Казанский собор в Курске: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни и настоятели

Казанский собор в Курске: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни и настоятели

Начало строительства – 1752 г., окончание – 1778 г. Нижний (будничный) храм был освящен в 1762 г. во имя Преподобного Сергия Радонежского, верхний (праздничный) – в 1778 г. в честь Казанской иконы Божией Матери.

Долгое время считалось, что автором собора был один из крупнейших архитекторов середины XVIII в. В.Растрелли. Многочисленные исследования не могли подтвердить его авторства. Однако нет сомнения, что автор собора принадлежит школе В.Растрелли.

Собор, разделяющийся на алтарную часть, собственно храм, трапезную и притвор, имеет вид прямоугольника шириной около 16м, длиной около 33м с пятигранной алтарной апсидой. С архитектурно-композиционной точки зрения, основные объемы храма – церковь и колокольня. Главная часть собора, “настоящая церковь”, – двухэтажное здание, завершающееся четвериком, несущим восьмигранный купол с таким же числом окон. В центре купола – четырехсветный фонарь, с которого устремляется к небу синяя глава собора, усыпанная золотыми звездами и увенчанная золотым крестом.

С запада к церкви примыкает двухэтажная трапезная – связующее звено между храмом и колокольней. Постамен­том трехъярусной колокольни служит притвор нижнего храма, соответствующий по высоте первому этажу собора. Первый ярус колокольни – одновременно и притвор верхнего храма. Украшающие второй и третий ярусы колонны ионического ордера придают особенную стройность и торжественность этому 46-метровому архитектурному сооружению. Завершается колокольня куполом-восьмериком, несущим четырехсветный фонарь, увенчанный главой.

Фасад собора имеет богатую лепную отделку: пилястры на стенах каждого этажа завершаются капителями сложного ордера или изящными картушами. Наличники окон различного рисунка для каждого этажа, украшенные лепными головками херувимов, придают храму особенную праздничность. Первоначальный вид собора с западной стороны значительно изменен из-за пристроенной к колокольне в 1830 г. лестничной клетки, выполненной в стиле классицизма. Фасад этой пристройки украшен шестью высокими колоннами ионического ордера.

Храм был начат строительством по решению прихожан Курска. За благословением они обратились к епископу Белгородскому и Обоянскому Иоасафу, который не только преподал свое благословение, но и сам освятил место и совершил в 1752 г. закладку храма. Святителю Иоасафу было особенно радостно, что один из престолов храма посвящен Преподобному Сергию Радонежскому. В Троице-Сергиевской лавре святитель Иоасаф с 1744 г. по 1748 г. подвизался в сане архимандрита.

Средства на постройку были собраны среди прихожан, большой вклад внес купец Карп Первышев. Подряд на строительство взял курский купец Исидор Мошнин, в семье которого родился Преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор). Однако Исидор вскоре умер, продолжила и завершила строительство его супруга – Агафия.

“Сия церковь великолепием своим превосходит прочих всех”, – говорится в одном старинном документе. До сих пор поражают удивительная легкость, изящество и одновре­менно монументальная величественность этого храма.

Литература:

Лащенков И., протоиерей. Летопись курского кафедрального Казанско-Богородицкого собора. Курск, 1896

Платонов И. Курский кафедральный собор как священный памятник молитв святителя Иоасафа (Горленко), Белгородского чудотворца. Курск, 1911

Жизнь преподобного отца Серафима, Саровского чудотворца. М., 1904

Описание Курского наместничества из древних и новых разных о нем известий вкратце, собранное Сергеем Ларионовым, того наместничества Верхней Расправы прокурором. М., 1786

Литошенко Л.А. Курский кафедральный Сергиево-Казанский собор – архитектурный памятник XVIII века. Ркп. Курск, 1970

Казанский собор в Курске: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни и настоятели

К урский Сергиево-Казанский собор является выдающимся архитектурным памятником церковного зодчества 2-ой половины XVIII века.

В деле о церкви пишется, что заложен храм сей в 1752 году, но кем – сведений не имеется при соборе. Нет так же на построение оного храма ни плана, ни фасада. В этой же “Летописи” отмечается: “Неизвестно за давностью, с какого именно времени и сколько лет, но несомненно, что до построения нынешнего храма существовала на этом месте церковь во имя Сергия Радонежского”.

Об этом свидетельствует прежде всего каменный четвероугольный столб со крестом на верху, находящийся на южной стороне от собора, поставленный по всей вероятности, на месте престола прежней церкви. Старожилы за верное передают, что церковь Сергиевская была деревянная и одноэтажная, и во время пожара сгорела до основания.

Читайте также:
Московский Преображенский храм в Тушино: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Когда после пожара стали расчищать место, то в углях и в пепле обнаружили Казанскую икону Божией Матери, совершенно неповрежденную огнем. Это было признано за чудесное действие Промысла Божия, а потому было решено построить вместо сгоревшего новый храм, но двухэтажный. При этом в нижнем этаже должен быть храм во имя прп. Сергия, а в верхнем этаже – храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Епископ Белгородский и Обоянский Иоасаф (Горленко) дал благословение и лично сам освятил место построения храма. В “Летописи”, составленной И. Лащенковым находим сведения о подрядчике: “Помощником строителя храма купца Первышева был так же курский купец Исидор Мошнин”. Когда последний, не окончив работу, скончался в 1762 г., то обязанности его по подряду приняла на себя его жена Агафия Мошнина. Однажды Агафия, идя на стройку собора, взяла с собой семилетнего сына Прохора, будущего прп. Серафима Саровского, вместе с ним зашла на самый верх строящейся колокольни. Прохор, отлучившись от матери, упал с высоты колокольни на землю, покрытую обломками кирпичей и мусора. Мать, увидев это, в испуге поспешно сошла на землю и не чаяла уже увидеть сына живым. Но к удивлению всех, Прохор стоял живым и невредимым.

В память этого события в нижнем храме собора устроен предел во имя прп. Серафима, а на месте его падения установлен памятник с иконой преподобного и неугасимой лампадой. Сюда приходят и приезжают поклониться и приложиться святому образу не только жители Курской области, но и всей России, Украины, Белоруссии и из-за рубежа.

Освящение храмов собора было в разное время. Нижний храм во имя прп. Сергия был освящен преосвященным Иоасафом (Миткевичем), епископом Белгородским в 1762 г., и верхний храм в честь Казанской иконы Божий Матери – преосвященным Аггеем (Килисовским) в 1778 г.Считается, что шестнадцатилетний разрыв между освящением нижней и верхней церкви был занят изготовлением и установлением иконостаса. Имя автора иконостаса – загадка.

Заполняющий по ширине всю алтарную преграду и высотой около 20 м., весь вызолоченный иконостас представляет великолепное сочетание вычурности, изящности и богатства.

После реолюции Сергиево-Казанский собор продолжал функционировать. В соответствии с декретом ВЦИК от 23 февраля 1922 года из храма было произведено изъятие 122 предметов общим весом 12 пудов 17 фунтов и 48 золотников, среди которых 29 риз с больших икон, 32 ризы с малых икон, 2 нитки жемчуга с плащаницы количеством 140 зёрен, один небольшой листик с алмазами с неё же.

19 января 1933 года президиум Курского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов постановил расторгнуть договор с Сергиевской религиозной общиной от 1 февраля 1932 года об аренде церковных зданий. В этом же году властями было принято решение уничтожить собор, однако усилиями курских художников П.К. Лихина и Г.А. Шуклина здание удалось сохранить.

Храм был закрыт в 1934 году. С 1935 года до Великой Отечественной войны второй этаж занимала новообразованная Областная картинная галерея, открытая 12 сентября 1935 года, для создания которой из художественного отдела краеведческого музея было выделено около двухсот экспонатов (произведения западноевропейской и русской живописи, а также картины курских художников), а на первом была художественная студия; в сентябре 1941 году туда же перевели антирелигиозный музей, который в начале оккупации был разграблен, а уцелевшее имущество антирелигиозного музея в ноябре 1941 года было перевезено в краеведческий музей. Наиболее ценные из неэвакуированных в Уфу экспонатов картинной галереи были замурованы сотрудниками в стене соборного подвала, однако тайник был обнаружен и вскрыт немецко-фашистскими захватчиками, часть картин вывезена в Германию. В канун Рождества 1942 года оккупационные власти разрешили открыть собор для богослужений. После войны Сергиево-Казанский собор уже не закрывался.

Читайте также:
Владимирский собор в Херсонесе: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Нило-Столобенская пустынь, или мужской монастырь на озере Селигер

История святой обители

Сегодня православная пустынь занимает территорию острова Столобный и полуострова Светлица, что на озере Селигер. История ее тесно переплетена с монахом псковского монастыря Нилом Столобенским – именно он стал основателем лавры. Родился преподобный в XV столетии, однако достоверных фактов о его жизни до пострига историкам найти не удалось.

В 1515 г. ортодоксальный аскет ушел из родной обители и поселился на берегу речки Серемха. Ведя уединенный образ жизни, он все же принимал людей, которые приходили за мудрым советом или помощью. Вскоре святитель перебрался на о. Столобный, где построил маленькую часовенку. Там он прожил до 1555 г., а после смерти завещал основать мужской монастырь. Спустя 39 лет под предводительством иеромонаха Германа здесь был заложен первый камень будущей пустыни.

Деятельность отца Нектария

Последователем отца Германа стал иеромонах Нектарий, занявший пост настоятеля Столобенской обители. Несмотря на довольно юный возраст, он серьезно подошел к своим обязанностям – привлекал спонсоров в лице высокопоставленных особ, реставрировал старые здания, а также возводил новые. Благодаря царской помощи была построена деревянная церковь Покрова Богородицы, восстановлен сгоревший храм Богоявления. Тогда же пустынь обзавелась своей больницей, гостевыми кельями, монастырской стеной и звонницей.

Отец Нектарий разбил на территории мужской лавры фруктовые сады, засеял поля пшеницей, построил мельницы. С увеличением количества монахов в близлежащих городах начали открываться монастырские подворья. Заботясь о духовном развитии братии, настоятель собрал огромную библиотеку, украсил храмы шедеврами православной иконописи, оставил после себя литературные труды о правилах монастырского жития.

Судьба пустыни в XVIII столетии

После смерти преподобного отца Нектария Нило-Столобенская лавра не прекратила свое развитие. Теперь вместо деревянных построек возводились кирпичные здания, продолжала пополняться библиотека, расширялось братство. Однако с приходом к власти царя Петра I церковь отодвинулась на второй план, количество монахов существенно сократилось, финансовые поступления уменьшились.

Вместе с отменой патриаршества и введением чиновничьего Синода в пустыне появился полицейский надзор. Царская политика по отношению к обители была жесткой, из-за чего последняя испытывала значительные трудности. Борясь с экономическим кризисом, монастырь вынужден был отдать поля и огороды, закрыть подворья, прекратить строительство новых зданий. Теперь Нило-Столобенская лавра жила исключительно на доходы от аренды земель и продажи рыбы, а также небольшие пожертвования от неравнодушных.

Архивное фото святой обители

Развитие в XIX столетии

Несмотря на сложное время, православная пустынь продолжала свою активную деятельность – ежедневно здесь проводили богослужения, постригали в монахи, трудились на благо братии, а также принимали посетителей.

После визита Александра I мужской монастырь вновь стал процветать. Пораженный внутренним обустройством, император пожертвовал настоятелю крупную сумму и подарил драгоценную икону. Позже лавру стали спонсировать другие высокопоставленные лица, благодаря которым территория обители начала стремительно расширяться.

Потеряв часть своих земель, Нило-Столобенская пустынь стала развивать транспортное сообщение с «большой землей». Через озеро Селигер были построены мосты, пущен пароход, открыта судоремонтная мастерская и лодочная станция.

С улучшением материального положения мужской монастырь смог позволить себе инновационные технологии, а также начал активно внедрять современные практики в области экономики.

События ХХ в. и настоящий период

После свержения царской власти Столобенская лавра закрыла свои двери для посетителей. Последнее богослужение здесь проводилось в 1928 г. Мощи преподобного Нила изъяли для краеведческого музея, монахов судили, а в обители устроили трудовой лагерь и колонию для несовершеннолетних.

Во время Второй мировой войны обитель сначала была тюрьмой для польских военнопленных, затем там оборудовали госпиталь, а спустя десять лет – дом престарелых. Только в 60-х годах ХХ столетия лавра официально была признана архитектурным памятником и взята под государственный контроль. Однако до 1990 г. никаких реставрационных работ здесь не проводилось.

Восстановление Нило-Столобенской пустыни началось после перехода ее под управление РПЦ. В 1995 г. были возвращены чудотворные останки отца-основателя, а еще через восемь лет – святые мощи преподобного Нектария. Сегодня количество монахов достигает полусотни, из них около половины посвящены в сан. Помимо ежедневных служб, здесь протекает активная монастырская жизнь со своим хозяйством: пасека, конюшни, производство свечей, молока, а также ювелирная мастерская.

Читайте также:
Храм-на-Крови в Екатеринбурге: история и описание церкви, адрес и время работы, иконы и мощи, факты, как добраться

Видео «Нило-Столобенская пустынь»

В этом видео представлены история и архитектура святой обители.

Особенности архитектуры

Огромный архитектурный комплекс отчасти напоминает небольшой город-крепость. Подобное сходство объясняет высокая гранитная набережная и большое количество монастырских построек.

Монастырские корпуса соборного двора

Юго-восточную часть занимает длинное двухэтажное здание, датированное 30-ми годами XIX столетия. В углу располагаются Архиерейские покои, далее простираются бывшие монашеские кельи, казенная палата и ризница. Раньше чуть поодаль располагался настоятельский корпус, однако сегодня на его месте находится трапезная. На севере можно увидеть самую старую постройку, относящуюся ко второй половине XVII века.

Корпуса гостиного двора

В западной части монастырского комплекса располагаются гостиные покои. Двухэтажные постройки были возведены в конце XVIII столетия, а вот трехэтажный корпус датируется 1806 годом. Ранее на его месте находились одноярусные рабочие кельи, сегодня же здесь обустроена гостиница для паломников.

Архиерейская пристань

В начале XIX века напротив главных восточных врат была сооружена гранитная пристань. Ее отстроили специально для совершения крестного хода, шествующего из Осташково. Торжественная процессия проходила ежегодно, чествуя день обретения чудотворных останков отца-основателя Столобенской обители.

Надвратная Светлицкая башня

Башня, расположенная на стороне Светлицкого полуострова, возведена в стиле ампир. По архитектурной задумке она должна была связывать Богоявленский храм и Архиерейскую пристань. Также она выполняла роль своеобразного маяка, освещая путь ночью или во время погонного ненастья.

Набережная монастыря

Гранитная набережная, делающая Нило-Столобенскую пустынь похожей на берега Санкт-Петербурга, возводилась практически 20 лет. Она полностью окружает остров Столобной, а также затрагивает часть Светлицкого полуострова. По проекту тверского зодчего Ивана Федоровича Львова камень должен был препятствовать осадке и размытию почвы.

Хозяйственные строения

В конце XVIII – начале XIX веков на южном берегу озерного залива находились одноэтажные постройки хозяйственного назначения. Здесь работали столяры, кузнецы, слесари, судоремонтники; располагался амбар, пивоварня и рыбацкая. Сегодня на их месте можно увидеть гаражи, конюшни, скотный двор, а также рабочие кельи.

Богоявленский собор

Центральное место в монастырском комплексе занимает храм Богоявления – трехъярусная постройка с пятью главами. Он был возведен на месте сгоревшей церкви и определил дальнейший архитектурный стиль пустыни. Собор имеет три придела: главный – во имя Богоявления, правый – во имя Благовещения; левый – во имя Николая Мирликийского.

Центральное место в монастырском комплексе занимает храм Богоявления

Храм всех святых

Наиболее древнее здание, датируемое 1699 годом, изначально было пятикупольным, однако позже его увенчали одноглавой ротондой. Пока строился Богоявленский собор, этот храм выполнял основную роль, там же размещались чудотворные мощи Нила Столобенского. Долгое время церковь всех святых считалась больничной, поскольку к ней примыкал монастырский лазарет.

Храм преподобного Нила Столобенского

Надвратный храм находится в связке с Архиерейскими палатами и возвышается у центральных восточных врат. Постройка датируется серединой XVIII столетия, однако после возведения Богоявленского собора ее архитектура была несколько изменена – вместо пяти куполов появилась одна шарообразная глава с крестом.

Петропавловский храм

Возле монастырской трапезной, расположенной в западной части обители, можно увидеть собор апостолов Петра и Павла, построенный во второй половине XVIII века. До прихода к власти большевиков он славился высокохудожественным иконостасом, а также богатым внутренним убранством.

Иоанно-Предтеченский храм

Церковь во имя Иоанна Крестителя была возведена на месте часовенки, построенной Нилом Столобенским. Сегодня она представляет собой прямоугольное, двухъярусное здание, увенчанное пятью куполами. Первый этаж отведен под храм Покрова Богородицы, здесь же находится бывшая келья отца-основателя. Несмотря на плачевное состояние, собор удалось восстановить практически с нуля.

Крестовоздвиженский храм

На юго-западе православной пустыни находится однокупольный собор во имя Воздвижения Креста Господня, датируемый 1784 г. Именно на этом месте основатели монастыря поставили деревянный крест с изображением Нила Столобенского. Ранее Крестовоздвиженский храм окружала каменная стена, а внутреннее убранство отличалось обилием лепнины, позолоты, настенной росписи и прочих элементов декора.

Читайте также:
Мужской монастырь святого Лазаря в Крыму: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Однокупольный собор во имя Воздвижения Креста Господня

Основные святыни обители

Несмотря на утерю большинства церковных реликвий, Нило-Столобенской лавре удалось сохранить свою главную святыню – чудотворные останки преподобного отца-основателя. Сегодня они находятся в Богоявленском соборе, куда ежедневно приходит поклониться множество паломников.

Также на территории мужской обители находятся мощи святителя Нектария, богородичная икона «Абалакская», образ Спиридона Тримифунтского и крест с его мощевиком.

Мощи преподобного Нила Столобенского

Информация паломникам

Нило-Столобенский монастырь открыт для посещения каждый день. Туда можно поехать с экскурсией или отправиться одному.

Мужская Нило-Столобенская пустынь в Тверской области

Православная обитель располагается на острове озера Селигер, который называется Столобный, а также частично на территории полуострова Светлица. Построенная в живописной местности пустынь считается великолепным образцом церковной архитектуры, значимым центром для духовной части населения, она привлекает большое количество паломников, желающих приобщиться к великим тайнам христианского смирения.

Основание чудесного монастыря связано с именем преподобного святителя Нила Столобенского, праведного аскета и подвижника ортодоксальной религии.

История возникновения обители

Святитель, во славу которого и получила название эта обитель, появился на свет в XV столетии, его родным местом стал населенный пункт, находящийся близ Великого Новгорода. История не сохранила фактов того, как звали преподобного старца в народе и кем являлись его родители. После кончины отца и матери Нил поселился в псковском монастыре И. Богослова. Именно здесь он принял постриг и получил монашеское имя.

  • В 1515 г. смиренный отшельник покинул пустынь и обустроил себе келью в лесу у реки Серемхи. Святитель жил в одиночестве, питался кореньями, травами и желудями, основным трудом для него была молитва.
  • Постепенно вокруг имени Нила возросла слава, люди из близлежащих окрестностей изъявляли желание навещать святого отшельника, от которого надеялись получить мудрый совет для победы над греховностью.
  • Однако молва несколько тяготила душу смиренного святителя, поэтому он решил покинуть келью и перебраться в 1528 г. на остров Столобный. Первый год освоения на новом месте он ночевал в маленькой землянке, а вскоре построил монашескую келью и небольшую часовню.
  • Легенда гласит, что враг человеческий посылал отшельнику трудные испытания, но Нил не дрогнул, отразив все напасти молитвой и истинной верой в Бога. Святитель жил на острове до своей кончины в 1555 г., он завещал, чтобы братия построила в этих местах монастырь. Через 39 лет здесь открыли пустынь с разрешения преподобного патриарха Иова, основателем же называют иеромонаха Германа.

Интересно! Нил Столобенский дал обет нележания, поэтому никогда не принимал горизонтального положения тела. Отшельник спал, опираясь на веревки, привязанные к потолочным балкам, или на крюках, вмонтированных в стену.

Однажды к святителю нагрянули разбойники, желавшие смерти старца. Однако бесстрашный угодник вышел к ним из кельи с иконой Пречистой Богородицы в руках, и в глазах преступников тут же возникло видение, что вокруг отшельника армия вооруженных людей, его защищающих. Они испуганно просили снисхождения, припав к ногам Нила.

Другие православные храмы в Твери:

Деятельность отца Нектария

Святитель еще отроком поселился в Столобенскую обители, где получил образование и научился иноческому образу бытия. В начале XVII в. Нектарий принял постриг, а спустя время получил чин иеромонаха. Несмотря на молодой возраст преподобный отличался духовной зрелостью, что позволило ему принять на себя обязанность управления пустыней после смерти настоятеля Германа.

  • Нектарий вел мудрое хозяйство внутри пустыни, давал пример благочестивого подвижничества и привлекал внимание многих знаменитых князей и архипастырей, оказывающих великое вспоможение монастырю. Вскоре обитель освободили от платежа церковной дани, а также подарили её соседний остров и полуостров. Особенное благословение пустыни оказывал и правитель Михаил Федорович, выделяя для братии хлеб и финансы.
  • Нектарий давал распоряжения строить новые здания на территории и чинить старые. В 1622 г. братия воздвигла деревянный храм Покрова Пречистой Девы. На месте же сгоревшего собора Богоявления был построена другая церковь. В границах обители соорудили больницу, гостиничные кельи, необходимую ограду, а над главными вратами поставили восьмигранную колокольню.
  • Нектарий распорядился устроить два яблочных сада, хлебопашество на близлежащих полях, а также мельницы. В этот период увеличилась ризница монастыря, а в других городах открылись монастырские подворья. Мудрый Настоятель заботился о том, чтобы братия росла духовно, поэтому он собрал библиотеку, где хранились самые значимые произведения христианского богословия.
  • Со временем Нилова пустынь обогатилась и украсилась священными иконографическими полотнами, а также иноками, которые показывали истинный пример добродетельного бытия. Некоторые из здешних монахов удостоились архиерейского сана и до конца дней мудро следовали канонам ортодоксальной религии.
Читайте также:
Троицкая епархия: храмы и монастыри, история, что нового

На заметку! Отец Нектарий оставил после себя несколько рукописей, в которых авторитетно излагал правила монастырской жизни в церквях по всей России. Преподобный завещал строго придерживаться канонов и совершенно отстраняться от употребления вина, а неоднократно нарушающих это строгое предписание изгонять из стен обители. Архиепископ советовал братии и простым мирянам усердно трудиться, соблюдать пост, придерживаться целомудрия и очищаться в молитвенных прошениях.

Судьба пустыни в XVIII столетии

Преемники отца Нектария продолжали обогащать Нило-Столобенский монастырь архитектурными зданиями, созданными на основе камня. Однако в начале XVIII в. государственная политика в отношении православных монастырей привела к их притеснению, строительство приостановилось и уменьшилось число братии. Петр I внес модернистские изменения, обусловленные второстепенной ролью Церкви перед государством. Правитель упразднил патриаршество и поставил на его место чиновничий Синод.

  • В Ниловой пустыни ввели полицейский надзор, позволявший вмешиваться во внутренние дела братства. Петр дал указание постригать в монахи инвалидов и солдат в отставке, власти отправляли в ссылку тех, кто осмеливался сделать монахом молодого человека. Монастырь испытывал экономические трудности, не получая жалования от государства.
  • Вскоре обители пришлось продать огороды, новгородские подворья, чтобы наладить отношения с Санкт-Петербургом. Доходы приходили от сдачи в аренду рыбачьих мест, пожертвований на мощах святителя Нила, а также от продажи улова. Строительство новых зданий на территории пустыни во время петровских реформ практически прекратилось. Однако во владении монастыря появились новые земли.
  • В 1756 г. святого Нила официально признал Священный синод, на его имя сделали богослужение. Было разрешено в день памяти преподобного старца совершать крестный ход вокруг Столобенской обители. В конце XVIII в. здешние мастера изготовили скульптуру Нила, которая почиталась так же, как и его останки.

Развитие в XIX столетии

Внутреннее устройство не изменяло своим традициям: здесь продолжались великие духовные подвиги схимников и отшельников, не останавливалось благоговейное служение Господу через совершение ортодоксальных ритуалов, удивляло нескончаемое трудолюбие братии и безвозмездный прием богомольцев. Эта специфика являлась украшением Ниловского монастыря, его ментальным сердцем.

  • Летом 1820 г. пустынь навестил император Александр Первый, которого торжественно встречал архимандрит Павел и вся здешняя братия. Правитель осмотрел достопримечательности, молился мощам преподобного Нила, а также посетил покои настоятеля. Император был восхищен благоустройством обители и пожертвовал драгоценную нагрудную икону.
  • В XIX столетии пустынь, благодаря усердию братии и финансированию знатных особ, превратилась в колоссальный архитектурный комплекс. Доминантой являлась грандиозная Богоявленская церковь, а прекрасным дополнением служили: архиерейские покои, уютные здания гостиницы, приемные дома, а также высокая набережная из гранита, придающая комплексу сходство со столичной площадью.
  • Так как в новом веке изменились хозяйственно-экономические условия, произошло сокращение монастырских землевладений. Большое значение уделялось транспортным дорогам и мостам, облегчающим связь между обителью на островах и большой землей. Первый пароход, принадлежащий пустыни, заработал в 1859 г. На берегу озера также стояли лодки, и находилась судопроизводственная мастерская. На конном дворе обители размещались повозки.
  • Материальное положение Нило-Столобенского монастыря в XIX столетии значительно улучшилось. Братия занималась рыболовством, руководила кухней и хлебопекарней. Хозяйство имело многоплановую структуру: здесь использовались передовые технологии, рациональные практики в деле производства, торговли и капитала.

События XX в. и настоящий период

В 1919 г. революционеры кощунственно вскрыли мощи преподобного Нила и перевезли их в Вознесенский храм, который обустроили в краеведческий музей. Все богатства монастыря были изъяты, а в 20-х годы состоялся судебный процесс по делу братии, повлекший полное закрытие пустыни. Последняя литургия проводилась в 1928 г.

Читайте также:
Тихоновский Преображенский монастырь в Задонске: история и адрес монастыря, современное положение

В 2012 г. здесь проживало 50 насельников, из которых 20 имели священнический сан. Сегодня у монастыря несколько подворий. На территории работают цеха по производству свечей, молока, ремонтные мастерские. Во владении есть коровник, конюшня и большая пасека, где изготавливается освященный мед. В монастыре работает ювелирная мастерская, продукция которой продается на православных ярмарках. Наместником является архимандрит Аркадий.

Архитектура

Обитель несколько изменила свой первоначальный живописный облик к началу XX века, она стала напоминать городскую площадь. Подобная форма возникла благодаря высокой набережной и классическому главному собору. Несмотря на различие особенностей здешних строений, комплекс являет гармоничное архитектурное единство, считающее грандиозным памятником зодчества.

  • К востоку и югу расположены монастырские корпуса, выполненные в готическом стиле. На западной стороне паломники найдут гостиный двор, великолепно украшенный цветниками и газонами.
  • Главным строением, находящимся в центре обители, является пятикупольный Богоявленский собор. Именно здесь совершаются престольные богослужения, а также хранятся святые останки отца и Небесного покровителя пустыни.
  • В северо-западной области красуется небольшая церковь Всех Святых, в которой раньше располагалась монастырская больница. Сегодня идут восстановительные работы по возвращению её прежнего обличия.
  • На восточных вратах стоит собор святителя Нила, возведенный в середине XVIII столетия. С противоположной стороны расположен храм Петра и Павла, убранство которого декорировано лепниной и изящными скульптурами.
  • Одноглавый Собор Воздвижения Креста находится на юго-западе Столобенского острова. Внутренняя отделка пестрит изяществом иконостаса и несравненной легкостью росписи стен, красочностью живописи.

Как добраться

Пустынь находится в 20 км от города Осташков (Тверская область), добраться сюда можно несколькими способами:

  1. В населенный пункт, где расположен монастырь, прибывают поезда дальнего или пригородного следования из Москвы, Санкт-Петербурга, Великих Лук, Бологого и Торжка.
  2. Паломники также прибывают на автобусах, идущих из Твери, отправление запланировано с городского вокзала. Транспорт находится в пути четыре с половиной часа.

Святыни и богослужения

Главной святыней обители считаются останки отца и Небесного покровителя монастыря Нила Столобенского. Более 300 лет паломники и здешние миряне прибывают в стены пустыни, чтобы получить исцеление от различных болезней, а также благословение на праведное житие.

В обители также хранится честная глава преподобного Нектария, икона Пречистой Девы «Абалакская», полотно с ликом Спиридона Тримифунтского и крест с частями его мощей.

Литургия и молебен с акафистом начинаются в восемь утра, Всенощное бдение совершается в праздники и выходные дни с 20.00 до 9.00. По окончании вечерних служений каждый день совершаются Крестные ходы.

Православный Ниловский монастырь располагается на островах Селигера и ежедневно проводит богослужения. Архитектурный комплекс отличается привлекательной композицией и напоминает внешним убранством городскую площадь.

Прославленное христианское обиталище сегодня возвращает былое величие, реставрируются его главные храмы, а братия ведет активную трудовую деятельность.

5 удивительных фактов о Ниловой пустыни

Нило-Столобенская пустынь — это мужской монастырь на острове Столобный на острове Селигер, неподалеку от Осташкова. Обитель эта возникла на месте подвига преподобного Нила, Столобенского чудотворца, память которого Русская Православная Церковь совершает 20 декабря. Ровно 500 лет назад, в 1515 году, ушел он из Крыпецкого монастыря и отшельничал сначала в ржевских лесах, а затем вырыл пещеру на маленьком острове.

За пять столетий своего существования монастырь, поначалу крайне бедный, пережил расцвет и особое благоволение царской фамилии, разграбление в годы советской власти, превращение в трудовую коммуну, затем место заключения малолетних преступников и лагерь для польских военнопленных, госпиталь, дом престарелых, памятник архитектуры и турбазу.

Монашеская жизнь в Ниловой пустыни возродилась после 1990 года, когда пустынь была возвращена Церкви. Как и прежде, Нил Столобенский благословляет остров, когда в памятные дни насельники обители проходят крестным ходом с его мощами, а недавно на свое место вернулась и келейная икона преподобного, считавшаяся утраченной.

Читайте также:
Чесменская церковь в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, интересные факты

Предсказание первому царю

Святитель Нектарий (Теляшев), при котором о новом монастыре впервые заговорили, воспитывался в основанной в 1594 году обители с отрочества. По кончине его наставника, первого настоятеля монастыря иеромонаха Германа, прославленного впоследствии в лике святых, Нилова пустынь осталась совершенно без средств существования. Страну постигли неурожаи и голод, в период междуцарствия селигерские земли и сам монастырь подвергались литовскому нашествию. Все достояние составляли часовня с гробницей преподобного Нила, деревянная церковь, шесть маленьких келий и житница.

Молодой настоятель своим благоразумием и подвижничеством обратил на себя и обитель внимание многих знаменитых особ того времени, среди тех, кто участвовал в жизни Ниловой были князья Трубецкой и Пожарский, архимандрит Троице-Сергевой лавры преп. Дионисий, митрополит Новгородский Макарий. Особым благоволением игумен пользовался у первого русского царя Михаила Федоровича.

Во время посещения Москвы по делам своего монастыря игумен Нектарий предсказал царю Михаилу Феодоровичу рождение у него сына, что и сбылось 5 марта 1629 года. У царя родился сын Алексей; при крещении царевича, по желанию царя Михаила Феодоровича, игумен Нектарий был восприемником. По распоряжению государя монастырю ежегодно из доходов царской фамилии отпускалось некоторое количество денег и снеди.

С тех пор и до самой революции Нило-Столобенская пустынь была на особом счету у Романовых. Даже во времена секуляризации церковных земель монастырь не терпел нужды и получал щедрые дары от правителей.

Бриллианты для архимандрита

Император Александр I знал и любил тверские земли, где губернаторствовал муж его любимой сестры Екатерины Павловны. После победы над Наполеоном и возвращения страны к мирной жизни он начал много путешествовать по России. Летом 1820 года царь, получивший у дореволюционных историографов прозвание Благословенный, отправился на богомолье в Нилову пустынь.

Александр I, привезший с собой золотой крест и золотую панагию для настоятеля, был не первым российским государем со времен Михаила Федоровича, одарившим островной монастырь. В свое время Алексей Михайлович подарил монастырю колокол, Федор Алексеевич — водосвятную чашу, царица Наталья Кирилловна — шитую ризу, Петр I — богато украшенное Екангелие, Екатерина II — драгоценный покров. Но Александр Павлович был так впечатлен благоустройством и духовной жизни обители, что сделал монастырю уникальный подарок. Он наделил всех его настоятелей правом ношения бриллиантовой панагии.

Этот афонский обычай является совершенно нехарактерным для Русской православной церкви. Таким образом отмечают лишь отдельных духовных лиц, в этом же случае особой чести удостоился сам монастырь.

О праве монастыря на отличие было основательно забыто в советские время. Обнаружить указ, действие которого никем не было отменено, удалось во время разбора архивов совсем недавно

Пустынное барокко

Щедро одарить Нилову пустынь и благословить масштабное строительство Александра I побудила в том числе удивительная красота храма Воздвижения Креста Господня.

Эта церковь была построена на юго-западной стороне острова Столобный в 80-х годах XVIII века. Внутренняя отделка, выполненная в стиле екатерининского барокко, отличалась особым изяществом и легкостью письма иконостаса и лепных настенных украшений, свежестью и яркостью позолоты иконостаса, красочностью икон и настенной живописи.

Царя, растроганного убранством храма, интересовало буквально все — когда был сделан иконостас и отделаны стены, кто те мастера, которым удалось создать прихотливые, и вместе с тем воздушные лепные украшения. Эти мастера заслуживают внимания, отметил он.

Мастерами, украшавшими церковь, были жители Осташкова — живописец Илья Верхин и резчик Кондратий Конягин. Первого вдохновило исцеление от тяжелой болезни по молитвам преподобному Нилу, а второй готовился к принятию монашеского пострига.

В XX веке монастырь был разграблен, над братией устроен судебный процесс. В то время, когда на острове размещалась колония, малолетних преступников в качестве наказания заставляли сбивать фрески с храмов. Некоторые из зданий были срыты до основания, однако Крестовоздвиженская церковь, стоящая на отшибе, уцелела.

С самого возрождения обители на территории велись масштабные реставрационные и строительные работы, которыми руководит художник-монументалист, керамист и реставратор Владимир Федотов. Несколько лет назад очередь дошла и до Крестовоздвиженского храма.

Читайте также:
Храм Татианы мученицы при МГУ: история и адрес, описание, святыни и праздники

Стиль, в котором выполнена лепнина, оказался чрезвычайно сложен для реставрации. К тому же половина украшений была сбита или пришла в негодность. Некоторые элементы приходится создавать заново — поскольку чертежей, описаний или фотографий церкви практически не осталось.

По проекту художника для этой церкви должен быть создан многоярусный иконостас в стиле екатерининского барокко, сообразный с первоначальным замыслом строителей.

Предтеча Ломоносова

Нилова пустынь дала миру не только архитектурные шедевры и духовные сокровища, но и знаменательные научные достижения. С этой обителью тесно связана судьба Леонтия Магницкого, который за 50 лет до Ломоносова отправился пешком с возчиками за знаниями и стал автором первого российского учебника арифметики, геометрии, тригонометрии и начатков алгебры.

Будущий ученый и соратник Петра I родился в Осташкове в крестьянской семье Филиппа Теляшина. Он был племянником возглавлявшего Нилову пустынь святителя Нектария и первые знания получил в монастырской библиотеке. Отроком он с крестьянским обозом отправился на обучение в Иосифо-Волоколамский монастырь, затем — в Москву, в Симонов монастырь. Затем он стал слушателем первого в России учебного заведения — Славянско-Греко-Латинской академии.

Крестьянский сын изучал богословие, философию, логику, психологию, физику, риторику, освоил латынь и греческий, а также голландский, немецкий и итальянский языки, увлекся математикой.

Знания Леония Теляшина в области математики удивляли многих. Петр I пожаловал ему фамилию Магницкий, отметив, что «как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя».

По распоряжению царя ученый стал преподавателем школы «математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учения». Именно Магницкий ввел в русский язык такие термины, как множитель, делитель, миллион, триллион, извлечение корня.

Основатель Московского госуниверситета Михаил Ломоносов называл Магницкого своим учителем, особо выделяя написанную им «Арифметику». При этом ученый, за выдающиеся заслуги удостоенный дворянского звания, был известен еще и как защитник православия.

В Осташкове, в бывшей слободе Трестьянка, сохранилась улица имени Леонтия Магницкого. Уроженец тверского города был похоронен в Москве. Его могилу обнаружили в 1932 году при строительстве первой линии столичного метрополитена. Под головой ученого сохранилась чернильница в форме лампады.

Останки впоследствии перенесли в Нилову пустынь. Монахи надеются поставить памятник воспитаннику обители и воссоздать могильную плиту с эпитафией, в которой говорится о добродетельной христианской жизни покойного.

Оковецкие чудеса

История Спасо-Преображенского скита Ниловой пустыни, расположенного в 90 километрах от Осташкова, напрямую связана с историей явления чудотворной иконы Богородицы Оковецкой-Ржевской. В 1539 году, в то время, когда на Селигере подвизался Нил Столобенский, в лесной глуши у древнего городища на реке Пырошня людям явилось «чудо из чудес» — сияющая в ветвях дерева икона. Святыня не давалась в руки до тех пор, пока местные жители не пришли в лес крестным ходом, возглавляемые иноком. Вместе с иконой Божией Матери был обретен еще один образ — Честного Креста Господня. Впоследствии их оформили в одну иконную доску.

«Сказание об Оковецких иконах» рассказывает, что после обретения иконы 25 человек получили исцеление, получив благодатную помощь от Бога и родившей Его Богоматери. Об обретенной святыни было доложено государю Иоанну IV.

Оковецкая икона, по приказу Иоанна Грозного в Москву, стала любимым образом государя. На месте ее явления царь распорядился построить церковь во имя Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня и Пресвятой Богородицы Одигитрия с приделом святителя Николая Чудотворца. Еще три храма в честь Оковецкой иконы были поставлены в Москве.

В столице число связанных с образом чудес стало сокращаться, а местные жители просили вернуть им святыню. Иоанн васильевич не стал препятствовать и распорядился отправить икону в деревню Оковцы. С тех пор и по сей день к месту явления иконы прибывает множество богомольцев. Известно, что чаще всего по молитвам перед чудотворным образом благодатную помощь получают страдающие болезнями глаз, опорно-двигательного аппарата и бездетные пары.

С 1875 года по разрешению Священного Синода чудотворная икона ежегодно на июнь месяц переносили в город Ржев, а затем и в Зубцов. . Принесение чудотворной иконы сопровождалось особой торжественностью и благоговением верующих горожан. Икону на разное время выставляли во всех храмах, совершая богослужения и молебны, благословлялось носить ее по домам обычных горожан для совершения молебнов.

Читайте также:
Елоховский собор в Москве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В 1930 году храм в деревне Оковцы закрылся, а явленная икона бесследно исчезла. Остались лишь фотографии и списки с образа. А в Оковецком скиту на том месте, где была явлена святыня, по-прежнему бьет святой источник, к которому приезжают множество паломников.

Монастырь Нило-Столобенская пустынь

Нило-Столобенская пустынь — православная обитель на Селигере, в Тверской области. Мужской монастырь, в котором проживает около 50 насельников, располагается на соединенных мостом Столобном острове (полностью) и на ближайшем к нему полуострове Светлица (частично).

Главная святыня монастыря — мощи святого Нила Столобенского. Обитель основана иеромонахом Германом на месте погребения святого Нила на Столобном острове в 1594 году.

Экскурсии по Нило-Столобенской пустыни

По монастырю для гостей проводятся экскурсии продолжительностью 1–1,5 часа. Внимание уделяется не только истории монастыря, но и современной жизни обители. Пожертвование на экскурсию — 150 рублей.

Кроме того, желающие могут посетить монастырский музей, работающий с 2011 года. Пожертвование за вход — 100 рублей, дошкольникам — бесплатно. Экскурсия по музею — 150 рублей.

Проживание при монастыре Нило-Столобенская пустынь

Паломников принимают 2 объекта с простыми, но уютными комнатами:

  • Гостиница монастыря Нило-Столбенская пустынь. Проживание в гостинице комфортно — комнаты просторны, каждая имеет душ и санузел. Пожертвование за размещение составляет от 1000 рублей за кровать в многоместном номере (от 4 до 7 кроватей в комнате) до 3600 рублей за трехместный номер в сутки. В цену размещения включено двухразовое питание. Заявки на размещение принимаются не ранее, чем за 1 месяц до заселения.
  • Дом паломника. Трехэтажный дом паломника рассчитан на 20–24 человека. Номера обустроены аскетичными деревянными кроватями (в некоторых комнатах кровати двухэтажные), столами и стульями. Также в каждом номере есть чайник. Санузел и душ — на этаже. Поселиться в Доме паломника можно на срок до 3 суток. Бронировать проживание можно не ранее, чем за 2 месяца для групп от 5 человек и не ранее, чем за 1 месяц для индивидуальных туристов. Пожертвование за размещение составляет 600 рублей, в стоимость включено двухразовое питание. В Доме паломника, преимущественно, останавливаются священники и монахи, поэтому внешний вид проживающих должен соответствовать православной традиции.

При заселении необходимо иметь документ, удостоверяющий личность.

Расписание богослужений

В Нило-Столобенской пустыни ежедневно проходят богослужения. В числе ежедневных служб:

  • Панихида — в полдень по воскресеньям и праздникам – лития .
  • Молебен с акафистом Нилу Столобенскому — в 14:00.
  • После вечернего богослужения — Крестный ход.

Службы по будням:

  • 05:30 — братский молебен Нилу Столобенскому.
  • 18:00—19:00 — вечерняя служба.
  • 20:00 — малое повечерие.

Службы в воскресные и праздничные дни:

  • 8:00 — молебен с акафистом.
  • 15:00 и 18:00 — литургия.
  • накануне вечером с 20:00 до 9:00 — всенощное бдение.

Святыни монастыря Нило-Столобенской пустыни

Самая значимая святыня монастыря — мощи Нила Столобенского, покровителя обители и чудотворца. Другие святыни храма: икона Божией Матери Абалакская, икона Божией Матери Казанской, честная глава святителя Нектария, архиепископа Тобольского, игумена Столобенского, крест с частицами святых мощей Спиридона Тримифунтского, ковчег с частицами святых мощей преподобных отцов Киево-Печерских.

До советских времен в монастыре было больше святых икон, но они безвозвратно пропали. Среди пропавших святынь: Владимирская икона Божией Матери; первая икона Нила Столобенского; древняя икона Смоленской Богоматери.

Как доехать до Нило-Столобенской пустыни

В монастырь в течение всего года прибывают паломники из разных городов России. Транспорт по самым популярным маршрутам подробно описан на официальном сайте Нило-Столобенской пустыни.

В связи со спросом организуются паломнические туры в монастырь. Также можно выбрать и обычные туристические поездки на Селигер с посещением островного монашеского поселения.

Маршрут до Нило-Столобенской пустыни из Москвы

Поездка на общественном транспорте будет включать минимум одну пересадку. От автостанции «Тушинская» нужно сесть на автобус до Осташкова, в пути — 6 часов; есть до 5 рейсов в день. Рекомендуется уточнять расписание.

Читайте также:
Благовещенская церковь в Петровском парке: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Автобусы из Осташкова в Светлицу ездят по пятницам и воскресеньям по расписанию, время в пути — 50 минут. Альтернатива — такси или попутчики, пешком далеко — почти 29 км.

На машине до Нило-Столобенской пустыни из Москвы доехать можно через Тверь и Торжок, расстояние — около 380 км.

Видеосъемка Нило-Столобенской пустыни с высоты

Панорамный вид на территорию монастыря на картах Google Maps

Нило-Столобенская пустынь

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Нило-Столобенская пустынь — древний и красивый мужской монастырь, который находится в одном из самых живописных мест России — на острове Столобный на озере Селигер.

Нило-Столобенская пустынь

Обитель была основана в 1594 году монахами-отшельниками уже после смерти преподобного Нила Столобенского. Со временем обитель стала одной из самых крупных в России, количество насельников доходило до 1000 человек. После революции монастырь был закрыт (1928). При СССР здесь были колония, лагерь для военнопленных, госпиталь, дом для престарелых и турбаза. В 1990 году обитель вернули Православной Церкви.

Нил Столобенский (? 1554)

Нил рано принял монашеский постриг и после 10 лет жизни в монастыре под Псковом стал вести отшельническую жизнь. По преданию, голос повелел ему идти на остров Столобный, что на озере Селигер. Именно там подвижник прожил всю оставшуюся жизнь, вырыв себе небольшую пещеру.

Обретение его мощей состоялось в 1667 году. Тогда же были установлены дни памяти — 7 декабря (день кончины) и 27 мая (обретение мощей).

Селигер

Одно из самых живописных озер России. Это цепочка водоемов, соединенных протоками. Ближайший к обители город — Осташков — не был оккупирован немцами во время Великой Отечественной войны. В этом древнем городе XIV века сохранилось много красивых старинных зданий.

Скульптура преподобного Нила

Традиционная икона Нила Столобенского — деревянная скультпура. В схиме, сидящий со склоненной на грудь головой, опирающийся на костыли, — в таком положении старец преставился прямо во время молитвы.

Мощи преподобного Нила

Главная святыня обители. В 1919 году в ходе агит-кампании по вскрытию мощей были вскрыты, а затем перевезены в музей атеизма — Вознесенский собор Знаменского монастыря в Осташкове. После возвращения собора Церкви в 1947 году мощи стали доступны для поклонения. А в 1995 году их вернули в Нило-Столобенский монастырь.

Дорога

Один из вариантов маршрута — по железной дороге. Для начала нужно доехать до Твери. С Ленинградского вокзала Москвы поезд идёт от одного до трех часов. Расстояние по железной дороге — 161 км. Далее на станции Тверь нужно пересесть на автобус до Осташкова. Из Осташкова до монастыря ходит рейсовый автобус № 119, маршрут «г. Осташков (автовокзал) – д. Светлица (Нило-Столобенская пустынь)». Либо можно взять такси.

Тверь — станция 1-го класса, крупнейший транспортный узел Твери и Тверской области. У нее есть 82 пары путей и 7 платформ. Самые популярные направления пригородных пассажирских поездов — на Москву, Бологое-Московское, Торжок, Васильевский Мох.

Станция Тверь расположена на Октябрьской железной дороге, протяженность которой — более 10 000 км. Крупнейший узел Октябрьской железной дороги — Санкт-Петербург, там же находится Управление дороги. Октябрьская дорога простирается от Москвы до Мурманска, при этом около 900 км находится за Полярным кругом. Октябрьская железная дорога проходит по территории Москвы и Санкт-Петербурга, Московской, Ленинградской, Псковской, Тверской, Новгородской, Вологодской, Мурманской, Ярославской областей, а также Республики Карелия, т .е. одиннадцати субъектов Российской Федерации.

Текст: Кирилл Баглай. Фото: Владимир Ештокин

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: