Колокольня Ивана Великого: история и архитектор, высота и архитектура, как выглядит и где находится

Колокольня Ивана Великого в Москве. Высота, интересные факты, история и описание

Строительство Успенской звонницы

Возле колокольни в XVI веке была построена Успенская звонница. Изначально итальянский архитектор Петрок Малой воздвиг храм Рождества Христова рядом с Ивановым столпом, но позже храм был реконструирован в звонницу для больших колоколов.

Самый большой колокол носит название Успенский, поэтому и звонница была названа в его честь. Ранее сторожа и звонари жили прямо в здании звонницы, на первом этаже. Сейчас там располагается один из кремлевских музеев.


Надпись под куполом Колокольни Ивана Великого

В храме Рождества Христова хранились мощи Николая Чудотворца и чудотворная икона святителя Николая. Во время реконструкции Святыни вывезли из храма, их местонахождение неизвестно до сих пор.

Интересно знать! Несмотря на то, что храм Рождества Христова был реконструирован, а чудотворная икона исчезла, обычай приходить к звоннице для благословения перед свадьбой сохранился до сих пор.

Как гласит легенда, один обедневший горожанин выдал замуж трех дочерей, обратившись за помощью к Николаю Чудотворцу. Святой Николай даровал по узелку с золотом каждой девушке в виде приданого. С тех пор многие новобрачные посещают Успенскую звонницу, чтобы брак был крепким.

Архитектурный ансамбль сооружения

Цоколь звонницы построен из белого камня. Потом идет кладка из крупного кирпича, скрепленная прочными железными связями. Нижние этажи колокольни, представляющие почти сплошной массив, слились в единый мощный монолит с фундаментом.

Данный архитектурный ансамбль замыкает с восточной стороны Соборную площадь Московского Кремля.

Стены нижнего яруса достигают в ширину пяти метров.

Второй ярус колокольни как бы повторяет первый: нижняя часть — сплошной массив с несколькими узкими окнами, а над ними — открытая галерея, где находятся колокола.

Стены второго яруса в два раза тоньше стен нижнего. Такая повторяемость форм обоих восьмигранников с более массивной нижней частью и облегченной верхней зрительно подчеркивает устремленность всего сооружения ввысь.

Архитекторы, участвовавшие в строительстве и реконструкции Ивановского столпа:

  • Бон Фрязин;
  • Петрок Малой;
  • Федор Конь;
  • Бажен Огурцов;
  • Джон Талер;
  • Доменико Жилярди;
  • Константин Тон.

Храм Ивана III объединил в себе характерные особенности зодчества двух эпох: строгие конструктивные формы XV и декоративную отделку XVI веков.

Архитекторы

В разные времена над постройкой, ремонтом и реконструкцией колокольни трудились разные люди, поэтому нельзя сказать, что это величественное строение — плод труда одного архитектора.

  • При воздвижении колокольни на месте старого храма строительством руководил Бон Фрязин;
  • Петрок Малой достроил звонницу с северной стороны колокольни;
  • Русский зодчий Федор Конь руководил строительством верхнего яруса «Ивана Великого» при Борисе Годунове;
  • Восстановлением разрушенных построек после войны 1812 года занимались Доменико Жилярди и Константин Тон.

Филаретовская пристройка

Здание, расположенное рядом с Успенской звонницей и перекрытое шатровой кровлей, называется Филаретовской пристройкой, по имени патриарха Филарета. В 1624 году патриарх Филарет, отец царя Михаила Романова, вернувшись из польского плена, на радостях повелел возвести эту пристройку. Повеление было исполнено русским архитектором Баженом Огурцовым и, вероятно, англичанином Джоном Талером, строителем Царицыных палат в Теремном дворце.

В 1812 году Наполеон приказал взорвать колокольню «Иван Великий». При этом звонница и пристройка разрушились, но большие фрагменты уцелели и были впоследствии использованы при восстановлении в 1815 году группой архитекторов, в числе которых были Дементий (Доменико) Жилярди, Алоизий (Луиджи) Руска, Иван Еготов. Интересно,что сама колокольня, сложенная из кирпича, а в цоколе и фундаменте — из белокаменных блоков, устояла, дав трещину вверху. Учитывая, что глубина фундамента колокольни составляет лишь пять метров, это говорит о мастерстве ее строителей и архитекторов.

Колокола

Ивановская колокольня служит всем соборам кремля, так как у них нет собственных звонниц. Именно с нее начинается колокольный звон во всей Москве.

Интересно знать! Митрополит Платон в 18 веке издал указ, согласно которому колокольный звон в столице должен был начинаться с удара самого большого колокола, после чего он плавно разливался по городу, наполняясь переливами других колоколов. Так звучание получалось особенно красивым и торжественным.

Центральный ярус

  • Самый большой колокол — Успенский, он весит свыше 60 тонн. Он был отлит в 1819 году, заменяя колокол, разбитый при подрыве Иванова столпа во время нашествия Наполеона. На колоколе изображены лики Христа и Богородицы, присутствуют изображения членов царской семьи. Внизу на колоколе находится памятная надпись в честь освободительной борьбы 1812 года. Колокол звонит только в исключительных случаях.


Основной ярус звона колокольни Ивана Великого

  • Второй по величине колокол — Реут. Во время взрыва колокольни он упал, но не раскололся, поэтому был восстановлен. Звучание колокола — необычное, низкое, оттеняет звон других колоколов, делая колокольный звон более насыщенным. Вес колокола порядка 30 тонн.
  • Интересно знать! В народе этот колокол называют «Ревун». В день, когда на престол взошел Александр II, колокол сорвался, и убил нескольких звонарей. В народе посчитали это дурным знаком. После нескольких покушений, Александр II погиб от рук террористов.

    • Семисотый колокол был отлит в 18 веке. Его удары возвещают о начале Великого Поста.

    Нижний ярус

    • Новгородский колокол был вывезен Иваном Грозным из покоренного Новгорода;
    • Колокол Лебедь обладает резким, высоким звучанием;
    • Колокол Медведь, напротив, издает низкий, ревущий звук;
    • Кроме того, в колокольне еще есть Слободской, Ростовский и Трехсотпудовый колокола.

    Средний ярус

    В среднем ярусе колокольни находятся:

    • Мариинский колокол с изображением Марии Египетской;
    • Даниловский колокол с ликом князя Даниила Московского;
    • 8 колоколов, изготовление которых датируется XVI веком.

    Верхний ярус

    Верхний ярус представлен несколькими легкими колоколами XVII века.

    Действующие колокола

    Изготовленные русскими и иностранными мастерами, колокола располагаются на всех трех ярусах колокольни.

    Самые массивные и басовитые — на галерее первого яруса, а легкие и мелодичные — наверху:

    1. На Успенской звоннице и Филаретовой пристройке действуют три колокола.
    2. В центральном проеме находится второй по величине после Царь-колокола и самый большой из ныне действующих колоколов — Успенский. Он украшен портретами императора Александра I и его семейства, изображениями Христа, Божьей Матери, Иоанна Крестителя, митрополитов Петра и Алексия и композицией «Успение Божией Матери». Вес языка колокола, диаметр которого достигает 4,3 метра, составляет 1,75 тонны, а сам колокол весит около 65 тонн 320 килограммов. Успенский колокол считается лучшим по тону и звуку.
    3. Колокол Ревун массой 32 тонны 760 кг изготовлен по указу царя Михаила Романова в 1622 году мастером Андреем Чоховым, автором Царь-пушки.
    4. Великопостный, или Семисотный колокол весит 13 тонн 71 кг и расположен на Филаретовой пристройке.
    5. Древнейший из колоколов — Медведь. Он назван так за мощный голос и низкое звучание.
    6. Колокол Лебедь получил название за звон, похожий на лебединый крик.
    7. Новгородский колокол впервые отлит при Иване IV для Софийского собора Новгорода. Затем был перевезен в Москву. Рядом находятся колокола Широкий, Слободской и Ростовский.
    8. На втором ярусе звонницы расположены Корсунский колокол, Немчин Новый Успенский, Даниловский, Ляпуновский, Марьинский, Глухой, Первый и Второй безымянный колокола.
    9. Третий ярус образуют колокола меньшего размера.
    Читайте также:
    Белогорский Николаевский Пермский монастырь: история и адрес монастыря, современное положение, настоятели и святыни

    Интересные факты о колокольне Ивана Великого

    • Некоторое время в Москве существовал запрет на строительство зданий выше «Ивана Великого»;
    • В XVI-XVII веках у колокольни провозглашали царские указы. С тех времен пришло к нам выражение: «Кричать на всю ивановскую»;


    Колокол Ревун на колокольне Ивана Великого

  • В давние времена возле колокольни стояла палатка, которая стала прообразом первой нотариальной конторы. В ней специальные писари помогали простым людям составлять челобитные;
  • Также у колокольни показательно наказывали воров и взяточников;
  • Колокольня была дозорной и пожарной башней. На самом верху была организована смотровая площадка. В ясную погоду с нее была видна местность в радиусе 40 километров от Кремля;
  • Во время коронации Николая II колокольня была украшена иллюминацией.
  • История колокольни

    История Ивановского столпа напрямую связана со становлением российского государства.

    Церковь Иоанна Лествичника

    Преподобный Иоанн Лествичник был византийским богословом, автором учения о духовном возрождении и трактата «Лествица». Именно в честь этого святого по приказу московского князя Ивана Калиты в 1329 году была воздвигнута церковь.

    Есть версия, что храм построили согласно обету, который дал Калита перед походом московской дружины на Псков. Удача сопутствовала Ивану Даниловичу, и он сдержал обет.

    Так всего за три месяца появилась церковь Иоанна Лествичника . Она имела форму восьмиугольника с полуколоннами по углам.

    Внутреннее крестообразное пространство храма Иоанна Лествичника без учета помещения алтаря имело небольшие размеры — всего пять на пять метров.

    Церковь Иоанна Лествичника в Московском кремле простояла более 170 лет, была разобрана в 1505 году, но заняла свое место в истории как первая известная исследователям каменная церковь под звоном, первая столпообразная церковь-колокольня и первый храм, построенный между двумя соборами.

    Возведение и основание колокольни

    Храм Ивана Великого не испытывал недостатка в талантливых архитекторах. Поэтому ответить на вопрос, кто его построил, достаточно сложно.

    Когда в начале шестнадцатого века старый храм был демонтирован, на восточной стороне возвели новую церковь. В честь кого она названа? Имя храму дал Иван III.

    Строительством руководил итальянский зодчий Бон Фрязин. Свой шедевр он завершил в 1508 году.

    Постройка не имела аналогов по прочности благодаря уникальному фундаменту и революционным по тем временам способам строительства.

    Автором следующего проекта, изменившего облик храма в 1540 году, был также итальянец — Петрок Малой. Им была построена прямоугольная звонница на северной стороне здания.

    В 1600 году при Борисе Годунове теперь уже русский зодчий Федор Конь надстроил третий ярус колокольни. В ысота колокольни Ивана Великого в Москве — 81 метр.

    Существует столичная легенда о запрете на строительство колоколен выше звонницы Ивана III. До 1860 года, когда был возведен Храм Христа Спасителя, колокольня оставалась самым высоким зданием Москвы.

    Историческая судьба

    Храму довелось пройти через множество испытаний.

    Смутные времена, нашествия чужеземных завоевателей и политические амбиции отечественных атеистов не раз ставили под угрозу само существования столпа Ивана III:

    1. Лжедмитрий собирался устроить там костел для польских подданных Марины Мнишек.
    2. Наполеон приказал взорвать Кремль. Это решение стало роковым. Взрывы превратили в руины Успенскую звонницу и Филаретову пристройку, сорвали крест с купола колокольни, привели к образованию трещины на третьем ярусе. Однако сама колокольня выстояла. Уже 12 декабря 1813 года вновь запели звоны столпа Ивана III, приглашая москвичей на церковную службу.
    3. Есть легенда, повествующая о том, что в 1950-е или 1960-е годы кто-то попытался нарушить запрет на звон колоколов, после чего их языки приковали.
    4. Советские вожди заставили звонницу умолкнуть на семьдесят пять лет.

    Лишь на Пасху 1992 года колокола зазвучали вновь.

    Успенская звонница и Филаретовская пристройка

    В 1624 году зодчий Огурцов создал Филаретову пристройку, названную в честь патриарха Филарета.

    Архитектором шатра пристройки стал англичанин Талер, работавший в годы правления Алексея Михайловича.

    К концу XVII века звонница стала одним из символов Москвы.

    С колокольни открывался великолепный вид на прилегающею местность, а приближение войск неприятеля можно было увидеть за 30 (!) километров.

    Здание Успенской звонарни, пристроенное к северной грани колокольни, было возведено в 1815 году на фундаменте разрушенной в 1812 году старой постройки ХVI века.

    Эти сооружения стали неотъемлемой частью колокольни.

    Послевоенная реставрация

    Масштабным реконструкциям колокольни всегда что-то мешало: войны и послевоенные разрухи, недостаток финансовых средств, споры архитекторов. Тем не менее, Филаретовская пристройка и звонница, разрушенные французами, были вновь отстроены в 1819 году.

    Первая серьезная реставрация прошла в 2005 году.

    Мастера произвели полное переоборудование и приспособили древнее сооружения к музейной эксплуатации, а фасады и наружные интерьеры колокольни подготовили к музейному показу.

    Современное положение

    В наши дни архитектурный объект используется как по своему прямому назначению, так и в качестве музейной экспозиции.

    Сегодня на первом этаже Успенской звонницы организуются выставки музея «Московский Кремль», других российских и зарубежных музейных собраний.

    Для полноты картины посетителям демонстрируют видеопроекцию реконструкции собора, используя для этого беленые стены колокольни.

    Читайте также:
    Казанский монастырь в Рязани: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни и храмы

    Периодически все проекции выключаются, остается только подсветка, и посетители получают возможность осмотреть сохранившиеся интерьеры колокольни.

    Условно этот музей можно разделить на три экспозиции: сама колокольня или ее части, выделенные светом, сохранившиеся фрагменты кремлевских построек и виртуальные экспонаты.

    На верхнем ярусе колокольни открыта смотровая площадка.

    Посетители могут подняться на нее в теплое время года, преодолев путь в 329 ступеней.

    Колокольня Ивана Великого Московского Кремля – средоточие Кремлевского архитектурного ансамбля

    Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля
    Начало строительства: 1505 год
    Окончание строительства: 1508 год
    Архитектор: Бон Фрязин
    Высота: 81 м.
    Координаты: 55°45’03.3″N 37°37’05.5″E
    Объект культурного наследия Российской Федерации

    Колокольня Ивана Великого, местом расположения которой является Московский Кремль, имеет ещё одно название: церковь-колокольня Святого Иоанна Лествичника. Храм является очень древним памятником архитектуры – как и Успенский собор, его история насчитывает более чем 500 лет.

    Колокольня Ивана Великого является своего рода архитектурным центром Московского Кремля, объединяющая все его строения в единый ансамбль.

    История Колокольни Ивана Великого в Москве: с чего все началось?

    История церкви-колокольни Ивана Великого официально начинается с 1329 года, когда на месте сегодняшнего храма была построена церковь Ивана Лествичника с характерным названием «под Колокол».

    Вид колокольни с Ивановской площади

    Эта церковь простояла недолго – аккурат до 1505 года, и уже в том же году специально приглашенный из Италии архитектор Фрязин приступил к строительству новой церкви. Постройка новой церкви была приурочена к смерти князя Ивана III и полностью завершена в 1508 году. Москвичи диву буквально диву давались – таких высоких каменных храмов Москва, да и вся Русь ещё не видела: ведь Высота храма в самой высокой точке равнялась 81 метру.

    В 1600 году Борисом Годуновым церковь Ивана Великого была основательно модернизирована – к ней был пристроен дополнительный ярус цилиндрической формы. Наверняка многим знакомо одно расхожее выражение: «во всю Ивановскую». Так вот, пошло оно именно из этих мест – рядом с храмом Ивана Великого (с его восточной стороны) была площадь, которую назвали Ивановской. Вот на этой-то площади «во всю Ивановскую» глашатаи озвучивали княжеские указы, а палачи наказывали виновных.

    Вид колокольни с Соборной площади

    Строительство колокольни

    В 1532 году было принято решение пристроить к зданию храма Ивана великого большую колокольню. Эту задачу возложили на итальянского зодчего Петрока Малого Фрязина. Архитектор с задачей справился, пристроив к храму звонницу вместе с церковью, которую назвали в честь Воскресения Господня. В этой церкви был установлен колокол весом в тысячу пудов (более 1.5 килотонн), названный «Благовестник». Храм расположили на 3-ем ярусе всего архитектурного комплекса, причем для того, чтобы в него попасть, была сооружена специальная лестница. В начале 17 века по инициативе Михаила Романова церковь Воскресения Господня трансформируют в Успенскую звонницу. А в 30-е годы того же века в период патриаршествования отца Филарета храм Ивана Великого дополняется ещё одним строением – пристройкой с шатром из черепицы и пирамидками из белого камня. Пристройка в честь патриарха была названа Филаретовской.

    Судьба храма Ивана Великого во время войны с Наполеоном

    Россия немало натерпелась во время захватнической наполеоновской агрессии 1812 года. И именно в это непростое время были разрушены Успенская звонница и Филаретовская пристройка. Одним из немногих строений, уцелевших в то время, была колокольня с «Благовестником».

    Вид колокольни от Успенского собора

    Точно известно, что французы с неё похитили купольный крест, который до сих пор так и не найден. В настоящее время на колокольне имеется другой крест – железный, восьмиконечной формы с орнаментальным покрытием в виде медных позолоченных листов. На верхней перекладине креста вырезана надпись «Царь Славы».

    Реставрация разрушенных строений в послевоенное время

    Филаретовская пристройка и звонница, разрушенные французскими вандалами, были вновь отстроены только через 7 лет после окончания войны – в 1819 году. Автором проекта был назначен швейцарский архитектор, работавший в то время в Москве, Доминико Жилярди.

    О колоколах на Колокольне Ивана Великого

    Если назвать точное число колоколов, установленных на Филаретовской пристройке, звоннице и колокольне Ивана великого, то оно будет равно 21. В прежние времена все колокола были подвешены на балки из дерева, и только начиная с 19-го столетия все балки были заменены на металлические, причем последние – уже в 20-м веке.

    Успенский колокол – самый большой из действующих колоколов во всем мире

    На звоннице и Филаретовской пристройке подвешены только три колокола. Самый большой из них – Успенский, ещё называемый Праздничным. Точное значение его массы – 65 тонн 320 килограмм. Этот колокол был отлит известными мастерами-литейщиками 19 века Русиновым и Завьяловым. Успенский колокол по праву считается самым большим из реально действующих колоколов и лучшим в плане звуковых характеристик – чистоте тона и силе звука.

    Колокол Ревун

    Еще один большой колокол называется Реут (или Ревун), его вес в 2 раза меньше Успенского: 32 тонны 760 кг. Колокол гораздо древнее Успенского – в 1622 году Ревун отлил мастер Андрей Чехов.

    Семисотный колокол

    В 18 веке русским литейщиком И. Моториным был отлит ещё один колокол для колокольни Ивана Великого – Вседневный или Семисотный. Он тоже висит на Филаретовской пристройке и весит ни много ни мало 13 тонн 71 килограмм.

    Конечно, он самый маленький по сравнению с предыдущими 2-мя, но в то же время такой 13-тонный колокол сразу стал бы достопримечательностью, помести его в другие города мира.

    И остальные..

    Оставшиеся 18 колоколов располагаются на среднем и нижним ярусах колокольни. В нижнем ярусе подвешены 6 колоков, названия которых приведены ниже:

    • 1. Лебедь
    • 2. Медведь (вседневный колокол)
    • 3. Широкий
    • 4. Новгородский
    • 5. Ростовский
    • 6. Слободский

    В среднем ярусе имеется 9 колоколов. Два из них с одинаковым названием Корсунские отличаются беловатым цветом. Названия остальных семи перечислены далее:

    Читайте также:
    Московская епархия: духовенство, указы, храмы и монастыри, приходы

    • 1. Новый (переименован из Успенского);
    • 2. Немчин
    • 3. Безымянный
    • 4. Даниловский
    • 5. Глухой
    • 6. Корсунский (не относящийся к ранее названным)
    • 7. Марьинский

    Что касается верхнего яруса колокольни Ивана Великого, то там находятся 3 колокола без названия.

    Колокольня Ивана Великого сегодня

    Сегодня Колокольня Ивана Великого представляет из себя музей истории Московского Кремля. Практически весь первый этаж Успенской звонницы занимает выставочный зал, где демонстрируются памятники искусства как самого Кремля, так и привезенные из многих других музеев мира. Экспонаты отличаются разнообразием, включая такие интересные образцы как, например, панорама столицы или элементы архитектурных белокаменных сооружений, использующихся в строительном деле 14 века.

    Вид колокольни от Благовещенского собора

    Также музей оснащён современной техникой – приглашенным на экскурсию показывают исторические памятники Кремлёвского архитектурного ансамбля прямо в зале. А смотровая площадка позволит насладиться открывающимся и захватывающим дух видом на Кремль с высоты птичьего полета.

    Церковь Георгия Победоносца в Коптево

    Георгий Победоносец издавна считается защитником российской столицы. К 850-летию Москвы в Коптево был построен новый храм в честь Святого Георгия. Благодаря богатому убранству храм стал одним из памятников религиозного архитектурного искусства нашего времени.

    Строительство храма

    По историческим меркам храмовый комплекс был возведен совсем недавно. Решение о его строительстве было принято в 1996 году. Проектировщики опирались на образцы архитектуры церквей времен Древней Руси.

    Строительство началось спустя год и было завершено в 1998 году. Главный вклад в возведение храма внесли специалисты из Архангельска. Для строительства церкви они использовали оригинальную методику и инструменты, выполненные по старинному стандарту.

    Сейчас на территории храмового комплекса находятся храм Великомученика Георгия Победоносца, воскресная школа и церковь, возведенная в память о 14000 младенцах, убитых во время правления Ирода в Вифлееме.

    Внешний вид храма

    Георгиевская церковь — яркий образец классического многоглавого храма, построенного из дерева. Основу постройки составляет большой деревянный сруб, украшенный луковичной главой. К основной постройке присоединяются четыре прируба, которые также увенчаны барабанами с луковичными главами.

    Другие храмы в честь великомученика Георгия:

    С восточной стороны храма находится прямоугольная апсида, с западной — прямоугольный сруб с двускатной крышей. В храме есть маленькая колокольня с открытой верандой.

    Интересно знать! Апсида — полукруглый выступ с восточной стороны храма, предназначенный для алтаря.

    Церковь имеет три притвора. Главный вход оформлен в виде широкого крыльца, малые входы ведут в северный и южный прируб. Оконные наличники, элементы крыши, крыльца, перил и балюстрады украшены резьбой. Кровля выполнена из небольших дощечек в виде капель, которые называют лемехом.

    Внутреннее убранство

    Все основные части храма внутри также выполнены из дерева и украшены ажурной резьбой. Основная часть храма — иконостас, состоящий из пяти ярусов.

    Напротив Царских Врат расположен деревянный пролог, который поддерживается фигурными резными столиками. В стороне от иконостаса оборудовано помещение для хора.

    Многообразие икон — отличительная черта храма. Одни образа помещены в красивые резные киоты для икон, другие — в деревянные рамки, украшенные утонченным орнаментом.

    Интересно знать! Киот — специальный застекленный шкафчик, в который помещаются наиболее почитаемые иконы.

    Центральная часть храма увенчана образом Георгия Победоносца. На нем Великомученик изображен в виде молодого мужчины, облаченного в красный плащ и кольчугу. В руках святой Георгий держит копье и меч.

    Солнечный свет попадает в храм через окошки на втором и третьем этаже. Электрическое освещение представлено в виде искусственных свечей в металлических подсвечниках.

    Святыни и престольные праздники

    Православные верующие отмечают день памяти Георгия Победоносца 6 мая. В католичестве этот день приходится на 23 апреля. Кроме того, святого Георгия вспоминают 3, 10 и 26 ноября.

    Интересно знать! Престольный праздник — день памяти Святого, в честь которого освящен храм.

    Реликвии Георгиевского храма:

    • образ Великомученика Георгия с частицей мощей;
    • икона Богородицы «Помощница в родах»;
    • икона с частицей мощей Матроны Московской;
    • икона с частицей мощей Серафима Саровского;
    • частицы мощей Оптинских старцев.

    Совет! Молясь иконам в храме нужно помнить, что взывать к Господу и Святым нужно искренне. Не следует также забывать, что Господь единственный знает, что на самом деле нужно человеку, и дает ему то, в чем он нуждается. Получив помощь, нужно не забывать благодарить Всевышнего и Его помощников за милосердие и защиту.

    Расписание богослужений

    Храм работает с 8.00 до 20.00. Всю интересующую информацию можно узнать на сайте храма или предварительно позвонив по телефону 450-13-27.

    О православных святых:

    Богослужения проходят в храме каждый день. В будние дни на Божественную литургию верующие приходят к 9.00, в выходные Литургия проводится дважды. Ранняя обедня начинается в 7.00, поздняя — в 10.00. В праздничные дни возможны изменения в расписании богослужений, информацию о них нужно узнавать заранее.

    Организации, действующие на территории храма:

    • любительский детский и взрослый хор;
    • детский танцевальный кружок;
    • секция рукопашного боя;
    • футбольная секция;
    • кружок семейного туризма.

    Как добраться

    Храм находится на Севере столицы и располагается по адресу: ул. Б. Академическая, домовладение 33.

    Добираться до него лучше от Войковской или Петровско-Разумовской станций метро. Стоит отметить, что от каждой из станций придется ехать на троллейбусе или автобусе. От Войковской можно доехать на троллейбусе № 27 до остановки «Коптевский рынок». От Петровско-Разумовской станции метро придется ехать на автобусе № 179 до остановки «Родильный дом». Дорога от остановки до храма займет примерно 10 минут.

    На протяжении многих лет святой Георгий защищает русское воинство, народ и государство. Храм Георгия Победоносца — символ благодарности народа святому Георгию за покровительство и беспрерывное ходатайство за людей перед Всевышним.

    Храм Георгия Победоносца в Коптево. Фото и описание, расписание богослужений, история, адрес церкви Святого Великомученика

    В Москве набирает темпы не только восстановление старых церквей, но и возведение новых культовых построек. Храм Георгия Победоносца, появившийся на границе веков в столичном районе Коптево, — памятник современного религиозного зодчества.

    Где расположен Храм Георгия Победоносца в Коптево

    Храм, посвящённый Георгию Победоносцу, находится на севере столицы в районе Коптево, который относится к Северному административному округу. Он расположен на пересечении Коптевского бульвара и Большой Академической ул. Адрес храма ул. Большая Академическая, вл. 33.

    Читайте также:
    Валериан Кречетов: как попасть на прием к священнику, биография, исповеди и беседы

    Как добраться

    В храм Георгия Победоносца, расположенный в Коптево, можно доехать на общественном транспорте от трёх станций метро:

    1. От станции “Коптево” необходимо дойти до остановки общественного транспорта “Михайлово”, сесть в троллейбус 27К, доехать до кинотеатра “Байкал” и пересесть на любой из автобусов: № 114,179, 204, 282, 461, затем доехать до остановки “Родильный дом №27”.
    2. От метро “Войковская” на троллейбусе № 27, 23, 30 доехать до остановки “Коптевский рынок”, а затем совершить пешую прогулку по Коптевскому проспекту.
    3. От “Петровско-Разумовской” станции до ближайшей к храму остановки — “Родильный дом №27” едут автобусы 114, 461, 204, 282 и 179. Храм находится в 10 мин ходьбы от остановки.

    График работы

    Храм Георгия Победоносца в Коптево работает с 8.00 до 20.00. Уточнить информацию о работе храма и задать интересующие вопросы можно по телефону.

    История храма

    Храм Георгия Победоносца в Коптево построен по историческим меркам совсем недавно. Но история этого района насчитывает не одну сотню лет.

    От пустыря до столичного района

    Первое упоминание о районе Коптево относится к концу XVI в., когда был зафиксирован факт обмена села Топорково с пустошами Игнатьево и Коптево на соседний населённый пункт Владикино. В XVIII в. эта местность упоминается в источниках под названием село Георгиевское, получившее название по имени владельца — грузинского аристократа Георгия Вахтанговича.

    После его смерти земли отошли к государству. В это время на карте появились Старое и Новое Коптево, располагающееся южнее изначального поселения. С середины XIX в. живописную местность облюбовали столичные дачники, что значительно сократило количество пахотных земель.

    Для решения этой проблемы несколько крестьянских семей переселились на пустующие земли к западу от старого села. Это поселение получило название Коптевские Выселки.

    Все 3 коптевских поселения относились к приходу храма, расположенного в селе Всехсвятское. Но после постройки Виндавской линии железной дороги жители стали испытывать затруднения с посещением приходского храма.

    Прихожане решили возвести в Старом Коптево каменную церковь, посвящённую святителю Николаю Чудотворцу. Возможно, она была построена в районе современной Коптевской улицы. Но по свидетельству коренных жителей села, к моменту вхождения села в состав Москвы её уже не было.

    Строительство современной церкви

    После падения советской власти духовная жизнь в России начала активно развиваться. Повсеместно образовывались православные общины. В 1996 г. подобная организация сформировалась в Коптево. В этом же году члены общины приняли решение о постройке в Коптево православного храма.

    В последний месяц зимы закончился подготовительный период строительства. В качестве строительной площадки выбрали территорию на углу Коптевского бульвара напротив Тимирязевского парка. Проект церкви подготовили на основе образцов деревянного храмового зодчества русского Севера. Строительство, начатое в 1997 г. продолжалось почти год.

    Оно велось артелью молодых мастеров из Архангельска, имеющих опыт возведения подобных сооружений.

    В работе архангельские плотники использовали старинные технологии и инструменты, созданные по образцам орудий XVI в. В 2005 г. на церковной территории установили профессиональную подсветку, которая учитывала архитектурные и декоративные особенности современного образца деревянного культового зодчества.

    Сегодня на территории, прилегающей к коптевской георгиевской церкви, располагаются следующие здания:

    • храм Великомученика Георгия Победоносца;
    • церковь во имя 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных;
    • Воскресная школа;
    • Церковная лавка;
    • Приходская библиотека.

    Внешнее убранство

    Георгиевская церковь в Коптево — пример многоглавого деревянного храма, распространившегося в северных русских землях во второй половине XVII в. Основной объём постройки представляет собой деревянный сруб в виде восьмерика, перекрытый шатром.

    Он украшен луковичной главой, помещенной на небольшой узкий барабан. К основной части примыкают 4 2-этажных прируба, крыша которых выполнена в форме бочки. Пристройки, ориентированные по сторонам света, увенчаны барабанами с луковичными главами.

    С восточной стороны храма расположена прямоугольная в плане апсида с перекрытием в виде бочки, которая также увенчана луковичной главой. К западному прирубу примыкает трапезная часть храма — сруб в виде вытянутого прямоугольника с двускатной крышей.

    Над этим объёмом размещена небольшая колокольня. Она выполнена в виде двухъярусного восьмерика с шатровым перекрытием, которое завершается луковичной главой. Второй ярус выполнен в виде открытой веранды, огороженной ажурной балюстрадой.

    Храм Георгия Победоносца, построенный в Коптево, имеет 3 притвора. Главный западный вход в церковь выполнен в виде широкого крыльца с двускатной крышей, на которой стоит низкий барабан с небольшой главой. Два малых притвора ведут в северный и южный прируб, примыкающий к главному объёму.

    Главы, барабаны и крыши покрыты лемехом — небольшими дощечками в форме капли. Оконные наличники, творцы крыш и перил оформлены изящными резными деталями.

    Внутреннее убранство

    Все основные части внутреннего убранства храма выполнены из дерева и украшены ажурной резьбой. Основной его частью является 5-ярусный иконостас, изготовленный из лиственницы и украшенный резьбой.

    Солея ограждена изящной балюстрадой. Над амвоном, расположенным напротив царских врат, сооружен резной пролог, который поддерживается четырьмя фигурными столиками. Напротив иконостаса на уровне 2 этажа оборудовано помещение для хора.

    На гладко обтесанных стенах храма расположены многочисленные иконы. Некоторые из них находятся в простых деревянных рамах, другие — наиболее почитаемые — помещены в киоты, богато украшенные резными деревянным орнаментом. Слева от иконостаса у богородичной иконы Помощница в родах стоит небольшой приставной престол, освящённый в честь этого образа.

    Храм Георгия Победоносца в Коптево имеет естественный и искусственный источник освящения. Солнечный свет поступает в помещение через небольшие окна, расположенные на уровне второго и третьего этажа. Искусственное освещение обеспечивается электрическими лампами, напоминающими свечи, вставленные в медный подсвечник.

    Святыни, находящиеся в храме

    В Георгиевской церкви хранятся следующие реликвии:

    • храмовый образ Георгия Победоносца с частицей мощей;
    • почитаемая икона Пресвятой Богородицы Помощницы в родах;
    • икона Спиридона Тримифунского;
    • икона с частицей мощей Святого Серафима Саровского;
    • образ Матроны Московской и частица её святых мощей;
    • мощевик с частицами Оптинских старцев.
    Читайте также:
    Казанский собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

    Икона Георгия Победоносца

    Храм в Коптево был воздвигнут в год празднования 850-я столицы. Поэтому посвятили его небесному покровителю города — святому великомученику Георгия Победоносцу.

    Один из особо почитаемых православных святых жил в конце III — начале IV вв. Он родился в христианской семье.

    Поступив на военную службу, он быстро продвигался по службе и стал одним из приближенных императора Диоклетиана — ярого язычника и гонителя христиан.

    Узнав о приверженности молодого воина христианству, правитель подверг его множеству пыток.

    Но вера в Силу Господа помогла преодолеть Георгию все телесные страдания. Не сумев обратить воина в язычество, император велел обезглавить его.

    На храмовой иконе коптевского храма, расположенной в первом ярусе иконостаса, изображён святой Георгий верхом на белом коне, поражающий копьем дракона (змея).

    Этот сюжет основан на посмертном чудесном явлении святого, убившего змея, которому приносили человеческие жертвы жители одного поселения вблизи Берита.

    Некоторые богословы трактуют этот апокрифический эпизод как победу великомученика над язычеством, атакующим христианскую церковь.

    На правой стене центральной части храма располагается поясная икона Георгия Победоносца, иконография которой восходит к первым изображениям святого воина. На ней великомученик, одетый в красный плащ и кольчугу, держит в руках меч и копье.

    К образам святого Георгия приходят молиться о следующем:

    • о защите воинов и их семей;
    • о помощи в ведении фермерского хозяйства;
    • о предотвращении стихийных бедствий;
    • об избавлении от болезней домашних животных.

    Икона Пресвятой Богородицы Помощницы в родах

    Одна из главных святынь церкви Георгия Победоносца в Коптево — икона Пресвятой Богородицы “Помощница в родах”. Она расположена слева от иконостаса в главной части храма. В честь этого образа Богоматери освящён приставной престол, используемый во время нескольких литургий в день.

    К “Помогательнице жёнам” обращаются со следующими молитвенными обращениями:

    • помочь преодолеть бесплодие;
    • облегчить течение беременности и родов;
    • о благополучном рождении здорового и крепкого малыша;
    • о даровании покоя в душе, физических и духовных сил;
    • благодарностью за рождение долгожданного ребёнка.

    Почитаемая икона из коптевского храма представляет собой поясное изображение Богоматери, одетой в зелёную рубаху и мафорий такого же цвета.

    На уровне её груди находится изображение младенца Иисуса, правая рука которого поднята в благословляющем жесте. Образ размещается под резным деревянным балдахином.

    Икона Блаженной Матроны Московской

    Храм Георгия Победоносца в Коптево — одно из мест, где хранится икона матушки Матроны Московской с частицей мощей. Она расположена рядом с южным выходом из храма. Блаженная старица изображена в простой зелёной рубахе с белым платком на голове.

    Руки сложены на груди в молитвенном жесте, а глаза закрыты. Матрона Московская — единственная святая, которая изображается на иконах с закрытыми глазами. Это является свидетельством, того что, не имея возможности видеть телесные оболочки людей, она заглядывала духовным зрением им в душу, читала их помыслы и намерения.

    Обращаться к Святой матушке можно с молитвенным обращением любого содержания.

    Но чаще люди просят о следующем:

    • помочь в семейных неурядицах;
    • способствовать решению финансовых сложностей;
    • позаботиться о детях
    • распознать обман;
    • излечить от различных заболеваний.

    Приходя в храм молиться какому-либо святому образу, необходимо помнить о следующем:

    • исполнится только искренняя чистая просьба, идущая от души;
    • Господь часто даёт человеку не то что он просит, а то, в чем он больше всего нуждается в этот момент;
    • получив помощь в своей просьбе, необходимо поблагодарить Господа и Святого за помощь.

    Расписание богослужений

    День недели Время Тип богослужения Особенности
    Понедельник 9.00

    Поздняя Божественная литургия.

    В дни общецерковных и престольных праздников возможно изменение расписания работы храма, о котором можно узнать в информационной службе.

    Приходская деятельность

    Кроме духовного служения, клирики георгиевской церкви проводят активную социальную деятельность, направленную на духовное, культурное и физическое развитие детей и молодёжи. В рамках этой работы при приходе храма Георгия

    Победоносца в Коптево действуют следующие организации:

    • хоровая капелла “Виктория” для детей;
    • любительский и профессиональный взрослый хор;
    • танцевальный кружок “Мечта”
    • секции рукопашного боя для детей и взрослых;
    • секции исторического и современного боя на мечах;
    • секция футбола;
    • кружки семейного и детского туризма;
    • курсы подготовки инструкторов по туризму;
    • клуб любителей искусства.

    Клирики и прихожане храма ведут социальную деятельность.

    К ней относятся:

    • оказание социальной помощи, нуждающимся в ней людям;
    • деятельность сестринства Спиридона Тримифунского по окаймлению ряда медицинских учреждений;
    • поддержка детских домов;
    • гуманитарная помощь жителям отдалённых российских приходов.

    Приход регулярно организует паломнические поездки по святым местам, познавательные и развлекательные экскурсии для детей и молодёжи. Совместно с другими приходами Северного, Северо-западного и Западного викариатства организован детский летний лагерь “Юный академик”.

    Правила поведения в храме

    Храм — дом Господа, куда человек приходит для общения с ним посредством святой молитвы.

    Во время посещения церковного богослужения необходимо придерживаться правил, которые можно разделить на несколько групп:

    1. Поведение в храме взрослого человека.
    2. Особенности посещения церкви с детьми.
    3. Требования к внешнему виду.

    Поведение в храме взрослого человека:

    1. В храм следует приходить за некоторое время до начала богослужения, чтобы спокойно поставить свечи, поклониться иконам и занять удобное место.
    2. Обязательно необходимо выключить мобильные телефоны.
    3. Человек, пришедший после начала литургии, должен тихо зайти в помещение, лёгким кивком поприветствовать знакомых людей, не отвлекая их беседой. Не стоит ходить по храму во время богослужения, так как это мешает остальным прихожанам сосредоточиться на благоговейной, смиреной молитве.
    4. Православные христиане участвуют в богослужении, стоя на ногах. Причём по традиции мужчины располагаются справа от Царских ворот, а женщины слева от них. Сесть могут только немощные люди.
    5. Во время богослужения следует читать общие молитвы. Они должны идти от сердца. Необходимо помнить, что в этот момент на человека взирает Господь и все святые угодники.
    6. Уходить из церкви до конца литургии нельзя. Выйти можно в случае крайней необходимости, затем покаявшись в этом поступке на исповеди.

    Правила для родителей с детьми:

    1. Перед посещением храма следует объяснить детям, что в нём нельзя громко разговаривать, кричать и бегать. Если ребёнок ещё не был в церкви, то следует прийти сюда заранее, чтобы ответить на все возникающие у него вопросы об убранстве храма и предстоящем действе.
    2. Если ребёнок закричал во время богослужения, то его тихо выводят из помещения и успокаивают.
    3. Употреблять пищу и пить в храме (кроме причастия хлебом) не могут даже дети.

    Требования к внешнему виду:

    Мужчины и женщины приходят в храм с мыслями о душе и духовном совершенствовании. Поэтому внешний вид должен быть скромным. Женщины должны быть одеты в юбку или платье, которое закрывает колени и плечи. На лице не должно быть косметики.

    Особенно необходимо воздержаться от использования помады. Голова должна быть покрыта. Мужчины, наоборот, должны снимать головной убор и солнечные очки. Им нельзя заходить в церковь в шортах и майках без рукавов.

    Часто в церквях складываются местные традиции, не содержащиеся в церковном Уставе. Следование им является не обязательным, но и спорить со сделавшими замечание прихожанами не следует. Их следует со смирением выслушать и извиниться за допущенный промах.

    Храм Георгия Победоносца, в столичном районе Коптево — не только центр духовной жизни местных прихожан, но и яркий памятник деревянного храмового зодчества. Активную социально-просветительскую работу церковных клириков поддерживают не только местные прихожане, но и посетители храма из других районов столицы.

    Оформление статьи: Владимир Великий

    Видео о храме Георгия Победоносца

    О храме Георгия Победоносца в Коптево:

    Церковь Георгия Победоносца в Коптево: распишем суть

    В Москве набирает темпы не только восстановление старых церквей, но и возведение новых культовых построек. Храм Георгия Победоносца, появившийся на границе веков в столичном районе Коптево, — памятник современного религиозного зодчества.

    Где расположен Храм Георгия Победоносца в Коптево

    Храм, посвящённый Георгию Победоносцу, находится на севере столицы в районе Коптево, который относится к Северному административному округу. Он расположен на пересечении Коптевского бульвара и Большой Академической ул. Адрес храма ул. Большая Академическая, вл. 33.

    Строительство храма

    По историческим меркам храмовый комплекс был возведен совсем недавно. Решение о его строительстве было принято в 1996 году. Проектировщики опирались на образцы архитектуры церквей времен Древней Руси.

    Храм святого великомученика Георгия Победоносца в Коптево

    Строительство началось спустя год и было завершено в 1998 году. Главный вклад в возведение храма внесли специалисты из Архангельска. Для строительства церкви они использовали оригинальную методику и инструменты, выполненные по старинному стандарту.

    Сейчас на территории храмового комплекса находятся храм Великомученика Георгия Победоносца, воскресная школа и церковь, возведенная в память о 14000 младенцах, убитых во время правления Ирода в Вифлееме.

    История

    В 1996 году в районе Коптево образовалась православная община. Было принято решение о строительстве церкви, и в феврале 1997 года был зарегистрирован приход храма. Храм было решено построить во имя покровителя Москвы святого Георгия Победоносца в связи с приближающимся 850-летием города. В феврале 1997 года в начале Коптевской улицы был воздвигнут двухметровый деревянный крест с надписью о скорой постройке на этом месте православного храма.

    Было решено, что церковь будет построена из дерева. Архитектором храма стал В. В. Иванов, который имел опыт работы с памятниками архитектуры русского Севера. года состоялось освящение стройплощадки храма. Средства на строительство жертвовали многие коммерческие предприятия района. Строительные работы осуществляла бригада плотников из Архангельска. Для работы использовали специально изготовленные по образцу старинных инструменты. В 1997 году был освящён основной престол храма.

    Бревенчатый храм имеет шатёр и пять глав. Над притвором устроена небольшая колокольня. В 2002 году был освящён приставной престол в честь иконы Божией Матери «Помощница в родах». В храме хранится особо почитаемая икона Божией Матери «Помощница в родах». Прихожане храма имеют доступ к мощам Георгия Победоносца, Серафима Саровского, святых Дивеево, Матроны Московской.

    В 2005 году была сделана архитектурная подсветка храма. При храме действует воскресная школа. Рядом расположен крестильный храм в честь Святых Мучеников 14000 младенцев Иродом убиенных.

    График работы

    Храм Георгия Победоносца в Коптево работает с 8.00 до 20.00. Уточнить информацию о работе храма и задать интересующие вопросы можно по телефону.

    Скандал со священником храма

    Бывший настоятель храма отец Авраамий был приговорён к 2,5 годам заключения за растление молодого прихожанина, при этом он сам на суде своей вины не признал.

    Как добраться

    Храм находится на Севере столицы и располагается по адресу: ул. Б. Академическая, домовладение 33.

    Добираться до него лучше от Войковской или Петровско-Разумовской станций метро. Стоит отметить, что от каждой из станций придется ехать на троллейбусе или автобусе. От Войковской можно доехать на троллейбусе № 27 до остановки «Коптевский рынок». От Петровско-Разумовской станции метро придется ехать на автобусе № 179 до остановки «Родильный дом». Дорога от остановки до храма займет примерно 10 минут.

    На протяжении многих лет святой Георгий защищает русское воинство, народ и государство. Храм Георгия Победоносца — символ благодарности народа святому Георгию за покровительство и беспрерывное ходатайство за людей перед Всевышним.

    Храм Георгия Победоносца в Коптево

    Галерея

    Литература

    • Силовьев В., Нкольский А. В. Москва-храмы. — М., 2003. — С. 253. — 477 с.
    • Чапнин С. В. Православная Москва: справочник монастырей и храмов. — М., 2006. — С. 94. — 447 с.

    Приходская деятельность

    Кроме духовного служения, клирики георгиевской церкви проводят активную социальную деятельность, направленную на духовное, культурное и физическое развитие детей и молодёжи. В рамках этой работы при приходе храма Георгия

    Победоносца в Коптево действуют следующие организации:

    • хоровая капелла “Виктория” для детей;
    • любительский и профессиональный взрослый хор;
    • танцевальный кружок “Мечта”
    • секции рукопашного боя для детей и взрослых;
    • секции исторического и современного боя на мечах;
    • секция футбола;
    • кружки семейного и детского туризма;
    • курсы подготовки инструкторов по туризму;
    • клуб любителей искусства.

    Клирики и прихожане храма ведут социальную деятельность.

    К ней относятся:

    • оказание социальной помощи, нуждающимся в ней людям;
    • деятельность сестринства Спиридона Тримифунского по окаймлению ряда медицинских учреждений;
    • поддержка детских домов;
    • гуманитарная помощь жителям отдалённых российских приходов.

    Приход регулярно организует паломнические поездки по святым местам, познавательные и развлекательные экскурсии для детей и молодёжи. Совместно с другими приходами Северного, Северо-западного и Западного викариатства организован детский летний лагерь “Юный академик”.

    Правила поведения в храме

    Храм — дом Господа, куда человек приходит для общения с ним посредством святой молитвы.

    Во время посещения церковного богослужения необходимо придерживаться правил, которые можно разделить на несколько групп:

    1. Поведение в храме взрослого человека.
    2. Особенности посещения церкви с детьми.
    3. Требования к внешнему виду.

    Поведение в храме взрослого человека:

    1. В храм следует приходить за некоторое время до начала богослужения, чтобы спокойно поставить свечи, поклониться иконам и занять удобное место.
    2. Обязательно необходимо выключить мобильные телефоны.
    3. Человек, пришедший после начала литургии, должен тихо зайти в помещение, лёгким кивком поприветствовать знакомых людей, не отвлекая их беседой. Не стоит ходить по храму во время богослужения, так как это мешает остальным прихожанам сосредоточиться на благоговейной, смиреной молитве.
    4. Православные христиане участвуют в богослужении, стоя на ногах. Причём по традиции мужчины располагаются справа от Царских ворот, а женщины слева от них. Сесть могут только немощные люди.
    5. Во время богослужения следует читать общие молитвы. Они должны идти от сердца. Необходимо помнить, что в этот момент на человека взирает Господь и все святые угодники.
    6. Уходить из церкви до конца литургии нельзя. Выйти можно в случае крайней необходимости, затем покаявшись в этом поступке на исповеди.

    Правила для родителей с детьми:

    1. Перед посещением храма следует объяснить детям, что в нём нельзя громко разговаривать, кричать и бегать. Если ребёнок ещё не был в церкви, то следует прийти сюда заранее, чтобы ответить на все возникающие у него вопросы об убранстве храма и предстоящем действе.
    2. Если ребёнок закричал во время богослужения, то его тихо выводят из помещения и успокаивают.
    3. Употреблять пищу и пить в храме (кроме причастия хлебом) не могут даже дети.

    Требования к внешнему виду:

    Мужчины и женщины приходят в храм с мыслями о душе и духовном совершенствовании. Поэтому внешний вид должен быть скромным. Женщины должны быть одеты в юбку или платье, которое закрывает колени и плечи. На лице не должно быть косметики.

    Особенно необходимо воздержаться от использования помады. Голова должна быть покрыта. Мужчины, наоборот, должны снимать головной убор и солнечные очки. Им нельзя заходить в церковь в шортах и майках без рукавов.

    Часто в церквях складываются местные традиции, не содержащиеся в церковном Уставе. Следование им является не обязательным, но и спорить со сделавшими замечание прихожанами не следует. Их следует со смирением выслушать и извиниться за допущенный промах.

    Храм Георгия Победоносца, в столичном районе Коптево — не только центр духовной жизни местных прихожан, но и яркий памятник деревянного храмового зодчества. Активную социально-просветительскую работу церковных клириков поддерживают не только местные прихожане, но и посетители храма из других районов столицы.

    Оформление статьи: Владимир Великий

    Видео о храме Георгия Победоносца

    О храме Георгия Победоносца в Коптево:

    Церковь георгия победоносца в коптево

    Святыни и престольные праздники

    Православные верующие отмечают день памяти Георгия Победоносца 6 мая. В католичестве этот день приходится на 23 апреля. Кроме того, святого Георгия вспоминают 3, 10 и 26 ноября.

    Интересно знать! Престольный праздник — день памяти Святого, в честь которого освящен храм.

    Реликвии Георгиевского храма:

    • образ Великомученика Георгия с частицей мощей;
    • икона Богородицы «Помощница в родах»;
    • икона с частицей мощей Матроны Московской;
    • икона с частицей мощей Серафима Саровского;
    • частицы мощей Оптинских старцев.

    Совет! Молясь иконам в храме нужно помнить, что взывать к Господу и Святым нужно искренне. Не следует также забывать, что Господь единственный знает, что на самом деле нужно человеку, и дает ему то, в чем он нуждается. Получив помощь, нужно не забывать благодарить Всевышнего и Его помощников за милосердие и защиту.

    История

    В 1996 году в районе Коптево образовалась православная община. Было принято решение о строительстве церкви, и в феврале 1997 года был зарегистрирован приход храма. Храм было решено построить во имя покровителя Москвы святого Георгия Победоносца в связи с приближающимся 850-летием города. В феврале 1997 года в начале Коптевской улицы был воздвигнут двухметровый деревянный крест с надписью о скорой постройке на этом месте православного храма.

    Было решено, что церковь будет построена из дерева. Архитектором храма стал В. В. Иванов, который имел опыт работы с памятниками архитектуры русского Севера. года состоялось освящение стройплощадки храма. Средства на строительство жертвовали многие коммерческие предприятия района. Строительные работы осуществляла бригада плотников из Архангельска. Для работы использовали специально изготовленные по образцу старинных инструменты. В 1997 году был освящён основной престол храма.

    Бревенчатый храм имеет шатёр и пять глав. Над притвором устроена небольшая колокольня. В 2002 году был освящён приставной престол в честь иконы Божией Матери «Помощница в родах». В храме хранится особо почитаемая икона Божией Матери «Помощница в родах». Прихожане храма имеют доступ к мощам Георгия Победоносца, Серафима Саровского, святых Дивеево, Матроны Московской.

    В 2005 году была сделана архитектурная подсветка храма. При храме действует воскресная школа. Рядом расположен крестильный храм в честь Святых Мучеников 14000 младенцев Иродом убиенных.

    Приходская деятельность

    Кроме духовного служения, клирики георгиевской церкви проводят активную социальную деятельность, направленную на духовное, культурное и физическое развитие детей и молодёжи. В рамках этой работы при приходе храма Георгия

    Победоносца в Коптево действуют следующие организации:

    • хоровая капелла “Виктория” для детей;
    • любительский и профессиональный взрослый хор;
    • танцевальный кружок “Мечта”
    • секции рукопашного боя для детей и взрослых;
    • секции исторического и современного боя на мечах;
    • секция футбола;
    • кружки семейного и детского туризма;
    • курсы подготовки инструкторов по туризму;
    • клуб любителей искусства.

    Клирики и прихожане храма ведут социальную деятельность.

    К ней относятся:

    • оказание социальной помощи, нуждающимся в ней людям;
    • деятельность сестринства Спиридона Тримифунского по окаймлению ряда медицинских учреждений;
    • поддержка детских домов;
    • гуманитарная помощь жителям отдалённых российских приходов.

    Приход регулярно организует паломнические поездки по святым местам, познавательные и развлекательные экскурсии для детей и молодёжи. Совместно с другими приходами Северного, Северо-западного и Западного викариатства организован детский летний лагерь “Юный академик”.

    Общественные будни храма в Коптеве

    Красивейший храм в Коптеве — Георгия Победоносца — организует различные мероприятия для христианской молодежи

    Здесь уделяется огромное внимание организации свободного времени подрастающего поколения: в нем существуют различные секции. Молодежь может заниматься:

    • в театральной студии;
    • в студенческом кружке для любителей искусств;
    • в братстве путешественников и следопытов;
    • в военно-патриатическом «Клубе ВДВ»;
    • в спортивных секциях;
    • на кулинарных курсах.

    По окончании курсов инструкторов по туризму, которые проводит храм в Коптево (расписание занятий учитывает курсантов всех возрастов), учащиеся получают официальные государственные документы с присвоением квалификации инструктора. Проводятся практические и выездные занятия. Объединения при храме способствуют развитию патриотизма у молодежи.

    Тысячелетиями святой великомученик считается покровителем Москвы и России. Об этом свидетельствует известный храм в Коптеве — Георгия Победоносца, а также сотни его прихожан и верующих, поклоняющихся святыням.

    Покровительство пастухам и военным

    Имя Георгий переводится как «земледелец». Святой покровительствует пастухам и стадам, потому что и при жизни Георгий часто это делал, появляясь на белоснежном жеребце. Русский народ почитает его как покровителя воинства. Георгий Победоносец изображен на гербе Российской империи. Одноименный орден считается величайшим знаком отличия за воинские подвиги. Оранжевый и черный цвета георгиевской ленточки – это символы, сопутствующие воинской доблести и славе. В русской армии на знамена наиболее отличившихся в сражениях воинских подразделений прикреплялась наградой неснимаемая георгиевская ленточка. В 1992 году орден Святого Георгия был восстановлен как знак исключительной воинской награды Российской Армии. Сегодня оранжево-черная ленточка является символом победы над фашизмом в Великой Отечественной войне.

    Кем же был Георгий Победоносец

    Так кем же был Георгий Победоносец, если на Руси из покон века к нему такое уважение и почитание?! Если он является защитником русского воинства, и на гербе столицы нашей Родины изображён его образ на коне пронзающего дракона копьём, и, конечно, на гербе нашего государства России также присутствует этот же образ.

    До 1917 года Георгия Победоносца не просто почитали на Руси, это почитание было частью русской культуры! В народе его называли —Егорий Храбрый! В честь него воздвигали Храмы и монастыри, его изображения встречаются на монетах и печатях, существует и орден Георгия Победоносца, Георгиевские крест ,и современная Георгиевская ленточка, которую мы прикалываем на лацкан пиджака на 9 мая. Едва ли не в каждом православном Храме есть икона победоносного всадника! В наши дни про Егория Храброго созданы спектакли, фильмы и мультфильмы!

    Это житейная икона 14 века ( новгородская школа)! Она состоит из двух частей—средника и клейм. Клеймы читаются слева- направо и сверху-вниз и рассказывают о земном пути Святого и о его главных чудесах! На этой иконе можно увидеть как Святой Георгий раздаёт своё имущество бедным, как он принимает истязание в тюрьме, и в последнем нижнем правом клейме сцена казни Святого Георгия…

    Любопытно, что и в Европе и в мусульманском мире ( Джирджис аль Хидр ) он не менее известен и почитаем!

    Георгий Победоносец был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут ( в древности Белит) у подножья ливанских гор…

    Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом и храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой! Достигнув вскорости воинского звания тысячи начальника, сделался любимцем императора Диоклетиана.

    Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов( язычником), поставившим себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество. Он вошёл в историю как один из самых жестоких гонителей христиан.

    Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, Святой Георгий воспламенился состраданием к ним. Он явился к Диоклетиану, объявив себя христианином, и обличил его в жестокости и несправедливости!

    Речь Святого Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан. После безрезультатных уговоров отречься от Христа, император приказал бросить Великомученика Георгия в темницу и подвергнуть пыткам…И после восьмидневных истязаний над ним, 23 апреля 303 года он был обезглавлен…

    Правила поведения в храме

    Храм — дом Господа, куда человек приходит для общения с ним посредством святой молитвы.

    Во время посещения церковного богослужения необходимо придерживаться правил, которые можно разделить на несколько групп:

    1. Поведение в храме взрослого человека.
    2. Особенности посещения церкви с детьми.
    3. Требования к внешнему виду.

    Поведение в храме взрослого человека:

    1. В храм следует приходить за некоторое время до начала богослужения, чтобы спокойно поставить свечи, поклониться иконам и занять удобное место.
    2. Обязательно необходимо выключить мобильные телефоны.
    3. Человек, пришедший после начала литургии, должен тихо зайти в помещение, лёгким кивком поприветствовать знакомых людей, не отвлекая их беседой. Не стоит ходить по храму во время богослужения, так как это мешает остальным прихожанам сосредоточиться на благоговейной, смиреной молитве.
    4. Православные христиане участвуют в богослужении, стоя на ногах. Причём по традиции мужчины располагаются справа от Царских ворот, а женщины слева от них. Сесть могут только немощные люди.
    5. Во время богослужения следует читать общие молитвы. Они должны идти от сердца. Необходимо помнить, что в этот момент на человека взирает Господь и все святые угодники.
    6. Уходить из церкви до конца литургии нельзя. Выйти можно в случае крайней необходимости, затем покаявшись в этом поступке на исповеди.

    Правила для родителей с детьми:

    1. Перед посещением храма следует объяснить детям, что в нём нельзя громко разговаривать, кричать и бегать. Если ребёнок ещё не был в церкви, то следует прийти сюда заранее, чтобы ответить на все возникающие у него вопросы об убранстве храма и предстоящем действе.
    2. Если ребёнок закричал во время богослужения, то его тихо выводят из помещения и успокаивают.
    3. Употреблять пищу и пить в храме (кроме причастия хлебом) не могут даже дети.

    Требования к внешнему виду:

    Мужчины и женщины приходят в храм с мыслями о душе и духовном совершенствовании. Поэтому внешний вид должен быть скромным. Женщины должны быть одеты в юбку или платье, которое закрывает колени и плечи. На лице не должно быть косметики.

    Особенно необходимо воздержаться от использования помады. Голова должна быть покрыта. Мужчины, наоборот, должны снимать головной убор и солнечные очки. Им нельзя заходить в церковь в шортах и майках без рукавов.

    Часто в церквях складываются местные традиции, не содержащиеся в церковном Уставе. Следование им является не обязательным, но и спорить со сделавшими замечание прихожанами не следует. Их следует со смирением выслушать и извиниться за допущенный промах.

    Храм Георгия Победоносца, в столичном районе Коптево — не только центр духовной жизни местных прихожан, но и яркий памятник деревянного храмового зодчества. Активную социально-просветительскую работу церковных клириков поддерживают не только местные прихожане, но и посетители храма из других районов столицы.

    Оформление статьи: Владимир Великий

    Чудо о змие посмертное предание

    Это удивительная история, похожая на сказку, передаётся из поколения в поколение и живёт до сих пор! Верующие православные христиане относятся к этой истории не как к сказке, а как чуду божественного промысла, и видят в ней простые и понятные смыслы…

    Началась эта история много веков назад недалеко от города Бейрута ( столица современного Ливана). В одном из окрестных озёр поселилось чрезвычайно злое чудовище, такое лютое, что многие говорили, что это воплотившийся злой дух…Своим внешним видом оно походило на гигантского змея или дракона. И этот змей пользуясь своим превосходством в силе стал похищать и убивать людей!

    Тамошние жители были в отчаянии… Оружия, которое могло бы одолеть змея, тогда не существовало, надежды на то, что он уймётся не было, оставалось как-то попытаться с чудовищем договориться. Так и сделали.

    Нельзя сказать, что соглашение к которому тогда пришли было очень хорошим. Опустошать окрестности и убивать людей змей теперь не станет, но взамен нужно будет время от времени отдавать ему на съедение местных юношей и девушек и обязательно самых красивых!

    Жертвы определяли по жребию, и вот дошла очередь до единственной дочери местного правителя. Казалось ничего нельзя поделать, и тогда этот правитель решил обратиться к христианскому Богу, которого раньше он и знать не хотел!

    Вот здесь-то и начинается настоящее чудо! Бог всегда отвечает, если к нему обращаешься, но мы не всегда этот ответ можем понять, но в этот раз всё было яснее — ясного! Потому что по молитве правителя Бог прислал на помощь людям одного из самых великих своих воинов— Святого Георгия Победоносца!

    Он появился из лучей утреннего солнца верхом на жемчужно—белом коне, в правой руке он держал тонкое как игла копьё, остреё его светилось неизвестными на земле цветами, конец копья уходил высоко в облака, потому что сам Бог направлял оружие святого, лицо Георгия было одновременно спокойным и ликующим, в глазах была нерушимая уверенность в победе добра!

    Всем вдруг стало ясно— змей обречён! Догадалось об этом и чудовище, оно попыталось скрыться, но было поражено грозным копьём прямо в пасть!

    Народ ликовал и прославлял своего небесного избавителя! В тот день 25 тысяч человек приняло крещение.

    Внутреннее убранство

    Все основные части храма внутри также выполнены из дерева и украшены ажурной резьбой. Основная часть храма — иконостас, состоящий из пяти ярусов.

    Напротив Царских Врат расположен деревянный пролог, который поддерживается фигурными резными столиками. В стороне от иконостаса оборудовано помещение для хора.


    Внутреннее убранство Георгиевского храма

    Многообразие икон — отличительная черта храма. Одни образа помещены в красивые резные киоты для икон, другие — в деревянные рамки, украшенные утонченным орнаментом.

    Интересно знать! Киот — специальный застекленный шкафчик, в который помещаются наиболее почитаемые иконы.

    Центральная часть храма увенчана образом Георгия Победоносца. На нем Великомученик изображен в виде молодого мужчины, облаченного в красный плащ и кольчугу. В руках святой Георгий держит копье и меч.

    Солнечный свет попадает в храм через окошки на втором и третьем этаже. Электрическое освещение представлено в виде искусственных свечей в металлических подсвечниках.

    молитва 2-я великомученику Георгию!

    Молитва 2-я великомученику Георгию

    О всехвальный, святый великомучениче и чудотворче Георгие! Призри на ны скорою твоею помощию и умоли Человеколюбца Бога, да не осудит нас, грешных, по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по велицей Своей милости. Не презри моления нашего, но испроси нам у Христа Бога нашего тихое и богоугодное житие, здравие же душевное и телесное, земли плодородие и во всем изобилие, и да не во зло обратим даруемая нам тобою от Всещедраго Бога, но во славу святаго Имени Его и в прославление крепкаго твоего заступления, да подаст Он стране нашей и всему боголюбивому воинству на супостаты одоление и да укрепит непременяемым миром и благословением. Изряднее же да оградит нас святых Ангел Своих ополчением, во еже избавитися нам по исходе нашем из жития сего от козней лукаваго и тяжких воздушных мытарств его и неосужденным предстати Престолу Господа славы. Услыши нас, страстотерпче Христов Георгие, и моли за ны непрестанно Триипостаснаго Владыку всех Бога, да благодатию Его и человеколюбием, твоею же помощию и заступлением обрящем милость со Ангелы и Архангелы и всеми святыми одесную Правосуднаго Судии стати и Того выну славити со Отцем и Святым Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

    О жизни Георгия Победоносца

    Имени и славе реально существовавшего человека, воина и верного христианина, посвящен храм в Коптеве. Георгия Победоносца знает церковь как защитника христианства и верующих. Родившись приблизительно в 275 году в г. Бейрут в богатой семье христиан, Георгий был отлично развит физически. Кроме того, он был не по годам умен и образован. В очень молодом возрасте сильный, мужественный и красивый юноша поступает на службу в римскую армию. В двадцатилетнем возрасте Георгию, отлично знающему военное дело, доверяют командование когортой инквизиторов (воинское звание). За военную отвагу в войне с персами император Диоклетиан делает молодого воина своим приближенным.

    Внешний вид храма

    Георгиевская церковь — яркий образец классического многоглавого храма, построенного из дерева. Основу постройки составляет большой деревянный сруб, украшенный луковичной главой. К основной постройке присоединяются четыре прируба, которые также увенчаны барабанами с луковичными главами.

    С восточной стороны храма находится прямоугольная апсида, с западной — прямоугольный сруб с двускатной крышей. В храме есть маленькая колокольня с открытой верандой.

    Интересно знать! Апсида — полукруглый выступ с восточной стороны храма, предназначенный для алтаря.

    Церковь имеет три притвора. Главный вход оформлен в виде широкого крыльца, малые входы ведут в северный и южный прируб. Оконные наличники, элементы крыши, крыльца, перил и балюстрады украшены резьбой. Кровля выполнена из небольших дощечек в виде капель, которые называют лемехом.

    Коптево. Церковь Георгия Победоносца в Коптеве.

    Карта и ближайшие объекты

    • Яндекс-карты
    • Google maps
    • OpenStreetMap
    • Wikimapia
    • 2Gis Карты
    • Bing maps
    • дороги
    • спутник
    • гибрид

    Статьи

    Деревянная церковь Георгия Победоносца в Коптево построена в 1997 году на углу Коптевского бульвара и Большой Академической улицы. Православная община в Коптево, которая сложилась в 1996 году, решила ввиду приближавшегося 850-летия Москвы посвятить храм ее небесному покровителю – святому Георгию. Проект храма выполнил архитектор В.В.Иванов, имеющий большой опыт работы с памятниками русского Севера. Церковь – бревенчатая, с пятью шатрами и колоколенкой над притвором. Строительные работы выполняла бригада плотников из Архангельска.

    Впервые Коптево упомянуто в 1595-1596 годах в меновой грамоте князя Дмитрия Ивановича Шуйского, в которой он менял село Топорково с пустошами Коптево и Ипатьевской на соседнее село Вельяминово (ныне Владыкино). Существует две версии происхождения названия Коптево. Согласно одной из них, этот топоним связан с древним родом Коптевых; по другой версии – связано с жившим в конце XV века боярином Константином Бутурлиным, имевшим прозвище Копоть.

    В середине XVIII века владельцем пустоши стал коллежский секретарь Семён Евстратович Молчанов, который, согласно договору, должен был её заселить. К 1766 году обязательство было выполнено: он переселил туда крестьян, построил господский дом и основал сельцо Сергиевское-Семёновское (будущее Коптево). Вскоре это сельцо стало владением грузинского царевича Георгия Вахтанговича, которому принадлежало соседнее село Всехсвятское (ныне ст. м. «Сокол»). Сельцо стало называться Георгиевским (или Егорьевским) в честь нового владельца. Сельцо принадлежало к приходу церкви Всех Святых во Всехсвятском. В 1786 году, после смерти Георгия Вахтанговича, Георгиевское отошло к Дворцовому ведомству. В ходе Отечественной войны 1812 года все постройки сельца были сожжены, но восстановлены с помощью государственной ссуды к 1816 году.

    Топоним Коптево оставался в народной памяти ещё с середины XVIII века, поэтому сельцо Георгиевское было обозначено как Коптево уже на карте 1818 года, а в 1852 году название Коптево появилось и в официальном документе — «Указателе селений и жителей Московской губернии» К. Нистрема. После крепостной реформы 1861 года стал застраиваться участок земли к югу от деревни Коптево — так образовалась деревня Новое Коптево, а само Коптево стало называться Старым Коптево. По сведениям 1869 года, в деревне были питейный дом и обойное заведение. В 1897 году здесь Ф. М. Шмаковым было основано заведение по производству искусственных цветов.

    В начале XX века было решено построить в Коптеве каменный храм Святителя Николая с двумя приделами в честь митрополита московского Алексия и Михаила Малеина. Закладка храма состоялась в мае 1907 года. Строительство велось по проекту архитектора Н. Н. Благовещенского медленно и вскоре совсем остановилось из-за нехватки средств. Строительство церкви возобновилось в 1915 году. В архивах не сохранилось информации об этом храме, поэтому неизвестно, был ли он достроен (постройка была разрушена в конце 1920-х годов).

    18 октября 1908 года в Коптеве была открыта церковно-приходская школа. Располагалась она рядом со строящимся храмом Святителя Николая.

    Православная община в Коптеве сложилась в 1996 году. Ввиду приближавшегося 850-летия Москвы община решила посвятить храм её небесному покровителю – святому великомученику Георгию Победоносцу. Проект храма выполнил архитектор В.В. Иванов, имеющий большой опыт работы с памятниками русского деревянного зодчества Севера. Церковь Георгия Победоносца в Коптеве построена в 1997-1998 годах.

    Бревенчатый шатровый храм, рубленный «в обло» построен по типу «восьмерик на четверике». Прирубы основного объёма храма, а также абсиды крыты бочками. Трапезная храма с трёх сторон опоясана гульбищем на консолях с западным крыльцом. Невысокая шатровая звонница поставлена на трапезную храма. На боковых фасадах основного объёма храма устроены крыльца, крытые бочками. Церковь является хорошим примером стилизации построек Русского Севера XVII-XVIII веков. Строительные работы выполняла бригада плотников из Архангельска.

    К западу от Георгиевской церкви в 1997-1998 годах построен небольшой деревянный шатровый крестильный храм, освящённый в память 14000 Вифлеемских младенцев от Ирода избиенных.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: