти.

Преосвященный воин-мученик. Священномученик Серафим (Чичагов)

Приблизительное время чтения: 10 мин.

Митрополит Серафим стал одним из огромного сонма новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в годы гонений на веру со стороны советской власти. В своем пастырском служении он, как мог, поддерживал веру в простом народе в тяжелое для Русской Церкви время. Арестованный и ложно обвиненный властями, владыка Серафим был расстрелян на печально известном Бутовском полигоне.

Митрополит Серафим (Чичагов) прошел путь от воина Русской армии до епископа Русской Церкви. В каждом из своих служений владыка следовал Божией истине, за которую, в конце концов, он положил и свою душу.

В солдатах и в миру

Священномученик Серафим (в миру Леонид Чичагов) родился 9 января 1856 года в Санкт-Петербурге в семье генерал-майора Михаила Никифоровича Чичагова. Крещен он был в храме при Михайловском артиллерийском училище, так как его отец служил в Учебной артиллерийской бригаде. Через десять лет, когда отец скоропостижно скончался, Леонид осиротел. Будучи выходцем из семьи военного, он тем не менее сначала пошел по пути придворной карьеры. Отучившись несколько лет в Первой классической гимназии Петербурга, в 1870 году Леонид поступил в Пажеский императорский корпус; в том же году он был зачислен в пажи. Через четыре года, в 1874 году, он был произведен в камерпажи, но, мечтая о карьере военного, уже через год получил звание подпоручика и отправился служить в Первую батарею Гвардейской Конно-артиллерийской бригады Преображенского полка. В 1877–1878 годах Леонид принимал участие в Русско-турецкой войне на Балканах. Там он проявил себя с самой лучшей стороны, за что был произведен в поручики и отмечен несколькими боевыми наградами. По возвращении в 1878 году с фронта в Петербург Леонид встретился с праведным Иоанном Кронштадтским, который во многом определил будущее стремление молодого человека посвятить себя служению Богу. С той самой встречи будущий владыка самые важные решения в жизни принимал только с благословения батюшки Иоанна.

Читайте также:
Храм Николая Чудотворца в Клённиках: описание и адрес храма, расписание богослужений, как добраться

В 1879 году Леонид Чичагов вступил в брак с дочерью камергера Императорского двора Наталией Дохтуровой. Как отмечали современники, этот брак отличался от многих других тем, что изначально строился на традициях православного семейного благочестия. В дальнейшем эти традиции были положены в основу воспитания четырех до- черей Чичаговых – Веры, Наталии, Леониды и Екатерины. В военной службе Леонид продолжал делать успехи. В 1881 году он получил чин штабс-капитана, после чего около года прослужил за границей, во французской армии.

За годы службы Леонид Чичагов был удостоен десяти российских и иностранных орденов, в том числе наградной сабли с дарственной надписью от императора за осаду и взятие Плевны. Но со временем он всё более и более склонялся к мысли избрать иное, не военное служение. В итоге, по совету святого Иоанна Кронштадтского, Леонид Чичагов в 1890 году в чине полковника вышел в отставку и переехал в Москву.

Новое служение

26 февраля 1893 года в столичном синодальном храме Двунадесяти апостолов Леонид Чичагов был рукоположен во диакона, а спустя два дня – во священника. В том же храме он и начал свое служение, при этом пожертвовав собственные средства на его восстановление. Спустя два года у отца Леонида умерла супруга, и он остался с четырьмя дочерьми, старшей из которых было 15 лет, а младшей – 9. Матушку Наталию он похоронил в Дивееве, где вскоре над ее могилой была возведена часовня. В феврале 1896 года отец Леонид был на правлен на служение в храм святителя Николая в Старом Ваганькове.

Оставшись вдовцом, батюшка стал задумываться о принятии монашества. В 1898 году он был зачислен в число братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В августе 1898 года будущий священномученик принял монашеский постриг и получил имя Серафим. Спустя год он был назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря с возведением в сан архимандрита. Как и на предыдущих местах служения, в суздальской обители отец Серафим проявил себя энергичным и рачительным хозяином. За пять лет своего игуменства он восстановил в монастыре как хозяйственную, так и духовную жизнь, которые до этого пребывали в упадке. В феврале 1904 года он был снова переведен, теперь уже в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, где всего за год служения успел провести реставрационные работы в главном храме.

Епископ многих земель

В 1905 году, когда по стране пронеслась первая революция, отец Серафим принял на себя еще одно служение – епископское. Изначально он был хиротонисан епископом Сухумским, однако уже через год – в феврале 1906 года – был назначен епископом Орловским и Севским.

На Орловской кафедре владыка проявил себя деятельным архипастырем. В первую очередь он сконцентрировал свое служение на возрождении духовности в простом народе. С этой целью он распространял среди рядового духовенства просвещающую литературу, проповедовал, занимался делами милосердия. Также владыка Серафим уделял немалое внимание общинам при храмах, так как считал, что развитие епархиальной жизни целиком зависит от приходских общин. В частности, он организовал при храмах своей епархии приходские советы, которые помимо сугубо церковных дел занимались широкой социальной и благотворительной деятельностью. Все эти труды не остались незамеченными в столице, и в 1907 году владыка Серафим был назначен присутствующим членом Святейшего Синода. Он надеялся завершить начатое в Орловской епархии, но Синод решил иначе. В сентябре 1908 года владыка был переведен на Кишиневскую кафедру, где ему предстояла такая же непростая работа по возрождению духовной жизни. За годы служения в Кишиневской епархии ему удалось восстановить приходскую жизнь до такого высокого уровня, что он заслужил похвалу лично от императора Николая II. Также он был удостоен сана архиепископа. Стоит также отметить, что в те годы владыка Серафим вошел в «Союз русского народа» – организацию, которая пыталась противостоять революционной смуте, всё более расползавшейся по стране. Помимо этого архиепископ был членом национально-патриотической организации «Русское собрание».

В марте 1914 года владыка Серафим был назначен архиепископом Тверским и Кашинским. На новой кафедре ему пришлось пережить немало трудностей, так как после прихода к власти в 1917 году сначала Временного правительства, а позже – большевиков, началась настоящая травля владыки. В частности, новые власти несколько раз пытались незаконно сместить его с Тверской кафедры, всячески мешали ему исполнять архипастырские обязанности. В декабре 1917 года Вероисповедный отдел Тверского губисполкома Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов выдал предписание об окончательной высылке владыки Серафима из Тверской губернии.

В связи с этим в 1918 году он был назначен на Варшавскую и Привисленскую кафедру (с возведением в сан митрополита), однако из-за политической обстановки не смог выехать на место нового служения. Теперь владыка жил (почти не выезжая) в Черниговском скиту близ Троице-Сергиевой лавры.

Первое гонение

В июне 1921 года митрополит Серафим в первый раз подвергся серьезному гонению со стороны большевиков. По решению судебной тройки ВЧК его планировалось арестовать и отправить в ссылку, однако тогда распоряжение отдано не было. Арестовали владыку только в сентябре того же года, после чего поместили в Таганскую тюрьму. После продолжительных хлопот родных митрополита его ненадолго выпустили на волю в январе 1922 года. В то время он уже сильно болел. В апреле 1922-го он был снова арестован и приговорен коллегией ГПУ к ссылке в Архангельскую область. В Архангельске митрополит Серафим прожил до апреля 1923 года, после чего ему разрешили переехать в Москву. В столице он жил уединенно, не принимая участия ни в каких церковных делах, а лишь посещая Данилов монастырь и своего духовника, архимандрита Георгия Лаврова, и архиепископа Феодора (Поздеевского). В середине 1924 года по личному ходатайству патриарха Тихона владыка был освобожден из-под ареста, после чего переехал в Воскресенский Феодоровский женский монастырь близ Шуи во Владимирской области. В обители он много служил, в том числе во все воскресные и праздничные дни.

На Ленинградской кафедре

В феврале 1928 года митрополит Серафим был назначен на Ленинградскую кафедру. Резиденцией владыки стали бывшие покои Воскресенского Новодевичьего монастыря, где также размещался Ленинградский епархиальный совет под председательством епископа Петергофского Николая (Ярушевича). Вместе, при поддержке епископа Серпуховского Мануила (Лемешевского), прибывшего в Ленинград в конце 1928 года, владыки удачно противостояли попыткам властей расколоть Русскую Церковь при помощи движения обновленцев. Свидетельством великих заслуг владыки на Ленинградской кафедре стало создание верующими в сентябре 1930 года «Общества митрополита Серафима» при Троицком Измайловском соборе.

Читайте также:
Волгоградская епархия: храмы и монастыри, духовенство и священники

В октябре 1933 года владыка Серафим был отправлен на покой. Перед этим он совершил свою последнюю службу в Спасо-Преображенском соборе Ленинграда, а после уехал в Москву. В столице он одно время жил в резиденции митрополита Сергия, потом в подмосковной Малаховке, а затем на станции Удельной. Вместе с митрополитом жили его келейницы – монахини Вера и Севастиана. В годы жизни в Москве владыка сильно болел: у него была гипертония, одышка, водянка. Тем не менее он постоянно принимал приезжавших к нему духовных детей, а также митрополитов Алексия (Симанского), будущего патриарха, и Арсения (Стадницкого).

Мученичество как венец

Когда казалось, что жизнь уже вошла в более-менее спокойное русло, Господь даровал владыке Серафиму высший венец – мученичество. В ноябре 1937 года он был арестован и отправлен в Таганскую тюрьму. Спустя всего несколько дней, 7 декабря, по решению тройки при УНКВД СССР по Московской области митрополит Серафим был приговорен к расстрелу с формулировкой «за причастность к контрреволюционной монархической организации». 11 декабря 1937 года владыка был расстрелян на печально известном полигоне НКВД в Бутове. Лишь только в ноябре 1988 года он был реабилитирован властями. Церковное прославление митрополита Серафима в чине священномученика состоялось 23 февраля 1997 года.

Русская Церковь празднует память священномученика митрополита Серафима (Чичагова) 28 ноября (11 декабря) и 29 января (11 февраля).

Серафим (Чичагов) и прославление Саровского чудотворца

Митрополит Серафим (Чичагов) глубоко чтил своего тезку, выдающегося русского подвижника преподобного Серафима Саровского. По воле Божией, именно владыка сыграл одну из главных ролей в деле его прославления.

Будущий митрополит знал о старце еще до того, как сам принял священство и монашество. Однажды, уже будучи священником, он отправился в Дивеево, где встретился с одной из трех монахинь еще помнивших старца – Пелагеей Ивановной.

Уже старая и больная женщина обрадовалась приходу священника и сказала: «Вот хорошо, что ты пришел, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей, прославления». В то время именно так перед канонизацией необходимо было представить дело самому императору, но отец Леонид ответил, что по своему статусу не может быть принят государем. На это старица лишь заметила: «Я ничего не знаю, передаю только то, что мне повелел преподобный».

Несмотря на недоумение, слова старицы стали для него своеобразным руководством к действию. Спустя некоторое время будущий владыка начал работу над «Летописью Серафимо-Дивеевского монастыря», значительная часть которой была посвящена преподобному Серафиму. К моменту завершения труда, отец Леонид (в монашестве Серафим) был уже архимандритом. Первое издание «Летописи» вышло в 1896 году.

Спустя время отцу Серафиму (Чичагову) все-таки удалось встретиться с царем Николаем II. Во время этой встречи отец Серафим передал государю свою книгу. Во многом именно это способствовало последующей канонизации старца.

В 1902 году Николай II повелел начать подготовительные работы к прославлению Серафима Саровского. В свою очередь, Священный Синод поручил это ответственное дело именно отцу Серафиму. В августе 1902 года Комиссия во главе с будущим священномучеником митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским), в которую входил также и отец Серафим, провела предварительное освидетельствование мощей преподобного старца.

В результате, 29 января 1903 года Серафим Саровский был торжественно причислен к лику святых в чине преподобного. Помимо того, что архимандрит Серафим был одним из организаторов прославления, он также написал акафист святому, составил его краткое Житие, а также выпустил второе издание «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря».

Это издание, вышедшее в 1902 году, также сыграло свою роль в канонизации Саровского чудотворца. В нем, в частности, было приведено много свидетельств духовных чад преподобного старца о той Божией благодати, которая исходила от него еще при жизни.

Основные работы священномученика Серафима (Чичагова) о преподобном Серафиме Саровском:

1) Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уезда.

2) Краткое содержание летописи Серафимо-Дивеевского монастыря.

3) Житие преподобного Серафима Саровского чудотворца.

Днесь радостно ликует Церковь Русская, прославляющи новомученики и исповедники своя: святители и иереи, царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, преподобныя мужы и жены и вся православныя христианы, во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившыя и кровьми Истину соблюдшыя. Тех предстательством, долготерпеливе Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания века.

Величаем тя, священномучениче Серафиме, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа, Бога нашего.

Саровскому чудотворцу тезоименит быв, теплую любовь к нему имел еси, писаньми твоими подвиги и чудеса того миру возвестив, верныя к его прославлению подвигл еси и благодарственнаго посещения самаго преподобнаго сподобился еси. С нимже ныне, священномучениче Серафиме, в Небесных чертозех водворяяся, моли Христа Бога серафимския радости нам причастником быти.

Священномученик Серафим Чичагов

В годы тяжёлых испытаний для Православной Церкви и христианского духа в русской земле воссияли истинные подвижники веры. Люди, подобные священномученику Серафиму Чичагову, служили примером стойкости и смирения. Деятельность митрополита Серафима вносила покой в христианские души и смятение в сердца гонителей.

Биография

Митрополит Серафим — уникальная личность, в которой объединились лучшие черты образованного аристократа и глубоко верующего православного христианина. Вся его светская и церковная деятельность была направлена на помощь нуждающимся людям и защиту православия.

Образование

Будущий святитель родился в 1856 г. в семье потомственных военных Чичаговых. Его отец Михаил Никифорович дослужился до звания полковника артиллерии. Представители дворянского рода приумножили славу семьи и Отечества на ниве военного дела и исследовательской деятельности в северных водах.

Маленького Леонида крестили в одном из приходских храмов российской столицы. В десятилетнем возрасте он потерял отца, но мать — Мария Николаевна — воспитывала своих детей в духе семейных традиций, что предопределило его выбор военной карьеры.

Образование мальчика началось в Первой Санкт-Петербургской классической гимназии. С 1870 по 1875 гг. обучался в Пажеском корпусе. По окончании престижного у дворян учебного заведения юноша получает военное звание подпоручика и отправляется в действующую армию. Одновременно с этим он становится слушателем Михайловской артиллерийской академии.

Читайте также:
Московский Воскресенский храм в Сокольниках: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Военная служба

Военная карьера Леонида Михайловича началась в 1-й конно-артиллерийской бригаде. К началу русско-турецкой войны он находился в звании подпоручика. Во время военных действий проявил себя храбрым и смелым воином, за что получил множество русских и зарубежных наград. Талантливый аристократ быстро поднимался по карьерной лестнице, дослужившись к 35 годам до звания полковника.

Блестящий офицер проявлял себя не только на военном деле, но и в научно-литературном поприще. Он подготовил для печати биографии своих знаменитых родственников адмиралов, а также фундаментальный труд «Медицинские беседы», который обобщал его изыскания в области лечения заболеваний при помощи лечебных трав. К написанию труда его подтолкнули страшные картины человеческих страданий в годы войны на Балканах.

Начало духовного пути

Пережив военные действия Леонид понял, что военная карьера тяготит его. Он стал задумываться о возможности принятия духовного пути. Этими мыслями он поделился со своим духовником — отцом Иоанном Сергиевом, известным в истории православия под именем Иоанн Кронштадтский. Священник благословил мужчину на принятие священнического сана.

В 1890 г. полковник Чичагов ушёл в отставку и переехал вместе с семьёй в Москву. Его решение было неоднозначно воспринято ближайшими родственниками. Супруга, урождённая Наталья Николаевна Дохтурова, согласилась поддержать мужчину только после откровенной беседы с Иоанном Кронштадтским, который поведал ей, что Леонида Михайловича ждёт великая судьба.

В течение 3 лет мужчина самостоятельно изучал богословские науки и готовился к принятию сана. Долгожданное событие свершилось в феврале 1893 г. Радость была омрачена тяжёлой болезнью матушки Натальи. Она скончалась в начале 1895 г. Отец Леонид привёз её тело в Дивеевскую обитель и похоронил с благословения настоятельницы на местном кладбище. С этого времени он стал частым посетителем святого места.

В 1896 г. отец Леонид становится настоятелем храма во имя святого Николая Чудотворца в Старом Ваганькове. Небольшая церковь пустовала в течение 30 лет и находилась в обветшавшие состоянии. На собственные средства священник восстановил здание, часть внутренних росписей которого сделал собственными руками.

Интересно! В это же время он занялся написанием духовной музыки и приступил к главному труду своей жизни — составлению «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря».

«Летопись» была написана под впечатлением от разговора с блаженной старицей Пашей, лично знакомой с саровским чудотворцем. Она передала священнику слова дивеевского основателя о необходимости ходатайства перед государем об открытии его мощей и прославлении. Священник Леонид решил, что император Николай, являвшийся большим любителем духовной литературы, непременно оценит его труд и примет решение о канонизации преподобного мужа.

Монашество

Подробное знакомство с жизнью преподобного отца Серафима Саровского побудило священника принять ионическое служение. В 1898 г., после принятия пострига и имени Серафим, мужчина вступил в Троице-Сергиеву монашескую общину.

Вскоре он был назначен настоятелем Суздальского Евфимиева монастыря и возведён в сан архимандрита. Он занялся восстановлением старинной обители и параллельно выполнял обязанности благочинного монастырских владений Владимирской епархии.

Одним из важнейших дел этого периода жизни отца Серафима является подготовка прославления преподобного Серафима Саровского. После множества необходимых процедур и оживленной полемики в Священном Синоде было принято решение о канонизации основателя Дивеевского монастыря. Настоятелю Евфимиевой обители была поручена подготовка торжественных мероприятий, которые прошли в середине июля 1903 г. Он подготовил подробный церемониал открытия мощей и написал житие святого мужа.

Интересно: святитель Серафим Чичагов вспоминал, что однажды после радостного события, ему явился саровский чудотворец и благодарил за его труд. Божий угодник спросил, чем он может отблагодарить своего собрата и, получив в ответ просьбу всегда быть рядом со старцем, благожелательно улыбнулся и исчез. Это событие во многом определило дальнейшую судьбу монаха.

Архиерейское служение

В 1904 г. архимандрита Серафима назначили главой Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря. На этой должности он пребывал в течение года.

В конце апреля 1905 г. он был хиротонисан в епископа и отправлен для служения на Сухумскую кафедру. Он принял Иверскую землю в трудное время революционного подъёма, когда усилились течения еретиков и безбожников.

Архиерей приложил много усилий для противоборства им и очищения церковных рядов. Активная деятельность и принципиальная позиция импонировала членам Священного Синода. Через год сподвижника поставили во главе Орловской и Севской кафедры. Руководитель епархии приложил много усилий для возрождения духовной жизни во всех приходах вверенной ему епархии.

Он считал, что основой стабильной епархиальной жизни является развитие приходских общин, которые должны выполнять не только духовные и административно-хозяйственные функции, но и решать вопросы просветительского, социального и нравственного характера.

Важно! Главную роль в их организации отец Серафим отводил епископам и епархиальным священнослужителям, которые своим жертвенным подвигом и активной деятельностью должны укреплять дух и веру мирян.

Активная деятельность орловского архиерея послужила основанием для его назначения членом Святейшего Синода. При этом его перевели на Кишиневскую церковную кафедру. Прибыв в Бессарабию, епископ обнаружил полный упадок церковной жизни, возникший вследствие попустительства священнослужителей, стремящихся к занятию ключевых постов в епархиальной иерархии, а не к служению на вверенных приходах. Архиерей сосредоточил свои усилия на следующих мероприятиях:

  • созданию и укреплению приходских общин;
  • возрождение традиций строгой литургической жизни среди местного духовенства;
  • церковное просвещение мирян и клира.

В 1912 г. заслуги Кишиневского епископа были отмечены главой государства, с разрешения которого отец Серафим Чичагов получил сан архиепископа.

Деятельный священник участвовал и в общественно-политической жизни страны. Его дворянское происхождение определило направление его общественной деятельности. С 1905 г. он являлся активным участником Русского Собрания — старейшей монархической организации Российской Империи.

В марте 1914 г. архиепископ Серафим Чичагов занял должность главы Тверской и Кашинской епархии. В годы Первой мировой войны он ежедневно молился о победе русских воинов, организовывал госпитали для раненных солдат, приюты для осиротевших детей. Революционные события 1917 г. были встречены епархиальным главой отрицательно.

Но, оставаясь сторонником строго иерархического подчинения, он подчинился решению Священного Синода, поддержавшего Временное правительство. Позиция тверского архиерея настроила против него новые власти, при содействии которых участники местного епархиального съезда вынесли решение отстранить отца Серафима от управления епархией.

Решение было принято с минимальным перевесом голосов, при этом не учитывалось мнение членов 34 монашеских общин епархии, единодушно поддержавших архиерея. Синод продолжал считать сподвижника истинным главой епархии, но после большевистского переворота тверской совет рабочих и крестьянских депутатов вынес решение о высылке архиепископа с тверской земли.

Читайте также:
Храм Александра Невского в Туле: история и адрес, описание, святыни

В начале 1918 г. архиепископ Серафим Чичагов был назначен главой Варшавской православной епархии с возведением в сан митрополита. Но политическая и военная обстановка помешала святителю выехать на место нового назначения. Он поселился в Черниговском скиту, расположенной недалеко от Троице-Сергиевой Лавры.

Владыка спокойно жил в подмосковном городе до 1921 г. Но он был слишком уважаемым человеком и значимой фигурой в церковной иерархии, чтобы избежать советских репрессий. Против него было сфабриковано уголовное дело, в котором священника обвиняли в потенциальной антисоветской пропаганде в случае его выезда на Варшавскую кафедру.

В сентябре митрополит был помещён в Таганскую тюрьму. Его дочери просили смягчить участь престарелого монаха. Его отпустили в январе 1922 г., но уже в апреле вновь арестовали и отправили в ссылку в Архангельскую губернию.

В апреле 1923 г. владыке разрешили вернуться в Москву, но жизнь в суровом северном крае сильно подорвала старческое здоровье. Старец спокойно жил в столице, не участвуя в церковных и общественных событиях.

Новый арест произошёл через год. Престарелого священника обвиняли в подготовке и участии в канонизации преподобного Серафима Саровского. Его заставили давать разъяснения относительно событий двадцатилетней давности и заключили под стражу. За освобождение митрополита просил лично патриарх Тихон.

Прошение было проигнорировано, тем не менее священника освободили в июле 1924 г. Одновременно с этим всем православным церковным архиереям было приказано покинуть советскую столицу. Отец Серафим поселился в Воскресенско-Феодоровском женском монастыре, расположенном недалеко от города Шуя.

Интересно: находясь в отдалённом монастыре на покое, активный священник занимался устроением монастырского хора, написанием духовной музыки и святых изображений.

Последние годы жизни

В 1928 г. священнослужитель был призван для управления Ленинградской кафедрой. Он был возведён в сан митрополита. Владыка выступал за признание церковной власти патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия Страгородского и призывал к преодолению иосифлянского раскола. Старец лично проводил еженедельные воскресные службы и проповеди в разных городских приходах.

Благодаря его деятельности к 1933 г. в Ленинграде осталось всего два храма, поддерживающих митрополита Иосифа. На время правления митрополита Серафима пришлось время начала массового разорения и закрытия храмов.

В октябре 1933 г. владыка Серафим был отправлен на покой. Он поселился в Подмосковье на станции Удельная, где арендовал несколько комнат в дачном домике. С ним жили две монахини Воскресенского Феодоровского монастыря, которые в течение 7 лет сопровождали и помогали владыке.

Последние годы священника были наполнены покоем, который омрачали лишь физические болезни. Но уважаемого в народе батюшку не могли оставить в покое советские власти. В ноябре 1937 г. его арестовали по обвинению в контрреволюционном монархическом заговоре. В Таганскую тюрьму старика привезли в машине скорой помощи и заносили на носилках.

82-летний монах не признал ни одного обвинения. В декабре он был приговорён к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение 11 декабря на печально известном полигоне в подмосковном Бутово. Похоронили святителя здесь же в неизвестной могиле.

Канонизация и память

В год празднования тысячелетия крещения Руси с отца Серафима были сняты все обвинения, он был полностью реабилитирован. После падения советского режима внучка святителя — Варвара Васильевна, в 1994 г. принявшая монашеский постриг под именем Серафима, занялась подготовкой материала для его канонизации.

Через 50 лет после мученической кончины один из самых уважаемых архиереев русской церкви начала XX века был причислен к лику святых. Соответствующее решение было принято собором архиереев Русской Православной Церкви. Одновременно с этим были утверждены тропарь, кондак и иконография священномученика.

Во имя митрополита Петроградского освящены три храма в следующих населённых пунктах:

  • район Южное Бутово (г. Москва);
  • город Лобня (Московская область);
  • город Санкт-Петербург (епархиальное управление).

Труды

Серафим Чичагов оставил после себя богатое духовное наследие. Его основу составляют следующие литературные произведения:

  • Архив адмирала П. В. Чичагова;
  • Дневник пребывания императора Александра II в Дунайской армии 1877–1878 г.;
  • Медицинские беседы;
  • Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уезда;
  • Житие преподобного Серафима, Саровского чудотворца.

Также известны два иконописных произведения, написанных святителем:

  • Христос в белом хитоне;
  • образ Серафима Саровского, молящегося у камня.

Помимо этого, деятельный монах являлся автором нескольких духовных музыкальных произведений.

Система оздоровления организма

С именем священномученика Серафима, митрополита Петроградского, связывают систему оздоровления организма. Её популяризатором является Ксения Кравченко. Она утверждает, что эта система была разработана священнослужителем, якобы имевшим медицинское образование.

Но биографы митрополита утверждают, что его именем прикрывается дилетант, не имеющий представления о медицине и использующий в своей работе сомнительные методы, угрожающие здоровью людей. Они отмечают, что «Медицинские беседы» — были трудом актуальным для своего времени и развития научных знаний об организме человека.

Важно! Богословы и медики призывают людей с осторожностью относиться к рекомендациям госпожи Кравченко.

Священномученик Серафим Чичагов — один из самых уважаемых священнослужителей Православной Церкви. Он был твердым поборником чистоты православия и подчинения строгому иерархическому устройству Русской Церкви. Существует легенда, что его мученическая смерть и канонизация были предопределены ещё в 1903 г., после видения преподобного Серафима Саровского.

Серафим (Чичагов)

Содержание

Семья

  • Отец — Михаил Никифорович Чичагов, полковник артиллерии. Мать — Мария Николаевна. Принадлежал к одному из наиболее известных дворянских родов Костромской губернии. Среди предков — адмиралы В. Я. Чичагов (1726—1809), П. В. Чичагов (1765—1849).
  • Супруга (с 8 апреля 1879 года) — Наталия Николаевна Дохтурова, дочь камергера двора Его Императорского Величества, внучатая племянница героя Отечественной войны 1812 года генерала Д. С. Дохтурова. Скончалась в 1895 году.
  • Дочери — Вера, Наталия, Леонида, Екатерина.
  • Внучка — Варвара Васильевна Резон-Чичагова, в замужестве Чёрная, затем игумения Серафима (1914—1999).

Образование

Учился в Первой Санкт-Петербургской классической гимназии [1] , окончил по первому разряду Пажеский корпус в 1875 году. Позднее вспоминал «Мы были воспитаны в вере и Православии, но если выходили из корпуса недостаточно проникнутыми церковностью, однако хорошо понимали, что Православие есть сила, крепость и драгоценность нашей возлюбленной родины». Также получил образование в Михайловской артиллерийской академии.

Военная служба

В 1875 году — поступил в чине подпоручика в 7-ю конно-артиллерийскую бригаду, в связи с её упразднением переведён в 5-ю конно-артиллерийскую бригаду. Был прикомандирован к 1-й Его Величества батарее Гвардейской конно-артиллерийской бригады.

В 1876 году — прапорщик, затем подпоручик 1-й Его Величества батареи Гвардейской конно-артиллерийской бригады.

В 1877—1878 годах участвовал в русско-турецкой войне. Награждён орденами св. Анны IV степени с надписью «За храбрость» (за отличие в сражениях под Горным Дубняком 12 октября и Телишем 16 октября 1877 года), св. Станислава III степени с мечами и бантом (за переход через Балканы 13 декабря — 19 декабря 1877 года), св. Анны III степени с мечами и бантом (за сражение под Филиппополем 3 января — 5 января 1878 года), саблей с дарственной надписью от императора (за осаду и взятие Плевны).

Читайте также:
Храм Иоанна Предтечи в Ивановском: описание и адрес храма, расписание богослужений, как добраться

С 1878 года — поручик, с 1881 года — штабс-капитан. С 1880 года — адъютант помощника генерал-фельдцейхмейстера генерала графа А. А. Баранцова (генерал-фельдцейхмейстер командовал артиллерией российской армии). В 1881 году награждён орденом св. Станислава II степени.

В 1881 году был командирован во Францию на манёвры французских войск, изучал устройство французской артиллерии. В 1882 году награждён Кавалерским крестом ордена Почётного легиона и черногорским орденом Данилы Первого IV степени.

Принимал участие в решении вопросов о вооружении крепостей на западной границе России и оснащения болгарской армии. В 1883 году награждён Румынским Железным крестом, Болгарским орденом св. Александра III степени. В 1884 году награждён орденом св. Анны II степени.

В 1890 году уволен в отставку, в 1891 году «для сравнения со сверстниками» произведён в полковники.

Священник

С 1878 года был духовным чадом священника Иоанна Сергиева; по благословению последнего вышел в отставку и принял духовный сан. Епархиальный орган Тверской епархии в апреле 1914 года писал в биографическом очерке о своём новом архипастыре: «О. Иоанн Кронштадтский, у которого он проходил искус послушания, благословил его быть священником. » [2]

С 1881 года — староста Преображенского собора и ктитор Сергиевского всей Артиллерии собора в Санкт-Петербурге, в селе Клеменьеве самостоятельно изучал богословские науки. Интересовался проблемами народной медицины (автор системы лечения организма лекарствами растительного происхождения, которая изложена им в фундаментальном труде «Медицинские беседы»). Кроме того, подготовил к публикации мемуары адмирала П. В. Чичагова.

26 февраля 1893 года в Московском Синодальном храме Двунадесяти апостолов (в Кремле) был рукоположён в сан диакона; 28 февраля того же года — в сан священника этого храма. На свои деньги реставрировал храм и основал при нём Общество Белого креста, имевшее целью помощь офицерским детям.

С 14 февраля 1896 года — священник храма Николая Чудотворца в Старом Ваганькове (Москва), окормлял артиллерийские части Московского военного округа. До этого храм в течение тридцати лет был закрыт; о. Леонид на свои деньги реставрировал и его. В период настоятельства был награждён Болгарским орденом св. Александра «За гражданские заслуги» II степени и греческим орденом Христа Спасителя II степени.

Монашество и участие в прославлении Серафима Саровского

В 1896 году вышло в свет первое издание составленной им «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», значительная часть которой была посвящена деятельности Серафима Саровского. Посетил этот монастырь, где монахиня Пелагия, помнившая старца Серафима, сказала ему: «Вот хорошо, что ты пришел, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей, прославления». Позднее действительно получил аудиенцию у императора Николая II, передал ему свою книгу, что способствовало канонизации Серафима Саровского.

Овдовев, 14 августа 1898 года пострижен в монашество с именем Серафим. В 1899 году был назначен настоятелем суздальского Спасо-Евфимиева монастыря с возведением в сан архимандрита. Занимался реставрацией этого монастыря, написал житие преподобного Евфимия. При нём было отремонтировано арестантское отделение (предназначавшееся для лиц духовного звания), для узников устроена библиотека, а некоторые из них освобождены по его ходатайству. Когда в начале XX века под влиянием либерализации общества встал вопрос о ликвидации монастырской тюрьмы, Владимирский архиепископ Сергий (Спасский) направил в Синод письмо с протестом, указывая, что в таком случае «епископам будет трудно управлять епархиями», и потому он «всеусерднейше просит от себя и за других епископов не закрывать арестантское отделение Суздальского монастыря». Такую точку зрения разделял и тогдашний архимандрит Спасо-Евфимиева монастыря Серафим (Чичагов).

В 1902 году по повелению императора и определению Священного синода ему были поручены подготовительные работы к канонизации Серафима Саровского, состоявшейся в 1903 году. Написал житие преподобного, выпустил второе издание «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». Был одним из организаторов церемонии прославления.

Архиерей

10 апреля 1905 года года в Успенском соборе Московского Кремля митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) и другими архиереями хиротонисан в епископа Сухумского.

С 6 февраля 1906 года — епископ Орловский и Севский. При нём в епархии были учреждены церковно-приходские советы. Распространял среди духовенства духовную литературу, проводил частые собеседования, был известен своей благотворительностью. За организацию приходской жизни в епархии награждён орденом св. Анны I степени. В 1907 стал присутствующим членом Святейшего Синода, занимался церковно-приходскими вопросами.

С 16 сентября 1908 года — епископ Кишинёвский и Хотинский. 16 мая 1912 года возведён в сан архиепископа. Боролся с «иннокентьевщиной» — распространённым в епархии антицерковным движением. Выступал за сохранение «чистого молдавского языка» в богослужении, против распространения «культурного румынского языка», которому, по его мнению, обучали молдаван сепаратисты.

В 1911 году был почетным председателем Всероссийского Съезда Русских Людей в Москве. [3]

С 20 марта 1914 года — архиепископ Тверской и Кашинский; прибыл в Тверь 20 апреля 1914 года [4] . В период Первой мировой войны участвовал в мероприятиях по организации помощи беженцам и по оснащению необходимыми средствами госпиталей и санитарных поездов, призывал епархиальный клир вступать в ряды военного духовенства, а приходских причетников — идти на военную службу. Собирал пожертвования для раненых воинов.

29 февраля 1916 избран членом Государственного совета от монашествующего духовенства. Входил в Правую группу, был членом комиссии по делам народного просвещения.

В 1917 году как монархист был уволен с Тверской архиерейской кафедры. Участвовал в работе Поместного Собора 1917—1918 годов в Москве.

С 17 сентября 1918 года — митрополит Варшавский и Привислинский; из-за военно-политической ситуации не смог выехать в Варшаву, жил в Черниговском скиту Троице-Сергиевой лавры.

С 1920 года — в Москве, где служил в различных храмах.

24 июня 1921 года было издано постановление судебной тройки ВЧК о его заключении в концлагерь сроком на два года по обвинению в том, что в случае предполагавшегося выезда в Польшу он намеревался «координировать — против русских трудящихся масс — за границей фронт низверженных российских помещиков и капиталистов под флагом дружины друзей Иисуса». Однако был арестован лишь 21 сентября того же года, заключён в Таганскую тюрьму. Тяжело заболел, и 16 января 1922 года был освобождён.

Читайте также:
Оптина Пустынь: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники, храмы и постройки

25 апреля 1922 года решением судебной коллегии ГПУ выслан в Архангельскую область.

16 апреля 1924 года вновь арестован по обвинению в организации прославления преподобного Серафима Саровского в 1903 году; 14 июля освобождён из-под стражи по ходатайству Патриарха Тихона, но был вынужден покинуть Москву. Жил в Воскресенском Феодоровском монастыре под городом Шуя на покое.

В 1927 году признал власть Заместителя Патриаршего Местоблюстителя — митрополита Сергия (Страгородского) и поддержал его декларацию, направленную на подчинение советской власти.

С 23 февраля 1928 года — митрополит Ленинградский и Гдовский. Боролся как с обновленчеством, так и с «правой» оппозицией митрополиту Сергию (Страгородскому) в лице весьма сильной в Ленинграде партией иосифлян. Первое богослужение в Ленинграде совершил 18 марта в Спасо-Преображенском соборе, где прежде был ктитором; последнее — там же 24 октября 1933 года. В его управление Ленинградской епархией в Ленинграде состоялось первое массовое закрытие крупных приходских храмов (некоторые из них тут же демонстративно снесли), в феврале 1932 были арестованы, а затем высланы практически все монашествующие. В 1931 году целиком «безбожным» стал Кронштадт — все храмы города закрыли, всё духовенство выслали. При паспортизации городского населения не получил прописку в Ленинграде и был вынужден выехать в Тихвин.

Последние годы жизни, арест и расстрел

В 1933—1934 годах жил в Москве: некоторое время в резиденции митрополита Сергия близ Богоявленского собора в Елохове, затем в посёлке Малаховке, снимая две комнаты у еврейской семьи. Сочинял церковную музыку, никогда не расставался с фисгармонией (уже после канонизации, в 1999 году было впервые публично исполнено его сочинение «Листки из музыкального дневника»).

Большое внимание уделял церковному пению. Хорошо рисовал, занимался иконописью. Автор образов Спасителя в белом хитоне и преподобного Серафима, молящегося на камне, находящихся в московской церкви во имя пророка Божия Илии, что в Обыденном переулке.

30 ноября 1937 года арестован, был вынесен из дома на носилках и доставлен в Таганскую тюрьму, из-за невозможности из-за тяжёлой болезни перевезти его в арестантской машине, в машине «скорой помощи». При аресте у него были изъяты рукопись второго тома «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», книги, музыкальные произведения, иконы, облачения.

На допросе 3 декабря отрицал, что «обрабатывал в антисоветском духе» своих почитателей. Один из свидетелей по его делу показал, что митрополит Серафим говорил:

«Вы из истории хорошо знаете, что и раньше были гонения на христианство, но чем оно кончалось, торжеством христианства, так будет и с этим гонением — оно тоже кончится, и православная церковь снова будет восстановлена и православная вера восторжествует». [5]

7 декабря 1937 года тройка УНКВД по Московской области приняла постановление о его расстреле по обвинению в «контрреволюционной монархической агитации». Расстрелян 11 декабря на полигоне НКВД в подмосковном посёлке Бутово. [6]

Спустя более пятьдесяти лет, 10 ноября 1988 года Леонид Михайлович Чичагов был полностью реабилитирован.

29 сентября 2011 года в Твери на Третьем Всероссийском съезде православных врачей имя Серафима (Чичагова) было внесено в Золотую книгу Санкт-Петербурга [7] .

Труды

Серафим (Чичагов) в Викитеке ?
Серафим (Чичагов) на Викискладе ?
  • Французская артиллерия в 1882 году // Артиллерийский журнал. — 1883. — № 6, 8.
  • Доблести русских воинов (описание из прошлой войны. Описание отдельных подвигов 1877—1878 гг.) Вып. I—II, изд. 3-е, СПб, 1891.
  • Дневник пребывания императора Александра II в Дунайской армии 1877—1978 г. СПб, 1885; СПб, 1995.
  • Что служит основанием каждой науке. — М ., 1890.
  • Медицинские беседы ч. I—II. М.1892. ч. III—IV. M. 1895.
  • Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уезда. М., 1896; СПб, 1903; Краснодар, 1991.
  • Краткое содержание летописи Серафимо-Дивеевского монастыря. — М ., 1896.
  • Зосимова пустынь во имя Смоленской Божьей Матери. Летописный очерк. — М ., 1899.
  • Житие преп. Серафима Саровского чудотворца СПб, 1903, 2-е изд.
  • Житие Ефимия преп. священно-архимандрита Суздальского чудотворца. — СПб. , 1904.

В 1993 году в Санкт-Петербурге вышел в свет двухтомник «Да будет воля Твоя», в который вошли многие труды Святителя. В 2003 году он был переиздан (в одном большом томе, с прибавлением новых материалов) в Москве.

Орловская митрополия

Священномученик Преосвященнейший епископ Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов)
С 3 февраля 1906 года по 16 сентября 1908 года — правящий архиерей Орловской епархии.

Родился 9 июня 1856 года в семье знаменитого адмирала Чичагова, героя войны 1812 года. Это был один из знаменитых дворянских родов России. Его учеба проходила вначале в 1-й Санкт-Петербургской классической гимназии, затем — в Пажеском корпусе, самом аристократическом учебном заведении России. После окончания корпуса в 1874 году Чичагов зачислен на службу в гвардейскую артиллерийскую бригаду Преображенского полка.

Военная карьера его складывалась успешно: прапорщик (1874 г.), подпоручик (1876), поручик (1878), адъютант товарища Его Императорского Величества генерал-фельдцейхмейстера (1878), штабс-капитан (1891), полковник (1891).

В 1877 — 1878 годах Чичагов участвовал в русско-турецкой войне и был удостоен высоких воинских наград за освобождение Болгарии. За храбрость при осаде Плевны и взятии Телиша награжден генералом М. Д. Скобелевым личным оружием.

Знания и опыт Чичагова высоко ценились. В 1881 году как опытный артиллерист он был направлен в Париж на маневры французских войск. Был награжден тринадцатью орденами и медалями.

Военную службу Леонид Михайлович совмещал с историко-литературной деятельностью. За этот период им написаны: «Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877 г.» (за этот труд портрет Л. М. Чичагова был пожизненно помещен в Национальном музее в Софии), «Французская артиллерия в 1882 году». Автор был награжден Орденом Почетного Легиона; глава Чичагова в книге «Архив адмирала П. В. Чичагова 1855 г.» (о своем знаменитом деде), в журнале «Русская Старина за 1866 — 1888 гг.»; «Примеры из прошлой войны 1877 — 1878 гг.» Рассказы о подвигах солдат и офицеров 11-й части.

В 1878 году Л. М. Чичагов познакомился с о. Иоанном Кронштадтским и стал его духовным сыном. В 1879 году Леонид Михайлович женился на Наталии Николаевне Дохтуровой, внучатой племяннице Д. С. Дохтурова, героя Отечественной войны 1812 года.

Чичагов с детства отличался необыкновенной религиозностью. Служа в Преображенском полку, он состоял старостой Преображенского собора в Петербурге и вкладывал немалые средства.

Военная карьера не удовлетворяла Л. М. Чичагова. В 1891 году, к удивлению всех, он, состоя адъютантом при великом князе Михаиле Николаевиче, выходит в отставку в чине полковника, избрав путь священства. Чичагов переезжает с семьей в Москву и изучает богословские науки. В это время окончательно складывается его отношение к миру — отношение православного человека.

Читайте также:
Зачатьевский монастырь в Москве: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки, современное положение, настоятельницы и святыни, расписание служб

Желание максимально помогать нуждающимся заставило Чичагова заняться медициной настолько серьезно, что, не имея специального образования, он разработал свою систему лечения и создал фундаментальный труд «Медицинские беседы» в 2 томах, подготовил книгу «Краткое изложение медицинских бесед». Незадолго до этой книги вышла брошюра духовного содержания «Что служит основанием каждой науки?».

Уже в этой брошюре, вышедшей до принятия сана, выразилось стремление Чичагова к богословскому осмыслению действительности, глубокая вера и твердое желание последовательно осуществлять в жизни учение Спасителя. Этот период жизни Леонида Михайловича Чичагова завершается принятием священства.

28 февраля 1893 года Л. М. Чичагов рукоположен в сан священника в Кремлевском Успенском кафедральном соборе и назначен в Кремлевскую синодальную церковь Двунадесяти Апостолов. Он энергично взялся за восстановление этого храма. По окончании работ отец Леонид был награжден бархатной скуфьей и набедренником.

Поскольку он был историографом Царя-Освободителя и участником войны, Чичагова пригласили на торжества по случаю создания в Московском Кремле памятника Императору Александру II в 1893 году. В 1895 году протопресвитером военного и морского духовенства отец Леонид назначен священником по окормлению воинов Артиллерийского ведомства Московского военного округа. И здесь реставрирует храм во имя святителя Николая на Старом Ваганькове.

В 1895 году отец Леонид овдовел. В семье сохранилось предание о том, как переживала жена рукоположение Леонида Михайловича. Отец Иоанн Кронштадтский сказал Наталье Николаевне: «Ваш муж должен стать священником, и вы не должны препятствовать и мешать избранному вашим мужем пути, так как на этом поприще он достигнет больших высот».

И вот 36 лет от роду Наталия Николаевна умерла, оставив четырех малолетних дочерей — Веру, Наталию, Леониду и Екатерину.

Смерть жены через два года после принятия сана полностью соединила отца Леонида с Церковью. Он принял монашество и был приписан к Свято-Троицкой Сергиевой лавре, в 1898 году пострижен в мантию с именем Серафим.

Решение уйти от мира не стал для иеромонаха Серафима уходом от мирских испытаний, которые по попущению Божию свалились на него со стороны братии монастыря. Радость, сопровождавшая принятие отцом Серафимом монашеского пострига, омрачалась завистью и клеветой со стороны братии новопостриженного. В это сложное время по молитвам преподобного Серафима Саровского отцу Серафиму была преподана духовная поддержка через одну из духовных дочерей — Наталью Петровну Киреевскую. Вдова русского православного философа — орловца Ивана Васильевича Киреевского, некогда возвращенного ею по благословению преподобного Серафима в лоно Православной Церкви, Н. П. Киреевская использовала весь свой известный в высших церковных кругах авторитет для того, чтобы испытавшему зависть и клевету иеромонаху Серафиму было оказано заступничество со стороны высших церковных иерархов. (Письмо Н. П. Киреевской от 29 ноября 1898 г. к архиепископу Харьковскому Флавиану (Городецкому)).

Находясь в Лавре, отец Серафим составил документальный очерк «Зосимова пустынь» о монастыре, приписанном к Лавре.

В 1899 году иеромонах Серафим назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. В том же году он возведен в сан архимандрита и назначен благочинным монастырей Владимирской епархии.

В эти годы не прекращается и литературная деятельность архимандрита Чичагова. Он работает над Летописью Серафимо-Дивеевского монастыря. Благодаря его трудам и обращению к Царю это было отражено в документе «Деяние Св. Синода 29 января 1903 г.», на основании которого Синод вынес решение о канонизации старца Серафима Саровского.

Был разработан подробный церемониал торжественного открытия святых мощей Преподобного, в котором были предусмотрены как богослужения, так и перенесение мощей из могилы в специальную гробницу.

Торжества состоялись 17 — 19 июля (ст. ст.) 1903 года в присутствии царской семьи.

Деятельность архимандрита Серафима заслужила высокую оценку как у Царя (им была подарена митра), так и у многих священнослужителей, бывших на торжествах.
Архимандрит Серафим составил краткое житие Преподобного, летопись Серафимо-Дивеевского монастыря, а также акафист преподобному Серафиму, который звучит в храмах и теперь. Чтение этого акафиста чудотворно, о чем писал Сергей Нилус. Акафист стал значительным событием в истории православной гимнографии.

В 1903 году отец Серафим написал житие преподобного Евфимия Суздальского, небесного покровителя монастыря.

Синод высоко оценил заслуги отца Серафима и как настоятеля, и как талантливого агиографа и гимнографа. 14 февраля 1904 года он был назначен настоятелем одной из семи ставропигиальных обителей — Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

Промысел Божий посылает отцу Серафиму новое служение, совпавшее с началом социально-экономических и духовных настроений в России.

28 апреля 1905 в Успенском соборе Московского Кремля была совершена хиротония архимандрита Серафима в епископа Сухумского. В Грузии новый владыка столкнулся с грозной ситуацией. Революция 1905 года всколыхнула волну грузинского национализма, и епископ Серафим включился в борьбу с ней. Но прослужил здесь недолго. 6 февраля 1906 года святитель переведен на Орловскую кафедру.

На Орловщине владыка Серафим с необычным рвением начал возрождать и устраивать церковную жизнь в приходах. Он утверждал, что в их обязанности входила организация пастырско-литургической и административно-хозяйственной жизни, решение духовно-просветительских задач, устройство больниц, школ, столовых и богаделен.

«Духовное возрождение России возможно только тем путем, каким совершалось ее духовное рождение. А именно: необходимо вернуться к церковно-общественной жизни древнерусского прихода, чтобы приходская община единодушно занималась не только просвещением, благотворительностью, миссионерством, но и нравственностью своих сочленов, восстановлением прав старших над младшими, родителей над детьми, воспитанием и руководством молодого поколения».

О любви к владыке разных слоев населения, особенно интеллигенции, свидетельствует то, что в Орловской областной публичной библиотеке имени И. А. Бунина сохранилась книга И. Белоруссова «Дательный самостоятельный падеж в памятниках церковнославянской и древнерусской письменности» (Варшава, 1899 год) с автографом: «Его Преосвященству, Высокочтимому Архипастырю Серафиму почтительнейший автор». Значение епископа Серафима в Церкви неуклонно росло, что показало назначение его в 1907 году присутствующим членом Священного Синода.

В 1908 году состоялось назначение в Кишиневскую епархию, где состояние приходской жизни было удручающим, и вообще не велась духовно-просветительская работа. Здесь, как и в Орле, архипастырь энергично начал возрождать духовную жизнь в приходах. На основе опыта Орловской епархии уже позже он составляет «Обращение к духовенству Тверской епархии по вопросу о возрождении приходской жизни». Известны его беседы в Государственной Думе «О приходских общинах».

Большой потерей для владыки стала кончина в декабре 1908 года праведного Иоанна Кронштадтского — духовного наставника и молитвенного советчика во всех начинаниях, у которого он черпал душевные и физические силы.

Переживая потери близких, порой непонимание и одиночество, архипастырь находил новые силы в молитвенной жизни. Он подчеркивал: «В каждой губернии есть какая-нибудь местная чтимая или чудотворная икона, к которой народ любит обращаться за помощью и утешением. Такая икона есть и в Бессарабии. Это Гербовецкая чудотворная икона Божией Матери». Еженедельно перед иконой владыка читал акафист в кафедральном соборе.

Читайте также:
Храм святой Софии в Константинополе: история и описание, адрес,строительство и архитектура

Трехлетние старания владыки не прошли незамеченными. Его преобразования в епархии получили высокую оценку Государя и Священного Синода, а святитель указом от 16 мая 1912 года получил сан архиепископа.

В 1912 году архиепископ Серафим был направлен к месту очередного служения в Тверскую епархию. 12 июня 1909 года он был на торжественном почитании святой благоверной княгини Анны Кашинской, откуда в свое время, привез в Кишинев икону с частицей святых мощей. В Тверской епархии дела обстояли несколько лучше, чем в других местах служения, и владыка смог использовать свой опыт по организации деятельности приходов.

Со скорбью святитель встретил весть о первой мировой войне. Как архиерей и офицер, он хорошо знал положение нашей армии. Молитвы, проповеди, сбор средств, помощь раненым и увечным — в этом заключалась деятельность владыки в период всей военной кампании.

Но более всего архипастырь опасался, что война со всеми ее проблемами может усугубить внутреннее нестроение, которое подорвет основы Православия и монархии. Так и вышло.

В марте 1917 года после отречения Николая II, когда Святейший Синод признал Временное правительство, владыка не скрывал своего негативного отношения к происходящему. Это имело свои последствия, и его хотели даже отправить на покой.

Но летом 1917 года архиепископ Серафим был избран членом Поместного Собора. Он возглавил отдел «Монастыри и монашество», работа которого направлялась на развитие монастырской и монашеской жизни.

Ноябрь 1917 года изменил всю жизнь в православной России. Чувствуя гонения на нашу Церковь и ее чад, патриарх Тихон за несколько дней до роспуска Поместного Собора 17 сентября 1918 года возвел владыку Серафима в сан митрополита и успел назначить его на Варшавскую и Привисленскую кафедру — митрополитом Варшавским и всея Польши, которая была свободна от большевиков. Но власти не дали ему возможности выехать в Польшу. До конца 1920 года владыка находился в Черниговском скиту Троице-Сергиевой лавры.

21 сентября 1921 года владыку арестовали. По просьбе дочерей 16 января его, тяжело больного, выпустили из Таганской тюрьмы. Он сразу включился в деятельность Священного Синода.

25 апреля 1922 года больной митрополит приговаривается к ссылке в Архангельскую область, где дает бесконечные показания. Возвратившись в Москву, владыка общается с братией Свято-Данилова монастыря, в котором собралось множество архиереев. Им было предложено выбрать любые сохранившиеся монастыри для своего местожительства.

Митрополит Серафим с радостью принимается игуменией Арсенией (Добронравовой) в Воскресенский Федоровский монастырь, под Шуей Владимирской области. Здесь он прожил еще два года.

В 1927 году владыка признал власть митрополита Сергия (Страгородского). В конце 1927 года митрополит покидает обитель, чтобы принять участие в деятельности Временного Патриаршего Священного Синода. В феврале 1928 владыка назначается управляющим Ленинградской епархией, где царило обновленческое движение. Здесь хорошо знали и уважали 72-летнего святителя.

В сентябре 1930 года было создано «Общество митрополита Серафима» при Троицком Измайловском соборе.

В 1933 году 77-летний владыка был уже тяжело болен. Над ним опять висела угроза ареста. 24 октября, отслужив в Спасо-Преображенском соборе последнюю в родном городе литургию, митрополит Серафим был отправлен на покой.

С 1934 года владыка жил на даче близ станции Удельная Казанской железной дороги. Его навещают родные, друзья, духовные и родные дети.

Наступил роковой 1937 год. В ноябре 82-летнего митрополита, прикованного к постели, с гипертонией и водянкой, вынесли на носилках в машину «скорой помощи», потому что на «черном вороне» его уже нельзя было перевозить. Владыка был доставлен в Таганскую тюрьму. Все имущество было конфисковано. В череде допросов его принуждали оговорить своих сподвижников, отказаться от православной веры. Но святитель не признал ни одного обвинения.

Известно, что, прощаясь с умирающим протоиереем Иоанном Кронштадтским, он получил последнее благословение праведника. «Я могу, — сказал отец Иоанн, — спокойно умереть, зная, что ты и преосвященный Гермоген будете продолжать мое дело, будете бороться за Православие, на что я вас благословляю».

Постановлением Особой тройки УНКВД по Московской области от 7 декабря 1937 года было принято постановление о расстреле подвижника веры. 11 декабря митрополит Серафим принял мученический венец и был похоронен в подмосковном Бутово. 10 ноября 1988 года митрополит Серафим (Чичагов) реабилитирован.

Митрополит Серафим был верным служителем Русской Православной Церкви, верным и искренним патриотом своей Родины. Всю жизнь он боролся за чистоту Православия. Владыка отличался необычайно разносторонними талантами и все свои способности претворял в жизнь во славу Божию.

Рассмотрение богословского наследия митрополита Серафима и его деятельности на всем пути служения дает яркое представление о нем как об угоднике Божием, всю жизнь боровшемся за судьбу Православия. Изучение всей жизни этого подвижника — достойный памятник новомученику митрополиту Серафиму.

23 февраля 1997 года деянием освященного архиерейского Собора Русской Православной Церкви, удостоверившегося в его подвиге как мученика за Христа, единомысленно принято решение о канонизации митрополита Серафима (Чичагова).

Память священномученика митрополита Серафима определено праздновать в день его мученической кончины — 11 декабря (28 ноября ст. ст.). Новопрославленному священномученику Серафиму написаны икона, тропарь и кондак.

Молитвы

Тропарь священномученику Серафиму,
глас 5-й:

Воинство Царя Небеснаго паче земнаго возлюбив, служитель пламенный Святыя Троицы явился еси. Наставления Кронштадтскаго пастыря в сердце своем слагая, данная ти от Бога многообразная дарования к пользе народа Божия преумножил еси. Учитель благочестия и поборник единства церковного быв, пострадати даже до крове сподобился еси. Священномучениче Серафиме, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 6-й:
Саровскому чудотворцу тезоименит быв, теплую любовь к нему имел еси, писаньми своими подвиги и чудеса того миру возвестив, верныя к его прославлению подвигл еси и благодарственнаго посещения самаго Преподобнаго сподобился еси. С нимже ныне, священномучениче Серафиме, в Небесных чертозех водворяяся, моли Христа Бога серафимския радости нам причастником быти.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: