Кирилло-Белозерский монастырь в Кириллове: история и адрес монастыря, храмы и постройки

nord_ursus

Записки северного медведя

Cogito ergo sum

Осмотрев в прошлой части сам город Кириллов, который являет собой небольшой райцентр в Вологодской области, теперь отправимся в породивший его Кирилло-Белозерский мужской монастырь. Существует он с 1397 года, и был когда-то одним из наиболее крупных и зажиточных монастырей на севере России, а также и крепостью. Но времена величия давно остались в прошлом. Зато у маленького города Кириллова есть свой почти что кремль. В наше время на большей части территории монастыря находится музей-заповедник, но в постсоветские годы маленькая часть обители всё-таки была возвращена церкви.

2. В первой части мы подходили вплотную к монастырю по городским улицам, с которых мощные монастырские башни во многих местах хорошо просматриваются. Главным входом служит Казанская башня с воротами. Перед ней небольшая площадь и сувенирные лавки. В последние годы Кириллов стал довольно популярным туристическим местом. Я это заметил особенно хорошо, поскольку побывал здесь летом в выходные дни.

3. Стенды для туристов. Также есть в городе типовые туристические указатели коричневого цвета.

4. Часовенка рядом:

5. И Казанская башня. Внутри неё находится касса музея (на территорию вход, конечно, бесплатный, но в нескольких зданиях музейные экспозиции, на которые сразу можно купить билеты).

6. Самый красивый вид на обитель — с берега Сиверского озера. Правда, храмы отсюда видно плохо, и монастырь скорее выглядит как крепость (что, в общем-то, тоже правда).

Свою историю монастырь ведёт с 1397 года, когда здесь поселился преподобный Кирилл Белозерский — монах из Москвы, ушедший нести духовный подвиг на Север вместе с монахом Ферапонтом, который поблизости основал Ферапонтов монастырь. Обоих святых при канонизации назвали Белозерскими, потому что в те времена городу Белоозеру (Белозерску) подчинялась эта территория, хотя сами они к нему не имели отношения. Достаточно быстро Кирилло-Белозерский монастырь стал одним из форпостов Русского государства на севере (всё-таки в те времена у монастырей было гораздо больше функций), в 1612-13 годах выдержав осаду польско-литовскими войсками. А при монастыре выросла слобода, которая и стала в конце XVIII века уездным городом (времена расцвета монастыря в ту эпоху уже закончились).

7. Та часть монастырской-крепостной стены, которая у берега озера, построена была в конце XVI века.

8. А при мне возле неё люди загорали и купались. К моменту моей поездки период жары уже закончился (поэтому хорошо, что я не поехал в июле, как сначала собирался), но было по-прежнему тепло — около 20 градусов.

9. Теперь отправимся внутрь. В кадре видна Вологодская башня (1656 год). Эта часть стены была построена во второй половине XVII века, расширив территорию монастыря (так называемый Новый город).

10. Какая-то туристическая штука. What is Monetodavilka? Kto-nibud’ znaet?

11. А тут была граница обители до расширения. Перед нами Святые ворота и надвратная церковь Иоанна Лествичника (1572). Справа от них — Казённая палата, слева — келейный корпус. Построены также в XVI веке. Людей тут, как видим, много. Кроме туристов, тут, по-видимому, и местные любят гулять.

12. На сводах ворот сохранились старинные фрески:

13. Ну а это самое ядро монастыря. Справа налево: Трапезная палата, колокольня, Успенский собор, а левее его виднеется церковь Кирилла Белозерского. Перед храмами — почти что площадь. Здесь такой “город в городе”.

По количеству каменных построек 15-16 веков уже заметно, сколь зажиточным был монастырь в те времена. Он же был одним из крупнейших в стране церковных землевладельцев. И, видимо, многим из местных монахов это было не по душе, потому что именно здесь в 15 веке зародилось движение нестяжателей, которые противостояли иосифлянам.

14. Успенский собор 1497 года — старейшее сохранившееся здание монастыря. Хотя здесь Русский Север, собор построен в раннемосковском стиле.

15. На барабане купола — красивая и тонкая резьба по камню.

16. Собор в наши дни является музеем. Внутри сохранились фрески (я, признаться, не купил отдельный билет на фотосъёмку, хотя, по-моему, это никто и не контролирует).

17. Иконостас XVIII века:

18. Сбоку к собору пристроено два более поздних придела — Князя Владимира и святого Епифания.

19. С западной стороны — пристройка 18 века:

20. А это дом архимандрита. Построен в 17 веке, затем перестраивался в начале 19-го.

После революции монастырь был закрыт, а его настоятеля расстреляли. При этом, с точки зрения сохранения наследия, Кирилло-Белозерскому монастырю повезло — в нём не сделали военную часть, тюрьму или какие-нибудь склады, а создали уже в 1924 году музей-заповедник, который действует и сейчас.

21. Церковь Евфимия Великого и Большая больничная палата (17 век). Несколько дальше находится действующая и ныне в качестве монастырской церковь Сергия Радонежского, до которой я так и не дошёл (впрочем, она всё равно в лесах была).

22. Трапезная палата и колокольня. Тут прямо осязаемый дух старины — словно как и не изменилось ничего за четыре с половиной века.

24. Нашёл интересную вывеску. Возникло подозрение, что это реквизит каких-то киносъёмок.

25. “Соловецкий театр”. Не иначе, как здесь снимают фильм, где Кирилло-Белозерский монастырь играет роль Соловецкого. Так и оказалось — уже после поездки я выяснил, что в августе тут снимали фильм “Обитель” по роману Захара Прилепина.

26. Действие в нём происходит на Соловках в период нахождения там Соловецкого лагеря:

27. Белозерская башня, одетая в леса. Уже не первый год в монастыре идёт кропотливая реставрация.

Читайте также:
Московский Донской монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

28. А тут виден 270-летний дуб. Он рос тут тогда, когда города Кириллова ещё не существовало.

29. Домик келаря (XVII век):

30. А это Водяные врата с надвратной Спасо-Преображенской церковью (1595 год):

31. Вода озера за проёмом в каменной стене смотрится очень интересно:

32. А внутри этих врат есть советский артефакт:

33. Колокольня (1757-61 годы). Теперь поднимемся на неё.

34. По пути наверх — небольшая экспозиция с санями и колокольчиками:

35. Колокола побольше — церковные.

36. Колокольня не очень высокая, но виды с неё довольно интересные. Вот, теперь уже сверху, Святые ворота, а дальше — Ферапонтовская и Вологодская башни:

37. Церковь Кирилла Белозерского (1780 год), пристроенная вплотную к Успенскому собору (кадра с земли почему-то не нашлось, хотя я и внутрь заходил). Эта церковь действует, и в ней хранятся мощи святого Кирилла.

38. Белозерская башня:

39. Преображенская церковь, а за ней — водная гладь Сиверского озера:

40. Здесь чувствуется простор. С колокольни слышен шум моторных лодок.

41. А за озером — леса:

43. А вон вдалеке гора Маура, стоя на которой, согласно житию, Кирилл Белозерский и увидел место, где решил основать монастырь. Я был близко к ней, но на саму гору не поднимался.

Вообще здесь довольно холмистая местность — поблизости проходит водораздел каспийского и беломорского бассейнов (а неподалёку и балтийского). Немного странно, находясь тут, представлять, что Сиверское озеро относится к бассейну Волги. В районе Кириллова проходит Северо-Двинская водная система (один из её каналов я видел из автобуса по пути в Вологду), построенная в XIX веке, а до неё здесь был волок, а значит мимо монастыря проходил и торговый путь.

44. На этом я рассказ о монастыре подведу к концу. Напоследок — ещё два вечерних снимка. Я ночевал в Кириллове и, заселившись в гостиницу, после заката пошёл прогуляться и посидеть на камне у воды.

А дальше отправимся в окрестности Кириллова, где тоже есть монастыри. Первым делом — в Горицы, где я побывал ещё в первый день, и дошёл туда из Кириллова пешком.

Белозерский мужской монастырь в Вологодской области – история и обзор обители

Кирилло-Белозерский мужской монастырь

Кирилло-Белозерский мужской монастырь – крупнейший действующий монастырь в Европе, который называют «Великой государевой крепостью». Находится на берегу живописного Сиверского озера в небольшом городке Кириллове Вологодской области.

Возникновение монастыря

Возникновение Белозёрского монастыря связано с именем монаха Кирилла. Весной 1397 года бывший настоятель Московской Симоновой обители, священник Кирилл, ученик Сергея Радонежского, выбрал себе добровольный приют – вырыл холодную пещеру на берегу Сиверского озера.

Один среди дикого леса монах смиренно переносил северное пустынножительство. Со временем к старцу пришли единомышленники, ученики, и неподалёку от пещеры возвели деревянную церквушку во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Сын Дмитрия Донского, Андрей Дмитриевич, прознав про местную общину, щедро жертвовал образа, книги и церковную утварь. Братья Белозёрского монастыря жили в суровых условиях самоограничения, и постепенно здесь вырос Большой Успенский Белозёрский монастырь.

Расцвет обители

При Кирилле Белозёрском, управляющим обителью 30 лет, монастырь играл важную роль в политической жизни Руси. Здесь пролегал торговый путь на север, к Белому морю и шла прибыльная торговля солью и рыбой.

В 1497 году в монастыре построили первое каменное здание – Успенский собор. Рост и богатство Белозёрской обители обеспечивали высокопоставленные покровители: князья и цари щедро одаривали монастырь.

В 1528 году в монастырь прибыла великокняжеская чета: Василий III с супругой Еленой Глинской горячо молились преподобному Кириллу о даровании наследника. По молитвам у супругов родился сын, будущий царь Иоанн Грозный.

Иван Васильевич, убеждённый в том, что своим рождением обязан этому монастырю, относился к нему по-особому и делал большие вклады в развитие обители. В 1722 году сюда приезжал Петр I с императрицей Екатериной I.

Каменное строительство

В 1600 году монастырь обнесли каменной стеной с тремя воротами и 8 башнями высотой 25 метров, украшенными узорами из кирпича. Территорию в 12 га окружали стены длиной 2 километра, высотой 11 и толщиной 7 метров.

Внутри стен – 11 каменных церквей, колокольня, казённая палата, поварня и ледники. Монашеские кельи и хозяйственные дворы населяли многочисленные ремесленники, работавшие на монастырь: иконописцы, резчики по дереву, кузнецы и серебряники, всего 180 человек.

Крупное строительство в Кирилло-Белозёрском монастыре началось в 1653 году на пожертвования царя Алексея Романова. За 30 лет трудом тысяч крестьян и ремесленников возвели Великую государеву крепость.

На заметку! К началу XVII века монастырь считался крупнейшим церковным землевладельцем, в собственности которого находилось 21000 крестьян, живущих на территории 16 уездов.

В XVII веке монастырь стал крупнейшим книжным центром, в библиотеке которого находилось 2029 рукописей. Кириллов монастырь оказался в центре монашеских обителей: Ферапонтов, Горицкий Воскресенский монастырь и Нило-Сорская пустынь.

Рядом с монастырём возникла слобода, получившая в 1776 году статус города, названного в честь монастыря – Кириллов.

Страницы истории

В Смутное время Кирилло-Белозёрский монастырь сопротивлялся польско-литовскому нашествию и выстоял. Пять лет поляки напрасно пытались покорить крепость, монахи отразили три вражеские атаки, разорить монастырь интервентам не удалось.

«Воровские казаки» сожги монастырские деревни и вытоптали огороды, но перед крепостными стенами монастыря отступили.

Кельи Кирилловой обители стали местом ссылки опальной знати. В разные времена здесь содержались в неволе:

  • Вассиан Косой – боярин, военачальник, дипломат и писатель-публицист, обличающий церковные пороки;
  • Бояре: Михаил Воротынский и Иван Шуйский, Иван Мстиславский и Борис Морозов;
  • Князь Симеон Бекбулатович – великий князь всея Руси, крещёный татарин царской крови;
  • Московский митрополит Иоасаф;
  • Патриарх Никон;
Читайте также:
Храм Троицы в Листах: описание и адрес храма, история, святыни, расписание богослужений

Трудные времена

Упадок Белозёрского монастыря начался в 1764 году. После указа Екатерины II об изъятии у монастырей земельных угодий богатейшая обитель разорилась.

Пришедшие к власти большевики расстреляли настоятеля монастыря и епископа. Новая власть разрушила обитель. Иконы, книги и рукописи вывезли в музеи Москвы и Ленинграда.

На заметку! От полного разорения обитель спасло то, что в 1924 году ей присвоили статус историко-архитектурного музея.

В 1998 году Кирилло-Белозерский мужской монастырь Вологодской области передали Русской Православной Церкви и включили в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия Российской Федерации.

С тех пор возродилась традиция обители – ежегодный крестный ход 15 сентября к месту расстрела в 1918 году епископа Варсонофия и игуменьи Серафимы, где сейчас установлены памятный крест и часовня. Монастырь возрождается, но до былого величия еще далеко.

Ансамбль Кирилло-Белозёрского монастыря

Кирилло-Белозёрский комплекс, сложившийся в XV-XVII веках, состоит из трёх частей:

  • Большой Успенский монастырь;
  • Малый Ивановский;
  • Новый город.

Малый Ивановский и Успенский монастыри – это Старый город. Новый город – это музей. В Ивановском монастыре живут монахи.

Успенский собор – главный храм монастыря, имеющий три придела, которые выступают как отдельные церкви:

  • Церковь святого князя Владимира;
  • Церковь епископа Епифания Кипрского;
  • Церковь игумена Кирилла Белозерского.

Успенский собор – первую каменную постройку Русского Севера – возвели в 1497 году на месте обветшавшей деревянной церкви. Стены храма разделены узкими лопатками и украшены пышными поясами, которые проходят и по верху барабана.

Обратите внимание! Над массивным барабаном – новая высокая глава. Белокаменные порталы увенчаны заострёнными арками.

В 1641 году собор расписали костромские мастера. Оригинальную роспись пропитали олифой и покрыли слоем масляной живописи. Росписи сохранились до наших дней и сегодня реставрируются.

Церковь Введения вместе с трапезной палатой возвели в 1519 году на месте деревянной монастырской трапезной. Стройная гранёная церковь увенчана ярусами кокошников – полукруглыми декоративными элементами. Фасад украшен небольшими окнами, которые обрамляют наличники с килевидными завершениями.

Церкви Архангела Гавриила и Иоанна Предтечи построены на пожертвования московского князя Василия III, когда у царской семьи по молитвам родился наследник.

На фасадной части церкви Архангела Гавриила, завершающейся двумя главами, – трехчастный карниз, опоясывающий стены по верху. Над карнизом – стены второго яруса с большими проёмами, в которых висели колокола.

Интересно! Ярус звона венчала корона небольших кокошников. В северо-западном углу яруса – часы.

Храм Иоанна Предтечи – массивная двуглавая церковь, стены которой покрашены в красный цвет. Четырехскатная тесовая кровля и высокие деревянные крыльца выглядят нарядно. Храм построен в честь небесного покровителя Иоанна Грозного.

Церковь Преображения стоит над Водяными воротами, которые служили парадным входом в монастырь. Своды церкви, завершающейся тремя ярусами кокошников, опираются на два столба. Внутри – четырехъярусный иконостас.

Видео: история и современность Белозёрской обители

Симбирская митрополия: история и состав, храмы и монастыри, святыни

История епархии:
от основания до 1917 года

–>Город Симбирск (или по старому написанию – Синбирск) возник на крутом берегу реки Волга в середине 17-го века. В 1648 году 10 февраля “указал государь (Алексей Михайлович) и бояре приговорили быть окольничему Богдану Матвеевичу Хитрово со дьяком Григорием Кунаковым в понизовных городах для обереганья от приходу ногайских людей и для строения новых городов и засечных крепостей от реки Барыш до реки Волги”.

В то время границы России отодвигались все дальше и дальше на восток и юг, присоединяя к ведению московского государя территории, заселенные племенами инородцев, которые стали быстро подпадать под русскую зависимость, особенно после падения Казанского ханства.

Именно к году вышеуказанного повеления царя и относится время основания нашего города.

По установившимся тогда правилам и традициям, вокруг новооснованного города жаловались государем за службу дворянам и боярам, или же приобретались ими, поместья и земельные наделы. На этих местах, прежде всего, ставили церковь, затем рядом с храмом “усад” – т.е усадьбу для нового хозяина, а уж потом рубились избы для крестьян. Поэтому неудивительно, что в первые же годы существования Симбирска в нем и вокруг него насчитывалось уже 18 церквей и часовен.

Все указанные храмы и часовни были приписаны к патриаршей области, находились в полной зависимости от казенного патриаршего приказа, и все вместе составляли особый церковно-административный округ – “Симбирскую десятину”.

В 1657 году симбирская десятина была передана в ведение митрополита Казанского и Свияжского. Такое положение симбирских и окрестных церквей было до 1799 года, когда, согласно указа о приведение епархиальных границ сообразно границам губерний, была учреждена Казанская епархия в составе Казанской губернии, ” да по ближайшей смежности с оной и удобности, губернии Симбирской”. Архиерей, управляющий новообразованной епархией, получил титул “Казанского и Симбирского”.

В связи с все увеличивающимся числом храмов в Симбирской губернии неоднократно ставился вопрос об учреждении самостоятельной Симбирской епархии – и в 1784, и в 1829, и в 1830 годах.

Однако, лишь только 10 февраля 1832 года в губернии, на территории которой было к тому времени 603 церкви, была образована самостоятельная епархия. Первым архипастырем симбирским был назначен минский архиепископ Анатолий с титулом “Симбирский и Сызранский”.

В момент открытия в Симбирске архиерейской кафедры в самом городе было множество церквей. Среди них достойны внимания следующие:

1. Николаевский кафедральный (теплый) собор, заложенный 2 июня 1704 года, а освященный в 1712 году. Был построен на месте обветшавшей Троицкой церкви, устроенной одновременно с основанием города. Храм был воздвигнут в честь победы над бунтовщиками под верховодством Стеньки Разина.
Из наиболее значимых святынь собора следует отметить позолоченный серебряный напрестольный крест-мощевик, пожалованный царем Алексеем Михайловичем в 1648 году при построении города; Чудотворный образ Божией Матери Смоленской и “Умиление сердец”, в богатых серебряных ризах, присланных императором Петром Великим; часть ризы Господней.

2. Спасо-Вознесенский собор был построен как однопрестольная церковь в честь Вознесения Господня в 1769 году. После пристройки к церкви придела Воскресения Христова в 1824 году, указом Святейшего Синода она в 1844 году была возведена на степень собора. Всего в соборе в дальнейшем было устроено шесть приделов – три в верхней, холодной церкви, и три в нижней зимней.
хожанином собора был почитаемый в Симбирске Блаженный Андрей. Одной из достопримечательностей собора были помещавшиеся в верхнем ярусе колокольни башенные часы, подаренные городу его почетным гражданином, бывшим Санкт -Петербургским Губернским предводителем Дворянства графом В.П. Орловым – Давыдовым. О размерах этих часов можно судить по размерам боевой гири и ее весе в 25 пудов.

3. Никольская церковь, построенная в 1791 году архитектором Бенземаном. Интересно, что эта церковь была снесена в городе после революции одной из первых – вероятно, благодаря тому, что именно в ней крестили Владимира Ульянова ( партийная кличка – Ленин).

4. Всесвятская церковь возведена одновременно со строительством города. Вначале была деревянной, затем на ее месте выстроили каменную, а в 1860 году ее капитально отремонтировали и возродили. В храме было три придела.

5. Троицкая церковь, построенная в 1792 году на средства симбирской помещицы Н.К. Твердышевой. Сначала была ее домовой церковью, затем стала приходской церковью с тремя приделами. Эта церковь была одной из самых богатых в городе благодаря многочисленным пожертвованиям.

6. Тихвинская церковь считается построенной в 1749 году. В ней хранился чудотворный образ Тихвинской Божией Матери.

7. Петро – Павловская церковь была построена в 1754 году на том месте, где, по преданию, останавливался в подгорье города Симбирска Петр Великий. В ограде храма рос кедр, посаженный императрицею Екатериною Великой в 1767 году.

8. Смоленская церковь выстроена была в 1751 году. Находилась на небольшой долине, на берегу р. Волга под горой.

9. Богоявленская (Иоанна – Предтеченская) церковь построена в 1654 году близ реки Свияги в Свияжской слободе казаками одноименной конной сотни. В храме хранилась икона св. Иоанна Предтечи, старинного письма, принесенная свияжскими переселенцами – казаками, а также напрестольное Евангелие, пожалованное царем Алексеем Михайловичем.

10. Воскресенская (Германовская) церковь была выстроена в конце 18-го века вместо деревянной часовни на месте встречи в 1677 году образа св. Германа Казанского с частицей его мощей, которым благословил жителей города Казанский митрополит Маркелл.

11. Владимирская (Ильинская) церковь была выстроена в 1725 году на том месте, где в первые десятилетия существования Симбирска находились главные крепостные ворота города. В храме находились многие святыни: старинные облачения, пожертвованные Великой Княгиней Еленой Павловной, утварь и богослужебные книги, присланные митрополитом Московским Филаретом, чудотворный образ Владимирской Божией Матери и напрестольный серебряный крест с частицей ризы Богоматери и мощами многих святых.

В то же время в городе существовали несколько монастырей.

1. Успенский мужской монастырь основан одновременно с городом Симбирском и наименование свое получил от построенной первоначальной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы. Находился на берегу реки Волга “под горой”. Во время осады города бунтовщиками Стеньки Разина, монастырь был разорен и сожжен, однако был быстро восстановлен. В 1670 году в нем была построена одноименная с монастырем каменная церковь. С построение в городе Покровского монастыря, Успенский монастырь стал приходить в упадок, так что монашествующая братия перешла в новообразованную обитель, а сам монастырь был в 1724 году закрыт, а храм стал приходским.

2. Часть монахов разоренной Разиным Успенской обители перешли в уединенное глухое место на берегу реки Волга, в 15 верстах от города и создали там пустынь, которая в дальнейшем получила название Соловецкой.

3. Спасский женский монастырь основан одновременно с самим Симбирском, а уже в 1663 году игумения монастыря Юлия просила у царя Алексея Михайловича разрешение на увеличение штата с 80 до 100 стариц. В 1693 году вместо сгоревшей деревянной в монастыре выстроена каменная церковь во имя Нерукотворенного Спаса. В 1698 году в обители устроена каменная церковь во имя святителя Московского Алексия. Позже в монастыре было устроено еще несколько храмов. К 1789 году , после передачи монастырю Симбирским и Уфимским губернатором бароном О.А. Игельстромом большого участка земли на северной стороне, обитель была обнесена каменной стеной с башнями – часовнями по углам.

4. Покровский мужской монастырь основан в конце 17-го века проживавшим в городе канцеляристом, богатым помещиком, Петром Ивановичем Муромцевым. В 1722 году им была выстроена в обители вместо сгоревшей деревянной Покровской каменная церковь с приделами в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, Покрова Божией Матери и Святителей и Чудотворцев Московских. Муромцев был не только создателем монастыря, но и полным его хозяином, хотя и не был пострижен в монашество. На его средства монастырь содержался до 1724 года. П.И. Муромцев и его супруга были погребены на монастырском кладбище. Их захоронение положило, фактически, начало дворянскому некрополю в стенах обители. В связи с образованием Симбирской епархии Покровский монастырь был преобразован в Архиерейский дом и резиденцию первого симбирского архипастыря.

Высокопреосвященный Анатолий (в миру Андрей Максимович) прибыл в Симбирск 8 мая 1832 года. Владыка родился в дворянской малороссийской семье в 1766 году. Управлял Симбирской епархией десять лет до 1842 года. “По глубокой старости и упадку сил, вследствии прошения” владыка был уволен на покой и скончался в Сызранском Вознесенском монастыре 14 февраля 1844 года. Погребен он был в монастырском храме Феодоровской Божией Матери.

Ко времени управления владыки Анатолия следует отнести труды по организации как самой епархии, так и духовного образования в нашем городе. В 1840 году в Симбирске открыта духовная семинария в приобретенном у купца Косолапова доме по Большой Саратовской улице (ныне – ул. Гончарова).

В духовной жизни Симбирска 15 сентября 1841 года произошло весьма значимое событие – был освящен Свято – Троицкий кафедральный собор – храм-памятник первой Отечественной войны.

–>В 1842 году на симбирскую кафедру назначен викарий Новгородской епархии епископ Старорусский Феодотий (1797-1858). Сын священника с. Косиц Московской губернии епископ Феодотий (в миру Федор Озеров) окончил Санкт – Петербургскую духовную академию со степенью магистра богословия, был ректором сначала Уфимской, затем Рязанской духовных семинарий. Участник коронации и помазания на царство императора Александра Николаевича в 1856 году, в котором и был возведен в сан архиепископа.

При этом архипастыре в Симбирской епархии открыт Сызранский женский Сретенский монастырь, возрождена Казанская Жадовская пустынь. По его ходатайству Высочайше было разрешено ежегодное принесение из Жадовской обители в Симбирск Чудотворного Казанского образа Богородицы. В симбирском Спасском женском монастыре на изысканные владыкой средства было открыто училище для девиц духовного звания. Заботами этого архипастыря был приобретен прекрасный дом у князя Хованского, где разместился архиерейский дом (до этого находившийся в симбирском Покровском мужском монастыре), и в том же здании были выделены помещения для Духовной Консистории.

Скончался архиепископ Феодотий 28 августа 1858 года и погребен в крипте-усыпальнице под алтарем зимнего Николаевского кафедрального собора.

Высокопреосвященного Феодотия на симбирской кафедре, по предложению Московского Митрополита святителя Филарета, был назначен в октябре 1858 года епископ Евгений, викарий Московский – Дмитровский. “Посылаю в Симбирск ангела мирна” – говорил тогда Митрополит Филарет. Макарий Сахаров – так в миру звали владыку – до посвящения в епископский сан в 1857 году был ректором Московской Духовной Академии. Человек в высшей степени набожный и смиренный, проводил жизнь уединенного подвижника и аскета, полную лишений и самоотречения. Вероятно, именно по этой причине нельзя сказать, что при его управлении Симбирской епархией в ней происходили какие либо значимые события. Однако, по воспоминаниям современников, преосвященный Евгений по отечески сочувствовал всем, кто обращался к нему со своими нравственными и материальными нуждами.

В юности владыка Евгений встречался с Серафимом Саровским. Великий подвижник земли русской благословил всех из небольшой группы пришедших в Саров пешком выпускников Московской семинарии, а будущему симбирскому епископу поклонился в ноги и поцеловал руку, провидя благочестивое архиерейское житие его.

По болезни владыка Евгений в декабре 1874 вышел на покой и избрал местом своего пребывания, вместо предложенного ему Сызранского Вознесенского первоклассного монастыря, бедный Симбирский Покровский монастырь. В одной из братских келий этой обители владыка Евгений прожил почти четырнадцать лет и скончался 26 июня 1888 года. Погребен в усыпальнице под алтарем Николаевского летнего кафедрального собора.

7 декабря 1874 года Старорусский епископ Феоктист, викарий Новгородской епархии, прибыл в Симбирск для управления здешней епархией. В миру Федор Попов, владыка Феоктист родился в 1826 году в семье священника Харьковской епархии, выпускник Киевской духовной академии.
Во время восьмилетнего управления Симбирской епархией учреждены благочиннические советы, организованы окружные и епархиальные съезды духовенства, начали работать миссионерский комитет, Николаевское противораскольническое братство, Братство Трех Святителей при семинарии. В это же время стали издаваться Симбирские Епархиальные Ведомости. При владыке Феоктисте в Симбирске было организовано женское епархиальное училище. В 1882 году епископ Феоктист переведен на Рязанскую кафедру, а в 1894 году он скончался, будучи соборованным, исповеданным и причащенным Святых Таин отцом Иоанном Кронштадтским.

В 1882 году на Симбирскую кафедру вступил епископ старорусский преосвященный Варсонофий (в миру – Иаков Охотин). Тринадцать лет управлял владыка нашей епархией, трудился над совершенствованием духовного образования, расширял сферы деятельности многочисленных благотворительных организаций, много занимался миссионерством среди симбирских иноверцев. Скончался епископ Варсонофий 13 августа 1895 года в Симбирске и погребен рядом с могилой преосвященного Евгения в усыпальнице под алтарем Николаевского кафедрального собора.

1895 по 1904 год Симбирской епархией управлял епископ Никандр (в миру Николай Дмитриевич Молчанов), бывший епископ Нарвский. При владыке Никандре в епархии было открыто свыше 150 церковных школ, а также устроены Отдел императорского Православного палестинского Общества и Кирилло – Мефодиевское Братство при Симбирском мужском Духовном училище.

Архиепископа Никандра, переведенного на Литовско – Виленскую кафедру, сменил в 1904 году епископ Самарский Гурий. Всего лишь два небольшим года управлял епархией владыка, скончавшийся 5 января 1907 года и погребенный в усыпальнице под Кафедральным собором.
25 января 1907 года архиепископом Симбирским и Сызранским назначен Ярославский архипастырь владыка Иаков. Новый симбирский архиерей был одним из лучших современных ему знатоков канона, а также прекрасным правоведом. В 1911 году архиепископ Иаков был переведен на Казанскую кафедру.

января 1911 года епископом Симбирским и Сызранским был назначен епископ Калужский и Боровский Вениамин. В то время обстановка в епархии была очень сложной. Кроме православной паствы в епархии проживало около 500 человек язычников, до 175.000 некрещеных татар, до 7,5 тысяч отпавших от христианства крещеных татар и чувашей, свыше 28 тысяч раскольников – беспоповцев и 5,5 тысяч поповцев, сотни сектантов – молокан-воскресников, штундобаптистов, молокан-субботников, пашковцев, толстовцев и молокан. Особая сложность в управлении епархией была в ее больших размерах. По просьбе епископа Вениамина в 1912 году в Симбирской епархии учреждена кафедра викарного епископа. Епископом Алатырским стал настоятель Алатырского Свято-Троицкого монастыря архимандрит Назарий (в миру Николай Иванович Андреев).

Во время войны 1914-1918 годов епископ Вениамин руководил Симбирским епархиальным комитетом по оказанию помощи больным и раненым воинам, а также их осиротевшим семьям. В 1914 году владыкой создается Симбирское епархиальное церковно-археологическое общество, а также начинается издание сборника “Симбирская церковная старина”.

В мае 1915 года преосвященный Вениамин возведен в сан архиепископа. В 1917-1918 годах он был участником Священного Собора в Москве и участвовал в избрании Святителя Московского Патриарха Тихона.

Симбирской епархией архиепископ Вениамин руководил до 1918 года.

Викарный епископ Назарий в 1918 году назначен управляющим Енисейской епархией.

Симбирская митрополия

26 июля 2012 года вошло в историю православной церкви как дата образования Симбирской митрополии. Киево-Печерская лавра стала свидетельницей назначения патриархом Московским и всея Руси Кириллом главой митрополии архиепископа Симбирского и Новоспасского Прокла.

Симбирская митрополия — митрополия РПЦ, объединившая три епархии: Барышскую, Мелекесскую, Симбирскую.

История создания митрополии

В 1988 году принявший руководство Ульяновской епархией епископ Прокл констатировал полное отсутствие храмов и церквей в городе Ленина Ульяновске. За 10 лет труднейшей работы епархия насчитывала 100 приходов, Ульяновск обогатился девятью церквями, находящимися на то время в стадии строительства или восстановления.

17 июля 2001 под руководством архиерея Симбирского и Мелекесского была основана епархия, в которой ежегодно открывались новые православные храмы и монастыри.

Архиепископ Прокл лично контролировал идущее строительство, его силами были возвращены чудотворные образа и святыни, к лику святых причислены новые мученики, открывались христианские школы, семинарии, университеты.

2012 год — время основания митрополии,1 августа архиепископ Прокл рукоположен в сан митрополита.

С 2019 года главой митрополии является митрополит Иосиф (Балабанов), сменивший митрополита Анастасия (Меткина).

Епархии митрополии

Барышская епархия, центр которой находится в Барыше, возглавляет ее архимандрит Филарет (Коньков), настоятель Богородице-Казанской Жадовской мужской обители. Границы Барышской епархии распространяются на районы:

  • Барышский;
  • Инзенский;
  • Николаевский;
  • Базарносызганский;
  • Павловский;
  • Старокулаткинский;
  • Радищевский.

Центр Мелекесской епархии, образованной в тот же год, что и митрополия, располагается в Димитровграде, возглавляется епископом Мелекесским и Чердаринским Исаевым Дмитрием. В состав Мелекесской епархии входят приходы:

  • Мелекесский;
  • Новомалыклинский;
  • Сенгилеевский;
  • Старомайнский;
  • Теренгульский;
  • Чердаклинский и город Димитровград.

Симбирская епархия основана в 1862 году, позже временно входила в Уфимскую и Куйбышевскую епархию, с 1989 года — самостоятельная епархия, возглавляемая митрополитом Симбирским и Новоспасским Анастасием (Меткиным).

В Симбирской епархии после образования митрополии остались приходы:

  • Симбирский;
  • Новоульяновский;
  • Вешкаймский;
  • Карсунский;
  • Новоспасский.

Старейшие монастыри митрополии

Совсем молодая женская обитель Михаила Архангела, основанная в 1994 при содействии митрополита Прокла, располагается на горе, напоминающей Пюхтицкую, где расположен эстонский женский монастырь.

Михайловский храм основан в 1895 году, освящен в 1917 году, не успев начать богослужения, был закрыт. Архангел Михаил встал на защиту церкви, буквально сбросив с ее верхушки рабочих, пытавшихся приступить к разборке кирпича.

Другие епархии РПЦ:

Только через 80 лет матушке Магдалине и первым насельницам удалось обосновать обитель, где ныне здесь есть все монастырские постройки, паломников принимает гостиница, восставлен целебный родник.

Едут паломники на могилу матушки Мариам за исцелением и ответами. Матушка игуменья всегда открыта для приема паломников, монастырь взял под свою опеку девочек-сирот, дав им право самим решать свою дальнейшую долю.

Свято-Богородице-Казанскому мужскому монастырю более 300 лет. Основанный на месте явления иконы Богородицы крестьянину, исцеленному в тот же миг от болезней ног, монастырь стал обителью для многих монахов, в будущем канонизированных в чине святых. Возрожденная в 1996 году мужская обитель привлекает паломников святынями, возвращенными с других храмов, и источником с целебной водой.

На заметку! Основной святыней мужского монастыря является святой Жадовский образ Богородицы «Казанская», с которой совершаются крестные хода.

В Жадовском мужском монастыре сосредоточилась духовная жизнь для многих немощных душой и телом.

История сохранила мало фактов существования Спасского женского монастыря, закрытого в послереволюционные годы и полностью разрушенного. Есть сведения, что Александр Сергеевич Пушкин посещал его, когда собирал материалы о Пугачеве.

В Спасской женской обители хранилась чудотворная икона Спаса Нерукотворного. Похороненная на монастырском кладбище одна из последних игумений Феофания причислена к лику святых, при обретении и перезахоронении ее мощи благоухали.

Благодаря благочестивой монахине Матроне, дожившей до 1984 года, было найдено алтаря.

В 2017 году при Спасском архиерейском подворье состоялось открытие Спасского женского монастыря, игуменьей которого стала монахиня Сергия (Вотрина).

Святые

Святейший Патриарх Кирилл благословил включение в Собор Симбирских святых в июне 2012 года мучеников и преподобноисповедников, прославленных в этом крае.

Священномученик Николай Покровский почитается 5 марта. К 1919 году отец Николай служил в селе Горюшки, за отказ прекратить богослужения и проповедовать людям о Христе был расстрелян.

Преподобноисповедник отец Гавриил прошел путь от инока до архимандрита, при этом трижды судим, отбывал сроки в тюрьме и сибирской ссылке, пройдя через пытки и унижения, сохранил верность православной вере. Перед смертью ему явился в ярком свете Господь, давая знать о конце земной жизни. Святые мощи Гавриила (Игошкина) хранятся в Никольской церкви Димитровграда.

Священномученик протоиерей Неофит Любимов, миссионер, богослов начала 20 века, настоятель храма святителя Спиридона. Был лично знаком с Ильей Ульяновым, отцом Ленина. За панихиду по убиенной царской семье летом 1918 года был арестован и осенью приговорен к расстрелу. Его местом захоронения стало Калитниковское кладбище, более точных данных нет.

Священномученик Иоанн Ильинский, протоиерей Томыловский, отец 8 детей невольно стал участником боевых действий между белочехами и красными. Белочехи основали в доме священника штаб, не спрашивая его воли.

Пришли красные, арестовали отца Иоанна, мучили в течение ночи и наутро расстреляли в лесу, прикрыв тело ветками. Целый год добивались родственники разрешения похоронить священника по православному обряду. Ныне место захоронения святого мученика неизвестно.

Священномученик Александр Телемаков, пресвитер Чумакинский, с детства любил богослужения и пребывание в храме. Был благочинным Карсунского округа в 1908 году.

Хороший семьянин, отец 9-ти детей, вел спокойную жизнь сельского священника, но пришедшая новая власть лишила его дома и земли, жена умерла, дети разбрелись по свету, а сам отец Александр ходил из села в село, проповедуя о Христе. Прошел ссылки, концлагерь и в конце декабря 1937 года был расстрелян за отказ прекратить проповедование.

Преподобномученица Екатерина (Декалина), инокиня Симбирская 23 года провела в Спасском монастыре, пока была причислена к насельницам. После закрытия монастыря и разгона монахинь зарабатывали на жизнь стеганьем покрывал, пока о монашках не вспомнили в НКВД.

По сфабрикованному делу 62-летняя монахиня была арестована, прошла через допросы в тюрьме и за свою позицию недовольства действиями советской власти в отношении храмов и верующих, в 1938 году была расстреляна. Место захоронения святой неизвестно, тела расстрелянных священнослужителей в ту ночь были вывезены грузовиком в неизвестном направлении.

Священномученик Александр Гневушев, пресвитер Бряндинский, был любим прихожанами за свой покладистый характер и дар терпения. Оставшись без места службы в годы обновленчества, он запрещал прихожанам противостоять советской власти при закрытии церкви и снятии колоколов. За попытку противостоять разрушению колокольни были арестованы жители села и их священник, Александр Гневушев, расстрелянный в 1930 году.

Блаженный Андрей Симбирский (Огородников) в возрасте 7 лет сознательно принял на себя подвиг юродства в конце 18 века. Он мог часами молиться у храмовых стен, несмотря на зной и мороз. Обладая даром целительства и распознавания тайн души, помогал людям, порой обличая их.

Приняв подвиг молчания, через знаки и жесты отвечал на вопросы. Скрещенные на груди руки означали скорую смерть, так что человек имел время достойно завершить земные дела. Порой юродивого Андрея гнали и обижали, на это он реагировал с глубоким смирением. Умерший в конце 1841 года блаженный собрал на похороны тысячи людей, даже своей смертью проповедуя имя Христа.

СИМБИРСКАЯ ЕПАРХИЯ

Спасо-Вознесенский кафедральный собор в Ульяновске

Симбирская и Новоспасская епархия Симбирской митрополии Русской Православной Церкви

Город Симбирск (по старому написанию Синбирск, ныне Ульяновск) был заложен по государеву указу и боярскому приговору от 1648 года, для охраны вновь освояемых русскими земель от ногайских набегов. Уже в первые годы существования города здесь насчитывалось 18 церквей и часовен, составлявших “Симбирскую десятину” Патриаршей области. В 1657 году Симбирская десятина была передана в ведение митрополита Казанского.

В связи с все увеличивающимся числом храмов в Симбирской губернии неоднократно ставился вопрос об учреждении самостоятельной Симбирской епархии – в 1784, 1829, и 1830 годах. 10 февраля 1832 года в губернии была образована самостоятельная епархия, выделенная из состава Казанской.

Росло количество храмов и монастырей. В 1840 году в Симбирске была открыта духовная семинария, затем – училище для девиц духовного звания в Симбирском Спасском монастыре. При владыке Феоктисте (1874-1882) были учреждены благочиннические советы, организованы окружные и епархиальные съезды духовенства, начали работать миссионерский комитет, Николаевское противораскольническое братство, братство Трех Святителей при семинарии. В это же время стали издаваться Симбирские Епархиальные Ведомости и было организовано женское епархиальное училище. При епископе Никандре (1895-1904) в епархии было открыто свыше 150 церковных школ, устроены Отдел императорского Православного палестинского Общества и Кирилло-Мефодиевское братство при Симбирском мужском духовном училище.

Из-за роста населения обширной епархии и необходимости трудиться над обращением мусульман и отпавших от Православия, в 1912 году была учреждена кафедра викарного епископа Алатырского. В 1914 году владыкой было создано Симбирское епархиальное церковно-археологическое общество, а также начинается издание сборника “Симбирская церковная старина”.

Церковная смута, начавшаяся после февральской революции в 1917 году, положила начало тяжелому периоду потрясений XX века и прервала развитие епархии. Среди духовенства появились “прогрессивные” деятели, верующим обещали “демократию” не только на земле, но и на небе. Последний архиерей Симбирской епархии дореволюционного периода архиепископ Вениамин в 1922 году уклонился в обновленческий раскол. В ноябре 1920 года кафедру возглавил архиепископ Александр, ставший через некоторое время организатором “Симбирской независимой церкви” – движения, которое существовало недолго, но внесло в местную церковную жизнь еще большую смуту.

С переименованием кафедрального города Симбирск в 1924 году в Ульяновск было изменено и название епархии.

К 1926 году в Ульяновске было два епархиальных управления и два кафедральных собора: обновленческий и православный, причем православный епископ Виссарион (Зорнин) в том же году перешел в григорианский раскол. В 1927 году он сумел убедить большинство участников съезда епархии последовать за ним, но патриаршая епархия была в том же году замещена владыкой Иоакимом (Благовидовым). Таким образом Ульяновск стал центром трех епархий.

В 1930-х годах, как и в прочих частях СССР, шло уничтожение церковной жизни светскими властями, которое особо проявлялось в преследовании духовенства и закрытии храмов. В 1935-1937 годах управление епархией производилось из города Мелекесс, а затем кафедра пресеклась. Не один епископ и многие клирики епархии встретили тогда насильственную смерть или заточение.

В ноябре 1941 года в Ульяновск были эвакуированы из Москвы Патриархия, главы обновленчества и Всесоюзного совету евангелистов-христиан. Московской Патриархии было передано помещение бывшего польского костела, а обновленцам – храм во имя иконы Божией Матери “Неопалимая Купина”. В ноябре 1941 года была возрождена и Ульяновская епархия. С 1941 по 1943 года город стал местом пребывания главы Русской Православной Церкви, патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). В июле 1943 года, перед отъездом в Москву, в здании бывшей Ильинской церкви состоялось предсоборное совещание, на котором митрополит Сергий был рекомендован к избранию патриархом Московским и всея Руси.

С 1959 года епархия была лишена архиерея в связи с еще одним витком антицерковных гонений в СССР. В июне-сентябре 1959 года вошла в ведение Куйбышевского архипастыря, затем – Саратовского, затем снова поручалась Куйбышевским владыкам.

Ульяновская епархия была восстановлена 13 сентября 1989 года, ее границы совпадали с границами Ульяновской области. Первые полтора года пребывания в Ульяновске епископ Прокл прожил в гостинице, а епархиальное управление первый год находилось в подвальном помещении Неопалимовского собора. В 1993 году была возрождена Жадовская обитель и открыт новый женский Комаровский Михаило-Архангельский монастырь. В целом между руководством епархии и местной светской властью, “заповедником большевизма,” складывались плохо и восстановление епархии, хотя и шло, но по большей части вопреки действиям мирских начальников. Это состояние сохранялось к концу 1990-х годов, хотя в период предвыборных кампаний делались обещания о помощи Церкви.

Хотя кафедральный город продолжал именоваться прежним именем, в 2001 году епархии было возвращено историческое название.

26 июля 2012 года из состава Симбирской епархии были выделены Барышская и Мелекесская епархии. Все три епархии были включены в состав новообразованной Симбирской митрополии. Титул правящего архиерея Симбирской епархии был изменен на “Симбирский и Новоспасский”.

Исторические названия

  • Симбирская и Сызранская (10 февраля 1832 – 1923)
  • Ульяновская (1924 – 1944)
  • Ульяновская и Мелекесская (1944 – 2001)
  • Симбирская и Мелекесская (17 июля 2001 – 26 июля 2012)
  • Симбирская и Новоспасская (с 26 июля 2012)

Статистика

  • 1830 – на территории губернии 598 церквей, 9 соборов, 7 монастырей (3 мужских и 2 женских)
  • 1832 – в епархии 603 приходских церквей и 788 причтов
  • нач. XX в. – 9 монастырей (3 мужских и 6 женских); 829 церквей, в том числе 9 соборов, 698 приходских, 68 приписных, 15 кладбищенских, 16 домовых и при различных заведениях; в мужских монастырях монашествующих – 60, послушников – 115; в женских монастырях монашествующих – 152, послушниц – 882; духовенство: протоиереев – 45, священников – 744, диаконов – 237, псаломщиков- 680; лиц православного исповедания мужского пола – 761715, женского пола – 790000; библиотек при церквях – 674, церковно-приходских попечительств – 309; больниц при церквях – 1, при монастырях – 3
  • нач. 1911 – кроме православной паствы в епархии проживало ок. 500 язычников; до 175,000 некрещеных татар; до 7,5 тысяч отпавших от христианства крещеных татар и чувашей; свыше 28 тысяч раскольников-беспоповцев и 5,5 тысяч поповцев; сотни сектантов – молокан (как воскресников так и субботников), штундобаптистов, пашковцев и толстовцев[1]
  • 1912 – церквей – 774, часовен – 192; монастырей – 11 (5 женских); 1 духовная семинария, 3 духовных училища, 1 епархиальное женское училище, 471 церковная школа; библиотек при церквях – 674; больниц – 4
  • 1914 – ок. 890 приходов
  • 1 января 1958[2] – 19 зарегистрированных храмов/молитвенных домов
  • 1989, по возрождении – 9 действующих храмов, из них 2 в Ульяновске
  • 1 января 1994 – зарегистрированных общин 67 (действующих храмов – 52)
  • октябрь 1994 – зарегистрированных приходов 72
  • кон. 1999 – зарегистрировано приходов 100, из них действующих – 84, обустраивающихся – 16 [1]
  • февраль 2012 – храмов и иных молитвенных помещений (молитвенных домов, комнат, часовен и т.п.) – 229; приходов имеющих юридическую регистрацию – 145, без юридической регистрации – 60; клириков и монашествующих – 196: священников – 175, диаконов – 21, монашествующих (мантия и рясофор): священников – 27, диаконов – 4; монашествующих, пребывающих в монастырях (мантия и рясофор): мужское монашество в сане – 9, мужское монашество без сана – 11, женское монашество – 18 [3]

Архиереи

  • Анатолий (Максимович) (10 февраля 1832 – 7 августа 1842)
  • Феодотий (Озеров) (7 августа 1842 – 20 августа 1858)
  • Евгений (Сахаров-Платонов) (13 октября 1858 – 7 декабря 1874)
  • Феоктист (Попов) (7 декабря 1874 – 28 сентября 1882)
  • Варсонофий (Охотин) (28 сентября 1882 – 12 августа 1895)
  • Никандр (Молчанов) (23 августа 1895 – 23 апреля 1904)
  • Гурий (Буртасовский) (23 апреля 1904 – 5 января 1907)
  • Иаков (Пятницкий) (25 января 1907 – 10 декабря 1910)
  • Вениамин (Муратовский) (31 декабря 1910 – 13 июля 1920)
    • Тихон (Василевский) (январь 1919 – сентябрь 1920) в/у, архиеп. б. Курский
  • Виссарион (Зорнин) (сентябрь 1923 – 25 декабря 1925)
    • Серафим (Силичев) (12 июня 1924 – 25 марта 1925) в/у, еп. Сызранский
    • Сщмч. Герман (Коккель) (1926) в/у, еп. Ибресинский
  • Сщмч. Александр (Трапицын) (1926 ? – 1928)
  • Иоаким (Благовидов) (январь 1928 – 18 октября 1930)
  • Митрофан (Гринёв) (29 октября 1930 – 16 июля 1933)
    • Серафим (Зборовский) (1 ноября 1932 – 1933) в/у, еп. Мелекесский
  • Стефан (Знамировский) (16 июля – 5 октября 1933)
    • Серафим (Зборовский) (1933 – 29 июня 1934) в/у, еп. Чебоксарский
    • Артемон (Евстратов) (1934) в/у, еп. Бугурусланский
  • Аркадий (Ершов) (1935)
  • Владимир (Горьковский) (4 ноября 1935 – 29 июля 1937)
  • Иоанн (Соколов) (не позднее 24 ноября 1941 – 14 августа 1942)
    • Алексий (Палицын) (2 сентября – 17 октября 1942) в/у, архиеп. Куйбышевский
  • Варфоломей (Городцов) (17 октября 1942 – 27 июля 1943)
  • Димитрий (Градусов) (6 сентября 1943 – 1944)
  • Иларий (Ильин) (май 1944 – 28 декабря 1945)
  • Софроний (Иванцов) (7 февраля 1946 – 4 августа 1947)
  • Серафим (Шарапов) (30 октября 1947 – 15 ноября 1952)
  • Паисий (Образцов) (15 ноября 1952 – 28 января 1953)
  • Иоанн (Братолюбов) (4 июня 1953 – 21 мая 1959)
    • июнь – сентябрь 1959 – управлялась Куйбышевским архипастырем
    • 12 сентября 1959 – 22 марта 1960 – управлялась Саратовским архипастырем
    • 1960 – 1989 – управлялась Куйбышевскими архипастырями
  • Прокл (Хазов) (13 сентября 1989 – 23 марта 2014)
    • Зиновий (Корзинкин) (24 марта – 30 мая 2014) в/у, митр. Саранский
  • Феофан (Ашурков) (30 мая 2014 – 13 июля 2015)
  • Анастасий (Меткин) (13 июля 2015 – 30 августа 2019)
  • Иосиф (Балабанов) (30 августа 2019 – 25 августа 2020)
  • Лонгин (Корчагин) (с 25 августа 2020)

Викарные епархии

  • Алатырская (ныне самостоятельная)
  • Ардатовская (ныне самостоятельная)
  • Ибресинская (недейств.)
  • Мелекесская (ныне самостоятельная)
  • Сызранская (недейств.)

География благочиний

  • Симбирское – г. Ульяновск
  • Вешкаймское (Вешкаймский и Майнский р-ны)
  • Карсунское (Карсунский и Сурский р-ны)
  • Новоспасское благочиние (Новоспасский и Кузоватовский районы)
  • Новоульяновское (Ульяновский и Цильнинский р-ны)

Монастыри

Использованные материалы

[2] Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.

Конфликт в Симбирской митрополии: хронология и комментарии

Симбирская митрополия: история конфликта

В 2013 году несколько бывших выпускников Казанской семинарии обратились в Патриархию и Учебный комитет РПЦ с жалобами на проректора по воспитательной работе Казанской семинарии игумена Кирилла (Илюхина), сообщив о содомии (гомосексуальных отношениях) в семинарии. Вскоре в Казанской семинарии начала работу комиссия Учебного комитета Русской Православной церкви, возглавляемая протоиереем Максимом Козловым. После проверки игумен Кирилл был снят с должности проректора семинарии, а в 2014 году ректором семинарии вместо митрополита Анастасия был назначен игумен Евфимий (Моисеев). Недавно в интернете появился ролик о жизни семинаристов Казанской семинарии, набравший рекордное количество просмотров.

На заседании Священного Синода в июле 2015 года митрополит Анастасий был назначен правящим архиереем Симбирской епархии, а митрополит Симбирский Феофан был переведен в Казань. После этого два священника и группа мирян Симбирской епархии обратились с письмом к своему бывшему митрополиту Феофану с просьбой убедить митрополита Анастасия оправдать свое имя после прозвучавших ранее обвинений.

20 июля 2015 г., перед приездом митрополита Анастасия в Спасо-Вознесенский собор Симбирска, авторы письма, протоиерей Иоанн Косых и священник Георгий Рощупкин с группой верующих, собрались перед собором. Прибытие митрополита Анастасия в собор было встречено скандированием «Анаксиос» (недостоин по-греч.), затем собравшиеся проследовали в собор и продолжали скандирование «Анаксиос» во время богослужения.

Как пояснили затем протестующие священники, они требуют, чтобы митрополит Анастасий оправдался после всех озвученных обвинений. Протоиерей Иоанн Косых высказал точку зрения собравшихся:

«Мы не обвиняем владыку Анастасия, мы знаем, что в обществе об этом стали говорить. Об этом писали в прессе, в интернете, об этом очень много было статей». Потом священник сообщил, что после волны обвинений владыка Анастасий должен был или «очистить свое имя», или «уйти на покой и сказать: я не буду защищать свое имя, не хочу с ними воевать», иначе, по словам протоиерея Иоанна, вся епархия оказывается под содомским и гоморским наветом.

Митрополит Анастасий прибыл на новое место служения, прошел с Казанской иконой в алтарь собора и провел первое богослужение в храме, после которого обратился к молящимся со словом о протестах против его назначения.

«Я прислан сюда не своей волей, а изволением Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода. Если я прослужил церкви 46 лет, то, наверное, если я недостоин был этого пастырского служения, Святейший Патриарх давным-давно прекратил бы мою пастырскую деятельность. Но благодаря Господу и Царице Небесной я несу это послушание уже 26 лет в архиерейском сане. Если кто-то бывал в Казани, то знает, какие прекрасные храмы, какие святыни находятся там.

Этот бесшабашный акт (протест священников у стен собора — прим.ред.) совершился из-за того еще, что в храм был принесен образ Казанской иконы Божией Матери, любимый образ последней настоятельницы Казанского-Богородицкого монастыря, которая в 1922 году была расстреляна прямо у стен Богородичного монастыря, и этот образ передавался верующими людьми, монахинями, которые сохранили его. Я взял его с собой, чтобы освятить образом Царицы Небесной святую землю и чтобы она стала покровительницей не только нашей, но и покровительницей всей земли.

Пусть Господь судит каждому по делам его. Но то, что совершилось, я думаю, найдет возмездие у Господа. Я не могу ничего сказать ничего в свое оправдание, потому я знаю, что ничего сказать нельзя. Мой духовный отец, отец Иоанн (Крестьянкин), у которого я воспитывался и много лет находился под его духовным руководством, по навету таких же людей понес наказание и 7 лет отбывал тюремное заключение. Я, слава Богу, услышал только такие анафематствования, которые прозвучали, я думаю, не от православных. Смысл нашей жизни – приобретение Царства Божиего, служение Господу, возрождение себя к вечной жизни. Если Господа нет в нашей жизни, если мы беснуемся, если мы кричим, если в нашей жизни нет святого, то далеки мы от Господа и тем более от Покрова Царицы Небесной, а я верю, что она всегда будет со всеми нами и не оставит нас в трудную минуту. Сегодняшний день, когда мы празднуем явление Казанской Божией Матери во граде Казани ознаменовался для меня таким испытанием.

Я надеюсь на вас, дорогие братья и сестры, что вы поддержите меня в трудную минуту и не дадите темным силам, чтобы они злобствовали в этом городе и не только в городе.

Но самое главное хотелось бы, чтобы Царица принесла свой мир в их души, возмущенные, не знаю, по каким причинам.

У нас есть только Господь, только Царица Небесная, а на земле есть Святейший Патриарх и Священный Синод. И никакие Кураевы, никакие кураевские последователи в конце концов не могут разрушить ту Церковь Христову, Которую Господь создал и сказал: «Я с вами до скончания века». И Церковь будет существовать несмотря на все происки дьявольские в лице вот таких темных лиц, которые, к сожалению, живут на нашей земле».

Правмиру удалось получить комментарий помощника Митрополита Анастасия иеромонаха Филарета (Кузьмина):

– Там говорится об одном из канонов, который, насколько я помню истолкование канона Вальсамоном, вообще утратил силу, в связи с некоторыми новеллами, которые не ограничивают срок судопроизводства. Поэтому о годичности говорить не приходится.

Второе: я считаю, что в современном мире человек, который выдвигает обвинения, должен их доказать, а не обвиняемый должен оправдываться. В нашем случае, митрополиту, мне оправдываться не в чем. Хотя обвинений у того же Андрея Вячеславовича (Кураева – прим.ред.) достаточно, благо, у человека, видимо, фантазия работает хорошо. Митрополиту Анастасию не в чем оправдываться. Нет смысла доказывать, что он – не верблюд. Один раз скажет, второй – любого человека можно обвинить, а он потом пусть оправдывается. Я считаю, что это в корне неправильно, вообще, создание этого прецедента – это неправильно.

О протесте священников

– Насчёт того, что было учинено: я в этом городе первые сутки пребываю, поэтому могу ссылаться только на других людей. В частности, вчера вечером один из местных блогеров опубликовал свою замечательную заметку о том, что на этом – не знаю, как назвать, — митинге, акции, — присутствовали профессиональные митингующие, которые здесь, в Ульяновске, часто на таких мероприятиях принимают участие. Их целенаправленно привезли, отвезли на автобусах. Их задача была – записать этот видеоролик с шабашем, который они устроили в стенах святого храма. Они это записали, тут же выложили в сеть, а дальше вы сами прекрасно знаете.

Заблаговременно, дня за два, сюда приезжал новый секретарь епархии, иерей Дмитрий Фомин, который встречался с этим отцом Иоанном и предложил ему решать всё так, как должно решаться в Церкви: если у тебя есть претензии, то обращайся в церковный суд, и как решит суд, так и будет. Отец Иоанн предпочёл иной метод, который, с моей точки зрения, является контрпродуктивным и, более того, разрушающим и церковное единство, и, наверно, самое главное – души тех верующих людей, которые пришли в храм помолиться перед образом Казанской иконы Божией Матери.

Всё хочется решить мирно, в рамках канонического права, а не запретами. Если бы эти священники пришли поговорить! А то ведь невозможно: этот ор постоянный, крик и съёмки. Приехавший секретарь предлагал отцу Иоанну обратиться в церковный суд, сказал, что поддерживает это начинание, но только если будут доказательства.

Вчера, после богослужения, я видел своими глазами: верующие плачут, просят простить за то, что такая встреча была, такое поведение. Верующие, на самом деле, по-доброму отнеслись к назначению, общаются очень хорошо. Сегодня после литургии люди долго прикладывались ко кресту у владыки, потому что каждый что-то рассказывал, общался – верующие люди и ведут себя, как верующие. А то, что случилось, это, конечно, не майдан – я не могу такие слова произносить, — но что-то, не относящееся к Церкви, к общине.

Журналистские неточности

– У меня к журналистам всегда много претензий: вчера, например, один из местных порталов писал, что митрополит Анастасий с сердечным приступом покинул храм, богослужение было прервано и так далее. Ничего подобного не было.

Другой человек пишет, что в храме осталось десять человек. Вы возьмите фотографии – там далеко не десять человек.

И сегодняшнее богослужение по меркам местного города посетило достаточное количество человек. Я не могу сказать, что их мало. Мы, например, в Казани привыкли, что в этот день приходит тысяч десять человек — крестный ход, богослужение. Здесь я спросил духовенство: сказали, нет, нормальная практика.

Об оправданиях

– Я знаю, как у нас всякое слово воспринимается некоторыми известными блогерами – бессмысленно что-то говорить. Когда у меня ещё хватало внутренних сил читать такое: «Казань с радостью восприняла известие…» — вы зайдите на «Православие в Татарстане», на отзывы людей посмотрите, какой это резонанс вызвало, люди действительно плакали. Письма до сих пор приходят – сегодня приехала православная молодёжь, привезла из Казани письма в поддержку архиерея. А в интернете всё пишут ровно наоборот, всё, что бы ты ни сказал, ни сделал – будет истолковано не так.

Самое главное: мне хочется, чтобы прозвучали эти слова: ждать оправданий от человека, который на основании домыслов поливается грязью, не стоит – не в чем ему оправдываться».

Правмир продолжает следить за развитием событий в Симбирской митрополии и просит читателей сугубо молиться о достойном разрешении ситуации.

Симбирский Спасский женский монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

История

Сведений о некогда большом монастыре, существовавшем в старом Симбирске вероятно с самого основания города , почти не сохранилось. Первое время в монастыре была только одна деревянная небольшая церковь во имя Спаса Нерукотворного.
Первое упоминание о Симбирском Спасском Новодевичьем монастыре относится к 1663 году. В исторических документах говорится об уже существующей обители.

В 1698 г. в монастыре была построена другая каменная теплая церковь во имя святого Алексея Митрополита Московского.

В 1709 — 1710 гг. с западной стороны церкви была построена каменная колокольня, которая в 1713 г. была соединена с храмом посредством сооружения трапезы. В 1734 г. с южной стороны к храму был пристроен придел во имя трех вселенских святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

В пожар 1864 г. Женский Спасский монастырь обгорел. После пожара была восстановлена каменная церковь во имя Нерукотворного Спаса, а церковь во имя Алексея Московского по ветхости была разобрана.

В книге «Симбирская Церковная старина» (Вып.1. Симбирск,1914. С. 53) есть упоминание об иконостасе Спасского женского монастыря, который был написан неизвестным дьяконом Вознесенского собора Симбирска еще в 1801 году. Упоминается в книге и чудная икона Нерукотворного Спаса: «Это замечательно редкая для Симбирска святыня. Первоначально святой образ находился в Спасском женском монастыре, затем был перенесен в собор и здесь долгое время стоял на паперти».

До середины 30-х годов XX века на территории монастыря существовала еще одна новая каменная церковь, построенная в 1864—1870 гг. во имя Иверской Божией Матери с приделами во имя святителя Алексея Московского на южной стороне и святителя Тихона Воронежского на северной.

Духовной жемчужиной Спасского монастыря была одна из последних игумений его – Феофания, о которой и доныне хорошо помнят православные в Ульяновске. Сохранилась чудом уцелевшая фотография игумении Феофании. Сначала игумению похоронили на кладбище возле реки Свияги. Когда монахини вернулись в город, – кладбища уже не было. С молитвою стали искать место захоронения своей игумении и нашли его. Когда стали поднимать гроб, из него шло явное и сильное благоухание. Перезахоронение совершили на кладбище у церкви Воскресения Христова.

Неизвестно, кто же на самом деле являлся последней настоятельницей Спасского монастыря – игумения Феофания или игумения Амфия. Но известно, что именно последняя настоятельница монастыря была сослана при советской власти в тюрьму.

В 1920 году монастырь был официально закрыт постановлением Губисполкома, жилые и хозяйственные постройки отданы под жилье работников патронного завода. Монастырские храмы еще несколько лет были открыты.Почти 10 лет действовала церковь во имя Иверской иконы Божией Матери, но в 1932 году она, как и остальные храмы, была передана на «строительный материал для разборки».

Долгое время территория обители принадлежала государственным структурам, которые использовали сохрнившиеся здания монастыря для хозяйственных нужд. трех архипастырей Симбирской земли организовывались мероприятия по возвращению обители Симбирской епархии. Спустя почти 80 лет Спасское архиерейское подворье г. Симбирска, по прошению Митрополита Анастасия, было возрождено и переведено в статус Спасского женского монастыря решением Священного Синода (Журнал №96 от 06.10.2017 г.) с назначением на должность игуменьи монахини Сергии (Вотриной), которая была возведена в сан игуменьи Митрополитом Симбирским и Новоспасским Анастасием 26 октября 2017 года.

Процесс восстановления Спасской обители, основанной одновременно с городом Симбирском, стартовал спустя почти 100 лет после закрытия монастыря. Строительные и реконструкционные работы начались с сестринского корпуса, в состав которого входят храм в честь Иверской иконы Божией Матери, кельи для сестер, гостиничные кельи и трапезная. На следующем этапе восстановления начнутся работы по воссозданию игуменского корпуса, где разместятся иконописная и швейная мастерские. Затем будет построена колокольня с надвратным храмом. Последним этапом станет воссоздание Спасского собора в его историческом виде. Полностью завершить строительные и восстановительные работы планируется к 2020 году.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: