Князь-Владимирский собор: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Князь-Владимирский собор: режим работы 2021, как добраться и официальный сайт

кладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях…

Одним из самых нарядных храмов в северной столице является Собор князя Владимира в Санкт-Петербурге. Основателем столицы является Екатерина Великая. Для планирования и проведения строительных работ она привлекла самых известных и лучших архитекторов. Внешне он получился достаточно строгим, но несмотря на это прихожанам в нем достаточно уютно.

История создания Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге

С основанием Санкт-Петербурга на берегу Малой Невы строится и жилой квартал. Этот район часто затоплялся во время наводнений и местность была болотистой. В народе ее называли «Мокрушей». В 1708 году здесь, на болотистом месте, была построена небольшая деревянная церковь, названная именем Святого Николая. В 1713 году на том же месте построен мазанковый храм. Его главный престол был освящён в 1719 году в присутствии Петра Первого в честь Успения Богоматери. В народе эту церковь стали называть «Успение на Мокрушах». По своим размерам и числу престолов этот храм превосходил другие (Троицкий, Петропавловский, Исаакиевский). Поэтому временно получает статус соборного храма.

К 30-м годам 18 века церковь обветшала. По распоряжению императрицы Анны Иоанновны в 1740 году началось строительство нового каменного храма (архитектор М. Земцов). Из-за смерти императрицы строительство было приостановлено и было продолжено только в 1766 году. Завершить сооружение храма было поручено архитектору А. Ринальди. Проект был изменен. Церковь решили сделать пятиглавой, как принято по древнему российскому обычаю, а не одноглавой как планировалось раньше.

Здание было почти построено, но пожар 1772 года уничтожил старую мазанковую церковь и повредил новое здание. Завершение строительства было поручено И.Е. Старову. Храм был достроен только к 800-летней годовщине принятия на Руси христианства. 1 октября 1789 года был освящен главный алтарь храма уже не в честь Успения Богоматери, а в честь святого князя Владимира, крестителя Киевской Руси. Два придела — Успенский и Никольский напоминают о старых названиях.

22 сентября 1782 года императрица Екатерина II учредила орден святого Владимира «в поощрение службы военной и гражданской», который подразделялся на четыре степени и имел девиз: «Польза, честь и слава». Лента ордена состояла из трех полос: двух черных и красной. Награждение орденом четвертой степени давало право на потомственное дворянство. Орден Св. Владимира I степени следовал непосредственно за орденом Св. Андрея Первозванного — высшей наградой России. В 1845 году император Николай I приказал определить Князь-Владимирский собор как храм Кавалеров Ордена Святого Князя Владимира всех степеней с девизом «Польза, честь и слава». Знак Ордена находится над главным входом в храм. В 1875–1917 годах здесь находилось благотворительное общество и приют для сирот.

В храме проводились службы во время Второй мировой войны и блокады. Многие жители города приходили сюда в самые страшные для Петербурга дни. Здесь хранились ценные иконы из закрывающихся храмов. В 1935 году из закрытого подворья Лавры сюда была передана копия главной святыни Киево-Печерской лавры — иконы Успения Божьей Матери. Одна из ценностей храма — Берлинское напрестольное Евангелие 1689 года в драгоценном окладе, переданное императрицей Елизаветой Петровной.

В 1946 году восстановили колокольный звон храма. Большой колокол был отлит в Финляндии.

Деятельность прихода

Основная задача храма — проведение ежедневных богослужений. Каждое утро в 9.00 по будням и в 7.00 и 10.00 по дням воскресным, проходит Божественная литургия, по окончании которой проходит таинство причастия и исповедь.

Вечерние службы начинаются и по будням, и по воскресным и праздничным дням в 18.00. При соборе работает воскресная школа и духовно-просветительские клубы, о расписании которых можно узнать на официальном сайте Князь-Владимирского Собора.

Внутреннее убранство Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге

Внутренняя отделка строга и проста. Внутри храма нет росписей, кроме изображения четырех Евангелистов. По предположениям автором является К. Брюллов. На западной стороне храма мы видим копии картин «Оплакивание Христа» Паоло Веронезе и «Преображение» Рафаэля. Стены храма украшены пилястрами дорического ордера.

С сентября 1940 года в храме находилась Казанская икона Божьей Матери. 3 июля 2001 года она была возвращена на свое историческое место — в Казанский кафедральный собор. В храме на ее месте теперь находится копия. Справа расположен храмовый образ святого князя Владимира. Иконостас храма является шедевром художественной резьбы по дереву. Выполнен в стиле ампир по проекту И.Е. Старова. В алтаре находится копия росписи Киевского Владимирского собора композиция «Святая Евхаристия» (работа В. Васнецова).

Читайте также:
Ивановская митрополия: история, храмы и монастыри, состав, православные добровольцы

Святыни и престольные праздники

Одна из чтимых святынь собора — точная копия иконы Владимирской Богоматери, написанная евангелистом Лукой. Лик Божией Матери облачен в жемчужные украшения, венец Богоматери хрустальный, а риза выполнена вызолоченной нитью.

Второе по ценности иконописное изображение — Спас Нерукотворный, представляющий один из многих иконописных образов Иисуса Христа и дарующий каждому, кто соприкоснется с этой святыней, помощь во всех делах свыше.

В разные времена в этом соборе хранились иконы разрушенных храмов, так в 1935 году и Киево-Печерской лавры в собор был привезен Образ Успения Богородицы.

Богослужение в Князь-Владимирском соборе

Основным престольным праздником храма считается Сретение иконы Владимирской Богоматери, который отмечается ежегодно 8 сентября. Кроме того, праздничные богослужения проходят по основным церковным праздникам.

Вход и режим работы

Вход во Владимирский собор, как в большинство православных храмов в России, свободный. При посещении только не стоит забывать о правилах внешнего вида.

Собор открыт ежедневно с начала утреннего и до конца вечернего богослужения. Расписание служб здесь. В понедельник, четверг и воскресенье здесь исполняются Акафисты Серафиму Саровскому, Святителю Николаю Чудотворцу, Иисусу Христу и Божией Матери. Это очень красивые службы. Кстати, слово «акафист» означает «неседальная песнь», то есть он исполняется непременно стоя. Вы можете в любое время заказать здесь молебны о здравии свох близких и службы по усопшим — панихиды, литии, отпевания.

Тёплая пристань

Я очень люблю этот уютный и вместе с тем грандиозный собор Санкт-Петербурга. Когда входишь в него, на душе даже в пасмурные дни сразу становится светлей. Именно сюда не так давно привозили удивительную Феодоровскую икону Богородицы из Костромского монастыря.

Считается, что этот Образ принадлежит, подобно образу Владимирской Богоматери, евангелисту Луке. «Феодоровской» икона названа в честь отца святого князя Александра Невского — великого князя Ярослава Всеволодовича, который в крещении был наречен Феодором (в честь святого Феодора Стратилата). Этой иконой Ярослав-Феодор и благословил своего сына при его супружестве. Интересен этот чудотворный Образ тем, что он двухсторонний. На её обороте изображена святая великомученица Параскева, облаченная в дорогое княжеское одеяние (её появление связывают с супругой Александра Невского).

Я вновь встретилась с этой удивительной иконой совершенно неожиданно для себя, когда, оказавшись в центре города, случайно зашла во Владимирскую церковь. До этого видела её в Москве во время православной выставки и в самой Костроме при праздновании Преображения Господня. Вот уж действительно, права православная поговорка, что «случай — это псевдоним Бога, который просто не оставил своего автографа»…

И, быть может, вы тоже прочитали мою статью о замечательном Владимирском соборе не случайно…

История

Начало строительства первоначального здания Успенского собора было положено при князе Андрее Боголюбском в 1158 году. Архитекторы того времени задумывали постройку как самый главный храм Владимиро-Суздальского княжества и Руси. Над ней трудились архитекторы из Греции, Галича и Киева, а также немецкие мастера. Поэтому во время строительство укрепились и внешнеполитические отношения князя Андрея Боголюбского.

Постепенно собор преображался, в нем была произведена и роспись. Однако в 1185 году он значительно пострадал от пожара и требовал восстановления. В то время князем был Всеволод III, он же и принял решение существенно расширить постройку, в результате чего у нее появились дополнительные боковые галереи, а также четыре малые главы. Кроме того, были построены дополнительные арки, внутреннее пространство храма увеличилось.

В 1238 году город Владимир был взят войсками хана Батыя, а великая княгиня и владыка Митрофан заперлись в здании. Все находящиеся внутри Успенского собора погибли, поскольку монголы подожгли собор. Позже великокняжеская семья и погибшая Агафья Всеволодовна с детьми были канонизированы как Владимирские мученики.

Следующее обновление Успенского собора было произведено по приказу Екатерины II в 1767 году. Процесс производился в духе того времени и в первую очередь затронул иконостас – рублевский стиль сменился барочным. Тогда же, в течение двух веков, постепенно изменялся и внешний вид здания, была возведена колокольня. Реставрация собора во Владимире производилась и в двадцатом веке. Самая масштабная была проведена в 70-80-х годах, в процессе которой были покрыты золотом купола и специальным составом – белый камень. Тогда же улучшили внутренний климатически режим, а также обновили фрески.

Читайте также:
Преображенский собор в Хабаровске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

История воздвижения

Впервые построили храм в виде небольшого здания. Нужно отметить, что церковь перестраивалась не один раз. Она имела разные виды и формы. Впервые его освятили в честь святого Николая Чудотворца. Немного позже его перестроили и сделали постройку с двумя приделами.

И только спустя 30 лет его перестроили с использованием кирпича и камня. Когда храм очередной перестроили, и он имел пятиглавую форму его освятили в честь князя Владимира. Он был даже главной церковью орденом князя. В советские времена, когда велась борьба с религиозностью храм по каким-то причинам не тронули. Он продолжал свою работу.

Лучшая статья для Вас, переходите: Собор Александра Невского в Новосибирске

При храме велись работы и собиралась информация о жертвах большевистских гонений верующих. И в конце 90-х годов эта информация была опубликована в специальном издании.

Успенский собор с высоты

Побывав в Свято-Успенском соборе Владимира и в других храмах России, испытываешь сильнейшее впечатление. С одной стороны, ты как бы соприкасаешься с историей, с некоторыми поколениями творцов храма и его прихожан. Переживаешь с ними все их жизненные вехи. С другой стороны, потрясает грандиозность сооружения, а то, насколько продуманы все художественные детали, вплоть до мелочей. И, конечно же, фрески. Только ради того, чтобы посмотреть на них, стоит посетить этот храм.

А у вас какие ощущения остались от посещения, прошу высказаться в комментариях.

Князь-Владимирский собор в Питере

Одним из наиболее почитаемым святым местом для петербуржцев и гостей города является Князь-Владимирский собор. Его название связано с князем Владимиром, который крестил Русь и принял христианскую веру.

Внешне здание впечатляет своей изысканностью и величием, а внутреннее убранство храма располагает к молитве и поднесению к высокому.

Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге – это гармоничное соединение классицизма и барокко, это место одно из наиболее светлых, торжественных и нарядных среди святынь в северной столице.

История собора

История собора Князь-Владимирского берет свои истоки с 1713 году, когда была возведена маленькая деревянная церковь. Двумя годами позже церковь перестроили и назвали «Успением на Мокрушах».

Название связано с месторасположением святыни – район постоянно был затоплен водами Невы и отличался болотистой поверхностью, потому в народе он стал называться «Мокрушей».

Дерево не проявило себя как прочный материал, и в 1740 году было приняло решение заменить старую церквушку на каменную, чьим проектом занялся архитектор Земцов. Через два года на престол взошла Елизавета Петровна, и смена власти приостановила строительство.

Старые планы продолжили воплощать только в 1765 году, убранством и архитектурой здания занимался Ринальди. В 1772 году пятиглавый собор с трехъярусной колокольней был охвачен пожаром и сильно повредился.

Окончить строительство удалось только через 17 лет, к 800-летию принятия христианской веры на Руси. Освятили храм в 1789 в честь равноапостольного князя Владимира.

Собор относился к числу святынь, которым было разрешено продолжать службу во время советской власти. Самые ценные артефакты из закрытых церквей были размещены в Князь-Владимирском соборе. Он продолжал свою работу даже в тяжелейший период блокады Ленинграда.

Существует легенда, согласно которой во времена Великой Отечественной войны Казанскую икону Божьей Матери, находившуюся в этом храме, было приказано отвезти на фронт и дать возможность увидеть ее каждой воинской части вопреки распространенным принципам атеизма. Верующие считают, что именно эта икона придавала сил советским войскам в 1944 году.

Архитектура здания

Спустя несколько сотен лет после постройки, архитектурное решение впечатляет и в современности. Внешне этот храм похож на Троицкий собор Александро-Невской Лавры.

Колокольня высотой в 57 метров привлекает изяществом форм, которые органично сочетаются со строгостью линий. На звоннице расположено семь колоколов, самый крупный из них был вылит в 1779 году, весит он пять тонн. Мотивы барокко прослеживаются в овальных окнах и лучковых фронтонах.

Князь-Владимирский собор является одним из величайших шедевров храмовой архитектуры екатерининской эпохи.

Внутреннее убранство Князь-Владимирского собора

Внутри храма нет лишних изысков – здесь все просто и строго, одновременно уютно и торжественно. Каждый, кто попадает в середину признается, что убранство располагает к размышлениям и молитвам.

Внутри храма отсутствуют привычные росписи, но здесь есть изображения четырех Евангелистов, выполненные художником Карлом Брюлловым. На западной стене располагается копия картины Паоло Веронезе «Оплакивание Христа» и Рафаэля «Преображения.

Читайте также:
Церковь Николая Угодника в Хамовниках: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Стены собора по периметру украшают пилястры дорического ордена. Кроме того, здесь находится храмовый образ равноапостольного князя Владимира.

Кроме того, в храме можно увидеть другие почитаемые иконы:

  • Икону Богоматери «Скоропослушница», которую привезли с Афона;
  • Чудотворный образ святителя Николая;
  • Список Спаса Нерукотворного с иконы из Домика Петра I;
  • Икону-мощевик, в которой заключены частицы мощей 49-ти святых.

Как добраться до храма?

Князь-Владимирский собор находится на улице Блохина 26. Добраться до него можно на метро, выйдя на станции «Спортивная». Из выхода со станции сразу можно увидеть купола храма.

Часы и правила посещения

Вход в храм абсолютно бесплатный, так как он на сегодняшний день является действующим. Посетить святыню можно в любой день с 9:45 до 20:00, а в церковные праздники и по воскресеньям с 6:45 до 20:00. Богослужения во время Великого Поста начинаются с девяти утра.

Любой желающий может не только посетить Князь-Владимирский собор, чтобы ознакомиться с его убранством, но и присоединиться к любому из богослужений.

Князь-Владимирский собор отличается своей архитектурой и проектом, ведь он построен по принципу корабля, в котором Христос выступает кормчим.

Радует глаз насыщенный синий и белый цвет, отсутствие фресок и нагромождений убранства, строгость классицизма и оригинальные мотивы барокко, богатая история храма, редкие святые иконы внутри – все это привлекает в собор не только жителей Петербурга, но и его многочисленных гостей.

Пензенская епархия

Центральные районы Пензенской области в церковном плане находятся под управлением Пензенской епархии. Образованная более 200 лет назад кафедра сегодня активно развивается, постоянно увеличивая число прихожан.

История епархии

Первые православные храмы появились на пензенской земле в начале XVII в. Их приходы входили в состав Рязанской епархии и личных патриарших владений. В середине этого же столетия в районе Сурского бассейна основываются крупные городские поселения — Нижний Ломов и Пенза. В это же время была обретена одна из главных епархиальных святынь — Казанская икона Божией Матери.

На протяжении следующего столетия пензенские приходы входили в состав Казанской, Астраханской, Суздальской и Тамбовской епархии. В 1799 г. из Тамбовской церковной администрации указом императора Павла I была выделена самостоятельная кафедра. Она объединяла территории Саратовской и Пензенской губернии.

Первоначально кафедра владыки Гаий должна была располагаться в Саратове. Но в городе не было подходящих зданий для размещения епархиального управления, поэтому владыка перенес свою резиденцию в Пензу. С 1803 г. местный церковный руководитель именовался епископом Пензенским и Саратовским. Через 25 лет из Пензенской епархии выделилась самостоятельная Саратовская и Царицынская кафедра.

В течение следующих 100 лет границы церковной и светской административной единицы практически полностью совпадали.

В 1928 г. произошло обособление Саранской епархии, при этом под управлением пензенского владыки остался район, расположенный на севере современного региона. Церковная жизнь в регионе практически остановилась в первые десятилетия советского режима. Многие архипастыри были расстреляны, и закрыты большинство храмов.

Важно! Возрождение началось с конца 70-х гг. при архиепископе Серафиме (Тихоновом). По его инициативе началось возрождение храмов и воскресных школ, велась активная работа по канонизации местных святых предстоятелей.

В 2012 г. Пензенскую епархию преобразование в митрополию, в состав которой вошли Пензенская, Кузнецкая и Сердобская кафедры.

Архипастыри

В настоящее время руководителем Пензенской и Нижнеломовской епархии является высокопреосвященнейший Серафим (Домнин), носящий сан митрополита Пензенского и Нижнеломовского. Он является 44 епархиальным главой.

За 200-ю историю местную кафедру занимали священники, впоследствии прославленный в лике святых. К ним относятся:

  • святитель Иннокентий (март-октябрь 1819 г.);
  • священномученик Тихон (1902-1907 гг.);
  • священномученик Иоанн (1918 — 1921 гг.);
  • священномученик Феодор (1935-1937 гг.).

Епархиальные отделы

Современная деятельность Церкви не ограничивается духовным служением. Она охватывает различные сферы общественной жизни. Для эффективной работы были организованы следующие отделы:

  • образования и катехизации;
  • по работе с молодёжью;
  • по взаимодействию с Вооружёнными силами, силовыми структурами и казачеством;
  • тюремного служения;
  • социального служения и благотворительности;
  • по работе с паломниками;
  • по ведению миссионерской деятельности;
  • по противоборству зависимостям.

Социальные учреждения

В Пензенской епархии действуют следующие социальные учреждения:

    Союз православных женщин, оказывающий поддержку малоимущим семьям, матерям-одиночка, престарелым людям и другим социально незащищенным слоям населения. Также члены организации сотрудничают с образовательными учреждениями всех уровней с целью организации воспитательной работы, основанной на православных традициях.

Читайте также:
200 храмов: условия и особенности программы, где и как происходит строительство

Средства массовой информации

Епархиальные информационный отдел осуществляет свою деятельность на базе следующих средств массовой информации:

  • ежемесячная газета «Пензенский православный собеседник»;
  • ежемесячный журнал «Пензенские епархиальные ведомости»;
  • ежегодный альманах «Пензенский летописец»;
  • еженедельная радиопередача «Мир Православия»;
  • телепрограмма «Вопросы веры».

Также подробная информация о деятельности епархии содержится на официальном сайте религиозной организации.

Учебные заведения

На территории пензенской кафедры работают многочисленные воскресные школы. Одна из таких школ в 1998 г. была преобразована в Православную гимназию, получившей имя в честь святого Иннокентия Пензенского.

Она располагается рядом с кафедральным Успенским собором г. Пензы. Здесь же действует школа раннего развития, в которой православное воспитание получают дети дошкольного возраста.

Специальное церковное образование можно получить в Пензенской духовной семинарии.

Церкви и храмы, монастыри

На епархиальной территории насчитывается более 170 храмов. Наиболее крупными являются приходы следующих храмов:

  • Спасский кафедральный собор;
  • Успенский кафедральный собор;
  • храм Петра и Февронии Муромских;
  • церковь блаженной Матроны Московской.

Большие и малые культовые сооружения находятся во всех населённых пунктах епархии, а также в социальных, лечебных и исправительных учреждениях.

Под юрисдикцией епархиального главы находятся монашеские общины, расположенные в крупнейших населённых пунктах епархии. К ним относятся следующие объединения монахов:

  • Казанский мужской монастырь в г. Нижний Ломов;
  • Успенская обитель для женщин в этом же городе;
  • Преображенский мужской монастырь в Пензе;
  • Троицкий женский монастырь, расположенный в областном центре.

Все монастыри находятся в плачевном состоянии. Их постепенным восстановлением занимается насельники и люди, приезжающие трудиться в обителях во Славу Господа.

Святыни

Главной святыней епархии являются святые люди. В собор Пензенской земли входят следующие предстоятели:

  • святитель Иннокентий Пензенский;
  • святой исповедник Иоанн Оленевский;
  • священномученик Феодор (Смирнов);
  • священномученик Василий Смирнов;
  • священномученик Гавриил Архангельский;
  • блаженный Иоанн Кочетовский.

Особо почитаются прихожанами и паломниками два образа Казанской Божией Матери, хранящиеся в монастырях городах Нижнее Ломовое и Тверь. Кроме Богородичных икон к святыням относятся образы Иоанна Предтечи и святой Параскевы Пятницы.

Паломнические поездки

Епархиальный Паломнический отдел организует поездки по святыням, расположенным на территории области, России и Зарубежья. Программа паломничества составляется с учётом возраста, цели и финансовых возможностей православных путешественников. Кроме опытного гида каждую группу сопровождает священнослужитель, который помогает погрузиться в атмосферу благодати святых мест.

Пензенская епархия — церковно-административная единица, деятельность клириков которой направлена на духовное развитие жителей области, а также их вовлечение в общественную и социальную жизнь общества.

Пензенская область

Пе́нзенская о́бласть — субъект Российской Федерации. Регион расположен в центре Европейской России, входит в состав Приволжского федерального округа. Административный центр области — город Пенза.

Содержание

  • 1 Православие в Пензенской области
  • 2 Населённые пункты
  • 3 Святыни Пензенской области
  • 4 Монастыри Пензенской области
    • 4.1 Троицкий Сканов женский монастырь
    • 4.2 Тихвинский Керенский мужской монастырь
    • 4.3 Казанский Нижнеломовский мужской монастырь
  • 5 Храмы Пензенской области
    • 5.1 Михайло-Архангельский собор (Сердобск)
    • 5.2 Собор Вознесения Господня (Спасск)
    • 5.3 Казанский храм (Кузнецк)
  • 6 Где остановиться
  • 7 Ссылки

Православие в Пензенской области [ править ]

Православные храмы на территории современной Пензенской епархии появились в первой половине XVII века. Первоначально они входили в состав Рязанской и Московской Патриаршей епархий.

В 1636 г. был основан город Нижний Ломов. В 1643 г. близ него на источнике явилась Казанская икона Божией Матери, а в 1648 г. был основан мужской монастырь — первая обитель на территории современной Пензенской епархии.

В 1663 г. был основан город-крепость Пенза. В благословение первопоселенцам царь Алексей Михайлович даровал список с Казанской иконы Божией Матери, ставший главной святыней Сурского края.

В 1682-1699 гг. западная часть территории относилась к Тамбовской епархии. В XVIII веке пензенские храмы входили в состав Синодальной области и Казанской епархии, затем перешли в ведение астраханских и суздальских архиереев. В 1758 г. была восстановлена Тамбовская епархия, в которую вошла основная часть территории современной Пензенской области. Титул управляющих епархией звучал как «Тамбовский и Пензенский».

Самостоятельная епархия с местопребыванием правящего архиерея в Пензе была образована по указу императора Павла I 16/27 октября 1799 г. как Саратовская и Пензенская. Первым ее управляющим стал епископ Гаий (Такаов, 1750-1821). В виду отсутствия подходящего помещения в Саратове, он поселился в Пензе. С 4 декабря 1803 г. епархия именовалась Пензенской и Саратовской.

12 ноября 1828 г. из состава Пензенской и Саратовской епархии была выделена самостоятельная Саратовская и Царицынская епархия; архиереи города на Суре стали именоваться Пензенскими и Саранскими, а территория епархии в последующие сто лет совпадала с границами Пензенской губернии.

Читайте также:
Тихвинский монастырь в Екатеринбурге: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, настоятельницы и святыни

В 1819 г. в течение семи месяцев Пензенскую кафедру занимал святитель Иннокентий (Смирнов; 1784-1819). Несмотря на крайне непродолжительное пребывание в Пензенской кафедре, он остался в народной памяти как самый выдающийся архипастырь, и в 2000 г. был причислен к лику святых.

В 1902-1907 гг. епископом Пензенским и Саранским был владыка Тихон (Никаноров, 1855-1920), будущий священномученик Воронежский.

В 1917-1922 гг., в годы Гражданской войны, Пензу охватила т.н. «Путятинская смута» — первый из обновленческих расколов в Советской России. Он был преодолен, в том числе, трудами священномученика Иоанна (Поммера, 1876-1934), управлявшего епархией в 1918-1921 гг.

В 1928 г. из состава Пензенской епархии была выделена самостоятельная Саранская епархия, и в подчинении пензенских архиереев остались лишь южные районы бывшей Пензенской губернии (север современной Пензенской области). В 20-30-е гг. Пензенская епархия, как и вся Русская Церковь, понесла страшные потери; практически все архипастыри, управлявшие ею в эти годы, были расстреляны. Епископ Феодор (Смирнов, 1891-1937) и пострадавшие с ним священники Василий Смирнов и Гавриил Архангельский в 2000 г. были прославлены в Соборе Новомучеников и исповедников Церкви Русской. В 1937-1944 гг. единственной действующей церковью в Пензе оставался Митрофановский храм.

Поддержку и утешение в эти годы верующие находили у старца Иоанна Оленевского (Калинина, ок. 1862-1951), прославленного в 2000 г. в лике священноисповедников.

В 1944-1991 гг. в составе Пензенской епархии вновь находилась Мордовия. С 1991 года правящий архиерей именовался Пензенским и Кузнецким.

В 1978-2000 гг. Пензенской епархией управлял архиепископ Серафим (Тихонов, 1935-2000). При нем начала возрождаться церковная жизнь в Пензенском крае, открылись десятки храмов, православная гимназия, было подготовлено открытие духовного училища и канонизация первых пензенских святых.

В 1999 г., в дни празднования 200-летия Пензенской епархии, ее посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В 2000 г., в течение полугода, временно управляющим Пензенской епархией был владыка Варсонофий, ныне митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, управляющий делами Московской Патриархии.

Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. (журнал №64) из состава епархии выделены Кузнецкая и Сердобская епархии. Пензенская епархия включена в состав Пензенской митрополии. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Пензенский и Нижнеломовский».

Населённые пункты [ править ]

Святыни Пензенской области [ править ]

ПЕНЗА. Кафедральный Успенский собор: свт. Иннокентий Пензенский (XIX в.). Митрофановский храм: «Пензенская-Казанская» икона Божией Матери.

С. СОЛОВЦОВКА, Пензенского района. Троице-Сергиевский храм: прав. Иоанн Оленевский (ХХ в.).

Д. НОРОВКА, Нижнеломовского района. Нижнеломовский Казанский монастырь: «Нижнеломовская-Казанская» икона Божией Матери.

С. СКАНОВО, Наровчатского района. Троице-Сканов женский монастырь: оригинал «Трубчевской» иконы Божией Матери.

Монастыри Пензенской области [ править ]

Троицкий Сканов женский монастырь [ править ]

Дата основания: 1-я пол. XVII в.

1795-1797: Левицкий А. – строительство по собств. проекту

Статус: действ.

Адрес: Пензенская обл., Наровчатский р-н, с. Сканово

Мужской монастырь, известный с 1676, основан, вероятно, в 1-й пол. XVII в. В кон. XVIII в. при игум. Арсении (Левицком) и его преемниках отстроен в камне как единый архитектурный ансамбль, включающий собор, ограду с башнями и кельи. Закрыт после революции, в 1930-х постройки переданы птицеводческому колхозу. В 1990 восстановлен как женский.

Тихвинский Керенский мужской монастырь [ править ]

Дата основания: 1683

Статус: действ.

Адрес: Пензенская обл., Вадинский р-н, с. Вадинск

Проезд: От г. Пенза на рейсовом автобусе или маршрутном “Пенза – Земетчино”, “Пенза – Вадинск”.

Монастырь, основанный как женский на месте явления иконы Божией Матери, в 1683. В 1764 упразднен. В 1822 при храмах бывшего монастыря официально открыта женская богадельня, в 1848 преобразованная в общину, а в 1852 – в монастырь. К нач. ХХ в. многолюдный монастырь с крепким хозяйством. Закрыт в 1927, часть зданий сломана, на территории размещены ПТУ, производство. Вновь открыт в 1997 как мужской на части старой территории.

Казанский Нижнеломовский мужской монастырь [ править ]

Дата основания: 1648

Статус: действ.

Адрес: Пензенская обл., Нижнеломовский р-н, с. Норовка

Мужской монастырь, основанный ок. 1648 у западной окраины Нижнего Ломова, на месте, где в 1643 на роднике был обретен чудотворный образ Казанской Богоматери. В XVIII в. большинство построек, включая ограду с башнями и кельи, выстроено в кирпиче. Закрыт в 1920-х, в 1930-х большинство пострек разобрано на кирпич. Уцелел настоятельский корпус, занятый под школу. Восстанавливается с 2002, с 2004 подворье Вадинского монастыря, в 2008 вновь получил статус монастыря.

Читайте также:
Монастырь святой Екатерины: святыни и иконы, история и описание, как добраться

Примечания: В XIX в. у стен монастыря проходила известная Казанская ярмарка.

Храмы Пензенской области [ править ]

Михайло-Архангельский собор (Сердобск) [ править ]

В XX столетии город расширил свои границы, и его население увеличилось (к 1897 году-12 452 жителя). Этому способствовало и то, что в 1894 году через Сердобск прошла железная дорога. Соборная церковь уже не могла вместить всех прихожан. Видимо, поэтому и потребовалось строить новый храм. Саратовская епархия вместе с земской и городской управами решили, что он должен иметь лучшую архитектуру. С этой целью был создан строительный церковный комитет, возглавляемый председателем К. В. Кузьминым. В состав этого комитета входили: протоиерей А. А. Соловьёв, священник Виноградов, дьяконы Протасов, Усков, Р. А. и И. Я. Кузнецовы, Архитектором был приглашён Алексей Маркович Салько, построивший в Саратове много частных и административных зданий улучшенной архитектуры. Им был построен также грандиозный собор в честь святого равноапостольного князя Владимира. Проект этого собора послужил впоследствии основой для строительства Михайло-Архангельского собора в Сердобске.

Адрес: Россия, Пензенская область, г. Сердобск, пл.Базарная, 1

Собор Вознесения Господня (Спасск) [ править ]

Собор Вознесения Господня, каменный, построен в 1859 на средства купцов Спасска Василия Кузьмича Будникова и Николая Гавриловича Макова. Господствующий над окружающей застройкой пятиглавый каменный храм с четырехъярусной колокольней, монументальный объем которого дополнительно утяжелен мощными аттиками, является представителем господствовавшего в то время официально «русско-византийского» стиля в его провинциальной трактовке. Имеет пять престолов: три в главной части – в честь Вознесения Господня (главный действующий), св. Иоанна Предтечи (не действующий) и во имя свт. и чуд. Николая (не действующий) и два в трапезной части – во имя св. Василия Великого (действующий) и Казанской иконы Божией Матери (не действующий).

В годы советской власти храм закрывался (по неточным источникам) – 1938 или 1939 гг и был открыт через год.

С 1925 по 1931 гг. в клириком Вознесенского Собора являлся священномученик диакон Григорий (Самарин), причислен к лику новомученников и исповедников Российских для общецерковного почитания определением Священного Синода от 07 октября 2002 года.

13 декабря 2013 года, указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, храму присвоен статус соборного.

Адрес: 442600, Россия, Пензенская область, город Спасск, ул. Пролетарская, дом 108А

Казанский храм (Кузнецк) [ править ]

Двухпрестольный Казанский храм является примером культового здания, построенного в русском стиле, по типу приходских храмов середины XVII века. В церкви сохранился трехъярусный иконостас конца XIX века. Второй престол Казанской церкви находится в нижнем храме и посвящен Параскеве Мученице. Он был переведен из часовни, закрытой в начале 60-х годов.

Оригинально и вместе с тем просто решен архитектурный облик Казанской церкви. Фантазия архитектора, высококачественный кирпич, мастерство каменщиков… — и перед нами красота, застывшая в камне.

Тоже можно сказать и про церковную сторожку. Завершает архитектурную композицию Казанской церкви металлическая ограда, выполненная в старинном стиле. Судьба благоволила к Казанскому храму: за более чем вековую историю своего существования он практически не закрывался и четверть века был единственным действующим в городе.

Адрес: Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Республики, д. 76А

Телефоны: (841-57) 3-01-73 — общий; (841-57)3-02-23 – настоятель — протоиерей Сергий Сидоров; 8-927-385-28-09 – иерей Сергий Суботин.

Где остановиться [ править ]

В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Русская Церковь
    • Синодальные учреждения
    • Московская Патриархия
    • Самоуправляемые Церкви
    • Экзархаты
    • Митрополичьи округа
    • Митрополии
    • Епархии
    • Ставропигиальные монастыри
    • Храмы и монастыри
    • Зарубежные учреждения
    • Научные и образовательные организации
    • Издательства и СМИ
  • Поместные Церкви
  • Автономные Церкви
  • Государственные и общественные организации
  • Организации иных конфессий
  • Прочие

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви
  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”
Читайте также:
Иеромонах Роман Матюшин: биография отца, творчество, православные песни и стихи

Пензенская епархия

Православные храмы на территории современной Пензенской епархии появились в первой половине XVII века. Первоначально они входили в состав Рязанской и Московской Патриаршей епархий.

В 1682-1699 гг. западная часть территории относилась к Тамбовской епархии. В XVIII веке пензенские храмы входили в состав Синодальной области и Казанской епархии, затем перешли в ведение астраханских и суздальских архиереев. В 1758 году была восстановлена Тамбовская епархия, в которую вошла основная часть территории современной Пензенской области.

Самостоятельная епархия с местопребыванием правящего архиерея в г. Пензе была образована 16/27 октября 1799 года как Саратовская и Пензенская. С 4 декабря 1803 года именовалась Пензенской и Саратовской. 12 ноября 1828 года из ее состава была выделена самостоятельная Саратовская епархия, и архиереи стали именоваться Пензенскими и Саранскими.

В 1928 году из состава Пензенской епархии была выделена самостоятельная Саранская епархия, и в подчинении пензенских архиереев остались лишь южные районы бывшей Пензенской губернии (север современной Пензенской области). В 1944-1991 гг. в составе Пензенской епархии вновь находилась Мордовия. С 1991 года правящий архиерей именовался Пензенским и Кузнецким.

Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. (журнал № 64) из состава епархии выделены Кузнецкая и Сердобская епархии. Пензенская епархия включена в состав Пензенской митрополии. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Пензенский и Нижнеломовский».

Епархия сегодня
(по состоянию на январь 2021 года)

Благочиннические округа и благочинные

  • Спасский городской — священник Максим Зорин
  • Петропавловский городской — протоиерей Вадим Петрушков
  • Никольский городской — священник Виктор Сторожев
  • 1-й округ Пензенского района — протоиерей Димитрий Кошолкин
  • 2-й округ Пензенского района — священник Дионисий Соловьев
  • Бессоновский — священник Александр Угольков
  • Городищенский — протоиерей Виталий Ещенко
  • Каменский — священник Даниил Бойков
  • Мокшанский — протоиерей Михаил Дергунов
  • Нижнеломовский — иеромонах Феодор (Володин)
  • Шемышейский — иеромонах Августин (Зайцев)

Кафедральные соборы

  • Спасский (строится)
    г. Пенза, Соборная пл., 3; тел. (8412) 66-08-15; сайт soborpenza.cerkov.ru
    настоятель — митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим
  • Успенский
    г. Пенза, ул. Захарова, 6; тел. (8412) 68-68-39; сайт pnzsobor.ru
    настоятель — протоиерей Сергий Лоскутов

Монастыри

  • Нижнеломовский Казанский
    442152, Пензенская область, Нижнеломовский район, с. Норовка, ул. Тархова, 30; тел. (84154) 4-95-36, 4-92-00; сайт monastir58.ru
    настоятель — митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим; и.о. наместника — иеромонах Феодор (Володин)
  • Пензенский Спасо-Преображенский
    440052, г. Пенза, пер. Спасо-Преображенский, 6А; тел. (8412) 52-35-63
    настоятель — митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим; наместник — игумен Сергий (Зайчиков)
  • Пензенский Троицкий
    440600, г. Пенза, ул. Кирова, 25 Д; тел. (8412) 52-18-20
    настоятельница — игумения Александра (Макова)
  • Нижнеломовский Успенский
    442127, г. Нижний Ломов, ул. Сергеева, 83; тел. (84154) 4-46-44
    настоятельница — игумения Варвара (Трофимова)

Действующих приходов — 165.

Клириков — 182, в том числе 162 священника и 20 диаконов.

Средства массовой информации

ПЕНЗЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ

Пензенский Успенский собор

Пензенская и Нижнеломовская епархия Пензенской митрополии Русской Православной Церкви

16 октября 1799 года из Тамбовской епархии была выделена самостоятельная Саратовская и Пензенская епархия, но, “за неимением в Саратове удобного помещения для архиереев и духовной консистории” первый же архиерей новой кафедры, Гаий (Токаов), добился перемещения кафедры в Пензу и смены 4 декабря 1803 года названия епархии на “Пензенскую и Саратовскую”. 3 ноября 1828 года из состава Пензенской была выделена самостоятельная Саратовская епархия.

В 1823 году было открыто епархиальное попечительство о бедных духовного звания, с 1864 года начали создаваться церковно-приходские попечительства. С 1889 года в епархии стали создаваться церковно-приходские общества трезвости.

К концу Синодального периода в епархии активно велась миссионерская деятельность. В 1904 году был открыт пензенский комитет православного миссионерского общества, занимающийся сбором средств на нужды православных миссий Сибири и Дальнего Востока, в 1908 году для координации миссионерской деятельности был создан епархиальный миссионерский совет, в 1912 году для работы среди нерусского населения была учреждена “инороднеческая” миссия и назначен миссионер, в 1912 году начали работать краткосрочные миссионерские курсы.

В советский период число православных приходов сократилось до двух, были закрыты все прочие церковные учреждения. В 1920-30-х годах одновременно с православной кафедрой существовала Пензенская обновленческая епархия.

Активизация религиозной жизни в епархии началась с 1944 года. 29-31 января 1991 года из состава епархии была выделена Саранская кафедра, после чего Пензенская епархия вошла в границы Пензенской области.

26 июля 2012 года из состава Пензенской епархии были выделены Кузнецкая и Сердобская епархии, после чего в Пензенской епархии остались: г. Пенза, г. Заречный, Бессоновский, Городищенский, Каменский, Мокшанский, Нижнеломовский, Пензенский район, Шемышейский районы Пензенской области‎. Тогда же Пензенская кафедра была определена центром новой Пензенской митрополии.

Исторические названия

  • Саратовская и Пензенская (16 октября 1799 – 4 декабря 1803)
  • Пензенская и Саратовская (4 декабря 1803 – 3 ноября 1828)
  • Пензенская и Саранская (3 ноября 1828 – упом. 10 октября 1978)
  • Пензенская и Кузнецкая (29-31 января 1991 – 26 июля 2012)
  • Пензенская и Нижнеломовская (с 26 июля 2012)

Статистика

  • 1892 – на действительной службе состояло 1902 лица, в том числе 22 протоиерея, 758 священников, 407 диаконов и 715 псаломщиков. Из них 9 человек было с академическим образованием. Полное семинарское образование имели 18 протоиереев, 671 священник (88,52%), 21 диакон (5,16%) и 30 псаломщиков (4,19%). Особняком стоял рукоположенный в 1892 году во священника к единоверческой церкви с. Поима крестьянин из раскольников, хотя и получивший домашнее образование, но достаточно сведующий и в церковном уставе, и в Священном Писании, а главное, хорошо известный раскольникам. За штатом находились 1 протоиерей, 19 священников, 10 диаконов и 27 псаломщиков [1].
  • нач. XX в. – более 780 приходов, 20 монастырей (7 мужских; 13 женских), 1010 церквей, 404 общеобразовательных школ в ведении епархиального училищного совета.
  • ? ок. нач. XX в. – 7 больниц и 11 приютов при церквях и монастырях
  • 1946 – в Пензенской области действовало 29 церквей.
  • 1 января 1958[2] – 60 зарегистрированных храмов/молитвенных домов.
  • 1 января 2004 – 10 благочиннических округов, 186 действующих церквей, из них 131 храм и 55 молитвенных домов. 32 церкви расположены в городах, 154 – в сельской местности. 3 монастыря (2 женских (Троицкий монастырь в г. Пензе и Троицкий Сканов монастырь под Наровчатом) и 1 мужской (Керенский Тихвинский в районном центре Вадинск с числом насельников 30 человек)). В стадии становления еще один женский монастырь – Владимирско-Богородский в селе Большой Вьяс Лунинского района, функционирующий пока в качестве архиерейского подворья. 40 воскресных школ с числом обучающихся в них 800 человек.
  • ноябрь 2011 – 8 монастырей, 107 молитвенных домов, 16 храмов-часовен, 213 храмов, 7 соборов. Действующих приходов – 351. Клириков епархии – 229 (протоиереев – 71; иереев – 104; диаконов – 16; схиигуменов – 1; игуменов – 12; иеромонахов – 17; иеродиаконов – 6; протодиаконов – 2) [3]
  • декабрь 2014 – 4 монастыря, монастырский скит, 125 действующих приходов, 3 собора, 88 храмов, 29 молитвенных домов, 132 клирика [3]

Архиереи

  • Гаий (Такаов) (16 октября 1799 – 10 января 1808)
  • Моисей (Близнецов-Платонов) (25 марта 1808 – 28 мая 1811)
  • Афанасий (Корчанов) (5 сентября 1811 – 8 января 1819)
  • свт. Иннокентий (Смирнов) (22 марта – 10 октября 1819)
  • Амвросий (Орнатский) (9 ноября 1819 – 4 сеентября 1825)
  • Ириней (Нестерович) (31 января 1826 – 3 ноября 1828, 29 ноября 1828 – 26 июля 1830)
  • Иоанн (Доброзраков) (17 августа 1830 – 19 января 1835)
  • Амвросий (Морев) (19 января 1835 – 15 октября 1854)
  • Варлаам (Успенский) (4 декабря 1854 – 7 октября 1862)
  • Антоний (Смолин) (9 ноября 1862 – 21 августа 1868)
  • Григорий (Медиоланский) (21 августа 1868 – 24 апреля 1881)
  • Антоний (Николаевский) (14 мая 1881 – 15 апреля 1889)
  • Василий (Левитов) (22 апреля 1889 – 12 июля 1890)
  • Митрофан (Невский) (12 июля 1890 – 13 ноября 1893)
  • Павел (Вильчинский) (13 ноября 1893 – 4 июня 1902)
  • сщмч. Тихон (Никаноров) (4 июня 1902 – 25 июля 1907)
  • Митрофан (Симашкевич) (25 июля 1907 – 10 января 1915)
  • Владимир (Путята) (10 января 1915 – март 1917)
    • Феодор (Лебедев) (16 октября 1917 – март 1918) в/у, еп. Прилукский
    • Григорий (Соколов) (март – апрель 1918) в/у, еп. Краснослободский
  • сщмч. Иоанн (Поммер) (22 апреля 1918 – 1921)
  • Борис (Лентовский) (1921-1922)
    • Леонтий (Устинов) (апрель 1922 – 1922) в/у
    • Петр (Соколов) (1923) в/у
    • Филипп (Перов) (2 декабря 1923 – 1927) в/у, еп. Нижне-Ломовский
  • Филипп (Перов) (1927 – 9 ноября 1927)
    • Кирилл (Соколов) (ноябрь 1927 – 6 сентября 1928) в/у, еп. Краснослободский
  • Кирилл (Соколов) (6 сентября 1928 – 21 ноября 1933)
  • Алексий (Кузнецов) (21 ноября 1933 – 27 марта 1934)
  • Ириней (Шульмин) (9 – 21 мая 1935)
  • Авраамий (Чурилин) (21 мая 1935 – 18 июня 1936)
  • сщмч. Феодор (Смирнов) (23 сентября 1935 – 5 февраля 1937)
  • Ираклий (Попов) (22 февраля – 22 декабря 1937)
  • Кирилл (Поспелов) (1 апреля – июль 1944)
  • Михаил (Постников) (июль 1944 – 27 января 1947)
  • Кирилл (Поспелов) (27 января 1947 – 31 декабря 1953)
    • Иероним (Захаров) (1953 – 1954) в/у, еп. Куйбышевский
  • Леонид (Лобачев) (9 февраля 1954 – 22 марта 1960)
  • Феодосий (Погорский) (22 марта 1960 – 30 июля 1968)
  • Поликарп (Приймак) (30 июля 1968 – 16 декабря 1969)
  • Иларион (Прохоров) (16 декабря 1969 – 25 июня 1970)
  • Мелхиседек (Лебедев) (25 июня 1970 – 10 октября 1978)
  • Серафим (Тихонов) (18 октября 1978 – 3 июля 2000)
    • Варсонофий (Судаков) (3 июля – 28 декабря 2000), в/у, еп. Саранский
  • Филарет (Карагодин) (28 декабря 2000 – 31 мая 2010)
    • Вениамин (Зарицкий) (16 сентября 2009 – 31 мая 2010) в/у, еп. Люберецкий
  • Вениамин (Зарицкий) (31 мая 2010 – 25 декабря 2013)
  • Серафим (Домнин) (с 25 декабря 2013)

Викарные епархии

  • Краснослободская (ныне самостоятельная)
  • Нижнеломовская (недейств.)
  • Саранская (ныне самостоятельная)

География благочиний

  • Спасское, Петропавловское, Никольское городские – г. Пенза
  • Бессоновское
  • Пензенского района 1-ое
  • Пензенского района 2-ое
  • Бессоновское
  • Городищенское
  • Каменское
  • Нижнеломовское
  • Шемышейское
  • Монастырское

Монастыри

Учебные заведения

  • Пензенская духовная семинария
  • Нижнеломовское духовное училище (недейств.)
  • Пензенское духовное училище (недейств.)
  • МОУ гимназия во имя святителя Иннокентия Пензенского

Средства массовой информации

  • Пензенский православный собеседник (ежемесячная газета)
  • Пензенские епархиальные ведомости (ежемесячный журнал)
  • Пензенский временник любителей старины (журнал по церковному краеведению)

Литература

  • Церкви, причты и приходы Пензенской епархии / Приложение к Пензенским епархиальным ведомостям, 1896
  • Памятная книжка Пензенской епархии, 1897
  • Пензенская епархия. Историко-статистическое описание, 1907

Использованные материалы

[1] Доржанский А.И. “История Пензенской епархии. Исторический очерк”. Пенза, 1999. Глава 14. Митрофан 1й (Матвей Невский), 1890–1893. – http://pravoslavie58region.ru/histori-1-14.pdf

[2] Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.

Пензенская епархия: паломнические поездки, священники и духовенство, храмы

«Врачи не помогают? Да ведь вам не лечиться — вам на отчитку надо!», «Несчастье за несчастьем? Это вам всё “сделали”, тут вся надежда на батюшку Кронида» — в больничных палатах, в очередях в коридорах поликлиник сарафанное радио и «диагноз» поставит, и «рецепт» пропишет, и информацией о том, куда ехать, снабдит. А доведенный до отчаяния своими проблемами человек — это уже не просто человек, а готовая «целевая аудитория».

Чаще это женщины, чем мужчины. Чаще — в летах, хотя есть и молодые. В общем — люди разные. И проблемы разные: у той — муж ушел, у этой — ноги не ходят… Общее, пожалуй, одно: решимость обратиться «к кому угодно, лишь бы помогло». Это если вы спросите воцерковленного человека, зачем он идет в храм, к батюшке, ответы будут разные: молиться, покаяться в грехах, причаститься, получить духовный совет… У целевой же аудитории, о которой мы говорим, скорее всего ответ будет один: «Лечиться»!. Отчаянным отчаявшимся одинаково всё равно, кто избавит их от проблем: экстрасенс, священник или колдун вуду. Они — крайне неблагодарная аудитория для тех, кто пытается их вразумить (рискнете останавливать — вообще сделаетесь врагом номер один). Зато — просто идеальная для тех, кто делает бизнес.

Те, кто делают бизнес, отлично знают, что нужно целевой аудитории. Пообещайте ей и то, и это, причем «всё и сразу» — всё, что она хочет! Как это сделать? Легко: читайте и учитесь: «Паломническая поездка на комфортабельном автобусе по святым местам, монастырям. К ясновидящему Батюшке Крониду на лечение под г. Пензу. Лечение святыми источниками, болезни головы, сердца, крови, ноги, кости, суставы, сах. диабет, женские заболевания, купание в святых источниках (закрытие купели), снятие порчи». Далее — дата отъезда, стоимость, телефон. Орфографию и пунктуацию подлинника — рекламной листовки, которую можно увидеть на вокзалах, рынках и автобусных остановках,— мы сохранили в ее, так сказать, первозданном виде. Сильно, правда? Что ни строчка — то перл. Тут вам и «святые источники» аж два раза (в одних, как следует из объявления, лечатся — а в других, вероятно, «купаются» после загадочного «закрытия купели»), и «сах. диабет» через запятую со «снятием порчи»… Ну, а уж «ясновидящий Батюшка» — это вообще без комментариев. Кстати, пусть не смущает вас, что слово «батюшка» с большой буквы написано. Это как раз очень логично. Потому что для тех, кто стоит за этим объявлением, «Батюшка Кронид» — не усталый священник из села под Пензой, а раскрученный товарный знак, хорошо продаваемый бренд.

Рассказывают, что отец Кронид — молодой сельский батюшка. Монах. При храме — небольшое хозяйство. А еще — много цветов. Вот только ухаживать за ними практически некогда: пыльные «газельки» подвозят всё новые и новые порции страждущего люда. Как-то одна городская приезжая попросила: «Давайте, батюшка, помогу чем, вот хоть за цветочками присмотрю!» — да и общипала по незнанию все бутоны с розовых кустов. Да что ж сделаешь — с приезжего люда какой спрос?

Приезжие «кормят» не только организаторов «чартеров на отчитку» — всё село переориентировалось под обслуживание гостей. Жилье здесь сдают не комнатами — койками, и за те в разгар «сезона» чуть ли не драка. В сельском магазине бойко идет торговля: большинство приезжих остаются здесь не на день-другой, а живут по месяцу, а то и дольше — а на такой срок разве продуктов с собой привезешь? Бывает, правда, если у гостей совсем кончаются деньги, хозяева и крупы, и овощей с огорода дадут. О деньгах: этот вопрос для тех, кто сюда стремится, достаточно болезненный. Помощи здесь ищут не от хорошей жизни, а от проблем — в том числе и материальных. Поэтому на поезд­ку в основном копят долго и трудно, собирают буквально по сотне — на оплату дороги, на оплату жилья. Многим приходится на время поездки бросать кому работу, кому приработок — по нынешним временам брешь в бюджете ощутимая. А приехав на место и глядя на ухоженные сельские грядки, большинство чуть не со слезами вспоминает собственные брошенные дачи и огороды, понимая, что в нынешнюю зиму останутся без овощных заготовок.

И все-таки они едут. Несмотря на увещевания родных и близких. Несмотря на разъяснения Православной Церкви о том, что отчитка — это особое чинопоследование, которое совершается только над бесноватыми. Таковых, к счастью, не очень много — в любом случае не те поля, заполненные народом, что собираются под Пензой; обычному же, не одержимому бесами человеку отчитка не только не принесет пользы, но может серьезно навредить — в нашей газете мы не раз подробно писали об этом.

В начале апреля Епископ Саратовский и Вольский Лонгин направил Высокопреосвященному Филарету, Архиепископу Пензенскому и Кузнецкому, одно из рекламных объявлений о «паломнических поездках» к отцу Крониду. Вот какой ответ пришел из соседней епархии:

«Его Преосвященству,
Преосвященнейшему Лонгину,
Епископу Саратовскому и Вольскому

На Ваше письмо сообщаю следующее. Игумену Крониду по молодости своих лет и незрелой духовной опытности дано указание прекратить так называемые отчитки в храме Рождества Христова и ограничиваться лишь уставными молебнами и молитвами. Ему также сделан запрос на предмет появления в Саратове рекламных объявлений, приглашающих для проведения исцеления от различных болезней.

Прошу Вас, дорогой Владыко, в дальнейшем информировать Пензенское Епархиальное Управление о развитии и продолжении появления подобных объявлений.

С любовью во Христе
Филарет, Архиепископ Пензенский и Кузнецкий».

Мы приводим ответ полностью — специально для всех, кто исчерпал в споре с родными и близкими из числа тех, кто собирается «на отчитку к Крониду», все аргументы. Не спорьте. Просто покажите им. Прочитайте. Обратите их внимание на слова ДАНО УКАЗАНИЕ ПРЕКРАТИТЬ ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ ОТЧИТКИ. Без благословения правящего архиерея священник совершать такое чинопоследование права не имеет.

Маргарита Крючкова
Газета «Православная вера» № 8 (388) за 2009 г.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: