Казанский храм в Воронеже: описание и адрес храма, праздники и святыни, расписание богослужений

Казанский храм (Воронеж)

Казанский храм – православный храм в честь Казанской иконы Богородицы в Воронеже.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

Век стоит в Отрожке храм в честь Казанской иконы Божией Мате­ри. Век разбивались о его каменные стены бури XX столетия, но он выстоял. Много повидал на своем веку старый храм. И ныне, как и сто лет назад, каждый день призывно звучат с его звонницы колокола, собирая на молитву верующих.

Согласно историческим сведениям Отрожка (Рожки, Атрошки, От­рожки, Трегубово) возникла в XVII веке у выступов, или «отрогов» (от­сюда и название), левого берега реки Воронеж. Поселение было при­писано к владениям Алексиевского Акатова монастыря и в 1629 году насчитывало всего шесть крестьянских дворов. Наиболее интенсивно застройка Отрожки велась в XIX веке, ког­да к нескольким деревенским кварталам, расположенным вдоль един­ственной улицы, стали прибавляться новые в восточном и южном на­правлениях вдоль дороги, ведущей на Придачу. В середине XIX века Воронежское земство ходатайствовало перед правительством о строительстве железной дороги между Воронежем и Рязано-Козловской линией. Ходатайство было удовлетворено. Дорогу построили за 1867 год, а в следующем году началось регулярное движе­ние поездов. Вблизи Отрожки появилась узловая станция Раздельная. В конце 1870 года был построен однопутный участок дороги от Раздель­ной до Лисок. Вплоть до начала XX века Отрожка, несмотря на резко возраставшее число жителей, оставалась деревней, то есть крупным на­селенным пунктом, не имевшим собственного храма. Ближайшая цер­ковь Рождества Христова располагалась на Придаче.

В начале XX столетия отроженпы решились на строительство соб­ственного храма. Согласно преданию среди жителей Отрожки разгоре­лись жаркие споры о том, в каком месте должен стоять храм и в честь ка­кого события его освящать. И вот однажды местный житель И.Д. Колбешкин, выйдя вечером из дома, увидел сходящий с неба столп света, в центре которого находилась Казанская икона Божией Матери. Он ука­зывал на пустырь среди домов. О своем видении он рассказал односель­чанам, споры прекратились, и на этом пустыре в 1903 году был заложен храм в честь Казанской иконы Божией Матери.

Долгое время считалось, что строительство Казанской церкви за­вершилось к 1908 году. Эта дата вошла в краеведческие издания, посвя­щенные памятникам архитектуры Воронежа. В материалах Свода па­мятников истории и культуры РФ «Историко-культурное наследие Во­ронежа» говорится, что Казанская церковь была освящена в 1912 году. Однако в ведомостях по страхованию церковных строений, составлен­ных в канун революции, окончание строительства Казанского храма датируется 1911 годом. А небольшая заметка об этом событии в газете «Воронежский телеграф» содержит информацию о том, что Казанская церковь в Отрожке была освящена 5 ноября 1911 года.

Еще до оконча­ния строительства церкви местные жители обустроили примыкающее к ней кладбище, одно из немногих сохранившихся в Воронеже с тех вре­мен. Там и сейчас цел закладной камень с датой освящения погоста — 2 июня 1908 года.

Казанская церковь стала первым храмом Воронежа, построенным в начале XX века, накануне революции 1917 года. Вторым стал величе­ственный собор во имя равноапостольного князя Владимира, строив­шийся по проекту А.А. Кюи в 1896-1918 годах и взорванный безбожны­ми властями в 1930 году.

Казанскому храму повезло больше. После его возведения разрос­шаяся Отрожка получила статус села. Вокруг церкви сложился сель­ский центр. Облик центральной части поселения отличался единством художественного решения. Краснокирпичную с зелеными шатрами и небесного цвета куполами церковь, которая стала доминантой застрой­ки, дополняли здания земской школы и дома священнослужителей с ха­рактерным для начала века убранством фасадов. На церковной усадьбе находился целый ряд построек: каменная сторожка, дом священника, два жилых дома причта, деревянная богадельня, несколько сараев с на­весами и даже хлев.

О внутренней жизни Казанского прихода сведений сохранилось мало. В связи с поздним строительством церковь не попала ни в издания по истории епархии, ни в клировые ведомости 1911 года. В этой свод­ной ведомости ее приход, насчитывавший 292 дома с населением в 1722 человека, приписан к Рождественской церкви Придачи. Приходская жизнь шла своим чередом два десятилетия, пока не наступили роковые тридцатые годы…

Один из историков края в своей хронике зафиксировал события 1936 года в Воронеже. В тот год здесь в административной ссылке пре­бывал поэт О. Мандельштам, область была удостоена правительствен­ной награды, в городе побывали парком просвещения и председатель ВЦИК, перевыполнялись производственные планы. И только об одном событии историк стыдливо умолчал. В 1936 году компания по борь­бе с религией докатилась до Казанского храма. В том же году органы местного управления НКВД арестовали всех ее священнослужителей, богослужения прекратились и церковь закрылась. К большому сожале­нию, имена арестованных священников установить не удалось.

В августе 1939 года Отрожка была включена в городскую черту Во­ронежа. А годом раньше старинное село Отрожки Новоусманского рай­она вошло в состав рабочего поселка Отрожка. Увеличивалось число жителей, интенсивнее становилась жизнь. И лишь немым укором, на­поминавшим о времени «безбожных пятилеток», стоял оскверненный и разграбленный храм, зиял пустыми глазницами оконных проемов. Из него были украдены не только все святыни, иконостас, но и стекла окон и даже деревянные полы.

Читайте также:
Андреевский монастырь в Москве: история и адрес, описание, расписание богослужений, святыни

Летом 1942 года фронт вплотную приблизился к Воронежу. В июле развернулись жаркие бои советских воинов с фашистами в пределах го­родской черты Воронежа. В течение нескольких дней врагам удалось за­хватить правобережную часть Воронежа, его исторический центр. Одна из ожесточенных схваток проходила в районе отроженского моста. Ока­завшаяся в центре боев Казанская церковь хотя и сильно пострадала, но не была разрушена. Божпя Матерь покрыла ее своим омофором.

В январе 1943 года фронт от Воронежа откатился на запад. Город еще лежал в руинах, когда отроженцы решили добиваться возрожде­ния храма. В августе того же года была создана так называемая цер­ковная «двадцатка», прихожане обратились в районный совет с прось­бой зарегистрировать общину и открыть храм и, несмотря на определенные послабления в отношении ре­лигиозных объединений и некоторое смягчение прежнего репрессивно­го курса на удушение церкви, верующим понадобилось в общей слож­ности около трех лет борьбы с властью за право возродить храм и на­чать полноценную приходскую жизнь. 5 октября 1946 года облиспол­ком принял решение об открытии церкви в поселке Отрожка Железно­дорожного района города Воронежа.

Новейшая история Казанского храма ведет отсчет с 10 декабря 1946 года, с того момента, когда была зарегистрирована община. Инициативные прихожане стали прикладывать все возможные усилия для восстановления Церкви, пострадавшей за время войны. Были заде­ланы пробоины от снарядов, положен новый деревянный пол, произве­дено остекление окон. Чтобы скрыть на стенах следы от пуль и снарядов, храм снаружи был побелен. 1954 год ознаменовался установкой иконо­стаса, который был изготовлен резчиком из Новой Усмани.

Духовенство храма в те нелегкие года испытывало постоянное давление со стороны комитета по Делам религий. Священнослужителей и сотрудников храма регу­лярно вызывали в облисполком на «воспитательные беседы». Нередко от прихожан требовали доносить на священников.

Восьмидесятые годы прошлого века стали благодатными для свя­щеннослужителей и прихожан Казанского храма. В это время начались обширные реставрационные работы. Обрели первозданный облик на­ружные стены: с них были счищены многочисленные слои побелки, в ряде мест обновлена кирпичная кладка, восстановлен четвертый купол храма, водружены новые кресты, заменена кровля. В 90-е годы стены храма были расписаны заново. В 2009 году сменили надкупольные кре­сты. После реставрации храм буквально преобразился. В 2010 году в до­вершение масштабных реставрационных работ прежний, обветшавший за полвека иконостас был заменен новым. Была восстановлена в перво­начальном виде входная группа, представляющая собой кованые ажур­ные металлические двустворчатые ворота и две калитки, установлен­ные в кирпичной арке.

В настоящее время па земельном участке площадью 1,5 га распола­гается комплекс построек, центром которых является трехпрестольпый Казанский храм с боковыми приделами во имя святителей Николая Чудотворца и Митрофапа Воронежского. В 90-е годы XX века было построено здание воскресной церковно-приходской школы с крестиль­ным храмом во имя преподобного Серафима Саровского, а также водосвятная часовня во имя святого апостола Андрея Первозванного.

Современное состояние [ править ]

При храме действует Воскресная школа, также осуществляется благотворительная деятельность.

Святыни [ править ]

Главной святыней храма является Казанский образ Божией Матери. Икона была написана по благословению архиепископа Воронежского и Задонского Анастасия (Добрадина) (1891-1913) в мастерской Андреевского скита на Святой горе Афон специально к освящению Казанского храма в Отрожке. Об этом свидетельствует подпись внизу храмового образа. Прибытие его со Святой горы в далекую черноземную Отрожку, населенную простыми людьми, нельзя назвать иначе, как чудом, духовным благословением Игуменьи Святой горы — Пречистой Девы Марии.

Икона была сохранена во время гонений на Церковь и во время жесточайших боев за Воронеж в годы Великой Отечественной войны благочестивым прихожанином храма Николаем Михайловичем Рябых. Он тайно перенес храмовую икону в свой дом, где затем долгие годы хранился чудотворный образ. По свидетельству старожилов Отрожки, прослышав об открытии Казанской церкви, Н.М.Рябых вознамерился вернуть икону на свое место, но не смог, как ни старался, сдвинуть ее с места. Тогда он отправился за вразумлением к священнику. Батюшка решил отслужить молебен Пресвятой Богородице в доме благочестивого христианина. И только после этого икону смогли перенести в храм.

В 2001 году над иконой была установлена резная деревянная сень, выполненная воронежским резчиком Львом Шевченко.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 394021, г. Воронеж, ул. Суворова, 79

Все, что нужно знать о Покровском кафедральном соборе в Воронеже

История строительства

Московский воевода Григорий Киреевский упоминал в своем описании Воронежа о церкви в честь покрова Пресвятой Богородицы. В далеком 1635 г. она находилась на территории Мясной Горы. Считается, что эта церковь – предшественница современного златоглавого собора.

Шло время, и небольшая церковь ветшала, возникла необходимость в ее восстановлении. Священник и приход обратились к епископу Митрофану, чтобы владыка благословил их на работу. Епископ вскоре откликнулся на обращение паствы. Более того, было создано подробное указание относительно того, каким должен стать новый храм. В 1736 г. начались строительные работы. Храм возводили каменным, на строительство было потрачено около 50 лет.

Читайте также:
Преображенский мужской монастырь в Крыму: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

В XIX ст. прихожанам стало тесно в храме и они снова обратились к владыке с просьбой благословить их на создание нового придела. Епископ дал благословение, православные собрали необходимые средства. Милостью Божией нашлись проектировщик и иконописец.

Покровский собор в Воронеже

Обновление построек

Очередные ремонтные работы планировались на 1833 г. В ту пору архиепископом был владыка Антоний. Прихожане обратились к нему за благословением на работы по обустройству обители. Спустя два года здание было обновлено, а отделочные работы завершились в 1841 г.

Со второй половины XIX ст., точнее, в конце 60-х годов в храме началась благотворительная деятельность. Были обустроены богадельни, в которых могли найти приют и поддержку одинокие и малообеспеченные женщины. В 1893 г. была основана начальная школа для девочек.

Период запустения

До наступления послереволюционного периода жизнь собора была мирной и размеренной. Но приход к власти большевиков пронесся по стране разрушениями. Не обошла беда и Покровский храм. По утвержденной новым правительство программе изъятия храмовых ценностей собор разграбили. В 1923 г. в его стенах устроили конюшню красной армии. Со временем здание передали во власть обновленцев.

Уже в 1927 г. храм перешел во владения григорианцев. В 30-е годы они были выселены, а здание занято под Дом обороны, который сменил собой Антирелигиозный музей. Он работал до начала ВОВ. С началом войны его имущество вывезли из храма. Во время бомбежек и обстрелов собор сильно пострадал, но не рухнул.

Архивное фото храмового комплекса

Восстановление обители

После войны обитель начали реставрировать. Работы завершились в 1948 году, началась христианская приходская жизнь, богослужения. В тот же период храм получил статус кафедрального собора. Еще один ремонт проведи в 60-х годах.

В 70-е годы возле храма началось строительство городского драмтеатра. Обитель хотели снести. Владыке Мефодию удалось с Божией помощью спасти древние стены храма, но архиерейский дом и разбитый сад власти не пожалели.

В 1989 г. из Краеведческого музея в собор были перенесены мощи свт. Митрофана. Это событие можно назвать решающим и переломным в процессе возрождения храма и всего Воронежа, как истинного русского православного города.

В настоящее время собор действует, хотя еще периодически проводятся некоторые реставрационные работы. Таинство Крещения совершается в малом храме в честь Иоанна Предтечи. Отдельно возведена школа и ризохранилище. Сейчас в Воронежской епархии находится 3 собора и 6 монастырей.

Видео «Покровский собор в Воронеже»

В этом видео представлена архитектура храма.

Архитектура и внутреннее убранство

Собор относится к объектам федерального значения и находится под охраной государства.

Из-за того, что храм несколько раз восстанавливали, множество старинных элементов декора не сохранилось, особенно мелкие детали. Стены собора покрыты белой фактурной штукатуркой, что подчеркивает сияние куполов. Световой барабан, расположенный под куполом, оснащен несколькими окнами арочного типа, которые разделены пилястрами. За счет этого удалось уравновесить нижнюю и верхнюю части, придать ансамблю легкости. Многочисленные реставрации смогли сохранить особенности стиля годуновского классицизма.

Внутренняя отделка восхищает красотой настенной росписи, изобразившей многих святых от первых христиан до подвижников города. В восточной части обители находится переход из храмового помещения в трапезную. Он украшен цветочными орнаментами. В южном и северном приделах разместили хоры. На них можно подняться по витым лестницам.

Внутреннее убранство и иконостас

Святыни и престольные праздники

Было время, когда в стенах собора находились мощи свт. Митрофана, но в 2009 году они были перенесены в иной храм. В Покровском храме хранится икона святителя с частичкой мощей. Кроме этого, в храме находятся иконы св. Серафима Саровского, свт. Николая Чудотворца, свт. Димитрия Ростовского, свт. Иннокентия (Московского), Матроны Московской с частичками их мощей. В 2004 году семья эмигрантов, живущих в Америке, передала обители раку с частичками мощей двенадцати апостолов.

В храме можно поклониться особо чтимым иконам Богоматери: Казанской, Тихвинской, Покрова Пресвятой Богородицы. Со святого Афона в обитель была привезена Иверская икона.

Главным храмовым праздником является Покров Пресвятой Богородицы, который отмечают 14 октября. Именно в честь Покрова Царицы Небесной освящен собор. На праздник стенах храма собирается особенно много прихожан и паломников из других городов.

Информация для посетителей

Церковь является действующей, в ней регулярно проводятся службы, справляются требы. Подробная информация о жизни прихода представлена на официальном сайте храма: https://pokrovskysobor.ru/.

Деятельность прихода

На базе кафедрального собора проводится разносторонняя работа, включающая не только просвещение людей, но и фактическую помощь малоимущим:

  • функционирует трапезная, где бесплатно кормят нуждающихся;
  • работает воскресная школа, проводятся уроки иконописи;
  • паломнический центр помогает организовывать поездки по святым местам;
  • храм имеет автомобиль, рассчитанный на помощь людям-инвалидам;
  • Покровское сестричество, состоящее из 30 женщин, помогает людям с инвалидностью, лицам преклонного возраста, а также воспитанникам детских интернатов;
  • социальный отдел предоставляет юридическую и материальную помощь малообеспеченным лицам;
  • отдел детства и материнства заботится о маленьких пациентах детской больницы, проводит встречи с молодыми родителями и школьниками.
Читайте также:
Церковь святой Нины в Гаспре: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Насыщенная разносторонняя и важная для многих жизнь прихода ярко показывает, что собор – истинно духовный центр Воронежа.

Расписание богослужений

Храмовые службы проводятся каждый день:

  • в будние дни и субботу литургия начинается в 8:00, а вечерняя служба – в 17:00;
  • в воскресенье литургия начинается в 6:30 и 9:00, вечерняя – в 17:00;
  • в зимний период вечернее богослужение переносится на 16:00;
  • по четвергам после вечерней читается акафист свт. Митрофану;
  • в воскресные дни в 17:00 читается акафист Покрову Пресвятой Богородицы.

Храмовые службы проводятся каждый день

Как добраться

Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы расположен в Воронеже по адресу: ул. Бехтерева, д. 36.

Добираясь городским транспортом, нужно выходить на остановках «Карла Маркса», находящейся на одноименной улице, или «Дом офицеров» на пр. Революции.

Покровский храм в Воронеже – свидетель многих исторических, зачастую трагических событий. Вместе с городом он расцветал и превращался в руины. Особенно пострадал ему во времена безбожной советской власти и под обстрелами в период ВОВ. Несмотря на множество скорбей, собор возродился и продолжает служить Богу и людям.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Отец Геннадий Заридзе

Каждый человек приходит к Богу своим путём. Некоторые люди, нашедшие этот путь, находят в себе силы поделиться своим духовным опытом с окружающими людьми. Таким человеком является отец Геннадий Заридзе — священник, проповедник и автор духовных песен.

Биография

Путь Геннадия Заридзе к Богу был долгим и трудным. Он прошёл множество духовных и физических испытаний, прежде чем осознать своё предназначение — служение Господу.

Духовный путь

Геннадий родился 18 мая 1959 г. в семье преподавателей. Его отец вёл в университете курс политической экономии и научного коммунизма. Мама была учителем русского языка и литературы. У Геннадия была старшая сестра, которая помогала матери воспитывать мальчика после ухода из семьи отца.

Геннадий прошёл таинство крещения, но семья не посещала церковных служб. Мать была верующей женщиной, не афишировала это, так как могла лишиться работы. В старших классах школы Геннадий увлекся астрономией и астрофизикой. Он вспоминает, что, рассматривая звездное небо в самодельный телескоп, начал задумываться о смысле человеческой жизни и существовании души.

Несмотря на своё увлечение космосом, после окончания общеобразовательной школы юноша поступил на факультет биологии Воронежского университета. Он пытался с помощью научных методов доказать существование души.

После окончания университета он остался работать на кафедре физиологии. Не находя ответов на свои вопросы в научной работе, Геннадий увлекся парапсихологией и мистическими восточными верованиями, раскрывающие вопросы существования души после смерти.

Ответы нашлись неожиданно в результате тяжёлых физических и духовных испытаний. В 1982 г. Геннадий Владимирович тяжело заболел и попал в реанимацию. Врачи делали самые пессимистичные прогнозы, советуя супруге будущего священнослужителя готовиться к похоронам.

Проповедник ничего не помнит о времени, которое он провёл в реанимационном отделении. Но он отмечает, что, придя в себя, чётко осознал существование Бога и бессмертность души. Врачи единогласно признавали выздоровление учёного чудом, а он с уверенностью говорил, что его жизнь — это дар Господа.

Интересно! С этого момента ценности мирской жизни потеряли для Геннадия Заридзе значение. Он стал прихожанином воронежского Казанского храма, пел в хоре во время служб. Но до вступления на путь церковного служения прошло ещё много времени.

Церковное служение

Решение посвятить свою жизнь священническому служению пришло к Геннадию в ходе общения со схиархимандритами Серафимом и Макарием. Они благословили своего ученика на принятие священнического сана.

В 1988 г. его рукоположили в диаконы, а через год он стал священником Покровского кафедрального храма города Воронеж. Будучи клириком Покровского собора, отец Геннадий вёл активную общественную деятельность, заключающуюся в следующих послушаниях:

  • руководство издательским отделом Воронежской епархии;
  • подготовка телевизионных православных программ;
  • участие в радиоэфирах;
  • проведение бесед и семинаров на религиозные темы.

В 1995 г. он окончил Московскую духовную семинарию, но по состоянию здоровья ему пришлось оставить активную общественную деятельность. Митрополит Мефодий назначает его настоятелем Троицкого собора в поселении Боровое. Через некоторое место его переводят в Покровский храм посёлка Отрадное, расположенного в Новоусманском районе Воронежской области.

Когда состояние отца Геннадия улучшилось, он вернулся к активному духовному и социальному служению. Он участвовал в строительстве храма Рождества Пресвятой Богородицы и часовни святителя Митрофана Воронежского.

По его инициативе был построен приют для детей-сирот при храме в посёлке Отрадное. Он стал приютом не только для беспризорников, но и для семей с Восточной Украины. Также батюшка возглавляет «Объединение православных учёных», отмечая, что религия и наука имеют много общего, так как помогают человеку познавать окружающий мир.

Читайте также:
Свято-Успенский монастырь в Орле: история и адрес, описание, праздники и святыни

Проповеди и беседы

В проповедях и беседах отец Геннадий затрагивает темы религиозной и нравственной жизни. Люди приходят к нему, чтобы спросить совета о построении семейных отношений, о путях преодоления многочисленных соблазнов и искушений.

Проповеди батюшки представляют собой уникальную смесь из православных традиций и научных знаний. Они имеются в свободном доступе в следующих источниках:

  • официальный интернет-ресурс Покровской церкви;
  • сайт отца Геннадия Заридзе;
  • страница проповедника в социальных сетях.

Музыкальное творчество

Отец Геннадий Заридзе — талантливый исполнитель религиозных песен, которые он исполняет под звуки гитары. В настоящее время изданы 24 сборника с его сочинениями. В них рассказывается о пути человека к Господу, о земной и небесной жизни души, о пробуждении умения слышать в сердце Голос Бога. Простые понятные слова духовных кантов находят отклик в сердцах людей любого пола и возраста.

Как попасть к отцу Геннадию

Множество прихожан ежедневно приезжают в поселок Отрадное, чтобы вместе с батюшкой помолиться на службе, послушать его проповедь, попросить совета и духовной помощи. Ежедневно отец Геннадий Заридзе принимает для личной беседы 50-60 человек, так как он старается уделить внимание каждому человеку, нуждающемуся в помощи, совете и благословении.

Совет! Встретиться с проповедником можно в Покровской церкви посёлка Отрадное, расположенной по адресу улица Советская, владение 41. От Воронежа до посёлка Отрадное можно за 20-25 минут доехать на личном автомобиле.

Отец Геннадий Заридзе — один из современных сподвижников православной Веры. Его искреннее духовное и социальное служение привлекают к нему множество людей, ищущих свой путь к Господу.

ЗАРИДЗЕ ГЕННАДИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

Протоиерей Геннадий Заридзе, 12 декабря 2014 г. Фото с сайта Воронежской митрополии

Геннадий Владимирович Заридзе (род. 1959), протоиерей, настоятель Покровского храма села Отрадного Новоусманского района Воронежской области и Воронежского храма-часовни в честь святителя Митрофана Воронежского, клирик Воронежской епархии, автор и исполнитель духовных кантов под псевдонимом Странник

Родился 18 мая 1959 года. Отец преподавал политэкономию и научный коммунизм в университете, мама преподавала русский язык и литературу. Когда Геннадию исполнилось восемь лет, отец оставил семью, и мама одна их с сестрой растила и воспитывала.

Крещён был в детстве, но православной вере научен не был.

Окончил общеобразовательную школу и музыкальную школу по классу фортепиано. Учась в старших классах, увлекался астрофизикой, делал телескопы и по ночам смотрел на звёздное небо.

Поступил в университет на биологический факультет. По окончании университета работал на кафедре физиологии, планировал написать диссертацию.

Женился. В поисках смысла жизни и представлений о жизни души после смерти, изучал парапсихологию и многие восточные учения.

В апреле 1982 года с ним произошёл случай, перевернувший его жизнь:

После этого случая стал певчим в Казанском храме города Воронежа, подрабатывал художником-оформителем.

Первый раз исповедовался у протоиерея Николая Седых, позже познакомившего его со схиархимандритами Макарием (Болотовым) и Серафимом (Мирчуком), которые стали помогать ему на духовном пути и сделались его духовными отцами.

Для того чтобы решиться идти служить Богу, поехал по благословению отца Николая в Тбилиси, где жили бабушка и дедушка Геннадия – на улице, соседней с Александро-Невским храмом, где тогда служил схимитрополит Серафим (Мажуга), благословивший Геннадия на священство.

14 октября 1988 года был рукоположен во диакона в Покровском кафедральном соборе города Воронежа и назначен клириком того же собора.

23 апреля 1989 года был рукоположен в сан священника к тому же собору, где прослужил до 1995 года.

Работал заведующим издательским отделом Воронежской епархии. Занимался телепрограммами: “Православный собеседник” (по 40 минут в прямом эфире), “Слово, обращённое к душе” (в записи на 41-м канале по 15 минут). По субботам участвовал в подготовке десятиминутных радиопередач в программе “Панорама”. Тогда же начал проводить беседы в разных аудиториях по православной антропологии. В январе 1995 года у него случился инфаркт, и деятельность на радио и телевидении пришлось оставить.

В 1990-х годах был настоятелем Троицкого храма посёлка Борового (ныне микрорайон, в составе города Воронежа) [2].

Позже, когда стало лучше со здоровьем, был назначен служить в Покровский храм села Отрадного Новоусманского района Воронежской области.

С 2001 года – настоятель того же храма.

Был возведён в сан протоиерея.

С 2000-х по 2008 год был куратором строительства храма Рождества Пресвятой Богородицы села Бабякова Новоусманского района Воронежской области [3]. Впоследствии был назначен настоятелем этого храма [4].

15 марта 2011 года упоминается как духовник возрождающегося Белогорского Воскресенского мужского монастыря [5], оставался таковым на 12 сентября 2013 года [6].

12 марта 2014 года был назначен настоятелем Воронежского храма-часовни в честь преставления святителя Митрофана Воронежского [7]. 24 июля того же года был повторно назначен настоятелем того же храма-часовни в связи с его переименованием во имя святителя Митрофана Воронежского [8].

В 2016 году упоминается как председатель Объединения православных ученых [9].

Женат, имеет нескольких детей (на апрель 1982 года – двоих) и внуков. Сын – священник Георгий Заридзе [10].

Сочинения

Автор и исполнитель большого количества духовных кантов под гитару, выпущенных в музыкальных и книжных вариантах под творческим псевдонимом Странник. Духовные канты о. Геннадия – о трудном пути человека к покаянию, о заблудшем и пробуждающемся к познанию Бога сердце, о земных и небесных странствиях души, о великой любви Бога к людям. На гитаре играет как самоучка со студенческих лет.

О том, когда и как он начал писать свои песни, о. Геннадий рассказывал:

Награды

  • орден Русской Православной Церкви прп. Сергия Радонежского 3-й степени (10 февраля 2008, за участие в создании храма Рождества Пресвятой Богородицы села Бабяково Новоусманского района Воронежской области [3])
  • палица (18 апреля 2009, к Пасхе [12])
  • наперсный крест с украшениями (2014, к Пасхе)
  • почётный знак правительства Воронежской области “Благодарность от земли Воронежской” (13 сентября 2014 [13])

Смысла жизни без Бога не бывает

Беседа с протоиереем Геннадием Заридзе

Протоиерей Геннадий Заридзе – настоятель храма Покрова Богородицы в селе Отрадном Воронежской области. Приход у храма большой, но все друг друга знают, и создается впечатление, что живут одной большой дружной семьей. И как во всякой семье, здесь особое внимание к подрастающему поколению. Был даже построен приют для детей-сирот.

О том, как привести к Богу современных подростков, воспитанных интернетом и соблазняемых всевозможными субкультурами, как строить жизнь в семье, что нужно делать, чтобы дети выросли настоящими христианами и служили своими талантами Господу, – беседа с батюшкой. Кстати, отец Геннадий сам человек творческий: он автор и исполнитель духовных кантов под псевдонимом Странник.

– Отец Геннадий, известно, что этот год для прихожан Покровского храма ознаменовался очень важным событием.

– Да, в этом году на Рождество Христово к нам приезжал Президент России В.В. Путин. Владимир Владимирович человек глубоко верующий. Молился искренне, от всего сердца и, когда по протоколу нужно было уходить из храма, спросил: «Можно еще помолиться, а после сказать слово?» – и произнес речь, встав на амвон. Это была его воля. Думаю, что Владимир Владимирович глубоко православный человек, патриот нашей Родины, который пытается привести ее в порядок. Президент осмотрел и наш приют.

– А как устроен приют, и кто его постояльцы?

– Приют мы построили на добровольные пожертвования верующих, в него не было вложено никаких государственных денег. Помощь поступала не только из Воронежской области, но и из других регионов: Москвы, Липецка, Тамбова. В итоге получился теплый дом для детей, оказавшихся на обочине жизни. Это не совсем приют в привычном понимании: мы обустроили десять квартир, в каждой – четыре комнаты, где могут проживать шесть ребят вместе с патронатной мамой. Всё по-домашнему уютно и красиво. Но так получилось, что первыми постояльцами стали жители юго-востока Украины, бежавшие от войны. Те, кто затем перебрался на постоянное место жительства, получили от прихода и неравнодушных прихожан помощь – деньги, вещи, посуду, постельное белье и всё необходимое.

– Вы ведь заботитесь не только о детях, попавших в трудную жизненную ситуацию?

К вере нельзя относиться формально: это Господу противно

– Всеми детьми и подростками надо заниматься. Молодежный отдел при храме – около 100 человек. Выпускаем научный журнал, газеты – детскую, для многодетных семей и для подрастающего поколения. Несколько лет назад по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия запустили семейное музыкально-разговорное «Радио “Благовестие”» на частоте 73,55 УКВ. Молодежь приходит к нам, мы общаемся. Они находят свой путь, начинают понимать суть Православия. Начинают понимать, что нужно осознать смысл жизни и веры православной, а не просто прийти в храм, поставить свечку. Что нужно научиться любить Бога, людей и духовно развиваться. Что к вере нельзя относиться формально: это Господу противно.

Клирики нашего храма проводят разные беседы в вузах города, в школах с преподавателями. Всё это необходимо, особенно тем, кто живет в России. Конечно же, наша страна многоконфессиональная, но основная часть жителей – православные, поэтому нам всем очень важно знать о своей вере.

– А с чего нужно начать свой путь к Богу, как его проходить, как следовать Промыслу Божиему?

– Для того чтобы прийти к Богу, нужно переосмыслить собственную жизнь, иметь желание не совершать грехи в будущем, бороться с ними. Человек должен понимать, что сам он из себя ничего не представляет, только Господь может его воссоздать в нормальном состоянии. Поэтому важно ходить на Причастие, не пренебрегать этим и понять, какое это Великое Таинство и милость от Бога. Исповедоваться и причащаться, работать над собой, учиться молитве и так потихоньку становиться христианином.

Нельзя так: побыл праведником пять лет – и всё

При этом помнить: весь жизненный путь является самосовершенствованием. Нельзя так сказать: побыл праведником пять лет – и всё. Нет, мои дорогие. Все отведенные нам дни человек делает усилия над собой. Мы знаем, что даже после смерти диавол соблазняет человека.

Необходимо работать над собой, чтобы Богу была угодна наша жизнь, состояние нашего сердца. Преподобный Ефрем Ватопедский говорил, что необходимо гнать помыслы, не развивать те глупости, которые нам подсовывает лукавый. А что касается Промысла Божиего, то это оптимальная форма, по которой человек должен жить на земле и развивать свою бессмертную душу ради спасения. Но это, опять-таки, не навязывание обязательного пути: человек идет за Богом по собственному желанию.

– Как же нам, обычным людям, живущим обычной суетной жизнью, понять Промысл Божий?

– Знаю случай, когда старец одному молодому человеку советовал не жениться, так как он прозревал, что этот юноша в будущем станет епископом – на то была воля Божия. Старец был известен, многие получали от него помощь. Обычно происходило то, что он говорил. Юноша ослушался старца – просто потому, что не хотел работать над собой, не хотел смиряться. Он женился, но вскоре развелся с женой и запил так, что умер от этого. Вот и не совершилось уготованное Промыслом Божиим.

Чтобы не заблудиться в жизни, а человек может многократно попадать в сети диавола, нужно обращаться к священнику, к людям духовным за советом – но только если это действительно серьезные, фундаментальные проблемы. Не стоит у духовника спрашивать, можно ли съесть, допустим, этот кусочек селедки, а не тот или мыть руки с мылом или без. Такого быть не должно. Но когда есть какие-то важные вопросы и человек хочет спросить совета у духовника, это правильно. Так в России было всегда.

– Приход у вашего храма немаленький, иной раз нужно выстоять большую очередь, чтобы исповедаться. С какими духовными проблемами приходят люди?

Страх – это тоже воздействие лукавого на душу

– Спектр проблем очень широкий. Это и разные заразы общества: блудные, жадные… Человек может не совладать со своими страстями. Он может пить, прелюбодеить, принимать наркотики, не справляться с нападками диавола. Страх – это тоже воздействие лукавого на душу. Когда сатана подступает, человеку становится очень страшно, хочется куда-то бежать – это верный признак того, что диавол пытается пугать душу.

Нужно молиться и полностью смириться со всем, следуя путем матери-Церкви. С помощью Таинств в человеке потихонечку начинает преобладать благодать Святого духа, совершенствуя его. Это возможно, когда исповедь и причастие искренние.

А причащаться нужно обязательно. Иисус Христос на Тайной вечере «взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: “Приимите, ядите: сие есть Тело Мое”. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: “Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов”» (Мф. 26: 26–28). Христос сказал также: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6: 53). Поэтому, если человек не причащается, он духовно не развивается. Соединение с Господом и продвижение по духовному пути без причастия невозможно. Когда каменщик строит здание, он кладет камень за камнем. То же самое от Причастия к Причастию, образно говоря, в сердце формируется храм для пребывания там Духа Святого.

– Батюшка, а как правильно построить семью, чтобы храм в сердце был у каждого из домочадцев?

– Важно каждому из близких суметь смирить свою гордыню, причащаться, чтобы оставаться членом Церкви, и просить о дружной семье святых угодников Божиих – Ксению Петербуржскую, Матрону Московскую, мученика Трифона. И самое главное – работать над собой, чтобы стать лучше. Вот основные советы. А за более подробными можно обратиться к записанному мной диску «Беседы о нравственности в семье и целомудрии», который был выпущен в этом году.

– Еще вопрос: как супругам правильно готовиться к пополнению в семье, правильно воспитывать детей, распознать, какой у ребенка дар от Бога, и помочь его реализовать?

– Родители должны быть образцом для ребенка. Если вы не будете жить целомудренно, будете кричать, ругаться, устраивать истерики, то ваше чадо привыкнет к этому и подумает, что это норма и можно поступать так же. Понимаете, в чем дело? Если родитель ругается матом – и ребенок будет ругаться; если смотрит гадость по телевизору – и малыш тоже станет смотреть, так как старшие для него пример.

Необходимо показывать позитивный пример, жить в чистоте. Так, чтобы была нравственная непорочность. Следует молиться, чтобы дети были Богу угодны, дабы действительно славили Христа, а не были Его противниками. Не о том надлежит думать, сколько у ребенка будет денег и какая машина, а какова станет душа. И стараться самому готовиться, чтобы воспитывать будущее поколение должным образом.

Детям с детства необходимо дать возможность проявить себя. Одни хорошо рисуют, другие – поют, кто-то хорошо пишет сочинения, стихи, а иные понимают толк в машинах и могут легко разобрать их… У каждого свои способности, и, конечно, нужно их развивать. И если у человека есть творческая одаренность, она должна быть не только для его пользы, но и для окружающих. Талант закапывать не положено – так написано в Евангелии.

– Батюшка, вы сами пишете музыку и кладете на нее свои стихи. Когда и как открылся этот талант?

Когда висишь над пропастью, очень быстро происходит осмысление – себя, жизни, смерти

– Писать песни я начал с первого курса университета. Однажды со спелеологической группой мы были на Кавказе. Я оказался в одной из пещер в форме колбы, с узким «горлом». Начал спуск по веревке, и в какой-то момент получилось так, что подо мной – 30 метров, а наверх вылезти невозможно: веревка зацепилась за щель и не шла. Висишь над пропастью и думаешь обо всем! Очень быстро происходит осмысление – себя, жизни, смерти… Так и получилась первая песня. Когда вернулись вечером в лагерь – взял гитару и спел:

Это вовсе не дождь – это бьется в пещере вода,
По провалам сочится, в скале вырезая узор.
Лишь страховка и Бог могут знать, оборвутся когда
И веревка, и жизнь, и с пещерой начавшийся спор…

– Это было в 1982 году, я тогда оказался при смерти. Помню, что Бог решал, оставить меня на земле или нет, – помиловал и оставил на покаяние, так что теперь знаю точно: тот мир реально существует. Поэтому прекратил работу на кафедре (я физиолог по образованию, занимался научной работой, писал диссертацию) и пошел служить Богу. Хотя и был крещен в Православии, толком тогда ничего не знал о вере.

А смысла жизни без Бога не бывает, даже невозможно себе представить это.

Сначала был певцом в храме, потом чтецом, а в 1988 году меня рукоположили в священный сан. Заочно окончил Московскую духовную семинарию. Так и пришел к служению. Разумеется, песни поменяли свою направленность, стали одной из форм проповеди о Боге.

– Отец Геннадий, а почему вы пишете под псевдонимом Странник?

– На этой Земле мы все странники. Не всегда же тут будем находиться. После своего помилования Богом воспринимаю себя человеком, который скользит во времени, не цепляясь за всё, что есть вокруг.

Геннадий Заридзе

Полумрак, светит настольная лампа. В помещении сидит священник с гитарой и поёт произведения на духовную тему — канты. Многие знают его под псевдонимом Странник. Но и настоящее имя батюшки не тайна: зовут его отец Геннадий Заридзе.

Он протоиерей, клирик Воронежской епархии и настоятель Покровского храма (село Отрадное) Новоусманского района Воронежской области.

У отца Геннадия есть сайт и группа в «вконтакте». Также батюшка читает лекции о духовной жизни. Узнаем об этой разносторонней личности побольше!

Геннадий Заризе начал духовный путь с изучения науки и мистики

Геннадий Владимирович Заридзе родился 18 мая 1959 года. Православие в семье существовало — но, скорее, номинально. О Боге дома не говорили, да и вообще сильно ощущалось давление советского режима в стране.

«Отец у меня преподавал политэкономию и научный коммунизм в университете, и поэтому, естественно, о Боге у нас в доме речи не было.

Мама преподавала русский язык и литературу.

Иконы у неё были, но она прятала их в шкафу, в белье, чтобы никто из учеников и соседей не увидел.

Если бы кто-нибудь написал жалобу, то её бы выгнали с работы.

Это стало бы настоящей катастрофой, потому что, когда мне исполнилось 8 лет, отец нас оставил, и мама нас с сестрой воспитывала, растила, кормила одна.

Короче говоря, никакого представления о Боге у меня тогда просто не было, и жизнь казалась бессмысленной».

Отец ушёл из семьи, когда маленькому Гене было восемь. Воспитанием занимались мать и сестра. Под их надзором он закончил две школы — общеобразовательную и музыкальную (класс фортепьяно).

Старшие классы пробудили у Геннадия интерес к астрономии и астрофизике. Он сам сооружал телескопы, чтобы смотреть на звёздное небо.

Протоиерей Геннадий Заридзе на службе

Однако связал свою жизнь будущий священник не с космосом, а с биологией: поступил на соответствующий факультет в университет. Там его особо заинтересовала тема физиологии нервных импульсов.

Ему казалось, что в этой сфере можно найти ответы на вопросы о посмертном существовании души. Геннадий не верил, что жизнь обрывается с физической смертью.

Радиоволна же не исчезает, если сломался приёмник? Так рассуждал юноша.

Впоследствии, уже в Питерском институте мозга ему попадались энтузиасты, которые пытались доказать, что в момент смерти от тела отделяется некая «душа» — шарик энергии около 10 сантиметров в диаметре.

Вопросов было много, а ответы не появлялись. Эксперты ссылались на разные источники: труды учёных-параписихологов, восточные учения и всякую мистику. Но областей было много, а Геннадий — один. Неизвестно, куда бы привёл его поиск, если бы случай не перевернул всё.

Геннадий Заридзе чуть не умер из-за воспаления церебральных оболочек и решил стать священником

В апреле 1982 года Геннадий Владимирович почувствовал себя плохо, когда ехал в поезде Воронеж — Москва.

Состояние длилось неделю, пока врачи не доставили больного в реанимацию. По дороге он потерял сознание.

Дальнейших своих переживаний он не помнит. Часто в подобных историях рассказывают про видения ангелов, света в конце туннеля.

Сообщают о встречах с умершими родственниками, но с Геннадием Владимировичем ничего такого не происходило. Либо, если и было, это не сохранилось в памяти.

Геннадий Владимирович был при смерти. Врачи не оставляли места для оптимистичных прогнозов и порекомендовали жене начать приготовления к похоронам. Озвучили страшный диагноз — пневмококковый менингоэнцефалит.

Пневмококковый менингоэнцефалит — воспаление церебральных оболочек. Для него характерно воспаление мозга. Высокий процент инвалидности после заболевания. При несвоевременном лечении летальный исход встречается в 50% случаев.

В основном болезнь, пневмококковый менингоэнцефалит, вызывает инфекция.

Однако через сутки после реанимации Геннадий Владимирович очнулся.

При этом он имел чёткое ощущение того, что Бог, загробный мир, духовная часть мира — всё существует. Это не было следствием какого-то воспоминания. Лишь чёткая ясность.

Он не сомневался, что где-то на том свете решали вопрос его будущего, и считал происшествие шансом, который сам Господь дал человеку.

Геннадий Владимирович утверждал, что на земле его оставили не просто так, а для покаяния.

Продолжать жить, как прежде, после этого Геннадий Владимирович уже не мог. Не то, чтобы научная деятельность ему опротивела. Просто возникло желание напрямую посвятить жизнь служению Богу.

И до, и после этого события Геннадий Владимирович много размышлял о роли Бога в жизни человека:

«Для того чтобы прийти к Богу, нужно переосмыслить собственную жизнь, иметь желание не совершать грехи в будущем, бороться с ними.

Человек должен понимать, что сам он из себя ничего не представляет, только Господь может его воссоздать в нормальном состоянии.

Поэтому важно ходить на Причастие, не пренебрегать этим и понять, какое это Великое Таинство и милость от Бога.

Исповедоваться и причащаться, работать над собой, учиться молитве и так потихоньку становиться христианином.

Нельзя так: побыл праведником пять лет — и всё

При этом помнить: весь жизненный путь является самосовершенствованием. Нельзя так сказать: побыл праведником пять лет — и всё.

Нет, мои дорогие. Все отведенные нам дни человек делает усилия над собой.

Мы знаем, что даже после смерти диавол соблазняет человека.

Необходимо работать над собой, чтобы Богу была угодна наша жизнь, состояние нашего сердца».

Отец Геннадий Заридзе: «Путин обладает громадной силой духа, чтобы говорить правду»

Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы отец Геннадий Заридзе был хорошо известен в Воронежской области и до минувшего Рождества, когда в гостях у него побывал Владимир Путин. В прошлом году после многолетнего строительства при храме был, наконец, открыт детский приют. Он задумывался в помощь органам опеки, как место призрения детей, попавших в сложную жизненную ситуацию. Но волею судьбы приют стал прежде всего убежищем для ребят из Луганска, Донецка, Славянска, Краматорска, Алчевска. Однако разговор с отцом Геннадием мы начали с него самого – слишком нечастое явление, чтобы священнослужитель пришел к Богу из научной среды.

культура: Науку нередко противопоставляют религии, а в Вашей жизни они связаны. Как это получилось?

Заридзе: Меня с детства волновал вопрос: живет ли душа после смерти и в чем смысл нашего существования? Но мой отец преподавал в университете политэкономию и научный коммунизм, поэтому говорить о Боге в нашем доме было не принято. Я пытался найти ответы рациональным путем – изучал законы естествознания и в какой-то момент понял, что душа непременно должна жить всегда, как, например, волна, на которой работает радиоприемник, – ведь когда он ломается, индивидуальная волна продолжает быть. Точно так же и тело умрет, а мое «я» продолжит существовать.

Этот факт я хотел познать с научной точки зрения, может, потому и выбрал биофак, занимался физиологией нервных импульсов. Позже в поисках ответов поехал в питерский Институт мозга, где хотел найти хоть что-то важное, связанное с нейрофизиологией смерти. Нашел. Эти исследования известны: ученые фотографировали в высокочастотных разрядах умирающих людей, и в момент клинической смерти пленка фиксировала, как от тела отделялась шарообразная структура диаметром в десять сантиметров и уходила вверх. Против всех законов физики.

Я тогда ясно осознал, что моя научная диссертация по большому счету будет никому не нужна, и уж точно ни радости, ни любви никому не принесет. А служа Богу, я буду помогать и своей собственной душе обрести гармонию, и, возможно, конкретным людям – обрести священное знание, покой и поддержку уже в этой, земной, жизни.

В 1982 году судьба испытала меня на прочность – подкосила тяжелая болезнь. Понадобились годы, чтобы поправить здоровье, а тогда я был на волосок от смерти – мое тело, не подававшее признаков жизни, увезли в морг. Но я пришел в сознание в полной уверенности, что «тот мир» есть. Я знал теперь совершенно точно, что «там» Бог решал вопрос: оставить меня на покаяние на земле или нет.

культура: Несколько месяцев назад Вы осуществили свою давнюю мечту – открылся детский приют при вашем храме. Говорят, это далось Вам нелегко.

Заридзе: Да, еще в 2008-м, не имея средств, но с Божьей помощью мы всем миром приступили к стройке. Я сердцем чувствовал необходимость этого богоугодного дела. Помощь поступала не только из Воронежской области, но и других регионов: Москвы, Липецка, Тамбова. В итоге получился теплый дом для детей, оказавшихся на обочине жизни. Это не совсем приют в привычном понимании: мы обустроили десять квартир, в каждой – четыре комнаты, где могут проживать по шесть ребят вместе с патронатной мамой. В их распоряжении – просторная кухня с холодильником и плитой, комната для занятий, ванная со стиральной машиной и два санузла. Все по-домашнему уютно и красиво.

Но так получилось, что первыми постояльцами стали жители юго-востока Украины, бежавшие от войны. С мая прошлого года мы приняли около 980 человек, в том числе детей. Те, кто затем перебирался на постоянное место жительства, получал от прихода и неравнодушных прихожан помощь – деньги, вещи, посуду, постельное белье. Что касается детей из Новороссии, то мне особенно отрадно, что теперь они смогут сформировать для себя новую картину, понять, что дружба и любовь сильнее вражды и ненависти.

культура: А какие главные качества Вы воспитываете в детях?

Заридзе: Человека, даже маленького, переделать невозможно. Но мы пытаемся направить его в правильное русло, помогаем развивать все хорошее, а негативное нивелировать. Лучшим помощником в этом является простая беседа, объяснение ребенку последствий его проступков. Дети не всегда могут заглянуть в будущее, а мы им обрисовываем перспективу: будешь ругаться дурными словами, в твоем сердце поселится ненависть, начнешь сеять вокруг себя злость, близкие станут относиться к тебе плохо. Сделал гадость – получишь в три раза больше. Хочешь этого? Даже малыши задумываются.

Моя методика проста. Она основана на жизненном опыте, заповедях Божьих и любви. Без любви ничего хорошего не получается. Я молюсь за детей, потому что молитвой можно многое решить. Ведь человек – это совокупность духа, души и тела, которые без благодати Божьей потенциально разрозненны. Человек без Бога теряет целостность своего существа. И здесь крайне велика миссия священнослужителя. Из-за дефицита общения со священником даже у взрослых людей возникает очень много вопросов – к Богу, к церкви, к судьбе.

культура: Вы приравниваете молитву к целительной энергии?

Заридзе: Все виды энергии, которые есть во Вселенной, созданы Богом. Тепловая, световая, кинетическая, потенциальная. Человек научился различным образом определять их частицы и оперировать ими в своих исследованиях. Но есть еще один вид энергии – благодать Божья, которая исходит от Его сознания. Это идеальный и недоступный для человека вид энергии, который мы не можем пощупать, измерить, зафиксировать, но можем почувствовать по проявлениям. Взять, к примеру, схождение Благодатного огня в канун Воскресения Христова в Иерусалиме – это яркое проявление благодати. Необжигающий огонь противоречит всем известным законам физики.

Божественная энергия дает импульс для движения ядра в любом атоме. Нет других причин! Сама по себе жизнь противоречит земному закону термодинамики, который гласит, что все самопроизвольные процессы в природе идут с увеличением энтропии. То есть хаос может только порождать хаос, а жизнь – это усложнение процесса, значит, она не естественный природный закон, а подарок Всевышнего.

Только Богу подвластно нарушать все земные законы. Возьмем закон сохранения вещества. Как объяснить появление маслянистой влаги на иконах или мощах святых? Капли берутся из ниоткуда и стекают струями вниз, причем мироточить может и бумажная икона, и металлическая. Опять же против всех законов физики. А как объяснить, что вот уже почти 1700 лет тело праведника Спиридона Тримифунтского пребывает в неповрежденном виде: у него сохранились мягкие ткани, которые имеют температуру живого человеческого тела – 36,6 градуса?

культура: Став священником, Вы не отказались от научного познания мира?

Заридзе: Конечно, нет. Наука и вера – лишь разные способы исследования. Более того, наука, как вы помните, вышла из церкви, из монастырей.

Многие сегодня об этом не знают, да и вообще, будучи рационально воспитанными в русле псевдонаучного образования, считают подобный исторический факт нонсенсом. Именно поэтому мы и организовали Объединение православных ученых, куда входят более 250 авторитетных россиян со всех уголков страны. Сейчас наши ряды пополнились также представителями из Болгарии, Сербии, Польши, Греции. Я убежден, наука должна иметь морально-нравственное лицо, чтобы действовать людям во благо, а не во зло.

Ученые нашего Объединения тоже занимаются познанием мира. Одно из последних исследований – изучение чуда, происходящего ежегодно в храме острова Кефалония в празднование Успения Божией Матери. Засохшие сорванные лилии, лежавшие как украшение киота более четырех месяцев, не имеющие корня и воды, распускаются и цветут. Один из цветущих стеблей наши ученые взяли на исследование и доказали, что имеют дело с абсолютно жизнеспособным, настоящим растением. Ну и, разумеется, в рамках Объединения мы проводим беседы со школьными преподавателями «Основ православной культуры». К сожалению, многие из них пока очень отдаленно представляют себе суть предмета.

культура: Вы интересуетесь светской жизнью, политикой?

Заридзе: Политику не люблю. Но как гражданин своей страны хочу, чтобы правда и добро всегда торжествовали. Понимаю, что дьявол не перестанет искушать людей, но люди могут и должны обороняться и спасаться от дьявольского воздействия.

В мире немало тех, кто заинтересован в уничтожении Православной церкви, в том, чтобы всеми средствами ее опорочить, обесчестить, осрамить. На эти цели выделяются огромные средства, которые отрабатываются политиками, «экспертами», средствами массовой информации. Помните заявление бывшего министра иностранных дел Швеции Карла Бильдта о том, что именно Православие представляет главную угрозу для западной цивилизации?

культура: Каким образом, мы, россияне, каждый на своем месте, можем дать отпор западной пропаганде?

Заридзе: Рецепт очень простой – надо укреплять веру в себе. Вера – это великая ценность. Если вера будет крепкой, Россию ждет колоссальная перспектива в будущем. Если же она будет утрачена, мы станем рабами на чужих плантациях.

И, наконец, надо все сделать, чтобы противостоять тем интервенциям, цель которых – окончательно рассорить и разделить народы, некогда объединенные в СССР. Хочу напомнить историю Византии, которая выстояла против войн, грабежей, но именно жесткий национализм поставил точку в ее существовании. Когда между людьми появляется разобщенность, выяснение отношений на почве национальностей, рушатся все основы. Когда один человек считает, что он на гривну дороже, чем его сосед, – это не от большого ума. Каждый христианин должен осознавать себя «гражданином Неба», понимая, что перед Богом нет национальностей. Тем более, что все мы дети Адама и Евы, по сути, родственники.

культура: А в чем Вы видите главную угрозу для современного российского общества?

Заридзе: В дохристианские времена у многих племен и народностей практиковались дикие нравы: принесение в жертву людей, бахвальство убийством женщин и детей, половая распущенность и т.д. Нравы скотские – обычаев никаких! Христос дал людям совсем другие принципы, общечеловеческие ценности – мы сейчас по ним живем. Но сегодня процветают и попытки ренессанса разного рода мерзостей, потакание низменным чувствам и извращениям, разрушение института брака. И все это выдается под соусом свободы личности. Никакой свободы в этом нет, это нарушение Божьих заповедей. Распущенность не может быть свободой.

культура: Но честнее ли вести себя непотребно с крестиком на груди?

Заридзе: А кто сказал, что так нужно поступать? Я верю, что люди должны осознанно прийти к Богу, должны понимать основополагающие принципы веры, осознавать смысл всего происходящего, должны знать, в кого они верят и зачем – иначе это слепая вера.

Наш приход проводит активную разъяснительную работу среди прихожан. Для дошколят при храме действует досуговый центр «Теплый дом». Мы выпускаем научный журнал, четыре газеты, в том числе детскую, молодежную и для многодетных семей. Детская киностудия «Журавлик» снимает мультфильмы. Есть свой Театр зверей с дрессированными кошками, собаками, петухами, крысами, хомячками.

В воскресной школе обучение ведется по 11 предметам, среди них – музыка, хоровое и церковное пение, лепка, керамика. И, конечно, закон Божий.

Два года назад по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия запустили семейное музыкально-разговорное «Радио Благовестие» на частоте 73,55 УКВ.

культура: Не могу не спросить о впечатлении, которое произвел на Вас Владимир Путин, побывавший на Рождественском богослужении в вашем храме.

Заридзе: Я, признаюсь, очень обрадовался его приезду. Я увидел перед собой искреннего христианина, глубокого человека, который обладает громадной силой духа, чтобы говорить правду. Это сегодня мало кто может себе позволить.

Марина КАЛИНИНА, Воронежская область

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: