Кизилташский мужский монастырь в Судаке: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Кизилташский монастырь Стефана Сурожского: как добраться

Среди живописной крымской местности, недалеко от Судака, высоко в горах расположен Кизилташский Стефановский монастырь. Этот мужской монастырь перенес множество сложных моментов в своей истории. Когда-то он был полностью уничтожен и со временем заново возрожден. Храм находится рядом с воинской частью и долгое время эта местность была засекреченной.

Местоположение на карте Крыма

Исторические события и факты

Мужской монастырь имеет очень давнюю, многовековую историю. Несколько столетий назад, в восьмом веке, на этой территории располагалась летняя резиденция сурожского архиепископа Стефана, который причислен к лику святых и является одним из покровителей Судака. В 1825 году, в пещере с горным источником, один человек нашел икону Божией Матери. Находку признали настоящим чудом, молва об этом быстро обошла всю округу. К гроту с родником начали массово приходить паломники. Люди свидетельствовали о чудодейственной и исцеляющей силе источника, который излечивал различные недуги.

В пещере образовалась часовня, рядом стали селится паломники. В 1853 году это место получает благословение на строительство монастыря. В 1856 году появляются первые монастырские строения во имя святого Стефана Сурожского. Изначально во владениях монастыря был ветхий дом и землянки, в которых проживало 11 священнослужителей.

Во время Крымской войны настоятелем храма был игумен Парфений. Он причащал раненых, отпевал убитых и был за это вознагражден наперсным крестом. К сожалению Парфения настигла трагическая смерть. Его расстреляли бандиты, и сожгли тело в узком ущелье. Благодаря случайному свидетелю, злоумышленников быстро отыскали и приговорили к смертной казни. Во время своей жизни отец Парфений построил на территории большинство монастырских зданий, принимал прямое участие в рабочем процессе.

Строительство монастыря было завершено в начале двадцатого века. Слава о священном месте с чудодейственным источником распространилась по всей империи. Не иссякал поток прихожан и паломников. В 1906 году мужской Кизилташский монастырь Стефана Сурожского посетила царская семья.

Макет монастыря.Таким он был до революции.

Приход советской власти сильно отразился на судьбе монастыря. В 1923 году его закрыли. На церквях разрушили все купола, в зданиях расположили артель, клуб, общежитие, конюшню. С 1930 года до начала войны, на территории находился дом отдыха для военнослужащих. После войны в 1951 году, в Кизилташе обосновалась база Черноморского флота. Здесь стали производить ядерные боеголовки. Для их хранения в горах было прорыто множество подземных туннелей, а все монастырские строения были уничтожены по приказу правительства. В 1992 году вывезли все боеголовки, но военная база до сих пор осталась. В 2000 году монастырь начали заново возрождать по решению Священного Синода.

Кизилташский Стефановский монастырь сегодня

Увидеть как выглядел монастырь до уничтожения советскими властями, можно только на исторических фотографиях, которые хранятся в стенах возрожденного храма. Кизилташский Стефановский монастырь окружен громадными красными скалами, горными холмами с величественными деревьями и реликтовыми растениями. На территории храма можно увидеть ливанский кедр, который остался от разрушенного монастырского парка. Очень величественно выглядит и развесистый дуб, которому исполнилось более 300 лет.

Восстановлена главная реликвия — пещера с целебным источником. Внутри нее сохранились наскальные росписи 1837 года. Отстроен новый современный храм и кельи для монахов. Благоустройство монастыря продолжается до сих пор. Кизилташский монастырь принимает прихожан в любые дни. Неподалеку от храма можно посмотреть священный грот, пещеру древних разбойников. На территории священного места хранятся мощи Георгия Победоносца, Стефана Сурожского, игумена Парфения и других святых. Настоятелем Кизилташского Стефановского монастыря служит отец Никон.

Информация для посетителей

  • Адрес: ул. Крымская, Краснокаменка, Феодосия, Крым
  • GPS Координаты: 44.934147, 35.073459.
  • Телефон: +7 978 897‑70-46, +7 36566 3‑47-50
  • Официальный сайт: http://kiziltash.org/
  • Расписание богослужений: ежедневно, 08:00–18:00

Как добраться

Монастырь расположен в горах, выше населенного пункта Краснокаменка. Добраться до этого священного места не так уж просто. Посетителям придется преодолеть определенную часть пути пешком, по узким горным тропам. При восхождении открывается потрясающий вид на местность. У ворот храма прихожан встречает священнослужитель и проводит на территорию.

Транспортом можно добраться только до урочища Кизилташ, далее нужно следовать пешком по тропе, которую проложили монахи. На собственном автомобиле быстрее всего доехать до поселка Краснокаменка и урочища можно из Судака. А с Феодосии каждые сорок минут в этом направлении ходит автобус, который отправляется от центрального рынка. Необходимо садиться на автобус «Феодосия — Урочище» и следовать до предпоследней остановки «Батальон». Далее будет не сложно отыскать тропу с указательными обозначениями, которая ведет к храму. Также можно посетить Кизилташский Стефановский монастырь в составе организованной экскурсионной группы, вместе с сопровождающими.

Маршрут, как добраться из Симферополя:

Посещение мужского Свято-Стефано-Сурожского не оставит вас равнодушным. На фоне величественной скалы, обитель утопающая в зелени, считается местом силы. В заключение, предлагаем вам посмотреть видео об этом христианском монастыре:

  • Армянская церковь Сурб-Никогайос в Евпатории: особенности архитектуры и служения
  • Руины Византийского монастыря на горе Перчем в Судаке: тайны прошлого
  • Мечеть Тахталы-Джами в Бахчисарае или чудо пересечения исторических событий и культур

    Свято-Стефано-Сурожский Кизилташский мужской монастырь Феодосийской епархии Монастыри УПЦ МП

    История

    В 15 км от Судака в сторону Феодосии, в живописнейшем месте, называемом путешественниками «Крымской Швейцарией», расположено урочище Кизилташ. Оно окружено огромными красными скалами, от которых происходит его название (Кизилташ по-татарски «красный камень»). По преданию здесь, в VIII в. н. э. находилась летняя резиденция Сурожского архиепископа, защитника иконопочитания святителя Стефана Сурожского.

    Читайте также:
    Храм Евфросинии Московской: описание и адрес церкви, история, расписание богослужений, как добраться и где находится

    В честь памяти святителя Стефана в 1858 г. архиепископом Херсонским и Таврическим Иннокентием был основан Кизилташский мужской монастырь, но место это почиталось христианами задолго до открытия обители.

    В скале, возле которой находился монастырь, есть пещера с источником, называемая Священной. В 20-х годах XIX в. татарский пастух из с. Отузы (ныне Щебетовка) пас стадо неподалёку от скалы. Зайдя в пещеру, где он часто укрывался от непогоды, пастух увидел плавающую в источнике икону Божией Матери. Взяв икону с собой, татарин по дороге отдал её греку-купцу из Феодосии, а тот передал образ в церковь. Впоследствии эта икона находилась в монастыре, её нынешнее местонахождение неизвестно.

    Вскоре здесь поселилась девушка-болгарка Константина из села Кишлав (ныне с. Курское Белогорского района) и жила одна семь или восемь лет. Ей пришлось покинуть Кизилташ, когда, привлечённые слухами о целебном источнике, сюда пришли двое странников и поселились неподалёку от пещеры. Местные жители делали всевозможные пожертвования, строились первые монастырские строения — глинобитные мазанки.

    В 1858 году настоятелем Кизилташской киновии был назначен игумен Парфений. Все современники отмечали его удивительные и разнообразные способности, организаторский и хозяйственно-административный талант. Известный писатель, педагог и путешественник Евгений Марков писал в своих «Очерках Крыма»: «Энергия, предприимчивость и хозяйственная опытность о. Парфения сделали его в некотором роде руководителем окрестных владельцев. Он был мастак во всём: архитектор, инженер, столяр, печник, садовник, скотовод, что хотите…! К нему обращались за советом, ему поручались дела». К сожалению, у игумена происходили столкновения с местными татарами, вырубавшими лес и посягавшими на монастырское добро. 21 августа 1866 года игумен Парфений уехал в Судак, на следующий день выехал обратно, но в монастырь не вернулся. Подтвердились самые худшие предположения: игумен был застрелен на лесной дороге тремя татарами, четвёртый оказался случайным свидетелем. Тело игумена вместе с лошадью они сожгли в глубоком ущелье. Преступление было раскрыто. По приговору военно-полевого суда трое из главных обвиняемых были приговорены к смертной казни и публично повешены в Феодосии. На месте убийства игумена поставили памятник. Решением Юбилейного Архиерейского Собора 2000 г. игумен Парфений, подвижник и христианский мученик, был причислен к лику святых.

    Кизилташский монастырь отличался благоустройством и хорошо налаженным хозяйством, были построены капитальные здания, расчищены террасы для сада, расчищен серный источник. Сложные и деструктивные события революций, мировой и гражданских войн отразились и на судьбе монастыря, находившегося на краю Российской империи. В 1920 году во время налёта монастырь был ограблен, взяли все деньги и монастырские бумаги. К счастью, обошлось без жертв. Судя по количеству людей и их вооружению, грабителями были «зелёные», укрывавшиеся в горах в годы гражданской войны. В 1923 г. Кизилташский монастырь закрыли. Сюда переехала на всё готовое сельскохозяйственная артель из с. Отузы, в храмах были устроены клуб и общежитие. С церквей снесли купола. В послевоенные годы на территории монастыря военно-промышленным комплексом был создан арсенал для хранения ядерных боеприпасов, снабжавших корабли и авиацию Черноморского флота. В 1992 году ядерный запас вывезли из Кизилташа, но военный городок существует до сих пор.

    15 апреля 1997 г. на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви был заслушан рапорт Владыки Лазаря об открытии Кизилташского мужского монастыря во имя св. Стефана Сурожского. Синод постановил: благословить открытие монастыря, наместником его утвердить иерея Николая Демьянюка с пострижением его в монашество.

    Игумен Никон (Демьянюк) погиб 4 ноября 2015 года при крушении самолета в горах под Судаком.

    В мае 2000 года по согласованию с командованием воинской части 2327 началось строительство первых братских корпусов.

    Храм Всех Печерских Святых построен в 2002 году на территории, где раньше не было монастырских построек.

    Храм во имя св. Серафима Саровского построен в мае 2008 года на месте, где была часовня во имя св. Серафима Саровского, и освящен в 2010 году. Один из немногих деревянных храмов в Крыму.

    Жировичи – православная жемчужина Белой Руси

    Святыни Белой Руси

    В любой православной стране есть свои главные символы и святыни, которые определяют саму суть ее православной жизни.

    Свято-Успенский монастырь

    Таким местом для Белоруссии являются, безусловно, Жировичи – небольшой поселок в Гродненской области, в 10 с небольшим километрах от районного центра Слонима. Гродненская область, к слову, традиционно также регион с сильным католическим влиянием. В Белоруссии зарегистрировано 1509 православных религиозных общин и 470 католических, при этом в Гродненской области – 186 православных общин и 170 католических. Сходную картину увидим, если сравним число православных и католических священнослужителей и храмов: в Белоруссии 1564 православных священника и 414 католических ксендза, в Гродненской же области – 209 священников и 188 ксендзов; в Белоруссии действует 1315 православных храмов и 462 католических костела, при этом в Гродненской области – 227 церквей и 226 костелов. Для сравнения: в Минске 15 церквей и 6 костелов. Таким образом, совершенно очевидно и то, что Гродненская область в конфессиональном отношении исключительна, и то, что это важный духовный центр белорусского Православия.

    Жировицкая икона

    Главная святыня Православия в Жировичах – Успенский монастырь, в котором благоговейно хранится Жировицкая икона Божией Матери, весьма почитаемая верующими не только Белоруссии.

    Читайте также:
    Юрьев монастырь в Великом Новгороде: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни и мощи

    Историю свою Жировичский Успенский монастырь ведет с XV века. Предание рассказывает, как однажды на дикой груше, росшей в лесу, которым владел Александр Солтан – он занимал весьма важный по тем временам пост – был подскарбием (то есть казначеем) Великого княжества Литовского и Русского, – пастухами был найден маленький образок Богоматери. Пастухи отнесли образок своему господину, он же спрятал его в ларец. Через день Александр Солтан решил взглянуть на икону, но ее в ларце не оказалось. Образ вскоре отыскался на прежнем месте – на дикой груше. Пораженный этим, Солтан решил построить там церковь. А вскоре вокруг церкви в поначалу густых и непроходимых лесах начали селиться люди – так возник поселок.

    Жировицкая икона Божией Матери – самая маленькая из почитаемых Богородичных икон: это овал размером 5,6 х 4,4 см из яшмы с рельефным изображением Богородицы, держащей на руках Младенца. Образ относится к иконографическому типу «Умиление». С него за пять прошедших веков сделано было немало списков.

    Случилось так, что около 1520 года церковь (она была деревянной) сгорела во время пожара. Икону поначалу не могли найти и решили, что она погибла в огне. Однако образ уцелел. Как повествует предание, игравшие на улице ученики церковной школы увидели на месте сгоревшей церкви Богородицу, Которая сидела на большом валуне и держала икону в руках. Дети убежали, чтобы об увиденном рассказать взрослым. Взрослые пошли к валуну и еще издали заметили зажженную на нем свечу и удивительным образом уцелевшую икону. Этот валун стали почитать как святое место, огородили его, а затем на том месте была построена деревянная церковь Рождества Божией Матери. Немного позже, около 1549 года, началось и строительство монастыря. Причем Жировичский монастырь стал своего рода культурным центром: здесь, как, впрочем, и в других обителях, переписывались церковные книги, была своя богатая библиотека, работала школа, в которой обучали детей грамоте. Монастырь в то время был собственностью рода Солтанов. Известно также, что в 1587 году Ярослав Иванович, приходившийся Александру Солтану правнуком, уступил своему же брату Ивану часть Жировичского имения вместе с половиной монастыря и приписанными к нему крестьянами.

    В 1596 году в Бресте была заключена уния, большинство православных иерархов (за исключением двух владык) во главе с Киевским митрополитом Михаилом подчинились папе, став, по сути, вероотступниками. Русское население восприняло унию враждебно, считая ее предательством своей веры. Начались брожения казаков, переросшие в открытое восстание Наливайко, чьи «загоны» проникали и глубоко в Белоруссию. Лидер православных Великого княжества Литовского и Русского воевода Константин Острожский так и не решился возглавить православное восстание и даже сдерживал активные действия православных, осуждая Наливайко и его хлопцев; правда, он старался убедить короля Сигизмунда III в ошибочности его курса. Восстание Наливайко потерпело поражение. А после смерти К. Острожского в 1608 году православные и вовсе остались без лидера. Сигизмунд III и его иезуитско-католическое окружение перешли в открытое наступление на Православие, что незамедлительно сказалось и на положении Жировичского монастыря.

    Внутреннее убранство свято-Успенского собора

    По требованию Виленского трибунала обитель в 1609 году приняла унию. Первым игуменом монастыря стал печально известный Иосафат Кунцевич – тот самый, который в 1623 году был убит восставшими витебчанами за чрезвычайные притеснения православных. Так история Жировичского монастыря оказалась связанной с именем одного из самых главных хулителей Православия в Белой Руси.

    В 1613 году монастырь и его храмы стал духовно-политическим центром униатского ордена базилиан. Здесь проходили униатские соборы и конгрегации.

    А что же знаменитый образ Божией Матери? Он по-прежнему был главной святыней обители, к которой приходили многочисленные паломники. Чтобы уберечь образ, к которому каждый молившийся перед ним прикладывался, от истирания и защитить от воздействия света, его в 1638 году закрыли стеклом.

    В 1644 году Жировичский монастырь посетил король Владислав IV. Икона произвела на него столь сильное впечатление, что он даровал Жировичам статус города. А в 1652 году Жировичам, хоть они и не были сколько-нибудь значительным по числу жителей населенным пунктом, было дано магдебургское право.

    В 1655 году 20-тысячное войско гетмана Богдана Хмельницкого, боровшегося против польско-литовской экспансии, заняло монастырь. Деревянные постройки были сожжены, а монахи-базилиане, которых казаки считали вероотступниками, разогнаны, а многие и убиты. И на то имелись свои причины: базилиане были в особой милости у королей Речи Посполитой, неоднократно посещавших Жировичи и сам монастырь, что – и это понятно – не могло встретить сочувствия и никоим образом быть одобрено православными казаками, боровшимися за освобождение Малой и Белой Руси от польского владычества.

    Но казаки ушли – и в монастырь вновь вернулись униатские монахи. Обитель была восстановлена, и сюда еще не раз приезжали польские короли. А со временем она стала и польским «просветительским» центром: в монастырской типографии стали печатать молитвенники и другую богослужебную литературу на польском языке.

    В 1672 году на месте деревянной церкви Рождества Божией Матери возвели каменный храм, который в память о чудесном явлении Жировицкой иконы в наше время называют Явленским. Образ Божией Матери Жировицкой долгое время находился в этом храме, а затем был перенесен во вновь построенный Успенский собор.

    Читайте также:
    Храм Дмитрия Солунского: адрес, описание и история, святыни и праздники

    Воссоединение Жировичей с Россией состоялось только в 1795 году – после второго раздела Речи Посполитой. Но в силу ряда причин Жировичский монастырь еще несколько десятилетий находился в руках униатов. В 1810 году Успенский собор стал даже кафедральным собором Брестской униатской епархии, а в 1828 году из Новогрудка в монастырь переехало и епархиальное управление.

    14 июля 1839 года наконец произошло событие, которого после воссоединения с Россией так долго ожидали православные клирики и прихожане: митрополит Иосиф (Семашко) подписал акт о ликвидации унии и переходе храмов и приходов митрополии к Русской Православной Церкви. Вековое разделение верующих, навязанное польско-литовским владычеством, было ликвидировано. Решение митрополита Иосифа и поддержавшего его духовенства было поистине историческим событием.

    Возвращенный в лоно Православия Жировичский монастырь стал центром Литовской епархии. К тому времени обитель имела четыре храма: помимо главного Успенского, здесь были каменные Крестовоздвиженская и Явленская церкви, а также деревянная Георгиевская. Были также трехэтажный келейный корпус (в нем располагалась и духовная семинария), часовня, трапезная и множество иных, в том числе хозяйственных, построек. На всю округу славились сад и рыбные пруды обители.

    В монастыре до середины XIX века хранилось и «Жировичское Евангелие» – старинная иллюстрированная славянская рукопись объемом в более чем 400 страниц. Примечательно, что на двух страницах в конце Евангелия – 376-й и 377-й – находится дарственная запись канцлера Великого княжества Литовского и Русского Льва Сапеги – поэтому рукопись называют еще и «Евангелием Сапеги».

    Решением Синода в 1845 году кафедра, духовная семинария, а с ними и архив были перенесены из Жирович в Вильно. Туда же попало и «Жировичское Евангелие», которое и сейчас все еще находится в Вильнюсе, в Библиотеке Академии наук Литвы.

    Минская духовная семинария

    В Жировичском же монастыре было открыто духовное училище, взрастившее множество священников, чьим местом служения стала Белорусская земля. Училище это успешно действовало вплоть до 1915 года, но началась Первая мировая война, и в связи с угрозой немецкой оккупации и само училище, и наиболее ценное церковное имущество (в том числе и Жировицкий образ Божией Матери) были вывезены в Россию – подальше от фронта. Впоследствии в монастырь вернулась лишь икона.

    В 1921 году, в результате заключенного Рижского мирного договора между Советской Россией и Польшей, Жировичи, как и вся Гродненская область, отошли к Польше. Жировичский монастырь пережил немало потрясений, как и практически все города, села и святыни и храмы Западной Белоруссии. Но прошли польская, а затем немецкая оккупации. И уже после войны архиепископ Василий (Ратмиров), без конца обивавший пороги различных советских и партийных учреждений, все же получил разрешение на открытие в Жировичском монастыре (он продолжал действовать, хотя монахов было очень мало) пастырско-богословских курсов, на основе которых в 1947 году начала свою учебную деятельность Жировичская духовная семинария.

    Новые испытания выпали монастырю при Н.С. Хрущеве, который, как известно, грозился, что при нем СССР доживет до того времени, когда КПСС «покажет советским людям последнего попа». Были закрыты женские монастыри в Гродно и Полоцке, и монахиням не оставалось ничего иного, как перебраться в Жировичи. Поначалу казалось, что их пребывание здесь будет недолгим, но монахини жили в Жировичах до самого начала Перестройки, когда отношение к Православию и религии в целом в СССР кардинально изменилось. А в 1963 году Жировичи ожидал новый удар: была закрыта духовная семинария.

    Часовня в честь Княгини Ольги возле купели

    Лишь с началом Перестройки, уже после мероприятий, посвященных 1000-летию Крещения Руси, Церковь, обратившаяся к руководству Белорусской ССР с просьбой возродить закрытые монастыри и семинарию, получила разрешение на это. В 1989 году Жировичская духовная семинария была вновь открыта. Тогда же начал оживать и сам монастырь. В 2002 году Жировичи посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он специально приехал в обитель в празднование иконе Божией Матери Жировицкой.

    Сейчас монастырь, академия и семинария возрождены и восстановлены. К Успенскому собору примыкает Никольская церковь (сюда зимой переносят Жировицкий образ Божией Матери). Действуют и другие храмы обители. И радостно и отрадно от того, что Жировичский монастырь и его храмы и постройки избежали даже частичного безвозвратного уничтожения.

    Стоит отметить, что именно в Жировичах находятся наиболее известные в Белой Руси святые источники. Один из них – под алтарем Успенского собора (по преданию, именно в этом месте протекал ручей, бивший из-под корней дикой груши, на которой была обнаружена икона Богородицы). А есть еще источник в урочище Викня (в 2 километрах от монастыря), источники, освященные во имя Иоанна Крестителя, Владимирской (с купелью) и Казанской икон Божией Матери, а также источник с крещенской водой.

    Интересно, что в советский период источник под Успенским собором пытались засыпать грунтом, но вода все равно нашла выход, и источник вновь забил. И последнее мне кажется очень символичным, потому что Жировичи, как и святой источник Успенского собора, пронесли через века свет Православия, возродившись после трудных времен униатского владычества и советского атеизма.

    Свято-Успенский Жировичский монастырь

    В Беларуси есть много храмов, монастырей, один из которых Жировичская обитель. Он входит в число ста наиболее известных, почитаемых святынь в мире. Имеет древнюю историю и славен своим необычайным происхождением, святынями, в нем находящимися, и свершающимися чудесами.

    Читайте также:
    Рязанская епархия: церкви и монастыри, духовенство, описание

    История основания

    Неспешной жизнью живет поселок Жировичи. Он находится в Слонимском районе Гродненской области, на западе Беларуси. Здесь расположен один из крупнейших мужских монастырей страны, — Свято-Успенская обитель. Она находится примерно в 220 км от города Минска и в 5 км от города Слонима.

    В 15-м веке в этих местах располагалось имение литовского князя Александра Солтона. В легенде говорится, что однажды его пастухи увидели необычайной красоты и силы сияние, изливавшееся от дикой груши. А на ней маленький образок Божьей Матери. С благоговением доставили чудесную находку своему хозяину. Он спрятал ее и тут же забыл о происшедшем, но на завтра чудотворная иконка вновь оказалась на своем прежнем месте, в листве дикой груши.

    Другие православные храмы Беларуси:

    Солтон, пораженный случившимся чудом, решил построить на святом месте деревянную церковь и назвать ее в честь Пресвятой Богородицы. Ныне здесь уже возвышается каменный Успенский собор. В нем хранится святыня — Жировичская икона Божьей Матери. Это нерукотворный образ из яшмы, овальной формы 5 на 6 см. На нем изображение Богородицы с младенцем Иисусом Христом.

    Важно! Это одна из наиболее почитаемых святынь в Беларуси. Она хранится в особом киоте, в главном иконостасе Успенского собора. Ее точную копию можно видеть в нижнем храме во имя Николая Чудотворца.

    С начала 16-го века пишется история жировичского монастыря. И изначально это была православная обитель. Но в начале 17-го столетия монастырь перешел к греко-католической церкви. Находился в ее введение до 1839 года. Обитель была возвращена исконной церкви и стала первым местом восстановления православного богослужения в западнорусском крае. Слава о жировичской иконе не угасает и по сей день.

    Во время 1-й мировой войны в 1915 году святыню перевезли в Москву в собор Василия Блаженного. А в январе 1922 года, стараниями жировичского архимандрита Тихона, икона вновь была возвращена в Жировичи. Он тайно вез ее в баночке с вареньем. Не смотря на гонения со стороны польских и советских властей в 20-70-е гг. паломничество к иконе не прекращалось.

    Архитектура и убранство

    Архитектурный ансамбль монастыря датируется 17-18-м столетиями. Его доминантой является Успенский собор. Есть еще Явленская церковь, Крестовоздвиженской храм, другие постройки.

    Свято-Успенский собор

    Свято-Успенский собор, центр и глава всего монастыря, начал строиться примерно в начале 17-го столетия и к его середине возведение храма было завершено. Фундатором, или как модно сейчас говорить спонсором строительства, стал Иван Мелешко, владелец Жирович и каштелян Смоленский.

    Работы по внутренней отделке собора финансировал сам канцлер Лев Сапега. Высота главного монастырского храма около сорока метров, а длина — 55 м. В его архитектуре и убранстве переплетаются такие стили как барокко и классицизм. Присутствуют также черты базиличного церковного зодчества.

    Согласно данным из достоверных источников, собор был основательно разрушен войсками Богдана Хмельницкого в 1655 году. Потом неоднократно реконструировался, перестраивался заново. Процесс этот был завершен к 1867 году. Первая мировая война также оставила свой разрушительный след на внешнем облике монастырского собора. Но уже в ВОВ ни одна постройка монастыря не пострадала от артобстрелов и бомбардировок с неба.

    Под собором ранее находились подвальные помещения, в которых в 17-18 вв. осуществлялись братские захоронения. Здесь же были упокоены и многие известные люди. В первой половине 19-го века подвалы были замурованы, а почивших монахов стали хоронить на братском кладбище.

    Успенский собор освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Он имеет два боковых придела:

    Собор возводился во время преобладания в храмовом зодчестве Беларуси стиля барокко.

    Не смотря на многочисленные реконструкции и внешние изменения, Свято-Успенский собор сохранил свое первоначальное внутреннее убранство. Иконостас храма носит на себе черты барочной манеры исполнения. Сразу бросаются в глаза иконы апостолов. Центральный же образ — Спас Вседержитель украшен серебряным окладом. Росписи на столбах и стенах имеют более позднее происхождение и выполнены уже в послевоенное время.

    Колокольня

    Отдельно напротив соборной церкви через дорогу стоит кирпичная колокольня. Под ней находится часовня с железными воротами, имеющими вид царских врат иконостаса. К бокам колокольни непосредственно прилегают пристройки с жилыми помещениями для прикомандированных к монастырю монахинь. Здесь же обрело свою штаб-квартиру семинарское молодежное братство, взявшее под свой патронаж работу с детьми с детдомов и инвалидами.

    Святой источник

    Помимо монастырских служб почитается паломниками, местными жителями источник, проистекающий в 2 км от монастыря, в урочище Викня. Когда-то там была небольшая часовня, выстроенная в честь Успения Божьей Матери. Безбожной, советской властью она была уничтожена (1939 г.). Здесь, как и на любом святом источнике, принято не только набрать с собой воды, но и обязательно самому целиком погрузиться в очищающую купель.

    Вообще, целебных источников в Жировичах несколько. Еще один из наиболее посещаемых можно обнаружить на проезде от Слонима мимо Жировичей в сторону Бытени. Место это настолько популярно среди слонимчан и гостей здешних мест, что не то что паломники, но и обычные путники здесь останавливаются целыми автобусами и устраивают себе «духовный привал».

    Современная деятельность обители

    Жизнь монастыря не протекает неким абстрагированным от всего остального мира образом. В общепринятых традициях православия Свято-Успенская обитель в Жировичах ведет и весьма ощутимое просветительское делание. В меру сил и возможностей здесь функционирует полноценное издательство.

    Читайте также:
    Троицкая епархия: храмы и монастыри, история, что нового

    Совершенно простые на первый взгляд, строго, но со вкусом оформленные, выполненные на обычной газетной бумаге, богословско-литературные и художественные листки стали, говоря современным языком, стали самым настоящим, узнаваемым брендом монастыря.

    Ещё интересные статьи о православии:

    Сегодня популярны они настолько, что их можно обнаружить едва ли не в каждом белорусском доме. Их передают из рук в руки как сувенир или подарок родным, близким в память о паломнической поездке в Жировичи.

    Иногда, обнаруживая такой листок где-то у себя в стопке книг, мы с удовольствием перечитываем его, мысленно вновь и вновь возвращаясь в Жировичи, обещая приехать сюда снова при первой же удобной возможности.

    Семинария и история ее появления

    Жировичскую обитель возглавляет архиепископ Гурий. Он также является ректором духовной семинарии. Она расположена в Жировичском монастыре. У этой духовной школы сложилась долгая история.

    В 1828 году здесь открыли униатскую духовную семинарию. Через одиннадцать лет семинария стала православной. В середине 19-го столетия семинарию перевели в Вильно, а в Жировичах открыли духовное училище. Но оно просуществовало недолго, в первые годы советской власти его закрыли. После ВОВ здесь начали действовать епархиальные богословско-пастырские курсы. В 1947 году их преобразовали в семинарию. Для обучающихся построили новое трехэтажное здание.

    С началом хрущевских гонений на церковь прием абитуриентов был сильно ограничен. Но в конце 80-х гг. семинария вновь получила право набирать нужное число семинаристов. В 1991 году был присвоен статус высшего учебного заведения и введен пятилетний срок обучения для студентов.

    Одна из прославленных фамилий, связанных с жировичской духовной семинарией, архимандрит Антоний Мельников, впоследствии митрополит Ленинградский и Новгородский. В 1956 году он был назначен наместником Жировичской обители и ректором духовной семинарии. Ему приходилось решать сложные проблемы, связанные с возобновлением антицерковных настроений.

    Он тактично отвечал на претензии советской власти, дипломатично реагировал на клевету, умело находил выходы из сложных ситуаций. Даже тогда, когда с помощью милицейского оцепления абитуриентов не пускали в семинарию на вступительные экзамены, — были непростые времена. Современные семинаристы имеют все необходимое для полноценной учебы и укрепления своего здоровья.

    Реабилитационный центр

    Вот уже который год широко отмечает свой день рождения созданный в 2011 году по благословению Высокопреосвященнейшего Гурия, архиепископа Новогрудского и Лидского, наместника Свято-Успенского жировичского ставропигиального мужского монастыря, православно ориентированный центр реабилитации зависимых от алкоголя и наркотиков «Анастасис».

    Здесь нацелены на оказание духовной, психологической помощи и социальной адаптации людей, зависимых от алкоголя и наркотиков. Свою работу центр строит на основе 12-ти шаговой программы анонимных алкоголиков. Основной целью его деятельности является возвратить человека, имеющего алкогольную или наркотическую зависимость, к полноценной жизни без спиртного и наркосодержащих препаратов.

    Богослужения

    Жировичский мужской монастырь — не музейная достопримечательность. Это известный центр православия. Красота его выражается не только в каменном строительстве, но прежде всего в душах людей, поэтому здесь всегда многолюдно.

    Ранняя литургия в соборе начинается в 6-00, поздняя — в 9-00. В это время внутренний интерьер храма освещается только свечами. В будни на вечернее богослужение в соборе собирается много прихожан. Среди молящихся немало паломников. Каждый вечер после богослужения монахи обители с Богородичной иконой совершают крестный ход по всей территории монастыря.

    Основные праздники в обители

    Монастырь считается ставропигиальным и непосредственно подчиняется экзарху Беларуси. В жировичской обители, как и в любом другом монастыре, храме, есть дни особых служб:

    • 6.09. — день памяти преподобномученика Серафима Жировичского;
    • 7.07. — Рождество Иоанна Предтечи. Это праздник Предтеченского придела в Успенском соборе;
    • 19.12. и 22.05. — день памяти св. Николая, — праздник в зимней церкви;
    • 20.05. — день празднования Жировичской иконы Божьей Матери;
    • 28.08. — память Успения Божьей Матери, — престольный, самый главный праздник обители.

    На заметку! Один из самых горячо любимых праздников верующими и духовенством, это 20 мая, память чудесного явления чудотворной иконы Богоматери. В этот день в обитель стекаются за сотню километров десятки тысяч богомольцев.

    Как добраться

    Из г. Гродно необходимо любым транспортом, будь то поезд или автобус, добраться до Г. Слонима. Дальше все намного проще. Отсюда ходит много пригородных автобусов, маршруток до п. Жировичи. Есть прямые рейсы от Минска.

    Жировичи — монастырь Свято-Успенский: как доехать, фото и история

    Жировицкий Успенский монастырь, 25 сентября 2010. Фотография Алексея Друпова с сайта sobory.ru

    Мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы в д. Жировичи
    , ставропигия Белорусской Православной Церкви в черте Новогрудской епархии

    • Адрес: Белоруссия, 231822, Гродненская обл., Слонимский р-н, д. Жировичи, ул. Соборная, 57
    • Тел.: (+375 1562) 9-63-91, 9-68-63
    • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Главный духовный центр белорусского православия, место пребывания величайшей святыни – иконы Жировицкой Божьей Матери.

    История

    Своим возникновением монастырь и обязан чудесному явлению иконы Пресвятой Богородицы в 1470 году. После сооружения на месте обретения иконы деревянного храма здесь возникло селение, и образовался приход.

    Первоначально чудотворная икона хранилась в деревянном храме, построенном на месте ее явления. Около 1520 года случился сильный пожар, истребивший и деревянный храм, и почти все строения. Уцелела лишь церковная школа. В огне пожара пропала и чудотворная икона, после чего она была чудесно обретена второй раз.

    Читайте также:
    Храмы Курска: церкви и монастыри, адреса и телефоны

    Впоследствии в Жировичах образовался монастырь, впервые он упоминается в документах в 1587 году.

    Униатский монастырь

    В период борьбы за православную веру по требованию Виленского трибунала в 1609 году в Жировичах была принята уния, а с 1613 года монастырь перешёл в руки ордена базилианцев. Поскольку в монастыре оставалась чудотворная икона, почитаемая народом, он продолжал оставаться центром духовной жизни края.

    На месте сгоревшей церкви в 1613 году был заложен каменный собор Успения Богородицы, в котором чудотворная икона хранится и по сегодняшний день.

    В 1655 г., во время войны Московского царства с Речью Посполитой, Жировицкий монастырь был сожжен войсками кн. А. Н. Трубецкого, который писал царю Алексею Михайловичу о том, что «в городе Слониме литовских людей, которые застали, посекли и город Слоним и слободы и Журавицкой унияцкой монастырь каменной город и около Журавицкого монастыря и костелы жгли и людей побивали… и воевали сентября по 1-е число»

    [1]. Вероятно, вскоре монастырь был восстановлен, иначе созыв в нем в 1658, 1659, 1661 гг. генеральных капитулов ордена василиан был бы невозможен. Конгрегация 1661 г. выразила особую благодарность свящ. Самсону Борейше за то, что он сумел сохранить монастырь.

    В начале XVIII в. в связи с Северной войной Речь Посполитая оказалась разделенной на враждующие группировки сторонников Швеции и России. Во время боевых действий базилиане вывозили ценное имущество Жировицкого монастыря вглубь Польши. Монастырь и его имения были разорены шведскими войсками, взявшими огромную контрибуцию.

    В 1710 г. в Белоруссии и Литве отмечены вспышка моровой язвы и массовая гибель населения. Тогда же в Жировичах умерло несколько сот униатских монахов, по преданию, в живых остался только один иеромонах. Умерших во время эпидемии хоронили не только на кладбище, но и на территории монастыря, и на монастырских огородах.

    После 1710 г. монастырь возродился, строились новый братский корпус, ограда и др. помещения.

    В XVII-XVIII вв. Жировицкий монастырь был значительным книжным центром. В 1636 г. василианская конгрегация постановила ежегодно покупать для его библиотеки книги. Церковный регент Гилярион Скрозинский пожертвовал на эти цели 3500 золотых. В нач. XIX в. в монастырь поступили книги брестских иезуитов и василиан. В обители переписывались книги, существовала небольшая типография. В монастырской библиотеке хранилось большое собрание церковнославянских, старобелорусских, польских, латинских рукописных и печатных книг. В XIX в. часть библиотечного и архивного собрания Ж. м. была вывезена в Россию еп. Павлом (Доброхотовым), др. часть была передана в Виленскую публичную библиотеку. Эти фонды сохранились в собрании Российской БАН (С.-Петербург) и БАН Литвы (Вильнюс).

    В 1795 году в результате 3-го раздела Речи Посполитой Жировичи вошли в состав Российской империи. В 1810 году в связи с реорганизацией российских греко-католических епархий в Жировичи переместился центр Брестской униатской епархии, монастырский Успенский собор стал кафедральным.

    В 1820-х гг. в обители началась подготовка к воссоединению западнорусских униатов с Православной Церковью. Указом имп. Николая I от 22 апреля 1828 г. в Жировицком монастыре находилась кафедра Литовских униатских епископов. 7 октября того же года в мон-ре была открыта (вместо начального училища) греко-католическая духовная семинария, ректором которой стал Антоний (Зубко), один из участников процесса ликвидации Брестской унии. В 1839 г. семинария была преобразована в православную Литовскую духовную семинарию с низшим духовным училищем.

    Воссоединение с Православной Церковью

    В 1830-х гг. началось «очищение» обряда униатов от католических наслоений, в храмах Жировицкого монастыря, как и во всей Литовской епархии, были упразднены боковые престолы, статуи, органы, устроены иконостасы по чину православной Церкви. 12 феврале 1839 г. Собор униатского духовенства в Полоцке принял акт о присоединении к Православию. Из деятелей, подготовивших воссоединение белорусско-литов. униатов, в Жировичах жили и трудились митр. Иосиф (Семашко), архиепископы Антоний (Зубко), Михаил (Голубович), епископы Павел (Доброхотов), Игнатий (Железовский), протопр. Антоний Тупальский, прот. Плакид Янковский и др. В монастыре погребены архиеп. Минский и Бобруйский Михаил (Голубович) в крипте Явленской церкви и прот. Плакид Янковский в кладбищенской Георгиевской церкви.

    В 1839-1844 гг. с учреждением Литовской и Виленской епархии в Жировицком монастыре находилась кафедра Литовского архиепископа.

    С 1845 г. в связи с переводом епархиального центра и духовной семинарии в Вильну в Жировичах оставлен мужской монастырь 2-го класса и духовное училище при нем.

    Возглавлявший монастырь в течение 30 лет (с 1852) архим. Николай (Редутто) осуществил капитальный ремонт и перестройку монастырского комплекса. После его обращения в декабре 1865 г. к благотворителям Российской империи Жировицкий монастырь получил значительные пожертвования. К 1867 г. монастырь был перестроен, здания освятили соответственно русской правосл. традиции. Во второй половине XIX в. увеличилось количество паломников в к чудотворному Жировицкому образу и к целебному источнику под алтарем Успенского собора, на месте явления иконы.

    В связи с приближением русско-германского фронта в 1915 г. Жировицкий монастырь и его святыни были эвакуированы в глубь России, Жировицкая икона Божией Матери была перевезена в Москву. Единственный оставшийся в монастыре насельник монах Авксентий был арестован оккупантами и отправлен в заточение. В период немецкой оккупации 1915-1918 гг. здания монастыря подверглись разграблению и осквернению. С 1918 г. началось восстановление обители, чему способствовали насельницы Гродненского и Красностокского жен. монастырей, по возвращении из эвакуации временно остановившиеся в Жировичах.

    Читайте также:
    Троицкий храм Реутова: описание и адрес храма, праздники и святыни, как добраться

    Польский период

    После заключения советско-польск. Рижского мирного договора с марта 1921 г. Жировицкий монастырь находился в составе Польши. Реквизированные польскими властями некоторые монастырские здания и часть земельных угодий отошли к сельскохозяйственной лесной школе.

    В 1920-х гг. польские власти предпринимали попытки передать монастырь католикам. Массовые протесты православного населения Зап. Белоруссии, организовавшего многолюдные крестные ходы в Жировицкий монастырь, сорвали планы его закрытия. Римо-католиками был захвачен и переоборудован под костел только Крестовоздвиженский храм.

    Немецкая оккупация

    С началом второй мировой войны в 1939 г. территория Зап. Белоруссии и Зап. Украины вошла в состав СССР, но с первых дней Великой Отечественной войны Жировицкий монастырь оказался на оккупированной территории. Немецкие воинские части и комендатура заняли территорию Жировицкого монастыря, расстреляв несколько монахов, но благодаря вмешательству архиеп. Пантелеимона (Рожновского) и еп. Брестского Венедикта (Бобковского) вскоре были выведены из монастыря. Явленская церковь, использовавшаяся фашистами в качестве склада боеприпасов, также была очищена и возвращена обители.

    Советский период

    В 1945 г. часть зданий обители занял сельскохозяйственный техникум. В том же году в Жировицком монастыре были открыты богословско-пастырские курсы, в 1947 г. преобразованные в Минскую духовную семинарию.

    В 1963 г. располагавшаяся в монастыре семинария была закрыта, начался новый этап притеснений братии, прекращен доступ паломников к источнику под алтарем Успенского собора, часть монастырских строений была занята под больницу.

    В 1989 году семинария была возрождена.

    Современный этап

    С 1992 года Жировицкий монастырь — ставропигия Белорусской Православной Церкви.

    Обитель включает в себя 5 действующих церквей, 4 жилых здания, хозяйственные постройки, а также монастырский пруд, сад, огород и пасеку. В монастыре подвизаются 32 человека монашествующей братии (по состоянию на 31 декабря 2006 года), в том числе – один епископ, три архимандрита, четыре игумена, пять иеромонахов, три иеродиакона, четыре монаха, три инока и девять послушников.

    Свято-Явленская церковь

    Эта церковь считается самым старым зданием монастыря, была выстроена во второй половине XVII века. Примечательно, что церковь до сих пор не оснащена электричеством. Тот камень, где дети увидели Богородицу, был освящен и служит в церкви Святым престолом. Под пологом храма расположена гробница архиепископа Михаила Голубовича. Ежегодно 20 мая в церковь приезжает много верующих людей на празднование Явления Жировичской иконы Божией Матери. В храме проходит благодарственная служба этой особенно чтимой святыне.

    Архитектура

    Монастырский комплекс имеет нерегулярную планировку, живописную объемно-пространственную композицию и выразительный силуэт. Ядро ансамбля – Успенский собор, соединенный крытыми переходами со зданием семинарии и жилым корпусом, в первом этаже которого сделан арочный проезд на территорию монастыря. Здание семинарии формирует парадный двор перед апсидой собора. На юго-востоке от собора – Явленская церковь. В восточной части монастыря на самом высоком месте построена Крестовоздвиженская церковь – вертикальная доминанта ансамбля.

    Как добраться до Жировичского монастыря

    Одна из главных православных достопримечательностей Беларуси располагается в небольшой деревушке под названием Жировичи, всего в 148 км. от города Гродно. Добраться сюда самостоятельно можно на личном автомобиле или автобусе, курсирующем из Минска и Бреста.

    Точный адрес: Zhirovichi, Беларусь.

    Как добраться из Минска:

    Автомобиль:по трассе Е30/М1 расстояние 197 км.

    Автобус:от автовокзала в Минске ехать рейсовым автобусом до Жировичи 3 ч.

    Пешком:800 м.

    Как добраться из Бреста:

    Автомобиль:по автодороге Р85 расстояние 177 км.

    Автобус: от автостанции Бреста ехать рейсовым автобусом до Жировичи 3 ч. 4 мин.

    Пешком:800 м.

    Как добраться из Гродно:

    Автомобиль:по трассе Р44 и Р99 расстояние 148 км.

    Автобус:от автовокзала Гродно ехать до Жировичи рейсовым автобусом 2 ч. 50 мин.

    Пешком:800 м.

    Жировичский монастырь на карте

    Настоятели, наместники

    • Николай (Редутто) (1852 — 1882)
    • Стефан (Киструсский) (25 октября 1897 — 12 ноября 1901)
    • Афанасий (Самбикин) (15 февраля 1902 — 22 апреля 1904)
    • Мисаил (Крылов) (29 апреля 1904 — 24 декабря 1905)
    • Феофилакт (Клементьев) (23 августа 1907 — 24 апреля 1911)
    • Тихон (Шарапов) (1922 — 1924)
    • Димитрий (Маган) (1935 — 1941)
    • Венедикт (Бобковский) (1941 — 1942), архим.
    • Серафим (Кудрявцев) (1942 — 1943), архим.
    • Боголеп (Анцух) (1943 — 1947)
    • Митрофан (Гутовский) (1947 — 1953)
    • Леонтий (Бондарь) (июль 1953 — 1956)
    • Антоний (Мельников) (1956 — 1963)
    • Михей (Хархаров) (1963 — 1969)
    • Константин (Хомич) (1970 — 1987)
    • Стефан (Корзун) (1987 — 1990)
    • Гурий (Апалько) (с 6 марта 1990)

    Территория

    Территория, принадлежащая монастырю, не очень большая, но уютная. Здесь можно найти зеленый, спокойный уголок для отдыха и послушать перезвон колоколов. Во время посещения монастыря в Жировичах для паломников и гостей всегда открыты монастырская трапезная и хлебопекарня. Здесь есть возможность вкусно покушать и купить монастырской еды домой. Основная часть все же закрыта для посещений. Так, например, храмы Крестовоздвиженский и Явленский можно посетить только с экскурсией, или когда проходит богослужение.

    Использованные материалы

    • «Свято-Успенский Жировичский ставропигиальный мужской монастырь», страница официального портала Белоруской Православной церкви:
    • Страницы истории
      , страница сайта Минские Духовные школы:
    • Страница официального сайта Паломнического отдела Белорусской Православной Церкви:
    • Жировицкий Успенский монастырь
      , Фрагмент статьи из т. 19 «Православной энциклопедии». Москва, 2008 г. (использован частично)
    • Страница сайта «Народный каталог православной архитектуры»:
    • Владимир Сорокин, прот. «Исповедник», Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова)
      / СПб: Изд — во Князь-Владимирский собор, 2005, с. 623, 687, 703.
    Читайте также:
    Храм Сергия Радонежского в Челябинске: описание и адрес храма, история, расписание богослужений, как добраться

    [1] Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi. Мiнск, 1994. Т. 2. С. 197

    Богослужения

    Жировичский мужской монастырь — не музейная достопримечательность. Это известный центр православия. Красота его выражается не только в каменном строительстве, но прежде всего в душах людей, поэтому здесь всегда многолюдно.


    Богослужение в Свято-Успенском храме Жировичского монастыря

    Ранняя литургия в соборе начинается в 6-00, поздняя — в 9-00. В это время внутренний интерьер храма освещается только свечами. В будни на вечернее богослужение в соборе собирается много прихожан. Среди молящихся немало паломников. Каждый вечер после богослужения монахи обители с Богородичной иконой совершают крестный ход по всей территории монастыря.

    История и святыни Жировичского монастыря и святого источника в Жировичах

    1. Обретение чудотворной иконы «Жировичской Божьей матери»
    2. Устройство монастыря: территория, храмы, святые источники
    3. Свято – Явленская церковь
    4. Свято – Крестовоздвиженский храм
    5. Свято – Успенский собор
    6. Николаевский храм
    7. Водосвятная часовня
    8. Территория вокруг
    9. Интересные факты
    10. Экскурсионные программы

    Ставропигия — отличительный знак святости и благочестия

    Слышали ли вы когда-либо такое необычное слово: ставропигия? Оно не часто встречается в нашем привычном лексиконе. А вот побывав в мужском Свято-Успенском ставропигиальном Жировичском монастыре, я вновь вспомнила его.

    Так вот, ставропигия — это особый статус, который за особые заслуги присваивался православным лаврам, соборам, братствам, монастырям и также духовным школам. Те религиозные объединения, у которых есть этот высокий статус могут не подчиняться местной епархиальной власти. Подчиняться они должны только самому патриарху или же синоду.

    Дословно «ставропигия» переводится как водружение креста. Это в буквальном смысле означает, что в этих монастырях крест водружали непосредственно патриархи. Вот и монастырь в Жировичах подчиняется только Патриаршему Экзарху всея Беларуси.

    Архитектура и убранство

    Архитектурный ансамбль монастыря датируется 17-18-м столетиями. Его доминантой является Успенский собор. Есть еще Явленская церковь, Крестовоздвиженской храм, другие постройки.

    Свято-Успенский собор

    Свято-Успенский собор, центр и глава всего монастыря, начал строиться примерно в начале 17-го столетия и к его середине возведение храма было завершено. Фундатором, или как модно сейчас говорить спонсором строительства, стал Иван Мелешко, владелец Жирович и каштелян Смоленский.

    Работы по внутренней отделке собора финансировал сам канцлер Лев Сапега. Высота главного монастырского храма около сорока метров, а длина — 55 м. В его архитектуре и убранстве переплетаются такие стили как барокко и классицизм. Присутствуют также черты базиличного церковного зодчества.

    Жировичи — Пути обретения святой Иконы

    По древнему преданию монастырь построен на том памятном месте, где в конце 15 века недалеко от имения Жировичи, принадлежавшему в то время Солтану Александру Юрьевичу, на камне появилась икона Божией Матери. Пастухи первыми заметили свечение, которое исходило от лесной дикой груши.

    Подойдя ближе, в ветвях дерева, пастухи увидели икону Божией Матери, от которой и исходил этот мягкий, завораживающий свет. С благоговением взяв в руки икону, люди отнесли её и передали владельцу местности. Даже не выслушав то, что рассказали пастухи, Солтан принял икону и убрал её в скарбницу.

    Всего через день в доме были гости, и гостеприимный хозяин захотел им показать недавно появившуюся у него таким неожиданным образом икону.

    Но не нашёл её там, где совсем недавно оставил. Через некоторое время, там же в лесу пастухи снова увидели эту же светящуюся каменную икону. И опять же отнесли её землевладельцу. На этот, второй раз и он отнёсся к удивительной иконе с большим уважением. И там, где она была явлена людям, Александр Солтан в честь чтимой всеми Пресвятой Богородицы построил деревянную церковь.

    Торжества в честь 550-летия Жировичской иконы и 500-летия монастыря

    В 2020 году Беларусь отмечает 550-летие обретения чудотворной Жировичской иконы Божией Матери и 500-летие со дня основания Свято-Успенского Жировичского ставропигиального мужского монастыря.

    Главные торжества должны были развернуться 19 и 20 мая – в день явления Жировичской иконы Божией Матери. Однако в связи с эпидобстановкой принято решение перенести памятные юбилейные мероприятия на более поздний срок.

    При входе в монастырь откроется памятник – 4-метровая бронзовая фигура преподобномученика Серафима Жировичского. Подвижник веры, миссионер и проповедник, благодаря которому в советские годы открылись 74 храма, он был выслан в концлагерь, где принял мученическую смерть. В конце ХХ века Серафим Жировичский причислен к лику святых мучеников земли белорусской.

    С мая по август 2020 года будет экспонироваться выставка икон из фондов Слонимского районного краеведческого музея имени И.И. Стабровского. В праздничные дни в Жировичах пройдут выставка редких и самодельных книг «Дакрануцца да духоўнасці», а также выставка и продажа изделий народного творчества, мастер-классы народных умельцев. Примет агрогородок и V Открытый фестиваль «Жыровіцкі фэст».

    В епархиях БПЦ в 2020 году запланирована серия мероприятий, посвящённых 500-летнему историческому пути Жировичской обители. Состоятся конференции с участием лекторов духовной академии и семинарии, выставки, круглые столы, литературные чтения, фестивали.

    Совместно с Национальной академией наук Беларуси запланирована международная конференция. В ноябре 2020 года пройдёт традиционный семинар студентов вузов Беларуси в Минской духовной семинарии в Жировичах, и тема этого года посвящена юбилейным датам.

    Второе обретение Святыни

    Через некоторое время рядом с новым храмом стали селиться люди. А икона стала проявлять свою чудотворную силу: многим помогла она избавиться от тяжелейших болезней, другим — в непростых жизненных ситуациях. К храму с исцеляющей иконой стали приходить и приезжать паломники со всего света.

    Читайте также:
    Гуслицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни

    В 1520 году сильный пожар превратил деревянный храм в пепел вместе с хранящейся в нём святыней. Долго люди потом искали чудотворный образ на пепелище, но безрезультатно. Ведь сама икона очень маленькая.

    Удивительно, но Жировичская икона Божией Матери — самая маленькая из всех почитаемых икон Богородицы в христианском мире. Своими размерами около 5,6 х 4,4 см она похожа на нагрудную камею.

    К всеобщему сожалению, икону посчитали утраченной при пожаре. Но спустя некоторое время, возвращаясь домой из школы, дети увидели около сгоревшей церкви неземной красоты Деву. Она сидела на камне и в руках держала икону, которую люди уже считали сгоревшей.

    Побоявшись подойти поближе, дети побежали домой и рассказали всё взрослым. Вместе со священником вся деревня пришла к месту сгоревшего храма. Там на камне стояла зажжённая свеча, а рядом — икона, совсем не пострадавшая при пожаре. Сначала вновь обретённую святыню хранили в доме священника.

    Позже, в 1555 году поставили новый храм, ещё более красивый, в честь этого Явления Божией Матери, и ценную икону поместили туда. Престолом в этом храме был именно тот камень, на котором сидела Пресвятая Дева Мария, когда её увидели дети. В начале 16 века при храме основали монастырь.

    Свято-Крестовоздвиженский храм

    В начале XVIII века одна из прихожанок Жировичского монастыря – некая Элеонора Головищина — принесла в дар 8 тысяч золотых для возведения храма Страстей Христовых для того, чтобы потом в нем проводились по ней панихиды. Возведение завершилось в 1769 году.

    Это храм-кальвария, который посвящен обряду паломничества в Иерусалим. Лестница в храме занимает половину помещения. Она является полной копией той, по которой вели на неправедный суд Иисуса Христа.

    Сохранить и преумножить

    За свою долгую, многовековую историю Жировичский монастырь был в составе Польши и в составе Речи Посполитой. Многочисленные войны, гонения и тяжёлые болезни оказали трагическое влияние на жизнь обитателей Жировичского монастыря — много людских жизней забрали они.

    Но помощь и постоянное заступничество Богородицы никогда не оставляли монастырь, и в 1839 году он всё же вернулся к православию. В нелёгкие годы Первой мировой все почитаемые святыни перевезли В Россию, а Жировичскую икону — в Москву.

    С первых дней Второй мировой войны монастырь был оккупирован немцами. После войны обитель эта полностью восстановлена. Все святыни, и конечно же чудотворная икона вернулись на родную землю.

    Сейчас это знаменитый центр белорусского православия и величественный архитектурный комплекс. Он состоит из пяти действующих храмов и прилегающих к ним построек. Есть там пруд, сад, огород и даже пасека.

    Свято-Явленская церковь

    Явленская церковь построена во 2 половине 17 века, сейчас это самое старое здание монастыря.

    Необычно то, что в церкви до сих пор нет электричества. Камень, где детям явилась Богородица освящён и теперь является Святым престолом храма.

    Под полом этого небольшого здания находится усыпальница архиепископа Михаила Голубовича.

    Каждый год 20 мая сюда приезжает много людей, потому что именно в этот счастливый для верующих людей день празднуется Явление Жировичской иконы Божией Матери. В помещении Явленского храма совершается благодарственная служба этой почитаемой всеми иконе.

    Свято-Крестовоздвиженский храм

    Доминантой всего ансамбля является Крестовоздвиженская церковь. Ее полное название: церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

    В 1716 году прихожанка Элеонора Головщина пожертвовала 8 тысяч злотых на строительство храма Страстей Христовых в Жировичах, чтобы в нём проходили по ней панихиды.

    Строительство церкви было полностью завершено в 1769 году. Это храм-кальвария, лобное место, символизирующий собой обряд паломничества в Иерусалим.

    Половину внутреннего пространства этого уникального храма занимает лестница.

    Это точная копия лестницы, ведущей Иисуса Христа на неправедный суд Понтия Пилата. По сложившемуся обычаю паломники совершали путь по 28 ступеням Святой Лестницы, передвигаясь на коленях, читая при этом молитвенные обращения к Богу.

    Когда-то в каждую ступеньку был помещён небольшой ларчик с мощами некоторых святых. Но сейчас все они из ступеней вынуты и помещены в крест-мощевик. Находится он сейчас в Главном храме святой обители монастырском Успенском соборе, который был построен в 1613-1650 годах.

    Свято-Успенский собор

    Главный храм монастыря был основан в 1613 году. Деньги на строительство дал владелец Жировичей того времени Иван Мелешко, а внутренняя прекрасная отделка храма была выполнена на личные деньги Льва Сапеги — канцлера государства Великого Княжества Литовского.

    Высота Успенского собора 40 метров, а его длина 55. Под строением раньше находились огромные подвалы, в которых была размещена братская усыпальница и похоронены некоторые знатные люди. В 19 веке усыпальницу замуровали, и всех умерших хоронить стали на всеобщем кладбище.

    На стенах сохранились прекрасные росписи разных времён, а в самом в драгоценном окладе из серебра.

    Николаевский храм с Чудотворной иконой

    Каменная Свято-Николаевская зимняя церковь имеет общий с Успенским Собором вход. Небольшая по своим размерам, с удивительной красоты росписью по стенам, оригинально выполненным полом из мозаики она очень красива.

    Внимание привлекают иконы «Спас», «Богоматерь», «Святой Николай» и другие. На горнем месте алтаря выделяется своей красотой образ Троицы.

    Читайте также:
    Николо-Перервинский монастырь в Москве: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

    Именно здесь сейчас находится чудотворная Жировицкая икона Божьей Матери. Она располагается в золоченном киоте слева от алтаря.

    Водосвятная часовня

    В центре монастырских строений находится Водосвятная часовня.

    Здесь можно вдоволь напиться освященной воды и, при желании, взять с собой. Но нужно учесть, что рядом с обителью есть еще 2 источника, которые очень популярны среди местного населения и паломников. Но об этом речь пойдет чуть ниже.

    Территория

    Территория Жировичского монастыря для прогулок совсем небольшая, но очень уютная. В центре расположен прекрасная зеленый уголок, где так замечательно можно отдохнуть и насладится удивительными видами монастырских строений и послушать колокольный перезвон.

    Для паломников и гостей работает монастырская трапезная и хлебопекарня. Здесь можно замечательно перекусить и увезти монастырские вкусняшки с собой. Что я с удовольствием и сделала, и еще несколько дней вспоминала прекрасных поваров, трудящихся в обители.

    Путешествие одного дня. Чудотворная икона и лестница, как в Ватикане, – что посмотреть и чему удивиться в Жировичах

    Сегодня наше путешествие лежит в Жировичи – знаменитое на всю страну местечко, где находится древний монастырь и чудотворная икона, которую почитают как православные, так и католики.

    Фото: Никита ПАСТУХОВ

    Как добраться

    Из Барановичей можно добраться отличным и экономным вариантом: сесть на поезд Барановичи – Гродно и доехать до станции Слоним, а там пересесть на автобус в Жировичи. Поездка туда и обратно обойдется примерно в 5 рублей! Можно поехать и на личном транспорте, расстояние всего каких-то 50 км.

    Фото: Никита ПАСТУХОВ

    Что посмотреть

    Сразу отметим, все местные жители называют свое местечко всегда именно Жировицы, а не русифицированным вариантом Жировичи. В самом поселке до сих пор много указателей, где написано именно Жировицы.

    Фото: Никита ПАСТУХОВ

    Сами Жировичи известны с XV века, прежде всего как владения подскарбия Великого Княжества Литовского Александра Солтана. А славу им принесло то, что, предположительно, в 1470 году дети-пастухи заметили яркий свет на груше и, подойдя к дереву, увидели небольшую икону Божией Матери.

    Александр Солтан воздвиг на том месте церковь, в которой примерно в 1560 году случился пожар. Все сгорело дотла, кроме иконы. После этого в Жировичах в 1587 году был основан монастырь, который и сейчас является главной достопримечательностью деревни. В 1609 году монастырь стал греко-католическим (униатским), что придало ему католический колорит в архитектуре, который сохраняется и поныне. Именно Жировичи тогда стали центром греко-католичества на землях Великого Княжества Литовского.

    В ансамбль монастыря входит несколько церквей, среди которых особо хочется выделить две. Первая это Успенский собор – главный храм Жировичей. Сначала он был построен в стиле барокко, имел две башни на главном фасаде. После реконструкции в первой половине XIX века приобрел черты классицизма. Именно в Успенском соборе и хранится икона Матери Божией Жировицкой, которая одинаково почитается и католиками, и православными и которой приезжают поклониться ежегодно десятки тысяч верующих.

    Фото: Никита ПАСТУХОВ

    Фото: Никита ПАСТУХОВ

    Фото: Никита ПАСТУХОВ

    Фото: Никита ПАСТУХОВ

    Второй храм, заслуживающий особого внимания, – это Крестовоздвиженская церковь, построенная в 1769 году. Именно она роднит Жировичи с Ватиканом, ведь внутри церкви половину строения занимает лестница, копия Святой лестницы в Апостольской столице, которая находится в Латеранской базилике Св. Иоанна в Риме. Кстати, на заметку туристам, к Крестовоздвиженской церкви пройти можно лишь с экскурсией, которую нужно заранее заказывать.

    Фото: Никита ПАСТУХОВ

    Кроме монастыря, нескольких церквей и часовен, в Жировицах есть два святых источника и поставленный в 2020 году памятник архимандриту Серафиму Жировицкому. Интересный факт, что Серафим был арестован НКВД СССР за «пособничество немецким оккупантам» и впоследствии погиб в 1946 году. Это из-за того, что во время немецкой оккупации архимандрит усердно занимался восстановлением церковной жизни, которую активно уничтожали при власти большевиков…

    Фото: Никита ПАСТУХОВ

    Также напротив монастыря находится здание местного аграрно-технического колледжа. Однозначно, кто-то из ваших знакомых учился или учится в этом учебном заведении.

    Фото: Никита ПАСТУХОВ

    Кроме этого, в Жировичах есть и высшее учебное заведение – Минская духовная семинария. Поэтому Жировичи смело можно назвать студенческим городком, правда, обучаются там практически одни парни.

    Фото Никиты Пастухова

    Где перекусить

    Если вы проголодались, то вам прямая дорога в монастырское заведение под исторически нездешним названием «Трапезная» (каких на территории монастыря две). Там все блюда постные и аскетичные, без мяса. Есть рыбные блюда, салаты, драники, желе, выпечка. Выпечке стоит уделить особое внимание, здесь вам и сочники, и пирожные-грибочки, и коржики, и вкуснейшие булочки за 60 копеек. Там же в Жировицах, как и подобает агрогородку, есть столовая и частный бар с пиццей и бильярдом.

    Фото: Никита ПАСТУХОВ

    Фото: Никита ПАСТУХОВ

    Фото: Никита ПАСТУХОВ

    Фото: Никита ПАСТУХОВ

    Где зачекиниться в «Инстаграм»

    На территории монастыря много симпатичных мест, которые подойдут и верующим, и любителям архитектуры. А вот фуд-блогерам обязательно стоит сфотографировать еду для своих каналов в трапезной.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: