Крестобогородский храм в Ярославле: история и описание церкви, адрес и время работы, как доехать

Церковь Спаса на Городу в Ярославле

Церковь Спаса на Городу — классический крестовокупольный каменный храм в историческом центре города Ярославль, на Котросльной набережной.

При церкви действует воскресная школа: для взрослых и для детей.

История храма

На месте современного храма до 1463 года существовала деревянная церковь Спаса Преображения. Она располагалась рядом с городскими торговыми рядами (как тогда говорили «на городском торгу»), отсюда и пошло ее название «Спаса на Городу».

Церковь простояла несколько столетий, но во времена Великого пожара 1658 года как и многие другие постройки сгорела.

Уже через несколько лет, в 1672 году, на месте сгоревшей деревянной церкви построен каменный храм. В 1693 году храм расписывали 22 мастера под руководством Лаврентия Севастьянова, отец которого оформлял Оружейную палату.

В 1831 году храм был претерпел значительную перестройку, а церковь была заново освящена.

Храм значительно пострадал во времена революции 1918 года. В последующие 5–7 лет церковь пытались отремонтировать и отреставрировать на добровольные пожертвования прихожан. Однако, в 1926 году храм все-таки закрыли, а здание церкви отдали ярославскому краеведческому музею.

В советские времена с церкви были сняты кресты над главами и здание долгое время вплоть до начала 1990-х годов использовалось в качестве складских помещений для различных товаров.

Храм был отреставрирован в 1978–1981 годах: полностью восстановлены фасады и колокольня, заново установлены кресты, наиболее опасные трещины были ликвидированы. А в 1991–1993 годах проведены повторные работы по восстановлению церкви.

Церковь Спаса на Городу полностью возобновила регулярные богослужения в 2003 году.

Расписание богослужений

В церкви Спаса на Городу проводятся еженедельные богослужения по следующему расписанию:

  • Божественная литургия: еженедельно в субботу в 7:30 и в воскресенье в 8.30
  • торжественная храмовая служба Всенощное Бдение: по субботам в 16.00
  • вечерняя служба с Акафистом Преподобному Серафиму Саровскому (в честь которого освещен южный Предел храма): по воскресеньям в 17.00
  • вечерняя служба у иконы «Умягчение злых сердец» и иконы «Прибавления ума»: каждую среду в 17.00.

Также Богослужения в церкви совершаются в праздничные дни.

Актуальное расписание богослужений можно заранее посмотреть на приходском сайте церкви.

Святыни храма

Внутреннее убранство храма Спаса на Городу содержит следующие особо почитаемые святыни (в некоторых из них покоятся мощи святых):

  • фреска Спаса Всемилостивого
  • икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец». По периметру этой иконы изображено большое количество разных святых, в том числе Марии Магдалины и Матроны Московской с частицами их мощей
  • список с иконы знаменитого московского иконописца Симона Ушакова
  • икона Преподобного Серафима Саровского
  • часть останков Серафима Саровского, которая находится в алтаре храма
  • икона «Все Святые», написанная к тысячелетию города Ярославля. В центральной части иконы находится особо почитаемый в последнее время чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Всецарица»
  • икона Пресвятой Богородицы «Скоропослушницы», риза которой вышита бисером
  • икона Великомученика и целителя Пантелеимона. В этой иконе в нижнем правом углу хранятся его мощи, которые были привезены с Афонской горы.

Как добраться до церкви Спаса на Городу в Ярославле

Церковь Спаса на Городу находится на Которосльной набережной. От ротонды на Которосльной набережной, известной архитектурной достопримечательностей Ярославля, вы дойдете за 5 минут. Удаленность от памятника Ярославу Мудрому на площади Богоявления — 600 метров (или 8 минут пешком).

Ближайшая остановка к церкви называется «пл. Богоявления», до нее идут автобус № 14 и троллейбус № 5.

Большое количество общественного транспорта останавливается чуть дальше от церкви на остановке «ул. Комсомольская», от которой идти пешком 10 минут.

До остановки «ул. Комсомольская» идут следующие маршруты:

  • автобусы № 1, 2, 4, 5, 8, 13, 14, 19к, 21б, 33, 42, 49, 53, 56, 57, 66, 68, 76, 92, 139а, 178
  • троллейбус № 9
  • маршрутные такси № 71, 84, 94, 97.

Для заказа автомобиля вы можете воспользоваться приложениями такси: например, «Везёт», «Максим» или Gett.

Церковь Спаса на Городу на Google-панорамах:

Видео о Церкви Спаса на Городу:

Другие церкви Ярославля можно найти в специальном разделе (перейдя по ссылке) — с его помощью удобно заочно знакомиться с городом, а также составлять свою культурную программу.

Крестобогородский храм в Ярославле: история и описание церкви, адрес и время работы, как доехать

Храмы открываются для посещения. Ограничено количество молящихся внутри храма. Обязательно соблюдение дистанции (как в храме, так и на улице). Обязательно наличие маски. Обязательно уважение к церковному послушанию приходских волонтеров.

Читайте также:
Храм Владимира в Кузьминках: история и описание церкви, адрес и время работы, как доехать

Попразднство Воздвижения. Вмч. Никиты
28 СЕНТЯБРЯ (понедельник)
— 8.00 — Утреня
— 9.00 — Божественная Литургия
Служит свящ. Стахий

— 19.30 — Психология и духовная жизнь.
Ведет иером. Геннадий и психолог Елена

Вмц. Евфимии Всехвальной, мчч. Виктора и Сосфена. Прав. Алексия Московского
29 СЕНТЯБРЯ (вторник)
— 8.00 — Утреня
— 9.00 — Божественная Литургия
Служит свящ. Сергий

Мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
29 СЕНТЯБРЯ (вторник)
— 18.05 — Исповедь
— 18.15 — Вечерня с пением Акафиста мцц. Вере, Надежды, Любови и матери их Софии
— 19.30 — Группа чтения и обсуждения богословской литературы на английском языке
Служит и ведет свящ. Сергий
30 СЕНТЯБРЯ (среда)
— 6.30 — Исповедь — 6.40 — Часы
— 7.00 — Божественная Литургия
Служит свящ. Сергий. Поет мужской хор

— 19.30 — Евангельская группа
Ведет свящ. Александр

Иконы Божией Матери «Целительница». Иконы Божией Матери «Старорусская». Мц. Ариадны
1 ОКТЯБРЯ (четверг)
— 8.00 — Утреня
— 9.00 — Божественная Литургия
Служит свящ. Сергий
— 19.30 — Молодежное собрание
Празднование престольного праздника в дружеской обстановке. Приглашаются молодые христиане (ориентировочно 18-35 лет)

Блгвв. кнн. Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина. Блгв. кн. Игоря Черниговского. Прп. Алексия Зосимовского
2 ОКТЯБРЯ (пятница)
— 8.00 — Утреня
— 9.00 — Божественная Литургия
Служит свящ. Константин

Вмч. Евстафия Плакиды и семьи его. Мчч. Михаила, кн. Черниговского и боярина Феодора, чудотворцев. Прп. и блгв. кн. Олега Брянского
2 ОКТЯБРЯ (пятница)
— 18.05 — Исповедь
— 18.10 — Вечерня с пением Акафиста Кресту Господню
— 19.20 — Лития
Служит свящ. Константин
— 19.30 — Приходской Курс «Основы Богословия». Занятие I
Ведет иером. Геннадий
3 ОКТЯБРЯ (суббота)
— 8.40 — Исповедь
— 8.40 — Панихида — 9.10 — Часы
— 9.30 — Божественная Литургия
Служит свящ. Александр. Исповедует свящ. Константин

Неделя 17-я по Пятидесятнице. Отдание Воздвижения. Свт. Димитрия, митр. Ростовского
3 ОКТЯБРЯ (суббота)
— 15.50 — Исповедь
— 16.00 — Всенощное бдение
Служит иером. Геннадий, свящ. Сергий, свящ. Константин
4 ОКТЯБРЯ (воскресение)
— 6.30 — Исповедь — 6.40 — Часы
— 7.00 — Ранняя Божественная Литургия
Служит иером. Геннадий, свящ. Константин. Исповедует свящ. Сергий. Поет мужской хор

— 8.30 — Молебен — 9.00 — Лития — 9.10 — Часы
— 9.30 — Поздняя Божественная Литургия
Служит свящ. Сергий. Исповедует свящ. Константин

Пророка Ионы
5 ОКТЯБРЯ (понедельник)
— 8.00 — Утреня
— 9.00 — Божественная Литургия
Служит свящ. Сергий

— 19.30 — Психология и духовная жизнь.
Ведет иером. Геннадий и психолог Елена

Зачатие пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Мц Ираиды (Раисы), девы Александрийской
6 ОКТЯБРЯ (вторник)
— 6.35 — Исповедь — 6.40 — Часы
— 7.00 — Божественная Литургия
Служит свящ. Сергий. Поет мужской хор

— 19.30 — Группа чтения и обсуждения богословской литературы на английском языке
Ведет свящ. Сергий

Первомученицы равноап. Феклы. Блгв. Стефана и Владислава, царей Сербских
7 ОКТЯБРЯ (среда)
— 8.00 — Утреня
— 9.00 — Божественная Литургия
Служит свящ. Константин

ПРП. СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
7 ОКТЯБРЯ (среда)
— 17.50 — Исповедь
— 18.00 — Утреня полиелейная с пением Акафиста прп. Сергию Радонежскому
Служит свящ. Сергий
8 ОКТЯБРЯ (четверг)
Именины отца Сергия
— 6.35 — Исповедь — 6.40 — Часы
— 7.00 — Божественная Литургия
Служит свящ. Сергий. Поет мужской хор

— 19.30 — Молодежное собрание
Беседа отца Сергия о роли прп. Сергия Радонежского в его жизни. Поздравление именинника. Приглашаются молодые христиане (ориентировочно 18-35 лет)

Ап. и евангелиста Иоанна Богослова. Свт. и исп. Тихона, патриарха Московского и Всея Руси. Прав. Гедеона
9 ОКТЯБРЯ (пятница)
— 8.00 — Утреня
— 9.00 — Божественная Литургия
Служит свящ. Константин

Сщмч. Петра, митр. Крутицкого. Апп. от 70-ти Марка евангелиста, Аристарха и Зины
9 ОКТЯБРЯ (пятница)
— 18.05 — Исповедь
— 18.10 — Вечерня с пением Акафиста Кресту Господню
— 19.20 — Лития
Служит свящ. Константин
— 19.30 — Приходской Курс «Основы Богословия». Занятие II
Ведет свящ. Константин
10 ОКТЯБРЯ (суббота)
— 8.40 — Исповедь
— 8.40 — Панихида — 9.10 — Часы
— 9.30 — Божественная Литургия
Служит свящ. Александр. Исповедует свящ. Сергий

Читайте также:
Тихоновский Преображенский монастырь в Задонске: история и адрес монастыря, современное положение

Неделя 18-я по Пятидесятнице. Прп. Харитона Исповедника. Прп. Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия Радонежского. Собор святых в земле Испанской и Португальской просиявших
10 ОКТЯБРЯ (суббота)
— 15.50 — Исповедь
— 16.00 — Всенощное бдение
Служит иером. Геннадий, свящ. Сергий, свящ. Константин
11 ОКТЯБРЯ (воскресение)
— 6.30 — Исповедь — 6.40 — Часы
— 7.00 — Ранняя Божественная Литургия
Служит свящ, Сергий, иером. Геннадий. Исповедует свящ. Константин. Поет мужской хор

— 8.30 — Молебен — 9.00 — Лития — 9.10 — Часы
— 9.30 — Поздняя Божественная Литургия
Служит свящ. Константин. Исповедует свящ. Сергий

Крестобогородская церковь Ярославля (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Крестобогородская церковь Ярославля

В середине 17 века в окрестностях Ярославля лютовала эпидемия чумы. Горожанам, уже потерявшим надежду на спасение, оставалось только молиться. Делали они это на Поклонной горе у южной границы города. И чудо произошло — мор отступил, и в 1655 г. ростовский митрополит Иона водрузил на месте произнесения спасительных молитв трехметровый крест. Спустя некоторое время здесь была построена деревянная часовня, а затем, в 1760 г., и существующая поныне каменная Крестобогородская церковь.

Что посмотреть

Одноглавый каменный храм по задумке архитекторов должен был играть роль визитной карточки Ярославля при въезде в город со стороны Москвы. Скорее всего, это обстоятельство позволило церкви «дожить» до наших дней практически без потерь. Более того, в Крестобогородском храме никогда не прекращали богослужения, даже во времена воинствующего атеизма.

Храм совсем небольшой, но благодаря в меру яркому желтоватому оттенку стен и зеленой крыше не остается незамеченным. Многие пристройки сооружены совсем недавно, а вот росписи внутри храма выполнены в 20-х гг. 19 столетия. Престол, иконостас и жертвенник тоже сохранились с тех времен.

Самые почитаемые иконы Крестобогородской церкви: Животворящего Креста Господнего, Пресвятой Богородицы, оплакивающей Христа, митрополита Филиппа Московского, Положения честной ризы Пресвятой Богородице во Влахерне.

Над притвором, как и 250 лет назад возвышается выполненная в традиционном ярославском стиле шатровая колокольня, венчает которую 200-пудовый колокол. Главная святыня храма — тот самый живописный крест митрополита Ионы, с двух сторон от которого находятся иконы Богоматери, Иоанна Богослова, Марии Магдалины, Логина Сотника. В нижней части креста — небольшие коробочки-ковчежцы с частицами мощей святых.

Практическая информация

Адрес: Ярославль, Московский пр-т, 161. Веб-сайт.

Добраться до храма можно на автобусе №№ 33 и 41а, троллейбусе № 9, маршрутке №№ 36, 47, 71, 73, 75, 76, 104 и 157т.

Утренние богослужения начинаются в 8:00, вечерние — в 17:00.

15 июля Русская Православная Церковь вспоминает о Положении Ризы Пресвятой Богородицы во граде Влахерне. В этот день – престольный праздник в Крестобогородском храме города Ярославля. В этом году исполняется 250 лет со времени постройки на этом месте каменной церкви. История Крестобогородского храма берет своё начало в середине XVII века. В 1654 году в центральной России разразилась моровая язва, эпидемия чумы. Многих жителей окрестных городов и весей тогда постигла страшная смерть. В Костроме умерло 3247 человек, в Угличе умерло 319, в Суздале 1177, в Переяславле-Залесском 3627. Похожая картина наблюдалась и во многих других местностях. Ярославцы, узнав о надвигающейся чуме, стали совершать крестные ходы вокруг города, усердно молясь об избавлении. Господь внял их мольбам и оградил Ярославль от моровой язвы. В 1655 годы по благословению митрополита Ростовского и Ярославского Ионы Сысоевича был изготовлен в Спасо-Преображенском монастыре Ярославля поклонный крест в натуральную величину. Этот крест был установлен в благодарение Богу и напоминание грядущим потомкам об избавлении от моровой язвы. Когда совершался крестный ход с этой святыней по московской дороге лошади, везшие повозку с крестом стали и не хотели идти далее. Место, где это произошло, ещё с древности носило название Поклонная гора. Это самая высокая географическая точка на подъезде к Ярославлю. Путешественники останавливались здесь полюбоваться на Ярославль и поклониться многим его церквям. Крест было решено поставить на Поклонной горе. Здесь была сооружена для него деревянная часовня. В 1677 году вблизи от неё местными крестьянами была построена деревянная церковь в честь Положения Ризы Богоматери. Существует предположение, что именно в этот праздник и был водружен поклонный Крест. Тогда из Спасского монастыря, которому принадлежали эти земли, была принесена необходимая церковная утварь, а также чтимые иконы Богородицы Смоленская и Положения Ризы. Принесена была также икона Святителя Николая Чудотворца из храма Николы на Меленках, часть прихожан которой была приписана к новому приходу. Впоследствии первоначальная деревянная часовня была заменена на каменную проездную часовню. Сквозь её долгие годы проходила московская дорога, что доказывают сохранившиеся в храме на арках часовни металлические кованые петли ворот, закрывавшихся на ночь. Путешественники при выезде из города и при въезде в него поклонялись Животворящему Кресту. Каменный храм, существующий до ныне, был построен «стена в стену» с часовней ровно 250 лет назад. Материал для строительства был пожертвован владельцем Ярославской Малой мануфактуры Д. М. Затрапезновым. Новый храм был освящен в декабре 1760 года Священномучеником Арсением (Мацеевичем), митрополитом Ростовским и Ярославским. Прежний деревянный храм через два года был разобран и отправлен в село Сидорково Ярославского уезда. Благочестивые наши предки имели традицию ходить пешком из Ярославля на Поклонную гору для молитвы перед Крестом. Крестобогородский храм пережил богоборческие гонения, в XX веке он не был закрыт. В 1966 году Ярославским областным Советом депутатов трудящихся было принято решение о закрытии храма, как объекта мешающего строительству автомобильной дороги. Министерство культуры РСФСР отвергло это решение, ссылаясь на то, что храм является памятником архитектуры и церковь поддерживает масса верующих. Через два года храм претерпел новое испытание. Областные власти желали устроить в нем музей, а приходскую общину перенести в церковь Параскевы Пятницы на Туговой горе. По ходатайству прихожан, благодаря их невероятным усилиям и духовной крепости, обе эти попытки закрытия претерпели неудачу. В Москве было принято решение о продолжении богослужений в Крестобогородской церкви. С 1987 года до своей праведной кончины в 2009 году настоятелем храма являлся митрофорный протоирей Владимир Пчёлкин. Все два прихода – за долгую священническую жизнь было у отца Владимира. К своим Крестам за годы он прикипел, хлопотал, ратовал за каждое дело в обновлении храма. Сейчас настоятелем храма является сын протоиерей Владимира Пчелкина – иерей Александр Пчелкин.

Читайте также:
Отец Александр Ильяшенко: биография и семья священника, труды

Популярные темы:

Сент-ОгастинСент-Огастин (St. Augustine) — это город на побережье Атлантического океана на юго-востоке США в штате…

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Русская Церковь
    • Синодальные учреждения
    • Московская Патриархия
    • Самоуправляемые Церкви
    • Экзархаты
    • Митрополичьи округа
    • Митрополии
    • Епархии
    • Ставропигиальные монастыри
    • Храмы и монастыри
    • Зарубежные учреждения
    • Научные и образовательные организации
    • Издательства и СМИ
  • Поместные Церкви
  • Автономные Церкви
  • Государственные и общественные организации
  • Организации иных конфессий
  • Прочие

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви
  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

Томская епархия

Основана в 1834 г. путем выделения приходов из состава Тобольской епархии. К 1940 г. все храмы епархии были закрыты. После 1946 г. несколько восстановленных храмов, объединенных в Томское благочиние, вошли в состав Новосибирской епархии. Определением Священного Синода в феврале 1997 г. Томская епархия была восстановлена.

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. (журнал № 20) из состава епархии выделена Колпашевская епархия. Томская епархия включена в состав Томской митрополии.

Епархия сегодня
(по состоянию на май 2014 года)

Благочиния и благочинные

  • Томское — протоиерей Виктор Сиротин
  • Томского района — иерей Дионисий Степанов
  • Восточное — иерей Александр Никулин
  • Центральное — иерей Александр Кондратенко

Богородице-Алексиевский мужской монастырь
634050, Томская область, г. Томск, ул. Крылова, 12/1; тел. (3822) 53-14-45, 52-74-23; e-mail monastery@bk.ru; сайт tbam.ru
наместник — игумен Кирилл (Умрилов)

Количество приходов в епархии — 108. Количество клириков — 109, в том числе:

  • священников — 91;
  • диаконов — 18.

Монашествующих — 11, в том числе:

  • игуменов — 3;
  • иеромонахов — 4;
  • иеродиаконов — 2.
Читайте также:
Павел Груздев: жизнеописание старца, могила и смерть, книги и труды

Епархиальные социальные учреждения

  • Автономная некоммерческая организация здравоохранения «Дом сестринского ухода святителя Луки (Войно-Ясенецкого)»
    634006, г. Томск, ул. Транспортная, 12Автономная некоммерческая организация здравоохранения «Дом сестринского ухода святителя Луки (Войно-Ясенецкого)» 634006, г. Томск, ул. Транспортная,12
  • Центр реабилитации наркозависимых «Взыскание погибших» при Троицком храме г. Томска
    634009, г. Томск, ул. Октябрьская, 43
  • Приют для престарелых при Троицком храме г. Томска
    634009, г. Томск, ул. Октябрьская, 43

Средства массовой информации

Учебные заведения

  • Томская православная духовная семинария
    634050, г. Томск, пр. Ленина, 82; тел. (3822) 51-26-05; тел./факс 51-26-45; сайт tompds.ru; сайт сектора заочного обучения tomds.ru

В епархии действует 21 церковно-приходская школа.

ТОМСКАЯ ЕПАРХИЯ

Томский Богоявленский собор

Томская и Асиновская епархия Томской митрополии Русской Православной Церкви

Томск был основан в 1604 году по указу царя Бориса Годунова и повелением государя в городе был воздвигнут первый деревянный храм во имя Живоначальной Троицы вокруг которого начала созидаться церковная жизнь на томской земле. В Сибири, после её присоединения к России, первой появляется Тобольская епархия в 1620 году и территория нынешней Томской епархии входит в её состав.

В Томске и окрестных землях возводились храмы и часовни, умножалось и количество православных как за счет переселенцев, осваивавших Сибирь, так и за счет принимавших Православие местных жителей. К середине XVII века назрела необходимость открытия в Томске самостоятельной кафедры. Этот вопрос рассматривался на Большом Московском соборе 1666-1667 годов, где было определено:

Кафедральным собором Томска стал старинный деревянный храм во имя Святой Троицы, а после его разборки по ветхости в 1819 году – Благовещенский собор [1].

Однако, епископ в Томск назначен не был, а томские приходы продолжали находиться под омофором Тобольских митрополитов. Учреждение самостоятельной кафедры было повторено (или подтверждено) 22 апреля 1832 года и только в 1834 году в Томск назначается первый епископ, что положило начало практическому существованию епархии. Первому епископу Агапиту (Вознесенскому), был вручен в Чернигове жезл святителя Феодосия Черниговского и эта святыня впоследствии предавалась от одного епископа к другому, став символом Томской епархии.

С образованием Томской епархии церковная жизнь в этом регионе становится более устроенной и глубокой. Особого расцвета епархия достигла в годы епископского служения в ней святителя Макария (Невского), заботами которого были завершены работы по строительству Троицкого собора, куда в мае 1900 года была перенесена архиерейская кафедра.

Как и вся Русская Православная Церковь, после революции 1917 Томская епархия испытала тяжелые гонения и измены раскольников-обновленцев. Множество верных духовенства и мирян прошли через тюрьмы и ссылки, многие за Христа отдали свою жизнь, обильно полив землю епархии кровью мучеников. К 1940 году все храмы епархии были закрыты, многие разрушены и осквернены – епархия перестала существовать. Но вера в сердцах людей не угасла, и в 1945 году был вновь открыт Петропавловский собор, в 1946 году – Троицкая церковь. Позднее были открыты ещё три храма которые, как Томское благочиние, вошли в состав Новосибирской епархии.

В 1991 году кафедра была возрождена как Томское викариатство Новосибирской епархии, а по определению Священного Синода от 6 октября 1995 года – выделена из состава Новосибирской как отдельная епархия.

12 марта 2013 года из состава епархии была выделена самостоятельная Колпашевская епархия, после чего в ведении Томской кафедры остались городские округа Томск, Кедровый, Северск, а также Асиновский, Зырянский, Кожевниковский, Первомайский, Тегульдетский, Томский и Шегарский районы на юго-востоке Томской области. Одновременно Томская епархия была определена центром новоучрежденной Томской митрополии

Исторические названия

  • Томская и Енисейская (22 апреля 1832 – 25 мая 1861)
  • Томская и Семипалатинская (25 мая 1861 – 18 февраля 1895)
  • Томская и Барнаульская (18 февраля 1895 – 17 октября 1908)
  • Томская и Алтайская (17 октября 1908 – 1940-е)
  • Томская (викарная) (7 мая 1991 – 1 ноября 1993)
  • Томская и Асиновская (с 6 октября 1995)

Статистика

  • 1834 – 181 храм [2]
  • 1917 – более 1600 храмов [2]
  • ок. 2004 – 72 прихода; 90 священнослужителей (72 священника, 18 диаконов)
  • декабрь 2011 – 3 монастыря (из них 2 мужских); 102 монашествующих, в т.ч. 7 игуменов, 13 иеромонахов, 4 иеродиакона; 130 приходов; 144 клирика, в т.ч. 123 священника, 21 диакон; 25 церковно-приходских школ [3]
  • май 2014 – 1 монастырь, 108 приходов, 109 клириков (91 священник, 18 диаконов), 11 монашествующих (3 игумена, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона), 21 церковно-приходская школа [3]

Архипастыри

  • Агапит (Вознесенский) (12 августа 1834 – 10 июня 1841)
  • Афанасий (Соколов) (25 июня 1841 – 24 декабря 1853)
  • Парфений (Попов) (14 марта 1854 – 13 сентября 1860)
  • Порфирий (Соколовский) (13 сентября 1860 – 14 ноября 1864)
  • Виталий (Вертоградов) (10 января 1865 – 24 ноября 1866 [4])
  • Алексий (Новоселов) (12 марта [5] 1867 – 21 августа 1868)
  • Платон (Троепольский) (21 августа 1868 – 8 октября 1876)
  • Петр (Екатериновский) (19 ноября 1876 – 9 июля 1883)
  • Владимир (Петров) (6 августа 1883 – 8 марта 1886)
  • Исаакий (Положенский) (8 марта 1886 – 12 января 1891)
  • свт. Макарий (Невский) (26 мая 1891 – 25 ноября 1912)
  • Мефодий (Герасимов) (20 декабря 1912 – 30 июля 1914)
  • Анатолий (Каменский) (30 июля 1914 – 1919)
  • Иаков (Пятницкий) (1920 – 1921)
    • Виктор (Островидов) (апрель 1921 – сентябрь 1921) в/у, еп. Слободский [6]
  • Андрей (кн. Ухтомский) (1921) – на епархии не был
    • Виктор (Богоявленский) (ноябрь 1921 – июнь 1922) в/у, еп. Барнаульский [7]
  • Димитрий (Беликов) (1923 – 1926 (- 1928)) [8]
    • сщмч. Герман (Коккель) (1928 – 1929) в/у, вик. Кузнецкий
  • сщмч. Герман (Коккель) (1929 – ноябрь 1930)
  • Фостирий (Максимовский) (9 ноября 1930 – 1933)
  • Сергий (Васильков) (10 октября 1933 – 8 мая 1935)
  • Борис (Шипулин) (21 мая – 9 июня 1935) – на епархии не был
  • Серафим (Кокотов) (9 июня 1935 – 13 июня 1936)
  • Серафим (Шамшев) (13 июня 1936 – 16 августа 1937)
    • с конца 1940-х в составе Новосибирской епархии
  • Софроний (Будько) (16 мая 1991 – 1 ноября 1993)

Томская епархия

    • Сергий (Соколов) (10 декабря 1995 – 3 октября 1997) в/у, еп. Новосибирский
  • Аркадий (Афонин) (3 октября 1997 – 6 октября 1998)
    • Сергий (Соколов) (6 октября – 28 декабря 1998) в/у, еп. Новосибирский
  • Ростислав (Девятов) (с 28 декабря 1998)

Викарные епархии

  • Бийская (ныне самостоятельная)
  • Барнаульская (ныне самостоятельная)
  • Кузнецкая (ныне самостоятельная Новокузнецкая)
  • Новониколаевская (ныне самостоятельная Новосибирская)

География благочиний

  • Томское – г. Томск
  • Томского района
    • с. Петухово
  • Восточное
  • Центральное

Епархиальные отделы

  • по религиозному образованию и катехизации
  • по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами
  • по социальному служению
  • по делам молодежи

Монастыри

Учебные заведения

Раннее подчинённые епархии

    • Барнаульское духовное училище (недейств., ныне Барнаульская епархия)
    • Бийское катехизаторское училище (недейств., ныне Барнаульская епархия)
    • Улалинское миссионерское училище (недейств., ныне Барнаульская епархия)

Социальные учреждения

  • Автономная некоммерческая организация здравоохранения “Дом сестринского ухода святителя Луки (Войно-Ясенецкого)”, г. Томск
  • Центр реабилитации наркозависимых “Взыскание погибших” при Троицком храме г. Томска
  • Приют для престарелых при Троицком храме г. Томска

Церковные СМИ

  • “Томские епархиальные ведомости”, ежемесячная газета
  • радиопрограмма “Слово пастыря”, ГТРК “Томск”

Использованные материалы

  • Страница официального сайта епархии:
    • http://pravoslavie.tomsk.ru/eparchy/2/ – “История Томской Епархии”
  • Страница сайта Русское Православие:
    • http://ortho-rus.tk/cgi-bin/or_file.cgi?3_961
  • Страница базы данных Епископы и епархии периода гонений на Церковь (1917-1955 гг.):
    • http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-bin/db.exe/ans/dp/?HYZ9EJxGHox. EI6

[1] На сайте Томской епархии, вероятно ошибочно – Богоявленский:

Томская епархия

Христианство принесли на земли Сибири первые русские переселенцы. Центром их городов являлись храмы, вокруг которых возводились первые сибирские христианские города. Такова история Томска — ставшего одним из оплотов христианства в регионе.

История создания

В 1604 г. на высокий берег в районе слияния рек Томь и Ушайка пришли казачьи отряды под руководством головы Писемского. По велению царя Бориса Годунова они заложили здесь крепость Томск. Правитель присылает в дар жителям нового поселения образ Живоначальной Троицы, который становится храмовой иконой одноимённой деревянной церкви. Небольшой храм стал центром церковной и общественной жизни казацкого поселения.

Постепенно в окрестностях увеличивалось количество христианских храмов, прихожанами которых первоначально являлись переселенцы из европейской части разрастающегося государства. Но благодаря деятельности православных священников и миссионеров начало увеличиваться число местного населения, принявшего христианство.

С 1620 г. Томск и окрестные земли входили в состав Тобольской митрополии. К середине века стала очевидна необходимость организации самостоятельной томской церковной кафедры. Положительное решение по этому вопросу принял Большой Московский церковный собор 1667 г.

При этом фактическое назначение епископа Томского состоялось лишь в 1834 г. На эту должность назначили настоятеля Черниговского Елецкого монастыря преосвященного Агапита. Архиерей привёз в сибирский город жезл святителя Феодосия Черниговского, ставший епархиальной святыней.

На протяжении XIX в. епархиальные власти вели активную церковную и социальную деятельность. На всей вверенной им территории строились новые культовые здания, самым выдающимся из которых стал Троицкий собор, представляющий собой уменьшенную копию московского храма во имя Христа Спасителя.

При церковных приходах организовывались школы и приюты для нуждающихся. Силой молитвы и слова Господня священнослужители боролись с человеческими пороками и распространяющимся во всех слоях общества пьянством.

В первые годы после утверждения советской Томская епархия прошла через тяжёлые испытания. Как и по всей стране разорялись и закрывались храмы, подвергались гонениям и гибли в муках простые христиане и священнослужители.

К началу 40-х гг. в епархии не осталось ни одного действующего храма. Но уже через пять лет церковная жизнь начала постепенно возрождаться, так как вновь были открыты двери церквей в Томске, Асине и Тогуре. Богослужения возобновились в пяти приходах, которые в качестве благочиния вошли в состав Новосибирской кафедры.

Повторное утверждение в Томске самостоятельной церковной администрации произошло в феврале 1997 г. Главой возрождённой епархии был назначен преосвященный Аркадий, получивший сан епископа Томского и Асиновского.

Структура

С 2013 г. Томская епархия входит в состав одноимённой митрополии. Обе церковные административные единицы находятся под управлением митрополита Томского и Асиновского Ростислава.

Благочиния

Епархиальная территория, к которой относятся юго-восточные районы Томской области, разделена на 4 благочинных округа:

  • Томский, возглавляемый протоиереем Виктором Сиротиным;
  • Томского района, окаймленный иереем Дионисием Степановым;
  • Восточный, находящийся под руководством иерея Александра Никулина;
  • Центральный, возглавляемый иереем Александром Кондратенко.

Благочиния объединяют 130 приходов. В епархиальную структуру входит Богородице-Алексеевский монастырь, игуменом которого является Кирилл Умрилов.

Архиереи и духовенство

В современной истории во главе Томской епархии стояли два архипастыря:

  • епископ Аркадий (Афонин) (1997-1998 гг.);
  • митрополит Ростислав (Девятов) (с декабря 1998 г.).

В период отсутствия местного архиерея его обязанности исполнял епископ Новосибирский Сергий.

Действующий архиерей митрополит Ростислав с 1999 г. является ректором Томской духовной семинарии. Усердное церковное и социальное служение ведут все епархиальные священнослужители. Многие из них удостоены патриарших наград.

Одной из высших церковных наград — наперсным крестом с украшениями — отмечены следующие представители томского духовенства:

  • протоиерей Александр Классен — настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Утоли мою печаль»;
  • протоиерей Святослав Зулин — настоятель храма преподобномученицы Елизаветы;
  • иеромонах Кирилл Умрилов — игумен Богородице-Алексеевского монастыря;
  • иеромонах Амвросий (Кузнецов) — насельник Богородицкой обители.

Отделы

При епархиальном управлении созданы несколько отделов, которые отвечают за координацию приходской деятельности в важных церковных и социальных вопросах.

    Информационный отдел занимается распространением информации о повседневной церковной жизни, способствует распространению христианских принципов и знаний о православии. Свою деятельность сотрудники отдела осуществляют через ежемесячную газету «Томские епархиальные ведомости», канал на видеохостинге Ютуб, а также в передаче «Слово Пастыря», выходящей на местном телеканале.

Храмы и монастыри

На епархиальной территории располагается множество культовых зданий. Некоторые из них сохранились в первозданном виде, другие восстанавливаются после десятилетий запустения, а также ведётся активное храмовое строительство. Крупнейшими храмами являются следующие объекты:

  1. Богоявленский кафедральный собор основан в 1630 г. После принятия решения об образовании самостоятельной Томской кафедры он получил статус кафедрального храма. В дореволюционное время храм неоднократно реставрировался.
    Советская власть закрыла его в 1930 г. и разместила в оскверненном здании производство резиновой обуви. Полуразрушенный храм был передан Православной Церкви в 1997 г. Уже через 3 года в нём начались богослужения, а ещё через такой же промежуток времени состоялось великое освящение собора, получившего кафедральный статус.
    В нём хранится одна из главных частиц епархии — частица Животворящего Креста.
  2. Петропавловский собор — шести купольное здание, выполненное в византийском стиле. Он был возведён в начале XX в. Великий чин освящения совершил святитель Макарий Невский. После прихода к власти большевиков храм пребывал в течение 20 лет под контролем обновленцев.

В начале 40-х гг. постройку стали использовать в хозяйственных нуждах спиртового завода. Но уже в 1944 г. величественный собор вернули верующим людям. Сегодня главной святыней храма является чудотворная икона Николая Чудотворца, перед которой остановился огонь, разгоревшийся в церковном помещении в 1985 г.

  • Воскресенская церковь города Томска — одна из старейших культовых епархиальных построек. Первое деревянное здание было построено в 1622 г. Современное здание возводилось на границе XVIII-XIX вв. Воскресенское духовенство несло не только церковное служение.
    При храме были организованы приют и церковно-приходская школа. В конце XIX в. на церковную колокольню подняли большой колокол, которой весил более 16,5 тонн. Местные жители назвали его «Томским царь-колоколом». В советское время местная достопримечательность была сброшена со звонницы и переправлена.
    До 1995 г. старинная церковь была закрыта для верующих людей. В настоящее время ажурное белокаменное здание является архитектурным украшением сибирского города.
  • Современная Томская епархия — церковно-административная единица, духовенство которой нацелено на проведение активной социальной работы. Священники и добровольцы из числа мирян привлекают для достижения максимальных результатов современные технологии, что открывает дорогу к Храму для большого числа молодых людей.

    Томско-Енисейская епархия

    Правящий архиерей: владыка Григорий (Коробейников Геннадий Васильевич)
    Благочинный: протоиерей Скачков Леонтий Евсеевич
    Иконом: иерей Мыльников Игорь Анатольевич
    Секретарь: Коробейников Василий Геннадьевич
    Адрес епархии: 634003 г.Томск, Ул.Яковлева 4.
    Тел.: +73822659862

    Томская область.
    Город Томск. Храм Успения Пресвятыя Богородицы. Ул.Яковлева 4. (Адрес епархии)
    Епископ владыка Григорий (Коробейников Геннадий Васильевич)
    Иерей Коробейников Никола Геннадьевич
    Протодьякон Коробейников Дионисий Геннадьевич
    Дьякон Ошин Иван Сергеевич.
    Иподьякон Самойлов Павел Самойлович
    Председатель Коробейников Василий Геннадьевич (секретарь епархии)

    Село Малиновка. Храм Чуда Архангела Михаила в Хонех.
    Председатель Ермолаев Антон Андреевич
    Иерей Бесштанников Валентин Александрович

    Село Гарь. Храм Святителя Николы Чудотворца.
    Протоиерей Бесштанников Анатолий Александрович

    Красноярский край.
    Город Красноярск. Храм Сретения чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы Владимирской. Ул.Кирова 45
    Иерей Пронин Димитрий Николаевич
    Председатель Козынцева Анна Епиксимовка

    Город Минусинск. Храм Покрова Пресвятыя Богородицы. ул. Невского, д. 139
    Настоятель протоиерей Скачков Леонтий Евсеевич (благочинный Томско-Енисейской епархии)
    Иерей Новиков Василий Владимирович
    Председатель Скачкова Матрена Леоновна

    Кемеровская область.
    Город Новокузнецк. Храм во имя иконы Пресвятой Богородицы «Всем скорбящим радость» Заводской р-н,Родниковый проезд,1
    Настоятель иерей Мыльников Игорь Анатольевич (эконом епархии)
    Председатель Мыльникова Малика Салаудиновна

    Город Юрга. Молитвенное помещение
    Председатель Михайлов Александр Дмитриевич

    Республика Тува.
    Город Кызыл. Храм во имя великомученика Георгия. Ул. Кок-Тейская 20
    Настоятель иерей Шибанов Владимир Михайлович
    Председатель Тупицына Елена Григорьевна

    Кафедральный храм: Успения Пресвятой Богородицы (г. Томск) Адрес: 420107, Респ. Татарстан, г. Казань, ул. Островского, 81. Телефон:

    Значимые события: Лагерь «Сибирский радонеж» Крестный ход в д. Гарь Тихоно-Аввакумовские чтения.

    Биография архиерея: http://rpsc.ru/news/regional/episkop_grigorij_korobejnikov/

    История: В октябре 1885 года Мефодий (Екимов) был поставлен во епископа Томского и всея Сибири. Резиденция епископа Мефодия находилась в деревне Выдриха Бийского округа Томской губернии. В подчинении епископа Мефодия находились белокриницкие общины Томской, Иркутской, Енисейской губернии, Амурской, Якутской, Забайкальской, Акмолинской, Семипалатинской и Семиреченской областей[1]. Период епископства Мефодия, конец 1880-х — первая половина 1890-х годов, представляется весьма важным с точки зрения динамики развития Белокриницкого согласия в Сибири: оформляется организационная структура сибирских белокриницких обществ, хотя в томских мирских и иноческих обществах существовала и довольно влиятельная группировка, недовольная Мефодием[1]. В 1894 года после ареста и ссылки епископа Мефодия для управления приходами в Сибири священноинок Антоний (Паромов) был хиротонисан во епископа Тобольского и Колыванского[2]. В августе 1899 году огромная епархия, которой руководил епископ Антоний, была уменьшена: на Освященном Соборе принято решение об образовании самостоятельной Томской епископии[3]. В сентябре того же года в сан епископа Томского и всея Сибири возведён игумен мужского Казанского скита Феодосий (Быков)[2]. После выхода правительственных указов 1905—1906 годов большинство общин получило официальную регистрацию[4]. В Томской губернии это барнаульская, новониколаевская, томская и связанные с ними сельские общины, Казанский мужской и Ново-Архангельский женский скиты на реке Юксе Томского уезда Томской губернии, женский Тихвинский монастырь на реке Тое Колыванского уезда Томской губернии[2]. 12 февраля 1906 года во епископа Томского и всея Сибири был рукоположен Иоасаф (Журавлёв). В 1908 году к общине города Томска был рукоположён во священника Трифон Сухов, который в 1909 году начал строительство в городе Успенского храма на улице Алексее-Александровской (ныне — Яковлева). 25 августа 1911 года решением Освященного собора из состава Томской и Сибирской епархии была выделена Иркутская и всея Восточныя Сибири епархия[5], после чего епархия стала именоваться Томской и Алтайской[6]. На 1 января 1912 года по данным МВД в пределах Томской губернии числилось 24565 человек, принадлежащих к Белокриницкому согласию[6]. В июне 1919 года епархиальным съездом Томско-Алтайской епархии разработано «Временное положение о древлеправославной Церкви», предназначенное для утверждения колчаковским правительством в качестве «временного закона»[2]. С конца 1919 года, после смерти епископа Иоасафа, его брат епископ Амфилохий (Журавлёв) по просьбе Совета епархии взял в свои руки временное управление Томской кафедрой. В 1920 году он перенёс из Перми свою резиденцию в Томскую епархию. Отсюда велось управление сразу тремя старообрядческими епархиями — Урало-Оренбургской, Пермско-Тобольской и Томско-Алтайской[4][6]. В 1920 году большинством приходов Томско-Алтайской епархии Трифон Сухов был избран кандидатом во епископы и, после пострижения в монашество с именем Тихон, епископами Амфилохием (Журавлёвым) и Иоанникием (Ивановым) 6 декабря был рукоположен во епископа Томского и Алтайского. В бытность епископа Тихона началась провокационная кампания против Православной церкви, одновременно и против Старообрядческой церкви, выразившаяся в изъятии церковных ценностей на основании постановления Президиума ВЦИК под председательством М. И. Калинина от 2 января 1922 года «О ликвидации церковного имущества». В 1923 году епископа Тихона арестовали и отправили в Новосибирск[6]. После ареста епископа Тихона Семипалатинская губерния была выделена в отдельную епархию. Причинами такого решения были удальённость от епархиального центра и неудобства, связанные с его посещением. Предполагалось, что близость епископа обеспечила бы приток в древлеправославную веру инаковерующих, которых там было предостаточно. Вновь образованную епархию возглавил епископ Семипалатинский и Миасский Андриан (Бердышев)[7]. С 27 по 30 июня 1924 года в Новониколаевске (ныне Новосибирск) по инициативе епископа Тихона прошёл первый епархиальный съезд, на нём был избран епархиальный совет и принято решение о разделении епархии на две самостоятельные: Томскую и Алтайскую[6]. По отчету финансовой комиссии Томско-Алтайской епархии в 1924 года общее число старообрядцев белокриницкой иерархии составило около 19000 чел[6]. В 1925 года советом в епархии принят Устав религиозных общин, получивших статус религиозных обществ. Существенные ограничения делались в области имущественных прав и внутренней жизни: для созыва церковных собраний стало необходимо разрешение административных отделов, зарегистрированные общины могли быть закрыты по постановлению губернских органов власти и т. д. Но, как отмечалось в докладе епархиального совета московскому собору 1925 года, несмотря на все трудности, епископ Тихон привёл в «образцовый порядок» управление епархии, способствовал открытию нескольких новых общин[2]. В 1930-е годы епископ Тихон был репрессирован и расстрелян[2], а сама Томско-Алтайская епархия упразднена. В 1992 году постановлением московского Освященного собора была образована Новосибирская и всея Сибири епархия[2]. 21 октября 2015 года на Освященном Соборе РПСЦ в Москве общины Томского благочиния выступили с инициативой воссоздания Томской епархии и выделения из состава Новосибирской епархии самостоятельной церковно-канонической территории с кафедральным храмом в Томске; правящим архиереем они избрали священноинока Григория (Коробейникова)[8]. Приняв во внимание большую протяженность Сибирской епархии и сложность окормления территориально разрозненных приходов, Собор восстановил деятельность Томской епархии путём выделения приходов Томского благочиния из состава Новосибирской епархии и избранием управляющим епархией священноинока Григория (Коробейникова)[9][10]. 31 октября 2015 года в Успенском старообрядческом храме Томска состоялось возведение на кафедру Томской епархии (РПСЦ) недавно поставленного епископа Григория[11]. Решением освященного собора 17-19 октября 2017 года, «учитывая территориальные и исторические особенности», епархия была переименована в Томско-Енисейскую[12].

    Томские Новости +

    Паломничество – путешествие с пользой для души

    Олеся Мазалова

    Cкит во имя Иоанна Богослова на о. Патмос в Горном Алтае с. Чемал

    Как провести отпуск или выходные с пользой для души, особенно если бюджет невелик? При Томской епархии уже несколько лет действует паломническая служба. Ее руководитель историк-краевед Лариса Кудинова рассказала о маршрутах паломничеств для томичей. Оказалось, это интересно, доступно и полезно.

    – Лариса Валерьевна, расскажите, что такое паломничество и что представляет собой паломническая служба Томской епархии?

    – Паломнические службы существуют при каждой епархии. Они помогают осуществить путешествие ко святым местам. К нам часто обращаются люди, которые не знают, что такое паломничество, но в один голос утверждают, что их что-то куда-то позвало. Часто люди едут в паломничество, ища решение какой-то проблемы.

    Помимо путешествия ко святому месту паломничество – это еще и особое время. Оно может быть даже в пределах двух часов, главное, чтобы оно совершалось с определенным пониманием, настроем. Этот настрой мы как раз и стараемся создать. То есть мы не просто едем в паломничество, а предварительно работаем с людьми, объясняем, что это такое.

    – Куда в пределах Томской области можно совершить паломничество?

    – Для начала можно узнать о самом Томске, о храмах, имеющих свою историю, в которых пребывают святыни, намоленные иконы. Есть маршрут, который так и называется «История храмов – история города». Он подходит как для школьников, так и для людей, которые хотят узнать наш город. Также кладбища, которые здесь были, но мы о них ничего не знаем. Они были заброшены, но сколько на них безымянных святых?

    Есть отдельная экскурсия по местам, связанным со старцем Феодором Томским. Это дома, в которых он жил, места, где он молился и был похоронен. В приближение 150-летнего юбилея со дня его кончины эта экскурсия будет интересна тем, кто хотел бы стать ближе к томскому святому.

    Паломничество также подразу­мевает посещение монастырей, потому что это тоже особое место. У нас в Томске это Богородице-Алексиевский мужской монастырь. К мощам святого старца Феодора Томского приезжают люди со всего мира. В селе Могочине Томской области – Свято-Никольский женский монастырь.

    – Что вы предложили бы человеку, который впервые желает отправиться в паломничество?

    – Я всегда предлагаю для начала поговорить со священником и взять у него благословение. Такая беседа и благословение создадут правильный настрой. Ведь паломни­чество для себя нужно отличать от паломнического туризма, и тем более от вообще туризма. В паломничестве мы находимся в таких условиях, когда в какие-то моменты требуется потерпеть. Сейчас же у нас люди привыкли к туристическим поездкам, а в них человеку предоставляется полный сервис, и когда от паломничества человек ожидает того же, это изначально неверная установка. Для того чтобы просто посмотреть на святыни, есть паломнический туризм. Например, к Гробу Господню приезжает много туристов, но паломников среди них лишь часть, остальные едут просто из любопытства.

    Для желающих отправиться в паломничество мы проводим одно-два занятия, на которых мы готовимся, договариваемся о каких-то вещах.

    – Наступило долгожданное лето. Куда отправиться?

    – У нас есть замечательная поездка в Горный Алтай по следам деятельности алтайских миссионеров. Для человека, который только собирается начать паломническую практику, это очень подходящий маршрут. За 10 дней мы успеваем объехать на автобусе весь Горный Алтай, доезжаем фактически до монгольской границы, до самых снежных гор. Встречаемся со священниками, в Бийске посещаем музей, посвященный алтайской духовной миссии.

    Священник Сергий Хивенский, который служит в храме на Телецком озере, всегда говорит, что на Алтае человек видит свой истинный масштаб: горы огромные, мы – маленькие. В городе человек своего реального масштаба не осознает, чувствует себя всемогущим, а среди гор он себя как раз ощущает творением Божиим.

    Для начинающих эта поездка просто замечательная, она одновременно является и бюджетным способом увидеть Алтай. Есть поездка с 24 июня по 4 июля, с 4 по 12 августа, также обязательно 9 августа, ко дню Пантелеимона Целителя и по мере набора групп.

    – Кроме Горного Алтая, куда еще осуществляются поездки летом?

    – У нас планируется поездка на Царский крестный ход в Екатеринбург. Туда мы едем на автомобиле через Омск, по пути посещая Ачаирский Крестовый монастырь, Чимеевский монастырь, в котором находится Чимеевская икона Божией Матери, известная как чудотворная икона, далее Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь, в Каменске-Уральском колоколь­ный завод Николая Пяткова. Далее уже едем в Екатеринбург на Царский крестный ход, который совершается в ночь с 16 на 17 июля, а дальше в г. Алапаевск, где в ночь с 17 на 18 июля идем тоже с крестным ходом к месту гибели святых великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары. На эти крестные ходы собирается вся Россия. В этом году как раз празднуется 150-летие со дня рождения преподобномученицы Елисаветы. Поездка начнется 11 июля и завершится 21 июля.

    Также посещаем Кемеровскую и Новосибирскую области. Люди любят окунаться в источники. На территории Томской области нет таких источников, а в других областях есть. В Новосибирской области мы посещаем источник Святой ключ. В советское время на его месте был концентрационный лагерь.

    Летние поездки относительно длинные: 8–10 дней, есть протяженностью 3–4 дня. Но в течение года мы тоже ездим: в пятницу вечером выезжаем и в воскресенье возвращаемся. Время в паломничестве по-другому тянется. Даже если взять поездку на два дня – она такая длинная! Мы не устаем, но, если, находясь здесь, в Томске, мы вообще не замечаем, как эти два дня пролетают, то в паломничестве два дня – это целая жизнь, реально из этого мира вырываемся.

    Существует стереотип, что паломничество – это обязательно дальняя поездка, но это совсем не так, святые места есть везде. В Сибири очень много интересного, поэтому, я думаю, прежде чем отправляться в дальние паломничества, лучше бы все сибирские места узнать. Ведь мчимся в дали за тем же самым, а благодать – она везде.

    – 5 июля Церковь празднует день памяти святого праведного старца Феодора Томского. К этой дате приурочено какое-нибудь паломничество?

    — Отдельно ничего проводиться не будет. Томичи про старца Феодора достаточно много знают. В рамках экскурсии по Томску мы, конечно, в монастыре много времени проводим, о старце Феодоре много говорим. Но специально ничего не планируем.

    — А за границу группы ездят в паломничества?

    — В октябре этого года у нас состоится поездка на Святую Землю через миссию в Иерусалиме. Экскурсии там будут проводить не светские экскурсоводы, а монахи из Горненского монастыря. За границу мы чаще отправляем не группами, а индивидуально. Это связано с тем, что город у нас небольшой и чтобы организовать паломничество куда-то за рубеж, проблем гораздо меньше, чем организовать паломничество где-нибудь здесь. С зарубежными паломничествами работает много разных фирм, паломнические центры, а по Сибири мало кто. Поэтому самый трудоемкий вопрос — это организация местного паломничества. Мне особенно дороги наши поездки.

    — Случалось ли вам слышать о чудесах, может, исцелился кто-то в паломнической группе?

    – Да, такое происходит. Люди ведь часто едут что-то попросить у Бога.

    У меня есть личное увлечение – я у паломников спрашиваю семейные легенды о святителе Николае Чудотворце. Святитель Николай – покровитель путешествующих. Таких историй рассказывают очень много. В каждой группе встречается человек, у которого есть семейная легенда об этом святом.

    – Людей часто интересует, возможны ли при посещении монастырей встречи с монахами, есть ли возможность спросить у них духовного совета?

    – Конечно. Святые места сами по себе имеют большое значение, но без таких встреч паломничество как бы неполным получается. Мы посещаем монастыри, и кому нужен духовный совет, он обязательно его получит. Люди часто за этим и едут. Также возможны и исповедь, и причастие.

    В заключение мне хотелось бы сказать, что паломническая поездка не проходит так легко, как туристическая, но она всегда проходит очень полезно и благодатно. Паломничество – это всегда повод на себя посмотреть, ради этого оно и совершается. Человек после него становится лучше.

    Ответы на все интересующие вопросы, касающиеся работы паломнической службы Томской епархии, вы можете узнать по телефону 8-909-540-49-74

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: