Казанский монастырь в Ярославле: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни и храмы

Казанский монастырь в Ярославле

Казанский монастырь является не только достопримечательностью Ярославля, но центром православной жизни города. За 4 века обитель пережила много событий – покровительство царей, уничтожение пожаром, восстановление, участие в восстании, закрытие и забвение. История монастыря тесно связана с историей страны. Сегодня Казанский монастырь играет важную роль в духовной жизни Ярославля. Его службы посещают многочисленные паломники.

Но не только верующие интересуются обителью. Тысячи туристов с удовольствием включают посещение монастыря в программу путешествия в Ярославль. Их привлекает непростая история и интересная архитектура. Фото и краткое описание обители размещены на рекламных материалах Золотого Кольца.

Где находится Казанский монастырь

Обитель расположена в историческом центре города.

Адрес: ул. Первомайская, 19а, г. Ярославль, Россия.

Как добраться: от ж/д вокзала на троллейбусе, маршрут № 1.

История создания Казанского монастыря

Год основания Казанского женского монастыря – 1610. За четыре столетия монастырь развивался, перестраивался, закрывался и вновь возрождался.

Более трех недель длилась осада Ярославля литовско-польскими войсками в 1609 г. Часть города была захвачена, многие сооружения уничтожены. Захватчики покинули Ярославль, горожане считали, что своим спасением обязаны чудотворному образу Казанской Богоматери. В знак почтения и благодарности была построена церковь из дерева. Рядом с храмом были построены кельи для монахинь, в которых поселились инокини Рождественского монастыря, сожженного поляками. Так началась история Казанского монастыря.

XVII столетие

Первые строения и стены обители были деревянными. Церковь из кирпича построили, по данным из Википедии, в 1649 г. Через девять лет город сильно пострадал от пожара, все монастырские постройки из дерева были уничтожены. Церковь тоже сильно пострадала и была отстроена заново.

Московский царь Алексей Михайлович покровительствовал обители. Им было установлено содержание в размере 1 рубля в год на каждую монахиню. 112 монахинь пребывали в монастыре после пожара. Они жили за собственные средства. Пожертвования царя и богатых горожан тратились на застройку монастырской территории и ремонт.

Жизнь монахинь протекала спокойно и размеренно, они были заняты молитвами и хозяйством. Ежегодно проводился многолюдный крестный ход с образом Казанской Богоматери. Колонна православных доходила до города Романова.

XVIII-XIX столетие

Основные постройки монастыря были возведены в период с 1770г. – 1850г. Большая сумма была выделена Екатериной II. Старые постройки из дерева, а также ветхие кирпичные строения были заменены новыми. Построили новые кирпичные храмы, корпуса для монахинь, стены. В 30-е годы XIX столетия была перестроена главная монастырская церковь.

Монастырь занимал большую территорию, которую постоянно благоустраивали. К концу XIX века на территории обители было уже 10 корпусов, в которых проживали 300 монахинь. Городское казначейство выплачивало жалованье настоятельнице и священникам. Монастырь существовал не только за счет средств монахинь и пожертвований. В обители работала мастерская, изготавливающая иконы, а монастырские вышивальщицы были известны даже за пределами российской империи. Славился монастырь своим хором. В обители была открыта школа.

XX столетие

Трехсотлетие монастыря торжественно отметили в 1910 г.

После революции для всех религиозных учреждений настали тяжелые времена. Не стала исключением и Казанская обитель. В 1918 г., после восстания белогвардейцев, монастырь был закрыт. Во время восстания велись ожесточенные бои на территории города. Монастырские постройки сильно пострадали. Во время восстания монастырь служил госпиталем, монахини ухаживали за раненными белогвардейцами.

После подавления восстания имущество обители конфисковали, монахинь переселили в другой монастырь. Была изъята икона Казанской Богоматери, ее судьба неизвестна по сегодняшний день.

До 1922 г. в монастыре содержали политических заключенных. Позже в одной из церквей был размещен архив области. В советское время в монастырских зданиях размещались различные учреждения – солдатская казарма, склады, библиотека Ярославля, планетарий, общежития, техникум. Некоторые сооружения были снесены.

В конце 90-х годов здания были переданы верующим. В 1998 г. был снова открыт женский монастырь, ему были переданы Сретенский храм и корпус для проживания монахинь.

Обитель сегодня

В начале 2000-х годов стали проводить крестные ходы с иконой Казанской богоматери. Казанский собор был отреставрирован, рядом построили звонницу из дерева.

Сегодня в обители живут монахини. Монастырская территория открыта для свободного посещения. Туристы могут ознакомиться с историей и архитектурой обители, паломники посетить службы и поклониться святыням.

Читайте также:
Владимирский собор в Севастополе: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Казанская обитель – духовный центр Ярославля. В монастыре работает православная гимназия и регентская школа.

Что посмотреть на территории обители

Казанский собор был построен архитектором А. Мельниковым. Строительство длилось 10 лет и было закончено в 18435 г. Архитектурный стиль – поздний классицизм. Собор имел колокольню, которая была разобрана в советское время.

Покровский храм был построен в начале XIX столетия.

Сретенская церковь

Сретенская церковь возведена в конце XIX столетия, ее строили на средства игуменьи монастыря Феофании. До революции церковь использовалась как домовой храм для настоятельниц монастыря.

Что посмотреть рядом

  • Художественный музей был основан в 1919 г. Коллекция формировалась за счет поступлений из других российских музеев, конфискованных полотен, передавались картины в дар от художников и частных лиц. На сегодняшний день коллекция музея состоит из более 70 тысяч экспонатов. В основном это произведения российских мастеров. Коллекция выставлена в нескольких зданиях. Большую часть произведений можно увидеть в здании Губернаторского дома.
  • Губернаторский сад появился в Ярославле в начале XIX века. От обители он расположен недалеко, всего 500 м. Два российских императора побывали в этом парке – Николай II и Александр I. Небольшой живописный парк сохранил атмосферу прошлых веков, здесь царят тишина и спокойствие. Ухоженная территория, скульптуры, ландшафтный дизайн, разноцветные клумбы – сад прекрасное место для прогулок. По отзывам туристов, лучше всего посещать парк летом, когда там проводят концерты и другие культурные мероприятия.
  • Музей пряника находится на расстоянии 500 м от монастыря. В музее можно узнать историю, технологию, секреты приготовления пряников различных российских регионов. Проводятся дегустации и мастер-классы. В сувенирной лавке продаются более 10 видов этих изделий.

Казанский монастырь привлекает туристов и верующих. Если первых интересует история и архитектора, то вторые посещают обитель ради православных святынь. Тысячи паломников посещают обитель, чтобы помолиться иконе Казанской Богоматери и присутствовать на богослужениях.

Рекомендуем для туристов:

✓Tripster – крупнейший сервис онлайн-бронирования экскурсий в России.

✓Travelata.ru – поиск самых выгодных туров среди 120 надежных туроператоров.

✓Aviasales.ru – поиск и сравнение цен на авиабилеты среди 100 агентств и 728 авиакомпаний.

✓Hotellook.ru – поисковик отелей по всему миру. Сравнивает цены по многим системам бронирования, находя лучшее.

✓Airbnb.ru – самый популярный в мире сервис аренды жилья от хозяев (часто это выходит удобней и дешевле отеля). Перейдите по этой ссылке и получите в подарок на первое бронирование – 25$.

✓Сравни.ру – туристическая страховка онлайн, в том числе для визы.

Казанский женский монастырь

История Казанского монастыря связана с обретением Ярославской-Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Эта святыня была одним из первых списков с Казанской иконы, обретенной в 1579 году в Казани.

Икона была принесена изначально в 1588 году в г. Романов (ныне левобережный Тутаев) жителем этого города Герасимом, получившим исцеление руки в Казани. Он находился там по торговым делам и получил в видении от Богородицы повеление приобрести в определенной лавке Ея икону, принести в Романов и построить в честь нее храм. От новообретенной святыни происходили многие чудеса и исцеления. В марте 1609 года Романов был разорен польско-литовскими интервентами. Среди них был один литвин православного исповедания Яков Любской. Он взял икону Божией Матери и позже привез ее в Ярославль. Город сильно пострадал от захватчиков, действовавших от имени Лжедимитрия, многие жители погибли, потеряли родных и имущество. Узнав о нахождении в Ярославле Казанской иконы, они стали просить Любского продать святыню, но он отказывался. Затем он отдал икону бесплатно. Ярославцы поместили образ в храме Похвалы Богородицы Димитриевского прихода. Враги оставили город в мае 1609 года. Тогда же диакону Крестовоздвиженской церкви Елеазару было откровение от Божией Матери, повелевшей, что бы посадские и служилые люди воздвигли храм в честь чудотворного образа. Иждивением жителей храм был построен в благодарность об избавлении от захватчиков. Перед освящением храма торжественна была принесена в его стены Ярославская-Казанская икона Богородицы. Вскоре при храме поселились 72 монахини разоренной врагами Рождественской обители. Так было положено основание Казанского женского монастыря и почитания чудотворной иконы.

Первый каменный храм обители был построен в 1649 году. В пожаре 1658 года сгорели деревянные постройки монастыря, и пострадал собор, вскоре после этого возобновленный. Впоследствии храм пристраивался трапезной и колокольней. В 1766 г. была возведена каменная ограда и церковь Иоанна Предтечи над Святыми вратами.

Читайте также:
Ферапонтов монастырь: история и адрес монастыря, фрески

К началу XIX века каменные монастырские здания обветшали совершенно. При талантливой игуменье Маргарите архитектурный ансамбль обители был практически заново выстроен. Была заменена каменная ограда и разобрана стоявшая без служения Предтечинская церковь. Построен и освящен в 1828 году теплый Покровский храм с четырехъярусной колокольней высотой в 60 метров.

В 1834 году приступили к разборке обветшавшего и находившегося в аварийном состоянии Казанского собора. В следующем году на его месте был заложен новый храм. Автором проекта собора был знаменитый столичный архитектор А. И. Мельников. После окончания строительства, росписи и устройства иконостаса в 1845 году новый храм обители был торжественно освящен архиепископом Ярославским и Ростовским Евгением.

В 60-х годах были построены два новых двухэтажных корпуса. В 1881 году освящена новая церковь в честь Сретения Господня, примыкающая к игуменскому корпусу.

С чудотворным образом Ярославской-Казанской иконы Божией матери совершались два крестных хода в году. С 1761 года в июне образ приносился в г. Романов. Икона шествовала по левому берегу Волги, в Романове она помещалась в Преображенской-Казанской церкви, где пребывала три недели, после чего переправлялась на правый берег, в Воскресенский собор. Через две недели икона отправлялась в Ярославль по правому берегу Волги. Второй Крестный ход с 1800 года отправлялся в Рыбинск в июле, после престольного праздника монастыря. Там икона пребывала семь недель. До Рыбинска крестный ход шел по правому берегу Волги, обратно – по левому.

Традиция крестных ходов с Казанской иконой в наши дни восстановлена. Ежегодно в июле отправляется многодневный крестный ход по левому волжскому берегу через левобережный Тутаев (Романов) до Рыбинска, обратно – по правому берегу через правобережный Тутаев (Борисоглебск) до Ярославля. Шествие делает остановки во многих храмах и селениях.

Казанская обитель претерпела многие разрушения и период запустения в XX веке, разделив участь многих российских монастырей. В 1918 году во время подавления антибольшевистского восстания монастырь подвергся значительным разрушениям. В то же году он был закрыт. Игуменья Феодотия с сестрами перебрались в действовавший еще Толгский монастырь. В 1920-21 годах в зданиях монастыря располагался один из ярославских концентрационных лагерей.

Некоторое время Покровский храм действовал как приходской. В нем сохранялись главные святыни монастыря – Ярославская-Казанская икона Божией Матери, икона Спаса Нерутворного и Троеручица. По закрытии храма община была переведена в Крестовоздвиженский храм, куда были перемещены и святыни. В 1931 году и этот приход был ликвидирован, судьба святынь, в том числе и Ярославской-Казанской иконы, неизвестна. Лишь живописная рама от чудотворного образа сохранилась, она находится в экспозиции древнерусского отдела Ярославского художественного музея.

Архитектурный комплекс разоренной обители использовался под разные нужды. В игуменском корпусе был Дом крестьянина, затем каммунальные квартиры. В Казанском соборе с 1927 года располагался Государственный архив Ярославской области. Покровский храм в 1948 году переоборудован под планетарий. Колокольня и три часовни монастыря были снесены в 1920-х годах.

В начале 1990-х годов еще невозвращенный Церкви Казанский собор постепенно, одной за другой, увенчался пятью золочеными главами. В 1997 году возобновилась богослужебная жизнь обители. Как приходской храм был открыт собор. Богослужения совершались в подклете. В 1998 году монастырь был открыт спустя 80 лет после закрытия. В том же году была передана и начала восстанавливаться Сретенская домовая церковь. Сохранившиеся корпуса, заселенные жителями, передавались постепенно, в течении нескольких лет. В 1999 году архивохранилище было переведено в Рыбинск, Казанский собор освободился. Началась его долгая и кропотливая реконструкция. В наши дни восстанавливается соборный иконостас.

К тысячелетию Ярославля был построен новый планетарий, Покровский храм возвращен обители. Сейчас ведутся работы по его восстановлению.

На территории обители находится Ярославская губернская гимназия имени свят. Игнатия Брянчанинова и Регентская школа при Ярославской духовной семинарии.

В 2003 году на территории Казанского монастыря, перед собором, был установлен памятный поклонный крест «Жертвам кровавых событий в лето 1918 от Рождества Христова».

Читайте также:
Тверская епархия: священники, монастыри и храмы, духовенство и указы

Главной святыней монастыря является список с Ярославской-Казанской иконы Божией Матери, написанный сестрами обители в нач. XX века. В 2000 году в Казанский монастырь были перенесены мощи свт. Агафангела, Митрополита Ярославского исповедника.

Храм Василия Блаженного — история и загадки

Храм Василия Блаженного — самая красивая и загадочная церковь во всей России. Считается, что зодчих, создавших ее лишили зрения, постройку не позволил снести сам Сталин, а во время войны храм прятали от обстрелов. Верхний ярус собора напоминает лабиринт, а основание — восьмиконечную звезду. Мы собрали все самое важное о храме, по которому иностранцы безошибочно опознают Россию.

Храм Василия Блаженного — настоящее название

Храм Василия Блаженного — культовая постройка времена Ивана Грозного, по которой до сих пор любой иностранец узнает Москву. Это — самый узнаваемый русский храм. Мало кто знает его истинное название — Собор Покрова Богородицы, что на Рву. 2 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года когда-то освятили центральную Покровскую церковь собора. Первое достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор, который позже снесли, чтобы построить каменную церковь.

Поводом для строительства собора послужило покорение Казанского ханства. Царь Иван Грозный, молясь перед началом военного похода, дал обет Богу построить храм, который прежде не видела Русь, в случае своей победы. Царь был суровым и беспощадным, но оставался глубоко верующим человеком.

Храм Василия Блаженного — история

Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном экземпляре царь Иван Грозный приказал ослепить зодчих Постника и Барму, — так гласит легенда. Их имена стали известны лишь в конце XIX в. Считается, что царь наблюдал за строительством храма с башни на кремлевской стене. Когда строительство подошло к концу, он призвал к себе зодчих, чтобы спросить, смогут ли они повторить такое здание? Зодчие ответили утвердительно царю. Тогда он приказал лишить их зрения. У ученых есть и сомнения на этот счет: в XVI веке выдающиеся зодчие очень ценились. Так для построек Кремля приглашали итальянских мастеров. Вполне возможно, что, зная суровый нрав русского царя, слухи распространили иностранцы.

В XVIII-XIX в.в. в храме Василия Блаженного регулярно совершались богослужения. Как правило, их совершали в пристройке — храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными. Именно поэтому в народе прижилось название — храм Василия Блаженного.

Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в. Последним настоятелем стал отец Иоанн Восторгов, ныне причисленный к лику святых в сонме новомучеников и исповедников. Его расстреляли за миссионерскую деятельность. Он пользовался особой любовью и уважением у москвичей.

«По просьбе отца Иоанна палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва… А затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле протоирей Восторгов, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. «Я готов», – заключил он, обращаясь к конвою. Все встали на указанные места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнул отца Иоанна в могилу».

Во время Великой Отечественной войны музей не прекращал своей работы, хотя и был закрыт для посетителей. Храм Василия Блаженного тщательно замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. Существует легенда о том, что после войны Сталину предлагали убрать собор под предлогом помехе для проведения парада. Считается, что Каганович показывал Сталину макет площади, и при нем убрал макет храма, предлагая его снести. Сталин резко прервал его: «Лазарь, поставь на место!». Неприкосновенность собора с тех пор ни у кого не вызывала вопросов.

Храм Василия Блаженного — архитектура

Собор строился 6 лет с 1555 по 1561 год. Его изначальный образ был изменен пристройками, но задумка храма Василия Блаженного кажется необычной даже по нынешним временам. Он выглядит как свод из восьми церквей, который окружает самую высокую — девятую. Подобного храма до сих пор не существует в России. У каждого храма есть свой вход и освещение, тем не менее собор является единым зданием.

Читайте также:
Храм Георгия Победоносца в Сургуте: описание и адрес храма, праздники и святыни, как добраться

Без пристроенных крылец храм Василия Блаженного казался стремящимся вверх. Мастера использовали все возможные на тот момент архитектурные украшения. Все купола собора похожи, но выполнены по-разному. Тем не менее здание выглядит очень гармонично. В этом одна из уникальных особенностей собора. Идея частных отличий при общем подобии главенствует и во внутреннем оформлении собора. В архитектуре собора очень много сакральных символов: круг — символ вечности, треугольник — символ триединства Бога, квадрат напоминает о равенстве, справедливости, а точка — начало жизни. В архитектуре собора заключен огромный духовный смысл.

Толщина стен основания храма Василия Блаженного достигает трех метров. Именно такая толщина позволяет надежно держать целых девять зданий. Если посмотреть на основание церкви, видно, что 8 маленьких храмов образуют собой восьмиконечную звезду — символ Богородицы. В ансамбле малых церквей есть церкви побольше. Они строго ориентированы на стороны света и образуют симметрию. Главный храм, с огромным куполом и шатром, являет собой Покров Богородицы, Ее заступничество.

Первые изменения собора Покрова Богородицы, что на Рву произошли почти сразу после постройки и были связаны с именем известного Московского святого — Василия Блаженного. До появления на этом месте каменного собора стояла деревянная Троицкая Церковь, куда святой Василий часто приходил молиться. В 1558 году к Покровскому собору пристроили нижнюю церковь над захоронением московского чудотворца — Василия Блаженного. Чтобы пристроить этот храм, строители разобрали часть первоначального собора.

В XVII веке к храму Василия Блаженного пристроили два нарядных крыльца со сдвоенными шатрами, возвели кровлю над внешней галереей.

Храм Василия Блаженного — задумка

Такой выбор зодчих связан с тем, что по задумке Храм Василия Блаженного должен был символизировать собой рай, град Господень. Идея принадлежала митрополиту Макарию, зодчие постарались воплотить ее в жизнь. Эпохи менялись, вместе с ними менялось представление людей о том, как должен выглядеть рай, поэтому и собор претерпевал изменения. Неизменной оставалась основная задумка: храм Василия Блаженного — прообраз рая небесного, расцветшего сада. В его оформлении виноградные листья, прекрасные цветы, растения, которые не растут на земле…

Храм Василия Блаженного — наши дни

В Храме Василия Блаженного сейчас можно увидеть росписи разных веков: соседствуют XVII и XIX век. Это — удивительный памятник архитектуры. Например, там есть загадочные изображения тюльпанов. Откуда о них знали в средневековой Москве? Или фреска с морской водорослью. Где еще могли увидеть ее местные жители? Эта фреска не повторяется ни в одном элементе собора.

Путешествуя по второму ярусу храма, посетители настолько ярко переживают смену пространств, росписей и архитектурных особенностей собора, что кажется, будто человек попал в прекрасный лабиринт. Это — одна из удивительных особенностей храма Василия Блаженного.

Читайте также:

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Русская Церковь
    • Синодальные учреждения
    • Московская Патриархия
    • Самоуправляемые Церкви
    • Экзархаты
    • Митрополичьи округа
    • Митрополии
    • Епархии
    • Ставропигиальные монастыри
    • Храмы и монастыри
    • Зарубежные учреждения
    • Научные и образовательные организации
    • Издательства и СМИ
  • Поместные Церкви
  • Автономные Церкви
  • Государственные и общественные организации
  • Организации иных конфессий
  • Прочие

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви
  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

Московский Кремль: собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного)

Центральное благочиние Московской городской епархии

История

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву был создан в 1555-1561 гг. по обету царя Иоанна Грозного и по благословению митрополита Московского и всея Руси Макария в честь взятия Казани и присоединения Казанского ханства к России.

Читайте также:
Собор Богоявления Господня в Иркутске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В 1552 г., сразу после покорения царем Иоанном Грозным Казанского ханства, на границе Кремля и посада, рядом со рвом, окружившим кремлевские стены (отсюда названия храма — «Покрова на Рву у Троицких ворот» и «Троицы на Рву», т.к. до середины XVII в. на этом месте стояла деревянная Троицкая церковь), был построен каменный Троицкий храм, около которого в память казанских побед было построено семь деревянных церквей.

В 1555 г. мастерами Бармой и Постником Яковлевым начинается сооружение нового собора. На едином основании воздвигнуты девять отдельных храмов, причем один, центральный, увенчанный большим шатром, окружали восемь, крестообразно расположенных в плане столпов-церквей. В посвящениях престолов нашли отражение основные этапы казанских побед.

Центральный храм освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы — в этот праздник, 1 октября 1552 г., наступающие предприняли мощную атаку, успех которой на следующий день увенчался взятием города Казани. Другие пять престолов освящены в честь святых, чья память пришлась на дни, когда произошли основные события казанской экспедиции: в честь святых Киприана и Иустинии (2 октября — взятие Казани), патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла Нового и преподобного Александра Свирского (30 августа — победа русских на Арском поле), Григория Армянского (30 сентября — начало штурма города), Варлаама Хутынского (6 ноября — возвращение царя в Москву). Символическое значение имеют посвящения престолов в честь Святой Троицы и Входа Господня в Иерусалим.

Девятый престол был посвящен событию, не связанному с казанскими победами. Летом 1555 г. в Москву из Вятки был принесен образ Николы Великорецкого. Многочисленные чудеса и исцеления от этого образа происходили как по дороге в столицу, так и в Москве, в Успенском соборе. В ознаменование такого проявления Божией благодати девятый престол строящегося храма был освящен в честь Николы Великорецкого, позже в нем находился список с чудотворной иконы, сделанный самим митрополитом Макарием.

29 июня (ст. ст.) 1561 г. был освящен престол Покрова Пресвятой Богородицы, что ознаменовало завершение строительства всего собора.

В 1588 г. над могилой св. Василия Блаженного (погребен у стен Троицкого храма в августе 1552 г.) с северо-востока был построен новый придел, освященный в его честь и давший второе имя всему собору. В 1672 г. с юго-востока был устроен придел Ризоположения (с 1680 г. — Рождества Богородицы) над могилой блж. Иоанна Московского.

Во второй половине XVII в. была построена шатровая колокольня, пристроено гульбище с крыльцами, форма куполов изменена со шлемовидной на луковичную, произведена многоцветная раскраска стен.

Во второй половине XVI-XVII вв. Покровский собор являлся центром празднования Входа Господня в Иерусалим : к нему из Успенского собора Кремля направлялась торжественная церковная процессия во главе с царем и Патриархом, носившая название «шествие на осляти».

На протяжении своей истории собор многократно горел и восстанавливался. В 1817 г. архитектор Осип Бове, реконструируя Красную площадь, выложил подпорную стену храма камнем и установил чугунную ограду.

Как памятник национального и мирового значения Покровский собор был одним из первых взят под охрану государством согласно декрету от 5 октября 1918 г. В конце 1919 г. в Покровском соборе службы были прекращены, однако в церкви Василия Блаженного они продолжались до 1929 г., когда храм был закрыт окончательно. Тогда же были изъяты и переплавлены почти все колокола звонницы.

В 1923 г. в храме был открыт историко-архитектурный музей «Покровский собор» (с 1928 г. — филиал Государственного исторического музея).

В 20-е годы XX в. были развернуты широкие научно-реставрационные исследования собора, благодаря которым стало возможным восстановление его первоначального облика и воссоздание в отдельных церквах интерьеров XVI-XVII вв. В 60-е годы XX в. также проводились реставрационные работы. В интерьерах четырех церквей реконструированы иконостасы XVI в., состоящие из икон XVI-XVII вв., среди которых есть раритеты («Троица» XVI в., «Александр Невский в житии» XVII в.). В остальных церквях сохранились иконостасы XVIII-XIX вв. Среди них два уникальных первой половины XVIII в. из Московского Кремля.

Указом Президента РСФСР от 18 ноября 1991 г. Русской Православной Церкви было разрешено проведение регулярных богослужений в кремлевских соборах и соборе Василия Блаженного. В соответствии с этим указом между Министерством культуры РФ и Московской Патриархией в ноябре 1992 г. было заключено Соглашение «Об использовании храмов Московского Кремля и храма Покрова на Рву (собор Василия Блаженного) на Красной площади в Москве», и до настоящего времени собор является филиалом Государственного исторического музея. Входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России .

Читайте также:
Рождественская церковь в Нижнем Новгороде: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Первое богослужение состоялось на престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1991 г.

15 августа 1997 г. после реставрации была открыта церковь Василия Блаженного, в которой стали совершаться регулярные богослужения.

21 ноября 2018 г. была открыта церковь Иоанна Блаженного.

Престолы

  • Троицы Живоначальной (восточный);
  • Покрова Пресвятой Богородицы (центральный);
  • Входа Господня в Иерусалим (западный);
  • равноап. Григория Армянского (северо-западный);
  • мчч. Адриана и Наталии (северный, первоначально был освящен в честь свв. Киприана и Иустины);
  • свт. Иоанна Милостивого (северо-восточный, первоначально — в честь патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла);
  • прп. Александра Свирского (юго-восточный);
  • свт. Николая Великорецкого (южный);
  • прп. Варлаама Хутынского (юго-западный);
  • св. Василия Блаженного — в восточной пристройке;
  • Рождества Пресвятой Богородицы (первоначально — Ризоположения).

Святыни

Мощи св. Василия Блаженного (под спудом), мощи св. Иоанна Блаженного, икона «Покров Пресвятой Богородицы».

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву в Москве (храм Василия Блаженного)

Православная церковь ярко выделяется на просторах Красной площади Москвы, является знаменитым памятником русского зодчества. Собор возводился по особому указанию царя Иоанна IV в честь похода на Казань и взятия города. Рядом с постройкой находился глубокий ров, поэтому в простонародье храм назывался Покровом на Рву.

История постройки

Когда Иоанн IV совершал походы на Казань, принадлежащей татарам, на (Красной) Троицкой площади, воздвигали деревянные церкви, символизирующие победы царя. В октябре 1552 г. произошла заключительная битва, и город Казань присоединился к Московскому княжеству. В честь этого знаменательного события Иоанн IV дал указание объединить все церкви, располагавшиеся на Красной площади, в один большой каменный собор. Строить церковь начали в 1555 г., а к 1559 г. основную часть уже закончили.

Датой окончательного возведения и полноценного освящения считают 29 июня 1561 г.

  • Некоторые исследователи предполагают, что Покров на Рву возводил неизвестный зодчий из Италии. Этим объясняется неповторимая архитектура собора, включающая элементы отечественной школы и европейских мотивов эпохи Ренессанса. Однако это предположение не нашло официального подтверждения.
  • Согласно самой известной версии, строительством заведовали архитекторы, которых звали Барма и Постник. Эти зодчие обладали большими знаниями своего дела и были дарованы Иоанну Грозному Самим Господом с миссией возвести великолепный храм.
  • Другие же говорят, что деньги на строительство великолепного церковного ансамбля собирал юродивый Василий. Святой нес монеты на Красную площадь, где бросал их на будущем месте строительства. Никто не осмеливался взять священные серебряники, которыми после смерти старца мудро распорядился государь Иоанн Грозный.
  • Федор Иванович убедился в святости преподобного Василия и велел похоронить его останки у Покровского храма. Вскоре у мощей стали совершаться чудотворные события, поэтому государь повелел создать позолоченную, богато украшенную раку над гробом преподобного старца. В 1588 г. над умиротворенной могилой юродивого построили девятый придел, освященный в честь него. Это была самостоятельная церковь с отдельным входом и помещениями.

Доработки и изменения

Изначально Покровский собор на Красной площади смотрелся строго и изящно за счет фресковой росписи и имитации кирпичной кладки. В первые годы создания церковь не имела крылец и пристроек, главный храм окружало восемь отдельных приделов. Комплекс являлся мемориальным памятником, созданным в честь победы русских войск над Казанским ханством.

  • В зимнюю пору богослужения здесь не проводились, отапливалась только церковь Василия Блаженного, которую пристроили к ансамблю в 1588 г. Новый собор работал для прихожан ежегодно, принимал всех желающих даже в ночное время. Ближе к началу XVII столетия в структуре храма поменяли сгоревшее покрытие на фигурных главах.
  • Неудобством первоначальной постройки являлось маленькое внутреннее помещение, которое соединялось сетью переходов. На большие торжества прихожане вынужденно собирались на улице перед собором. Обустраивалось Лобное место с аналоем, храм служил символическим природным алтарем.
  • В середине XVII столетия внешний облик грандиозной церкви подвергся существенным видоизменениям. Была пристроена шатровая колокольня, главы храма покрыли железом, а на стенах появилась изумительная роспись. Через время к церковному ансамблю прибавили еще восемь приделов, а в 1672 г. пристроили храм на могиле блаженного Иоанна Московского.

В 1784 г. поступил указ от императрицы Екатерины II на полноценную реставрацию ансамбля. На благое дело государыня выделила архиерею Платону большую сумму, работами руководил именитый архитектор И. Яковлев. Восьмерик и барабан Феодосиевского храма разобрали, а нижний ярус модернизировали в крытую паперть собора святого Василия. На втором этаже поставили новую ризницу.

Дальнейшее становление

При царе Александре I книжные магазины, заслонявшие величественное здание, убрали, разровняли косогор, а две стороны облицевали камнем и обнесли решеткой.

  • В 1812 г. на нижнем этаже Покрова на Рву французская армия, захватившая Москву, установила конюшню. Наполеон настолько восхитился красотой храма, что решил перевезти его на свою родину. Однако понял несбыточность мечты и решил взорвать церковь. Легенда гласит: фитили зажигательных устройств потушил дождь, поэтому французская армия разграбила ризницы и унесла иконостасы.
  • В 1890 г. началась новая реконструкция Покровского собора: укрепляли напольное покрытие, витражами украшали Соборную ризницу. С 1900 г. восстановительными работами управлял архитектор С. Соловьев.
  • В 1918 г. церковь становится культурным объектом и памятником мирового масштаба, ансамбль отныне находится под надежной охраной государства. С этого времени прекращаются богослужения в стенах верхних храмов, Покров на Рву постепенно переходит в разряд музеев.
  • После революционных движений церковь находилась в плачевном состоянии: текла кровля, стекла были выбиты, а в зимнюю пору внутри помещений лежал снег.
  • В 1923 г. в соборе официально открывается музей, а с 1924 г. здесь начинают проходить спелеологические исследования. Ученые выдвинули идею о подземных ходах, ведущих к Московскому Кремлю.

Архитектура

Изначально внешний вид комплекса отличался мужественной строгостью, здесь преобладала множественность элементов, среди которых нельзя выделить основной. Интерьеры имели малое пространство, если сравнивать их с масштабными и богатыми фасадами. Создатели пытались отводить большую роль элементам декора.

Стены собора выкладывали из кирпичей, а основания, цоколи и некоторые поддерживающие детали — из белого камня. В кирпичной кладке делались отверстия, куда вставлялась проволока для соединения двух кирпичей. При помощи этой техники над пролётом создавалась стойкая горизонтальная поверхность.

Другие храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы:

Уникальный и высокий собор не имеет глубокого фундамента, строительство осуществлялось за счёт высокого подклета на холме. Восемь приделов обладают луковичными главами. Они сгруппированы вокруг главной церкви Покрова. К приделу, освященному в честь Василия Блаженного, пристроен храм Рождества Богоматери, где в конце XVI похоронили тело Иоанна Московского. Основные строения имеют общее основание, а также обходную галерею и внутренние переходы.

Интересно! Храм Василия Блаженного пристроили к ансамблю в 1588 г. над местом захоронения юродивого святого. Распоряжение о возведении выдал сын Иоанна Грозного — Федор Иоаннович.

Придел обладает кубической формой, увенчан традиционным световым барабаном, пол церкви выстлан чугунными плитами. На стенах интерьера видны сцены жития преподобного Василия. Над захоронением святителя установлена декоративная арка, считающаяся чрезвычайно почитаемой святыней.

Как добраться

Покровский храм имеет большую и трудную историю, был построен в честь взятия Иоанном IV Казани. Удивительная архитектура церковного ансамбля Покровского собора во все времена восхищала и отечественных и иностранных созерцателей.

Сегодня эта православная церковь выступает в качестве филиала Исторического музея. Богослужения здесь проходят только в воскресные дни.

Собор находится на Красной площади, строение № 2.

Добраться до церковного ансамбля на общественном транспорте не составит труда.Ближайшие станции метро: «Театральная» и «Охотный ряд», храм располагается прямо за Историческим музеем.

Покров на Рву открывает двери с 11:00 до 19:00, в воскресные дни в десять часов утра здесь совершается Божественная литургия, поются акафисты.

Храм Василия Блаженного (Собор Покрова Богородицы на Рву)

Соборы Московского Кремля

Престолы

  • Троицы Живоначальной
  • Покрова Пресвятой Богородицы
  • Входа Господня в Иерусалим
  • Равноап. Григория Армянского
  • Мчч. Адриана и Наталии
  • Свт. Иоанна Милостивого
  • Прп. Александра Свирского
  • Прп. Варлаама Хутынского
  • Василия Блаженного
  • Рождества Пресвятой Богородицы

Адрес, телефоны и схема проезда

Схема проезда с сайта накарте.ру:

Адрес : Красная пл.

  • Метро “Китай-город”

Внимание! Сведения о составе духовенства и расписании служб могут быть устаревшими.
Если Вы располагаете дополнительными сведениями о составе духовенства храма, об изменениях в расписании служб, об истории храма, о предстоящих и прошедших событиях на приходе, о святынях и иконах храма, о вариантах проезда к храму, и пр. – сообщите их в разделе комментариев.

Комментарии читателей:

В храме каждый воскресный день в 10 утра совершается Божественная литургия и читается акафист Блаженному Василию

30/5/2005 Лёвушкин Василий

Акафист Равноап. Григорию Армянскому

Дорогие братья и сестры!
Мы ищем текст акафиста Равноап.Григорию Армянскому. Если у вас есть в храме, пожалуйста, поделитесь – это необходимо для сестер женского моннастыря Прп.Варлаама Хутынского (Новг.епархия)- там в одном из храмов монастыря освящен престол в честь этого святого. И сестры ищут молитвы и акафист.

Спасибо вам за помощь. Сообщите, пожалуйста, как в вами связаться.
Спаси вас Господи.
Р.Б. Наталия

30/5/2005 Natalia Sidorova

Информация о Храме – Музее, контакты

Покровский Собор Храм Музей “Покровский Собор”
Адрес: 103012, Москва, Красная пл., 2 т(095)298-33-04
фотографии и статьи о Храме http://www.shm.ru/f_pokrovskiy.html
http://all-moscow.ru/culture/museum/pokrov/pokrov.ru.html/
Проезд: метро Площадь Революции, Охотный ряд, Китай-город
Вр. работы: Ноябрь-апрель: пн., ср.-вс. 11.00-17.00; май – октябрь: пн.-вс. 11.00-18.00; (для исследователей по договоренности)Зав. филиалом: Шарыгин Геннадий Вячеславович (тел.: 298-58-80)
Главный хранитель: Успенская Любовь Сергеевна (тел.: 298-33-04)
4 фф., 1640-е-1923 гг. фонд рукописей и старопечатных книг-819 ед. хр. (1640-е-1923 гг.); архив бывш. Покровского собора-ок. 5 000 листов документов

В музее хранятся рукописные и старопечатные книги в основном богослужебного содержания, в том числе Евангелие напрестольное, написанное в 1540-х гг. для митрополита Иоасафа (Скрипицина), “Апостол” с вкладной записью 1591 г., Житие Николая Чудотворца (1671 г.), Евангелие молебное на грузинском языке XVII в. и др.

Здесь находится также архив бывш. Покровского собора (церковные приходорасходные книги, указы Духовной консистории), реставрационный архив и организационно-распорядительная документация музея “Покровский собор”.

NB. Следует иметь в виду, что большая часть архива бывш. Покровского собора вероятно, погибла после Октябрьской революции 1917 г., хотя точные сведения о размерах ущерба отсутствуют.

Доступ:
Для получения доступа к документам исследователю необходимо представить письмо от курирующей организации на имя директора ГИМ и получить визу его заместителя по фондовой работе.

Внутренний справочный аппарат:
Имеются инвентарные книги коллекции рукописных и старопечатных книг, а также описи архива Покровского собора и архива музея.

30/5/2005 Сергей Маштаков

Силуэт Покровского собора узнаваем во всем мире из-за необычности архитектурной композиции (девять церквей на едином основании) и неповторимого убранства глав. Храм Покрова на рву создан в середине XVI в. повелением царя Ивана Грозного и по благословению митрополита Макария. Собор ? памятник победы: большинство его церквей освящено в память событий Казанского похода. Неповторимый архитектурный шедевр возведен под руководством русских зодчих Постника и Бармы.
Первый этаж собора ? церковь Св. Василия Блаженного и подклет (подцерковье). В настоящее время интерьер церкви реставрирован. Настенное ?иконное? письмо конца XIX в. выполнено маслом. Иконостас конца XIX в. В церкви находится рака Св. Василия Блаженного.
На втором этаже ? ансамбль из девяти церквей, объединенных внутренней и наружной галереями. Главы, венчающие купола храма разнофигурные и многоцветные. Центральная церковь Покрова увенчана шатром.
В интерьерах четырех церквей реконструированы иконостасы на период XVI столетия, полностью состоящие из икон XVI ? XVII вв., среди которых есть раритеты (?Троица? XVI в., ?Александр Невский в житии? XVII в.). В остальных церквях сохранились иконостасы XVIII ? XIX вв. Среди них – два уникальных первой половины XVIII в. из Московского Кремля.
В 1918 г. Покровский собор одним из первых был взят государством под охрану как памятник национального и мирового значения. С 21 мая 1923 г. он открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. При этом до 1929 г. в церкви Св. Василия Блаженного проводились богослужения.
В 1928 г. Покровский собор вошел в состав Государственного Исторического музея.
В 20-е годы ХХ в. в Покровском соборе развернулись широкие научно-реставрационные исследования, благодаря которым стало возможным восстановление первоначального облика собора и воссоздание в отдельных церквях интерьеров XVI ? XVII вв. С этого момента по настоящее время были проведены четыре глобальные реставрации, включавшие архитектурные и живописные работы.
С 1990 г. в Покровском соборе в дни главных престолов (Покрова и Василия Блаженного) Русской Православной церковью проводятся богослужения, проходят патриаршие или владычные службы.
В филиале ГИМ ?Покровский собор? хранится фонд, состоящий из предметов древнерусской живописи и прикладного искусства: металл, ткани, дерево, рукописи и старопечатные книги.
Фонд формировался с целью восстановления интерьеров церквей Покровского собора. На его основе удалось реконструировать иконостасы на период XVI ? XVII вв. в 4-х церквях собора.
Собрание филиала сложилось из предметов ризницы храма, а также из предметов, спасенных сотрудниками музея в разобранных в 1920-е гг. церквях и предметов, переданных в 1930-е гг. из Государственного музейного фонда.

30/5/2005 Сергей Маштаков

Покровский собор (храм Василия Блаженного)

Немыслимо представить себе Красную площадь без всемирно известного, неповторимого по своей красоте памятника архитектуры XVI века – Покровского собора, храма Василия Блаженного.

Древняя летопись гласит: “. царь и великий князь Иван Васильевич . повеле поставити храм Покрова с пределы о Казанской победе, что бог покорил безсерманский род казанских татар царю. “. Активные действия русских войск 1 октября 1552 года, в день церковного праздника Покрова, привели к падению Казани, покорению ее Москве. Увековечивает эту победу памятник – Покровский собор, сооруженный в 1555 – 1561 годах гениальными русскими зодчими Бармой и Постником.

Архитектурный шедевр, Покровский собор, – неповторимый пример столпообразной шатровой каменной архитектуры на Руси. Его восемь башен, поставленных на высокий цокольный этаж, увенчаны фигурными многокрасочными главами, которые окружают девятую, центральную башню, завершенную высоким пирамидальным шатром. Впечатление воздушности и легкости достигается умелым сочетанием и разнообразием украшающих собор деталей – карнизов, нишек, кокошников, обрамления граней башен и окон.

Покровский собор с 1929 года является филиалом Государственного Исторического музея. Экспозиция музея дает представление о соборе, как об историческом, архитектурном и художественном памятнике XVI века. Разделы экспозиции знакомят с историей памятника, с образцами холодного и огнестрельного оружия, оборонительными доспехами русских воинов XVI – XVII веков ( кольчуги, шлемы, булатные сабли, шестоперы, дротики, древние фитильные пищали и бердыши рассказывают о вооружении постоянного войска Руси ).

В восстановленных башнях – церквах собора представлена древнерусская живопись иконами конца XV – XVII веков, которые принадлежат к наилучшим образцам новгородской и московской иконописных школ.

В музее можно увидеть первоклассые произведения прикладного искусства русских умельцев XVI – XVII веков: художественное шитье, ткани, изумительные поделки из металла.

Неотъемлемой частью в архитектурный ансамбль Покровского собора органично вписывается монумент Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, сооруженный в память об их заслугах перед Россией в формировании народного ополчения для защиты Руси от польско-литовских интервентов ( памятник установлен в 1818 г. – архитектор Иван Мартос).

Режим работы: С ноября по апрель – с 11.00 до 16.00, с мая по октябрь – с 10.00 до 17.00, кроме вторника и первого понедельника месяца.
Адрес музея: Красная площадь, 2.
Проезд: ст. метро “Площадь Революции”, “Охотный ряд”, “Китай-город”.
Телефон для справок: 298-33-04

Храм Василия Блаженного (Покровский собор в Москве)

Метро ст. «Охотный Ряд», «Площадь Революции», «Театральная».
Автобус ост. «Красная площадь», № 158, м5.
  • Купола собора
  • История
  • Режим работы
  • Богослужения
  • Как попасть
  • Экскурсии
  • Транспорт

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, за которым в народе закрепилось название собор Василия Блаженного, — действующий православный храм, музей, одна из главных достопримечательностей Красной площади и узнаваемый символ Москвы и России для иностранцев, охраняемый объект наследия ЮНЕСКО.

В самой высокой своей части храм достигает 65 метров. В Покровский собор входит 11 престолов, и каждый из них освящен в честь церковных праздников, в дни которых состоялись решающие бои за Казань. Подвальных помещений нет, престолы располагаются на подклете, разделенном на помещения высотой почти 6,5 метра.

Перед храмом установлена главная скульптура площади — Памятник Минину и Пожарскому.

Купола собора Василия Блаженного

Яркие, «пряничные», купола Покровского собора привлекают внимание в первую очередь. Однако символическое значение такой окраски, которое теоретически должно существовать, остается загадкой.

По одной из версий, такая праздничность связана со сном Андрея Юродивого о Небесном Иерусалиме.

Кирпичный храм имеет 11 куполов. При этом непосредственно над ним расположено 9 — в соответствии с количеством престолов; и главный купол в центре — над престолом Покрова Богородицы. Десятый купол находится над приделом Василия Блаженного, а последний — над колокольней.

История собора

Кирпичный храм в историческом центре столицы построен в 1555–1561 годы по воле Ивана Грозного и в честь победы над Казанских ханством, окончательно одержанной именно в день Покрова Пресвятой Богородицы.

Архитектор собора Василия Блаженного (исторически и в настоящее время — Покровского, к тому же отдельная церковь Василия Блаженного пристроена позже) — Постник Яковлев, псковский зодчий. Эта версия сейчас является официальной, хотя ранее допускалось, что у храма могло быть несколько основных зодчих.

Церковь Василия Блаженного с северо-востока собора построена в 1588 году над похороненным на территории канонизированным юродивым, изначально была отдельным зданием. В конце XVI столетия, уже при Федоре Иоанновиче, оформлены фигурные раскрашенные главы храма.

Облик знаменитого собора заметно изменился в XVII веке: был расширен свод, оборудованы крыльца с шатрами, добавлена художественная роспись.

По историческим свидетельствам первой трети XVIII века, в собор входило 18 престолов. К тому времени храм уже не раз реставрировали после каждого из пожаров, а наиболее масштабное восстановление потребовалось в 1737 году — после крупного пожара, вошедшего в историю столицы как «Троицкий». Реставрационными работами руководил И. Мичурин.

В ранние советские годы старинный Покровский собор на Красной площади в числе первых был включен в список охраняемых государством памятников. Уже в 1923 году был создан историко-архитектурный музей. В 1929 году со здания сняты колокола, в то время как музейная экспозиция была доступна на постоянной основе — здание вынужденно закрывалось только в годы ВОВ. Под одновременным управлением Исторического музея и церкви комплекс собора работает с 1991 года.

Часы работы храма Василия Блаженного

В качестве музея собор открыт для посещения по сезонному расписанию:

  • 31 декабря и 1 января музей не работает.
  • 1 сентября — 31 октября: 11:00–18:00, ежедневно.
  • 1 ноября — 30 апреля: 11:00–17:00, ежедневно.
  • 1 мая — 31 мая: 11:00–18:00, ежедневно.
  • 1 июня — 31 августа: 10:00–18:00, ежедневно.
  • Кассы музея и его территория закрываются на 45 минут раньше.

В морозы ниже -15° или во время проведения праздничных мероприятий на Красной площади время работы сокращается, точную информацию нужно уточнять по телефону справочной.

В период школьных каникул (зимой и весной) музей открыт для посетителей на час дольше.

Первая среда месяца — санитарный день, входные билеты в этот день не продаются.

Богослужения в храме на Красной площади

Службы по расписанию в соборе Василия Блаженного проводятся каждый воскресный день, а также на второй день Пасхи.

Начало литургии — 10.00, по ее окончании — акафист св. Василию Блаженному.

Как попасть в храм Василия Блаженного

Вход в собор Василия Блаженного платный — здание относится к площадкам ГИМа и, соответственно, в основном работает в качестве музея.

Цены на билеты в собор Василия Блаженного:

  • Для взрослых — 500 руб.;
  • Студентам-очникам; лицам 16–18 лет; держателям карт ISIC и IYTC; пенсионерам РФ и СНГ — 250 руб.;

В последнее воскресенье месяца предусмотрен бесплатный вход для студентов, школьников 16–18 лет, членов многодетных семей.

Полный перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатный вход в другие дни — на официальном сайте музея-собора Василия Блаженного в составе ГИМ.

О посещении литургии в соборе необходимо узнавать отдельно — на сайте Московского Патриархата.

Экскурсии в храм Василия Блаженного

Сборные экскурсии, в том числе адаптированные для детей, по отдельному расписанию проводят в храме сотрудники Исторического музея. Доплата за посещение музея-храма в составе сборной экскурсионной группы (дополнительно к общему входному билету) составляет 200 рублей с человека.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: