Липецкая епархия: храмы и монастыри, святыни и священники

Липецкая область

Ли́пецкая о́бласть — субъект в составе Российской Федерации. Областной центр — город Липецк. Образована 6 января 1954 года из смежных районов Рязанской, Воронежской, Курской и Орловской областей. Население — 1 156 221 чел. (2017).

Содержание

  • 1 Православие в Липецкой области
  • 2 Населённые пункты
  • 3 Святыни Липецкой области
  • 4 Монастыри Липецкой области
    • 4.1 Троекуровский Дмитриевский Илларионовский женский монастырь
    • 4.2 Задонский Рождество-Богородицкий монастырь
    • 4.3 Задонский Богородице-Тихоновский Тюнинский женский монастырь
  • 5 Храмы Липецкой области
    • 5.1 Церковь иконы Божией Матери “Знамение” (Вешаловка)
    • 5.2 Церковь Димитрия Солунского (Берёзовка)
    • 5.3 Церковь Владимирской иконы Божией Матери (Баловнево)
  • 6 Где остановиться
    • 6.1 Паломнический дом при Лебедянском Свято-Троицком женском монастыре
    • 6.2 Социальная гостиница при Свято-Дмитровском Троекуровском Иларионовском женском монастыре
    • 6.3 Социальная гостиница при Задонском Богородице-Тихоновском женском монастыре с. Тюнино
    • 6.4 Социальная гостиница при Благовещенском епархиальном женском монастыре с. Ожога
    • 6.5 Социальная гостиница при Задонском Рождество-Богородицком епархиальном мужском монастыре
    • 6.6 Православный семейный палаточный лагерь с. Конь-Колодезь
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

Православие в Липецкой области [ править ]

С конца XIV века на липецкой земле строятся православные храмы и основываются первые монастыри.

В XVII-XVIII веках территория Липецкой области была подчинена Рязанской и Воронежской епархиям. С начала XIX столетия и до 1917 года церковная история отдельных частей Липецкого края связана с Тамбовской, Орловской, Рязанской, Тульской и Воронежской епархиями.

С липецкой землей связан духовный подвиг русских святых – святителей Тихона Задонского, Феофана Затворника, священномученика Уара (Шмарина), епископа Липецкого.

К началу XX столетия на территории Липецкой области, в современных границах, действовало более пятисот храмов.

В 1926 году была создана Липецкая епархия, первым правящим архиереем стал священномученик Уар (Шмарин). После его ареста и ссылки в 1935 году Липецкую кафедру возглавил епископ Александр (Торопов), расстрелянный в 1937 году по обвинению в организации и руководстве контрреволюционно-монархической группой. С этого времени Липецкая кафедра была упразднена, ее территория вошла в пределы Воронежской кафедры.

По решению Священного Синода от 7 мая 2003 года Воронежско-Липецкая епархия была разделена на две самостоятельных кафедры – Воронежскую и Липецкую. Решение о создании Липецкой и Елецкой епархии утвердил Архиерейский Собор РПЦ в октябре 2004 г. Временным управляющим Липецкой и Елецкой епархии был назначен епископ Задонский Никон (Васин Николай Иванович). 26 декабря того же года Указом Святейшего Патриарха Алексия IIназначен правящим архиереем.

За 10-летний период деятельности, к 2013 году, в Липецкой и Елецкой епархии численность духовенства увеличилась более чем в три раза (382 священнослужителя). Было открыто 97 приходов, 7 монастырей из 10 действующих, освящено 82 престола, построено 26 храмов, велось строительство 28 храмов, совершено 207 диаконских и 199 священ-нических хиротоний. Были возобновлены богослужения более чем в ста храмах, численность монашествующих в монастырях увеличилась в два раза.

Населённые пункты [ править ]

Святыни Липецкой области [ править ]

ЛИПЕЦК. Кафедральный Рождественский собор: «Липецкая-Страстная» икона Божией Матери.

ЗАДОНСК. Задонский Рождество-Богородицкий монастырь: свт. Тихон Задонский (XVIII в.), гробница с частицами мощей неканонизированных задонских подвижников, «Владимирская» икона Божией Матери.

ЕЛЕЦ. Знаменский женский монастырь: Мелания Затворница (XIX в.) (чтимая могила около храма).

С. ТРОЕКУРОВО, Лебедянского района. Троекуровский Свято-Димитриевский Иларионовский женский монастырь: преп. Иларион Затворник, Троекуровский (Тамбовский) (XIX в.), две «Владимирские» иконы Божией Матери.

Д. СЕЗЁНОВО, Лебедянского. Сезёновский Иоанно-Казанский женский монастырь: преп. Серафима (XVIII в.) и Дария (XIX в.) Сезёновские и блаж. Иоанн Сезёновский (XIX в.).

П. РОЩИНСКИЙ, Чаплыгинского района. Раненбургская Петропавловская пустынь: «Тихвинская» икона Божией Матери.

Монастыри Липецкой области [ править ]

Троекуровский Дмитриевский Илларионовский женский монастырь [ править ]

Дата основания: 1871

Статус: действ.

Адрес: Липецкая обл., Лебедянский р-н, с. Троекурово

Женский монастырь. Возник у кельи, в которой с 1824 жил известный подвижник старец Илларион (И. М. Фомин, 1773/74-1853). Официально открыт как община в 1857, в 1871 получил статус монастыря. В кон. XIX в. полностью отстроен в камне (надвратная колокольня выстроена в 1907-1909), к нач. ХХ в. один из крупнейших монастырей епархии. Закрыт в 1923, окончательно ликвидирован в 1929-1930. Постройки переданы совхозу, частично сломаны. Вновь открыт в 2003.

Примечания: Деревянная келья старца Иллариона сохранялась в монастыре до советских лет.

Задонский Рождество-Богородицкий монастырь [ править ]

Дата основания: нач. XVII в.

Статус: действ.

Адрес: Липецкая обл., Задонский р-н, г. Задонск

Задонский Рождество-Богородицкий монастырь был основан двумя старцами-схимонахами, Кириллом и Герасимом, выходцами из московского Сретенского монастыря, принёсшими около 1610 года копию Владимирской иконы Богоматери, впоследствии прославившуюся как чудотворная. Первый деревянный храм во имя Сретенья Владимирской иконы Богоматери монахи основали на берегу реки Тешевки при слиянии с Доном.

Задонский Богородице-Тихоновский Тюнинский женский монастырь [ править ]

Дата основания: 1867

Статус: действ.

Адрес: Липецкая обл., Задонский р-н, с. Тюнино

Женская община при Богородице-Тихоновской кладбищенской церкви Задонска возникла уже в кон. 1810-х, но из-за сопротивления окрестных землевладельцев получила официальный статус только в 1860, с 1867 – монастырь. Основные постройки сооружены в кон. XIX в., в 1876-1879 выстроена колокольня (не сохр.). В 1920 преобразован в артель, окончательно закрыт в 1930, постройки переданы колхозу. Возвращён верующим в 1994, как монастырь вновь открыт в 2002.

Храмы Липецкой области [ править ]

Церковь иконы Божией Матери “Знамение” (Вешаловка) [ править ]

Каменная тёплая церковь иконы Знамения Божией Матери была заложена в 1768 году владельцем усадьбы гвардии ротмистром Яковом Афанасьевичем Татищевым (1725—1806). Построена и освящена церковь была в 1794 году. По церкви село называлось Знаменским.

Читайте также:
Николо-Малицкий монастырь в Твери: история и адрес монастыря, архитектурные

Автором проекта церкви Знамения был молодой тогда архитектор Василий Иванович Баженов (1737—1799). В период работы над проектом этой церкви он ещё не был членом масонской ложи в России, поэтому ошибочным считается мнение ряда исследователей о том, что в архитектуре храма присутствует много масонских знаков и символов.

Адрес: 398505, Липецкая область, Липецкий район, с. Вешаловка

Проезд: Примерно 30 минут на машине от г. Липецк.

Церковь Димитрия Солунского (Берёзовка) [ править ]

В 1891 году в Березовке построен храм Димитрия Солунского — в память о русских воинах павших на Куликовом поле. Её возвел на свои средства крупный предприниматель и меценат Ю. С. Нечаев-Мальцев.

Проект церкви выполнил архитектор А. Н. Померанцев. Есть сведения, что расписывал храм В. М. Васнецов, а мозаики исполнял петербургский мастер В. А. Фролов. В церкви были созданы колонны в мавританском стиле. Металлическая конструкция кровли, хоры и лестницы сделаны по чертежам инженера В. Г. Шухова.

Сегодня живопись и мозаика не сохранилась, разрушена уникальная в области трехшатровая звонница храма. Дмитриевская церковь была до начала XXI века заброшена. В 2008 году началось её восстановление, в первую очередь намечено построить кровлю из патинированной меди.

Адрес:Село Берёзовка Данковского района Липецкой обл.

Проезд: От Данкова на северо-запад идет дорога на Куликово поле, проходящая через Березовку. Там на левой строне близ дороги стоит церковь Дмитрия Солунского

Церковь Владимирской иконы Божией Матери (Баловнево) [ править ]

Построена в 1797—1823 годах. Автором проекта ряд исследователей считают В.И. Баженова (1738–1799). Храм представляет редкий тип объемно-пространственной композиции раннего классицизма – двухколоколенную церковь с двухъярусным световым барабаном. К подобному типу принадлежит, в частности, Троицкая церковь в подмосковном имении фельдмаршала П.А. Румянцева Троицкое-Кайнарджи, авторство проекта которой И.Э. Грабарь связывал с именем В.И. Баженова.

Архитектор: В.И. Баженов

Адрес: с. Баловнево

Проезд: От Данкова около 20 км.

Где остановиться [ править ]

Паломнический дом при Лебедянском Свято-Троицком женском монастыре [ править ]

Действует с 2005.

Рассчитан на 25 мест. Принимает паломников, трудников. Обеспечивает горячим питанием.

Адрес: Россия, 399610, Липецкая область, г. Лебедянь, ул. Студенческая, д. 12

Социальная гостиница при Свято-Дмитровском Троекуровском Иларионовском женском монастыре [ править ]

Действует с 2005.

Рассчитана на 20 мест. Принимает паломников, трудников. Обеспечивает горячим питанием.

Адрес: Россия, 399626, Липецкая область, Лебедянский район, с. Троекурово, ул. Советская, д.50

Социальная гостиница при Задонском Богородице-Тихоновском женском монастыре с. Тюнино [ править ]

Действует с 2005.

Рассчитана на 20 мест. Принимает на ночлег паломников, трудников. Обеспечивает горячим питанием.

Адрес: Россия, 399220, Липецкая область, с. Тюнино

Социальная гостиница при Благовещенском епархиальном женском монастыре с. Ожога [ править ]

Действует с 16 июля 2005.

Рассчитана на 10 мест. Принимает паломников, трудников, людей в трудной жизненной ситуации.

Адрес: Россия, 399571, Липецкая область, Воловский район, с. Ожога

Социальная гостиница при Задонском Рождество-Богородицком епархиальном мужском монастыре [ править ]

Действует с 1990.

Действует для паломников и нуждающихся в краткосрочном пристанище. Работает круглый год.

Адрес: Россия, 399200, Липецкая область, г. Задонск, ул. Комунны,14

Православный семейный палаточный лагерь с. Конь-Колодезь [ править ]

Действует с 2008.

Проект Православного духовного центра “Возрождение” г. Липецк

Работает одну летнюю смену, которая длится 14 дней. Родители организуют быт лагеря своими силами и отдыхают вместе с детьми. Лагерь находится на берегу р. Дон.

Адрес: Россия, 399281, Липецкая область, с. Конь-Колодезь, ул. Ленина

Фото [ править ]

Часовня св. Татианы на территории храма преп. Сергия Радонежского

Храм преп. Серафима Саровского

Храм преп. Алексия, человека Божия

Храм в честь Всех святых в земле Российской просиявших

Службы велись до последнего священника

Чем знамениты храмы Ельца и как проходит их восстановление

Согласно данным Управления культуры и искусства Липецкой области, на госохране в Ельце в настоящее время находятся 12 храмов и один монастырь. Состояние трех из них неудовлетворительное, а Владимирской церкви — аварийное. Большинство церквей реставрируют, в них ведутся службы. Однако некоторые уже вряд ли подлежат восстановлению.

Вознесенский собор

При въезде в город со стороны железнодорожного вокзала голубые купола Вознесенского собора видны издалека. Подъехав к нему вместе со своим спутником, липецким краеведом Александром Клоковым, выхожу из машины и останавливаюсь, чтобы полюбоваться персиковыми стенами главного церковного дома Ельца.

— Помнится, когда несколько лет назад собор решили перекрасить из зеленого в персиковый, событие вызвало настоящий общественный резонанс?

— Помню, помню, — посмеивается Александр Клоков. — Даже настоятель церкви отец Василий хотел, чтобы собор был голубоватого цвета, как в Смоленске, но не персикового. Однако решение принимала епархия. По-моему, за много лет люди просто привыкли к зеленому оттенку и только сейчас начали понимать, что так собор смотрится красочно, парадно.

— А каким он был издавна?

— Некоторые считали, что желтым. Однако подтверждений тому нет. Архитектор использовал желтые и белые краски, потому что в тот период многие значимые здания в Санкт-Петербурге и Москве раскрашивались именно таким образом. Передняя часть на фотографиях вообще была не оштукатурена и не покрашена, а сделана из красного кирпича.

Читайте также:
Собор Александра Невского в Ижевске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

— Почему Вознесенский собор называют младшим братом московского храма Христа Спасителя?

— Оба были возведены по проекту архитектора Константина Тона. Построить Вознесенский собор елецкие купцы решили в 1800 году. Сделать это предполагалось всего за 6–7 лет. Однако первый проект не был утвержден, и закладку выполнили лишь в 1845 году. Согласно проекту по размерам собор значительно превосходил Исаакиевский, что считалось недопустимым. Кроме того, купцов стали уговаривать, что в Ельце и без того много церквей. Вот дело и затянулось.

— Как же удалось сдвинуть его с места?

— Более 150 елецких купцов подписались, что обязуются давать деньги на строительство и содержание Вознесенского собора. Только после этого на заседании городской думы был создан строительный комитет. Из купцов выбрали главного строителя, которым стал Иван Петров, а в помощь ему еще двух человек — Ивана Попова и Ивана Уклеина. Именно благодаря роду Петровых мы видим собор таким, какой он есть. В 1842 году Иван Петров поехал в Москву, чтобы заказать проект у архитектора Константина Тона. Тот составил смету, и Иван Герасимович начал строительство. Возвели уже большую часть стен, когда Петров умер. Тогда городская дума избрала его племянника, Александра, и он успел довести строительство практически до куполов. Строительство закончил лишь его сын. В итоге на все ушло 44 года.

— Купцы, правда, все оплачивали?

— У сына последнего строителя Александра Петрова сохранились шнуровые книги, где учитывались все доходы и расходы. В них написано, что собор построили на деньги городской думы и пожертвования жителей города. Так что ельчанам есть чем гордиться.

По округе раскатывается звон колоколов. Служба закончилась. Многочисленные горожане расходятся по своим делам. Голубые купола озаряются солнечным светом.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Существует городская легенда, что местные купцы ходили на поклон к царю просить, чтобы Елец сделали губернским городом. Царь им на это ответил: «Как 33 церкви построите, так сделаю Елецкую губернию».

Храмы в Ельце на каждом шагу. Стоит отойти от Вознесенского собора, перейти через дорогу и пройти до пересечения улицы Маяковского с одноименным переулком, виден храм Покрова Пресвятой Богородицы. Правда, состояние его уже оценивается как неудовлетворительное.

— Вы знаете, какой храм Ельца является самым древним? — спрашивает Александр Клоков, пока мы идем к церкви.

— Неужели Покрова Пресвятой Богородицы?

— Именно. Впервые в документах он упоминается в 1617 году. Правда, датой освящения называется 1759 год. А в середине XIX века его решили отреставрировать, так как появились трещины в стенах. Автором проекта выступил Андрей Тон — брат Константина Тона, зодчего Вознесенского собора. В качестве прообраза он взял Исаакиевский собор Санкт-Петербурга. И получилось довольно неплохо. Известен храм и тем, что в нем хранились реликвии, принадлежавшие Тихону Задонскому. Вот только в советские годы это не спасло его от закрытия.

— Как и остальные церкви. Что же там в то время располагалось?

— Склад зерна, мебельные склады, какое-то время хранились велосипеды. В 1960-х годах власти разрушили купол, потом — колокольню. Ее пробовали стянуть бульдозерами, но ничего не вышло. Тогда вдоль здания выкопали канаву ЖКХ. Она заполнилась водой, ослабила грунт, и колокольня съехала сама, но так и не упала. Помещение долго пустовало. Его облюбовали готы и, судя по символике, которая «украшала» стены совсем недавно, сатанисты.

Верующим церковь вернули в 1997 году. Но липецкий и елецкий епископ Никон благословил начало восстановительных работ лишь осенью 2010-го. Руководит ими с тех пор архимандрит Товия.

Его мы встретили у самого храма. Вместе с прихожанами он вышел на субботник. Так же дружно они уже давно очистили помещение от мусора. А в 2014 году здесь освятили новые колокола.

— Мы не планировали заниматься куполами, — вступает в разговор отец Товия. — Просто во время Великого поста я получил анонимное денежное пожертвование и записку с подписью «на колокола». Показал ее прихожанам, и мы решили, что, наверное, на это воля Божья. Собрали еще денег, чтобы хватило на три колокола. Но в храме должен был быть большой, главный. Я обратился к знакомому звонарю, и тот порекомендовал воронежский завод. Сказал, что там делают колокола хорошего качества, и у них есть возможность сделать восьмитонный.

— Зачем был нужен восьмитонный?

— Столько весил главный колокол, который раньше украшал колокольню. На заводе мне подобрали ансамбль, а освятить колокола мы решили на престольный праздник.

Работы предстоит еще много. Однако весь вид портят металлические гаражи, которые окружают восстанавливающийся храм.

— Это наша головная боль, — замечает мой взгляд отец Товия.

— К администрации города обращались?

— Конечно. Она еще несколько лет назад обещала заняться этой проблемой. Мне сказали, что на территории храма находятся только самовольно поставленные гаражи, а законные располагаются по периметру и не мешают. Некоторые люди откликнулись на просьбу убрать их. Но на том дело и закончилось, воз и ныне там.

— А людей не смущает необходимость заезжать на территорию храма, чтобы поставить машину?

Читайте также:
Собор Александра Невского в Нижнем Новгороде: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

— К сожалению, далеко не всех. Есть и те, которые заявляют, что костьми лягут, но гаражи не отдадут. Очень хочется надеяться, что проблема все-таки решится.

Владимирская церковь

На углу улиц Пионерская и Маяковская расположилась еще одна церковь — Владимирская, а точнее, то, что от нее осталось. Если сам храм — древнейшая часть церкви — еще крепок, то колокольня и трапезная полностью разрушены.

— Печальное зрелище, не правда ли? — грустно смотрит на остатки стен Александр Клоков.

Владимирская церковь ненамного младше храма Покрова Пресвятой Богородицы. Первое деревянное сооружение было построено вместо храма святого Сергия Радонежского в 1680-х годах.

Существует предание, что церковь чудесным образом уцелела во время пожара 1769 года, спалившего весь Елец. Кто-то непрестанно звонил на колокольне посреди бушующего вокруг огня и не прекращал до тех пор, пока пламя не погасло.

Деревянную церковь решили заменить каменной спустя 100 лет после ее постройки. Место выбрали чуть севернее, а на прежнем установили каменный столб. Работы по строительству нового храма закончились в 1844 году.

— Как же он превратился в руины?

— В годы советской власти церковь ограбили. А еще раньше убили ее священника Михаила Тихомирова, арестованного по обвинению в сопротивлении властям и контрреволюционной деятельности. Однако службы велись до 1937 года, пока не был арестован, а затем расстрелян последний священник. В храме разместилось военное ведомство, что на некоторое время спасло его от разрушения. Потом он использовался летной частью как складское помещение. Состояние здания на тот момент еще было хорошим.

— То есть виновата не только советская власть?

— Как сказать… В годы войны ельчане не раз ходатайствовали об открытии церкви. Однако когда за дело взялся один очень энергичный священник, испугались перемен, и храм так и не был открыт. Люди стали растаскивать полы, помещение начало разрушаться. Потом городские власти попытались снести здание, даже разобрали верхние ярусы колокольни. Но снос отложили. А время-то шло, и, как вы видите, совсем не на пользу храму.

Бывшие когда-то величественными стены Владимирской церкви практически превратились в руины. Только сейчас решили взяться за ее восстановление, и, возможно, когда-нибудь храм снова предстанет перед ельчанами и гостями города во всем своем былом великолепии.

Гуслицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

История

На месте древней Спасо-Преображенской церкви был построен новый двухэтажный храм. Вскоре в северной части монастыря возвели прекрасный девятиглавый Спасо-Преображенский собор, а территорию обители обнесли деревянной оградой. Первоначально все здания монастыря, за исключением братского корпуса со Скорбященской церковью и бани, были деревянные.

Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь выделялся своим строгим уставом; на его территорию женщин не пускали. Духовное устроение и развитие монастыря происходило под наблюдением митрополита Филарета, который много общался с императором Александром II и при устройстве этого монастыря учитывал желание царя о его режиме, характере духовной жизни и хозяйственной деятельности.

Вокруг монастыря были разбиты фруктовые сады. Монастырское хозяйство называли образцовым.

Архитектурно-художественный облик Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря в основном сложился к концу 1880-х гг. Монастырь обнесли кирпичной стеной с башнями; в надвратной колокольне устроили церковь во имя святителя Фотия. В монастыре были три каменных храма: большой каменный (летний) Спасо-Преображенский собор с приделами святого Николая Чудотворца, святого великомученика Георгия Победоносца и преподобных отцов Киево-Печерских; храм Воскресения; храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», а также деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Именно в Спасо-Преображенском храме и пребывал чтимый чудотворным образ Спаса Нерукотворного. Четыре раза в год в монастыре совершались крестные ходы, привлекавшие в него много богомольцев.

70-90-е годы ХIХ века – период наивысшего расцвета обители. В 1879-1886 годах были построены каменные пятиглавый Преображенский собор, трапезный храм в честь Воскресения Словущего и величественная колокольня. При Спасо-Преображенском Гуслицком монастыре существовала монастырская школа – старейшая из церковно-приходских школ как Гуслицкого края, так и всей Московской епархии. В октябре 1913 года при школе был освящен храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского – небесного покровителя наследника престола, цесаревича Алексея Николаевича.

В обители была собрана прекрасная библиотека старопечатных и рукописных книг и большая коллекция древних икон. Все это было вывезено из монастыря после его закрытия в 1922 году. Уцелевшая часть этих книг ныне хранится в Отделе рукописей Государственного Исторического Музея.

За время существования обители ее посетили святитель Филарет (Дроздов), святитель Иннокентий (Вениаминов), святитель Макарий (Невский), священномученик Владимир (Богоявленский). В Гуслицком монастыре, в свою бытность благочинным монастырей Московской епархии, регулярно бывал также прославленный ныне в лике святых архимандрит Николо-Угрешского монастыря Пимен. С самого начала существования обители ей покровительствовала царская семья.

В 1918-1920 годах здесь была размещена колония для малолетних преступников. В 1922 году в Преображенском соборе был устроен склад реквизированного имущества и столовая лесхоза. В том же 1922 году монастырь закрыли, однако в обители оставались жить монахи, деля территорию с расположившимся здесь домом инвалидов. У них была устроена домовая церковь в бывшей монастырской бане. Затем большинство насельников было репрессировано. Трое монахов из братии Гуслицкого монастыря сейчас прославлены в лике святых Новомученников Российских. Это преподобномученик Иоасаф (Крымзин), преподобномученик Петр (Мамонтов) и Преподобномученик Серафим (Булашов). Некоторые из них пополнили число Новомучеников и Исповедников Российских и теперь молятся в обителях небесных за земную свою обитель. Поледние три монаха были вынуждены уйти из монастыря в 1928 г., когда монастырь окончательно закрыли и монахам велели освободить все помещения. После Великой Отечественной войны в монастыре открыли большой Дом инвалидов; затем здесь разместились психиатрический диспансер и интернат. Располагались здесь и некоторые другие светские организации. Все они, заботясь о своих интересах, мало думали о сохранности архитектурного комплекса монастыря, который год от года приходил все в больший и больший упадок. Казалось, что обитель погибла безвозвратно

Читайте также:
Ставропигиальный монастырь: определение и история ставропигии, значение и смысл в православии

В 1994 г. при бывшем монастыре была создана православная община. Ей было передано здание монастырской трапезной, где был устроен храм в честь Преображения Господня. Постройки были переданы в таком состоянии, что сегодня без слез не взглянешь на фотографии тех лет. Семь десятилетий безбожной власти привели монастырь в полное запустение. То, что не уничтожили люди, разрушило время. Казалось, что обитель погибла безвозвратно. Но Господь судил иначе.

9 июля 1998 года Святейшим Синодом во главе с патриархом Московским и всея Руси Алексием II было принято решение о восстановлении монастыря; настоятелем монастыря поставлен игумен Георгий (Хлебников). В стенах обители восстанавливается монашеская жизнь, расширяется поле хозяйственной деятельности, ведутся строительные и реставрационные работы. Большую часть территории по-прежнему занимает психоневрологический интернат, крупнейший в Подмосковье. Владыка митрополит Ювеналий посещал его в 2004 году на Преображение. Конечно, никто из ныне живущих не виноват в том, что теперь собор со всех сторон плотно окружен больничными корпусами. Похожие ситуации во многих обителях нашей страны. Эти раны лечатся медленно, иногда очень медленно. Но иначе нельзя. Церковь умеет терпеть и, конечно, сострадает больным.

А в день Преображения Господня 2009 года, благочинный монастырей Московской епархии епископ Роман Серпуховской на праздничной Божественной литургии представил прихожанам нового настоятеля монастыря – игумена Стефана (Макарова), до того времени занимавшего должность настоятеля церкви Новомучеников и Исповедников Российских на бывшем расстрельном полигоне НКВД «Коммунарка» Ленинского района Подмосковья – подворья Екатерининского монастыря.

По мере сил Спасо-Преображенский монастырь старается осуществлять просветительскую деятельность. С 2010 года среди местных жителей бесплатно распространяется ежемесячная газета «Преображение». В январе того же года открылась монастырская лавка, где можно купить духовную литературу и предметы церковного обихода. Регулярно устраиваются православные ярмарки. С июня 2010 года в обители действует воскресная школа для взрослых.

Периодически устраиваются встречи с известными в православном мире людьми, которые приезжают в Гуслицкую обитель поделиться с прихожанами своим жизненным опытом, знаниями и живой верой. Беседы с такими людьми как профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов, старший научный сотрудник Отдела новейшей истории Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета Лидия Алексеевна Головкова, православная писательница Наталья Евгеньевна Сухинина, священник, окормляющий тюремные и исправительные учреждения, Николай (Блохин), православная травница Людмила Борисовна Чернова, известный московский миссионер, соратник погибшего священника Даниила Сысоева, диакон Юрий Максимов, – беседы с такими людьми приносят огромную духовную пользу для людей, стремящихся жить по воле Божией.

В монастыре с 2010 года открыта воскресная школа для детей. При помощи иерея Игоря создана православная подростковая организация «Гуслицкое братство», на занятиях которой немалое место отводится не только духовному, но и физическому развитию детей.

Город Куровское тоже не остаётся в стороне от жизни обители. Многие образовательные, культурные и социальные учреждения города и окрестностей стали поистине её добрыми друзьями. В декабре 2009 года была освящена школа № 6. По договоренности с руководством школ священник Алексий регулярно проводит уроки по основам православной веры в перовой школе и гимназии. Театральная студия «Цветик-Семицветик» районного Центра детского творчества готовит православные спектакли – на Рождество, Пасху, Преображение Господне. Православные праздники стали радостными событиями для жителей города Куровское и поселения Давыдово. Детские выступления, ярмарки, совместные игры, соревнования, подарки – всё это делает эти дни поистине незабываемыми.

В июне 2010 года по благословению настоятеля монастыря игумена Стефана создана служба милосердия «Преображение».

Была проведена полная реконструкция корпуса трапезной: усилен фундамент всего здания, заменены перекрытия, укреплены стены, сделан усиливающий пояс из монолитного железобетона, сделана новая крыша. В здании был устроен храм Царственных Страстотерпцев, расписаны стены, написаны иконы для иконостаса, изготовлен и установлен иконостас. . Он освящен 17 августа 2013 года митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. На первом этаже этого здания устроена постоянно действующая фотогалерея, посвященная семье русского Императора Николая II и жизни российского общества в дореволюционное время.

В 2015 году митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием на должность настоятеля (с возведением в сан игумена) назначен иеромонах Серафим (Голованов).

Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь

Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь – православная мужская обитель, основанная на рубеже 1858—1859 годов. Монастырь был закрыт советской властью в 1922 году, возвращен Церкви в 1994 году. При монастыре действует гостиница для паломников.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Храмы
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Как добраться
  • 9 Паломнику
  • 10 Ссылки
Читайте также:
Череповецкая и Белозерская Епархия: история и положение, описание и современное положение, монастыри и учреждение

История [ править ]

Монастырь был основан на рубеже 1858—1859 годов по благословению святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского. По мысли святителя, обитель должна была сочетать традиционное монашеское делание с миссионерством и обучением детей. Первым строителем и настоятелем Спасо-Преображенского монастыря стал схиигумен Парфений (Агеев). Выбирая место для будущей обители, схиигумен Парфений обратил внимание на деревянную Преображенскую церковь, основанную ещё митрополитом Московским Фотием. Местные жители поведали строителю и миссионеру старинное предание о монастыре, который до татарского нашествия находился на противоположном берегу реки Нерская. Именно здесь схиигумен Парфений и начал возведение обители.

На месте древней Преображенской церкви был построен новый двухэтажный храм. Вскоре соорудили прекрасный девятиглавый Спасо-Преображенский храм в северной части обители, которую обнесли деревянной оградой. Первоначально все здания монастыря, за исключением корпуса со Скорбященской церковью и бани, были деревянными. 70-90 годы XIX века — период наивысшего расцвета обители. В 1879—1886 годах был построен каменный пятиглавый собор во имя Преображения Господня. Кроме того, воздвигли каменный трапезный храм в честь Воскресения Словущего и величественную колокольню.

При Спасо-Преображенском Гуслицком монастыре существовала знаменитая второклассная монастырская школа — старейшая из церковно-приходских школ как Гуслицкого края, так и всей Московской епархии. В октябре 1913 года при школе был освящен храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского — небесного покровителя наследника престола, цесаревича Алексия Николаевича.

В обители была собрана прекрасная библиотека старопечатных и рукописных книг и большое собрание древних икон. Все это было вывезено из монастыря после его закрытия в 1922 году. Уцелевшая часть этих книг ныне хранится в отделе рукописей Государственного исторического музея.

За время существования обители её посетили святитель Филарет (Дроздов), святитель Иннокентий (Вениаминов), святитель Макарий (Невский), священномученик Владимир (Богоявленский). В Гуслицком монастыре в свою бытность благочинным монастырей Московкой епархии, регулярно бывал также прославленный ныне в лике святых архимандрит Николо-Угрешского монастыря Пимен. С самого начала существования обители ей покровительствовала царская семья. После закрытия монастыря его братия оставалась в обители, деля территорию с расположившимся здесь домом инвалидов. Затем большинство насельников было репрессировано.

Трое монахов из братии Гуслицкого монастыря сейчас прославлены в лике святых Новомученников Российских. Это преподобномученик Иоасаф (Крымзин), преподобномученик Петр (Мамонтов) и Преподобномученик Серафим (Булашов).

В советский период, в монастыре разместилась колония малолетних преступников, в Преображенском соборе был устроен склад реквизированного имущества. После Великой Отечественной войны в монастыре открыли большой дом инвалидов; затем здесь разместились психиатрический диспансер и интернат. Располагались здесь и некоторые другие светские организации.

В 1994 году при монастыре была создана православная община. Ей было передано здание монастырской трапезной, где был устроен храм в честь Преображения Господня.

9 июля 1998 года Святейшим Синодом во главе с патриархом Московским и всея Руси Алексием II было принято решение о восстановлении монастыря; настоятелем монастыря поставлен игумен Георгий (Хлебников). В стенах обители восстанавливается монашеская жизнь, расширяется поле хозяйственной деятельности, ведутся строительные и реставрационные работы.

Несколько лет понадобилось для восстановления главного храма монастыря — Спасо-Преображенского собора. В 2008 году он был освящен митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.

8 августа 2009 года настоятелем Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря назначен игумен Стефан (Макаров), служивший ранее в храме Новомучеников и Исповедников Российских подворья Екатерининского монастыря на бывшем расстрельном полигоне НКВД «Коммунарка» Ленинского района Подмосковья.

Монастыри всегда были центрами духовной жизни того региона, в котором они находились, несли не только молитвенное, но и просветительское служение людям. Вследствие малочисленности православных церквей в районе монастырскому собору приходится выполнять задачи приходского храма. Тут приходят к вере, принимают Святое Крещение, духовно окормляются жители города Куровское, поселка Давыдово и ещё нескольких деревень. В Гуслицкой обители проводятся огласительные беседы для желающих приступить к таинствам Святого Крещения и Венчания, где можно приобрести ясные знания об основах православной веры и нравственности, стать сознательными и живыми членами Церкви.

С 2010 года среди местных жителей бесплатно распространяется ежемесячная газета «Преображение», работает монастырская лавка, регулярно устраиваются православные ярмарки, действует воскресная школа для детей и для взрослых. Преподают в ней священники Алексий Кнутов, Александр Морозов, и Игорь Лысиков. Создана православная молодёжная организация «Гуслицкое братство», на занятиях которой немалое место отводится не только духовному, но и физическому развитию подростков, семейный клуб, общество трезвости и клуб для юношества. Организована и успешно действует служба милосердия «Преображение», являющаяся одной из лучших в Московской епархии.

Периодически устраиваются встречи с известными в православном мире людьми, которые приезжают в Гуслицкую обитель поделиться с прихожанами своим жизненным опытом, знаниями и живой верой. Обитель посетили игумен Киприан (Ященко), профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов, старший научный сотрудник Отдела новейшей истории Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета Лидия Алексеевна Головкова, православная писательница Наталья Евгеньевна Сухинина, священник, окормляющий тюремные и исправительные учреждения, Николай Блохин, православная травница Людмила Борисовна Чернова, известный московский миссионер, соратник погибшего священника Даниила Сысоева, диакон Юрий Максимов, протоиерей Павел Великанов, настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой Лавры, преподаватель Московской Духовной Академии; Валентина Андреевна Звонкова и Федорова Вера Ивановна — духовные чада протоиерея Михаила Труханова, протоиерей Валериан Кречетов.

Читайте также:
Храм Преображения Господня в Люберцах: описание и адрес церкви, история, праздники, как добраться

За прошедшее время многое сделано по реставрации обители. В 2010—2013 годах произведена реконструкция трапезного корпуса, на втором этаже которого устроен храм Святых Царственных Страстотерпцев. Он освящен 17 августа 2013 года митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. На первом этаже этого здания устроена постоянно действующая фотогалерея, посвященная семье русского Императора Николая II и жизни российского общества в дореволюционное время.

В 2014 году запланирован капитальный ремонт колокольни, являющейся одним из архитектурно-исторических памятников, достопримечательностей и символов не только города Куровское, но и всего Орехово-Зуевского района.

В 2015 году митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием на должность настоятеля (с возведением в сан игумена) назначен иеромонах Серафим (Голованов).

Современное состояние [ править ]

В настоящее время монастырь действующий.

В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

Совершенствуются формы социального служения.

Гуслицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь

Православная обитель основана в 1859 г. на местности, которая в древности носила название «монастырища». Монастырский комплекс изначально славился строгими распорядками, устроение общинного жития происходило под внимательным надзором преподобного Филарета. Центральным сооружением обители считается величественный храм Преображения Господня.

В годы советской власти монастырь закрывался, возвращение его РПЦ произошло только в 1994 г.

История строительства монастыря

Идея строительства возникла у местных богомольцев в 1858 г., благородную мысль поддержал и благословил митрополит Филарет. Святитель хотел, чтобы новосозданный монастырский комплекс вобрал в себя традиции иноческого служения, миссионерства и обучения детей в рамках христианства. Значимым строителем обители являлся игумен Парфений, он же стал и первым настоятелем.

При выборе места духовенство обратило свой взор на деревянную церковь, которую основал столичный митрополит Фотий еще в XV столетии.

  • В северной части новоявленного монастырского комплекса воздвигли живописный Преображенский храм с девятью главами, а территорию окружили оградой. Изначально все строения обители, кроме братских келий со Скорбященской часовней, были созданы на основе дерева.
  • В монастыре главенствовал строгий устав, женщинам на территорию категорически запрещалось входить. Деятельность комплекса осуществлялась под особым присмотром преподобного митрополита Филарета, который вел конструктивный диалог о своей миссии с Александром II. Святитель обращал серьезное внимание на пожелания императора и согласовывал с ним собственные идеи. Велась работа по облагораживанию территории, вокруг обители выросли фруктовые сады. Здешнее хозяйство справедливо называли образцовым.
  • Архитектурный облик Гуслицкой обители полноценно сформировался в конце XIX столетия. Её обнесли кирпичной оградой с невысокими башнями, а в надвратной колокольне обустроили храм преподобного Фотия. На территории комплекса располагалось три каменных собора: кроме центрального Преображенского здесь воздвигли церкви во славу священномученика Г. Победоносца и Печерских святых отцов и в честь образа «Всех Скорбящих Радость». Успенский собор был деревянным.
  • Наивысший расцвет обители пришелся на период с 1870 по 1890 год. В это время построили главную церковь с пятью главами, трапезный собор, освященный во славу Воскресения Господня, а также величественную колокольню. На территории находилась большая библиотека с великолепной коллекцией древних рукописей и драгоценных икон. При Гуслицкой обители работала воскресная школа, считающаяся старейшей во всей Московской епархии. В середине осени 1913 г. к церковному учебному заведению пристроили храм митрополита Алексия, покровительствующего наследнику российского престола.

На заметку! В Преображенском соборе хранился священный лик Спаса Нерукотворного. Четырежды в год в окрестностях монастырского комплекса проводили ритуалы крестного хода, это привлекало огромное число православных паломников.

За недолгое время существования монастыря здесь побывали многие видные священнослужители. Среди них: преподобный Филарет (Дроздов), отцы Иннокентий (Вениаминов) и Макарий (Невский), а также великомученик Владимир (Богоявленский). Здесь часто совершал богослужения прославленный в лике святых архимандрит Пимен.

XX век

Богатства монастырского комплекса вывезли в 1922 г., уцелевшие книги перешли под охрану исторического музея. В 1920 г. на территории комплекса устроили колонию для несовершеннолетних. Через два года Преображенский храм стали использовать в качестве склада и столовой для рабочих лесхоза.

В 1922 г. произошло официальное закрытие обители, но здесь все еще продолжали жить иноки, разделяя пространство с жителями Дома инвалидов. Монахи устроили домовую церковь в здании бывшей бани. Вскоре многие из них подверглись репрессиям.

Читайте также похожие статьи:

После окончания ВОВ в обители открыли просторный Дом инвалидов, вскоре здесь разместили детский интернат и психиатрический корпус. Однако управляющие этих заведений практически не беспокоились о сохранности архитектурного облика строений, поэтому обитель с каждым годом становилась все более обветшалой. Комплекс был в чрезвычайном упадке, паломникам казалось, что он потерян окончательно и не будет восстановлен.

В 1994 г. при обители организовали православную общину. Организации официально передали здание трапезной, где вскоре благоустроили храм, освященный во славу Преображения Господня. Постройки, которые получила община, были в ужасном состоянии.

Важно! В середине лета 1998 г. Синод и патриарх Алексий II на церковном собрании приняли устав о восстановлении Гуслицкого монастырского комплекса. Первым настоятелем после возрождения назначили игумена Георгия.

На территории организовали монашескую братию, которая с большим желанием включилась в работу по расширению хозяйственной деятельности, шло строительство и реставрация.

Большую часть комплекса все еще занимал психиатрический корпус, считавшийся крупнейшим на землях Подмосковья. Митрополит Ювеналий посетил диспансер в 2004 г. на торжество Преображения, это продемонстрировало милосердное отношение Церкви к больным.

Читайте также:
Рождественский монастырь в Москве: история и адрес, описание, расписание богослужений, святыни и праздники

На заметку! Митрополит Филарет (Дроздов), считающийся основателем монастыря, являлся знаковым епископом, крупным богословом и почетным членом академии наук. В 1994 г. РПЦ провозгласила преподобного святым человеком, день его памяти отмечают 19 ноября.

Родился Василий в 1782 г. в семье коломенского диакона, все его предки имели церковное звание. В 9 лет его отдали в духовную семинарию, в 1808 г. молодой человек прошел ритуал пострига в монахи и обрел имя Филарет. Спустя девять лет преподобный получил сан епископа.

За время управления столичной епархией святитель основал несколько монастырей и скитов, обрел огромный авторитет в церковных кругах. Скончался отче в 1867 г.

Постройки

В центре монастыря находится великолепный Преображенский храм, который был возведен в 1886 г. При начертании проекта создатели ориентировались на схему постройки Собора Спасителя, расположенного в столице. Двухъярусный Спасо-Преображенский собор воздвигли на месте старой деревянной церкви, основанной митрополитом Фотием. Вскоре его переделали в великолепный храм с девятью главами, территориально он стал находиться на севере монастырского комплекса.

Больших трудов стоило братии восстановить былое величие главного строения после долгих лет угнетения в советский период. В 2008 г. митрополит Ювеналий совершил великий чин освящения Преображенского собора, ритуал происходил в день 150-летия с даты основания монастыря.

  • В 1917 г. завершилось строительство церковной колокольни. Высота сооружения была более 55 метров, на втором ярусе располагался храм, освященный в честь преподобного Фотия. В советский период на третьем этаже установили водопроводный бак, в настоящее время продолжается реставрация колокольни.
  • В 2013 г. на территории Гуслицкой обители проводились работы по восстановлению трапезного корпуса. Здесь устроили церковь во славу семьи Романовых. Ритуал освящения состоялся в 2013 г., проводил его митрополит Ювеналий.

Настоящее время

В 2009 г. Московский епископ Роман представил паломником нового настоятеля Гуслицкой обители, им стал игумен Стефан, который до этого служил настоятелем церкви Новомучеников России.

Ещё интересные статьи о православии:

Монастырская община с момента передачи комплекса РПЦ стала вести просветительную деятельность. С 2010 г. среди местного населения началось распространение бесплатной газеты, которая называлась «Преображение». Зимой этого года на территории открыли церковную лавку, где паломники имеют возможность приобрести духовные книги и различную атрибутику, а также воскресную школу. Монастырская община с этого времени регулярно проводит ярмарки.

  • В Гуслицкую обитель часто приезжают известные люди Православия, они делятся с прихожанами личным духовным опытом. Беседы с видными священниками и богословами приносят колоссальную религиозную помощь тем, кто стремится жить по воле Всевышнего Творца.
  • В 2010 г. на территории комплекса создали церковную подростковую организацию, где большое внимание уделено духовному развитию и физическим упражнениям для укрепления тела. В 2010 г. по благословению монастырского игумена Стефана община создала службу милосердия.
  • Городское управление Куровского не остается в стороне от деятельности Гуслицкой обители. Социальные учреждения наладили крепкие и дружественные отношения с монастырем. В одной из школ города священники часто ведут уроки по основам Православия.
  • Местная театральная студия готовит религиозные спектакли на праздники Рождества, Пасху и Преображение. Православные торжества вызывают большой восторг у местных жителей, так как здесь устраиваются различные соревнования, игры, раздаются подарки.
  • В 2013 г. провели реконструкцию трапезного храма: усилили фундамент, заменили перекрытия, сделали стены более устойчивыми, соорудили новую кровлю. В отремонтированном здании устроили церковь во славу Страстотерпцев Романовых.

Интерьер расписали, установили иконостас, освящение произошло в конце лета 2013 г. На первом этаже храма работает фотогалерея, которая посвящена семье Николая II и жизни Российской империи до времен революции.

Святыни и престольные праздники

19 ноября в монастыре вспоминают имена основателей Филарета и Парфения. 6 августа проходит торжество в честь Преображения Господня, а 27 мая вспоминается событие перенесения чудотворных останков святых Киприана и Фотия.

В монастырском комплексе хранятся: Спас Нерукотворный, икона Богородицы «Всецарица» и образ «Казанская», икона преподобного Василия Казанского, а также небольшой ковчежец с останками святых подвижников.

Общинная деятельность

Обитель располагается по адресу: г. Куровское (100 км. От столицы), ул. Лесная, дом № 24/1. Доехать до места можно на общественном транспорте, остановка находится рядом с главными вратами. Богослужения проходят здесь ежедневно, утреня начинается в 7:00, а вечерня — в 17:00. По будням совершаются молебны о людях, страдающих различными видами зависимости.

С 2010 г. в монастырском комплексе функционирует детская воскресная школа. Учителя убеждены: правильное религиозное знание и добродетельное отношение поможет утвердиться человеку в праведности. Главный предмет изучения — Закон Божий, преподается различным способом для детей всех возрастов. Самые малые изучают его посредством просмотра мультфильмов и рисования. Занятия проходят по выходным дням. Два-три раза в год родители со своими чадами отправляются в путешествие по святым местам Отечества.

На основе старших классов воскресной школы здесь создана православная молодежная дружина. Подростки еженедельно встречаются в монастыре, а также занимаются в спортивном зале, изучая основы туризма и практикуя самооборону.

Важно! В обители также совершаются милосердные молебны о людях, страдающих различного рода зависимостями.

Встречи клуба трезвости назначены на вечер среды. Монастырская служба милосердия помогает одиноким людям, старикам, инвалидам, многодетным семьям, организовывает досуг и празднества.

Гуслицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь: взгляд со всех сторон

Гу́слицкий Спа́со-Преображе́нский монастырь — миссионерский монастырь Русской православной церкви, расположенный в городе Куровское Орехово-Зуевского района (в районе массового расселения старообрядцев).

История

Основан по инициативе императора Александра II и благословению митрополита Филарета (Дроздова) на рубеже 1858—1859 годов вблизи древнего погоста Спас на Мошеве. По мысли митрополита, обитель должна была сочетать традиционное монашеское делание с миссионерством и обучением детей. Первым строителем и настоятелем Спасо-Преображенского монастыря стал схиигумен Парфений (Агеев), который выбирая место для будущей обители, обратил внимание на деревянную Преображенскую церковь, основанную ещё митрополитом Фотием. Местные жители поведали строителю и миссионеру старинное предание о монастыре, который до татарского нашествия находился на противоположном берегу реки Нерская. Именно здесь схиигумен Парфений и начал возведение обители.

На месте древней Преображенской церкви был построен новый двухэтажный храм. Вскоре соорудили прекрасный девятиглавый Спасо-Преображенский храм в северной части обители, которую обнесли деревянной оградой. Первоначально все здания монастыря, за исключением корпуса со Скорбященской церковью и бани, были деревянными. В 1879—1886 годах был построен каменный пятиглавый собор во имя Преображения Господня. Кроме того, воздвигли каменный трапезный храм в честь Воскресения Словущего и величественную колокольню. С самого начала существования обители ей покровительствовала царская семья.

При Спасо-Преображенском Гуслицком монастыре существовала знаменитая второклассная монастырская школа — старейшая из церковно-приходских школ как Гуслицкого края, так и всей Московской епархии. В октябре 1913 года при школе был освящён храм во имя святителя Алексия — небесного покровителя наследника престола цесаревича Алексея Николаевича.

В обители была собрана прекрасная библиотека старопечатных и рукописных книг и большое собрание древних икон. Все это было вывезено из монастыря после его закрытия в 1922 году. Уцелевшая часть этих книг ныне хранится в отделе рукописей Государственного исторического музея.

В советский период, после закрытия монастыря его братия оставалась в обители, деля территорию с расположившимся здесь домом инвалидов. Затем большинство насельников было репрессировано; трое монахов из братии Гуслицкого монастыря сейчас прославлены в лике святых Новомучеников Российских — это преподобномученики Иоасаф (Крымзин), Петр (Мамонтов) и Серафим (Булашов).

В монастыре размещалась колония малолетних преступников, в Преображенском соборе был устроен склад реквизированного имущества. После Великой Отечественной войны в монастыре открыли большой дом инвалидов; затем здесь разместились психиатрический диспансер и интернат. Располагались здесь и некоторые другие светские организации.

Современное состояние

В настоящее время монастырь действующий.

В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

Совершенствуются формы социального служения.

Постройки

В центре монастыря находится великолепный Преображенский храм, который был возведен в 1886 г. При начертании проекта создатели ориентировались на схему постройки Собора Спасителя, расположенного в столице. Двухъярусный Спасо-Преображенский собор воздвигли на месте старой деревянной церкви, основанной митрополитом Фотием. Вскоре его переделали в великолепный храм с девятью главами, территориально он стал находиться на севере монастырского комплекса.

Внутреннее убранство Преображенского собора

Больших трудов стоило братии восстановить былое величие главного строения после долгих лет угнетения в советский период. В 2008 г. митрополит Ювеналий совершил великий чин освящения Преображенского собора, ритуал происходил в день 150-летия с даты основания монастыря.

  • В 1917 г. завершилось строительство церковной колокольни. Высота сооружения была более 55 метров, на втором ярусе располагался храм, освященный в честь преподобного Фотия. В советский период на третьем этаже установили водопроводный бак, в настоящее время продолжается реставрация колокольни.
  • В 2013 г. на территории Гуслицкой обители проводились работы по восстановлению трапезного корпуса. Здесь устроили церковь во славу семьи Романовых. Ритуал освящения состоялся в 2013 г., проводил его митрополит Ювеналий.

Настоящее время

В 2009 г. Московский епископ Роман представил паломником нового настоятеля Гуслицкой обители, им стал игумен Стефан, который до этого служил настоятелем церкви Новомучеников России.

Ещё интересные статьи о православии:

Монастырская община с момента передачи комплекса РПЦ стала вести просветительную деятельность. С 2010 г. среди местного населения началось распространение бесплатной газеты, которая называлась «Преображение». Зимой этого года на территории открыли церковную лавку, где паломники имеют возможность приобрести духовные книги и различную атрибутику, а также воскресную школу. Монастырская община с этого времени регулярно проводит ярмарки.

  • В Гуслицкую обитель часто приезжают известные люди Православия, они делятся с прихожанами личным духовным опытом. Беседы с видными священниками и богословами приносят колоссальную религиозную помощь тем, кто стремится жить по воле Всевышнего Творца.
  • В 2010 г. на территории комплекса создали церковную подростковую организацию, где большое внимание уделено духовному развитию и физическим упражнениям для укрепления тела. В 2010 г. по благословению монастырского игумена Стефана община создала службу милосердия.
  • Городское управление Куровского не остается в стороне от деятельности Гуслицкой обители. Социальные учреждения наладили крепкие и дружественные отношения с монастырем. В одной из школ города священники часто ведут уроки по основам Православия.
  • Местная театральная студия готовит религиозные спектакли на праздники Рождества, Пасху и Преображение. Православные торжества вызывают большой восторг у местных жителей, так как здесь устраиваются различные соревнования, игры, раздаются подарки.
  • В 2013 г. провели реконструкцию трапезного храма: усилили фундамент, заменили перекрытия, сделали стены более устойчивыми, соорудили новую кровлю. В отремонтированном здании устроили церковь во славу Страстотерпцев Романовых.

Интерьер храма в честь святых Царственных Страстотерпцев

Интерьер расписали, установили иконостас, освящение произошло в конце лета 2013 г. На первом этаже храма работает фотогалерея, которая посвящена семье Николая II и жизни Российской империи до времен революции.

Монастырские храмы

  • храм Преображения Господня (1886, архитектор Ф. Ф. Горностаев)
  • храм Царственных страстотерпцев (освящен в 2013 г.)
  • храм святителя Фотия, митрополита Московского
  • храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
  • часовня страстотерпца царя Николая

Что посмотреть

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор почти полностью отреставрирован.
Фото: Дмитрий НЕУМОИН, lori.ru

Главный храм монастыря был построен в 1886 году по проекту известного архитектора Федора Горностаева. В настоящее время он частично еще находится на реставрации.

Храм Царственных Страстотерпцев

Храм был освящен в 2013 году.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Храм расположен в трапезном корпусе монастыря на втором этаже. Был освящен в 2013 году.

При Гуслицком монастыре в Куровском действуют школа милосердия, семейный клуб и даже клуб трезвости.

Какие святыни хранятся

В монастыре хранятся частицы мощей нескольких святых.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

  • Ковчег с частицей мощей святителя Спиридона Тримифунтского и его образ из монастыря святой Параскевы на острове Корфу.
  • Чудотворная икона «Спас Нерукотворный».
  • Иверская икона Божией Матери (была написана на Афоне в начале 20 века).
  • Список с чудотворного образа «Всецарица».
  • Икона преподобного Паисия Святогорца с частицей его рубашки.
  • Ковчег с частицами мощей трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Нажмите, чтобы посмотреть панораму Гуслицкого монастыря

Расписание служб

6:30 Часы. Божественная литургия
16::00 Вечернее богослужение

Экспертное мнение

Екатерина Перова, доцент Московского государственного лингвистического университета, кандидат культурологии:

«Полемика в стихах поэта и митрополита»

— Митрополит Филарет, по благословению которого возник Гуслицкий монастырь в Куровском, вел стихотворную полемику с Александром Пушкиным. На свой 29-й день рождения поэт написал «Дар напрасный, дар случайный», где чувствовались пессимизм и отрицание Бога. Сам Пушкин тогда находился под надзором полиции. Филарет же ответил на него перефразированным стихотворением от лица самого Пушкина: «Не напрасно, не случайно жизнь судьбою мне дана…». В 1830 году Пушкин писал Елизавете Хитровой: «Стихи христианина, русского епископа в ответ на скептические куплеты — это, право, большая удача!». И тогда же ответил митрополиту новым стихотворением «В часы забав иль праздной скуки», тем самым публично признав его правоту.

Гуслицкий монастырь

Спасо-Преображенский Гуслицкий мужской монастырь.

Адрес Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря: Московская область, Орехово-Зуевский район, г. Куровское, ул. Лесная
Телефон Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря: (496) 411-34-07.
Сайт Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря: http://www.guslickiy.ru
Как проехать к Гуслицкому монастырю.
Проезд на общественном транспорте: с Казанского вокзала до станции «Куровское». Расписания автобусов из Москвы – в полезных ссылках.
Как проехать к Гуслицкому монастырю на автомобиле: по Горьковскому шоссе.
Посмотреть все монастыри Московской области на карте яндекса.

Место, где расположен Гуслицкий монастырь, имеет почти шестивековой молитвенный возраст (595 лет). Здесь в 1410 г., на месте, как считали, чудесного спасения киевского митрополита Фотия, он устроил, обитель в честь Преображения Господня. В период правления императрицы Екатерины II эту обитель упразднили. Тогда осталась действующей только небольшая деревянная церковь, срубленная святителем Фотием. В ней хранилась чудотворная икона Нерукотворного Спаса, обретенная на месте спасения митрополита. Память о бывшем здесь ранее монастыре пресеклась.


Святые ворота.

Нынешний Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь по подмосковным меркам относительно молодой, в 2005 г. его возраст исчисляется всего 146 годами. И тем не менее он занимает особое место среди всех монастырей Подмосковья, поскольку именно он был целенаправленно создан как миссионерский центр по противостоянию старообрядческому расколу. Раскольники, или сторонники старой веры, не принявшие церковные реформы патриарха Никона во второй половине XVII в., считались особо опасными врагами православия. Еще в 1685 г. специальным указом царевны Софьи Романовой раскол был запрещен, а его приверженцы карались смертью.


Святые ворота.

Спасо-Преображенский Гуслицкий мужской монастырь был создан в 1859 г. по повелению императора Александра II (1818—1881, царствовал с 1855 г.), прозванного со временем Освободителем (в 1861 г. он подписал высочайший манифест об отмене крепостного права). Александр II стал первым императором, который обеспечил подготовку и стал проводить комплекс реформ в России, некоторые из них имели элементы демократической значимости. Александр II был убежденным православным человеком, делал все от него зависящее для усиления позиций православия в России — государственной религии в его стране.


На территории монастыря.

Александр II был твердо убежден, что только православная идеология, ее правила, принципы, способны обеспечить наиболее эффективную борьбу с трудностями, преодолевать недуги. Он по-своему жалел иноверцев, поскольку они не были вооружены всем арсеналом духовной православной мудрости, помогающей преодолевать невзгоды. Он был склонен думать, что полезнее не притеснять иноверцев, а приложить максимум сил для разъяснения им целительных и спасительных возможностей православия.


Колокольня.

Александр II родился в Москве, поэтому всю жизнь проявлял особый интерес к событиям в исторической столице и ее пригородах. При этом он весьма сожалел, что именно в Москве и ее окружении сохранилось сильное влияние старообрядцев. Он не слишком обольщался возможностями единоверческой церкви, а считал более действенным создавать новые очаги православной веры в Московии.


Спасо-Преображенский собор.

Подмосковье, его восточная часть, в том числе и Гуслицкая волость в окрестностях Богородска (теперь г. Ногинск), выделялась большим числом сторонников старой веры. Историческая местность Гуслицы в народе именовалась «старообрядческой Палестиной». Она имела ряд физико-географических причин для этого. Гуслицы — это старинное название обширной местности в Подмосковной Мещере, занимающей около 400 кв. км и охватывающей десятки сел и деревень.

Местность Гуслицы — очень древняя, она упоминается в завещаниях великих московских князей Ивана Даниловича Калиты и Дмитрия Ивановича Донского (XIV в.). Это в большой мере заболоченная территория. (Чего стоит только одно низинное Гуслицкое болото площадью 502 га; здесь болот, в том числе торфяных, было и есть великое множество.)


Спасо-Преображенский Гуслицкий мужской монастырь.

В прошедшие века в эти места расселения старообрядцев было трудно добраться государственным карательным отрядам, поэтому неудивительно, что именно здесь численность старообрядцев была особенно велика. Для умаления влияния старообрядцев в восточном секторе Подмосковья император Александр II и распорядился устроить здесь православный монастырь.

Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь был основан в селе Куровское (теперь город) у р. Нерской в месте ее слияния с притоком Бошице (Сошице). Основателем и строителем этого монастыря был игумен Парфений, создавший Николаевскую Берлюковскую пустынь 30 годами ранее в 1829 г.

Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов В.М., 1783—1867, с 1826 г. — митрополит, канонизирован в 1994 г.) направил в этот заселенный старообрядцами край именно иеромонаха Парфения (Агеева), сильного и опытного в духовных делах человека, чтобы выбрать два места для основания мужского и женского монастырей.

Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь выделялся своим строгим уставом; на его территорию женщин не пускали. Духовное устроение и развитие монастыря происходило под наблюдением митрополита Филарета, который много общался с императором Александром II и при устройстве этого монастыря учитывал желание царя о его режиме, характере духовной жизни и хозяйственной деятельности.

На средства жертвователей и благотворителей в монастыре были построены и украшены храмы, собрана богатая библиотека, приобретены великолепные древнерусские иконы (в собрании монастыря их было около 500). Были созданы и успешно работали монастырская больница с богадельней, постепенно стала наполняться ценностями ризница (отдельно стоящее здание). Были построены келейные корпуса, колокольня, хозяйственные постройки, монастырская ограда. Вокруг монастыря были разбиты фруктовые сады. Монастырское хозяйство называли образцовым.

Архитектурно-художественный облик Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря в основном сложился к концу 1880-х гг. Монастырь обнесли кирпичной стеной с башнями; в надвратной колокольне устроили церковь во имя святителя Фотия. В монастыре были три каменных храма: большой каменный (летний) Спасо-Преображенский собор с приделами святого Николая Чудотворца, святого великомученика Георгия Победоносца и преподобных отцов Киево-Печерских; храм Воскресения; храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», а также деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Считали, что эту деревянную церковь построил митрополит Фотий на месте явления чудотворной иконы Спасителя; позже основатель монастыря игумен Парфений перенес эту церковь со всей ее старинной утварью в Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь.

Именно в этом храме и пребывал чтимый чудотворным образ Спаса Нерукотворного. Четыре раза в год в монастыре совершались крестные ходы, привлекавшие в него много богомольцев.

После 1917г. монастырь терпел гонения от новых властей, которые разорили храмы, отобрали здания, конфисковали большую и лучшую часть монастырских ценностей. По решению большевиков на попечении братии монастыря оказалась младшая группа одного из детских домов Орехово-Зуевского уезда.

В 1923 г. в монастырь перевели часть больных Дома инвалидов г. Орехово-Зуево, но монастырь еще действовал.

В 1918—1920 гг. в монастыре разместили колонию для малолетних преступников, в 1922 г. здесь были склады и столовая лесхоза.

В 1931 г. на территории монастыря организовали Дом инвалидов. В то время в обители еще жили монахи, у них была устроена домовая церковь в бывшей монастырской бане. Последние три монаха были вынуждены уйти из монастыря в 1938 г., когда монастырь официально закрыли и монахам велели освободить все помещения.

После Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в монастыре открыли большой Дом инвалидов; затем здесь разместились психиатрический диспансер и интернат. Располагались здесь и некоторые другие светские организации. Все они, заботясь о своих интересах, мало думали о сохранности архитектурного комплекса монастыря, который год от года приходил все в больший и больший упадок.

В 1994 г. часть территории монастыря передали общине верующих. В Воскресенском храме возобновились богослужения.

В 1998 г. Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь возродился. В монастыре ведутся ремонтно-реставрационные работы, увеличивается число братии, расширяется поле их духовной и хозяйственной деятельности. Главной святыней монастыря является список с почитавшейся чудотворной иконы Спаса Нерукотворного (сам чудотворный образ утрачен — пропал в советский период).

С использованием материалов из книги «Монастыри Подмосковья».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: