Казанский монастырь в Тамбове: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни и храмы

Казанский мужской монастырь в Тамбове

Тамбовская епархия содержит в своих владениях много исторических памятников церковной архитектуры. Но мало какие из них сравнятся с красотой и утонченностью строений Казанского мужского монастыря.

История основания обители

Основан монастырь был старцем Иосифом в далеком 1670 году в городе Тамбове, на его южной окраине. Он был достаточно большой и власти пожаловали монахам несколько мельниц в округе, а также земли около четырех соседних деревень и берег реки Кариана. Уже в 1679 году количество братии выросло в два раза — монахи возделывали земли, ловили рыбу, продавали урожай и добытое мясо на рынке в Тамбове.

Изначально большинство зданий были деревянные, но из-за многочисленных пожаров неоднократно перестраивались и постоянно видоизменялись. Уже в середине XVIII веке монастырские постройки претерпели полное переустройство. С приходом к власти епископа Пахомия в 1758 году (он стал руководить всей Тамбовской епархией), тут размещалась его резиденция, которая начала постепенно видоизменяться. При архиерее тут выстроили новое здание для него, построили баню и конюшенный двор, завели несколько жеребцов, возвели духовную консисторию. Для монахов построили новые помещения для хозяйственных нужд.

А вот каменные здания и храмы на территории обители стали строить только в последнее десятилетие XVIII века.

В 1788-1811 годы епископ Феофил, который в то время управлял Тамбовской епархией, приложил много труда для обустройства Казанского монастыря. Именно он посодействовал строительству двух каменных храмов — Казанского и Иоанна-Предтеченского, которые стоят и по сей день.

В строительстве монастырских зданий участвовал бывший монах из Саратова Нафанаил, а также бывший архитектор и протоиерей Березнеговский, а консультировал их инженер Четверикова. Благодаря их труду все корпуса и помещения Казанской обители построены в строгом соблюдении правил классического стиля, который в то время присутствовал повсеместно в архитектуре Российской империи.

Несмотря на красоту и архитектурную ценность, с приходом коммунистов подворье было закрыто в октябре 1918 года. Поводом послужило сфабрикованное дело об участие монахов и их пособничестве в контрреволюционном мятеже, который происходил в Тамбове. Более того, имущество и здания не просто были отняты у церкви, но сам монастырь стал местом размещения штаб дивизии. Святые стены, ранее слышавшие только молитвы, теперь слышали тут вопли и стоны тех людей, которых пытали НКВД.

Подозрительных людей или тех, кто открыто выступал против коммунистов тут не просто допрашивали и пытали, но расстреливали. Величественная колокольня, которая всегда была украшением обители под предлогом старости и угрозы разрушения была взорвана и уничтожена. Ее колокола отдали как памятник в управление Главнауки, а кирпичи и прочие материалы использовали для постройки клуба в городе Котовске. Был уничтожен и некрополь.

Только летом 1960 года правительство РСФСР признало ценность монастыря и указом взяла его под охрану как памятник республиканского значения. Так он и просуществовал до 1992 года, когда решением правительства вновь стал частью Тамбовской епархии и начался его путь к исцелению.

Описание

Главный собор монастыря — это церковь Казанской иконы Божией Матери. Фундамент ее был заложен в 1791 году, а полностью построенный храм был освящен уже в 1796 году. Для проекта церкви был взят на рассмотрение Успенский собор из Саровской обители. Именно тут по легенде рукоположили на служение иеромонахом Серафима Саровского. А в 1811 году здание стало последним прибежищем епископа Феофила, который и освятил храм.

Полная реставрация здания была проведена в 2007 году, великое освящение после нее было приурочено к 325-летию Тамбовской епархии. Сегодня Казанский собор имеет 3 яруса и высокие купола с крестами на них. Отделан собор в бело-голубых тонах и смотрится крайне изящно. Крыша и все металлические детали храма покрыты яркой синей краской, за исключением главного купола — он украшен сусальным золотом и возвышается яркой луковичкой над храмом. Синие купола покрыты золотыми звездами.

Еще один храм на территории носит имя Церкви Иоанна Предтечи. Заложен ее фундамент был в 1794 году, но строительство длилось невероятно долго и полное освящение провели в 1821 году. За время существования храм несколько раз ремонтировался, но полная реставрация была проведена только в 2010 году. Именно тогда было воссоздано пятиглавие храма, и он был выкрашен в красный цвет, ставший сегодня визитной карточкой всей обители.

На заметку! Церковь является зимней, поскольку в ней есть отопление и богослужения можно проводить в холодное время года.

Кроме этих двух величественных храмов, на территории Казанской обители есть также семинарский домой храм в честь Кирилла и Мефодия, а также две часовни:

  1. Часовня как памятник погибших людей во времена Гражданской войны.
  2. Часовня как памятник архиепископу Евгению (Ждана).

Внимания заслуживает и колокольня Казанского монастыря, которая была возведена заново в 2009 году после полного разрушения в 1930 году.

Деятельность прихода

Сегодня Казанская обитель является действующей и на ее территории проживают не только монахи, но и студенты Тамбовской духовной семинарии. Работает в обители и воскресная школа для детей, а также для взрослых, которые хотят стать частью церкви.

Паломники приезжают в Тамбов для посещения обители с экскурсией или для посещения святых мест. Они могут принимать участие в богослужениях, которые проходят по расписанию:

  1. С понедельника по субботу в 7 часов утра Божественная литургия, молебен и заупокойная лития. В 16.15 проходит панихида и в 16.50 вечерняя служба и утреня.
  2. Во время субботних праздников проводится всенощное бдение в 17.00.
  3. Во время воскресных праздников Божественная литургия проходит в 7.30 утра.

Особые праздничные богослужения проходят тут во время первопрестольных праздников — дней памяти:

  • иконы Богородицы «Казанская» — 21 июля и 4 ноября;
  • Николая Чудотворца — 22 мая и 19 декабря;
  • Иоанна Предтечи — 11 сентября;
  • Кирилла и Мефодия — 24 мая.
Читайте также:
Челябинская митрополия: состав, церкви и монастыри, история

Святыми подвижниками обители считаются основатель Иосиф, святитель Николай, а также братья Кирилл и Мефодий вместе с Иоанном Предтечей.

Как добраться

Обитель располагается по адресу: город Тамбов, ул. Максима Горького, здания 2, 2а, 2б, 3.

От железнодорожного вокзала к монастырю можно добраться на автобусе № 45, который следует до остановки «Институт имени Рахманинова» (на другой стороне улицы от обители). Тот же автобус идет и от автовокзала Тамбова с улицы Киквидзе.

Казанский мужской монастырь, Тамбов. Расписание, фото, история, адрес

Казанский монастырь, на территории которого восстановлены после запустения три собора, две часовни, духовная семинария и построена новая колокольня, соизмеримая по высоте лишь с Петропавловским собором Санкт-Петербурга, начинал свою историю в XVII веке на отдаленной окраине Тамбова. Сегодня он расположен в историческом центре разросшегося города.

Исторические события

Среди архивных документов сохранилась челобитная от старца Иосифа к царю Алексею Михайловичу, датированная 1666 годом, где он просит разрешения основать обитель на окраине Тамбова, там, где недавно была поставлена небольшая деревянная церковь в честь явления Казанской иконы Божией матери.

Деньги на строительство были собраны «мирским подаянием». Через несколько лет новой тамбовской обители был выделен земельный надел на берегу реки Цны, мельница и дворы для ведения хозяйства. Официальным годом ее создания считается 1670-й, основателем – старец Иосиф.

Специалисты не берутся описать первоначальный облик монастыря: он несколько раз горел в пожарах, многократно перестраивался, летописные документы в большинстве были утрачены.

Только к началу XIX века комплекс приобрел вид, который воссоздали современные реконструкторы в конце XX века. Обитель, где проживало несколько монахов, была небогата, но уделяла большое внимание общению с прихожанами. Перемены в ее жизнь пришли в 1758 году, когда епископ Пахомий, получивший Тамбовскую кафедру, принял решение поселиться в монастыре.

С того события и вплоть до своего закрытия после революции монастырь являлся архиерейской резиденцией, где в скором времени были выстроены соответствующие ее статусу объекты:

  • дом архипастыря;
  • помещения для его служащих;
  • колокольня, для которой были отлиты колокола по специальному заказу (епископ слыл знатоком колокольной музыки); вершину звонницы украшали часы, отбивавшие время.

Все здания были отремонтированы и выкрашены, в окрестностях обители появились два фруктовых сада. Территория приняла нарядный, ухоженный вид. Появились и новые порядки: по решению епископа Пахомия ежегодно, в светлую неделю Пасхи по вторникам и четвергам стал совершаться крестный ход, что превратилось в добрую традицию. Она свято соблюдалась до 1918 года.

После большого пожара, случившегося в Тамбове в 1794 году, епископ Феофил (Раев), сменивший епископа Пахомия, принял решение заменить уцелевшие деревянные здания на каменные.

Тогда и были возведены два храма Казанский и Предтеченский, сохранившиеся до наших дней, а также колокольня, которая была разрушена в XX веке. Преосвященный Феофил построил из кирпича также жилые корпуса для иноков, здание администрации, хозяйственные корпуса и обнес все это каменной оградой. Так был создан архитектурный ансамбль Казанского монастыря.

В начале XX века обитель, как центр просвещения епархии, способствовала образованию жителей Тамбова. Она имела свою типографию, где издавала просветительскую литературу, Ее трудами в городе появилась первая книжная лавка.

С историей монастыря связаны имена многих великих деятелей РПЦ. На территории обители находился главный городской некрополь, где были захоронены именитые граждане.

Казанский монастырь в Тамбове закрыли после революционных событий в стране, монахи подверглись изгнанию, некрополь был уничтожен, а в освободившихся зданиях разместилось местное отделение ЧК. В монастырских подвалах были созданы тюремные застенки, пыточные камеры, проводились расстрелы.

Через 10 лет в отремонтированные здания въехали детский дом, конвойная команда и архив. Позже здесь появилась школа рабочей молодежи. С колокольни, которая стояла уже без колоколов, был демонтирован шпиль, а потом и само сооружение было разобрано до основания.

Однако ее фундамент пригодился при строительстве на этом месте железнодорожной школы, а кирпичи и надгробные памятники кладбища – для возведения ее стен. Территория монастыря перепланировалась несколько раз, городские учреждения перестраивали храмы и другие здания под свои нужды, а потом покидали их.

К концу XX века монастырский двор вместе с некрополем превратился в пустырь, поросший крапивой. В 1990-е годы полуразрушенные здания двух храмов и архиерейский дом были возвращены церкви.

Вокруг территории поставили временное ограждение, Предтеченский храм (как наиболее сохранившийся) подремонтировали, сделали фанерный иконостас и освятили. Здесь возобновили богослужения. Так началось возрождение Казанского монастыря. Реставрационные работы в Казанском соборе продолжались до 2007 года.

После его освящения встал вопрос о строительстве колокольни, как доминанты монастырского комплекса. Этот вопрос решался совместными усилиями духовенства епархии и городских властей. На фундаменте старой колокольни стояла городская общеобразовательная школа, где обучались 600 детей.

Новое место найти было нелегко из-за угрозы нарушения архитектурной композиции: колокольня либо терялась среди подступивших к монастырю высоких домов, либо нарушала зону благоустройства у городского памятника комсомолке З. Космодемьянской, либо попадала на разоренный некрополь.

В результате совместной работы было принято компромиссное решение: возвести звонницу в свободном, западном секторе обители, увеличив ее размеры почти вдвое, чтобы вписать по высоте в городское пространство. Работы по строительству, монтажу колоколов и благоустройству прилегающей площади были завершены в 2014 году.

Наступила очередь реконструкции Иоанно-Предтеченского храма, который, выполняя свою основную функцию, до сих пор не закрывался на капитальный ремонт. Работы продолжались с 2008 по 2011 год, после чего храм принял свой исторический облик с пятиглавием на вершине.

Читайте также:
Антониев Сийский монастырь: история и адрес, описание, святыни и праздники, храмы

В основу проекта устройства внутренней площади монастыря было положено ее зонирование. Здесь появились молодой фруктовый сад, парк с хвойниками и декоративными кустарниками, вымощенные дорожки, зона для совершения крестного хода, что позволило возобновить старую традицию.

При монастыре с 1992 года существует Воскресная школа с детскими (от 4 до 16 лет) и взрослыми группами. Занятия проводят высококвалифицированные преподаватели по воскресеньям с 10 до 12 часов. Набор производится круглый год. Помимо основ православия, истории и жития Святых здесь обучают музыке, хоровому пению, домоводству.

Внешний и внутренний вид, святыни

Казанский монастырь в Тамбове после возрождения вновь стал не только духовным центром региона, этот великолепный памятник в центре города является его украшением и гордостью.

Барочный стиль ансамбля с его изысканной красотой, поддержанный современными техническими средствами оформления (подсветкой сооружений, мощением дорожек и площадей цветной плиткой, использованием новейших материалов) привлекает в тамбовскую обитель не только паломников, но и любознательных туристов.

Храм Казанской иконы Божией Матери

Летняя соборная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери – главный храм монастыря после реконструкции обрел былое пятиглавие, его малые купола были покрыты по голубому фону золотыми звездами, а центральный купол – позолотой.

Наличники, карнизы и другие элементы декора выкрашены в белоснежный цвет, в то время, как сам фасад стал нежно-голубым. «Богородичный» и белый цвета придают храму нарядный и торжественный вид. Здание в темноте подсвечивается со всех сторон, украшая собой не только монастырскую территорию, но и город.

Реставраторам удалось восстановить уникальную роспись храма в стиле «гризайль». Редкой для середины XIX века техникой расписаны откосы стен, поверхности арок, архитектурные элементы, выполнены сюжеты на библейские темы. Над сооружением деревянного, резного иконостаса трудились мастера, которые взяли за основу соборный иконостас московского Николо-Перервинского монастыря.

Церковь Иоанна Предтечи

Церковь Иоанна Предтечи, построенная в 1794-1821 годах, расширялась по площади и надстраивалась в высоту в 1876 году. Она была реконструирована в начале XXI века и теперь приобрела свой исторический облик.

Культовое сооружение в стиле эклектики построено по принципу четверика с традиционным пятиглавием. С востока к основному зданию примыкает аспида алтаря, с противоположной стороны – трапезная.

Оштукатуренный и окрашенный в красный, «мученический» цвет фасад украшен элементами декора разнородных стилей, что присуще эклектизму; его архитектурные детали окрашены в контрастный, белый цвет. Новый иконостас из дерева, покрытый позолотой, был выполнен мордовскими мастерами-резчиками из деревни Зубова Поляна.

Колокольня

Прежняя, надвратная колокольня являлась главным входом в монастырь, символизируя торжественный вход в мир духовности и чистоты. Перед новой колокольней стояли те же задачи, что усложняло поиск места для ее возведения. Место было определено, а ее проект, созданный тамбовскими архитекторами, предложил решение, которое устроило всех.

Современная, стройная звонница взлетает над городом, превышая высоту старой колокольни вдвое, и многократно превосходя ее по красоте.

Ее высота с крестом составляет 103,1 м, вес шпиля с позолоченным крестом немного меньше 4т. Собранную на земле конструкцию водружали наверх с помощью вертолета. Ночью на ней по требованию авиаторов загораются рубиновые лампы, что делает колокольню видной из любой точки города.

Еще одним украшением тамбовской колокольни являются часы-куранты: они были особенностью старой колокольни, их установили и на новой.

С четырех сторон звонницы устроены циферблаты диаметром 4,5 м с разными цифрами:

  • с запада – латинскими;
  • с востока – греческими;
  • с юга – арабскими;
  • с севера – славянскими.

Колокола для новой колокольни были отлиты воронежскими мастерами, их наверху 14. Самый маленький весит всего 10 кг, а самый большой – 1,85 т. По завершении строительства появился новый парадный вход на территорию монастыря – через сквозные ворота колокольни. Для этого была произведена перепланировка внутренней площади обители.

Духовная семинария

Тамбовская семинария возобновила свою работу, разместившись в бывшем епископском доме, где был произведен капитальный ремонт. В 2012 году здание школы решением городских властей было отдано монастырю. После реконструкции с увеличением полезной площади более, чем в два раза она стала одним из семинарских корпусов.

В этих стенах оборудовали несколько актовых залов разных размеров, библиотечные комнаты, учебные помещения, жилые комнаты, кухню с трапезной, физкультурный комплекс, комнаты отдыха и хозяйственные помещения. Третий монастырский храм св. Кирилла и Мефодия является домовым и располагается в семинарском корпусе.

Часовни и скиты

На монастырской площади до 2017 года находились две часовни. Первая была поставлена на месте несохранившегося монастырского некрополя в память похороненных здесь горожан. Часовня была демонтирована при строительстве нового корпуса семинарии.

Вторая появилась ровно через 10 лет на месте захоронения архиепископа Евгения, который внес большой вклад в восстановление Казанской обители. В селе Воронцовка Тамбовской области есть скит, принадлежащий Казанской обители. Здесь есть небольшой Николаевский храм и монастырское подсобное хозяйство.

Интересные факты и легенды

Казанский собор некогда строил послушник Саровской пустыни, Нафанаил. Специалисты утверждают, что он создал копию Успенского собора своей обители, который, к сожалению, не сохранился, он был разрушен в XX веке. Но людям остался собор в Тамбове.

С Саровом Казанский собор связан еще через одно имя: именно здесь принял сан иеромонаха великий подвижник Русской Церкви Серафим Саровский.

Казанский монастырь в Тамбове стал местом пребывания архиерейской власти по решению епископа Пахомия в 1758 году. Этому событию способствовало следующее: Тамбовская епархия была упразднена указом императора Петра I в 1701 году и возобновлена через 50 с лишним лет.

Читайте также:
Храм Смоленской Божией Матери в Санкт-Петербург: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

За это время архиерейский двор, который был расположен у городского кафедрального собора, был занят городскими службами. Епископ, получивший Тамбовскую кафедру, решил не спорить с властями города, оставил старые здания и приступил к созданию двора на новой территории, избрав для этого Казанский монастырь.

В 1918 году монастырь был закрыт, поводом послужило обвинение монахов в участии в контрреволюционном мятеже. Это было не последнее народное выступление на тамбовской земле, которое коснулось монастырских стен.

В 1920-1921 годах здесь вспыхнуло крестьянское восстание, которое возглавил Александр Антонов. Бунт был подавлен с невероятной жестокостью, против мятежников применили химическое оружие. Монастырская территория стала лагерем для участников восстания, в ее подвалах проводились пытки арестованных и расстрелы осужденных.

Режим работы и расписание богослужений

Богослужения в храме Иоанна Предтечи проходят круглый год. Расписание размещено на сайте монастыря и при входе в храм.

Как правило, службы проводятся в следующие часы:

Контакты

Казанский монастырь в Тамбове находится по адресу: ул. Максима Горького, дом 3. Телефон: +7 (930) 472-84-62. Электронная почта: kazanskiy-tmb@mailru.

Как добраться на машине, общественном транспорте

Тамбов – крупный административный, экономический и культурный центр области с населением около 300 тыс. человек и хорошо развитой инфраструктурой. Здесь есть аэропорт, железнодорожная станция и автовокзал, рядом с городом проходят автомагистрали федерального (Р22, М4, М5) и регионального значения.

В монастырь, находящийся на центральной улице Тамбова, можно доехать на автобусах и троллейбусах, идущих из разных концов города (более 20 номеров). Ближайшей остановкой к монастырю является «Институт им. Рахманинова».

Где остановиться

Казанский монастырь расположен очень удачно по отношению к транспортным узлам, гостиницам и торговым точкам. Гости Тамбова имеют возможность выбрать для проживания отель, удовлетворяющий их вкусам и материальным возможностям. В историческом центре города расположены многочисленные гостиницы и хостелы.

Гостиница «Фараон»

Гостиница в центре города находится по адресу: Бригадный проезд, 3г. Современные, уютные номера, оформленные в едином стиле, кровати с ортопедическими матрасами, гипоаллергенное постельное белье демонстрируют заботу администрации об удобстве постояльцев.

Во всех номерах присутствуют комплекты необходимой мебели и бытовой техники. В гостинице работает бар, где каждое утро сервируется завтрак, еду можно заказать в номер. В гостинице работает сауна, есть интернет и парковка. Стоимость номера – 3200-4300 руб.

Гостиница «Державинская»

Один из наиболее популярных среди туристов отелей находится в центре Тамбова, в пешей доступности от монастыря и основных городских достопримечательностей. Его адрес: площадь Л. Толстого, 4.

Номерной фонд представлен категориями от «Эконом-варианта» до «Апартаменты». Все номера площадью от 11 до 80 м2 имеют собственные ванные комнаты с комплектом полотенец и гигиенических принадлежностей, меблированное пространство с устройством спальных мест, рабочего уголка, гостиной зоны.

Номера оснащены жидкокристаллическими телевизорами со спутниковыми каналами, в более дорогих номерах предусмотрено кондиционирование воздуха. В гостинице есть бесплатный интернет, парковка, бизнес-центр, ресторан «Наместник» и кафе «Фаворит». Для детей оборудована игровая комната, предоставляются услуги няни. Стоимость номера – от 1950 до 5400 руб.

Хостел «Платон»

Хостел на Пятницкой, 5 предлагает отдельные номера и койко-места в многоместных комнатах. В 3-6 местных номерах установлены двухъярусные кровати, тумбочки, предусмотрены наборы полотенец. Туалетные и душевые комнаты расположены на этаже.

1-2 местные отдельные номера располагают собственным санузлом, необходимой мебелью. В хостеле оборудована общая кухня с необходимой посудой. Стоимость проживания – от 500 до 1400 руб.

Казанский монастырь, значительно увеличивший свою территорию после присоединения всех принадлежавших ему ранее земель и сооружений, обнесен новой металлической кованой оградой. Следующим этапом восстановления исторического памятника в Тамбове является возведение исторической каменной стены с башнями.

Видео о Казанском монастыре

Вид на Казанский мужской монастырь с воздуха:

Желтоводский Макарьевский женский монастырь в Нижегородской области

В Нижегородской области получила свое воплощение легенда о сказочном Китеж-граде так схожим по внешнему описанию с расположенным здесь Желтоводским Макарьевским женским монастырем. Усиливают такое сравнение и разносящийся по всей округе колокольный звон, и белокаменные стены, омываемые водами реки Волги.

История монастыря

Макарьевский женский монастырь — одно из красивейших мест России, восхищаясь его архитектурой, мало кому придут на ум мысли о том, насколько драматичны события, связанные с его историей. Основатель монастыря — преподобный Макарий Унженский. И монастырь, и святой Макарий именуются Желтоводскими — по названию озера, на берегу которого в XV веке была основана обитель.

История обители начинается с 1435 года, когда монах Печерского монастыря в Новгороде — Макарий, по благословению игумена покинул свою обитель и, выбрав пустынножительство, обрел свой приют на берегах Желтого озера. Уединившись в этих местах, живя в непрестанной молитве и посте, он принял решение поставить себе келью. Довольно скоро новость о появившемся в довольно диком месте пустыннике разнеслась по округе и вскоре другие монахи, покинув свои обители, присоединились к Макарию.

Православные храмы в Нижнем Новгороде:

В это время трудами преданных Богу иноков, выстроили небольшую деревянную церковь, посвятив ее Святой Троице. Вокруг этой церковки и разрослась со временем община, ставшая спустя многие годы Свято-Троицким Макарьевским Желтоводским монастырем.

Интересно! Сегодня Желтое озеро, став легендой, уже поглощено водами Волги, поменявшей некогда русло, но название монастыря осталось.

Рождение монастыря

Первое драматичное происшествие, повлиявшее на ход истории обители, случилось уже спустя 5 лет от основания монастыря.

Во время нападения казанского хана обитель была полностью уничтожена и всякое упоминание о ней в летописях также не встречалось. Однако, спустя практически 2 века старец Авраамий рассказал о том, что святой Макарий трижды являлся ему и велел заняться восстановлением обители.

Читайте также:
Тобольская епархия: церкви и монастыри, приходы и духовенство

И, действительно, в XVII веке, после того, как обитель была полностью восстановлена, Макарьевский монастырь стал играть очень важную роль в духовной жизни России, и стал называться центром православной веры на Волге.

Важно! В память о преподобном Макарии с того времени и по сей день, в дни почитания Святого, на Поволжье проходит большая православная ярмарка.

Судьба святыни

Жизнь обители, ее судьба, тесно переплелись с историей России. Так, в период восстановления монастыря большую роль для него сыграл царь Михаил Федорович — первый государь России из рода Романовых. Государем была выделена довольно большая сумма, предназначавшаяся не только на восстановление первоначального облика обители, но и на нужды, связанные с жизнью монахов.

В 1628 году, по завершении строительных работ, Московским патриархом Филаретом был присвоен статус монастыря Желтоводской Макарьевской обители. Но уже в 1670 году отряды Стеньки Разина вновь разорили обитель.

Трудные времена

К концу XVII века монастырь, в силу различного рода обстоятельств (в основном в связи с переводом финансов, получаемых с ярмарки в монастырскую казну), пришел в упадок. А спустя несколько лет ситуация усугубилась по причине возникшего в монастырских стенах пожара. Решением Святейшего Синода было принято не проводить восстановительные работы на территории обители, а церковную утварь и иконы перевести в Храм святого Александра Невского в Новгороде.

Лишь в конце XIX века по восшествии на престол Александра III, отличавшегося большой боголюбивостью, обитель было решено восстановить, однако из мужского монастыря она перешла в женский.

Но и на этот раз судьба Желтоводского Макарьевского женского монастыря сыграла с ним злую шутку, хотя на этот раз стены и строения обители не были разрушены, но после 1917 года, в связи с событиями в стране, они были переданы в хозяйственное использование и теперь здесь решено было организовать подсобное хозяйство, таким образом, стены храмов вместо духовных песнопений и молитв обречены были «слушать» мычание коров и прочей живности.

Так обстояли дела до 1991 года, когда указом правительства Макарьевский женский монастырь, находившийся к тому времени в аварийном состоянии, было решено передать в ведение Нижегородской епархии.

Описание архитектуры

Для человека, отправившегося в путешествие по Волге, Желтоводский женский монастырь — одно из самых живописных мест. Снаружи его окружают крепкие, крепостные стены, снабженные дозорными башнями и тяжелыми воротами. Эти массивные стены к тому же являются местом, где расположены кельи монахинь, а также множественные административные комнаты.

Весьма интересен сам вход в монастырь, который осуществляется через массивные ворота и надвратный храм, посвященный Архангелу Михаилу.

Отдельно стоит сказать о главном храме монастырского комплекса — Собор святой Живоначальной Троицы. Стены его расписаны старинными, частично восстановленными фресками, а в главном зале, на колоннах до сего дня сохранились следы частных наводнений, возникающих от разлива Волги. К слову, на сегодняшний день от потопления монастырь защищен огромным земляным валом.

Уникальные храмы

На территории Желтоводского Макарьевского женского монастыря расположены 6 храмов:

  • Храм преподобного Григория Пельшемского;
  • Собор Святой Троицы;
  • Храм Макария Желтоводского;
  • Храм Архангела Михаила;
  • Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Все храмы были построены в XVII — XVIII веках, а Церковь, посвященная Макарию Желтоводскому, была выстроена в XIX веке. В начале XX века, при реставрации храмового комплекса, под слоем побелки были обнаружены старинные фрески, большую часть которых стараниями иконописцев удалось восстановить.

Чтимые святыни и престольные праздники

К особо чтимым святыням Макарьевского монастыря относят:

  • иконостас с частицей мощей Святого Макария;
  • главу Преподобного Макария.

Прихожане и паломники верят в то, что благодаря поддержке этого Святого можно излечиться даже от самых тяжелых болезней, очистить душу от страданий и грехов, а еще — попросить об исполнении сокровенных желаний.

В храмах архитектурного комплекса Макарьевского женского монастыря хранятся святые мощи:

Главный престольный праздник монастыря проходит ежегодно 7 августа и посвящен он основателю обители — преподобному Макарию. В этот день в стенах монастыря проходят праздничные богослужения и крестный ход.

Деятельность прихода

Основная деятельность монастыря связана с церковной жизнью, кроме того, на территории монастыря имеется приют для девочек, лишившихся родителей, в котором на сегодняшний день проживают 20 детей.

Имеется также монастырская библиотека и гостиничные места для прибывших на некоторое время для помощи в труде паломников.

Богослужение в монастыре

Ежедневно в 8 утра в 17.00 вечером проходят богослужения, по праздничным же и воскресным дням утренняя служба начинается в 9.00, а вечерняя — в 18.00.

Для тех, кто желает пройти обряд крещения, проводятся предварительные беседы со священником (после основных служб), равно как и для готовившихся к обряду венчания.

Как добраться

Добраться до Макарьевского женского монастыря можно на машине, выехав из Нижнего Новгорода. Следует проехать 88 км и уже через полтора-два часа прибыть на место.

Другой вариант — добираться до монастыря на пароме, который отбывает от Лысаково каждые 2 часа. Из Новгорода до Лысаково можно доехать на автобусе.

Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь

Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь — действующий женский монастырь, который расположен на левом берегу Волги в посёлке Макарьево Нижегородской области, примерно в 90 км от Нижнего Новгорода ниже по течению. Туристам, путешествующим по Волге на пароходе, белоснежные крепостные стены и золотые купола храмов видны издалека. Самые красивые виды на монастырь открываются именно с воды, как утверждают многие, посещавшие это место с экскурсиями. Храмовый комплекс относится к архитектурным памятникам России. В 2019 г. Банк России выпустил памятную серебряную монету номиналом 25 рублей «Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь, Нижегородская область».

Читайте также:
Иверский монастырь на Валдае: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности, как проехать и добраться

Монастырь имеет многовековую историю, и в данный момент считается восстанавливаемым. Кроме монашества занимается миссионерской деятельностью. За время последнего возрождения монастыря здесь побывали сотни тысяч человек из разных уголков России, Франции, Германии, Великобритании, США, Китая, Австралии, Канады, Италии, Израиля, Украины и многих других стран, чтобы посмотреть на Волжскую жемчужину. Макарьевский женский монастырь является одним из самых посещаемых храмовых комплексов Нижегородской области. Помимо туристов в обитель приезжает большое количество паломников, желающих поклониться главе преподобного Макария и иконостасу с частичкой его мощей.

В мае 2018 г. из Успенского собора монастыря было похищено 10 ценных икон, среди которых были образы с частицами мощей преподобного Макария, а также мироточивый образ и Владимировская икона Божией Матери XVII в. Однако преступники были задержаны спустя две недели, иконы найдены и возвращены священнослужителям.

История Желтоводского монастыря в Макарьево

Датой основания монастыря считаются 1434—1436 гг. Инок Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря Макарий, искавший уединения, решил поселиться на озере Желтые воды (при изменении русла озеро было поглощено Волгой). Позже к нему стали приходить миряне за советом и помощью, а со временем к Макарию присоединились и другие послушники, и было решено построить храм в честь Пресвятой Троицы. Однако уже в 1439 г. церковь была дотла сожжена войском Улу-Мухаммеда, все монахи убиты, а сам Макарий был уведен в плен. Однако хан приметил благоверного старца и отпустил его на свободу, а вместе с Макарием, по просьбе самого монаха, были отпущены еще около 400 человек из числа пленных.

Первое возрождение монастыря началось в 1620 г. старцем Аврамием, которому по преданию во сне трижды являлся святой Макарий и просил возродить обитель у Желтого озера. Вместе с царским благословением на постройку обители, старец получил и разрешение на строительство Макарьевской ярмарки. Удачное местонахождение монастыря на берегу судоходной Волги способствовало развитию бойкой торговли на ярмарке, а монашеские игумены прикладывали множество усилий для этого. Макарьевская ярмарка была самой крупной в России, и, возможно, во всей Европе. Так как торговля велась на монастырской земле, то все доходы с ярмарки шли на нужды церкви. На эти деньги и были возведены каменные строения и крепостные стены монастыря.

В 1700 г. по политическим причинам царь Петр Алексеевич издал указ, по которому вся прибыль от Макарьевской ярмарки перешла в государственную казну. В 1816 г. ярмарка таинственным образом сгорела, а с 1817 г. полностью переместилась в Нижний Новгород. Средств для существования и поддержания зданий в надлежащем порядке стало не хватать, и монастырь был признан заштатным. После большого пожара храмовые постройки было решено не восстанавливать, а монастырь расформировать. В 1868 г. обитель закрылась, все иконы были переданы Александро-Невскому Новоярмарочному собору.

Следующее возрождение обители произошло в 1883 г. Монастырь был частично восстановлен руками монахинь и прихожан, и к 1917 г. здесь проживало около 300 сестер. Однако с приходом советской власти монастырь ликвидировали, а монахини были вынуждены вести мирскую жизнь.

В 1928—1929 гг. в помещениях монастыря находился детский дом. В военное время монастырские постройки были переоборудованы под эвакуационный госпиталь, после чего здесь открылся ветеринарный техникум. Также в зданиях церквей держали скот и хранили корма для животных.

В 1990 г. монастырь планировалось превратить в туристический центр, однако в 1991 он все же перешел в подчинение Нижегородской Епархии, и в том же году было принято решение возобновить деятельность Макарьевского Желтоводского женского монастыря.

Архитектура

Монастырь привлекает к себе внимание своими укрепленными белыми стенами, на которых расположены дозорные башни. Попасть внутрь можно только через массивные ворота, которые одновременно служат входом в надвратный храм во славу архангела Михаила. В крепостных стенах расположены кельи монахинь и помещения административного и хозяйственного назначений.

Главный Храм обители — Собор во имя Святой Живоначальной Троицы. Он возведен по образцу Успенского собора московского Кремля. Внутри храма до сих пор можно увидеть следы наводнений от разлива Волги, которые происходили периодически, пока монастырь не защитили земляным валом. В храме обновленный иконостас, а вот многие фрески не восстановлены и по сей день.

Всего на территории монастыря расположено 6 старинных храмов: Троицкий собор, построенный в 1664 г.; храм во имя преподобного Макария Желтоводского 1809 г. постройки; надвратная церковь Архангела Михаила, основанная в 1674 г.; Успенская церковь с колокольней и трапезной, возведенная в 1654 г.; домовый храм во имя преподобного Григория Пельшемского, возведенный в 1786 г., и келейный храм во имя преподобного Антония Великого. Также на территории расположены древние могилы, скрытые в небольшом ухоженном саду.

Кроме храмового комплекса, монастырь имеет два подворья: собор Святого Преображения Господня в Лыскове и собор Казанской иконы Божией Матери в селе Макарьево.

Расписание богослужений можно посмотреть на официальном сайте Свято-Троицкого Макарьевского Желтоводского монастыря. Вход в обитель доступен с раннего утра до вечера. Входной платы нет, но церковь приветствует любые добровольные пожертвования.

Внутренний двор Макарьевского Желтоводского монастыря на панорамах Google Maps

Как добраться

Храмовый комплекс расположен в 88 км от Нижнего Новгорода в поселке Макарьево Лысковского района.

Из Лысково добраться в монастырь в теплое время года можно с помощью паромной переправы. От Лысково паром отправляется в 6:15, 8:15, 12:15, 15:15 и в 18:15. Весной и осенью первый и последний рейсы отменяются. Зимой можно перейти реку пешком по льду, или доехать на аэротакси.

Читайте также:
Покровский собор в Севастополе: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Доехать до Макарьево из Нижнего Новгорода можно на автобусах, следующих с Канавинской автостанции до Михайловского. Можно добраться на собственном автомобиле по трассе К21, дорога займет меньше двух часов времени.

Те, у кого нет собственного автотранспорта, могут воспользоваться услугами такси или трансфера Kiwi.

Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь на видео

История

История нашего монастыря начинается с XV века и связана она в первую очередь с его основателем преподобным и богоносным отцом нашим Макарием Желтоводским, которого примерно с 16 столетия стали называть еще и Унженским чудотворцем. Время прихода старца в наши земли досконально неизвестно. Но судя по древним его Житиям можно предположить, что ради Христа и в поисках уединения бывший инок Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря Макарий мог поселиться в пустынном месте на озере Желтые воды, что было в нескольких верстах от Волги, на ее левобережье, примерно напротив Лысковской крепости, даже в конце 14 века. И только со временем Господь Бог открыл его людям, для спасения этих самых людей. Иные же пожелали разделить с ним все тяготы монашеской уединенной жизни. Поэтому сперва святой Макарий ставит храм в честь Пресвятой Троицы. Точная дата закладки церкви опять же неизвестна. Но по ряду археологических разведок можно сделать вывод, что построен храм был именно на том месте, где ныне высится нынешний собор Пресвятой Троицы. По всей вероятности сначала закладка, а потом и основание монастыря на Желтых водах стало возможно еще и потому, что в начале 1420-х годов в Лыскове был свой воевода, а Лысковская крепость на Оленьей горе подчинялась только Московскому князю. Как бы там ни было, но датой основания монастыря в честь Пресвятой Троицы на Желтых водах стал 1435 (по иным данным — 1434/6) год. Недолго подвизались в нем монахи. В 1439 году обитель была уничтожена до основания, вся братия убита, а игумена Макария, 90-летнего старца, татары казанские взяли в плен. Однако хан Улу-Махмет, увидев избранника Божия, даровал ему свободу. Но святой старец испросил у хана 40 пленников мужчин, не считая женщин, детей и стариков. Так началось шествие под водительством св.Макария примерно в 200 (а может, и более) человек от Казани до Костромских приделов — града Унжеска через Желтые воды…на месте бывшей обители святой захоронил убиенную свою братию. На этом заканчивается история Желтоводской обители до 1620 года; но начинается основание иной Макарьевской, но уже Унженской обители. Из монастырских преданий известно, что монах Аврамий был родом муромчанин; постриг принял в монастыре при селе Большое Мурашкино; однако затем удалился в Тетюши, что неподалеку от Казани; в местный Казанский монастырь. Там он тяжко заболел, однако получил исцеление. И тогда в благодарность Богу, он ушел чуть ли не к Жигулевским горам в поисках подвигов уединения. Именно там к нему в сонном видении трижды являлся наш преподобный Макарий, говоря, чтобы Аврамий пришел на Желтые воды и возродил обитель Пресвятой Троицы. Старец Аврамий не знал, где находятся Желтые воды и никогда не слышал об упоминаемом монастыре. И само решение его было не сразу. Однако страх Божий и просьба святого Макария дали возможность исполнить волю Божию.

Так, 1620-й год считается годом первого возобновления нашего монастыря. Старец Аврамий, услышав, что на Унжу прибывает делегация во главе с первым царем из рода Романовых Михаилом Федоровичем в знак благодарности в освобождении патриарха Филарета (отца Михаила Федоровича) из польского плена — монах Аврамий поспешил к Унжескому монастырю.

Там он списал икону преподобного Макария, от которой происходили и происходят по сю пору великие чудеса исцелений. При этом старец Аврамий получил царское благословение на устроение Желтоводской обители, а также разрешение на владение монастырем Макарьевской ярмонки. Все средства от бойкой торговли шли на строительство уже каменного Макарьевского монастыря. И именно благодаря самым разным людям, представителям самых разных народов ( от Голландии до Китая), получился именно тот вид монастыря, который живет и радует глаз поныне. Первая половина 17 века для монастыря была связана и с будущим патриархом Никоном. В некоторых источниках говорится, что он принял монашеский постриг именно у нас. Но это — ошибка. Будущий патриарх был около 8 лет послушником, но по настоянию своих родителей женился и принял священнический постриг. Служил около 2 лет в Лыскове, по всей вероятности, именно в храме Рождества святого великого Иоанна Пророка, Предтечи и Крестителя Господня( единственного на тот период храма, но уже через пару десятилетий Лысково украсилось шестью церквами!). Именно из Лыскова будущий патриарх Никона вместе с семьей перебирается в Москву; ибо тогда Лысково называлось царским селом, по принадлежности государю. Макарьевский монастырь перенес единственную осаду, будучи втянутым в боевые действия 1670 года. Когда банды разбойников со своим атаманом Разиным, вовсе не несли мир и свободу русскому народу, но — грабежи, убийства, татьбу. Досталось тогда от предшественников революционеров и нашему Макарьевскому монастырю. Воры ворвались в пустой монастырь, надругались над святынями, устроили погром, и покинули обитель, записав себя в долгий список святотатцев… В это же время создается Нижегородская епархия. Первым епископом избирается монах Филарет. По всей вероятности, он был родом из Лыскова. Подвизался долгое время в нашем монастыре, где и принял монашеский постриг. Обитель на Желтых водах стала для него родной. И он, будучи уже в старости, заповедал похоронить себя именно в своей любимой обители. Но когда он умер, то нашлись ослушники и погребли тело первого Нижегородского митрополита Филарета в Нижегородском Кремле, в Спасо-Преображенском соборе. И что же сталось с останками бывшего макарьевского монаха? Они утеряны навсегда, потому что в советское время собор был уничтожен, вместе с ними и останки первого нижегородского митрополита (повезло только останкам Козьмы Минина, которые были перезахоронены в Михайловский собор Кремля). Так, мы воочию видим, что такое непослушание перед благословением архиерея! Между тем упокоение телес обрели в нашей обители архиепископы Антоний и Мефодий, также постриженники нашего монастыря. А также митрополит Афанасий. Он приехал защищать патриарха Никона, когда его низлагали патриархи Антиохийский и Константинопольский. Никона все-таки низложили, а митрополит Иконийский и Каппадокийский Афанасий впал в немилость, был посажен в тюрьму в Москве; но потом выпущен и по дороге на свою родину, остановившись в нашем монастыре, в нем и умер (по другим данным: был сослан именно к нам без права выезда за пределы не только России, но и Лысковского уезда…). В это же время в нашем монастыре остановился, служил и немного пожил первый из двух патриархов, кто почтили наш монастырь. Его звали также Макарием и был он патриархом Антиохийским. Второй патриарх, кто служил неоднократно в нашем монастыре, живя при этом в Лыскове у своего же родственника князя Георгия Александровича Грузинского в начале 19 века, был Антоний II, последний католикос Грузии: после присоединения в 1801 году Грузии к России в 1811 году было упразднено патриаршество и автокефалия Грузинской Православной Церкви, она вошла в состав РПЦ.

Читайте также:
Храм Николая Чудотворца в Клённиках: описание и адрес храма, расписание богослужений, как добраться

Святой Антоний (он причислен к лику святых в 2011 году Грузинской Православной Церковью) уехал в Нижний Новгород, но часто жил в Лыскове. После его смерти останки были перезахоронены также в Свято-Преображенский собор Нижегородского Кремля. В советское время мощи его были уничтожены. В 1700 году по указу царя Петра Алексеевича все доходы от Макарьевской ярморки направляются в государственную казну. С этого времени Макарьвский Желтоводский монастырь начинает свой отсчет ко временам запустения и даже закрытия, что и произошло в 1868 году. Ибо для поддержания достойного порядка архитектурного комплекса нужны были такие же огромные деньги, как были затрачены и на его строительство. И хотя государь приезжал со своей супругой Екатериной в наш монастырь, однако финансовый вопрос остался прежним: государство платило дотацию монастырю. Во время (1760-е годы) упразднения многих монастырей (в Лыскове, к примеру, были закрыты оба: мужской и женский) не завидная судьба приуготовлялась и нашей обители. Однако приезд государыни императрицы Екатерины Великой развеял надежды начинающих атеистов. После молебна в Троицком соборе, государыня преподнесла подарок монастырю: двуглавого орла — герб Российской Империи, как знак покровительства Дома Романовых над Свято-Троицким Макарьев-Желтоводским монастырем.

И сей герб висел на фасаде Архангельской церкви вплоть до советской власти… Герб был конфискован ругателями и безбожниками, но слово Екатерины Великой имеет силу и поныне: монастырь как стоял, так и стоит на своем месте во всем своем благолепии! В 1816 году при весьма странных обстоятельствах сгорает Макарьевская ярмарка. Ее переводят на то место, которое потом стало называться Макарьевской слободой Нижнего Новгорода; еще позднее ее нарекут уже Нижегородской ярморкой. А сегодня по каким-то причинам эстафета отдана ярморке посвященной Серафиму Саровскому (?!)…все на том же месте, где и была Макарьевская слобода… Финансовое положение монастыря становится плачевным до катастрофичности; ибо прежде получая дотации от государства, монахи стали заниматься арендой пустующих помещений внутри монастыря (благодаря именно этому жили неплохо многие не только макарьевцы, но и лысковцы, благодаря чему делали состояние, а затем сами становились, покупая лицензии, купцами)… Словом, монастырь начал ветшать, что называется, на глазах. В 1859 году в дни Святой Пасхи упал центральный купол Троицкого монастыря. К этому времени обитель походила на место запустения, о чем поведала очень подробно игуменья Серпуховского монастыря Митрофания, которая посетила наш монастырь в 1860-е годы по поручению государыни императрицы Марии Александровны, супруги государя императора Александра II. Нерадивость игумена и малочисленной на тот период братии Желтоводской обители усугублялась апатичностью и правящего архиерея Нижегородской епархии архиепископа Нектария. Это при его попустительстве случился раскол в Дивеевской обители, вплоть до того, что серафимовы сиротки перешли в Тамбовскую епархию; это по его указу хотели разобрать по камушку (!!) и наш Макарьевский монастырь, кирпич пустить на строительство архиерейского дома в Нижнем Новгороде, а оставшийся продать и деньги опять же на счет епархии. Благодаря именно архиепископу Нектарию наша обитель была упразднена в 1868 году…и это в благодатные, как считается, годы Российской Империи!!

Тем не менее, благодаря именно государыне императрице Марии Александровне и ее мужа Александра II, а также купечества Макарьева, Лыскова и Москвы архитектурный ансамбль нашего монастыря не был уничтожен; он был в страшном состоянии (даже в советское время он выглядел куда лучше!), но все-таки выстоял свое лихолетье. Преподобному Макарию было не угодно перенести свое детище в иное место… И когда на престол заступил государь император Александр III, то одним из первых указов был указ о возрождении Макарьевского Желтоводского монастыря. Вот только в начале его хотели сделать обителью милосердия; для этой цели из Лыскова были переселены 15 сестер милосердия из Сретенской богадельни. Но уже в 1883 году было решено возрождать в нашем монастыре монашество по заповедям Восточного Православия. За годы до 1917-го да было сделано многое в реставрации и ремонте. Был приведен в должный вид Троицкий собор, в 1916 году был восстановлен главный купол Троицкого собора, рухнувшего за два года до падения Крепостного права. Восстановлен за год до падения Российской империи…. Монастырь был закрыт в 1927 году; точнее уже не как монашеская община, а как трудовая артель. Новой власти не по вкусу были плоды трудов монахинь. В это время в Макарьевский уезд назначается первый и единственный епископ Макарьевский Александр (Щукин), причисленный РПЦ к лику святых в 2000 году.

Читайте также:
Храм Илии Пророка в Черкизове: история и адрес, святыни и праздники

Первое время владыка жил в Макарьевском монастыре; в самом городе организовал Воскресную школу, которую безбожники закрыли через год. После перенесения уездного центра в Лысково, епископ Александр переехал в Лысково и стал именоваться епископом Лысковским, служил в Вознесенском и Спасо-Преображенском соборах города. Он прошел Соловецкие лагеря, а свою жизнь закончил мученически будучи архиепископом Семипалатинским. После всех событий последующая жизнь наших насельниц не была до конца мирской. Сестры разошлись по разным городам и весям; но большинство осталось в пределеах Лысковского района; некоторые поселились в Валках, иные в Лыскове. Жители знали о монахинях, просили молитв за себя и своих близких; некоторые бывшие насельницы так и не работали на советскую власть, но жили общинно в домах Лыскова и других весей, ходили постоянно в храм и молились дома. Макарьевский монастырь пытались превратить в приют, в годы Великой Отечественной тут был эвакогоспиталь, а потом долгие десятилетия — зооветтехникум. В начале 1990-х монастырь хотели сделать туристическим центром. Но милостию Божией, с 1991 года он начал в третий раз (!) возрождаться именно как монастырь. И вот уже более 20 лет в нем продолжается монашеское делание. К которому присувокопилась и миссионерская деятельность, ибо к нам приезжают не только православные из разных уголков России, но и люди, ищущие Истину и Истинного Бога из самых разных стран мира.

ЖЕЛТОВОДСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Макарьев Желтоводский Свято-Троицкий монастырь, 3 июля 2009 г. Фотография с сайта ru.wikipedia.org

Женский Макарьев Желтоводский монастырь во имя Живоначальной Троицы Лысковской епархии

В начале XV века преподобный Макарий Желтоводский, бывший насельник Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря, пришел на озеро Желтое, что неподалеку от левого берегу Волги, в семи верстах от Лысковской крепости. Ища уединения ради Христа, святой Макарий выкопал себе пещеру и начал продолжать свой подвиг отшельника. Однако Богу было угодно, чтобы 90-летний старец проповедовал Слово Божие местным жителям: мордве, марийцам, чувашам и татарам. Так и появилась братия в числе сорока человек. Первыми монахами и были представители коренных народностей Поволжья. Годом основания монастыря считается 1435 г. [1]

Однако в 1439 году отряды татарского хана Улу-Махмета уничтожили молодую обитель, братию убили, а преподобного Макария взяли в плен. Однако когда с ним познакомился сам Улу-Махмет, то последний отпустил старца, вверив ему еще сорок “мужей разве жен и детей”, но с условием, что преподобный оставит берега Желтого озера (это озеро после многочисленных крещений стало именоваться святым). Тогда преподобный Макарий с людьми (в количестве около 200-300 человек) ушел на Север, на Унжу. Зайдя в свою прежнюю обитель в честь Пресвятой Троицы, дабы по чину похоронить своию убиенную братию.

В 1620 году Желтоводскую обитель возобновляет старец Аврамий, к которому неоднократно в сонном видении являлся преподобный Макарий, прося Аврамия устроить некогда разоренный монастырь. Старец сначала пришел на Святое (Желтое) озеро, а затем направился на Унжу, где в то время находился царь Михаил Федорович, который как и многие князья-Рюриковичи, почитал преподобного Макария как своего небесного покровителя. После этой встречи старец Аврамий приступил к возобновлению обители. При этом цари из рода Романовых помогали и средствами и издавали указы, дабы земное устроение обители шло и благодаря местной “ярмонке”, которая впоследствие прославилась на весь мир как Макарьевская.

С XVII столетия монастырь Желтоводский дал нашей Церкви выдающихся архипастырей: патриарха Никона и первого Нижегородского митрополита Филарета, который был родом, по всей вероятности, из Лыскова.

К 1700 году монастырь окреп так, что царь Петр I уже издал о том, чтобы средства с “ярмонки” шли в государственную казну. Однако помощь по-прежнему оказываалась. Желтоводский монастырь был самым крупным из всех обителей Нижегородской епархии. Количество братии к середине XVIII века, по некоторым источникам, достигала нескольких сотен.

С началом XIX века мощь и красота монастыря “малится”. В 1817 году знаменитая на всю Россию Макарьевская ярмарка была переведена из-под стен монастыря в Нижний Новгород. К 1860-ым годам остается в обители один иеромонах и несколько братий. Решено было монастырь закрыть, после пожара в 1868 году он был упразднен. Часть икон было перенесено в строившийся Нижегородский Александро-Невский собор.

Свято-Троицкий Макарьев-Желтоводский монастырь

Женский монастырь

Лысковские и макарьевские купцы вступились за обитель. В своих прошениях они дошли до императора. Однако дальнейшая судьба обители была в большей мере под опекой императрицы Марии Александровны, которая и предложила монастырь сделать женским.

В 1882 году по указу императора Александра III монастырь был возобновлен как женский. Первыми насельницами стали сестры Лысковской богадельни. Они много положили трудов для восстановления обители.

В 1920-1922 годах монастырь был местом пребывания Васильсурского викария.

В 1927 году монастырь вновь был закрыт.

Третье возобновление монастыря преподобного Макария началось в 1991 году, но официально обитель была передана Русской Православной Церкви весной 1992 года. Первые насельницы были из разных монастырей, но преимущественно жительницы Нижегородской области и Чувашии. В августе 1992 года был освящен храм в честь Собора Архангела Михаила.

В настоящее время жизнь в монастыре продолжается, уже насчитывается более 20 насельниц; освящены 5 храмов из 7(в том числе и главный Троицкий собор).

У монастыря также имеются два подворья: в поселке Макарьево (храм Казанской иконы Божией Матери) и в городе Лыскове (Преображенский собор).

Троицкий Макариев Желтоводский монастырь, собор Троицы Живоначальной, 2014 г. Фото: Ю.Булкин

Храмы монастыря

  • Собор Троицы Живоначальной
  • Церковь Успения Пресвятой Богородицы с колокольней
  • Церковь Михаила Архангела
  • Церковь Макария Желтоводского
  • Церковь Григория Пельшемского

Настоятели

  • Авраамий (? – 5 апреля 1640 года)
    • Арсений (1628 – 13 ноября 1630) [2]
    • Тихон (1631 – 1635)
    • Серапион (1635 – 1636) [3]
  • Пафнутий (1640 – 1641) [4]
  • Вениамин (1642 – 1647) [5]
  • Корнилий (1647 – 1649)
  • Иларион (1649 – 1656)
  • Варлаам (1659 – 1660) [6]
  • Исаия (1660 – 1662) [7]
  • Пахомий (1662 – 1673) [8]
  • Павел (Маровский) (1673 – 1674)
  • Тихон (1674 – 1677) [9]
  • Сергий (1677 – 1700) [10]
  • Герман (1701) [11]
  • Авраамий (Темкин) (1701- 1702)
  • Филарет (Тихомиров) (1703 – 1729) [12]
  • Иона (1734 – 1740)
  • Сергий (15 июня 1740 – 14 августа 1752) [13]
    • Сергий (14 августа 1752 – 1755) настоятель Нижегородского Благовещенского монастыря, в/у
  • Софроний (1757 – 1759) [14]
  • Амвросий (Карцев) (1759 -19 марта 1785) [15]
  • Антоний (Герасимов-Зыбелин) (5 марта 1785 – 27 сентября 1797)
  • Гедеон (Ильин-Замацкий) (1797 – 1799)
  • Иоанн (1799 – 1813) [16]
  • Афанасий (Алексишвили) (1813 – 1814) [17]
  • Израиль (1814 -1818) [18]
  • Гавриил (Городков) (апрель 1818 – 21 августа 1821)
  • Аристарх (Костров) (1821 – 19 ноября 1843) [19]
  • Варлаам (Денисов) (14 апреля 1844 – 31 января 1852)
  • Иннокентий (1853 – 1861)
  • Иларион (Боголюбов) (12 января 1861 – 1866)

Литература

  • Макарий (Миролюбов), архим., Памятники церковных древностей в Нижегородской губернии. СПб., 1857, С. 232:
    • http://elib.shpl.ru/ru/nodes/13120#mode/inspect/page/271/zoom/4
  • Пискарев П. Описание Троицкого Макарьево – Желтоводского второклассного монастыря // Нижегородские губ. вед. 1846

Использованные материалы

  • Страница “Действующие монастыри” на сайте Нижегородской епархии
    • http://www.nne.ru/monasteries.php
  • Титов А.А. Троицкий Желтоводский монастырь у старого Макарья (1435-1887). Москва. 1887, С. 25-31 (материал использован частично)

[1] На сайте Нижегородской епархии ошибочно указан годом основания – 1415 г.

[2] скончался 13 ноября 1630 в Московском Заиконоспасском монастыре

[3] управлял монастырем один год, затем переселился в монастырь Казанской Божией Матери в село Лысково, где и погребен в 1636 г; у Строева показан архимандритом с 1635 по 1640 год

[4] из игуменов Макарьевского монастыря

[5] перешел в Московский Чудов монастырь, где и скончался в 1647 году

[6] ушел в безмолвие в Ниловый скит

[7] по двухлетнем управлении переселился в пустыню Модиолан где и скончался в 1662 году, погребен в Желтоводском монастыре

[8] первый настоятель монастыря в сане архимандрита (с 1666 года)

[9] с 19 января 1680 года был определен келарем в Саввин-Сторожевский монастырь

[10] из игуменов Оранской пустыни, управлял монастырем 23 года и 2 с половиной месяца

[11] из келарей Владимирского Рождественского монастыря, управлял 8 месяцев и 7 дней; переведен в Нижегородский Печерский монастырь

[12] из протопопов Нижегородского кафедрального собора

[13] переведен из Оранскаго монастыря, затем назначен настоятелем Нижегородского Благовещенского монастыря

[14] переведен в Нижегородский Печерский монастырь

[15] переведен в Переславль-Залесский Данилов монастырь

[16] переведен из Арзамасского Спасскаго монастыря, управлял Желтоводским монастырем 13 лет и 7 месяцев

[17] определен из полковых протоиереев, переведен в Грузию в Кваб-Тахевский монастырь

[18] переведен из Пензенского Нижеломовскаго монастыря; управлял Желтоводским монастырем 3 года и 7 месяцев, в 1818 году был назначен в Новоторжский Бориеоглебский монастырь, но на пути туда, по преклонности лет, скончался, где и погребен в Арзамасском Спасском монастыре

[19] переведен из Московского Знаменского монастыря

Желтоводский Макариев женский монастырь

Желтоводский Свято-Троице-Макариев монастырь основан в 1434 году преподобным Макарием Желтоводским и Унженским. Принадлежит Лысковской и Лукояновской Русской Православной Церкви. Престольный праздник — 7 августа (день памяти преподобного Макария Желтоводского и Унженского).

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Святые
  • 4 Святыни
  • 5 Видео
  • 6 Как добраться
  • 7 Расписание богослужений
  • 8 Ссылки

История [ править ]

Монастырь основан в первой половине XV века преподобным Макарием Желтоводским и Унженским. Желтоводским назван по Жёлтому озеру, на берегу которого святой Макарий основал обитель. Волга, меняя своё русло, со временем поглотила озеро, и монастырь оказался на волжском берегу.

Престол центрального собора освящён в честь Святой Троицы, поэтому монастырь именуется Троицким.

В 1439 году сожжён ханом Улу-Мухаммедом, монахи, самовольно заселившие чужой участок, убиты, а Св. Макарий был уведён в плен. Казанский хан Улу-Махмет обратил особое внимание на благообразного игумена. Приведшие пленника рассказывали: «Это муж кроткий; ни словом, ни делом не причинил никому зла не только из своих, но даже из наших единоплеменников, на наших землях не селился, самовольно не брал». Тогда хан с гневом закричал на военачальников: «Для чего вы оскорбили такого доброго мужа, не спорившего с вами, и разорили его жилище? Или не знаете, что за таких кротких людей может прогневаться Сам Аллах, Который есть Один над всеми?» Сказав это, Улу-Махмет приказал освободить невинного страдальца. Получив свободу, преподобный Макарий попросил отпустить на волю и других узников. 400 мужчин и несколько женщин с детьми были освобождены от оков.

Возвращаясь на родину, путники остановились на правом берегу устья реки Свияги. Место это святой Макарий выбрал не только для трехдневного отдыха, но и для устройства на нём монастыря. Оно находится на возвышенности, с трех сторон защищено от ветров горой, как бы высоким земляным валом. Источники родниковой воды в изобилии орошают землю, освященную молитвою преподобного отца.

Но казанский хан запретил оставаться им на его территории, и странникам пришлось искать другого пристанища. Наконец они, достигнув пределов Галичской земли, остановились в городе Унже. Местные жители с радостью приняли преподобного Макария, почитанием и заботой окружили его. Но ищущий прежде всего Царства Божия (Мф. 6:33) великий подвижник удалился из города. В 15 верстах от него на возвышенном пустынном месте, на правом берегу реки Унжи святой Макарий устроил себе келью. Так был создан новый Желтоводский Макарьево-Унженский монастырь. И опять к любвеобильному отцу потянулись жаждущие монашеской жизни. В скором времени была устроена обитель, но недолго иноки могли наслаждаться богомудрыми речами и жизнью святого старца. На 95-м году жизни 25 июля 1444 года преподобный Макарий отошёл ко Господу. Умирая, святой заповедал духовным чадам «в память избавления своего от рабства агарянского» устроить монастырь на берегу устья реки Свияги, на том месте, которое он сам выбрал и освятил молитвой. Но иноки не могли в то же время исполнить это завещание…

В монастыре обучался православию восемь лет Никон, пробыв в нём послушником до 1624 года.

Старообрядцы верят, что по дороге на Унжу им был основан один из Керженецких скитов — Оленевский, который в XVII веке ушёл в раскол. Возобновил обитель на старом месте муромлянин Авраамий в 1620 году Над могилой Авраамия сейчас сооружён киворий-ротонда.

Удобное положение монастыря посредине судоходной Волги и старание игуменов повлияли на складывание ярмарки на землях, принадлежащих монастырю. Названная по имени монастыря Макарьевской, ярмарка была крупнейшей в России и, вероятно, в Европе. Именно с торговых сборов монастырь был отстроен, возведены каменные постройки. После церковного раскола (1653-56 годах) одним из оплотов старообрядчества стала река Керженец, практически в устье которой и стоит Макарьевский монастырь. Во многом по политическим причинам в 1817 году Макарьевская ярмарка была перенесена в Нижний Новгород (не потеряв, однако, названия «Макарьевская»), доходы монастыря оскудели, монастырь признан заштатным, в нём произошёл крупный пожар, и вскоре монастырь был упразднён, уцелевшие иконы унаследовал Собор Александра Невского. Снова восстановлена обитель была в 1883 году, но уже как женская. К 1917 году в монастыре насчитывалось около 300 сестер. В годы советской власти монастырь был ликвидирован. В 1928—1929 годах в его стенах был размещён детский дом, в годы Великой Отечественной войны — эвакогоспиталь, в 1943 году монастырь был причислен к Лысковскому зооветеринарному техникуму, в храмах держали скот и хранили корма.

С 1991 года здания монастыря переданы Нижегородской Епархии. В этом же году по решению Священного Синода был снова открыт Макарьевский Желтоводский женский монастырь. В обители проживало около 25 монахинь.

Современное состояние [ править ]

В 2005 году в Успенском соборе архиепископом Георгием совершён чин Великого освящения Престола в честь великомученицы Екатерины.

7 августа 2007 года Честная глава преподобного Макария перенесена в Макарьевский монастырь из Печерского Вознесенского монастыря; архиепископ Георгий освятил Троицкий собор.

Святые [ править ]

  • прп. Макарий Желтоводский и Унженский

Святыни [ править ]

  • глава и часть перста прп. Макария Желтоводского и Унженского
  • Макарьевская икона Божией Матери
  • икона прп. Макария Желтоводского и Унженского
  • частица мощей свт. Иоанна Златоуста
  • частица мощей свт. Николая Чудотворца
  • частица мощей свт. Феофана Затворника
  • частица мощей свт. Феодосия Черниговского
  • частица мощей вмч. Георгия Победоносца
  • частица мощей вмч. Пантелеимона
  • частица мощей вмц. Екатерины
  • частица мощей вмц. Варвары
  • частица мощей вмц. Людмилы
  • частицы мощей мцц. Евдокии, Дарии, Дарии и Марии Пузовских
  • частица мощей блгв. кн. Даниила Московского
  • частицы мощей блгвв. Петра и Февронии Муромских
  • частица мощей прп. Серафима Саровского
  • частица мощей прп. Лаврентия Черниговского
  • частица мощей прп. Феодора Санаксарского
  • частицы мощей прпп. Александры, Марфы и Елены Дивеевских
  • частицы мощей блжж. Пелагеи, Параскевы и Марии Дивеевских
  • частица мощей блж. Матроны Московской
  • частица мощей прав. Феодора флотоводца (адмирала Ушакова)
  • могилы убиенной братии первого монастыря, основанного самим преподобным Макарием
  • могила старца Аврамия (в ротонде), возобновителя Макарьевского монастыря с 1620 года, по молитвам которого происходят исцеления болящих разными недугами

Видео [ править ]

Как добраться [ править ]

Проезд: Монастырь находится в поселке Макарьеве Лысковского района Нижегородской области. Сюда можно добраться или через город Лысково или через Нижний Новгород. Из Нижнего Новгорода с Канавинской автостанции ходит автобус до Михайловского через Бор и Макарьево. Из Лыскова: летом — паромная переправа; зимой пешком по льду или на аэротакси («воздушная подушка»). Паром летом ходит из Лыскова в 6:15; 8:15; 12:15; 15:15 и в 18:15. Ранней весной и поздней осенью отменяются первый и последний рейсы. С пассажира берут от 40 до 80 рублей. За автомобиль от 300-400 рублей и выше. Телефон паромной переправы: 8930-8029-959.

Адрес: 606250, Нижегородская область, Лысковский район, посёлок Макарьево

Расписание богослужений [ править ]

В воскресные и праздничные дни службы начинаются: всенощная — в 18:00; Божественная Литургия — в 9:00.

В рядовые дни седмицы: вечером служба в 17:00, утром — в 8:00.

В воскресные дни в 8:00 служится молебен с акафистом святому Макарию в одноименном храме.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: