Космо-Дамиановский мужской монастырь в Крыму: история и адрес монастыря, архитектурные памятники,

Космо-Дамиановский монастырь в Алуште (Крым): как добраться, фото, описание

Выбор городаДобавить организациюЛичный кабинетВсё о КрымеПроживаниеПитаниеПляжиДостопримечательностиСпортРазвлеченияКрасотаЗдоровьеМероприятияАктивный отдыхФото КрымаСвязаться с нами

  • Космо-Дамиановский мужской монастырьКосмо-Дамиановский мужской монастырь
  • Чем привлекает Космо-Дамиановский монастырь?

    Так как монастырь находится на территории природного заповедника, можно с уверенностью сказать, что пейзажи здесь не просто красивые, но даже замечательные, есть на что посмотреть. Это хотя и горы, но они покрыты лесами. Здесь приятно прогуливаться, дышать чистым свежим воздухом. Но все же основная особенность монастыря — это святой источник, который называется Савлух-Су. Ведь вода в нем считается целебной, она может помочь в оздоровлении организма. В переводе Савлух-Су означает «здоровая вода».

    Но не стоит забывать того, что по дороге сюда можно увидеть несколько прекрасных природных достопримечательностей. Например, речь идет про перевал Кебит-Богаз, а также Изобильненское водохранилище. По дороге из Алушты путешественников порадуют своим видом и такие озера как Бам и Краснорайское.

    История появления монастыря в Алуште

    Монастырь Космы и Дамиана возле Алушты считается не очень старым, он появился только в средине XIX столетия. Его основателем считается архиепископ Иннокентий. Тогда успели построить только небольшой скит, так как началась Крымская война. И уже когда она закончилась, в начале 1857 года начали строить здесь монастырь.

    Вначале настоятелем здесь был игумен Макарий. Он позаботился о том, чтобы рядом было построено два храма, а потом и часовня. Не забыли и про хозяйственные постройки, а также и притвор для гостей. Ведь сюда каждый год прибывало очень много паломников, которых нужно было где-то принимать. Особенно это касалось 14 июля, так как этот день считался самым святым, когда родник давал свою целительную влагу.

    Но мужской монастырь просуществовал здесь не очень долго. Пока был жив игумен Макарий, все было хорошо, обитель процветала. Вся проблема заключалась в том, что вокруг монастыря не было свободных земель, его окружали только скалы и густые леса. И когда Макария не стало, монастырь быстро пришел в упадок, а к концу XIX столетия братия исчезла. И тогда церковным руководством было решено монастырь превратить под женскую обитель. Но обычно сюда ссылали малолетних преступниц. Здесь они должны были не только жить, но и перевоспитываться. В советское время монастырь закрыли, а в годы отечественной войны здания, кроме часовни, оказались разрушенными. К его восстановлению приступили только в 1994 году.

    Трудные времена обители и ее расцвет

    В начале XX столетия монастырь переживает настоящий расцвет, так как здесь в 1911 году побывал император Николай II. Необходимо отметить, что и император Александр сюда также приезжал, но эта обитель его не очень заинтересовала. А вот Николай II решил, что воды источника помогут вылечить его сына. По его указанию сюда провели шоссе, и с того времени оно называется «Романовским».

    Но целительный родник — это только первый момент, который очень заинтересовал императорскую семью. Самодержец приказал выделить сюда крупную сумму денег. Так как вокруг находились густые леса, где водилось много разной дичи, то решено здесь периодически организовывать царскую охоту. Это способствовало возрождению славы монастыря.

    Почему именно 14 июля двери заповедника открываются и сюда совершенно беспрепятственно пускают всех туристов и паломников? Все очень просто: это день двух святых. Речь идет про Косму и Дамиана, которые еще во времена Римской империи, в III столетии были сосланы в далекую Тавриду за проповедь Евангелия. Последние годы они доживали как раз здесь, построив небольшой скит. Они прославились своим врачеванием, и предание говорит, что после их смерти здесь появился родник, вода в котором способна исцелять от разных болезней. И во все столетия паломники старались попасть сюда как раз 14 июля.

    Информация для посетителей

    • Адрес: Крымский природный заповедник, Алушта, Крым.
    • GPS координаты: 44°39′53″N (44.664706), 34°16′10″E (34.269502).
    • Тел.: +7 (36560) 50-440.
    • Официальный сайт: http://www.kdm-ark.net

    Космо-Дамиановский мужской монастырь

    Достопримечательности Крыма ежедневно посещают тысячи туристов. Однако, среди горных вершин, на территории природного заповедника, есть место, собирающее и местных и приезжих только раз в году…

    Космо-Дамиановский мужской монастырь расположен в труднодоступном живописном месте у массива Чатыр-Даг. Здесь еще с дотатарских времен существует целебный родник под названием Савлух-Су.

    Контакты

    • Месторасположение монастыря:

    Республика Крым, г.Алушта, Крымский природный заповедник

    • Адрес подворья монастыря:

    298542, Республика Крым, пгт.Партенит, ул.Фрунзенское шоссе, 1А

    • Проезд

    Монастырь «Свв. Мчч. Косьмы и Дамиана« находится в горах, на территории Крымского природного заповедника. Для самостоятельного посещения требуется разрешение, которое можно получить на подворье монастыря в пгт.Партенит.

    Как доехать на подворье монастыря:

    Из Симферополя: троллейбус №52, №55 до остановки пгт.Партенит, пересесть на маршрутное такси №1 и доехать до остановки Парк «Айвазовского»

    Из Алушты: автобусом №109 «Алушта-Партенит» до остановки Парк «Айвазовского». Троллейбусом № 52, №53, №55 до остановки пгт.Партенит, пересесть на маршрутное такси №1 и доехать до остановки Парк «Айвазовского»

    Из Ялты: автобусом №381 «Ялта-Партенит» до остановки Парк «Айвазовского.» Троллейбусом №52, №53, №55 до остановки пгт.Партенит, пересесть на маршрутное такси №1 и доехать до остановки Парк «Айвазовского»

    Наместник обители

    Наместник мужского монастыря Святых мучеников и бессребреников Косьмы и Дамиана архимандрит Амфилохий (Осоченко)

    тел.: +7(978) 073-57-70

    Пресс-служба

    • Паломническая гостиница, бронирование

    тел.:+7(978) 713-06-43

    •Паломнические поездки в обитель, запись

    тел.:+7(978) 705-58-21

    • Авторский тур

    +7(978) 713-06-43

    Представитель в г. Севастополь: по вопросам организации паломнических поездок из городов Севастополь, Ялта, Алушта и пгт. Партенит.

    Социальные сети:

    В You Tube: Крымский монастырь Святых Косьмы и Дамиана

    Подворье монастыря на карте

    Маршрут следования

    В Космо-Дамиановский монастырь можно попасть со стороны поселка Массандра, но лучше всего добираться через Алушту. Путь лежит через село Изобильное, меньше через километр вы увидите закоулок. Подниметесь по ступенькам и попадете на территорию заповедника. Получив разрешение, продолжайте путешествие.

    Читайте также:
    Керченская церковь Иоанна Предтечи: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

    Доехать до заповедника можно с экскурсией или на своей машине.

    Монастырь на карте Крыма

    GPS Координаты: 44°44’33″N 34°21’44″E Широта/Долгота

    Как добраться?

    Добраться из Алушты до Космо-Дамиановского мужского монастыря можно только на собственном транспорте, что займет около двух часов. Оптимальный маршрут лучше изучить на карте:

    Географические координаты: 44.664676, 34.269831

    Храмы и монастыри, Православные

    Крым, городской округ Алушта, Р-34

    Космо-Дамиановский мужской монастырь на карте Крыма

    Чтобы узнать, как добраться, кликните по клавише «Построить маршрут». На карте появится окошко, в котором будет предложено автоматически определить ваше местоположение, кликнув по значку , либо вручную перетащить значок на карту, откуда нужно проложить маршрут. Выберите, как добираться: на автомобиле, городском транспорте, либо пешком. В результате будет показан самый короткий и удобный путь.

    Для того, чтобы оставлять отзывы, необходимо авторизоваться:

    Космо-Дамиановский мужской монастырь (Крым)

    Официальный сайт монастыря

    История

    ■ Календарь Православной Церкви упоминает три двоицы свв. врачей- бессребреников Космы и Дамиана : Римских, Аравийских (Киликийских) и Азийских. Их память отмечается, соответственно, 1 (14) июля, 17 (30) октября и 1(14) ноября. Во всех трех случаях «Жития» называют свв. Косму и Дамиана родными братьями, имевшими дар исцелений, проповедовавшими Христа и не бравшими платы за помощь больным. Различия заключаются в происхождении (Рим, Аравия, Азия) и судьбе братьев: первые, обратив к вере Римского императора Карина (283-284), были позднее убиты из зависти своим учителем, вторые приняли мученическую смерть за Христа в Киликии во времена императоров Диоклетиана и Максимиана (284-305), третьи сподобились мирной кончины. Некоторые западные исследователи «Житий» считают, что была лишь одна двоица свв. Космы и Дамиана, и о ней «в греческой церкви по причине особенного чествования святых в разные дни по случаю перенесения мощей, освящения церквей и т. п. явились разные сказания» (цит.: Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока, т. 3, Москва, 1997, с. 238-243.)

    Источник Савлук-Су издавна славился как целебный. Его почитали и христиане, и мусульмане. Паломничество к источнику сопровождалось молитвенным призыванием свв. Космы и Дамиана. Об истоках этой традиции сохранилось много преданий. По одному из них, свв. Косма и Дамиан явились спавшему у источника больному пастуху и велели ему, чтобы он, во-первых, погрузился в воду для получения исцеления, во-вторых, приходил сюда ежегодно 1 июля и повторял погружение с молитвой, а в-третьих, советовал исполнять то же самое всем недужным. По другому преданию, свв. Косму и Дамиана увидел здесь некий благочестивый старец, который затем нашел у источника икону этих угодников Божиих. Третье предание гласит, что один человек, возненавидев свою жену, завел ее в горы, выколол ей глаза и бросил, однако свв. Косма и Дамиан явились страдалице, подвели к источнику и предложили умыться, после чего к ней вернулось зрение. У крымских жителей даже сложилось мнение, что свв. Косма и Дамиан или были убиты на полуострове и похоронены у Савлук-Су, или же посетили Крым в качестве ссыльных из Рима за веру и извели из земли своими молитвами новый источник. Четвертое из известных преданий о Савлук-Су напоминает рассказ «Жития» о гибели свв. Космы и Дамиана Римских. Убийцей здесь тоже назван учитель-завистник, но добавляется, что он раскаялся и молил Бога явить на могилах братьев целебный источник, который бы вместо них служил людям. В конце XVIII в. священник Константин Спиранди нашел в земле при источнике мраморную икону с их ликами. Спустя полвека источник посетил свт. Иннокентий (Борисов) , осмотревший святые места Крыма после своего назначения в 1848 г. на Херсоно-Таврическую кафедру. Испрашивая в 1849-1850 гг. разрешение на открытие монастырей в почитаемых местах полуострова, архиепископ Иннокентий включил в этот проект и учреждение обители при источнике свв. Космы и Дамиана. В 1856 г. сюда был прислан инок Успенского Бахчисарайского монастыря иеромонах (позднее игумен) Макарий (Пруцкий) . Истинный подвижник, он подавал примеры благоговейной молитвы, кроткого и приветливого общения с людьми, самоотверженного труда по устройству новой обители. В 1857 г. здесь освятили малую деревянную церковь свв. Космы и Дамиана . В 1870 г. на ее месте воздвигли просторный одноименный деревянный храм. Но поскольку он не отапливался зимой, в 1874 г. братия приступила к постройке теплой церкви Преображения Господня . Позднее, в связи с кончиной о. Макария, работа на время остановилась. Похоронили игумена в Преображенском храме ( 1876 ), освященном только в 1878 г. В 1891 г. над источником соорудили каменную часовню . Кроме нее и храмов в монастыре при о. Макарии и его преемниках были также построены дом настоятеля, келейные и гостиничные корпуса, хозяйственные помещения. В конце XIX в. из-за частой смены настоятелей духовная жизнь обители ослабела, и в 1899 г. монастырь был преобразован в женский.

    ■ На престольный праздник 1 (14) июля в обитель стекалось великое множество богомольцев, христиан и мусульман, приезжавших со всего юга Украины и с Кавказа. Гостиницы не вмещали всех прибывших, и возле монастыря становился табор из многочисленных повозок. В холодное время года обитель была отрезана от остального мира.

    ■ 30 июля 1923 г. решением органов советской власти учреждается Крымский государственный заповедник . Его территорией объявили большое пространство к западу от Алушты, включая местность монастыря. 5 октября 1923 г. принимается постановление о закрытии обители и отводе ее под трудовую колонию. После этого в монастыре поместили колонию инвалидов. Вскоре заповедник потребовал ее выселения. Постановлением от 4 января 1924 г. обитель перешла в ведение заповедника, и колонию отселили. В том же году монастырские церкви были закрыты. На фоне описываемых перемен в обители оставалась монашеская община. Ее храмом стала бывшая просфорня. В 1928 г. обитель была упразднена окончательно. Тогда же горисполком Алушты решил разобрать на стройматериалы часовню над источником. Заповедник отстоял ее, добившись вмешательства народного комиссара просвещения Анатолия Луначарского .

    ■ В монастырской усадьбе заповедник разместил свое Управление. В Преображенской и Космо-Дамиановской церквах были обустроены, соответственно, клуб и естественно-научный музей. Гостиницу использовали как турбазу для посетителей, а кельи в качестве квартир и лабораторий. Несколько лет заповедником руководил Алексей Мокроусов , известный вождь советских партизан Крыма периода Гражданской войны. Во время Великой Отечественной войны большинство сотрудников заповедника предпочли не эвакуироваться и помогали партизанам, которые под началом Мокроусова расположились высоко в горах. Пытаясь вытеснить партизан с территории заповедника, гитлеровцы сожгли все постройки обители. Уцелела только часовня над источником. Впоследствии в бывшей усадьбе монастыря обустроили Центральное лесничество заповедника со служебными зданиями и жилищным фондом лесной охраны.

    Читайте также:
    Никольский собор в Омске: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни и настоятели

    ■ В 1994 г. началось возрождение обители. На сегодня в помещениях, созданных заповедником на месте прежних построек монастыря, находятся зимний храм свв. Космы и Дамиана и кельи.

    Иерей Валерий Духанин

    Иерей Валерий Духанин — проректор Николо-Угрешской семинарии, писатель, отец троих детей, прекрасный муж и невероятно чуткий, добрый человек. Найти свое дело — задача не из легких. У некоторых на это уходит вся жизнь. Вот и отец Валерий Духанин не сразу понял, в чем его призвание. Его путь особенный, впрочем, как и у каждого священника, решившего посвятить себя Богу.

    Биография

    Валерий Духанин родом из города Оренбурга, где он появился на свет 28-го мая 1976 г. Родился будущий иерей в обычной семье с атеистическим взглядом на мир и пребывание в нем.

    О других известных священнослужителях:

    Ничто не предвещало появления в мальчике интереса к Богу, религии. Родители, сам Валерий и его сестра были неверующими людьми, и таковыми остались, если бы не случились некоторые обстоятельства в их жизни.

    • Каждый год Валерий с семьей проводил лето в деревне. В доме, где жила бабушка, висело много икон. Приветливо горела лампадка, побуждая мальчика пристально вглядываться в мерцающие лики Спасителя, Богородицы, святых. Выходя на улицу и прогуливаясь вечером по деревне, Валерий часто останавливался перед заброшенным храмом.
    • Его необъяснимо влекло войти внутрь. И однажды решившись, он потянул на себя старую, перекосившуюся дверь. Она со скрипом открылась, и мальчик очутился внутри разоренной, разрушенной святыни. Его чистое, детское сердце безошибочно угадало присутствие тайны. Там за порогом храма все было тускло, обыденно, здесь же — безмолвно и таинственно.
    • Иногда дети видели, как их бабушка становилась на колени и молилась перед иконами. Время от времени в деревне появлялся священник, совершал требы для нуждающихся в этом. Однажды бабушка предложила внукам покреститься. Хотя в глубине мальчишеской души навсегда затаилась радость, полученная от встречи с Неведомым в разрушенном сельском храме, но была она еще до конца не осознанной.
      Валерий отказался креститься под влиянием навеянного тем временем атеизма, а также из-за присущего его возрасту подросткового самоутверждения, когда отрицается все и вся.
    • Как оказалось впоследствии, должно было пройти какое-то время, чтобы душа могла созреть для столь важного шага, освободиться от гнета довлеющих над ней условностей, предрассудков. И вот однажды это произошло. Праздновалось тысячелетие Крещения Руси. Валерий и его сестры, родная и двоюродная с мужем, сами пошли в храм с намерением принять спасительное таинство и соединиться со святой церковью, с Богом.
      Вела их туда потребность приобщиться тысячелетней истории христианства на Руси, сродниться со своими предками, обрести исторические корни.

    Интересно! Во время крещения на душе у Валерия стало необычайно легко, радостно. Он опять почувствовал присутствие той необъяснимой таинственной силы, с которой он уже встречался там, в старом, заброшенном храме у бабушки в деревне. Изнутри как будто кто-то вытряхнул из их душ все грязное, наносное, и туда вселился небесный свет, — благодать Духа Святого.

    Духовное образование

    С тех пор жизнь Валерия кардинально изменилась. Фактически, отец Духанин принял решение о вступлении на священнический путь еще в 14 лет, но до этого оставались многие годы:

    • 1992 г. — принят на послушание в Покровский храм города Оренбурга в качестве чтеца и пономаря;
    • 1993 г. — окончил среднюю общеобразовательную школу.
    • 1996 г. — стал выпускником московской духовной семинарии. В период обучения нес послушание в семинарском храме.
    • 2000 г. — закончил московскую академию со званием кандидата богословия. Во время пребывания там был сотрудником Академического Миссионерского отдела, занимался просветительской и благотворительной деятельностью в местах заключения: проводил беседы, лекции, организовывал материальную помощь заключенным, а также преподавал на богословских курсах, был помощником проректора по воспитательной части (до 2002 г).
    • 2003 г. — стал преподавателем (апологетика, византология, патрология), а затем и проректором по учебной части Николо-Угрешской духовной семинарии.
    • 2011 — 2013 гг. — работает на радио «Радонеж», ведет передачу «Сокровенный мир православия. На телевизионном канале «Радость моя» ведет авторские передачи «Феномен веры», участвует в качестве гостя или эксперта в других православных и молодежных проектах, например, в дискуссионном клубе «СО-ВЫ», ток-шоу памяти поэта Н. Мельникова, «Свет Угреши» и других.
    • 2 марта 2014 г. — посвящен во диаконы.
    • 8 октября 2014 г. — патриархом Кириллом рукоположен во священники. Служит в храме Казанской Божьей Матери, иногда в других церквях Николо-Угрешского монастыря.

    Долгие годы отец Духанин по разным причинам избегал священнического сана, посвящая себя написанию книг, преподаванию в семинарии, другим видам просветительской и миссионерской деятельности. Он успел жениться, обзавестись тремя детьми.

    Но потом, как-то все изменилось и о. Валерию стало понятно, что священнический путь и есть его предназначение, что, уча будущих священнослужителей, нужно и самому быть священником.

    Читайте также:
    Храм Николая на Трех Горах: описание и адрес храма, история, расписание богослужений, как добраться

    Писательская деятельность

    Начиная с 2004 года активно печатается в православных изданиях. Большинство его статей посвящено вопросам жизни людей в непростом современном мире.

    Кроме этого, Валерий Духанин является автором многих популярных книг на православную тематику:

    • «Сокровенный мир православия»;
    • «Как научиться правильной молитве»;
    • «Огради нас, Господи, от суеверий, оккультизма, порчи»;
    • многие другие.

    Произведения Валерия Духанина помогают многим современным людям обрести веру, найти себя и свое место в этом мире. Учат православных христиан, как выстоять на правильном пути и одержать победу в борьбе со страстями.

    Борьба с болезнью

    Недавно, год назад, у отца Валерия определили рак кишечника 3-й стадии. До этого никаких явных симптомов не проявлялось. Поэтому то, что обнаружили злокачественную опухоль в кишечнике в конце марта 2018 года, было достаточно неожиданно для отца Валерия и его семьи.

    Правда, уже до этого батюшка испытывал необъяснимую слабость, были какие-то небольшие проявления недомогания, но об онкологии никто даже мысли не допускал. Оперировали отца Валерия в Санкт-Петербурге. Операция прошла очень хорошо, но первую химиотерапию, уже в Москве, отец Валерий перенес крайне тяжело.

    Он принимал сильные препараты и на восьмой день произошло сильная интоксикация организма. Мозг был настолько отравлен, что отец Валерий потерял речь, невозможно было выпить даже глоток воды, отключилась вся нижняя часть челюстно-лицевого аппарата. Он не мог сделать вдох ртом, причем через нос отцу Валерию также трудно было дышать в результате еще давней, детской травмы.

    Кислорода катастрофически не хватало. Жена вызвала «скорую», отца Валерия положили в больницу. Через сутки приступ повторился и на этот раз больного отправили в реанимацию.

    Сейчас здоровье отца Валерия постепенно приходит в норму. Болезнь помогла по-новому осознать многие вещи. Он полон желания жить, ни на минуту не отчаиваясь, верит в свое скорейшее выздоровление. Когда позволяет здоровье, принимает участие в богослужении как клирик Николо-Угрешской семинарии.

    Протоирей Валерий Духанин: биография, борьба с раком и служба в церкви

    Валерий Духанин — протоиерей Русской Православной Церкви, кандидат богословия, писатель, телеведущий. Окружающие его люди отзываются о нем, как о добром и чутком человеке.

    1. Детство Валерия
    2. Происхождение и рождение
    3. Семья
    4. Юношеские годы и молодость
    5. Духовное образование
    6. Работа в семинарии
    7. Зрелый возраст
    8. Служба в церкви
    9. Участие в телепередачах и на радио
    10. Борьба с болезнью
    11. Писательская деятельность
    12. Публикации
    13. Книги
    14. Видео о священнике

    Детство Валерия

    В детстве Валерий часто заходил в заброшенную старую церковь в деревне. И хотя мальчик тогда был неверующим, он ощущал таинственность этого места.

    Происхождение и рождение

    Духанин Валерий Николаевич, в биографии которого есть удивительный момент обретения веры, рос в обычной советской семье. Родился он 28 мая 1976 года в городе Оренбурге.

    Семья

    Родители Валерия относились к категории служащих. Они были неверующими людьми. О Боге в семье не разговаривали.

    Каждое лето мальчик с родной сестрой проводил в деревне у бабушки. В ее доме на стене висели иконы. Однажды ночью Валерий увидел, как бабушка молилась перед ними на коленях. Незадолго до этого она чуть не погибла от удара молнией — та прошла в землю совсем рядом.

    Когда бабушка предлагала внукам креститься, они отказывались. Тогда у Валерия не было веры, он был равнодушен к разговорам о Боге.

    Юношеские годы и молодость

    В 13 лет Валерий вместе с сестрой крестился. Он не мог себе объяснить, почему возникло это решение. Во время совершения Таинства Крещения юноша почувствовал перемену в своей душе. Его охватили радость и легкость. И уже не существовало никаких сомнений в том, что Бог есть.

    Духовное образование

    Отец Валерий всю молодость посвятил повышению уровня своего духовного образования.

    1. В 1992 году юноша становится пономарем и чтецом в Покровской церкви в родном городе.
    2. Позже он переезжает в столицу.
    3. В 1996 году оканчивает Московскую духовную семинарию. В расположенном при ней храме молодой человек нес послушание.
    4. В 2000 году будущий священнослужитель получает диплом об окончании Московской духовной академии (МДА). В период обучения там он занимался миссионерской и социальной работой. Часто посещал подследственных в СИЗО, разговаривал с ними о православной вере. Также занимался организацией сбора вещей и продуктов заключенным.
    5. Еще учась в МДА, будущий священник работал помощником проректора по воспитательной части.

    Он являлся сотрудником Академического Миссионерского отдела. Также на открытых при МДА богословских курсах занимался преподаванием.

    Работа в семинарии

    В 2003 году Валерий Николаевич поступает на работу в Николо-Угрешскую семинарию Московской патриархии, которая находится в городе Дзержинском Московской области. Там он становится проректором по учебной работе.

    Также священник занимает должность преподавателя византологии, апологетики, патрологии, основы и методики катехизации.

    Зрелый возраст

    Священнослужитель совмещает церковную деятельность, работу в семинарии и участие в телевизионных программах. В передачах он рассказывает о православии, что важно для верующих и для тех, кто только на пути к обретению веры.

    Служба в церкви

    2 марта 2014 года он принимает сан диакона. 8 октября того же года Святейший Патриарх Кирилл рукоположил его в пресвитера в Троице-Сергиевой Лавре.

    Священник Валерий Духанин служит в храме Иконы Божией Матери Казанская и иногда в других церквях Николо-Угрешского монастыря. Там же он проводит свои проповеди.

    Названия некоторых из них:

    • «О Богоявлении».
    • «Пагубность греха и его преодоление».
    • «Когда можно делать добро».

    Иерей проводит беседы в православных гимназиях, воскресных школах, богословском кружке. Также он участвует во встречах, конференциях, посвященных духовной жизни.

    О. Валерий женат, воспитывает троих детей.

    Участие в телепередачах и на радио

    Кроме церковной службы иерей в рамках миссионерства занимается телевизионной деятельностью.

    Читайте также:
    Храм Иоанна Предтечи в Волгограде: описание и адрес церкви, история, расписание богослужений, святыни

    Священник принимал участие в телепередачах:

    1. «Уроки православия».
    2. «Воскресная школа».
    3. «Свет Угреши».
    4. «СО-ВЫ».
    5. «Феномен веры».

    В первой в списке программе, выходящей на телеканале «Союз», иерей проводил цикл уроков об аскетике и по трудам святителя Игнатия (Брянчанинова).

    В передаче «Воскресная школа» ведущий о. Валерий вместе с детьми говорят о молитве, православных праздниках, святых, дружбе и о многом другом. Один из выпусков был посвящен каникулам, их проведению с пользой для школьников.

    Батюшка несколько раз являлся гостем программы «Свет Угреши».

    В проводимом на телеканале «Радость моя» молодежном клубе «СО-ВЫ» священник являлся экспертом с 2013 по 2014 год.

    В рамках передачи «Феномен веры» он провел тридцать телевизионных лекций (2011—2012).

    Названия некоторых тем:

    1. «Смысл страданий».
    2. «Суеверие».
    3. «Все ли религии ведут к одному богу».

    Часто батюшка отвечает на вопросы телезрителей на телеканалах «Спас» и «Союз».

    На радио «Радонеж» он ведет авторскую программу «Сокровенный мир православия», где затрагивает тему веры в современной жизни.

    Борьба с болезнью

    В июне 2018 года иерей был гостем передачи «Я очень хочу жить» на телеканале «Спас». Программа, ведущей которой является Дарья Донцова, посвящена опыту борьбы с онкологическими заболеваниями, его духовной составляющей. В марте 2018 года о. Валерий узнал о своем диагнозе. Священник рассказывает о пути преодоления болезни.

    Верующие на православных ресурсах призывают к молитве о здоровье батюшки.

    Писательская деятельность

    Священник известен своими публикациями и книгами. Его статьи и произведения часто затрагивают темы, посвященные жизни людей в современном мире с его искушениями.

    Публикации

    Начиная с 2004 года, опубликовано большое количество статей священнослужителя. Большинство из них — о жизни в современном мире.

    Некоторые из его публикаций:

    1. В статье «О йоге и прочих восточных практиках» о. Валерий предостерегает о вреде для души занимающихся медитацией и йогой людей (сайт Православие.ру, 2014 год).
    2. В публикации «Чем опасны наши греховные страсти» («Православие.ру», 2016 год) он разъясняет, в какой неволе мы находимся.
    3. В статье «Почему христианину нельзя участвовать в Хэллоуине?» размещены три ответа священников: иерея Валерия Духанина, протоиереев Феодора Бородина и Андрея Ефанова («Православие.ру», 2018). Отец Валерий пишет, что Хэллоуин является «заигрыванием с темной силой». Всех, кто принимал участие в этом «празднике» он призывает исповедоваться.

    Также часть статей посвящена недопустимости занятиями оккультизмом.

    Книги

    Кроме статей издано много книг протоиерея, которые рекомендованы Издательским Советом РПЦ. Большая часть из них посвящена Таинствам Русской Православной Церкви.

    В книге «Сокровенный мир православия» (2006) о. Валерий размышляет о причинах неверия, о смысле заповедей Господа, о жизни в современном мире.

    Произведения «Сокровенный дар» и «Как научиться правильной молитве» (2016) написаны по трудам свт. Игнатия (Брянчанинова). Двумя годами ранее вышла в свет книга «Жизнь святителя Игнатия (Брянчанинова)».

    В своих книгах священник предостерегает от занятий оккультизмом, чтения эзотерических книг. Он приводит много примеров, когда, поддавшись греху, люди тяжело расплачивались за это.

    В произведении «Огради нас, Господи, от суеверий, оккультизма, порчи» автор относит гипноз к оккультному методу. Человек, подвергшийся этому способу воздействия, становится более восприимчивым к влиянию темных сил. В книге рассказывается о последствиях увлечения оккультизмом, приводятся примеры.

    Иерей предостерегает от обращения к целителям, которые «лечат» молитвой и крестом. Также священник затрагивает темы гадания, порчи, астрологии. Размышляет автор и о том, почему люди склонны к суевериям.

    Священник пишет, что болезни и скорби, посылаемые нам Божьим Промыслом, способствуют спасению души.

    Книги о. Валерия помогают православным христианам не сойти с правильного пути, а сомневающимся людям — обрести веру.

    Видео о священнике

    В этом видео о. Валерий на телеканале «Спас» рассказывает о борьбе с онкологическим заболеванием.

    В этом видео иерей в рамках программы «Уроки православия» рассказывает о Промысле Божьем в жизни человека.

    В этом видео священник объясняет, как распознаются греховные помыслы, какие чувства возникают при этом.

    «В больницу иду как на эшафот — ремиссия или снова рак?» Священник Валерий Духанин

    Почувствовал, как силы закончились

    Отец Валерий работал проректором, писал книги и статьи, служил в семинарском храме. В последний год до того, как узнал диагноз, он возвращался домой и просто лежал, ощущая непривычную слабость. Когда почувствовал, что силы закончились, решил обследоваться. Но никто из врачей про онкологию не говорил. Наоборот, все удивлялись: «Ну что вы, какой у вас рак? Еще не тот возраст. Вот если бы лет через 20, то да. Сейчас чего беспокоиться?»

    Ходить и что-то делать становилось все труднее.

    — В Петербурге была запланирована презентация моей книги, мне нужно собираться, а состояние плохое, как при гриппе. В животе тяжесть. Хотя температуры нет, — отец Валерий вспоминает этот день, задумчиво поправляя очки. В каштановых волосах и бороде прячется первая, редкая седина. — Я позвонил духовнику, сказал, что неважно себя чувствую. А он вдруг говорит: «Надо делать операцию». И отправляет меня к знакомому хирургу…

    Отец Валерий встретился с читателями, а потом поехал к врачу.

    — Он задал мне пару вопросов еще по пути, когда мы шли к больнице, и понял, что у меня рак. Потом обследования это подтвердили. Через месяц я лег на операцию. Как только пришел в себя после наркоза, меня должны были посадить на кровать. А боли неимоверные — шов проходит через весь живот. На следующий день уже нужно было подняться и сделать несколько шагов. А еще через день ты должен выйти в коридор.

    После операции была первая химиотерапия — самая слабая. Но она отравила организм настолько, что отца Валерия пришлось увозить в реанимацию.

    «Голгофа длилась полтора года»

    — Пробуждение после операции вы сравнивали с личным, маленьким воскрешением. Тогда какой была ваша Голгофа?

    Читайте также:
    Орловская митрополия: история и описание, наследие, состав и отделы

    — Голгофа всегда неописуема… Это глубина запредельных страданий, которую трудно передать рассудочным языком. Никто не способен это выразить. Но одно могу сказать. Суть Голгофы — в том, что она тебя полностью переплавляет. Она как огонь, который очищает золото от примесей. Любой человек — это образ Божий. Но иногда смотришь на чью-то жизнь и спрашиваешь: «А в чем там образ Божий? Столько примесей, что до подлинного золота не докопаться». Страдания как раз и очищают его в нас.

    Конечно, когда со мной все случилось, я так не рассуждал, это было бы глупо. Тогда ты уже просто плывешь по течению.

    Но за этим есть что-то более высокое — то, что мы и называем Промыслом.

    — В какой момент это было?

    — Это целый период. Когда тебе на 30 сантиметров разрезали живот, все оттуда вынули, прочистили… После операции было такое ощущение, словно у тебя и тело, и душа в прямом смысле слова наизнанку. Как будто из тебя удалили не только опухоль, но и что-то греховное.

    Голгофа длилась и после операции. Я бы никогда не мог представить, что это за состояние. Каждое движение — боль. А врачи требовали подняться и ходить.

    Потом химия. Невозможно было толком вдохнуть. Было настолько плохо, что жена просила детей молиться. Когда я лежал в реанимации, думал, что умираю. Старался тоже читать молитвы про себя. Что еще остается? Только обращаться к Богу.

    — Что в тот момент хотелось изменить, поправить, вернуть?

    — Я каялся в своих слабостях. Понял, как сильно люблю жену и детей. Хотелось сохранить именно любовь. Ведь обычно священник растворяется в служении, а на семью всегда мало времени. И получается, что ты вроде бы созидаешь, строишь, но упускаешь главное. Тогда это самообман. Невозможно давать советы другим семьям, если ты не можешь выстроить свою собственную. Вот это и хотелось исправить.

    — Всего у вас было 25 химиотерапий и 25 лучевых. Сколько они заняли времени?

    — Долго… Я вообще думал, что их будет шесть. Первая химиотерапия была в Москве, предполагалось прийти сюда и следующий раз. А получилось так, что после первой я попал в реанимацию и пришлось лететь на лечение в Израиль. Чудом получилось так быстро. Вы попробуйте за два дня собраться! А я отродясь не ездил за границу.

    И там врач начал капать химиотерапию заново, но эти шесть курсов разбил каждый на два, чтобы получилось 12.

    Было много чудес, по-человечески странных вещей.

    Мы пришли в греческий монастырь на Елеонской горе. Я думал о смерти, говорил с отцом Ахиллеосом. И вдруг он сам сказал, хотя я ни о чем не спрашивал: «Сейчас вы не умрете. Господь даст еще время для жизни, но эта болезнь дана во очищение. Вы человек очень добрый, но у вас есть грехи».

    А потом врачи сказали, что лечиться дальше бесполезно — ничего не помогает.

    — Каким был тот день?

    — Жене надо было вернуться домой, чтобы детей водить в школу. Мы шли в больницу с мамой, вместе с ней мы и услышали этот приговор.

    Я спрашиваю: «А что же теперь?» — «А теперь вам осталось заплатить за прием. С вас 800 долларов». И чувствую, как будто петля обхватывает мою шею — воздуха не хватает. Дело, конечно, не в деньгах, но нас как будто отсекли от жизни.

    Мама сначала молчит, затем пытается подбадривать: «Ну ничего, мы будем все равно продолжать». Но голос ее уже немного надламывается. Она нашла в себе силы не плакать…

    В России мы продолжили делать химии, еще 12. И потом 25 лучевых. Они были каждый день, кроме субботы и воскресенья. Все вместе длилось чуть ли не полтора года.

    Самые неприятные моменты… когда с лучевых возвращаешься, например. Ты за рулем сидишь, тебя выворачивает, но надо как-то доехать. А когда без машины, сил вообще никаких нет: где-то надо посидеть, отдохнуть. Так что, наверное, Голгофа продолжалась.

    — Но ведь закончилась?

    — Закончилась она совершенно точно, когда мы переехали сюда, в деревню под Сергиев Посад. Здесь я поднялся с постели. Если до этого жил горизонтально, то здесь начал жить вертикально ( смеется ).

    Как говорил Иоанн Златоуст, человек не случайно сотворен с таким положением тела: он создан, чтобы стремиться к небу. И вообще по-гречески человек, antropos, буквально значит «вверх обращающий взор». А вверх — это не только к солнцу и звездам, но и в духовном смысле. И вот, в соответствии с назначением человека, так сказать, я поднялся и стал каждый день ходить.

    «Христос понимает нашу безысходность»

    — Из вашего рассказа получается, что мы должны радоваться своей болезни, воспринимать ее как благо. Но это звучит как-то по-богословски, отец Валерий. Как радоваться, если тебе физически больно, если у тебя депрессия, если ты внутренне опустошен?

    — Никак. Когда ты не можешь подняться, тут радоваться нечему. Я терял способность читать, писать, хотя очень привязан к книгам. И вдруг оказалось, что больше полутора страниц в день осилить не могу.

    Оставалась только молитва. Когда ты наполняешь ей свои страдания, они тоже обретают смысл, и потом вдруг Господь начинает подавать тебе какие-то просветы.

    Тогда и приходит радость, но уже в каком-то новом качестве — радость внутреннего освобождения. Но это долгий путь. После операции мне даже общаться было невозможно.

    — Вы не могли говорить?

    — Нет, физически мог. Но я был истощен морально. Поговоришь немного — и силы заканчиваются. До этого кого-то исповедовал, советы какие-то давал. После операции отсеклась вся прежняя жизнь.

    Читайте также:
    Храм Дмитрия Солунского: адрес, описание и история, святыни и праздники

    Может быть, операция даже стала днем нового рождения. Человек ведь тоже в болях приходит в этот мир: он плачет и только потом учится улыбаться, радоваться. После операции все поменялось. Пришлось уволиться из семинарии, а я был проректором по учебной работе, от меня много чего зависело. Еще пастырская нагрузка… Но сил уже не было.

    Почему-то люди, как только видят больного онкологией, показывают на него пальцем. Так, наверное, раньше смотрели на прокаженных. Сострадают и не думают о том, что каждый человек умрет.

    Трагизм не в том, что человек смертен, а в том, что «он иногда внезапно смертен».

    Из тех врачей, которые меня лечили, некоторые уже умерли, хотя никакой онкологией не страдали. Все заканчивают свой жизненный путь одинаково. И болезнь — это как раз возможность понять, что мы живем не ради тленного мира.

    — Вы как-то писали, что наш Крест всегда соответствует нашим силам, возможностям. Но если человек обрывает свою жизнь, как отец Андрей Немыкин? Или, допустим, в Бердске мать убивает сына с ДЦП и сама совершает самоубийство. Значит, испытание не по силам? Зачем тогда?

    — Человек идет как по ниточке, он может свалиться в пропасть. Но если ты не будешь выдергивать свою руку из руки Божией, то Господь проведет тебя через что угодно. Да, иногда человеку даются такие испытания, когда кажется, что все — безысходность. Но этот момент как раз и есть самый драгоценный. Ведь даже Спаситель прошел через это. В Гефсиманском саду, ожидая предстоящие муки, Он говорил: «Да будет воля Твоя». А вот некий пик — уже на Кресте, где Он произносит: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил».

    Так Христос показывает, что наша безысходность Ему тоже понятна. И это дано нам не просто так. Хочет ли человек даже в такой безысходности все равно принять Бога? Или же от Него нужен лишь комфорт? Вот в этом и совершается самоопределение личности. И после Господь являет Свои чудеса.

    — Почему духовное очищение и особые, по вашему выражению, венцы на небе даруются за физическое страдание? Почему Богу недостаточно просто молитвы и праведной жизни?

    — Достаточно морально помучиться, я считаю ( улыбается ). Просто каждому — свое. Самые тяжелые испытания — как раз моральные. Ты не болеешь, например, но тебя кто-то предает. Внешние болезни более заметны для окружающих, поэтому про них говорят. А пред Богом как раз важно то, что человек испытывает внутри.

    — Если человек не справился, сломался, ушел из жизни, мы не оправдываем его, но и не осуждаем. Но что мы тогда делаем?

    — Мы скорбим… Каждый из нас носит в себе образ Божий, и утрата человека — большая скорбь. Но его участь мы вверяем в руки Господа. Если у него случился нервный срыв, поступок может быть продиктован такими мотивами, которых нам не понять своим грешным умом.

    У каждого человека свой внутренний мир, и все только на Божиих весах.

    Требовать от другого, чтобы он непременно был идеалом христианской жизни, мы не вправе, потому что мы сами постоянно грешим.

    — По рассказам очевидцев, на похороны отца Андрея Немыкина не пришел ни один священнослужитель. Разве это не осуждение?

    — Приходить можно, если человек тебе близок. Может быть, они хотели показать, что никак не оправдывают этот поступок в среде священства… Чисто по-дружески не было бы ничего предосудительного в том, чтобы почтить память. Но священники — люди подневольные. Если вдруг так решило епархиальное руководство, то им пришлось исполнять предписание.

    — Это правильно по-человечески?

    — По-человечески это горько… Я думаю, вполне достаточно было не совершать отпевание в храме, согласно церковным правилам. А проводить человека, который близок, в последний путь очень важно.

    — А к вам приходили люди в пограничных состояниях?

    — И приходили, и сейчас приходят. Человек, допустим, занимался бизнесом, у него были разные проекты, а потом вдруг оказалось, что он где-то не рассчитал свои возможности — и все начало рушиться. Получилось так, что под удар он ставит своих близких людей, и если дело дошло бы до суда, то с них тоже принялись бы взыскивать какие-то суммы. И человек впал в отчаяние, думал наложить на себя руки: «Ну вообще просто уйти из жизни, раз настолько все плохо».

    Но это обманчивая ситуация. На самом деле проблема существует в голове. Ничего еще не случилось, никто на него не подает в суд, а он уже себя накрутил просто из-за того, что он договор не выполняет.

    В таких ситуациях человек замыкается, как в скорлупе. И мы должны ее расколоть, чтобы показать, что мир намного шире, что Господь через эти обрушения подает выход к чему-то более светлому. И тогда человек либо совершит необдуманный поступок, либо доверится Богу. Он делает первый шаг вроде бы в пустоту, но Господь его будет поддерживать за руку.

    — Отец Вячеслав Перевезенцев, когда писал о смерти хирурга-онколога Андрея Павленко, задавался вопросом: почему уходят лучшие и почему так не вовремя? Как бы вы ответили?

    — По-человечески — да, не вовремя. В Евангелии от Марка есть притча о посеве и всходах.

    Сначала появляется зелень, потом колос, потом зерно. А как только наступает время жатвы, немедленно посылается серп.

    Господь ждет от человека, чтобы его потенциал максимально раскрылся в какой-то период жизни. И если это случилось, то Господь его забирает отсюда. А дальше душа уже раскрывается в вечности. Я понимаю, что по-человечески это трудно объяснить…

    Читайте также:
    Храм Покрова на Нерли: где находится, как добраться, история и описание

    — Но вы как-то и сами писали, что не хотелось бы уподобляться срезанным до времени плодам.

    — Допустим, общаюсь с мамой. Мне будет 45 лет, ей — 75. И она говорит: «Как будто еще и не жила!» Хоть сколько человеку отведи времени, он не сможет нажиться. Хоть 400 лет, хоть, как праотцам в книге Бытия, тысячу. Человек предназначен не для какого-то количества лет, он предназначен для бессмертия. Любой период времени нас не удовлетворит. Только вечность может насытить душу, но вечность — с Богом.

    «Человек пережил клиническую смерть, а в глазах — отблеск чистого неба»

    — Что вам помогло восстановиться после болезни? Я не про лекарства сейчас говорю. Как вообще вернуться к нормальной жизни после того, что пришлось вынести?

    — Я понял, что все случившееся стало огромным благом. В прямом смысле это оказалось дверью к счастью, потому что жизни до операции у меня не было. Все время в состоянии загона, мучения. Начальство требует: «Давай-давай, давай-давай…» Вернуться к той жизни я не хотел бы, прямо говорю. Я уволился и почувствовал настоящую свободу.

    Можно спокойно служить Богу, писать, проповедовать — без какого-то внешнего гнета. Вернулась способность читать книги. Я хочу пожить той жизнью, которая сейчас, когда лишнее отсечено. Господь в духовном смысле меня прооперировал, вынул из меня греховные опухоли — и появилось ощущение внутренней гармонии. Мы живем рядом с лесом. У нас ведь соловьи поют даже днем! Появилась возможность больше служить. Так часто я и не служил до операции, как потом.

    — Помните, в «Идиоте» у Достоевского: приговоренный к казни думал, что вот теперь бы он, зная цену жизни, дорожил бы каждой минутой. Его помиловали, но он все равно «много-много минут потерял». То есть, когда кризис проходит, ты продолжаешь жить по-прежнему, разве нет?

    — На самом деле к этому я постоянно возвращаюсь…

    Со временем тебя засасывает обыденность, ты начинаешь забывать, что прошел операцию, химию и так далее.

    Но вот я стараюсь искать то, что может отрезвлять. Мне помогает опыт людей, которые пережили клиническую смерть. В их глазах я вижу отблеск чистого неба. И когда ты соприкасаешься с их опытом, это помогает проснуться.

    И еще вот что. У меня ведь сейчас ремиссия, каждые полгода нужно проверяться. Когда ты идешь в больницу, ты в каком-то смысле идешь на эшафот или судебное разбирательство. Когда ты едешь смотреть результат, ты не знаешь, что там будет! Вынесут тебе смертный приговор или не вынесут? Так что здесь особо не расслабишься.

    — Вы никак не комментируете то, что происходит вокруг, в отличие от других священников. Не пишете посты в соцсетях. Делитесь только богословскими выступлениями, статьями, семейными фото. Кажется, что вы закрылись в своем маленьком мире. Это так? Почему?

    — Я поясню. Со временем понимаешь, что ты не можешь на все расплескаться, нужно на чем-то сосредоточиться. Либо ты сидишь в соцсетях и все комментируешь, либо, если ты все-таки пишешь статьи и книги, занимаешься этим профессионально. Времени на все не хватит.

    Иногда просто дети что-то сфотографируют, я раз — и выставляю быстро, но не буду писать подробно какие-то размышления. Моя задача просто поделиться. Сейчас очень затягивает проповедь: то на телевидение зовут, то на радио. Эти беседы начинают оттеснять авторскую работу. И я стал где-то отсекать лишнее…

    — А ведь вы и священником не сразу стали по этой причине — боялись, что будете отрываться от литературного творчества. Что такое священство для человека, который шел к нему много лет?

    — Священство неразрывно связано с литургией, а она — с молитвой о живых и усопших. И богослужение всех соединяет. В конечном итоге это жертвенное служение для спасения людей. Раньше я возлагал надежду на самого себя, на свои способности. Казалось, что спасешь своим советом, личным словом. А тут раз — и ты в полной немощи и ничего не можешь сделать. Тогда я все переосмыслил.

    Священник все-таки предстоит пред Богом. И поэтому нужно беды людей возлагать не на себя и свои плечи, а приносить их Господу и просить, чтобы Он их разрешил.

    — Какую книгу вам хотелось бы написать?

    — О подлинной любви. Это таинство, которое нельзя понять рассудочно. Его постигаешь всем внутренним существом: и эмоционально ее воспринимаешь, и воля твоя участвует… Потому что если любовь себя никак не проявляет, то и любви нет. Подлинная любовь охватывает всего человека — душевная и телесная, видимая и невидимая. В ней и есть смысл нашей жизни.

    — Я заметила, что часто вы говорите про «отблески рая» — когда вспоминаете заброшенный сельский храм, рассказываете о детях, которые щебечут и отвлекают от работы. Если это отблески, то каким вы видите рай?

    — ( Задумался с улыбкой. ) Рай — это всегда что-то сокровенное. Что-то такое, что наполняет все твое сердце и душу неизреченным счастьем, как свет, который исходит от Бога. Мы здесь до конца не можем понять, что такое рай, поэтому говорим только про его отблески. Представьте зарю, когда небо на востоке покрывается первыми розовыми тонами, потом — золотистыми. Мы еще не видим солнца, но уже радуемся его первым лучам…

    Священник Валерий Духанин: биография протоиерея, здоровье, служба в церкви и труды

    РЕАНИМАЦИЯ И АНГЕЛЫ ,
    ИЛИ ПРОГУЛКА ПО КРАЮ БЕЗДНЫ

    Священник Валерий Духанин

    В жизни нам даются суровые уроки. Но после этих уроков жизнь становится другой. Невозможно быть тем же , кем ты был , когда хоть на мгновение ты вышел за пределы привычного , оказался на пороге иного бытия. Ценность самой жизни познается на грани смерти , ценность света — после ночной тьмы , ценность любого Божиего дара — после его лишения.

    Читайте также:
    Рождественский монастырь в Москве: история и адрес, описание, расписание богослужений, святыни и праздники

    Первая химиотерапия обернулась для меня серьезным отравлением. Токсикация охватила нервные пути. Отключилась речь , парализовались глотательные движения , затруднилось дыхание.

    Жена пыталась вызвать « скорую» — все машины оказались в разъездах. Мне удалось показать в своем телефоне номер знакомых фельдшеров , трудившихся на «скорой». Благодаря им машина приехала значительно быстрей , в то время , когда я пытался на четвереньках глотать воздух из открытого окна.

    Меня потом спросил один знакомый , возможно ли молиться в таком состоянии. С отключением речи и блокировкой мышц языка ты еще пытаешься молиться мысленно. Пытаешься всем сердцем обращаться привычными краткими словами: «Господи Иисусе Христе , Сыне Божий , помилуй мя грешного! Пресвятая Владычице моя , Богородице , спаси мя , грешного! Святый Ангеле Божий , Хранителю мой , помоги мне». И еще краткие молитвы преподобному Сергию Радонежскому , блаженной Матроне Московской , небесному покровителю мученику Валерию Мелитинскому…

    Но наступает момент , когда тебе не хватает кислорода , вдохнуть ртом ты не можешь , и тут внутри происходит сбой , а в каком-то смысле наступает паника. Мысли теряют сосредоточенность , по телу проходят судороги , единственным желанием становится просто нормально дышать. В такие мгновения молитва испаряется , как влага на раскаленном песке. Ты начинаешь просто бороться за жизнь , искать , как лучше сделать вдох , глупо и беспомощно теряя молитву — этот главный , целительный источник нашей жизни.

    В какой-то момент промелькнуло: если я уже умираю , то пусть это наступит скорей , чтобы близкие не видели всех мучений и чтобы просто перешагнуть порог , который отделяет временное от вечного , тленное от нетленного. Вот как мы просим на каждой ектении « христианския кончины живота нашего , безболезненны , непостыдны , мирны…» Но что-то это прошение никак не исполнялось , оставляя меня на краю бездны , на грани неизвестности.

    Мне наглядно открылось , что бывает , когда молитвы близких восполняют твою беспомощность
    Тогда жена поставила на молитву перепугавшихся детей. Опустившись на колени перед иконами , они со слезами , в простых детских словах изливали свою сердечную просьбу. В этот момент мне наглядно открылось , что в жизни бывает , когда ты живешь вовсе не своими молитвами. Когда молитвы тех , кто любит тебя , для кого ты еще имеешь значение , восполняют всю твою беспомощность и немощь. По молитвам ближних мы избавляемся от бед , обретаем от Бога спасение , исцеляемся и воскресаем. Эти молитвы становятся крыльями , которые подымают твою израненную душу и не дают ей пасть вниз.

    Еще скажу , что на грани перехода ты чувствуешь , как многое , что казалось тебе важным , вдруг обнажает свою пустоту. Самым сердцем прозреваешь , как напрасно ты всё время куда-то гнал и спешил , пытался что-то заработать , вроде бы чтобы содержать семью , но мимо тебя в этой гонке и проходила жизнь твоей семьи , твоих детей , исчезала радость общения с самыми близкими. Счастье — оно всегда рядом с нами , но мы сами пробегаем мимо него. Чтобы остановиться и вырваться из замкнутого круга , нам от Бога и подаются суровые жизненные уроки.

    Но вот наконец и «скорая». Вижу растерянное лицо врача , замешательство в его действиях. Замеряет мне давление , пульс , а затем каким-то прибором еще что-то меряет и с удивлением говорит: «Странно… Что же в крови кислорода-то меньше нормы?» Зачем-то ставит мне катетер в руку… и только перед самым нашим выходом к машине делает укол , после которого судорога в теле исчезает.

    В больнице мне поставили капельницу. Но на следующий вечер приступ повторился. Меня отправили в реанимацию. Поскольку и в этот вечер я потерял дар речи , то не мог произносить ни единого слова. Оставался лишь безмолвным созерцателем происходящего и наблюдал , как Бог посредством людей спасает таким же людям жизнь и восстанавливает здоровье.

    Никогда с этим раньше не сталкиваясь , я был поражен своим восприятием. Ранее я думал , что это место какой-то безутешной скорби , отчаянной борьбы за жизнь , последних проводов. Оказалось , что проведенный в реанимации день стал одним из самых счастливых дней в моей жизни. Это как рождение на свет , воскрешение , после чего радость дня и свет солнца , счастье общения с близкими и драгоценная возможность служить Богу переживаются наиболее ярко.

    Здесь не царили ни ропот , ни ругань , ни жалобы или угрозы. Каков бы ни был больной , врачи и медсестры представляли собой пример исключительной жертвенности. Каждый заботливо , мирно , спокойно вершил свое дело , словно это были не люди , а ангелы , поставленные Богом на то , чтобы заниматься одним единственным делом — спасать людей. Наблюдая происходящее , я так и пришел к этому удивительному выводу: вся реанимация наполнена ангелами.

    Смысл духовных прозрений не обязательно в том , чтобы ты непременно увидел ангелов , но в том , чтобы нечто ангельское ты увидел в людях , в тех , кто окружает тебя. Если кругом ты недовольно видишь одни грехи , недостатки , пороки , то кто же ты сам по своей внутренней сути? Каждый замечает то , что для него самого естественно. Если же в окружающих тебя людях ты прозреваешь доброе , чистое , ангельское , то , значит , Господь посетил тебя и не лишил Своей благодати. Впрочем , сам я на тот момент прозревал лишь собственную немощь и удивительную доброту , заботливость , сердечность сотрудников реанимации.

    Одна пожилая врач , подойдя ко мне , с соучастием и состраданием произнесла: «Ты молись про себя. А когда сможешь , так и вслух молись. Молитв , слава Богу , много у нас. Молитва часто лучше всего помогает». И я молился. На сердце стало настолько мирно , спокойно , что я сравнил эти ощущения лишь с пребыванием в алтаре на богослужении. Ангелы наполняют алтарь храма , ангел-хранитель рядом с каждым из нас. Но Божии ангелы присутствуют еще и там , где спасается жизнь , где люди , забыв о себе , заботятся только о том , как помочь таким вот , как я , беспомощным. Почему же мы не замечаем этого в своей обыденной жизни?

    Читайте также:
    Валериан Кречетов: как попасть на прием к священнику, биография, исповеди и беседы

    Они имеют от Бога дар возвращать людей к жизни — и тем самым причастны таинству спасения
    Пусть никто не осудит меня , но в тот момент реанимация мне представилась подобной священному алтарю , а действия персонала реанимации — священнодействиям служителей храма. Они воссозидают в человеке жизнь , делают по земным меркам невозможное , имеют от Бога особый дар воскрешать и возвращать людей к жизни , тем самым причастны таинству спасения сотворенных Богом людей. Конечно , всё это относится не к вечному спасению души , обретаемому только в храме , а к временному спасению тела. Но ведь свои души мы спасаем , покуда не расстались с телом , значит , и это временное спасение , восстановление здравия тела тоже важно для нас.

    А потом всё завершилось очень просто. Меня откачали , вернули к жизни и спокойно отпустили домой. Они не ждали ни благодарности , ни признательности , ни денег , хотя трудно поверить , что зарплаты простых городских врачей высоки. По-доброму и с улыбкой напутствовали советом , чтобы больше к ним не попадал. Они сами остались там , как врачи на передовой , бескорыстно спасая жизнь всякого смертельно раненного.

    Жаль , что часто мы не замечаем , как рядом с нами бескорыстно трудятся , вершат святое служение люди , спасая жизнь таким же , как мы. Как и молящиеся за тебя дети , так и врачи реанимации подобны ангелам , небесным хранителям , которые защищают и сохраняют нам жизнь.

    Вспоминается еще только одно прошение ектении , которое после реанимации стало для меня самым важным , выше всех земных достижений , свершений: «Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати у Господа просим». Если умирать , то лучше мирно , а если жить , то только в покаянии. И вверить себя в руки Божии. Это и есть самое главное. Храни всех Господь!

    Священник Валерий Духанин: биография протоиерея, здоровье, служба в церкви и труды

    Несколько дней назад всех нас потрясло страшное известие о том, как в Подмосковье священник Дионисий Горовой вывез свою супругу в лес и нанес ей несколько смертельных ножевых ранений. До сих пор ни ум, ни сердце не могут это принять. Поскольку я лично знал батюшку, для меня данное известие стало особенно горьким. Увы, уже около года назад в действиях отца Дионисия наблюдалась некоторая неадекватность. Но никто не мог предположить, что это может привести к столь страшным последствиям.

    Дальнейшие строки, рожденные из боли моего сердца, обращены ко всем нам. Они посвящены тому, что любое непреодоленное в себе зло может стать ростком страшного греха, сокрушительного по своей сути.

    Грехопадения кто разумеет; от тайных моих очисти мя (Пс. 18: 13).

    Наши тайные немощи – во многом загадка для нас. Они проявляют себя, когда мы не ждем, скрывают в себе такую разрушительную мощь, о которой мы не догадываемся. Парадокс именно в том, что немощь заключает в себе мощь – немощь в добре непременно предполагает мощь зла.

    Реальность открывает нам страшную правду: никто из нас не знает, как мы проживем даже ближайшее будущее – будем ли жить в целомудрии или впадем в блуд, станем жить трезвенно или сопьемся, окажемся жертвою преступления или совершим преступление (пред ужасом второго лучше, конечно же, первое).

    Коса греха безжалостна – она косит вправо и влево, выкашивает, срезает любой гордый стебель, казалось, несгибаемо стоящий на поле человеческой жизни. Неважно, кто ты: священник или мирянин, ученый или невежда, известный или никому не знакомый, – пред соблазном греха все равны. Все с редкостным сходством могут оказаться падки на грех, легко поддаться, невзирая на статусы, звания, положения и протекции. И это значит, что доверять самим себе нам нельзя.

    И от чуждих пощади раба Твоего: аще не обладают мною, тогда непорочен буду, и очищуся от греха велика (Пс. 18: 14).

    Случившаяся трагедия лишает дара речи. Мы чувствуем беспомощность и обнаженность, утрату и огромный духовный урон. Тот, кто призван служить Богу как подлинной Жизни, лишает жизни жену, губит свое служение, оставляет собственных маленьких детей круглыми сиротами. Здесь не одно, а сразу несколько преступлений: убита та, которой ты признавался в любви; убита семья, венчанная благодатью Божией; убит в священнике служитель Христов, исполнивший волю диавола. Но в итоге страдают все: страдает Церковь, страдают люди, страдает сам совершивший преступление. Случившееся ставит нас в неразрешимый рассудком тупик.

    Но собственно с позиций христианской жизни всё предельно понятно. И собственно все криминальные сводки говорят об одном. Секрет человеческого счастья или несчастья хранится не в сфере социального уровня, общественного положения, образования, достатка и т.д. Он хранится лишь в сфере твоей духовной жизни, там, где вершится самоопределение по отношению к добру и злу, где сердце либо сияет, как чистое зеркало, либо издает едкий дым страстей. Проиграть в духовной жизни – значит во всем проиграть. Достичь духовной победы – значит во всем победить.

    Грех – это нечто более страшное, чем мы думаем. Обыкновенно мы смотрим на грех как на ошибку, жизненный промах, который случился по неведению, неопытности, неразумию. Шел человек, споткнулся, упал, набил шишку, поднялся и дальше пошел. Нет, грех – не просто ошибка, а катастрофа, которая меняет всё внутри тебя и всё вокруг тебя. Как грех Адама в Раю отразился на его душе и на всем мире вокруг, так и грех каждого человека отражается и на нем самом, и на маленьком мире вокруг него – семье, коллективе, отношениях с ближними.

    Читайте также:
    Казанский монастырь в Рязани: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни и храмы

    Непреодоленный грех внутри способен стать детонатором мощного взрыва в жизни. Затаенная обида оборачивается враждой, подтачиваемое внутри негодование влечет за собой ненависть. Ненависть и вражда, медленно тлея, сжигают остатки добрых чувств в душе. Вот почему мы видим такое обилие преступлений на почве семейных ссор. Тот, кому ты когда-то говорил: «Люблю», вдруг становится врагом и объектом ненависти. Там, где предполагалось жизненное счастье, вдруг вершится самое огромное несчастье.

    В основе всех уголовных преступлений лежит обычная греховная страсть – страсть, вовремя непобежденная, вырвавшаяся наружу как зверь, спущенный с цепи. Сначала этот зверь терзал душу объемлемого страстью, мучил и не давал покоя, ограничиваясь лишь мрачной пещерой его души, но потом, окрепнув, зверь вырвался наружу и начал терзать тех, кто находится рядом.

    Напряжение, достигшее высочайшего накала, вырывается наружу во внешнем действии. Мысль, воплощаясь, переходит в телесное движение. В наших движениях воплощаются либо добро, либо зло, которые мы питаем в душе. Но страдают прежде всего самые близкие, те, кто находится рядом. Потому что кто ближе к эпицентру взрыва, источнику заражения или смертоносной эпидемии, тот всегда подвергается большему воздействию.

    Любой удар, нанесенный ближнему, – это замах Каиновой руки, безумно возмутившейся против родной крови. Печать вечной смерти ложится на лицо преступника. Каин был изгнан из общества человеческого. Любая душа, перешедшая за черту смертного греха, преступления, сама исходит из общества человеческого, становится неспособной к адекватному общению.

    Краткий разряд электричества производит пожар, удар молнии попаляет труды многих лет. Так и краткий выплеск человеческой страсти рушит то, что созидалось годами. Медленно и незаметно приближался человек к черте, но переступил за нее одномоментно.

    Всякое преступление готовится невидимым врагом постепенно, но совершается в единый миг времени. И это удивительный закон, который мы всегда игнорируем. Десять шагов до черты, и девять с половиной кажутся одинаковыми, но, сделав полшага, ты стал ближе к черте. Если отпить из бутылки один глоток, то кажется, что осталось столько же, сколько и было. Но ты уже пригубил, приобщился дурману – он не оставит тебя, пока не выпьешь и остальное до дна. Грех опьяняет душу постепенно, ты и сам не заметишь, как окажешься другим, не тем, кем когда-то был. Последние полшага, как и последний глоток, выполняются машинально – ловушка захлопывается в один миг, и всё вдруг оказывается порушенным.

    В этом смысле непреодоленные склоки в семье, безудержное раздражение и обвинение во всем второй половинки способны стать предвестием будущих бед. Если ты утратил любовь к тому, кому признавался в любви, значит, ты уже духовно болен, тебе надо лечиться, очищать свое сердце, исповедоваться, каяться. Если ты поднял на кого-то руку раз, то, значит, что-то в твоей душе уже не то, будь внимателен. В кратчайший момент человек становится преступником, а несет последствия всю свою жизнь, а кто-то – и целую вечность.

    И всё определяет твоя духовная жизнь. Или ее отсутствие. Утрачена жизнь с Богом, враг захватил сознание – и далее мрак, разум не ведает, что творит. Все криминальные сводки говорят об одном: грех лишает человека разума, а потеряв разум, человек вершит дела сумасшедшего.

    Писать о грехах человеческих больно. Но всякий грех влечет за собой чье-то страдание. И от этого еще больней.

    Завершается любое преступление одним и тем же – отчаянным осознанием того, что же ты натворил, провалом в адскую пустоту, страшным мраком мучения, при котором жизнь преступника уже не жизнь, внутри – бездна отчаяния, а вовне – жалкие осколки того, что порушено.

    Грехопадение отдельно взятой души подобно крушению целого Рая.

    Впасть в грех – это как ниспровергнуть Рай. Если из души изгнан Бог, то это катастрофа вселенского масштаба. Поэтому попасть душе человеческой в ад – то же самое, что угаснуть целой Вселенной. Нет, даже намного более хуже. Ни астероиды, ни кометы не переживают и не расстраиваются от сгорания при трении об атмосферу. Межпланетные камни бездушны, а человек наделен даром вечности. Пусть лучше угаснут тысячи солнц, нежели угаснет одна живая душа. Лучше пусть звезды превратятся в черные дыры, нежели бессмертная душа человека погрузится во мрак.

    Душа человеческая призвана быть Раем. Но Рай только там, где царствует Бог, а не хозяйничают греховные страсти.

    Теперь – время скорби, сердце болит о случившемся. Время скорби есть время покаяния. Вспомним свои личные ошибки, увидим их честно, признаем: «Я ведь тоже считал, что никогда так не поступлю». Вспомним, как мы сами не выносили в своей душе кого-либо, желали кому-то несчастья, раздражались и негодовали. И от сердца пред Богом покаемся.

    Особенно же покаемся в равнодушии. Ибо если такое случается с нашими ближними, а мы ничего не предприняли вовремя, то, значит, есть в этом вина и каждого из нас. Если такое происходит, а мы живем как ни в чем не бывало, то где же в нас христианство? Если мы после этого случая не пытаемся изменить себя, то что у нас общего с Евангелием?

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: