Казанский монастырь в Рязани: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни и храмы

Казанский монастырь в Рязани: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни и храмы

Единственная женская обитель в г. Рязани – это Казанский Явленский монастырь. Издавна он считался самым большим и обустроенным в городе.

Из исторических справок следует, что монастырь был основан на территории Рязанского Кремля в 16 веке, однако, точный год неизвестен. Есть предание, что закладка обители началась на месте чудесного явления иконы Казанской Божией Матери. До революции эта святыня хранилась в монастыре, но в 1917 году она исчезла. Хотя святыню пытались сохранить, перенося из одного храма в другой, но в итоге следы ее были утеряны, а дальнейшая судьба неизвестна.

Другая версия гласит, что монастырь был основан в числе первых после того, как произошло явление Божией Матери в Казани в 16 веке. Возможно, обитель возводилась в честь этого события.

В 18 веке монастырь перенесли на современное место – тихую улицу Затинную. Говорят, это связано с тем, что в Кремле часто возникали пожары, которые могли легко перекинуться с одной постройки на другую, а это грозило уничтожением святынь. Поэтому один из купцов пожертвовал в пользу монастыря свои земли. Там обитель стоит и по сей день.

Казанский собор является прекрасным памятником архитектуры, однако далеко не все монастырские сооружения дошли до нас в первозданном виде. До революции к монастырю относились 40 зданий, 9 из которых каменные, в них проживало около 450 насельниц. Раньше обитель опоясывала кирпичная стена, также стояли башенки, из которых сейчас осталась только одна полуразрушенная. Но не все так печально – один из фрагментов кирпичной стены по улице Вознесенкой был отреставрирован, кроме того, планируется реставрация и другой ее части.

Сама территория монастыря была намного больше, она ограничивалась тремя улицами: Свободы (Владимирской), Затинной и Фурманова (Монастырской). В нее входило 4-х классовое училище для девочек, которое насчитывало до 70 учениц. Также имелся монастырский сад, огороды и даже гостиница.

На месте обветшалого жилого здания, которое стоит прямо перед воротами Казанского монастыря, раньше находился главный вход. Сейчас эта постройка мало чем похожа на надвратный храм и колокольню, от былого величия сохранились только две колонны на втором этаже, где и располагалась церковь в честь великомученицы Варвары. Колокольня была снесена, а центральная арка заделана, но даже сейчас, сквозь старую отделку видны ее очертания.

По ходатайству владыки Павла (сейчас – митрополит Минский и Заславский, Патриарший экзарх всея Беларуси – ред.) монастырь был передан Церкви в конце 2006 года. Сначала он существовал как приходской, но в 2008 году руководить им была назначена игумения Анна (Сычугова). В конце 2009 года монастырю было передано здание, в котором сейчас живут 5 сестер. Здесь находятся трапезная, приемная и воскресная школа.

Еще 10 лет назад монастырский собор находился в гораздо худшем, плачевном состоянии. Пришлось приложить немало сил, чтобы возродить главное сооружение. Территорию пытаются привести в порядок и сейчас: ведутся реставрационные работы, высаживаются цветы и деревья.

Игумения Анна вспоминает слова архимандрита Авеля (Македонова), сказанные им о Казанском женском монастыре: « Придет время, и тот монастырь, который сейчас очень осквернен и поруган, станет одним из самых красивых в Рязани. Сначала там будет 4 монахини, потом 7, потом 14». «Надеемся, что исполнится его пророчество», – говорит матушка.

Если обойти снаружи Казанский собор, то на месте некрополя можно увидеть большой каменный крест, появившийся в 2009 году. Это, можно сказать, произведение искусства, изготовила известная рязанская женщина-скульптор Лариса Лысенина, сделав его в канонах древнерусского зодчества. На нем изображены святые, в том числе и рязанские. На монастырском кладбище было более 200 захоронений сестер, благотворителей, именитых горожан. Сейчас могил сохранилось немного, памятники были засыпаны землей, а многие могилы разграблены.

Что касается самого собора, то он был очень быстро восстановлен благодаря помощникам и благодетелям. Сейчас в нем ведутся работы по восстановлению предела в честь преподобного Сергия Радонежского. В мае 2008 года стены и роспись были еще не отреставрированы, особенно сильно пострадал купол. Сваи были вбиты прямо в лик Христа, фрески на потолке и стенах были замазаны толстым слоем коричневой краски, и на их месте были изображены красноармейцы – ужасное наследие советской власти. Однако и это смогли удалить и отреставрировать.

Много святынь было передано в храм с момента его возрождения. Одной из первых – икона Николая Чудотворца, переданная отцом Александром Куропаткиным.

После молитв перед иконой в храме, случилось чудо – она замироточила, об этом свидетельствовал даже архиерей. Тогда Владыка сказал: «Значит Господу угодно, чтобы начали служить литургии». Какое-то время она еще источала миро, но затем прекратила.

Также многие другие иконы были возвращены в храм, получив новый облик после работы реставраторов.

Читайте также:
Храм Сергия Радонежского в Волгограде: описание и адрес храма, история, расписание богослужений, как добраться

В храме есть несколько святынь, которые считаются реликвиями. С ними напрямую связана бывшая сестра монастыря, схимонахиня Неонила, не дожившая до его возрождения. Она всю жизнь провела на территории обители, хотя после разорения, в 1919 году, сестер буквально выгоняли. Но по какому-то особому промыслу несколько человек все же остались здесь, и матушка Неонила была в их числе. Она жила в скромном деревянном домике, все стены которого были завешены иконами. Матушка спасла большое количество образов, принадлежавших монастырю. Большую икону Спасителя сохранили двое мужчин, которые еще юношами были лично знакомы со схимонахиней Неонилой. Та передала им святыню перед смертью. Кроме того, она сохранила для монастыря частичку мощей Петра и Февронии Муромских и многие другие святыни.

На фресках собора изображены не только библейские сюжеты. Например, на одной из них изображена Богородица, вышедшая из алтаря во время службы в сопровождении двух ангелов. На ней надета мантия, символизирующая царское достоинство, а священная епитрахиль свидетельствует о том, что она первая инокиня, покровительница всех монашествующих и монастырей.

Также на фреске изображены монахини, узрившие Богоматерь, и по свидетельствам, изображенная на них одежда сходна с формой сестер Казанского женского монастыря. Так что, возможно, фреска писалась с натуры.

Под каждым изображением на стенах храма находится поучительная подпись. Так как до революции большинство прихожан были неграмотными, изображения старались делать более информативными. Приход учился христианской жизни благодаря проповедям и иллюстрирующим их фрескам. Говорят, что собор расписывали очень искусные мастера. Фрески написаны академической рукой – считается, что здесь работал даже известный живописец Николай Шумов.

Стоит сказать и о святых, связанных с Казанским монастырем. В храме находится икона и частица мощей блаженной Любови Рязанской, жившей на улице Затинной. Она очень любила приходить и молиться в храме, общалась со многими сестрами. После разорения монастыря она пророчествовала судьбы сестрам обители.

Кроме того, стоит вспомнить о подвижнике, пока не прославленном, но очень почитаемом в Рязани – блаженном Александре Белкине. После разорения монастыря он жил на его территории у своего брата. Схимонахиня Неонила говорила, что брат не очень любил блаженного Александра, так как тот был инвалидом. Однажды зимой, совершая паломничество в Иоанно-Богословский монастырь, он заблудился и увидел волков. Поняв, что его ждет неминуемая кончина, он стал усиленно молиться Богу и чудесным образом был спасен, но обморозил ноги, которые ему ампутировали.

Как юродивый он вел себя немного странно, по ночам он буквально приползал к Воскресенскому храму и молился, за это его гоняла милиция. Также он молился на территории монастыря и посещал сестер. Блаженный просил Бога о том, чтобы насельниц не выгоняли из разоренного монастыря.

И, конечно, стоит отметить одну из самых почитаемых икон обители – чудотворный образ Казанской Божией Матери. Она появилась в монастыре три года назад, став очень дорогой для монастыря. Ее завещал передать отец Авель (Македонов), сказав: «Не забудьте эту чудотворную икону передать в Казанский монастырь, когда он возродится». Икона считается чудотворной, так как она была явлена чудесным образом по промыслу Божьему: образ и его местонахождение являлись во сне одной верующей женщине, до тех пор, пока она не нашла ее под завалом дров. Многие прихожане сами убедились в действенности молитв перед этим образом.

И это только некоторые святыни, находящиеся в Казанском соборе. С возвращением икон, постепенно происходит возрождение обители. Казанский женский монастырь является поистине уникальным местом – большое количество святынь, великолепная архитектура и соответствующая атмосфера привлекают к себе все больше прихожан и паломников.

Анастасия Корнева, фото автора и с сайта Казанского Явленского монастыря

Публикация подготовлена при поддержке Международного грантового конкурса

«Православная инициатива 2016-2017»

Казанский женский монастырь в городе Рязань: история и описание

Там, где Лыбедь и Трубеж соединяют свои воды воедино, расположился Рязанский кремль и Казанский женский монастырь. Как гласит предание, именно в этом благословенном месте состоялось явление чудотворной иконы Казанской Божьей Матери.

  1. История монастыря
  2. Дореволюционная история
  3. Закрытие монастыря
  4. Новомученицы Ольга и Евдокия
  5. Возрождение
  6. Святыни монастыря
  7. Адрес и как добраться

История монастыря

Такие места притягивают к себе огромное количество значимых событий. Данная обитель не стала исключением, хоть и хотелось ее жительницам лишь покоя.

Дореволюционная история

Обитель для женщин, ищущих покоя и возможности служения Господу Богу, основана на холме, омываемом двумя реками, в 16-м столетии. Примерно через 2 столетия им пришлось сменить свое место жительства. В 1786 году монастырь перенесли поближе к въезду в городские ворота Рязани со стороны Владимирского гужевого тракта, где на территории современной улицы Затинной уже возвышалась Вознесенская церковь. Здесь он и остается поныне.

Читайте также:
Храм-на-Крови в Екатеринбурге: история и описание церкви, адрес и время работы, иконы и мощи, факты, как добраться

В самом монастыре много раз происходили изменения. Некоторые из них активно влияли не только на внешний вид монастыря, но и на суть служения послушниц.

Одной из таких перемен в работе обители стало формирование общины и больничного крыла. Целью данного новшества стала защита старых и немощных сестер. Именно так в 1861 г игуменья Екатерина позаботилась о тех, кто уже не мог этого делать самостоятельно.

Через 2 года монастырскими делами стала заведовать новая игуменья, Евгения. Она не оставила обитель без поддержки и защиты, вдохнув в нее новую жизнь. В период правления в этом маленьком закрытом мирке монастырь вновь обрел свое сияние.

Игуменья была женщиной, которая умела смотреть в будущее. В 1868 году, получив помощь от известного в то время банкира, занимающегося меценатством, Сергея Афанасьевича Живаго, она создала небольшое училище для девочек. Четыре класса обучения давали им основы большинства необходимых на то время знаний, при этом стали одним из основных очагов образования в данной местности.

Обветшавшую Вознесенскую церковь заменили на новый соборный храм, именованный в честь иконы Казанской Божьей Матери, имеющий приделы священномученика Харалампия и преподобного Сергия Радонежского. Создано это великолепие было с помощью финансирования проекта Никанором Петровичем Суворовым и других жителей губернии, желающих помочь монахиням в их обустройстве. Освящение нового собора было произведено архиепископом Алексием (Ржаницыным) 16 августа 1870.

На этом изменения в монастыре не остановились. Еще до конца этого же года территория обогатилась надвратной церковью, именованной в честь великомученицы Варвары. Верхнюю часть строения украсила колокольня.

Монастырь рос и развивался неуклонно. Послушницы служили Богу и людям, принимали в свои ряды всех желающих утешения в Божьем Слове. Уже в 1872 году обитель была признана первоклассной. Территория включала в себя не только вышеназванные храмы, церкви, но и еще 40 зданий, которые использовались для разных нужд. Кроме хозяйственных построек, здесь были:

  • библиотека-читальня;
  • завод по изготовлению церковных свечей;
  • пекарня.

На территории расположилось также и кладбище. Хоронить тут разрешалось не только усопших служительниц, но и горожан, которые имели особые заслуги перед людьми и церковью.

Как и любой другой монастырь, обитель окружала изготовленная из гранитных камней ограда, для прохода в которую были сооружены крепкие ворота в двух местах: одни смотрели на восток, другие – на запад. Гостям, посещающим монастырь на праздники, жить в пустых монашеских кельях необходимости не было. Они могли воспользоваться специальной монастырской гостиницей, расположенной неподалеку.

Часть продуктов питания, используемых монахинями в ежедневном рационе, послушницы выращивали сами. Для этого у них имелся свой огород, раскинувшийся на 2,5 гектара за территорией монастырского двора.

Количество послушниц и монахинь в обители регулярно менялось. В разные годы их было то больше, то меньше. К концу 1917 года здесь насчитывалось около 400 посвятивших себя Богу женщин.

Закрытие монастыря

Когда пришла революция, многим монастырям пришлось закрыться. Не миновала беда и Рязанскую обитель. 1917 год стал началом разорения благого места. К 1919 году монастырь в Рязани ликвидировали, монахинь изгнали, а все ценное, что смогли найти, реквизировали для новой власти. Теперь место для служения Богу превратилось в концентрационный лагерь для «врагов народа» и первых жертв нового режима. Высокая каменная ограда, которая давала ощущение защищенности многим девушкам и женщинам, бежавшим к Богу от несправедливости мира, изменила свое предназначение. На этот период она стала символом тоски и ненависти тех, кого привозили сюда для принудительных работ. Некоторые здания, которые были получше, заняли комендант лагеря и сотрудники системы. Другие стали жильем для охраны.

В таком качестве монастырь воспринимался тоже не очень долго, всего лишь до 1923 года. Именно в этот период (20 февраля) лагерь расформировали, при этом изменили направление деятельности в монастыре. Теперь тут обосновался красноармейский клуб. Великолепные картины, росписи на стенах были закрашены. Их заменили низкопробными картинками большевистского направления с соответствующими лозунгами. Потом сюда привезли беспризорников. Чтобы данное предприятие было не совсем убыточным, детей заставили шить обмундирование для военных, назвав все это дело швейным цехом.

Башни и стены монастыря в Рязани были подвержены вандализму. Камни из кладки вынимали «на нужды горсовхоза». С тех пор до наших дней дожили лишь одна башня и отрезок стены, расположенной на углу улиц Затинная и Вознесенская. Некоторые здания перешли в статус жилых домов. Они были отданы под квартиры (в том числе и надвратная церковь). Со временем эти территории были подвержены перестройкам и приватизации.

Читайте также:
Варсонофьевский монастырь: как добраться и где находится, настоятели и отец Алексей, святыни и праздники

Некрополь монастыря, где покоились многие известные рязанцы (граф М.Д. Бутурлин, губернатор П.С. Кожин и другие) подвергся разграблению и разрушению.

Строения на территории монастыря также стали местом, где расположился губернский рязанский архив, переехав сюда в 1924 году.

Новомученицы Ольга и Евдокия

Монастырь стал местом, которое смогло помочь душам многих людей очиститься и достичь многих высот. Некоторые из женщин, выросших здесь, пострадали за веру, став мученицами нового поколения.

На протяжении 10 лет в Казанском женском монастыре проживала Архипова Евдокия Сергеевна, которая была послушницей Евдокией. Здесь же 12 лет провела послушница Ольга, в миру именуемая Жильцовой Ольгой Георгиевной. Когда монастырь подвергся разорению, эти две чистые души отправились домой, в село Горетово Луховицкого уезда Рязанской губернии. Здесь они не отреклись от веры, а продолжали молиться и нести службу. Послушница Евдокия при этом была избрана старостой Пятницкой церкви, расположенной на территории села. Но недолго они смогли радоваться жизни и возносить славу Господу в тихой глуши под Рязанью.

1938 год стал для послушниц Рязани последним. Февральским днем они были арестованы по доносу одного из местных жителей. Им было предъявлено обвинение в конспиративном совещании, подкрепленное двумя лжесвидетельствами. Девушек не стали слушать, при этом никакие слова не повлияли на суровую тройку НКВД, вынесшую им приговор 8 марта. Так, 14 марта на полигоне Бутово в том же году оборвались жизни послушниц под звуки расстрела.

Когда пришло время реабилитаций в 1950-х годах, дело послушниц подняли и пересмотрели. 27 июля 1957 года их имена были реабилитированы.

30 июля 2003 года Священный Синод определил послушниц Евдокию и Ольгу в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Их день памяти приходится на 14 марта и на четвертую субботу после Пасхи, когда проводится праздник Собора Бутовских новомучеников.

Возрождение

Все плохое когда-то заканчивается. Это также показала и история Казанского собора монастыря Рязанской Епархии. Здания, которые раньше принадлежали обители, снова вернулись к служению Богу 16 декабря 2005 года.

4 ноября 2006 года люди имели возможность впервые собраться на проведение первого молебна в Казанском соборе перед иконой Божьей Матери «Казанская».

Не отложил монастырь и просветительскую деятельность. На его территории в 2007 году было открыто Рязанское епархиальное духовное училище для девушек, которое преобразовалось из Школы регентов-псаломщиков при Рязанской православной духовной семинарии.

Решением Священного Синода настоятельницей Казанского женского монастыря была назначена монахиня Анна, в миру носящая фамилию Сычугова.

Современные архитекторы постарались восстановить ту славу и красоту монастыря, которая была потеряна за годы разрухи. Но многое осталось еще с тех лет. Здесь можно наткнуться на надгробия, установленные в местах, где покоятся наиболее значимые деятели обители. Старинные здания по возможности восстановлены, с каждым годом проводятся новые работы.

Люди не оставили обитель в одиночестве. Все новые послушницы приходят сюда, укрываясь от мира. Те, кто имеет возможность, помогают финансово. Пройдет совсем немного времени, и Казанский монастырь для женщин снова станет жемчужиной России, сияющей не только внешней красотой, но и душевным наполнением, качеством душ, посещающих это место.

Святыни монастыря

Обитель снова становится богатым на духовные сокровища. Здесь собраны особые святыни, поклониться которым приезжает огромное количество паломников. К ним относятся:

  • чудотворная икона Казанская Богоматери
  • Икона в честь Петра и Февронии
  • Икона Скоропослушница
  • Ковчеги с мощами святого апостола Симона Кананита и Анны Срезневской

Каждая из этих святынь имеет свою историю, свою силу.

Адрес и как добраться

Для тех, кто желает поклониться святыням Казанского женского монастыря Рязанской епархии, существует возможность посещения города и непосредственно обители практически в любой день.

Расположен он в Рязани по улице Фурманова, 56.

Тем, кто обосновался в городе, при этом желает посетить служение, достаточно воспользоваться общественным транспортом. Это и недорого, и удобно. Сюда идут троллейбусы №10 и №3, а также автобус №18. Выходить надо на остановке «Площадь Свободы».

Монастырский собор работает каждый день:

  • В будни служба начинается в 7 часов утра, а в праздники начало переносится на 8 часов.
  • Вечерняя служба проходит в 5 часов вечера.

Борисоглебский монастырь в Дмитрове: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

На территории России несколько обителей, носящих имя Бориса и Глеба, однако монастырь в Дмитрове уникален. Рядом с ним установлен памятник святым братьям, причем интересно, что оба они стоят на одном пьедестале и при этом изображены верхом на лошадях.
В самом монастыре хранятся такие святыни, как мощи евангелистов Луки и Матвея, апостола Андрея Первозванного, Иоанна Златоуста, Георгия Победоносца, святых Петра и Февронии, а также частица Креста Господня. К сожалению, в советские времена мощи Глеба и Бориса были утеряны.
В этот период монастырь был закрыт, многие святыни разграблены и разрушены, но сегодня архитектурный ансамбль восстановили, дополнив современными строениями: Водосвятной часовней, часовней Сошествия Святого Духа (сооружена в честь юбилея Дмитрова). На территории обители расположен птичник, фазанник, она привлекает уютом и обилием зелени и цветов.

Читайте также:
Храм Георгия Победоносца в Сургуте: описание и адрес храма, праздники и святыни, как добраться

Где находится Борисоглебский монастырь

  • Расположен Борисоглебский монастырь в Московской области, в городе Дмитрове, на улице Минина, строение 4.
  • Телефон: 99-37-406, код – 495.
  • Телефон церковной лавки – (916)-35-60-381.

Как добраться до обители

  • Прежде всего необходимо попасть в сам Дмитров. Из столицы это можно сделать электричкой от Савеловского вокзала, а также автобусом, который ходит от метро Алтуфьевская, номер рейса – 401. Доехать можно и автомобилем, двигаясь по Дмитровскому шоссе.
  • В городе удобнее всего использовать общественный транспорт: до монастыря довезут маршрутки №40, 3, 36, 11, 30 или же автобусы №63, 1, 54, 10, 45, 22, 41 и 2. Во всех случаях необходимо выходить на остановке «Улица Минина».

Посещение монастыря

Хотя богослужения в этой обители совершаются каждый день, туристам лучше заранее договориться о посещении и экскурсии. Сделать это можно, связавшись по телефону с церковной лавкой, работающей без выходных.
Обратите внимание, что в обители экскурсии проводятся исключительно с 10.00 до 15.00. Именно в это время посетителям рассказывают о прошлом и настоящем монастыря, его святынях, о жизни Бориса и Глеба.

Расписание богослужений Борисоглебского монастыря в Дмитрове

День недели Богослужение Время начала
Понедельник-суббота Полунощница, исповедь, часы
Литургия, молебен, панихида
Часы, утреня, вечерня
6.00
7.00
17.00
Воскресенье Полунощница, часы, исповедь, водосвятный молебен
Литургия, лития заупокойная
Акафист
7.00

Обратите внимание, что акафисты служатся поочередно иконе Богоматери «Нечаянная радость», а также святым Глебу и Борису.

Где остановиться неподалеку

  • Поскольку при обители нет монастырской гостиницы, паломникам и туристам следует заранее подыскать место, где можно переночевать в Дмитрове. Ближе всего к монастырю расположен отель «Четыре короны», в котором 11 номеров, есть ресторан и бассейн.
  • Также можно остановиться в апартаментах на Школьной, гостиницах Дмитров Град, Кристалл.
  • Еще один вариант – снять жилье в частном секторе города.

История Борисоглебского монастыря в Дмитрове

  1. Основан Борисоглебский мужской монастырь практически в одно время с самим Дмитровом, в XII веке, и сделал это, по преданию, Юрий Долгорукий. Точных сведений об этом нет, поскольку в начале XVII века обитель вместе с архивом сожгли польско-литовские банды.
  2. В ранний период своей истории монастырь подчинялся князьям московским дмитровским, однако позже перешел под руку Патриарха и митрополита. Именно в это время здесь возвели каменный Борисоглебский собор.
  3. Позже, уже после восстановления монастыря, он стал резиденцией Новгородского патриарха Никонав Подмосковье, однако в конце XVII века новое возгорание уничтожило значительную часть обители, многие деревянные строения. Возводили их уже из камня, и делали это достаточно оперативно. Таким образом, в девяностых годах XVII века архитектурный облик монастыря стал таким, как сегодня. В это время соорудили и каменную стену с башнями вокруг обители.
  4. В следующем столетии темпы строительства несколько сократились – как и другие монастыри, Борисоглебский пострадал в результате екатерининских реформ, существенно ущемлявших права обителей.

Фото Борисоглебского монастыря

  • Золотые купола Борисоглебского собора видны издалека.
  • В теплое время года обитель утопает в зелени.
  • Толщина внешних стен монастыря – чуть меньше метра.
  • Часовня Сошествия Святого Духа была построена к юбилею основания Дмитрова.
  • Ажурная Водосвятная часовня привлекает внимание многих паломников.
  • Рядом с обителью стоит уникальный памятник князьям Борису и Глебу.

Борисоглебский монастырь — видео

Борисоглебский монастырь – практически ровесник Дмитрова. В летописи обители немало и светлых, и темных страниц, однако сегодня храмы восстановлены, а территория радует ухоженностью и аккуратностью. Здесь множество цветов, деревьев, а в монастырской пекарне выпекают хлеб, аромат которого моментально пробуждает аппетит.

Борисоглебский монастырь (Дмитров)

Борисогле́бский монастырь, монастырь святых Бориса и Глеба — мужской православный монастырь в Дмитрове. Точной даты основания монастыря история не сохранила, известен он со второй половины XV века. Есть предание, связывающее возникновение монастыря с Юрием Долгоруким, основавшим в 1154 году Дмитров.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Храмы
    • 3.1 Cобор свв.кн. Бориса и Глеба
    • 3.2 Надвратная церковь свт. Николая Чудотворца
    • 3.3 Часовня Сошествия Святого Духа
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Как добраться
  • 7 Паломнику
    • 7.1 “Преображение”
  • 8 Фото
  • 9 Видео
  • 10 Ссылки

История [ править ]

По преданию, Борисоглебский мужской монастырь в Дмитрове основан Юрием Долгоруким примерно в то же время, что и сам город — в середине XII века. Однако, точная дата основания обители не известна: в 1610 году, в Смутное для России время, пожар, разбушевавшийся в монастырских стенах, уничтожил весь монастырский архив.

Первое документальное свидетельство, дошедшее до наших дней, вопреки преданию, относит основание обители к гораздо более позднему периоду — к XV веку. Об этом свидетельствует белокаменный крест, поставленный, согласно надписи на нем, «на Благовещенье в 1462 году» и обретенный братией под Алексеевским приделом Борисоглебского собора обители более 400 лет спустя. Ныне эта святыня находится в краеведческом музее г.Дмитрова.

Вскоре, в 1472 году монастырь уже упоминается в духовной грамоте удельного Дмитровского князя Юрия Васильевича. Будучи княжеским, монастырь в первый период своей истории имеет обширные вотчинные владения и полностью зависит от дмитровских и московских князей в управлении и содержании. Именно к этому времени необходимо отнести строительство в обители величественного каменного собора во имя Бориса и Глеба (1537 г.), созданного в традициях древней русской архитектуры и удивительно напоминающего церковь Покрова на Нерли или Спасо-Преображенский собор в Переславле.

Во второй половине XV века монастырь переходит под управление архимандритами и подчиняется в духовных делах непосредственно митрополиту и Патриарху.

В начале XVII века на монастырь, как, впрочем, и на всю Русь, обрушиваются испытания Смутного времени: в 1610 году польско-литовские банды совместно с русскими изменниками разорили Дмитров и сожгли Борисоглебский монастырь. Нелегко давалось возрождение из пепла – лишь спустя десять лет обитель была полностью отстроена заново.

В 1652 году Борисоглебский монастырь по указу царя Алексея Михайловича приписан к Новгородскому Архиерейскому дому и становится подмосковной резиденцией его «собинного» (ближайшего) друга — Новгородского митрополита Никона, впоследствии Патриарха всероссийского.

В 1672 году монастырь сильно пострадал от пожара. Однако у обители было уже немало состоятельных вкладчиков и благодетелей, поэтому каменное строительство шло весьма оживленно. Так, к 1689 году монастырь был обнесен каменными стенами с башнями, сохранившимися до наших дней. Именно в этот период и сложился архитектурный ансамбль обители, дошедший до наших дней. В это время монастырь уже приписан к Заиконоспасскому монастырю в Москве.

Восемнадцатый век мало изменил архитектурный облик монастыря; зато очень многое изменилось в его внутренней духовной жизни, как, впрочем, и в жизни всех русских монастырей. Время петровских, а потом екатерининских реформ было весьма непростым для Русской Церкви. В этот период своей истории Борисоглебский Дмитровский монастырь продолжает вести каменное строительство, но уже в заметно меньших масштабах, и его архитектурный облик, сформировавшийся в XVI—XVII веках, остается практически неизменным.

В отличие от большинства других обителей до самого конца XIX века в Борисоглебском монастыре ведется рукописная летопись. На рубеже XIX-XX веков на средства фабрикантов в обители вновь начинаются большие реставрационные и ремонтные работы.

К сожалению, плоды этих трудов недолго радовали насельников и паломников монастыря: с 1917 года для Борисоглебской обители, как и для всех обителей России, начинаются тяжкие испытания.

Поначалу, дабы сохранить монастырь, насельники обители объединились в сельскохозяйственную артель, но вскоре и она была ликвидирована, а монахи в 1918 году переведены в Николо-Пешношский монастырь. В обители были размещены сестры Турковицкого женского монастыря, эвакуированные из западной Украины. В 1921 году в монастырь прибыли игуменья София с сестрами Зарайской Богородицкой Бахрушинской женской общины Рязанской епархии, изгнанные большевиками. Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский, в годы своего архипастырского служения неоднократно служил и проповедовал в храмах монастыря.

В 1926 году, несмотря на все старания верующих Борисоглебский монастырь был окончательно закрыт, власти разместили в его стенах городской краеведческий музей. Сегодня нам очевидно, что такой исход был в ту пору для православных обителей наименьшим злом: сотрудниками музея были люди, как правило, образованные, культурные, зачастую верующие и не за страх, а за совесть сохраняли то народное достояние, которое так легко можно было разрушить.

Но вскоре монастырь заняла гораздо более мрачная организация — с 1932 года, при строительстве канала Москва-Волга на территории обители находилось управление «Дмитлага», которое до окончания строительства канала безраздельно и бесконтрольно хозяйничало в монастыре, уничтожая памятники истории и культуры.

С начала Великой Отечественной войны в течение последующих тридцати лет монастырь занимают воинские части, различные светские учреждения и организации. Урон, наносимый их деятельностью древним храмам обители становится катастрофическим, а судьба большей части монастырских святынь до сих пор неизвестна.

Современное состояние [ править ]

Новая эпоха в жизни Борисоглебского Дмитровского монастыря началась в 1993 году, когда был возвращен Русской Православной Церкви. Снова, спустя несколько десятилетий духовного запустения в монастыре начала восстанавливаться та жизнь, ради которой он и был создан почти девять веков назад. Жизнь, наполненная молитвой и постом, трудами для благоукрашения обители и служения своему ближнему.

31 августа 2003 года Борисоглебский монастырь, впервые за многовековую историю монастыря посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Во время этого исторического визита Первоиерарх высоко оценил труды наместника и братии монастыря по возрождению порушенных святынь обители.

6 августа 2004 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил полностью восстановленый Борисоглебский собор с приделом в честь Алексия Человека Божия. На монастырской колокольне установлены часы-куранты, устроена звонница из восьми колоколов от одной четверти до сорока пудов. Вновь построены Свято-Духовская часовня, новое здание гостиницы, библиотека и административный корпус. Ведутся восстановительные работы в надвратной Никольской церкви с приделом Федоровской иконы Божьей Матери, трапезной и братском корпусе.

Обитель живет согласно общежительному уставу: кроме церковного богослужения братия занята на различных послушаниях – выпекает просфоры и хлеб, изготовляет свечи, занимается пчеловодством, птицеводством, восстановительными работами и благоустройством территории, начаты работы по освоению земельного участка на монастырском подворье.

Сегодня древний монастырь привлекает множество паломников — люди хотят помолиться в особенной, сосредоточенной монастырской обстановке, приложиться к святыням, вдоволь надышаться особенным воздухом святой обители.

Храмы [ править ]

Cобор свв.кн. Бориса и Глеба [ править ]

Собор во имя святых благоверных князей – страстотерпцев Бориса и Глеба (Борисоглебский собор) (1537 г., придел 1656 г.) – это кирпичный, четырехстолпный, одноглавый, крестово-купольный храм. Его неоднократно достраивали и перестраивали. В 1656 году у западной части южного фасада собора построили небольшой Алексеевский придел с одной главой и маленьким притвором на средства Прасковьи Чаплиной, вдовы стольника Семена Васильевича Чаплина. Каменный на белокаменном повале собор является ярким образцом московской архитектурной школы начала XVI века. Настенная живопись в храме была выполнена в 1824 г., затем ее обновляли в 1887 и 1901 г., но позже забелили.

Надвратная церковь свт. Николая Чудотворца [ править ]

Кирпичная церковь сооружена в 1685-1687 гг. над Святыми воротами, выстроенными в 1672 г. Небольшой бесстолпный одноглавый четверик с трапезной, обширный северный придел Феодоровской Богоматери пристроен в 1834 г.

Закрыта в 1920-х годах, занята жильем. Реставрировалась с 1980-х, в 1990-х возвращена верующим.

Часовня Сошествия Святого Духа [ править ]

Сравнительно крупная одноглавая кирпичная часовня в псевдорусском стиле. Сооружена в 2004 рядом с Борисоглебским собором как памятник к 850-летию Дмитрова.

Святыни [ править ]

Среди святынь монастыря – ковчег с частицами мощей святых Апостолов Андрея Первозванного и Евангелистов Матфея и Луки, святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Феофана затворника Вышенского, свв.Петра и Февронии Муромских, великомученика Георгия Победоносца и многих других святых, а также частица Креста Господня.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 141800, Московская область, г. Дмитров, ул. Минина, 4

Паломнику [ править ]

В надвратной церкви свт. Николая Чудотворца в настоящее время действует трапезная, которая открыта с 9:00 до 18:00 ежедневно.

“Преображение” [ править ]

При Борисоглебском мужском монастыре г. Дмитрова с 2011 года ведет работу духовно-просветительский центр «Преображение». Открытый по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, он призван давать духовное образование взрослым и детям. Тот факт, что такая школа открыта при монастыре, указывает на древнюю традицию, согласно которой монастыри всегда были и остаются центрами духовного просвещения. Целью предлагаемого образования является стремление сделать человека не знающим все на свете, но знающим главное, и обучить его не искусству зарабатывать деньги, но искусству быть добродетельным. Именно на таких принципах созидалась национальная культура Руси, которую называли Святой.

Духовно-просветительский центр ведет свою деятельность, имея целью дать целостные и системные знания о православной вере, культуре, истории и традициях, а также сформировать умения и навыки, необходимые для ведения жизни православного христианина. Для достижения целей и задач своей деятельности центр осуществляет обучение религии, духовно-нравственное воспитание, обучение по программам дополнительного образования.

Обязательным предметом для изучения всеми учащимися является «Закон Божий», тот закон, нарушение которого влечет за собой разрушение жизни, как духовной, так и физической. Кроме того, здесь предлагается изучение мировой и церковной культуры, которое знакомит учащихся с этапами развития человеческого творчества. Есть отдельный предмет иконоведения, т.е. знание и понимание православной иконы. Причем, предлагается не только теоретическое знакомство, но и практическое его освоение. Для этого изучаются такие предметы, как музыка, пение, рисование, иконописание, каллиграфия.

Помимо этого совершаются паломнические и экскурсионные поездки по святым и историческим местам и музеям страны, провoдятся праздничные концерты, литературные вечера, дискуссии, совершается и участие в конкурсах, фестивалях, конференциях. В самом названии центра заключается главная идея, ради которой он и открыт, — это идея преображения души и восстановления утерянного человечеством в грехопадении образа Божия.

Образовательный процесс включает в себя четыре возрастные группы:

— младшая (с 5 до 8 лет);

— средняя (с 9 до 13 лет);

— старшая (с 14 до 17 лет);

Сроки обучения каждой группы — 3 года.

Обучение в духовно-просветительском центре бесплатное. Прием осуществляется на основе собеседования.

Фото [ править ]

Собор Бориса и Глеба и часовня Сошествия Святого Духа

Собор Бориса и Глеба

Часовня Сошествия Святого Духа

Святые ворота и надвратная церковь Николая Чудотворца

Борисоглебский мужский монастырь в Дмитрове

Точной даты основания мужской православной обители неизвестно, история знает об этом комплексе с середины XV столетия. Монастырь — одно из самых посещаемых достопримечательностей города Дмитров. На его территории расположена Борисоглебская церковь, считающаяся старейшей постройкой, храм преподобного Николая Угодника, водосвятная башня, а также часовня, освященная в честь Сошествия Духа.

История основания

Одно из древних преданий гласит, что обитель основал князь Юрий Долгорукий в середине XII столетия (в этот период был построен и сам город Дмитров). К сожалению, точной даты неизвестно, так как во времена Смуты сгорела монастырская библиотека со всеми историческими архивами.

  • Редкое документальное свидетельство, которое дошло до нашего времени, противоречит древнему преданию и говорит о том, что Борисоглебская обитель была создана в начале XV столетия. Эту версию подтверждает нахождение каменного креста, поставленного на территории обители в 1462 г. на торжество Благовещения. Спустя 4 века закладную реликвию обрела братия монастыря под приделом святителя Алексия. Сегодня святыня хранится в Дмитровском краеведческом музее.
  • Являясь княжеским владением, монастырский комплекс имел обширные земельные вотчины и полностью зависел от денежных средств, щедро поставляемых дмитровскими князьями. В 1537 г. началось строительство главного каменного храма, освященного в честь праведных Бориса и Глеба. Он создавался в стилистике древнерусского зодчества, по архитектурным формам здание напоминало Переславский Преображенский собор.
  • Борисоглебская церковь имела четыре столпа, два престола и три апсиды, её фундамент устанавливали на белокаменный подклет. Завершением собора служили две главы, одна из которых не сохранилась. В киоте западного фасада находился образ Христова Вознесения. Есть предположение, что в этой же части располагалась небольшая звонница, а вокруг самого здания установили паперти (внешние притворы) с тесовыми кровлями.

Их канонизировали в качестве страстотерпцев, святых, принявших смерть во имя Заповедей Господа и не проявивших к убийцам даже капли ненависти. В молитве к священномученикам христиане просят здоровья, мира и защиты от внешних врагов.

Дальнейшая история

В 1652 г. царь Алексей издал указ о присоединении обители к Архиерейскому дому. Монастырский комплекс с этого момента стал подмосковной резиденцией митрополита Никона, который вскоре получил сан патриарха Руси. В 1672 г. на территории обители случился сильный пожар, уничтоживший деревянные постройки. Общину поддерживали богатые вкладчики и купцы, поэтому в конце XVII столетия на территории началось массовое возведение церковных строений из камня.

  • Когда комплексом управлял архимандрит Каллистрат, над главными (Святыми) вратами воздвигли Никольский храм вместе с трапезной. В это же время (1687 г.) построили настоятельские покои между надвратной церковью и западным ограждением, а также братские кельи на восточной стороне. В 1689 г. монастырский комплекс обнесли каменной стеной, которая сохранилась до наших дней. При настоятельстве преподобного архимандрита Сергия на территории воздвигли больничную церковь Покрова Богородицы. Её разобрали в первые годы XX столетия.
  • В период правления Петра I и Екатерины II общине монастыря приходилось непросто. Однако на территории продолжались каменные постройки, архитектурный облик комплекса оставался практически неизменным. Современный вид колокольни сформировался в конце XVIII в. В это же время западную паперть Борисоглебского собора продолжили до северо-западной стороны главного здания. Над закомарами установили скатную кровлю, а большую главу заменили дополнительным ярусом барабана, который завершался небольшой главкой.

Период запустения

Чтобы сохранить управление над монастырем после революции, Борисоглебская братия объединилась в трудовой артель, которую через несколько месяцев упразднили. Всех монахов перевели в Николо-Пешношскую обитель, также расположенную в Дмитрове. Борисоглебский монастырь заняли сестры из Турковицкой обители, их эвакуировали из западной части Украины.

  • В 1926 г. Борисоглебский монастырский комплекс официально закрыли, несмотря на усилия общины. На территории разместили краеведческий музей, работники которого благосклонно отнеслись к памятнику архитектуры, проявив уважение к религии и древности.
  • С 1932 г. в стенах монастыря располагался Дмитровский исправительный лагерь, созданный большевиками для заключения здесь под стражей несогласных с властью людей. Организация заведовала территорией, пока здесь сооружали водопроводный канал. Большевики беспощадно разрушали памятники зодчества, краеведческий музей был переведен в Успенскую церковь.

В течение 30 лет после начала ВОВ на территории находились воинские части красной армии, а также различные учреждения светской направленности. Эти организации принесли ощутимый урон древним строениям, многие реликвии были безвозвратно утрачены.

Текущая деятельность

В 1993 г. в истории Борисоглебской обители началась новая эпоха, комплекс вернули под управление РПЦ. Здесь стала возрождаться духовная жизнь после долгих десятилетий запустения и разрушения. Закипела неустанная строительная работа по благоустройству комплекса и обновлению архитектурных памятников. К сожалению, часть древних реликвий не удалось сохранить во время реставраций.

  • В 1996 г. мастера перестроили башню с изображением старинного рисунка центрального собора. С настоятельских покоев удалили лицевую кладь, на её месте установили оконные проемы с изящными наличниками. В 2000 г. воздвигли небольшую часовню Святого Духа, двухъярусное хозяйственное строение, отреставрировали стены комплекса.
  • В 2003 г. Борисоглебскую обитель посетил патриарх Алексий II, который высоко оценил труды братии в деле восстановления архитектуры и духовной жизни. В 2004 г. реставрационные работы в Борисоглебском соборе были торжественно окончены, его освятил митрополит Ювеналий.
  • На колокольне установили куранты, обустроили звонницу из 8-ми колоколов. Вскоре на территории появились: гостиница для паломников, библиотека и корпус администрации. Сегодня продолжается реставрация Никольской церкви, трапезной и монашеского корпуса.

Борисоглебский монастырский комплекс подчиняется общежительному уставу. Братия занимается изготовлением просфор, свечей, строительными работами, а также птицеводством и пчеловодством.

Общественная работа

С 20011 г. на территории монастыря работает духовно-просветительная организация под названием «Преображение». Открытие центра, призванного дать духовное образование местному населению, благословил митрополит Ювеналий. Просветительная организация обучает основам религии, здесь люди узнают о культуре и истории Отечества, о способах правильного формирования нравственных качеств, которые характерны для чистых праведников.

Важнейший предмет для изучения — Закон Божий, незнание которого влечет суровые последствия, болезни и неурядицы. Дети и взрослые, пришедшие в центр, имеют возможность изучить иконоведение, музыку, рисование, каллиграфию.

Участники организации часто отправляются в экскурсии по святым местам, приезжают в различные музеи, участвуют в торжествах.

Информация для паломников

Обитель расположена в подмосковном городе Дмитрове, на улице Минина, строение № 4. Престольные праздники:

  • 15 мая — память святых Бориса и Глеба;
  • 22 мая — Николая Угодника;
  • 27 марта — прославление «Феодоровского» образа Пречистой Богоматери.

Богослужения здесь совершаются ежедневно, по будням с 6:00 проходят исповеди, с 7:00 — литургия, вечерня начинается в 17:00. По воскресным дням и церковным торжествам священники проводят в 7:00 водосвятный молебен и утренние молитвы, в 17:00 служится акафист преподобным Борису и Глебу.

Богослужения здесь проходят строго по расписанию. Обитель приглашает христианских паломников, которые хотят поучаствовать в литургиях, приложится к святыням и насладиться умиротворенной тишиной.

Борисоглебский монастырь в Дмитрове. История, описание, интересные факты

Борисоглебский монастырь в Дмитрове, предположительно, был построен в середине XV века, однако точная дата его постройки неизвестна. Обитель имеет богатую историю, с которой связаны интересный легенды. Об этой обители, ее архитектуре и необычных фактах мы поговорим в этой статье.

История

Борисоглебский монастырь в Дмитрове впервые упоминается в завещании младшего брата Ивана Грозного, князя Юрия Васильевича, датируемом 1472 годом. Обитель вплоть до XVII века была княжеской, то есть была в прямой зависимости от московских и дмитровских князей, которые являлись его покровителями.

Первым архимандритом из настоятелей церкви в 1519 году стал Феодосий, однако не исключено, что столь высокий духовный сан был и у предыдущих настоятелей, однако документальных подтверждений этому нет.

С 1652 по 1664 годы монастырь был приписан к Новгородскому архиерейству, о чем царем Алексеем Михайловичем был издан особый указ.

В 1682 году Борисоглебский монастырь в Дмитрове намеревались приписать к Заиконоспасской обители, однако этого не произошло, и монастырь приобрел самостоятельность.

Обитель в XVIII веке

С 1724 по 1726 год монастырь опять подчиняется Новгородскому архиерейству и временно утрачивает самостоятельность. В XVIII веке обитель разрастается, она владеет достаточно большим конюшенным двором, который располагается в ее южной части. В собственности монастыря находится мельница, различные хозяйственные постройки и слобода (небольшой поселок с некрепостными жителями) на 14 дворов.

В 1764 году Екатерина II издает указ, согласно которому, большинство монастырей в России упраздняются. Так, например, Никитская и Пятницкая обитель были закрыты, а Борисоглебский монастырь остается единственным в Дмитрове.

К концу XVIII века обитель переживает достаточно сложные времена. Постройки обветшали и постепенно стали приходить в упадок. Однако к самому концу Борисоглебский монастырь (Дмитров) находит немалые средства для реконструкции Покровской церкви.

Монастырь XIX веке

В начале XIX века возводится корпус для настоятелей. В 1888 году из-за ошибки в прочтении даты, написанной на одном из крестов монастыря, отмечают пятивековой юбилей обители. Это событие привлекает повышенное внимание к монастырю.

Начинается его финансирование и дальнейшее восстановление. Под руководством известного архитектора того времени И.П. Машкова восстанавливается главный собор Св. Бориса и Глеба в его первоначальном виде. Остальные постройки частично реконструируются и реставрируются. Возводится новое здание духовного правления.

После Октябрьской революции 1918 года иноки из Борисоглебского монастыря в Дмитрове переводятся в Николо-Пешношскую обитель, а их место занимают монахини, эвакуированные из Украины и Рязани. Спустя восемь лет монастырь упраздняют, а в его помещениях располагается краеведческий музей.

С 1949 по 1970 год на территории обители располагалась воинская часть, а затем различные организации и учреждения. В 1993 году началось восстановление монастыря, а через 10 лет здесь появляются иноки и настоятель. В 2004 году обитель была отреставрирована и освящена.

Архитектура обители

Самым старым зданием монастыря является Борисоглебский собор, выстроенный из камня. Как предполагают ученые, он был возведен в середине XVI века. Он представляет собой четырехстолпный собор с двумя престолами и тремя апсидами (заниженный выступ здания различных форм).

Храм венчали два купола, однако до наших дней сохранился лишь один. Второй купол находился над Вознесенским приделом и был значительно меньше по размеру. Предположительно, храм имел небольшую звонницу, о чем свидетельствуют обнаруженные элементы площадки. В 1656 году к собору пристраивают Алексеевский придел, а позже и паперть.

В 1672 году Борисоглебский собор (г. Дмитров) пережил масштабный пожар, в связи с чем он был существенно перестроен. В этом же году были построены Святые врата, а спустя 15 лет над ними была возведена Никольская церковь. В 1689 году строится ограда, по углам которой возводятся башенки.

В 1702 году на пожертвования строят больничный Покровский храм, который был упразднен еще до XX века. Возводится колокольня, которая сохранилась до настоящего времени с незначительными изменениями. В 1834 году к Никольскому храму пристраивают придел во имя Феодоровской Иконы Богоматери.

Борисоглебский монастырь в Дмитрове: расписание служб

После реставрации помещений монастыря мастера приступили к воссозданию фресок. На сегодняшний день все художественные работы окончены, стены и купол храма изнутри расписаны живописью на библейские темы.

Среди православных христиан эта обитель высоко почитается, и все стараются сюда попасть. На территории монастыря хранятся различные святыни. Это ковчег с мощами Андрея Первозванного, а также Матфея и Луки, написавших Евангелие, Георгия Победоносца, святителя Иоанна Златоуста и других. Особо почитается хранящаяся здесь частица Креста Господня.

Богослужения в монастыре проводятся каждый день, утром и вечером. В воскресенье с 7:00 до 19:00, в будние дни с 6:00 до 19:00. Однако в Великие православные праздники расписание может изменяться.

Борисоглебский монастырь, безусловно, является одной из главных достопримечательностей не только Дмитрова, но и памятником русскому церковному зодчеству. Приехав в Дмитров, обязательно нужно посетить эту обитель и насладиться ее красотой.

Дмитровский Борисоглебский монастырь

Недалеко от Дмитровского кремля находится Дмитровский Борисоглебский мужской монастырь, основанный в XV веке. Его главные святыни: Борисоглебский собор, часовня Сошествия Святого Духа, Святые ворота и надвратная Никольская церковь, Водосвятная часовня.

История Борисоглебского монастыря в Дмитрове

Согласно преданию, Борисоглебский монастырь был основан Юрием Долгоруким почти одновременно с основанием Дмитрова в 1154 году. Однако, скорее всего, он возник не раньше третьей четверти XV века. В письменных источниках монастырь впервые упоминается в завещании князя Юрия Васильевича в 1472 году. В 1841 году под приделом Борисоглебского собора монастыря был найден крест, на котором была выбита дата его установки – 1462 год. Есть также версия, что Борисоглебский Дмитровский монастырь возник в 1380-е годы.

В 1537 году в монастыре был построен одноглавый собор во имя святых князей Бориса и Глеба. В 1610 году пострадал от отряда гетмана Яна Сапеги. В 1652 году монастырь стал подмосковной резиденцией митрополита Новгородского Никона, ставшего в том же году патриархом, однако тот вскоре охладел к этой обители и перенес свою резиденцию в основанный им Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.

В 1656 г. Прасковья Чаплина, жена стольника Алексея Чаплина, пристроила к Борисоглебскому собору придел во имя Алексия, человека Божия. После сильного пожара в 1672 году Борисоглебский монастырь был перестроен в камне. В 1689 году были построены стены и башни. С 1664 по 1682 год монастырь был самостоятельным, затем до 1725 года он был приписан к московскому Заиконоспасскому монастырю, а с 1725 года вновь стал независимым. В 1777 году здесь открылось духовное училище. На рубеже XIX-XX веков были проведены ремонтно-восстановительные работы. До конца XIX века в монастыре вели рукописную летопись.

После революции 1917 года на базе Борисоглебского монастыря была создана трудовая артель. В первой половине 1920-х годов Борисоглебский монастырь стал женским. В 1926 г. на территории разместился Музей Дмитровского края, однако в 30-х годах многие сотрудники музея были репрессированы.

В 1932 году в связи со строительством канала Москва-Волга (переименованного в 1947 г. в Канал имени Москвы), здесь было размещено Управление канала Москва-Волга и Дмитлага (одного из подразделений ГУЛАГа). В годы Великой Отечественной войны на территории монастыря размещалась воинская часть. После войны – различные организации, склады и жилье.

В 1993 году началось возрождение монастыря.

Фотографии Борисоглебского Дмитровского монастыря

У монастырских стен, в сквере по улице Минина, в 2006 году был установлен памятник князьям Борису и Глебу, автор — Александр Рукавишников. Он уникален тем, что на одном постаменте стоят две конные статуи.

Памятник благоверным князьям Борису и Глебу около Борисоглебского монастыря

Борисоглебский монастырь окружает четырехметровая ограда, построенная в 1685-1689 годах, в углах которой высятся башенки. В нее включен корпус братских келий и трапезной. Сама ограда имеет толщину 0,9 метров.

Здание братских келий и трапезной Здание братских келий и трапезной, фрагмент

Святые ворота и надвратная Никольская церковь датируются XVII – XIX веками. Сейчас здесь работает трапезная, где голодный путешественник ежедневно с 9.00 до 18.00 может перекусить и набраться сил.

Святые ворота и надвратная церковь Николая Чудотворца Церковь Николая Чудотворца Церковь Николая Чудотворца

Когда входишь на территорию монастыря, то первое, что бросается в глаза — это огромный Борисоглебский собор с колокольней и приделом Алексия человека Божия и часовня Сошествия Святого Духа, перед которыми раскинулся роскошный цветник.

Собор Бориса и Глеба и часовня Сошествия Святого Духа

Борисоглебский собор представляет собой четырехстолпный, одноглавый, крестово-купольный храм. Вероятнее всего, он был построен в 1537 году, о чем свидетельствует настенная плита с надписью. В храме сохранились узкие щелевидные окна. В XVII столетии были «обновлены» закомары, стены скреплены железными связями. Если внимательнее присмотреться к собору, то можно заметить, что его барабан чуть наклонен. В 1656 году у западной части южного фасада собора на средства Прасковьи Чаплиной, вдовы стольника Семена Васильевича Чаплина был пристроен Алексеевский придел с одной главой и маленьким притвором. Стены внутри храма были расписаны в 1824 году, обновлены в 1887 и 1901 годах, однако позже их забелили.

Собор Бориса и Глеба Собор Бориса и Глеба, фрагмент Вход в собор Бориса и Глеба Колокольня собора Бориса и Глеба Собор Бориса и Глеба Собор Бориса и Глеба

Часовня Сошествия Святого Духа была построена между 2003-2004 годами в честь 850-летия города Дмитрова.

Часовня Сошествия Святого Духа Часовня Сошествия Святого Духа

Неподалеку находится ажурная Водосвятная часовня:

Водосвятная часовня Водосвятная часовня, крест На территории Борисоглебского монастыря

На территории монастыря также много других интересных построек, в том числе и современных, выполненных в русском стиле.

Монастырский птичник Хозяйственные постройки и Настоятельский дом

Что меня особенно поразило на территории Борисоглебского Дмитровского монастыря — это обилие деревьев и цветов. Собиралась очередная гроза, и монастырские постройки как-то особенно пронзительно смотрелись на фоне темнеющего неба.

Собор Бориса и Глеба Собор Бориса и Глеба Собор Бориса и Глеба и часовня Сошествия Святого Духа

Адрес: 141800, Московская область, г.Дмитров, ул.Минина, 4.

© Сайт “Дорогами Срединного Пути”, 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале “Срединный Путь”

красиво…
скажу честно — птичник и водосвятную часовню вижу впервые….(стыдно)

Лен, почему?
В Николо-Пешношском монастрыре есть, например, свой зверинец. А еще мне нравится, какие сейчас при храмах и в монастырях делают цветники — загляденье.

Просто у нас нет такой часовни для воды….обычно просто деревянные бочки стоят и все…(
И птичников и зверинца нет….а вот огороды почти везде…

Если честно, я сама не ожидала, по крайней мере увидеть живность.

Мы как-то прогуливались там, но очень быстро нас «попросили». Вежливо, но настойчиво. Решили не спорить и ушли.

Удивительно. Мы нагулялись там по полной — правда, были одеты по всем правилам И я буквально прилипла к фотоаппарату (снимала на свою зеркалку). Мимо прошло несколько монахов, кажется, даже настоятель — слова не сказал.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: