Казанский собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Казанский собор в Санкт-Петербурге

” class=”wp_ulike_btn wp_ulike_put_image wp_post_btn_4742″>

В России много святых мест, памятников, в которых отразились многострадальная история страны, духовные и героические подвиги народа, великих деятелей государства и церкви. Но особое сакральное значение среди них имеет Казанский собор в Санкт-Петербурге, ставший важной вехой в развитии европейского стиля в русской архитектуре.

Казанская икона – символ защиты на войне

Его создание связано с главной святыней Руси – иконой Казанской Божьей матери, явление которой миру иначе как настоящим чудом не назовёшь. Осенённые её святым образом русские воины совершили немало ратных и гражданских подвигов, в числе которых важнейший из них – освобождение страны от поляков в 16 в. Именно перед ликом Казанской Божьей Матери молились ополченцы перед наступлением на осаждённую Москву, с ней прошёл крестный ход в октябре 1612. Велика роль иконы в победе над шведами в Полтавской битве (1609 г) и под Вязьмой (1812 г) в войне с французами.

История строительства

Памятная доска на стене собора извещает о начале строительства храма по велению Павла I в 1801 году вместо разрушающейся церкви Рождества Богородицы. Именитые европейские архитекторы принимали участие в конкурсе проектов будущего храма, но за основу были взяты разработки не участвовавшего в конкурсе талантливого архитектора-самородка Воронихина, рекомендованного графом Строгановым. Закладка первого камня состоялась после трагической кончины Павла 1-го 8 сентября 1801 г в торжественной обстановке.

Собор – воплощение священной памяти

10 лет (1801-1811г) ушло на возведение знаменательной святыни северной столицы. На создание архитектурного шедевра было потрачено почти 5 млн. рублей. Бывшего крепостного графов Строгановых архитектора Воронихина, блестяще осуществившего идею императора, наградили почётным орденом святого Владимира. После освящения Казанского собора (15.09. 1811 г) старую церковь снесли, и новый храм стал объектом молитвенного поклонения народа и своеобразным памятником военным победам России.

Архитектура и внутреннее убранство

Непревзойдённый шедевр архитектуры выполнен в стиле ампир и повторил во многих чертах знаменитый римский собор св. Петра, как хотел Павел 1. В облике храма воплотились формы римских базилик и православных купольно-крестовых церквей. Грандиозное здание собора, сложенное из пудожского камня (известкового туфа), в виде вытянутого 4-конечного латинского креста в центре венчает стройная купольная башня. Величественная фасадная колоннада повторяет архитектурную стилистику римского святилища. Снаружи фасад храма украшен бронзовыми изваяниями православных святых и изящными барельефами. Северный вход (врата), оформленный по типу «Райских дверей» флорентийского собора, выполнен из бронзы.

Внутренняя конструкция также соответствует параметрам и формам римской базилики: 4 ряда монолитных коринфских колонн из гранита делят пространство на 3 нефа (коридора). Великолепие внутренних интерьеров, декорированных отечественными природными камнями, поражает воображение. Художники-декораторы и скульпторы (Пименов, Мартос, Демут) по замыслу Воронихина использовали яшму, карельский мрамор, порфир, известковый туф. Именитые художники Брюллов, Бруни, Боровиковский, Кипренский, Шебуев украсили стены восхитительными росписями на религиозные сюжеты, подлинными живописными шедеврами.

Колоннада

По религиозным канонам вход в собор должен быть с запада, алтарь – на востоке. Соблюдение этого правила делало храм повёрнутым боком к Невскому проспекту. Чтобы создать парадный вход с севера, Воронихин спроектировал монументальную колоннаду полукруглой формы из 96 колонн 13-метровой высоты. Каждая коринфская колонна из известкового туфа, оканчивающаяся затейливой капителью, в отдельности – также архитектурный шедевр, воплотивший в себе филигранный труд строителей.

Что не удалось воплотить

Идеи Воронихина не осуществились полностью – не установлена южная колоннада, зато северная стала несомненным украшением Невского проспекта. Отсутствуют скульптуры архангелов Михаила и Гавриила на пьедесталах с обеих сторон колоннады и запланированная ограда у западного входа перед сквером. Несмотря на это, колоннадное сооружение Казанского храма не уступает величием и красотой петровскому собору Рима.

Святыни

Ставший первым в России европейским аналогом религиозных объектов собор Казанской Божьей матери сразу же после Отечественной войны 1812 года превратился в памятное хранилище святынь и реликвий, символизирующих важные исторические события государства, подвиги выдающихся военачальников.

Памятники

Побывав на торжественном молебне в честь открытия храма, сразу отсюда М. В. Кутузов уехал принимать командование действующей армией, навек связав с ним свою судьбу. Именно в Казанском соборе захоронено тело великого фельдмаршала (июнь 1813 года). Спустя 5 лет Александр I издал указ о воздвижении памятников гениальным полководцам Кутузову и Барклаю-де-Толли, полностью исполнить который смогли лишь в 1837 г.

В создании проектов памятников принимали участие скульпторы Орловский, Гальберг, архитектор Монферан и президент Академии художеств Оленин. Лучшими были признаны эскизы Орловского, сумевшего воплотить в скульптурах полководцев их весомый вклад в победу над французами, суть характеров каждого из них и портретное сходство. Оба монумента воздвигнуты на гранитные пьедесталы, на которых золотом «написаны» имена военачальников.

Священные реликвии

Главной святыней не только Казанского собора, но и всего русского народа является чудотворная Казанская икона, по преданию найденная 8-летней Матрёной в земле под сгоревшим домом. О месте нахождения иконы, позже увековеченном монастырём, девочке сообщила Божья Матерь, явившаяся к ней во сне. Помимо Казанской иконы, в соборе поклоняются иконам Николая Чудотоворца, Спасителя, Воскресения Христова с частицей Господня Гроба.

За невысокой бронзовой оградой, украшенной золочёными венками, стойками и угловыми столбами в виде стволов пушек находится священная могила Кутузова. Она окружена завоёванными трофеями, символизирующими победу русских над французами и освобождение Европы: маршальский жезл Наполеона, знамёна и штандарты, ключи от европейских городов и крепостей.

Расписание богослужений

Казанский собор – место духовного очищения, место встречи с его святынями – всегда заполнен людьми, приходящими на богослужения, проходящие каждый день. Открывается собор по будням в 7 часов утра, по воскресеньям и праздникам – в 6.30.

Богослужения по будням

  • Первая (Божественная) литургия – 07.00. Начало исповеди – 7.30.
  • Вторая (Божественная) литургия – 10.00. Исповедь (начало) – 10.30.
  • Вечернее богослужение – 18.00.

По воскресеньям и праздникам

  • Первая литургия – 7.00. Исповедь (начало) – 7.30.
  • Вторая литургия – 10.00. Начло исповеди – 9.30.
  • Вечернее богослужение – 18.00.

Ежедневно в соборе между литургиями проходят торжественные обряды крещения, венчания. Совершаются молебны, служатся панихиды по предварительной договорённости.

Воскресная школа для детей и взрослых

Казанский собор – центр религиозного просвещения, где организована деятельность воскресных школ для детей и взрослых. Взрослый просветительский курс составляет 3 года, но стать учеником можно в любое время. Преподавание ведётся высоко эрудированными клириками в форме живых диалогов, научно-познавательных лекций по основным вопросам православия. В программу входит знакомство с основами Закона Божьего, Катехизиса, Ветхого и Нового Заветов, истории РПЦ и др.

Читайте также:
Далматовский монастырь: история и адрес, как добраться, святыни и праздники

Режим занятий: по субботам (сентябрь-май), 16.00-18.00.

Программа воскресной школы для детей

Ученики детской воскресной школы делятся на 3 возрастные группы: младшая (5-7 лет), средняя (8-11), старшая (12-17). В программу входит изучение Закона Божьего (основа нравственного воспитания), обучение церковному пению (духовно-эстетическое воспитание). Дети имеют возможность проявить свои таланты в пении, художественном изобразительном искусстве, участвуют в различных концертах, праздничных мероприятиях, совершают паломничества к святым местам. Для учеников ежемесячно организуется воскресная литургия.

  • воскресенье – с 12.00 до 15.30
  • вторник- 1630 – занятия по вокалу (индивидуально)
  • суббота – занятия по Изоискусству – 15.30, алтарное дело (мальчики) – 17.00

Молодёжный клуб Казанского кафедрального собора

В наше прагматичное, довольно циничное время молодым людям нелегко определиться с нравственными ориентирами, найти правильный путь в жизни. Молодёжный клуб Казанского кафедрального собора объединяет ищущую, неравнодушную православную молодёжь, стремящуюся найти ответы на насущные вопросы бытия в процессе общения между собой и представителями церкви.

Организация деятельности клуба

Программа клубных встреч включает следующие виды деятельности:

  • дискуссионные обсуждения различных тем, лекций
  • встречи с неординарными людьми, интересными современниками
  • презентация проблемных фильмов с последующим обсуждением
  • волонтёрские рейды, паломнические путешествия
  • богословское просвещение
  • участие в проведении православных праздников

Время работы

Казанский собор как хранитель главной святыни русского народа даёт возможность каждому человеку, желающему поклониться иконе Казанской Божьей Матери, сделать это в любой день.

Он открыт для посещений:

  • В будничные дни – с 7 часов утра до 20 вечера
  • В воскресные и праздничные дни – с 6.30 утра до 20 вечера (конец вечерней службы)

Где находится и как добраться

Казанский собор находится по адресу: Санкт-Петербург, Невский пр., д. 25.

Добраться к собору можно на метро, со станции «Невский проспект» или «Гостиный двор». Выйти на остановке «Канал Грибоедова», где на противоположной стороне расположен собор. Также можно доехать на общественном наземном транспорте: троллейбус N 17, маршрутное такси N 306, автобус N 100.

Казанский собор в Санкт-Петербурге

Собор Казанской иконы Божией Матери

Казанский собор в Санкт-Петербурге относится к числу крупнейших храмов города. Он находится в самом сердце Северной столицы и выходит фасадами на Невский проспект и канал Грибоедова. Казанский собор пользуется большой популярностью среди туристов – как отечественных, так и иностранных. Такое внимание обусловлено, в первую очередь, величественным внешним видом, архитектурой и внутренним убранством храма. Главная же особенность собора Казанской иконы Божией Матери – это второе название храма – в том, что он очень похож на собор Святого Петра в Ватикане. Такое сходство зачастую настолько впечатляет путешественников, что в какой-то момент начинает казаться, будто находишься не в Петербурге, а за 1000 км от него, возле самой известной святыни Вечного города.

Сэкономь на путешествии!

Видео:Казанский собор в Санкт-Петербурге

Основные моменты

Казанский кафедральный собор является действующим храмом, это значит, что интерес и внимание к нему значительно шире, чем просто к туристической достопримечательности. Для православных верующих это особенное место, где они могут побывать на церковной службе, напитаться неповторимой энергетикой храма, где буквально каждый уголок как живой, но безмолвный свидетель его богатой летописи, в которой нашлось место и трагическим страницам. И, самое главное, именно в этом соборе хранится главная святыня Санкт-Петербурга – Казанская икона Божией Матери. А еще он является памятником русской воинской славы, статус которого он приобрел после Отечественной войны 1812 года.

Как видим, здесь сплелись воедино религия и история, архитектурное наследие и память о доблестных защитниках Отечества. И вся эта монументальность, пронесенная через века, делает храм поистине уникальным, которым город на Неве гордится как своим бесценным достоянием. Но чтобы прочувствовать всю его одухотворяющую атмосферу, в Казанском соборе Санкт-Петербурга обязательно надо побывать лично, и такой возможностью пользуются очень и очень многие.

История Казанского собора

Во второй половине XVIII века император Павел I Петрович, на тот момент еще наследник престола, путешествовал по Европе. Оказавшись в Риме, он был поражен величием и красотой собора Святого Петра и тем, насколько он гармонично вписывался в окруженную колоннадами площадь перед ним. В 1799 году, уже взойдя на трон, государь пожелал, чтобы такой же храм был построен в Петербурге. Не привыкший откладывать свои идеи в долгий ящик, преемник Екатерины Великой тут же объявил конкурс на лучший проект собора. По его задумке, он должен будет заменить собой церковь Рождества Богородицы, именуемую в народе Казанской. Она была построена в 30-х годах того же столетия и успела обветшать. Именно в ней хранилась чудотворная икона Казанской Божией Матери, почитаемая как одна из главных реликвий страны.

В конкурсе приняло участие немало талантливых архитекторов. Но поскольку главным условием было то, чтобы будущий храм походил на упомянутый римский собор, который так понравился императору, из всех представленных работ отобрали проект Андрея Никифоровича Воронихина, молодого, но очень талантливого архитектора, происходившего, кстати, из бывших крепостных. Однако по некой злой иронии судьбы царю так и не довелось увидеть ни сам ход строительных работ, ни сдачу здания в эксплуатацию. Торжественная закладка будущего храма состоялась 27 августа 1801 года, через три месяца после убийства Павла I офицерами в Михайловском замке в собственной спальне. К слову, идейным вдохновителем и организатором покушения стал столичный генерал-губернатор и по совместительству глава тайной полиции П. А. Пален. Таким образом, на церемонии закладки фундамента присутствовал сын и наследник погибшего от рук заговорщиков царя, действующий император Александр I.

Место под строительство храма отвели на вытянутом с запада на восток участке у Невского проспекта, что усложнило стоявшую перед архитекторами задачу. В православных церквях, как известно, алтарь всегда смотрит на восток, а вот главный фасад с входом – в противоположную сторону, то есть на запад. Существовавшие традиции никак нельзя было нарушать, поэтому к Невскому проспекту оказывался обращенным не главный (западный) фасад, а северный – боковой. Как же выйти из этого положения? Воронихин нашел гениальное решение: пристроив к боковому фасаду величественную полукруглую колоннаду, он зрительно превратил его в главный. Колоннада же раскрывалась в направлении главной магистрали города – Невского проспекта. Колонн было в общей сложности 96, и они были поставлены в четыре ряда, одновременно став напоминанием о таких же сооружениях, замыкающих площадь перед собором Святого Петра в Ватикане.

Читайте также:
Алексеевский монастырь в Москве: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, современное положение

После разгрома французов в Отечественную войну 1812 года в храм перенесли на хранение 27 знамен поверженной армии Наполеона. Впоследствии Казанский собор стал хранилищем и других трофеев, а именно флагов и ключей от многих европейских городов и крепостей, добытых русской армией в походах 1813-1814 годов. В соборе, точнее, у его стены, нашел свой последний покой прославленный военачальник Михаил Илларионович Кутузов, генерал-фельдмаршал из рода Голенищевых-Кутузовых. Именно он, ученик и соратник Александра Васильевича Суворова, был главнокомандующим русской армией во время той войны и стал первым полным кавалером ордена Святого Георгия.

С Казанским собором связаны имена и других знаменитых людей. Так, 8 ноября 1893 года под его сводами отпевали великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который входил в число первых великих русских музыкальных деятелей, обратившихся к написанию церковной музыки, толчком к чему стали собственные религиозно-художественные настроения и ощущение назревших в последней четверти XIX века в этой сфере реформ. А ранее, еще в 1773 году, здесь венчался цесаревич Павел Петрович. Были и трагические моменты: когда в марте 1913 года в соборе праздновалось 300-летие династии Романовых, произошла давка, унесшая жизни, по меньшей мере, 34 человек.

Происходившие при советской власти гонения на церковь не обошли стороной и Казанский кафедральный собор. Очень сильно пострадал его интерьер вследствие изъятия церковных ценностей, имевшего место в 1922 году. Одного лишь серебра, по очень приблизительным оценкам, было вывезено из собора около двух тонн. На переплавку пустили уникальный иконостас, изготовленный из этого драгоценного металла, и куда потом исчезло это серебро, неизвестно до сих пор. Через год храм перешел к так называемым обновленцам, а в конце января 1932 года его и вовсе закрыли. Осенью того же года Казанский собор отвели под Музей истории религии и атеизма. В первой половине 1950-х годов был отреставрирован интерьер, а в начале 60-х – фасады.

Казанский собор стал, что называется, самим собой уже на закате горбачевской перестройки. 25 мая 1991 года в его левом приделе возобновились богослужения, а главный придел освятили только через год. В конце апреля 1994 года на купол водрузили крест. А дата 29 марта 1998 года навечно вписана в летопись собора как день его полного освящения после долгих лет забвения. Церемонию совершил бывший митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров), ставший с 19 марта 2014 года почетным настоятелем городского храма Владимирской иконы Божией Матери. Статус же кафедрального один из самых больших храмов Северной столицы получил в 2000 году.

Особенности архитектуры и внутреннее убранство

Казанский кафедральный собор, в котором целый ряд колонн, но только один купол, своими архитектурными особенностями отличается от других церквей. Он больше напоминает резиденцию Папы Римского, чем характерный для севера России православный храм. Однако величия, великолепия, красоты, а также самобытности, несмотря на сходство с «ватиканским братом», у него действительно не отнять.

Подойдя к северному фасаду, вы увидите четыре скульптуры: это увековеченные в бронзе князь Владимир, Иоанн Креститель, Андрей Первозванный и Александр Невский. Над первым и последним изваянием работал скульптор С. Пименов, а над остальными двумя, соответственно, И. П. Мартос и В. И. Демут-Малиновский. Итальянские же мотивы угадываются не только во внешнем облике храма в целом (как мы уже отмечали, он похож на собор святого Петра в Ватикане), но и в деталях. Например, бронзовые двери на северной стороне здания, отливкой и чеканкой которых занимался Василий Екимов, скопированы с дверей баптистерия (крестильного дома) во Флоренции. Скульптор планировал поставить на каменные пьедесталы по обе стороны колоннады изваяния архангелов Михаила и Гавриила, однако его задумка так и не была осуществлена.

Внутреннее убранство петербургского Казанского собора больше напоминает зал в каком-нибудь царском дворце, чем церковное помещение в обычном понимании. Если бы не ряды высоченных гранитных колонн, объединяющих пространство зала, он мог бы казаться бесконечным. Льющийся из окон свет создает оптический обман, будто купол храма парит высоко-высоко и, кажется, возьмет да и упорхнет в небесную высь. Неизменное внимание посетителей, особенно православных верующих и представителей многих других христианских конфессий, привлекают иконы. Их авторами являются В. Боровиковский, В. К. Шебуев, А. Иванов, О. Кипренский, Ф. П. Брюллов, А. Е. Егоров, С. С. Щукин и другие.

Но самый большой интерес, конечно же, вызывает главная святыня собора – Казанская икона. Ее история берет свое начало с далекого 1579 года, когда страшным пожаром была уничтожена большая часть Казани. Через две недели после буйства огня, согласно преданию, девочке по имени Матрона Онучина приснилась Богородица, повелевшая ей пойти на пепелище и найти там ее икону. В месте, на которое указала Дева Мария, почти на метровой глубине, действительно находился святой образ… Перед этой иконой впоследствии возносили молитвы к Богу царь Петр I и его войско, готовившиеся в 1709 году к Полтавской битве. Позже, в 1737 году, один из списков чудотворной иконы перевезли в Петербург и поместили в церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году Казанская икона, ставшая, как уже было отмечено в самом начале, одной из главных православных святынь Петербурга, была помещена в новый Казанский собор.

Вообще все важные исторические события в нашей стране, так или иначе, были связаны с Казанским собором. Так, М. И. Кутузов уехал в действующие армейские части только после того, как совершил в храме торжественный молебен. И именно сюда в июне 1813 года доставили прах великого полководца, который, как уже было отмечено выше, был погребен здесь же. На парадной площади установлены два бронзовых памятника: фельдмаршалу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли – русскому полководцу, военному министру Российской империи в 1810-1812 годах, генерал-фельдмаршалу и второму (после Кутузова) полному кавалеру ордена Святого Георгия. Оба монумента органично вписаны в архитектурно-скульптурный ансамбль Казанского собора Божией Матери. Их отлили по моделям скульптора Б. И. Орловского. Полководцы изображены во весь рост, на их плечах – плащи. И на этом сходство заканчивается: Кутузов изображен дающим сигнал своим войскам к наступлению, а Барклай-де-Толли как бы стоит в ожидании.

Читайте также:
Псково-Печерский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Нельзя не сказать и о фасадах Казанского собора, облицованных пудостским камнем – известковым туфом с небольшой объемной массой, добываемым вблизи поселка Пудость Гатчинского района Ленинградской области, обладающим морозостойкостью и пористостью и легко обрабатывающимся. У этого камня, к слову, очень необычные свойства, которых нет у других отделочных материалов: он меняет цвет в зависимости от освещения и погоды, становясь то серым, то желтовато-серым. Изначально же фасады украшали рельефы, выполненные Ф. К. Гордеевым, И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым, В. И. Демут-Малиновским, С. С. Пименовым. До наших дней дошли два пьедестала, установленные по бокам знаменитой колоннады. Прежде на них были установлены гипсовые изваяния ангелов, простоявшие вплоть до 1824 года. Их должны были заменить бронзовыми аналогами, однако этого так и не случилось.

Из бронзы изготовлены и северные врата величественного храма – их отливали по образцу «райских дверей» баптистерия в городе Флоренции (XV век). Что же касается колонн коринфского ордера – они изготовлены из розового финского гранита, а капители украшены позолотой – их внутри собора 56. В прошлом интерьер был украшен многими барельефами, но к нашему времени уцелели всего два. Назовем их: «Взятие под стражу» (автор Ж. Д. Рашетт) и «Несение креста» авторства Ф. Ф. Щедрина. А что с остальными? Они были удалены еще в 1814 году, причины неизвестны. В 1899-1900 годах перед Казанским собором разбили сквер, ставший своего рода дополнением или, если хотите, завершающим штрихом к его самобытному и узнаваемому во всем мире облику.

Богослужения в Казанском соборе

После Октябрьской революции 1917 года новые власти постарались сделать всё, чтобы один из ведущих храмов города на Неве утратил свое прежнее не только историко-военное, но и религиозное значение. Кроме того, что здесь открыли Музей истории религии, с купола сняли крест, а икону Казанской Божьей Матери переправили в собор Святого равноапостольного князя Владимира, или Князь-Владимирский собор. Она возвратилась на свое прежнее место только в 1991 году. Тогда же, как уже упоминалось, храм вновь открыли для богослужений. Чуть позже на купол снова установили золотой крест, торжественно засиявший как символ торжества сил добра над силами зла.

В 2003 году, в ознаменование 300-летия Санкт-Петербурга, в цехах судостроительного Балтийского завода мастера отлили для храма четырехтонный колокол, высота которого составила более двух метров, ставший самым крупным в ряду своих «собратьев». В наше время в Казанском соборе часто проходят богослужения с участием высших чинов Русской православной церкви. Стали доброй традицией и крестные ходы в честь святого покровителя Северной столицы князя Александра Невского. Они проходят ежегодно 12 сентября, маршрут пролегает от Казанского собора по Невскому проспекту и далее до Александро-Невской лавры.

И верующие, и просто туристы отмечают, что, войдя в храм, у них появляется ощущение спокойствия и умиротворения, все заботы и тревоги словно остаются за его порогом. Многие уверены, что дает о себе знать влияние святых стен, за долгий период существования собора впитавших в себя энергетику разных времен и искренние, идущие от всего сердца молитвы верующих.

К сведению туристов: несмотря на то, что Казанский собор – действующий, он продолжает оставаться одной из главных визиток Санкт-Петербурга, и экскурсии к этой достопримечательности никто не отменял. В его здании есть специальный уголок, где можно записаться к экскурсоводу. Кроме того, каждый желающий может приобрести здесь иконы, свечи, бутылки для освященной воды и памятные сувениры. Ну и, конечно, вы можете приникнуть к знаменитой иконе Казанской Божией Матери. Правда, придется набраться терпения, чтобы дождаться своей очереди – паломников к ней в наше время меньше не стало.

Время работы

Казанский собор в Санкт-Петербурге работает ежедневно с 7:00 до 20:00, то есть до окончания вечернего богослужения. Вход бесплатный.

Как добраться

Казанский кафедральный собор Санкт-Петербурга расположен по адресу: Невский проспект, дом №25.

Храм находится прямо напротив выхода из метро, ближайшие к нему станции подземки – «Невский проспект» и «Гостиный двор».

Тихвинский Богородичный Успенский монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

История

В 1383 г. за 70 лет до падения Константинополя «сия икона Одигитрия взялась из него манием Божием и перенеслась на Русь». Образ Богоматери чудесно, по воздуху скрылся из Царьграда и явился рыбакам над Ладожским озером, рядом с древнейшей столицей Руси, Старой Ладогой. Констанинопольский патриарх, выслушав свидетельства новгородских купцов и их описания образа, подтвердил, что явленная на Руси икона и есть та самая, что отбыла из Византии невозвратно «за гордость, братоненавидение и неправды народа». В тихвинскую землю икона переместилась вскоре после победы объединенных русских войск под началом благоверного князя Димитрия Донского над ордами Мамая.

Согласно летописи, «в лето 6891 от Сотворения мира, июня в 26 день (9 июля 1383 г. по Р.Х.) явися икона «Пречистыя образ Одигитрия» во области Великаго Новаграда, нарицаемой Тихфин». Сюда, на берег реки Тихвинки, пришли священники со множеством народа, и во время усердного соборного моления икона сошла на руки молящихся. Не медля приступили к возведению храма: в тот же день срубили лес, успели сделать три венца, приставили к месту строительства стражу и, славя Бога, разошлись до утра по домам. Но приставленные стражи от усталости заснули, а проснувшись, обнаружили, что ни иконы, ни начатого сруба, ни даже щепок от сваленного и тесаного леса нет.

Собрался народ. Потерю все стали горько оплакивать, и затем начали искать повсюду икону. И—о, чудо!—икона обнаружилась на другом берегу реки вместе с начатым срубом и заготовленными бревнами. Так икона сама окончательно избрала место своего пребывания. И хоть место было «блатно и неровно», именно его указала Богородица. А значит именно здесь и должно было возвести первую церковь Успения, что и было сделано без отлагательства всем миром и щедростью жертвователей.

Читайте также:
Высоко-Петровский монастырь в Москве: история и адрес, описание, расписание богослужений, святыни

По окончании строительства пономарь Юрыш, человек благочестивый, был послан оповестить окрестных жителей о времени освящения храма. Недалеко от нового храма Юрышу явилась Божия Матерь со святителем Николаем Чудотворцем и повелела, устами святителя, ставить на храм деревянный, а не железный крест, потому что именно на деревянном кресте был распят Иисус. На месте беседы Св. Николая с Юрышем тогда же поставили часовню, а в XVI в.был основан Николо-Беседный мужской монастырь. Событие это послужило также основанием для написания иконы. Современники, однако, не сразу поверили Юрышу, и когда стали устанавливать на купол кованый железный крест, рабочего, который это делал, невидимою силой, дуновением ветра сняло с купола вместе с крестом и невредимым поставило на землю. Кресты же все и по сию пору на соборе деревянные.

Первая церковь простояла семь лет и сгорела от «свещи ночию», чудотворная же икона сохранилась в целости: она была найдена неподалеку в можжевельнике. Церковь трижды горела и трижды восстанавливалась, а икона каждый раз чудесно оставалась невредимой. Слава о чудесах иконы распространилась далеко за пределы края, и в 1507 г. по указу царя Василия III была заложена каменная Успенская церковь—пятиглавая и «отвсюдуже преславно всеми видемая…». В эти годы чудотворная икона и получает наименование Тихвинской

Иван IV Грозный, почитавший Тихвинский образ Богоматери с особым благоговением, приезжал в 1547 г. вместе с митрополитом всея Руси Макарием. Молодому великому князю предстояло стать первым венчанным российским монархом, и его прибытие было частью предуготовительной программы торжеств, разработанной митрополитом. Моление Ивана Васильевича «у Пречистой на Тихвине» было предпринято с целью снискать небесного одобрения венчания на царство. Ведь венчание русского царя окончательно закрепляло наследование статуса истинной православной империи от Византии к России. Рождалась и набирала силу новая христианская держава, основанная на заповедях крепкой православной веры.

При таком внимании власти и народа к монастырю он не испытывал недостатка в радетелях и жертвователях. Так в 1584 г. царь Федор Иоаннович пожертвовал 300-пудовый полиелейный колокол. После пожара 1623 г. был объявлен сбор пожертвований и вкладов икон для сгоревшего иконостаса собора—жертвовали как знатные так и простые граждане, тихвинцы и новгородцы. Традиция не прекращалась и позднее. В 1630 г. Михаил Федорович, первый из династии Романовых, внес из личных средств 3000 листов белого железа для покрытия глав церкви Успения. Князь Дмитрий Пожарский, предводитель ополчения, освободившего страну от литовско-польской интервенции, присылал каменщиков для восстановления звонницы, разрушенной взрывом порохового склада.

Вскоре после основания и особенно во время Ливонских походов Ивана IV Грозного Успенский монастырь, находившийся в ту пору на северо-западной границе России, стал нести не только духовно-просветительскую, но также и важную и опасную государственную «дозорную и связную» службу.

Конец XVI в. стал временем обострения русско-шведских отношений, а в начале XVII в. страна оказалась ввергнутой в тяжкие испытания Смуты. Во время тех трагических событий один из псковских епископов, получив вести о взятии Москвы и осаде Троице-Сергиевой Лавры, «умер от горя». Не один только Тихвинский монастырь неоднократно тогда подвергался осаде и «люторской напасти», но на его долю досталось поистине с лихвой. Летописец видел причины этих несчастий в «самонадеянии и нечистотах греховных».

В 1610 г.—«литовское разорение»: Тихвинская обитель разграблена польско-литовскими отрядами. С 1608 по 1613 год—неоднократные столкновения с отрядами шведского воеводы Якоба Делагарди, которые под предлогом помощи правительству Шуйского заняли монастырь, превратив его в свой гарнизон. Не потерпев позора, тихвинцы напали на шведов и выбили их из обители. В ответ шведы вернулись с подкреплением, а Делагарди повелел камня на камне не оставить от монастыря-крепости.

Конец лета 1613 г. стал временем героического «осадного сидения» русского отряда и ополченцев-тихвинцев. И в самый тяжкий час, когда враг, получив подкрепление, стал уже одолевать, Небесная Заступница вновь явила свое покровительство. 15 сентября 1613 г. защитники монастыря окончательно разбили отряды шведских интервентов: переломный момент наступил, когда осажденные вышли на стену монастыря с Тихвинской иконой Божией Матери. Богоматерь совершила чудо: как поведали потом плененные шведы, всему их отряду в страхе привиделось, что на помощь монастырю со всех сторон идет несметное русское войско. Они «возмятошася, всколебашася и яшася бегства со студом, друг друга со зади биюще».

В июне 1812 г. архимандрит монастыря Самуил благословляет тихвинскую дружину, отправляющуюся на войну с Наполеоном со списком с чудотворной иконы. Список сопровождал дружину в победоносных боях и получил название «Тихвинская Ополченная икона Божией Матери».

В середине 20-х годов ХХ в. монастырь был закрыт и разорен богоотступнической властью, как и многие другие храмы и обители. В годы Великой Отечественной войны Тихвин был ареной ожесточенных боев с немецко-фашистскими захватчиками, стремившимися замкнуть вокруг Ленинграда второе блокадное кольцо. Оккупировав в ноябре 1941 года Тихвин, гитлеровцы похитили из монастыря все старинные иконы, среди которых была и Тихвинская икона Богоматери. Икона попала в оккупированный Псков, а затем в 1944 г. в Ригу. Захватчики надеялись получить поддержку православных, «выдавая» икону на время богослужения в храмах на оккупированной территории. Но при отступлении гитлеровцы не успели забрать чудотворный образ.

Из Риги через Лиепая, Гданьск, Кобленц и Прагу, через лагеря беженцев и тяготы изгнанничества, с риском для своей жизни и сохранности святыни икону сохранил и вывез в США тогдашний рижский епископ и будущий архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн († 1982). Все годы вынужденного изгнания святыня бережно хранилась владыкой, завещавшим вернуть ее на Родину, когда Россия освободится от власти истребителей христианства. Хранитель иконы, приемный сын владыки Иоанна протоиерей Сергий Гарклавс, бывший во время войны еще юношей, на своих плечах нес чудотворный образ буквально через огонь и воду.

Чудотворная икона, святыня мирового православия, 63 года находилась на хранении у отца Сергия в городе Чикаго, штат Иллинойс. В 2003 году он принял окончательное решение о возврате образа в восстанавливаемую Тихвинскую обитель.

В апреле 1995 года жители г. Тихвина обратились с открытым письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой благословить открытие Богородичного Успенского мужского монастыря—святой обители, которой город Тихвин и обязан своим появлением. Уже через месяц было зарегистрировано религиозное объединение «Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь». В том же году в монастырь въехали первые насельники, которые вместе с паломниками начали реставрационные и строительные работы по восстановлению монастыря. Был совершен первый монашеский постриг в уже действующем монастыре. А годом позже возобновилась праздничная служба. 9 июля 1997 г. в Успенском соборе монастыря состоялось первое архиерейское богослужение, которое возглавил Его Высокопреосвященство Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.

Читайте также:
Пантелеимонов монастырь на Афоне: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

Весной 2003 г. было достигнуто окончательное соглашение о возвращении Тихвинской иконы в родную обитель. По просьбе хранителя образа протоиерея Сергия Гарклавса первое место остановки иконы после перелёта из Америки было в Риге, затем Москва, Санкт-Петербург и, наконец, Тихвинский монастырь.

Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери вернулась на Родину 23 июня 2004 г. В день общецерковного празднования явления образа 9 июля 2004 года (26 июня по ст. стилю) в Тихвинском монастыре торжественную литургию отслужил Патриарх Московский и всея Руси Алексий в сослужении предстоятеля Православной Церкви в Америке Митрополита Германа и сонма священнослужителей.

Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь в Тихвине

Не прекращается поток паломников, желающих прикоснуться к древнейшим чудотворным святыням, в Тихвин, город в Ленинградской области.

Тихвинский Богородичный монастырь Успения Богородицы — Богом предопределенное место для хранения святого образа Божьей Матери, других святынь, и дарования людям Божьего освобождения и исцеления духа, души и тела.

Уникальная история основания обители

По историческим данным, в 1383 году на берегу речки Тихвинки, протекающей в тех местах, была найдена икона Богородицы. Никто не знал, каким образом святой лик попал в то место.

Славяне даже представить не могли, что перед ними находилась одна из первых икон Богородицы, написанная евангелистом Лукой еще при жизни Божьей Матери.

Краткая история иконы Богородицы Одигитрии

Евангелист Лука послал святой лик Богородицы в подарок Феофилу, правителю Антиохии, в честь принятия им святого крещения. Через 4 столетия она всплывает в Иерусалиме, откуда ее перенесли в Константинополь по воле Евдокии, жены Феодосия, императора Греции.

Другие православные монастыри:

Святой образ более 5 веков хранился в то время в специально построенном для нее храме Влахернском. Когда началось время иконоборчества, святыню спрятали в стене монастыря Пантократора, после окончания ереси гонения на святые образа икона возвращается в Влахерны.

В 1383 году она исчезает таинственным образом, чтобы сверхъестественным чудом объявиться на правом берегу Тихвинки.

Узнавший об объявлении Одигитрии в Тихвине, Патриарх Константинополь по описанию подтверждает истинность образа, исчезнувшего из Греции.

Чудеса начались сразу после обретения святого лика, ибо на следующий день люди, пришедшие увидеть чудо, нашли образ Богородицы на левом берегу, все присутствующие около реки получили исцеления.

Интересно! На месте обретения святыни построили деревянную церковь, которая несколько раз сгорала дотла, но икона Богородицы оставалась невредимой.

Строительство мужского монастыря

В 1510 году великий князь Василий Третий повелел построить Успенский каменный монастырь, строительство которого сопровождалось чудесами.

По неизвестным причинам почти готовое строение в один миг завалилось, придавив рабочих. Люди уже успели оплакать 20 человек, погребенных под каменными глыбами, когда оказалось, что после разбора завалов все рабочие оказались живыми и невредимыми.

После освящения монастырского ансамбля в 1560 году чудотворный образ не переставал совершать чудеса:

  • слепые прозревали;
  • глухие начинали слышать;
  • бесноватые получали освобождение;
  • без вести пропавшие находились.

Интересна история установления на куполе храма деревянного креста. Пономарю Юрышу во время оповещения народа об окончании строительства обители явилась Божья Матерь и Николай Угодник, которые повелели ставить над церковью деревянный крест, но люди не поверили пономарю.

Человек, залезший ставить железный крест, был дуновением ветра мягко поставлен на землю с крестом.

На заметку! За прообраз строящегося монастыря был взят Успенский собор Московского Кремля.

Новая обитель находилась под особым вниманием царских особ, здесь неоднократно молился царь Иоанн Васильевич, его сын, царь Федор подарил монастырю полиелейный колокол. Традицию пожертвований продолжил внук Ивана Грозного Михаил, в 1630 году подарив для Успенской церкви листовое белое железо, которым покрыли свечеобразные главы, прообразы носителей света для христианского мира. Дмитрием Пожарским были посланы в свое время каменщики и материалы для восстановления после взрыва порохового склада звонницы.

Божья Матерь защищала тихвинскую святыню во время литовского разорения, нашествия шведов.

В 1812 году списком Богородицы из Тихвина благословлялись воины, идущие на войну с Наполеоном.

Богоотступнические времена

Революционные и военные годы не обошли стороной тихвинскую святыню, немцы вывезли святой образ из Тихвина в Латвию, а затем в Германию. Тихвинскую икону Богородицы сопровождал епископ Иоанн, который после своей смерти завещал протоиерею Сергию, он был приемным сыном Иоанна, вернуть святыню в мужскую обитель в Тихвине.

Отец Сергий вывез святой образ в Америку, и только в 2004 году чудотворный образ Божьей Матери вернулся в Тихвинский Богородичный мужской монастырь.

Годы возрождения

В 1995 году тихвинцы в письменном послании попросили Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго благословить восстановление святыни.

В мае 1995 года насельники и паломники приступили к реставрационным работам, в 1997 году Успенский собор мужского монастыря в Тихвине огласился божественными песнопениями на архиерейском богослужении под благословением Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира.

Убедившись в восстановлении мужского монастыря, Сергий Гарклавс вернул святыню в построенную для нее обитель, поселившись в ней. За возвращение святыни президентом Владимиром Путиным отцу Сергию был подарен домик на берегу Святого озера, которое находится на территории Антониево-Дымского монастыря.

Постройки и святыни современного Тихвинского монастыря

Чтобы увидеть «Божью Матерь на крылечке» нужно пройти к надвратной церкви и подняться по 24 ступеням. Церковная стена является хранительницей чудотворного образа, нарисованного прямо на ней.

Настенная фреска обладает чудотворными качествами, тихвинцы с 1856 года передают послание об исцелении ног у тихвинца Боровского, который приполз к святому образу на коленях, а вышел на своих ногах.

Уникальные голоса певчих наполняют часовню в надвратной церкви особым присутствием Духа Святого.

Во время экскурсии можно услышать о чудодейственной силе списка Богородицы, прозванного в миру Стокгольмским. Русские купцы, будучи по торговым делам в Швеции, увидели у одного шведа список Тихвинской иконы Божьей Матери и выкупили его за сто золотых. Возвращаясь домой, корабль купцов попал в шторм, и только молитва перед святым образом помогла славянам вернуться на Ладогу. После войны этот список, хранившийся в соборе Преображения Господнего, был вывезен и окончательно утерян.

Читайте также:
Вадим Леонов: биография и жизнь протоиерея, лекции и труды

Удивительна история фундаментного камня придела Ильи, вес которого почти 9 тонн. Уникальность его в том, что эта каменная глыба приплыла с моря на льдине.

До 2015 года некоторым посетителям повезло не только встретиться, но и получить благословение от того самого отца Сергия, который был последним хранителем чудотворной иконы Божьей Матери, переданной из Америки в Тихвинскую обитель. Будучи совсем старым по годам, в возрасте 87 лет, священник отличался ясным взглядом и прямой спиной. Каждый человек, находившийся рядом с отцом Сергием, испытывал необыкновенное тепло и доброжелательность, исходящую от священника.

Обойдя Успенский собор, можно полюбоваться церковью Воздвижения Животворящего Креста, строительством которой руководил Леонтий Бенуа. Пятью пиками в небо возвышается монастырская звонница, на которую при желании позволительно подняться.

Здесь же находится келья расстрелянного в 1937 году монаха Арсения. Ныне она представляет собой мини-музей.

Храм Покрова Богородицы, построенный в XVI веке и восстановленный в первоначальном виде, является хранителем Тихвинской святыни в зимнее время.

В храме 12-ти Апостолов в настоящее время можно посетить монастырскую лавку и приобрести уже освященные христианские предметы в виде икон, свечей, нательных крестиков и других.

Вообще, на территории Тихвинского мужского монастыря 6 церквей, и каждая из них имеет свои чудодейственные святыни. Также на территории монастыря расположен Тихвинский историко-мемориальный и архитектурно-художественный музей — один из старейших музеев Ленинградской области. Сегодня здесь хранится более 32 тысяч музейных предметов различных коллекций.

Кроме святого образа «Тихвинская», в мужской обители можно поклониться и иконе Божией Матери «Старорусская».

Информация для посещения

В летний период монастырский комплекс открыт с 6 утра до 9 вечера, в зимнее время обитель принимает посетителей до 19.30.

Посещающие обитель люди, независимо от пола, возраста и национальности должны с уважением относиться к правилам внутреннего поведения.

Женщины должны быть в юбках и с покрытой головой, мужчины обязаны снять головной убор и надеть длинные брюки.

Тихвинская обитель имеет четыре подворья:

  • Ленинградское;
  • город Пикалево;
  • пустынь Макарьевская в Тосненском районе;
  • городок Смоленский шлюз.

Престольные праздники

Множество народа собирается на монастырском дворе в Тихвине и его подворьях на престольные праздники:

  • 9 июля — в честь иконы Богородицы «Тихвинская»;
  • 12 июля — праздник первоверховных апостолов Петра и Павла;
  • 28 августа — День Успения Божией Матери;
  • 27 сентября — Воздвижение Честного Креста;
  • 14 октября — праздник Покрова Пречистой Богородицы;
  • на сороковой день от Воскрешения Иисуса Христа — праздник Вознесения Господня.

Мужской Богородичный монастырь находится в городе Тихвине, Ленинградской области, по улице Тихвинская, д.1

Совет! По вопросам поездки паломников на несколько дней следует обращаться на официальный сайт обители.

Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь

Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь находится в городе Тихвин Ленинградской области в 240 километрах от Санкт-Петербурга. Сюда в течение нескольких столетий на преклонение чудотворной иконе Божией Матери Одигитрии съезжались не только простые люди, но и великие князья, цари и русские императоры. Икона и по сей день является главной святыней монастыря.

За более чем 400 лет существования монастырь переживал и стремительное развитие, и падение, и даже был рубежом обороны от иноземных захватчиков. Несмотря ни на что, монастырь дожил до наших дней и сейчас его ворота открыты для паломников и туристов из разных уголков страны. Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь является действующим, однако все желающие могут посетить как сам монастырь, так и музей, расположенный на его территории.

Расписание богослужений в Тихвинском монастыре

Монастырь открыт для посещения ежедневно. Вход свободный, однако к требованиям относятся соблюдение тишины и приличия. В летнее время ворота монастыря открыты с 6 часов утра до 9 вечера, в зимнее время с 6 утра до половины восьмого вечера. По воскресеньям и праздникам вход в монастырь доступен после 8 утра. Богослужения проходят в монастыре ежедневно, два раза в день. Актуальное расписание богослужений можно посмотреть на официальном сайте Тихвинского монастыря.

Следует помнить, что нахождение на территории монастыря в пляжной или спортивной одежде, а также в шортах и мини-юбках священнослужители считают неприемлемым.

Чудотворная тихвинская икона

Вся история монастыря начиная от его создания и до наших дней, неразрывно связана с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери Одигитрии, что на греческом языке значит «указывающая путь». По преданию, икону написал Св. Апостол евангелист Лука еще при жизни Девы Марии и подарил правителю Антиохии Феофилу. Позже святыня была перемещена в Константинополь, где специально для нее возвели Влахернскую церковь-реликварий. Согласно летописи, в 1383 г., за 70 лет до распада Византии, икона чудесным образом переместилась в окрестности города Тихвин.

Здесь, на берегу реки Тихвинки, усердно молились священники и простые люди, и во время молитвы икона сошла на руки молящихся. В тот же день было принято решение о строительстве церкви на месте явления. Но к вечеру успели построить только три нижних венца. Было принято решение продолжить работу утром. Однако когда утром строители пришли на место, то никаких следов от постройки не обнаружили. Пропала не только икона и остов церкви, но даже щепки. Пропажа внезапно нашлась на другом берегу реки. Все было перенесено сюда в том виде, в котором оставили стройку вечером. Таким образом, по преданию, икона сама выбрала себе место. Было решено возводить храм здесь.

Первая Успенская церковь была построена из дерева и простояла всего 7 лет, после чего сгорела при пожаре, но икона чудесным образом уцелела. С тех пор храм горел еще два раза, и каждый раз икона Божией Матери Одигитрии оставалась невредимой, чем привлекла внимание русского царя Василия III, который постановил заложить на этом месте каменный храм вместо деревянного. Церковь возвели в 1510—1515 гг. по образу Успенского Собора в Москве. А икона с той поры носит название Тихвинская.

В 1547 г. Иван Грозный, чтивший икону не меньше своего отца Василия III, приезжал в Тихвин молиться образу, чтобы получить благословение на царствование, а в 1560 г., уже будучи царем, велел построить два монастыря — мужской на левом берегу реки Тихвинка и женский на правом берегу.

Читайте также:
Николай Агафонов: биография протоиерея, книги и рассказы, труды

Таким образом, Тихвинская икона стала не только главной реликвией Богородичного Успенского монастыря, но и являлась основной причиной для его создания.

История Тихвинского мужского монастыря

С самого создания монастырь получал внушительные пожертвования как со стороны простых людей, так и от богатых купцов и князей. К примеру, в 1584 г. царским указом монастырю был подарен полиелейный колокол весом в 300 пудов. А в 1630 г. Михаил Федорович Романов внес из своих собственных сбережений 3000 листов белого железа, которыми были впоследствии покрыты главы церкви Успения. Князья присылали своих строителей для реставрации церкви и монастыря после пожаров.

В 1718 г. знать города Тихвина преподнесла монастырю «сребропозлаченный оклад для образа Богородицы украшенный жемчугом и самоцветами». Множество драгоценных камней для украшения икон было подарено и русскими императрицами.

В XVI в. кроме собора в Успенском монастыре были возведены и другие каменные постройки: Трапезная с церковью Рождества Богородицы, Святые ворота с надвратной церковью Вознесения и приделом Феодора Стратилата, пятишатровая звонница.

Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь на панорамах карт Google

Но монастырь, кроме духовно-просветительской, нес и важную оборонительную роль. Его укрепленные стены были стратегическим объектом во времена войн и смуты. В 1610 г. обитель была разграблена литовско-польскими войсками. В то же время происходили постоянные столкновения со шведами, которые даже под обманным предлогом зашли в монастырь и сделали его своим укрепленным гарнизоном.

Однако жители Тихвина восстали и выбили шведские отряды. Вражеское войско вернулось с подкреплением, и монастырь был взят в осаду. «Осадный период» связывают еще с одним чудом. В летописях сказано, что во время битвы защитники вышли на монастырские стены с Тихвинской иконой Божией Матери, и тогда шведским отрядам показалось, что на них надвигается со всех сторон огромное русское войско. Шведские захватчики бежали с поля боя, и русские защитники одержали окончательную победу в этой войне и отстояли монастырь

Однако война нанесла серьезный удар не только по монастырю, но и по всей экономике тихвинских земель. Пахотные и сельскохозяйственные угодья были разорены, постройки разрушены. Только спустя двадцать лет монастырь не только окончательно восстановился, но и продолжил строиться. Активнее всего стройка в Тихвинском Успенском монастыре велась в конце XVII в. В этот период все постройки из дерева были заменены на каменные. В ходе работ на территории монастыря и был создан тот самый архитектурный ансамбль и памятник истории XVI—XVII вв., который практически полностью сохранился до наших дней.

В 1669 г. были построены «Введенские ворота», а 1791 г. на их верхнем ярусе была возведена надвратная церковь во имя чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Изображение иконы нанесли на фасад башни. В 1856 г. перед ней произошло исцеление тихвинского мещанина А. А. Боровского от падучей и болезни ног. По этому случаю вокруг фрески на фасаде была выстроена часовня, защищающая изображение от непогоды, которая стала называться «Крылечко». А почитателей и благодетелей у монастыря и иконы стало еще больше.

В начале XX в. монастырь был закрыт, как и большинство церквей в то время, а храм разграблен. Икона же стала достоянием местного краеведческого музея.

Во времена Великой Отечественной войны город был захвачен гитлеровцами при попытке штурма Ленинграда. Почти два месяца Тихвин находился в оккупации. Отступая, немцы вывезли из города все ценности, в том числе и чудотворную икону в занятый ими Псков. Потом икона попала в Ригу и в американскую оккупационную зону в Германии, откуда была вывезена епископом Иоанном в США. Перед смертью он завещал вернуть икону в Тихвин только после полного восстановления монастыря.

В 1945 г. на территории монастыря остается только одна действующая церковь, в которой проводятся богослужения — «Крылечко». Такое положение дел сохраняется вплоть до 1995 г., когда жители г. Тихвина написали письмо к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой возродить Богородичный Успенский мужской монастырь, благодаря которому город Тихвин и обязан своим появлением. После разрешения в монастырь въехали паломники и насельники и началось его восстановление. В 2004 г. было принято решение о возвращении иконы в Тихвинский монастырь.

Сейчас в Тихвинском монастыре действует золотошвейная мастерская, где вручную вышиваются уникальные предметы для украшения богослужения. При монастыре выпускается православная газета «Святыня». Также на территории находится музей, сувенирные магазины и кафе с монастырской выпечкой. У монастыря есть подворье, расположенное в Санкт-Петербурге — храм Святого Димитрия Ростовского. Здесь регулярно проводятся богослужения, беседы для молодежи и взрослых, спортивные мероприятия, детские праздники и организуются поездки по памятным местам Санкт-Петербурга и области.

Как добраться

Монастырь расположен в городе Тихвин Ленинградской области по адресу Тихвинская улица, 1. Добраться сюда из Санкт-Петербурга можно несколькими способами.

Электричка до Тихвина ходит ежедневно с Московского вокзала. С Ладожского вокзала отправляется множество междугородних поездов, следующих через Тихвин. Время в пути составит чуть больше 3 часов.

Если ехать из Санкт-Петербурга на машине, то необходимо двигаться по Мурманскому шоссе (трасса Е-105, М-18) 130 км до Новой Ладоги. После моста через реку Волхов следует повернуть направо и продолжать движение по трассе А-114 еще 100 км до кольца, где будет указатель на Тихвин. Проехав 5 км по Р-36 вы окажетесь прямо у входа на территорию Тихвинского мужского монастыря.

Автобус № 860, следующий по маршруту Санкт-Петербург — Тихвин, отправляется от автовокзала, расположенного на набережной Обводного канала, несколько раз в день. Также существует рейс № 860Л до Тихвина, который отправляется от ТК «Ладожские ряды» два раза в день по будням, и один раз в день по выходным.

Проходящие через Тихвин автобусы на Череповец и Вологду отправляются от ТК «Невский», в районе ст.м. Дыбенко. На эти автобусы чаще всего необходимо предварительное бронирование.

Тихвинский Богородичный Успенский монастырь на видео

Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь

Мiръ Россия Ленинградская область Тихвин Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь

Читайте также:
Храм Космы и Дамиана в Шубине: история и описание, адрес, праздники и святыни

Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь — православный мужской монастырь, расположен в городе Тихвине, на берегу реки Тихвинки.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Список храмов и скитов Тихвинского монастыря
    • 2.1 Храмы
  • 3 Подворья Тихвинского монастыря
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Видео
  • 7 Как добраться
  • 8 Ссылки

История [ править ]

Основан по указу Ивана Грозного от 10 февраля 1560 года новгородским архиепископом Пименом.

В 1613 году монастырь был осаждён шведской армией под предводительством Якоба Делагарди, однако его защитники во главе с князем Семёном Прозоровским смогли отразить несколько штурмов и удержать обитель до прихода подкрепления.

В 1920-х годах храмы монастыря были переданы обновленцам, в 1930-х годах закрыты, а икона, почитавшаяся чудотворной, стала экспонатом местного краеведческого музея.

Во время Великой Отечественной войны город был лишь в течение недолгого времени оккупирован немецкими войсками, но при отступлении они вывезли икону в Псков, где передали православной духовной миссии, потом икона попала в Ригу, Либаву, Яблонцы, американскую оккупационную зону в Германии, оттуда епископ Иоанн (Гарклавс) вывез её в Чикаго (США). Умирая, владыка Иоанн оставил завещание, по которому возвращение святыни в Россию возможно только при полном возрождении Тихвинского монастыря.

В 1945 году находившуюся в восточной башне монастырской ограды церковь Тихвинской иконы Божией Матери «Крылечко», построенную по проекту Н. Л. Бенуа и освящённую в 1863 году, предоставили в пользование православной общине (более 40 лет это был единственный действовавший храм на территории Тихвинского и Бокситогорского районов).

В 1995 году монастырь был передан Русской Православной Церкви, Успенский собор восстановлен и освящён, а в 2004 году икона была возвращена в монастырь.

Список храмов и скитов Тихвинского монастыря [ править ]

Храмы [ править ]

Успенский собор. Самый древний, большой и красивый Успенский собор возведен в 1515 году, при Василии III; много раз перестраивался и обрастал пристройками, так что теперь сочетает элементы множества архитектурных стилей от XVI до XX веков. Здесь хранится Тихвинская икона Божией Матери.

Покровская церковь и звонница при ней. Храм был построен в XVI веке, в XIX веке получил новый облик, но в 1960-70-х годах реставраторы восстановили памятник таким, каким он появился на свет. В Покровском храме Тихвинская икона хранится зимой.

Надвратная церковь Вознесения Господня родом из XVI века (детище блаженного государя Феодора Иоанновича).

Церковь Двенадцати Апостолов возведена при монастырской больнице в конце XVII века, перестроена в XIX, а во время Великой Отечественной утратила всю алтарную часть и навершие. Сейчас в церкви иконная лавка монастыря.

Крестовоздвиженский собор построен на заре правления Петра Великого, а при Александре III был коронован пятью куполами. В нем совершаются богослужения зимой.

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери “Крылечко”. В 1669 году на том месте, где пребывала Тихвинская икона до постройки Успенского собора, была возведена Надвратная башня. Фреска с изображением Богородицы на фасаде башни, к которой вела лесенка в 24 ступени (отсюда название «Крылечко») послужила к исцелению мещанина А. А. Боровского. В память об этом исцелении к башне была пристроена церковь Тихвинской иконы Божией Матери «Крылечко», так что икона оказалась внутри алтаря. Храм был возвращен Церкви в 1944 году и еще в советские годы стал местом паломничества: многие приезжали сюда крестить или венчаться.

Подворья Тихвинского монастыря [ править ]

  1. Домовый храм свт. Димитрия митрополита Ростовского. Подворье Тихвинского монастыря. Санкт-Петербург, ул. Дегтярная, д. 18А
  2. Подворье Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря в городе Пикалёво. Ленинградская обл., Бокситогорский р-н, г. Пикалево
  3. Свято-Успенская Макарьевская пустынь, Ленинградская обл., Тосненский район
  4. Часовня Тихвинской иконы Божией Матери в местечке Смоленский Шлюз. Ленинградская область. Тихвинский район, Лазаревическая волость, местечко Смоленский Шлюз.

Святыни [ править ]

Чудесное явление иконы на берегах реки Тихвинки датируется 1383 г. Для нее на месте явления был построен деревянный храм Успения Богородицы, в 1515 г. перестроенный в каменный, вокруг которого и вырос Тихвинский монастырь. После революции икона находилась в Краеведческом музее, в 1941 г. была вывезена немцами во Псков и передана Псковской Духовной миссии. Она «отступала» вместе с немцами, затем пребывала в Германии, а в 1950 г. была вывезена в Свято-Троицкий собор в Чикаго. Ее хранителями были архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), а затем его приемный сын протоиерей Сергий Гарклавс. В 2004 г. икона возвращена в обитель.

Престольные праздники [ править ]

  • Икона Пресвятой Богородицы “Тихвинская” – 9 июля
  • Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа
  • Покров Пресвятой Богородицы – 14 октября
  • Вознесение Господне – 40-й день после Пасхи
  • Петр и Павел, первоверховные апостолы – 12 июля
  • Воздвижение Животворящего Креста Господня – 27 сентября
  • 21 февраля (преставление в 319 году), 21 июня (перенесение мощей в 319 году). Вмч. Феодора Стратилата (319)

Видео [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 187555, Ленинградская область, г. Тихвин, ул. Тихвинская д. 1.

Адрес для GPS-навигаторов: Ленинградская область, город Тихвин, улица Красноармейская д. 12

Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь в Тихвине — разъясняем развернуто

Тихвинский Успенский монастырь представляет собой искусную архитектурную оправу для одной из величайших святынь России — Тихвинской иконы Божией Матери

К югу от Ладожского озера, юго-восточнее легендарного поселения Старая Ладога лежит древний городок Тихвин. Голубой змейкой ползет-извивается через него обмелевшая речка Тихвинка. Лишь весной она подступает вплотную к невысоким стенам мужского Тихвинского монастыря.

Описание и месторасположение

Тихвинский Богородичный Успенский монастырь — таково его полное название, как уже известно, предназначен для мужчин. Он создан архиепископом Новгородским Пименом в 1560 году, как указано было ему царём Иваном Грозным.

Примите к сведению: главной святыней, находящейся в стенах обители, называют Тихвинскую Икону Божьей Матери Одигитрии. Именно затем, чтобы помолиться ей, приезжают сюда паломники.

Здесь находятся Успенский собор, Покровская Церковь, Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери «Крылечко», звонница и келейные корпуса, в которых живут монахи. Настоятель — игумен и священноархимандрит Мстислав.

Местонахождение обители — Ленинградская область, в живописном городке Тихвин, названном так потому, что стоит на реке Тихвинке.

Явление Тихвинской иконы Божией Матери

Связь с водой у монастыря не случайна и имеет отношение к древней его истории. Старинные летописи рассказывают, как в 1383 году промышлявшие на Ладоге рыбаки увидели чудесное видение. В ярком луче солнечного света, пробившегося сквозь пелену низких неласковых туч, на поверхности озера заблистала икона.

Читайте также:
Храм Рождества Богородицы в Уфе: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни и настоятели

Дивный образ Богоматери словно плыл над водой и скрылся на берегу… Возле речки Тихвинки в честь этого чуда и была заложена деревянная церковь.

Так Русь обрела одну из главнейших своих святынь — Тихвинскую икону Божией Матери, писанную, по преданию, самим евангелистом Лукой и исчезнувшую из Константинополя за 70 лет до взятия его турками, дивным образом она перенеслась по небу на берега Ладоги и Тихвинки.

История Тихвинской иконы

Тихвинская Икона Божьей Матери Одигитрия попала к нам из Царьграда. Согласно древней легенде, за несколько лет до падения этого города, в 1383 году, сия икона «испарилась» по воле Божьей и очутилась на Руси, где явился рыбакам образ Богоматери, парящей над гладью Ладожского озера. Важно, что патриарх Константинополя, услышав рассказы новгородских купцов и посмотрев на срисовки с иконы, подтвердил, что эта икона является той иконой, которая покинула Константинополь за кровь, распри и гордыню, воцарившиеся в нём. В Тихвин же икона попала после того, как Дмитрий Донской разбил войско Мамая.

Стоит отметить: в 1941 году, оккупировав обитель, немцы вывезли из неё всё, что смогли: всю оставшуюся утварь, иконы и образы (среди них была и та самая икона Божьей Матери).

При быстром отходе немцев образ был увезён в Псков, а оттуда переслан в Ригу, затем в Либаву, позже в Яблонцы, а уж оттуда он попал в зону оккупации американцами Германии. Оттуда образ был вывезен епископом Иоанном в Чикаго, в Соединённые Штаты Америки. Его сыну, Сергию, епископ завещал вернуть икону в Россию, как только в России наступят благополучные времена.

Это важно: в 2003 году, после переговоров, на Родину наконец-то вернулась и главная святыня этого места – Икона Тихвинской Божьей Матери Одигитрия. Ныне икона на территории России существует во множестве списков, почти все из них признаны чудотворными. Оригинал иконы в 2004 году был торжественно возвращен в Успенский Тихвинский монастырь, а списки обрели множество храмов и часовен, например, Храм-часовня Тихвинской Иконы Божией Матери в Кронштадте.

Список храмов и скитов Тихвинского монастыря

Храмы

Успенский собор. Самый древний, большой и красивый Успенский собор возведен в 1515 году, при Василии III; много раз перестраивался и обрастал пристройками, так что теперь сочетает элементы множества архитектурных стилей от XVI до XX веков. Здесь хранится Тихвинская икона Божией Матери.

Покровская церковь и звонница при ней. Храм был построен в XVI веке, в XIX веке получил новый облик, но в 1960-70-х годах реставраторы восстановили памятник таким, каким он появился на свет. В Покровском храме Тихвинская икона хранится зимой.

Надвратная церковь Вознесения Господня родом из XVI века (детище блаженного государя Феодора Иоанновича).

Церковь Двенадцати Апостолов возведена при монастырской больнице в конце XVII века, перестроена в XIX, а во время Великой Отечественной утратила всю алтарную часть и навершие. Сейчас в церкви иконная лавка монастыря.

Крестовоздвиженский собор построен на заре правления Петра Великого, а при Александре III был коронован пятью куполами. В нем совершаются богослужения зимой.

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери «Крылечко». В 1669 году на том месте, где пребывала Тихвинская икона до постройки Успенского собора, была возведена Надвратная башня. Фреска с изображением Богородицы на фасаде башни, к которой вела лесенка в 24 ступени (отсюда название «Крылечко») послужила к исцелению мещанина А. А. Боровского. В память об этом исцелении к башне была пристроена церковь Тихвинской иконы Божией Матери «Крылечко», так что икона оказалась внутри алтаря. Храм был возвращен Церкви в 1944 году и еще в советские годы стал местом паломничества: многие приезжали сюда крестить или венчаться.

Основание Тихвинского Успенского монастыря

Рождение Тихвинского Успенского Богородичного монастыря связано с именем Ивана Грозного. В 1558 году он начал Ливонскую войну, надеясь завладеть удобными гаванями на Балтике. Новгородские земли после этого превратились в «прифронтовую» полосу, таким образом, появилась причина для основания в Тихвине хорошо укрепленного монастыря; причина эта была сугубо оборонительного свойства. Соответствующее приказ царя последовал в 1560 году.

Сооружения монастыря

  • Успенский собор (построен в 1515 году итальянским архитектором Фразини). В XVIII веке он претерпел ряд изменений: был разобран придел во имя святителя Николая, несколько длинных и узких окон перед чудотворной иконой были заменены одним большим, чугунные плиты пола были заменены лещадными, амвон стал гранитным. Кроме того, настенная живопись собора в XVIII веке была счищена, и стены вновь были расписаны под руководством иконописца Логгина Шустова.
  • Покровская церковь (построена в 1581 году) с трапезной палатой
  • Звонница (колокольня). Пятигнездная, четырехэтажная; во время пожара 1623 года пострадала от взрыва, так как в одном из гнезд хранился порох. Была восстановлена при игумене Вассиане и в середине XIX века еще сохраняла свой облик; каменщиков для восстановления взорванной колокольни присылал князь Дмитрий Пожарский.
  • Келейные корпуса конца XVI — начала XVII века
  • Ограда с башнями
  • Надвратные церкви в башнях в честь иконы Тихвинской Божией Матери (освящена 13 сентября 1791 года) и Николая Чудотворца (освящена в 1798 году)
  • Церковь Тихвинской иконы Божией Матери «Крылечко» XVIII — XIX века (архитектор Н. Бенуа)

Тихвинский монастырь в Смутное время

В Смутное время стенам Тихвинского монастыря и его мужественным защитникам пришлось неоднократно отражать атаки шведских «гостей». Дело в том, что в 1608 году Лжедмитрий II, поддержанный поляками, двинул свои войска на Москву, и царь Василий Шуйский был вынужден позвать на помощь шведов (в обмен на некоторые северные территории). Но шведы повели себя на Руси как оккупанты.

Отряд шведского военачальника (француза по происхождению) Якоба Делагарди в 1610 году захватил Тихвинский монастырь, а также прилегающий к нему Тихвинский посад, и разграбил их. В мае 1613 года терпению тихвинцев пришел конец — они подняли восстание и уничтожили шведский гарнизон. Разъяренный Делагарди в ответ взял обитель в осаду. Она продолжалась более трех месяцев.

Делагарди грозился сровнять монастырь с землей, а саму чудотворную икону рассечь мечом. Тем временем в Москве венчался на царство Михаил Федорович Романов. Надежды на помощь из Москвы возрастали, но помощь медлила, а натиск шведов становился все ожесточеннее. В самый критический момент, 15 сентября, случилось чудо — Тихвинская икона Божией Матери защитила свой «дом».

Читайте также:
Петро-Павловский кафедральный собор в Симферополе: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Шведы, оставшиеся в живых, потом рассказывали, что им привиделось, будто со стороны Москвы идет огромное русское войско. Началась паника, оккупанты бежали, давя друг друга, их гнали, «секуще аки стеблие», брали в плен, сидевших во рвах засыпали землей.

В 1617 году неподалеку от Тихвина был заключен со шведами Столбовский мирный договор, причем порукой со стороны русских стал специально выполненный для этого список с чудотворного Тихвинского образа Божией Матери.

Мирная жизнь в Тихвинском монастыре продолжалось на протяжении всего XVII века — он хорошел, облекался в камень. Правда, этому устроению предшествовала еще одна беда — в 1623 году страшный пожар нанес тяжелые раны обители. В ходе последующего ремонта в соборном храме Тихвинского монастыря пришлось поновлять первоначальные росписи.

Галерея

Тихвинская икона Божией матери

Тихвинский монастырь в 1883 году

450 лет Тихвинскому монастырю. Почтовая карточка со специальным гашением. Россия, 2010 г.

Венценосные гости Тихвинского монастыря

Романовы Тихвинскую обитель любили и навещали. В Успенском соборе молились перед чудотворным образом Петр I (1717 год), Елизавета Петровна (1747 год; она приезжала в монастырь с великим князем Петром Федоровичем, будущим императором Петром III, и его женой Екатериной Алексеевной), Павел I (1798 год), Александр I (сопровождал отца в 1798 году, а в 1823 году он уже в царском звании еще раз побывал в монастыре), Александр II (1858 год). Монаршие посещения, как водится, сопровождались богатыми пожертвованиями.

В ходе секуляризации, проведенной Екатериной II в 1764 году, монастырь потерял все свои земельные владения и почти на сто лет попал в разряд второклассных обителей.

Проистекавшие от Тихвинского образа Божией Матери чудеса, которые продолжали множиться, привлекали в обитель огромное количество паломников.

Престольные праздники

  • Икона Пресвятой Богородицы «Тихвинская» — 9 июля
  • Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа
  • Покров Пресвятой Богородицы — 14 октября
  • Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи
  • Петр и Павел, первоверховные апостолы — 12 июля
  • Воздвижение Животворящего Креста Господня — 27 сентября
  • 21 февраля (преставление в 319 году), 21 июня (перенесение мощей в 319 году). Вмч. Феодора Стратилата (319)

Тихвинский монастырь после революции

Тихвинский монастырь в 1918 году был закрыт; в Успенском соборе устроили пересыльную тюрьму. Позже в нем размещался воинский продовольственный склад, в военные годы — госпиталь, после войны — цех Всесоюзного общества слепых. Реставрировать храм начали в конце 1960-х годов.

А Тихвинская икона Божией Матери в 1941 году, впервые за без малого шесть веков, покинула Тихвин. Немцы захватили город в ноябре 1941 года. Хозяйничали они в Тихвине недолго, но, тем не менее, успели вывезти «предметы искусства». В их числе оказался и чудотворный образ.

Немцы организовали в Пскове духовную миссию и выставляли икону в Троицком соборе, куда для поклонения святыне стекалась масса православного люда.

При их отступлении знаменитая икона была вывезена в Ригу. Оттуда рижский архиепископ Иоанн тайно вывез святыню в Америку, где долгие годы она хранилась в Чикаго, в скромном Свято-Троицком соборе. По завещанию отца Иоанна икона должна была вернуться в Россию после полного возрождения Тихвинского монастыря. Так оно и случилось.

Тихвинский монастырь к тому времени давно уже был действующим; иноческая жизнь возобновилась в нем в 1995 году.

Монастыри Ленинградской области.

Видео

Пожертвования

Братия собирает пожертвования на нужды обители, на которые затем и существует, а также содержится и реставрируется Успенский храм. На сайте есть подраздел «Благотворительность», здесь указано всё то, что требуется братии для того, чтобы восстановить в былом величии Тихвинский монастырь. Здесь вы сможете найти банковские реквизиты, на которые можно перечислить деньги.

Обратите внимание: есть нужда не только в денежных пожертвованиях. Братия также примет в дар различное оборудование, продукты питания и топливо.

В этом разделе также указаны контакты эконома монастыря, по которым вы сможете с ним связаться, чтобы сделать какие-то уточнения или договориться о передаче вещей, если вдруг решите что-то пожертвовать.

Где остановиться

Переночевать можно в находящемся при братии Домике Паломника.

Это уютный и простой домик, рассчитанный на 70 человек, но спальные места могут добавляться. В домике есть всё необходимое: функционирующий душ и туалет, розетки, и телевизор, если кому-нибудь захочется посмотреть телепередачи.

Домик тёплый, спальные принадлежности паломникам предоставляет монастырь. За ночлег вы можете оставить пожертвование в размере около 500 рублей, если вы приезжаете и остаётесь ночевать группой, то пожертвования вносятся в Паломнической службе.

Контакты

Тут вы найдёте все нужные номера телефонов и e-mail адреса, сможете связаться с настоятелем монастыря, задать какие-то дополнительные вопросы по поездкам или по организации служб и молебнов. И именно здесь вы сможете найти точное расписание всех богослужений.

Обратите внимание: в разделе «Прямая связь» вы сможете задать любой интересующий вас вопрос батюшке или лично послать электронное письмо настоятелю обители.

Заключение

Успенский Тихвинский монастырь – это место, которое стоит посетить каждому, здесь любой паломник или турист найдёт что-то своё. Кто-то сможет помолиться перед святым чудотворным образом Тихвинской Божьей Матери, сможет восстановить свои духовные силы.

Кто-то сможет полюбоваться красотами монастыря, церквей и зданий, а также природой, окружающей его. А кому-то будет интересна история России, а значит и этого места, коснувшегося многих её периодов. Может быть кто-нибудь приедет, чтобы стать послушником и принять постриг.

Тихвинский Монастырь — это место силы, веками хранившее веру русского народа, его мудрость и его историю, место чистоты и душевного спокойствия, место подвига. Эту обитель можно с уверенностью назвать одним из символов нашей страны.

Предлагаем Вашему вниманию интересное и познавательное видео о Тихвинском монастыре в Тихвине:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: