Луганская епархия: храмы и монастыри, история, святыни и священники

Министерство культуры, спорта и молодежиЛуганской Народной Республики

Святыни

  • Свято-Ольгинский Луганский монастырь:

— Благоухающая икона Божьей Матери «Знамение»

— Иконы с частичками мощей: вмч. и цел. Пантелеимона; свт. Луки арх. Крымского и Симферопольского; прп. Агапита Печерского; мц. вел. кн. Елисаветы; сщмч. Николая Искровского; блг. кн. Петра и Февронии Муромских; прп. Илии Муромца; прп. Сергия Радонежского; прп. Алексея человека Божьего; прп. Лаврентия Черниговского; свт. Филарета арх. Черниговского; свт. Феодосия Черниговского; свт. Димитрия Ростовского.

  • Свято-Петро-Павловский кафедральный собор
    : Луганская икона Божией Матери

Современное состояние

С распадом СССР УПЦ начала постепенно восстанавливаться. В 1990 г. викарий Иоанникий был назначен епископом над Донецко-Луганской епархией, а уже через год она была разделена на Луганско-Старобельскую и Донецко-Славянскую. Началось восстановление храмов и монастырей, возродилось монашество и храмовые служения.


Луганскую епархию возглавляет митрополит Митрофан

В 1997 году впервые в Алчевске были открыты курсы регентов, которые впоследствии переросли в полноценные духовные училища.

В 2002 году в Луганске была открыта Православная гимназия, позволяющая получить духовное образование государственной аккредитации. На территории епархии работают многочисленные певческие кружки, вокальные ансамбли, духовные училища, монастыри и храмы.

Рост приходов на территории Луганщины был таким быстрым, что в 2007 году ее разделили на Северодонецко-Старобельскую и Луганско-Алчевскую.

Отрывок, характеризующий Луганская и Алчевская епархия

«Ах, да, ведь это я во сне, – качнувшись наперед, сказал себе Петя. – Это у меня в ушах. А может быть, это моя музыка. Ну, опять. Валяй моя музыка! Ну. » Он закрыл глаза. И с разных сторон, как будто издалека, затрепетали звуки, стали слаживаться, разбегаться, сливаться, и опять все соединилось в тот же сладкий и торжественный гимн. «Ах, это прелесть что такое! Сколько хочу и как хочу», – сказал себе Петя. Он попробовал руководить этим огромным хором инструментов. «Ну, тише, тише, замирайте теперь. – И звуки слушались его. – Ну, теперь полнее, веселее. Еще, еще радостнее. – И из неизвестной глубины поднимались усиливающиеся, торжественные звуки. – Ну, голоса, приставайте!» – приказал Петя. И сначала издалека послышались голоса мужские, потом женские. Голоса росли, росли в равномерном торжественном усилии. Пете страшно и радостно было внимать их необычайной красоте. С торжественным победным маршем сливалась песня, и капли капали, и вжиг, жиг, жиг… свистела сабля, и опять подрались и заржали лошади, не нарушая хора, а входя в него. Петя не знал, как долго это продолжалось: он наслаждался, все время удивлялся своему наслаждению и жалел, что некому сообщить его. Его разбудил ласковый голос Лихачева. – Готово, ваше благородие, надвое хранцуза распластаете. Петя очнулся. – Уж светает, право, светает! – вскрикнул он. Невидные прежде лошади стали видны до хвостов, и сквозь оголенные ветки виднелся водянистый свет. Петя встряхнулся, вскочил, достал из кармана целковый и дал Лихачеву, махнув, попробовал шашку и положил ее в ножны. Казаки отвязывали лошадей и подтягивали подпруги. – Вот и командир, – сказал Лихачев. Из караулки вышел Денисов и, окликнув Петю, приказал собираться. Быстро в полутьме разобрали лошадей, подтянули подпруги и разобрались по командам. Денисов стоял у караулки, отдавая последние приказания. Пехота партии, шлепая сотней ног, прошла вперед по дороге и быстро скрылась между деревьев в предрассветном тумане. Эсаул что то приказывал казакам. Петя держал свою лошадь в поводу, с нетерпением ожидая приказания садиться. Обмытое холодной водой, лицо его, в особенности глаза горели огнем, озноб пробегал по спине, и во всем теле что то быстро и равномерно дрожало. – Ну, готово у вас все? – сказал Денисов. – Давай лошадей. Лошадей подали. Денисов рассердился на казака за то, что подпруги были слабы, и, разбранив его, сел. Петя взялся за стремя. Лошадь, по привычке, хотела куснуть его за ногу, но Петя, не чувствуя своей тяжести, быстро вскочил в седло и, оглядываясь на тронувшихся сзади в темноте гусар, подъехал к Денисову. – Василий Федорович, вы мне поручите что нибудь? Пожалуйста… ради бога… – сказал он. Денисов, казалось, забыл про существование Пети. Он оглянулся на него. – Об одном тебя пг’ошу, – сказал он строго, – слушаться меня и никуда не соваться. Во все время переезда Денисов ни слова не говорил больше с Петей и ехал молча. Когда подъехали к опушке леса, в поле заметно уже стало светлеть. Денисов поговорил что то шепотом с эсаулом, и казаки стали проезжать мимо Пети и Денисова. Когда они все проехали, Денисов тронул свою лошадь и поехал под гору. Садясь на зады и скользя, лошади спускались с своими седоками в лощину. Петя ехал рядом с Денисовым. Дрожь во всем его теле все усиливалась. Становилось все светлее и светлее, только туман скрывал отдаленные предметы. Съехав вниз и оглянувшись назад, Денисов кивнул головой казаку, стоявшему подле него.

Читайте также:
Монастырь святой Екатерины: святыни и иконы, история и описание, как добраться

Храмы

Свято-Петропавловский кафедральный собор (Луганск)

Петропавловский собор, Луганск
Кафедральный собор имени Святых Петра и Павла это самый старый храм Луганска. Изначально на этом месте стояла деревянная церквушка, в 1792-96 гг. на ее месте воздвигли каменный собор.

В 1929 году было принято решение отдать здание собора под кинотеатр, который носил символическое название «Безбожник». В тяжелый период Великой Отечественной войны в 1942 году Петропавловский собор открыл свои двери для всех верующих. Несмотря на борьбу с верующими и церковью, которая продолжалась еще очень долгое время, собор больше никогда не закрывали. С 1990-х годов началось реставрация храма, после большевистских кощунств, восстановили колокольню и купол церкви.

91002, г. Луганск, пер.2-й Кооперативный,10-а

Луганская епархия

Луганская и Алчевская епархия — епархия Украинской православной церкви Московского Патриархата. Епархия объединяет все монастыри и приходы на территории Луганска, а также Новоайдаровской, Славяносербской и других районов Луганской области.

Луганская епархия была создана в 1944 году, когда была заложена Ворошиловградская викарная кафедра

Луганская епархия была создана в 1944 году. Это произошло на тот момент, когда в городе Ворошиловграде была заложена Ворошиловградская викарная кафедра. На кафедру был поставлен Епископ Никон Петин. Но после владыку перевели в Одессу.

После епископа Никона на кафедру были поставлены митрополит Борис Вик и Митрополит Сергий Петров. В 1990 году на кафедру был поставлен епископ Иоанникий Кобзев.

Епископ Иоанникий Кобзев — был поставлен на Викарную кафедру в Ворошиловграде после епископа Петина в уже образовавшуюся Луганскую епархию

С 1991 года епархия разделилась на Луганскую и Старобельскую

В октябре 1991 года в связи с расширением количества приходов в Донбассе епархия разделилась на 2 церковные области. Так образовалась Луганская и Старобельская епархии, которые находились под опекой митрополита Иоанникия.

В 2007 году епархия была поделена по решению Священного Синода на Луганско-Алаческую и Северодонецко-Старобельскую.

В настоящее время в состав епархии входят 10 благочиний:

  • Александровское благочиние;
  • Новоайдарское благочиние;
  • Алчевское благочиние;
  • Меловское благочиние;
  • Беловодское благочиние;
  • Луганский округ №1;
  • Луганский округ №2;
  • Станично-Луганское благочиние;
  • Луганский центральный округ;
  • Марковское благочиние.

С 2012 года правящим архиереем Луганским и Алчевским стал — Митрополит Митрофан

20 июля 2012 года Митрополит Митрофан стал архиереем — Луганским и Алчевским. Он родился 19 ноября 1962 года в Белогорье Хмельницкой области. В настоящий момент владыка управляет отделом внешних церковных связей Украинской православной церкви, а также постоянным членом Священного Синода в Украине.

Митрополит Митрофан — управляющий архиерей — Луганский и Алчевский с 2012 года

Епархия имеет свой официальный сайт. В епархии находится три кафедральных собора: 2 — в Луганске, 1 — в Алчевске.

Православный Луганск имеет два главных и значимых кафедральных собора в городе

Православный Луганск имеет два главных кафедральных собора в городе. Свято-Петро-Павловский кафедральный собор находится на втором Кооперативном переулке, начавший свое существование с 1761 года.

Свято-Петро-Павловский кафедральный собор города Луганска — находится на втором Кооперативном переулке, начавший свое существование с 1761 года

В том году Белгородский епископ Иоасаф освятил место для будущего строительства храма. На этом место довольно быстро возник деревянный храм. В 1793 году на месте деревянной церкви был построен каменный.

В 1905 году на средства прихожан и добрых людей была построена колокольня и престолы: один — во имя Апостолов Петра и Павла, а другой — в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы и Сретения Господня.

В 1926 году власти приняли решение отдать церковь Украинской соборно-епископской церкви. А улицу, на которой находился собор, переименовали в улицу Артема. В 1929 году атеисты потребовали закрыть храм, и на месте его построить школу.

Читайте также:
Уваровская епархия: храмы и монастыри, священники и настоятели, святыни

И все-таки храм закрыли в 1929 году, а здание отдали Союзу воинствующих безбожников. Иконостас попал в городской совет, а колокола были отданы в Рудметалторг. В церкви устроили киноклуб Безбожник. После с храма сняли колокольню.

В августе 1942 года храм вернули верующим. После Великой Отечественной Войны в соборе стали проводиться постоянные божественные литургии. С 1950 года Петропавловская церковь — кафедральный собор города Луганска.

С 1990 года началась реставрация церкви. Была восстановлена колокольня и купол церкви. К собору была присоединена часовня во имя Георгия Победоносца.

В настоящее время почетный настоятель собора — протоиерей Василий Сомик. В штате собора находится четыре протоиерея, два архимандрита, один протодиакон, один архидиакон и 2 диакона.

Протоиерей Василий Сомик — почетный настоятель Свято-Петро-Павловского кафедрального собора Луганской епархии

Свято-Владимирский кафедральный собор в Луганске, находится на Владимирской площади. В настоящее время — это один из самых крупных храмов юго-восточной части Украины.

Свято-Владимирский кафедральный собор в Луганске, находится на Владимирской площади, относится к Луганской епархии

Этот собор собирает в себя около трех тысяч прихожан. При соборе находится Богословский университет, освященный в честь Архистратига Михаила. Ранее в нем находилась духовная семинария.

Высота собора составляет 65 метров, из них только 9 метров приходится на крест. На соборе находится 15 куполов разного размера.

Строительство храма задумали в 1992 году. Тогда жители Луганска обратились к епископа Иоанникию за благословением создать приходской совет, а также назначить настоятеля для строительства храма. Выбрать того человека, который взял бы на себя всю организацию по строительству и возведению храма.

Вскоре на собрании приходского совета был выбран настоятель церкви — протоиерей Владимир Конопчук. Будущий храм получил свое название — Свято-Владимирский кафедральный собор.

В 1993 году состоялось освящение места, на котором планировалась постройка будущего храма. Освящение было проведено Митрополитом Киевским и всея Руси — Блаженнейшим Владимиром, и архиепископом Луганский Иоанникием.

Митрополит Киевский и всея Руси — Блаженнейший Владимир. В 1993 году освятил место, на котором планировалась постройка будущего Свято-Владимирского храма Луганской епархии

25 сентября 1996 года был совершен торжественный молебен на закладку капсулы в массив фундаментной плиты с именами проектировщиков, строителей, а также священнослужителей и благотворителей, которые принимали участие в строительстве храма. В 2003 году были закончены основные строительные работы, были освящены купола и воздвигнуты на собор.

В марте 2006 года были закончены основные отделочные работы. Стены в храме были подготовлены для росписи. В марте того же года произошло освящение Свято-Владимирского собора митрополитом Владимиром.

С 2005 года при соборе действовала духовная семинария. Но после, в 2010 году ее преобразовали в Луганский Богословский университет. Преобразовал ее сам митрополит Луганский и Алчевский — Иоаким.

Это также было подтверждено и Священным Синодом Украинской православной церкви. В университете имеются 2 факультета: богословский и церковное пение.

Луганский Богословский университет — имеет 2 факультета: богословский и церковное пение

В университете также имеется аспирантура и бакалавриат. У университета есть также официальный сайт. В настоящее время настоятелем собора — Владимир Васильевич Конончук. В штате имеется 5 протоиереев, один иерей и один протодиакон.

Свято-Николаевский собор находится на Церковной площади в Алчевске

Один из собор находится в Алчевске. Свято-Николаевский собор находится на Церковной площади. Несколько лет назад в Государственном архиве в Санкт-Петербурге были найдены документы, которые подтверждали, что в 1808 году в одном из поселков был, воздвигнут храм в честь святителя Николая.

Свято-Николаевский собор в Алчевске. В начале 19 века это была всего лишь однопрестольная небольшая церковь

Неизвестно лишь то, началось ли строительство 1808 году или уже храм был открыт для прихожан, в настоящее время это так и осталось загадкой. В 2008 году собор отпраздновал свое 200-летие. Это событие произошло в день памяти Святителя Николая 22-го мая. Божественную литургию совершил митрополит Владимир.

Первоначальное здание храма был совсем не похоже на настоящий. В начале 19 века это была всего лишь однопрестольная небольшая церковь. В 1899 году к нему пристроили несколько боковых приделов, освященных в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», и в честь Святого пророка Божия Илии. Тогда храм и стал трехпрестольным.

Читайте также:
Храм Владимира в Кузьминках: история и описание церкви, адрес и время работы, как доехать

По множествам свидетельств, указано, что в 1910 году храм обрел облик максимально приближенного к нынешнему собору.

В исторических заметках упоминалось то, что храм имел довольно большой прихрамовый комплекс, который включал в себя дом для церковнослужителей, а также здание, где оказывалась благотворительная помощь всем нуждающимся.

После революции, как и множество других храмов, Свято-Никольский храм был закрыт, разграблен и разрушен. Он лишился купола и колокольни. По свидетельствам очевидцев, в то время в храме расположился молокозавод.

В 1942 году храм открыли оккупировавшие Алчевск — немцы. Именно тогда она и была действующей. После окончания войны советская власть не посмела закрыть храм, как бы отдав благодарность ей за вклад в Победу.

В то время все равно власть оказывала всяческое противодействие на церковную жизнь. Все таинства проводились в строжайшем секрете. Записей о венчании и крестинах не вели. Но все же церковная жизнь в храме не замолкала не на минуту.

В 1990 году для храма были приобретены колокола, и спустя многие годы в храме раздался колокольный звон. Примерно через два года в храме появилась новая колокольня и купол храма, который можно видеть уже сейчас.

В 1993 году началось строительство воскресной школы при храме. На сегодняшнее время собор — центр всего Алчевского благочиния. В 2009 году на территории храма были открыты пастырские курсы для взрослых, которые заинтересованы в своем духовном образовании.

В настоящее время за приделами храма существует сестричество Святой Преподобной Елизаветы. Сестры кормят больных, тех, кто нуждается в помощи не только моральной, но и духовной.

Настоятель собора — протоиерей Александр Устименко. В штате числятся три протоиерея и два иерея.

Настоятель Свято-Никольского собора в Луганской епархии — протоиерей Александр Устименко

В Луганской и Алчевской епархии находится 4 православных монастыря

Также необходимо отметить и то, что в Луганской и Алчевской епархии — 4 православных монастыря:

  • Свято-Иоанно-Предтечинский мужской монастырь в селе Чугинка Станично-Луганского района Луганской области;

Свято-Иоанно-Предтечинский мужской монастырь в селе Чугинка Луганской епархии

  • Свято-Вознесенский мужской монастырь в селе Хорошее Славяносербского района Луганской области;
  • Свято-Ольгинский женский монастырь находится в самом Луганске;

Свято-Ольгинский женский монастырь Луганской епархии

  • Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь в селе Красный Деркул Станично-Луганского района Луганской области.

Крестовоздвиженский женский монастырь в Нижнем Новгороде: история и описание

Краткая история с основания до закрытия

В середине 14 века на самом возвышенном месте Нижнего Новгорода у стен кремля был основан Зачатьевский женский монастырь. Основательницей была Анастасия Ивановна, супруга князя Суздальского и Нижегородского Андрея Константиновича, которая почитается как благоверная княгиня Феодора.

Название символизировало жертву Богу с просьбой о ниспослании Анастасии, а в иночестве Василисе, потомства. Долгое время княгиня тщетно пыталась зачать ребенка, но после кончины мужа, приняла схиму, и последние 4 года прожила в созданной ею же общине под именем Феодора.

В 1478 года здесь содержали знаменитую Марфу посадницу, в рамках операции по борьбе с сепаратизмом Ивана Великого ее насильно постригли в монахини.

Многие здания в русском средневековье от дороговизны камня строились деревянными, и настоящей бедой для них были частые пожары. Сильные пожары постигли Зачатьевскую обитель и рубленные храмовые постройки в конце 17 – начале 18 веков. В 1743 году огонь уничтожил практически все постройки. В связи с этим нижегородский епископ Димитрий временно переселил послушниц в женскую общину Происхождения Честных древ Креста Господня, созданный в 1612 году. В начале 1716 году рядом была возведена каменная церковь Воздвижения, и монастырь переименовали в Крестовоздвиженский.

После секуляризационной реформы в 1764 году к Крестовоздвиженскому был присоединен монастырь Воскресенский, также периодически выгоравший дотла.

В 1812 году от государства религиозная община получил новую территорию вблизи кладбища и церкви. На новом фундаменте возвели перевезенный в разобранном состоянии монастырский храм, и заложили фундамент под строительство большого собора. Более 8 лет продолжалось строительство и, наконец, в 1823 году собор с пятью куполами принял первых прихожан.

Архитектура собора напоминает Казанский в Санкт-Петербурге, основание выполнено в форме креста. Два боковых придела были освящены именами Похвалы Пресвятой Богородицы и святого епископа Иннокентия (Кульчинского).

В первой половине 19 века дом Господень поражал своим великолепием. Ограда в виде правильного прямоугольника по периметру имела маленькие башенки, а за нею возвышалась звонница высотой 34 метра. На территории были построены келейные для насельниц, училище для бездомных девочек, которые жили полностью за счет заведения. В училище они обучались грамоте и рукоделию.

Читайте также:
Харьковский Благовещенский собор: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Помимо служений Господу послушницы занимались ремеслами, делали оклады для оконных рам, и шили церковную одежду, о качестве и красоте которой знали во всех уголках империи.

В 1848 году монастырский комплекс реконструировали, значительно расширив территорию, разбили сад.

1917 год стал роковым для Крестовоздвиженской общины, как впрочем, и для всей Русской Православной Церкви. Один из первых декретов Советской власти был указ об отделении церкви от государства, а уже в 1918 году храм был переоборудован в трудовой лагерь, в котором содержались представители вражеских для новой власти классов.

В 1927 году на территории поместили военный городок, а обитательниц окончательно выселили. Во времена правления Хрущева был уничтожен Казанский храм. В строениях в разное время размещались амбары, склады, бритвенный завод, завод гальванического оборудования имени Я.М. Свердлова.

Восстановление и современная жизнь

В 1995 году православной общественности удалось добиться возврата зданий Церкви и восстановить Крестовоздвиженскую обитель. За 4 года работ святому месту был предан изначальный вид. Целая наука была для монахинь отчистить своды зданий от масляной копоти. Игуменья говорит, что с появлением в обители иконы Иверской Божией Матери реконструкция и восстановления стали спориться, и продвигаться быстрее. Усилиями нижегородских подвижниц, с Божьей помощью и при покровительстве Богородицы это место вновь стало пристанищем алчущих Царствия Небесного.

В настоящее время действует воскресная школа, открыт пункт оказания первой медицинской помощи, ежедневно проходят богослужения.

Святыни обители

В стенах Крестовоздвиженской церкви хранится множество святынь, близких сердцу любого православного христианина.

Прежде всего, ковчег с частицей мощей Святого Апостола Андрея Первозванного, святыня с частицей дерева Животворящего креста – подарок митрополита Георгия.

Среди икон здесь особенно почитаемые и ценные: Казанская Божьей Матери, «Вратарница» или Иверская Божией Матери – заступницы всех монашествующих, икона содержащая мощи великомученика Георгия Победоносца.

Адрес и как добраться

Адрес: город Н. Новгород, Окский съезд, 2Б. Телефон: 8 (831) 4337685.

На общественном транспорте нужно доехать до остановки «Площадь Лядова»:

  • Трамвай: 18;
  • Автобус: 1, 2, 12, 26, 27, 28, 30, 40, 43, 51, 64, 68;
  • Троллейбус: 31.

Крестовоздвиженский женский монастырь в Нижнем Новгороде

В старинном русском городе Нижний Новгород на высоком берегу реки Ока в окружении безликих современных домов стоит большой стоит крестообразный храм с пятью золочеными куполами. Вместе с восемью двухэтажными корпусами он входит в комплекс Крестовоздвиженского женского монастыря. До революции сияние куполов величественного здания притягивало к нему верующих людей со всего Низовья. Сегодня же людей сюда ведёт возрождающийся огонёк духовной жизни.

История

Первые упоминания о Крестовоздвиженском монастыре относятся ко второй половине XVIII века, но его предыстория уходит глубоко в глубь веков. Начиналась история крестовоздвиженской монашеской общины на берегу великой Волги-реки у стен нижегородского кремля.

Зачатьевский монастырь

На волжском берегу у подножия кремлёвского холма в районе Зачатской башни в середине XIV века появился Зачатьевский монастырь. Он был возведён по обету, данному княгиней Анастасией Ивановной Богородице. Княгиня просила Небесную Заступницу о даровании детей, но за годы брака она так не познала счастья материнства. После смерти супруга Анастасия приняла монашеский постриг и под именем Феодоры до конца своего земного пути провела в основанной ею обители.

Четыре века, несмотря на пожары, много раз уничтожавшие монастырские постройки, она процветала. Её соборный храм считался одним из самых богато украшенных соборов города. Во время пожара, вспыхнувшего на территории кремля в 1743 г., все монастырские здания полностью сгорели и не подлежали восстановлению. Нижегородский владыка Димитрий приказал передать зачатьевским насельницам территорию рядом с обителью Происхождения Честных древ Креста Господня.

Здесь монахини возвели несколько построек, огородив их невысоким забором. Они несколько раз подавали прошение на восстановление зачатьевской обители на прежнем месте, но 1764 г. около 100 насельниц и всё их имущество вошли в состав Происхождественского монастыря.

Интересно: недолгое время самостоятельного существования зачатьевской монашеской общины вблизи Георгиевской башни Кремля в некоторых документах её именовали Георгиевской.

Воскресенский монастырь

У южной стены Нижегородского Кремля в районе Никольской башни в начале XVII века появился Воскресенский монастырь. В нём обитали всего около 10 насельниц. В ведении обители находилось несколько деревянных построек, которые в начале XVIII века уничтожил пожар. К этому времени в них проживали семь монахинь преклонного возраста, которых вместе с монастырским имуществом приписали к Происхождественской обители.

Читайте также:
Иверский монастырь в Самаре: история и адрес монастыря, святыни и настоятельницы

Происхождественский монастырь

Образование этой обители совпало с формированием в Нижнем Новгороде народного ополчения. С 1612 г. здесь существовала церковь в честь Происхождения Честных Древ Креста Господня, которая сгорела в начале XVIII века. В 1715 г. на её месте воздвигли новый храм, освящённый в июне 1716 г. в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Обновленная обитель получила название Крестовоздвиженский монастырь. В течение 50 лет он вместе с кельями зачатьевских монахинь располагался у Георгиевской башни. В 1764 г. Крестовоздвиженский монастырь третьего класса объединил в себе три женские обители, размещавшиеся за стенами кремля.

Монашеская община на берегу Оки

Изменения в жизни Крестовоздвиженского монастыря начались со времени, когда руководство им приняла игуменья Дорофея. В 1807 г. в монашеской общине вводится строгий общежительный устав с четким подчинением младших монахинь старшим сёстрам. Приверженность женской монашеской общины аскетической жизни, посвящённой служению Богу и праведному труду, привела к повышению класса обители.

В 1812 г. настоятельница ходатайствует перед нижегородским владыкой о переносе обители с территории кремля. В прошении указывались следующие причины:

  • из-за увеличения числа насельниц требуется расширение жилых помещений;
  • обветшание монастырских построек вследствие времени и неблагоприятного воздействия внешних факторов;
  • опасность значительных повреждений и потери монастырского имущества, происходящих вследствие частых пожаров.

Прошение Дорофеи одобрили и церковные, и светские власти, выделив обители пустующие земли недалеко от арзамасской заставы около казанского кладбищенского храма. К осени 1814 г. на монастырской территории появились следующие постройки:

  • наружные стены;
  • каменные корпуса;
  • звонница;
  • больничный храм в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радости» и святого Василия Блаженного;
  • фундамент главного собора.

Крестовоздвиженский собор освятили в 1823 г. Он представлял собой крестообразную постройку, размером 35*35 метров. Она украшалась пятью золочеными куполами, которые стояли на больших световых барабанах. Стены возводились из красного кирпича и покрывались штукатуркой. Каменные монастырские корпуса размещались вокруг собора в виде квадрата и соединялись деревянными галереями. Территория огораживалась каменным забором с угловыми башнями. Над главными западными воротами колокольня высотой 34 метра, на которой располагалась звонница с семью колоколами.

Через четверть столетия крышу собора перестроили, заменив потолочные перекрытия сводами. В процессе этой реконструкции заменили главный иконостас и обновили часть икон. По описаниям современников в это время в Крестовоздвиженской обители появились большой сад и новые более высокие стены. В 1854 г. под алтарём главного храма построили церковь во имя Иверской иконы Божией Матери, в которой находилась усыпальница игумений.

К началу XX века монашеская община у арзамасской заставы славилась и в городе, и за его пределами. Её насельницы становились настоятельницами женских монашеских общин во многих российских губерниях. Также широкой известностью пользовались изделия монастырской золотошвейной мастерской и живописной школы.

Советское время

Крестовоздвиженский женский монастырь в Нижнем Новгороде большевики закрыли в 1918 г. Этому предшествовало изъятие ценностей, в процессе которого произошло столкновение между монахинями, прихожанами и вооруженным отрядом, закончившееся гибелью двух человек. Десять лет монашеская община арендовала соборный храм и часть монастырских построек.

В 1928 г. насельниц окончательно выдворили с территории общины, где организовали военную часть. После этого приходская и монашеская община совершали богослужения в кладбищенском Казанском храме. В 1935 г. праздник Светлого Христово Воскресенья совпал с советским пролетарским праздником, который проходил 1 мая. Руководство города посчитало, что проведение богослужения в этот день отвлекло горожан от важного праздника. Это послужило поводом для ареста горьковского и арзамасского митрополита Евгения и ещё нескольких городских клириков.

Казанский храм закрыли, а в августе приняли решение о сносе Крестовоздвиженского храма и окружающих его построек. Точно неизвестно почему не было исполнено этот приказ, практически все монастырские здания пережили советские годы. Здесь размещались различные организации, коммунальные квартиры, хозяйственные помещения и производство бритвенных изделий.

Интересно: по преданию, чекисты трижды пытались взорвать здания обители, но каждый раз им являлась игуменья Дорофея, грозя нечестивцам страшными карами.

Восстановление

В середине 90-х годов прошлого столетия полностью изношенные постройки бывшей крестовоздвиженской обители власти города передали Нижегородской епархии. Сразу же приступили к восстановлению соборного храма, который был заполнен мусором и отходами гальванического производства. В 1997 г. в восстановленном монастырском корпусе освятили небольшую церковь во имя святой новомученицы Елизаветы. Вплоть до освящения Главного храма в ней проходили божественные службы, а после этого в нём проводили обряды венчания и крещения.

Читайте также:
Хутынский монастырь в Новгороде: история и адрес, описание, список послушниц, святые и святыни

Монашеская жизнь возобновилась в обители в 2004 г. Общину возглавила инокиня Татиана, подвизавшаяся в Дивеевском монастыре. Через два г. она приняла монашеский постриг под именем Филарета и приняла должность настоятельницы.

В 2006 г. при расчистке подалтарного помещения, которое проводилось с целью восстановления Иверской церкви, строители нашли останки крестовоздвиженских настоятельниц. Среди них обнаружились нетленные мощи настоятельницы Дорофеи I. В декабре все они были с почетом перезахоронены в обновленной церкви.

Современность

Сегодня в обители возрождаются традиции монашеского общежития, духовного и социального служения, просветительской работы.

Расписание богослужений

В соборном храме Крестовоздвиженского женского монастыря ежедневно проводятся божественные службы. Проходят они по следующему расписанию:

  • в будни проводят утреннюю и вечернюю службу (8.00 и 17.00);
  • в воскресные дни проводят две утренние службы в 7.30 и 9.00, а также вечернее богослужение;
  • в субботу после вечерней литургии проводится панихида.

Расписание может изменяться в дни престольных праздников, отмечаемых в следующие дни:

  • 27 сентября — праздник в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня;
  • 25 февраля — почитание иконы Божией Матери Иверская.

Интересно: при посещении монастыря следует помнить о правилах, действующих в ней. Женщины должны быть одеты в скромную одежду, прикрывающую колени и локти. Лицо должно быть очищено от косметики.

Социальное служение и просветительская работа

С 1995 г. при монастыре действует воскресная школа, где дети изучают основы христианской веры, историю православной церкви, занимаются творчеством, флористикой и пением.

Монахини несут социальное служение в следующем виде:

  • окаймляют места заключения, геронтологические центры, детские дома;
  • оказывают духовную и материальную помощь одиноким старикам, многодетным семьям и людям, лишившимся крова.

Святыни

  1. Аналойный крест с частицей Животворящего Креста Господня, подаренный монахиням владыкой нижегородским и арзамасским Георгием.
  2. Крест-голгофа, пронесенный владыкой Георгием по пути Христа в Иерусалиме.
  3. Образ Божией Матери Казанская, написанный в монастырской мастерской в XIX веке. После закрытия обители она хранилась в семье верующих горожан. Оказавшись в конце 90-х годов XX века в родных стенах, образ чудесным образом обновился.
  4. Современная икона Божией Матери Иверская, написанная прихожанкой в благодарность избавления её матери от тяжёлого недуга. Святыня хранится в одноимённом нижнем храме.

Как добраться

Крестовоздвиженский женский монастырь находится в районе площади Лядова Нижнего Новгорода. Точный адрес: ул.Окский съезд, владение 2А.

Добраться до обители можно на следующих видах общественного транспорта:

  • метро до станции «Горьковская»;
  • троллейбусные остановки «Ул. Малая Ямская», «Ул. Красносельская»;
  • автобусные остановки «Пл.Лядова», «Ул.Красносельская».

Восстановление Крестовоздвиженской обители символизирует возрождение духовной жизни в городе. Душевность и покой, царящие на её территории, сияют для верующих людей ярче мерцания золотых куполов величественного соборного храма.

Крестовоздвиженский женский монастырь в Нижнем Новгороде

Адрес: Россия, Нижегородская область, Нижний Новгород, улица Окский съезд, 2
Основан: в 1370 году
Основные достопримечательности: Крестовоздвиженский собор
Святыни: Крест-распятие, пронесенный по Крестному пути Спасителя в Иерусалиме, крест с частицей древа Животворящего Креста Господня,Ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых
Координаты: 56°18′25.85″N 43°58′54.5″E

Современное состояние и режим посещения

Как добраться до монастыря

Монастыри Нижнего Новгорода

Крестовоздвиженский монастырь на карте

Женский монастырь, посвященный Воздвижению Креста Господня, стоит на высоком месте в старой части Нижнего Новгорода. Он хранит историю женского монашества трех существовавших в городе обителей – Зачатьевской, Воскресенской и Происхожденческой. Крестовоздвиженский монастырь прошел непростые периоды реорганизаций, на несколько десятков лет закрывался, но сегодня активно возрождается.

Вид на монастырские ворота

Краткая история с основания до закрытия

В середине 14 века на самом возвышенном месте Нижнего Новгорода у стен кремля был основан Зачатьевский женский монастырь. Основательницей была Анастасия Ивановна, супруга князя Суздальского и Нижегородского Андрея Константиновича, которая почитается как благоверная княгиня Феодора.

Название символизировало жертву Богу с просьбой о ниспослании Анастасии, а в иночестве Василисе, потомства. Долгое время княгиня тщетно пыталась зачать ребенка, но после кончины мужа, приняла схиму, и последние 4 года прожила в созданной ею же общине под именем Феодора.

Читайте также:
Никольская церковь в Зеленограде: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни

В 1478 года здесь содержали знаменитую Марфу посадницу, в рамках операции по борьбе с сепаратизмом Ивана Великого ее насильно постригли в монахини.

Многие здания в русском средневековье от дороговизны камня строились деревянными, и настоящей бедой для них были частые пожары. Сильные пожары постигли Зачатьевскую обитель и рубленные храмовые постройки в конце 17 – начале 18 веков. В 1743 году огонь уничтожил практически все постройки. В связи с этим нижегородский епископ Димитрий временно переселил послушниц в женскую общину Происхождения Честных древ Креста Господня, созданный в 1612 году. В начале 1716 году рядом была возведена каменная церковь Воздвижения, и монастырь переименовали в Крестовоздвиженский.

После секуляризационной реформы в 1764 году к Крестовоздвиженскому был присоединен монастырь Воскресенский, также периодически выгоравший дотла.

В 1812 году от государства религиозная община получил новую территорию вблизи кладбища и церкви. На новом фундаменте возвели перевезенный в разобранном состоянии монастырский храм, и заложили фундамент под строительство большого собора. Более 8 лет продолжалось строительство и, наконец, в 1823 году собор с пятью куполами принял первых прихожан.

В первой половине 19 века дом Господень поражал своим великолепием. Ограда в виде правильного прямоугольника по периметру имела маленькие башенки, а за нею возвышалась звонница высотой 34 метра. На территории были построены келейные для насельниц, училище для бездомных девочек, которые жили полностью за счет заведения. В училище они обучались грамоте и рукоделию.

Помимо служений Господу послушницы занимались ремеслами, делали оклады для оконных рам, и шили церковную одежду, о качестве и красоте которой знали во всех уголках империи.

В 1848 году монастырский комплекс реконструировали, значительно расширив территорию, разбили сад.

1917 год стал роковым для Крестовоздвиженской общины, как впрочем, и для всей Русской Православной Церкви. Один из первых декретов Советской власти был указ об отделении церкви от государства, а уже в 1918 году храм был переоборудован в трудовой лагерь, в котором содержались представители вражеских для новой власти классов.

В 1927 году на территории поместили военный городок, а обитательниц окончательно выселили. Во времена правления Хрущева был уничтожен Казанский храм. В строениях в разное время размещались амбары, склады, бритвенный завод, завод гальванического оборудования имени Я.М. Свердлова.

Настоятели

  • Дорофея I (+ 1831)
  • Вера I (+ 1857)
  • Асенефа I (+ 1868)
  • Дорофея II (+ 1881)
  • Вера II (+ 1883)
  • Асенефа II (+ 1908)
  • Филарета (Гажу) (со ).

Современное состояние и режим посещения

В наше время женский монастырь – действующая православная обитель. Церковные службы проходят здесь ежедневно в 8.00 и 17.00. Престольный праздник в обители отмечают 27 сентября. При монастыре для детей прихожан создана воскресная школа, а также открыт медицинский пункт, в котором помогают мирянам, насельницам и священнослужителям.

Особо почитаемыми святынями этой обители считаются ковчег с частицами мощей христианских святых, иконы Казанской и Иверской Богоматери, а также крест с частицей древа Животворящего Креста Господня.

Монастырские подворья расположены в Богоявленском храме (село Богоявление Дельнеконстантиновского района), а также в храме-часовне «Живоносный источник» в деревне Козловка.

Использованные материалы

  • Действующие монастыри, страница официального сайта Нижегородской епархии
    • http://www.nne.ru/monasteries.php
  • Летопись монастыря на официальном монастырском сайте
    • http://www.krest.nnov.ru/letopis
  • Страница «Народного каталога православной архитектуры»
    • http://sobory.ru/article/index.html?object=01815
  • Информационное сообщение Нижегородской епархии 2006 г. (ссылка не сохранилась)

«Забвению не подлежит. Неизвестные страницы нижегородской истории (1918–1984 годы)», стр. 142

Святыни обители

В стенах Крестовоздвиженской церкви хранится множество святынь, близких сердцу любого православного христианина.

Прежде всего, ковчег с частицей мощей Святого Апостола Андрея Первозванного, святыня с частицей дерева Животворящего креста – подарок митрополита Георгия.

Среди икон здесь особенно почитаемые и ценные: Казанская Божьей Матери, «Вратарница» или Иверская Божией Матери – заступницы всех монашествующих, икона содержащая мощи великомученика Георгия Победоносца.

Описание

Крестовоздвиженский монастырь — женский православный монастырь в Нижнем Новгороде.

Основан как Зачатьевский в 70-х годах XIV века Василисой (в иночестве Феодорой) — вдовой Нижегородско-Суздальского князя Андрея Константиновича. Располагался под кремлёвским холмом близ волжского берега. После разгрома в 1478 году Новгорода Иваном III в монастыре насильно постригли в монахини новгородскую посадницу Марфу Борецкую.

В пожарах 1685 и 1715 годов старый деревянный монастырь выгорел «без остатку», к тому же бившие из-под горы родники постоянно разрушали строения. Поэтому в середине XVIII века епископ Димитрий (Сеченов) перевёл инокинь в Происхожденский женский монастырь, стоявший над обрывом Дятловых гор между Георгиевской башней кремля и одноимённой церковью. Туда же владыкой Нижегородским Питиримом была переведена община из сгоревшего Воскресенского монастыря, находившегося у Никольской башни кремля. В итоге, во время церковной реформы 1764 года все три нижегородских женских монастыря (Зачатьевский, Воскресенский и Происхожденский) были объединены в одну обитель.

Читайте также:
Белгородская епархия: священники, храмы и монастыри, приходы, указы

В 1814 году после очередного пожара монастырь был перенесён к Казанской заставе (нынешняя площадь Лядова) и переименован в Крестовоздвиженский. В тот же год были возведены стены монастыря, колокольня со Святыми вратами, две палатки при них, восемь корпусов, вне стен монастыря — гостиный двор. В 1814—1823 годах строится Крестовоздвиженский собор (перестроен в 1848). В 1815 году при одном из корпусов освящена больничная Скорбященская церковь. В 1838 году при монастыре открыто училище для девочек.

До революции ежегодно в субботу Светлой седмицы проходил крестный ход из Оранского монастыря в Крестовоздвиженский с Оранской Владимирской иконой Божией Матери, одной из самых почитаемых в Нижнем Новгороде. Монастырь считался местом прохождения епитимийного искупления для женщин, совершивших преступления против нравственности.

В 1848 году Крестовоздвиженский монастырь был зачислен в I класс с увеличением штата с 30 до 100 человек.

В конце XIX века в монастыре проживала одна схимонахиня, 30 монахинь и 149 послушниц. Работала золотошвейная мастерская, в которой около 55 сестёр вышивали иерейские облачения, ризы на иконы и плащаницы, выполняли работы с жемчугом и фольгой. В 1906 году в монастыре начала работать живописная школа.

Монастырь упразднён в 1917 году. С территории монастыря к январю 1928 года были выселены все монахини. Община перешла в Казанскую кладбищенскую церковь. В Светлую седмицу 1935 года были арестованы члены клира Казанской церкви и митрополит Горьковский и Арзамасский Евгений (Зернов). года Комиссия по культам при Президиуме Горьковского крайисполкома постановила: бывший Крестовоздвиженский монастырь ликвидировать под снос. В советское время в его зданиях располагались склады, жилые помещения, конторы; в соборе размещался завод бритвенных изделий.

Современная жизнь обители

Вход в Крестовоздвиженский собор

Крестовоздвиженский собор восстанавливался с 1995 года. 25 марта 2004 года решением Священного Синода приход собора снова преобразован в Крестовоздвиженский женский монастырь.18 августа 2004 года наместницей монастыря назначена инокиня Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря Татиана (Гажу).26 сентября 2005 года старший священник обители Николай (Алясов) совершил чин освящения звонницы. 8 колоколов, самый большой из которых весит 600 кг, были отлиты на средства благотворителей в городе Касли. Колокола были установлены на временную звонницу, первым в них ударил игумен Тихон (Затекин).

25 апреля 2006 года по благословению Патриарха Алексия II монахиня Филарета (Гажу) назначена настоятельницей монастыря.

1 декабря 2007 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил придел в честь Иверской иконы Божией Матери, находящийся в подклети собора.

17 декабря 2008 года, в нижнем приделе в честь Иверской иконы Божией Матери был совершен первый постриг, после закрытия монастыря в 1917 году.

года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совместно с архиепископом Тульчинским и Брацлавским Ионафаном совершили Божественную литургию. Накануне перед литургией монашеский постриг приняли ещё две насельницы монастыря.

года, в день праздника в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня архиепископом Георгием был совершён чин Великого освящения Крестовоздвиженского собора. За неделю до праздника художниками иконописной мастерской «Ковчег» была завершена роспись в западной части собора. Всего роспись собора велась более двух лет. От старой живописи сохранилось только несколько фрагментов: композиция «Воздвижение Креста Господня», образы святого Николая Чудотворца и Архангела Михаила. При восстановлении росписей использовались сохранившиеся фотографии южного и северного сводов.

22 ноября архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий в сослужении викария Саранской епархии епископа Рузаевского Илии (Быкова) освятил правый придел Крестовоздвиженского собора в честь Похвалы Пресвятой Богородицы и священномученика Дионисия Ареопагита. 30 декабря в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, святителя Иннокентия Иркутского и священномученика Димитрия Солунского был освящён левый придел Крестовоздвиженского собора.

В монастыре действует воскресная школа и православный медицинский пункт. Ближайшая сохранившаяся из приходских церквей — Воскресенская, расположенная в 700 метрах от монастыря.

Читайте также:
Николо-Шартомский монастырь: история и адрес, описание, святыни

Крестовоздвиженский женский монастырь г. Нижний Новгород Епархиальные монастыри РПЦ

История

Крестовоздвиженский женский монастырь, расположенный на правом берегу Оки, существует на этом месте почти два столетия. Обитель имеет интересную предысторию: ей предшествовали древний Зачатьевский, Воскресенский и Происхожденский монастыри.

Зачатьевский женский монастырь был основан в 1370-х годах великой княгиней нижегородской Анастасией Ивановной, принявшей монашеский постриг с именем Васса. Обитель располагалась на берегу Волги под кремлем. Монастырь просуществовал до середины XVIII века, затем был присоединен к Происхожденскому. Последний был учрежден в начале XVII века и располагался между Георгиевской башней кремля и церковью святого Георгия (ныне не существующей).

Воскресенский же монастырь с XVII столетия находился в самом кремле. К началу XVIII века в нем осталось восемь монахинь, поэтому он также был присоединен к Происхожденскому. Монастырь именовался так, потому что в нем ,была церковь в честь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, сгоревшая в 1715 году. Храм был восстановлен и освящен в 1716 году в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, поэтому монастырь в дальнейшем именовался Крестовоздвиженским.

В 1802 году игуменией Крестовоздвиженской обители стала монахиня Дорофея I. К началу XIX века монастырь обветшал, а пожар 1809 года уничтожил часть построек. В 1812 году было получено новое место для монастыря за Арзамасской заставой у Казанского кладбища (ныне площадь Лядова). К осени 1814 года были возведены наружные стены монастыря и внутри них колокольня со святыми воротами и двумя палатками, восемь корпусов, гостиница, заложен фундамент соборного храма.

В октябре 1815 года монахини переселились на новое место. 6 ноября 1815 года освящена больничная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», устроенная в одном из корпусов монастыря. 17 августа 1823 года освящен соборный Крестовоздвиженский храм. Вскоре была построена больница для бедных и престарелых женщин.

После игумении Дорофеи Крестовоздвиженским монастырем управляла монахиня Вера, постриженница и воспитанница этой обители. При ней в 1838 году при монастыре было открыто училище для девочек-сирот, посажен фруктовый сад, произведена реконструкция Крестовоздвиженского храма. При игумении Вере под алтарем главного храма была устроена и освящена в 1854 году церковь в честь Иверской иконы Божией Матери. После игумении Веры монастырь возглавляли настоятельницы: Асенефа I, Дорофея II, Вера II, Асенефа II. Все они были погребены в церкви-усыпальнице в честь Иверской иконы Божией Матери, которая находится под алтарем главного храма.

Крестовоздвиженский монастырь видел в своих стенах множество знаменитых путешественников и удостоился посещения высочайших особ. В нем были: 19 августа 1824 года – принц Александр Вюртембергский, 31 июля 1834 года – принц Петр Ольденбургский, 27 августа 1845 года – Его Императорское Высочество герцог Максимилиан Лейхтенбергский, 12 августа 1850 года – Их Императорские Высочества великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич.

Ежегодно в Светлую субботу на Пасхальной неделе в Крестовоздвиженский монастырь из Оранского монастыря приносили Оранскую-Владимирскую икону Божией Матери, одну из самых почитаемых в Нижнем Новгороде. Затем крестным ходом, в котором участвовало все духовенство Нижнего Новгорода, икону переносили в храмы Кремля и города.

Обитель была закрыта в 1917 году после Октябрьской революции. В советское время в зданиях монастыря располагались производственные помещения, склады, конторы и жилые квартиры.

Возрождение Крестовоздвиженского собора началось в 1995 году. К 1999 году храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня был восстановлен. Решением Священного Синода от 25 марта 2004 года приход собора в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня города Нижнего Новгорода переименован в Крестовоздвиженский женский монастырь. 10 декабря 2006 года в Крестовоздвиженском монастыре прошло перезахоронение останков игумений Дорофеи I, Веры I, Асенефы I, Дорофеи II, Веры II, Асенефы II, управлявших монастырем с 1830 по 1908 годы. Останки были обнаружены во время археологических раскопок летом 2006 года и были захоронены в новых гробах в подклете Крестовоздвиженского собора. В настоящее время продолжаются ремонтные и восстановительные работы в возрождающейся обители.

Крестовоздвиженский женский монастырь

История монастыря

Крестовоздвиженский женский монастырь, расположенный на правом берегу Оки, существует на этом месте почти два столетия. Обитель имеет интересную предысторию: ей предшествовали древний Зачатьевский, Воскресенский и Происхожденский монастыри.

Зачатьевский женский монастырь был основан в 1370-х годах великой княгиней нижегородской Анастасией Ивановной, принявшей монашеский постриг с именем Васса. Обитель располагалась на берегу Волги под кремлем. Монастырь просуществовал до середины XVIII века, затем был присоединен к Происхожденскому. Последний был учрежден в начале XVII века и располагался между Георгиевской башней кремля и церковью святого Георгия (ныне не существующей).

Читайте также:
Никольский собор в Оренбурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Воскресенский же монастырь с XVII столетия находился в самом кремле. К началу XVIII века в нем осталось восемь монахинь, поэтому он также был присоединен к Происхожденскому. Монастырь именовался так, потому что в нем ,была церковь в честь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, сгоревшая в 1715 году. Храм был восстановлен и освящен в 1716 году в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, поэтому монастырь в дальнейшем именовался Крестовоздвиженским.

В 1802 году игуменией Крестовоздвиженской обители стала монахиня Дорофея I. К началу XIX века монастырь обветшал, а пожар 1809 года уничтожил часть построек. В 1812 году было получено новое место для монастыря за Арзамасской заставой у Казанского кладбища (ныне площадь Лядова). К осени 1814 года были возведены наружные стены монастыря и внутри них колокольня со святыми воротами и двумя палатками, восемь корпусов, гостиница, заложен фундамент соборного храма.

В октябре 1815 года монахини переселились на новое место. 6 ноября 1815 года освящена больничная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», устроенная в одном из корпусов монастыря. 17 августа 1823 года освящен соборный Крестовоздвиженский храм. Вскоре была построена больница для бедных и престарелых женщин.

После игумении Дорофеи Крестовоздвиженским монастырем управляла монахиня Вера, постриженница и воспитанница этой обители. При ней в 1838 году при монастыре было открыто училище для девочек-сирот, посажен фруктовый сад, произведена реконструкция Крестовоздвиженского храма. При игумении Вере под алтарем главного храма была устроена и освящена в 1854 году церковь в честь Иверской иконы Божией Матери. После игумении Веры монастырь возглавляли настоятельницы: Асенефа I, Дорофея II, Вера II, Асенефа II. Все они были погребены в церкви-усыпальнице в честь Иверской иконы Божией Матери, которая находится под алтарем главного храма.

Крестовоздвиженский монастырь видел в своих стенах множество знаменитых путешественников и удостоился посещения высочайших особ. В нем были: 19 августа 1824 года – принц Александр Вюртембергский, 31 июля 1834 года – принц Петр Ольденбургский, 27 августа 1845 года – Его Императорское Высочество герцог Максимилиан Лейхтенбергский, 12 августа 1850 года – Их Императорские Высочества великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич.

Ежегодно в Светлую субботу на Пасхальной неделе в Крестовоздвиженский монастырь из Оранского монастыря приносили Оранскую-Владимирскую икону Божией Матери, одну из самых почитаемых в Нижнем Новгороде. Затем крестным ходом, в котором участвовало все духовенство Нижнего Новгорода, икону переносили в храмы Кремля и города.

Обитель была закрыта в 1917 году после Октябрьской революции. В советское время в зданиях монастыря располагались производственные помещения, склады, конторы и жилые квартиры.

Возрождение Крестовоздвиженского собора началось в 1995 году. К 1999 году храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня был восстановлен. Решением Священного Синода от 25 марта 2004 года приход собора в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня города Нижнего Новгорода переименован в Крестовоздвиженский женский монастырь. 10 декабря 2006 года в Крестовоздвиженском монастыре прошло перезахоронение останков игумений Дорофеи I, Веры I, Асенефы I, Дорофеи II, Веры II, Асенефы II, управлявших монастырем с 1830 по 1908 годы. Останки были обнаружены во время археологических раскопок летом 2006 года и были захоронены в новых гробах в подклете Крестовоздвиженского собора. В настоящее время продолжаются ремонтные и восстановительные работы в возрождающейся обители.

Храмы монастыря

Собор в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Святыни монастыря

Крест-распятие, пронесенный по Крестному пути Спасителя в Иерусалиме.
Крест с частицей древа Животворящего Креста Господня.
Ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых.






При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: