Крестовоздвиженский казачий собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Центральный район. Собор Воздвижения Креста Господня.

Казачий Крестовоздвиженский собор; Ямская Предтеченская церковь

Карта и ближайшие объекты

  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps
  • дороги
  • спутник
  • гибрид

Статьи

Церковь расположена на Лиговском проспекте недалеко от Обводного канала в бывшей Московской Ямской слободе, отчего часто называлась Ямской Крестовоздвиженской. Бытовало и название Иоанно-Предтеченская церковь – по названию одного из приделов храма. В 1719 году на этом месте была построена деревянная церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи, которая сгорела в 1730 году, и в 1749 году была выстроена новая, Крестовоздвиженская церковь из камня с приделами Рождества Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. Через 100 лет она была разобрана и на ее месте в 1848-1851 годах был возведен новый храм архитектором Егором Диммертом, учеником Стасова. Увенчанное пятью многогранными куполами, украшенное пилястрами здание построено в стиле барокко середины XVIII века.

Церковь располагается в глубине обширного участка, прилегающего к Лиговскому проспекту, часть которого занимало кладбище, впоследствии ликвидированное. Кроме главного престола, освященного 2 декабря 1851 года, в ней имелись приделы: северный – во имя Святителя Николая Чудотворца и южный – во имя Рождества Иоанна Предтечи, освященные соответственно 8 и 1 июня 1852 года. Позднее в церкви были устроены еще два придела: у южной стены церкви – во имя Святых Равноапостольных Константина и Елены, у северной стены – во имя Святого Сергия Радонежского. Четырехъярусная шестидесятиметровая надвратная колокольня церкви построена в 1810-1812 годах по проекту архитектора А. И. Постникова (1766-1830). Здание колокольни увенчано шпилем и декорировано колоннами и статуями. Поражает воздушность контура колокольни, пропорциональность всех ярусов, завершаемых узким шпилем. Эта одна из красивейших колоколен Петербурга – важнейшая градостроительная доминанта района. Под сводами колокольни находилась церковь Святых Кирилла и Мефодия, устроенная в 1872 году иждивением купца Шигалева. В композицию органично входят две невысокие часовни,соединенные с колокольней дугообразными крытыми галереями из спаренных колонн.

Церковь была закрыта в июле 1932 года, а в 1939-1941 годах вся внутренность церкви, лишившейся своего убранства, подверглась основательной переделке. Интерьер исказили и обезобразили межэтажные перекрытия и капитальные поперечные стены. Здесь разместились реставрационные мастерские. Ныне церковь возвращена верующим и действует в статусе собора. Храм был передан православному приходу, объединившему петербургское казачество, в Никольском приделе храма с 1991 года совершаются богослужения и одновременно проводится реконструкция интерьеров и фасадов здания. У алтарной стены Крестовоздвиженского собора в 2002 г. установлен бюст Николая II.

В Ямской слободе на Лиговом канале» находилась Крестовоздвиженская слободская церковь, освященная в 1749 году. Обветшавшая за сто лет церковь была предназначена к слому, но община и причт захотели сохранить церковь «бывшую в продолжение ста лет местом их молитвы». Решено было перестроить ее на «доброхотные даяния» прихожан, что было поручено архитектору Е.И. Диммерту. По мнению Диммерта церковь была «и прочною и построенною из отличных материалов и с довольно толстыми стенами». Это подтвердила и комиссия, назначенная по распоряжению П.А. Клейнмихеля. Было решено не разбирать постройку, а расширить ее, укрепить конструкции «бутовыми стенками и сделать в этих стенках оборотные арки», «возвысить наружные стены», соорудить пять куполов, а также «улучшить» внутреннее и наружное оформление храма. План церкви по проекту Диммерта изменялся «из продолговатого в крестообразный». В 1847-1852 г.г. церковь была перестроена. Архитектор руководствовался опытом «возобновления» старинных зданий. Он должен был существенно изменить объем и силуэт церкви и создать ее новое убранство в духе времени основания храма. Слободские церкви елизаветинского времени не блистали дворцовой роскошью, поэтому Диммерт выбрал скромный характер отделки. В описании храма, составленном в начале ХХ века, отмечалось «нынешний фасад церкви не напоминает прежнего», хотя и выдержан в характере «незатейливой архитектуры времен Анны Иоанновны».

По книге: Бурдяло А.В. Необарокко в архитектуре Петербурга (Эклектика. Модерн. Неоклассика.) – СПб: «Искусство – СПб», 2002г.

Воспринимать Крестовоздвиженский собор вне его окружения, как минимум – без великолепной колокольни с её изысканной ордерностью, выверенными пропорциями, типично “питерским” шпилем и запоминающейся колоннадой, не то чтобы не имеет смысла, но весьма непросто. Архитектору Диммерту удалось очень органично вписать позднейшую постройку в уже существующую среду, создать по-настоящему целостный ансамбль, выстроить единый образ, сыграв на контрастах. Зодчий блестяще решил головоломку. Подумать только: собор середины ХIХ века должен имитировать постройку середины ХVIII века и при этом сочетаться с колокольней конца ХVIII – начала ХIХ века. Прошла ведь целая архитектурная эпоха! Одно неверное движение – и на ансамбле неизбежно легла бы печать дурновкусия. Но Диммерт, проанализировав архитекурные приёмы середины предшествующего столетия, остановил свой выбор на элементах даже не елизаветинского, а “аннинского” барокко. Стилизация архитектору вполне удалась.

Крестообразный план церкви, в отличие от плана храма-“корабля”, более соответствовал эстетике как барокко, так и вошедшего в моду в то время русско-византийского стиля; украшение стен пилястрами с замысловатыми капителями подчеркнуло стилевую преемственность по отношению ко второй четверти ХVIII века, и этот эффект был усилен выразительным пятиглавием с намёком на криволинейность куполов. На самом деле купола – простые восьмигранные, чуть вытянутые в вертикальной проекции: Диммерт визуально усложнил их силуэт при помощи фигурных люкарн (у центрального купола – четыре по сторонам света, у боковых – целых восемь, на каждую грань!) и барочных “ярусных” главок сложного профиля. Характерное для Петербурга, стилистически близкое местной архитектурной среде сомкнутое барочное пятиглавие выразительно контрастирует с 60-метровой колокольней, своим шпилем напоминающей о других петербургских градостроительных ориентирах – Петропавловском соборе и Адмиралтействе. Указанный контраст не вызывает отторжения: храм и колокольня – это, если можно так выразиться, архитектурная диалектика, единство и борьба противоположностей, объёдинённых единым эстетическим началом. И шпиль колокольни, и её скульптурное убранство – дань петербургским традициям. Наверное, благодаря этой зримой преемственности форм колокольня, выстроенная в эпоху почти тотального господства зрелого “имперского” классицизма, не вступает в противоречие с храмом. Стройная колоннада, полукружьем связывающая колокольню с двумя соборными часовнями, прекрасно вписывается в храмовый ансамбль. Если колокольня – его организущая вертикаль, то колоннада – своего рода организующая горизонталь. Восприятие собора неотделимо от восприятия всего комплекса. Его объём раскрывается от входа на территорию ансамбля – из арки в нижнем ярусе колокольни. Узость проёма заставляет храм “вступать в игру” как бы по частям. Тон задаёт изысканное оформление дверей, затем в дело вступают купола с криволинейными люкарнами, а последним аккордом звучат сложные главки, исполненные в необарочном стиле.

Читайте также:
Троицкий храм Королева: описание и адрес храма, праздники и святыни, как добраться

Завершение Крестовоздвиженского храма – это отдельное произведение искусства, удачная стилизация под петербургское барокко ХVIII века. Неизбежные стилистические упрощения если и заметны, то далеко не сразу. Благодаря удачно подобранным пропорциям, изысканной игре прямых и извилистых линий завершение храма воспринимается прекрасно организованной архитектурной феерией; пирамидально восходя к небу, ажурные купола и главы перекликаются с облаками. К сожалению, варварская перепланировка середины ХХ века полностью лишила Крестовоздвиженский храм внутреннего убранства. За красотой фасадов, величественностью внешних форм – печальная пустота. Долгая, кропотливая и дорогостоящая реставрация, надо думать, вернёт церкви былое великолепие.

Интересны были и детали интерьера церкви, на которые обращали внимание старинные источники: среди них – “Цицарские” (австрийские) стёкла в окнах куполов, дубовый паркет в алтарях и каменный “из серой плиты” в самом храме, ограждающая солею железная решётка с бронзовыми и медными деталями. Отмечалось и об организации отопления храма: семь (на середину ХIХ века, а в начале ХХ века – уже пять) “аммосовских” (пневматических) печей на собственно храм, шесть изразцовых кафельных печей – на алтари и сторожку, две (позже четыре) железные печи – на хорах; ещё одна “ребровая” – в притворе.

Церковь расписывали как минимум дважды – вскоре после постройки и в 1877-1878 годах. Известны авторы росписей – мастера Я. Казаков и Е. Бушков. Эти росписи были забелены при перестройке храма в советские годы. Крестовоздвиженский храм в плане имеет вид латинского креста: его длина – 53 метра, ширина – 35 метров. Высота храма с крестом – 41 метр, колокольни – около 60 метров. Храм, помимо главного Крестовоздвиженского, имеет четыре придела – Рождества Иоанна Предтечи; святителя Николая Чудотворца; святых равноапостольных Константина и Елены; преподобного Сергия Радонежского, а также шестого в колокольне – в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Из журнала “Православные Храмы. Путешествие по Святым местам”. Выпуск №117, 2014 г.

Крестовоздвиженский собор в Санкт-Петербурге

Содержание:

Первая церковь-предшественница Крестовоздвиженского собора в Санкт-Петербурге появилась вскоре после основания города. На реке Лиге, тогда Черной, стали селиться ямщики, им понадобился храм. Так здесь выросла деревянная Предтеченская церковь. В середине XIX века на этом месте был освящен Крестовоздвиженский собор, перестроенный из старого каменного храма.

История строительства Крестовоздвиженского собора в Санкт-Петербурге

В 1710-х годах представители ямщиков, селившихся тогда в Петербурге вдоль нынешнего Лиговского проспекта, обратились с просьбой возвести для них церковь и вскоре, при местном кладбище, вырос деревянный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. Прошло десять лет, и Предтеченская церковь сгорела. На ее месте «по неминуемой нужде» поставили купленный на охтинских заводах старый деревянный храм. Однако вскоре выяснилось, что храм настолько ветхий, что проводить службы в нем опасно.

Новую церковь, на сей раз с двумя приделами, решили строить в камне и освятить во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Приделы посвящались Иоанну Предтече и святителю Николаю Чудотворцу. Строительство пришлось весьма кстати, поскольку приход стремительно разрастался, вокруг ямской слободы теперь селились представители и других профессий. В том числе военные — казаки.

Старую же церковь, пришедшую в полную негодность, позже заменили теплой каменной в честь Тихвинской иконы Божией Матери. На месте кладбища разбили садик, названный в память о некогда стоявшей здесь церкви Предтеченским. От прежних захоронений сохранилась лишь одна могила — придворного портного.

Читайте также:
Новоспасский монастырь в Москве: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники

В начале XIX века при Крестовоздвиженской церкви возводят колокольню. Это была постройка высотой почти 60 метров, соединенная колоннадами с двумя часовнями. В нишах колокольни стояли скульптуры апостолов Петра и Павла. Верхнюю и нижнюю ее части тоже украшали изображения апостолов.

Со временем и Крестовоздвиженская, и Тихвинская церкви потребовали серьезного ремонта. Долго и мучительно решался вопрос, либо сносить старые храмы и строить один новый, либо перестроить их.

Пригласили архитектора Е. И. Диммерта. Тот, после обследования храма, подтвердил, что его основные несущие конструкции вполне прочны и простоят еще долго. В 1848 году Диммерт приступил к перестройке Крестовоздвиженской церкви.

Работы производились стремительно. В 1851 году мастера уже вовсю занимались внутренней отделкой церкви. 2 декабря 1851 года митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Никанор (Клементьевский) совершил освящение Крестовоздвиженского собора.

Крестовоздвиженский собор Санкт-Петербурга история

Крестовоздвиженский собор Санкт-Петербурга со времени своего основания и до революционных перипетий славился своей активной благотворительной деятельностью, при храме действовала богадельня, выплачивались пособия беднякам, действовала школа и детский приют. Состоятельные горожане охотно жертвовали средства на благотворительные дела собора.

Собор после революции

По сравнению со многими другими храмами, можно сказать, что Крестовоздвиженский казачий собор в советскую эпоху функционировал долго. Если Тихвинскую церковь закрыли в 1932 году (в ней организовали школу, а потом мастерские радиотехнического техникума), то в Крестовоздвиженском соборе службы продолжались до 1938 года. Но и до него дошел черед — после закрытия храма его переоборудовали под фильмохранилище.

Годы войны поспособствовали разрушению храмового комплекса. В храмы попадали снаряды, а в помещениях церкви складывали тела умерших ленинградцев.

В результате, когда во второй половине 1940-х годов заговорили о возможности возобновления в Крестовоздвиженском храме богослужебной жизни, пришли к выводу, что для этого потребуется провести капитальный ремонт, стоимость которого превышала десять миллионов рублей. Разумеется, в послевоенные годы это было совершенно нереальное предприятие.

Возрождение прихода

В 1990-е годы фактически руины храмов Крестовоздвиженского соборного комплекса начали возвращать верующим. Приход, состоящий главным образом из петербургского казачества, энергично взялся за восстановление церквей: новый титановый крест на колокольне появился уже спустя три недели после того, как казаки пришли в родной собор.

В 1993 году возобновились богослужения в Тихвинском храме — несмотря на страшные раны, нанесенные ему в годы атеистической вакханалии: предыдущие «хозяева» заасфальтировали пол, дабы он выдерживал вес тяжелых станков, алтарь переоборудовали под раздевалку, а притвор — под баню.

Крестовоздвиженская церковь получила статус собора в 2000 году и в наши дни стала своего рода «цеховым» храмом, объединяя людей не просто но конкретному месту проживания, а но их принадлежности к славному казачеству. При соборе действуют Крестовоздвиженское казачье братство и Сестричество в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

У алтарной стены Крестовоздвиженской церкви Санкт-Петербурга

В 2002 году у алтарной стены Крестовоздвиженской церкви установили бронзовый бюст императора-мученика Николая II, в 2013 году рядом с ним появился бюст цесаревича Алексея Николаевича, атамана всех казачьих войск. У подножия гранитного постамента с бюстом последнего российского императора заложены капсулы с землей из тех районов, где издавна селились казаки.

В мае 2014 года эту мемориальную композицию пополнил еще один памятник — святой царице-мученице Александре Федоровне. Все памятники выполнены скульптором Сергеем Алиповым, талантливым мастером, уроженцем Мариуполя, получившим известность благодаря своим скульптурным портретам поэтов, писателей и ученых.

Архитектура Крестовоздвиженского собора Питербурга

Воспринимать Крестовоздвиженский собор вне его окружения, как минимум — без великолепной колокольни с ее изысканной ордерностью, выверенными пропорциями, типично «питерским» шпилем и запоминающейся колоннадой, — не то чтобы не имеет смысла, но весьма непросто. Архитектору Диммерту удалось очень органично вписать позднейшую постройку в уже существующую среду, создать по-настоящему целостный ансамбль, выстроить единый образ, сыграв на контрастах.

Зодчий блестяще решил головоломку. Подумать толь ко: собор середины XIX века должен был имитировать постройку середины

XVIII века и при этом сочетаться с колокольней рубежа XVIII—XIX веков. Прошла ведь целая архитектурная эпоха! Одно неверное движение — и на ансамбль неизбежна легла бы печать дурновкусия. Но Диммерт, проанализировав архитектурные приемы середины предшествующего столетия, остановил свой выбор на элементах даже не елизаветинского, а «аннинского» барокко (в кавычках потому, что выделение этого более строгого и простого по сравнению с елизаветинским барокко стиля достаточно условно).

Стилизация архитектору вполне удалась. Крестообразный план церкви, в отличие от плана храма-«корабля», более соответствовал эстетике как барокко, так и вошедшего в моду в то время русско-византийского стиля; украшение стен пилястрами с замысловатыми капителями подчеркнуло стилевую преемственность по отношению ко второй четверти XVIII века, и этот эффект был усилен выразительным пятиглавием с намеком на криво-линейность куполов. На самом деле купола — простые восьмигранные, чуть вытянутые в вертикальной проекции; Диммерт визуально усложнил их силуэт при помощи фигурных люкарн (у центального купола — четыре по сторонам света, у боковых — целых восемь, на каждую грань!) и барочных «ярусных» главок сложного профиля.

Читайте также:
Храм Троицы в Хорошёве: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Характерное для Петербурга, стилистически близкое местной архитектурной среде сомкнутое барочное пятиглавие выразительно контрастирует с 60-метровой колокольней, своим шпилем напоминающей о других петербургских градостроительных ориентирах — Петропавловском соборе и Адмиралтействе. Указанный контраст не вызывает отторжения: храм и колокольня — это, если можно так выразиться, архитектурная диалектика, единство и борьба противоположностей, объединенных единым эстетическим началом. В колокольне устроена церковь; третий храм ансамбля — Тихвинский — несмотря на свой немаленький размах в горизонтальной плоскости, за счет своей подчеркнутой «распластанности» смотрится в ансамбле элементом подчиненным, даже служебным.

Крестовоздвиженский собор Санкт-Петербурга богослужения контакты как добраться расположение на карте

В комплекс Крестовоздвиженского казачьего собора входят три храма: собор Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери, церковь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (последняя — в колокольне).

Богослужения в Крестовоздвиженском соборе Санкт-Петербурга

Богослужения совершаются в Тихвинском храме, который открыт для посещения только во время проведения богослужений; в остальное время открыты храм Кирилла и Мефодия (с 9:00 до 19:00, обед с 13:00 до 14:00) и часовня на Литовском проспекте (с 9:00 до 19:00, обед с 14:00 до 15:00).

Божественные литургии совершаются по воскресеньям, четвергам и субботам. Начало — в 10:00 часов. Накануне в 17:00 проходят вечерние богослужения.

Расписание богослужений советуем уточнять на сайте Крестовоздвиженского собора.

Контакты

  • Адрес: 191119, Россия, Санкт-Петербург, Литовский проспект, 128
  • Телефон: +7 (812) 572-40-63
  • Сайт: www.krest-sobor.ru

Как добраться самостоятельно к церкви:

Направляясь в Крестовоздвиженский собор, ехать следует до станций метро «Литовский проспект» или «Обводный канал», откуда до храма можно пройтись и пешком. А можно воспользоваться автобусом или трамваем — у собора есть остановка автобусов №№3 и 74 и трамваев №№ 25 и 44.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Русская Церковь
    • Синодальные учреждения
    • Московская Патриархия
    • Самоуправляемые Церкви
    • Экзархаты
    • Митрополичьи округа
    • Митрополии
    • Епархии
    • Ставропигиальные монастыри
    • Храмы и монастыри
    • Зарубежные учреждения
    • Научные и образовательные организации
    • Издательства и СМИ
  • Поместные Церкви
  • Автономные Церкви
  • Государственные и общественные организации
  • Организации иных конфессий
  • Прочие

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви
  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

Белгородская епархия

Учреждена в 1667 г. как Белгородская и Обоянская. В состав епархии вошли территории современных Курской, Белгородской, Харьковской, Сумской, части Орловской и Воронежской областей.

С 1787 г. — Белгородская и Курская. В 1799 г. переименована в Курскую и Белгородскую, но до 1833 г. епархиальные учреждения и управление оставались в Белгороде.

В 1905 г. учреждено Белгородское викариатство Курской епархии, получившей название Курское и Обоянское. В ноябре 1933 г. викариатство было преобразовано в Белгородскую епархию. После ареста в 1935 г. правящего архиерея новых назначений на кафедру не последовало, православные приходы вновь окормлялись курскими архипастырями.

В 1993 г. восстановлено Белгородское викариатство Курской епархии.

17 июля 1995 г. викариатство преобразовано в самостоятельную епархию, получившую название Белгородская и Старооскольская.

Решением Священного Синода от 7 июня 2012 г. (журнал № 49) из состава епархии выделены Валуйская и Губкинская епархии. Белгородская епархия включена в состав Белгородской митрополии.

Епархия сегодня
(по состоянию на январь 2020 года)

Благочиния и благочинные

  • I Белгородское (г. Белгород) — протоиерей Олег Кобец
  • I Старооскольское (г. Старый Оскол) — протоиерей Алексий Бабанин
  • II Белгородское (районное) — протоиерей Сергий Колий
  • II Старооскольское (районное) — протоиерей Алексий Бабанин
  • Корочанское — протоиерей Михаил Усатый
  • Новооскольское — протоиерей Николай Герасимчук
  • Чернянское — священник Стефан Жаровский
  • Шебекинское — протоиерей Петр Иванов

Приходов — 190, в том числе:

  • часовен — 40;
  • молитвенных домов — 9;
  • монастырских — 11;
  • приписных — 12;
  • молитвенных домов (имеющих престол) — 17;
  • домовых храмов — 6;
  • храмов в учреждениях (тюрьмы, д/сады, больницы, гимназии, в/части, дома престарелых) — 34.

Численность духовенства

  • клириков — 254 (в том числе диаконов — 21);
  • монашествующих — 15.

Монастыри

  • Свято-Троицкий Холковский мужской
    309573, Белгородская область, Чернянский район, с. Холки; тел. (47232) 4-06-23; сайт holki.orthodoxy.ru
    наместник — иеромонах Никодим (Мирошниченко)
  • Марфо-Мариинский женский
    308015, г. Белгород, ул. Пушкина, 19; тел. (4722) 35-36-20
    настоятельница — игумения Иоасафа (Кандыба)
  • Воскресенский женский
    309273, Белгородская область, Шебекинский район, с. Зимовенька, ул. Больничная; тел. (47248) 7-76-70
    настоятельница — монахиня Феодосия (Васина)
Читайте также:
Крестобогородский храм в Ярославле: история и описание церкви, адрес и время работы, как доехать

Социальные учреждения

  • Марфо-Мариинское сестричество милосердия
    г. Белгород, ул. Пушкина, 19; тел. (4722) 32-52-73

Средства массовой информации

  • Белгородские епархиальные ведомости (ежемесячная газета)
  • «Миссионерское обозрение» (ежемесячный журнал)
  • «Добродетель» (ежемесячный журнал)
  • официальный сайт епархии http://beleparh.ru/
  • страница в социальной сети «ВКонтакте» https://vk.com/belmitropol
  • Twitter https://twitter.com/beleparh
  • Instagram https://www.instagram.com/beleparh/

Образовательные учреждения

  • Белгородская духовная семинария (с миссионерской направленностью)
    308000, г. Белгород, Белгородский проспект, 75; тел.: (4722) 27-32-79, 27-32-50, 27-07-78;сайт bel-seminaria.ru
  • во имя свв. равноапп. Мефодия и Кирилла
    308002, г. Белгород, 1-й Заводской переулок, 12; тел. (4722) 31-05-37
  • во имя св. блгв. кн. Александра Невского
    309518, г. Старый Оскол, мкр. Звездный, 23; тел.: (4725) 22-43-64, 25-36-65

православные детские сады:

  • «Рождественский»
    г. Белгород, ул. Буденного, 15а; тел. (4722) 53-39-06
  • «Покровский»
    г. Белгород, ул. Студенческая, 13; тел. (4722) 31-70-01

БЕЛГОРОДСКАЯ ЕПАРХИЯ

Белгородский Преображенский собор

Белгородская и Старооскольская епархия Белгородской митрополии Русской Православной Церкви

В 1657 году состоялась неудачная попытка учреждения Белгородской кафедры, с поставлением на нее будущего патриарха Питирима. Прочное учреждение последовало в 1666 или 1667 году, когда новая кафедра была определена митрополией. В то время: :“Царь Алексий Михайлович и Патриарх Иосиф [1], с согласия Собора, изволили отдать в Белгородскую епархию 37 украинских городов. Часть их отделена от патриаршей области, другая составилась из вновь присоединенных и вновь построенных городов Слободской Украины. ” [2].

В 1765 году от епархии отошли Усерд и Ольшанск к Воронежской епархии. В это же время получила “Заднепровские” земли, в дальнейшем отошедшие к Екатеринославской епархии. Многократно меняла свои границы.

В 1799 году епархия переименована по имени губернии в Курскую, а в 1833 году её кафедра на деле была перенесена в Курск. См. о ней далее ст. Курская епархия.

Белгородская епархия была вновь учреждена 25 февраля 1905 как викариатство Курской епархии. В 1924 – 1933 годах существовало одноименное викариатство обновленческой Курской епархии. Православное викариатство пресеклось в 1930-х годах, но в ходе Второй мировой войны кафедра была кратковременно восстановлена – возможно как самостоятельная.

22-23 февраля 1993 года епархия была снова воссоздана как Курское викариатство.

17 июля 1995 года Белгородская кафедра была выделена из состава Курской как самостоятельная в пределах Белгородской области.

7 июня 2012 из состава Белгородской епархии были выделены Валуйская и Губкинская епархии, после чего в составе Белгородской епархии остались: г. Белгород, Белгородский, Корочанский, Новооскольский, Старооскольский, Чернянский и Шебекинский районы в средней части Белгородской области. Тогда же Белгородская кафедра была определена центром новой Белгородской митрополии.

Исторические названия

  • Белгородская и Обоянская (1666/1667 – упом. 13 июля 1776)
  • Белгородская и Курская (15 марта 1787 – 16 октября 1799)
  • Курская и Белоградская (Белгородская) (16 октября 1799 – 1905) (см. далее)
  • Белгородская (викарная) (25 февраля 1905 – 1934)
  • Белгородская и Грайворонская (1942 – 1943)
  • Белгородская (викарная) (22-23 февраля 1993 – 18 июля 1995)
  • Белгородская и Старооскольская (с 18 июля 1995)

Статистика

  • 1679 – 542 церкви
  • 2004 – священнослужителей: 267 (из них диаконов: 18, монашествующих: 22) [3].
  • 2005 – Общее количество приходов: 262 (из них приписных: 17, монастырских: 8, имеющих временное помещение: 30). Священнослужителей: 280 (из них диаконов: 18, монашествующих: 22) [3]
  • 2006 – по данным отдела по связям с религиозными организациями аппарата губернатора Белгородской области на 1 мая 2006 г.: официально зарегистрировано: 228 приходов РПЦ и 54 местных религиозных организаций нехристианских и инославных христианских конфессий (мусульман, баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня, свидетелей Иеговы) [4]
  • февраль 2011 – 319 приходов (приписных – 28, монастырских – 9, имеющих временное помещение – 32). Численность духовенства: клириков – 360 (в том числе диаконов – 22), монашествующих – 20 [5]
  • декабрь 2012 – 161 приход (в т.ч. часовен – 27, монастырских – 9, приписных – 12, молитвенных домов (имеющих престол) – 17). Клириков – 200 (в т.ч. диаконов – 14), монашествующих – 53 [5]

Архипастыри

Самостоятельная епархия

  • Питирим (9 – 23 ноября 1657)
  • Феодосий (17 мая 1667 – 20 августа 1671)
  • Мисаил (14 сентября 1671 – 23 февраля 1684)
  • Авраамий (Юхов) (13 июля 1684 – 6 августа 1702)
  • Иустин (Базилевич) (1702 – 17 августа 1709)
  • Иларион (Властелинский) (11 марта 1711 – 4 апреля 1720)
  • Епифаний (Тихорский) (9 июля 1722 – 2 июля 1731)
  • Досифей (Богданович-Любимский) (6 августа 1731 – сентябрь 1733)
  • Арсений (Берло) (17 сентября 1735 – 3 января 1736) [6]
  • Петр (Смелич) (20 июня 1736 – 16 сентября 1742)
  • Антоний I (Черновский) (6 сентября 1742 – 1 января 1748)
  • свт. Иоасаф I (Горленко) (2 июня 1748 – 10 декабря 1754)
  • Лука (Конашевич) (9 октября 1755 – 1 января 1758)
  • Иоасаф II (Миткевич) (26 апреля 1758 – 3 июня 1768)
  • Порфирий (Крайский) (29 октября 1763 – 7 июля 1768)
  • Самуил (Миславский) (28 декабря 1768 – 24 сентября 1771)
  • Аггей (Колосовский) (9 февраля 1774 – 28 ноября 1786)
  • Антоний II (Румовский) (28 ноября 1786) – за смертию не был
  • Феоктист (Мочульский) (9 февраля 1787 – 15 сентября 1801)

Курское викариатство

  • Иоанникий (Ефремов) (3 июля 1905 – 15 ноября 1913)
  • сщмч. Никодим (Кононов) (15 сентября 1913 – 3 сентября 1918)
  • Аполлинарий (Кошевой) (11 июня 1919 – ? (в эмиграции))
  • Никон (Пурлевский) (1921 – 1923, 1924 – 1925)
  • сщмч. Евгений (Зернов) (13 августа – август 1930)
  • Иннокентий (Клодецкий) (14 июня 1931 – 24 августа 1931)
  • сщмч. Онуфрий (Гагалюк) (11 августа 1933 – 22 ноября 1933)
  • сщмч. Антоний (Панкеев) (22 ноября 1933 – август 1934)
    • Артемон (Евстратов) (декабрь 1935 – 4 декабря 1937) в/у, еп. Курский

? Самостоятельная епархия

Курское викариатство

  • Иоанн (Попов) (4 апреля 1993 – 18 июля 1995)

Самостоятельная епархия

Белгородская митрополия на 7 июня 2012 года. Фото с сайта Белгородской епархии.

География благочиний

  • I Белгородское ( http://www.favor.csn.ru/ ) – г. Белгород
  • II Белгородское ( http://www.saint-george.ru/ )
  • Корочанское
  • Новооскольское
  • I Старооскольское
  • II Старооскольское
  • Чернянское
  • Шебекинское
Благочиния Белгородской епархии, ок. начала 2012 г.

Монастыри

Учебные заведения

  • Белгородская духовная семинария
  • Белгородское духовное училище (недейств.)
  • Старооскольское духовное училище (недейств.)
  • Православные гимназии в г. Белгороде и г. Старом Осколе
  • Православные детские сады «Рождественский» и «Покровский» в г. Белгороде

Социальные учреждения

  • Марфо-Мариинское сестричество милосердия, г. Белгород

Периодические издания

  • «Белгородские епархиальные ведомости» (ежемесячная газета)
  • «Добродетель» (ежемесячный журнал)
  • «Миссионерское обозрение» (ежемесячный журнал)
  • «Новый Ковчег» (недейств.)

Использованные материалы

  • Страница епархии на официальном сайте Русской Православной Церкви
    • http://www.patriarchia.ru/db/text/31098.html
  • Статья проекта “Иерархия Церквей”:
    • http://www.hierarchy.religare.ru/h-orthod-russian-belg.html
  • Белгородская епархия // Cайт “Русское Православие”:
    • http://ortho-rus.tk/cgi-bin/or_file.cgi?3_966
  • Курская епархия // Cайт “Русское Православие”:
    • http://ortho-rus.tk/cgi-bin/or_file.cgi?3_141
  • Кобец Олег, прот. “К истокам Православия на земле святого Белогорья”:
    • https://web.archive.org/web/20130910121735/http://seminaria. htm

[1] Вероятно имеется ввиду новоизбранный патриарх Иоасаф.

[2] В труде Покровского, с. 280.

[3] Иоанн, архиепископ Белгородский и Старооскольский, «О состоянии дел Белгородской и Старооскольской епархии в 2005 году и перспективы развития епархии на 2006 год», 02.I.2006, http://www.blagovest.bel.ru/pages/bd_news/news003.htm

[4] «БЕЛГОРОДСКАЯ ЕПАРХИЯ ПРИЗЫВАЕТ НЕ ДЕЛАТЬ СКОРОПАЛИТЕЛЬНЫХ ВЫВОДОВ О ВВЕДЕНИИ ОПК», 20 октября 2006 г, http://www.pravoslavie.ru/news/061020152904

[6] Остался в Переяславской епархии, сославшись на болезнь, 3 янв. решение о перемещении было отменено.

«В обществе созрел запрос на справедливость». Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн — о 90-х, губернаторе, бюрократии и социальном одиночестве

В Русской Православной Церкви особое место занимает Белгородская епархия — эта территориальная единица располагается на юге страны, недалеко от государственной границы с Украиной и с 15 века является культурным и духовным оплотом России. Благодаря близости с границей Белгород всегда был центром миссионеров, которые несли весть о Христе в южные губернии и на территории, где правили мусульмане.

Сегодня эта область настолько полна христиан, что Священный Синод в 2012 году принял решение об основании Белгородской митрополии, куда вошла одноименная епархия и еще две соседние.

Архипастыри

Самостоятельная епархия

  • Питирим (9 — 23 ноября 1657)
  • Феодосий (17 мая 1667 — 20 августа 1671)
  • Мисаил (14 сентября 1671 — 23 февраля 1684)
  • Авраамий (Юхов) (13 июля 1684 — 6 августа 1702)
  • Иустин (Базилевич) (1702 — 17 августа 1709)
  • Иларион (Властелинский) (11 марта 1711 — 4 апреля 1720)
  • Епифаний (Тихорский) (9 июля 1722 — 2 июля 1731)
  • Досифей (Богданович-Любимский) (6 августа 1731 — сентябрь 1733)
  • Арсений (Берло) (17 сентября 1735 — 3 января 1736) [6]
  • Петр (Смелич) (20 июня 1736 — 16 сентября 1742)
  • Антоний I (Черновский) (6 сентября 1742 — 1 января 1748)
  • Свт. Иоасаф I (Горленко) (2 июня 1748 — 10 декабря 1754)
  • Лука (Конашевич) (9 октября 1755 — 1 января 1758)
  • Иоасаф II (Миткевич) (26 апреля 1758 — 3 июня 1768)
  • Порфирий (Крайский) (29 октября 1763 — 7 июля 1768)
  • Самуил (Миславский) (28 декабря 1768 — 24 сентября 1771)
  • Аггей (Колосовский) (9 февраля 1774 — 28 ноября 1786)
  • Антоний II (Румовский) (28 ноября 1786) — за смертию не был
  • Феоктист (Мочульский) (9 февраля 1787 — 15 сентября 1801)

см. далее Курских архиереев

Курское викариатство

  • Иоанникий (Ефремов) (3 июля 1905 — 15 ноября 1913)
  • Сщмч. Никодим (Кононов) (15 сентября 1913 — 3 сентября 1918)
  • Аполлинарий (Кошевой) (11 июня 1919 — ? (в эмиграции))
  • Никон (Пурлевский) (1921 — 1923, 1924 — 1925)
  • Сщмч. Евгений (Зернов) (13 августа — август 1930)
  • Иннокентий (Клодецкий) (14 июня 1931 — 24 августа 1931)
  • Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) (11 августа 1933 — 22 ноября 1933)
  • Сщмч. Антоний (Панкеев) (22 ноября 1933 — август 1934)
  • Артемон (Евстратов) (декабрь 1935 — 4 декабря 1937) в/у, еп. Курский

? Самостоятельная епархия

  • Панкратий (Гладков) (22 июня 1942 — 1943)

Курское викариатство

  • Иоанн (Попов) (4 апреля 1993 — 18 июля 1995)

Самостоятельная епархия

  • Иоанн (Попов) (c 18 июля 1995)
Белгородская митрополия на 7 июня 2012 года. Фото с сайта Белгородской епархии.

История

Существует 3 даты основания епископальной кафедры в Белгороде — первый раз ее основали в 992 году, но сразу же после этого город уничтожили татары и всякая православная жизнь прекратилась там на долгие 6 веков. Второй датой основания считается 1657 год, когда Патриарх Руси Никон учредил кафедру епископа и назначил на нее митрополит Сарский Питирим.


Спасо-Преображенский кафедральный собор Белгорода

Однако он выполнял работу помощника патриарха и желал занять его место, поэтому отказался ехать на южную границу. Без епископа кафедра существовать не могла, поэтому только через 10 лет в 1667 году Московским Собором там была учреждена кафедра архиепископа и начала свою деятельность Белгородская епархия под руководством митрополита Иоакима (Дьяковича).

Важность территориального размещения епархии ставило ее наравне с митрополией, поэтому все ее епископы именовались митрополитами.

Изначально управляемая митрополитом территория была в 10 раз больше, нежели сегодня. Границы епархии были открыты на юг (т.е. не имели границы южной и простирались до самой Турции) и включали 37 городов и 542 церкви к 1669 году. За все время существования кафедры епископа тут были открыты более 30 монастырей, 500 храмов, 8 православных школ.

В 1787 году епархия была переименована в Белгородскую и Курскую, а в 1905 было основана кафедра викария в Белгороде Курской епархии, вновь возродилась кафедра архиепископа тут только в 1933 году, но уже через 2 года арестовали правящего архиерея и руководство перешло к Курским епископам. Во время СССР правящего архиерея тут не было и восстановление кафедры произошло уже после распада Союза в 1995 году.

Интересно! С момента восстановления кафедры епархия росла и множилась так, что в 2012 году из ее состава выделили самостоятельные — Валуйскую и Губинскую, а кафедра епископа преобразовалась в кафедру митрополита.

О социальном одиночестве и телевидении

— Если вы смотрите ток-шоу по телевидению, то увидите, как люди, не стесняясь в выражениях, в спорах, где нужно показать какие-то аргументы, начинают друг друга оскорблять, и порой они даже дерутся в прямом эфире! Всё это видят дети, потому что это транслируют центральные каналы. Потом мы удивляемся, почему дети проявляют жестокость к своим оппонентам, избивают [сверстников] и снимают всё на телефон. Почему они так делают? Потому что они видят, что это можно делать. Нам говорят, что это придумали в интернете, но мы это видим каждый день на телевидении! Эти грязные оскорбительные реплики в адрес друг друга — люди не умеют вести диалог, они не учат никого этому диалогу. Дети впитывают это, и начинают думать, что насилие — способ доказательства правоты.

Мне кажется, проявление насилия, когда молодые люди берутся за оружие (журналист в качестве примера приводил недавнюю трагическую ситуацию в Керчи — прим. «Ф».), — это, прежде всего, духовная болезнь. Человеку не дали любви, как правило родительской любви. У нас много сейчас мальчиков воспитывается только с матерями, у них нет отцов, и у детей есть обиды на отцов. Это уже повод для того, чтобы бесовской силе зацепиться, и там [в душе] развиться, завоевать неокрепшую душу. Когда сейчас говорят, что не надо [вводить] основ православной культуры в школах, то люди не понимают, что основы православной культуры научают, прежде всего, как жить с любовью в этом обществе. Ты можешь быть не верующим человеком, но ты придерживаешься общих ценностей.


Фото Владимира Корнева

У нас низкая договороспособность — никого не учат договариваться. Все учат, что ты должен победить любой ценой, а цена оказывается — жизнь. И здесь самое страшное, что мы не приспособлены к диалогу. У нас показывают сериалы, где убивают, стреляют, теракты. Всё время одни и те же передачи, что мы должны что-то кому-то доказать. Естественно, это нагнетает атмосферу нетерпимости, озлобленности, и для неокрепшей души это страшное испытание.

В итоге всё очень просто: если люди не могут высказаться, у них накапливается негатив против того, что делает власть. У них нет способов высказаться о том, что у них наболело. И они ищут тех, кто слабее их, чтобы на них отыграться. Есть такой закон — психологический закон, когда человек хочет, как говорят на языке молодёжи, отвязаться на том, кто слабее…

Деятельность

С момента создания Белгородской митрополии, одноименная епархия включает в себя 161 приход и объединяет их на территории Белгородского, Корочанского, Чернянского и еще 4 района этой области. Руководит кафедрой с 1995 года митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов). Общее количество храмов на территории — 65, а священнослужителей — 253 человека.

Важно! Главным социальным православным учреждением в Белгороде является Марфо-Мариинское сестричество милосердия — эта организация занимается помощью людям, которые оказались в сложной жизненной ситуации и нуждаются как в материальной, так и духовной помощи.

Работают сестры милосердия на базе клинической больницы Белгорода, а также ее родильного, педиатрического и психиатрического отделения. Организация также служит людям в тюремном заключении, больным на дому, помогают детям-инвалидам и престарелым пенсионерам.


Митрополит Иоанн возглавляет Белгородскую епархию

Под руководством митрополита находится несколько епархиальных отделов, которые координируют деятельность всех приходов и социально-образовательных учреждений. Существуют отделы:

  • социально-просветительский;
  • по связям с правоохранительными органами;
  • хозяйственный;
  • тюремного служения;
  • взаимодействия с казачеством;
  • делам с молодежью;
  • взаимоотношению с обществом и СМИ;
  • миссионерский.

Социально-просветительский отдел работает на базе трех существующих православных образовательных учреждения Белгорода:

  • духовной семинарии;
  • гимназии;
  • гимназии Старого Оскола.

Помимо этих учреждений в столице епархии работают и православные детские сады «Рождественский» и «Покровский». Этот же отдел курирует работу просветительского православного центра книги — тут издают и распространяют книжную продукцию, а также материалы в видео и аудио форматах.


Марфо-Мариинский женский монастырь в Белгороде

Работает и духовно-просветительский центр имени святителя Иоасафа, занимающийся культурным и православным просвещением населения. Выпускаются печатные издания, среди них ежемесячная газета и два ежемесячных журнала («Миссионерское обозрение», «Добродетель»).

Активно работает сайт епархии и сайты для ее отделов. Для организации поездок можно обратиться в паломнический центр, который организовывает единичные и групповые туры по святым местам области.

Церкви и монастыри

Главный кафедральный храм епархии — это Преображенский собор, который стоит в столице этой административной единицы. Он был построен в 1807-1813 годах в стиле русского классицизма, а его внутреннее убранство — новорусского благолепия.

Никольский храм или Иоасафовский построили в городе в 1799 году на местном кладбище стараниями горожан. Это архитектурный памятник русского классицизма и один из главных соборов епархии. Тут находится гробница святителя Иоасафа и его личные вещи, сюда переносят ежегодно на несколько недель и его мощи.


Свято-Троицкий Холковский подземный монастырь

В подчинении епископа находятся и монастыри епархии. Их всего три:

  • женские — Марфо-Мариинский и Зимовеньковский Воскресенский;
  • мужской Холковский Троицкий.

Ранее действовало Белгородское Никольское мужское подворье, но оно было закрыто и перестало существовать.

Об абортах и помощи женщинам

Весной этого года в Старом Осколе разгорелся скандал. Женщина, которая хотела сделать аборт, получила бумагу, по которой она должна была пройти врачей, психологов и священника, чтобы ей после этого сделали аборт…

— Это то, о чём мы говорили. Бюрократия отделяет людей друг от друга. Те, кто должны были преодолеть эту бюрократию, наоборот, плодят её. Хорошая идея — центры семьи, где помогают тем, кто оказался в таких сложностях. Я вам скажу: у нас в 90-е было много случаев, когда монастыри принимали молодых мам, которые от отчаяния хотели оставить своих новорождённых детей. Молодые девчонки, как правило, учились на секретарш, поваров и так далее, и когда были на практике, беременели. Естественно, начальники их выпроваживали. Им было стыдно возвращаться в своё село, потому что там бы их не приняли. Они хотели оставить [детей] в детских домах. Мы их уговаривали, чтоб они их взяли на какое-то время, предоставляли им жильё, пищу. Они потом воспринимали ребёнка и оставляли, но сперва им нужно было помочь. Поэтому мы и кризисный центр создали (подробнее о кризисном центре можно прочесть здесь — прим. «Ф».).

А приведённый вами пример — это новая бюрократия. Это не инициатива епархии. Пересолили на местах. Да, должна быть работа и власти, и духовенства по повышению рождаемости. Но это надо делать с любовью. Должно быть чувство меры.


Фото Андрея Маслова

Белгородская епархия

В Русской Православной Церкви особое место занимает Белгородская епархия — эта территориальная единица располагается на юге страны, недалеко от государственной границы с Украиной и с 15 века является культурным и духовным оплотом России. Благодаря близости с границей Белгород всегда был центром миссионеров, которые несли весть о Христе в южные губернии и на территории, где правили мусульмане.

Сегодня эта область настолько полна христиан, что Священный Синод в 2012 году принял решение об основании Белгородской митрополии, куда вошла одноименная епархия и еще две соседние.

История

Существует 3 даты основания епископальной кафедры в Белгороде — первый раз ее основали в 992 году, но сразу же после этого город уничтожили татары и всякая православная жизнь прекратилась там на долгие 6 веков. Второй датой основания считается 1657 год, когда Патриарх Руси Никон учредил кафедру епископа и назначил на нее митрополит Сарский Питирим.

Однако он выполнял работу помощника патриарха и желал занять его место, поэтому отказался ехать на южную границу. Без епископа кафедра существовать не могла, поэтому только через 10 лет в 1667 году Московским Собором там была учреждена кафедра архиепископа и начала свою деятельность Белгородская епархия под руководством митрополита Иоакима (Дьяковича).

Важность территориального размещения епархии ставило ее наравне с митрополией, поэтому все ее епископы именовались митрополитами.

Изначально управляемая митрополитом территория была в 10 раз больше, нежели сегодня. Границы епархии были открыты на юг (т.е. не имели границы южной и простирались до самой Турции) и включали 37 городов и 542 церкви к 1669 году. За все время существования кафедры епископа тут были открыты более 30 монастырей, 500 храмов, 8 православных школ.

В 1787 году епархия была переименована в Белгородскую и Курскую, а в 1905 было основана кафедра викария в Белгороде Курской епархии, вновь возродилась кафедра архиепископа тут только в 1933 году, но уже через 2 года арестовали правящего архиерея и руководство перешло к Курским епископам. Во время СССР правящего архиерея тут не было и восстановление кафедры произошло уже после распада Союза в 1995 году.

Интересно! С момента восстановления кафедры епархия росла и множилась так, что в 2012 году из ее состава выделили самостоятельные — Валуйскую и Губинскую, а кафедра епископа преобразовалась в кафедру митрополита.

Деятельность

С момента создания Белгородской митрополии, одноименная епархия включает в себя 161 приход и объединяет их на территории Белгородского, Корочанского, Чернянского и еще 4 района этой области. Руководит кафедрой с 1995 года митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов). Общее количество храмов на территории — 65, а священнослужителей — 253 человека.

Важно! Главным социальным православным учреждением в Белгороде является Марфо-Мариинское сестричество милосердия — эта организация занимается помощью людям, которые оказались в сложной жизненной ситуации и нуждаются как в материальной, так и духовной помощи.

Работают сестры милосердия на базе клинической больницы Белгорода, а также ее родильного, педиатрического и психиатрического отделения. Организация также служит людям в тюремном заключении, больным на дому, помогают детям-инвалидам и престарелым пенсионерам.

Под руководством митрополита находится несколько епархиальных отделов, которые координируют деятельность всех приходов и социально-образовательных учреждений. Существуют отделы:

  • социально-просветительский;
  • по связям с правоохранительными органами;
  • хозяйственный;
  • тюремного служения;
  • взаимодействия с казачеством;
  • делам с молодежью;
  • взаимоотношению с обществом и СМИ;
  • миссионерский.

Социально-просветительский отдел работает на базе трех существующих православных образовательных учреждения Белгорода:

  • духовной семинарии;
  • гимназии;
  • гимназии Старого Оскола.

Помимо этих учреждений в столице епархии работают и православные детские сады «Рождественский» и «Покровский». Этот же отдел курирует работу просветительского православного центра книги — тут издают и распространяют книжную продукцию, а также материалы в видео и аудио форматах.

Работает и духовно-просветительский центр имени святителя Иоасафа, занимающийся культурным и православным просвещением населения. Выпускаются печатные издания, среди них ежемесячная газета и два ежемесячных журнала («Миссионерское обозрение», «Добродетель»).

Активно работает сайт епархии и сайты для ее отделов. Для организации поездок можно обратиться в паломнический центр, который организовывает единичные и групповые туры по святым местам области.

Церкви и монастыри

Главный кафедральный храм епархии — это Преображенский собор, который стоит в столице этой административной единицы. Он был построен в 1807-1813 годах в стиле русского классицизма, а его внутреннее убранство — новорусского благолепия.

Никольский храм или Иоасафовский построили в городе в 1799 году на местном кладбище стараниями горожан. Это архитектурный памятник русского классицизма и один из главных соборов епархии. Тут находится гробница святителя Иоасафа и его личные вещи, сюда переносят ежегодно на несколько недель и его мощи.

В подчинении епископа находятся и монастыри епархии. Их всего три:

  • женские — Марфо-Мариинский и Зимовеньковский Воскресенский;
  • мужской Холковский Троицкий.

Ранее действовало Белгородское Никольское мужское подворье, но оно было закрыто и перестало существовать.

Святыни

Главная святыня епархии — это мощи святителя Иоасафа Белгородского, которые хранятся в кафедральном соборе Преображения с 16 сентября по 19 августа. В остальное время они находятся в Иоасафовском соборе. Ежегодно 19 августа в городе проходит крестный ход, чья цель сопроводить мощи святителя из одного храма в другой и почтить его память.

Особо почитается и чудотворная икона «Николай Ратный» Святителя Николая, которая хранится в кафедральном соборе. По преданию она спасла город от набега татаро-монголов около 500 лет назад.

В Иоасафавском соборе хранится гробница святителя, а также почитаемая чудотворная икона Богородицы «Песчанская», чей день памяти отмечается 21 июля.

В 2000 году на архиерейском соборе в список новомучеников Российских были внесены и несколько человек с Белгородской области. Их память торжественно чтят 1 июня.

Белгородская епархия

Белгородская епархия, став с момента возникновения не только средоточием церковной, но и культурной жизни обширного региона юга России, занимала важное место среди епархий Русской Православной Церкви.

Одно из древних упоминаний о Белгородской епархии мы встречаем в Никоновской летописи, где говорится, что вскоре после учреждения Киевской митрополии, во времена князя Владимира, митрополитом Леонтом были открыты епископские кафедры еще в нескольких городах – Новгороде, Чернигове, Ростове, Владимире-Волынском, Белгороде, Полоцке, Турове, Тмутаракани. Древность епархии подтверждает также «Список иерархов и настоятелей монастырей Русской Церкви», составленный академиком Павлом Строевым: «Белгородская епархия упоминается по летописям в XI и XII столетиях». И первым епископом Белгородским под 1071 г. назван Никита. Такой же версии придерживается и Щапов в книге «Государство и Церковь».

Особое положение Белгородской епархии среди других было обусловлено следующими обстоятельствами: во-первых, вплоть до последней трети XVIII века она являлась окраинной епархией юга Российского государства, неся миссию христианского просвещения и истины во всей ее чистоте и неприкосновенности апостольского и святоотеческого предания; во-вторых, по мнению ряда исследователей, она являлась одной из наиболее древних епархий Русской Православной Церкви, чье основание восходит к периоду Крещения Руси святым князем Владимиром. И что немаловажно, Белгородская епархия взрастила великих светильников веры, воплотивших в жизнь святость и духовную красоту Русской Церкви, которые своим пастырским служением и иноческими подвигами, церковно-общественной и просветительской деятельностью, богословскими трудами внесли весомый вклад в отечественную культуру.

Новая история Белгородской епархии начинается с 1667 г., когда по постановлению Большого Московского Собора для ближайшего и более успешного пастырского окормления отдаленных окраин России, зависевших до тех пор по духовному управлению частью от Москвы, частью от Киева, создается митрополия в Белгороде и «да будет тамо архиерей». С самого основания епархия была поставлена в ряд митрополий и ее иерархи назывались митрополитами Белгородскими и Обоянскими – так было до учреждения в 1721 г. Святейшего Синода. С этого же времени они именуются епископами или архиепископами, за исключением одного Антония Чернавского, рукоположенного в сан митрополита на родине. С 1667 по 1787 гг. архипастыри именовались Белгородскими и Обоянскими, с 1787 по 1799 гг. Белгородскими и Курскими, а с 1799 г. – Курскими и Белгородскими. За период существования епископскую кафедру возглавляли 17 архиереев. Многие из них внесли заметный вклад в историю, культуру, просвещение России.

С именем епископа Белгородского и Обоянского Епифания (Тихорского) (1722-1731) связана важная страница отечественного просвещения — организация Харьковского коллегиума. Епископом Епифанием, первым в России, были заложены основы организации систематического образования, в полной мере воспринятые впоследствии светской школой, в том числе и высшей.

Немалый вклад в дело развития духовного и светского образования внесли епископы Самуил (Миславский) (1768-?), Петр (Смелич) (1736-1744), Феоктист (Мочуль-ский) (1787-1818), плодом их активной духовной деятельности явилась весомая доработка учебных программ в соответствии с современным уровнем развития научной, богословской и философской мысли, а также существенное расширение сети низших духовных школ, что позволяло оценивать уровень постановки образованности в Белгородской епархии как наиболее высокий в рамках России своего времени.

На Белгородской святительской кафедре того времени встречаем мужей высокой нравственности и истинно святой жизни. Одним из них явился епископ Иоасаф (Горленко) (1705-1754) — выдающийся проповедник, духовный поэт и просветитель. Деятельность этого иерарха по реальному просвещению, воспитанию человека и возведению его по лестнице знаний высоко оценена Русской Православной Церковью, канонизировавшей его в 1911 г.

Период наиболее интенсивного развития Белгородского края совпадает с ростом числа монастырей на его территории. Только в течение XVI-XV1I веков на территории будущей Белгородской губернии, согласно аналитическим данным, приведенным митрополитом Макарием (Булгаковым) — известным богословом и историком, уроженцем Белгородчины, — возникает 59 монастырей, в том числе такие известные, как Харьковская Святогорская мужская пустынь в честь Успения Пресвятой Богородицы, Хотмыжский мужской монастырь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение», Глинская пустынь, ставшие передовыми экономическими и просветительскими центрами.

Монастыри в Белгородском крае появились одновременно с присоединением его к территории Русского государства и в период своего возникновения принадлежали к числу окраинных, явившись сразу носителями и охранителями христианских вероучительных истин и ценностей, сыграв заметную роль в укреплении христианства и государственной власти во вновь присоединенном обширном крае. Поэтому правительство в лице самого царя особенно внимательно относится к Белгородским монастырям, жертвуя деньги на постройку, непосредственно участвуя в их закладке, наделяя их землями, например, еще в XVI веке по повелению царя Феодора Иоанновича основывается Коренная пустынь (Курский уезд), Троицкий монастырь в г. Белгороде — по повелению Бориса Годунова.

Мощный импульс развитию духовного просвещения также дали возникшие в Белгородской епархии в 1722 году систематические духовные школы, по образовательному уровню не имевшие аналогов в то время в России. К 1727 году из 46 школ, существовавших в 21 епархии, 8 приходилось на Белгородскую. Белгородская школа успешно развилась в Харьковский коллегиум, который, по отзывам современников, стал «одной из замечательнейших духовных школ» XVIII столетия.

Последствия шведской войны, а также принудительное выселение части населения в донские степи, повлияв на плотность населения, тем не менее, не отразились на общем составе епархиальных городов. Достаточно сказать, что к названному периоду в епархии действовал 31 монастырь, в то время, как в Смоленской их насчитывалось всего 8, Крутицкой – 26, Тверской – 17, Коломенской – 13 монастырей. О масштабах епархии можно судить по расписанию городов и уездов: Курск, Харьков, Ахтырка, Изюм, Сумы, Обоянь, Суджа и многие другие. Таким образом, Белгородская епархия граничила с Киевской митрополией и епархией в пределах Киевской губернии на западе и юго-западе, на востоке в пределах Азовской губернии она соседствовала с Воронежской епархией в бассейне верховьев Дона. В таком составе Белгородская епархия просуществовала до последней четверти XVIII века. Секуляризация церковных имуществ 1764 года была, бесспорно, одной из крупнейших реформ в истории Белгородской епархии. Высочайше утвержденные 26 февраля 1764 года духовные штаты, разделили все великорусские епархии на три класса «по благопристойности и достоинству санов». Белгородская епархия была отнесена к третьему классу. У монастырей отобраны их вотчины, а на содержание обителей также назначены штатные оклады по трем классам. Безвотчинные монастыри либо упразднялись, либо оставлены «на своем содержании». В результате секуляризации в Белгородской епархии произошло огромное сокращение числа монастырей и монашествующих. Как исключение графу П.Б.Шереметеву удалось отстоять Богородицкую Тихвинскую пустынь, вероятно лишь потому, что содержалась она сугубо «иждивением» самого графа. Это и определило ее дальнейшую судьбу — Тихвинская женская обитель в слободе Борисовка оставалась на протяжении длительного времени одной из самых известных высоко духовных обителей России.

6 мая 1788 г. Святейший Синод издал общий именной указ о разделении епархий сообразно с разделением губерний, а в 1799 г. происходит разделение Белгородской епархии на Курскую и Белгородскую и Слободско-Украинскую (позднее переименованную в Харьковскую). Согласно докладу Синода 1799 г., архиереи, занимавшие третьеклассные кафедры, должны были жить в губернском городе. Однако г. Белгород, будучи теперь уездным городом, еще долго, вплоть до 1833 г., продолжал оставаться кафедральным городом и духовным центром уже Курской и Белгородской епархии, поскольку в нем, в Свято-Троицкой обители, покоились мощи великого угодника Божия — святителя Иоасафа, почитавшегося народом задолго до его канонизации.

Среди тех, кто прибегал к его помощи и заступничеству, был император Николай II, дважды посетивший Белгород, по инициативе которого епископ Иоасаф был прославлен в лике святых. Торжество прославления в 1911 году собрало сотни тысяч паломников, прибывших в Белгород со всех концов Российской империи.

В историю Белгородчины XX века вписаны и трагические страницы гонений на православную веру, сопровождавшиеся поруганием святынь, разрушением храмов, жестокими расправами над священнослужителями. 13-16 августа 2000 года Русской Православной Церковью от Белгородской и Старооскольской епархии прославлены в лике святых 17 новомучеников и исповедников. Среди них выдающийся богослов и агиограф, автор фундаментального труда по истории русской святости епископ Никодим (Кононов) (1871-1919); ревностный архипастырь Антоний (Панкеев) (1892-1938) и почитаемый далеко за пределами Белгородчины яркий проповедник архиепископ Онуфрий (Гагалюк) (1889-1938). Память новомучеников и исповедников Белгородских совершается 1 июня.

Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 18 июля 1995 года и Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 19 июля того же года возрождена Белгородская кафедра, управляющим которой назначен Преосвященный Иоанн (Попов), епископ (с 1999 года — архиепископ) Белгородский и Старооскольский.

Знаменательными событиями в новейшей истории Белгородской и Старооскольской епархии стали пребывания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на земле Святого Белогорья.

Впервые Святейший Патриарх посетил епархию 16-17 сентября 1991 года во время второго обретения нетленных мощей святителя Иоасафа (Горленко).

Целью следующего визита Святейшего Патриарха 3 мая 1995 года было освящение храма во имя Святых первоверховных апостолов Петра и Павла, а также мемориала «Звонница» на танковом поле под Прохоровкой. 28-29 сентября 1996 года Святейший Патриарх Алексий II прибыл в Белгородскую и Старооскольскую епархию для освящения величественного Спасо-Преображенского собора в г. Губкин и торжественного открытия Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью).

Четвертый раз визит Предстоятеля Русской Православной Церкви на землю Святого Белогорья состоялся 3-4 мая 2000 года. Святейший Патриарх принял участие во встрече на Третьем ратном поле России президентов трех братских славянских государств — России, Украины и Белоруссии и торжествах, посвященных 55-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Ныне Белгородская епархия возобновилась уже не в прежних исторических границах, но место ее в духовной жизни России по-прежнему заметно, о чем свидетельствуют не только восстановленные и вновь возведенные храмы, монастыри, духовно-просветительские центры, воскресные школы, но и православная вера, возрождающаяся в сердцах белгородцев.

О. Пономарева, кандидат исторических наук, консультант архивного отдела Белгородской области.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: