Крестовоздвиженская церковь в Ливадии: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Крестовоздвиженская церковь в Ливадии

Всего в нескольких километрах от Ялты находится одно из самых известных в Крыму мест: курортный поселок Ливадия. Каждый год его посещают тысячи людей с целью увидеть Ливадийский дворец – летнюю резиденцию русских царей. В ходе экскурсии посетителям обязательно показывают дворцовую церковь, в которой молились три поколения императоров: Александр II, Александр III и Николай II.

В 1860 году Удельное ведомство купило усадьбу графа Л.С. Потоцкого для строительства здесь дворца. Император Александр II подарил Ливадию своей жене императрице Марии Федоровне, которая болела чахоткой и должна была ежегодно лечиться на юге. Придворному архитектору Ипполиту Монигетти (1819-1878) поручили построить здесь целый архитектурный комплекс: два дворца, служебные помещения, оранжереи, бассейны и, конечно же, дворцовую церковь. Церковь была переделана архитектором в 1864 году из костела, поэтому ее алтарь ориентирован не на восток, как у всех православных церквей, а на юг.

Проектируя церковь, архитектор обратился к византийскому стилю, который был широко распространен в аналогичных постройках середины и второй половины XIX века. Источником его вдохновения была также архитектура грузинских церквей. Храм небольшой, ведь он был рассчитан только на императорскую семью и ближайшее окружение (он даже был соединен с кабинетом Александра II). В плане здание представляет собой крест, вытянутый с севера на юг. Восточная стена прорезана арочными окнами — спаренными и тройными.

Изящная церковь, украшенная внутри резьбой по дереву, цветными стеклами витражей, восхищала уютностью и благолепием. С большим мастерством из инкерманского камня, из которого построена вся церковь, был выполнен сложный орнаментальный фриз, завершающий стены, и рельефное обрамление окон. В мае 1863 года Монигетти было предписано: “Вместо глухого окна на алтарной стене церкви сделать рельефный крест”.

По словам современников, церковь пленяла “грацией и изящной простотой”. Первоначально крыша ее завершалась цилиндрическим барабаном, покрытым рельефным орнаментом и увенчанным конической чешуеобразной кровлей с крестом. Это особенно роднило Ливадийскую церковь с грузинскими постройками. Позже, с устройством на крыше светового фонаря, церковь в какой-то степени утратила цельность художественного образа.

Крестовоздвиженская церковь в Ливадии (Ливадийская церковь)

Интерьер церкви создавался также в византийском стиле художником Изелло по рисункам Монигетти. Иконы для храма написал известный художник академик Алексей Егорович Бейдеман. В июле 1862 года Бейдеман составляет смету “на написание образов для предполагаемой во дворце Ливадии церкви”, затем он расписывает стены всего храма многофигурными композициями и изображениями святых. В ноябре 1863 года дается распоряжение – заказать Бейдеману изготовление хоругвей. Как отмечалось в документах того времени, все росписи Бейдемана были выполнены “вполне художественно и изящно”. За свою работу он был награжден орденом Святого Станислава 2-ой степени.

Особым украшением церкви стал иконостас из белого мрамора. Царские врата и алтарные двери были сделаны из резной бронзы. По обе стороны от иконостаса располагались два ореховых аналоя: один был занят храмовой иконой, другой – древним образом с частями святых мощей, он был украшен драгоценными камнями. Этот образ — дар Романовым от грузинских царей. Перед иконостасом стояли красивые серебряные подсвечники.

Свод церкви был выкрашен в голубой цвет и усеян золотыми звездами, что символизировало верхнее небо. С середины свода спускалась небольшая люстра. Маленькая дверца вела из церкви в ризницу, а оттуда в кабинет императора Александра III.

Крестовоздвиженская церковь в Ливадии

В сентябре 1863 года все работы в церкви, как внутри, так и извне, полностью окончены. На акварели австрийского художника Рудольфа Альта, побывавшего в Ливадии в этот год, церковь изображена уже построенной.

С 1864 по 1866 гг. осуществлялась внутренняя отделка храма, освящение которого состоялось 23 августа 1866 года. В 1870 году для царских врат Ливадийской церкви были куплены два образа в золоченых ризах и 25 икон.

Старинная открытка с изображением Крестовоздвиженской церкви Ливадийского дворца

По желанию императрицы Марии Александровны церковь была освящена в честь одного из наиболее почитаемых праздников Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Историки церкви так описывают это событие.

Византийский император Константин, в благодарность Богу за согласие Церкви, установившееся на I Вселенском Соборе, пожелал построить храм на Голгофе. Мать Константина Елена в 326 году отправилась в Иерусалим на поиски креста Господня. По указанию одного старого иудея крест был найден, но с ним и другие два креста. Чтобы найти именно тот, на котором был распят Иисус Христос, все кресты принесли к одру больной женщины. Прикосновение двух крестов не произвело никакого действия, а от прикосновения третьего креста больная чудесно исцелилась. Затем этот крест возложили на умирающего, и тот воскрес. К кресту стеклось такое количество народа, что для того, чтобы все могли увидеть его, патриарх стал на возвышенном месте и воздвигал честный крест, показывая его, и весь народ в радостном восторге взывал: «Господи, помилуй!». На месте, где был найден крест Господен, построили храм, и в дни его освящения был установлен праздник Воздвижения Честнейшего и Животворящего Креста Господня. Этот праздник церковь отмечает 27 сентября.

Читайте также:
Крестовоздвиженский казачий собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Рядом с храмом по проекту Д.И. Гримма построили звонницу, ее украшает орнамент, который вырезал из камня талантливый мастер крестьянин Орловской губернии Т.А. Костиков. Во время правления Александра III тут же поставили мраморную колонну из крепости Рущук на Дунае.

Эта колонна была установлена возле дворца в 1879 году в память о русско-турецкой кампании 1877-1878 годов, когда Россия воевала за освобождение Болгарии от турецкого ига.

Дождевая влага попала в храм через прохудившуюся крышу и испортила главную икону «Воздвижение Честного Креста». Было решено заменить ее мозаикой, материалом более прочным, чем краски, и долго сохраняющим яркие цвета. Выполнить эту работу поручили фирме А. Сальвиати. Академик А.Н. Попов сделал для Сальвиати точную копию иконы на картоне. Работы были выполнены в срок в 1888 году. Эта мозаичная икона сохранилась до наших дней.

При перестройке дворца в 1910-1911 годах архитектор Н.П. Краснов сохранил здание церкви, внеся незначительные изменения. Он увеличил придел, устроив здесь вход. Прежний вход выводил в полуоткрытую галерею, соединяющую храм с дворцом, Краснов превратил эту галерею в полностью закрытую. Портал храма украсила мозаичная икона «Архангела Гавриила». Ее выполнили в мастерской профессора П.П. Чистякова. Он же расписал новый притвор, среди икон была икона Божией Матери Федоровская.

Ливадийский Крестовоздвиженский храм был домовой церковью, здесь молились члены царской семьи. Эта церковь стала также своеобразным хранилищем святынь, поднесенных в дар царской семье. В одном из документов Крымского архива “Об иконах, уступленных князьями грузинскими Императорскому Величеству”, перечисляются древнейшие реликвии грузинских царей, подаренные Александру II. Среди них: “образ Иверской Божьей Матери, греческого письма X века, присланный императором Маврикием”, “частицы Животворящего Древа, собранные в XII царицей Тамарой в золотой ковчег с мощами св. Равноапостольной Нины, отвоеванные царем Ираклием в хана Ага Магомета в XVIII в. после памятного разорения Тифлиса и заключенные им в золотой ковчег с рубинами, бирюзой и жемчугом” и многое другое. Рядом с бережно сохраняемыми реликвиями — простая иконка на липовой доске, подаренная обычной крестьянкой царю на новоселье в Ливадии.

В Ливадийском храме совершались важные события как для царской семьи, так и для всей России. В 1894 году в старом дворце умер Александр III. Панихида по почившему государю и присяга нового русского императора Николая II состоялись в дворцовом храме. Здесь же святой праведный Иоанн Кронштадский миропомазал невесту Николая принцессу Алису Гессенскую, она стала православной благоверной княгиней Александрой Федоровной. При этом обряде присутствовали самые близкие люди, среди которых была сестра будущей императрицы Елизавета Федоровна. Им обеим суждено было закончить свой жизненный путь в грозном 1918 году.

Сам Николай II и его мать императрица Мария Федоровна собирались провести обряд венчания сразу же после миропомазания. Но этому воспротивились родственники. Они считали, что брак императора — акт государственного значения и должен осуществиться в столице со всей присущей этому событию торжественностью. А будь Николай II настойчивей, в скромной ливадийской церкви появилась бы новая русская императрица Александра Федоровна.

Император Николай II с императрицей Александрой Федоровной

В 1887 году росписи Бейдемана были заменены мозаикой, выполненной итальянцем Сальвиатти.

Тогда же рядом с церковью была построена звонница из того же инкерманского камня по рисунку профессора Д. Гримма, который стремился создать единый архитектурный ансамбль: простые четкие линии звонницы перекликаются с архитектурными формами церкви, а внутренние объемы для размещения колоколов повторяют очертания спаренных оконных проемов церкви. Как показывают архивные документы, на кладку звонницы ушло 128 каменных блоков, которые плотно подгонялись один к другому крестьянином из Орловской губернии Трифоном Агафоновым Костиковым. В свидетельстве, выданном ему, отмечалось, что “произведены все работы. согласно плану и рисункам, с выделкой всех орнаментов, с полным знанием дела и вполне добросовестно, что и удостоверяется подписью с приложением казенной печати “Ливадия”.

Около звонницы в 80-х годах была установлена небольшая круглая колонна из светло-серого мрамора с надписью на арабском и турецком языках, в которой воспевается “его величество шах султан – победитель”. Предполагается, что эта колонна была высечена в честь турецкого султана Махмуда II и попала в Ливадию в качестве трофея после русско-турецкой войны в 1877-78 гг.

Колонна в честь турецкого султана

После установления советской власти в Ливадии открыли санаторий для крестьян. Церковь закрыли, за долгие годы запустения здесь устраивали и клуб, и склад, и музейное помещение. В последние советские годы здесь была сварочная мастерская. Только мозаичное изображение архангела Гавриила над главным входом и стоящая рядом изящная звонница напоминали о том, что когда-то здесь был Дом Божий.

Читайте также:
Церковь Феодора Тирона в Ялте: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Алтарь из мозаики в Ливадийской церкви уберегли от налетевших атеистов очень просто и остроумно – закрыли его деревянным щитом да так и продержали, под видом ремонта, пока не утихли страсти. Не сохранились в церкви иконостас и мраморная облицовка стен, вместо нее панели расписали масляной краской под серый мрамор. Только мозаичное панно на сюжет Воздвижения Креста Господня сияло немеркнущим светом, который вселял надежду, что храм оживет и украсится заново. Так оно и случилось.

Внутреннее убранство церкви

В 1991 году в Крестовоздвиженском храме возобновились Богослужения. Конечно, возрождение храма шло медленно: иконостас сначала был фанерным, затем появился дубовый аналой, на котором воспроизвели резьбу мраморного обрамления старинных дверей. Слева и справа от отреставрированного алтаря встали резные дубовые киоты для главных икон: Божией Матери «Державная» и Святого Иоанна Кронштадского.

Печально глядят со стен церкви святые лики, будто скорбят о мученической смерти Александра II, для семьи которого она строилась, о безвременной кончине в Ливадии его сына Александра III, об изуверском убиении в большевистских подвалах почти всех Романовых.

Адрес: п. Ливадия, Дворцовый комплекс, Крестовоздвиженская церковь.

Телефон: (0654) 31-07-20.

Сайт храма: http://livadia.in.ua (новости приходской жизни — в соответствующем разделе сайта — http://livadia.in.ua/news/)

Проезд: автобусом № 11 до остановки «Ливадия», от остановки «Спартак» добираться маршрутным такси № 5 до Ливадии.

Крым: православные святыни: путеводитель. — Сост. Е.М. Литвинова. — Симферополь: “РуБин”, 2003.

Лозбень Н., Пальчикова А. Ливадия. Очерк-путеводитель. — Симферополь: СОНАТ, 2007.

Тарасенко Д. Н. Южный берег Крыма. — Симферополь: Бизнес-Информ, 2008.

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Крестовоздвиженская церковь, вид со смотровой площадки на улице Чернышевского. Фото Сергея Синенко

Крестовоздвиженская церковь на улице Воздвиженской (ныне ул. Лесопильная, 2) была построена на деньги уфимского мещанина Трофима Петровича Козлова в 1890–1892 гг. В конце XIX века Нижегородская слобода была заселена ремесленным людом, выходцами из Нижегородской губернии, причем среди них была весьма высока доля старообрядцев. Однако в этом районе приходского храма не было. По этой причине городским и епархиальным руководством было одобрено предложение купца Трофима Козлова, впоследствии ставшим церковным старостой, построить здесь храм на собственные средства.

1 сентября 1892 г. в нижней части уступа уфимской горы, поднимающейся над Нижегородкой, в присутствии уфимского губернатора, епископ Дионисий (Хитров) торжественно заложил храм. Церковь освящена 22 августа 1893 г. в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня.

Храм был выстроен шестиглавый с восемью крестами (шесть — на храме, один — над крыльцом, один — над алтарем), с трехъярусной восьмигранной колокольней. Кресты необычного вида – из зеркального стекла, вставленного в чугунные рамки. Архитектура храма – деревянный русский стиль рубежа XIX-XX вв., характерный для сельских церквей Уфимской губернии. Размеры церкви по фундаменту 20 x 29,3 м. , к западной стороне которой примыкает тамбур.

Спустя десять лет после постройки храма возникла необходимость в его расширении, и в 1902 г. к его северной и южной сторонам примкнули приделы. Храм стал трехпрестольным: правый престол – во имя св. апп. Петра и Павла, левый – во имя св. Николая чудотворца (построены и освящены в 1902). В храме имеется также цокольное кирпичное помещение с отдельным входом.

В комплекс памятников архитектуры и истории входит также дом настоятеля Крестовоздвиженской церкви постройки 1900-х гг. (ул. Лесопильная, 4, Стрелочная,16).

Иконы церковного иконостаса в нем написаны по образцу древневизантийских и древнегреческих, на некоторых изображено старообрядческое двуперстие. Старообрядческое влияние проявилось и в том, что недалеко от церкви было устроено старообрядческое кладбище. По имени храма три близлежащие уфимские улицы стали именоваться Воздвиженскими: Большая, Средняя и Малая. Известна Большая Воздвиженская (Лесопильная). Приход храма состоял из верующих слободы: в 1896 г. — 1200 чел.

Крестовоздвиженская церковь, вид со стороны улицы Трактовой. Фото Сергея Синенко

Если строителем храма выступил Трофим Козлов, то вторым человеком, которому храм обязан своим существованием, – Николай Алексеевич Котельников. Он стал благодетелем и строителем близ церкви в 1902 г. первого и единственного в Уфимской губернии училища для глухонемых детей. Котельников Николай Алексеевич (5.12.1850, с. Левашево Левашевской вол. Стерлитамакского у. Уфим. губ. — 15.10.1911, Уфа) принял священнический сан в 1876 г.

После окончания Уфимской духовной семинарии в 1874 г. преподавал в Уфимском Духовном мужском училище, являлся священником церквей села Зирган Стерлитамакского уезда, Богородско-Уфимской церкви села Богородское, а с 1877 г. — церкви села Голодаево Уфимского уезда. С 1893 г. — настоятель Крестовоздвиженской церкви. В 1881-1906 — благочинный церквей 1-го округа Уфимского уезда, протоиерей (1901 г.), одновременно до 1911 г. руководитель основанного им Училища глухонемых. В 1908 из-за слепоты вышел из штата Епархии Уфимской.

Читайте также:
Колокольня Ивана Великого: история и архитектор, высота и архитектура, как выглядит и где находится

Был известен как проповедник. Член Совета губернского отдела попечительства о глухонемых, Уфимского уездного отделения Епархиального училищного совета (1880—1907), правления Уфимского духовного училища (начало 1900-х гг.). Награжден орденом Святой Анны 3-й и 2-й степеней.

Трофим Козлов, на пожертвования которого построена Крестовоздвиженская церковь, умер в 1907 году, похоронен в ограде церкви. Рядом с ним у южной стороны алтаря храма похоронен и первый настоятель храма протоиерей Николай Алексеевича Котельников.

В 1928-1933 гг. церковь являлась кафедрой епископа Иова (Афанасьев), придерживавшегося обновленческого и григорианского направлений в православии.

Позднее храм перешел в андреевскую автокефалию, с 1933 по 1937 г. здесь служил епископ Руфин (Брехов), возглавлявший Уфимский епархиальный совет автокефальных староцерковных общин. Руфин, епископ Саткинский и Игринский, викарий Уфимской епархии, в миру Роман Иванович Брехов, родился в 1882 г. в деревня Шуртань Красноуфимского района Кунгурского округа (по другим данным, 1894).

В 1920 был пострижен в монашество, рукоположен в иеромонаха. Принадлежал к единоверчеству (единоверию) — направлении в православии, представители которого соблюдают «старые» дониконовские обряды, но при этом находятся в юрисдикции Русской православной церкви. Возведен в сан игумена единоверческого монастыря в городе Сатка. В 1923 арестован и выслан на три года в Среднюю Азию.

В 1923—1925 находился в ссылке в городе Теджене в Туркмении. 7 мая 1925 в Теджене хиротонисан в единоверческого епископа Саткинского и Игринского, викария Уфимской епархии владыками Андреем (Ухтомским) и Львом (Черепановым). 3 сентября 1925 вместе с владыкой Андреем рукоположил для старообрядцев «беглопоповского» толка епископа Климента (Логинова). После отбытия ссылки жил в городе Сатке, где управлял своим викариатством. Не признавал юрисдикции Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). 12 октября 1931 был приговорен Особым совещанием при НКВД СССР к трем годам ссылки в Северный край «за контрреволюционную пропаганду и агитацию». Затем жил в Уфе, где, как следует из письма схиепископа Петра (Ладыгина), окормлял сторонников владыки Андрея (Ухтомского). Расстрелян в 1937.

Крестовоздвиженская церковь, венчание в храме проводит протоиерей Роман Хабибуллин. Фото Максима Пяткина (Уфа)

Крестовоздвиженская церковь была закрыта в конце 1930-е гг. В ней размещался склад удобрений, а на время большого паводка на Белой она превращалась в общежитие для жителей Нижегородской слободы. Иконостасы повреждены не были.

Вновь Крестовоздвиженская церковь была открыта в годы Великой Отечественной войны.

С 1941 г. при храме действовала свечная мастерская. Церковь занималась благотворительностью: в годы войны прихожанами церкви было приобретено государственных займов на сумму 114 тыс. руб., облигаций военного займа на 157 тыс., в 1945 в Фонд обороны было перечислено 495 тыс. руб., за что прихожанам была выражена благодарность от И.В. Сталина.

В 1994-1998 гг. на церковной территории располагался Благовещенский женский монастырь. В здании бывшего училища глухонемых, возвращенном церкви, с 1998 г. действовал центр дистанционного обучения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (в настоящее время закрыт), воскресная школа, библиотека, а с 2000 г. — иконостасная мастерская. При храме действует православное братство. С 1998 года настоятелем храма является протоиерей Роман Хабибуллин.

Важной стороной жизни Крестовоздвиженского прихода стала миссионерская деятельность. Ежегодно организуется миссионерский сплав по реке Юрюзань. С 1999 г. устраиваются летние православные лагеря по сельским приходам Уфимской епархии.

Участники православного миссионерского сплава по рекам северо-востока Башкирии возле установленного ими поклонного креста. Фото протоиерея Романа Хабибуллина Участники православного миссионерского сплава по рекам северо-востока Башкирии возле установленного ими поклонного креста. Фото протоиерея Романа Хабибуллина

Крестовоздвиженская церковь, настоятели храма:

Н.А. Котельников (1893—1907), А.А. Горин (в 1940-е), игумены Илья (Бобровников, с 1991), Пантелеймон (Степаненко), протоиерей Р. Хабибуллин (с 1998).

Адрес: 450076, г. Уфа, ул. Лесопильная, 2 (недалеко от ж/д платформы «Правая Белая»). Проезд: От Телецентра — мимо трамвайного кольца по улице Трактовой вниз. От улицы Аральской (конечная 212, 279 авт., 6 тролл.) спускаться вниз в сторону железной дороги.

Телефоны: (347) 274-06-91, 274-06-92, 274-06-29

Крестовоздвиженская церковь, время работы:

Понедельник 0830 — 1900.

Вторник 0830 — 1900.

Среда 0830 — 1900.

Четверг 0830 — 1900

Пятница 0830 — 1900.

Суббота 0830 — 1900.

Воскресенье 0830 — 1900.

https://posredi.ru/enc_k_krestovozdviz_cerkov.html 2018-01-10T19:25:00+05:00 Сергей Синенко Башкирия Православие православие,Уфа,Уфимская епархия,церковь КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ Крестовоздвиженская церковь, вид со смотровой площадки на улице Чернышевского. Фото Сергея Синенко Крестовоздвиженская церковь на улице Воздвиженской (ныне ул. Лесопильная, 2) была построена на деньги уфимского мещанина Трофима Петровича Козлова в 1890–1892 гг. В конце XIX века Нижегородская слобода была заселена ремесленным людом, выходцами из Нижегородской губернии, причем среди них. Сергей Синенко Сергей Синенко s705705@yandex.ru Author Посреди России

Валдайский Иверский монастырь

Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь

Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь – один из трех православных монастырей, построенных в период церковного раскола, по протекции патриарха Никона. Обитель принадлежит Новгородской епархии и располагается на Сельвицком острове Валдайского озера, что в нескольких километрах от Валдая.

Читайте также:
Ярославская церковь Иоанна Предтечи в Толчкове: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

За более трех с половиной веков существования Валдайский Иверский монастырь пережил и эпоху расцвета, и глубокое запустение, и повторное возрождение. Сегодня обитель ведет привычную духовную жизнь, принимая многочисленных паломников, приезжающих сюда помолиться у образа Иверской Божьей матери и приложиться к святым мощам, хранящимся в монастырских храмах.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Валдайский Иверский монастырь

Основные вехи строительства: русский прототип греческого Иверона

Идея возведения православного монастыря, который бы являлся своеобразной копией Иверской обители на Афоне, пришла Никону в голову сразу же после восхождения на патриарший престол. По утверждению патриарха, во время поездки на Соловки, ему явилось божественное видение, которое указало на Валдайское озеро, как на будущее место расположения монастыря.

Средства на строительство были выделены из государственной казны, а летом 1653 года на Валдайском озере был заложен первый камень в основу будущей обители. К осени на Сельвицком острове выросли две деревянные церкви, а через год стройку посетил сам патриарх. Согласно легенде, здесь Никону во второй раз явилось божественное видение, представлявшее собой огненный столб. После этого события патриарх решил освятить Валдайское озеро, положив на его дно Евангелие и крест.

В 1655 году обитель заселила братия Оршанского мужского монастыря, принесшая с собой традиции печатного и переплетного дела. А почти через 12 месяцев было возведено последнее здание Валдайского Иверского монастыря – главный храм обители, Успенский собор.

История Валдайского Иверского монастыря: от XVIII века до наших дней

С начала XVIII века Иверский монастырь в Валдае постепенно терял собственную значимость, и уже в 1712 году обитель объединили с только начинающей строиться Свято-Троицкой Александро-Невской лаврой.

В 1764 году, с целью увеличения поступления доходов в государственную казну, Екатерина II подписала Манифест о секуляризации. Согласно этому документу, земельные наделы православных церквей и монастырей было изъяты, а 20 монастырей, в число которых вошел и Иверский, были полностью сняты с государственного обеспечения. Однако, несмотря на официальное упразднение, жизнь в Валдайской обители все еще теплилась.

Настоящие испытания ждали монастырь после Великой Октябрьской революции. С приходом к власти большевиков здешним обитателям пришлось делить и без того скудные запасы с бесконечными продотрядами. В 1919 г. монастырь был объявлен трудовой артелью. Около 200 га угодий обители обрабатывались монахами и послушниками, которые в официальных документах числились как работники артели. В 1927 году комиссия из комиссариата земледелия решила, что монастырские труженики уделяют слишком большое внимание богослужению, в результате чего артель полностью ликвидировали. Под шумок и неразбериху комиссары вывезли из обители образ Иверской Божьей матери – главную святыню монастырского храма. Теперь ее место занимает копия священного образа, сделанная в середине XIX века.

Вплоть до 1991 года помещения Валдайского Иверского монастыря занимали организации самого разного профиля. Размещались здесь и историко-краеведческие музеи, и мастерские. Одно время на территории обители действовал дом инвалидов, который сменила спецшкола для детей с туберкулезом, а затем турбаза.

В 90-е Валдайский Иверский монастырь был вновь возвращен Новгородской епархии. Практически все его постройки пришли к тому времени в откровенно плачевное состояние, поэтому обители предстояла грандиозная реставрация. В ходе последнего этапа реконструкционно-восстановительных работ Успенский собор обзавелся золочеными куполами, а его стены вновь покрыла изящная фресочная роспись.

Сегодня среди восстановленных зданий Валдайского Иверского монастыря наиболее оригинальными и интересными с исторической точки зрения являются:

  • Успенский собор;
  • надвратный храм Филиппа митрополита Московского
  • надвратный храм Архистратига Божьего Михаила;
  • Богоявленская церковь с трапезной;
  • церковь Иакова Боровичского;
  • Наместнический корпус;
  • Шатровая колокольня;
  • Казначейский корпус;
  • Братский корпус;
  • Гостиный, Странноприимный и Конюшенный корпуса;
  • каменная ограда;
  • Николаевская башня;
  • часовня.

Иверский Богородицкий монастырь в Валдае: как попасть и к чему быть готовым

Посещать Валдайский Иверский монастырь можно как в составе паломнических коллективов, так и самостоятельно, например, примкнув одной из туристических групп. Чтобы попасть на территорию обители в качестве паломника, придется предварительно получить благословение на поездку у настоятеля своего храма, либо в епархии, к которой относится ваша церковь. Планировать поездку лучше заранее, так как места в монастырской гостинице бронируются как минимум за месяц до прибытия.

Находясь в стенах монастыря, очень важно понимать специфику данного места, а также по возможности стараться не нарушать строгого внутреннего распорядка. Если вы приняли решение остановиться в гостинице на территории обители, то приготовьтесь соблюдать монастырский режим и не дискредитируйте себя всевозможными опозданиями (к трапезе или церковной службе).

Тщательно отнеситесь к выбору гардероба. Исключите из него джинсы, мини-юбки, шорты, а также блузы с откровенным декольте и прочие нескромные вещи. Женщинам и девушкам следует взять с собой платки или косынки, чтобы прикрыть волосы, поскольку обычно экскурсионную деятельность в монастыре ведут его обитатели (монахи, послушники). Ну а тех, кто все-таки забыл взять с собой подобающую одежду, выручит монастырская лавочка, где можно приобрести скромные платки и юбки.

Читайте также:
Успенский мужской монастырь в Бахчисарае: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Что посмотреть и посетить во время экскурсии

На территории Валдайского Иверского монастыря находится несколько действующих храмов, главным из которых является Успенский собор. Сооружение было первой каменной постройкой обители, возведенной в 1656 году на самой высокой части острова. Посещают церковь обычно из-за уникальной фресочной росписи XIX века, частично сохранившейся, а частично восстановленной уже в начале 2000-х. Собор имеет пять позолоченных глав (в общей сложности на покрытие куполов ушло около 3000 золотых пластин) и является ярким представителем храмовой архитектуры, характерной для никонианского периода строительства.

Первым каменным зданием, построенным после Успенского собора, стала Богоявленская церковь, соединенная с трапезной палатой. Над чертежами сооружения трудился зодчий Аверкий Мокеев, который до этого уже успел возвести Успенский собор. Расположившийся на высоком фундаменте просторный и светлый трапезный зал был искусно «влит» в стену Богоявленского храма, образовав оригинальный архитектурный комплекс. Кстати, после развала Советского союза, именно в Богоявленской церкви проходили первые богослужения.

Еще один действующий монастырский храм – церковь Архистратига Божьего Михаила. Сооружение отличается относительно лаконичным видом: одноглавую бесстолпную конструкцию с трех сторон окружают галереи. Во время Великой Отечественной войны в нем был организован военный госпиталь, в итоге большая часть внутреннего убранства и живописи бесследно исчезла, а сами помещения сильно обветшали. Реставрация 2007 года несколько улучшила состояние здания, сделав его если не идеальным, то относительно удовлетворительным.

На фоне остальных храмов Валдайского Иверского монастыря заметно выделяется архитектурный облик церкви Иакова Боровичского. Не совсем обычный вид объясняется тем, что первоначальный храм был разрушен при пожаре 1700 г., и лишь пару лет спустя на месте пожарища выросло новое каменное сооружение. Небольшое квадратное строение с круглой апсидой вместило в себя не только храм, но и трапезную, а также больничные палаты. Со временем здание несколько выросло и обзавелось вторым этажом.

В западном крыле монастырской стены расположилась надвратная церковь Филиппа митрополита Московского. Этот храм первым встречает паломников, поскольку находится прямо над главными воротами обители.

Есть в Иверском монастыре и свой музей, первый этаж которого занимают монастырская лавка и гардеробная. Здесь все желающие могут приобрести духовную литературу, иконы и некоторые изделия, созданные руками монастырских обитателей. Поднимаясь по лестнице, ведущей на второй и третий этажи здания, можно поближе познакомиться с жизнью главного реформатора православной церкви, патриарха Никона, увидеть предметы быта монастырской братии, репродукции икон и фотодокументы.

Те, кто приехал в обитель для того, чтобы укрепиться в вере, могут посетить ежедневные службы, совершить таинство крещения или венчания, заказать заочное отпевание или панихиду. Как и экскурсии, их можно заказать в церковной лавке или по почте вместе с денежным пожертвованием (через интернет заявки на поминание не принимаются).

Богослужения в монастырских храмах проводятся ежедневно с 7:00 до 9:00 и с 18:00 до 20:00. В субботу-воскресенье, а также по праздничным дням – с 9:00 до 12:00 и с 18:00 до 21:00.

Предоставляется посетителям и возможность приложиться к святым мощам. Кстати, в Иверской обители находится 103 фрагмента священных мощей, среди которых частицы камня от Гроба Господня, а также кусочек Древа Животворящего креста.

Как добраться

Иверский монастырь находится в 10 км от города Валдай, который в свою очередь расположился на 386-м километре трассы М10, Москва – Санкт-Петербург. Добраться сюда можно на автобусе, либо поезде Псков – Москва. Из города попасть в обитель можно по воде: ежедневно между валдайской пристанью и островом Сельвицкий курсирует теплоход «Заря-211». Второй, не менее удобный вариант – местное такси, которое по автомобильному мосту перевезет вас на остров Рябиновый, а с него уже по другому мосту – на остров Сельвицкий.

Валдайский Иверский монастырь

Православная обитель находится на одном из островов озера Валдай, что в Новгородской области. Комплекс является первым созданным монастырем на территории Отечества после времен Смуты (1598-1613 гг.) Идея его создания принадлежит патриарху Никону, строительство началось в середине XVII столетия.

При создании зодчие ориентировались на архитектурные традиции Священного Афона. В начале XVIII в. состояние комплекса пришло в упадок, а после революции 1917 г. его и вовсе преобразователи в трудовую артель. Возвращение обители РПЦ произошло в 1991 г.

История создания обители

Идея создания обители пришла митрополиту Никону во сне, когда он переносил чудотворные мощи великомученика Филиппа в Москву из Соловецкого монастыря. Свое намерение о постройке комплекса на Валдае преподобный Никон высказал после того, как получил сан патриарха Руси.

Читайте также:
Мужской монастырь святого Лазаря в Крыму: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Ходатайство одобрил правитель Алексей Михайлович и выделил для этой праведной цели колоссальные денежные средства из казны.

  • В начале лета 1653 г. выбрали место возведения, а уже осенью здесь установили две церкви. Первую освятили в честь Иверского образа, вторую — во славу святителя Филиппа Московского. Первым настоятелем новосозданной обители утвердили архимандрита Дионисия. Патриарх Никон распорядился о перенесении в обитель чудотворных останков святителя Иакова. На месте, где расположили гроб, воздвигли деревянную часовню, спустя время здесь забил святой источник. В 1654 г. в Валдайский монастырь перевезли мощи известных христианских праведников.
  • За обителью закрепили не только озеро Валдай, но и множество земельных вотчин и близлежащих угодий. В отечественной истории найдется лишь несколько примеров, когда за столь короткий срок новоявленный монастырский комплекс настолько разбогател. В 1655 г. в братские корпусы Валдайской обители переселились монахи из Оршанской пустыни, над которыми совершали религиозные притеснения в Белоруссии. Иноки привезли с собой церковное имущество и типографическое оборудование. Наместником стал иеромонах Дионисий II. С приходом новой братии на Валдае начало развиваться плетение, книгопечатание, искусство перевода литературы, резьба по дереву, иконопись.
  • В 1656 г. подошло к концу строительство Успенского собора, в этот же период воздвигли деревянную ограду с шатровыми башнями и четырьмя въездными вратами. Соборную церковь освятили в декабре 1656 г. На торжественном мероприятии присутствовали митрополиты, епископы, многочисленное духовенство и сам патриарх Никон, который ранее выделил средства на отлив специального колокола весом 1 000 кг. Даже недостроенный комплекс поражал прихожан своим изяществом. В успенский собор привезли великолепно украшенный список Иверской Богоматери, который прославился чудесами еще во время пути в монастырь.

Настоятелем монастырского комплекса после смерти Дионисия II назначили архимандрита Филофея. Обитель обрела статус первоклассной, а число братии возросло до 200 человек. Однако цветущее положение комплекса продолжалось недолгое время.

В 1666 г. основатель Никон был осужден церковным Собором и низложен с патриаршего престола. Все монастыри, которыми заведовал святитель, закрыли, они признавались созданными не по уставам Церкви. Иверскую братию разместили по разным местам.

К счастью, несправедливый приговор отменили спустя два года, все отобранное было возвращено.

Дальнейшая история

В XVIII в. монастырь ожидало падение и оскудение. До 1730 г. из комплекса изъяли большую часть имущества и принадлежащие ему земли, которые приписали к строящейся Невской Лавре. Обитель потеряла не только роскошные богатства (митры с алмазами, дорогие одеяния священников, золотые кресты, колокола), но и свою самостоятельность,

    Несмотря на упадок и тяжелое материальное состояние, братская община продолжала вести праведный образ жизни и проводить постоянные богослужения. Большую славу приобрел настоятель монастырского комплекса преподобный архимандрит Лаврентий.
    Святитель проявил великую доброту, смирение и непоколебимую волю к свершению духовного подвига. Его любили не только валдайские послушники, но и христиане, приходящие в стены обители ради успокоения души. Святитель Лаврентий прилагал большие усилия для того, чтобы доверенная ему обитель вышла из материального кризиса, а здешние люди не впали в духовное отчаяние.

Внутренняя монашеская жизнь строго контролировалась настоятелем Лаврентием. Для желающих вступить в иноки проходил сложнейший этап отбора, в братство принимали лишь единицы самых стойких и выносливых.

На заметку! История монастыря крепко связана с чудотворными происшествиями и заступничеством Иверской иконы. В 1848 г. на территории Отечества свирепствовала смертоносная эпидемия холеры. Жители города Валдая неустанно молились перед священным образом, не надеясь найти медицинское лекарство, способное остановить яростную болезнь. Многочисленный народ собрался на крестное шествие и пронес чудотворный образ вокруг населенного пункта. Холера начала отступать, а вскоре совершенно оставила несчастных людей.

В память об избавлении Синод постановил проводить ежегодный крестный ход из Иверского монастыря вокруг града Валдая. Шествия также совершались и в другие христианские торжества, количество участников порой достигало 15 000 человек.

Советский период

Перед революционными движениями Валдайской обителью руководил архимандрит Иосиф, которого рукоположило во епископа в 1920 г. С 1918 г. правительство СССР постоянно отбирало у общины монастыря продукты питания и скот. Монахи, уставшие от притеснений, оповестили жителей Валдая об этой несправедливости. Вскоре жители близлежащих поселений подняли восстание.

Православный народ собрался воедино и захватил оружейный склад. Охранники острова с великим трепетом смотрели на приближающуюся толпу раздосадованных несправедливостями людей. Власти настаивали на том, чтобы настоятель Иосиф вышел к народу и уговорил его разойтись, святитель дал согласие.

  • Когда лодка с архимандритом приближалась к берегу, в неё стали стрелять. Настоятель был ранен, ему оказали скорую помощь, а советскую реквизицию монастырского имущества срочно отменили. На следующее утро в городе объявили военное положение, сюда прибыла армия для наведения порядка.
  • В начале осени правительство вторично штурмовало монастырский комплекс. Властям удалось отобрать драгоценную ризу с чудотворным ликом Иверской Богоматери, а также все старинные предметы и драгоценности. Однако спустя некоторое время вышло постановление о возврате изъятой утвари.

Окончательно разграбить монастырь правительству удастся в 1919 г., у общины отберут ключи от хозяйственных помещений. В это же время на территории Валдайского острова организуют Рабочий комитет, который сразу потребует от братии беспрекословного подчинения.

  • В конце 1919 г. комплекс преобразовали в трудовой артель, во владениях которого находилось 200 гектаров земельных пастбищ и садов. В тяжелые времена монастырь оказывал посильную помощь населению, нуждающемуся в пище. В 1927 г. Валдайскую обитель окончательно закрыли, а Иверскую икону Пречистой Марии конфисковали.
  • Читайте также:
    Николо-Угрешский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки, современное положение

    В советский период на территории монастыря располагался краеведческий музей. В 1930-е г. здесь функционировали мастерские помещения, во время ВОВ — военный госпиталь, а после — дом для ветеранов войны и инвалидов. В 1970-е г. на территории разросся поселок и появилась база отдыха.

    Возрождение монастыря

    Валдайский монастырский комплекс возвратили РПЦ в 1991 г., вскоре его посетил патриарх Алексий II. Первым наместником назначили игумена Стефана, который проявил великое усердие в деле восстановления разрушенной обители. Посильную помощь оказывали местные жители, финансами помогали городские предприятия.

      В 19994 г. в стенах обители прошел фестиваль звонарей, привлекший большой число любителей колокольного звона. Праздник встретили с великим радушием. В 1995 г. братия заново отстраивала скотный двор, который пострадал от пожара. В 1996 г. у монахов появилась возможность провести реконструкцию интерьеров церквей, в Богоявленском храме поставили иконостас.

    Вскоре в монастырь привезли мощи христианских святых, комплексу возвратили часовню праведного Иакова, находившуюся в городе Валдае.

    В 2001 г. обитель посетил президент РФ В. Путин, который участвовал во всеобщем богослужении. Власти выделили крупную сумму денег на восстановление архиерейского корпуса.

    В 2002 г. настоятелем стал иеромонах Нил, при котором приступили к реконструкции собора Успения.

    Описание

    Центральным сооружением Валдайского монастыря является величественная Успенская церковь, отличающаяся монументальностью и простою форм. Изначально вокруг здания находилась большая галерея с двумя часовнями. Интерьер расписан образами из Нового Завета и темами жития святых людей.

    На стенах также можно увидеть важнейшие сюжеты из истории обители, на колоннах располагаются лики Божьих угодников. Изначальная роспись была уничтожена во время реставрации в XIX столетии. Интерьер соборного храма дополнен изящным шестиярусным иконостасом, созданным в стиле барокко.

    Информация для паломников

    Валдайская обитель расположена на юго-востоке Новгородской области, рядом находится город Валдай с железнодорожной станцией. Летом до монастырского комплекса можно добраться при помощи теплохода, зимой — на такси.

    Ворота обители открыты для посещения с 7:00 до 21:00, в 8:00 начинается литургия, а в 18:00 — вечерня. По воскресным дням и торжествам здесь совершается молебен перед чудотворным Иверским образом Богоматери.

    На заметку! Чтобы остаться на ночь в монастырской гостинице, необходимо заранее предупредить об этом служащих.

    Сегодня монастырь производит продукты питания (масло, творог, мед и т.д.). Братия занимается сбором и заготовкой ягод и грибов. Рядом находится рукотворный пруд, который раньше был болотом. Предполагается, что на территории будет фруктовый сад и огороды.

    Священство и братия каждодневно занято в церковных делах, трудится на скотном дворе, пасеке или огородах. Летом здесь большой наплыв православных паломников, желающих насладиться прекрасными видами и атмосферой.

    Валдайский Иверский Святоозерский мужской монастырь

    Мiръ Россия Новгородская область Валдайский Иверский Святоозерский мужской монастырь

    Валда́йский И́верский Богоро́дицкий Святоозе́рский монасты́рь — православный мужской монастырь на Сельвицком острове Валдайского озера в Валдайском районе Новгородской области, в 10 км от города Валдай. Один из трёх монастырей, построенных по инициативе патриарха Никона, — наряду с Новоиерусалимским и Крестным.

    Содержание

    • 1 История
    • 2 Современное состояние
    • 3 Состав и архитектура, престольные праздники
    • 4 Святые
    • 5 Святыни
    • 6 Видео
    • 7 Как добраться
    • 8 Расписание богослужений
    • 9 Ссылки

    История [ править ]

    Взойдя 25 июля 1652 года на патриарший престол, Никон высказал своё намерение основать в России монастырь по образу и подобию Иверского монастыря на горе Афон. Царь Алексей Михайлович одобрил предприятие патриарха и выделил из казны средства для устройства обители. По свидетельству Павла Алеппского, монастырь предполагалось строить в «афонских архитектурных традициях», даже монашеские облачения должны были соответствовать греческим образцам.

    Выбор места для монастыря связан с видением, которое Никон имел во время путешествия на Соловки за мощами митрополита Филиппа. Летом 1653 началось строительство, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящён в честь Иверской иконы, а тёплый — во имя святителя Филиппа Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначил архимандрита Дионисия.

    При первом посещении строящейся обители в феврале 1654 года Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а также нарёк Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест (так гласит местное предание). Сохранилось письмо патриарха царю, где он сообщает о видении над островом знамения в виде огненного столпа. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван «Святоозерским».

    Читайте также:
    Благовещенский монастырь в Муроме: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности, праздники

    В 1653 году под наблюдением Патриарха началось каменное строительство монастырских храмов и зданий. Никон сам освятил новосозданную обитель; по распоряжению Патриарха в феврале 1654 в монастырь из Боровичского монастыря были перенесены святые мощи Иакова Боровичского.

    В мае 1654 года была жалована царская грамота, закреплявшая за обителью не только Валдайское озеро с островами, но и иные вотчины: Боровичи, Яжелбицы, Вышний Волочёк. К обители были приписаны старорусский и некоторые другие монастыри Новгородской земли.

    В 1655 году в монастырь переселилась братия белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Среди насельников в то время был будущий Патриарх Иоаким, а также Исакий Полоцкий — брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место всё своё имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов, начали развиваться книгопечатание и переплётное мастерство.

    В 1656 году был закончен строительством Успенский собор. 16 декабря того же года он был освящён. На торжество вместе с Патриархом прибыли митрополиты Новгородский Макарий и Сарский Питирим, архиепископ Тверской Лаврентий и многочисленное духовенство из различных епархий России. Собор отличает простота и монументальность архитектурных форм. В 2008 году патриархом Алексием II Успенский собор был переименован в собор в честь иконы Божией Матери «Иверской».

    К началу XVIII века монастырь пришёл в упадок. С 1712 по 1730 обитель со всем имуществом и землёй была приписана к строившемуся Александро-Невскому монастырю. В обитель северной столицы перевезли даже большой монастырский колокол. В 1764 году Иверский монастырь был положен в первом классе.

    В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель, насчитывавшую 70 человек, и имевшую 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров под садами, огородами, пахотой, пастбищами.

    В 1927 году артель обследовал Наркомзем, в отчёте которого было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой». Последнее замечание послужило поводом для снятия артели с регистрации; монашеская община была ликвидирована, а Иверская икона в дорогом окладе увезена в неизвестном направлении.

    Впоследствии на территории монастыря были: историко-архивный музей, музей краеведения, мастерские, дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулёзом. В 1970-е годы на острове был создан посёлок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.

    Современное состояние [ править ]

    В 1991 году монастырь, находившийся в аварийном состоянии, был возвращён Новгородской епархии. В 1998 году архиепископ Лев (Церпицкий) освятил церковь Богоявления. Были возобновлены богослужения в Успенском соборе. В конце 2007 года завершилась комплексная реставрация монастыря.

    Святыней обители стала копия Иверской иконы Божией Матери, которая в 1950-х — 1980-х годах хранилась в единственной действующей церкви Валдайского района — Петропавловской (кладбищенской) в г. Валдай. Её новая драгоценная риза, изготовленная мастерами г. Златоуст, была освящена 25 декабря 2006 года.

    11 января 2008 года для освящения восстановленного Успенского (Иверского) собора прибытием в монастырь ожидался Патриарх Алексий. 12 января Патриарх совершил Божественную литургию в соборном Иверском храме, перед тем совершив чин Малого освящения собора.

    19 сентября 2009 года Валдайский Иверский монастырь посетил Кирилл, патриарх Московский и всея Руси. В январе 2011 года закончена реставрация фресковой живописи Успенского (Иверского собора), в алтаре и во всем храме до нижнего яруса. Есть небольшой музей, посвящённый патриарху Никону и истории монастыря.

    Состав и архитектура, престольные праздники [ править ]

    Собор Успения Пресвятой Богородицы (1653-56)

    Трапезная Богоявленская церковь (1657-58) с хлебней и квасоварней (1668-69)

    Надвратная церковь Михаила Архангела (1680-е, верх перестроен в конце XVIII в.) Михаил, Архистратиг – 19 сентября (воспоминание чуда в Хо́нех), 21 ноября (собор) Надвратная церковь Филиппа, митрополита Московского (1874)

    Больничная церковь Иакова Боровичского с больничной и трапезной палатами (1702, перестроена в XIX веке) Шатровая колокольня (1679-89)

    Наместнический корпус (XVII в.)

    Казначеский корпус (1680-е гг.)

    Братский корпус (нач. XVIII в.)

    Корпуса странноприимный, гостиный, конюшенный (XIX в.)

    Каменная ограда с башнями XVIII в.

    Николаевская (Михайловская) башня (1680-е гг.)

    Часовня с успыпальницей Панаевых (1870)

    Святые [ править ]

    Святыни [ править ]

    • частица Древа Животворящего креста* частица камня от гроба Господня
    • частицы мощей святых:

    7-св.благоверной княжны Анны Новгородской

    9-св.благоверного князя Владимира Ярославича

    10-апостола Иакова брата Господня

    12-святителя Григория Новгородского

    13-св.мч.Андриана и Наталии

    15-часть камня Серафима Саровского

    17-св.благоверного князя Феодора

    18-св.равноапостольной Марии Магдалины

    19-40-ка Севастийских мучеников

    20-святителя Никиты Новгородского

    21-святителя Иоанна Новгородского

    22-святителя Тихона патриарха Московского

    23-св.преп.муч. Иосафа Снетогорского

    24-св.благоверного князя Довмонта-Тимофея Псковского

    25-частица от гроба Амвросия Оптинского

    26-св.прав. Иакова Боровического

    27-св.благоверного князя Всеволода-Гавриила Псковского

    Читайте также:
    Никитский храм в Калуге: описание и адрес церкви, святыни и мощи с Афона, иконы, как доехать

    29-апостола Андрея Первозванного

    30-святителя Филарета митрополита Московского

    31-св.муч.Владимира митрополита Киевского

    • Частицы мощей преподобных отцов Киево-Печерских

    Иверский монастырь на Валдае: как добраться, достопримечательности

    На нашей планете существует огромное количество удивительных замечательных сооружений и мест. Посещая их, вы сможете расслабиться и отдохнуть телом, а заходя в другие – ваша душа воспрянет и очиститься. Однако имеется на территории Российской Федерации и такое местечко в котором на физическом и душевном уровне человек подносится к небу.

    Таким является монастырь Иверской иконы Богоматери, что находится на территории Валдая. Он является мужским монастырем православного вероисповедания. Возведен священное место на территории острова Салинская, что располагается в Новгородской области около городка Валдай. Монастырь является одним из трёх, что были возведены по приказу патриарха Никона. Ведь городок с давних времён прославляется как центр колоколитейной деятельности. Красоту этого края связывают как с матушкой природой, так и с архитектурными обителями.

    1. Ипатьевский монастырь в Костроме
    2. Иосифо-Волоцкая мужская церковь
    3. Псково-Печерский монастырь

    Исторические сведения

    Исторические сведения о возведении и выборе участка нахождения данного монастыря несут в себе огромное количество нюансов, основанных на фактах. Необходимо сказать о том, что данное святая святых было выстроена по аналогу Иверского собора, расположенного в горах Афон. После того как Патриарх Никон впервые увидел сооружение, он предложил создать подобный монастырь на территории теперешней Российской Федерации. На такое предложение царь Алексей Михайлович дал средства из государственной казны. А что касается выбранного участка, то здесь основную роль сыграла ведение, что явилось Никону при пространстви за мощью Митрополита Филиппа на территорию Соловков. Уже в июне 1653 года стали возводить святыню. Осенью окончилась строительство двух деревянных церквей: Тёплой и Соборной. Первый настоятель которых – Дионисий.

    После того как патриарх впервые прибыл в городок Валдай, дал поселку новое название и стала это село Богородицкое, а само озеро именовал пресвятым. До этого он выпустил ко дну крест и Евангелие. Летописи указывается, что патриарх в своих письмах к царю описывал введение огненного столба над озером и выдавал его как знамение. А сам монастырь патриарх именовал, как Святоозерский.

    Буквально через полгода началось возведение каменного сооружения здания. В середине 17 века на данную территорию были перемещены мощи Иакова Боровичского. После этого был издан царский указ, в котором говорилось, что во овладения святыни приходилось не только озеро Валдай и острова, но и все около располагающиеся вотчины.

    В летописи зафиксированные факты о том, что после прибытия в монастырь братья Оршанского Кутеинского собора, началось становление и прогрессирование таких видов деятельности как, книгопечатание и переплетное мастерство.

    В середине XVII века уже окончательно было окончено возведение Успенского храма, что в двадцать первом веке был переименован в честь Пречистого образа Богоматери Иверской.

    Какие святыни можно увидеть на территории Иверского монастыря?

    Среди множества святын Иверского мужского монастыря на Валдае, необходимо отметить наличие:

    • Иверского (Успенского) собора.

    • Церкви архистратига при Святого Михаила.

    • Трапезной с церковью явления Господнего.

    • Иверский Образ Пресвятой Девы, что был создан в горах Афон.

    • Части священных мощей.

    О том в какое время осуществляется богослужение и другую более детальную информацию для странствующих, вы можете увидеть при посещении официального сайта монастыря.

    Как можно добраться в Иверский монастырь на Валдае?

    Монастырь располагается в Новгородской области около 10 километров от Городка Валдай.

    Для того чтобы посетить святыню вы можете выбрать один из двух способов проезда:

    Если же добираться до монастыря поездом, необходимо купить билет на поезд Псков-Москва и выйти на станции Валдай. После этого путникам необходимо будет на теплоходе или на такси добираться до Святого места.

    В случае если ехать из Санкт-Петербурга, то необходимо приобрести билет на поезд Санкт-Петербург-Москва и выйти на станции Угловка. После чего также при помощи услуг такси доехать до мужской обители.

    Дорога в монастырь на машине

    Если же ехать дорогой от Москвы по трассе Москва – Санкт-Петербург, то необходимо повернуть и доехать до Боровичей. А если же вы направляетесь из Питера, то необходимо проехать Валдай и свернуть на дорогу до Боровичей. Двигаться необходимо вдоль дороги примерно 2 км и после этого повернуть налево. Это и будет дорога, что приведет вас к Иверскому монастырю.

    При посещении мужской обители в зимний период здешние жители рекомендуют добираться к острову через реку по льду. Наличие прохладного ветерка, мороза, красивых видов и умиротворения, окажут помощь вам в том, чтобы настроиться на необходимую ауру для произнесения молитвословия и отвлечь собственный разум от всего людского. Достаточно большое количество людей, которые уже посещали святыню рассказывают о невероятных красотах и перезвонах валдайского колокола, который слышно намного километров. Если задуматься и вправду, что может принести больше умиротворение? В связи с этим многие православные верующие люди, рекомендуют посетить монастырь и увидеть все эти чудесные места собственными глазами.

    Читайте также:
    Храм Богородицы в Ясенево: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

    Валдайский Иверский монастырь

    Автобус авт. ст. Валдай. Рейсы из Великого Новгорода, Твери, Сантк-Петербурга, а также региональные автобусы по Новгородской области.
    Пригородная электричка ст. Валдай, пригородные поезда направлений Старая Русса – Едрово, Старая Русса – Бологое.
    Поезд ст. Валдай, поезда направления Москва – Псков.

    Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь — один из центров паломничества в Новгородской области. Православный монастырский комплекс находится в живописном месте в 10 км от города Валдай: размещается на Сельвицком острове, почти в центре святого Валдайского озера.

    Иверский монастырь имеет древнюю историю. Строительство было начато в 1653 году по инициативе патриарха Московского Никона, и место выбрано в соответствии с посетившим его видением. Первыми были завершены соборный храм Иверской иконы и церковь святителя Филиппа Московского.

    Почти через год Никон посетил строящуюся обитель, окрестный Валдайский посад распорядился переименовать в Богородицкое село и освятил озеро. Так монастырь стал Богородицким Святоозерским. В это же время, на начальном этапе развития, новый обитель обрела мощи чудотворца Иакова Боровичского. Успенский собор монастыря завершен в 1656 году.

    В первой половине XVIII века Валдайский монастырь быстро, и отчасти вынужденно, оказался в застое. Его имущество и земля перешли к строившемуся в то время петербургскому Александро-Невскому монастырю, в который даже был перевезен из Валдая большой колокол, в то время как обитель стремительно приходила в упадок. Однако уже по реформе 1764 года Иверский монастырь был определен в первый класс.

    История монастыря в XX веке включает многочисленные преобразования. В 1919 году комплекс стал Иверской трудовой артелью, но фактически оставался монашеской обителью. В 1927 году монахи были лишены чудотворной иконы, а община прекратила свое существование. В последующие советские годы на острове располагались музей (исторический, краеведческий), различные мастерские, дом инвалидов ВОВ (с проживанием и уходом), местная школа для больных туберкулезом детей и, наконец, база отдыха.

    Долгожданное возвращение монастыря Новгородской епархии произошло лишь в 1991 году. Масштабная, кропотливая реставрация комплекса завершилась в 2007 году, затем Успенский собор Иверского монастыря Валдая был освящен патриархом Московским Алексием II в честь иконы Божией Матери Иверской — главной святыни монастыря. На церемонии присутствовал В. В. Путин. Отдельные работы по украшению монастыря продолжались по 2011 год.

    В настоящее время в монастырский комплекс входят: Иверский собор Успения Пресвятой Богородицы, Трапезная Богоявленская церковь, Надвратные церкви Михаила Архангела и митрополита Московского Филиппа, церковь Иакова Боровичского, часовня с усыпальницей Панаевых, шатровая колокольня, наместнические и подсобные корпуса, ограда с башнями, Николаевская (Михайловская) башня.

    При действующем монастыре работает музея, посвященный истории святого места и патриарху Никону. В монастырском комплексе проводятся экскурсии.

    Расписание богослужений в Валдайском Иверском монастыре

    Службы в монастыре проходят по постоянному расписанию. В будни выделено время с 7:00 до 9:00 и с 18:00 до 20:00; в субботу, воскресенье и праздничные дни — с 9:00 до 12:00 и с 18:00 до 21:00. Крещение — в будни, воскресенья, праздники — в 13:00. Венчание — по записи, только в разрешенные дни по церковному календарю.

    Полное расписание и режим работы доступны на официальном сайте Иверского монастыря.

    Как добраться до Иверского монастыря Валдая

    От пристани Валдая к монастырю отправляются паромы «Заря-211». Можно доехать и на такси — примерно за 200–300 рублей из Валдая. При этом добираться автомобильным транспортом удобно: первый остров, Рябиновый, соединен с материком автомобильным мостом; с его северной оконечности через узкий пролив есть мост на Сельвицкий остров, где и находится монастырь.

    Паломники нередко добираются до Валдая из других регионов России. К городу ведет автомобильная трасса М-10, есть регулярные местные и междугородние автобусные рейсы c остановкой на автостанции Валдая, электрички и поезда дальнего следования. Однако на пригородных поездах удобнее ехать не до Валдая, а до остановочного пункта Чернушки, расположенного примерно в 5 км пути от островного монастыря, это расстояние можно пройти пешком или добираться с попутчиками. Кроме того, остается возможность выехать в Валдай и посетить знаменитый Иверский монастырь организованно — в составе экскурсионной группы (нужно уточнять в паломническом центре комплекса и паломнических службах своего города).

    Подробно о транспорте также расписано на сайте Валдайского монастыря.

    Валдайский Иверский монастырь на google-панораме

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: